Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути реализации индивидуального подхода в процессе экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ составных частей, уровней, ступеней, сфер экономического сознания показывает, что необходимым средством его формирования и развития служит экономическое образование как основа и составная часть экономического воспитания. Процесс его осуществления в условиях взаимодействия различных образовательных учреждений предполагает овладение определенными знаниями, понятиями, законами и принципами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы индивидуального подхода в экономической подготовке учащихся
    • 1. Психологические основы индивидуализации учебновоспитательного процесса
    • 2. Проблема индивидуального подхода в педагогической литературе и исследованиях
  • §-3.Индивидуальные особенности личности и их учет в учебно-воспитательном процессе. I
  • Выводы
  • Глава II. Осуществление индивидуального подхода в! учебном процессе экономической подготовки учащихся
    • 1. Социально-экономический анализ развития образовательных моделей
  • §-2.Формы и методы реализации индивидуального подхода в процессе экономической подготовки учащихся
  • §-3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по экономической подготовке учащихся
  • Выводы

Пути реализации индивидуального подхода в процессе экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения в жизни Российского общества определили ряд важнейших проблем перед системой образования, от решения которых в значительной степени зависит успешность осуществляемых реформ. По мнению многих ведущих экономистов как в нашей стране, так и за рубежом, успешность рыночных преобразований определяется не столько перераспределением собственности, сколько тем, в какой степени широкие слои населения активно участвуют в решении вопросов социально-экономической жизни общества. Возникающий в современных реальных условиях отрыв происходит по ряду причин, важнейшей из которых является достаточно низкий уровень экономической подготовки населения.

Следует отметить, что в последние годы в значительной степени усилено внимание ученых и педагогов-практиков к проблеме разработки содержания i экономического образования школьников, поиску форм и методов с экономического просвещения молодежи. В настоящее время имеются программы и пособия по экономическому образованию учащихся начиная с первого класса до вузовской подготовки. Данная проблема являлась объектом I изучения в работах В. С. Автономова, А. А. Александрова, А. В. Алексеева, Ю. К. Васильева, Э. М. Голдстина, Н. Г. Горд иен ко, О. Г. Грохольскбй, I.

АЛ.Дрондина, В. А. Кальней, И. А. Липсица, В. А. Монаховой, И. А. Сасовой и I других. ' I.

Вместе с тем, как показывают результаты наших наблюдений и анализ ймеющейся практики экономической подготовки школьников, в целом всеми 4 учащимися сегодня понимается ее важность и необходимость, однако процесс усвоения экономических категорий зависит от индивидуальных особенностей, уровня интереса, увязывания с перспективой получения профессии экономического профиля и т. д. Таким образом, процесс осуществления экономической подготовки школьников должен учитывать как специфику экономики и ее основные понятий, так и индивидуальных особенностей учащихся.

Психологические осиокы процесса индивидуализации были разработаны в исследованиях J1.C. Выготского, Э. А. Голубевой, В. В. Давыдова, З. И. Калмыковой, В. А. Крутецкого, И. С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, С. М. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Э. Чуковского. — I.

Проблема индивидуализации учебной деятельности получила развитие в психолого-педагогических исследованиях Ш. А. Амоиашвили, Ю. К. Бабаиского, А. З. Зака, А. А. Кирсанова, И. С. Кона, В: А. Крутецкого, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, Б. С. Рабунского, Т.Н. [ Шамовой Г. И. Щукиной, B.C. Юркевич и др. Анализ работ данных авторов позволяет I выделить целый ряд направлений в реализации индивидуального подхода в обучении: учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых в процессе организации их учебной деятельности, формирование положительной мотивации учебной деятельности с ориентацией на личностные качества обучаемый, учет уровня подготовки и типа мышления и т. д.

Можно также выделить и характерные этапы в развитии исследования этой проблемы. До 60-х годов особое внимание стало уделяться неуспевающим учащимся, в ?0-е годы появляются исследования в области I организации индивидуальных и групповых форм работы (В.И. Загвязинскйй, Р. Т. Иванова, Л. П. Кньнн, Х. И. Лийметс, И. А. Семёнов, И. М. Чередов и др.). Появляются исследования, рассматривающие взаимосвязь процесса индивидуализации и повышения уровня познавательной активности М. М. Аицибор, Л. П. Аристова, И. Э. Унт, Д. А. Дапилочкина, 1 И. Б. Закирова, А. А. Кирсанова, Е. С. Рабунского, И. А. Чурикова и др.

Проведенный нами анализ исследований по данной проблеме привел пас к выводу о необходимости поиска возможности организации индивидуализации учебно — воспитательного процесса j экономической подготовки школьников. Таким образом, можно выделить противоречия I между: :. необходимостью осущесi''вления экономической подготовки школьников и учета особенностей экономики как учебной дисциплины и индивидуальных особенностей и качеств личности учащихся- ! необходимостью воспитания элементов экономической культуры, связанной не только с усвоением знаний и умений, но и формированием отношения к вопросам экономики, опыта применения экономических знаний и индивидуальным характером их приобретения.

С разрешением данных противоречий связана научная и практическая проблема: каковы условия и средства организации индивидуализации учебно-воспитательного процесса, применение которых обеспечит успешную экономическую подготовку школьников.

Решение этой проблемы составляет цель исследования, тема которого.

Пути реализации индивидуального подхода в процессе экономической.

ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ", |.

4.

Объектом исследования является учебно-воспитательной процесс экономической подготовки ШКОЛЬНИКОВ. j.

Предмет исследованияпути осуществления индивидуализации экономической подготовки школьников. '.

Исходя из поставленной цели и предмета исследования, на основе ёнализа психолого — педагогической литературы и эмпирического опыта работы преподавателей была сформулирована гипотеза: повышение уровня экономической подготовки школьников будет возможным: при реализации следующих условий: !

— изучении индивидуальных особенностей школьников! и их учете в организации учебно-воспитательного процесса экономической подготовки- '.

— умете особенностей экономических знаний и умений и процесса их формирования у школьников;

— реализации индивидуального подхода в формировании отношения к экономическим знаниям и опыта их применения в практической деятельности: I.

— включении в содержание обучения материала, раскрывающего характер влияния индивидуальных особенностей личности в экономической деятельности;

— раскрытия учащимся путей самовоспитания личностных качеств, определяющих успешность в экономической сфере деятельности.

На основе данной гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Провести научный анализ психолого-педагогической литературы и исследований по проблеме индивидуализации экономической подготовки школьников.

2. Выявить условия и средства обеспечения индивидуализации учебного процесса формирования экономических знаний, умений, отношения к вопросам экономической сферы, опыта применения экономических знаний в прикладной деятельности. I.

3.Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанного подхода в условиях общеобразовательных школ.

Методологической основой исследования является, диалектическая концепция развития личности, деятельностиый подход в процессе обучения и воспитания, концептуальные положения об особенностях развития индивидуальности личности.

Г *.

Методы исследования: 1. Теоретический метод, заключающийся в изучении, отборе и I систематизации материала по данной проблеме, включающий анализ и прогноз по результатам исследования, моделирование учебного процесса.

2. Опытно-экспериментальный метод, содержащий анкетирование^ наблюдение, изучение документации, программ, проведение экспериментальных занятий и их анализ, анализ результатов и их обработка.

Глии1М11 Ilk >¦•¦"¦" ¦ itAriitit^lilifl* х s к. iMMHii-ic } i (iiiui ill. Vvit-tt-tuiiiiiri>

I. (1997 — 1998 п.) Изучение теоретических основ данной проблемы.

Определение цели и задач исследования. Разработка методики i экспериментальной работы.

II. {1998 — 1999 п .) Проведение констатирующего эксперимента и обработка его результатов. Разработка экспериментальных материалов для формирующего эксперимента. Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов. 1.

III. (1999 — 2000 гг.) Обобщение результатов работы, уточнение выводов, подготовка методических рекомендаций. 1.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены условия и средства осуществления экономической подготовки школьников на основе индивидуализации учебного процесса (изучении индивидуальных особенностей школьников и их учете в организации учебно-воспитательного процесса экономической подготовкиучете особенностей экономических знаний и умений и процесса их формирования у школьниковреализации индивидуального подхода в формировании отношения к экономическим I знаниям и опыта их применения в практической деятельностивключении в содержание обучения материала, раскрывающего характер влияния индивидуальных особенностей личности в экономической деятельностираскрытия учащимся путей самовоспитания личностных качеств, определяющих успешность в экономической сфере деятельности и др.).

