Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Современные условия функционирования таможенных органов характеризуются высокой степенью динамичности и неопределенности. Это связано, с одной стороны, с процессами глобализации и интеграции во внешнеэкономической системе и проблемами создания мировой системы безопасности, а с другой стороны, с необходимостью упрощения и ускорения технологических процедур. В таких условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ современного состояния управления развитием таможенных органов
    • 1. 1. Анализ процесса управления развитием таможенных органов
    • 1. 2. Анализ применения показателей деятельности в управлении развитием таможенных органов
    • 1. 3. Опыт применения показателей деятельности в управлении таможенными службами зарубежных стран
  • Глава 2. Теоретические основы управления развитием таможенных органов
    • 2. 1. Сущность, подходы и механизм реализации управления развитием организации
    • 2. 2. Концепция сбалансированной системы показателей деятельности как инструмент управления развитием
    • 2. 3. Особенности управления развитием таможенных органов
  • Глава 3. Формирование механизма управления развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности 77 ««
    • 3. 1. Рекомендации по адаптации концепции сбалансированной системы показателей к деятельности таможенных органов
    • 3. 2. Перспективное целеполагание в управлении развитием таможенных органов
    • 3. 3. Модель сбалансированной системы показателей деятельности таможенных органов
    • 3. 4. Методические рекомендации по освоению сбалансированной системы показателей в таможенных органах

Управление развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные условия функционирования таможенных органов характеризуются высокой степенью динамичности и неопределенности. Это связано, с одной стороны, с процессами глобализации и интеграции во внешнеэкономической системе и проблемами создания мировой системы безопасности, а с другой стороны, с необходимостью упрощения и ускорения технологических процедур. В таких условиях соответствие деятельности таможенных органов все возрастающим требованиям, предъявляемым мировым торговым сообществом, российскими участниками внешнеэкономической деятельности и сотрудниками таможенной службы, вызывает необходимость постоянного развития данного государственного института.

Необходимыми характеристиками процесса развития должны быть направленность, устойчивость и последовательность, что в значительной степени зависит от управления, которое реализуется через соответствующий механизм. Одним из основных элементов механизма управления развитием является система показателей, структура и наполнение которой во многом определяют качество процесса управления. В связи с этим особое значение приобретает попытка по-новому осмыслить понятие, цели и подходы к управлению развитием системы таможенных органов, оценить роль показателей в управленческом процессе и разработать механизм управления развитием, обеспечивающий высокое качество функционирования таможенной службы России в условиях растущей глобализации.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования механизма управления развитием таможенных органов посредством создания и внедрения комплексной системы управления по целям и результатам деятельности, внедрения процедур целеполагания, обеспечивающих логичность и непротиворечивость целей, разработки показателей, отражающих стратегические цели и адекватно оценивающих уровень их достижения, формирования мероприятий, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей. Научному решению этих задач и посвящена данная диссертация.

Степень разработанности проблемы. Проблема развития организаций являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Основы теории развития заложены Н. Д. Кондратьевым, Г. Меншем, Й. Шумпетером. Многие фундаментальные положения, касающиеся развития организаций, успешно разрабатывались в рамках экономической теории, теории организации, менеджмента. Среди них следует отметить труды И. Ансоффа, А. Л. Гапоненко, П. Друкера, Л. В. Канторовича, К. Фримена и др.

Проблеме разработки и использования показателей как основы для развития организации посвящены работы А. Гершуна, М. Горского, А. И. Ежова, Р. Каплана, П. Р. Нивена, В. В. Новожилова, Д. Нортона, К. В. Пивоварова, А. А. Рожкова, Г. Саймона и других. Появление концепции сбалансированной системы показателей (ССП) как основы для принятия решений по стратегическому развитию организации открыло новые перспективы повышения эффективности управления в государственной службе. В последние годы сбалансированная система показателей активно внедряется в государственных структурах США, Канады, Австралии. В нашей стране ССП применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все научные исследования в этой области посвящены разработке и внедрению ССП на предприятии. В России вопросы построения системы показателей деятельности государственной службы разработаны недостаточно полно. Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы показателей деятельности таможенных органов прорабатывались в научных исследованиях ученых Российской таможенной академииА. В. Аверкиевым, С. В. Барамзиным, В. Ю. Диановой, В. П. Косенко,.

В. В. Макрусевым, Г. Ю. Песиголовцем, В. Г. Свинуховым. Однако ощущается потребность в разработке целостной методики формирования и использования системы показателей как информационно-аналитического и методического базиса поддержки управленческой деятельности, направленной на развитие таможенных органов.

