Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция массовой газеты во Франции: типологические характеристики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XX — начале XXI вв., в эпоху развития цифровых технологий, под угрозу поставлено само существование прессы как способа доставки информации. Информация стала распространяться в виртуальном пространстве' в режиме реального времени, широкое распространение получил бесплатный доступ к ней. Самой уязвимой в этой ситуации оказалась ежедневная платная газета. Во Франции кризис ежедневной прессы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Становление массовой газеты во Франции и ее успех в конце XIX — первой половине XX вв
    • 1. 1. Своеобразие массовой газеты во Франции
    • 1. 2. Продвижение на рынке массовой газеты в конце XIX — начале XX вв
    • 1. 3. Французская массовая газета в 1914—1944 гг.
  • Глава II. Развитие массовой газеты после Второй мировой войны и характер изменений ее типа
    • 2. 1. Новые условия существования печати после Второй мировой войны
    • 2. 2. Кризис национальных ежедневных газет в 1970—1980-е гг
    • 2. 3. «Паризьен либере»: от типа массовой газеты к качественно- 144 массовому изданию
    • 2. 4. «Франс-суар»: массовая газета послевоенного периода, сохранившаяся до наших дней
  • Глава III. Бесплатные информационные газеты во Франции как тип массовой газеты в современную эпоху
    • 3. 1. Появление и развитие бесплатных информационных газет во Франции
    • 3. 2. «Метро», «20 Минют», «Директ-матэн» и «Директ-суар»: особенности редакционной модели
    • 3. 3. Попытки создания новых массовых газет во Франции в конце XX -начале XXI вв

Эволюция массовой газеты во Франции: типологические характеристики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX — начале XXI вв., в эпоху развития цифровых технологий, под угрозу поставлено само существование прессы как способа доставки информации. Информация стала распространяться в виртуальном пространстве' в режиме реального времени, широкое распространение получил бесплатный доступ к ней. Самой уязвимой в этой ситуации оказалась ежедневная платная газета. Во Франции кризис ежедневной прессы приобрел особенно острые формы. С 1970;х гг. французская пресса (и особенно национальные ежедневные газеты) не выходит из состояния кризиса. Бурное развитие радиовещания и телевидения (особенно после отмены государственной монополии на аудиовизуальные СМИ), прогресс региональных ежедневных газет и журнальной периодики осложнили ее положение. Сегодня во Франции ни одна ежедневная платная газета не имеет тираж 1 млн экз. Самый высокий показатель распространения ежедневной платной газеты не превышает 800 тыс. экз., это — региональная газета «Уэст-Франс» (Ouest-France). К началу XXI в. во французской прессе сложилась безрадостная картина. В настоящее время Франция находится лишь на 31-м месте в мире и 12-м в Европе по потреблению ежедневных газет — менее 160 экз. на одну тысячу жителей. Приходится констатировать и то, что в стране нет дешевой высокотиражной массовой газеты.

А были времена, когда благодаря массовой газете французский рынок прессы был одним из самых динамичных, рентабельных секторов экономики. В 1910 г. Франция и США занимали первое место в мире по потреблению ежедневных газет: на одну тысячу жителей приходилось 245 газет, в Европе Франция была признанным лидером (в Великобритании — 210 экз., в Германии — 180 экз.)1. Процветание ее национальной прессы в конце XIX — начале XX вв. было основано на успехе группы массовых газет, которые называли «большой четверкой». Совокупный тираж «Пти журналь».

1 Eveno P. La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? — Paris: Vuibert, 2008. — P. 17.

Le Petit Journal), «Пти паризьен» (Le Petit Parisien), «Матэн» (Le Matin) и «Журналь» (Le Journal), дешевых изданий, рассчитанных на массового читателя, составлял ¾ тиража всех французских национальных (столичных) газет (более 4 млн экз. в 1914 г., при тираже национальных ежедневных газет 5 млн 500 тыс. экз.). После Первой мировой войны французская пресса начала постепенно сдавать свои позиции лидера на европейском и мировом уровне, но вплоть до конца 1960;х — начала 1970;х гг. в стране выходили высокотиражные массовые газеты, представлявшие собой немаловажную часть рынка прессы.

Массовая газета2 — это периодическое издание, рассчитанное на широкую аудиторию (часто — миллионную), не имеющую высокого образовательного уровня. Предназначенная для не слишком требовательного читателя, она имеет специфическое редакционное предложение (обилие развлекательной, сенсанционно-скандальной информации, простой язык) и оформление (крупные заголовки, много коротких материалов и фотографий), публикует много рекламы (в основном товаров массового спроса). В качестве синонимов понятия «массовая» газета используются определения «популярная», «желтая», «бульварная» газета. В настоящей работе предпочтение отдается термину «массовая» газета.

Массовая газета занимает особое место в истории французской прессы, имеет богатые традиции. Она отразила многие особенности национальной прессы страны XIX—XXI вв. от момента ее становления («Пти журналь» в 1863 г.) и процветания в конце XIX — первой половине XX вв. («большая четверка», «Пари-суар») до успехов после Второй мировой войны («Франс-суар», «Паризьен либере»). Но во второй половине XX в. французская массовая газета претерпела существенные изменения. Развитие массовой газеты во Франции, а также ее трансформация в период от кризиса 1970;80-х.

2 По характеру отражения действительности и по социальному предназначению газеты подразделяются на качественные (элитарные, «газеты для управляющих»), массовые (популярные, «газеты для управляемых») и качественно-массовые (смешанные, промежуточный тип). См. подробнее: На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Мысль, 1977. гг. до современного этапа вступления прессы в эпоху цифровых технологий и бесплатных информационных газет является интересной и многогранной темой.

Актуальность исследования. Развитие французской массовой газеты и особенности ее трансформации во второй половине XX в. — феномен, представляющий значительный научный интерес для современного этапа исследования российских и зарубежных СМИ. Особенности редакционной и экономической модели массовой газеты, приемы, использующиеся* этим типом периодических изданий для привлечения читателей, способы преодоления кризисных ситуаций и многие другие параметры, которые анализируются в настоящей работе, могут послужить полезным опытом для других. Параллельно с этим выявленные закономерности могут помочь осмыслить суть изменений, ключевые тенденции развития изданий, рассчитывающих на широкую аудиторию, в условиях непрекращающегося кризиса печатной прессы на примере отдельно взятой страны (в данном случае — Франции), где он приобрел особенно острые формы.

Кроме того, актуальность исследования обусловлена тем, что тип массовой газеты во Франции в целом, как и ее основные характеристики на разных этапах в частности, не попадали еще в поле зрения исследователей. Французская пресса исследована в отечественной науке довольно неравномерно. В отдельных трудах французских и российских ученых выделяются некоторые черты массовой газеты в контексте развития французской прессы в определенные периоды, однако комплексно путь массовой газеты (от зарождения до современного этапа) во Франции не изучался в рамках отдельного научного исследования. Настоящая работа имеет своей целью восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования. Настоящая работа предпринимается с целью проследить основные этапы развития французской массовой газеты, а также провести ее типологический анализ. Рассмотрение массовой газеты в этих двух ракурсах — историческом и типологическом — дает возможность систематизировать параметры, позволяющие говорить о качественных изменениях в типе, формуле французских массовых газет. Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи: определить место массовой газеты в истории французской прессы, выделить этапы ее становления;

— изучить развитие французской массовой газеты во взаимосвязи с политическими, социальными, культурными, экономическими и техническими изменениями, происходившими в жизни Франции;

— выявить основные характеристики экономической и редакционной модели французской массовой газеты, проанализировать факторы, влияющие на ее успех на рынке, а также средства, используемые на разных этапах с учетом необходимости адаптации к новым условиямохарактеризовать типологические признаки массовой газеты во Франции;

— проанализировать основные причины кризиса массовой газеты на французской почвеисследовать ключевые тенденции развития массовой газеты во Франции на современном этапе.

