Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности обучения речи слепоглухих детей (дошкольный возраст)

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

По системе обучения речи И. А. Соколянского основные рекомендации по коррекционной работе со слепоглухими дошкольниками включают этапы: начинать следует с добукварного этапа обучения, то есть доречевая фаза развития словесной речи. Для установления контакта с ребенком. Задача добукварного этапа обеспечить адекватный контакт слепоглухого ребенка со средой, окружающей его. Средства выражения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Проблемы формирования речи и психическое развитие слепоглухих детей дошкольного возраста
  • 2. Первые успехи в обучении слепоглухих
  • 3. Возможности обучения речи слепоглухих детей
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности обучения речи слепоглухих детей (дошкольный возраст) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стимулировать ребенка к общению можно искусственно создавая мотивацию. Например, создать условия, чтобы ребенок захотел игрушку, но не мог достать, чтобы просил ее достать у взрослого — криком или указательным жестом, знаком-жестом, обозначающим действие с этой игрушкой. Подобные желания ребенка не стоит удовлетворять немедленно, чтобы эту игрушку мог достать только взрослый и только после просьбы ребенка. Взрослый может «не сразу понять ребенка» и предложить ему другую игрушку, постепенно уточняя желания ребенка.

Когда ребенок хочет заниматься понравившимся ему делом, хорошо, если он обозначит его соответствующим действием (дотрагивается до рта — просит покушать или подпрыгивает на месте — просит прыгать вместе с ним и т. д.). Даже при максимально ограниченной сенсорной сфере слепоглухого ребенка остаются условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития будет появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Благодаря взрослому ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.

п.). Естественные жесты хорошо помогают справиться с задержкой развития устной речи у детей с нормальным слухом и слепотой, при умственной отсталости и т. п.

Заключение

При работе со слепоглухим ребенком самым сложным является выработка средств общения с ним, способов контакта. Развитие речи и психическое развитие слепоглухих детей отличается не только от развития нормальных зрячеслышащих детей, но и от особенностей развития детей, имеющих один дефект — слепоту или глухоту. Основой для овладения речью является слух, который направлен на восприятие речи. Развитие речи детей с нарушенным слухом и зрением осуществляется по законам развития речи слышащего ребенка, но при создании специальных условий. Речевое общение детей с нарушением зрения и слуха возможно, вполне реально и необходимо для предотвращения возникновения социального одиночества. Используя сохранные анализаторы и обучая слепоглухого, можно сформировать у него систему средств общения, начиная от самых примитивных сигнальных знаков до словесной речи.

По системе обучения речи И. А. Соколянского основные рекомендации по коррекционной работе со слепоглухими дошкольниками включают этапы: начинать следует с добукварного этапа обучения, то есть доречевая фаза развития словесной речи. Для установления контакта с ребенком. Задача добукварного этапа обеспечить адекватный контакт слепоглухого ребенка со средой, окружающей его. Средства выражения впечатлений, эмоций на этом начальном этапе — мимика, жесты, лепка — это начальная стадия формирования первичных средств общения. Постепенно вводятся новые жестовые обозначения. Параллельно с развитием жестовой формы речи идет подготовка к усвоению словесного языка в дактильной, устной и письменной формах. Формирование словесной речи начинают с замены отдельных жестов дактильными словами. При обучении дошкольников 3−5 лет вводятся письменные обозначения дактильных знаков в виде табличек с написанными на них словами по Брайлю или крупным плоскопечатным шрифтом.

После усвоения дактильных слов, обозначающих предметы и действия с ними, обучение направлено на развитие описательной речи. Последовательно расширяя лексику и грамматику обращенной к слепоглухому ребенку речи, обучающий постепенно добивается того, чтобы словесная форма побуждения к действию и описания личного опыта ребенка, взяв на себя сигнальную и указательную функции, вытеснила жесты из общения с ним.

Формирование и развитие речи в дактильной форме у слепоглухих детей дошкольного возраста происходит в следующем направлении: усвоение жестов и использование их в общении, на основе жестов формируется словесная речь в дактильной форме, а именно через общение с помощью побудительной речи развивается разговорная сторона речи. Через усвоение названий предметов и действий с ними, через учебные тексты, овладение постепенно усложняющимся языковым материалом формируется другая сторона речи — описательная.

Список литературы

Александрова Н. А., Копыл О. А. Опыт лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития // Материалы 1-ой Международной конференции — Проблемы образования на рубеже веков «Педагогика Рудольфа Штайнера». — М.: МПГУ. — 2001. — с. 73 — 74.

Басилова Т.А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. — М.: Просвещение, 2008. — 112с.

Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология. ;

1996. — № 3. — с.47−55.

Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Под ред.Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — с.278−299.

Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями. // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для сред. учеб. завед. / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2002. — с.374−397.

Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3. — C. 8−16.

Гончарова Е. Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью. // Дефектология. — 1986. — № 6. — с 13−20.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М.: Педагогика, 1974. — с.67 — 83.

Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — с.

6.

Солнцева Л. И. Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология детства). — М.: Полиграф сервис, 2006. — с. 65−76.

Филичкова Л.И., Бернадская М. Э., Парамей О. В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Экзамен, 2004. — 192с.

Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Под ред.Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — с.278−299.

Александрова Н.А., Копыл О. А. Опыт лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития // Материалы 1-ой Международной конференции — Проблемы образования на рубеже веков «Педагогика Рудольфа Штайнера». — М.: МПГУ. — 2001. — с. 73 — 74.

Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — с.

6.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М.: Педагогика, 1974. — с.67 — 83.

Филичкова Л.И., Бернадская М. Э., Парамей О. В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Экзамен, 2004. — с.8−10.

Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями. // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для сред. учеб. завед. / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2002. — с.374−397.

Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3. — C. 8−16.

Гончарова Е. Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью. // Дефектология. — 1986. — № 6. — с 13−20.

Басилова Т. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Под ред.Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — с.278−299.

Басилова Т.А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. — М.: Просвещение, 2008. — 112с.

Солнцева Л. И. Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология детства). — М.: Полиграф сервис, 2006. — с. 65−76.

Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология.

— 1996. — № 3. — с.47−55.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Копыл О. А. Опыт лечебно-педагогической работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития // Материалы 1-ой Международной конференции — Проблемы образования на рубеже веков «Педагогика Рудольфа Штайнера». — М.: МПГУ. — 2001. — с. 73 — 74.
  2. Т.А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. — М.: Просвещение, 2008. — 112с.
  3. Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология. — 1996. — № 3. — с.47−55.
  4. Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями / Под ред.Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — с.278−299.
  5. Т.А. Психология детей со сложными нарушениями. // Основы специальной психологии: Учеб. пособие для сред. учеб. завед. / Под ред. Кузнецовой Л. В. — М.: Академия, 2002. — с.374−397.
  6. Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 3. — C. 8−16.
  7. Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью. // Дефектология. — 1986. — № 6. — с 13−20.
  8. А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М.: Педагогика, 1974. — с.67 — 83.
  9. Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — с.6.
  10. Л. И. Психология детей с нарушением зрения (тифлопсихология детства). — М.: Полиграф сервис, 2006. — с. 65−76.
  11. Л.И., Бернадская М. Э., Парамей О. В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. — М.: Экзамен, 2004. — 192с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