Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают… Читать ещё >

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной работе был рассмотрен опыт педагога Волковой И.Н.

Тема опыта: Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мультимедийных средств.

«Актуальность опыта. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком вырастают в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Именно поэтому меня заинтересовал процесс экологического воспитания дошкольников.

Но современное общество предъявляет ко всем его членам новые требования. Наука шагает вперёд, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме уже есть и компьютер, и много других технических средств для развития ребенка, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в использовании современных технических средств обучения. Ведь в последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в образовательном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала детьми. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.

И поэтому предметом моего опыта работы стал вопрос исследования взаимосвязи занятий и использование в работе мультимедийные технологии в ходе экологического воспитания дошкольников.

Цель, поставленная мною, такова: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий с использованием мультимедиа-средств на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Гипотеза, выдвинутая мною: использование средств мультимедиа выводит уровень усвоения экологических знаний дошкольниками на более высокий уровень.

Задачи, выдвинутые для решения работы по формированию экологических представлений у старших дошкольников.

  • 2.1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
  • 2.2. Разработать комплекс мероприятий с использованием мультимедийных средств с целью повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.
  • 2.3. Выявить уровень экологического воспитания старших дошкольников.
  • 2.4. Выявить эффективность влияния средств мультимедиа на формирование экологических представлений у старших дошкольников.

Педагогические средства, используемы в опыте;

форма проведения: занятия, экскурсии, экологические досуги и развлечения, работа с родителями;

формы организации: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные;

методы, используемые при проведении опыта:

  • — теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
  • — наглядные: использование мультимедийных средств: просмотры DVD-фильмов, слайдов.
  • — словесные: беседа, чтение детской литературы, рассказывание
  • — практические: проведение опытов, наблюдений

Технология описания опыта.

Прежде чем приступить к непосредственному формированию экологических представлений с использованием мультимедийных средств у детей старшего дошкольного возраста, я приступила к изучению научно-методической и психолого-педагогической литературы. Изучив данное направление, я пришла к выводу, что в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

В дошкольной педагогике проводились исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. [6, с. 95].

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. [2, с. 15].

Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: (программа А. Вересова «Мы земляне», программа Е. Рылеевой «Открой себя).

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру (программа Т. А. Копцевой «Природа и художник»). Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы (программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа», «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич, С. Н. Николаева «Юный эколог»). [3, с. 154].

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Закончив с изучением научно-методической и психолого-педагогической литературы, я приступила к разработке комплекса мероприятий по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников мультимедийными средствами. Туда вошли цикл занятий, картотека мультимедйных средств CD-, DVD-дисков.

Так же для реализации поставленной цели — выявление эффективности применения комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников в своей группе я дополнила экологическую зону изготовленными мною макетами «Животные средней полосы России», «Деревенский дворик», дидактическими играми изготовленными собственными руками «Превращения листочка», «Солнышко», а также «Познаем животный мир природы», «Познаем растительный мир природы», лото «Животные планеты», лото «Зоопарк» и т. д., а также различными энциклопедиями и детскими журналами, в которых содержатся статьи о разнообразии флоры и фауны нашей планеты.

Так же я создавала эмоционально-психологические условия, когда у ребенка формируется чувство свободы и раскованности за счет моей поддержки в его самостоятельной деятельности.

Далее я приступила к реализации следующей поставленной задачей, а именно, выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей. Я определила критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о неживой природе; 4) знания о временах года.

Определившись с критериями, я приступила непосредственно к диагностике уровня сформированности экологических представлений детей экспериментальной и контрольной групп. Данные показали, что в среднем по результатам опроса уровень сформированности детей обеих групп примерно одинаков. Разница в баллах между показателями групп составила 0,1 — 0,5 балла.

В экспериментальной группе определилось 2 детей с низким уровнем, 6 детей со средним, и 2 детей с высоким уровнем сформированности экологических представлений.

В контрольной группе 3 детей с низким, 5 — со средним, 2 — с высоким уровнем сформированности экологических представлений.

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста.

Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей в экспериментальной группе.

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста.

Показатели сформированности экологических представлений на начало эксперимента у детей контрольной группы где Н — низкий уровень, С — средний уровень, В — высокий уровень сформированности экологических представлений.

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

  • 1. В ходе формирования экологических представлений мною была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. — низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
  • 2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения — знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

После проведения диагностики началась кропотливая работа по накоплению у детей экологических представлений с использованием мультимедийных средств.

При разработке комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств я опиралась на программу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» и методические рекомендации Т. В. Хабаровой и Н. В. Шафигуллиной «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников».

На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мною была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам с применением мультимедийных средств.

Применение информационно-компьютерных технологий открывает для воспитателя новые возможности в проведии любых занятий. Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице — «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.

В своей работе я использую такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника.

Планируя занятие с применением новых информационных технологий, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми: 1. четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе; 2. уточняю, где и когда будут использоваться информационные технологии на занятии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

  • 3. согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; 4. учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
  • 5. анализирую и обсуждаю с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Мультимедийные средства используются мною на разных этапах занятия. Так, например:

  • 1. Во вступительной части занятия воспитанникам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с изображением, указывающим на тему занятия.
  • 2. Мотивационно — познавательная деятельность формирует заинтересованность дошкольника в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии.

При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются мои слова, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

  • 3. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: услышанного на занятии, узнанного при работе с родителями, на практическом занятии.
  • 4. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
  • 5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце занятия я делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.

Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», я старалась научить каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Я не оставила без внимания и работу с родителями. В начале я провела анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», , которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Также я смогла обозначит проблемы, требующие педагогической помощи.

Исходя из полученных данных, я подготовила консультации для родителей «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника», «Использование ИКТ экологической направленности в семье».

После всей проделанной работы мною была проведена диагностика, целью которой стала проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий с использованием мультимедийных средств для повышения уровня экологического воспитания старших дошкольников.

Диагностирование проводилось с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.

Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты представлены на рис.

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста.

Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников экспериментальной группы на окончание эксперимента.

Из опыта работы по организации проведения занятий детей среднего дошкольного возраста.

Результаты диагностики уровня сформированности экологических представлений у дошкольников контрольной группы на окончание эксперимента Анализ результатов диагностики уровня сформированности экологических представлений старших школьников экспериментальной и контрольной групп в контрольном эксперименте показывает:

  • 1. Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем пяти показателям — и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы.
  • 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний и, за исключением Гали Ф., средний уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда — неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях, дети «проверяют» в самостоятельной деятельности за компьютером дома. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой