Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория и практика использования информационных технологий в процессе преподавания педагогики: На материале подготовки студентов факультета начальных классов педвуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, при несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в практике высшей школы не накоплен достаточно полный материал теории и методики применения информационных технологий в процессе вузовского обучения и преподавания педагогических дисциплин, в частности, педвузе. Следует заметить, что внедрение и научно — методическое обоснование использования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы внедрения информационных технологий в высшее образование
    • 1. 1. Современное высшее образование: состояние, проблемы, инновационные процессы
    • 1. 2. Информатизация образования, как важнейший фактор инновационных преобразований в высшей школе
    • 1. 3. Информационные технологии в высшем образовании. Пути, формы и средства внедрения ИТ
  • Глава 2. Педагогическое мастерство как основа эффективного использования ИТ
    • 2. 1. Роль преподавателя в организации педагогического процесса на основе ИТ
    • 2. 2. Уровни педагогического мастерства
    • 2. 3. Понятие педагогического мышления. Сущность и уровни самостоятельного педагогического мышления
  • Глава 3. Применение ИТ в процессе преподавания педагогики
    • 3. 1. Основные проблемы и пути совершенствования традиционного изучения дисциплин педагогического цикла в педвузе
    • 3. 2. Дидактико-методические основы использования ИТ в процессе преподавания педагогики

    Глава 4. Опыт преподавания курса «Педагогические теории, системы и технологии» раздел 1 «Теория, содержание и технологии воспитания» с использованием ИТ, в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

    4.1. Сущность экспериментальной дидактической системы преподавания курса «Педагогические теории системы и технологии», раздела «Теория содержание и технологии воспитания» на основе применения ИТ.

    4.2. Суть, методика проведения и результаты эксперимента.

Теория и практика использования информационных технологий в процессе преподавания педагогики: На материале подготовки студентов факультета начальных классов педвуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обуславливается социальным заказом обще-^ ства на творческую личность современного учителя, способного решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях информационного общества. щ) Тенденции и проблемы современного образования, в период перехода от индустриального к информационному обществу, характеризуется все возрастающей потребностью в создании такой системы образования, которая обеспечила бы условия для формирования творческой личности, обладающей преобразующим интеллектом. Новая культура мышления может быть сформирована только на базе инновационного образования, опирающегося на использование новых средств, в том числе и новых информационных технологий. Развитие информационной техники и информационных технологий сегодня существенно опережает возможности человека по их эффективному использованию. Поэтому возникает острая проблема соответствующей перестройки системы образования, которая традиционно отстает от развития фундаментальной науки на 5 -7 лет. Информатизация образования затронула культурные образовательные традиции, проблемы философии образования, педагогическую практику. Этот процесс требует психолого — педагогических исследований, организационнометодической работы и создания капиталоемкой инфраструктуры. Вопросы влияния компьютерных технологий на разные стороны процесса обучения Ш представлены в современных психолого — педагогических исследованиях в нескольких направлениях:

• компьютер как эффективное средство интенсификации процесса обучения (Е.П. Велихов, Б. С. Гершунский, Б. Ф. Ломов, Е. И. Машбиц, Н. М. Розенберг и др.);

• роль компьютера в интеллектуальном развитии обучаемых (Р. Вильяме, Б. С. Гершунский, JI.JI. Гурова, К. Маклин и др.);

J • применение компьютера^как средство контроля (Т. Габай, Т. В. Корнилова, Б. Ф. Скиннер, Н. Ф. Талызина, O.K. Тихомирцев и др.) — • использование информационных технологий в высшем образовании (Л.Г. Вяткин, Е. С. Полат, А. Е. Петров, М. В. Моисеева, И. В. Роберт, В. А. Извозчиков, А. Н. Тихонов, А. А. Сытник, B.C. Лобанов, А. Д. Хомоненко, Georghean W. Н. и др.).

В частности, проблеме совершенствования структуры и содержания теоретической подготовки специалистов на основе использования средств ЙТ посвящены диссертационные исследования А. А. Абдукадырова, Л. В. Глуховой, А. Л. Денисовой, Л. А. Жуковой, В. Г. Коржукова, С. В. Лаптевой и др.

