Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы формирования и обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в экономических системах инновационного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приоритетная роль в формировании человеческого капитала и обеспечении его конкурентоспособности принадлежит сфере образования. Изменение роли образования, которое наряду с наукой образует ядро современной экономики, отразилось в значительном увеличении инвестиций в образование. Именно эти инвестиции в образование позволили развитым странам перейти на постиндустриальную стадию развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конкурентоспособность человеческого капитала: методология познанияЮ
    • 1. 1. Генезис теории человеческого капитала
    • 1. 2. Конкурентоспособность человеческого капитала как новая характеристика, адекватно отражающая современное инновационное развитие
    • 1. 3. Факторы обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в инновационной экономике
    • 1. 4. Альтернативные методы оценки конкурентоспособности человеческого капитала
  • Глава II. Инвестиционный механизм конкурентоспособности человеческого капитала в условиях цикличности экономического развития
    • 2. 1. Инвестиции домашних хозяйств в формирование конкурентоспособности человеческого капитала
    • 2. 2. Инвестиции корпораций, обеспечивающие развитие конкурентоспособности человеческого капитала
    • 2. 3. Инвестиционная составляющая накопления и реализации конкурентоспособности человеческого капитала на макроуровне
    • 2. 4. Стратегии повышения конкурентоспособности человеческого капитала в условиях кризиса и посткризисного развития

Теоретические основы формирования и обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в экономических системах инновационного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первое десятилетие XXI века характеризуется глобальными изменениями, происходящими в экономике, науке, технике, технологии. Возникли новые центры экономического роста: Китай, Индия, Бразилия, показывающие высокие и устойчивые темпы развития экономики. В тоже время США, Япония, Европейский Союз находились либо в стагнации, либо показывали низкие темпы развития своих экономик.

Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование развитых странам постиндустриального общества, основанного на инновационном производстве, Последнее принципиально меняет положение и роль человека в производстве, также как и структуру самого производства. Ядро, основу инновационного производства составляют наука и образование, информационные технологии, развитие которых определяет состояние производства и его эффективность и которые являются двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса в обществе.

Успехи развитых стран в завоевании мировых рынков, в выпуске конкурентоспособной наукоемкой продукции связаны с наличием в этих странах человеческого капитала высокого качества. Например, в настоящее время более 50% экономически активных граждан развитых стран заняты не физическим, а умственным трудом, а в США их свыше 2/3, в то время как в развивающихся странах менее 1/3 экономически активного населения заняты умственным трудом. По расчетам Всемирного банка, в составе национального богатства США основные производственные фонды (здания и сооружения, машины и оборудование) составляют всего 19%, природные ресурсы 5%, человеческий капитал — 76%. В Западной Европе соответствующие показатели —23,2 и 74%, в России — 10, 40 и 50% соответственно [163].

Мировой экономический кризис еще более выделил роль и значение человеческого капитала и инновационного сектора экономики. Страны, повысившие конкурентоспособность человеческого капитала, выходят из кризиса с меньшими издержками и в более короткие сроки. 1.

Новая роль человеческого капитала в экономике и мире объективно требует его пристального теоретического изучения, прежде всего экономического переноса этого анализа с периферии в центр экономической теории.

Модернизация российской экономики невозможна без повышения 1 конкурентоспособности человеческого капитала России. Это в свою очередь предполагает глубокий теоретический анализ человеческого капитала, его структурных элементов, механизма его формирования и эффективного функционирования, методов и форм обеспечения его конкурентоспособности на различных уровнях экономики. Все вышеперечисленное определяет большую теоретическую и практическую значимость данного исследования.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Теория человеческого капитала как самостоятельный объект исследования возникает в 60−70 годы прошлого века. Развернувшаяся в тот период времени научно-техническая революция стимулировала революционные для того времени теоретические взгляды, определяющие экономическую характеристику человека. Исследования таких известных зарубежных ученых как Г. Беккер, Дж. Кендрик, Л. Мизес, Дж. Минцер, Дж. Псахаропулос, Л. Туроу, Т. Шульц заложило основу теории человеческого капитала. Девяностые годы прошлого века и первое десятилетие нового — период активных исследований в области человеческого капитала среди российских ученых экономистов. Различные аспекты теории человеческого капитала рассматривали в своих работах К. Багриновский, Л. Белоусова, В. Гойло, А. Горц, А. Добрынин, С. Дружинина, С. Дятлов, Р. Капелюшников, С. Климов, М. Критский, С. Курганский, Л. Миэринь, А. Ионов, Л. Симкина, Т. Судова, В. Смирнов, Л. Тарасевич, Т. Федорова, В.Щетинин.

Вместе с тем, это не означает, что решены все принципиальные вопросы. Остается неисследованным такая важнейшая характеристика человеческого капитала, как его конкурентоспособность. Какое место занимает конкурентоспособность в системе отношений, характеризующих человеческий капитал. Какие существуют механизмы обеспечения конкурентоспособности и как они реализуются* в экономике современной1 России. Какие существуют факторы конкурентоспособности, методы ее оценки и условия" обеспечения*. Что представляет собойинвестиционная. составляющая конкурентоспособности человеческого капитала! Как, реализуются * механизмы ее обеспечения и реализации в условиях модернизации российской экономики. Все эти малоисследованные проблемы рассматриваются в диссертации.

ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является разработка методологии познания конкурентоспособности человеческого капитала, исследование ее содержания, форм проявления и оценки, разработки социально-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в условиях инновационной экономической системы.

В соответствии с представленной целью исследования были поставлены следующие задачи.