Практическая значимость. 1.

Разработаны пути и средства осуществления экономической подготовки школьников на основе индивидуализации учебной деятельности. J.

Достоверность и обоснованность результатов исследованйя обеспечиваются четкостью методологических позиций, использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, адачам и логике исследования, репрезентативностью источииковой базы работы и количества участников констатирующего и: формирующего j эксперимента. '.

На защиту выносятся:

1. Особенности экономической подготовки школьников на основе формирования опыта применения экономических знаний и положительного отношения к экономической деятельности.

2. Ну ги осуществления экономической подготовки школьников на основе индивидуализации учебно-воспитательного процесса (учет особенностей экономики как учебной дисциплины, учет индивидуальных особенностей 1 учащихся, реализация индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе и т. д.). ' I.

Экспериментальная база исследования.

Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены в практику работы общеобразовательных школ Юго-Восточного и Центрального округов г. Москвы. I.

Апробация и внедрение результатов исследования. | Вопросы теории и практики экономической подготовки школьников на основе индивидуализации обучения обсуждались и были одобрены на заседаниях лаборатории развития образовательных систем и технологий Института общего образования Минобразования Российской Федерации, в методических материалах в помощь учителю.

Выводы по главе II. !

Современные социально-экономические условия развития процессов в российском образовании поставили ряд вопросов о необходимости новых ориентиров, которые позволили бы педагогу наиболее успешно реагировать на часто меняющиеся условия профессиональной деятельности. Таким образом, с одной стороны, изменения в профессиональной деятельности.

105 ! > г *.

• V t начинаются с принятия педагогом требований, которые новые условия жизни и современное общество ставят перед ним, осознания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в Нем самом.

С другой стороны, происходят изменения в характере и содержании требований, которые сам учитель предъявляет и к жизни, и к обществу. Если же происходит несовпадение требований, предъявляемых обществом к I педагогу, а также ожидаемых от него результатов с требованиями, которые педагог обращает к обществу, то возникают конфликты во взаимоотношениях общества и педагога, а также конфликты внутри самого педагога. Вот тогда учитель встает перед важностью переоценки своих требований к жизни, изменения взгляда и на окружающий мир, и на самого себя.

Хорошее знание индивидуальных особенностей учащихся невозможно — I без их тщательного специального изучения. Если педагог четко представляет, как и какие особенности использовать, то это означает, что он знает их сильные и слабые стороны, знает не только то, что сейчас проявляется в деятельности школьника, но и его потенциальные возможности. Знание индивидуальности каждого — это важнейший аспект I педагогической квалификации. Не случайно в структуре деятельности в качестве важнейших способностей выделяются способности, позволяющие правильно воспринимать психологию учащегося, проникать в его внутренний мир, разбираться в его личности и временных состояниях.

Чтобы успешно изучать личность учащихся и применять знания об их индивидуальных особенностях, необходимо соблюдать ^ определенные требования и применять различные методы. Существенная особенность психических явлений заключается в том, что, они недоступны непосредственному восприятию. Мы не в состоянии непосредственно видеть или слышать черты характера, человека, его интересы, мысли и т. д. Тем не.

106 • i w I.

I ! 4 менее, эти особенности изучаемы, о них можно получить определенное представление косвенным путем, через объективные показатели и данные, свидетельствующие об этих явлениях. Одна из главных задач изучения индивидуальных особенностей школьников заключается в том, чтобы выводы о них строились на основе достаточного количества объективных данных, точных фактов. Эта задача наиболее актуальна в первое время работы с ними, i что требует систематического, планомерного изучения школьников. С самого начала проявляются не только положительные особенности, но и отрицательные тенденции.

Поскольку задача учителя заключается в разностороннем изучении каждого школьника, то, естественно, он не должен ограничиваться изучением результатов только тех форм активности, которые связаны с его предметом. Решение названной задачи требует анализировать результаты разноообразной активности учащегося. Сведения, касающиеся различных форм их активности, позволяют индивидуализировать подход к учащимся не только в узкопрофессиональном плане, но в плане использования их организаторских качеств, реализации и развития технических, спортивных и других интересов и способностей.

Сложный характер связи между индивидуальными особенностями школьников и результатами их деятельности позволяет сделать вывод о необходимости сочетания методов изучения личности.

