Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация в России в начале 90-ых годов нашего столетия ярко характеризуется словами А. В. Васильчикова: «Введение этих новых форм, противоположных канцелярскому делопроизводству и административному полновластию, было неожиданно и круто. От этого произошло некоторое смешение в понятиях об этом виде управления. Ни в правительстве, ни в народе, не оказалось ясного представления о даруемых правах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общие вопросы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
    • 1. Модели взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
    • 2. Содержательно-функциональные основы взаимоотношений органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления
    • 3. Территориальные основы взаимоотношений органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления
  • Глава 2. Формы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
    • 1. Классификация форм взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
    • 2. Законодательное регулирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации деятельности органов местного самоуправления
    • 3. Контроль органов государственной власти субъектов Российской Федерации за деятельностью органов местного самоуправления и привлечение к ответственности
    • 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации установила совершенно новый для России и уникальный в мировой практике статус органов местного самоуправления, провозгласив принцип, согласно которому они не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. При этом новая Конституция учреждает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя страны. Подобный статус местного самоуправления требует своего глубокого уяснения и развертывания в действующем законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. Здесь одним из практически злободневных и вместе с тем малоизученных вопросов является проблема взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку вышеупомянутое радикальное обособление органов местного самоуправления предполагает новый тип подобных взаимоотношений, где-то, на наш взгляд, провоцирует остроту и конфликтность этих взаимоотношений. В любом случае практика настоятельно требует наработки приемлемых форм взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно проработаны отдельные базовые категории, характеризующие такие взаимоотношения (например «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», «договоры и соглашения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления» и др.), и отсутствует законодательно закрепленная система взаимоотношений органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления, прежде всего в Федеральном законе от 28.08.96 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 (далее — ФЗ от 28.08.95).

Цель и задачи исследования

Актуальность проблемы обуславливает цель работы — комплексный анализ взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом следует отметить, что исследование было направлено не только на выделение таких.

1 Собрание законодательства РФ. 1995, № 35, ст. 3506. отдельных элементов взаимоотношений, как модели, основы, формы, но и на отражение их синтеза, то есть взаимообусловленности и взаимопроникновения.

Постановка данной цели определила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:

1. Анализ моделей взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, предложенных учеными-исследователями, и соотнесение их с моделью, закрепленной в действующем законодательстве Российской Федерации.

2. Выявление теоретических и практических проблем взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Выделение и анализ функционально-содержательных и территориальных основ взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Классификация и анализ наиболее значимых форм взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Выявление проблем взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также оценка их объективного характера.

6. Выработка предложений по решению проблем взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Источники и методология исследования. Выбор диссертационной темы, особенности ее объекта определили специфику источников исследования как законодательного, судебного, так и научного характера.

Методологию диссертации составили системный анализ правового регулирования взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-юридический методы, а также обобщение судебной практики. Положения диссертации соотнесены с высказываниями, суждениями, оценками известных ученых, работников практических органов, проиллюстрированы ссылками на нормативные акты, в том числе дореволюционные и зарубежные.

Степень разработанности темы. Отдельные аспекты взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления были предметом исследования многих ученых как российских, так и зарубежных. Кроме того, в настоящее время появляется большое количество публикаций по проблемам взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления1.

Избранная в диссертации концептуальная основа анализа взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления покоится на работах: С. А. Авакьяна, И. А. Азовкина, Г. В. Атаманчука, А. В. Васильчикова, JI.A. Велихова, Н. М. Коркунова, В. А. Кряжкова, М. В. Курчинского, Б. М. Лазарева, А. И. Лепешкина, А. В. Москалева, Н. С. Тимофеева, А. ИЧеркасова, К. Ф. Шеремета и др.

1 См., например: Игнатюк Н. А. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // Журнал российского права, 1998, № 1, с. 57−65- Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Государство и право. 1990, № 10, с. 81−89- Крейс И. А. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и система местного самоуправления, противоречия, тенденции развития // Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999, с. 190−201- Силин Я. П. О причинах и сути противоречий между органами власти местного самоуправления и субъектов Российской Федерации // Противоречия территориального управления в современной России. Материалы конференции. Т. 1. Екатеринбург, с. 40−43- Торшенко А. А. Конституционно-правовые основы взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург, 1997, с. 2428- Югов А. А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999, с. 73−76.