Однако, при несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в практике высшей школы не накоплен достаточно полный материал теории и методики применения информационных технологий в процессе вузовского обучения и преподавания педагогических дисциплин, в частности, педвузе. Следует заметить, что внедрение и научно — методическое обоснование использования в процессе подготовки учителей технологий на базе ИТ более успешно осуществляются в процессе изучения дисциплин естественно — научного цикла, чем гуманитарного. Это объясняется прежде всего тем, что преподавание точных дисциплин традиционно было связано с вычислительной техникой, логика развития этих наук привела к созданию общих банков данных с удаленными средствами доступа к ним. Специфика естественно — научных дисциплин способствовала быстрому использованию средств ИТ, а в гуманитарных науках этот опыт отсутствовал. Информация естественнонаучного характера лучше поддается структурированию и систематизации. Развитие ИТ в гуманитарной сфере требует качественно новых технических средств, связанных с необходимостью хранения большого объема информации и средств ее обработки. Не является исключением и педагогика.

Анализ исследований и последних достижений внедрения ИТ в высшей школе показывает, что ИТ в процессе преподавания педагогики используются в незначительном объеме или практически отсутствуют.

Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны недостаточное техническое и методическое обеспечение процесса обучения на базе ИТ в вузе, с другой — отсутствие у преподавателей гуманитарных дисциплин, в том числе и педагогики, информационной культуры, не-понимание ими информационной картины мира, места человека в ней и в инфосфере.

Сегодня в основе формирования любого учителя, в том числе и учителя начальных классов, лежит его профессиональная культура, процесс овладения которой сопряжен с рядом как субъективных, так и объективных причин, обуславливающих качество изучения и преподавания педагогики в педвузе. Одной из них, на наш взгляд, является создание и использование в процессе преподавания педагогики информационных технологий. Возникает противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности учителей начальных классов в условиях информационного общества и недостаточной разработанностью теоретико-методического и технологического аспектов использования ИТ в подготовке таких педагогов, в частности в процессе преподавания и изучения педагогики. Это и позволило нам следующим образом определить проблему нашего исследования: каковы психолого — педагогические условия, необходимые и достаточные для использования ИТ в процессе преподавания педагогики?

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность ее научных основ, затруднения в организации практической работы по созданию и методическому обеспечению использования информационных технологий в процессе преподавания педагогики определили выбор темы исследования: «Теория и практика использования ИТ в процессе преподавания педагогики» (на материале подготовки студентов факультета начальных классов педвуза).

Цель исследования:

Выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактической системы преподавания педагогики на основе информационных технологий.

Объект исследования: дидактический процесс, построенный на основе применения ИТ.

Предмет исследования: ИТ в процессе преподавания педагогики в педвузе.

Гипотеза: Мы предположили, что использование ИТ в процесс преподавания педагогики в педвузе, позволит интенсифицировать и качественно изменить профессиональную подготовку студентов факультета начальных классов если:

• в центре дидактической системы с использованием ИТ будет стоять личность обучаемого, ее деятельность, познание, психологические механизмы усвоения знаний и формирования интеллектуальных действий и управление, а этим процессом;

• ИТ будет является средством осуществления познавательной деятельности и создания условий обучения, логика функционирования которого определяется общедидактическими задачами;

• Подготовка учителя начальных классов будет обусловлена не только спецификой той информационно — предметной среды, которую предоставляют современные средства телекоммуникаций и мультимедиа, но и качеством методической разработки и представления педагогических курсов;

• при внедрении ИТ в процесс преподавания педагогики будут соблюдены основные условия: дидактические, организационно — методические, психологические и технологические.

Цель, предмет и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи исследования:

• провести научный анализ теории и практики внедрения ИТ в высшем образовании;

• разработать модель дидактической системы на основе ИТ;

• раскрыть содержание основных условий, обуславливающих эффективное функционирование дидактической системы на основе ИТ;

• выявить дидактико-методические и технологические основы применения ИТ в процессе преподавания педагогики;

• разработать, апробировать и экспериментально проверить эффективность предложенной дидактической системы преподавания курса «Педагогические теории, системы и технологии», раздел 1 — «Теория содержание и технологии воспитания в целостном учебно — воспитательном процессе» на основе ИТ.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания как основа научной педагогики и фундаментальные исследования в области философии образования и методологии психолого — педагогической науки:

• общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

• теория профессионального мышления (Д.Н.Завалишина, Ю. К. Корнилов, З. А. Решетова, Б.М. Теплов);

• теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, В. Я. Ляудис, Д.Б. Эльконин),.

• теория формирования содержания образования и процесса обучения (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, С. Я. Батышев, В. И. Гинецинский, М.И. Махму-тов, Н.Ф. Талызина);

• концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, В, С. Безрукова, Л. Г. Вяткин,.

