Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стержнем политики в области образования является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением её республик. Особое внимание должно уделяться сочетанию федерального… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы конституционно-правового регулирования национально-языковых отношений
    • 1. Язык и национально-языковые отношения как объект конституционно правового регулирования
    • 2. Понятия «государственный язык» и «официальный язык»: соотношение и сферы использования
  • Глава 2. Эволюция конституционно-правового регулирования использования языков народов Российской Федерации
    • 1. Правовое регулирование использования языков народов
  • Российской Империи
    • 2. Этапы конституционно-правового регулирования национально-языковых отношений в советский период
    • 3. Разработка законодательства о языках в Союзе ССР и в союзных республиках
  • Глава 3. Основные направления совершенствования конституционно-правового регулирования использования языков народов Российской Федерации
    • 1. Современное состояние конституционно-правового регулирования национально-языковых отношений
    • 2. Использование языков народов РФ в деятельности органов государственной власти и в избирательном процессе
    • 3. Использование языков народов РФ в сфере образования и в деятельности средств массовой информации

Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации получило интенсивное развитие сравнительно недавно — с начала 90-х годов и в известной мере может рассматриваться как продолжение языковой реформы, проходившей в Советском Союзе в конце 80-х годов. В отличие от союзной реформы, когда принятие законов о языке не столько снимало назревшие проблемы, сколько обостряло их, становясь детонатором межнациональных конфликтов, Россия до времени избежала подобного же накала страстей при решении национально-языковых проблем.

Конституция РФ 1993 г. впервые закрепила государственный язык РФ (ст. 68). Гражданам гарантируется право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26). Эти индивидуальные права подкреплены правом всех народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития и возможностью республик — субъектов федерации, устанавливать государственные языки (ст.68). Кроме того, запрещена пропаганда языкового превосходства (ст. 29). Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», аналогичные законы субъектов федерации, отдельные правовые нормы в Законах РФ «Об образовании» и «О нащюнально-культурной автономии» наполняют конкретным содержанием и развивают эти конституционные положения. Хотя новации не охватывают всех проблем конституционно-правового регулирования использования языков народов РФ, тем не менее, даже при наличии «пробелов» в законодательстве уже сейчас существует определенная правовая база, позволяющая более или менее полно регулировать национально-языковые отношения.

Развитие законодательства в области национально-языковых отношений опередило собственно научную разработку данной, а проблематики. Следует отметить почти полное отсутствие исследований, посвященных анализу содержания понятий «правовой режим языков», «правовой статус языков», «языковой суверенитет», «национально-языковые отношения», «языковые отношения», «государственный язык», «официальный язык», их правовой природы, сущности и значения, а также компетенции органов, осуществляющих государственное управление в сферах культуры, образования, средств массовой информации при решении проблем национально-языкового развития. Неразработанность теоретической базы до сих пор сказывается на содержании принимаемых правовых актов. Отсутствие комплексного подхода к решению проблем языкового развития способствовало тому, что в настоящее время социолингвистический подход оказывает решающее (и не всегда позитивное) влияние на содержание соответствующих законодательных актов.

Исследование вопросов конституционно-правового регулирования использования языков народов РФ, а также выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства носят актуальный характер, поскольку без теоретико-правовой базы невозможен полноценный всесторонний анализ вопросов национально-языкового развития и национальных отношений в целом, столь значимых при проведении федеративной реформы.

Состояние научной разработанности темы исследования. Правовые проблемы использования языков поднимаются юристами крайне редко, как правило, они обсуждаются в контексте общих проблем национальных отношений без рассмотрения специфики, присущей собственно национально-языковым отношениям. В современной юридической литературе наблюдается явная недооценка значения языковых отношений как важной составляющей национальных отношений, а также правового режима языков как одной из важнейших конституционно-правовых гарантий прав граждан и национальных общностей. Одной из немногих основополагающих работ в данной области до сих пор остаётся монография В.Н. Дурденевского1.

1 Дурденевский В. Н. Равноправие языков в советском строе. М., 1927.

Для понимания общих закономерностей конституционно-правового регулирования использования языков большое значение имеют работы отечественных ученых, посвященные разработке актуальных проблем федерализма и развития национальных отношений и общей теории права и государства (С.С. Алексеева, Н. А. Богдановой, Л. Д. Воеводина, В. Н. Дурденевского, Д. Л. Златопольского, В. Ф. Котока, Н. С. Крыловой, О. Е. Кутафина, И. Д. Левина, А. И. Лепёшкина, Г. И. Литвиновой, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, О. О. Миронова, B.C. Нерсесянца, А. С. Пиголкина, В. Д. Сорокина, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Я. И. Уманского, P.O. Халфиной, В. Е. Чиркина, М. А. Шафира, С. И. Штамм, Б. И. Щетинина, Б.С. Эбзеева).

Отдельные вопросы конституционно-правового регулирования использования языков были рассмотрены в исследованиях Н. В. Витрука, Т. В. Губаевой, Б. С. Крылова, И. С. Крыловой, В. П. Малкова, А. С. Пиголкина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, Н. В. Шелютто.

Потребность в комплексном подходе к исследуемым проблемам предопределило обращение к исследованиям в области философии, истории, языкознания, социолингвистики и этнографии (труды И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Потебни, B.C. Соловьева, Н. С. Трубецкого, работы В. М. Алпатова, Ю. В. Бромлея, М. Н. Губогло, Ю. Д. Дешериева, JLMДробижевой, М. И. Исаева, В. Г. Костомарова, В. Ю. Михальченко, М. Н. Солнцева, В.А. Тишкова).

Вместе с тем достигнутый в настоящее время уровень правовых исследований национально-языковых отношений не в полной мере отвечает теоретико-познавательным и практическим потребностям и отражает всю значимость изучаемого явления для развития юридической науки и совершенствования законодательства.

Предмет, цель и задачи исследования. Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых норм, определяющих правовой режим использования языков народов РФ. Целью диссертационного исследования являются системный анализ конституционно-правового регулирования использования языков народов РФ, разработка научно-теоретических основ его совершенствования и формулирование практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности и комплексности правового регулирования в данной области общественных отношений. Для достижения этих целей были поставлены следующие исследовательские задачи:

1) выявление специфики конституционно-правового регулирования использования языков народов РФ;

2) анализ истории развития конституционно-правового регулирования использования языков в России и Российской Федерации;

3) выявление пробелов в законодательстве и прогнозирование основных направлений его совершенствования;

4) разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности конституционно-правового регулирования использования языков народов Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (диалектический, структурно-функциональный, формально-логический), междисциплинарные (исторический, статистичес-к-йй, — конкретносоциологический) и специально-юридические методы (юридико-догматический, сравнительно-правовой).

Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по конституционному праву, общей теории и истории права и государства, административному праву и другим отраслевым юридическим наукам. В диссертационном исследовании использованы также научные работы по философии, истории, языкознанию, социолингвистике и этнографии.

Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составляют Конституция РФ 1993 г., конституции и уставы субъектов РФ, Конституции РСФСР и конституции автономных республик РСФСР, Конституции СССР и конституции союзных республикДекларация о языках народов Россиипостановления и определения Конституционного Суда РФзаконы и нормативные правовые акты РФ и её субъектов, касающиеся вопросов использования языков в различных сферахКонцепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996 г.), конституции зарубежных государств.

Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации предпринята попытка комплексно рассмотреть теоретические и прикладные вопросы, связанные с правовым режимом языков народов РФ и конституционно-правовым регулированием национально-языковых отношений в условиях реформы федеративного государстваобосновывается необходимость введения в научный оборот понятий «национально-языковые отношения» и «правовой режим языка" — предложен ряд мер по совершенствованию законодательства, в частности, связанных с введением дифференцированной административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о языках, финансированием программ по развитию языков народов России субъектами Федерации: —:

Научная новизна диссертационного исследования состоит также в сформулированных автором теоретических положениях и практических предложениях, выносимых на защиту. К ним относятся следующие:

1) Юридические аспекты развития и использования языков связаны с установлением правового режима национальных языков, т. е. с созданием правовых условий для их развития и с определением правового статуса их носителей — как национальной общности в целом, так и личности в качестве члена этой общности.

2) Как и большинство основных прав и свобод человека, право пользоваться родным языком не носит абсолютного характера. Оно призвано обеспечить реализацию интересов лица в определенной сфере социокультурных отношений, но не предполагает предоставления ему неограниченных возможностей использования родного языка во всех публичных отношениях. В связи с этим необходимо скорректировать и более четко определить те сферы публично-правовых отношений, где предоставляются определенные гарантии использования родного языка.

3) В условиях многонационального и федеративного государства, каким является Россия, задача конституционного регулирования национально-языковых отношений состоит не только в создании гарантий прав личности, но и в решении проблемы использования национальных языков в сфере официальных отношений (в частности, в работе органов государственной власти), а также вопроса соотношения общегосударственного, государственных и официальных языков.

4) Неразработанность понятийного аппарата, используемого при рассмотрении проблем национально-языковых отношений, чревата как появлением явных пробелов в законодательстве, так и излишней правовой регламентацией, что непосредственным образом сказывается на состоянии существующего правового режима языков.

5) В условиях многонационального федеративного государства, где субъекты Федерации обладают правом осуществления. собственного нормативно-правового регулирования, в том числе и правом издавать нормативные акты на национальных языках, особую актуальность приобретает унификация законодательной терминологии на языках народов РФ и обеспечение аутентичности текстов законов. Это требует объединения усилий лингвистов и юристов по созданию национально-русских и русско-национальных словарей юридической терминологии и создания специального федерального органа — терминологической службы, координирующей работу аналогичных служб в тех регионах, где они созданы.

Научно-практическая значимость диссертационной работы определяется потребностями правовой науки и российского законодательства в детальной разработке юридических аспектов языковых отношений как значимой части национальных отношений. Проведённый в диссертационном исследовании анализ может представлять как теоретический, так и практический интерес. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении проблем федерализма и развития национальных отношений в рамках конституционного права. Предложения по совершенствованию российского законодательства могут быть реализованы при разработке Федерального закона «Об охране русского языка и других языков народов Российской Федерации как национального достояния» и внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положение диссертации отражены в научных публикациях, апробированы автором в правотворческой деятельности при разработке Закона СССР «О языках народов СССР», Концепции национальной безопасности, программы Министерства образования РФ «Русский язык». Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке экспертных заключений Института государства и права Российской~академии наук по проектам федеральных законов.

Изложенные цели и задачи исследования определяют структуру диссертации и порядок изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Интенсивное развитие конституционно-правового регулирования в начале 90-х годов заполнило вакуум, образовавшийся в течение нескольких десятилетий советского периода Российской Федерации. Однако проведение реформы федерации обусловило потребность в дальнейшем развитии законодательства об использовании языков народов России.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Язык, являясь основным коммуникативным средством, выполняет функции индикатора принадлежности его носителей к определённой национальной культуре и национальному сообществу. В той же мере, в какой язык способствует единству нации, он остается и разделяющим народы явлением. Во многом в силу последнего обстоятельства национальный язык и после принятия законодательных актов в сфере национально-языковых отношений требует постоянного пристального внимания.

2. При исследовании проблем конституционно-правового регулирования использования языков представляется оправданным изначально вычленить из национальных отношений часть, обладающую определенным своеобразием, и ввести для неё термин «национально-языковые отношения», обособив, таким образом, юридико-правовой аспект языковых отношений.

3. С проблемой эффективности воздействия правового регулятора на национально-языковые отношения непосредственным образом связана неразработанность используемого понятийного аппарата. Прежде всего, это касается понятий «правовой режим языка» и «правовой статус языка», содержание которых не раскрывается ни в научной литературе, ни в законодательстве. По мнению автора, приоритет следует отдать первому понятию, поскольку в противном случае происходит отождествление, а объекта и субъекта права и придание национальному языку несвойственных ему форхМ, способов и объемов правового регулирования, что резко снижает возможности правового воздействия на национально-языковые отношения в целом. Определенность в теоретических понятиях способствует созданию эффективно функционирующего законодательства, противодействуя как появлению в нем явных пробелов, так и излишней правовой регламентацией, что непосредственным образом сказывается на полноте реализации принципа национального равноправия, закрепленного в нормах основного закона.

4. Отсутствие единого подхода к пониманию содержания понятий «государственный язык» и «официальный язык» приводит к тому, что излишне часто они трактуются как равнозначные. Между тем они являются близкими, но не тождественными. Терминологическое пересечение понятий «государственный язык» и «официальный язык» в значительной степени обусловлено тем, что оба этих понятия распространяют свое действие на сферу официального использования национального языка. Фактически национальный язык обеспечивает потребности граждан в области официального общения и делопроизводства, законодательства, судопроизводства, топонимики, т. е. язык выступает в качестве средства фиксирования процесса государственной деятельности и его результатов. Необходимо уделить больше внимания детальномузаконодательному разграничению сфер использования государственногоязыка Российской Федерации и государственных языков республик, в настоящее время они совпадают практически полностью. Этим искажается основное назначение государственного языка как универсального средства общения между людьми разных наций в законодательно очерченной сфере официальных отношений. Потребность учитывать все языковые интересы многонационального сообщества в республиках с очевидностью приводит к использованию в официальных отношениях не только государственного языка республики, но «языка большинства населения определенной местности», особенно там, где проживают коренные малочисленные народы и национальные меньшинства.

5. Правовое регулирование национально-языковых отношений в России ведёт свою историю со второй трети XIX века. В этот период оно носило фрагментарный характер. С изменением положения в сферах официального использования языков и образования в середине XIX,.