Целью работы является повышение результативности управления развитием таможенных органов Российской Федерации. В соответствии с этой целью задача исследования заключается в совершенствовании механизма управления развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности.

Достижение указанной цели обусловило постановку и реализацию следующих этапов работы:

— исследование процесса управления развитием таможенных органов Российской Федерации и анализ практики применения показателей в данном процессе;

— обобщение опыта применения показателей деятельности в таможенных службах зарубежных стран и оценка возможности его использования в таможенных органах России;

— выявление предмета и средств управления развитием, систематизация подходов к управлению развитием организации и определение их особенностей;

— структурирование системы управления организацией и выделение в ней механизма развития;

— исследование концепции сбалансированной системы показателей деятельности как инструмента управления развитием;

— выявление особенностей управления развитием таможенных органов Российской Федерации и формирование теоретической модели механизма развития системы управления таможенных органов, основанной на концепции сбалансированной системы показателей;

— совершенствование структуры сбалансированной системы показателей в целях ее применения в управлении развитием таможенных органов;

— разработка методических рекомендации по совершенствованию механизма управления развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности.

Объектом исследования является управление развитием таможенных органов Российской Федерации.

Предметом исследования является механизм управления развитием таможенных органов на основе показателей их деятельности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой послужили научные труды российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории управления.

Методологию диссертации составляют следующие методы исследования: системный, процессный подход, методы абстрагирования, приемы логического мышления, причинно-следственного анализа. В аналитической части работы использованы прикладные экономико-статистические методы: многофакторный анализ, статистические группировки, сравнение.

Информационную базу исследования составили федеральные законы, нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, монографии, научные статьи и другие публикации российских и зарубежных экономистов. Значительный информационный и фактический материал получен на основе обработки аналитических документов и нормативно-правовых актов ФТС России, материалов Всемирной таможенной организации, научно-практических конференций, и также информационных ресурсов сети Internet. При раскрытии темы использованы материалы таможенных служб Великобритании, США, Канады, Австралии и др.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретической модели механизма управления развитием таможенных органов, основанной на концепции сбалансированной системы показателей их деятельности.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту:

1) теоретическая модель механизма управления развитием в системе управления таможенных органов;

2) усовершенствованная структура сбалансированной системы показателей деятельности, адаптированная к особенностям функционирования таможенных органов;

3) методические рекомендации по совершенствованию механизма управления развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности, включающие:

— алгоритм перспективного целеполагания;

— модель сбалансированной системы показателей;

— алгоритм определения мероприятий, необходимых для достижения запланированных значений показателей.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке модели механизма управления развитием таможенных органов, в оценке совокупности используемых в управлении развитием таможенных органов показателей на основе экономико-математических методов многофакторного анализа, в обобщении опыта использования показателей деятельности таможенных служб зарубежных стран, в разработке методических рекомендаций по совершенствованию механизма управления развитием таможенных органов Российской Федерации.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические выводы и научно-практические рекомендации могут быть использованы Федеральной таможенной службой России для создания механизма управления развитием таможенных органов, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне сообразно требованиям Концепции административной реформы в РФ в 2006 — 2008 годах и Концепции развития таможенных органов РФ на 2005 — 2010 годы.

Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в научно-педагогической деятельности при подготовке учебных пособий, преподавании курсов «Управление в таможенных органах», «Стратегический менеджмент», «Теория и практика принятия управленческих решений», «Операционный менеджмент» в рамках учебного процесса Российской таможенной академии и других высших учебных заведений, а также в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации руководства и иных должностных лиц таможенных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования велись по нескольким направлениям:

— основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях Российской таможенной академии (14 апреля 2005 г., 14 апреля 2006 г., 19 октября 2006 г., 17−18 мая 2007 г.), на международной научно-практической конференции, проходившей в Орловском государственном университете (26 апреля 2007 г.);

— в научно-педагогической деятельности при подготовке программ по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Теория и практика принятия управленческих решений», при чтении лекционных курсов «Теория и практика принятия управленческих решений», «Операционный менеджмент»;

— в научно-исследовательской работе на тему «Разработка элементов теории управления развитием таможенной системы», выполняемой по плану НИР Российской таможенной академии в 2007 г;

— в практической деятельности Федеральной таможенной службы РФ.

Публикации. По теме диссертационного исследования было опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,3 п.л.