B.И. Щеголь, J.D. Rassel и др.);

• концепция методологии, теории и практики информатизации образования (А.Я. Ваграменко, Е. П. Велихов, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, Л. И. Долинер, М. П. Лапчик, В. Н. Ларионов, Е. И. Машбиц, Р. Ф. Тинкер, В. В. Шапкин, Т. Филдман).

В процессе исследования были использованы следующие методы:

• теоретико-методологический анализа психолого-педагогической, методической, технической, философской и социологической литературы по проблеме исследования;

• прогностические методы (моделирование);

• методы изучения и обобщения педагогического опыта;

• методы психолого — педагогического эксперимента (констатирующие и формирующие);

• методы наблюдения;

• методы анкетирования;

• методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования состоит в следующем:

• обосновано положение о возможности и целесообразности использования ИТ в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла в педвузе;

• выявлены педагогические условия построения дидактического процесса на основе ИТ, обеспечивающие эффективность преподавания педагогикисформулированы требования к обучающим программам по педагогике, рассчитанных на компьютерную реализацию.

• теоретически смоделирована дидактическая система преподавания курса «Педагогические теории, системы и технологии» на базе ИТ.

Практическая значимость исследования заключается в том что:

• Апробированная и реализованная на практике дидактическая система преподавания педагогики на основе ИТ, методические разработки и рекомендации позволяют целенаправленно совершенствовать процесс обучения в педагогическом вузе, дают возможность студентам на практике знакомиться с современными технологиями обучения на базе компьютерных телекоммуникаций, готовя их, тем самым, к работе учителя в условиях информационного общества;

• разработанная авторская модульная технология курса «Педагогические теории системы и технологии», раздел 1 «Теория, содержание и технологии воспитания» на основе ИТ используется в практике работы Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и реализуется на факультете начальных классов;

• результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ и методик обучения студентов педвузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута.

• логической структурой построения научно — исследовательской деятельности;

• использованием комплексной методикой, адекватной предмету и задачам исследованияведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее;

• репрезентативностью объема выборки (36%);

• личным участием автора в экспериментальной и практической деятельности;

• использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы использования информационных технологий в процессе преподавания педагогики, для профессионального становления учителя.

2. Педагогические, организационно — методические, психологические и технологические условия использования ИТ в процессе преподавания педагогики.

3. Дидактическая система преподавания педагогики, направленная на формирование профессиональных знаний и качеств студентов, на основе ИТ.

Опытной и экспериментальной базой исследования явился факультет начальных классов Педагогического института Саратовского государственного университета и Поволжский региональный центр новых информационных технологий СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Исследование велось на протяжении 5 лет с 1994 по 1999 год и состояло из трех этапов.

Первый этап (1994 — 1996) — ориентировочно — поисковый. Изучалась и анализировалась научная литература. Уточнялись проблема и аппарат исследования, проектировалась его программа, изучалась практика использования персональных компьютеров и информационных технологий в процессе обучения студентов педагогического института гуманитарных отделений, изучались возможности использования ИТ в процессе преподавания педагогики, разрабатывалась модель дидактической системы на основе ИТ.

Второй этап (1996 — 1997) — теоретико-проектировочный.

Обосновывались отдельные положения, и разрабатывалась теоретическая концепция применения компьютерных средств и ИТ в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла. Разрабатывалась модульная технология преподавания курса «Педагогические теории системы и технологии», 1 раздел «Теория содержание и технологии воспитания», осуществлялась ее техническая реализация на основе ИТ.

Третий этап (1997 — 1999) — экспериментально — обобщающий.

Осуществлялась экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективность разработанной системы, диагностировалось качество подготовки студентов по педагогике по выбранным критериям, формулировались выводы, обрабатывались и внедрялись в практику результаты, завершалось оформление диссертационного исследования.

Содержание проведенного исследования отражено в 11 публикациях автора. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и используемых источников, приложения, проиллюстрирована таблицами и графиками.

Заключение

.

На исходе 20 века мировая цивилизация вступает в новую фазу исторического развития — информационное общество. Этот процесс носит глобальный характер и рассматривается как закономерность развития человечества. В диссертационном исследовании сделана попытка объективной оценки существующего положения ВШ и системного представления причин, вызывающих в ней парадигматические изменения. Фундаментальные задачи, стоящие перед ВШ: поиски новой парадигмы, необходимость адекватной реакции на внедрение ИТ тесно взаимосвязаны между собой. Спонтанный процесс развития и внедрения ИТ в целостном педагогическом процессе ВШ должен стать научноуправляемым, прогнозируемым и методически и технологически обеспеченным.