• явившегося реакцией на обострившуюся политическую обстановку, жесткая поддержка господствующего положения русского языка сочеталась с весьма гибким подходом в правовом регулировании национально-языковых отношений. Однако идеологизированный подход советского периода несмотря на постепенное развитие конституционно-правового регулирования национально-языковых отношений (безусловно носившего позитивный характер) имел негативные последствия. Идеологическая установка на «формирование новой исторической общности — советского народа», оставлявшая подавляющему большинству языков функции языка бытового общения, начального обучения и фольклора во многом способствовало обострению национальных отношений в кризисные 90-е годы. Центробежные тенденции в Российской Федерации не были столь интенсивны, как в Советском Союзе, однако, к сожалению, их потенциал еще не исчерпан, соответственно, эволюция законодательства о языках на постсоветском пространстве оказывает определенноевоздействие на ситуацию в современной России.

6. Конституция РФ 1993 г. значительно расширила сферу регулирования национально-языковых отношений. Однако положения статьи 26 Конституции, в которой закрепляются конкретные права и свободы, непосредственно связанные с реализацией этнолингвистических интересов личности — право на образование, свобода творчества, свобода слова, право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, сформулированы недостаточно четко. В первую очередь это касается установления пределов осуществления языковых прав личности. Как и все основные права и свободы человека и гражданина право пользоваться родным языком не носит абсолютного характера. Оно призвано обеспечить реализацию его интересов в определенной сфере социокультурных отношений, но не предполагает предоставление неограниченной свободы в выборе поведения. Кроме того, используемое понятие «язык общения» допускает достаточно широкое толкование. Однако сфера официальных отношений, которая в первую очередь подлежит правовому регулированию, не выделяется здесь из всего многообразия сфер межличностного общения. Устранить существующую неопределенность в отношении сфер официального общения следовало бы в нормах законодательства о языках.

7. Закон РФ о языках определяет в качестве языка работы представительного и законодательного органа РФ государственный язык РФ, одновременно депутатам предоставляется право использовать в работе государственные языки республик и в случае необходимости любой другой язык народов России. В республиканских законах о языках говориться только об использовании государственных языков республики. Представляется, что положения региональных правовых актов следовало бы дополнить гарантиями использования языка большинства населения данной местности, что в целом более полно бы отвечало требованиям принципа национального равноправия. .

8. Официальное опубликование федеральных й республиканских правовых актов на государственном языке РФ и на государственном языке республики чрезвычайно остро ставит вопрос об аутентичности их текстов и, как следствие этого, о юридической силе того или иного правового акта. Это, прежде всего, проблема разработки и унификации законодательной терминологии как федерального, так и регионального законодательства. Стандарт национального языка здесь должен быть закреплен в национальных, национально-русских и русско-национальных юридических терминологических словарях. Необходимы, с одной стороны, объединенные усилия лингвистов и юристов (как законодателей, так и правоприменителей), с другой стороны, — создание специального органа терминологической службы, координирующего работу аналогичных служб в тех регионах, где они могут быть или уже созданы.

9. В избирательном законодательстве в развернутой форме регулируются вопросы использования государственного языка РФ, государственных языков республик, других языков народов РФ. Однако представляется необходимым внести в федеральные и республиканские законы о подготовке и проведении выборов и референдумов уточнение. Хотя алфавиты языков народов России строятся на графической основе кириллицы в избирательном законодательстве необходимо закрепить положение о порядке расположения фамилий кандидатов в избирательном бюллетене, в протоколе избирательной комиссии — он должен сохраняться одинаковым на русском и на государственном языке республике либо на любом другом используемом языке народов РФ.

10. Одна из наиболее острых проблем использования языков при подготовке и проведении выборов и референдумов — введение в отдельных республиках языкового ценза. В течение ряда лет в конституциях и законодательстве о выборах в республиках: Башкортостан, Адыгея, Татарстан, Саха (Якутия), Тыва присутствовали нормы, предъявлявшие к кандидату в Президенты требования знания государственных языков республики. С изменением порядка занятия должности высшим должностным лицом субъекта Федерации подобное требование может рассматриваться как квалификационное для лица, претендующего на должность. Представляется, что этот аспект должен быть учтен в действующем законодательстве.

11. Принцип национального (государственного) языка судопроизводства не предусматривается в Конституции РФ, однако в ряде республик он вошел в число конституционных принципов. Поскольку законом предполагается использование не только государственного языка а.

РФ, но и государственных языков республик, встает вопрос о выборе языка судопроизводства в республиках. Между тем прямое указание на параллельное использование государственных языков в законодательстве отсутствует, не выработаны и критерии выбора языка. Представляется, что таким критерием в первую очередь могло бы стать знание того или иного государственного языка лицами, участвующими в процессе. Кроме того, закрепление нормы о свободном владении государственными языками республики или языком большинства населения данной местности было бы приемлемо в отношении мировых судей.

12. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О языках народов РФ» делопроизводство в правоохранительных органах РФ ведется на государственном языке РФ, в правоохранительных органах субъектов Федерации — на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий правоохранительный орган. Закон РФ о языках выделяет только два вида специализированной правоохранительной деятельности — судопроизводство и нотариат (ст. 18 и 19), соответственно, правила определения языка судопроизводства распространяются на язык нотариального делопроизводства. К сожалению, аналогичных норм не содержит ни Федеральный закон «О прокуратуре РФ», ни Закон РФ «О милиции», ни ряд других правовых актов. Представляется, что этот пробелзаконодательстве должен быть восполнен.

13. Не получила должного отражения в законодательстве такая сфера официальных отношений как использование языков в государственной символике. В статье 2 Федерального конституционно закона «О государственном гимне Российской Федерации» не упоминается о языке (языках), на котором опубликован или может быть опубликован его текст. Между тем государственные тексты гимнов республик существуют и на русском языке, но возникает неопределенность — возможно ли осуществление официального перевода текста государственного гимна России на государственные языки* республик. Решение этой проблема представляется весьма значимым для понимания и утверждения единства федеративного государства.

14. Стержнем политики в области образования является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением её республик. Особое внимание должно уделяться сочетанию федерального и национально-регионального компонентов образования при разработке программ изучения языков. Представляется, что подходы к изучению национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта должны варьироваться в зависимости от того, является ли национальный язык родным для тех или иных учащихся. Выполнение русским языком функций универсального средства общения на всей территории РФ не лишает его качеств языка национального. Необходимость внесения кардинальных изменений в обучение русскому языку касается не только увеличения часов, но и изменения самого подхода к содержательной стороне обучения. В частности, преподавание русского языка для той категории учащихся, для которой он является родным, следовало бы дополнить изучением основ древнерусского языка. -:

15. Вопросы установления алфавитов государственного языка РФ и государственных языков республик были отнесены Федеральным законом от 11 декабря 2002 № 165-ФЗ «О внесении дополнения в статью 3 Закона РФ «О языках народов РФ» к компетенции федерального центра. Теперь они строятся на графической основе кириллицы, а иные графические основы этих языков могут устанавливаться федеральными законами. Между тем в ряде республиканских законов о языках содержатся нормы о возрождении старой письменности (там, где таковая существовала). Это порождает определенные проблемы, поскольку восстановление традиционной графики национального языка, с одной стороны, связано с сохранением его положения как государственного языка, с другой стороны, отнесено к ведению Российской Федерации. Представляется, что указанное противоречие должно было бы получить адекватное законодательное разрешение на федеральном уровне.