Проведенное исследование должно подтвердить гипотезу настоящей диссертационной работы, которая состоит в том, что ежедневная массовая газета на протяжении полутора веков претерпела значительную эволюцию. В конце XX в. она или находится на грани исчезновения (пример — «Франс-суар»), или трансформируется в качественно-массовую газету (пример — от «Паризьен либере» к «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс»). А в начале XXI в. ее место стали занимать бесплатные информационные газеты.

Научная новизна диссертации. Настоящая диссертационная работапервое комплексное исследование процесса становления, развития и трансформации массовой газеты во Франции. Впервые исследована типологическая модель французской массовой газеты, ее типологические характеристики и особенности.

В научный оборот вводятся не исследованные ранее, сохранившиеся в Российской государственной библиотеке, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Государственной публичной исторической библиотеке России отдельные номера французских массовых газет Х1Х-ХХ вв. В Отделе газет Российской государственной библиотеки нам удалось изучить коллекцию номеров «Франс-суар» за 1956;1990 гг. Впервые исследуется по электронным архивам на сайте Национальной библиотеки Франции коллекция номеров «Пти журналь», «Пти паризьен» и «Матэн» за 1863−1937 гг. Кроме того, нами были проанализированы электронные версии бесплатных информационных газет за 2008;2010 гг. Проведен анализ содержания, в результате которого выделены типологические особенности французских массовых газет.

Объектом исследования является массовая газета во Франции.

Предмет исследования — особенности развития массовой газеты во Франции, специфика ее трансформации во второй половине XX в., а также типологические черты французской массовой газеты, современные тенденции ее эволюции. Особый акцент в работе сделан на те издания, судьба которых позволяет наиболее полно и наглядно проследить путь массовой газеты во Франции и выявить ее типологические характеристики.

Основные методы исследования — системно-исторический, аналитический, сравнительный.

Степень научной разработанности темы варьируется в зависимости от периода, рассматриваемого в настоящей работе. Изученную нами литературу можно разделить на три направления:

3 В 2005;2009 гг. Национальная библиотека Франции совместно с «Гугл» (Google) оцифровали и выложили в открытый доступ на сайте библиотеки (gallica.bnf.fr) архивы 22 газет за период 1826—1944 гг. Национальная библиотека Франции вложила в реализацию проекта 3,5 млн евро, Сенат выделял ежегодную субсидию в размере 150 тыс. евро. Благодаря этому проекту исследователям сегодня доступны архивы «Фигаро» (Le Figaro), «Круа» (La Croix), «Юманите» (L'Humanite), «Тан» (Le Temps), «Журналь де деба» (Le Journal des Debats), «Конститюсьонель» (Le Constitutionnel), «Пресс» (La Presse), «Сьекль» (Le Siecle), «Пти журналь» (Le Petit Journal), «Пти паризьен» (Le Petit Parisien), «Матэн» (Le Matin), «Уэст-Эклер» (Ouest-Eclair), «Аксьон Франсез» (L'Action Francaise), «Opop» (L'Aurore), «Голуа» (Le Gaulois), «Лантерн» (La Lanterne), «Энтрансижан» (L'Intransigeant), «Жюстис» (La Justice), «Юнивер» (L'Univers), «Рапель» (Le Rappel), «Жиль блаз» (Gil Blas) и «Эко де пари» (L'Echo de Paris).

1) литература по истории и современному состоянию СМИ зарубежных стран, а также работы по типологии печатных изданий;

2) труды по общей истории французской печати и работы, в которых рассматриваются определенные этапы развития прессы во Франции;

3) литература, посвященная отдельным изданиям, личностям (издателей, редакторов, журналистов), в том числе мемуары и биографии.

К первой группе относятся труды в первую очередь отечественных исследователей, важные для понимания истории, особенностей развития и функционирования зарубежных СМИ, а также специфики современного медиапейзажа на рынках зарубежных стран. Здесь необходимо упомянуть работы Е. Ч. Андрунас, С. И. Беглова, Е. Л. Вартановой, Ю. М. Власова, Г. Ф. Вороненковой, Г. А. Головановой, Я. Н. Засурского, Л. М. Земляновой, М. И. Макеенко, В. А. Матвеева, Ю. Я. Орлова, Э. Ф. Телень, Н.В. Уриной4. В числе наиболее важных исследований, к которым мы обращались для углубленного изучения особенностей типологии печатной прессы, необходимо отметить коллективную монографию, выполненную под научным руководством Я. Н. Засурского «На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала», в частности, главы, подготовленные Ю. М. Власовым «Газеты для управляющих» и «Газеты для управляемых». Использовались также материалы статей и книг других отечественных и.

4 Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. — М., 1986; Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991; Беглов С. И. Монополии слова. — М., 1972; Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. — М., 1997; Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. -М., 2002; Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. — М., 1997; Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М., 2003; Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. — М., 1976; Власов Ю. М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. — М., 1985; Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. — М., 1999; Вороненкова Г. Ф&bdquoЧесаное А. А. Периодическая печать Германии. — СПб., 2001; Голованова Г. А. Печать США в начале 1990;х гг. — М., 1996; Засурский Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до Интернета. — М., 2000; Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ // Национальные модели информационного общества. — М., 2004; Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский словарь концепций и терминов. — М., 2004; Макеенко М. И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 19 952 000 г. — М., 2003; Матвеев В. А. Империя Флит-стрит (современная пресса Англии). — М., 1961; Орлов Ю. Я. Печать ФРГ. — М., 1970; Орлов Ю. Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. — М., 1985; Телень Э. Ф. Социальная мимикрия буржуазных массовых газет Великобритании. — М., 1978; Урина Н. В. СМИ Италии. — М., 1996; Урина Н. В. Итальянская журналистика в 1945;1990 гг. — М., 1999. зарубежных исследователей (В.М. Горохова, М. В. Шкондина, П. Альбера, Ж.-М. Шарона и др.)5.

Комплексного специального исследования, полностью посвященного истории и особенностям современного положения массовой газеты во Франции, ни в отечественной, ни во французской научной литературе не было. Поэтому путь французской массовой газеты может быть восстановлен лишь по отдельным работам французских авторов (на русском языке массовая газета в контексте развития французской печати рассматривается только в работе В. Е. Аникеева «История французской прессы (1830−1945)»). Что* же касается современного положения массовой газеты во Франции, то оно частично исследовано в немногочисленных трудах отечественных авторов по французской прессе, интересные сведения содержатся в работах французских исследователей.

В ходе работы над темой нами был изучен ряд научных публикаций по истории французской прессы и по современной печати Франции, которые составили вторую группу проанализированной литературы. Среди работ французских авторов стоит упомянуть некоторые книги и монографии, сыгравшие важную роль при формировании подхода к рассмотрению истории и современного состояния французской прессы. Это труды Анри Авенеля «История французской прессы», Эжена Атэна «История печати во Франции», Жюля Бриссона и Феликса Рибейра «Большие газеты во Франции», Раймона Маневи «Печать III Республики», Шарля Ледре «История печати», Жиля Фейеля «Пресса во Франции от зарождения до 1944 г. Политическая и материальная история», Пьера Альбера «История прессы», Жана-Мари Шарона «Пресса во Франции с 1945 г. по наши дни», Ивана Шюпена, Николя Юбэ и Николя Касьафа «Политическая и экономическая.