В представленном исследовании в качестве базовых категорий, на которых строится анализ взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использованы категории, разработанные в трудах С. С. Алексеева, Д. Н. Бахраха, В. И. Васильева, А. Е. Постникова, А. В. Демина, Ю. А. Тихомирова, Е. С. Шугриной и др.

В исследовании теоретических и практических проблем взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления диссертант опирается на работы Н. В. Витрука, И. В. Выдрина, Н. М. Добрынина, Н. А. Игнатюк, М. Ф. Казанцева, А. Т. Карасева, А. Н. Кокотова, М. А. Краснова, В. А. Кряжкова, О. Е. Кутафина, А. А. Мишина, В. В. Невинского, К. В. Петчанина, М. С. Саликова, А. С. Саломаткина, В. Е. Севрюгина, А. А. Смирнова, А. А. Торшенко, В. И. Фадеева, С. Д. Хазанова и др.

Несмотря на широкий спектр проведенных указанными выше и другими авторами исследований, тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое комплексное осмысление взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включающее анализ моделей, основ, форм и проблем такого взаимоотношения и содержащее предложения по совершенствованию законодательства.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в комплексном осмыслении и раскрытии взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В представленной диссертации сделана попытка на основании идей, изложенных в трудах российских и зарубежных ученых, а также исходя из собственных соображений, не только выделить отдельные модели и формы взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но вместе с тем рассмотреть их в системе.

Кроме того, научная новизна исследования выражается в положениях, выносимых на защиту, а именно:

1. В диссертации отмечается, что в идеале взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны строиться по модели внутригосударственной децентрализации, а не путем выведения последних из системы государственных органов. В связи с чем предлагается законодательно определить государственно-публичную природу органов местного самоуправления.

2. На основе анализа различных, в том числе и диаметрально противоположных взглядов на возможность выделения предметов совместного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также учитывая определенные недостатки этой категории, в конечном итоге в диссертации отмечается, что конструкция «совместное ведение» позволит избежать, с одной стороны, жесткого соприкосновения, а с другой стороны, абсолютного разведения таких фундаментальных институтов, как государственная власть и муниципальная власть. В работе на конкретных примерах показано, что большинство вопросов местного значения в том виде, в каком они закреплены в ст. 6 ФЗ от 28.08.95, по своей природе относятся именно к сфере совместного ведения.

3. В диссертации предлагается дополнить ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации новым фрагментом следующего содержания: «По предметам совместного ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также по вопросам, переданным органам местного самоуправления муниципальных образований в порядке наделения их государственными полномочиями, исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации и исполнительные органы местного самоуправления муниципальных образований образуют единую систему исполнительной власти в соответствующих субъектах Федерации». Однако законодательное закрепление данного положения возможно только при соблюдении ряда условий, которые указаны в работе.

4. На основе действующего законодательства сделан вывод о различном правовом статусе административно-территориальной единицы и муниципального образования, что заставляет отрицательно рассматривать практику их отождествления. Однако, это не исключает возможность их территориального совпадения.

5. Предлагается авторская классификация форм взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исходя из степени активности в данном взаимоотношении каждой стороны.

6. Отмечается, что при осуществлении законодательного регулирования местного самоуправления субъект Российской Федерации должен исходить из принципа, согласно которому каждое муниципальное образование самостоятельно избирает модель организации местной власти, а его задачей является предоставление такого выбора путем разработки самых разнообразных базовых моделей.

7. Обосновывается необходимость предоставления органам местного самоуправления права обжалования актов конституционных (уставных) судов.

8. Предлагается закрепить более упрощенный, по сравнению с тем, который установлен действующим законодательством, но более детально разработанный механизм привлечения органов местного самоуправления к ответственности перед государством.

