Эффективное слушание.
Чтение как вид речевой деятельности
Потребность реплики: необходимость ответить занимает наши мысли формулированием собственных аргументов, и мы уже не слушаем то, что нам говорят. Отключение внимания: высокая скорость умственной деятельности: мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому отвлекаемся от речи говорящего; Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое… Читать ещё >
Эффективное слушание. Чтение как вид речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудности и помехи эффективного слушания.
Процесс слушания требует значительного умственного напряжения: надо понять, о чём говорит человек, проанализировать и запомнить какие-то положения его речи, преодолеть определённые трудности восприятия.
Основные трудности в восприятии:
- — отключение внимания: высокая скорость умственной деятельности: мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим, поэтому отвлекаемся от речи говорящего;
- — избирательность внимания: мы с детства приучены слушать то, что представляет для нас наибольший интерес, и это затрудняет фиксирование внимания на чём-то одном;
- — потребность реплики: необходимость ответить занимает наши мысли формулированием собственных аргументов, и мы уже не слушаем то, что нам говорят.
ПОМЕХИ эффективного слушания:
- 1) Физические помехи: шум, неожиданное воздействие, высокая или низкая температура, усталость.
- 2) Психические помехи: безразличие, предубеждение против темы разговора или говорящего. Озабоченность, реакция на слова с эмоциональной окраской, напряжение.
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
Таблица 1
Название этапа. | Цель этапа. | Способы поддержки собеседника. |
1. Информационный. | Дать собеседнику высказать свою точку зрения. | Поддакивание, побуждение, невербальная поддержка. |
2. Уяснение. | Убедиться, что вы правильно его поняли. | Выяснение, парафраз, отражение чувств. |
3. Завершающий. | Добиться совместного решения. | Оценки, продолжение, резюмирование. |
В деловой беседе старайтесь применять следующие правила эффективного слушания:
Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны. |
Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто. |
Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться. |
Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник. |
Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны). |
Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть. |
Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию. |
Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание. |