16. В условиях многонациональной структуры населения резко возрастает потребность не только в материальном, но и в правовом обеспечении прав всех национальных общностей на получение и использование информации на родном языке. Однако в законодательстве субъектов Федерации отсутствует развернутая система правовых гарантий в этой сфере. Региональное законодательство должно содержать перечень конкретных национальных языков, бытующих на их территории и получающих необходимую финансовую и организационную поддержку со стороны органов государственной власти.

Не менее важной является и проблема качества языка, используемого СМИ. Положения же об ответственности за нарушение законодательства РФ о языках народов РФ (ст. 28 Закона РФ о языках) носят самый общий характер. Сложилась ситуация, когда полностью отсутствует правовой механизм ответственности или, точнее, его существование лишь предполагается. Необходимо введение дифференцированной административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о языках в сфере публичной информации^противодействие искажению системы национального языка путем введения системы штрафов, как это давно сделано во Франции для защиты французского языка. Особое же внимание следовало бы уделить формированию института судебной защиты прав как лиц, работающих в сфере публичной информации, так и граждан, ее получающих.

17. Конституционные гарантии равенства прав независимо от языка прочно связывают понятия «нация» и «язык». Между тем, конституционное законодательство европейских стран рассматривает проблему языков несколько шире, в том числе и в контексте прав тех, кто пользует национальный жестовый язык. В законодательстве Российской Федерации данный подход не нашел должного отражения. Единственный правовой акт, в котором закреплены гарантии использования жестового языка — Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 25.10). Представляется, что вопрос об использовании национального жестового языка должен быть законодательно разрешен не только в сфере социальной реабилитации инвалидов по слуху, но и в сфере национально-языковых отношений. Признание национального жестового языка официальным языком будет способствовать созданию необходимой правовой базы для разрешения назревших проблем в данной сфере.

18. Действующее законодательство в основном отражает государственно-правовой аспект в регулировании национально-языковых отношений, в то же время социокультурная составляющая не получила достаточного отражения. Между тем в последние годы в законодательстве отдельных краев и областей наметилась тенденция учета данного аспекта национально-языковых отношений. В общем русле культурной и образовательной политики субъектов федерации постепенно выстраивается система учета и защиты интересов национальных меньшинств и малочисленных коренных народов, в том числе и их языковых интересов. Однако законодательство о языках народов РФ еще не полностью сформировалось как целостная система, еще не сложились устойчивые взаимосвязи с законодательством об образовании, средствах массовой информации, культуре.

В этой связи очевидной становится целесообразность принятия специальных правовых актов, направленных на охрану национальных языков как культурного достояния всех народов России. Главной целью законов об охране языка (языков) должна стать государственная и общественная поддержка языка как самоценного явления культуры. Безусловно, добиться чистоты языка, следования его литературным нормам средствами только правового воздействия маловероятно, но при его помощи возможно минимизировать факторы, негативно влияющие на развитие языка.