9. Отмечая отсутствие в законодательстве четкого определения наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, предлагается авторский вариант этой конструкции. При этом отмечается, что при наделении органы государственной власти сохраняют за собой лишь право общего руководства и контроля за исполнением таких полномочий. Непосредственно же осуществлять эти полномочия государственные органы могут только в случаях, установленных законом, к которым может быть отнесено, например, бездействие органов местного самоуправления.

10. Предлагается в законодательстве закрепить презумпцию государственного характера полномочий, то есть, если федеральным законом те или иные полномочия не отнесены к полномочиям по решению вопросов местного значения, то они являются государственными.

11. Обосновывается допустимость существующей практики заключения договоров и соглашений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе и о передаче полномочий.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что положения, изложенные в представленной работе, могут быть применены в практической работе органов государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательства, регулирующего взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Выводы и предложения могут найти применение в научной и педагогической работе по курсу муниципального права, в процессе подготовки программ, методических рекомендаций, учебных пособий.

Апробация диссертации. Отдельные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в опубликованных работах. Ряд положений научного исследования обсуждались на научно-практических конференциях, которые проводились в Уральской государственной юридической академии, на кафедре конституционного права, наработки, изложенные в исследовании были изложены на Некоторые вопросы были освещены при проведении лекционных и практических занятий по курсу муниципального права.

Заключение

.

В заключение настоящей работы уместно вспомнить слова Н. М. Коркунова, сказанные более века назад: «Государство сваливает на общину все новые и новые «государственные» дела, и, таким образом, разница между кругом дел, предоставленным общине и принадлежащим государству, все более стирается. Кроме того, с полной наглядностью выясняется и тот факт, что современное государство оказалось бы совершенно беспомощным при отсутствии общины, и все государственное управление потерпело бы полнейшее банкротство, если бы только.

1 Об интеграции частного права и публичного права см., например: Невинский В. В. Факторы влияния на интеграцию публичного и частного права в современном государстве // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики. Екатеринбург, 1999, с. 51−53. все обязанности, лежащие в настоящее время на общине, свалились ему на плечи". Однако и органы местного самоуправления существовать сами по себе без государственной поддержки не могут, для этого у них недостаточно ни средств, ни сил, а порой и знаний.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обречены на совместное существование, они взаимозависимы друг от друга и в то же время взаимодополняют друг друга2.

Ситуация в России в начале 90-ых годов нашего столетия ярко характеризуется словами А. В. Васильчикова: «Введение этих новых форм, противоположных канцелярскому делопроизводству и административному полновластию, было неожиданно и круто. От этого произошло некоторое смешение в понятиях об этом виде управления. Ни в правительстве, ни в народе, не оказалось ясного представления о даруемых правах, о применяемых обязанностях. Обнаружились самые противоположные стремления: по местам в губерниях и еще более в глуши некоторых уездов, появился безобразный сепаратизм, стремящийся л создать из каждого земского собрания независимое правительство.». Со времени органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления накапливают опыт во взаимоотношениях.

При этом важно делать акцент не на отделении органов местного самоуправления от органов государственной власти, а на их сотрудничестве и.

1 Курчинский М. В. Муниципальный социализм и развитие городской жизни. СПб., 1907, с. 35.

О том, что взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления должны строиться на принципах взаимомодополнения и субсидиарности указано в работах: Анимица Е. Г. Региональная политика — в центре проблем реформируемой России // Региональная политика и местное самоуправление. Екатеринбург, 1998, с. 16−22- Тимофеев А. Г. Самоуправление и автономия. СПб., 1906, — 32 с. л.

Васильчиков А.В. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869−1871, с. 6. взаимной поддержке1. В связи с этим нам импонирует и представляется перспективным принцип сотрудничества при взаимодействии органов региональной и местной власти, закрепленный в Законе Иркутской области от 15.12.97 № 40-оз «О л местном самоуправлении в Иркутской области» .

Полагаем, что взаимоотношения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут строиться по различным моделям с использованием самых разнообразных форм (причем их будет больше, тем более гибкими, мобильными и в то же время стабильными, будут такие взаимоотношения), но исходя из принципов сотрудничества и взаимодополняемости.

