Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институциональный механизм повышения эффективности системы экономической безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведён индикативный анализ, позволивший выявить критические «болевые точки» на основе сопоставления динамики фактических индикаторов социально-экономического развития России в 1995 — 2008 гг. с пороговыми значениями экономической безопасности по методологии, предложенной Центром финансово-банковских исследований ИЭ РАН. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что экономика России… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    • 1. 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  • ВЫВОДЫ ПО 1-ОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
    • 2. 1. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И ИХ ИСТОЧНИКИ
    • 2. 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА ОСНОВЕ ИНДИКАТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
    • 2. 3. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
  • БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  • ВЫВОДЫ ПО 2-Й ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 3. 1. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
    • 3. 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
  • ВЫВОДЫ ПО 3-Й ГЛАВЕ

Институциональный механизм повышения эффективности системы экономической безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное социально-экономическое положение России требует перманентного внимания органов государственной власти и управления к проблеме обеспечения устойчивого развития хозяйственной системы. Отметим, что последние два десятилетия для России ознаменовались широкомасштабными радикальными преобразованиями, которые коренным образом изменили социально-экономическую основу общества. С данной позиции трудно переоценить стратегическую важность устойчивого развития национальной хозяйственной системы и обеспечения ее экономической безопасности.

Рыночные трансформации, происходящие в социально-экономической системе России настоятельно, требуют формирования адекватной системы национальной экономической безопасности (ЭБ). В сложившихся условиях основная цель ЭБ состоит в поддержании необходимого баланса экономических, правовых и общественных мер противодействия внешним и внутренним угрозам.

Процесс формирования и обеспечения адекватной системы ЭБ страны является актуальным для всех стран, причем с любым уровнем экономического развития. Однако содержательная часть системы экономической безопасности в странах с развитой рыночной экономикой отличается от стран, находящихся в переходной, т. е. трансформационной фазе. Так, в России термин «устойчивость» как качественная характеристика экономической безопасности связан с нестабильностью переходной экономики, а на Западе — из внутренне присущей рыночной системе неустойчивости и цикличности, обострения конкуренции и т. д.

Следует отметить, что в России проблемы обеспечения безопасности, как и сам термин, рассматривались непосредственно в аспекте защиты общества и государства от внешних, прежде всего военных угроз. Но в последнее время в научной литературе эта проблема приобрела значительно более широкий смысл. Предметом пристального внимания и широкого обсуждения стали различные виды безопасности (сырьевая, продовольственная, экологическая, инвестиционная, энергетическая, финансовая, социальная и др.). Условия и факторы обеспечения системы экономической безопасности начинают все более широко обсуждаться учеными и специалистами, пытающимися выявить ее предмет и определить специфические методы её исследования.

Структурные диспропорции и кризисы в мировой валютной, кредитной и финансовой системах, сопровождающиеся процессами глобализации ещё более актуализируют исследуемую проблему обеспечения экономической безопасности государства. В целом необходимо отметить, что на сегодняшний день исследования, посвященные проблемам обеспечения экономической безопасности, носят скорее фрагментарный, а не системный характер. Более того, вопросы развития экономической безопасности на основе совершенствования институционального механизма остаются до сих пор раскрытыми не в полной мере.

Все это, безусловно, предопределяет актуальность и важность изучения данной проблемы и выработки теоретических и практических подходов к ее решению.

Степень разработанности темы. Проблемы экономической безопасности в СССР рассматривались лишь частично, сквозь призму внешнеторговых отношений и экономических преступлений.

Однако переход к рыночным отношениям инициировал значительный научный интерес к проблемам обеспечения экономической безопасности хозяйственных систем различного уровня.

Среди российских ученых внесших, существенный вклад в развитие теории и практики экономической безопасности хозяйственных систем можно выделить: В. Сенчагова, В. Артамонова, А. Архипова, И. 5.

Прохоренко, В. Панькова, С. Глазьева, Е. Бухвальда, Д. Львова, Н. Гловацкой, О. Грунина, А. Попова, Н. Потрубач, Р. Максутова, В. Дворянкова, Н. Блинова, В. Загашвили, А. Илларионова, С. Иванова, Р. Кожевникова, С. Афонцева, Н. Ващекина, М. Дзлиева, И. Богданова и многих других экономистов.

Несмотря на наличие уже имеющихся солидных научных работ в области обеспечения экономической безопасности хозяйственных систем, все же многие теоретико-методологические аспекты по данному направлению остаются недостаточно изученными.

Например, понятийный аппарат, связанный с определением системы экономической безопасности и подсистем ее составляющих является крайне противоречивым. Предложенная недавно нормативно-правовая база, практически, не уточняет сущностную характеристику данной экономической категории. Имеющиеся, в настоящее время, классификации внутренних и внешних угроз требуют непрерывного пересмотра и разработки соответствующего перечня мероприятий по их нейтрализации. Собственно, не разработан организационно-экономический механизм предупреждения и ликвидации внешних и внутренних угроз ЭБ. Существующий перечень пороговых значений индикаторов экономической безопасности характеризуются многовариантностью и объективно требует формирования единой методологии их определения.

В особом теоретико-методологическом обосновании и конкретизации нуждается проблема формирования институционального механизма обеспечения и развития экономической безопасности в России.

Таким образом, актуальность указанных проблем, а также степень их научной разработанности определили цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являлся институциональный механизм обеспечения и развития экономической безопасности хозяйственной системы.

Предметом исследования являются организационно-правовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования и развития институционального механизма повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности государства.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является разработка и обоснование институционального механизма, направленного на повышение эффективности функционирования экономической безопасности хозяйственной системы России.

Реализация цели исследования потребовала постановки и решения ряда взаимосвязанных задач:

— рассмотрения сущности и содержания экономической безопасности как экономико-правовой категории в современной экономической науке;

— выявления специфики методологического подхода в исследовании институциональных основ механизма обеспечения экономической безопасности государства;

— определения состава внутренних и внешних угроз экономической безопасности России и их источникиобоснования пороговых значений индикаторов экономической безопасности хозяйственной системы;

— совершенствования действующего институционального механизма в системе экономической безопасности государства;

— выявления условий и факторов формирования эффективного институционального механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы.

Методология исследования. Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей по проблемам обеспечения экономической безопасности. В процессе исследования использовались 7 монографические и статистические материалы, публикации периодической печати, материалы средств научно-технической и экономической информации.

Область исследования соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством», направления «Экономическая безопасность»: п. 11.4. «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов повышения экономической безопасности», п. 11.10. «Механизмы и инструменты создания эффективной системы экономической безопасности», п. 11.24. «Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности» и п. 11.26. «Зарубежный опыт повышения экономической безопасности (методы, механизмы, инструменты и их адаптация к российским условиям)».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем разработана концепция устойчивого развития хозяйственной системы на основе совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Основные положения научной новизны состоят в следующем: разработаны концептуальные основы устойчивого развития хозяйственной системы на базе совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности государства;

— определены болевые точки пороговых значений индикаторов экономической безопасности, критические значения которых позволяют определить стратегические ориентиры развития хозяйственной системы России;

— выявлена диагностическая функция системы экономической безопасности, заключающаяся в определении особенностей экономической политики страны, а также анализе соответствующих концепций, организационно-правовой и институциональной инфраструктуры с позиции обеспечения экономической безопасностиобоснованы специфические особенности формирования эффективного институционального механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы Россиивыявлены условия и факторы реализации эффективного институционального механизма обеспечения экономической безопасности на макроэкономическом уровне.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Концепция устойчивого развития хозяйственной системы на базе совершенствования институционального механизма обеспечения экономической безопасности государства.

2. Методика оценки состояния экономической безопасности хозяйственной системы.

3. Классификация внутренних и внешних угроз национальной экономической безопасности.

4. Институциональный механизм обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы.

5. Специфика формирования эффективного институционального механизма обеспечения экономической безопасности на макроэкономическом уровне.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные основные положения и выводы могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию стратегии национальной экономической безопасности Российской Федерации. Основные разделы и положения диссертационной работы могут быть использованы при изучении курсов «Экономическая безопасность», «Экономическая теория», «Основы национальной экономической безопасности», «Экономическая безопасность организации», «Управление экономической безопасностью».