5 Горохов В. М. Газетно-журнальные жанры. — М., 1993; Шкондгт М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М., 1995; Albert P. La presse francaise. — Paris: La documentation Francaise, 2004; Charon J.-M. La presse quotidienne. — Paris: Editions La Decouverte, 1996 и др. история медиа во Франции"6. Особо следует отметить пятитомную «Всеобщую историю французской прессы», подготовленную коллективом французских ученых под руководством Клода Беланже, Жака Годешо, Пьера Гюираля и Фернана Терру7.

Большое внимание было уделено исследованиям, важным при непосредственном изучении определенных этапов развития массовой газеты во Франции. Так, в книге Марка Мартэна «Медиа и журналисты о республики» содержатся интересные данные о зарождении массовой газеты во Франции, об особенностях концепции газеты «Пти журналь» и ее создателе Моизе-Полидоре Мийо, о «большой четверке» французских массовых газет. В работе католического исследователя прессы Луи Бетлеема «Пресса"9 с резко критических позиций, с привлечением богатого фактического материала, исследовано влияние популярных «происшествий» и «романов с продолжением» на неискушенных читателей. Кристоф Шарль в своей монографии «Век прессы (1830−1939)"10 большое внимание уделяет развитию массовых газет, при этом целую главу отводит газете «Пти паризьен». В книге Дени-Перье Давиля «Свобода прессы не продается"11 можно почерпнуть интересные сведения о судьбе послевоенных массовых газет «Франс-суар», «Паризьен либере», «Пари-жур» и их создателях. Исследованию современного положения массовой газеты значительное место уделяется в работе Патрика Эвено «Ежедневная национальная пресса.

6 Avertel H. Histoire de la presse francaise. Depuis 1789 jusqu’a nos jours. — Paris: Ernest Flammarion, 1900; Matin E. Histoire de la presse en France. — Paris, 1861- Brisson J., Ribeyre F. Les grands journaux de France. — Paris, 1862- Manevy R. La presse de la Ill-e Republique. — Paris, 1955; Ledre Ch. Histoire de la presse. — Paris, 1958; Feyel G. La presse en France des origines a 1944. Histoire politique et materielle. — Paris: Ellipses, 1999; Albert P. Histoire de la presse. — Paris: PUF, 1993; Charon J.-M. La presse en France de 1945 a nos jours. — Paris: Seuil, 1991; Chupin L, Hube N., KaciafN. Histoire politique et economique des medias en France. — Paris: Editions La Decouverte, 2009.

7 Histoire generale de la presse francaise. Sous dir. Bellanger C., Godechot J., Guiral P., Terrou F. — 5 Vol. — Paris: PUF, 1969;1976.

8 Martin M. Medias et journalistes de la Republique. — Paris: Editions Odile Jacobs, 1997.

9 Bethleem L. La Presse. — Paris: Revue des Lectures, 1928.

10 Charle C. Le siecle de la presse (1830−1939). — Paris: Seuil, 2004.

11 Daville D. P. La liberte de la presse n’est pas a vendre. — Paris: Editions du Seuil, 1978.

Конец эпохи или обновление?". Людовик Хиртцман и Франсуа Мартэн в своем труде «Вызов бесплатных газет"13 приводят разнообразные данные о специфике бесплатных информационных газет.

Что касается отечественной науки, то проблемами французских СМИ занимались такие исследователи, как В. Е. Аникеев, Г. С. Беляева, Г. Н. Вачнадзе, JI.M. Видясова, Т. Г. Ерышева, JI.A. Жукова, Е. К. Качалина, И. В. Кирия, Т. П. Константинова, О. Д. Куликова, С. А. Мельник, JI.A. Пономаренко, Т. И. Скоробогатова, Ю. Ю. Соломонов, JI.H. Сухорукова, Ю. В. Тихонова, Н. В. Урина, А.М.-Г. Ханова, И. В. Шатова, JI.B. Шарончикова, В. О. Шелястина, А. О. Широков. Среди изученных работ особо следует отметить: «Современная французская печать» J1.M. Видясовой, «Печать Пятой Республики. 1958;1968» Г. Н. Вачнадзе, «Еженедельная пресса Франции» JI.H. Сухоруковой, «Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет» Ю.Ю. Соломонова14. Неоценимую помощь при проведении исследования оказали книги В. Е. Аникеева «История французской прессы (1830−1945)» и JI.B. Шарончиковой «Пресса Франции в меняющемся мире (1944;2004 гг.)"15.

Литература

составившая третью группу — преимущественно на французском языке. Здесь необходимо отметить двухтомную монографию Франсин Амори «История самой крупной ежедневной газеты Третьей Республики «Пти паризьен» (1876−1944)"16, а также работу Раймона Барийона «Пример «Пари-суар"17, которые оказали существенную помощь при сравнении двух самых крупных французских массовых газет в 1930;е гг.

12 Eveno P. Op. cit.

13 Hirtzmann L., Martin F. Le defi des quotidiens gratuits. — Quebec: Editions MultiMonde, 2004.

14 Видясова JI. M. Современная французская печать. — M.: Изд-во МГУ, 1963; Вачнадзе Г. Н. Печать Пятой Республики. 1958;1968. — М., 1973; Сухорукова Л. Н. Еженедельная пресса Франции. — М., 1995; Соломонов Ю. Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2003.

15 Аникеев В. Е. История французской прессы (1830−1945). — M., 1999; Шарончикова Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944;2004 гг.). — M.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.

16 Amaury F. Histoire du plus grand quotidien de la Troisieme Republique, «Le Petit Parisien» (1876−1944). -2 Vol. — Paris: PUF, 1972.

17 Barrillon R. Le cas «Paris-Soir». — Paris: Armand Colin, 1959.

Интересные и чаще всего отсутствующие в специальной литературе сведения из истории массовой газеты во Франции содержатся в мемуарной литературе и в биографиях известных французских издателей, редакторов, журналистов. Например, книги Эжена Мирекура «Эмиль де Жирарден» и.

1Я.

Тимоте Тримм" обогащают наше представление об этих двух деятелях французской прессы XIX в. В мемуарах Мориса Дрейфуса19, лично знавшего М.-П. Мийо, сотрудничавшего во многих его газетах, можно обнаружить ранее малозаметные и неизученные детали о газете «Пти журналь». Благодаря работе Филиппа Бене «Да, патрон.» мы имеем возможность лучше узнать перипетии судьбы издателя Жана Пруво и его массовой газеты «Пари-суар». В книге Шарля Бодина «Маленький человек и большая газета"21 можно обнаружить неизвестные ранее подробности творческого пути Пьера Лазареффа. Ги Вадепье в своем труде «Эмильен Амори. 19 091 977. Подлинная история патрона прессы XX века"22 описывает жизненный путь Эмильена Амори, приводит интересные факты из его биографии. Из недавних работ такого плана наше внимание привлекла также монография «Создатели французской прессы», подготовленная коллективом французских историков и исследователей СМИ совместно с Высшей школой, журналистики в Лилле, в которой собраны статьи о журналистах и издателях, оставивших заметный след в истории французской прессы.

Помимо вышеуказанной литературы в настоящей работе мы опирались на статьи в прессе по интересующей нас проблематике, интервью для прессы с участниками рынка (редакторами, издателями, исследователями).

18 Mirecourt E. Emile de Girardin. — Paris, 1856- Mirecourt E. Timothee Trimm. — Paris, 1867.

19 Dreyfous M. Ce que je tiens a dire. Un demi-siecle de choses vues et entendues. 1862−1872. — Paris: Libraire Paul Ollendorff, 1912.