1 Щербакова Н. В., Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996, с. 55.

2 Восточно-Сибирская правда. 1997, 30 декабря.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Рос. газ. 1993, 25 декабря.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ // Рос. газ. 1994, 8 декабря.
  3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.98 № 77-ФЗ // Рос. газ. 1998, 14 мая.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ // Рос. газ. 1998, 12 августа.
  5. Закон СССР от 12.04.90 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990, № 16, ст. 267.
  6. Закон РСФСР от 06.07.91 № 1550−1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 29, ст. 1010.
  7. Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995, № 35, ст. 3506.
  8. Федеральный закон от 17.03.97 № 55-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газ. 1997, 20 марта.
  9. Федеральный закон от 25.09.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Рос. газ. 1997, 30 сентября.
  10. Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 15, ст. 1695.
  11. Федеральный закон от 24.06.99 № 119-ФЗ «О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» //Рос. газ. 1999, 27 июля.
  12. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26.10.93 № 1760 // Российские вести. 1993, 29 октября.
  13. Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.99 № 587 // Рос. газ. 1999, 9 июля.
  14. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 04.04.92 № 908-XII // Шугрина Е. С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995, с. 67−68.
  15. Конституция Республики Татарстан // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып.1. М., 1995, с. 207−235.
  16. Устав Свердловской области // Обл. газ. 1994, 16 декабря.
  17. Устав Иркутской области от 10.02.95 // Восточно-Сибирская правда. 1995, 14 февраля.
  18. Устав Тюменской области от 15.06.95 // Вестник Тюменской областной Думы. 1995, № 7.
  19. Устав города Москвы от 28.06.95 // Местное самоуправление. Комментарий, разъяснения. М., 1995, с. 63−87.
  20. Устав Хабаровского края//Тихоокеанская звезда. 1996, 13, 16 января.
  21. Устав (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа // Добрынин Н. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 1998, с. 124−146.
  22. Закон Республики Карелия от 20.01.94 года № XII-23/623 «О местном самоуправлении в Республике Карелия» // Шугрина Е. С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995, с. 88−94.
  23. Закон от 05.09.94 № 203 «О местном самоуправлении в Вологодской области» // Шугрина Е. С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995, с. 80−87.
  24. Областной закон от 13.04.95 № 12−03 «О местном самоуправлении в Свердловской области» (в редакции областного закона от 18.11.97 № 66−03) // Обл. газ. 1997, 21 ноября.
  25. Закон Республики Бурятия от 05.09.95 № 176−1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия» // Официальные ведомости. 1996, № 3.
  26. Закон Тюменской области от 29.11.95 № 321 «О местном самоуправлении» // Вестник Тюменской областной Думы. 1995, № 10.
  27. Закон Алтайского края от 05.12.95 № 29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае»
  28. Закон Красноярского края от 10.01.96 № 8−209 «О местном самоуправлении в Красноярском крае» // Красноярский рабочий. 1996, 20 января.
  29. Закон от 20.12.95 № 25−19−03 «О местном самоуправлении в Архангельской области»
  30. Закон Новосибирской области от 11.12.96 «О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области» // Советская Сибирь. 1996, 19 декабря.
  31. Закон от 18.12.96 № 36−3TO «О местном самоуправлении в Тульской области» // Тульские известия. 1996,19 декабря.
  32. Закон Республики Саха (Якутия) «О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)» //Якутские ведомости. 1997, № 2.
  33. Закон Республики Хакасия от 17.11.98 № 42 «О местном самоуправлении в Республике Хакасия"// Вестник Хакасии. 1998, № 38.
  34. Закон Астраханской области от 18.09.96 «Об административно-территориальном устройстве Астраханской области» // Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» М., 1997, с. 410−420.
  35. Областной закон от 20.05.97 № 30−03 «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» // Обл. газ. 1997, 3 июня.
  36. Областной закон от 12.11.97 № 62−03 «О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области» // Обл. газ. 1997, 18 ноября.
  37. Областной закон от 22.07.97 № 44−03 «О Западном управленческом округе» // Обл. газ. 1997, 29 июля.
  38. Областной закон от 22.07.97 № 45−03 «О Горнозаводском управленческом округе» //Обл. газ. 1997, 29 июля.
  39. Областной закон от 22.07.97 № 46−03 «О Южном управленческом округе» // Обл. газ. 1997, 29 июля.
  40. Областной закон от 24.12.96 № 59−03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области отдельными государственными полномочиями» // Обл. газ. 1996, 31 декабря.
  41. Закон Тюменской области от 11.11.98 № 59 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере использования лесов» // Тюменские известия. 1998, 4 декабря.
  42. Областной закон от 21.08.97 № 52−03 «О статусе глав муниципальных образований и выборных глав администраций поселений, сельсоветов в Свердловской области» // Обл. газ. 1997, 26 августа.
  43. Областной закон от 19.12.97 № 75−03 «Об областном бюджете на 1998 год» // Обл. газ. 1997, 24 декабря.
  44. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.96 № 15-оз «О недропользовании» // Сборник законов и других нормативных актов, принятых Думой автономного округа. Ханты-Мансийск. 1996, с. 43−44.
  45. Областной закон от 21.08.97 № 54−03 «О здравоохранении в Свердловской области» // Обл. газ. 1997, 27 августа.
  46. Областной закон от 26.11.97 № 68−03 «О содержании домашних животных в Свердловской области» // Областная газета, 1997, 2 декабря.
  47. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 10.02.98 № 2-оз «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе» // Сборник законов Ханты-Мансийского автономного округа. 1998, № 4, ст. 2.
  48. Областной закон от 19.11.98 № 37−03 «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О защите населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Обл. газ. 1998, 23 ноября.
  49. Областной закон от 19.03.98 № 18−03 «Об органах опеки и попечительства в Свердловской области» // Обл. газ. 1998, 23 марта.
  50. Областной закон от 19.11.98 № 37−03 «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О защите населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Обл. газ. 1998, 23 ноября.
  51. Областной закон от 15.06.99 № 15−03 «О регулировании водных отношений на территории Свердловской области» // Обл. газ. 1999. 18 июня.
  52. Областной закон от 06.05.97 № 29−03 «Об Уставном Суде Свердловской области» //Обл. газ. 1997, 13 мая.
  53. Решение государственной Думы Томской области от 28.01.97 «Об утверждении программы становления местного самоуправления в Томской области» // Красное знамя. 1997, 20 февраля.
  54. Постановление Правительства Свердловской области от 14.01.99 № 29-п «О бесплатном обеспечении детей первого-второго года жизни Свердловской области специальными молочными продуктами детского питания в 1999 году» // Обл. газ. 1998, 20 января.
  55. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 24.02.99 № 222-п // Обл. газ. 1999, 3 марта.
  56. Устав муниципального образования «Ревдинский район» от 04.09.96 // Новый город. 1996, 15 октября.
  57. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных государств. М., 1997, с. 15−29.
  58. Основной закон Федеративной Республики Германия // Конституции зарубежных государств. М., 1997, с. 153−232.
  59. Конституция Венгерской Республики // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997, с. 97−135.
  60. Конституция Республики Словения // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997, с.363−406.
  61. Конституция земли Баден-Вюртенберг // Ясюнас B.JI. Основы местного самоуправления. М., 1998, с. 122−123.
  62. Закон Латвии «О самоуправлениях» // Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995, с. 362−370.
  63. Положение об общинах земли Баден-Вюртенберг (в ред. от 03.10.83., измененное Законом от 23.07.84) //Ясюнас В. Л. Основы местного самоуправления. М., 1998, с. 124−146.
  64. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.96 № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Основного Закона Читинской области // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996, № 1.
  65. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.97 № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от1704.96 «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Рос. газ. 1997, 6 февраля.
  66. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998, № 3.
  67. Решение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 31.05.95 // Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право. Екатеринбург, 1997, с. 364−376.
  68. Р. Так уж устроена многоязыкая Россия // Рос. газ. 1999, 26 января.
  69. Ю.В. Становление местного самоуправления в условиях экономических реформ. Екатеринбург, 1997, 180 с.
  70. С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996, № 2, с. 3−33.
  71. И.А. Местные Советы в системе органов власти. М., 1971, 272, -с.