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается широким применением теоретических методов научного анализаиспользованием репрезентативной статистической информации и аналитических материаловиспользованием теоретических концепций и практических разработок ведущих отечественных и зарубежных ученых в области обеспечения экономической безопасности хозяйственных системсогласованностью полученных научных результатов с имеющимися эмпирическими оценками.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в ряде статей и публикаций. Результаты диссертационного исследования докладывались на различных международных научно-практических и научно-теоретических конференциях, семинарах и сессиях.

Структура диссертации была определена в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объём диссертации 134 страницы машинописного текста, 11 приложений, 2 рисунка, 10 таблиц, библиографический список включает 142 источника.

Выводы по 3-й главе.

Таким образом, основными факторами и условиями в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

• реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

• подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

• преодоление научно-технической и технологической зависимости 4 Российской Федерации от внешних источников;

• обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

• совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления, законодательства Российской Федерации;

• формирование гармоничных межнациональных отношений;

• укрепление правопорядка;

• сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

• подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства:

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации:

• коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Национальная экономика России стоит в настоящее время перед лицом целого ряда внешних и внутренних угроз, затрагивающих ее позиции и интересы в современном мировом хозяйстве и на экономических пространствах бывшего СССР. Национальной экономике необходима и выработка внутреннего иммунитета к факторам нестабильности и стагнации. В этих условиях в контексте национальной безопасности, охватывающей весь круг вопросов обеспечения защищенности интересов нации, общества, государства, закономерно выделяется проблема экономической безопасности, входящая в круг её приоритетных направлений и механизм обеспечения которой в настоящее время требует постоянного совершенствования.

В этом аспекте автором:

1) Исследованы факторы и условия социально-экономических преобразований, изменение которых влечёт за собой трансформацию системы экономической безопасности. Последовательная интеграция России в современную систему мирохозяйственных связей, изменение приоритетов в выборе экономической политики, вновь появившиеся угрозы в сфере экономики позволяют уточнить трактовку экономической безопасности, под которой теперь понимается состояние субъектов экономической системы, характеризующееся чётко сформулированной стратегией развития с учётом национально-государственных интересов и обеспечивающее прогрессирующее развитие по пути устойчивого роста благосостояния всех слоёв населения, в условиях сохранения необходимого баланса экономических, юридических и общественных мер противодействия внешним и внутренним факторам, создающим угрозы жизненно важным интересам общества.

2) Предложена усовершенствованная классификация внутренних и внешних угроз национальной экономической безопасности и их источников. К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести: отсутствие чётко сформулированной государственной социально-экономической политикинеразвитость, несбалансированность и нескоординированность действий субъектов распределительной сферы экономикинезавершенность экономических преобразований и слабость нормативно-правовой базыпотеря страной статуса индустриально-технологической державы и как следствие, сохранение деформированности структуры экономики и продолжение процессов деиндустриализацииухудшение состояния научно-технического 1 потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развитияслабость рыночных инструментов экономики.

К главным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести: чрезмерную «открытость» российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политикипреобладание сырьевой направленности экспортанеразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Проведён индикативный анализ, позволивший выявить критические «болевые точки» на основе сопоставления динамики фактических индикаторов социально-экономического развития России в 1995 — 2008 гг. с пороговыми значениями экономической безопасности по методологии, предложенной Центром финансово-банковских исследований ИЭ РАН. Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что экономика России находится в опасной зоне по следующим показателям: динамика роста ВВПдифференциация слоев населения по доходамнеустойчивость финансовой системынедостаточное поддержание научного потенциала и т. д. Оценка выявленных «болевых точек» легла в основу формирования приоритетного перечня задач экономической политики государства в области обеспечения экономической безопасности;

3) На основе проведённого анализа отдельных элементов системы экономической безопасности, уточнена и конкретизирована особая роль.

