Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проведение и эффективность санитарного стоматологического просвещения при внедрении стоматологической профилактической программы в крупном промышленном центре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы разрабатываются и делаются попытки внедрения в практику технологий профилактики основных стоматологических заболеваний, сформулирована система гигиенического воспитания в зависимости от возраста, социального положения, организации населения в коллективы. Доказано, что важнейшим этиологическим фактором таких распространенных стоматологических заболеваний как кариес и гингивит… Читать ещё >

Содержание

  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА
  • Проблемы повышения эффективности комплексной профилактики стоматологических заболеваний
  • СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАВА
  • Материалы и методы исследования
  • ГЛАВА. Формирование комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний. Методы проведения санитарно-просветительной работы
    • 3. 1. Звенья (участники проведения) санитарно-просветительной работы
    • 3. 2. Этапы проведения санитарно-просветительной работы
  • ГЛАВА. Создание учебно-методических пособий для проведения комплексной профилактической программы «Гигиена ротовой полости»
    • 4. 1. Принципы обучения детей гигиене полости рта
    • 4. 2. Описание программы по проведению занятий по программе «Гигиена ротовой полости» в детских дошкольных учреждениях (3−7 лет)
  • — Условия планирования и проведения занятий с детьми 2ой младшей группы (3−4 года)
  • — Задачи гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • — Требования, предъявляемые к уровню гигиенических знаний и навыков детей дошкольного возраста по предупреждению стоматологических заболеваний
    • 4. 3. Описание программы «Гигиена ротовой полости» для детей начальной школы (1−3 классы)
  • Задачи учителя
  • — Основные темы занятий
    • 4. 4. Описание содержания методического пособия для детских дошкольных учреждений «Улыбка» (часть I)
  • — Структура методического пособия
    • 4. 5. Описание содержания методического пособия для начальной школы «Улыбка» (часть II)
  • — Структура методического пособия
    • 4. 6. Описание содержания справочного пособия для педагогов «Профилактика стоматологических заболеваний» к программе «Гигиена ротовой полости»
  • — Содержание справочного пособия
    • 4. 7. Описание содержания семейного альбома по профилактике стоматологических заболеваний «Зубы вашего ребенка»
  • ГЛАВА. Подготовка кадров для проведения комплексной стоматологической профилактической программы «Гигиена ротовой полости»
    • 5. 1. Подготовка медицинских сестер гигиенистов-стоматологических
  • — Должностная инструкция медицинской сестры-гигиениста
  • — Должностные обязанности медицинской сестры-гигиениста
  • — Содержание интенсивной учебной программы
  • — Содержание интенсивного практического курса подготовки медицинских сестер-гигиенистов
  • — Распределение рабочего времени гигиениста
  • — Алгоритм работы гигиениста (детского) при проведении профессиональной гигиены у первичного пациента
  • — Алгоритм работы гигиениста (детского) при проведении профессиональной гигиены у повторного пациента
  • — Алгоритм работы гигиениста (детского) при проведении герметизации фиссур зубов у повторного пациента
  • — Алгоритм работы гигиениста (детского) при проведении профессиональной гигиены у ортодонтического пациента перед фиксацией несъемной аппаратуры
    • 5. 2. Организация и проведение семинаров для преподавателей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений
  • — Цели и задачи проведения
  • — План семинара

ГЛАВА Уровень знаний о гигиене полости рта у детей различного возраста и пола г. Хабаровска при реализации стоматологической профилактической программы, отношение к программе педагогов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ (по данным анкетирования).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫВОДЫ.

Проведение и эффективность санитарного стоматологического просвещения при внедрении стоматологической профилактической программы в крупном промышленном центре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Лечение кариеса и его осложнений требует значительных материальных и профессиональных затрат, что позволяет ставить проблему профилактики этого заболевания в разряд первоочередных.

Клинически и экспериментально доказано, что профилактика кариеса постоянных зубов наиболее эффективна в детском возрасте по мере их прорезывания, минерализации и созревания [3, 7, 12, 19, 21, 25, 40, 78, 95, 133]. Литературные данные отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о большом количестве имеющихся комплексных программ профилактики и методах их применения с оценкой эффективности [5, 13, 14, 31, 34, 41, 52, 97, 104].

В последние годы разрабатываются и делаются попытки внедрения в практику технологий профилактики основных стоматологических заболеваний, сформулирована система гигиенического воспитания в зависимости от возраста, социального положения, организации населения в коллективы [10, 28, 48, 82, 84, 85, 100, 110, 143, 158, 159, 163, 167]. Доказано, что важнейшим этиологическим фактором таких распространенных стоматологических заболеваний как кариес и гингивит является зубной налет. Наиболее быстро и интенсивно образуется и накапливается этот налет на зубах и тканях десны при употреблении сахаросодержащих продуктов. Кроме того, огромное значение в скорости образования налета играет правильное питание, консистенция пищи, условия приема углеводов, длительность их задержки в полости рта.