  72. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации (круглый стол) // Государство и право. 1997, № 5, с. 28−38.
  73. И.А. Муниципальные системы в странах Восточной Европы: конституционные аспекты. М., 1994, 74 с.
  74. С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965, 364 с.
  75. Е.Г. О сущности противоречий территориального управления и местного самоуправления // Противоречия территориального управления в современной России. Материалы конференции. Т. 1. Екатеринбург, с. 29−39.
  76. Е.Г. Региональная политика в центре проблем реформируемой России // Региональная политика и местное самоуправление. Екатеринбург, 1998, с. 16−22.
  77. Ю.Артоболевский С. С. Децентрализация управления и смягчение региональных социально-экономических диспропорций в России // Противоречия территориального управления в современной России. Материалы конференции. Т. 1. Екатеринбург, с. 108−119.
  78. П.Атаманчук Г. В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 1975, 180 с.
  79. Г. В. Старовойтов Н.В., Шеремет К. Ф. Местные советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987, 366 с.
  80. Г. В. О Хартиях местного самоуправления в США // Государство и право. 1994, № 5, с. 126−134.
  81. Д.Н. Административное право Российской Федерации (России). Екатеринбург. 1993, 114 с.
  82. Д.Н., Хазанов С. Д. Государственная администрация, ее органы и служащие. Екатеринбург, 1998, -266 с.
  83. JI. Мэр Владивостока отменил выборы в городе. Ему помог верховный Суд России. // KOMMEPCAHT-DAILY. 1997, № 29.
  84. М.И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. 682 с.
  85. Г. Французское административное право. М., 1988, 246 с.
  86. В.И. Взаимоотношения высших и местных органов государственной власти и государственного управления в советском социалистическом государстве: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1954, 27 с.
  87. В.И. и Постников А.Е. Модельный закон субъекта Российской Федерации «О делегировании части полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления» // Российская Федерация. 1996, № 24, с. 22−24.
  88. Т.А. Реформы местного самоуправления в Италии // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993, с. 46−54.
  89. А.В. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869−1871, Т .1−3.
  90. Велихов J1. Основы городского хозяйства. М., 1928, 646 с.
  91. . Административное право Франции. М., 1973, 234 с.
  92. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Екатеринбург, 1998, 324 с.
  93. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). Екатеринбург, 1998, — 208 с.
  94. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997, -448 с.
  95. Танеева J1.M. Опыт законодательного регулирования деятельности органов местного самоуправления в Курганской области // Пять лет региональному законодательству: проблемы, опыт, перспективы. Тюмень, 1999, с. 61−65.
  96. Гарантии прав местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1994, 86 с.
  97. Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984, 346 с.
  98. А. Анализ становления местного самоуправления в Российской Федерации (региональный аспект) // Местное самоуправление в Российской Федерации (региональный аспект). М., 1988, с. 3−22.
  99. В.А. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления в Российской Федерации. Новосибирск, 1997, 32 с.
  100. И. Правовая ситуация и развитие политических процессов в Свердловской области // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997, № 3−4, с. 82−87.
  101. Государственное устройство Российской Федерации. Екатеринбург, 1993, 78 с.
  102. А.Д. Начала русского государственного права. // Собрание сочинений. Т.9. М., 1894.
  103. Е.В. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в Российской Федерации. // В рукописи.
  104. .П. Децентрализация власти в условиях федерализации России: проблемы и перспективы // Федерализм и децентрализация. М., 1998, с. 51−75.
  105. А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. 1998, № 2, с. 15−21.
  106. Н. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Тюмень, 1998, 240 с.
  107. Р. Административная наука. М., 1982, 364 с.
  108. Э.В. Местные органы власти во Франции. М., 1996, 246 с.
  109. Н.А. Правовые проблемы взаимоотношений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1997, 24 с.
  110. Н.А. Соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления // Журнал российского права, 1998, № 1, с. 5765.
  111. Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права, 1998, № 1, с. 17−22.