105 российского государства в механизме обеспечения экономической безопасности, состоящая в непривычных, например, для Запада, функциях совершенствования отдельных её элементов;

4) Сформулирована диагностическая функция в процессе функционального анализа системы экономической безопасности, сущность которой заключается в том, что определение особенностей экономической политики страны, включающее в себя разработку соответствующих концепций, программ, практической политики, правовой и институциональной инфраструктуры должны проходить обязательную диагностику через призму экономической безопасности страны;

5) проанализированы факторы и условия обеспечения экономической безопасности России, содержание которых должно быть заложено в формировании эффективной государственной политики;

6) разработаны основные направления формирования эффективной государственной политики в механизме обеспечения национальной экономической безопасности.

На основе вышеизложенного могут быть разработаны нормативно-правовые акты федерального и регионального значения, регламентирующие направления корректировки социально-экономических преобразований общества и экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Логика экономического роста. М.: Институт экономики РАН, 2002. — 228 с.
  2. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.4−14.
  3. Л.С., Дыльнов Г. В., Новичков И. В. Экономическая безопасность России в условиях социальной модернизации * (методологический аспект). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 20 с.
  4. А., Брыкин А., Шумаев В. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. 2008. — № 2. — с. 3−14
  5. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.36−44.
  6. К. Стратегия развития в постиндустриальной экономике // Международная экономика и международные отношения. — 2006. № 2. — 1 с.57−65.
  7. В.З. Краткий курс экономической теории: Учебник. -М.: Менеджер, 2003. 328 с.
  8. В.В. Экономическая безопасность государства. М.: Аванти, 2001.-188 с.
  9. С., Кара-Мурза С. Глобализация: взгляд из распахнутой России // Экономические стратегии. 2002. — № 2. — с. 10−15.
  10. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Проблемы 4 функционирования и развития электроэнергетики). — М.: МГФ «Знание». -2001.-480 с.
  11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность Раздел 1.
  12. М.: МГФ Знание. 2000. — 544 с.
  13. Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации Государственной стратегии: Сборник материалов -Всероссийской конференции. М.: МГФ Знание, 1998. — с.384.
  14. Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика // Экономист. 2008. — № 4. — с. 62−66.
  15. И.Я. Экономическая безопасность: сущность и структура. М.: ИСПИ РАН, 2000. 35 с.
  16. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты 1992−1998 г. г. М.: ЦСЭ ИСПИ РАН, 1999.-289 с.
  17. В.Н. Экономическая безопасность России: ' актуальные проблемы переходного периода: Монография. Воронеж: ВЭПИ, 2002.- 196 с.
  18. А.Н. Таможенная составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. — 2002. № 1. — с. 302−310.
  19. М.К., Семёнов A.M. Экономическая политика: Учеб. пособие. М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 336 с.
  20. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.25−35.
  21. А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России. Учеб.пособие. М.: ЮИ МВД РФ, 1998. — 62 с.
  22. П., Власова О. Ну кому это понравится? // Эксперт-онлайн. — 2007. Режим доступа: http://www.expert.ru/.
  23. А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 1. — с.12−22.
  24. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность и устойчивое108развитие России: Монография. М.: Изд-во МГУК, 1998. — 323 с.
  25. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход: Монография. М.: Изд-во МГУК, 2000. — 320 с.
  26. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Экономическая и социальная безопасность в России: Учеб.пособие. М.: Изд-во МГУК, 1999.-375 с.
  27. Н.П., Лось В. А., Урсул А. Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы: Монография. -М.: Изд-во МГУК, 1999.- 256 с.
  28. Н.П., Мунтян А. Д., Урсул А. Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие: Монография. М.: Изд-во МГУК, 2000.240 с.
  29. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. М., 1998. — с.286−314.
  30. Ю.М. Развитие научного потенциала инновационного > типа и роль государственных научных центров // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 3. — с.83−92.
  31. А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты: Монография. СПБ.: Санкт-Петербургский университет МВД России. — 2001. — 316 с.
  32. С.Ю. О стратегии развития российской экономики: Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001. — 71 с.
