Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработке теории гражданского общества посвящены труды отечественных ученых С. А. Абакумова, Г. И. Авциновой, М. Г. Анохина, К. С. Гаджиева, З. Т. Голенковой, А. А. Галкина, Г. Г. Дилигенского, Е. Я. Дугина, В. И. Жукова, В. А. Затонского, З. М. Зотовой, В. С. Комаровского, Б. И. Краснова, Ю. А. Красина, Т. В. Карадже, К. О. Магомедова, И. И. Моделя, О. А. Митрошенкова, И. В. Орловой, С. П… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Эволюция теоретических концепций взаимодействия государства и гражданского общества
    • 1. 2. Модели социального государства как фактор, определяющий специфику взаимодействия властных структур и институтов гражданского общества
    • 1. 3. Трансформация в условиях глобализации функций института государства, гражданского общества и их взаимодействия
    • 1. 4. Негосударственные некоммерческие организации как институт гражданского общества
  • ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ФОРМЫ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВЛАСТНЫМИ СТРУКТУРАМИ
    • 2. 1. Генезис гражданского общества и его взаимодействия с органами государственной власти. Ю^
    • 2. 2. Опыт и основные принципы формирования межсекторного взаимодействия.15S
    • 2. 3. Международная практика деятельности некоммерческого сектора
  • ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДОМИНАНТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО
    • 3. 1. Структурные сдвиги и формы социальной деятельности НКО
  • Политизация социальных ориентиров
    • 3. 2. Динамика межсекторного взаимодействия
  • НКО и органов государственной власти
    • 3. 3. Региональный опыт взаимодействия государственных структур и общественных организаций в социальной сфере
    • 3. 4. Социальная ответственность предпринимательства в межсекторном взаимодействии
    • 3. 5. Негосударственные некоммерческие организации в условиях экономического кризиса
  • ГЛАВА IV. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В МЕЖСЕКТОРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
    • 4. 1. Социальное партнерство — институциональный принцип гражданского общества
    • 4. 2. Технологии, механизмы и основные формы партнерского взаимодействия
    • 4. 3. Инфраструктура социального партнерства и совершенствование ее форм

Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В XXI веке наша страна вступила в сложный и очень ответственный период своего развития. Модернизация и реструктуризация экономики сориентировала ее на новые социальные вызовы: повышения роли человеческого капитала, устранения бедности, упреждения демографических и экологических рисков. Развивающиеся сегодня социально-экономические и социально-политические процессы во многом определят облик России в стратегической перспективе XXI века.

Решение обозначенных выше проблем предполагает усиление консолидации всех слоев и групп российского общества, повышение социализации личности, реальной роли участия граждан и их объединений в публичной политической деятельности.

Важнейшая функция институтов гражданского общества привлечение к различным формам управления в муниципалитетах, городах, регионах, контроль за деятельностью органов исполнительной власти, содействие самоорганизации граждан — пока не достаточно развита. Не полной мере востребован потенциал гражданского общества как институционального механизма раскрытия творческих сил человека в интересах государства, корпоративной группы и самого человека.

В тоже время известно, что особое место институты гражданского общества занимают в решении злободневных социальных проблем, е том числе: в помощи лицам с ограниченными возможностями, в социальной интеграции инвалидов, пенсионеров, в жизнедеятельности муниципальных образований, в укреплении института семьи, в работе с группами риска.

Институты гражданского общества являются важным участником благотворительного процесса, взаимодействуют с социально ответственным бизнесом, стимулируют его на решение социальных проблем.

Все более активно участвуют институты гражданского общества в культурно-историческом и патриотическом воспитании молодежи, в работе с ветеранами войны и труда, противодействуют бездуховности.

Институты гражданского общества могут и должны б?3>лее целенаправленно участвовать в формировании среднего класса, а так: же способствовать созданию благоприятной инновационной среды, повышению качества человеческого капитала.

Роль институтов гражданского общества актуализировалась в процессе экономического кризиса, осложнившим решение социальных и политических проблем, прежде всего, из-за растущей безработицы, задержках в выплгате заработной платы, инфляции, снижением качества жизни населения.

Социальная неустроенность уязвимых слоев населения, в первую очередь пожилых людей и молодежи, вызвала необходимость активизации участия институтов гражданского общества в решении социальных проблем и усиления межсекторного взаимодействия с органами государственной власти.