В рамках этого стратегического направления государственной политики в сфере национально-языковых отношений необходимо в полной мере использовать систему существующих правовых и экономических регуляторов, а также обеспечить разработку и применение новых адекватных современной социокультурной ситуации способов правового воздействия на развитие национально-языковых отношений. Позитивное значение имела бы разработка Федерального закона «Об охране русского языка и других языков народов Российской Федерации как национального достояния».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: 1993
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. № 46. Ст. 4532
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921. .
  7. Основы законодательства Российской Федерации' о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612−1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615
  8. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23.Ст. 2199
  9. Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1741
  10. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2965
  11. Федеральный закон «О наименованиях географических объектов» от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5718
  12. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150
  13. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 30. Ст. 2864
  14. Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 27. Ст. 2710
  15. Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 № 2124−1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1*992. № 7. Ст. 300
  16. Закон «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3697
  17. Федеральный закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 51. Ст. 4982
  18. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 171
  19. Федеральный закон «О связи» от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895
  20. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063
  21. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31.Ст. 3215
  22. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1.Ст. 1
  23. Декларация «О языках народов России», утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1808/1−1. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1742
  24. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991. г. № 1920−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865
  25. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. ЗОЮ
  26. Федеральная целевая программа «Русский язык». Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 881 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 32. Ст. 3925
  27. Конституция Республики Адыгея (от 10 марта 1995 г.- ред. от 16.07. 2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М.: 1996- Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  28. Конституция Республики Алтай (Основной закон) (Закон РА от 7 июня 1997 г. № 21−4- ред. от 20.12.2002) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  29. Конституция Республики Бурятия (от 22 февраля 1994- ред. от 21.11.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995- Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  30. Конституция Республики Дагестан (от 10 июля 2003 г.) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  31. Конституция Республики Дагестан (от 26 июля 1994 г.) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995.
  32. Конституция Республики Ингушетия (от 27 февраля 1994 г.) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995.
  33. Конституция Кабардино-Балкарской Республики (от 1 сентября 1997 г.- ред. от 29.05.2003) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  34. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия (от 5 апреля 1994 г. в ред. от 14.08.1995) // Справочная правовая система Гарант.
  35. Конституция Карачаево-Черкесской Республики (от 5 марта 1996 г.) // Справочная правовая система Гарант.
  36. Закон Республики Карелия «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основного закона) Республики Карелия» (от 12 февраля 2001 г. № 473−3PK- ред. от 25.12.2003) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  37. Конституция Республики Марий Эл (от 24 июня 1995 г.- ред. от 16.06.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М., 1996- Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  38. Конституция Республики Мордовия (от 21 сентября 1995 г.- ред. 07.07.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М.: 1996- Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  39. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (от 17 октября 2002 г. 54−3 № 445-И- ред. от 10.07.2003) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  40. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (от 4 апреля 1992 г. с изменениями и дополнениями от 26.01.1994, от 20.04.1994) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М.: 1996.
  41. Конституция Республики Северная Осетия — Алания (от 12 ноября 1994 г.) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995.
  42. Конституция Республики Татарстан (от 6 ноября 1992 г.- ред. от 15.09.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995. Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  43. Конституция Республики Тыва (от 6 мая 2001 г.- ред. от 24.06.2003) //
  44. Справочная система Консультант-Плюс. Региональноезаконодательство.
  45. Конституция Республики Тыва (от 21 октября 1993 г.- в ред. Законов РТ от 8.10.1996 № 639, № 641, № 643) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М.: 1996.
  46. Конституция Удмуртской Республики (от 7 декабря 1994- ред. от 16.10.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 1. М.: 1995. Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  47. Конституция Республики Хакасия (от 25 мая 1995 г.- ред. от 10.02.2003) // Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. Выпуск 2. М.: 1996. Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  48. Конституция Чувашской Республики (от 30 ноября 2000 г.- ред. от 27.03.2003) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  49. Конституция Чувашской Республики (от 24 ноября 1993 г. с изменениями от 03.04.1998, от 27.11.1998) // Справочная правовая система Гарант.
  50. Закон-Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгея» от 31 марта 1994 г. № 74−1 // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) -Парламента. 1994. № 5
  51. Закон Республики Алтай от 3 марта № 9−6 1993 г «О языках» (в ред. от 24.06.1993 № 16−8, от 24.09.2002 № 6−31) // Ведомости Верховного Совета Республики Алтай. 1993. № 3 (август-сентябрь). С. 88
  52. Закон от 10 июня 1992 г. № 221-XII «О языках народов Республики Бурятия» (в ред. От 29.09.2003№ 467-III) // Справочная правовая система Гарант
  53. Закон от 16 января 1995 г. № 1-РЗ О языках народов Кабардино-Балкарской Республики (в ред. От 18.05.2001№ 38-P3- от 15.03.2003№ ЗЗ-РЗ- от 06.12.2003№ 108-РЗ) // Справочная правовая система Гарант
  54. Закон от 27октября 1999 г. № ЗО-И-З О языках народов Республики Калмыкия (в ред. от 22.09.2003 г. № 383-II-3) // Известия Калмыкии. 18 ноября 1999 г. № 235
  55. Закон Калмыцкой Советской Социалистической Республики «О языках в Калмыцкой ССР Хальмг Тангч» от 30 января 1991 г. № 137−1Х //
  56. Закон Республики Коми «О государственных языках Республики Коми» от 28 мая 1992 г. (в ред. закона от 16.07.2002 № 76-РЗ) // Справочная правовая система Гарант.
  57. Закон Республики Марий Эл «О языках в Республике Марий Эл» от 26 октября 1995 г. № 290-III (в ред. закона от 19.09.2001 № 33−3) // Справочная правовая система Гарант
  58. Закон Республики Мордовия «О государственных языках в Республике Мордовия» от 6 мая 1998 № 19−3 // Ведомости Государственного Собрания Республики Мордовия. 1998. № 20−22
  59. Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. № 1170-XII (в ред. законов от 04.10.2002 3 № 440-II //Якутские ведомости. 12 ноября 1992 г. № 19
  60. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» от 8 июля 1992 г. № 1560-XII (в ред. закона от 28.03.1996 № 488) // Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 6. Ст. 80
  61. Закон Тувинской АССР «О языках в Тувинской АССР» от 14 декабря 1990 г. № 96 (в ред. Закона Республики Тыва от 29.06.1994) // Тувинская правда. 22 января 1991 г. .
  62. Закон Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртский Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» от 6 декабря 2001 г. № 60-РЗ // Известия Удмуртской Республики. 18 декабря 2001 г. № 196.
  63. Закон Республики Хакасия «О языках народов Республики Хакасия» от 20 октября 1992 г. № 11 (в ред. закона от 02.10.2002 № 55) // Справочная правовая система Гарант
  64. Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» от 25 ноября 2003 г. № 36 // Республика. 26 ноября 2003 г. № 47
  65. Закон Чувашской ССР «О языках в Чувашской ССР» от 27 октября 1990 г. (утратил силу) // Справочная правовая система Гарант
  66. Устав Кемеровской области от 5 июня 1997 г. (с изм. и доп. от 04.01.1998, от 21.05.1998) // Справочная система Консультант-Плюс. Региональное законодательство.
  67. Закон Республики Саха (Якутия) «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 3 № 244-III // Справочная правовая система Гарант