Структура работы. Структура работы отражает ее содержание и логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В процессе исследования была решена поставленная научная задача совершенствования механизма управления развитием таможенных органов на основе сбалансированной системы показателей их деятельности, позволяющая повысить результативность управления развитием таможенных органов Российской Федерации.

2. Разработана теоретическая модель механизма управления развитием в системе управления таможенных органов, включающая последовательность из восьми этапов с обозначением действий и ожидаемых результатов, а также показаны взаимосвязи механизма развития с другими элементами системы управления. Данная модель отличается учетом концепции сбалансированной системы показателей при преобразовании стратегии в цели, а затем в показатели, отражающие достижение целей.

3. Предложена усовершенствованная структура сбалансированной системы показателей деятельности, отличающаяся:

— изменением порядка составляющих: вместо однозначного приоритета финансовых показателей на первом месте также присутствуют показатели клиентской составляющей;

— изменением содержания финансовой составляющей: наполнение меняется с типичных финансовых результатов деятельности организации на показатели, характеризующие выполнение таможенными органами фискальной функции;

— размещением над всей системой миссии, что позволит в большей степени ориентироваться на её достижение.

4. Предложен алгоритм перспективного целеполагания, учитывающий особенности таможенных органов и заключающийся в последовательном формировании миссии, видения, стратегии и на ее основе стратегической карты развития, включающей группы целей по четырем направлениям сбалансированной системы показателей. Разработан вариант стратегической карты, отражающей наиболее общие цели развития всей системы таможенных органов.

5. Сформирована модель сбалансированной системы показателей деятельности таможенных органов. К особенностям данной модели относятся следующие:

— структурная идентичность со стратегической картой развития таможенных органов;

— наличие причинно-следственных связей между показателями как внутри каждой логической составляющей системы, так и между ними;

— соблюдение принципа баланса, заложенного в концепцию сбалансированной системы показателей.

6. Разработан алгоритм определения мероприятий, необходимых для достижения запланированных значений показателей. Данный алгоритм максимально учитывает действующие планы работы, что существенно облегчает построение новой системы, и в то же время позволяет реализовать требования концепции сбалансированной системы показателей, предъявляемые к системе мероприятий.

7. Полученные в диссертационной работе результаты вносят определенный вклад в теорию и практику управления развитием таможенных органов и могут быть положены в основу дальнейших исследований по управлению развитием государственных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акимов, А А. и др. Системологические основы инноватики / А. А. Акимов, Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов. СПб.: Политехника, 2002. — 596 с.
  2. Алгоритм реализации «Концепции развития таможенных органов» //Таможня. Информационно-аналитическое обозрение. 2006. № 3 С.4−6.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-414 с.
  4. B.C. и др. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  5. С. В. Теория и методология систем управления таможенными процессами. М.: РИО РТА, 1999. — 272 с.
  6. А. Н. Система управления развитием предприятия (СУРП). М.: Финансы и статистика, 2001. — 240 с.
  7. Л.Г. Организационный дизайн: Современные концепции управления. М.: Дело, 2003 .-400 с.
  8. Варламова 3. Н. Теоретико-методологические основы управления развитием предприятий. Препринт. Екатеринбург. Ин-т эк-ки РАН, 2004.-е. 15.
  9. X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) / Пер. с англ. М.: ИПФРА-М, 1996.-е. 18−19.
  10. Ю.Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. 2-е изд., перераб. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. с. 173.
  11. П.Дианова В. Ю. Маркетинг таможенных услуг: учебник /В.Ю. Дианова, В.В. Макрусев- РТА.-М.: РИО РТА, 2005. 229 с.
  12. , В. Ю., Макрусев, В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник М.: РИО РТА, 2005. 292 с.
  13. Дис на соискание ученой степени кандидата экономических наук Белоножкина Ю. Н. «Методологические основы и критерии оценки деятельности таможни» М. 2001.
  14. М.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.- 193 с.
  15. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер с англ. -М.: Дело, 1996.-272 с.
  16. Ежов Анатолий Иванович. Система показателей, классификации и группировки. М., 1969. С. 3.
  17. В. С., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.
  18. Зайцев Е.В. Balanced Scorecard как инструмент управления системой конкурентных преимуществ и реинжинирингом бизнес-процессов http://www.acgroup.ru/publics/zaitsev/.
  19. Е.В. Карта сбалансированных показателей: методология проектирования и особенности постановки в российских условиях (тезисы выступления на конференции в ОАО «Северсталь», апрель 2003) http://www.acgroup.ru/publics/zaitsev/.
  20. Е.В. Постановка системы стратегического управления компанией на основе технологии Balanced Scorecard (стратегическая карта сбалансированных показателей) http://www.acgroup.ru/publics/zaitsev/.
  21. В.П., Иванов А. В., Доронин А. О. Управленческая парадигма XXI века. М.: МГИУ, 2002. — Т. 1. — 247 с.
  22. В., Попова Т., Balansed ScoreCard альтернативные модели. http://eup.ru/Documents/2003−06−02/lA9B6.asp.
  23. А.В., Максимцов М. М. Исследование систем унравления. М.: ЮНИТИ, 2001.-158 с.
  24. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей/Пер, с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 416 с.
  25. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 320 с.
  26. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Пер. с англ.-М.: Экономика, 1991. 239 с.
  27. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 1 168 с. — (серия «Бизнес-Класс»).
  28. Н. Д. Проблемы экономической динамики / Редкол.: JL И. Абалкин (отв. ред.) и др. Экономика, 1989. — 526 с.
  29. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 2008 годах, распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р.
  30. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р.
  31. Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: 000 Издательско-Консалтинговое Предприятие «Дека», 2004. — 896 с.
  32. В. П., Опошнян JL И. Основы теории эффективности таможенного дела. М.: РИО РТА, 2005. — 200 с.
  33. Е. Ковровая балансировка // Секрет фирмы № 13 2005, с 28
  34. Н. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 543 с.
  35. В. Б. Модернизация таможенной службы. Монография -М.: ИЦ «Классика», 2000.-352 с.
  36. Леденев Е. Е BSC и EVA® конкуренты или союзники? http://www.big.spb.ru/publications/other/strategy/.
  37. В. В. Основы системного анализа: учебник / М.: РИО РТА, 2006. 576 с.
  38. В.В. Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология: Монография/ГТК, РТА.-М.: 2001.-300 с.
  39. В.В. Системный анализ и управление: учебное пособие / В. В. Макрусев, А. А. Пауков, А. Г. Истомин, РТА.-М.-.РИО РТА, 2004.-132 с.
  40. Н.П. Разработка структуры управления, обладающей потенциалом для изменений // Проблемы теории и практики управления. 2002. -№ 4.-С. 121.
  41. Н.П. Управление развитием организации: Монография. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. — 304 с.
  42. Масютин С, Леонтьев С. Совершенствование системы управления предприятием // Аудит и финансовый анализ. 1999. — №. 5.
  43. Материалы к выступлению Жерихова А. Е. на заседании Правительства РФ 08.12.2005 года.
  44. Менеджмент / В. П. Галенко, А. И. Рахманов, О. А. Страхова. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.- с. 112.
  45. Менеджмент / Под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002. — 359 с.
  46. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е издание: Пер с англ. М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2006. 672 с.
  47. Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий / Пер. с англ / Под ред. Ю. П. Каптуревского. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 336 с.
  48. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 465 с.
  49. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций / Пер. с англ.- Под ред. О. Б. Максимовой. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 336 с.
  50. Нивен Пол Р. «Сбалансированная система показателей шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов» http ://wvAv.balancedscorecard.ru/book4 .htm.
  51. Новый экономический и юридический словарь / Под ред. А. Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2003. — 1088 с.