Межсекторное ресурсное взаимодействие базируется на ключевых принципах социального партнерства, социальной консолидации различных социальных слоев и групп.

Система взаимосвязи органов государственной власти и институтов гражданского общества — не конечный пункт процесса консолидации, а динамично развивающиеся социально-экономические и социально-политические механизмы и технологии.

На пути построения системы социально-экономических и социально-политических механизмов и технологий такого взаимодействия существует множество нерешенных проблем и бюрократических барьеров. В то же время, в стране, в ряде регионов, накоплен ценный положительный опыт межсекторного, ресурсного взаимодействия. Однако имеется и негативный опыт, который должны учитывать как государство, так и институты гражданского общества, особенно негосударственные некоммерческие организации, которые являются наиболее активными участниками процесса взаимодействия со стороны гражданского общества.

Все это актуализирует дальнейшую научную разработку теории взаимодействия государства и институтов гражданского общества. Особенно важны такие исследования применительно к социальной сфере, где сегодня в условиях усиливающегося экономического кризиса, возрастает роль негосударственных некоммерческих организаций в решении социально-политических проблем, что и определяет значимость и актуальность исследуемой темы.

Степень научной разработанности проблемы.

Диссертационное исследование выполнено на широкой теоретико-методологической базе, представленной классическим наследием и трудами современных авторов.

Большинство ведущих мыслителей прошлого в той или иной степени и в различной трактовке касались проблем гражданского общества и его отношениям с государством. Общие идеи гражданской свободы встречаются в воззрениях Платона и Аристотеля. Особенно ярко идеи гражданского общества представлены эпохой Возрождения, когда и были сформулированы основные теоретические постулаты гражданского общества. Это нашло свое отражение в блестящих трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Т. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Большая заслуга в развитии теории гражданского общества принадлежит Г. Гегелю, а также значительный вклад в нее внесли Дж. Локк, А. Смитт, В. С. Милль, Т. Джефферсон, А.Грамши. Среди российских мыслителей отметим А. Рязанцева, П. Чаадаева, Н. Карамзина, А. Герцена, Б. Чичерина, И. Ильина, П.Новгородцева.

Современные теории взаимосвязи государства и гражданского общества представлены в работах: Э. Арато, X. Арендт, Джин JI. Коэна, Э. Гидценса, А. Турена, Ю. Хабермаса, А. Эдвардса, Дж. Кина, Д. Грина;

Разработке теории гражданского общества посвящены труды отечественных ученых С. А. Абакумова, Г. И. Авциновой, М. Г. Анохина, К. С. Гаджиева, З. Т. Голенковой, А. А. Галкина, Г. Г. Дилигенского, Е. Я. Дугина, В. И. Жукова, В. А. Затонского, З. М. Зотовой, В. С. Комаровского, Б. И. Краснова, Ю. А. Красина, Т. В. Карадже, К. О. Магомедова, И. И. Моделя, О. А. Митрошенкова, И. В. Орловой, С. П. Перегудова, Ю. М. Резника. B.JI. Романова, JI.B. Сморгунова, A.C. Саленко, JI.T. Шинелевой, К. Г. Холодковского. Последние работы в направлении изучения общественных объединений как формы гражданского участия принадлежат Ю. П. Дубровченко, В. А. Зеленеву, И. М. Искакову, М. П. Ненашеву, Н. А. Рудыка, К. С. Сердобинцеву, А. Г. Троегубову, А. В. Шулепову.

Рассмотрению институтов гражданского общества в контексте социальной трансформации российского общества посвящены труды В. И. Жукова, Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, М. В. Ромма. Современные проблемы общественных движений раскрываются в трудах Л. А. Гордона, В. В. Костюшева, Ю. А. Левады, В. А. Ядова.

В узком смысле большинство исследователей определяют гражданское общество как особое пространство между государством и экономикой. Здесь на первое место выходит понятие «третьего сектора» как совокупности негосударственных некоммерческих организаций. Осмысление их деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение.

В последние годы появился ряд содержательных работ, посвященных рассмотрению различных сторон деятельности негосударственных некоммерческих общественных организаций: как субъекта социальной работы (О.В.Пшеницына), их взаимодействию с исполнительной властью (О.П.Золотых), общественных объединений как средства формирования гражданской культуры (Г.Х.Калимуллина), общественных объединений как субъектов социокультурной деятельности (Е.Б.Гусева), общественных организаций как формы гражданского участия (Н.В.Банникова), места и роли негосударственных фондов в реализации социальных услуг (Е.Г.Зяблицев), социально-экономических проблем развития НКО (А.Б.Ситкин), места и роли НКО в социально-культурной сфере (Л.В.Харитонов), места НКО в системе защиты прав и свобод человека (Т.Д.Матвеева).

Отечественные ученые исследуют отдельные виды НКО: экологические, социальные, женские организации (Е.А.Здравомыслова, А. А. Темкина, С. Чуйкина), а также взаимодействие НКО с органами власти и бизнесом (В.Н.Якимец, П. Гамольский, И.В.Мерсиянова).

Разработка проблемы социального партнерства опирается на классические труды Л. Фейрбаха, Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля и российских мыслителей М. Бакунина, П. Кропоткина, Среди современных российских ученых о социальном партнерстве писали В. Михеев, A.A. Федулин, В. Г. Смольков, И. А. Куликова, Л. Д. Чернышова, С. И. Чугрин, И. И. Модель, К. О. Магомедов, И. А. Шумпетера и др.

Особое значение для данной работы имеет проблема патернализма во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Исследование опиралось на классические труды западноевропейских мыслителей Дж. Локка, И. Канта, О.Шпенглера. Среди отечественных ученых необходимо отметить труды К. Леонтьева, Б. Чичерина, Л. Тихомирова, К.Каверина. На государственный патернализм в современном российском обществе обращали внимание Г. Г. Дилигенский, И. В. Орлова.

Проблемы социальной ответственности бизнеса нашли свое освещение в публикациях Н. А. Волгина, В. И. Жукова, Б. И. Краснова, Н. В. Мерзликина, С. П. Перегудова, С. В. Рогачева, А. С. Фалиной.

Однако достигнутый на данное время уровень разработки проблемы создает лишь основу для более глубокого комплексного ее осмысления во взаимосвязи теоретического анализа, обобщения сегодняшнего опыта и исторической перспективы.

Анализ научных публикаций, посвященных проблемам становления и развития некоммерческих организаций, особенностям их социальной деятельности, не выявил научных изысканий, посвященных рассмотрению факторов и условий расширения социальной деятельности некоммерческих организаций и круга реципиентов их социальных услуг, активизации взаимодействия с государственными и бизнес структурами.

Предлагаемая работа в определенной мере восполняет существующий пробел. Большой интерес представляет накопленный опыт взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, в т. ч. многолетняя и разносторонняя практика такого взаимодействия в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре, Томске, республике Бурятия, Архангельской области и др. регионах страны, которая была всесторонне учтена автором в диссертационном исследовании.

Гипотеза исследования.

По мере усиления инновационного типа развития, возрастания роли социальной сферы, человеческого капитала будет расширяться и углубляться влияние институтов гражданского общества как субъектов публичной политики. Это в свою очередь потребует развития, обогащения и разнообразия механизмов и технологий социального партнерства в процессе межсекторного взаимодействия между органами власти, негосударственными некоммерческими организациями (важнейшей формы институтов гражданского общества) и социально ответственным бизнесом. Роль таких институтов гражданского общества будет повышаться в условиях мирового кризиса.

Объект исследования.

Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Предмет исследования.

Тенденции и формы межсекторного взаимодействия органов государственной власти и НКО как института гражданского общества в современной России.

Цель исследования.

На основе комплексного теоретического и эмпирического анализа и обобщения опыта межсекторного взаимодействия в России и международного опыта, разработать концептуальные подходы и практические рекомендации по повышению результативности взаимодействия и усилению его роли в решении социально-политических проблем.

Задачи исследования:

— сформировать теоретико-методологическую базу исследования;

— проследить эволюцию взаимодействия властных структур и гражданского общества в истории политической мысли;

— выявить и исследовать специфические особенности функционирования института государства и гражданского общества в условиях усиления глобализационных процессов;

— рассмотреть структуру институтов гражданского общества, выявить роль, значение и функции негосударственных некоммерческих организаций в жизнедеятельности современного российского государства;

— обобщить основные формы деятельности негосударственных некоммерческих организаций, выявить их социально-политическую роль как субъектов публичной политики;

— проанализировать процессы межсекторного взаимодействия и оценить результативность его форм;

— изучить деятельность предпринимательских структур в социальной сфере и межсекторном взаимодействии с органами власти и НКО;

— исследовать принципы, характер и формы социального партнерства, реализуемые в процессе межсекторного взаимодействия, их результативностьпровести анализ инфраструктуры социального партнерства межсекторного взаимодействия, определить основные долгосрочные параметры его развития;

— обобщить зарубежный и исторический опыт взаимодействия органов власти, негосударственных некоммерческих организаций и бизнеса;

— оценить проблемы и формы межсекторного ресурсного взаимодействия в условиях начавшегося экономического кризиса.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются основные принципы политической науки, ее положений и закономерности развития политических субъектов и политических процессов, раскрывающие сущность и содержание институтов гражданского обществаих взаимосвязи с органами государственной власти в решении социально-политических проблем.

