Возраст как категория педагогической антропологии
Между возрастными этапами развития существует последовательная зависимость. То, что закладывалось в человека изначально, буквально с рождения, а иногда даже за несколько месяцев до него, проявляется, становится сущностно важным на всем протяжении жизни и даже в самом ее конце. Любовь у молодых девушек может возникнуть очень рано, но с половым чувством связывается намного позднее. Половая зрелость… Читать ещё >
Возраст как категория педагогической антропологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения материала главы 5 студент должен:
знать
- • отличительные признаки понятий паспортного и психологического возраста;
- • современные представления о потенциале развития человека на различных возрастных этапах;
- • профессиональные требования к учету возрастных особенностей воспитуемых и обучающихся;
уметь
- • выявлять индивидуальные особенности растущего человека в рамках среднестатистических характеристик возраста;
- • уменьшать психологическое напряжение подростков, знакомя их с особенностями их возраста (так называемыми возрастными зеркалами);
- • выявлять своевременность обучения в различные возрастные периоды;
- • варьировать типы заданий в зависимости от возрастного своеобразия обучающихся;
владеть
- • навыком удовлетворения эмоциональных потребностей дошкольников;
- • методами организации усвоения детьми рукоделий, ремесел в детском саду;
- • способами построения индивидуальной траектории обучения в зависимости от возрастных особенностей обучающихся.
Паспортный и психологический возраст
Вариативность степени развития человека при одинаковом количестве лет от рождения.
Паспортный возраст, фиксирующий число прожитых месяцев и лет, далеко не всегда совпадает с возрастом психологическим. Психологический возраст — это степень зрелости психических (душевных) способностей человека. Душевный возраст детерминирован кз’льтурной средой человека и всей его индивидуальной историей.
Внутри одной и той же паспортной возрастной категории мы обнаруживаем разброс душевных возрастов в весьма широком диапазоне (от душевной тупости до проблесков гениальности). Причины тому — многофакторные. Наряду с культурными силами, обусловливающими уровень психического развития, действуют и индивидуальные природные программы развития.
Паспортный возраст нс свидетельствует о степени общей зрелости человека. Например, половая зрелость предшествует общей зрелости и развитию характера. У европейских народов половая зрелость у лиц мужского пола наступает в возрасте от 12 до 14 лет, а средний возраст вступления в первый брак — от 27 до 30 лет. Сравнение этих цифр указывает на большой промежуток между половым созреванием и вступлением в брак как проявлением общей зрелости личности.
Любовь у молодых девушек может возникнуть очень рано, но с половым чувством связывается намного позднее. Половая зрелость женщины обнаруживается появлением регул в период, когда девушки сохраняют детские свойства и их тазовые кости еще не вполне развиты.
Индивидуальные варианты возраста — бесспорный эмпирический факт. В нем отражено то фундаментальное обстоятельство, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте. Вот почему даже однояйцовые близнецы, имеющие совершенно одинаковую наследственность, не могут вырасти во всем равными людьми. Различия в их характерах, ценностях и отношениях неизбежны потому, что на них заведомо по-разному будут действовать одна и та же среда, семья, культурная атмосфера.
Индивидуальный опыт каждого человека своеобразен: он зависит от постоянно меняющихся внутренних состояний организма, колебаний настроения и их сочетаний с внешними обстоятельствами. А последующий опыт закономерно вытекает из предшествующего. Вот почему в одной и той же, казалось бы, обстановке вырастают не слишком похожие друг на друга люди. В этом заключена одна из главных причин индивидуальных различий.
Возрастные особенности — историческая категория. Они меняются применительно и к целому поколению, и к отдельным детям.
Между возрастными этапами развития существует последовательная зависимость. То, что закладывалось в человека изначально, буквально с рождения, а иногда даже за несколько месяцев до него, проявляется, становится сущностно важным на всем протяжении жизни и даже в самом ее конце.