  68. Закон Красноярского края «Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края» от 1 июля 2003 г. № 7−1215 // Справочная правовая система Гарант
  69. Законодательные акты Союза ССР и союзных республик:
  70. Конституция СССР и конституции союзных советских социалистических республик. М.: 1979.
  71. Конституция РСФСР и конституции автономных советских социалистических республик. М.: 1979.
  72. Конституция (Основной закон) СССР. Конституции (Основные законы) союзных и автономных советских социалистических республик. М.: 1960
  73. История Советской Конституции. Сборник документов 1917—1957.М.: 1957
  74. Постановление ЦИК СССР от 7 августа 1929 г. «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности народов Союза ССР» // Собрание законодательства СССР. 1929. № 52. Ст. 477.
  75. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, п. 1 ст. 4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1985. № 48. Ст. 918.
  76. Законодательные акты иностранных государств:
  77. Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М.: 1993.
  78. Конституции государств Европы. В 3 томах. М.: 2001
  79. Италия. Конституция и законодательные акты. // Под редакцией В. А. Туманова. М.: 1988.
  80. Комментарии законодательства:
  81. Комментарий к Закону «О языках народов Российской Федерации». М.: 1993
  82. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий// Под ред. акад. Б. Н. Топорнина. М.: 1997
  83. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Ред. коллегия: J1.A. Окуньков, М. Я. Булошников, Б. С. Крылов, А. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, А. Е. Постников. М.: 2002.
  84. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации // Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: 2001
  85. Комментарий к Закону РФ «Об образовании». // Отв. Ред. Шкатулла В. И. М.:1998
  86. Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. М., 19 826. Монографии:
  87. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М.: 1994
  88. Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации. От концепции к реализации. М.: 1997
  89. А. Воплощение социалистического интернационализма в советском многонациональном государстве. Ташкент: 1984
  90. С.С. Общая теория права. В 2 т. М.: 1981
  91. В.М. 150 языков и политика: 1917 1997. М.: 1997
  92. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: 1996
  93. А.Т., Исаев М. И. Язык и нация. М.: 1973
  94. В.И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М.: 2001
  95. В.Н., Григорьян Э. А. Русский язык в межнациональном общении в Российской Федерации и странах СНГ (по данным социолингвистических опросов 1990— 1995 гг.). М.: 1996
  96. Бержель Ж.-Д. Общая теория права. М.: 2000
  97. Н.А. Система науки конституционного права. М.: 2001
  98. Богослужебный язык русской церкви. История. Попытки реформации. М.: 1999
  99. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему^языкознанию. М.: 1963. Т. 1−2
  100. Л.Ф. Интернационализм в действии. М.: 1988
  101. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: 1983
  102. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: 1987
  103. Р.А. История слов в истории общества. М.: 2004
  104. А.А. Язык малочисленного народа в его письменной форме (на материале эвенского языка). СПб.: 2004
  105. В.В. Великий русский язык. М.: 1945
  106. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка. // Отв. ред.: Ю. Д. Дешериев, Л. П. Крысин. М.: 1988
  107. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: 1997
  108. Встречи этнических культур в зеркале языка в сопоставительном лингвокультурном аспекте. М.: 2002
  109. Т.В. Язык и право. М.: 2003
  110. М.Н. Переломные годы. Том 1. Мобилизованный лингвицизм. М.: 1993
  111. , В. фон. Язык и философия культуры. М.: 1985
  112. Л.М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: 1996
  113. Дурга Дас Басу. Основы конституционного права Индии. М.: 1986
  114. В.Н. Равноправие языков в советском строе. М.: 1927
  115. М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонациональных государствах). М.: 1996
  116. В.М. Язык и культура России XVIII века. М.: 1996
  117. В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М.: 2004
  118. P.P. Татарская культура в языковом отражении. Казань: 2004
  119. Д.Л. СССР федеративное государство. М.: 1967
  120. А.И. Старославянский и церковнославянский языки. М.: 2001
  121. ИМ. Образовательная революция. М.: 2002
  122. М.И. Языковое строительство в СССР. (Процессы создания письменностей народов СССР). М.: 1979
  123. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. (Сборник статей). М.: 1986
  124. История национально-государственного строительства в СССР. В 2 т. // Отв. ред. Д. А. Чугаев. М.: 1972
  125. История советского государства и права. В 3 кн. // Отв. ред. А. П. Косицын. М.: 1968
  126. В.И. Язык социального статуса. М.: 1992
  127. Коммунизм и нации. // Отв. ред. Ф. Т. Константинов. М.: 1985
  128. Т.А. Концепция языка в контексте истории и культуры: курс лекций. М.: 2005
  129. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4 т. // Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: 1999−2001
  130. В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: 1997
  131. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: 1981
  132. Е.И. Познание, язык, культура. Некоторые гносеологические и социологические аспекты проблемы. М.: 1984
  133. В.М. История государства и права России. 1929−1940. М.: 1998
  134. А.И. Советский федерализм (теория и практика). М.: 1977
  135. Е.А. Право. Мораль. Личность. М.: 1986
  136. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: 2002
  137. Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития. Сборник научных трудов. СПб.: 1997
  138. Н.Б. Социальная лингвистика. М.: 2000
  139. Младописьменные языки народов СССР. М., Л.: 1959
  140. О.Д. Языковая ситуация в республике Каракалпакстан. М.: 1997
  141. Национальная политика России: история и современность. М.: 1997
  142. Национальная политика в Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции (Липки, сентябрь 1992). М.: 1993
  143. Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. Якутск, 16−23 марта 1993 г. М.: 1993
  144. Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. М.: Наука: 1989
  145. Национальный вопрос в странах Востока. // Отв. ред. М. С. Лазарев. М.: 1982
  146. B.C. Общая теория права и государства. М.: 2002
  147. С.В. Национально-языковая политика в республиках Российской Федерации (1992−1993 гг.). М.: 1995
  148. Л.Б. Язык в политике и идеологии стран зарубежного Востока. М.: 1986
  149. Опыт совершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР. М.: 1982
  150. Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М.: 1968
  151. О.Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношение языков -взаимоотношения народов. Саранск: 1993 .
  152. О.Е. Русский язык в жизни мордовского народа. Саранск: 1988
  153. А.А. Слово и миф. М.: 1989
  154. Права человека и межнациональные отношения. // Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: 1994
  155. Правовое государство, личность, законность. // Коллектив авторов: B.C. Нерсесянц, Г. В. Мальцев, Е. А. Лукашева, Н. В. Варламова, В. М. Постников, Н. С. Соколова. М.: 1997
  156. Проблемы двуязычия в многонациональной среде. СПб.: 1995
  157. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. // Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: 2002
  158. Е.А. Французский язык в Канаде. Л.: 1972
  159. Русский язык в национальных республиках Советского Союза. М.: 1980
  160. В.М. Язык процессуального закона. Вопросы терминологии М.: 1987
  161. А.Д. Тревога и надежда. М.: 1990
  162. А.П. Языковая личность и этнос (национально-культурные особенности коммуникативного поведения русских и французов). // М.: 2004
  163. A.M. Язык революционной эпохи. М.: 1928
  164. В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: 1976
  165. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. // Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: 1998
  166. Социальная лингвистика в Российской Федерации (1992−1996). М.: 1997
  167. Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. Материалы международной конференции (Москва, 22−25 октября, 1996). М.: 1996
  168. Н.Я. Из истории методики преподавания русского языка в нерусской школе. Махачкала: 1972 .
  169. Теория государства и права. // Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: 2001
  170. Теоретические основы классификации языков мира М.: 1980
  171. Ю.А. Публичное право. М.: 1995
  172. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: 1997
  173. Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: 1995
  174. .Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: 2003
  175. Н.С. История. Культура. Язык. М.: 1995
  176. Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М.: 1996
  177. Федерализм власти и власть федерализма. // Отв. ред. М. Н. Губогло. М.:1997
  178. Функционирование языков в многонациональном обществе. // Отв. ред.: В. И. Солнцев, В. Ю. Михальченко. М.: 1991
  179. Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М.: 2003
  180. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: 1974