Теоретическим основанием диссертационного исследования послужили работы Аристотеля, Платона, Г. Гегеля, Дж. Локка, Дж. Коэна, Г. Алмонда, А. Вербн, С. Лепсета, основные теоретические и предметные разработки российских и зарубежных авторов по проблемам взаимодействия органов власти и гражданского общества, роли деятельности «третьего сектора», а также межсекторного взаимодействия.

Методологическую основу исследования взаимодействия властных структур и гражданского общества составляют следующие принципы, подходы и методы исследовательской практики: принцип историзма, требующий исследования взаимодействия гражданского общества и властных структур как процесса развивающегося во времени, позволяющего уяснить корреляцию специфики и «зрелости» гражданского общества с типом политического режима и социокультурными особенностями социума;

— диалектический метод, с позиции которого взаимодействие властных структур и гражданского общества следует рассматривать исходя из принципов развития, универсальной взаимосвязи, взаимообусловленности политического и социальногообъективного и субъективного;

— - сравнительный метод, позволяющий выявить и охарактеризовать специфические признаки и отличия генезиса гражданского общества на Западе и в России;

— системный подход, исследующий общество, во-первых, как целостную систему, где каждая из ее подсистем — гражданское общество и государство имеют свои специфические особенности формирования и функционированияво-вторых, гражданское общество как подсистему состоящую из совокупности элементов, автономных по отношению к государственной власти, выражающих частные (индивидуальные, групповые, корпоративные) интересы граждан, регулирующих и защищающих эти интересы;

— структурно-функциональный подход, рассматривающий государство и гражданское общество как целостные, имеющие свои структуры системы, и выявляющий функциональные особенности составляющих их элементов, корреляцию степени развития гражданского общества с типом политического режима;

— цивилизационный подход, обращающийся к проблеме своеобразия взаимодействия публичной и частной сфер, государства и гражданского общества обусловленной спецификой и различием социокультурных систем;

— политологический подход, изучающий гражданское общества как политический феномен, как взаимодействие свободных граждан и общественных объединений участвующих в разработке политически значимых решений и действующих через представителей в органах публичной власти, оказывающих воздействие (контроль) на госаппарат, должностных лиц в процессе принятия и реализации политических решений;

— политико-антропологический подход, исследующий политику как форму организации коллективной жизнедеятельности граждан, способ человеческого бытия, а гражданское общество как политико-публичное пространство, в рамках которого осуществляется гражданская активность деятельности акторов, реализующих свои интересы и устраивающих свое сообщество;

— сетевой подход, рассматривающий гражданское общество в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, как совокупность множества горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества;

— социосинергетический подход, изучающий современное общество как неустойчивую неравновесную систему, где взаимодействие государства и гражданского общества является необходимым условием для ее развитиявыявляет значение гражданского общества в бифуркационной фазе социума;

— интегративный подход, ориентирующий стратегию исследования на целевые установки и положения различных парадигм, работающих в формате классической, неклассической и постнеклассической методологий.

Эмпирическая база диссертации:

1. Материалы двух комплексных социально-политических исследований, проведенных под руководством автора:

Влияние общественных (некоммерческих) негосударственных организаций на формирование общественного мнения и настроения москвичей: состояние и тенденции. Совершенствование механизмов взаимодействия НКО, власть и население", М.2004 г.

Технологии взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций и органов государственной власти в социальной сфере города: выбор эффективных стратегий", М.2006 г.

2. Материалы исследования Центра анализа и прогнозирования МДОО «Роль СМИ в становлении гражданского общества: взаимодействие с НКО», М.2004.

3. Экспертные опросы на I и II Московских гражданских форумах общественных организаций и круглых столах в процессе подготовки II Московского гражданского форума общественных организаций, М.2006 г.

4. Статистические материалы Госкомстата.

