Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: 1) теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования- 2) изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта по подготовке студентов средних профессиональных учебных заведений- 3) анализ результатов исследовательской работы по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских сестер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы процесса формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер
    • 1. 1. Общая характеристика организационно — педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер
    • 1. 2. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер на современном этапе
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки медицинских сестер в колледже
    • 2. 1. Диагностика сформированности профессиональной компетентности будущих медицинских сестер, выявить уровни её развития
    • 2. 2. Содержание и методы формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие практико-ориентированную направленность образовательного процесса в медицинском колледже
  • Выводы

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из стратегических задач, стоящих перед здравоохранением, является обеспечение качества сестринской помощи. Решение данной задачи неразрывно связано с профессиональной подготовкой квалифицированных специалистов сестринских служб и реализацией всех потенциальных возможностей и способностей личности.

Концепция развития здравоохранения в части развития сестринского дела и Доктрина среднего медицинского образования Российской Федерации определяют основную задачу профессионального образования — подготовку высококвалифицированного, компетентного специалиста сестринского дела, владеющего смежными медицинскими специальностями, готового к профессиональному росту, способного к самообразованию и самосовершенствованию.

Различным аспектам формирования профессиональной компетентности специалистов посвящены труды отечественных и зарубежных авторов И. Г. Агапова, К. А. Абульхановой — Славской, Б. С. Гершунского, Н. В. Кудрявой, JI.H. Куликовой, А. В. Хуторского, С. Е. Шишова, Д. Баррета, Д. Равена и др.

Проблемы профессионального становления специалистов в Республике Саха (Якутия) представлены в работах Д. А. Данилова, Ф. В. Габышевой, A.B. Ивановой, A.B. Мордовской, А. Г. Корниловой и др. Региональные особенности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе нашли отражение в исследованиях Л. И. Аманбаевой, Е. А. Барахсановой, A.A. Григорьевой, Н. Д. Неустроева, И. И. Портнягина и др.

В направление профессионального определения будущих специалистов огромный вклад внесли ученые В. В. Водзинская, Р. Г. Гурова, Т. М. Афанасьева, И. Н. Назимов, A.B. Блаузберг, А. Г. Здравомыслов,.

B.Ф. Овчинников, В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко, Л. И. Шишкина, Н. В. Филиппова, Б. Г. Юдина, которые также остановились на вопросах связанных с реализацией профессиональных способностей. Возможности профессионального самоопределения учащихся школ и психологические аспекты данного вопроса были затронуты в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, K.M. Гуревич, Ф. И. Иващенко, Е. А. Климова, А. Г. Ковалева,.

C.П. Крягже, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясшцева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой, В. А. Федоришина, П. А. Шавир, В. Д. Щукина и многих других, где выделены возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, определена психологическая сущность профессионального самоопределения и руководство собственными интересами, мотивами, потребностями в выборе своей будущей профессии. Методологические основы формирования профессиональной компетентности отражены в трудах В. Н. Абросимова, В. Б. Анюткина, Н. Е. Высотской, Р. Х. Гильмеева, Э. М. Никитина, H.H. Гордеева,.

B.А.Сластенина, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и др.

В трудах учёных-медиков подчеркивается важность проблемы формирования профессиональной компетентности медицинских сестер и предлагается обратить внимание на систему подготовки специалистов сестринского дела с учетом перспектив развития потребностей здравоохранения (И.Г. Глотова, А. Я. Иванюшкин, В. А. Лапотников,.

C.А. Мухина, Г. М. Перфильева, В. П. Романюк, В. А. Саркисова, И. И. Тарновская, А.К.Хетагурова).

В современных условиях коренным образом изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно-педагогических условий, позволяющих формировать глубокие теоретические знания, профессионально важные качества, готовность к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность, овладение новыми сестринскими технологиями.

Таким образом, актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер обусловлена необходимостью:

— поднятия престижа средних медицинских работников в обществе;

— обеспечения качества подготовки специалиста со средним медицинским образованием, конкурентоспособного на рынке труда;

— использования компетентностного и личностно-ориентированного подходов к организации целостного образовательного процесса подготовки специалистов на основе Доктрины среднего медицинского образования.

Актуальность темы

исследования обуславливается практической потребностью разрешения сложившихся в системе образования противоречий. Учитывая, то, что в новых условиях возникла необходимость развития социально активной и развитой личности специалиста — медицинской сестры, в процессе воспитания такой личности важна роль образования. Но для образования характерны некоторые противоречия между:

— возрастающей потребностью медицинской сестры в непрерывном образовании и неготовностью системы медицинского образования к его осуществлению;

— повышенными требованиями общества к качеству подготовки средних медицинских работников и недостаточной разработанностью теоретических основ организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности;

— готовностью выпускника среднего специального учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности и современными требованиями, которые предъявляет реальная медицинская практика.

Создание необходимых организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности специалистов — будущих медицинских сестер является одним из важнейших направлений Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации. Таким образом, подготовка личности будущего специалиста и формирование профессиональной компетентности в стенах медицинского колледжа является объективной потребностью учебного заведения.

Данная научная проблема стала темой исследования: «Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер».