ИТ позволяют сформировать объемное представление об изучаемом предмете, соединить развивающую и информационные модели образования, его непрерывность на основе дистанционного образования составной и важнейшей частью, которого являются компьютерные средства обучения. Анализ исследований и практического опыта, свидетельствует о том, что имеются благоприятные возможности и реальные предпосылки для внедрения ИТ в ВШ, в частности в процесс преподавания дисциплин педагогического цикла.

Проведенное исследование подтвердило, предположение о том, что применение в процессе преподавания педагогических дисциплин технологии с использованием ИТ, повышает эффективность дидактического процесса и способствует улучшению качества знаний студентов.

Результаты теоретического анализа и опытно — экспериментальной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Современная школа характеризуется потребностью в интеллектуально развитой, творчески активной личности учителя, готовой к внедрению компьютерных технологий и телекоммуникаций в профессиональную деятельность. Процесс подготовки таких специалистов не возможен без внедрения ИТ в процесс обучения студентов педвуза, и в частности в процесс преподавания дисциплин педагогического цикла имеющих ведущее значение в профессиональном становлении будущих учителей начальных классов.

2. В центре любой дидактической системы, в том числе и с использованием ИТ должна стоять личность обучаемого, ее деятельность (репродуктивная, ре-продуктивно — преобразовательная, преобразовательная), познание, психологические механизмы усвоения знаний и формирования интеллектуальных действий, и управление этим процессом. ИТ, на наш взгляд, является лишь средством осуществления деятельности и создания условий обучения, логика, функционирования которого, определяется общедидактическими задачами.

3. Для того чтобы дидактическая система с использованием ИТ по педагогике была эффективной необходимо соблюдение условий функционирования педагогической системы. Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и представления курсов.

4. Внедрение ИТ в процесс преподавания педагогики в первую очередь предполагает решение психолого-педагогических и научно-организационных проблем, с учетом специфики той информационно — предметной среды, которую предоставляют современные средства телекоммуникаций и мультимедиа, исходя из чего, необходимо учитывать четыре основных аспекта определяющих требования к использованию ИТ в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла: дидактическийорганизационно — методическийпсихологическийтехнологический.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов такого сложного и многогранного явления, как разработка и внедрение информационных технологий в процесс преподавания дисциплин педагогического цикла в педвузе. К важнейшим проблемам, требующим дальнейших исследований, следует отнести: дальнейшую разработку теоретических и методических основ внедрения ИТ в процесс преподавания педагогики. создание развернутых, системных баз данных, и конкретных обучающих программ по педагогике на основе информационных, мультимедийных и Интернет технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика. 1984. 240с.
  2. Автоматизированные обучающие и информационные системы: Сб. статей. М., 1983. 98с.
  3. .Л., Богатырь Б. Н., Ямпольский В. З. Системный анализ стратегий информатизации образования // Проблемы информатизации высшей школы. М., 1997. № 3 4(9 — 10). С. 9 — 13.
  4. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. 607с.
  5. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1993. № 5.1. С. 7−25.
  6. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1993. 218с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань.: Изд- во Казан, ун та, 1996. 568 с.
  8. И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие. М., 1999, 160с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 367с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. 254с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М., 1982. 192с.
  12. . А.А. Понятие профессионального мышления: методологический и идеологический аспекты. Томск, 1985. 130с.
  13. B.C. Педагогика: Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1996. 339с.
  14. Е.Г. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 206с.
  15. Н.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. М. — JL: Энергия, 1964. 64с.
  16. В.П. Основы теории педагогических систем. М.: Педагогика, 1977. 180 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  18. .В., Эджубов Л. Г. «Кризис жанра» или временные трудности? (подводные камни на пути гуманитарной информатизации) // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 17.
  19. .Н. Приоритетное преподавание информатики как основы информатизации общества и достижения нового качества образования //Проблемы информатизации высшей школы. 1997. № 1 2 (7 — 8). С. 38 -45.
  20. В.П. Педагогическая технология: Эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 123 128.
  21. Д.У. Инновационное обучение, микрокомпьютеры и интуиция. // Перспективы. Вопросы образования, 1983. № 1 С. 39 47.
  22. А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М.: Знание, 1983. 96с.
  23. Интернет, через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде // Проблемы информатизации высшей школы. 1997. №.3 4(9 -10). С. 41 -44.
Заполнить форму текущей работой