5. Аналитические материалы Московского Дома Общественных Организаций.

6. Материалы исследовательского проекта Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) ПРООН и Комитета общественных связей города Москвы «Гражданское общество и государство», М.2001 г.

7. Реферативные материалы РАГС при Президенте РФ «Гражданское общество и право», М.2003 г., «Гражданское общество: Пути становления», М.2004 г.

8. Материалы Фонда «Институт экономики города»: «Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России», М.2004 г.

Научная новизна исследования.

1 .Обоснован вывод, что в условиях высокого социального расслоения и атомизации корпоративных интересов важнейшие элементы социальной сферы приобретают политический характер, а уровень развития социальной сферы является «разрешающим» условием политической стабильности, решения крупных экономических, политических, административных задач государства.

2.Показано, что в широкой совокупности разноплановых социальных отношений государства и гражданского общества все более важное место занимают отношения социальной ответственности данных субъектов, публичная политика, ориентированная на умножение человеческого капитала, удовлетворение материальных, духовных, политических интересов личности.

3.Дана авторская интерпретация социально-политической сущности межсекторного взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса как взаимосвязи разноплановых корпоративных интересов, реализующихся публичной социальной политикой государства, при этом корпоративные интересы институтов гражданского общества выступают и как интересы определенных социальных групп, так и институтов гражданского общества в целом.

4.Проанализированы механизмы социального партнерства межсекторного взаимодействия в условиях кризиса, артикулированы и описаны компоненты социального партнерства социальной сферы: равноправность, солидарность, взаимоответственность, взаимозаинтересованность, единство коренных целей, компромиссность применительно к межсекторному взаимодействию.

4.Раскрыто значение социальной ответственности бизнес структур в кризисных условиях.

5.Доказано положение о том, что в процессе межсекторного ресурсного взаимодействия, расширяется участие граждан в управлении социальной сферой, в общественной экспертизе принимаемых законов и решений исполнительной власти, повышается роль институтов гражданского общества в публичной социальной политике.

Положения, выносимые на защиту:

1. Высокий уровень бедности и социального расслоения общества, острота демографических, миграционных и экологических проблем, другие социальные риски вызывают резкую поляризацию социальных отношений и интересов, переводит их в сферу публичной политики. В этих условиях НКО выполняют важную мобилизационную функцию, что позволяет:

— активизировать потенциальные ресурсы человеческого капиталапривлечь дополнительные бюджетные средства через многоканальную систему финансирования, труд волонтеров на решение наиболее значимых социальных проблемвыступать социально значимым партнером межсекторного взаимодействия.

— выявлять наиболее острые социальные проблемы и инициировать их решение.

2. В современных условиях социальные взаимоотношения государства и институтов гражданского общества ориентированы на социальные стратегии, которые реализуются в процессе межсекторного взаимодействия на основе социального партнерства. Социальное партнерство как важнейший принцип межсекторного взаимодействия не устраняет существующих противоречий и различий в интересах, но разрушает конфликтные ситуации посредством технологий диалога и компромисса.

3. Выдвинуто положение о том, что в деятельности организаций третьего сектора в различной степени соединяются конкурентно-рыночные и социально-патерналистские отношения, сочетание системы социальной защиты и стимулов, побуждающих индивида к социальной активности, корпоративной и личной ответственности за решение личных проблем и проблем своей корпоративной группы. Разработанная под руководством автора диссертации Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006;2010 годы позволяет консолидировать усилия органов государственной власти, общественного сектора и бизнеса в целях достижения эффективных результатов в осуществлении социально-экономической политики.

4. Институты гражданского общества, развивая отношения солидарности и взаимопомощи, смягчают социальные последствия экономического кризиса. Особое значение в условиях кризиса приобрела деятельность негосударственных некоммерческих организаций, сферой деятельности которых является переобучение населения, в т. ч. безработных, юридические консультации, повышение правовой культуры граждан.

5. Активное участие социально ответственного бизнеса в межсекторном взаимодействии предполагает наряду с точечной благотворительностью и меценатством масштабное и целенаправленное включение бизнес-структур в общественно значимые социальные проекты на базе четких прозрачных критериев социальной ответственности, что соответствует интересам общества и самого бизнеса.

6. Исследование не подтвердило выводы ряда зарубежных и отечественных авторов об угнетении государством институтов гражданского общества. Напротив, социальное государство всемерно и по различным каналам способствует упрочению НКО и их институциализации, что включает НКО в публичную социальную политику государства, способствует укреплению авторитета самой власти, расширяет социальную базу публичной политики. В тоже время, не устранены бюрократические барьеры осложняющие процесс межсекторного ресурсного взаимодействия.