  181. P.O. Право как средство социального управления. М.: 1988
  182. К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. М.: 1982
  183. ЮО.Хомский Н. Язык и мышление. М.: 1972
  184. Г. В. Языковые .права этнических меньшинств в сфере образования. М.: 1994
  185. В.Е. Конституционное право России. М.: 2003
  186. ЮЗ.Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.:1998
  187. С.И. Управление народным образованием в»?ССР (1917−1936 гг.). М.: 1985
  188. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М.:1992
  189. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. // Составитель и отв. ред. М. Н. Губогло. М.: 1999
  190. Этнические контакты и языковые изменения. СПб.: 1995
  191. Этнические процессы в современном мире. // Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: 1987
  192. Этничность и власть в полиэтнических государствах. Материалы международной конференции 1993 г. // Отв. ред. В. А. Тишков. М.: 1994
  193. Этнолингвокультурология: проблемы и решения (сборник научных трудов) // Под ред. Г. С. Скороспелкиной. СПб.: 2004
  194. Язык закона. Под ред. А. С. Пиголкина. М.: 1990
  195. Язык в контексте общественного развития. М.: 1994
  196. Язык. Культура. Этнос. М.: 1994
  197. Языки и диалекты. СПб.: 1993
  198. Языковая норма. Типология нормализационных процессов. М.: 1996
  199. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994
  200. Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М.: 1992
  201. Phillipson R. Linguistic Imperialism, Oxford University Press: 1992
  202. The Written Languages of the World: A Survey of the Degree and Modes of Use. Quebec: 19 787. Статьи:
  203. M.E. Языковое законодательство в Дагестане // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 10−13
  204. В.М. Об эффективности языкового законодательства // Языковыепроблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 13−18
  205. В.М. Общественное сознание и языковая политика в СССР (2040.е гг.) //Язык в контексте общественного развития. М.: 1994. С. 29−47
  206. Алпатов В. М. Проблемы двуязычия и языков национальных меньшинств
  207. Речевое общение в условиях языковой неоднородности. М.: 2000 •
  208. Альварес М.Б. Г. Покушение под гипнозом. Письмо из Испании в защитурусского языка//Российская Федерация. 1994. № 2. С. 51−52
  209. Г. Символы государства: государственный гимн как объектконституционного регулирования // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. М.: 1997. № 11. С. 158−164
  210. О.П. О реализации Закона о языках народов Республики.1.// Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 18−23
  211. А.Ш. Проблемы двуязычия и пути решения // Родной язык.1. М.:1994. № 2
  212. JI.JI., Гарипов Т. М., Ураксин З. Г. Этнолингвистическая ситуацияв Республике Башкортостан на современном этапе // Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М.: 1992. С. 55−61
  213. Багдасаров А. Р. Социолингвистический аспект языковых отношений в
  214. Хорватии и Сербии во второй половине XX века // Язык культура -этнос. М.: 1994. С. 198−210
  215. Баскаков А. Н. Государственные тюркские языки в Российской Федерации
  216. Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: 1994. С. 36−40
  217. А.Н. Социально-демографические и социолингвистическиефакторы языковых ситуаций в национальных регионах России // Родной язык. М.: 1994. № 1
  218. А.Н. Социолингвистические аспекты языковогозаконодательства в Российской Федерации // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 32−37
  219. К.В. Измерение языковой политики и статуса языков вмногонациональных странах // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 37−42 .
  220. В.И. Динамика смены этничности и языка по материалампереписей // Проблемы лингвистической контактологии. Материалы рабочей конференции 23 октября 1999. М.: 1999
  221. А. Русский язык как объект правоотношений // Российскаяюстиция. 2000. № 4. С. 28−29
  222. Э.М. Молодёжный. сленг: формирование ифункционирование // Вопросы языкознания, 1996. № 3
  223. P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык имоделирование социального взаимодействия (Под общ. ред. В.В. Петрова). М.: 1987
  224. Блягоз З. У. Языковые проблемы и пути их решения в республике Адыгея
  225. Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М.: 1992. С. 73−78
  226. Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник
  227. Московского университета. Право. 1998. № 3. С. 3−20
  228. С.А. Стиль правовых актов // Советское государство и право.1973. № 10
  229. С.А. Язык правоприменительных актов // Советская юстиция.1973. № 15
  230. Васикова Л. П. Языковые конфликты при определении «статуса языков в
  231. Республике Марий Эл // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 46−48
  232. Л.Г. Языковая политика Франции: принципы, механизмы, направления // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 48−49
  233. Н. Федерализм, автономия и права национальных меньшинств:современная ситуация в России // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. М.: 1997. № 11. С. 64−82
  234. Гак В. Г. Языковая ситуация во франкоязычных странах // Языккультура этнос. М.: 1994. С. 130−140
  235. P.P. Двуязычие в городах Башкортостана // СоцИС, М.: 1997. № 8
  236. P.P. Постперестроечная эволюция политических элитроссийских республик: этнический аспект // Этнопанорама. 2000. № 1 (3). С. 20−27
  237. З.Г. Законодательные акты по огосударствлению татарскогоязыка в Татарстане (20-е годы и настоящее время) // Языковые проблеглы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 57−61
  238. Э.А. Языковая политика и реальная языковая ситуация //
  239. Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: 1994. С. 83−88
  240. Давлатназаров М. Проблема сохранения языков малочисленных народов
  241. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 73−79
  242. А. Многонациональная школа РСФСР практическоевоплощение ленинской национальной политики // Народное образование. 1972. № 12
  243. Ю.Д. О роли русского языка в развитии социальной жизнинародов Российской Федерации // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 79−81
  244. М.С. Социальный аспект двуязычия в СССР // Социология иидеология. М.: 1969
  245. А.И. К проблеме языка общения в объединенной Европе //
  246. Вопросы языкознания. 1994. № 5
  247. Европа: Журнал Европейского Сообщества. М.: 1993. Март/апрель.
  248. В.М. Проблема социальной дифференциации языков // Языки общество. Л.: 1968
  249. Е.А. Клише новояза и цитация языка постсоветского общества //
  250. Вопросы языкознания. 1996. № 3
  251. Е.А., Ширяев Е. Н. Устная публичная речь: разговорная иликодифицированная? // Вопросы языкознания. 1980. № 2.
  252. М.И. Языковое законодательство в национально-языковойполитике государства // Родной язык. М.: 1994. № 3
  253. М.И. Языковое законодательство как составная часть национальноязыковой политики государства // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 89−93
  254. Г. И. Французская этнолингвистика: проблематика иметодология // Вопросы языкознания. 1993. № 6
  255. О.А. Языки малочисленных народов России // Человек. М.:1996. № 4
  256. Л.Э. Русские диалекты в современной языковой ситуации и ихдинамика // Вопросы языкознания. 1997. № 2
  257. .Р., Муталов Ш. Ш. В. И. Ленин и правовой статуснациональных языков в СССР. // Академия наук Узбекской ССР. Общественные науки в Узбекистане. 1989. № 4
  258. К.А., Сидорова Л. Н. Союзное законодательство о языке:замечания с комментариями // Советское государство и право. 1990. № 12
  259. Г. М. Национальная идея и межнациональные конфликты // Язык вконтексте общественного развития, М.: 1994. С. 123−133
  260. А.Н. Лингвистическая ситуация в Стране басков в условияхавтономии // Этнические проблемы и политика государств Европы. (Отв. ред.: М. Ю. Мартынова, Н.Н. Грацианская). М.: 1998. С. 174−195
  261. В.А. Решение языковых проблем в многонациональнойстране (на материале Канады) // Язык в контексте общественного развития, М.: 1994. С. 260−278
  262. В.А. Языковая ситуация и статус языков в Канаде //
  263. Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: 1994. С. 88−93
  264. Н.Г. О некоторых аспектах языковой ситуации и языковойполитики в Кабардино-Балкарии // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. П 1−115
  265. Е.А. Малые народы и их языки в многонациональныхгосударствах // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М.: 1994. С. 93−98 •
  266. М.И. Языковая ситуация в Белоруссии и особенностифункционирования русского и белорусского языков // Язык в контексте общественного развития. М.: 1994. С. 213−221
  267. Кораблёва Г. В. Из истории общеобразовательной национальной школы
  268. Урала (1930 1990-е гг.) // Этнопанорама. 2000. № 1 (3). С. 61−67
  269. Я. Чешский язык как язык национальный // Встречиэтнических культур в зеркале языка в сопоставительном лингвокультурном аспекте. М.: 2002
  270. В., Ондрейович С. Язык и возможности его регулирования //
  271. Встречи этнических культур в зеркале языка в сопоставительном лингвокультурном аспекте. М.: 2002
  272. .С. Проблемы равноправия и равенства в российскомконституционном праве // Журнал российского права. 2002. № 11