— проанализировать существующие концепции человеческого капитала, провести их классификацию и обобщение;

— уточнить характеристику человеческого капитала, раскрыть его основные свойства и характеристики;

— провести структурный анализ человеческого капитала, раскрыть его элементы, уточнить их функции и механизм реализации;

— определить понятие «конкурентоспособность человеческого капитала» в качестве экономической категории, дать ему качественные и количественные характеристики;

— раскрыть уровни конкурентоспособности человеческого капитала и на этой основе разработать концепцию «глобальной конкурентоспособности человеческого капитала" — определить факторы конкурентоспособности: образовательные, физиологические, инновационные, культурологические, информационные и др. и механизм их функционирования;

— проанализировать методы оценки человеческого капитала и разработать комплексную оценку конкурентоспособности человеческого капитала применительно к различным уровням экономикираскрыть роль и значение инвестиционной составляющей конкурентоспособности человеческого капитала;

— изучить и раскрыть механизм инвестиций домашних хозяйств в человеческий капитал и определить ее воздействие на конкурентоспособность;

— исследовать природу и механизм инвестиций фирм и корпораций в человеческий капитал, определить ее воздействие на конкурентоспособность;

— выявить характерные черты и признаки государственных инвестиций в человеческий капитал (на примере образовательной сферы России), раскрыть механизм их реализации и воздействия на конкурентоспособность;

— обосновать основные направления повышения конкурентоспособности человеческого капитала России в качестве приоритетного фактора модернизации российской экономики.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются процессы формирования и обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала, формы и институциональная среда, в которой происходит этот процесс в условиях формирования в России инновационной экономики.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются социально-экономические отношения по поводу формирования и обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала, форм, — методов. и механизмов обеспечения конкурентоспособности в условиях глобальной конкуренции.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются труды классиков экономической теории, монографии, научные статьи, доклады ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории человеческого капитала, теории конкуренции, теории человеческих отношений, инвестиций, оценки нематериальных активов. В качестве инструментов исследования используются методы системного, логического, структурного и сравнительного анализа, синтеза и обобщения, графическое и логическое моделирование, методы статистической обработки данных и принятия решений.

Информационную базу исследования составили законодательные акты зарубежных стран, Российской Федерации, данные Федерального агентства по статистике Российской Федерации, региональных и отраслевых статистических органов, статистические данные, материалы периодической экономической печати, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных изданиях сети Интернет.

ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ соответствует пункту 1.1 и пункту 1.4. Паспорта специальности ВАК 08.00.01 — экономическая теория.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается в следующем:

— на основе критического анализа трудов зарубежных и отечественных исследователей уточнена сущность понятия человеческого капитала, выявлены и раскрыты такие его структурные элементы как капитал образования, капитал культуры, капитал здоровья, интеллектуальный капитал, информационный капитал, коммуникационный капиталобоснована необходимость введения в научный оборот понятия «конкурентоспособность человеческого капитала» как наиболее отвечающего реалиям современного информационно-инновационного развитиявыявлены и систематизированы основные факторы конкурентоспособности человеческого капитала в инновационной экономической системе (образовательные, инновационные, культурологические, физиологические, информационные, коммуникационные) — обоснована необходимость многоуровнего исследования конкурентоспособности человеческого капитала (нано, микро, макро, мега уровни), что позволило дать системную характеристику состояния и функционирования человеческого капитала в экономической системе инновационного типа;

— применение ресурсного подхода к человеческому капиталу как наиболее значимому и недооцененному стратегическому ресурсу, обеспечивающему эффективное функционирование экономической системы, позволило рассмотреть роль инвестиций в формировании человеческого капитала (в частности инвестиций фирм и домашних хозяйств) как основополагающего условия формирования его конкурентоспособности в условиях инновационного развития;

— признавая главным институтом развития человеческого капитала государство, учитывая мировые тенденции усиления дирижистской роли государства в кризисный период, в условиях усиления конкурентоспособности в области человеческих ресурсов предложены и обобщены системные меры государственного регулирования в области инвестирования в человеческий капитал (на примере образовательного комплекса России) — систематизированы альтернативные методы оценки конкурентоспособности человеческого капитала и предложена комплексная модель оценки, охватывающая нано, микро, макро и мега уровни экономической системы;

— основываясь на циклическом подходе, рассмотрены особенности формирования и функционирования человеческого капитала в условиях кризиса и посткризисного развития. Обосновано, что для России повышение конкурентоспособности человеческого капитала является приоритетным условием успешного выхода из экономического кризиса и последующей модернизации экономической системы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Проведенное научное исследование обладает большой теоретической значимостью и вносит вклад в развитие экономической теории, в частности теории человеческого капитала, теории конкуренции, теории глобальной экономики. Диссертационная работа развивает имеющиеся теоретические подходы к характеристике человеческого капитала и его конкурентоспособности, разрабатывает механизмы обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала применительно к различным уровням экономики в условиях формирования инновационной экономики. Теоретические положения исследования могут быть использованы при разработке учебных программ и чтения курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория конкуренции», «Теория человеческого капитала».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы состоит в том, что исследование представляет собой решение важной народнохозяйственной задачи, состоящей в обеспечении мероприятий по повышению конкурентоспособности человеческого капитала. Практические рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в процессе модернизации российской экономики, а также фирмами и учебными заведениями в их практической деятельности по повышению эффективности использования трудового потенциала и реформированию системы образования России.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и прошли апробацию на международных и всероссийских научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах в Саратове (2008г.), Москве (2009г.), Санкт-Петербурге (2008г., 2010 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ, в том числе в 3 коллективных монографиях общим объемом 4,0 п.л., в том числе 1 авторская статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие, накопление и использование способностей человека к труду уже два с лишним века интересуют экономистов-теоретиков. Уже В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. В XIX — XX вв. не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем «обычные» капиталовложения. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

На основе анализа различных концепций человеческого капитала мы определяем его как сложное многоаспектное и многофакторное экономическое явление, имеющее многообразные формы своего существования. Человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека.