  112. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995, 301 с.
  113. М.Ф. Институционально-правовые проблемы федеративного устройства России // Федерализм и децентрализация. Екатеринбург, 1998, с. 20−50.
  114. JI.M. Становление местного самоуправления в Свердловской области // Противоречия территориального управления в современной России. Материалы конференции. Т. 2. Екатеринбург, с. 32−42.
  115. Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. 1995, № 4, с.36−52.
  116. А., Саначев И. Быть или не быть местному самоуправлению в Приморском крае? // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998, № 1, с. 108−115.
  117. А.Н. Проблемы разделения полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург. 1997, с. 5−13.
  118. А.Н. Региональная государственная власть и местное самоуправление // Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999, с. 113−119.
  119. А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург, 1994.
  120. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994, 440 с.
  121. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 1997, 460 с.
  122. A.M. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны правопорядка (Вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997, № 12, с. 33.
  123. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. редактор Страшун Б. А. Учебник. Т. 2. М&bdquo- 1995, 448 с.
  124. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995, 532с.
  125. Конституция СССР: политико-правовой комментарий. М., 1982, 644 с.
  126. Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2.
  127. А.П., Абдурахманов А. А. Административные договоры: понятие и виды // Журнал российского права. 1998, № 7, с. 83−91.
  128. И. Конституционное строительство в Новосибирской области // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997, № 3−4, с. 125−143.
  129. М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Государство и право. 1990, № 10, с. 81−89.
  130. М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993, 16 с.
  131. М.А. Проблема ответственности в местном самоуправлении // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998, с. 186−199.
  132. В.А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры // Государство и право. 1992, № 1, с. 16−24.
  133. Н.И. Местное самоуправление (аспекты теории и практики). Екатеринбург, 1996, — 38 с.
  134. М.В. Муниципальный социализм и развитие городской жизни. СПб., 1907.
  135. О.Е., Шеремет К. Ф. Компетенция местных советов. М., 1986, 224 с.
  136. О.Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997, 428с.
  137. Э. Государство и его пределы. СПб., 1868, — 46 с.
  138. .М. Перестройка государственного управления: организационно-правовые вопросы. М., 1987, — 144 с.
  139. .М. Компетенция органов управления. М., 1972, 268 с.
  140. А.И. Местные органы власти советского государства. М., 1959, 411.
  141. М. Полномочия без средств что река без воды // Рос. газ. 1998, 11 ноября.
  142. В.В. Реформы местного управления во Французской Пятой республике // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993, с. 25−42.
  143. Т.С. Договорная деятельность в муниципальных образованиях. Сургут, 1999. 40 с.
  144. Местные бюджеты и системы местного налогообложения в странах Запада. М., 1993, — 29 с.
  145. Дж. Ст. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863, 256 с.
  146. А.В. Участие органов местного самоуправления в охране общественного порядка: проблемы и перспективы // Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999, с. 202−209.
  147. В.П., Югов А. А. О концепции реформирования административно-территориального устройства области в составе Российской Федерации (на примере Свердловской области) // Российский юридический журнал. 1995, № 4, с. 94−99.
  148. Е.В. Исполнительный механизм в системе органов местного самоуправления // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998, с. 81−101.
  149. А.А. Эволюция системы правового регулирования органов местного управления в США на современном этапе // Реформы местного самоуправления в странах Западной Европы. М., 1993, с. 90 96.
  150. И.М., Модель Б. С. Некоторые подходы к исследованию проблем социального взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления // Федерализм и децентрализация. Екатеринбург, 1998, с. 77−98.
  151. А.В. Проблемы совершенствования местных Советов народных депутатов. Свердловск, 1988, — 147 с.
  152. Муниципальное право. Учебник под редакцией Коваленко А. И. М., 1997, 432 с.
  153. В.В. Факторы влияния на интеграцию публичного и частного права в современном государстве // Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики. Екатеринбург, 1999, с. 51−53.
