Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политические аспекты государственно-частного партнерства в реализации концепции электронного правительства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для российской политической практики форма государственно-частного партнерства имеет особое значение. С ее помощью пытаются (правда с переменным успехом) модернизировать систему отношений «властьобщество», улучшить качество оказания государственных услуг населению, и тем самым повысить уровень доверия населения к власти. В развитии технологий государственно-частного партнерства руководство нашей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политические основы государственно-частного партнерства
    • 1. 1. Государственно-частное партнерство: сущность, форма и содержание
    • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в политической практике
    • 1. 3. Роль государственно-частного партнерства в формировании электронного правительства в России и зарубежных странах
  • Глава 2. Особенности реализации государственно-частного партнерства в процессе функционирования электронного правительства
    • 2. 1. Структурно-функциональные особенности государственно-частного партнерства в системе электронного правительства
    • 2. 2. Политические риски реализации проектов государственно-частного партнерства в электронном правительстве
    • 2. 3. Институционализация государственно-частного партнерства как фактор развития электронного правительства в современной России

Политические аспекты государственно-частного партнерства в реализации концепции электронного правительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена значительным интересом к государственно-частному партнерству со стороны государственной власти и бизнес-сообщества как в Российской Федерации, так и за рубежом. Любое демократически развитое государство характеризуется активным участием в его политических процессах не только органов государственной власти, но представителей общественности, бизнес-сообщества. При этом в процессе принятия политических решений акторы стараются выдерживать баланс интересов государства, коммерческого сектора и населения. В практическом воплощении многих социально-политических задач задействован частный сектор: государство передает бизнесу часть своих полномочий, но сохраняет за собой контроль над деятельностью этих коммерческих организаций. В начале XXI столетия для руководства нашего государства стало очевидным, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Начался поиск оптимальных форм и видов взаимодействия государственного и коммерческого сектора в сфере политического управления России, анализ зарубежного опыта социального партнерства бизнеса с властью. Одной из наиболее развитых форм взаимодействия государственных органов власти и бизнеса, имеющей широкое распространение в странах Запада, явилась форма государственно-частного партнерства, которая и была позаимствована для российской практики. Но чисто механическое копирование зарубежного опыта привело к серьезным проблемам в реализации государственно-частного партнерства в современной России. Это обстоятельство детерминировало потребность в проведении углубленного исследования технологий государственно-частного партнерства в ведущих странах мира, и в теоретическом расчете возможностей внедрения данных технологий в российских условиях.

Одновременно с этим, политическая элита нашей страны осознала тот факт, что для достижения инновационного уровня развитых стран России необходимо активно развивать электронное правительство, реализовывать идеи электронной демократии, поскольку IT-технологии напрямую влияют «на эффективность государственного управления и даже на политическую систему», стимулируют дальнейшее развитие демократии и гражданского общества1. С одной стороны, с 2008 года активно предпринимаются шаги по расширению практики электронного правительства и оказания электронных государственных услуг населению. На заседаниях Президиума Госсовета и Совета по развитию информационного общества регулярно озвучиваются вопросы создание электронного правительства, которое позволит гражданам непосредственно из дома отправлять декларацию, заключать договоры, узнавать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти2. В 2012 году было создано отдельное министерство «Открытое правительство», основным вектором работы которого является привлечение граждан к решению конкретных государственных вопросов, обсуждение законопроектов. Но с другой стороны, многие проблемы, существующие в этой сфере с 2008 года, так и остались не устраненными. Не выполняются прямые распоряжения и постановления Правительства, особенно касающиеся организации механизма оказания государственных услуг населению в электронном виде4. Данная проблема так же требует отдельного всестороннего научного анализа.

Основной причиной, по которой реализация проекта электронное правительство сильно осложнена в России, является низкий уровень.

1 См.: Интернет-сайт Президента Российской Федерации.

2 См.: Интернет-сайт Президента Российской Федерации.

3 URL: Шр://большоеправительство.рф/т1шз1:гг17 (дата обращения 21.11ю2012).

4 Распоряжения от 28 декабря 2011 г. № 2415-р «Об услугах в электронном виде. О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации», Распоряжение от 28 декабря 2011 г. № 2415-р, от 17 марта 2011 г. № 442-р, от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «Об утверждении плана перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 -2015 годы» и др. компьютерной грамотности госслужащих. И, в отличие от финансовых и организационных причин, ее устранить сложнее всего, «потому что она ментальная». Но в условиях формирующегося российского информационного сообщества обеспечение открытости и прозрачности государственной службы невозможно без соответствующей квалификации государственных служащих в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Соответствие квалификационных требований современным реалиям является важной гарантией реализации основных прав и свобод человека и гражданина при взаимодействии с органами государственной власти, и предполагает повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в области ИКТ. Именно поэтому Президент требует «не только организовать непрерывное обучение госслужащих, но и ввести этот критерий в результаты периодической аттестации». Президент сформулировал так задачу: «.чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А, стало быть, должен искать себе иное место приложения труда"5.

Вместе с тем, развитие электронного правительства сдерживает и недостаточный уровень компьютерной грамотности населения. Проблема реализации «электронного правительства» тесно связана с проблемой т.н. «цифрового неравенства» — существующей разницей в информационной подготовке, информационных возможностях, которые имеются между людьми, живущими в нашей стране, что создаёт так называемый информационный разрыв, «цифровое неравенство». Кроме того, одной из существенных проблем современного российского общества является не только развитие ИКТ, но и умение как можно большего числа людей ими пользоваться. Мало чисто технически создать систему «электронного правительства». Граждане должны знать, как им реально в повседневной жизни воспользоваться ее возможностями. Чтобы 1Т-технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей, многое зависит не только от усилий со стороны.

5 См. Интернет-сайт Президента РФ государства, но и от того, насколько активно сами граждане готовы осваивать и использовать новые технологии. А это значит, что не только надо делать более доступными компьютеры и Интернет, но гражданам надо помочь понять преимущества использования ИКТ и обучить пользованию этими технологиями. При этом необходимо, по мнению Президента, делать ставку на то, что «ключевую роль в этих процессах сыграют региональные программы информатизации и, соответственно, внедрение образовательных стандартов и программ в развитие непрерывного образования"б.

Как показывает российская практика, не налажена необходимая разъяснительная работа среди госслужащих и широких слоев населения весьма важных основополагающих международных и российских законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих построение информационного общества в России, что сдерживает развитие этих процессов в стране и для.

6 Там же. п.

Документы Всемирного Саммита по информационному обществу («VSIS): «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (Женевская декларация принципов от 12 декабря 2003 года), Женевский «План действий» от 12 декабря.

2003 года, «Хартия о сохранении цифрового наследия», ЮНЕСКО, Париж, 2003 год,.

Хартия глобального информационного общества" (Окинава, 22 июля 2000 года), Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГСтратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 года, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» от 28 января 2002 г. № 65 с изм. от 15 августа 2006 г.) — Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г., Доктрина информационной безопасности РФ, Федеральные Законы РФ: «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.№ 152- ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, «Об электронной цифровой подписи» (с изменениями от 8 ноября 2007 г.), от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ, «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ, «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (с изм. на 12 мая 2009 года) от.