Основные характеристики человеческого капитала сводятся к следующему:

— носителем данного капитала является человек, который занимает центральное место в системе экономических отношений общества.

— исторически определенное экономическое отношение, возникающее в инновационном производстве.

— содержание этого отношения состоит в самовозрастании способностей человека, позволяющих создавать большую стоимость, чем первоначально была авансирована в человека.

— эти отношения возникают между основными субъектами общественного производства — людьми.

Следует выделить следующие составные элементы человеческого капитала: капитал образования, интеллектуальный капитал, капитал культуры, капитал здоровья, информационный капитал, коммуникационный капитал.

Состояние человеческого капитала, его качественные и количественные характеристики определяют положение страны в глобальной экономике, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Человеческий капитал — категория инновационного производства, в котором он начинает максимально реализовывать свой потенциал. В этой связи представляется, что в условиях инновационного развития важнейшей качественной характеристикой человеческого капитала является его конкурентоспособность, которая выступает фактором прямого воздействия на конкурентоспособность национальной экономики.

На основе вышеприведенного анализа выделены следующие уровни конкурентоспособности человеческого капитала.

— Наноуровень. Он характеризует конкурентоспособность отдельного индивида. Его показателями являются уровень образования, профессиональная квалификация, уровень здоровья, культура человека, его личностные характеристики, информационная грамотность.

Микроуровень экономики. Он характеризуется конкурентоспособностью человеческого капитала на уровне фирмы, в которой функционирует трудовой коллектив. Конкурентоспособность человеческого капитала на предприятии определяется его компетенциями, т. е. знаниями, умениями, навыками, личностными характеристиками работника, инновационной и информационной активностью и др., позволяющими использовать персонал фирмы с целью создания инновационного продукта.

Макроуровень экономики. Данный уровень характеризует конкурентоспособность человеческого капитала национальной экономики. Показателями его развития являются состояние национальной инновационной системы, образования, здравоохранения, культуры и физического развития, демографическая ситуация и другие.

— Мегауровень. На данном этапе конкурентоспособность человеческого капитала оценивается в масштабах глобальной экономики. В качестве объектов исследования выступают экономические союзы, континенты, мировая5- экономика в целом.

При переходе к каждому последующему уровню конкурентоспособности требования^ к качественным характеристикамчеловеческого капитала возрастают. На глобальном рынке побеждают те компании и страны, в которых функционирующий человеческий капитал с более высокой конкурентоспособностью, становится определяющим фактором развития. В этой связи можно говорить о глобальной конкурентоспособности человеческого капитала.

В работе, раскрыта целостная система обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала, которая включает всебя условия формирования конкурентоспособности, конкурентные преимуществаи факторы обеспечения конкурентоспособности.

В работе выделяются следующие факторы обеспечения? конкурентоспособности человеческого капитала.

Образовательные факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Образовательная составляющая конкурентоспособности играет особую роль. Во все времена знания умения и навыки человека воздействовали на производительные силы общества, определяли ход экономического развития. В сфере образования происходит формирование капитала образования, структурной составляющей-человеческого капитала.

Физиологические факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Важным составным элементом человеческого капитала выступает капитал здоровья, который представляет собой совокупность экономических-отношений, возникающих по поводу формирования и совершенствования физиологических способностей человека. Мы выделяем в его структуре: базовый и приобретенный капитал. Первый определяется совокупностью физиологических свойств человёка, получаемых наследственным путем. Второй образуется в процессе формирования и потребления физиологических, свойств человека. Капитал здоровья является национальным достоянием. Существует прямая зависимость между экономическим благосостоянием общества и здоровьем населения. Общество, фирмы и человек заинтересованы в сохранении и развитии капитала здоровья.

Культурологические факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Для инновационного производства культура человека впервые в истории развития общества становится материальной силой, выступая важным фактором роста производительности труда, повышения эффективности производства, конкурентоспособности человеческого капитала. Капитал культуры начинает играть все более значимую, динамичную роль, как в структуре человеческого капитала, так и в ходе его производства и воспроизводства.

Личностные факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Данный фактор играет все более значимую роль в современной экономике. Такие свойства личности, как дисциплинированность, энергичность, деловитость, коммуникабельность и другие выступают важным фактором его эффективности особенно в наукоемких отраслях экономики. Кадровые службы развитых стран мира имеют отработанные методики тестирования и определения личностных характеристик человека. Японские компании широко используют данные факторы и, как результат, имеют высокую конкурентоспособность человеческого капитала и национальной экономики в целом.

Инновационные факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Данный фактор играет ведущую роль в обеспечении конкурентоспособности. Создание, накопление и развитие инноваций мы связываем с интеллектуальным капиталом — ведущим элементом человеческого капитала. Креативность человека, способность создавать новое знание выступает в качестве главного конкурентного преимущества человека, фирмы, национальной экономики.