Теоретическое значение исследования.

В диссертационной работе представлена теоретико-методологическая база ресурсного межсекторного взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций. Выявлены сущностные характеристики и раскрыто содержание таких понятий, как «межсекторное взаимодействие», «социальная ответственность», «социальное партнерство».

Материалы исследования расширяют представление о политической компоненте взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества, а также роли межсекторного взаимодействия в публичной политике государства в социальной сфере.

Уточнены теоретические представления о социальной ответственности органов власти, негосударственных некоммерческих организаций и бизнеса, механизмы их участия в публичной политике социального государства, смягчении социальных последствий экономического кризиса.

Конкретизированы концептуальные принципы социального партнерства применительно к межсекторному взаимодействию.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования позволяют структурировать взаимосвязи в организации межсекторного взаимодействия органов государственной власти, НКО и привлечения к нему бизнеса.

Выводы и оценки широко используются и будут использованы организациями, осуществляющими межсекторное взаимодействие. В том числе:

— форм и методов взаимодействия органов власти различных уровней с негосударственными некоммерческими организациямиразвития сетевой структуры НКО, повышения активности волонтерского движения;

— повышении результативности конкурсов социальных проектов грантов, субвенций и т. д.;

— социальной инвестиционной деятельности бизнеса, его участию совместно с НКО в общегородских социальных проектах;

— совершенствование принципов и форм социального партнерстваположения диссертации вошли в «Концепцию Московской программы общественного развития на 2000;2005 гг.» и «Концепцию развития взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006;2010 гг.».

— разработанный и апробированный материал комплексных социально-политических исследований, проведенных под руководством автора, могут быть методическим руководством для проведения исследований негосударственных некоммерческих организаций и их межсекторного взаимодействия;

— материалы диссертации используются в преподавании спецкурсов по проблемам гражданского общества и межсекторного взаимодействия.

Апробация результатов исследования.

1. Материалы диссертации были широко использованы:

В «Концепции Московской программы общественного развития на 2000;2005 гг.»;

В «Концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006;2010 гг.»;

2. Положения и выводы диссертационного исследования были доложены:

— на I Московском гражданском форуме общественных организаций Москва, 2005 г.;

— на II Московском гражданском форуме общественных организаций Москва, 2006 г.;

— на Научно-практической конференции «Институты гражданского общества как субъекты социальной консолидации» Москва, 2004 г.;

— на Научно-практической конференции «Государство, НКО и бизнес: процесс взаимодействия», Москва, 2006 г.;

— на ряде круглых столов и дискуссий, посвященных проблемам развития негосударственных некоммерческих организаций, их ресурсному межсекторному взаимодействию с Правительством г. Москвы и бизнес-структурами, в МДОО и других научных центрах.

3. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и социальной политики РГСУ.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Результаты исследования выглядят следующим образом.

1. Объем денежных средств, используемых НКО:

— целевое финансирование (гранты и средства фондов) — 43%;

— целевые поступления на содержание и деятельность НКО — 57%;

2. Целевое финансирование:

— гранты — 11%;

— средства, полученные из фондов РФ — 89%.

3. Целевые поступления на содержание и деятельность НКО:

— вступительные и членские взносы — 3%;

— пожертвования, признанные таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФсредств и имущество для благотворительной деятельности -32%;

— суммы финансирования из федеральных и иных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемых для неуставной деятельности НКО — 10%;

— средства, поступившие общественным организациям инвалидов от организаций, использующих их труд, и средства, поступившие на осуществление деятельности этих организаций — 55%.

Наибольшая величина финансовых средств, полученных НКО, поступает из различных фондов Российской Федерации, финансирующих общественные организации, непосредственно не связанных с развитием социальной сферы.

Фонды РФ включают: Фонд фундаментных исследований, Фонд технологического развития, Гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций. Их сфера деятельности в меньшей мере, чем других, координируется Комитетом общественных связей. Представляется весьма насущным поиск эффективных форм партнерского взаимодействия Комитета с НКО данного типа, в том числе разработку и осуществление крупных стратегических инновационных городских целевых проектов на базе интеграции интеллектуального потенциала и фандрайзинга.