20 Boegner Ph. «Oui patron.». — Paris: Julliard, 1976.

21 Baudinat Ch. Le Petit Homme et le Grand Journal. — Paris: Julliard, 1973.

22 Vadepied G. Emilien Amaury. La veritable histoire d’un patron de presse du XXe siecle. — Paris: Le cherche midi, 2009.

23 Ils ont fait la presse. Sous dir. Eveno P., Agnes Y. — Paris: Vuibert, 2010.

В качестве источников мы использовали публикации французских массовых газет, законы о СМИ, действующие во Франции, статистические данные французских организаций по изучению СМИ.

Эмпирическая база исследования. Эмпирический материал исследования составили номера газет «Пти журналь», «Матэн», «Пти паризьен», «Пари-суар», «Паризьен либере», «Франс-суар», «Паризьен», «Ожурдюи ан Франс», «Метро», «20 Минют», «Директ-матэн» и «Директ-суар» за период с 1863 по 2010 гг. Полный список проанализированных изданий содержится в соответствующем разделе Библиографического списка настоящей работы.

Особое внимание в ходе исследования уделяется нескольким изданиям, опыт которых является наиболее показательным, на наш взгляд, при изучении истории, закономерностей и тенденций развития массовой газеты во Франции. В период становления массовой газеты (вторая половина XIX в.) важную роль выполнила «Пти журналь», первая высокотиражная массовая газета, ставшая родоначальницей французских массовых газет конца XIX — начала XX вв. Во второй половине XX в. наибольший интерес представляет собой «Паризьен», которая на своем примере отразила общие тенденции развития массовой газеты во Франции: от типа массовой к качественно-массовойона выживает на современном рынке и прибавляет в тиражах. Правильность ее выбора подтверждает судьба «Франс-суар» и поэтому мы останавливаемся подробно и на этой газете. Считаем необходимым в нашей работе рассмотреть и новый тип массовой газеты, пришедший во Францию в XXI в. — бесплатные информационные газеты.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Своеобразие массовой газеты во Франции обусловлено историческими традициями, политической ситуацией, особенностями национальной культуры и менталитета французов. Экономическую базу французской массовой газеты составляли розничные продажи, а не доходы от рекламы. Это связано с тем, что рекламный рынок во Франции развит в гораздо меньшей степени, чем в других станах.

2. Процветание французских массовых газет в конце XIX в. — начале XX вв. было одной из основных причин «золотого века» (1881−1914 гг.) французской прессы, когда Франция занимала первое место в Европе по потреблению ежедневных газет. Массовая газета оставалась одним из важнейших факторов прогресса рынка национальной прессы вплоть до начала 70-х гг. XX в.: именно она стимулировала динамизм сектора, обеспечивала большие тиражи.

3. В 1970;80-е гг. во Франции начался затяжной кризис ежедневной прессы, его главной жертвой стала массовая газета. Ее упадок был обусловлен и бурно развивающимися массовыми журналами. Положение осложнила и растущая конкуренция со стороны телевидения, в пользу которого произошло перераспределение аудитории массовых газет. А также необходимо принимать во внимание усиление позиций региональной печати.

4. Во Франции ежедневная массовая газета на протяжении полутора веков претерпела значительную эволюцию. В конце XX в. она или находится на грани исчезновения (пример — «Франс-суар»), или трансформируется в качественно-массовую газету (пример — от «Паризьен либере» к «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс»). В конце XX — начале XXI вв. во Франции предпринимались попытки начать издание новой массовой газеты, но все они так и не были реализованы.

5. К самым важным причинам упадка платной массовой газеты во Франции относятся экономический и редакционный факторы. Конъюнктура рынка (высокая стоимость производства и распространения, недостаточные рекламные поступления и пр.) не благоприятствует развитию дешевой прессы больших тиражей, а попытки создания редакционной формулы, способной вновь увлечь миллионную аудиторию, не увенчались успехом.

6. В начале XXI в. место массовой газеты стали занимать бесплатные информационные газеты. Их формула оказалась продуктивной, эти издания диверсифицируются, создают тематические приложения.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что собранные, обобщенные и систематизированные в ходе исследования материалы позволяют уточнить научные представления о процессе становления, развития и трансформации массовой газеты во Франции. Кроме того, анализ успехов и просчетов французской массовой газеты, которая в настоящее время находится на грани исчезновения, может служить примером для массовой печати других стран, в том числе России.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что ее материалы, анализ и выводы могут быть использованы в ходе преподавания учебных курсов по истории зарубежной журналистики и современной зарубежной журналистики, а также спецкурсов, посвященных СМИ Франции. Результаты работы могут найти применение при написании научных трудов по истории французской печати и международной журналистике.

Апробация результатов исследования.

Некоторые аспекты настоящей диссертационной работы вошли в доклады, представленные на международных научных конференциях, проходивших на факультете журналистики МГУ в 2009;2011гг.: «Ломоносов-2009», «Четыре века газеты. Будет ли пятый?», «Журналистика-2009», «Ломоносов-2010», «Журналистика-2010», «Международная журналистика и Интернет: вызов традициям или новое измерение?» и «Журналистика-2011». В марте 2011 г. был представлен доклад на X международной конференции студентов и аспирантов «Средства массовой информации: молодые исследователи», проходившей на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Тезисы докладов вошли в соответствующие сборники. Основные положения диссертации и результаты исследования были опубликованы в виде статей в научном журнале «Вестник Московского Университета, Сер. 10, Журналистика» и электронном научном издании факультета журналистики МГУ «Медиаскоп».

Содержание работы отражено в следующих публикациях автора:

1. Захарова М. В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». — М.: Ф-т журн. МГУ, 2009. — 0,12 п.л.

2. Захарова М. В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. — Выпуск 3. — 2009 г. — 0,9 п.л.

3. Захарова М. В. Выживет ли французская национальная ежедневная газета? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2009. — № 6. — 0,35 п.л.

4. Захарова М. В. Становление и расцвет «Пти журналь», первой высокотиражной массовой газеты во Франции // Четыре века газеты. Будет ли пятый? — М.: Ф-т журн. МГУ, 2010. — 0,4 п.л.

5. Захарова М. В. Ежедневная пресса Франции в условиях финансово-экономического кризиса // Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире. — М.: Ф-т журн. МГУ, 2010. — 0,01 п.л.

6. Захарова М. В. Франция принимает законы о соблюдении прав интеллектуальной собственности в интернете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 2. — 0,65 п.л.

7. Захарова М. В. Роль Моиза-Полидора Мийо в зарождении массовой газеты во Франции // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010». — М.: Ф-т журн. МГУ, 2010.-0,12 п.л.

8. Захарова М. В. Моиз-Полидор Мийо — основатель французской массовой газеты «Пти журналь» // Медиаскоп. — Выпуск 3. — 2010 г. — 1,1 п.л.

9. Захарова М. В. «Пти журналь» как тип массовой газеты во Франции во второй половине XIX века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2010. — № 5, 6. — 1,6 п.л.

10. Захарова М. В. Французские ежедневные газеты в поисках путей обновления и преодоления кризиса (2007;2009 гг.) // Зарубежная журналистика: 2009 / под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Ф-т журн. МГУ, 2010.-1 п.л.

11. Захарова М. В. Ежедневная пресса Франции в 2010 г. // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. — М.: Ф-т журн. МГУ, 2011. — 0,01 п.л.

12. Захарова М. В. «Франс-суар» в поисках путей возрождения массовой газеты во Франции // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: матер. X междунар. конф. студентов и аспирантов (3−5 марта 2011 года) / под ред. Б. Я. Мисонжниковасост. О. А. Никитина — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. — 0,1 п.л.

Материалы № 3, 6, 8 и 9 опубликованы в изданиях, входящих в список ВАК. Общий объем публикаций по теме исследования составил 6,36 п.л.

Структура диссертационной работы определяется целью исследования и поставленными перед ним задачами, а также спецификой изучаемого предмета. Диссертация состоит из трех глав, разделенных на параграфы, введения, заключения и библиографического списка. Общий объем исследования — 268 стр.

Выводы.

Итак, в результате нашего исследования бесплатных информационных газет во Франции в начале XXI в. мы можем прийти к следующим выводам.

1. В конце XX — начале XXI вв. во Франции предпринимались попытки начать издание новой массовой газеты, но все они так и не были реализованы. Последним был проект немецкой медиа-группы «Аксель Шпрингер» в 2006;2007 гг., которая пришла к выводу, что высокие производственные расходы делают невозможным создание платной массовой газеты во Франции.

2. В начале XXI в. на французский рынок ежедневной прессы пришли бесплатные информационные ежедневные газеты «Метро» и «20 Минют», в ответ на угрозу с их стороны французские издатели создали собственную сеть бесплатных информационных газет «Директ Виль Плюс». Читательская аудитория этого нового типа массовой газеты современной эпохи увеличивалась быстрыми темпами. По нашему мнению, справедливо объяснение этого феномена многими исследователями прессы отсутствием во французской прессе настоящей массовой газеты.

3. Последние данные говорят об увеличении распространения бесплатных информационных газет во Франции, кроме того, «20 Минют» и «Директ-матэн» заявляют, что в 2011 г. распространение газет выйдет на символическую отметку в 1 млн экз. Значит, есть аудитория и рекламодатели, значит, есть пути развития. Эти газеты показывают продуктивность формулы, в частности, в диверсификации, в создании тематических приложений. Газеты идут к своей узкой аудитории, с одной стороны — удовлетворяя интересы аудитории, с другой стороны — интересы I рекламодателя, который будет уверен, что его реклама попадет к потребителю его продукции.

Заключение

.

В начале XX в. рынок французской ежедневной прессы был одним из самых сильных в мире. Французские ежедневные газеты были успешными предприятиями, французские группы прессы были рентабельным сектором экономики, французские патроны прессы были среди самых богатых людей в стране. В начале XXI в. национальные ежедневные газеты — не самый стабильный и динамичный сектор прессы. Большинство французских групп прессы имеют хронический дефицит. Газеты не приносят доходы, поэтому они не интересуют тех, кто ищет прибыль, их стоимость уменьшается и их.

3 м покупают промышленники и финансисты, заинтересованные, прежде всего, во влиянии, которое они могут извлечь из приобретения одного или нескольких изданий. Кроме того, в результате многочисленных препятствий при производстве газеты, часто полностью противоречащих логике рынка, в настоящее время сам рынок французской прессы плохо развит по сравнению с европейскими соседями.

В начале XXI в., когда под угрозу поставлено само существование ежедневной платной газеты, во Франции кризис ежедневной прессы проявляет себя особенно «ярко». Многие французские исследователи СМИ объясняют серьезные проблемы рынка ежедневной' прессы сложившейся в стране после Освобождения системой, в основе которой — игнорирование объективных законов рыночной экономики. В стремлении создать «антикапиталистическую», «свободную» прессу, гарантировать ее беспристрастность, независимость, плюрализм, новые власти осознанно не рассматривали газеты как коммерческие предприятия для зарабатывания денег. В наибольшей степени новые нормы коснулись национальных ежедневных газет.

352 Серж Дассо входит в состав акционеров «Фигаро», Эдуард Ротшильд — «Либерасьон», Бернар Арно -«Эко», Александр Пугачев — «Франс-суар». В 2010 г. в результате рекапитализиции группы «Монд» контрольный пакет акций перешел к финаново-промышленному капиталу.

Экономические трудности 1970;80-х гг., которые приняли затяжной характер, растущая конкуренция со стороны аудиовизуальных СМИ, усиление позиций региональной печати и журнальной периодики обнажили многие противоречия этой системы. Сегодня, в условиях бурного развития цифровых технологий и бесплатных информационных газет, кризис французских национальных ежедневных газет приобрел особенно острые формы.

Такая сложная ситуация привела к тому, что страна осталась без массовой ежедневной высокотиражной платной-, газеты. В послевоенный период во Франции, которая более столетия славилась своими массовыми газетамитакая газета деградировала и исчезла. Единственная газета, которая осталась на рынке — «Франс-суар». Но ее сложно назвать массовой, так как сейчас ее распространение составляет немногим более 70 тыс. экз. А были времена, когда благодаря массовой газете французский рынок прессы был одним из самых динамичных, рентабельных секторов экономики.

Бурное развитие дешевых высокотиражных массовых газет во Франции началось во второй половине XIX в. Первая такая газета «Пти журналь», вышедшая в 1863 г., стала родоначальницей массовых газет во Франции. Можно согласиться с некоторыми историками французской прессы, которые считают: «если в этом веке [XIX в. — М.З.] в ежедневной прессе и произошла революция, то она была связана с появлением «Пти журналь» в гораздо большей степени, чем с «Пресс» Жирардена"353. Будучи хорошим менеджером, ее создатель Моиз-Полидор Мийо в то же время осознавал и значение содержания — их (менеджмента и редакционной формулы) взаимозависимость. Он сумел найти баланс между содержанием газеты и ее продвижением, распространением, управлением.

Развитие французской массовой газеты происходило на фоне и в контексте трансформации уклада и структуры общественной жизни Франции. Многочисленные препятствия для массового производства.

353 Martin M. Op. cit. — P. 35. наконец были устранены и спрос встретился с предложением, а сами газеты начали жить по законам рынка. Массовая газета, первоначально аполитичная, сыграла заметную роль в деполитизации французской печати, кроме того, она способствовала развитию информационной и развлекательной функций прессы.

Своим процветанием в конце XIX — начале XX вв. национальная пресса была обязана массовым газетам, охватившим миллионы читателей на всей территории страны. Без преувеличения можно сказать, что одной из основных причин «золотого века» (1881−1914 гг.) французской прессы был триумф массовых газет. Совокупный тираж «большой четверки» французских массовых газет («Пти журналь», «Пти паризьен», «Матэн» и «Журналь») накануне Первой мировой войны превышал 4 млн экз. (при тираже национальных ежедневных газет в 5 млн 500 тыс. экз.) или 2А тиража столичных ежедневных газет. Пресса сохраняет за собой монополию на информацию, конкурентов на информационном рынке у нее еще нет. Никогда больше ежедневная национальная газета не будет столь сильна.

В межвоенный период (1919;1939 гг.) положение национальной ежедневной прессы осложнили экономические трудности (к примеру, рост производственных расходов), деградация имиджа и рост конкуренции на информационном рынке (кинематограф, радиовещание и пр.). Начинается стагнация и упадок газет «большой четверки» и только «Пти паризьен» благодаря постоянной актуализации своей стратегии удается сохранить распространение свыше 1 млн экз.

В 1930;е гг. массовая газета нового поколения «Пари-суар» произвела настоящую революцию, за совсем небольшой период ее распространение приблизилось к 2 млн экз., она одна обеспечивала почти половину тиража всей национальной ежедневной прессы. «Пари-суар», «газета иллюстрированной информации», сделав акцент на публикации большого количества фотографий и развивая на своих страницах репортаж (в том числе фоторепортаж), привлекла массовую аудиторию, теряющую интерес к устаревающей редакционной формуле массовых газет «большой четверки». Накануне Второй мировой войны массовые газеты («Пти журналь», «Пти паризьен», «Матэн», «Журналь» и «Пари-суар») удерживали 70% рынка национальной ежедневной прессы, представлявший собой 5 млн 500 тыс. экз.