13 января 1995 года № 7-ФЗ, «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» от 19.12.2005 г. № 160, Постановления Правительства РФ: от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», от И сентября 2003 г. № 33 об утверждении «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой информационно-справочной системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет», от 06 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года», от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об устранения этой проблемы в нашей стране могут быть применены образовательные программы, реализуемые по схеме государственно-частного партнерства, как это осуществляется в ряде развитых стран Запада.

Таким образом, государственная власть осознает важную роль дальнейшего успешного развития электронного общества — с одной стороны, а с другой — недостаточно полно реализует возможности государственно-частного партнерства, проекты которых, на наш взгляд, могли бы эффективно решить ряд проблем развития и внедрения электронного правительства, обеспечить эффективный подход к решению наиболее важной задачи по внедрению современных информационных технологий при оказании государственных услуг гражданам в электронном виде, а также повышении квалификации персонала, участвующего во внедрении проектов, ликвидации компьютерной неграмотности населения, устраняя тем самым острую политико-конфликтогенную проблему «цифрового неравенства».

Важность научного осмысления роли государственно-частного партнерства в процессе реализации концепций электронной демократии, электронного правительства вызвана внутренними противоречиями современного 1Т-взаимодействия власти и бизнеса, опасностью перерастания их во внутриполитический конфликт, в противостояние политической и бизнес-элит, что способно выступить тормозом, ингибитором политического развития всего российского общества. А поскольку глобальная информатизация уже привела к появлению большого количества новых видов угроз политической системе России, детерминировала информационно-политические риски, трансформировала традиционную структуру отношений институтов государства и гражданского общества, то в интересах эффективного утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота", от 12 февраля 2003 г. № 93 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», от 17 ноября 2007 г. «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», от 15.09.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» и др. управления всеми этими процессами государству становится необходимо объединять усилия с бизнесом и «третьим» сектором. В свою очередь, для повышения качества функционирования государственно-частного партнерства в системе электронного правительства России нужно предварительно изучить зарубежный опыт взаимодействия бизнеса с государством, и научно обосновать применимость той или иной технологии государственно-частного партнерства в российских условиях.

Актуальность изучения государственно-частного партнерства в сфере электронного правительства обусловлена также наличием большого количества нерешенных проблем в данной сфере. Это и необходимость результативного взаимодействия власти всех уровней с гражданским обществом через частный сектор, и реализация прав граждан на доступ к общественно-значимой информации, и потребность в повышении уровня доверия граждан к органам государственной и муниципальной власти, и, как следствие, повышение эффективности оказания государственных услуг в электронном виде в целях совершенствования деятельности государства. Все эти факторы актуализируют тему настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Всю совокупность имеющейся научной литературы по взаимодействию государства и бизнеса в процессе реализации концепции электронного государственного управления целесообразно разделить на два больших блока. Первый блок составляют труды по изучению феноменов информационного постиндустриального общества, электронной демократии, и более узких вопросов — проблем внедрения в политическую практику концепций электронного правительства, систем оказания электронных государственных услуг, обеспечения транспарентности органов государственной власти и т. п.

Теория информационного общества стала формироваться на Западе в 1970;ые годы. Ее основные положения были разработаны Д. Беллом, М.

Кастельсом, Р. Катцом, И. Масудой, М. Поратом, М. Рубиным, Э. Тофлером, 8. Эти исследователи считали неизбежной трансформацию индустриально развитого общества в информационное в силу научно-технической революции и глобальной информатизации всей социальной сферы человеческой деятельности. К аналогичным выводам пришли в 2000;ые годы и российские ученые: В. Г. Белов, Т. В. Ершова, Д. В. Иванов, B. J1. Иноземцев, A.B. Чугунов и другие9. Концепции «электронной демократии» и «электронного правительства» так же попали в фокус научного интереса отечественных политологов. Об этом можно судить по работам JI. Винокурова, Е. К. Волчинской, В. Горностаева, В. Горчакова, O.K. Дергуновой, О. Евдокимова, A.B. Зензинова, С. Казарина, С.М. Миронова10. Эти авторы основной акцент делали на политико-правовом и политико-организационном аспекте анализа концепций, применительно к современным российским условиям. Механизм.

8 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М, 1986 (Bell D. The Social Framework of the Information Society. The Computer Age: A Twenty Year Wiew. London, 1981) — Кастельс M. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. М. 1999; Тофлер Э. Проблема власти на пороге XXI века // Свободная мысль. 1992. № 2. С. 16- Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988. 168 p.- Masuda I. The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1983; Porat M., Rubin M. The Information Society: Development and Measurement. Wash., 1978. — 87p.

9 См.: Белов В. Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества. М. 2002. С. 36. Ершова Т. В. Концептуальные основы перехода к информационному обществу XXI века // Развитие информационного общества в России. Том 1.С.31−42- Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб. 2000. С. 51−53- С.41- Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. 304 е.- Чугунов A.B. Перспективы развития в России «информационного общества» // Полис. 2002. № 5. С. 149.

10 Винокуров JI. Обеспечение электронного документооборота между органами власти // Электронная Россия. 2004. № 2- Волчинская Е. К Киберпространство: проблемы нормативного регулирования // Электронная Россия. 2004. № 3- Горностаев В. Создание стандартов взаимодействия — этап развития систем электронного документооборота // Электронная Россия. 2004. № 2- Горчаков В. Государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре // Электронная Россия. 2004. № 5- Дергунова O.K. Информационные технологии и эффективность работы государственных организаций // Информационное общество. 2005. № 2- Евдокимов О. Деятельность ОАО «ВолгаТелеком» по созданию единого информационного пространства ПФО // Электронная Россия. 2004. № 3- Зензинов A.B. О некоторых итогах и проблемах реализации программы развития муниципальной информатики // Электронная Россия. 2004. № 4- Казарин С. Социально ориентированная система управления регионом в Самарской области // Электронная Россия. 2004. № 2- Миронов С. М. Новые технологии служат демократии // Электронная Россия. 2004. № 3. оказания электронных государственных услуг населению нашел свое отражение и осмысление в исследованиях И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, И. С. Мелюхина, JT.A. Морозова, C.B. Орлова, Ю. А. Тихомирова. По мнению данной группы авторов, государственные структуры в условиях стремительной информатизации призваны, прежде всего, решать задачи по созданию эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшать взаимодействие с населением11.

Актуальность проблемы электронного государственного управления для современной России обусловила появление в последнее десятилетие большого количества диссертационных исследований по данной проблематике. Здесь необходимо особо выделить представителей саратовской политологической школы: Ю. М. Алексеева, Р. В. Базаева, А. Л. Бутенко, И. С. Додина, Е. В. Ковалеву, Ю. А. Королева, А. В. Кузнецова, А. Н. Панина, М. А. Сажина, В. А. Смагина, Н.В.Тыклюк12. Важные теоретические и прикладные аспекты внедрения.

11 См.: Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право. Http://www.fact.ru/ num05/ html (aaTa обр 10.11.2011) — Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 152−153- Мелюхин И. С. Информационное общество и государство. Http://www.medialaw.ru/publications/zip/30/society.html (дата обр.10.11. 2011) — Орлов C.B. Социальная карта москвича — новая культура социального обслуживания // Информационное общество. 2005. № 2- Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 2001. С. 72- Тихомиров Ю. А. Правовой режим информационных процессов. Национальное законодательство и международное сотрудничество // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1993. № 7. С. 3−4.

12 Алексеев Ю. М. Особенности политической Интернет-коммуникации: региональный аспект. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2010; Базаев Р. В. Государство в информационном политическом пространстве России. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2008; Бутенко A. J1. Электронное государственное управление в системе взаимодействия «власть-общество». Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2009; Додин И. С. Информационно-коммуникационные технологии в системе государственного управления регионом. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2007; Ковалева Е. В. Обеспечение транспорентности органов местного самоуправления современной России в процессе информатизации политического управления. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2010; Королев Ю. А. Информационно-политические императивы региональной безопасности (на примере Саратовской области). Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2009; Кузнецов A.B. Политика информатизации административной сферы в современной России. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2010; Панин А. Н. Вызовы и угрозы политической системе России в условиях глобальной информатизации. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2006; Сажин М. А. «Электронное электронного правительства в российскую политическую практику исследуются в диссертациях и многих других авторов13.

Второй блок научной литературы включает в себя исследования различных форм и способов взаимодействия государственного и частного сектора. Здесь изначально необходимо отметить, что в России и за рубежом проблемой взаимоотношений политики и экономики, изучением роли политических институтов в хозяйственной жизни страны занимались ученые различных отраслей знаний — философы, политологи, экономисты, социологи, юристы (о чем свидетельствуют многочисленные труды М. Вебера, Е. Вятра, П. Друкера, В. Зомбарта, Дж.М. Кейнса, В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Мизеса, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Ф. Энгельса, Л. Эрхарда, Л. И. Абалкина, Н. И. Азарова, Ф. М. Бурлацкого, A.A. Галкина, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, Г. В. Осипова, Э. А. Позднякова и др.). Анализу роли государства в современной экономике посвящено множество работ, среди которых можно выделить фундаментальные труды западных ученых — Э. Аткинсона, Д. Стиглица, Г. Таллока, И. Шихаты, а также регулярные доклады аналитиков Всемирного банка14. Среди современных отечественных исследователей различных аспектов взаимодействия государственной власти и бизнеса можно назвать М. Н. Афанасьева, Е. Т. Гайдара, С. Ю. Глазьева, Г. А. Дробота, А. Ю. Зудина, правительство" - инструмент модернизации общественных отношений в России и проблемы обеспечения информационной безопасности. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2005; Смагин В. А. Обеспечение информационной открытости политической системы России. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2007; Тыклюк Н. В. Проблемы обеспечения «прозрачности» и доступности власти в современной России. Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2007.

13 Иванов Д. Г. Использование интернет-технологий субъектами российского политического процесса в конце 1990;х — 2001 гг. Авт. дисс. канд. полит, наук. М., 2002; Солодов В. В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления. Автореф. дис. .канд. полит, наук. М., 2007; Стырин Е. М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития. Дис.. канд. социол. наук. М., 2006; Титаренко О. В. Становление современного информационного пространства российской региональной политики. Авт. дисс.. канд. полит, наук. М., 2003; Яковлева Е. А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского государства. Дис. канд. полит, наук. М., 2006.

14 Аткинсон Л., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. — М., 1995; Таллок Г. Новый федералист. — М., 1993. Шихата И. Правовая реформа. Теория и практика. — М., 1998; Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии / Всемирный банк. — М., 1997.

А.Д. Некипелова, И. М. Осадчая, Я. Ш. Паппэ, С. П. Перегудова, Ф. И. Шамхалова, Ю. Шишкова, Е. Ясина и др15.

В контексте настоящего диссертационного исследования особый интерес представляют работы по анализу государственно-частного партнерства как формы взаимодействия государства с частным (коммерческим) сектором. Вначале заметим, что государственно-частное партнерство не является какой-то новой технологией в политико-управленческой практике. Еще в Древнем Риме места общественного пользования (бани, базары, дорожные переправы) передавались государством в частные руки на определенный срок для более эффективного управления (так появились первые «мунисипы»). На протяжении многих последующих веков история видела примеры успешных форм государственно-частного партнерства, но только в конце XX века ученые стали отдельно и подробно изучать данную технологию взаимодействия. Возможно, что импульсом повышения интереса к государственно-частному партнерству послужили как глобализация, так и экономические кризисы, заставляющие правительства разных стран искать наименее затратные для бюджета пути предоставления государственных услуг населению. Как показала практика, весьма эффективно и «полезно» для государственного бюджета переложить на время ответственность за определенные объекты на «плечи» частного сектора, подождать, пока частный сектор успешно справится со становлением и.

15 Афанасьев М. Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк // Полис. — 1996. — № 6,1997. — № 1. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. М., 1995; Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. И. М. Осадчая. — М., 2006; Глазьев C.IO. Экономика присвоения — это тупик // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 1- Дробот Г. А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2002. — № 3. Зудин А. Ю. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. — 2001. — Т. 6. — № 4- Некипелов А. Д. Управление государственными активами: в поисках рыночной альтернативы // Управление собственностью. — 2003. — № 1. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1999 — 2000. — М., 2000. Перегудов С. П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. — М., 2005; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: Основы взаимодействия. Уч. пос. — М., 2003; Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире // Экономист. — 1999. — № 1- Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. -2006. — № 4. активным функционированием этих объектов, а затем вернуть данные объекты под свое начало.

Сегодня различные аспекты сущности понятия государственно-частного партнерства, а также процессы его формирования и функционирования, довольно глубоко изучаются зарубежными исследователями, среди которых необходимо выделить работы Т. Барнекова, Р. Бойла, JI. Джезируски, М. Б. Джеррарда, С. Китадзима, Ф. Кука, Д. Рича. Особенности государственно-частного партнерства как политического феномена рассматриваются и в работах российских авторов, например: О. С. Белокрыловой, В. Г. Варнавского, Л. И. Ефимовой, В. А. Михеева, Т. Санниковой, Б. Столярова, А. Шмарова16. Важные политико-правовые аспекты государственно-частного партнерства в России нашли свое отражение в работах М. В. Вилисова, B.C. Сулакшина, Е. А. Хрусталевой, В.И. Якунина17.

Отметим, что в России тема государственно-частного партнерства возникла первоначально в очень «расплывчатом» виде и была недооценена. Ее принципы пытались применять к различным отраслям: транспорт, дорожное строительство, технологии, инвестиции и др. Затем большой интерес к теме государственно-частного партнерства стали проявлять Президент Российской Федерации, Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при.