В процессе нашего исследования мы опирались на возможность осуществления экономической подготовки школьников на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся, учете этих особенностей в учебно-воспитательном процессе. Следует отметить, что в данной работе мы исходили из того, что экономическая подготовка учащихся требует не только использования методов изучения индивидуальных особенностей личности, но и поиска путей реализации поставленных задач экономической подготовки в i процессе индивидуальной работы с конкретным учеником. Решение данной I проблемы при использовании коллективных форм работы без учёта индивидуальных особенностей обучаемых, как показывают наши наблюдения, оказываются малоэффективными. Поэтому в процессе исследования нами был сделан анализ тех подходов в организации учебной работы с учащимися, которые могли бы способствовать решению поставленных задач исследования.

Задача экономического воспитания школьников заключается в 4 создании педагогически обоснованных условий, форм и методов для успешного формирования экономического мышления, глубокого осмысления и прочного усвоения учащимися экономической теории, развития таких качеств личности, как ответственности, инициативность, предприимчивость, деловитость и т. д. ,.

Теоретический уровень экономического сознания формируется в результате обучения. В достаточно условной степени можно выделить три.

I, f ступени теоретического экономического сознания: научно-теоретическое (уровень экономических наук) — научно-практические (планирование, экономическая политика) — прикладное (конкретные экономические знания в области финансов, обращения, организации труда и т. д.). Они находятся в единстве и все могут проявляться как на уровне школьного образования, так и на уровне специального (в условиях колледжей, техникумов, вузов).

Анализ составных частей, уровней, ступеней, сфер экономического сознания показывает, что необходимым средством его формирования и развития служит экономическое образование как основа и составная часть экономического воспитания. Процесс его осуществления в условиях взаимодействия различных образовательных учреждений предполагает овладение определенными знаниями, понятиями, законами и принципами из всех сфер теоретического экономического сознания. Содержание, объем, структура и взаимосвязь экономического материала в процессе обучения определяются в соответствии с разработанными достаточно глубоко в педагогике юн f принципами преемственности в содержании, формах и методах осуществления учебно-воспитательного процесса.

Характерной особенностью человека, владеющего экономическим мышлением является наличие экономической образованности (свободное владение экономическими понятиями и категориями, умение экономически мыслить, предвидеть развитие объективных экономических процессов, активно проявлять свое отношение к происходящим экономическим процессам), предприимчивости, заинтересованности. Экономическое мышление — это и соблюдение чувства меры, разумности в соотнесении желаемого и возможного, высоких материальных запросов с реальными возможностями общества и личным вкладом в развитие экономического процесса. i.

Имеющиеся у человека задатки могут получить свое дальнейшее развитие в процессе образования, т. е. в развитии экономического мышления I большое значение имеет объективная необходимость и| потребность уже в школьные годы научить человека осваивать экономические знания, учить мыслить экономическими категориями, вырабатывать в себе потребность в совершенствовании своей деятельности, предвидеть экономически выгодные обстоятельства и пути. Следует также отметить большое значение в формировании экономического мышления от возрастных, индивидуальных, региональных и других особенностей личности, уровня теоретических и практических знаний, общения, вида и форм деятельности в которой отведено I учащемуся в семье, школе, обществе. 1 ^.

Заключение

! — '.

Па основе глубокого теоретического анализа работ по проблеме осуществления индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе предложен целостный дидактический подход к проблеме, раскрывающий пути ее реализации в экономической подготовке школьников.

В исследовании обоснован учет индивидуальных особенностей учащихся в ходе экономической подготовки, поскольку необходима ее увязка с формированием элементов экономической культуры личности, включающей наряду с формированием знаний и умений, положительного отношения к экономической деятельности, опыта реального практического применения экономических знаний. Учет индивидуальных особенностей школьников осуществлялся в учебно-воспитательном процессе на основе варьирования направленности заданий, их уровня сложности, интересов школьников, дальнейшйх перспектив получения профессии и т. д.

Основным механизмом реализации индивидуального подхода выступал I процесс формирования адекватной самооценки личности школьника в ходе экономической деятельности и акцент на формированйе качеств личности, имеющих важное значение в экономической деятельности — честность, дисциплинированность, ответственность и т. д. — i.