Продвижение на рынке французской массовой газеты обеспечивала, с одной стороны, особая редакционная формула, сложившаяся фактически при появлении уже первых газет этого типа. Ее успеху способствовала постоянная адаптация редакционного предложения газеты к вкусам, интересам и привычкам читателей. Страницы этих газет заполняли сенсации, происшествия, репортажи с места необычных событий, романы с продолжением, спортивные и культурные рубрики, конкурсы, игры. Эти издания по сложившейся традиции занимали «нейтральную» политическую позицию и стремились прежде всего развлекать свою аудиторию. С другой, стороны, массовые газеты, коммерческие предприятия для зарабатывания денег, применяли особую экономическую модель (недорогая цена, эффективная система распространения и продвижения, диверсификация), служившую росту тиража и, соответственно, доходов. Необходимо отметить, что во Франции экономическую базу массовой газеты составляли продажи в розницу, а не доходы от рекламы, как это произошло в других странах (в связи со слабостью французского рынка рекламы).

При изучении специфики развития и трансформации массовой газеты во Франции важно иметь в виду и своеобразие этого типа периодических изданий во французском контексте, которое было обусловлено историческими традициями, политической ситуацией, особенностями национальной культуры, характера, менталитета французов. Так, французская массовая газета была гораздо более «сдержанным» изданием, чем в других странах (к примеру, она более осторожно освещала частную жизнь публичных людей). Эти газеты уделяли большое внимание темам культуры, театральной хронике, научно-техническому прогрессу и пр., публиковали много практичной, полезной в повседневной жизни информации. Кроме того, для читателя этих изданий было характерно особое отношение к газете: с ее помощью он самоутверждался.

После Освобождения Франции четыре новые массовые газеты «Франс-суар», «Орор», «Паризьен либере» и «Пари-жур» продолжили славные традиции своих предшественниц, не получивших разрешение на выход. «Паризьен либере» стала, самой крупной утренней газетой, ее распространение приближалось к 1 млн экз., а «Франс-суар» (вечерняя газета) — самой крупной газетой по распространению во Франции (более 1 млн экз.). Газеты имели четкое представление о вкусах, интересах и привычках своей аудитории и предлагали именно тот продукт, который пользовался спросом. Несмотря на то, что особенности экономики массовой газеты претерпели некоторые изменения (в частности, такой важный «козырь» массовой газеты как недорогая цена был «утерян» еще в межвоенный период), эти издания либо обладали достаточно надежным финансовым фундаментом, входили в состав крупных групп прессы (здесь речь идет о «Франс-суар» и «Паризьен либере»), либо принадлежали готовым инвестировать в развитие прессы представителям делового мира («Орор» и «Пари-жур»).

В конце 1960;х гг. распространение массовых газет во Франции превышало 2 млн 300 тыс. экз. при распространении всей национальной прессы почти 3 млн 900 тыс. экз. При взгляде на панораму ежедневной прессы во Франции сегодня эти цифры кажутся нереальными, фантастическими.

На протяжении многих десятилетий французская ежедневная пресса умело изобретала себя заново. Эмиль де Жирарден, затем — М.-П. Мийо и Жан Пруво предложили новые модели, всколыхнувшие прессу современной им эпохи. Наследники Эмильена Амори и Пьера Лазареффа, создавших послевоенную массовую газету, не сумели противостоять эре «маленького экрана», который с триумфом завоевывал аудиторию. Все дальнейшие метаморфозы французской прессы («прорыв» региональных газет и массовых журналов, развитие Интернета, триумф бесплатных информационных газет) только усугубляли положение, приближая уже неизбежный конец эпохи «большой» массовой газеты.

Две французские массовые газеты, пережившие кризис 1970;80-х гг., выбрали разные дороги. «Паризьен либере», которая стала называться просто «Паризьен», с успехом адаптировалась в новых условиях: она трансформировалась от типа массовой к качественно-массовой газете. Повышая качество своих материаловстараясь быть близкой к жизни и интересам своих читателей, она сумела найти свой путь и завоевать своего читателя. Правильность ее выбора подтверждает судьба «Франс-суар», которая безуспешно старалась и все еще пытается «воссоздать» формулу массовой газеты во Франции современной эпохи. «Франс-суар» часто меняла хозяевуправляющих, формулу, но так и не сумела найти верное направление. Кроме того, необходимо учитывать и то, что бурное развитие массовых журналов, которые сумели «переманить» часть аудитории, теряющей интерес к устаревающей формуле массовой газеты, способствовало деградации ежедневной платной массовой газеты.

Разумеется, причины кризиса массовой газеты на французской’почве не могут быть сведены к какому-то одному показателю, их необходимо рассматривать в совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых изменений, происходивших в жизни французского общества и в самом процессе функционирования рынка СМИ во Франции. К самым важным, на наш взгляд, относятся экономический и редакционный факторы. С одной стороны, условия рынка (высокая стоимость производства и распространения, недостаточные рекламные поступления и пр.) не благоприятствуют развитию дешевой прессы больших тиражей. С другой стороны, попытки создания редакционной формулы, способной вновь завоевать массовую аудиторию, вернуть ее к ежедневному чтению «своей» платной газеты, не увенчались успехом. Массовая газета потеряла своего читателя, разучилась говорить с ним на одном языке.

Проанализировав на конкретных примерах характер изменений содержания и формы массовой газеты, определяющих ее типологические признаки, мы приходим к выводу об исчезновении ежедневных платных массовых газет во Франции. «Франс-суар», единственная массовая газета послевоенного периода, сохранившаяся до наших дней, находится на грани исчезновения. Выживают во французском контексте только те издания, которые обращаются к формуле качественно-массовой прессы: «Паризьен либере», трансформировавшись от типа массовой к типу качественно-массовой газеты, сумела адаптироваться и найти свое место на рынке. Во Франции тип качественно-массовой прессы демонстрирует свою продуктивность: с одной стороны, — это платные ежедневные качественно-массовые региональные газеты, с другой — это новый тип массовой газеты в современную эпоху, бесплатные информационные газеты, которые в большей степени тяготеют к типу качественно-массовой газеты, чем к массовой сенсационной. Эти газеты по распространению уже опередили все виды ежедневных изданий. Они активно диверсифицируются в соответствии с различными сегментами читательской аудитории (газеты общей и специализированной (о спорте, о высоких технологиях, для женщин) информации, утренние и вечерние и пр.).

Таким образом, мы констатируем, что ежедневная массовая газета на протяжении полутора веков претерпела значительную эволюцию. В конце XX в. она или находится на грани исчезновения (пример — «Франс-суар»), или трансформируется в качественно-массовую газету (пример — от «Паризьен либере» к «Паризьен» и «Ожурдюи ан Франс»). А в начале XXI в. ее место стали занимать бесплатные информационные газеты.

В настоящее время во Франции нет дешевой массовой высокотиражной газеты, в то время как во многих западных странах сохранились и процветают массовые газеты с большими тиражами. Сложившуюся ситуацию прекрасно характеризует мнение П. Эвено, которое может послужить и своего рода эпилогом проведенного исследования: «Мы делаем газеты только для элиты: мы предпочитаем лишить ежедневного чтения газеты широкие слои населения, лишь бы не давать им современные массовые газеты». В результате «массовая аудитория вообще перестала покупать ежедневные газеты. простой публике не остается ничего, кроме телевидения"354. И бесплатных информационных газет, добавим мы.

354 L’histoire d’un grand quotidien populaire. Le Nouvel Observateur. 18 avril 2006.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АндрунасЕ. Ч. Бизнес и пропаганда. М., 1986.
  2. Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991.
  3. В. Е. История французской прессы (1830−1945). — М., 1999. Арзаканян М. Ц. Политическая история Франции. М.: Высш. шк., 2003. Беглов С. И. Монополии слова. -М., 1972.
  4. С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.
  5. С. И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002. Броделъ Ф. Что такое Франции? — 2 Т. — М., 1994−1995.
  6. Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997.
  7. Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. Вачнадзе Г. Н. Печать Пятой Республики. 1958−1968. — М., 1973. Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей. — М., 1976. ВертА. Франция. 1940−1955.-М., 1959.
  8. ВидясоваЛ. М. Современная французская печать. М.: Изд-во МГУ, 1963. Власов Ю. М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство: — М., 1985.
  9. Л.Д. Франция в разных измерениях. — М.: Молодая гвардия, 1972. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М., 1999.
  10. Г. Ф., Чесаное А. А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.
  11. Г. А. Печать США в начале 1990-х гг. М., 1996.
  12. В. М. Газетно-журнальные жанры. — М., 1993.
  13. Н. И. Капиталистическая пресса США. — М., 1956.
  14. Т.Ю. Франция в культурологическом аспекте. — М.: Стратегия, 2007.
  15. История Франции / под ред. А. З. Манфреда. — 3 т. — М.: Наука, 1973. Кирш И. В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005.
  16. Лъвов-Рогачевский В. Печать и цензура // История печати: Антология: Т. II. -М.: Аспект Пресс, 2001.
  17. М. И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995−2000 г.-М., 2003.
  18. В. А. Империя Флит-стрит (современная пресса Англии). М., 1961.
  19. К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я. Н. Засурского. -М., 2009.
  20. Н. Н. Четвертая Республика. М., 1963.
  21. А. История Франции. М.: Гуманитарная академия, 2007.• На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Мысль, 1977.
  22. Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России // История печати: Антология: Т. I. М.: Аспект Пресс, 2000. Орлов Ю. Я. Печать ФРГ. — М., 1970.
  23. Ю. Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР.-М., 1985.
  24. Е. А. История американской журналистики ХУП-ХУШ вв. М., 2009.
  25. М., Япп Н. Эти странные французы. — М., 1999.
  26. В. П. Издательское дело. Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М., 2002.
  27. В. П. Техника и технология СМИ: Печать, телевидение, радиовещание. М., 2004.
  28. Е. Периодическая печать Франции // История печати: Антология: Т. II. М.: Аспект Пресс, 2001.
  29. Ю. Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха ежедневных газет. — М.: Изд. РИП-холдинг, 2003.
  30. В. С. Периодическая печать Франции. — СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996.
  31. Л. Н. Еженедельная пресса Франции. -М., 1995.
  32. Э. Ф. Социальная мимикрия буржуазных массовых газет
  33. Великобритании. -М., 1978.
  34. Техника дезинформации и обмана / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Мысль, 1978.
  35. И. В. Зарождение и развитие английских периодических изданий в XVII в.-М., 1999.
  36. В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004.
  37. Н. В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия.
  38. М.: ВК- ф-т журн. МГУ, 2010.
  39. Н. В. Итальянская журналистика в 1945—1990 гг.. -М., 1999.
  40. Н. В. Клерикально-католическая журналистика в системе буржуазнойпропаганды. — М., 1974.
  41. Н. В. СМИ Италии. М., 1996.
  42. Франция / Под. ред. Рубинского Ю. И. М., 1973.
  43. Франция в поисках новых путей / Под. ред. Рубинского Ю. И. М.: Весь мир, 2007.
  44. Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944−2004 гг.). — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.
  45. Л. В. Радиовещание и телевидение Франции. — М.: Изд-во МГУ, 2011.
  46. Л. В. Французская журналистика в 1944—1958 гг.. (Временный режим и IV Республика). М.: Ф-т журн. МГУ, 2001.
  47. М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. -М., 1995.1. П. Статьи
  48. В. Е. Французская пресса в 1978 году // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1979. — № 3.
  49. В. Е. Концентрация и монополизация печати во Франции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1972. — № 3.
  50. В. Е. «Паризьен либере» в 1975 году // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1976. — № 3.
  51. В. Е. Новые тенденции концентрации и монополизации средств массовой информации стран капитала в 1977 г. Франция // Вестн. Моск. унта. Сер. 10, Журналистика. 1978. -№ 3.
  52. Евсеева Л, 77. СМИ республики Польша в конкурентном противоборстве //
  53. Зарубежная журналистика: 2004. М.: ф-т журн. МГУ, 2005.
  54. Л. 77. Иностранный капитал на рынке печатных изданий Польши //
  55. Зарубежная журналистика: 2006. М.: ф-т журн. МГУ, 2007.
  56. Я. Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий // От книги до1. Интернета. М., 2000.
  57. Я.Н. Колонка редактора: Четыре века газеты. Будет ли пятый? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2010. — № 2. Засурский Я. Н. Информационное общество и СМИ // Национальные модели информационного общества. — М., 2004. к
  58. Л. В. Новые тенденции в развитии СМИ Франции в результате экономического кризиса 2008−2009 гг. // Зарубежная журналистика: 2009. -М.: ф-т журн. МГУ, 2010.1П. Словари
  59. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. М.: Изд-во «Русский язык», 1995.
  60. Землянова Л. M Коммуникативистика и средства информации. Англорусский словарь концепций и терминов. М., 2004.
  61. С. К, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «А ТЕМП», 2009.
  62. Dictionnaire des medias. Sous dir. Balle F. Paris: Larousse, 1998.
  63. V. Книги на французском языке
  64. Albert P. Histoire de la presse. Paris: PUF, 1993.
  65. Albert P. Histoire de la presse politique national au debut de la Ill-e Republique. -2 Vol. Paris-Lille: Champion, 1980.
  66. Albert P. La presse francaise. Paris: La documentation Francaise, 2004.
  67. Amaury F. Histoire du plus grand quotidian de la Troisieme Republique, «Le Petit Parisien» (1876−1944). 2 Vol. — Paris: PUF, 1972.
  68. Avenel H. Histoire de la presse francaise. Depuis 1789 jusqu’a nos jours. Paris: Ernest Flammarion, 1900.
  69. Baret A. L’impact de la presse gratuite: nouvelle donnee economique etchangement sociologique? Paris: Conaissances et savoirs, 2006.
  70. Barrillon R. Le cas «Paris-Soir». Paris: Armand Colin, 1959.
  71. Baudinat Ch. Le Petit Homme et le Grand Journal. Paris: Julliard, 1973.
  72. Bethleem L. La Presse. Paris: Revue des Lectures,. 1928.
  73. BoegnerPh. «Ouipatron.». -Paris: Julliard, 1976.
  74. Charte C. Le siecle de la presse (1830−1939). Paris: Seuil, 2004.
  75. Charon J.-M. La presse en France de 1945 a nos jours. Paris: Seuil, 1991.
  76. Charon J.-M. La presse magazine. Paris: Seuil, 1999.
  77. Charon J.-M. La presse quotidienne. Paris: Editions La Decouverte, 1996.
  78. Chupin /., Hube N., Kaciaf N. Histoire politique et economique des medias enr
  79. France. Paris: Editions La Decouverte, 2009.
  80. Daville D. P. La liberte de la presse n’est pas a vendre. Paris: Editions du Seuil, 1978.
  81. Dreyfous M. Ce que je tiens a dire. Un demi-siecle de shoses vues et entendues. 1862−1872. Paris: Libraire Paul Ollendorff, 1912.
  82. Eveno P. La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? Paris: Vuibert, 2008.
  83. Feyel G. La presse en France des origines a 1944. Histoire politique et materielle. -Paris: Ellipses, 1999. r
  84. Floch P., Sonnac N. Economie de la presse. Paris: La Decouverte, 2000.
  85. Francais! Notre histoire, nos passions / Sous dir. Aderhold C., Thomazo R. Paris: Larousse, 2003.
  86. Hatin E. Histoire de la presse en France. — Paris, 1861.
  87. Hirtzmann L., Martin F. Le defi des quotidiens gratuits. — Quebec: Editions MultiMonde, 2004.
  88. Histoire generale de la presse francaise. Sous dir. Bellanger C., Godechot J.,
  89. Manevy R. La presse de la Ill-e Republique. — Paris, 1955. r
  90. Martin M. Medias et journalistes de la Republique. Paris: Editions Odile Jacobs, 1997.
  91. Martin M. Trois siecles de publicite en France. Paris: Editions Odile Jacobs, 1992.
  92. MirecourtE. Emile de Girardin. Paris, 1856. Mirecourt E. Timothee Trimm. — Paris, 1867.
  93. Mistier J. La Librarie Hachette de 1826 a nos jours. Paris: Hachette, 1964. Morienval J. Les createurs de la grande presse en France. — Paris: editions Spes, 1934.
  94. Palmer M B. Des petits journaux aux grandes agencies. Naissance du journalisme moderne. Paris: Aubier, 1983.
  95. Pigasse J.-P. Le dossier noir de la presse francaise. Paris: Editions de Forgues, 1991.
  96. Reynaud J.-D., Grafmeyer Y. Francais, qui etes-vous? — P., 1981. SouleR. Lazareff et ses hommes. Paris: Grasset, 1987. Toussaint-Desmoulins N. L’economie des medias. — Paris: PUF, 2008. Zeldin Th. The French. — N.-Y., 1996.
  97. VI. Статьи на французском языке
  98. Affaire DSK: la presse anglo-saxonne s’attaque a la culture francaise du secret. Le Monde. 17 mai 2011.
  99. Amaury: enquete presse. Strategies. № 877. 13 mai 1994. Arnould V. Un parcours sans faute. L’Echo de la Presse. № 67. Fevrier 1996. Bonavita M.-L. France-Soir: un nouvel investissement de 20 millions. Le Figaro. 13 mai 2009.
  100. Bonavita M.-L. Leproux: «Le success du Bild francaise passe par plus de points de vente». Le Figaro. 10 fevrier 2007.
  101. Costemalle O. La saga du quotidien cede a Georges Ghosn pour un franc symbolique. «France-Soir», gloire et crepuscule. Liberation. 13 avril 1999. Denuit D. Pugachev: «France Soir ne sera pas un quotidien trash». Le Figaro. 23 aout 2010.
  102. Un etudiant remporte le «meilleur CDD du monde». Liberation. 22 mai 2010. Eveno P. L’equation economique de la presse populaire.
  103. URL: http://presse-paris.univ-parisl.fr/spip.php7article92 (дата обращения: 25.07.2009).
  104. Feraud J.-C. «Le Parisien» lance un plan d’economies a trois etages. Les Echos. 27 novembre 2009.
  105. Feraud J.-C. Marie-Odile Amaury reprend brutalement en main «Le Parisien». Les Echos. 25 septembre 2009.
  106. Feraud J.-C., Quenelle B. Le petit prince russe qui voulait sauver «France-Soir». Les Echos. 4 juin 2009.
  107. Feraud J.-C. Alexandre Pugachev deviant seul maitre a bord de «France-Soir». Les Echos. 16 avril 2010.
  108. Feraud J.-C. Le group Amaury va vendre «L'Echo Republican» a «La Montagne». Les Echos. 25 juin 2010.
  109. Garrigos R., Roberts L, Roussel F. Medias: de la conscience tranquille aux etats d’ame. Liberation. 18 mai 2011.
  110. Glover S. A sexual satyr, a conspiracy of silence and why we must NEVER have privacy laws like the French. The Daily Mail. 17 May 2011. Godard Ph. Aujourd’hui: naissance d’un quotidien. L’Echo de la Presse. № 74. Novembre 1996.
  111. Haushalter L. La presse anglo-saxonne raille la «loi du silence» francaise. Le Figaro. 17 mai 2011.
  112. Mallavai C. De pere en fils, une direction abonnee au passage en force. Liberation. 12 juin 2001.
  113. L. «Laxisme» contre «puritanisme». Liberation. 18 mai 2011.
  114. Nora F. La mutation du Parisien // Communication et Langages. 4-eme trim.1994.
  115. Philippe Amaury, patron de presse opiniatre et discret. Liberation. 25 mai 2006. Le reseau «Ville Plus» s’uniformise. L’Humanite. 23 mars 2007. Roquelle S. Pougatchev, l’homme qui veut relancer France Soir. Le Figaro. 02 avril 2010.
  116. F. «France-Soir» voit rouge. Liberation. 12 novembre 2007.
  117. Samuel H. Dominique Strauss-Kahn arrest: French privacy laws among strictest in
  118. Europe. The Telegraph. 16 May 2011.
  119. Santi P. Les quotidiens gratuits aussi sont vulnerables. Le Monde. 25 decembre 2008.
  120. Santi P. Le group Springer prepare son «Bild a la francaise». Le Monde. 12 avril 2007.
  121. Sciolino E. Questions Raised About a Code of Silence. The New York Times. 16 May 2011.
  122. Ternisien X. Dassault serait moins interesse par «Le Parisien». Le Monde. 14 octobre 2010.
  123. X. «France-Soir» tente une relance de la derniere chance. Le Monde. 02 mars 2010.
  124. Ternisien X. Pour survivre, la presse d’annonces migre sur Internet. Le Monde. 20 fevrier 2009.
  125. Yannick Bollore: Direct 8 lance son canal HD. Le Figaro. 1 septembre 2009. VIL Законы
  126. Закон о свободе печати от 29 июля 1881 г.
  127. Ордонансы от 6 мая, 22 июня, 9 и 26 августа, 30 сентября 1944 г.
  128. Закон № 81−994 от 9 ноября 1981 г. об отмене монополии государства вобласти радиовещания.
  129. VIII. Анализируемые издания
  130. Пресс" — 1 и 2 июля 1836 г.
  131. Пти журналъ" 1−2 и 3 февраля 1863 г., март-апрель 1865 г. (выборочно), октябрь-ноябрь 1865 г. (выборочно), 5 и 8 июня 1866 г., август-сентябрь 1866 г. (выборочно), сентябрь 1869 г. — январь 1870 г. (выборочно).
  132. Матэн" — 26 февраля 1884 г., май-июнь 1911 г. (выборочно), февраль-март1912 г. (выборочно), январь, март 1912 г. (выборочно), 15 июля 1912 г., август, октябрь, декабрь 1912 г. (выборочно), март-апрель 1913 г. выборочно).
  133. Пари-суар" 2 мая 1931 г., 27 декабря 1931 г., 3 июля 1934 г., 16 ноября 1934 г., 17 июля 1935 г., 30 августа 1935 г., январь 1935 г. (выборочно), январь 1936 г. (выборочно), сентябрь-октябрь 1938 г. (выборочно), февраль, июнь-август 1939 г. (выборочно).
Заполнить форму текущей работой