Коммуникационные факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Данный фактор относится к новым факторам конкурентоспособности, роль и значение которых возрастает в настоящее время. Мы относим к ним имиджевые факторы. Прежде всего, это репутация работника, имидж фирмы, национальной экономики. На уровне фирмы это имидж фирмы (good will), торговая марка (brand), фирменное наименование (trade name), торговый знак (символ или изображение). К данному фактору также относятся коммуникации, т. е. отношения, возникающие как между людьми внутри организации, так и между ней и внешним миром. В работе рассматриваются такие их формы, как социально-психологический климат, стиль управления, а также агентские отношения и даются рекомендации по их использованию применительно к экономике России.

Информационные факторы конкурентоспособности человеческого капитала. Обладание человеком, коллективом, обществом современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), несомненно, повышает конкурентоспособность человека, фирмы, национальной экономики. ИКТ воздействуют на все секторы экономики, видоизменяют рынок и механизмы его функционирования, повышают производительность труда и снижают издержки. Любое государство, претендующее на наличие конкурентоспособной экономики, должно обладать человеческим капиталом, использующим ИКТ. Только в этом случае конкурентоспособность человеческого капитала обеспечит конкурентоспособность национальной экономики.

Инвестиции играют приоритетную роль в обеспечении конкурентоспособности человеческого капитала. Мы определяем инвестиционную составляющую конкурентоспособности в качестве условия существования и эффективного функционирования человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал в зависимости от источников поступлений можно классифицировать следующим образом: инвестиции домашних хозяйств, инвестиции фирм и корпораций, инвестиции государства.

Инвестиции домашних хозяйств определяются уровнем и структурой доходов, которые они получают. Для России характерен в среднем низкий уровень доходов домашних хозяйств, которые отстают от доходов стран, близких к России по уровню ВВП от 3−5 раз. Проблема бедности в этой связи является одной из ключевых проблем российской экономики. Она усугубляется проблемой неравенства доходов. На основе проведенного анализа разработаны основные направления преодоления бедности и повышения доходов населения России.

Выделены следующие основные направления, по которым происходят инвестиции домашних хозяйств: медицинское обслуживание, питание, одежда, товары культурно-бытового назначения, жилище, транспортные средства, воспитание детей. В этой связи изучается демографическая ситуация. Демографический кризис последних 20 лет оказал самое негативное влияние на человеческий капитал в России и продолжает выступать лимитирующим фактором экономического развития страны в ближайшие десятилетия. Несомненно, введение материнского капитала, призванного улучшить демографическую ситуацию, мера в правильном направлении. В работе предложены меры по усовершенствованию механизма функционирования материнского капитала.

В работе проанализированы инвестиции фирм в формирование и развитие человеческого капитала. В процессе производства человеческий капитал, сформированный домашним хозяйством и сферой образования должен, во-первых, постоянно поддерживаться на уровне, обеспечивающем его эффективное функционирование в производственном процессе, и, во-вторых, должно осуществляться его обновление, исходя из изменившихся условий производства. В условиях инновационного производства скорость обновления знаний изменилась революционно. Концепция непрерывного образования (life long learning) стала для ведущих корпораций мира реальной практикой, условием формирования и развития человеческого капитала, исходя из быстро меняющихся условия производства.

Основные задачи, которые решают фирмы в процессе инвестирования в человеческий капитал, сводятся к следующему: фирмы осуществляют поддержку на необходимом уровне капитала образования, занимаются переподготовкой персонала, для предотвращения морального старения знаний работниковразвивают и совершенствуют интеллектуальный капитал работниковтак же фирмам следует уделять самое пристальное внимание формированию и развитию у своих сотрудников информационного капитала, капитала культуры, совершенствованию личностных и физиологических характеристик человекакоммуникационных качеств своих работников, т. е. имиджевых факторов, коммуникаций и др.

Государство осуществляет инвестиции в человека на протяжении всей его жизни от рождения и до смерти. Данные инвестиции осуществляются государством, прежде всего через социальные структуры общества: образование, здравоохранение, культуру, область физического развития и отдыха и другие. Данные сферы призваны сформировать человеческий капитал, отвечающий потребностям современного инновационного производства.

Приоритетная роль в формировании человеческого капитала и обеспечении его конкурентоспособности принадлежит сфере образования. Изменение роли образования, которое наряду с наукой образует ядро современной экономики, отразилось в значительном увеличении инвестиций в образование. Именно эти инвестиции в образование позволили развитым странам перейти на постиндустриальную стадию развития, предопределили в них формирование инновационной экономики. Для образовательной системы России характерны обратные тенденции. Недоинвестирование образования по сравнению с развитыми странами мира составляет от 1,5 до 3 раз. Негативные тенденции в развитии образования связаны также со структурными диспропорциями в образовательной системе России, низким уровнем заработной платы преподавателей, несовершенством хозяйственного механизма и устаревшей материально-технической базой. В работе представлены основные пути оптимизации государственных инвестиций в человеческий капитал России.

Существует много методик, которые количественно оценивают человеческий капитал, однако они не характеризуют конкурентоспособность человеческого капитала. В работе подчеркнута необходимость при оценке конкурентоспособности человеческого капитала учитывать ее уровни.

На нано уровне конкурентоспособность человека должна оцениваться с учетом всех факторов конкурентоспособности. На микро и макро уровнях экономики представляется наиболее эффективными интегральные показатели, оценивающие конкурентоспособность человеческого капитала, такие как показатель среднего числа лет обучения одного работника, показатель средней стоимости подготовки одного работника, показатель среднего уровня дохода, приходящегося на одного работника.

На мега уровне уместно использование индекса человеческого развития (ИЧР), в расчет которого предлагается включить индекс инновации. В этом случае показатель будет оценивать все важнейшие составные элементы человеческого капитала.

Проведенный в работе анализ свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности человеческого капитала России. Проблема усугубляется мировым экономическим кризисом, выход из которого предполагает качественные преобразования в человеческом капитале, его структурную трансформацию, повышение уровня интеллектуальности и мобильности, что приводит к необходимости массового обновления знаний работников, перестройку системы профессионального образования, государственное регулирование рынка труда. В США инвестиции в человеческий капитал лежат в основе антикризисного плана Б. Обамы, они в частности предусматривают повысить конкурентоспособность человеческого капитала. Суммарный объем данных инвестиций превышает 90 млрд долл. [163]. Аналогичным путем необходимо развиваться и экономике России.

Выделены основные направления повышения конкурентоспособности человеческого капитала, позволяющие обеспечить выход из экономического кризиса и модернизацию российской экономики.

1. Формирование в России инновационной экономики, основанной на знаниях.

2. Изменение государственной политики в области оплаты труда. Размер оплаты труда необходимо приближать к потребительской корзине и социальным мировым стандартам.

3. Должна быть изменена налоговая политика в области доходов. Плоская шкала подоходного налога (в размере 13%) должна быть заменена прогрессивной шкалой.

4. Механизм социального партнерства необходимо усовершенствовать в сторону усиления ответственности бизнеса и государства в области социальных отношений, расширения прав профессиональных союзов. В существующем виде он является формальным и действует неэффективно.

5. Приоритетом поддержки государства должны быть такие сферы как наука, образование и культура. Стимулирование научно-технического прогресса невозможно без соответствующей оплаты труда ученых, педагогов, других работников социальной сферы, отвечающей международным критериям и стандартам.

6. Необходимо стимулировать инвестиции фирм в человеческий капитал, они меньше, чем в развитых странах мира как минимум от 5 до 7 раз (10−15 раз для инвестиций в профессионально образование). Бизнес старается сэкономить на этих инвестициях, как результат — низкая конкурентоспособность человеческого капитала, которая приводит к низкой конкурентоспособности фирм и экономической системы в целом.

7. Государство должно регулировать образовательные процессы, происходящие в сфере производства, побуждать бизнес вкладывать средства в профессиональное образование. Речь идет о создании лицензионной системы для профессий и специальностей, используемых в современном инновационном производстве.

8. Необходимо возрождение системы начального профессионального образования, разрушенной в прошлые годы. Бизнес и государство должны совместно решать эту задачу, используя механизмы государственно-частного партнерства. Регулятивная функция государства в этой сфере должна значительно возрасти.

9. Среднее и высшее профессиональное образование в качестве одной из основных задач должны обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров. Государство должно регулировать эти процессы как законодательно, так и экономически.

Ю.Российские фирмы не уделяют внимание культурологическим и личностным характеристикам своих работников. Как следствие — низкая культура производства в большинстве российских компаний. В этой области необходимо широко изучать пропагандировать передовой зарубежный опыт. Бизнес должен понять, что в современных условиях данные характеристики человеческого капитала играют все более важную роль в обеспечении его конкурентоспособности, а значит и конкурентоспособности фирмы в целом.

11 .Российский бизнес должен становиться социально ответственным. Инвестиции в здоровье, культуру, всестороннее развитие работника выгодны не только экономически, но и социально. Это позволяет гармонизировать социальные отношения в обществе, способствует его гармоничному развитию.

12.Источником инвестиций в человеческий капитал на макроуровне экономики может быть сырьевая рента. В период высоких цен на нефть в России были созданы большие по объёму финансовые фонды, однако инвестиции в человеческий капитал из них не осуществлялись. Необходимо избежать подобной практики в будущем.

Мировой экономический кризис — это вызов для экономики России. Адекватный ответ может быть дан только путём формирования инновационной экономики на основе её структурных преобразований, приоритетности развития человеческого капитала и повышения его конкурентоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Опубликовано в «Российская Газета» Федеральный выпуск № 4263 от 31 декабря 2006 г.
  2. Доклад Организации Объединенных наций об информационной экономике 2007/2008 год «Наука и техника на службе развития- Новая парадигма ИКТ».-Нью-Йорк- Женева, 2007.
  3. Р. Источники послекризисного экономического роста в России // Вопросы экономики. 2005. — № 1. — С. 28−48.
  4. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд./ Пер. с. англ. под ред. С. К. Мордовина. СПб.: Питер, 2005.
  5. А. Промышленная интеллектуальная собственность в условиях современной глобализации // А. Архипов, Ю. Нарежная // Финансы и кредит. -2005.- № 11(179).-С.71−76.
  6. М., Мясникова JI. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 75−86.
  7. Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы //Экономист. 2005. — № 1. — С.64−80.
  8. М. Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие страны //Финансы и кредит. 2005. — № 17(185). — С.25−31.
  9. Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ./ Сост. науч. ред., послес. Р.И. Капелюшников- предисл. М. И. Левин М.: ГУ ВШЭ, 2003.- 672 с.
  10. В. Почему в России неэффективны инвестиции в человеческий капитал // Журнал экономической теории. 2005. — № 2. — С. 129−141.
  11. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Пер. с англ. Под ред. B. J1. Иноземцева. М: Academia, 1999. 956 с.
  12. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе. М, 1986. — С.330−342.
  13. H. Усиление неравенства в новой глобальной политике // Вопросы экономики 2006. — № 4. — С. 84 — 89.
  14. В. Развитие человеческого потенциала в России //Вестник МГУ. -2005.- № 1. С.41−52
  15. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азриэляна. 7-е изд. Доп. — М.: Институт новой экономики, 2008.- 1252 с.
  16. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. под ред. JI. Н. Ковалик. -СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  17. А. Неоэкономика: очерки теории и методологии. М.: ТЕИС, 2003. -244 с.
  18. У. Управление знаниями: руководство к действию / У. Букович, Р. Уильяме. М.: Инфра-М, 2002.
  19. C.B. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. М: ТК Велби, Проспект, 2005. — 312 с.
  20. Г. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. Том 4, 2006, -№ 3.- С. 88- 105.
  21. Н. Рынок рабочей силы новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения, 2003, — № 8, — с. 13−21.
  22. Ф.Б. Социально-экономические отношения: нравственные основы и институты. М.: Машиностроение-1, Орёл: Орёл ГТУ, 2005.- 154 с.
  23. E.H. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: Маркет ДС, 2005.
  24. З.В. Основы модернизации высшего профессионального образования России в свете Болонского соглашения // Экономика образования. 2005. — № 5.- С.12−15
  25. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. М.: Наука, 1978.
  26. О. Российская инновационная система: Проблемы развития // Вопросы экономики. 2004. — № 12. — С. 16−34.
  27. Н.И., Москинов В. А. Болонский процесс и отечественное высшее образование // Экономика образования. 2005. — № 6. — С. 6−20
  28. А. Знание, стоимость.и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2004, № 4. С. 7.
  29. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике / Под. ред. проф. С. А. Дятлова, проф. Д. Ю. Миропольского, проф. В. А. Плотникова. В 2-х томах. СПб.: Астерион, 2007.
  30. Д. Американский менеджмент на пороге XXI века/ Д. Грейсон, К. О'Делл. -М.: Мысль. 1999.
  31. Т. Внутренняя игра в работу. Тэксер, 2000. — 356 с.
  32. Э. Интеллектуальная собственность в Сети. Публикация 2.0 // СошриТегга. 1996. -№ 196. — 32 с.
  33. А.И., Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования.- СПб.: «Наука», 1999. -309 с.
  34. С.А. Основы теории человеческого капитала, — СПб., 1994.
  35. С.А. Глобальная инновационная гиперконкуренция: стратегия, механизм, показатели / Стратегия и инструменты управления экономикой.-СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2010. С.57−62.
  36. С.А. Информационный подход к разработке методики расчета экономической эффективности образования / Экономика образования.- М: АСОУ, 2006.-С. 184−204.
  37. С.А. Механизм обеспечения конкурентных преимуществ России в глобальной информационной экономике / Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике. Т.1. СПб.: Астерион, -С. 113−124.
  38. С.А. Основы информационно-сетевой экономики.- СПб., 2004.
  39. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: СПбУЭФ, 1995.-156 с.
  40. С.А., Селищева Т. А. Регулирование экономики в условиях перехода к инновационному развитию.- СПб.: Изд-во Астерион, 2009. 246 с.
  41. С.А., Чекмарев В. В., Ковалева О. П. Формирование лояльности и мотиваций в системе управления образовательными услугами. Монография. -Кострома, КГУ, 2009. 225 с.
  42. А. Глобализация мировой экономики и международного бизнеса// Проблемы глобализации мировой экономики (под ред. Л. Тарасевича, А. Евдокимова).- СПб.: СПбГУЭФ, 2004. С. 24- 77.
  43. И.Г. Перспективы развития информационной экономики России с позиций экономической теории // Вестник ИНЖЭКОНа. 2004. Вып. 4 (5). С. 15−17
  44. JI.B. Противоречия воспроизводства национального человеческого капитала.- М.: Наука, 2008.- 286 с.
  45. Здравоохранение в России. 2007. М. Росстат, 2007
  46. В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики РФ // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 3(102). — С.3−20.
  47. Индикаторы образования.2007. статсборник.- М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 128−130.
  48. Инновационная экономика. 2-е издание. М.: Наука, 2004. — 352 с.
  49. В. JI. За пределами экономического общества М., 2002. — 640 с.
  50. Интеллектуальный капитал основа опережающих инноваций / Под ред. А. В. Безгодова, В. В. Смирнова. Орел, 2007.- 334 с.
  51. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.- М., 2000.
  52. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс. 1988
  53. Г. Б., Макаров B.JI. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО «Издательство* „Экономика“, 2007. 204 с.
  54. С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. М.: Дело, 2000. -342 с.
  55. .В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006.
  56. . Р. Природа Фирмы / Пер. с англ. М.: Дело, 2001. — 360 с.
  57. Коучинг: истоки, подходы, перспективы: Сб.ст. СПб.: Речь, 2003. — 107 с.
  58. К. А. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании. М.: Академический проект, 2005. — 640 с.
  59. Криворотов В: В., Мезенцева' О. В'. Управлению, стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2005. — 111 с.
  60. Критский^ M. Mi Человеческий капитал в системе экономических отношений. -М.: Экономика, 2002. 196 с.
  61. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. — 288с.
  62. Е.Д. Развитие конкурентных отношений на региональном рынке образовательных услуг // Экономические науки. 2008. — № 5(42). — С.89−92.
  63. М.Е. Роль стратегических альянсов и предпринимательских сетей в формировании организационных механизмов функционирования промышленности России. Краснодар, 2005.
  64. И. Эффективность инвестирования в человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 4. — С. 3
  65. Д. Эффективный коучинг: уроки тренера коучей. М.: Добрая’книга, -2008.-288 с.
  66. Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы- и политика. М., Экономика-1992. Т.2 — С. 171.
  67. К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Книга 1. Процесс производства капитала. М.: ОАО „ЦСЭ“, 2001, — 428 с.
  68. В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М. 1991.-245 с.
  69. Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. -Челябинск: Социум, 2005- 878 с.
  70. Дж.С. Основы политической экономии. Т.1. -М.: „Прогресс“, 1980, с. 145
  71. Г., Шнайдер1 Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Пер. с англ.- М., 2001. 280 е. •
  72. A.A. Теоретико-методические основы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал коммерческой фирмы. М., 2004. — 111 с.
  73. Д.Ю. Основы теоретической экономики. СПб.: СПбГУЭФ, 2008.
  74. Н.В. Трансформация? как форма преобразования экономики- Россиив переходныйшериод: Монография: -Омск: Омск. гос. ун-т,.2004.
  75. На пороге экономики знаний XXI века 5: Неоэкономйка / Иод ред. Ю.М. Осипова- В! Е. Белолипецкого: Е: С. Зотовой, — М-: Юрист, 2004- - 624с,
  76. На пороге экономики знаний:. (Мировая- практика науч.-инновац. развития) / Дагаев А. А., Кириченко И. В., Ночевкина Л. П. и др.- РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М., 2004. — 204 с. — С. 113−124.
  77. Народное образование, наука и культура в СССР. Статсборник. М.: Статистика. 1977. — С. 448−450.
  78. .П. Проблемы модернизации высшего профессионального образования // Экономика образования. 2005. — № 4 — С.5−11.
  79. Неоэкономика: очерки теории и методологии / Под ред. А. В. Бузгалина. -М.: Экон. ф-т МГУ, ТЕИС, 2003. 244 с. '
  80. И. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И! Нонака- X. Такеучи: — М- „Олимп — Бизнес“, 2003-
  81. К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / Перевод с английского: -СПб.: СШЭ^ 2005.- 280 с.
  82. Образование в Российской Федерации. 2008. Статежегодник.- М1, ГУ-ВШЭ. 2008.
  83. А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб.: Речь, 2003 — 185 с.
  84. Э., Рэй: М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. -СПб.: Питер, 2003. -204 с.
  85. В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэктив, 1940.
  86. А.И. Развитие теории управления человеческими ресурсами в трудах профессораН-А.Горелова // Известия СЙб ГУ ЭФ: 2008. — № 4. — С. 155
  87. А.И. Рыночные процессы в микро и макроэкономике- учебное пособие. ЧШ/АЖПопов. — СПБ.: Изд-во СШ ГУЭФ, 1996.- С. 48.
  88. Портер1 Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа* отраслей и конкурентов. М.:Альпина Бизнес Букс, 2005: — 454 с.
  89. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715 с.
  90. Дж. Вклад образования в экономический рост. Международные сравнения // Экономика образования. 1999. — № 1. — С. 62−71.
  91. В.Г. Объект особо важных инвестиций. М.: Наука. 1995. С. 7. № 5. -С.4−29.
  92. Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2005. — № 11. — С.28−41.
  93. В. Модернизация российского образования // Экономика и образование сегодня. 2004. — № 8. — С.5−12.
  94. Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе / Антология под ред. Иноземцева B.JI. -М.: Академия. 1999.
  95. В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: Экономика. 2005.
  96. П., Нордхаус В. Экономикс. М.: НПП. Экотехсервис, 1992. С. 92.
  97. Т.А. Сектор ИКТ ведущий сегмент российской инновационной экономики / Мировой экономический кризис и формирование инновационной экономики России / Под ред. проф. И. В. Ильинского.- СПб., 2009.- 322 с.
  98. Селищева Т. А. Структура российской экономики: на пути к информационному обществу.- СПб.: СПбГУЭФ, 2006. 183 с.
  99. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб.: СПбГИЭА, 2000. — 151 с.
  100. Скоблякова, И. В, Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. М.: Машиностроение, 2005. — 524 с.
  101. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. М.: Эконов, 1991. С. 201−202
  102. Современный капитализм: проблемы рабочей силы. Под ред. Никитина С. М. М.: Наука, 1985. С. 57, 64.
  103. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат.сб./ Госкомстат России.- М., 2000. С. 159
  104. Социально-экономические проблемы информационного общества / Мельник Л. Г., Вэриан Х. Р., Дятлов С. А. и др.- Сумы, 2005. 430 с.
  105. Становление информационной экономики. Сборник научных трудов / Под ред. Б. В. Корнейчука.- СПб., 2006. 240 с.
  106. П. Как измерить знания? // Computerworld. 1998. — № 15.
  107. И. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо// Вестник МГУ. Сер.6. экономика. 2003. — № 5. — С.3−18.
  108. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Пер. с англ. В. Ноздриной. М.: Поколение, 2007. — 368 с.
  109. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Новая индустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999.
  110. С.А., Бахренькова В. И. Экономика и интеллектуальная собственность. М.: 2005.
  111. А.Е. Уровень жизни населения России. 1992−2002 гг. (По материалам официальных статистических наблюдений). М.: ИИЦ „Статистика России“, 2004
  112. О. Теоретические основы инвестиций в человеческий капитал и инноваций. М.: Центр эволюционной экономики ИЭ РАН — Брянск: Издательство Брянского госуниверситета, 2004. — 119 с.
  113. О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Д986. 305 с.
  114. Э. Метаморфозы власти. М.: Издательство АСТ, 2002.
  115. Управление человеческим капиталом: учебное пособие / Смирнов В. Т., Сошников И. В., Власов Ф. Б., Скоблякова И. В. Орёл.: ОрёлГТУ, 2005. — 276 с.
  116. В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: Мысль, 1984 с.66−69
  117. Р. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992−2015. М.: Экономика, 2005. — 608 с.
  118. Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — С. 37−38.
  119. Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала. М.: Вершина, 2006. — 319 с.
  120. Человеческий капитал» России на рубеже 21 века / под ред. И. В. Ильинского. -СПб.: ОШУТД, 2000. 346 с.
  121. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / под ред. д.э.н., профессора В. Т. Смирнова / В двух частях. М.: Машиностроение-1, 2005. — 524 с.
  122. JI.C. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд. -2006. № 1. — С.32.
  123. , И. Проблемы и перспективы инновационного пути развития России // И. Шевченко, Е. Александрова, В. Мовчан // Финансы и кредит. 2005. — № 10 (178).-С. 21−30
  124. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. — С.47.
  125. , Т. Экономическое поведение и институты /Пер. с англ. М.: Дело, 200 Г. — 408с.
  126. Эдвисон Л! Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2000. — С. 401−412.
  127. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 2004.
  128. . Е. Модернизация и общество"// Вопросы экономики. 2007. — № 5. — С.4−26.
  129. Allred В.В., Steensma К. The influence of industry and home country characteristics on firms' pursuit of innovation // Management international rev. Wiesbaden, 2005.1. Vol. 45, N4.
  130. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. 2-nd ed. Chicago: UCP, A951980. Ch.3 P.108 158.
  131. Blaug M. The Economics of Education and the Education of an Economist. Al-dershot, Hants: Edward Elgar. 1988.
  132. Bontis N., Dragonetti N.C., Jaconsen K., Roos G. The knowledge toolbox: a review of the tools available to measure and manage intangible resources// European Management Journal, 1999,17(4), pp. 391 402.
  133. Bowen W, Investment in Human. Capital and Economic Growth// Perspectives on, Economic Growth.H.V., 1968. H.165.
  134. Boxall P. Human resource strategy and competitive advantage: a longitudinal study of engineering consultancies // Journal of Management Studies.- 1999.- 36(4).-PP. 43−63.
  135. Business Week. 2006. December.- P.22.
  136. Davenport T. Human-Capital, JosseyBass, San-Francisco. 1999.
  137. Education at a Clance. 2007. http://www.oecd.org/ document/.
  138. Fhurow investment in Human capital. Delmont, 1980, h.35,
  139. Human capital in a global and knowledge-based economy. Final report.- 2002.
  140. Jorgenson D., Franmeni D. Investment in Education and US Economic Growth // Scandinavian journal of Economies, Vol. 94. Suppl., 1992
  141. Kiker B., The Historical Roots of the concept of Human Capital, Political Economy, 1996 Oct. P. 484, 489
  142. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc, 1993.
  143. Mincer J. Higuchi Y. Wage structures and Labor Turnover in the United States and Japan // Journal of the Japanese and International Economics.- № 2.- 1988.
  144. Mincer J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // Journal of Political Economy. 1958. — August — P.218−302.
  145. Quotidian Stewart, «After All You’ve Done for your Customers, Why are They still unhappy». Fortune. December, 1995 P. 178
  146. Reichheld F.R. The Loyalty effect: Growth, Profits and basting Value. Boston: Harvard Business School Press, 1996.
  147. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. -N.N. 1971. P 73, 129
  148. Schultz T. Wage Gains Associated with Height as a Form of Health Human Capital // Economic Growth Center, Yale University. Center Discussion Paper № 841,2002.
  149. Sporer Z. Knowledge-based economy and social capital in Central and Eastern European Countries // Eastern Europ. economics. Armonk (N.J.), 2004. — Vol. 42.-N6.-P. 39−71.
  150. Stewart T. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N.Y. 1997. 168. 169. Sveiby K.-E. Measuring Intangibles and Intellectual Capital — An Emerging First Standard.- 1998.-Aug. 5.
  151. ThurowL. Investment in Human Capital. Belmont, 1970. P.15
  152. What’s Working and What’s Not: A Summery of Research on the Economic impacts of Employment and Training Programs Washington Department of Labour, 1995
  153. И. Перспективы бизнес-образования в России// Зарплата и работа 09.01.2006: http://www.zarplata.ru/a-id-12 742.html
  154. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века. Париж, 1998.-9 окт.: http//dgk.ru
  155. Информационный ресурс: РосБизнесКонсалтинг: http://rbc.ru
  156. А.В. Введение в теорию человеческого капитала: http://www.sibupk.nsk.sU/New/04/chairs/c ectheorv/kapital/gll .htm
  157. Е.А. Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России // Корпоративный менеджмент, 24.04.2008: http://www.cfin.rU/bandurin/article/sbrnQ8/l 3. shtml?printversion
  158. Материнский капитал: деньги теперь доступны в полном объеме // Аргументы^ и факты 21.01.2010: http://www.aif.ru
  159. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга: Комитет по делам записи актов гражданского состояния: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/zags
  160. Официальный сайт государственного департамента США: www.america.gov/ru
  161. Официальный сайт Негосударственного образовательного учреждения повышения квалификации «Института проблем предпринимательства»: http://www.ippnou.ru/
  162. Официальный сайт Регионального общественного Фонда «Информатика для Демократии»: www.indem.ru
  163. Официальный сайт Российского подразделения глобальной сети ASTD: http ://www. astd-gn.ru
  164. Официальный сайт Федерального государственного учреждения «Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www.informika.ru
  165. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской федерации: www.grs.ru
  166. Почему Россия не США, и не Норвегия // Аргументы и факты 14.04.2009: http ://www. aif.ru
  167. Сайт Всемирного банка: http://www.worldbank.org/eca/russian
Заполнить форму текущей работой