С этой целью в исследовании были разработаны и реализованы программы i экономической подготовки и. материалы по организации учебно-воспитательного процесса. Полученные результаты показали правомерность S выдвинутой гипотезы исследования.

110 j I i I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Организация пространственно-предметной среды средней школы как показатель творчества педагога. // Активность личности в обучении. М., 1986. С. 30−31.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе.
  3. Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. 183 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336с.-С. 42−43. •
  5. Актуальные проблемы современной психологии. // Материалы международного конгресса. М., 1983. — 245 с. iII
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.-379 с.• I
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1980. -416 с.
  8. Аникеев В. А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода к обучению. Автореф.канд.дисс. М., 1997 26с.
  9. Анцибор M. I I. Индивидуализация обучения задача сегодняшнего дня. Тула, 1971.: 231 с.
  10. Ю.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системе. //
  11. Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 9. 11. Анцыферова Л. И. Системный подход к изучению и формировано личности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 140−147.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 976.157с. :t
  13. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 151 с.
  14. М.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования.М., 1984.-105с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.560 с.
  16. В.Л. Индивидуальный подход к учащимся в условиях 69−75.I
  17. Р. Развитие Я концепции и воспитание: Пер. р англ. М., 1986.-С.I328.329. 1
  18. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и1.Уличности. Киев, 1978: 142с.
  19. Р.У. Формирование творческой индивидуальности школьников в учебно-познавательной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. Спб, 1992.
  20. ДБ. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-па-Дону, 1983. С. 22−35.
  21. Д.Б., Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975.
  22. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. № 4. 1976. С. 69−79.
  23. Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творческого мышления и создания искусственного интеллекта. // Новыеисследования в психологии. 1978. С. 3−7. •i
  24. А.А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
  25. Боне де Э. Рождение новой идеи. М., 1976. 143 с. j .
  26. ТВ. Теория и практика формирования экономической культуры школьников. Доктдисс., М., 1999. I
  27. А.А. Индивидуальный подход в обучении. // Сов. педагогика, 1965. № 7.
  28. A.B. Проблема развития в психологии и психологии мышления. // Принцип развития в психологии. М., 1978.С.38−63.
  29. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. ж-л. Т. 12. № 6. 1991. С. 3−1 I. С. 3.
  30. Бурлачу к Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с. 54. Бурменская Г. В., Карабчнова С).А.,
  31. П.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989, — 172с. ¦
  32. М. Продуктивное мышление. М., 1987. 335 с.
  33. Ф.А. Социально-философский аспект формирования творческой активности личности. // Формирование творческой активности личности учащихся. Омск, 1979, С. 3−1 I.
  34. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. //
  35. Тезисы докладов на межвузовской конференции. М., 1964. 207 с.1
  36. Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. М&bdquo- 1983. Т. 3-С. 315.
  37. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в б-ти т.-М? 1982. Т.2.-С.6−361. •г
  38. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. // Вопросы психологии. 1969. № 1, С. 15−26. •
  39. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М&bdquo- 1985.-42 с. !
  40. Гримак Л. П. Общениес собой: Начапа психологии активностию.- М.1991,320с. ii
  41. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.
  42. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976. 325 с.
  43. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. л
  45. Г. А. Творчество и диалектика. М., 1976. 175 с. $
  46. Данилочкина Г А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся. Автореф. дис. М., 1973.
  47. Днепрова Т.П.Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза. А втореф. дисс .канд. пед. наук. Екатери нбург, 1996.
  48. Дружинин В Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей. // Психол- ж-л. Т. 12. № 2. 1991. С. 94−104.
  49. В.Н. Тестирование познавательных способностей при решении практических задач // Развитие' и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука. С. 39−77. j
  50. И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.-64 с.
  51. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления. М., 1965. С. 86−234. |51 .Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знамя, 1980. i ' I
  52. И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 199 с.
  53. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., 1974.
  54. З.И. Обучаемость и общие принципы построения методов ее диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М&bdquo- 1975.-С. 1−48.
  55. Калмыкова 3-Й. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-200 с. !
  56. В. А. Педагогические основы экономико-технологической1подготовки молодежи. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1996−44с.
  57. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как пеiдагогическая проблема. Казань, 1982. 224 с. !
  58. А.Г. Психология личности. M., 1970. , — ' v
  59. A.M. Теория отражения и творчество. М., 1971. 225 с. I
  60. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. -М. 1994.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975.-304 с.
  62. А.Н. О формировании способностей. // Вопр. психол. 1960. № 1.С. 7−18.
  63. И.Я. Теория современного процесса обучениями ее значение дляIдидактики. // Сов. педагогика. 1989. № 11.: — С. 10−17. J
  64. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 683 с.
  65. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  66. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения. // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 18−35.
  67. .Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психол. ж-л. 1981. Т.2. № 1.-С. 3−17.
  68. В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. 2515 с. I
  69. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-191 с.
  70. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.-96 с.
  71. A.M. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1969.-374 с. I
  72. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальнуюiпсихологию личности. М., 1966.-С. 18−63. 1
  73. МеНчинская Н. А. Обучение и умственное развитие. // Обучение и развитие. М., 1966. С. 5−8. ^
  74. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь,-1990. 110с.
  75. Н.Ф. Воспитание самостоятельности мышления у школьнике^ вучебной работе. М., 1959. 92 с. 'i
  76. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Вопр. психол., 1971. № 6. С. 13−26.
  77. В.Д. К вопросу об общих и частных свойствах нервной системы. // Вопр. психол., 1968. № 4. С. 29−43.
  78. Р.С. Психология образования. М., 1994. 496 с.
  79. Р.С. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности. // Вопр. психол., 1985.№ 4.-С.93−101.
  80. А.Б. Психологические центрации в профессиональной деятельности учителя. / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989. № 2. -С. 52−56. ,
  81. Ю.М. Восхождение к индивидуальностям. 1991. 287с.
  82. Педагогическая энциклопедия. И. А. Каирова. М., 1964.
  83. А.В. История советской психологии. М., 1966. 352 с.
  84. А.В. К истории проблемы активности личности в советской психологии.' // Вопр. активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964.-С. 56−58.
  85. А.В. К психологии активности личности. И Вопр. психол., 1975. № 3. -С. 26−38. 156.
  86. В.А. Принцип отражения субъектности в психологическом исследовании личности. // Вопр. психол., 1985. № 4. С. 17-li8.
  87. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
  88. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. ь
  89. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогйка, 1976.-280 с.
  90. Я. А. Исследование творческого потенциала человека. // Психол. ж-л. Т. 12. № 1. 1991.-С. 3−12.
  91. Я. А. Состояние, тенденции и перспективы развитияIпсихологии творчества. // Психол. ж-л, 1986. Т.7. № 2. С. 3−12.I
  92. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  93. Н.В. Индивидуальные самостоятельные ipa6oTbi учащихся вIобучении. Автореф. дисс. М., 1971. I
  94. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания./ Под ред. И. В. Дубровиной и Б. С. Круглова. М., 1984. 172 с.
  95. Психология. Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 8.
  96. Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989.-С. 8.
  97. Психология. Словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  98. Психология формирования и развития личности. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. 364 с.
  99. В. Р. Рефлексия креативности и творческой продуктивности у научных работников. Канд. дис. Л., 1987. 138 с.
  100. Рабочая книга школьного психолога. / Под р<�ед. И. В. Дубровиной. М&bdquo- 1991.- 303 с. !
  101. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975. i1 I104. С. 164−168.I
  102. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 701 с.• ' • s. i ь
  103. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике1.-развития. // Вопр. психол., 1991. № 5. С. 7−9. !
  104. Самоактуализационный тест. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская.1. М., 1995. 43 с.
  105. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  106. Теплов Б|М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -I 535с.
  107. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.М.1990ю 192с.
  108. Т.А. Я против «Я». М., 1985. — 76 с.
  109. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 115. 1987.-224 с.
  110. Л.М., Кулагина И. 10. Психологический справочник117. учителя. М&bdquo- 1991.-288 с. ! '
  111. .А. Мотивация творческой деятельности. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. — С. 34−65.
  112. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к120. учащимся как эффективное средство активизации их познавательной121. деятельности. Автореф. дис. Казань, 1973.
  113. Т.И. Проблемы активизации учения школьников. Автореф. дис. М&bdquo- 1977. -
  114. Щукин М. Р. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. М.1990.- 88с.
Заполнить форму текущей работой