Объект исследования — процесс профессионального становления будущих медицинских сестер.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

Гипотеза исследования — процесс формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер будет более эффективным если:

• созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие интегрированное преподавание общепрофессиональных и специальных медицинских дисциплин с учетом становления и развития у студентов личностных качеств, осознанного ответственного отношения к выбранной специальности;

• реализована модель формирования профессиональной компетентности специалиста по сестринскому делу;

• обеспечена практшсо-ориентированная направленность учебно-воспитательного процесса, с использованием комплекса активных форм и методов профессиональной подготовки;

• сформированы необходимые профессионально-практические умения и навыки по специальности с овладением коммуникативных способностей, с развитием клинического мышления, с привитием умений работать в условиях трудового коллектива.

Задачи исследования:

1. Выявить возможности учебно-воспитательного процесса медицинского колледжа для формирования профессиональной компетентности студентов.

2.Обосновать организационнопедагогические условия для формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

3. Разработать функциональную модель формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

4. Определить критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности у студентов — будущих медицинских сестер.

5. Подготовить научно-практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие положения: философии образования (Б.С.Гершунский, М. С. Каган и др.), педагогики и психологии о мотивационно-деятельностном подходе к формированию личности, конкретизированные в педагогической концепции теории деятельности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

A.Н.Леонтьев, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, П.М.Якобсон), концепции профессионального становлении личности (Н.С.Глуханюк, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, Л. М. Кустов, Е.А.Климов), концепции системного, компетентностного, личностно-деятельностного подходов к образовательному процессу (П.Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, З. А. Решетова, Г. Н. Сериков, В. Д. Шадриков, Г. И. Щукина и др.) — работы по вопросам образования в средних специальных учебных заведения (П.Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, А. Ф. Ахматов, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, К. Н. Катханов,.

B.А.Поляков, М. Н. Скаткин, А. А. Шибанов, Д. А. Эпштейн и др.), исследования по проблемам развития образования в Республике Саха (Якутия).

В.Ф.Афанасьев, Ф. В. Габышева, A.A. Григорьева, Д. А. Данилов, A.B. Иванова, А. Г. Корнилова, А. В Мордовская, Н. Д. Неустроев, И. И. Портнягин, Т. Т. Саввинов и др.).

Методы исследования: 1) теоретический анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования- 2) изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта по подготовке студентов средних профессиональных учебных заведений- 3) анализ результатов исследовательской работы по формированию профессиональной компетентности будущих медицинских сестер- 4) анализ учебных программ и учебно-методических пособий применяемых в образовательной деятельности медицинского колледжа- 5) педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом- 6) беседы, тестирование, анкетирование, интервьюирование- 7) педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Научная новизна исследования:

• уточнено понятие «профессиональная компетентность» будущих медицинских сестер как многофункциональных специалистов по сестринскому делу;

• определены организационно-педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа: компетентностный и личностно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса в медицинском колледжеинтегрированное преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин.

• выявлены возможности образовательного процесса медицинского колледжа для формирования профессиональной компетентности студентов;

• выделены уровни (потребительский, репродуктивный, творческий) и критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический) сформированности профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа, позволяющие определить изменения в ходе развития исследуемого процесса;

• разработана функциональная модель профессиональной компетентности студента — будущей медицинской сестры, состоящая из структуры деятельности (типы, виды профессиональной деятельности, профессиональные задачи) и содержания профессиональной компетентности (квалификационная характеристика, профессиональная этика и деонтология, психологическая готовность к профессии), на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования с учетом современного качественного медицинского обслуживания, социально-экономических и регионально-климатических условий Крайнего Севера;

• выявлены особенности взаимодействия педагогов, студентов и пациентов на основе принципов гуманизма, связи профессиональной компетентности с практикой и интеграцией знаний.

Теоретическая значимость исследования исследования состоит в создании организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в условиях медицинского колледжав разработке функциональной модели формирования профессиональной компетентности студентовбудущих медицинских сестерв выделении критериев сформированности профессиональной компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработка данной проблемы направлена на реальное использование результатов исследования в практике медицинского образования колледжей и медицинских училищ для повышения качества подготовки специалистов. Созданная функциональная модель формирования профессиональной компетентности студентовбудущих медицинских сестер апробирована в условиях медицинского колледжа.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе Якутского базового медицинского колледжа. В эксперименте приняли участие преподаватели и 423 студента Якутского базового медицинского колледжа, 172 старшеклассника школ № 21 и № 23 г. Якутска.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1997 — 1999гг.) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической литературы осуществлялось изучение нормативно-правовых документов в области сестринского образования, педагогического опыта по данной проблеме исследования. Были определены исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. Второй этап (2000 — 2002гг.) — опытно-экспериментальный. На данном этапе проводилась теоретическая разработка проблемы, изучались мотивы выбора профессии, факторы, оказывающие влияние на этот выбор, удовлетворенность выбранной профессией. Определялись педагогические условия, влияющие на формирование профессионального становления будущих специалистов. Проверялась зависимость формирования профессиональных интересов учащихся в специально организованных профильных классах школ (СОШ № 21, № 23 г. Якутска).

В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов Якутского базового медицинского колледжа.

Третий этап (2003 — 2005гг.) — обобщающий. Организовывалась систематизация и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные данные, формулировались выводы и рекомендации, осуществлялось оформление диссертационной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Осуществлялись в процессе непосредственной работы и педагогического эксперимента (19 972 005гг.) в Якутском базовом медицинском колледже, Алданском и Нерюнгринском медицинских училищах. Основные выводы исследования и полученные результаты нашли отражения в докладах и выступлениях на республиканских педагогических чтениях и семинарах преподавателей средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия), проведенных в 1998;2005гг., на научно-практических конференциях Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2000;2005гг., на всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы становления интеллигенции в образова-тельных системах» в г. Красноярске 1999 г., на республиканской научно-практической конференции отделения психологии Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова «Психология в системе образования: опыт и направления деятельности» — г. Якутск 2001 г. Разрабатываемые идеи отражены в 19 публикациях.

Обоснованность и достоверность научных результатов диссертационной работы обеспечиваются реализацией научной методологии, использованием личностно — деятельностного подхода к решению поставленной проблемысинтезом и анализом теоретического и экспериментального материалаорганизацией опытно-экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объему, предмету, целям и задачам исследованиядостаточным временем эксперимента, проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе непосредственной работы и педагогического эксперимента (19 972 005гг.) в Якутском базовом медицинском колледже, Алданском и Нерюнгринском медицинских училищахна республиканских педагогических чтениях и семинарах преподавателей средних специальных учебных заведений Республики Саха (Якутия), проведенных в 1998;2005гг., на республиканских научно-практических конференциях Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (2000;2005гг.), на всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах» (Красноярск 1999 г.), на республиканской научно-практической конференции отделения психологии Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова «Психология в системе образования: опыт и направления деятельности» (г.Якутск 2001 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

• Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер, предполагающие реализацию компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации образовательного процесса в медицинском колледже, на основе интегрированного преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, использование комплекса активных форм и методов профессиональной подготовки.

• Функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер, включающая структуру деятельности и содержание профессионального компетентности, раскрывающая психологическую готовность к профессии, с соблюдением этико-деонтологических принципов, позволяющая наиболее полно конкретизировать требования, предъявляемые к специалисту на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, с учетом современного качественного медицинского обслуживания, социально-экономических и регионально-климатических условий Крайнего Севера.

• Использование особенностей взаимодействия педагогов, студентов и пациентов на основе принципов гуманизма, связи с практикой и.

• интеграцией знаний придает процессу формирования профессиональной компетентности практико-ориентированную направленность. Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии приложений.

Выводы по 2 главе.

Повышенные требования общества к качеству подготовки средних медицинских работников и недостаточная разработанность теоретических основ организационно-педагогических условий к формированию профессиональной компетентности будущих медицинских сестер создали противоречия, которые способствовали выявлению уровня сформированности профессиональной компетентности, разработке функциональной модели формирования профессиональной компетентности, определению содержания и методов формирования профессиональной компетентности.

Полученные результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что пути формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер являются эффективными и способствуют профессиональному становлению специалистов в их дальнейшей практической деятельности. Установлено, что психолого-педагогическое обеспечение формирования профессиональной компетентности специалистов является важным средством обучения, воспитания, развития медицинских сестер в условиях коренных преобразований здравоохранения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приоритетные направления подготовки специалистов со средним медицинским образованием в условиях модернизации здравоохранения актуализируют проблему формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема профессионального становления личности медицинской сестры является многоаспектной, и это выявляет противоречие между современными требованиями к качеству подготовки медицинских сестер и неразработанностью теоретических основ формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

В диссертации уделено особое внимание раскрытию и уточнению понятия «профессиональная компетентность». В нашем исследовании выявлены основные факторы для успешного формирования профессиональной компетентности: мотивация, заинтересованность в познавательной деятельности, установки, ценности, которые побуждают студента к активной учебной деятельности. В ходе нашего исследования определены уровни, показатели и критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студента в период обучения в медицинском колледже. Благодаря системному подходу к изучению проблемы организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа в нашем исследовании разработана функциональная модель формирования будущих медицинских сестер, определены структурные и функциональные элементы профессиональной компетентности. Функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер вюпочает квалифшсационную характеристику с учетом требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело», региональных климатогеографических условий, профессиональных этико-деонтологических качеств, сформированную на основе современных требований, выдвигаемых реформой сестринского образования. Особое место в нашей работе отводится разработке содержания и методов реализации функциональной модели формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер в медицинском колледже.

Таким образом, на основании вышеизложенного нами получены следующие результаты исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы:

1. Уточнено понятие «профессиональная компетентность» будущей медицинской сестры как составная часть разработанной нами функциональной модели формирования профессиональной компетентности, включающая интегративную характеристику многофункциональной деятельности, показатель профессионализма и личностных качеств специалиста в свете современных требований реформы сестринского образования.

2. Выявлены возможности (обучающие, воспитывающие, развивающие) образовательного процесса медицинского колледжа для формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

3. Определены организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер (реализация компетентностного и личностно-деятельностного подходов к организации образовательного процессаразработка функциональной модели формирования профессиональной компетентностивключены практико-ориентированные активные формы и методы в процесс интегрированного обучения общепрофессиональных и специальных медицинских дисциплинвыработано ответственное отношение студентов медицинского колледжа к выбранной специальностиопределено взаимодействие педагогов, студентов и пациентов на основе этико-деонтологических принципов).

4. Разработанная фушсциональная модель формирования профессиональной компетентности будущей медицинской сестры направлена на повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по следующим компонентам: готовности к приобретению многофункциональных умений, обеспечивающих их профессиональную мобильность, к оказанию квалифицированной помощи пациентам в условиях внедрения инновационной системы сестринского ухода. Функциональная модель формирования профессиональной компетентности, построенная на идее подготовки профессионально грамотной, социально активной, психологически подготовленной личности, включающая структуру деятельности и содержание профессиональной компетентности, взаимодействие которых позволяет реализовать государственный образовательный стандарт по специальности «Сестринское дело» с учетом регионального компонента и социально-экономических условий Республики Саха (Якутия).

5. Определены компоненты содержания сформированное&tradeпрофессиональной компетентности (мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический) с целью достижения поэтапного уровня развития функциональной готовности будущих медицинских сестер.

6. Разработаны критерии оценки эффективности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер (репродуктивный, потребительский, творческий) способствующие повышению качества подготовки специалистов.

Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение данного вопроса связанного с формированием профессиональной компетентности будущих медицинских сестер. Накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшей разработки педагогических основ формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А.Абульханова-Славская // Психология личности в социальном обществе: активность и развитие личности. -М., 1989.1. С. 110−134.
  2. , И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / И. Г. Агапов, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2.- С. 59 — 61.
  3. , Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  4. , Г. Ю. Интеллект: новый взгляд: пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии, — 1995. № 1. — С. 111−131.
  5. , В. Преподаватель и студент: искусство общения / В. Айнштейн // Высшее образование в России. 2000.- № 6. — С. 85−91.
  6. , H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 1997. — 216 с.
  7. , П.В. Философия / П. В Алексеев, A.B. Панин М.: Проспект 1997. 504 с.
  8. , Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания —/Л.И.Аманбаева. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998. — 124 с.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев.-М., 1980. Т. 2.-287 с.
  10. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988, — 240 с.
  11. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс /В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 567 с.
  12. , Г. И. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений /Г.И.Андреева. -М.: Аспект-ПРЕСС, 1996. 376 с.
  13. , Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни: психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Л.И. Анцыферова- под ред. В. А. Бодрова.'- М.: Изд-во ин-та психологии, 1991.- 106 с.
  14. , A.A. Глобальный кризис и личность (размышления философа) /А.А.Арсеньев // Мир психологии и психология в мире. 1994.1.-С. 24.
  15. , В.Н. Результаты интеграции медицинского профессионального здравоохранения в Омской области / В. Н. Артемьев, Л. Д. Маркварт,
  16. B.С.Рублев //Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: материалы 2 всерос. съезда сред. мед. работников (Москва, 20−21 окт. 2004 г.). М., 2004. — С. 253 — 256.
  17. Ащеулова, Т. А. Воспитание профессионально значимых качеств в процессе подготовки медицинских работников среднего звена
  18. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: материалы 2 всерос. съезда сред. мед. работников. (Москва, 20−21 окт. 2004 г.) М., 2004.-С. 259−261.
  19. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 182 с.
  20. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.:1. Педагогика, 1989. 560 с.
  21. , П.И. Среда формирует личность, личность среду /
  22. П.И. Бабочкин, // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2002. — № 5- С.5- 6.
  23. , М.Я. Личность и профессия / М. Я. Басов М.- Л., 1926. — 146 с.
  24. , Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батшцев // Проблема человека в современной философии. M 1969. — С. 73−144.
  25. , Г. И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения / Г. И.Батурина//Новые исследования в педагогических науках.-1973,-№ 7, — С. 26−27.
  26. , П.Г. Социальная психология научного коллектива /П.Г.Белкин, E.H. Емельянов, М. А. Иванов. М.: Наука, 1987. — 212 с.
  27. , Е. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда » / Е. Белозерцев, А. Усачев // Вестник высшей школы. 2003.- № 9. — С. 30−36.
  28. , H.A. Самопознание / Н. А. Бердяев. -М.: Книга, 1991. 445 с.
  29. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В.П.Беспалько. М.: Изд-во ин-та проф. образования М-ва образования РФ, 1995, — 490 с.
  30. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  31. , H.H. Ситуационно ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки /Н.Н.Богомолова// Теоретические Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1977.- С. 185.
  32. , A.A. Личность и общение: Избранные труды / A.A. Бодалев. -М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  33. , A.A. Психология личности / A.A. Бодалев. М.: МГУ, 1988.- 188 с.
  34. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- подред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Междунар. пед. академия, 1995. 256 с.
  35. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А.Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. -№ 10. -С.8−14.
  36. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика.- 1997.- № 4.1. С. 11−17.
  37. , Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на- Дону: Ростовский пед. ун-т, 2000.-35 с.
  38. , В.А. Основы профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного педагогического образования / В.А. Бордовский
  39. Подготовка специалиста в области образования. Выпуск 7. СПб., — 1999.- С. 26−33.
  40. , В.Н. Алгоритмы педагогического творчества / В. Н. Бухвалов. -М.: Просвещение, 1993, — 96 с.
  41. , К.Я. Модель развития человека: Концепция, технология / К. Я. Вазина. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999.-255 с.
  42. , А.П. Философские основания современной парадигмы образования / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997.- № 3.- С. 15−19.
  43. , Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: на материале подготовки педагога и психолога: дис. д-ра пед. наук/Н.Н.Варданян. М., 1999.- 386 с.
  44. , В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21−31.
  45. , С.Г. Учитель о себе и профессии /С.Г. Вершловский. — Л.: Знание, 1988. 31 с.
  46. , H.H. Не исполнитель, а человек творческий / H.H. Володин
  47. Сестринское дело. 1995, — № 1.- С. 6 — 7.
  48. , JI.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1984, — Т.4. 341 с.
  49. , JI.C. Психология подростка: проблемы возраста// Собр. соч.: в 6 т.-М., 1984.-Т.1.-С. 5−24.
  50. , Л.Г. Основы педагогики высшей школы / Л. Г. Вяткин. Саратов: Поволж. межрегион, учеб. центр, 1998.- 196 с.
  51. , Ф.В. Образование: опыт, проблемы, приоритеты /
  52. Ф.В. Габышева- М-во образования Рес. Саха (Якутия): ИРО МО РС (Я), 2004,120 с.
  53. , П.Я. Введение в психологию / П. А. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1976.-150 с.
  54. , Б.С. Философия образования / Б.С. Гершунский- Моск. психол. Соц. ин-т. -М: Флинта, 1998. 432 с.
  55. , Б.С. Философия образования для XXI века /Б.С. Гершунский. -М.: Совершенство, 1998, — 607 с.
  56. , С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа- Пресс, 1995. — 447 с.
  57. , Г. А. Профессиональная зрелость выпускников вуза и проблемы творчества / Г. А. Глотова // Семенов, В. Д. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: сб. науч. тр./ В. Д. Семенов и др. -Свердловск, 1985. С. 154 — 160.
  58. , Е.И. Оптимизация учебно-воспитательного процесса-важное условие активизации самостоятельной работы студентов /
  59. Т.И. Голубева // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: сб. науч. тр. /под ред. Т. А. Хмель. -М., 1990, — С. 21 28.
  60. , И.К. Индивидуализация обучения как условие формирования творческой личности студента / И. К. Голубева // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: сб. науч. тр./ под ред. Т. А. Хмель.-М., 1990. -С. 52 60.
  61. Горчакова-Сибирская, М. П. Педагогическая технология: структура, подходы к проектированию / М.П. Горчакова-Сибирская // Профессиональ-ное образование, — 2000. № 5. — С. 17 -18.
  62. Государственный образовательный стандарт среднего профессионально-го образования: государственные требования по специальности 0406 Сестринское дело. М., 2002.-41 с.
  63. , A.A. Введение в педагогическую профессию: учебно-метод. комплекс / A.A. Григорьева. Якутск. Изд-во ИРО МО PC (Я), 2001.-112 с.
  64. , Н.Г. Роль среднего профессионального образования в профессиональной идентификации молодых людей / Н. Г. Григорьева // Специалист. 2001.- № 11. — С. 2 — 3.
  65. , С. Личностно-деловой потенциал школьника / С. Гриншпун // Школа, — 1995. № 3. — С. 57 — 63.
  66. , В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности / В. В. Давыдов // Психологический журнал, — 1992, — № 2. С. 3 -13.
  67. , Д.А. Актуальные вопросы современного образования / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Якутск: ЯНЦ СО РАН. — 2003. — 94 с.
  68. , Д.А. Вопросы управления развитием образования: учебное пособие / Д. А. Данилов, Ф. Д. Товаршцева / Якутский гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, — 2003. — 96 с.
  69. , Д.А. Профессиональная направленность старшеклассников теоретико-методологические аспекты / Д. А. Данилов, Ф. Д. Товаршцева.- Якутск: Изд-во СПО МО РС (Я), 2000. 32 с.
  70. , Д.А. Философия и история образования: учебно-метод. комплекс / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. Якутск: 2000. — 84 с.
  71. , А.Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. -М.: ВЛАДОС, 1999, — 200 с.
  72. , В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. -С. 34−42.
  73. , А. Руководство к образованию немецких учителей /А.Дистервег // Избранные педагогические сочинения -М., 1956.- С.55−212.
  74. , Т. А. Развитие организованности студентов в учебной деятельности / Т. А. Егорова, О. Л. Егорова // Среднее профессиональное образование. 1999. — № 5. — С. 17−19.
  75. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 96 с.
  76. , Л.В. Избранные педагогические труды /Л.В- Занков.-М.: Педагогика, 1990.- 424 с.
  77. , Э.Ф. Становление личностно-ориентированного образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 1999. — № 1. — С. 112−122.
  78. , Э.Ф. Личностно- ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. М.: Издательский центр АЛО, 2002. — 43 с.
  79. , В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии /В.В. Зеньковский. -М., 1993. 186 с.