16 Белокрылова О. С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. — М., — 2006; Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М., 2005; Он же. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика. — М., 2005. Он же. Партнерство государства и частного сектора: Теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 7- Ефимова Л. И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт // http://www.eatu.ru/?gstrAction=DOC&gintDocID=71 (Обр. 06.06.2012) — Михеев В. А. Государственночастное партнерство: политика и механизм реализации // Проблемы формирования государственных политик в России. — М., 2006; Санникова Т. Public — private partnership // http:// www.opec. ru / commentdoc. asp? dno=46 833 (Обр. 25.05.2011) — Столяров Б., Шмаров А. РРР: перевод на русский // Эксперт. — 2006,25 декабря. — № 48(542).

17 Вилисов М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. — 2006. — № 7- Сулакшин С. С., Вилисов М. В., Хрусталева Е. А. Государственно-частное партнерство в дорожной сфере // Научный эксперт: Проблемы правового регулирования дорожной деятельности в Российской Федерации. Выпуск № 2 (9). — М., 2005; Якунин В. И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. — 2007. — № 2.

Правительстве России. Сегодня в органах государственной власти создаются экспертные советы по данной проблеме, существует и особый интерес со стороны финансового сектора, консалтинговых компаний. Государственно-частное партнерство — проекты довольно гибкие, и, на наш взгляд, применимые ко многим областям экономики и сферам государственной ответственности перед гражданами. Именно действуя через государственно-частное партнерство можно успешно реализовать в жизнь положения Государственной программы построения информационного общества в России на период до 2020 года и реализовать переход от «бумажной канители» с очередями и бюрократической неповоротливостью к четкому предоставлению госуслуг в электронном виде. Но при этом содержание и формы государственно-частного партнерства, а также способы его эффективного применения в российском государственном электронном управлении исследованы пока недостаточно. В частности, не отражены в современной отечественной науке такие вопросы, как возможность применения в России международного опыта в сфере государственно-частного партнерства при переходе к государственным услугам в электронном видемеханизмы реализации таких проектов с учетом российской спецификивопросы комплексного подхода к развитию нормативно-правовой базы государственно-частного партнерствавопросы обеспечения государственной поддержки и гарантий для бизнеса на вложенные средства в проекты государственно-частного партнерства. Исходя из этого, были сформулированы объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.

Объектом диссертационного исследования является государственно-частное партнерство как политический институт в процессе реализации концепции электронного правительства.

Предметом исследования являются отечественные и зарубежные практики взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства в условиях информатизации политического управления.

Целью диссертации является выявление политических особенностей формирования государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных государственных услуг населению в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

• проанализировать основные концептуальные подходы к феноменам государственно-частного партнерства и электронного правительства;

• систематизировать имеющиеся научные данные о политических аспектах взаимодействия бизнеса и государства в процессе внедрения системы электронного государственного управления;

• выявить информационно-политические риски при становлении института государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных государственных услуг населению;

• изучить зарубежный опыт партнерских отношений между государством и частным сектором и определить перспективы его использования в современной России;

• сделать теоретические обобщения по укреплению государственно-частного партнерства в российской политической практике оказания электронных государственных услуг населению.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных методов познания социально-политических явлений и специализированных приемов анализа, связанных с особенностями обозначенного проблемного поля диссертации. Многогранность содержания феномена государственно-частного партнерства, противоречивость взаимоотношений органов государственной власти и частного сектора в России и ряде зарубежных стран, сложность реализации концепции электронного правительства обуславливает применение разнообразных научных подходов для достижения цели диссертационного исследования.

Ключевыми методами выступили сравнительный, системный и структурно-функциональный подходы. При помощи сравнительного метода проводилось сопоставление политических практик государственно-частного партнерства в различных странах мира, динамики реализации электронного правительства в России и странах Запада. Системный подход позволил подойти к изучению процесса формирования государственно-частного партнерства и развития электронного государственного управления как составной части общего процесса модернизации общества. С его помощью были также детализированы процессы возникновения политических и информационно-политических рисков при переходе к форме государственно-частного партнерства. При использовании структурно-функционального подхода была, во-первых, определена общая структура государственно-частного партнерства в процессе реализации концепции электронного правительства, выделены базисные его элементыво-вторых, раскрыты связи между компонентами электронного правительства и системы взаимодействия в форме государственно-частного партнерства, между отдельными институтами государства, частного и третьего сектора.

Теоретическую базу диссертации составили концепции, идеи, гипотезы отечественных и зарубежных ученых по проблемам взаимодействия государственной власти и частного сектора: В. Г. Варнавского, М. В. Вилисова, С. С. Сулакшина, В. И. Якунина, Т. Барнекова, Р. Бойла, Д. Рича. Применение совокупности названных методов и теоретической базы позволило комплексно подойти к решению поставленных исследовательских задач.

Источниковая база исследования. Диссертация написана на разнообразном материале, носящем репрезентативный характер, который включает в себя несколько категорий источников. Первую категорию составляют международные нормативно-правовые акты, в частности, пакет документов Всемирного Саммита по информационному обществу (Женева, 12 декабря 2003 года), Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГзаконодательные и подзаконные акты Российской Федерации и стран Европейского Союза, прямо или косвенно затрагивающих вопросы регламентации форм государственно-частного партнерства.

Вторую категорию источников составляют российские и зарубежные доктринальные документы (в том числе: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегия цифровой экономики Канады, Направления развития цифровой экономики Австралии).

К третьей категории источников относятся официальные интернет-сайты Президента и Правительства России, федеральных органов государственной власти, а также Правительства Соединенного Королевства, Франции, информативно отражающие современное состояние государственно-частного партнерства в их стране.

В четвертую категорию входят и разнообразные статистические, справочные, информационные материалы, описывающие практический опыт реализации государственно-частного партнерства в ведущих странах мира.

Научная новизна диссертационного исследования заключена в самой постановке проблемы и в тех теоретических обобщениях, которые сделаны в итоге работы. Они содержатся в ряде достигнутых научных результатов, в том числе:

• дана авторская интерпретация понятия «государственно-частное партнерство» как формы взаимодействия государства и бизнеса в условиях глобальной информатизации;

• определена общая структура государственно-частного партнерства в процессе реализации концепции электронного правительства, выделены его базисные элементы;

• предложена новая классификация государственно-частных партнерств, основанная на выделении их институциональных моделей;

• выявлены основные виды политических и информационно-политических рисков при создании и развитии государственно-частного партнерства в сфере предоставления электронных государственных услуг;

• проанализирован зарубежный опыт выстраивания партнерских отношений между государством и частным сектором при построении электронного правительства, рассмотрены возможности его использования в условиях Российской Федерации;

• определен круг задач в сфере модернизации российского общества, эффективное решение которых невозможно без консолидации усилий государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства;

• предложены методологические подходы по формированию института государственно-частного партнерства в российских условиях;

Настоящая работа представляет собой одну из первых научных попыток системно исследовать политико-институциональные и структурно-функциональные аспекты государственно-частного партнерства в контексте реализации проекта электронного правительства и внедрения технологий оказания электронных государственных услуг населению в современной России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Государственно-частное партнерство в России и в зарубежных странах представляет собой одну из форм социального партнерства между государством и бизнесом, позволяющую в современных условиях глобализации достаточно эффективно взаимодействовать, консолидировать усилия при решении общих политических задач. Для укрепления данной формы взаимодействия она должна быть обязательно институционально и организационно оформлена. Только в форме политического института государственно-частное партнерство (как свидетельствует опыт ведущих стран мира) способно успешно реализовывать социально значимые проекты, в том числе проект оказания электронных государственных услуг населению.