  154. С.Э. К вопросу о соотношении органов государственной власти и органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург, 1997, с. 48−51.
  155. Омск своего не упустит. Интервью с мэром Омска В. Рощупкиным // Рос. газ. 1998, 28 марта.
  156. С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
  157. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М&bdquo- 1994, — 84 с.
  158. Ю.В. Проблемы управления территориями и административно-территориальное устройство области // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург, 1997, с. 74−80.
  159. К.В. Социально-политическая сущность органов местного самоуправления // Проблемы становления государственной и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995, с. 57−60.
  160. H.JI. Конституционные основы местного самоуправления Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999, с. 207−234.
  161. Политический механизм городского управления (на примере США). М., 1994, -212 с.
  162. А. Удмуртская Республика: конституционно-правовые проблемы становления государственной власти и местного самоуправления // Чиновник. 1998, № 3, с. 31−35.
  163. Россия сильна союзом городов русских // Рос. газ. 1998, 28 ноября.
  164. В. Система власти города Москвы // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997, № 3−4, с. 134−142.
  165. М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998, — 636 с.
  166. А.С. Местное самоуправление в Челябинской области. Челябинск, 1997,-214 с.
  167. А.С. К вопросу о совершенствовании регионального законодательства // Пять лет региональному законодательству: проблемы, опыт, перспективы. Тюмень, 1999, с. 222−226.
  168. И. Приморье: политико-правовые коллизии и поиск выхода из тупика // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997, № 3−4, с. 111— 124.
  169. В.Е. Региональное нормотворчество: опыт и перспективы становления законодательства об административной ответственности // Пять лет региональному законодательству: проблемы, опыт, перспективы. Тюмень, 1999, с. 232−234.
  170. Я.П. О причинах и сути противоречий между органами власти местного самоуправления и субъектов Российской Федерации // Противоречия территориального управления в современной России. Материалы конференции. Т. 1. Екатеринбург, с. 40−43.
  171. В.В. США: политический механизм городского управления. М., 1976, 254 с.
  172. С.Г. Система фундаментальных понятий муниципального права: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 1998, 27 с.
  173. Структура и функции местных коллективов во Франции. Российско-французская серия «Информационные и учебные материалы». 1993, № 14, 86 с.
  174. Н. Прокурор рвет и мечет, требуя льгот, а мэр видите ли деревца подстригает// Рос. газ. 1997, 5 ноября.
  175. А.Г. Самоуправление и автономия. СПб., 1906, 32 с.
  176. Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1998, 186 с.
  177. Ю.А. Публичное право. М., 1995, 496 с.
  178. А.А. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления // Журнал российского права. 1999, № 3−4, с. 29−37.
  179. В.И. Муниципальное право России. М., 1994, 168 с.
  180. В.И. Муниципальная служба в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998, с. 101−125.
  181. И. Выборы по решению Фемиды // Российская Федерация, 1997, № 10.
  182. Л., Харченко В. Проблемы местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе // Местное самоуправление в Российской Федерации (региональный аспект). М., 1988, с. 38−58.
  183. А. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998, -246 с.
  184. М.А. Административно-территориальное устройство Советского государства. М., 1983, 175 с.
  185. К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 1998, с. 3−35.
  186. А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления //Городское управление. 1996, № 5, с. 19−26.
  187. Е.С., Сивохина Ю. Л. Модели местного самоуправления в Сибирском и Дальневосточном регионах. Новосибирск, 1997, 47 с.
  188. Е.С. Муниципальное право. М.- Новосибирск, 1995. 268 с.
  189. Е.С. Муниципальное право. М., 1999. 496 с.
  190. Н.В., Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996. 100 с.
  191. А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации. Екатеринбург, 1999, 124 с.
  192. В.В. Управленческий округ проблемы взаимодействия с муниципальными образованиями // Государственная власть и местное самоуправление: проблемы, пути взаимодействия. Екатеринбург, 1997, с. 80−83.
  193. В.А. Основы местного самоуправления. М., 1998, 224 с.
Заполнить форму текущей работой