  80. , И.А. Психология студента как субъекта учебной деятельности: сб. науч.тр./ Моск. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза- отв. ред. И. А. Зимняя. М., 1998. -130 с.
  81. , А.И. Инновация в содержании и технологиях обучения как средство обеспечения приоритетного развития среднего профессионального образования / А. И. Иванов // Среднее профессиональное образование. -2004.-№ 3. С. 2 4.
  82. , С.С. Сестринское дело и концепция развития здравоохранения в России / С. С. Иванова // Медицинская помощь. 1998. № 2. — С.4.
  83. , Е.О. Содержание образования: культурологический подход / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И.В. Шалыгина// Педагогика.-2005.1. С. 13 -19.
  84. , А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки / А. Я. Иванюшкин.- М.: Медицина, 1990. 220с.
  85. , А.Я. История и этика сестринского дела / А. Я. Иванюшкин, А. К. Хетагурова. М., 2003. — 320 с.
  86. , Е.В. Философия и культура / Е. В Ильенков. -М.:Полигиздат, 1991.-464 с.
  87. , В.И. Духовно-гуманитарный потенциал естественно-научных дисциплин / В. И. Ильченко, А. Т. Проказа // Педагогика. 2005, — № 3.-С. 117−122.
  88. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. -СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.
  89. , М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган, — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  90. , В.А. Основы философии / В. А. Кашсе. М.: Логос, 1999.- 287 с.
  91. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  92. , И. Критшса чистого разума/ И. Кант// Собр. Соч. в 6 т. -М., 1964. -Т. 3, — 274 с.
  93. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образованности
  94. П.Ф.Каптерев // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.- С. 270.
  95. П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. -М., 1982. С. 163 — 231.
  96. , Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания / Б. М. Кедров. -М.: Госполитиздат, 1963.-265 с.
  97. , В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / В. М. Кларин.-М., 1994, — 251 с.
  98. , E.H. Антропный принцип в синергетике / E.H. Князева, С. П. Курлюмов // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 145.
  99. , Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т.-М., 1982.-Т.1.-С. 352.
  100. Коменский, Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих
  101. Я.А.Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1982. Т. 2. — С. 385 — 386.
  102. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат. 1984.-335 с.
  103. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. -98 с.
  104. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: утв. расп. Правительства РФ от 29 дек. 2001 года№ 1756-Р -М., 2004. -26 с.
  105. , С.Б. Предпосылки целостного педагогического процес-са (Вопросы теории и практики) /С.Б.Копошилко // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Хмель.-М., 1990,-С. 4−20.
  106. , П.Ф. Научно-исследовательская работа студентов как фактор формирования творческих способностей / П. Ф. Кравчук, Л. Г. Гондза // Советская педагогика. -1983. -№ 1.- С. 68 70.
  107. , В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, A.B. Хуторской // Педагогика. 2003.- № 2.1. С. 3−10.
  108. , В.В. Чему учить? /В.В. Краевский // Вопросы образования. -2004,-№ 3.-С. 5−23.
  109. Краткий словарь современных понятий и терминов /сост. В.А. Макаренко- 2-е изд. — М., 1995. — 510 с.
  110. , В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий -М., Просвещение, 1972. 255 с.
  111. , В.Г. Этнопсихология / В. Г. Крысько, А. А. Дергач. -М., 1992. -Ч.1.-264 с.
  112. , М.М. Деловая игра как явление культуры / М. М. Крюков, Л. И. Крюкова // Деловые игры и их программное обеспечение: тез. докл. всесоюз. семинара.- М., 1987. С. 10−12.
  113. , Н.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традициии новации / Н. В. Кудрявая, Е.М.Уколова- под ред. Ющука М.: 2005. — 334 с.
  114. , Н.В. Из опыта психолого-педагогической подготовки в непедагогическом вузе/Н.В.Кудрявая // Вестник ун-та Рос. акад. образования, — 2000, — № 1. С. 16 — 23.
  115. , H.B. Лев Толстой о смысле жизни /Н.В. Кудрявая.- М., 1993. -174 с.
  116. , Н.В. Управление обучением студентов в медицинском вузе / Н. В. Кудрявая // Советская педагогика. 1984, — № 6.- с. 26 — 28.
  117. , Н.В. Способность, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 32 с.
  118. , А.Н. Психолого-педагогическая помощь студентам / А. Н. Кузьмицкая, Н. С. Пичугина // Специалист. 2001. — № 5. — С. 28−29.
  119. , A.A. Профильное обучение / A.A. Кузнецов, A.A. Пинский, М. В. Рыжаков и др. -М., 2004.- 125с.
  120. Кузнецова, 0.3. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетентности педагога: дис.. канд. пед. наук / О. З. Кузнецова. -Улан-Удэ, 2000.- 167 с.
  121. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. -Хабаровск, 1997, — 313 с.
  122. , Н.В. На пути к профессиональному совершенству/ Н. В. Кухарев -М.: Просвещение, 1990.-159 с.
  123. , В. Концепция минимальной компетентности / В. Ландшеер // Перспективы. 1988. — № 1 — С. 33.
  124. , B.C. Социокультурный генезис личности (социально-философский анализ) / B.C. Ларцев. Киев: Принт-Экспресс, 2002. — 360 с.
  125. , Х.Н. Модернизация среднего медицинского учебного заведения: организационно-педагогические основы / Х. Н. Лебедева. М., 2002. — 105 с.
  126. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М. Левина. М., 2001. — 197 с.
