Демократия: теория и практика
На протяжении длительного времени в изучении такого явления, как демократия, конкурируют два подхода: эмпирически-описательный и нормативный. Первый нацелен на то, чтобы показать, что такое демократия на деле, как она функционирует в реальных условиях в различных странах. Нормативный подход настроен на конструировании «идеальной» модели демократии, на обосновании ее преимуществ по сравнению… Читать ещё >
Демократия: теория и практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время демократию рассматривают:
- — как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
- — как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
- — как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.
Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает — прямая или представительная.
Прямая демократия — непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).
Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).
Плебисцитарные теории упор делают на прямую демократию, репрезентативные теории — на представительные учреждения.
Плебисцитарные формы демократии характерны для античной демократии, для городов-государств средневековья. В современном обществе к плебисцитарным теориям относятся теории участия (партиципаторной демократии). Они обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни.
Главное в этих теориях — это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности.
В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Принцип участия отодвигается на второй план. Это направление в теориях демократии называют еще традиционно-либеральным пониманием демократии, где самое ценное — это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.
На протяжении длительного времени в изучении такого явления, как демократия, конкурируют два подхода: эмпирически-описательный и нормативный. Первый нацелен на то, чтобы показать, что такое демократия на деле, как она функционирует в реальных условиях в различных странах. Нормативный подход настроен на конструировании «идеальной» модели демократии, на обосновании ее преимуществ по сравнению с другими формами организации политической жизни общества.
В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия — очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего» .
1. основные концепции демократии.
Выделяют 3 группы теорий или концепций Д:
- 1. теории коллективистской Д
- 2. теории либеральной Д
- 3. теории плюралистической Д
изначальной формой и теоретической и практической Д явилась коллект Д. Наиболее видные теоретики — Платон, Руссо, Маркс, Шмидт. Общие черты коллект Д:
- 1. признаки народа единым целым с единой волей и интересами
- 2. отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии
- 3. понимание свободы как активного участия в управлении гос-вом (человек под капельницей — голосует)
- 4. абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом
- 5. устранение проблем прав чел т.к. гос — выразитель воли каждого человека
- 6. преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация
- 7. декларирование соц демократии т. е. обеспечение равных соц условий для управления гос.
Либеральная — основные представители — Диссон, Локк, Монтескье. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:
- 1. отождествление народа как субъекта власти только собственниками. Недостаток — социальноклассовая ограниченность реальных моделей, построенных на этой теории.
- 2. признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва. Недостатки — игнорир коллективной природы чео-ка, стимулирование эгоцентризма.
- 3. понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей. Недост — декларативность Д-ии в реальности углубление соц противоречий и классовых различий
- 4. парламентаризм. преобладание представительских форм участия в управлении. Нестатки — слабая лигитимация власти, отрыв политич элиты от народы.
- 5. ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.(протекционизм)
- 6. разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.
- 7. ограничение власти большинства над меньшинством.
Плюралистическая. основной чертой плюрилизма явл:
- — рассмотрение народа как совокупн соц групп, а значит осн субъект власти — соц группа.
- — общая воля рассматрив как результат компромиса интереса разл групп
- — гос рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы
- — наличие ценностного консенсуса в обществе, т. е. признание всеми группами законов общества (не заставить принять, а принять закон)
по форме осуществления народом власти плюралист Д подразделяются: репрезентативные, партиципаторные.
Репрез — реально представлены в парламентаризме, т. е. системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента. Достоинства:
- — рациональность организ полит системы
- — высокая эффективность в решении задач
- — порядок и полит стабильность
недостатки:
- — фактическое отстранение народа от власти в период между выборами
- — олигархизация власти
- — широкие возможности для манипулирования обществом.
Партиципаторные — основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений. Достоинства:
- — участие многих людей способствует расшир интелектуального потенциала в управлении
- — усиление контроля за управленческими структурами
- 1. Демократия как тип политической системы.
Демократия — это форма правления.
- 1. Демократия — форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.
- 2. Демократия — это идеал общественного развития и отвечающий этому идеалу мировоззрение
- 3. Демократия — движение за установление социального и политического народовластия
Характерные черты Д как формы правления:
- 1. суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)
- 2. периодическая выборность осн. органов власти
- 3. равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират. правах)
- 4. принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений
Классификация Д:
- 1. в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на
- — социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам
- — всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны)
- -охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).Если народ — совокупн индивидов, то Д — индивидуалистическая. Если народ — совокуп соц групп — плюралистическая. Если народ — единое целое — коллективистская.
- 2. в зависимости от участия народа в политике:
- — прямая Д, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия — принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа.
- — плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы)
- — представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей)
- 3. по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституционные монархии.
- 4. по равенству прав граждан:
- — по мере управления, на политической Д, которая основывается лишь на формальном равноправии граждан
- — соц Д основаны на фактическом равноправии граждан.
- 5. В зависимости от подчинения меньшинства:
- — тоталитаризм, т. е. полное подчинение личности
- — конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.
- 1. Достоинства и недостатки демократии:
достоинства.
- 1. наличие возможности свободного выбора
- 2. учет мнения большинства
- 3. отсутствие монополии на власть
- 4. уважение прав и свобод граждан
- 5. наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
недостатки.
- 1. опасность тирании большинства
- 2. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
- 3. замедленный процесс принятия решений
- 4. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)