Своевременное удаление налета является наиболее эффективным методом профилактики кариеса и гингивита. Высокий уровень гигиены полости рта тормозит развитие кариозного процесса. При строго соблюдаемой гигиене полости рта отмечается редукция скорости роста зубного налета и прекращение воспалительных явлений в пародонте.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Повысить эффективность профилактики основных стоматологических заболеваний (кариеса и гингивита) у детей крупного промышленного центра путем разработки и реализации новых подходов в санитарном просвещении детей в рамках создания и внедрения программы «Гигиена ротовой полости».

Для достижения цели нами были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. В рамках комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний разработать новые подходы в санитарном просвещении детей, родителей, педагогов и медицинских работников.

2. Разработать и подготовить к изданию учебно-методические пособия для всех участников (звеньев) проведения комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний.

3. Разработать и подготовить к изданию программы занятий по профилактике стоматологических заболеваний для детей детских дошкольных учреждений и начальной школы.

4. Разработать программу теоретической и практической подготовки гигиениста стоматологического для работы в детской поликлинике. 8.

5. Разработать методику организации и проведения семинаров для педагогов детских садов и школ.

6. Оценить уровень знаний о гигиене полости рта у детей различного возраста и пола крупного промышленного центра при реализации профилактической программы.

7. Изучить отношение к профилактической программе «Гигиена ротовой полости» педагогов дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проведенное исследование стоматологической заболеваемости, изучения уровня знаний детей по гигиене позволило — обосновать разработку, внедрение и реализацию стоматологической профилактической программы «Гигиена ротовой полости» в Хабаровском крае.

Впервые разработана и адаптирована к условиям Хабаровского края стоматологическая профилактическая программа «Гигиена ротовой полости», созданы методические пособия и рекомендации для педагогов, ведущих уроки здоровья в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, учебная литература по сохранению полости рта здоровой. Создан «Семейный альбом» для родителей.

Впервые разработана программа теоретической и практической подготовки детского стоматологического гигиениста на базе образования медицинской сестры. Разработаны должностные инструкции и обязанности детского стоматологического гигиениста. Определены алгоритмы его работы.

Разработана система подготовки и проведения обучающих семинаров для педагогов участвующих в профилактической стоматологической программе «Гигиена ротовой полости».

Впервые установлено, что уровень гигиенических знаний, а также знаний по анатомии, физиологии, правильному питанию, предупреждению основных стоматологических заболеваний у детей г. Хабаровска очень низкий. Впервые установлено, что при проведении педагогического этапа программы профилактики уровень гигиенических знаний у детей различных возрастных групп достаточно быстро повышается, через 3 года интегральные оценки этих знаний близки к максимально возможным.

Впервые проведено изучение отношения преподавателей к стоматологической профилактической программе. Установлено, что 58% преподавателей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений, несмотря на предоставленную методическую литературу и проведенные практические семинары, не считают себя подготовленными в полной мере к проведению уроков по программе «Гигиена ротовой полости».

Проведенное исследование позволило впервые установить, что педагогический этап программы оказывает положительное влияние на уровень гигиенических знаний детей различного возраста и пола.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Оценена эффективность стоматологической профилактической программы «Гигиена ротовой полости» у детей г. Хабаровска.

Определена тактика проведения санитарно-просветительной работы для всех участников (звеньев) профилактической программы «Гигиена ротовой полости».

Разработаны и внедрены в практику рекомендации по реализации программы «Гигиена ротовой полости» для детей г. Хабаровска.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Современная стоматология в новых условиях хозяйствования» (г. Сургут, 1998 г.) — на межкафедральном заседании кафедры стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии и терапевтической стоматологии ДВГМУ 18 октября 2005гна межкафедральном заседании кафедры терапевтической стоматологии ГОУ ВПО ВГМА им. Н. Н. Бурденко Росздрава 24 апреля 2006 г. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных статей.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. В рамках комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний, одним из основных разделов является санитарное просвещение детей, родителей, медицинских работников, педагогов с внедрением программы «Гигиена ротовой полости».

2. Работа гигиениста стоматологического в детской поликлинике должна проводится на основе специальной теоретической и практической подготовки.

3. Обучение педагогов детских садов и школ, для их участия в проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний, должно осуществляться в рамках специально организованных семинаров.