  33. С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // -Российский экономический журнал. — 1997. — № 1. — с.3−19.
  34. С.Ю., Жукова М. В. Бюджет-2003: очередной выбор социально-экономической политики // Российский экономический журнал. -2002. -№ 9.-с.З-14.
  35. Глобализация: Контуры XXI века: Ред.сб. / РАН. ИНИОН.109
  36. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. Отд. Восточной Европы. / Редкол.вып.: Игрицкий Ю. И. отв.ред.,, Малиновский П. В. отв.ред. и др. М., 2002. — 4.1. — 264 с.
  37. Глобализация: Контуры XXI века: Ред.сб. / РАН. ИНИОН. Центр научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем. Отд. Восточной Европы. / Редкол.вып.: Игрицкий Ю. И. отв.ред., Малиновский П. В. отв.ред. и др. М., 2002. — Ч.З. — 196 с.
  38. Г один Ю. Геополитическая роль внешней торговли ресурсами для России // Международная экономика и международные отношения. -2006. № 2.-с. 103−109.
  39. Государственное регулирование экономики / Под ред. проф., А. Н. Петрова. 4.1: Учебное пособие. СПб.: Знание, 1999. — 115 с.
  40. Государственное регулирование экономики / Под ред. проф. А. Н. Петрова. 4.2: Учебное пособие. СПб.: Знание, 2000. — 93 с.
  41. Л.С. Глобализация мирового развития и межгосударственная эксплуатация. Томск: ТГУ, 2002. — 82 с.
  42. С. Промышленная политика и государство // Экономист. 2004. — № 7. — с. 3−15.
  43. Т., Ивантер А. Постоколониальная матрица // Эксперт. 2004. — № 1 (402). — с. 16−21.
  44. В.А. Экономическая безопасность теория и реальность угроз — М.: МО МАНПО, 2000. — 222 с.
  45. B.C. Экономическая безопасность России. М.: «Юристъ», 1997. — 240 с.
  46. Н.В., Лапкин В. В., Пантин В. И., Холодковский Х. Г. Факторы политического самоопределения России в современном мире // Международная экономика и международные отношения. 2006. — № 6-с.39−49.
  47. Н. Проекту модернизации экономики — статус • национального // Экономист. — 2008. № 6. — с. 10−16.110
  48. Н.П. Глобализация и проблемы социально-экономического развития России / Н. П. Иванов М.: ИМЭМО РАН, 2002. — 101 с.
  49. В.М., Иванченко В. А. Экономика России в условиях конвергенции и глобализации. М.: Институт экономики РАН, 2002.-183 с.
  50. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10. — с.35- 58.
  51. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М.: 1996. 264 с.
  52. В.Ю. Бегство капитала из России. М.: Изд-во «Анкил», 2002. — 200 с.
  53. В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М.: Едиториал, 2003. — 148 с.
  54. Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
  55. А. Новые перспективы России на международной арене // Международная экономика и международные отношения. 2006. -№ 7. — с.91−96.
  56. В.М. Инновационная глобализация, конкурентоспособность и российская экономика // Экономика 21 века. — 2002. № 9. — с.33−50.
  57. В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. № 7. — 2002. — с. 137−156.
  58. В.М. Перспективы развития российской экономики до 2015 года// Экономика 21 века. 2002. — № 7 — с.137−156.111
  59. А. С. Подходы к интеграции науки и производства //. Экономист. 2003. — № 5. — с.3−12.
  60. Р. Савка А. Проблемы конкурентоспособности экономики // Экономист. 2008. — № 8. — с.3−12.
  61. И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности РФ. // Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. — с.77−90.
  62. В. А., Шелепин Л. А. Россия под властью плутократии. История чёрного десятилетия. (Серия: Национальный интерес) -М.: Алгоритм, 2003. 480 с. — с. 102−149.
  63. Е.А., Лукин В. К., Чечулина Ю. С. Актуальные проблемы экономико-правового обеспечения экономической безопасности. Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 2000. — 129 с.
  64. В.И. Экономическая безопасность: Учебно-практическое пособие / МГУ Экономики, статистки и информатики. — М.: МЭСИ, 1999.- 134 с.
  65. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и её реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопросы • экономики. 1994. — № 12. — с.115−125.
  66. В. Макроэкономические проблемы развития России // Экономист. 2004. — № 7. — с. 26−31.
  67. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. — № 2. — с.3−11.
  68. В.Л. Россия во внешнем мире: стратегия партнёрства и международная безопасность // Независимая газета. 1994 г. — 24 июля.
  69. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономической безопасности России. 1997. — № 3. — с.111−127.
  70. Н. Иностранные инвестиции в экономике России // Экономист. 2003. — № 4. — с.39−44.112
  71. А. Россия в мировых рейтингах: перезагрузка. Режим доступа: http://www.expert.ru/.
  72. . Качество управления — важный фактор экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.54−64.
  73. И.Н. Геоэкономические реалии и безопасность. — М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2001. 192 с.