Непосредственно в социальной сфере определяющий удельный вес занимают средства, поступившие в той или иной форме организациям инвалидов, что правомерно, учитывая и социальную значимость проблемы и достаточно большое число организаций третьего сектора, связанных с различными формами жизнедеятельности инвалидов. Хотя и эта сумма не покрывает потребности инвалидов города и нуждается в существенном увеличении.

Относительно незначительную величину составляют суммы финансирования из федерального бюджета, бюджета г. Москвы, местных, средств государственных внебюджетных фондов, выделяемых на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Мала величина поступлений от вступительных и членских взносов, получаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в некоммерческих организацияхно в данном случае это не является негативным фактом.

Продолжение исследований динамики изменения структуры доходов НОК г. Москвы позволяет сделать вывод о существенном развитии собственной хозяйственной деятельности НКО, а также продолжающемся росте поступлений из бюджетных источников (Таблица № 13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании для теоретического и эмпирического анализа и обобщения опыта взаимодействия властных структур и гражданского общества автором была сформирована методологическая база в основе которой лежит интегративный подход, ориентирующий стратегию исследования на целевые установки и положения различных парадигм, работающих в формате классической, неклассической и постнеклассической методологий.

Это дало возможность автору рассмотреть как эволюцию взаимодействия государства и гражданского общества, начиная с античности и до наших дней, так и выявить общие и специфические особенности, характерные как для традиционного, так и для современного общества, характеризующегося неустойчивостью и открытостью. Все это дает представление о сущности и качественно новом характере развития институтов гражданского общества и государства на этапе постиндустриального информационного развития.

Автором на основании компаративистского анализа были выявлены и исследованы особенности становления гражданского общества на Западе и России, специфика которых обусловлена социокультурными и историческими детерминантами.

В диссертационном исследовании рассмотрена структура гражданского общества, проанализирована роль, значение и функции негосударственных некоммерческих организаций в жизнедеятельности современного государства. Отмечается, что негосударственные некоммерческие организации как институт гражданского общества представляют собой многоуровневую неравновесную сетевую структуру, где НКО выражают интересы различных социальных групп и социальных общностей, выступающих в межсекторном взаимодействии, как корпоративный интерес институтов гражданского общества, что позволяет третьему сектору выступать социально значимым партнером межсекторного взаимодействия.

Дана авторская интерпретация сущности межсекторного взаимодействия органов власти, гражданского общества и бизнеса как взаимообусловленность корпоративных интересов, реализующихся публичной социальной политикой государства.

На основании проведенного анализа обобщен опыт межсекторного взаимодействия органов власти, негосударственных некоммерческих организаций и предпринимателей в г. Москве, определены общие и специфические тенденции его развития в условиях новых параметров становления российского государства и политизации социальных отношений.

В условиях высокого уровня бедности, социального расслоения общества, остроты демографических, миграционных и экологических проблем, других социальных рисков происходит резкая поляризация социальных отношений, перевод их в сферу публичной политики. В этой ситуации значимость деятельности НКО возрастает в связи с важной мобилизационной функцией, которая позволяет им активизировать потенциальные ресурсы человеческого капиталапривлечь дополнительные бюджетные средства через многоканальную систему финансированиявыявлять наиболее острые социальные проблемы и инициировать их решение.

В целом можно говорить об интегральном социальном ресурсе гражданского общества, как сумме деятельности НКО.

Обоснован вывод о новом качественном этапе развития негосударственных некоммерческих структур. По мере их активизации характер их партнерских отношений включает все более широкий спектр взаимодействия с государственными органами и предпринимательскими структурами. В диссертационной работе отмечается исключительно важная проблема: высокий разрыв, не имеющий тенденции к сокращению, между продвинутыми", успешно действующими организациями и их основной массой.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о расширении деятельности негосударственных, некоммерческих структур и об их возрастающей роли в обеспечении социальной стратегии инновационного типа, социальной безопасности государства.

В то же время, несмотря на активизацию взаимодействия властных структур и НКО, отмечается их медленная консолидации в целях более масштабного и весомого влияния на формирование и реализацию городской и муниципальной политики, выявляются причины и механизмы усиления интегрального ресурса институтов гражданского общества.

Проанализированы процессы межсекторного взаимодействия и оценены результативность его форм на основании положения о том, что межсекторное ресурсное взаимодействие выражает собой процесс консолидации интересов и интеграцию действий важнейших субъектов социальных отношений (государства, гражданского общества, предпринимательства), и на этой организационной основе — мобилизацию социально-экономических и социально-политических факторов развития социальной сферы, как важнейшее условие их результативности.

