Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические основы построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построение информационно-аналитической системы государственной аккредитации требует разработки ее методологических основ, включающих совокупность методов и методик, используемых для моделирования государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, оценки эффективности процедуры аккредитации, моделирования критериев показателей аккредитации… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. f 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Функции и содержание государственной аккредитации
    • 1. 2. Объект и субъект государственной аккредитации
    • 1. 3. Анализ информационно-аналитической системы управления качеством образования через государственную аккредитацию
  • 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ^ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НА ОСНОВЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА ДАННЫХ
    • 2. 1. Информационные потоки Центрального банка данных
    • 2. 2. Обобщенная схема структуры данных
  • Центрального банка данных
    • 2. 3. Основные программные модули сопровождения процедуры аккредитации на основе Центрального банка данных
  • V. f 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АККРЕДИТАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Моделирование критериальных значений показателей вузов
    • 3. 2. Модель видовой классификации вузов на основе методов дискриминантного анализа
    • 3. 3. Модели оценки динамики деятельности вузов по показателям государственной аккредитации и оценки потенциала вуза в ходе
  • У самообследования
    • 3. 4. Моделирование критериальных значений показателей для учреждений среднего профессионального и дополнительного профессионального образования
    • 3. 5. Разработка математической модели классификации учреждений среднего профессионального образования на основе методов дискриминантного анализа
  • 4. МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО АТТЕСТАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
    • 4. 1. Метод оценки показателя «качество подготовки» при аттестации
    • 4. 2. Постановка задачи автоматизированного проектирования тестов как задачи обобщенного математического программирования
    • 4. 3. Модели оценки финансовой обеспеченности вуза и основных программ
    • 4. 4. Методы и технология сопровождения аттестации и аккредитации отдельных образовательных программ в вузах и филиалах
    • 4. 5. Методика принятия решений по аккредитации на институциональном и программном уровнях
  • 5. АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНКУРСА НА РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
    • 5. 1. Общая концепция системы информационно-аналитического сопровождения открытого конкурса
    • 5. 2. Перечень показателей для оценки укрупненных групп специальностей (направлений) подготовки
    • 5. 3. Модели конкурсных категорий вузов по укрупненным группам специальностей

Методологические основы построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала 90-х годов XX столетия в системе высшего образования России происходят кардинальные перемены, обусловленные как демократическими изменениями в самом государстве и обществе, так и изменениями в законодательной базе системы образования — принятием Закона «Об образовании» в 1992 году и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 1996 году.

С 1992 года в системе высшего профессионального образования наряду с государственными появляются негосударственные учебные заведения. Так, в 1993 году из 626 высших учебных заведений, ведущих образовательную деятельность на территории России, 78 (12,5%) имели организационно-правовую форму «негосударственное учебное заведение» и в них обучалось 2,7% студентов. Но уже в 1997 году количество негосударственных вузов выросло до 302 (34,3%), а доля обучающихся в них студентов составила 6,2%. В 2004 году количество государственных и негосударственных вузов в системе образования практически сравнялось и составило соответственно 633 и 627 учебных заведений, при этом в негосударственном секторе обучались более 1 миллиона студентов, что составляет 15,4% численности студентов России.

Анализ динамики изменения численности студентов на 10 тысяч населения в Российской Федерации свидетельствует о том, что за последние 10 лет это соотношение выросло со 171 в 1993 году до 438 в 2004 году. При этом доля студентов, обучающихся на платной основе, в 2004 году составила 50,4%.

Кроме того, в 2004 году на территории Российской Федерации функционировали более двух тысяч филиалов высших учебных заведений, в том числе 1374 филиала государственных и 762 филиала негосударственных вузов.

Аналогичная картина наблюдается и в системе среднего и дополнительного профессионального образования.

Таким образом, высшее, среднее и дополнительное профессиональное образование на современном этапе представляют собой бурно развивающиеся системы, основным требованием к которым со стороны государства и общества является качество образования.

Закон «Об образовании», повлекший за собой демократические реформы в структуру системы образования, определил и новые механизмы управления системой образования — лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию [46, т. 1]. При этом государственная аккредитация является основным механизмом гарантии качества образования со стороны государства, так как государство фактически доверяет аккредитованному учебному заведению от своего имени вести образовательную деятельность.

В 1997 году в структуре Министерства образования России (тогда Госкомвуза России) создается специальный общественно-государственный орган — Аккредитационная коллегия, которая представляет собой экспертную комиссию, принимающую решения по государственной аккредитации.

Степень разработанности темы исследования. Разработка технологии государственной аккредитации в России ведется с начала 1990 годов. В области развития теории управления образовательными системами, использования информационных технологий в процедурах управления образованием, разработки содержания системы аккредитации необходимо отметить работы В. А. Болотова [4], В. Н. Буркова [5,6], Е. Н. Геворкян [28, 96, 97, 100−102], Б. К. Коломийца, В. Ж. Куклина [29−38], А. А. Кушеля [41, 42], Б. Г. Литвака [44, 45], А. С. Масленникова [49, 50], А. Н. Майорова [48], В. Ф. Мануйлова, В. И. Мешалкина [17, 51], Г. Н. Мотовой [53−61], В. Г. Наводнова [53−57, 60−66, 74−77], Б. А. Савельева [32−35, 49, 50], В. А. Северцева [130], Н. А. Селезневой [131], А. И. Субетто [67], К. Н. Цейковича, В. Д. Шадрикова [136].

Большой вклад в разработку нормативной базы, а также в создание моделей и технологии аккредитации внесли В. А. Болотов, Е. Н. Геворкян, В. Ж. Куклин, В. И. Мешалкин, В. Г. Наводнов, Б. А. Савельев, В. Д. Шадриков.

Сравнительные исследования процедур оценки качества образования, анализ зарубежного опыта проведения процедур оценивания, а также рассмотрение педагогических аспектов в процедуре аккредитации можно найти в работах Г. Н. Мотовой, В. Г. Наводнова, Б. А. Савельева, К. Н. Цейковича.

Исследованием методов разработки измерительных материалов и методик проведения тестирования в процедурах аттестации и аккредитации активно занимаются В. Ж. Куклин, А. С. Масленников, А. Н. Майоров, Б. А. Савельев.

Методы анализа экспертной информации, а также системы экспертного оценивания деятельности вузов рассматривались Б. Г. Литваком.

В результате исследований была создана обобщенная модель процедуры аккредитации высших учебных заведений, основанная на циклическом оценивании по результатам деятельности как вуза в целом, так и каждой образовательной программы, оцениваемой по совокупности значимых показателей. В качестве методологии оценивания была принята смешанная: метрические показатели оценивались на основе критериального подхода, а экспертные — на основе бинарного (соответствует / не соответствует) [62]. Проблемы формализованного описания системы высшего профессионального образования и ее подсистем были рассмотрены в [29].

Из зарубежных исследований, которые внесли большой вклад в разработку систем управления образованием на основе процедуры аккредитации и исследование проблем оценки качества образования в целом, необходимо отметить работы А. Вроейнстийна, Г. Келса, D. Westerheijden [11, 18, 153−155, 172−177].

Разработкой систем показателей в процедурах оценки качества активно занимаются M. Adams, M. Cave, S. Yanney, D. Hopkins, JJohnes, J. Taylor, H. Kells [139, 148, 152, 155].

Много зарубежных работ посвящено проблеме оценки качества подготовки студентов и формализации процедуры создания измерительных материалов (тестов) для этих целей (J.Adema, E. Boekkooi-Timminga, L. Dirk, Henk Kelderman, WJ. Linden, TJ. Theunissen [140−142, 144, 149, 151, 156−159, 169−171]).

Исследования зарубежных специалистов, несомненно, требуют адаптации к российской системе образования, которая специфична широкой типовой и видовой классификацией образовательных учреждений. Так, согласно Закону «Об образовании», только к системе профессионального образования относятся учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования [46].

Основным структурным элементом системы управления является информационно-аналитическая подсистема. Учитывая социальную и экономическую важность качества образования для Российской Федерации, проблемы анализа структуры, функций, а также разработка на этой основе информационно-аналитической системы государственной аккредитации как системы управления качеством образования имеют, безусловно, важное значение. Задача построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации как для информационной и аналитической поддержки работы Аккредитационной коллегии, так и для совершенствования на основе этой системы технологии управления качеством образования через государственную аккредитацию является актуальной.

Построение информационно-аналитической системы государственной аккредитации требует разработки ее методологических основ, включающих совокупность методов и методик, используемых для моделирования государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, оценки эффективности процедуры аккредитации, моделирования критериев показателей аккредитации, поддержки принятия решений по аккредитации, математических моделей определения вида образовательных учреждений при государственной аккредитации. Проблемой для исследования является также проектирование информационной подсистемы информационно-аналитической системы государственной аккредитации, позволяющей обеспечить информационную поддержку аккредитации учебных заведений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также отдельных образовательных программ, реализуемых в аккредитованных учебных заведениях и их филиалах.

В утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 № 1323 Положении «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» [46] определено, что аккредитацию вуза проводит аккредитационный орган (Аккредитационная коллегия) «на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов». «С целью информационно-методического сопровождения аккредитации, обеспечения объективности принимаемых решений формируется центральный банк данных по вузам России, включающий показатели деятельности вузов, учитываемые при принятии решений по аккредитации» (Положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» [46, т. 3, с. 11]).

Таким образом, актуальность исследований определяется необходимостью разрешения противоречия между требованиями общества и государства к качеству образования в условиях бурного развития систем высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, с одной стороны, и отсутствием эффективных механизмов реализации государственных процедур обеспечения качества образования — с другой, которое разрешается посредством разработки методологических основ построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации и информационной технологии сопровождения аккредитации на основе Центрального банка данных (ЦБД ГА).

Технология государственной аккредитации, являющаяся основным механизмом управления качеством в системе образования, дает возможность решать и другие управленческие задачи. Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 г. № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» и от 04.10.2002 г. № 749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием» определили с 2003 года конкурсный порядок размещения государственного задания на подготовку специалистов [126]. Реализация данных постановлений Правительства в части разработки информационной технологии и математических моделей для поддержки принятия решений по размещению государственного задания является актуальной задачей.

Объектами исследования являются системы высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования России.

Предмет исследования: система государственной аккредитации учреждений высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что разработка методологических основ построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации и информационной технологии сопровождения аккредитации на основе Центрального банка данных позволит усовершенствовать механизмы управления качеством образования через государственную аккредитацию.

Цель исследований состоит в совершенствовании механизмов управления качеством образования на основе разработки методологических основ построения информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследование системы государственной аккредитации как системы управления качеством образования, анализ функций системы, определение целей государственной аккредитации, а также анализ субъекта и объекта управления государственной аккредитации.

2. Определение роли и места информационно-аналитической подсистемы в системе государственной аккредитации, морфологическое и функциональное описание подсистемы и анализ основных ее элементов.

3. Создание комплекса математических моделей государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, включающего:

• математический аппарат моделирования критериальных значений показателей аккредитации;

• математические модели определения интегральных видовых характеристик;

• модели оценки динамики деятельности вуза по показателям аккредитации.

4. Разработка методики поддержки принятия решений по аттестации и государственной аккредитации как на институциональном, так и на программном уровнях.

5. Проектирование информационной технологии формирования Центрального банка данных государственной аккредитации и сопровождения на его основе процедуры государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

6. Разработка методов и алгоритмов поддержки принятия управленческих решений по аттестации и государственной аккредитации, включающих:

• метод количественной оценки показателя «качество подготовки»;

• математическую модель и алгоритм автоматизированного проектирования аттестационных педагогических измерительных материалов для оценки показателя «качество подготовки»;

• модели индексов финансовой обеспеченности вуза и образовательных программ;

• методы информационно-аналитического сопровождения процедур аттестации и аккредитации отдельных образовательных программ, реализуемых в аккредитованных вузах и филиалах.

7. Создание на основе результатов апробации информационно-аналитической системы государственной аккредитации математических моделей и информационной технологии сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, включающих:

• систему показателей и критериальных значений открытого конкурса;

• алгоритм категорирования укрупненных групп специальностей (УГС) вузов;

• технологию и методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по размещению госзадания.

Методология и методы исследования. Методология работы как совокупность используемых методов включает в себя методы системного анализа, методы экспертного оценивания и функционального анализа, методы математической статистики, многомерный статистический анализ, методы вычислительной линейной алгебры, численные методы безусловной и условной оптимизации, методы обработки экономической информации, методы теории принятия решений, методы теории баз данных.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем:

• Впервые, на основе исследования государственной аккредитации как системы управления качеством образования, определена информационно-аналитическая подсистема, проведен ее анализ с точки зрения морфологического и функционального описания и определения основных элементов.

• Разработаны методологические основы информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, включающие в себя методы принятия решений по аттестации и государственной аккредитации как на институциональном, так и на программном уровнях на базе математических моделей.

• Создан комплекс математических моделей государственной аккредитации, состоящий из моделей видовой классификации учреждений высшего и среднего профессионального образования, математического аппарата моделирования критериальных значений показателей аккредитации образовательных учреждений всех трех типов, моделей оценки динамики деятельности вуза по показателям аккредитации, математической модели и алгоритма оценки потенциала вуза в ходе самообследования. В основу математических моделей положены методы многомерного статистического анализа, теория и методы математического программирования.

• Предложен метод количественной оценки показателя «Качество подготовки», а также методика количественной оценки показателя «Экономическая устойчивость вуза» при государственной аккредитации.

• Разработана математическая модель, включающая систему показателей, критериальных значений и алгоритм категорирования укрупненных групп специальностей, конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов, позволившая обеспечить интегрированными данными конкурсную комиссию и сделать механизм принятия решений по размещению государственного задания объективным.

Практическая значимость исследования состоит в проектировании на основе разработанной методологии информационной подсистемы формирования Центрального банка данных государственной аккредитации по учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования России для информационно-аналитического сопровождения процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений указанных типов. Разработанные методы и технология адаптированы для информационно-аналитического сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания Минобразования России на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Система показателей государственной аккредитации и их критериальных значений, учитывающих специфику учреждений различных типов и видов, используется для поддержки принятия решений Аккредитационной коллегией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также ведомственными коллегиями различных министерств.

Математические модели видовой классификации, модели конкурсных категорий укрупненных групп специальностей (направлений подготовки) используются для принятия решений по государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также для принятия решений по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

Технология информационного сопровождения процедуры комплексной оценки сокращает трудозатраты образовательного учреждения на подготовку и прохождение процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Технология сопрождения аттестации и аккредитации отдельных образовательных программ (ООП) без выезда аттестационнной комиссии и методы поддержки принятия решений по государственной аккредитации ООП сократили финансовые затраты вуза на проведение этих процедур, повысили эффективность и объективность принимаемых Аккредитационной коллегией решений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются репрезентативностью выборки объектов исследования — вся генеральная совокупность аккредитованных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, сведения по которым анализировались в динамике за 1997;2005 годы, применением математических методов и моделей, интерпретацией и формализацией результатов исследования, единством теоретического и практического в исследовании, адекватностью получаемых теоретических результатов практике, проверяемой многократной апробацией результатов на протяжении семи лет в ходе информационно-аналитического сопровождения государственной аккредитации на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

На защиту выносятся:

1. Информационно-аналитическая система государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, включающая в себя: комплекс математических моделей государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования:

• математический аппарат моделирования критериальных значений показателей аккредитации;

• математическую модель определения вида вузов и учреждений среднего профессионального образования на основе методов дискриминантного анализа;

• математическую модель оценки динамики деятельности вуза по показателям аккредитации на основе методов наименьших квадратов;

• математическую модель оценки потенциала вуза в ходе самообследования на основе методов нелинейного программированияинформационную подсистему сопровождения процедуры государственной аккредитации учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на основе ЦБД ГА, включающую в себя:

• информационные потоки и технологию наполнения ЦБД ГА по вузам, учреждениям среднего профессионального образования (УСПО) и учреждениям дополнительного профессионального образования (УДПО);

• информационные потоки и технологию поддержки принятия управленческих решений по аттестации и аккредитации вузов, УДПО, УСПО, включая аттестацию и аккредитацию отдельных образовательных программ, реализуемых аккредитованными вузами и филиаламиметоды и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений по аттестации и государственной аккредитации:

• метод оценки показателя «качество подготовки»;

• математическая модель и алгоритм автоматизированного проектирования аттестационных педагогических измерительных материалов;

• методика оценки финансовой обеспеченности реализации основных образовательных программ в негосударственных вузах;

• методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по аттестации и аккредитации отдельных образовательных программ, реализуемых в вузах и филиалах.

2. Информационная технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на основе ЦБД ГА, методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений по размещению государственного задания, предусматривающие:

• систему показателей и критериальных значений открытого конкурса;

• алгоритм категорирования УГС вузов;

• технологию и методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по размещению госзадания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследований докладывались и обсуждались на российских конференциях и семинарах «Информационные технологии аккредитации учебных заведений» (г. Йошкар-Ола, 1995, 1996 гг.), «Проблемы качества образования» (г.Уфа, 1996, 1998 гг.), «Технология государственной аккредитации» (г. Йошкар-Ола, 1997 г.), II Российско-Американской конференции «Университеты как центры развития региона» (г. Йошкар-Ола, 1999 г.), «Технологии государственной регламентации (лицензирование, аттестация, аккредитация) образовательных организаций» (г. Йошкар-Ола, 1998, 1999 гг.), «Дополнительное профессиональное образование» (г. Москва, 2001 г.), «Комплексная система оценки деятельности образовательных учреждений» (г. Йошкар-Ола, 2001 г.), X Симпозиуме «Калиметрия в образовании: методология и практика» (г. Москва, 2002 г.), III Российско-Американской конференции «Пути развития образования в XXI веке» (г. Йошкар-Ола, 2002 г.), «Актуальные проблемы современного научного знания» (г. Йошкар-Ола, 1996;2004 гг.), «Совершенствование системы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» (г. Йошкар-Ола, 2002,.

2003 гг.), «Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений» (г. Йошкар-Ола, 2004 г.) — на международных конференциях: «Quality and Innovations in HE» (Гонконг, 2000 г.), CEENet Conference (г. Краков (Польша), 2001 г.), 7th Annual GATE Conference (г. Париж (Франция), 2002 г.), INQAAHE Workshop.

2004 (г. Маскат (Султанат Оман), 2004 г.), «Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования» (г. Санкт-Петербург, 2004 г.), «Математическое моделирование социально-экономических процессов» (г. Дубай (ОАЭ), 2005 г.), международном семинаре.

Комплексная система оценки деятельности образовательных учреждений" (г. Йошкар-Ола, 2000 г.), международной научно-практической конференции по проблемам развития и интеграции систем оценки качества высшего профессионального образования в странах СНГ и Балтии (г. Йошкар-Ола, 2003 г.), IV Международном социальном конгрессе «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (г. Москва, 2004 г.), XIII Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» (г. Москва, 2004 г.).

Результаты исследований прошли апробацию в международном проекте TACIS EDRUS9511 «Assistance in Licensing, Attestation, Accreditation and Certification of Business and Management Programmes in Russian Federation» (1997;1999).

Результаты научных исследований использовались при выполнении:

НИР по государственному контракту № 24.02.28 «Исследование и проектирование научно-методологических основ комплексного оценивания образовательных учреждений с целью усовершенствования процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации», выполненному в рамках Федеральной программы развития образования (2002 г.) — проекта «Разработка математической модели определения вида учреждения среднего профессионального образования при государственной аккредитации» в рамках НТП «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (2001— 2002 гг.) — проекта «Научно-методическое и программное обеспечение определения вида учреждений среднего и дополнительного профессионального образования при государственной аккредитации» в рамках НОП «Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования» (2003 г.) — проекта «Математические модели определения типа и вида учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования при государственной аккредитации» в рамках финансируемого Минобразования РФ тематического плана НИР Марийского государственного технического университета (1999;2005 гг.).

Результаты научных исследований поддержаны грантами: института «Открытое общество» Фонда Сороса (1995, 1996, 2000 гг.) — Российской Академии Наук, раздел «Информатика» (1997;1999 гг.) — Минобразования России (1999 г.), раздел «Проблемы педагогики" — фонда INTAS «Investigation of Western Europe quality assessment models and procedures, their adaptation to Russian education management system» (20 012 002 гг.);

Президента Республики Марий Эл (2000, 2001, 2003 гг.) — Благотворительного фонда Владимира Потанина (2002 г.). Апробация результатов осуществлялась также во время научных стажировок автора: в Центре изучения проблем высшего образования (CHEPS) в Университете Твенте (Нидерланды) в рамках гранта INTAS (2002 г.) — в Финляндии, Швеции, Норвегии в рамках программы «Оценка качества образования в России и странах Скандинавии» (2003 г.), а также в учебном процессе в системе дополнительного профессионального образования: при чтении авторских лекций на курсах Минобразования РФ по переподготовке экспертов, участвующих в аттестационных экспертизах вузов (2001;2002 гг.), на курсах Минобразования РФ по повышению квалификации руководителей высших учебных заведений по теме «Государственная аккредитация» (2002—2005 гг.).

Результаты исследований использовались при подготовке и проведении 65 Аккредитационных коллегий Минобразования РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (1997;2005 гг.), ведомственных коллегий Госстроя (2000;2003 гг.), Автодора (2000 г.), Минтранса, Минсельхоза, Минкульта, Минпечати, Госкомспорта (2001;2004 гг.), Федерального агентства по культуре и кинематографии (2005 г.) (по учреждениям среднего профессионального образования).

Результаты исследований использовались для информационно-аналитического сопровождения открытых конкурсов по размещению государственного задания Минобразования России на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в 2003, 2004 и 2005 годах.

Основные результаты опубликованы автором лично и в соавторстве в 3 учебных пособиях, из них в 2, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, 8 научных статьях в журналах, рекомендованных ВАК для публикации научных работ, 3 зарубежных публикациях, в 1 монографии в единоличном авторстве объемом 11,2 п.л. (всего в 88 научных работах, в том числе в 50 — по теме диссертации).

Получен акт о внедрении в практику работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: информационной технологии сопровождения процедуры государственной аккредитации учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на основе Центрального банка данных государственной аккредитациикомплекса математических моделей, включающего модели видовой классификации учреждений высшего и среднего профессионального образования, математический аппарат моделирования критериальных значений показателей аккредитации образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, модели оценки динамики деятельности вуза по показателям аккредитации, модели и алгоритм оценки потенциала вуза в ходе самообследования.

Результаты исследований отмечены свидетельствами Российского агентства по патентам и товарным знакам об официальной регистрации программ для ЭВМ: на программный комплекс сопровождения Единого банка данных лицензирования, аттестации и госаккредитации (№ 2 004 610 162) — на информационно-аналитический комплекс «Камертон» (№ 2 004 610 161). Разработанные математические модели определения критериальных значений показателей аккредитации использованы при разработке: приказа Минобразования России от 29.06.2000 № 1965 «Об утверждении перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения» (с последующими дополнениями) — приказа Минобразования России от 01.10.2001 № 3249 «Об утверждении переченя показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида учреждений среднего профессионального образования».

Разработанные методика и алгоритм расчета показателей утверждены Минобразования России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы — 335 страниц.

Выводы по пятой главе:

1. Разработана информационная технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на основе ЦБД ГА. Технология построена на едином с технологией аккредитации модуле доставки данных, что позволило сократить трудоемкость на подготовку конкурсной документации в вузах и повысить эффективность информационного сопровождения конкурса.

2. На основе показателей аккредитации разработана система показателей открытого конкурса, включающая, наряду с вузовскими, показатели УГС.

3. Разработаны алгоритмы категорирования УГС вузов по трем конкурсным категориям и механизм принятия решения по объему размещения госзадания.

4. Предложены методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по размещению госзадания.

Технология и математические модели внедрены в Министерстве образования России и использовались в 2003 и 2004 годах для информационно-аналитического сопровождения конкурса по размещению госзадания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изменения, произошедшие в российской системе образования, начиная с 90-х годов двадцатого века, вызванные демократическими процессами в России и совершенствованием законодательной базы системы образования, определили новую для российской системы профессионального образования процедуру государственной аккредитации. Эффективное применение процедуры государственной аккредитации, как основного механизма управления системой образования, механизма обеспечения и гарантии качества образования, потребовало разработки нормативного, научного и методологического обеспечения государственной аккредитации как системы управления качеством образования. Одной из важнейших и необходимых подсистем государственной аккредитации является информационно-аналитическая, основанная на современных информационных технологиях и математических моделях сопровождения и поддержки принятия решений аккредотационным органом.

Проблемы анализа, исследования и создания методологических основ информационно-аналитической системы государственной аккредитации и определили тематику диссертационной работы. Были получены следующие результаты:

1. Система государственной аккредитации исследована как система управления качеством образования. Выделены функции системы, показана цель государственной аккредитации как основного механизма гарантии качества образования, проведен анализ субъекта и объекта управления через государственную аккредитацию. Показано, что управляющая система реализует управление через целый ряд организаций, вовлеченных в процесс государственной аккредитации: Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Аккредитационную коллегию Федеральной службы, экспертные комиссии, Аккредитационные коллегии субъектов Российской Федерации, а также различных министерств и ведомств, Центр государственной аккредитации, а объект управления представляет собой сложную систему, включающую образовательные учреждения профессионального образования различных типов и видов. Анализ системы государственной аккредитации позволил выделить в ней информационно-аналитическую подсистему. Проведен анализ ее морфологических и функциональных характеристик, а в качестве основных элементов информационно-аналитической системы определены информационная, аналитическая подсистемы и Центральный банк данных государственной аккредитации.

2. Комплекс математических моделей государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, включающий:

• математический аппарат моделирования критериальных значений показателей аккредитации;

• алгоритмы и математические модели индексов соответствия критериям аккредитации для аналитической поддержки принятия решения по государственной аккредитации;

• математическую модель определения вида вузов и учреждений среднего профессионального образования на основе методов дискриминантного анализа;

• математическую модель оценки динамики деятельности вуза по показателям аккредитации на основе методов наименьших квадратов;

• математическую модель оценки потенциала вуза в ходе самообследования на основе методов нелинейного программирования.

Полученные модели позволили повысить уровень объективности принимаемых Аккредитационной коллегией решений, а также широко использовались при разработке нормативных документов государственной аккредитации: приказ Минобразования России 29.06.2000 № 1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высших учебных заведений» (с последующими дополнениями), приказ Минобразования России 01.10.2001 № 3249 «Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования».

3. На основе комплекса математических моделей государственной аккредитации, а также на основе анализа практики принятия решений Аккредитационной коллегией разработана методика принятия решений по аттестации и государственной аккредитации как на институциональном, так и на программном уровнях.

4. Информационная технология формирования Центрального банка данных государственной аккредитации и сопровождения на его основе процедуры государственной аккредитации учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, включающая в себя:

• информационные потоки и технологию наполнения ЦБД ГА по вузам, УСПО и УДПО;

• информационную технологию сопровождения процедур самообследования и комплексной оценки деятельности вузов;

• информационные потоки и технологию поддержки принятия управленческих решений по аттестации и аккредитации вузов, УДПО, УСПО, включая аттестацию и аккредитацию отдельных образовательных программ, реализуемых вузами и филиалами.

Формирование ЦБД ГА в технологии аккредитации для информационно-методического сопровождения государственной аккредитации определено Положением «О государственной аккредитации высшего учебного заведения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.1999 № 1323.

5. Методы и алгоритмы под держки принятия управленческих решений по аттестации и государственной аккредитации:

• метод количественной оценки показателя «качество подготовки»;

• математическая модель и алгоритм автоматизированного проектирования аттестационных педагогических измерительных материалов для оценки показателя «качество подготовки»;

• модели индексов финансовой обеспеченности образовательного процесса вуза и отдельных программ;

• методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по аттестации и аккредитации отдельных образовательных программ, реализуемых в вузах и филиалах.

6. Информационная технология сопровождения открытого конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на основе ЦБД ГА, методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений по размещению государственного задания, включающие:

• систему показателей и критериальных значений открытого конкурса;

• алгоритм категорирования УГС вузов;

• технологию и методы информационно-аналитического сопровождения процедуры принятия решения по размещению госзадания.

Таким образом, разработаны методические основы информационно-аналитической системы государственной аккредитации учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. На основе данной системы успешно решаются другие задачи управления в системе профессионального образования — аналитическое сопровождение конкурса по размещению государственного задания на подготовку специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. — М.: Финансы и статистика, 1983. Т.1.
  2. С.А., Бухштабер В. М., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. — М.: Финансы и статистика. 1989. Т. 3.
  3. В.Н., Колмановский В. Б., Носов В. Р. Математическая теория конструирования систем управления. — М: Высшая школа, 1998. — 574 с.
  4. В.А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г. О системе аккредитации образовательных учреждений в Российской Федерации// Контроль качества и оценка в образовании: Материалы международной конференции. — Санкт-Петербург, 1998. — С. 45−74.
  5. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. — М.: Наука, 1994.
  6. В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. — М.: ИЦ, 1998.
  7. В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 608 с.
  8. А.А. Математическая статистика. — М.: Наука, 1984.
  9. Ф.П. Численные методы решении экстремальных задач. — М: Наука, 1988. — 550 с.
  10. В.В. Вычислительные основы линейной алгебры. — М: Наука, 1987. —304 с.
  11. А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  12. Государственная аккредитация. Общие положения. — М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. — 41 с.
  13. Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования: Аналитический отчет. — М: Центр государственной аккредитации, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004.
  14. Ф., Мюррей У., Райт М. Практическая оптимизация. — М: Мир, 1985. —511 с.
  15. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия. — М.: Щ Финансы и статистика, 1988. — 343 с.
  16. В., Мешалкин В. И., Прокофьев В. Аттестация вуза: критерии оценки потенциала // Вестник высшей школы. — 1990. — № 11. — С. 19−24.
  17. Г. Р. Процесс самооценки: руководство по самооценке для высшего образования. — Изд. 4-е / Пер. с англ. О. Бухиной. — М.: Московский общественный фонд, 1999. — 152 с.
  18. Ким Дж.-О. и др. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 216 с.
  19. О.Р., Куркин А. А. Теория обработки экономической информации. — Нижний Новгород: НГТУ, 2000. — 169 с.
  20. О.Р., Куркин А. А. Информационная поддержка систем принятия решений. — Нижний Новгород: НГТУ, 2001. — 136 с.
  21. JI. Функциональный анализ и вычислительная математика. — М.: Мир, 1969.—447 с.
  22. В.А. Математические методы принятия решений в экономике. — М: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 383 с.fr 24. Колемаев В. А., Калинина В. Н. Теория вероятностей и математическаястатистика. — М: ИНФРА-М, 2001. — 302 с.
  23. В.А. Математическая экономика. — М: ЮНИТИ, 2002. — 399 с.
  24. Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. И. Н. Рыбникова при участии Г. И. Герасимовой / Науч. ред. В. А. Лапидус, М. Е. Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999. — 327 с.
  25. С.О. Прикладной экономический анализ в статистическом пакете Stata. — М: Российская экономическая школа, 2001. — 65 с.
  26. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие/ Наводнов В. Г., Геворкян Е. Н., Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. — М.: Центр государственной аккредитации, 2003. — 176 с.
  27. В.Ж. Системный анализ, моделирование и управление в системе высшего профессионального образования: Автореф. на соиск. уч. степ, доктора техн. наук. — Санкт-Петербург, 2000. — 42 с.
  28. В.Ж., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. — 1994. — № 1. — С. 165−172.
  29. В.Ж., Наводнов В. Г. Информационное сопровождение системы государственной аккредитации // Мешалкин В. И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования. Аккредитация — самообследование — рейтинг. — М.: Изд-во РУДН, 1995. — С. 27−38.
  30. В.Ж., Наводнов В. Г., Савельев Б. А. О классификации вузов по направленности подготовки // Квалиметрия человека и образования: методология и практика: Тез. докл. —М., 1996. — С. 198−199.
  31. В.Ж., Мешалкин В. И., Наводнов В. Г., Савельев Б. А. О компьютерной технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. —1993.—№ 3. —С. 146−153.
  32. В.Ж., Наводнов В. Г., Мешалкин В. И., Савельев Б. А. Формирование педагогических испытательных материалов для диагностики качества подготовки // Научные проблемы тестового контроля знаний: Тезисы докладов школы-семинара. —М., 1994. — С. 53−55.
  33. В.Ж., Савельев Б. А. О процедурах государственной аккредитации // Проблемы качества образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа-Москва, 1997. — С. 64−66.
  34. В.Ж., Наводнов В. Г., Мотова Т. Н. Сравнительный анализ систем аккредитации за рубежом // Проблемы качества образования: Тезисы докладов научно-методической конференции. 23−28 мая 1996 г. — Уфа, 1996. —С. 88−89.
  35. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows: Stadia 6.0. — М: НПО «Информатика и компьютеры», 1996. — 255 с.
  36. X. Статистические методы повышения качества. — М: Финансы и статистика, 1990. — 301 с.
  37. А., Мешалкин В. Экспресс-оценка высших учебных заведений // Alma mater. 1992. — № 4−6. — С. 40−47.
  38. А.А., Акимов Ю. П., Мешалкин В. И. Аттестация и аккредитация вузов // Вестник высшей школы. — 1991. — № 4. — С. 11−14.
  39. В.В., Лебедев К. В. Математическое и компьютерное моделирование экономики. — М: НВТ-Дизайн, 2002. — 256 с.
  40. .Г. Автоматизированные системы экспертного оценивания и аккредитация: Труды исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. — М., 1993. — 144 с.
  41. .Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. — М.: Радио и связь, 1982. — 184 с.
  42. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация учреждений профессионального образования Российской Федерации: В 3 т.
  43. М.: Центр государственной аккредитации, 2003.
  44. И. и др. Основы математической статистики и ее применение. — М.: Статистика, 1970. — 223 с.
  45. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб., 1992. — 77 с.
  46. А.С., Савельев Б. А. О педагогических измерениях при аттестации вуза // Проблемы качества образования: Материалы 9-й Всероссийской научно-методической конференции. — Уфа Москва, 1999 г. 1. С. 150−152.
  47. А.С., Савельев Б. А. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. — 82 с.
  48. В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация — самообследованиерейтинг. — М.: Изд-во РУДН, 1995. — 136 с.
  49. М. Математическое программирование. — М: Наука, 1990.— 375 с.
  50. Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. Системы аккредитации за рубежом. — М., 1998. — 180 с.
  51. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели аккредитации за рубежом: Научное издание. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. — 58 с.
  52. Г. Н., Наводнов В. Г. Проектирование системы аккредитации образовательных организаций. — Йошкар-Ола, 1999. — 76 с.
  53. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели оценивания деятельности образовательных организаций — Йошкар-Ола, 1997. — 48 с.
  54. Г. Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. Аккредитация образовательных организаций за рубежом. — Йошкар-Ола, 1997. — 32 с.
  55. Г. Н. Информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. — 2003. — № 4. — С. 38−42.
  56. Г. Н., Наводнов В. Г. Модели оценивания в процедуре аккредитации// Проблемы качества образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Уфа-Москва, 1997. — С. 63−64.
  57. Г. Н. Аккредитация образовательных систем.- Иошкар-Ола-Москва:Центр государственной аккредитации, 2004. — 257 с.
  58. В.Г. Оптимизация государственной аккредитации образовательных организаций на основе интегрированной системы концептуального моделирования и принятия решений: Автореф. на соиск. уч. степ, д-ра техн. наук. — Воронеж, 1997. — 40 с.
  59. В.Г., Куклин В. Ж., Масленников А. С., Ельцын А. В. Система формирования испытательных материалов Test-Gen. — Йошкар-Ола, 1995. — 83 с.
  60. В.Г., Куклин В. Ж., Савельев Б. А. Государственная аккредитация. Общие положения. — М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1997. — С. 41.
  61. В.Г., Ощепков Г. С., Логинов В. В., Шишкин Г. А. Система «Фонд» в управлении учебной, методической и научной работой в МарГТУ //
  62. Прикладные исследования в электронике и новые технологии в обучении студентов. — Йошкар-Ола, 1996. — С. 95−97.
  63. В.Г., Паскаль А. П. Модели, процедуры и программные средства самообследования образовательной организации. Система ФОНД: Препринт № 3/97. — Йошкар-Ола, 1997. — 40 с.
  64. М.В., Ижуткин B.C. Методы приведенных направлений на основе дифференцируемой штрафной функции для задачи нелинейного программирования // Известия вузов. Математика. — 1994. -№ 12. —С. 54−64.
  65. М.В., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж. Программно-аналитический комплекс КАМЕРТОН анализа результатов тестовых испытаний: Учебно-методическое пособие.— Йошкар-Ола, 1994. — 87 с.
  66. М.В., Ижуткин B.C. Методы приведенных направлений на основе модифицированной функции Лагранжа для задачи нелинейного программирования // Известия вузов. Математика. — 1995. — № 12. —С.34−43.
  67. М.В., Ижуткин B.C., Блинов А. В. Методы центров и барьерных функций с использованием приведенных направлений для задачи нелинейного программирования // Известия вузов. Математика. — 1996. — № 12. —С. 15−24.
  68. М.В., Егошин В. Е., Куклин В. Ж., Наводнов В. Г. Технология формирования централизованного банка данных государственной аккредитации // Проблемы качества образования. — Уфа, — 1996. —С. 95.
  69. М.В., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Масленников А. С. Расширение возможностей технологии КАМЕРТОН средствами IRT-анализа // Тезисы Всероссийского семинара по вопросам аттестации.- Санкт-Петербург, 1997. С.37−38.
  70. М.В., Наводнов В. Г., Масленников А. С., Ельцын А. В. Развитие системы тестирования учебных достижений в России // Образование и перспективы развития: Тезисы I Российско-Американской региональной конференции, —1997.
  71. М.В., Наводнов В. Г., Ельцын А. В. Автоматизированное проектирование педагогических измерительных материалов: Научное издание.- Йошкар-Ола, ОПП МарГТУ, 1999. — 28 с.
  72. М.В., Масленников А. С., Петров Д. И. Новые возможности системы КАМЕРТОН // Проблемы качества образования: Тезисы VII Всероссийской научно-методической конференциию- Уфа-Москва, 1998.-С. 123.
  73. М.В., Масленников А. С., Петров Д. И. Информационно программное обеспечение процедуры анализа педагогических измерений в ходе самообследования и аттестации вуза // Труды научной конференции по итогам научно-исследовательских работо
  74. МарГТУ, секция «Математика».- Йошкар-Ола, 1998. С. 10−15. — Деп. в ВИНИТИ 18.11.98 № 3358-В98.
  75. М.В., Масленников А. С., Петров Д. И. Программный модуль анализа результатов педагогических измерений при проведении аттестации вуза // Материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции. — Йошкар-Ола, 1999. — С.459.
  76. М.В., Масленников А. С., Петров Д. И. О технологии анализа результатов аттестационных измерений «Камертон» // Развитие системы тестирования в России: Тезисы Всероссийской конференции. — М., 1999. —С.52−53.
  77. М.В., Наводнов В. Г., Мотова Т. Н. Совершенствование системы государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования: Научное издание. — Йошкар-Ола, 1999. —64 с.
  78. М.В. Классификация учреждений высшего профессионального образования методами дискриминантного анализа: Научное издание. — Йошкар-Ола: НИЦГА, 1999. — 23 с.
  79. М.В., Китаев О. Ю. Математические модели определения индекса соответствия статистическим критериям государственной аккредитации: Научное издание. — Йошкар-Ола: НИЦГА, 1999.—37 с.
  80. М.В., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. Методика математического сопровождения процедуры государственной аккредитации // Университеты как центры развития региона: II Российско-Американская конференция. — Йошкар-Ола, 1999. — С. 53−54.
  81. М.В., Наводнов В. Г., Мотова Г.Н. Анализ результатов и перспективы развития системы государственной аккредитации
  82. Университеты как центры развития региона: II Российско-Американская конференция. — Йошкар-Ола, 1999. — С. 26−37.
  83. М.В. Модели аккредитации высших учебных заведений, основанные на методах математической статистики // Университеты как центры развития региона: II Российско-Американская конференция. — Йошкар-Ола, 1999. — С. 84−88.
  84. М.В., Шадриков Е. Д., Геворкян Е. Н., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. О видах высших учебных заведений // Высшее образование в России. — 2000. — № 3. — С. 15−27.
  85. М.В., Китаев О.Ю.Применение индекса соответствия статистическим критериям при государственной аккредитации высших учебных заведений // Материалы X Всероссийской научно-методической конференции. — Уфа-Москва, 2000. — С. 112.
  86. М.В., Петров Д. И. Модели оценки динамики деятельности вузов по показателям государственной аккредитации: Научное издание. — Йошкар-Ола: НИЦГА, 2001. — 32 с.
  87. М.В., Шадриков Е. Д., Геворкян Е. Н., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. — 2001. — № 1. — С. 29−38.
  88. М.В., Шадриков Е. Д., Геворкян Е. Н., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. О показателях государственной аккредитации вузов // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 18−23
  89. М.В., Мотова Г. Н., Геворкян Е. Н., Наводнов В. Г. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие. — Москва-Йошкар-Ола, 2001. — 192 с.
  90. М.В., Петров Д. И. Математические модели классификации учреждений среднего профессионального образования: Научное издание. — Йошкар-Ола: НИЦГА, 2001. — 36 с.
  91. М.В., Наводнов В. Г. Об экспертном оценивании аккредитационных показателей деятельности высших учебных заведений в ходе процедуры комплексной оценки // Материалы III Российско-Американской конференции. —Йошкар-Ола, 2002. — С.41−43.
  92. М.В., Наводнов В. Г. О проблемах и перспективах развития государственной аккредитации вузов // Россия и мировоесообщество в поисках новых форм стабильности: Материалы всероссийской конференции. — Йошкар-Ола, 2002. — С. 225−227.
  93. М.В., Наводнов В. Г. Методика определения конкурсных категорий высших учебных заведений на основе центрального банка данных государственной аккредитации: Научное издание. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2003. — 123 с.
  94. М.В., Наводнов В. Г. О методике представления информации для оценки уровня деятельности вуза по показателям укрупненных групп специальностей: Научное издание. — Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2003. — 32 с.
  95. М.В., Геворкян Е. Н., Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие. — М.: 2003. — 172 с.
  96. М.В., Наводнов В. Г., Кравцова J1.A., Коновалов В. В., Киселев А. Ф. Конкурс на госзаказы: аналитическое сопровождение. Высшее образование в России // Высшее образование в России. — 2004. — № 1. — С. 15−25.
  97. М.В. Информационно-аналитическая технология сопровождения государственной аккредитации на основе Центрального банка данных государственной аккредитации // Социальная политика и социология. 2004.- № 4. — С. 174−178.
  98. М.В. О математической формализации некоторых задач в процедуре государственной аккредитации // М: Социальные процессы и социальные отношения в современной России. IV Международный социальный конгресс. 2004.- Том 2. — С.181−185.
  99. М.В. Математические модели государственной аккредитации учреждений профессионального образования: Монография. — Йошкар-Ола Москва: Центр государственной аккредитации. — 2004. — 190 с.
  100. JI.A. Анализ и моделирование трудовых показателей. — М: Финансы и статистика, 1999. — 208 с.
  101. . Лекции об аудите качества. — М: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
  102. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1993. — 320 е.: ил.
  103. В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. — М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. — 240 с.
  104. Н.А., Субетто А. И., Кушель А. А., Коломиец Б. К., Казанович В. Г. Система аккредитации высших учебных заведений: концептуальная модель. — М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991. —43 с.
  105. В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М., 1998. —274 с.
  106. А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. —М.: Наука, 1986.
  107. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений //Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  108. Г. Н. Основы математического анализа. — М.: Гостехиздат, 1956.
  109. В. Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Изд-во ИЦ, 1993.
  110. К., Рэлстон Э., Уилф Г. Статистические методы для ЭВМ. — М: Наука, 1986. — 449 с.
  111. Д.Б. Вычислительные методы теории принятия решений. — М: Наука, 1989. —290 с.
  112. Adams Margareth. Evaluation and Educational Performance Making9sense of Performance Indicators in a Managerial Context // Educational Management Strategy Quality and Resources. — 1998. — Vol. 12.
  113. Adema J.J. A Note on Solving Large-scale Zero-one Programming Problems. (Research Report 88−4) Enschede, The Netherlands, University of Twente.
  114. Adema J.J. Models and Algorithms for the Construction of Achievement Test. — Sl.l.:s.n., 1990. — 165 p.
  115. Adema J.J. Toetsconstructic met klassicke item- en test parameters. Test Construction Using Classical Item and Test Parameters. (Rapport 87−1) Enschede, The Netherlands, University of Twente.
  116. Bartholomew-Biggs M. Unified approach of REQP methods on the Augmented Lagrangian // Journal of Optimization Theory and Applications. — 1989. —V.12. —P.67−84.
  117. Boekkooi-Timminga E. The Construction of Parallel Test From IRT-Based Item Banks // Journal of Educational Statistics-Vol. 15. №. 2. 1990. P. 12 914 145.
  118. Brennan J., Frederiks M., Shah T. Improving the Quality of Education: The Impact of Quality Assessment on Institutions. Milton Keynes: QSC/HEFCE, 1997.
  119. Campbell C., Rozsnyai C. Handbook on Quality Assurance and the Design of Study Programmes. Bucharest: UNESCO/CEPES, 2002.
  120. Campbell C., Rozsnyai C. Quality Assurance and the Development of Course Programmes, Papers of Higher Education, UNESCO CEPES, Bucharest, 2002. —221 p.
  121. Cave M., Yanney S. The use of performance indicators in higher education.-Jessica Kingsley Publishers, London, 1997. — 259 p.
  122. Dirk L. Knol, Martijn P.F. Berger. Empirical comparison between factor analysis and Item Response Models // Research Report 88−11, University of Twente, 1988. —38 p.
  123. Hopkins D., Massy W. Planning Models for Colleges and universities.-Stanford university press, California. — 1981. — 353 p.
  124. Henk Kelderman. Loglinear multidimensional IRT models for polytomously scored items // Research Report 88−17, University of Twente, 1988.32 p.
  125. Johnes J., Taylor J. Performance indicators in higher education. Open University Press, 1990. — 191 p.
  126. Kells H. Self-Regulation in Higher Education- a Multinational Perspective on Collaborative Systems of Quality Assurance and Control. -London: Jessica Kingsley Publishers, 1992.
  127. Kells H.R. Creating a Culture of Evaluation and Self-Regulation in Higher Education Organizations // Total Quality Management. — 1995. — No. 5−6.1. P. 457−467.
  128. Kells H.R. The development of performance indicators in higher education. — OECD, Paris, 1993. — 147 p.
  129. Linden W.J., van der. Item banking met een dialoog gebaseerd op klassicke item- en testparameters. Item Banking with a Dialogue Based on Classical Item and Test Parameters. (Rapport 86−3, pp. 1−25) Enschede, The Netherlands, University of Twente.
  130. Linden W.J., van der, Boekkoi-Timminga E. A maximin model for test design with practical constraints. Psychometrica. 1989. 54. P. 237−247.
  131. Linden W.J., van der, Boekkoi-Timminga E. A Zerro-one Programming Approach to Gulliksen’s Matched Random Subset Method // Applied Psychological Mesuerment. 1988. № 12. — P. 201−209.
  132. Martijn P.F. Berger, Dirk L. Knol. On the assessment of dimensionality in multidimensional Item Response Theory Models // Research Report 90−8, University of Twente, 1990. — 44 p.
  133. Petropavlovski M., Izhutkin V. Methods of Reduced Directions with Different Merit Functions for Nonlinear Programming Problems // Operations Research. — Physica Verlag, 1993. — P. 182.
  134. Petropavlovski M., Izhutkin V. The Reduced Directions Methods for Solving Stochastic Problems in the Dialog Optimization System ODiS // Abstracts of the International Conference on Operation Research OR'94, 1994, Berlin. — P. 58−59.
  135. Petropavlovski M., Izhutkin V. A Reduced Directions Method for Solving Stochastic Problems in the Dialog System ODiS // Operations Research Proceedings. — Springer-Verlag, 1994. — P. 45−47
  136. Petropavlovski M., Izhutkin V. SQP-methods based of Exact-Barrier Cost Function for Nonlinear Programming Problem // Abstracts of the 16th International Symposium on Mathematical Programming, 1997, Lausanne. — P.135.
  137. Petropavlovski M., Izhutkin V. Linear correction of smooth optimization problem solution with small data perturbations on the basis of reduced direction // Abstracts of the International Conference on Operation Research, 1998, Berlin. — P. 28.
  138. Petropavlovski M., Izhutkin V. SQP-methods for solving nonlinear programming problem on the basis of reduced direction // Proceedings of the International Conference on Operation Research, 1999, Prague. — P. 112−115.
  139. Petropavlovski M., Izhutkin V. The Hybrid Methods of Reduced Direction for Solving Nonlinear Extremal Problem // Mathematics in Economics, Ing. Jan Plesinger, 1999. — P. 127−132. ISBN 80−70−79−371−6.
  140. Sensicle A. International Accreditation and Hong Kong // International Network for QAAHE. — 1992.— January. — № 1.
  141. Theunissen T.J.J. Binary programming and test design. Psychometrica. 1985.50. P. 411−420.
  142. Theunissen TJ.J.M. Combinatorial Issues in Test Construction. — University of Twente, 1996.
  143. Theunissen T.J.J. Optimization Algorithms in Test Design. Applied Psychological Measurement. 1986. 10. P. 381−390.
  144. Towards a Methodology for Comparative Quality Assessment in Щ European Higher Education: A Pilot Study on Economics in Germany, the
  145. Netherlands and the United Kingdom / J. Brennan, L.C.J. Goedegebuure, T. Shah, D.F. Westerheijden, P.J.M. Weusthof. London / Enschede / Hannover: CNCC / CHEPS / HIS, 1992.
  146. Van Vught F., Westerheijden D. Quality Management and Quality Assurance in European Higher Education: Methods and Mechanisms. TFHR Studies No 1. — Brussels/Luxembourg: CHEEC: Office for Official Publications of the European Communities, 1993.
  147. Vroeijenstijn A.I. Improvement and Accountability: Navigating between Scilly and Charybdis. Guide for External Quality Assessment in Higher Education. — London: Jessica Kingsley publishers, 1995. — Higher Education Policy Series 30.
  148. Vroeijenstijn A.I. Some Questions and Answers with Regard to External Quality Assessment // Higher Education in Europe. — UNESCO European Centre for Higher Education, 1993. — № 3. — Vol. XVIII.
  149. Vroeijenstijn A.I. The European Dimension in Quality Assurance. — * Utrecht: VSNU, 1993.
  150. Vroeijenstijn A.I., Waumans B.L.A., Wijmans J. International Programme Review Electrical Engineering. — Utrecht: VSNU, 1992.
  151. William N. Dunn. Public policy analysis: an introduction. — Prentice Hall, University of Pittsburgh. — 2001 — 456 p.
Заполнить форму текущей работой