Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом исследования является общекультурная компетентность учащегося как одна из целей литературного образования, а предметоминтегративный культурологический комментарий художественного текста как методический прием ее формирования. Цель исследования — разработка методических приемов построения системы уроков с привлечением интегративного культурологического комментария (на материале лирических… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 1. 1. Иерархия целей современного образования и компетентностная структура образовательного результата
    • 1. 2. Интегративный потенциал категории «культура»
    • 1. 3. Общекультурная компетентность личности, ее компоненты и педагогические условия их формирования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА И ЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    • 2. 1. Иерархическая организация интегративного культурологического комментария
    • 2. 2. Критерии отбора текстов для интегративного культурологического комментария
    • 2. 3. Виды учебной информации, привлекаемой для культурологического комментария
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
    • 3. 1. Методика диагностики эффективности культурологического комментария для формирования общекультурной компетентности учащихся. Результаты констатирующего эксперимента
    • 3. 2. Проектирование системы уроков «Лирика Ф.И.Тютчева»
    • 3. 3. Результаты контрольного эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения в современной социокультурной и образовательной сферах обусловливают процесс модернизации российского образования. Проблема качества образования, имеющая безусловный приоритет во все времена, решается в настоящее время в рамках компетентностного подхода, что нашло свое отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других документов. По наблюдениям многих ученых (И.Е.Берлянд, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. А. Доманский, Е. А. Ермолин и др.), новый этап развития отечественной системы образования характеризуется становлением «культуроцентрической» школы. Ее цель — не простое усвоение суммы знаний, а включение учащегося в прошлое, настоящее и будущее культуры через совершенствование способов мышления и деятельности и средства самой культуры. Не последнюю роль в новой образовательной системе играет гуманизация и гуманитаризация, связанная с идеей планетарного сознания (В.И.Вернадский) и гуманитарным мышлением (М.М.Бахтин), которое осваивает мир через аксиологическую призму. Ценностный аспект духовной жизни современного социума испытывает кризис, поэтому необходимы переосмысление образования в культурном контексте и переход от парадигмы просветительской к парадигме человекоцентристского образования. Среди традиционных школьных предметов особую значимость приобретает искусство слова как способ вхождения реципиента в пространство культуры, ибо в классической и современной филологии заложен большой общекультурный потенциал. Высококлассный художественный текст, несомненно, репрезентирует и закрепляет культуру человеческого общества.

В теории текста существует целая система концепций анализа художественного произведения (138, с. 238−252):

1) теории, ориентированные на текст: формально-структуралистские подходы, «новая критика», нарратология;

2) теории, ориентированные на изучение автора: биографический и психоаналитический подходы, феноменологические исследования;

3) теории, ориентированные на читателя: рецептивная эстетика и история восприятия, историко-функциональные исследования;

4) теории, ориентированные на контекст — литературный и культурно-исторический: интертекстуальные исследования, социологический и историко-материалистический подходы, «новый историзм» и культурологическая методология, сравнительное литературоведение.

Интегративный культурологический комментарий можно отнести к четвертой группе теорий анализа текста. Личность «человека культуры», на формирование которого сегодня нацелена система образования, характеризуется высокой степенью сформированности общекультурной компетентности, что достигается «погружением» реципиента в силовое поле культуры с помощью упомянутого вида комментирования.

Методология и методика интегративного культурологического комментария художественного текста разработана Н. Ю. Русовой (141, 142, 143, 145, 147, 148), компонентный' состав общекультурной компетентности (ОКК) школьников — Е. В. Егоршиной (51), социо-, этнокультурные и психолого-педагогические предпосылки ее формирования у студентов — Т. В. Ежовой (52), однако работ, отслеживающих механизм формирования ОКК у школьников в процессе интегративного культурологического комментария на уроке литературы, нет, хотя в современной ситуации, характеризующейся низким уровнем культуры общества, необходимость формирования общекультурной компетентности растет, особенно в рамках образовательных дисциплин. Специальные методические работы, посвященные формированию данного качества личности, представлены недостаточно широко. Это и определяет актуальность нашего исследования.