  52. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. -5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005. — 656 с.
  53. Общий курс высшей математики для экономистов: Учебник / Под ред. В. И. Ермакова. М.: ИНФРА-М, 2006. — 656 с.
  54. Описание системы сбалансированных показателей. http://www.manager- еф. сот/consulting/brn/control.
  55. Основы таможенного дела: учеб. Пособие. В 2 т. Т. 2 / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. М.: РИО РТА, 2005. — 520 с.
  56. Отчет о научно-исследовательской работе «Система показателей деятельности таможенных органов: комплексный анализ и направления совершенствования» Дианова В. Ю., Свинухов В Г. Владивосток, 2003 г.
  57. Отчет о НИР (итоговый) «Разработка методологии мониторинга показателей деятельности таможенных органов и их кадровых ресурсов» Г. Ю. Песиголовец, А. В. Аверкиев, В. П. Косенко, Люберцы, 2001.
  58. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. 420 с.
  59. С.А. Стратегическое управление: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. М.: ИНФРА-М, т1999.-344 с.
  60. AM. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  61. Приказ ГТК России № 8 от 09.01.1998 г. «Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ».
  62. Приказ ГТК РФ от 17.05.2004 № 575 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1162».
  63. Приказ ГТК РФ от 20.10.2003 № 1162 «Об утверждении методики проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации».
  64. Приказ ФТС № 530 от 10.06.2005 г. «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности ФТС России».
  65. Приказ ФТС Росси от 12.01.2006 г. № 5 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год».
  66. Приказ ФТС России № 1201 от 21.12.05 г. «Об утверждении планов работы региональных таможенных управлений, Внуковской, Шереметьевской, Домодедовской и Центральной энергетической таможен на 2006 год».
  67. Приказ ФТС России от 02.03.2007 № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год».
  68. Приказ ФТС России от 03.04.2006 № 284 «Об утверждении методик расчета показателей конечного результата деятельности таможенных органов России».
  69. Приказ ФТС России от 29.12.2004 г. № 450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год».
  70. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство / Под ред. А. М. Герщуна, Ю. С. Нефедьевой. -М: ЗАЛ «Олимп-Бизнес», 2004. 88 с.
  71. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, Всемирная таможенная организация, 2005 г.
  72. К. «Японский след в стратегическом управлении затратами: таргет-костинг» http://management.com.ua/finance/fin03 3 .html.
  73. К. Показательное несогласие Balanced Scorecard и Tableau de Bord. http://eup.ru/Documents/2003−07−28/lADEE.asp.
  74. Рейни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 402 с.
  75. И.В. Инновационный менеджмент организаций потребительской кооперации: сущность, содержание, основные элементы: Монография. — Белгород: Кооперативное образование, 2004. 334 с.
  76. JI.M., Павлова С. А. Статистические методы анализа, моделирования и прогнозирования внешнеторговых потоков на основе данных таможенной статистики: Учебн. пособие, — М.: РИО РТА, 2000.- 68 с.
  77. Ю.П. Теория систем и системный анализ. К.: МАУП, 2003. — 368 с.
  78. Таможенный кодекс Российской Федерации // Закон Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 2004.
  79. Тезисы доклада Грефа Г. О. на заседании Правительства РФ 08.12.2005 г.
  80. Теория управления / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 558 с.
  81. М. П. Экономическое развитие: Учебник/Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. 3. Зевина. М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.-671 с.
  82. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер, с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 578 с.
  83. Томпсон А.А.-мл., Стриклепд А. Дж.-Ш. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / Пер. с 9-го англ. изд. -М.: ИНФРА-М, 2001.- 928 с.
  84. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А. Г. Поршнев- Гос. ун-т упр., Отд-ние экономики РАН. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. — 702 с.
  85. Н.И. Организационная структура управления предприятием. М.: ТК Велби, 2003. — 256 с.
  86. А., Котельников И. Открывая новые горизонты управления бизнесом: Система Сбалансированных Показателей. http://www.upravlenie. I cbit.ru/intalevbsc.php.
  87. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А Араб-Оглы, М. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989−815 с.
  88. М. М. Предприятие как открытая система // Проблемы теории и практики управления. 2005. — № 3 с. 108−116.
  89. СВ., Токарева П. Ю. Механизм активного развития предприятия (из опыта управленческого развития предприятия). М.: Изд-во Международного научно-исследовательского института проблем управления, 1997. — 116 с.
  90. Ханс де Брюйн Управление по результатам в государственном секторе / Перс, с англ. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.
  91. П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием. http://eup.kulichki.com/Documents/2002−05-l 5/.
  92. В. Д. Управление проектами в России.1. VJ
  93. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-456 с.
  94. Экономика таможенного дела: учебн. пособие/ Е. А. Андрейчук, В. Ю. Дианова, В. П. Смирнов и др.- ГТК РФ- ВФ РТА. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2003.-238 с.
  95. Balanced Scorecard in Russia, http://www.balancedscorecard.ru.
  96. BSC BetterManagement.com http://www.bettermanagement.com.
  97. Child, Kieser A. Development of Organizational over Time / Handbook of Organizational Design / Nystrome P., Sparbuck W. (cols) V.L. Oxford, 1981. p. 28.
  98. Starbik W.N. Organizational Growth and Development / Handbook of Organizations / March J.G. / (ed) New York, 1965. p. 31.
  99. The Balanced Scorecard Institute, http://www.balancedscorecard.org.
  100. Wendell L. French and Cecil N. Bell, Jr, Organizational Development, 3rded. (Englewood Cliffs. WJ.: Prentice Hall,: 1981) p. 17.
Заполнить форму текущей работой