  127. , K.M. Личность педагога: становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 166 с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность/А.Н. Леонтьев.-М.:1. Политиздат, 1975, — 304 с.
  129. Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф./ под ред. Л. Н. Куликовой. Хабаровск, 1998. — 300 с.
  130. , A.B. О воспитании молодежи / А. В. Луначарский // Советская педагогика.-1966, — № 1.- С. 91.
  131. , A.B. О народном образовании / А. В. Луначарский -М., 1958.-398 с.
  132. , A.C. О моем опыте / A.C. Макаренко // Антология педагогической мысли Украинской ССР/ сост. Н. П. Калиниченко.- М., 1988.-С. 364−381.
  133. , А.К. Психология труда учителя: книга для учителя/ А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993.-192 с.
  134. , А. Психология бытия / А. Маслоу- пер. с англ. Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
  135. , Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 201 с.
  136. , Л.М. Учитель как личность и профессионал: Психологические проблемы / Л. М. Митина. М.: Дело, 1994. — 215 с.
  137. , A.B. Выбор школьниками будущей профессии: Учебное пособие / A.B. Мордовская, О. Н. Птицына. Якутск: Якутский ун-т, 1997.-79 с.
  138. , A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников / A.B. Мордовская М.: Academia, 2000. 176 с.
  139. , A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  140. , A.M. Новые педагогические проблемы в условиях перехода к постиндустриальному обществу /А.М.Новиков //Специалист.-2005.- № 3.-С.2−8.
  141. Hey строев, H. Д. Воспитание и социализация на рубеже тысячелетий: проблемы и перспективы / Н. Д. Неустроев, Д. А. Данилов // Народное образование Якутии. -2001.-С. 141−146.
  142. , В.Н. Теория и практика в профессии учителя / В. Н. Никитенко. Хабаровск, 1988. — 144 с.
  143. , В.Г. Непрерывное образование приоритетное направление науки / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика.-1989.- № 3.- С. 86 — 90.
  144. Песталоцци, И.-Г. О народном образовании и индустрии /И.-Г.Пестолоцци// Избранные педагогические сочинения: в 2 т.- М., 1981. Т. 2.-С. 319.
  145. , P.C. Педагогшса высшей школы: учебное пособие / P.C. Пионова. Минск: Университетское, 2002. — С. 266 с.
  146. , К.К. структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-56 с.
  147. , Е.А. Ориентированность на творчество в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов / Е. А. Подосенова // Профессионально творческая подготовка студентов в вузе: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Хмель. -М., 1990, — С. 29−38.
  148. Полани Майкл. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Майкл Полани -М., 1985. -293 с.
  149. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект / Н.Ю.Посталюк-Казань: Изд-во КГУ, 1989. -204 с.
  150. , М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. -78 с.
  151. , М.М. Управление качеством образования / М. М. Поташник.-М.: Пед. общество России, 2004. 441 с.
  152. , Т.В. Формирование этнокультурной компетентности / Т. В. Поштарева // Педагогшса. 2005. — № 3. — С. 35 — 42.
  153. Проблемы воспитания и образования: хрестоматия для студ. пед. вузов / под ред. JI.H. Куликовой. -Хабаровск: Изд-во ДВ АГП, 2000. 202 с.
  154. Психологическое сопровождение выбора профессии / под. ред. Л. М. Митиной. -М.: Флинта, 1998. 396 с.
  155. , Л.Ф. Педагогика в сестринском деле / Л. Ф. Пшеничная -Ростов н/ Д.: Феникс, 2002. — 345 с.
  156. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Дж. Равен- пер. с англ. -М.: Когнито-Центр, 2002. 396 с.
  157. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: материалы 2 Всероссийского съезда сред. мед. работников. (Москва, 2021 окт. 2004 г.).-М.- 2004.- с. 445 447.
  158. , A.A. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л .Ко ломинский. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
  159. , Н.И. Управление качеством профессионального образования / Н. И. Ремезов, Т. Г. Даурова // Вестник Поволжской акад. гос. службы.- 2001.- № 2.-С. 70−77.
  160. , K.P. Взгляд на психотерапию: становление человека/
  161. K.P. Роджерс- общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной- пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  162. , K.P. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. -М.: МГУ, 1986. С. 200−231.
  163. , В.П. История сестринского дела в России /В.П. Романюк, В. А. Лапотников, Я. А. Накатис. СПб., 1998. — 162 с.
  164. , А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А. Т. Ростунов. Минск: Высш. шк., 1984. — 176 с.
  165. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  166. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999,4.-С. 20−23.
  167. , К. Педагогика народов мира: история и современность / К. Салимова, Н. Додде М.: Пед. о-во России, 2001.- 284 с.
  168. , В.А. Мы в начале пути / В. А. Саркисова //Сестринское дело,-1996.- № 4. — С. 14−15.
  169. , П.И. Научно-исследовательская работа студентов как направление модернизации системы профессиональной подготовки специалистов / П. И. Самойленко // Специальное профессиональное образование. 2004. № 12. — 52 с.
  170. , H.H. Этапы развития сестринского образования / H.H. Семенков // Советское здравоохранение. 1983. — № 7. — С. 51−55.
  171. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. -М.: Логос, 1999.- 272 с.
  172. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология /В.В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994, — 152 с.
  173. Сестринское дело / под ред. А. Ф. Краснова. Самара: Перспектива — 1998. Т.1−368 с.
  174. , Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. Казань: Казан, гос. ун-т, 1992. — 176 с.
  175. , В.А. Педагогшса: Инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  176. , В.А. Теория и практика высшего педагогического образования / В. А. Сластенин. -М.: Изд-во Ml ПИ, 1991. -142 с.
  177. , Л.А. Мотивационные аспекты профессионального образо-вания / Л. А. Стахнева // профессиональное образование.- 2005. -№ 5.- С. 30.
  178. , В.А. Избранные педагогические сочинения. / В. А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1979. -Т.1. -386 с.
  179. , В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский М., 1979.-276 с.
  180. , Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хохловский. Саратов: Саратов. Гос. ун-т, 1987. — 102 с.
  181. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М.: Педагогика, 1961. 535 с.
  182. , В.И. О главной цели образования / В. И. Токарев // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40 — 45.
  183. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. -М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — С. 229 — 263.
  184. , Б.И. Актуализация человеческого фактора и образование / Б. И. Фанин // Специалист. 2005. — № 1. — С. 26.
  185. , А.Г. Слагаемые качества профессиональной подготовки/ А. Г. Федин // Профессиональное образование. 2003. — № 2.- С. 6.
  186. , Л.М. Как сегодня обучать, чтобы повысить качество жизни / Л. М. Федоряк // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 35 — 40.
  187. Философский энцшшопедический словарь / гл.ред.: Л. Ф. Ильичев и др. -2-е изд. -М.: Советская энциклопедия, 1989. -815 с.
  188. , А. Духовное и нравственное воспитание сестер милосердия / А. Флинт // Сестринское дело. 1997. — № 3. — С. 16 -17.
  189. , Э. Личность в современной культуре/Э.Фромм//Психология личности: хрестоматия. -Т.1./ под ред. Д. Я. Райгородского -3-е изд., доп. -Самара: Изд. Дом БАХРАХ, 2002. Т. 1. 512 с.
  190. , И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. 1990.- № 4.- С. 28 — 35.
  191. , И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания / И. Ф. Харламов // Педагогика. 2003. — № 4. С. 52 — 59.
  192. Хутмашер, Вало. Ключевые компетенции для Европы: отчет по итогам работы симпозиума Совета Европы (Берн, Швейцария- 27−30 марта 1996 г. / Вало Хутмашер Страсбург, 1997, — 64 с.
  193. , М. Сестринское дело сегодня: глобальная перспектива / М. Хиршфельд // Сестринское дело. 1996. — № 4 — С. 2 — 7.
  194. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  195. , JI.C. Механизмы устойчивого развития учреждений базового профессионального образования / Л. С. Царева // Среднее профессиональное образование .- 2004. № 3. — С. 37 — 40.
  196. , И.В. Ключевые компетенции в среднем профессиональном образовании / И. В. Чаплыгина // Профессиональное образование. 2005. -№ 3.- С. 6.
  197. , С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление /С.Н. Чистякова, H.H. Захаров. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  198. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков М.: Воронеж, 1997.-С. 267 с.
  199. , В.Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков.- М.: Логос, 1993. С. 45 48.
  200. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование 2004. № 8.-С. 26−31.
  201. , А. Без этих качеств медсестра не может быть медсестрой /
  202. A.Шатов // Сестринское дело. 1999. — № 1. — С. 8 — 9.
  203. , Л.И. И.Г.Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок / Л.И. Шевченко, Л. Т. Заплатников //Педагогика. 1996.- № 3. — С. 68 — 71.
  204. , Г. П. Система педагогических исследований: методологический анализ / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М., 1993. — С. 16−20.
  205. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов,
  206. B.А.Кальней. М.: Пед. общество России, 1999. — 356 с.
  207. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999.- № 2.1. С. 30 34.
  208. , С.А. Ее величество игра / С. А. Шмаков. -М.: Магистр, 1992. -160 с.
  209. , О.В. Деловая игра в процессе обучения как средство развития творческих способностей студентов в высшей школе США/
  210. О.В. Шмакова // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Хмель. -М., 1990. С. 103−115.
  211. , В.О. Структурные преобразования в здравоохранении/ В. О. Щепин, — М., 1997. 196 с.
  212. , Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова.- М.: Пед. о-во России, 2002. 223 с.
  213. , П. Критерии мастерства учителя / П. Эверет // Директор школы. -1997.-№ 5.-С. 39−40.
  214. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989 — 554 с.
  215. , Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М.: 1981.-С.63.
  216. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высш. шк., 1982. 223 с.
  217. , Н.Р. К проблеме разработки основ педагогической инноватики // Новые исследования в педагогических науках. Вып 1 (55). -М., 1990.-С. 3−7.
  218. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. М., — 1996. — 96 с.
  219. , В.А. Контрасты современной педагогики / В. А. Якунин // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогическойдеятельности: сб. науч. тр. -Усть-Каменогорск-Л., 1989. С. 13 -15.
  220. , К. Духовная ситуация времени. Человек и его ценности: хрестоматия по философии: учебное пособие / К. Ясперс- под ред. А. А. Радугина.- М.: Центр, 1998. 432 с.
  221. , М.Я. Медицинский работник и общество / М. Я. Яровинский // Медицинская помощь. 1996. — № 2. — С. 26−33.
  222. , Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО / Н. Г. Ярошенко // Среднее профессиональное образование. 2004.2. С. 2 — 6.
Заполнить форму текущей работой