Анализ научно-методической литературы, программ по литературе позволяет говорить о противоречии между системой компетентностей по литературе, предъявляемых выпускнику школы, и действительным уровнем культуры школьника. Исходя из анализа научной литературы и выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каким эффективным методическим приемом следует разнообразить методику формирования общекультурной компетентности на уроке литературы? Названная проблема обусловила объект, предмет и цель исследования.

Объектом исследования является общекультурная компетентность учащегося как одна из целей литературного образования, а предметоминтегративный культурологический комментарий художественного текста как методический прием ее формирования. Цель исследования — разработка методических приемов построения системы уроков с привлечением интегративного культурологического комментария (на материале лирических произведений Ф.И.Тютчева), ориентированной на формирование ОКК учащихся, а также оценка эффективности этой системы с помощью заранее определенных диагностических методов.

Гипотеза исследования состоит в утверждении, что формирование общекультурной компетентности учащихся будет успешным, если:

— разработаны критерии отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

— определены виды учебной информации, привлекаемой для культурологического комментария;

— разработана методика формирования компонентов общекультурной компетентности на базе интегративного комментария художественного текста, а также система их диагностики.

Предмет, цель и гипотеза обусловили основные задачи исследования:

— на основе анализа доминирующих целей современного образования и сущностных особенностей культуроцентрической парадигмы охарактеризовать категорию общекультурной компетентности и ее составляющие;

— раскрыть методические и методологические принципы создания интегративного культурологического комментария художественного текста;

— выявить критерии отбора учебного материала для формирования общекультурной компетентности;

— охарактеризовать виды учебной информации, необходимой для интегративного культурологического комментария художественного текста;

— разработать методы и приемы диагностики общекультурной компетентности;

— разработать приемы моделирования и проектирования уроков с интегративным культурологическим комментарием, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

— апробировать экспериментальную систему уроков с интегративным культурологическим комментарием и обобщить результаты диагностирующего эксперимента.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— культурологический подход в построении современного российского образования (И.Е.Берлянд, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Э. А. Верб, В. А. Доманский, Е. А. Ермолин, Т. С. Злотникова, В. Г. Маранцман, Л. М. Мосолова, Н. С. Розов, Н. Ю. Русова, Н. М. Свирина, З. С. Смелкова и др.);

— исследования общекультурной компетентности (Е.В.Егоршина, Т. В. Ежова, Н. Ю. Конасова, О. Е. Лебедев, Н. И. Неупокоева, Н. Ю. Русова, С. Л. Троянская, А. Я. Флиер и др.);

— культурологический подход к интерпретации художественного текста (М.М.Бахтин, Н. А. Бердяев, В. П. Большаков, Н. Я. Данилевский, М. С. Каган, Д. Каплан, К. Клакхон, А. И. Кравченко, А. Кребер, Ю. М. Лотман, В. М. Межуев, Р. А. Меннерс, Н. Ю. Русова, В. В. Селиванов, В. С. Соловьев, С. М. Соловьев, Г. П. Федотов, А. Т. Хроленко, Н. З. Чавчавадзе, Б. Н. Чичерин, А. Ю. Шеманов и дрО;

— современные концепции целей и средств образования (Т.М.Балыхина, В. А. Болотов, Б. С. Гершунский, Ж. Делор, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, Б. Оскарссон, Л. А. Петровская, Дж. Равен, Н. Ю. Русова, М. В. Рыжаков, В. Хутмахер, A.B.Хуторской и др.);

— филологические исследования, посвященные идейно-художественным особенностям лирики Ф. И. Тютчева (Н.Я.Берковский, Б. Я. Бухштаб, М. Л. Гаспаров, М. М. Гиршман, А. Д. Григорьева, А. И. Журавлева, И. И. Ковтунова, В. В. Кожинов, Л. Н. Кузина, Ю. М. Лотман, А. Л. Осповат, К. В. Пигарев, Л. В. Пумпянский, Е. С. Роговер, Б. Н. Тарасов, Ю. Н. Тынянов, Г. В. Чагин, А. В. Чичерин, И. О. Шайтанов, Б. М. Эйхенбаум и др.);

— педагогические теории урока как дидактической ситуации (С.М.Бондаренко, А. А. Бударный, М. И. Демков, Б. П. Есипов, Ю. Б. Зотов, И. Н. Казанцев, Р. Г. Лемберг, М. И. Махмутов, Г. Ц. Молонов, В. А. Онищук, И. Т. Огородников, И. М. Чередов и др.);

— комплекс методических работ, посвященных анализу лирического стихотворения (В.А.Доманский, Т. В. Доронина, А. Б. Есин, Д. М. Магомедова, З. Я. Рез, Е. С. Романичева, Г. И. Романова, Н. Ю. Русова, Н. В. Францова, М. И. Шутан и др.);

В ходе исследования использовались следующие методы:

— системный анализ научной литературы на междисциплинарном уровне;

— анализ базовых и профильных учебных программ по литературе;

— проектирование и моделирование педагогического процесса;

— педагогический эксперимент по апробации и коррекции методики формирования общекультурной компетентности на уроке с применением интегративного культурологического комментария, в ходе которого применялись методы анкетирования, тестирования, алгоритмически организованного разбора стихотворения, создания творческих работ, прием узнавания стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевода лирического произведения с русского языка на английский или немецкий;

— анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, тестов, рисунков и пр.).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет (с 2003 по 2007 гг.).

Первый этап (2003 — 2005 гг.) — формулирование темы, цели, рабочей гипотезы исследования, обзор литературы по теме исследования и разработка диагностической методики — программы констатирующего и контрольного экспериментов.

Второй этап (2005;2006 гг.) — проектирование экспериментальной системы уроков, дополнение теоретической концепции исследования.

Третий этап (2006 — 2007 гг.) — проведение экспериментальной системы уроков, обработка и анализ результатов исследования, систематизация теоретического и экспериментального материала, оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в структуризации понятия общекультурной компетентности, анализе механизмов ее формирования на уроке с применением интегративного культурологического комментария, а также в разработке критериев диагностики степени развития разных ее компонентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыта и теоретически обоснована приоритетность формирования общекультурной компетентности как одного из важнейших качеств личности в современных социокультурных условиях;

— выявлены критерии отбора текстов — объектов дидактического интегративного культурологического комментария;

— выделены и описаны виды информации, необходимые для использования интегративного культурологического комментария на школьном уроке;

— разработана и экспериментально проверена методика диагностики и формирования общекультурной компетентности учащихся на базе системы уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения, сформулированные в диссертации, отвечают задаче компетентностного подхода в российском образовании, ориентируют на максимальное использование достижений культуры в процессе его гуманизации и гуманитаризации. Разработанная экспериментальная система уроков с применением интегративного культурологического комментария может быть использована на занятиях по литературе, а также для совершенствования соответствующих программ, учебников, учебно-методических пособий не только в структуре школьного, но и высшего профессионального образования.

Личный вклад автора в исследование состоит:

— в содержательном дополнении к структурному анализу категории общекультурной компетентности;

— в систематизации видов информации, привлекаемой в процессе интегративного культурологического комментария;

— в разработке критериев отбора текстов для интегративного культурологического комментария;

— в разработке и апробации методики моделирования и проектирования уроков с применением интегративного культурологического комментария художественного текста, ориентированных на формирование общекультурной компетентности;

— в определении методов и приемов диагностики общекультурной компетентности.

Обоснованность и достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивается, прежде всего, опорой на данные педагогики, психологии, методики преподавания литературы, литературоведения, культурологии, выбором и использованием системы теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике проведения исследования, а также личным участием автора в проведении эксперимента. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— на заседаниях кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ;

— на педагогических советах МОУ СОШ № 172 г. Нижнего Новгорода;

— в рамках региональных и международных конференций:

1. «Гуманизация и гуманитаризация образования», Ульяновск, 2005;

2. «Человек в информационном пространстве», Ярославль, 2005, 2006, 2007;

3. «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», Ярославль, 2006;

4. «Горьковские чтения», Нижний Новгород, 2004, 2006;

5. «Пушкинские чтения», Санкт-Петербург, 2005, 2006;

6. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании», Москва, 2005, 2006;

7. «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы», Нижний Новгород, 2006;

8. XI Царскосельские чтения «Вузовская наука России для повышения качества жизни человека», Санкт-Петербург, 2007;

9. «Интеграционнные технологии в преподавании русской словесности», Нижний Новгород, 2008;

— в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ СОШ № 172 г. Нижнего Новгорода в период с 2006 по 2007 гг.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Одной из важнейших на сегодняшний день целей литературного образования является формирование общекультурной компетентности учащихся.

2. Одним из оптимальных способов формирования общекультурной компетентности учащихся на уроке литературы выступает интегративный культурологический комментарий художественного текста.

3. Художественный текст, подвергающийся интегративному культурологическому комментарию, должен отвечать определенным критериям:

— соответствие учебной программе;

— учет возрастных интересов учащихся;

— художественно-эстетическая ценность литературного произведения;

— наличие нравственно-проблемной тематики и соответствующего этического вектора;

— возможность проведения параллелей между произведениями одного и того же автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом;

— вероятность подбора произведений-ассоциатов, близких по теме, творческому методу, жанровому своеобразию;

— наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусства;

— развитие поставленной в тексте проблемы в творчестве других писателей.

4. Для интегративного культурологического комментария используются определенные виды информации: историко-биографическая, историко-литературная, структурно-функциональная, религиозно-философская, лингво-семиотическая, информация о репрезентации художественного текста средствами других искусств.

5. Применение интегративного культурологического комментария художественного текста на школьном уроке способствует формированию культурного видения мира учащимися, всестороннему развитию их мышления, повышению интереса к учебной информации, обеспечению высокого уровня знаний.

6. Система диагностики общекультурной компетентности может включать в себя следующие компоненты: анкетирование, тестирование (информационное, ассоциативное, «третий лишний»), алгоритмически организованный разбор стихотворения с элементами культурологического комментария, создание творческих работ (иллюстрации, стихотворения, эссе), узнавание стихотворения в его иноязычном эквиваленте и перевод лирического произведения с русского языка на английский или немецкий.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и четырех приложений.

Выводы по главе.

Эффективность интегративного культурологического комментария зависит от многих факторов. К наиболее важным можно отнести соблюдение последовательности этапов анализа произведения (предкоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного), соответствие анализируемого текста определенным критериям (учет требований учебной программы, возрастных интересов учащихся, художественно-эстетическая и морально-нравственная ценность литературного произведения, наличие проблемных задач в тексте, возможность проведения параллелей между произведениями одного и того лее автора или между черновиком произведения и окончательным вариантом, возможность подбора произведений-ассоциатов, близких к исходному по теме, творческому методу, жанровому своеобразию, наличие образных параллелей, реминисценций, аллюзий в других видах искусстваразвитие проблемы, поставленной в изучаемом тексте, в творчестве других писателей), богатство использованной во время комментирования учебной информации. Наиболее трудоемким из перечисленных факторов представляется отбор сведений для интегративного культурологического комментария. Однако действенность упомянутого вида разбора текста достаточно высока. В следующей главе рассматривается система уроков по лирике Ф. И. Тютчева, разработанная на основе методики интегративного культурологического комментария, и оценивается степень ее эффективности в формировании общекультурной компетентности.

ГЛАВА III.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКЕ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Методика диагностики эффективности культурологического комментария для формирования общекультурной компетентности учащихся. Результаты констатирующего эксперимента.
  2. При диагностике информационного компонента учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы, определяя собственный уровень общекультурной подготовки, используя 10-балльную шкалу:
  3. В какой степени вы можете осознать и охарактеризовать идейно-тематическое своеобразие лирического произведения?
  4. Насколько широк ваш кругозор в области театра и балета?
  5. Как высоко вы оцениваете свое умение создать какой-либо вид творческой работы?
  6. Насколько часто у вас возникает потребность что-то исследовать, узнавать без помощи учителя в области культуры?
  7. Часто ли вы посещаете театр?
  8. В какой степени вы способны проникнуться теми же чувствами, которые испытывает лирический герой прочитанного вами стихотворения?
  9. Насколько вы компетентны в области знания исторических эпох, общественных, этических, эстетических течений, характерных для них?
  10. Свои ответы десятиклассники помещали рядом с вопросами, учитывая данные таблицы 5:
Заполнить форму текущей работой