  273. Крылов Б. С. Проблемы защиты прав национальных меньшинств в
  274. Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. № 8
  275. Л.П. Русский язык как язык национального меньшинства //
  276. Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 122−125 .
  277. Т.Б. Типология языковых конфликтов // Языковые проблемы
  278. Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 125−130
  279. Г. Д., Чехоева С. А. Национальные школы РСФСР всовременных условиях // Советская педагогика. 1982. № 11
  280. А.И. Малочисленные народы и языковая политика, направленная на их сохранение // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М.: 1994. С. 130−135 .
  281. И. Материалы к политике. царизма в области письменностиинородцев» // Культура и письменность. Востока. Баку. 1930. Вып. VI.
  282. Л.В. История восточнославянского книжного слова XI—XVII вв..1. Минск: 2001
  283. В.И. Критические заметки по национальному вопросу. 5-е изд. Т.24. С. 115−146
  284. В.И. О «культурно-национальной» автономии. 5-е изд. Т. 24. С. 174.178
  285. В.И. Ещё о разделении школьного дела по национальностям. 5-еизд. Т. 24. С. 236−238
  286. В.И. Нужен ли обязательный государственный язык? 5-е изд. Т. 24.1. С. 294−295
  287. В.И. К вопросу о национальной политике. 5-е изд. Т. 25: С. 70−72
  288. А.Г. Говорите по-русски. Языковая и издательская политика какфактор развития науки. // Независимая газета. НГ наука. № 11, декабрь 1998. С. 3.
  289. И. Российская региональная мифология: три возраста // Pro etcontra. Зима 2000. Т. 5, № 1. Центр и регионы России
  290. Мартан-оол М.Б. О состоянии развития и уровне двуязычия в Республике
  291. Тыва // Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М.: 1992.С. 115−120
  292. М. Как региональные элиты защищают свою власть // Pro etcontra. Зима 2000. Т. 5, № 1. Центр и регионы России.
  293. Михальченко В.Ю. ¦ Единое языковое пространство Российской
  294. Федерации: проблемы и их решение // Актуальные проблемы филологии. М., 1998. № 2
  295. Михальченко В. Ю. Концепции законов о языках в республиках
  296. Российской Федерации: проблема социально-лингвистической адекватности // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 147−150
  297. В.Ю. Национально-языковые конфликты на языковомпространстве бывшего СССР // Язык в контексте общественного развития. М., 1994. С. 221−236
  298. В.Ю. Проблема витальности языков малочисленныхнародов России // Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М., 1992.С. 39−44
  299. В.Ю. Языковые проблемы новой Российской Федерации //
  300. Язык культура — этнос. М., 1994. С. 176−183
  301. Михальченко В. Ю. Языковые проблемы Содружества Независимых
  302. Государств // Язык в контексте общественного развития. М., 1994. С. 929
  303. К.М. Провозглашение государственных языков и проблемытерминологии языков народов Российской Федерации // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 150 155
  304. Ц.Н. Языковая ситуация в Республике Бурятия // Языковыепроблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 155 159
  305. Нарумов Б. П. Соотношение языка, этноса и государственности на
  306. Пиренейском полуострове // Язык культура — этнос. М., 1994. С. 190 198
  307. Насырова О. Д. Особенности национально-языковой жизни в
  308. Башкортостане // Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М., 1992.С. 120−130
  309. В.П. Современная этноязыковая ситуация в России // Известия
  310. РАН. Серия лит. и языка. 1994. Т. 53. № 2. С. 16−28
  311. А.В. Государственные языки и научные проблемы, связанные с их функционированием в Республике Саха (Якутия) // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 159−165
  312. С. Философствование над мышеловкой. «Европейский дом», интеграция и греко-православное наследие // Российская Федерация. 1997. № 8. С. 54−55
  313. Пиголкин А. С. Законодательное регулирование языковых проблем в
  314. Российской Федерации // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 165−168
  315. А., Студеникина М. Всяк сущий в ней язык. // Народныйдепутат. 1992. № 9
  316. А.С., Юсупов С. Н. Пути оптимизации работы над правовойтерминологией// Советское государство и право. 1983. № 3
  317. Т.Ю. Современный русский язык в мононациональном иполинациональном измерении // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 168−173
  318. В.В. Проблема вымирающих языков в Российской Федерации //
  319. Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. С. 68−74
  320. В. Русский язык в контексте национальной безопасности. // http: www.stoletie.ru/cgi-bin/
  321. М. Язык законов // Советское строительство. 1931. № 4/57
  322. Р.Б. Роль национальной школы в сохранении и развитии родных языков // Родной язык. М., 1994. № 1
  323. Ю1.Санжина Д. Д. К характеристике языковой ситуации в Бурятии // Языковые проблемы Российской Федерации и законыо.языках. М., 1994. С. 185−190
  324. О.Б., Гольдин В. Е. Языковые проблемы в регионах без языкового противостояния // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994. С. 185−190
  325. В.М., Михальченко В. Ю. Языковая ситуация и языковая политика в Российской Федерации: состояние и перспективы // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. С. 8−19
  326. В. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Федерализм. 1997. № 3. С. 71−108
  327. . Язык в конфликте // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. С. 109−113
  328. Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре. // Вопросы языкознания. 1990. № 3
  329. Ю.В. Проблемы описания современной социолингвистической терминологии (термин «государственный язык») // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. С. 113−120
  330. Э.Г. Законы о языках и возможность их реализации // Язык в контексте общественного развития. М., 1994. С. 72−83
  331. М.В. О регулировании языковой жизни на рубеже XXI века // Языковые проблемы Российской Федерации и законы «о языках. М., 1994. С. 222−224
  332. В. «Нулевой вариант» в этнополитике путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. Теория. Практика. История. 1997. № 2 (6)
  333. Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. 2003. № 11
  334. Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 7
  335. Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. № 2
  336. Н.М. Актуальные проблемы изучения родных языков в национальных школах Российской Федерации // Родной язык. М., 1994. № 2
  337. А.И. Научное управление языковой жизнью в СССР // Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981
  338. А.А. Национальная система массовой коммуникации:. этнополитические аспекты // СоцИС. М., 1996. № 12 120 183. Шелютто Н. В. О правовом режиме языка // Советское государство и право. 1989. № 4
  339. Ю.А. Содержание термина «языковая ситуация» и связанных с ним социолингвистических понятий // Родной язык. М., 1994. № 1
  340. JI.H. Законодательное регулирование использования языков в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. М.: 2004.
  341. Е.А. Язык и стиль законодательных актов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. М.: 2003.
  342. Н.В. Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. М.: 2004.
  343. Т.Ю. Язык законодательства, его лексические реалии и интерпретации. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Краснодар: 2003.
  344. Д.С., Белко В. К., Исупов И. М. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М.: 1992
  345. Большой юридический словарь // Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: 2004.
  346. С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М.: 1986
  347. Государственные языки в Российской Федерации. Энциклопедический словарь-справочник. М.: 1995
  348. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. СПб. -М.: 1880−1882
  349. Демографический энциклопедический словарь. М.: 1985
  350. Зарубежный Восток. Языковая ситуация и языковая политика. Справочник. М.: 1986
  351. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. В 14 томах. М.: 2004−2005
  352. Красная книга языков народов СССР. Энциклопедический словарь-справочник. М.: 1994
  353. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: 1990
  354. Русская периодическая печать (1702−1894). Справочник. М.: 1959
  355. Словарь новых слов русского языка. СПб.: 1995
  356. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862.
  357. В.П. Словарь редких и забытых слов. М.: 1996
  358. Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. М.: 1998
  359. Толковый словарь русского языка. // Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4 томах. М.: 1935−1940.
  360. Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М.: 1985
  361. Что нужно знать о народах России. Справочник для государственных служащих. // Отв. Ред. В. А. Михайлов. М.: 1999
  362. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. Свод этнографических понятий и терминов. // Отв. ред. М. В. Крюков, И. Зельнов. М.: 1988
  363. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М.: 1996
  364. Юридический энциклопедический словарь // Главный редактор А. Я. Сухарев. М.: 1984.
  365. Юридическая энциклопедия // Под ред. М. Ю. Тихомирова. М.: 2002.
  366. Языки народов СССР. В 6 томах. М.: 1966
Заполнить форму текущей работой