Межсекторному взаимодействию государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и предпринимательства как целостной устойчивой системе препятствует ряд причин среди которых: недостаточно разработанная законодательная база межсекторного взаимодействия на федеральном и региональном уровнях, в т. ч. налоговое законодательствоотсутствие методологии расчета эффективности экономичности НКОмедленный процесс создания ассоциаций и их объединениянедостаточная профессиональная подготовка государственных чиновников, руководителей НКО и предпринимателей и т. д.

Определены принципы социальной ответственности бизнеса, как необходимое условие его устойчивого, инновационного развития. Дана оценка его участия в становлении социального государства, решении крупномасштабности социальных проектах. Сделан вывод о необходимости консолидированного участия бизнеса в благотворительности и меценатстве, создании для этого соответствующих организационных форм, экономических и моральных стимулов.

Отмечается, что активное участие социально ответственного бизнеса в межсекторном взаимодействии предполагает наряду с точечной благотворительностью и меценатством масштабное и целенаправленное включение на базе четких прозрачных критериях социальной ответственности.

В диссертационном исследовании выявлены специфические формы отношений социального партнерства в Москве как стратегическом условии результативного межсекторного взаимодействия. Оно трактуется в работе как разделенная ответственность, компромисс интересов ради общей цели, равноправность сторон взаимодействия, толерантность. Социальное партнерство как важнейший принцип межсекторного взаимодействия не устраняет существующих противоречий, но разрушает конфликтные ситуации посредством технологий диалога и компромисса.

Принципы компромисса реализуются и в механизмах вертикальной и горизонтальной интеграции различных НКО, сохранения ими при этом юридической самостоятельности.

Проведенный анализ содержания, форм инфраструктуры межсекторного взаимодействия выявил механизмы и технологии способные обеспечить интеграцию потенциальных ресурсов его участников, прежде всего, профессионализма, демократизации, опору на науку, информационное обеспечение.

Представлена стратегия Концепции развития взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006 -2010 годы разработанная автором диссертации, которая позволит консолидировать усилия органов власти, общественного сектора и бизнеса в целях достижения эффективных результатов в осуществлении городской социально-экономической политики, и в конечном итоге обеспечит повышение качества жизни москвичей.

Обобщен опыт межсекторного взаимодействия в различных странах, выявлены тенденции общего и особенного такого взаимодействия. Показано влияние на характер отношений властьинституты гражданского обществабизнес, типа государственного устройства, экономического потенциала, исторических традиций, менталитета населения. Отмечено, что наряду с ростом авторитета общественных организаций в решении социальных проблем, отношение к ним в обществе далеко не однозначно. Наблюдается разочарование в их возможностях.

Сделан вывод, что во многих регионах страны идет активный поиск наиболее результативных механизмов и технологий социального партнерства в процессе межсекторного взаимодействия органы власти — НКОбизнессообщество. Общей тенденцией развития таких отношений является равноправность сторон, легитимность и открытость предоставления грантов, субсидий, субвенций, участие НКО в принятии решений и оценке их результативности.

Проанализирован сложный и противоречивый процесс взаимодействия структур и общественных организаций в России. Общей чертой проводимой социальной политики были: дефицит средств на социальные нужды, высокая оценка благотворительности и меценатства обществом, нравственный характер социального служения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации. М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  3. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2004, 2005, 2006гг.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 9марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  5. ФЗ «Об общественных объединениях».
  6. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  7. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
  8. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», 1999.
  9. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  10. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  11. ФЗ «О социальной защите инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения РФ».
  12. ФЗ «О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов».
  13. ФЗ «О мерах государственной поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».
  14. ФЗФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" —
  15. ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
  16. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  17. ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».1. Нормативно-правовые акты
  18. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2005−2008 гг.
  19. г. Москвы. О социальном партнерстве. М., 1999.
  20. г. Москвы от 12 июня 2006 года № 38 «О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями».
  21. Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006−2010гг.
  22. Постановление Правительства РФ № 98 от 12.2.2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации |и федеральных органов исполнительной власти».
  23. Постановление Правительства РФ № 67у от 11 ноября 2005 года «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».
  24. Приказ Минфина России Минфин России № 133н от 7.11.2005 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации».1.
Заполнить форму текущей работой