  74. Ю.В. Экономическая безопасность социально-экономических систем. — М.: Изд-во «Штыкова М.А.», 2000. 200 с.
  75. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / В. И. Волков и др.- под общ.ред. В.И. Лисова- Федеральная служба налоговой полиции РФ- Акад. налоговой полиции. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. — 477 с.
  76. Национальная экономика: Учебник / Под общ.ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. -М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2002. 592 с.
  77. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений: Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 536 с.
  78. Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Мат.науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 1998. -с.323.
  79. Д. Институты, институциональные изменения и функции. М.: Прогресс, 1997.
  80. В.П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. — М.: Наука, 2001.-216 с.
  81. А.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. — М.: ТЕИС, 2000. 158 с.
  82. Г. В. Очередные задачи реформирования России. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 46 с.
  83. Г. В., Локосов В. В. Социальная цена неолиберального реформирования. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. — 160 с.113
  84. Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности в 1 квартале 2004 г.: Стат.сб. // Федеральная Служба государственной статистики. — М., 2004. 106 с.
  85. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения (Материалы IV Российского экономического форума, проведённым национальным экономическим советом в г. Екатеринбурге) // Российский экономический журнал. 1999. — № 5−6. — с. 21−25.
  86. Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1998. с. 236. S
  87. Л.Г. Основы реализации инвестиционной деятельности с позиций обеспечения экономической безопасности. — М.: МАКС Пресс, 2001. 65 с.
  88. B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России.// Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. с.49−76.
  89. Политологический словарь. В 2-х частях.: Ч. 1. М., 1994.623 с.
  90. М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.79−89.
  91. Н.Н., Максутов Р. К. Концепция экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. — 2000. № 4. — с. 130−140.
  92. Н.Н., Максутов Р. К. Общая система безопасности // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2. — с. 143.
  93. Н.Н., Максутов Р. К. Утечка капитала важная составляющая экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. — 2001. — № 6.-с.97−108.
  94. Н.Н., Цыпин И. С. Налоговая составляющая экономической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. — 2002. -№ 3.-с. 146−166.
  95. В., Соколов В. Технологическая безопасность114
  96. России и проблемы экспортного контроля // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. — с.90−98
  97. А.В. Сущность и угрозы экономической безопасности России в условиях переходного периода. М.- ПАИМС, 2000, 39 с.
  98. Промышленность России. 2008. — Стат.сб. / Госкомстат России. — М., 2008. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  99. С. Механизм управления национальной безопасностью // Независимая газета. 1998. — 11 марта.
  100. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: Монография / Т.Д. Ромащенко- Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2003. — 216 с.
  101. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2008. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  102. Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб. / Госкомстат России. — М., 2008. Режим доступа: http://www.gks.ru/.
  103. Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С. Ф. Сутырин, В. И. Капусткина. СПб.: Изд. «Петрополис», 2000.-456 с.
  104. Россия и страны мира. 2002.: Стат.сб. / Госкомстат России. -М.: 2002.-398 с.
  105. Россия накануне 21 века: суверенитет федерализм -экономическая безопасность / Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. — Изд. Казанского фин.-эконом.инст, 1998. -295 с.
  106. Россия: вызовы времени и пути реформирования. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 году. / Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998.- 185 с.
  107. Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и115социально-политическая ситуация в России в 1998 году. / Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1999. -338 с.
  108. К. Элементы концепции экономической безопасности // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с. 14−24.
  109. Н.Ю. Перспективы развития рынка наукоёмкой продукции // Экономика и финансы. 2002. — № 10. с. 53.
  110. А.С. Теоретико-методологические аспекты исследования национальной безопасности России // Вестник Московского университета. (Серия 12). Политические науки. 2002. — № 2. — с. 46−62.
  111. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвёртая) / Институт экономики РАН. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. 128 с.
  112. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. — 896 с.
  113. А.А. Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России / Актовая лекция от 15.02 99 г. СПб., 1999. — с.83.
  114. Я.Ю. Государственное регулирование инвестиций в аспекте экономической и инвестиционной безопасности в РФ. — М.: МАКС Пресс, 2001.- 18 с.
  115. Я.Ю. Некоторые аспекты проблемы утечки капитала, внешнего долга и иностранного инвестирования в связи с национальной безопасностью РФ. М.: МАКС Пресс, 2001. — 17 с.
  116. А. Экономическая интеграция и стратегия развития1евразийского сообщества // Экономист. 2003. — № 5. — с. 13−20. -
  117. Страны и регионы. 2003. Статистический справочник Всемирного банка / Пер. с англ. М.: Изд. «Весь мир», 2004. — 240 с.
  118. В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.45−53.116
  119. А.И., Львов Д. С., Куклин А. А., Мызин А. Л., Богатырёв Л. Л., Коробицын Б. А., Яковлев В. И. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. -Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1999. 276 с.
  120. Н.П., Лапидус Б. М., Кожевников Р. А., Межох З. П. Экономическая безопасность: Учеб.пособие. М.: МИИТ, 2001. — 54 с.
  121. С.Л. Глобализация: семиотические подходы — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. 480 с.
  122. И. Открытая экономика и внешнеэкономическая безопасность // Вопросы экономики. 1994. — № 12. — с.65−78.
  123. В., Новикова Е. Глобальное похолодание. // Эксперт-онлайн. 2007. Режим доступа: http://www.expert.ru/.
  124. С.И., Манина, А .Я. Иностранные инвестиции в России: проблемы национальной экономической безопасности: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2000. — 192 с.
  125. А. Перспективы корпоративного строительства в России и СНГ (к вопросу о национальной и экономической безопасности страны) // Экономист. 1998. — № 5. — с. 12−20.
  126. О. Каким может быть ответ России на современный экономический вызов // Экономист. 2003. — № 4. — с.3−8.
  127. И.Ф. Проблемы экономической безопасности Российской Федерации // «Проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». 1998. — 27 мая.
  128. Что может экспортировать Россия? // Экономика России: 21 век. -2002. № 7. -с. 18−19.
  129. А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. -М.: ТЕИС, 1999.-465 с.
  130. А.Е. Государственное регулирование переходной экономики. Бюджетная политика. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. — 52 с.
  131. Л.И. Безопасность: государственные и117общественные устои // Безопасность. Информ. сборник. 1994. — № 4 (20). -с.12−13.
  132. Экономическая безопасность и инвестиции (теория и практика). / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: Изд-во — 2000. — 233 с.
  133. Экономическая безопасность России. (Вып.1.) Материалы Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации * по экономической безопасности (январь 1994 г. декабрь 1995 г.). — М.: Юрид. лит., 1996.-208 с.
  134. Экономическая безопасность РФ: Учебник для вузов. 4.1./ Под общ.ред. С. В. Степашина. Всероссийская государственная налоговая академия. СПб. Унив. МВД России- Изд. «Лань», 2001. — 608 с.
  135. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Под ред. А. В. Колосова. Учебник. М.: Изд-во РАГС. 446 с.
  136. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения). Утверждена Указом 1 Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. // Консультант Плюс: Версия Проф.
  137. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446−1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» // Консультант Плюс: Версия Проф.
  138. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2000 г. №С5−7/43−119 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф.
  139. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008) 1 (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) // Консультант Плюс: Версия Проф.
  140. Концепция национальной безопасности РФ (утв. Указом Президентом РФ от 17.12.1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24) // Консультант Плюс: Версия Проф.
  141. Положение о Межведомственной комиссии Совета118
  142. Безопасности Российской Федерации по безопасности в сфере экономики (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1603) // Консультант Плюс: Версия Проф.
  143. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации». // Консультант Плюс: Версия Проф.
  144. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Российская газета. -1996. 14 мая.
  145. УКАЗ Президента № 537 от 12.05.2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: www.consultant.ru.
Заполнить форму текущей работой