2. В странах Запада институт государственно-частного партнерства прошел длительную эволюцию своего развития: от эпизодических складывающихся простейших форм взаимоотношений до устойчивой системы отношений органов власти и частного сектора на паритетных началах. Изначально национальные правительства успешно использовали модели государственно-частного партнерства в социальных секторах, его применение в сфере информационно-коммуникационных технологий и электронного правительства относительно ново. Но уже к первому десятилетию XXI века данная модель успела сложиться как полноценный политический институт, что позволило ему быть максимально эффективным в процессе взаимодействия государства и бизнеса в системе электронного государственного управления. В Российской Федерации на сегодняшний день наблюдается лишь начальный этап становления формы государственно-частного партнерствакроме того, развитие в стране гражданского общества и системы электронного правительства находится на достаточно низком уровне. Все это отражается на низкой эффективности использования в российской практике реализации концепции электронного правительства такой еще не устойчивой формы взаимодействия бизнеса с государством как государственно-частное партнерство. Можно констатировать, что внедрение формы государственно-частного партнерства в российскую практику идет крайне медленно: остаются нерешенными методологические вопросы концепции перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса в сфере электронного правительства, отсутствуют наработанные схемы и опыт партнерства в этой отрасли, неразвита законодательная и нормативная базы на всех уровнях, интенсивное внедрение государственно-частного партнерства сдерживают и многие бюрократические процедуры.

3. Модернизация современного российского общества, охватывающая социально-политическую систему, в том числе и сферу реализации концепции электронного правительства, имеет множество проблем, постоянно сталкивается с различного рода препятствиями на своем пути. В современном глобализирующемся мире их преодоление невозможно без объединения усилий государственного, частного и третьего сектора. Поэтому потребность в институте государственно-частного партнерства для современной России вполне объективна. Среди проблем, успешное решение которых возможно лишь путем создания государственно-частного партнерства, можно назвать: формирование гражданского общества, поддержание стабильности этноконфессиональных и социальных отношений, повышение уровня доверия к власти со стороны населения, участие населения в принятии государственных решений, общественный контроль над деятельностью государственной власти, реализация концепций электронного правительства, электронной демократии, обеспечение информационной и экономической безопасности государства и т. п.

4. В целях повышения конкурентоспособности Российской Федерации в контексте построения глобального информационного общества требуется применение технологий государственно-частного партнерства в интенсивно развивающейся сфере оказания государственных услуг в электронном виде, так как, судя по зарубежному опыту, государственно-частное партнерство способно решать масштабные общегосударственные задачи и успешно содействовать реализации федеральных и региональных программ. При этом можно назвать два необходимых условия для институционализации в современной России государственно-частного партнерства. Государство при определении стратегических целей развития страны должно реально продемонстрировать готовность к равноправному партнерству с бизнесом, а частный сектор, в свою очередь, должен видеть реальную поддержку со стороны государства, активно участвовать в реализации долгосрочных совместных проектах, не опасаясь возможных рисков в этой сфере. Без выполнения этих двух условий все попытки перенять опыт Запада по развитию в нашей стране государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных государственных услуг населению не будут иметь никакой практической отдачи.

5. При реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде можно выделить несколько сильных сторон, прямую выгоду для каждого участника данного партнерства. Для государственного сектора это — протекционистская политика закупок, сбалансированность целей для удовлетворения общественных потребностей, трудовые и капитальные ресурсыдля частного сектораэффективность управления, доступ к новейшим технологиям, повышение квалификации персонала, комплексное использование ресурсов. Механизм государственно-частного партнерства позволяет объединить сильные позиции каждой стороны. В частности, основными преимуществами государственно-частного партнерства при реализации услуг населению в электронном виде является то, что данный механизм позволяет: осуществить распределение взаимного риска и ответственности между партнерами, улучшить качество обслуживания населения (стимулирование повышения качества ввиду платности услуг, предоставляемых компаниями-операторами), и др.

6. Использование модели государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных государственных услуг населению имеет ряд сдерживающих факторов: принадлежащее государству право распоряжения созданным инфраструктурным объектом сильно ограничено, а, следовательно, государство теряет часть контрольных и регулирующих функцийимеются риски в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты конституционных прав граждан, риск выбора не соответствующего необходимым требованиям частного партнеранеопределенность в регулировании оплаты услуг со стороны государства, которую взимает частная сторона с третьих лиц за пользованием услугой.

7. Для укрепления государственно-частного партнерства в процессе развития системы электронного правительства в Российской Федерации необходимо выполнение следующих практических задач: совершенствование законодательства в области государственно-частного партнерства, обеспечение мер по эффективному планированию и управлению процессами подготовки и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, установление критериев оценки эффективности реализации проекта через качество предоставления государственных электронных услуг населению, обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области государственно-частного партнерства. На наш взгляд, реализация вышеуказанных задач не потребует дополнительного финансирования за счет средств государственного бюджетавсе необходимые меры вполне возможно осуществить при стандартном финансировании министерств и их информационно-аналитических отделов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит, во-первых, в приращении научных знаний в области взаимодействия государства и гражданского общества, осуществления общественного контроля над органами государственного управления, оптимизации прямой и обратной связи между элементами социально-политической системы Россииво-вторых, в возможности применения основных выводов диссертации при разработке и реализации конкретных проектов государственно-частного партнерства на федеральном, региональном и муниципальном уровне в сфере оказания электронных услуг населению.

Результаты исследования также могут быть использованы в учебном процессе по направлениям подготовки «Политология», «Государственное и муниципальное управление» для улучшения профессиональной подготовки студентов (бакалавров, магистров), а также в системе повышения квалификации руководителей, государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации излагались автором на двух международных научно-практических конференциях «Электронное государственное управление: проблемы и перспективы» (Саратов, 28 мая 2009 г. и 30 мая 2010 г.), на научно-практических Интернет-конференциях 18АСА (24 марта и 15 мая 2012 г.), на внутривузовской научной конференции (СГСЭУ, апрель 2012 г.) и на заседании секции «Проблемы современного электронного государственного управления» региональной научной конференции «Времен связующая нить» (Саратов, 26 декабря 2012 г.), были отражены в шести научных публикациях, в том числе в одной коллективной монографии и в двух журналах, включенных в Перечень.

ВАК. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и политологии Саратовского государственного социально-экономического университета и рекомендована к защите.

Структура работы определена поставленными задачами и отражает особенности методологии исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Устойчивое политическое развитие демократического государства всегда предполагает наличие эффективной формы взаимодействия государства, бизнеса и «третьего сектора». Поэтому поиск оптимальной модели взаимоотношений органов государственной власти с коммерческими организациями и институтами гражданского общества постоянно находится в центре внимания ученых и специалистов во всем мире. Этим обуславливается научный интерес к государственно-частному партнерству как одной из форм объединения усилий власти и бизнеса на пути строительства демократического общества. В век массовой интернетизации, формирования глобального информационного общества, когда любые формы взаимодействия между субъектами политики и экономики приобретают интерактивный характер, механизм государственно-частного переносится на плоскость «электронного государства», начинает работать в виртуальном пространстве политики и, как показало наше исследование, успешно решать весьма важные социально- -значимые задачи.

Для российской политической практики форма государственно-частного партнерства имеет особое значение. С ее помощью пытаются (правда с переменным успехом) модернизировать систему отношений «властьобщество», улучшить качество оказания государственных услуг населению, и тем самым повысить уровень доверия населения к власти. В развитии технологий государственно-частного партнерства руководство нашей страны видит способ трансформации российского предпринимательства в социально-ответственный бизнес. По этой причине власть начала предпринимать активные шаги по созданию и развитию в России института государственно-частного партнерства. В послании Президента Российской Федерации о Бюджетной политике в 2011;2013 годах прямо указывается, что «необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение и внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.». По итогам заседания Международного консультативного совета по созданию и развитию международного финансового центра, состоявшегося 28 октября 2011 года, Правительству России поручено представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования механизмов привлечения средств из внебюджетных источников финансирования и развития государственно-частного партнерства. Правительством России осуществляется разработка проекта федерального закона, направленного, в том числе, на расширение возможных форм реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, также прорабатывается вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части закрепления долгосрочных (свыше 3 лет) финансовых обязательств Российской Федерации перед получателями — - бюджетных средств:

Проанализировав государственно-частное партнерство в ведущих странах мира и в Российской Федерации как форму взаимодействия государственного и частного сектора в процессе решения социально-политических задач, оценив возникающие проблемы при его имплементации, был сделан вывод, что для успешного развития в нашей стране института государственно-частного партнерства на текущий момент времени необходимо:

— совершенствование законодательства в области государственно-частного партнерства;

— обеспечение разработки мер по эффективному планированию и управлению за процессами подготовки и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

— установление независимыми экспертными группами четких критериев для оценки эффективности реализации проекта через качество предоставления услуг населению;

— обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов в области государственно-частного партнерства.

Механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных средств при развитии различных видов инфраструктуры электронного правительства. Органы государственного или муниципального управления могут использовать государственно-частное партнерство вместо традиционных методов бюджетного финансирования капитальных вложений в объекты инфраструктуры при создании электронного правительства и повышении качества оказания госуслуг в электронном виде. Этим они достигают целей оптимизации и экономии бюджетных расходов, значительного улучшения качественных и количественных параметров при реализации проектов обслуживания населения с применением информационных технологий.

Оценка текущей ситуации в рассматриваемой сфере, а также ее влияния на общественно-политическое развитие страны показала, что существует острая необходимость «разработки национальной программы развития государственно-частного партнерства, в том числе, государственно-частного партнерства в сфере предоставления электронных услуг населению, что обусловлено развитием национальной информационной политики.

Государственно-частное партнерство, получив большое распространение в мировой практике, зарекомендовало себя как один из возможных и эффективных механизмов по привлечению субъектов частного предпринимательства к реализации общественно значимых проектов, в том числе при построении электронного правительства. При этом применение механизмов государственно-частного партнерства предоставляет ряд преимуществ, как для государства, так и для развития бизнеса. Для частного сектора открываются новые инвестиционные возможности и соответственно новые источники доходов, возможность участия в крупных проектах в информационной сфере.

Формирование современного механизма государственно-частного партнерства началось в конце 1980;х годов, когда правительства развитых стран предпринимали многочисленные попытки найти пути стимулирования частных инвестиций в инфраструктурную сферу. На тот момент не было четкого разделения государственных расходов на текущие и капитальные затраты и существовала стандартная модель государственных закупок. Примеры партнерства государства и частного сектора были единичными и проекты реализовывались по более высоким ценам, чем в том случае, если бы они создавались в рамках стандартной модели государственных закупок. Проблема состояла в том, что частные инвесторы требовали доходность существенно выше, чем процентная ставка по государственным облигациям, даже если все риски проекта принимало на себя государство. В России первые проекты государственно-частного партнерства начали реализовываться около десяти лет назад, и многие из них были успешно завершены. В настоящее время реализуется целый ряд проектов государственно-частного партнерства, прежде всего, в транспортной сфере и коммунальном хозяйстве. В ближайшее время «начнется реализация «пилотных» проектов в социальной инфраструктуре, особенно в сфере предоставления государственных услуг населению в электронном виде, поскольку спрос на реализацию таких проектов со стороны органов власти, инвесторов и граждан весьма высокий, а отрасль электронного управления услугами открыта для предложений и модернизации, так как в данный момент есть «позитивный призыв» правительства к переходу на ИКТ-сервисы, но пока не созданы организационные структуры, способные обеспечить их функционирование.

В ряде субъектов Федерации имеется опыт и законодательное регулирование применения одной из контрактных форм государственно-частного партнерства на основе договора концессии при реализации ряда проектов, что лишний раз свидетельствует о возможности применения государственно-частного партнерства на «российской почве» и позволяет заявить о том, что механизмы государственно-частного партнерства могут быть успешными не только в развитых странах. В настоящее время постепенно налаживается процесс реализации подобных проектов органами государственной власти на региональном и муниципальном уровне. Но на федеральном уровне пока положительных примеров реализации эффективного партнерства между властью и бизнесом нет, во многом из-за ставки на сверхсложные проекты (внимание государства преимущественно сосредоточено на реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов).

В данном исследовании мы попытались доказать необходимость реализации в современной России проектов государственно-частного партнерства в сфере предоставления электронных услуг населению. На наш взгляд, в условиях формирования информационного общества проекты государственно-частного партнерства являются той единственной альтернативой, которая может реорганизовать сферу оказания электронных услуг гражданам (где в настоящее время доминируют устаревшие бюрократические подходы к выстраиванию диалога «власть — общество» посредством ИКТ) и сделать ее максимально воспринятой населением. Кроме того, частный сектор может способствовать выведению отрасли электронных услуг на передовой уровень, увеличить интерес населения к этой сфере и обеспечить подготовку кадров для ее обеспечения.

Отметим, что для успешного воплощения в жизнь государственно-частного партнерства необходима серьезная политико-правовая и организационная база. В российском законодательстве существует целый ряд положений, которые могут служить цели разделения рисков публичного заказчика и частного партнера — что обеспечивает необходимую «почву для успешного роста» проектов государственно-частного партнерства. Сформированы некоторые ключевые институты и определен порядок их работы, в частности, созданы Федеральная и региональные службы по тарифам, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Банк развития. Вместе с тем, этого еще явно недостаточно для интенсивного распространения в российской политической практике форм государственно-частного партнерства. Поэтому в работе нами были определены задачи, требующие незамедлительного решения для дальнейшего развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных услуг, обозначены меры, необходимые для создания необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых с использованием механизма государственно-частного партнерства в сфере электронного управления, а также рассмотрена методология создания политико-правовой, институциональной и нормативной базы для реализации проектов государственно-частного партнерства в области электронного правительства.

При анализе сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере электронного правительства мы выявили, что механизм государственно-частного партнерства является одним из альтернативных инструментов обеспечения необходимой финансовой базы для создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов, в условиях ограниченности государственных ресурсов. Использование механизма государственно-частного партнерства расширяет возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг населению, ускоренной модернизации инфраструктуры, а также одновременного развития многих не связанных друг с другом секторов экономики.

При реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде сильными сторонами являются: для государственного сектора: правовые полномочия, протекционистская политика закупок, сбалансированность целей для удовлетворения общественных потребностей, трудовые и капитальные ресурсыдля частного сектора: эффективность управления, новейшие технологии, эффективные производственные мощности, опыт управления движением наличности, повышение квалификации персонала, комплексное использование ресурсов.

Механизм государственно-частного партнерства позволяет объединить сильные позиции каждой стороны. В частности, основными преимуществами государственно-частного партнерства при реализации услуг в электронном виде для государства является то, что данный механизм позволяет:

— выработать политику стимулирования экономики. Длительность реализации проектов государственно-частного партнерства может формировать стратегии развития страны и регионов в отношении развития приоритетных секторов экономики, повышения качества жизни населения, мобилизации внутренних и привлечении иностранных инвестиций;

— осуществить распределение взаимного риска и ответственности между партнерами. Для реализации многофункциональных проектов электронного правительства может быть привлечено несколько частных партнеров, которые могут нести либо коллективную ответственность за весь комплекс работ, либо частную ответственность за конкретный вид работ: проектирование, эксплуатацию, управление возведенными объектами;

— внедрить и эффективно использовать современные методы управления государственной собственностью, поскольку менеджмент частного бизнеса в большей мере имеет необходимые навыки и опыт по вопросам управления активами, а именно: мобилизации избыточных активов, повышении коэффициента использования государственных фондов и т. д.;

— сократить государственные капитальные инвестиции, т. е. расходную часть бюджета и таким образом, у государства появляется возможность направить высвободившиеся государственные средства в другие приоритетные сферы;

— сократить период возведения и реализации инфраструктурного объекта. Бизнес всегда заинтересован как можно скорее и более продуктивно начать свою деятельность. От этого выгоду получает не только государство, но и гражданеулучшить качество обслуживания населения (стимулирование повышения качества ввиду платности услуг, предоставляемых компаниями-операторами);

— повысить эффективность распределения затрат в течение всего жизненного цикла объекта и создать новые рабочие места, снижая уровень безработицы в стране. Кроме того, это позволяет государству сократить количество рабочих мест в государственных структурах, которые финансируются из бюджетаполучать гарантированные денежные потоки в долгосрочной перспективе, что находит отражение в высоком и стабильном уровне рентабельности инвестиций. Здесь также следует упомянуть так называемый синергетический эффект, когда объединение потенциала всех сторон проекта позволяет получить большую выгоду, чем каждая сторона могла бы получить в отдельности.

К вышесказанному необходимо добавить следующее. Участие в проектах государственно-частного партнерства позволяет сотрудникам повысить уровень своей квалификации. На практике частный сектор нередко нанимает работников государственного сектора, которые обладают определенными навыками осуществления формальных процедур и знаниями в области законодательства, а работники в свою очередь имеют возможность получить практический опыт управления частным капиталом. Для частного сектора участие в реализации проектов государственно-частного партнерства является позитивным, так как является потенциальным направлением долгосрочного устойчивого развития бизнесапозволяет реализовать инновационный потенциал и передовые технологии при государственной поддержке. При этом у компании появляется возможность не только воспринимать и использовать нововведения других компаний при реализации подобных проектов, но и самостоятельно вырабатывать улучшающие изменения и новые ценности. Это является важным конкурентным преимуществом в определенной сфере ИКТ деятельности. Как правило, общество и государство всегда меняют отношение к предприятию на более позитивное, если оно реализуется посредством инновационного подхода. Частная компания получает доступ к общественным ресурсам и активам. Данное преимущество означает и доступ к некоторым материальным активам, и доступ к частной информации граждан — что является фактором риска для граждан с определенной стороны и накладывает на государство максимум обязательств по обеспечению сохранности этих данных. Так же происходит упрощение некоторых формальных процедур (регистрация, лицензирование и т. д.), что выгодно как для граждан, так и для частных структур, ведь бюрократизм государственной машины нередко ограничивает деятельность фирм и снижает получение прибыли.

Помимо бесспорно сильных сторон государственно-частное партнерство имеет и некоторые свои слабые стороны, определенные недостатки. Они проявляются в двух плоскостях: в отношении системы государственного управления и в отношении бизнеса. В долгосрочной перспективе государство осуществляет суммарные «платежи частному сектору в большем объеме, чем стоимость осуществления проекта реализации услуг исключительно за счет бюджетных средств. Принадлежащее государству право распоряжения созданным инфраструктурным объектом сильно ограничено, а, следовательно, государство теряет часть контрольных и регулирующих функций. Государство несет определенные дополнительные расходы по отбору частных партнеров, на дальнейший контроль над реализацией проекта в рамках государственно-частного партнерства (например, финансирование деятельности конкурсных комиссий, рабочих групп по мониторингу и контролю за строительством и эксплуатацией объекта и т. д.). Имеется риск выбора не соответствующего всем требованиям частного партнера. Это может привести к нарушению сроков выполнения работ, созданию проектов ненадлежащего качества, а, следовательно, к неудовлетворению со стороны конечных потребителейграждан. Еще имеются дополнительные риски в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты конституционных прав граждан, что непременно должно учитываться при развитии государственно-частных партнерств.

В свою очередь, для частного сектора сдерживающими факторами для установления взаимодействия с властью в форме государственно-частного партнерства являются:

— вопросы неопределенности в регулировании оплаты услуг со стороны государства, которую взимает частная сторона с третьих лиц за пользованием услугой. Вопросы тарификации за пользование услугами являются одним из ключевых аспектов при подписании договора, а потому частный партнер имеет возможность оговорить процедуру взимания платы с пользователей (в том числе и процедуру ее изменения или вообще отсутствие такой оплаты) еще до заключения договора. формальное закрепление права собственности на объект за государством. Для компании это может означать, что, например, данный объект не учитывается в общей сумме ее активов, не может служить в качестве залогового обеспечения перед кредиторами. Однако сегодня проекты государственно-частного партнерства активно поддерживаются банками, имеющими особые программы кредитования для частного сектора в данной сфере;

— увеличенная степень риска и ответственности за реализуемый объект по сравнению с традиционными государственными заказами (например, частный сектор несет полную ответственность за соблюдение срока сдачи объекта в эксплуатацию и его успешной работы, поэтому малейшие нарушения в графике проведения работ непременно ведут к штрафным санкциям).

В итоге мы получаем, что в современных российских условиях существует множество факторов, способных как положительно, так и негативно повлиять на использование механизма государственно-частного партнерства в сфере предоставления электронных государственных услуг населению. Перечисленные негативные факторы являются, бесспорно, ключевыми в процессе сдерживания развития государственно-гражданского партнерства, но они не должны стать основанием для полного отказа от реализации в российской политической практике данной формы взаимодействия государства и бизнеса. Необходимо просто искать пути совершенствования механизма государственно-гражданского партнерства в соответствии с особенностями функционирования политической системы России. Проведенный в диссертации анализ как раз позволяет чётко определить, какие шаги должны быть предприняты для интенсивного развития государственно-частного партнерства, и на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативно-правовые акты
  2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1993.
  3. Окинавская хартия глобального информационного общества. Окинава, 22 июля 2000 г. (http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html)
  4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. 2009. 13 февр.
  5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59.
  6. Об электронной цифровой подписи (с изменениями от 8 ноября 2007 г.): Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1.
  7. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации (с изменениями на 12 мая 2009 года): Федеральный закон от 13 января 1995 года № 7.
  8. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. М.: Инфра-М, 2006.
  9. Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 // Российская газета. 2005. 7 апр.
  10. О персональных данных: Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. М.: Инфра-М, 2006.
  11. О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных: Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ.
  12. О техническом регулировании: Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 93 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, «осуществляемой без использования средств автоматизации»
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 г. № 33 «Об утверждении «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
  21. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 2010 годы)» № 65 от 28 января 2002 г. (с изменениями от 15 августа 2006 г.).
  22. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утв. Президентом России 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.
  23. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. // Российская газета. 2008. 16 февр.
  24. Женевская «Декларация принципов», Женевский «План действий» от 12.12.2003 г. // «Построение информационного общества глобальная задача «в новом тысячелетии»: Документы Всемирного Саммита по информационному обществу (VSIS). СПб-М., 2007.
  25. Распоряжения от 28 декабря 2011 г. № 2415-р «Об услугах в электронном виде. О внесении изменений в распоряжения Правительства Российской Федерации»,
  26. Распоряжение Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 1344-р «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты»
  27. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
  28. С.А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? М., 2005.
  29. А.Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.
  30. Л., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995
  31. М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк // Полис. 1996.-№ 6, — 1997.-№ 1
  32. Д. Социальные рамки информационного общества//Новая технократическая волна на Западе. М, 1986
  33. В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества. М. 2002.
  34. О.С. Взаимодействие бизнеса и власти в процессе формирования стратегии экономического развития регионов // Проблемы формирования государственных политик в России. М., — 2006.
  35. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005-
  36. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика. М., 2005.
  37. В.Г. Процессы институциональной адаптации частно-государственного партнерства к реальной экономике очень сложны // Экономическая политика. 2004.
  38. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 7.
  39. В.Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. — № 2.
  40. В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
  41. В.Г. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 1.
  42. А. Б. Теория государства и права. М., 2000.
  43. М. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. — № 7.
  44. М.В., Сулакшин С. С., Хрусталева Е. А. Государственно-частное партнерство «в дорожной сфере // Научный эксперт: Проблемы правового регулирования дорожной деятельности в Российской Федерации. Выпуск № 2 (9). М., 2005.
  45. Л. Обеспечение электронного документооборота между органами власти // Электронная Россия. 2004. № 2.
  46. Волчинская Е. К Киберпространство: проблемы нормативного регулирования // Электронная Россия. 2004. № 3.
  47. Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995- Государство и бизнес: институциональные аспекты. Отв. ред. И. М. Осадчая. М., 2006.
  48. С.Ю. Экономика присвоения это тупик // Российская Федерация сегодня. — 2006. — № 1.
  49. В. Создание стандартов взаимодействия этап развития систем электронного документооборота // Электронная Россия. 2004. № 2
  50. В. Государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре // Электронная Россия. 2004. № 5
  51. Демидова J1.C. Система партнерских отношений: новые тенденции и эффективность // Государство и бизнес: институциональные аспекты / Отв. ред. И. М. Осадчая. М., 2006.
  52. O.K. Информационные технологии и эффективность работы государственных организаций // Информационное общество. 2005. № 2.
  53. Г. А. Меняющаяся роль государства в мировой экономике 20 века // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2002. — № 3.
  54. О. Деятельность ОАО «ВолгаТелеком» по созданию единого информационного пространства ПФО // Электронная Россия. 2004. № 3
  55. Т.В. Концептуальные основы перехода к информационному обществу XXI века // Развитие информационного общества в России. Том 1.С.31−42
  56. A.B. О некоторых итогах и проблемах реализации программы развития муниципальной информатики // Электронная Россия. 2004. № 4
  57. A.IO. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. 2001. — Т. 6. — № 4.
  58. A.IO. Государство и бизнес на Западе и на Востоке: сравнительный анализ перемен // Модернизация экономики и государство (кн. 3). М., 2007.
  59. Д.В. Виртуализация общества. СПб. 2000.
  60. H.A. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. — № 8.
  61. Д.И. Развитие механизма концессионных соглашений в инфраструктурных отраслях экономики России: Автореф. дисс. .канд. экон. наук. Волгоград, 2007.
  62. B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. 304 с
  63. С. Социально ориентированная система управления регионом в Самарской области // Электронная Россия. 2004. № 2
  64. М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. М. 1999.
  65. А.Ю. Создание инфраструктуры электронного правительства по принципу государственно-частного партнерства. ОАО «Ростелеком», 2010-
  66. Д.А. Партнерство государства и бизнеса: необходимость, содержание и формы реализации: Автореф. дисс. .канд. экон. наук. М., 2008.
  67. С.М. Новые технологии служат демократии // Электронная Россия. 2004. № 3
  68. В.А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации // Проблемы формирования государственных политик в России. М. Научный эксперт, 2006.
  69. A.C. Региональные решения и услуги электронного правительства ОАО «Ростелеком""-- ОАО «Ростелеком», 2010.
  70. А. Д. Управление государственными активами: в поисках рыночной альтернативы // Управление собственностью. 2003. — № 1
  71. C.B. Социальная карта москвича новая культура социального обслуживания // Информационное общество. 2005. № 245.. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». Экономическая хроника 1999 2000. — М., 2000.
  72. С.П. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. М., 2005.
  73. Е.С. Приватизация и производительность // Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчнкова и С. Ю. Глазьева. М., 1998. С. 130.
  74. В.А. К вопросу об информационной открытости политической системы России. //Власть и общество. № 10. 2007.49.50,51.54,55.58,59.60,61.
Заполнить форму текущей работой