4. Проведение полноценной и активной санитарно-просветительной работы в рамках программы профилактики стоматологических заболеваний выявило положительную реакцию со стороны всех ее участников в 90% случаев.

выводы.

1. В рамках комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний разработаны новые подходы в санитарном просвещении детей, родителей, педагогов и медицинских работников.

2. Подготовлена и издана учебно-методическая литература в виде пособий для воспитателей дошкольных учреждений («Улыбка» — часть I), преподавателей начального звена общеобразовательных школ (Улыбка" - часть II) и справочника для всех участников программы «Профилактика стоматологических заболеваний». С их помощью проведена санитарно-просветительная работа в г. Хабаровске и Хабаровском крае.

3. Разработаны и изданы программы занятий по профилактике стоматологических заболеваний для детей дошкольных учреждений, начальной школы, которые внедрены в детские сады и школы города Хабаровска и Хабаровского края, города Магадана и Магаданской области.

4. Разработана программа теоретической и практической подготовки гигиениста стоматологического для работы в детской поликлинике № 22 г. Хабаровска, обучены 15 специалистов.

5. Разработана методика организации и проведены 33 семинара для 1027 педагогов детских садов и школ.

6. Уровень знаний детей г. Хабаровска о гигиене полости рта до начала проведения профилактической программы был очень низким. При максимальной оценке в 13 баллов исходные знания о вопросах гигиены полости рта оценивались у мальчиков 7−8 лет в 6,71 ± 0,87 балла, а у девочек — 6,86 ± 0,44 балла. Уровень гигиенических знаний повысился через 1,5 года после начала программы до 9,14 ± 11,01 баллов, а через 3 года интегральные оценки гигиенических знаний достигли значений, приближающихся к максимально возможному (13 баллов) — 11,56 — 12,55 баллов.

7. Согласно итогам анкетирования педагогов, положительно оценили программу, подтвердили интерес к ней со стороны родителей и детей, а также рекомендовали дальнейшее распространение по детским дошкольным учреждениям края 93% воспитателей, 87% учителей начальных классов и 85 учителей среднего звена общеобразовательных школ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Рекомендуем внедрение разработанной при нашем участии стоматологической профилактической программы «Гигиена ротовой полости» в регионах.

2. Рекомендуем при внедрении профилактической программы «Гигиена ротовой полости» уделять особое внимание педагогическому этапу, при этом следует обучать педагогов более тщательно практическим навыкам правильного гигиенического ухода за органами и тканями ротовой полости, используя видеоматериалы и метод прямого обучения. Практическую часть семинаров необходимо повторно проводить в профилактическом кабинете стоматологической поликлиники профессионально подготовленными специалистами — гигиенистами для небольших групп преподавателей и воспитателей, с целью создания позитивного отношения к проводимой профилактической программе.

3. Рекомендуем использовать позитивный опыт родителей и вырабатывать мотивацию у детей к сохранению полости рта здоровой.

4. Рекомендуем создавать профилактические отделения при стоматологических поликлиниках, в штате таких отделений необходимо обязательно иметь стоматологических гигиенистов.

5. Обучение детей гигиеническим правилам необходимо начинать с 3-летнего возраста с обязательным продолжением в начальной школе.

6. Проведение профессиональной гигиены и мотивации детей к сохранению полости рта здоровой следует начинать одновременно с педагогическим этапом профилактической программы.

7. Особое внимание при проведении профилактической программы «Гигиена ротовой полости» следует уделять детям 12 лет и старше, так как мотивация их к сохранению полости рта здоровой формируется значительно труднее, чем у детей младшего возраста.

8. На основе проведенных нами исследований для формирования комплексной системы санитарно-просветительной работы в городе необходимо: а) провести анализ состояния стоматологической заболеваемости детей и подростков, определить уровень гигиенических знаний населенияб) выбрать методы проведения санитарно-просветительной работы, определить ее цели и задачиопределить звенья (участников проведения) санитарно-просветительной работысоздать программу преподавания и принципы обучения детей основным вопросам стоматологической профилактикив) определить наличие и качество учебно-методической литературы по профилактике стоматологических заболеваний для педагогов, детей и подростков в организованных детских коллективахразработать и издать учебно-методические пособия для всех участников стоматологической профилактической программы (дети, воспитатели, учителя, родители, гигиенисты) — г) подготовить кадры для проведения комплексной стоматологической профилактической программы (медицинских сестер гигиенистов — стоматологических) — организовать проведение обучающих семинаров для воспитателей детских дошкольных учреждений и преподавателей начального звена общеобразовательных школ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой