Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки. Таким образом исходя… Читать ещё >
Занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие развитие навыков пейзажного рисования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста (констатирующее исследование)
Исследование проводилось на базе ДОУ № 19 г. Саянска, в старшей группе № 1. Всего было обследовано 10 детей.
В ДОУ № 19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В. Н. Бакшеев «Голубая весна», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», В. Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.
Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:
Методика 1. «Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.
Методика 2. «Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.
Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.
Методика 1.
Беседа с детьми проводилась индивидуально.
Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И. И. Шишкина «Перед грозой» (приложение № 1), и ответить на ряд вопросов:
1. Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:
a) Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
b) Как он выделил главное?
c) Почему именно это художник выделил в картине?
2. Линия горизонта:
a) Покажи, где на картине небо сходится с землей?
b) Чего в картине больше: земли или неба?
c) Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?
3. Многоплановость:
a) Какие предметы в картине написаны далеко?
b) Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?
c) Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?
4. Формат:
a) Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
b) Почему именно так художник положил лист?
В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.
Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования (приложение № 2).
Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:
- 1. Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;
- 2. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;
- 3. Что хотел показать художник, написав эту картину.
Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:
- · Высокий уровень — отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;
- · Средний уровень — отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;
- · Низкий уровень — затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.
После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение № 3).
Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%) имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но не имея достаточно знаний не смогли этого сделать. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни. | высокий. | средний. | низкий. |
Процентный показатель (%). | ; | 50%. | 50%. |
Количество. детей 10. | ; |
Методика 2.
Материалы: прямоугольные листы бумаги, краски гуашь.
Ход обследования: детям предлагалось нарисовать пейзаж на тему «Весенний лес».
Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:
- 1. Зарисовывает всю поверхность листа;
- 2. Прорисовывает линию горизонта;
- 3. Изображает деревья разные по размеру.
На основании выше перечисленных показателей мы выявили следующие уровни:
- · Высокий уровень — зарисовывает всю поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья разные по размеру и на разном уровне;
- · Средний уровень — частично зарисовывает поверхность листа, прорисовывает линию горизонта, изображает деревья одинаковые по размеру на разном уровне;
- · Низкий уровень — недостаточно зарисовывает поверхность листа, не прорисовывает линию горизонта, деревья изображает на одном уровне.
После занятия работы детей (приложение № 4) анализировались отдельно и заносились в таблицу (приложение № 5).
Исходя из полученных результатов было определенно, что 5 детей (50%)имеют низкий уровень; 5 детей (50%) имеют средний уровень. Высокого уровня среди детей не наблюдалось.
Таблица 2.
Уровни. | высокий. | средний. | низкий. |
Процентный показатель (%). | ; | 50%. | 50%. |
Количество. детей 10. | ; |
Таким образом исходя из полученных результатов обследования детей в целом, можно сделать вывод, что развитие навыков пейзажного рисования находится на среднем и низком уровне. Одной из причин этого является то, что в программе «Детство», по которой работает ДОУ № 19 не отводится достаточно часов, и поэтому не осуществляется систематической работы в этом направлении.
Анкетирование для родителей.
Инструкция: Было составлено восемь вопросов:
- 1. Интересуетесь ли Вы изобразительным искусством?
- 2. Разговариваете ли Вы с ребенком о красоте природы?
- 3. Рисуете ли Вы вместе с ребенком природу?
- 4. Знакомите ли Вы ребенка с различными художниками и репродукциями?
- 5. Ходите ли Вы с ребенком на выставки?
- 6. Обсуждаете ли Вы с ребенком, увиденное после выставки?
- 7. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду больше внимания уделялось изобразительному искусству?
- 8. Как Вы считаете, нужны ли знания о изобразительном искусстве для развития вашего ребенка?
На них предлагалось ответить родителям «да» или «нет» (приложение № 6).
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что родители хотят чтобы изобразительной деятельности уделялось больше внимания, что знания о изобразительном искусстве для развития ребенка нужны. Но сами не в достаточной степени уделяют должного внимания, не интересуются изобразительным искусством, не знакомят детей с художниками и репродукциями, не ходят на выставки.