Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методология и методы развития национальной инновационной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказана выдвинутая гипотеза о том, что инновации следует рассматривать как закономерный процесс, инновационное развитие является императивом современности, способствует стабильному и непрерывному развитию национальной экономики. При переходе к инновационному развитию страны, российское общество сталкивается с серьезными проблемами в решении этой задачи. Ориентация отечественного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЙ ИМПЕРАТИВ В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
    • 1. 1. Инновации как инструмент социального развития
    • 1. 2. Анализ подходов к определению содержания инновация
    • 1. 3. Проблематика инновационного развития России
    • 1. 4. Инновационный императив и его динамика
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 2. 1. Исследование генезиса национальных инновационных систем
    • 2. 2. Институциональные аспекты в формировании национальных инновационных систем
    • 2. 3. Проблемы формирования национальных инновационных систем
    • 2. 4. Анализ эффективности действий российских органов власти по формированию национальной инновационной системы
  • Выводы по 2 главе
  • ГЛАВА 3. СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 3. 1. Анализ структуры национальной инновационной системы
    • 3. 2. Инновационная ультраструктура как необходимый компонент национальных инновационных систем
    • 3. 3. Развитие инновационной инфраструктуры национальной инновационной системы
    • 3. 4. Роль инновационной интраструктуры в формировании национальной инновационной системы: проблемы и современное состояние
    • 3. 5. Структурная модель национальной инновационной системы и метод структурной идентификации
  • Выводы по 3 главе
  • Глава 4. УРОВНИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НИС: ОРГАНИЗАЦИЯ, РЕГИОН, СТРАНА
    • 4. 1. Иерархическая структура НИС
    • 4. 2. Государство как катализатор инновационных процессов
    • 4. 3. Функциональные основы региональной инновационной системы
    • 4. 4. Инновационная система предприятий как элемент НИС
  • Выводы по 4 главе
  • ГЛАВА 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 5. 1. Информационная составляющая НИС
    • 5. 2. Проблема адекватного информирования инновационных стейкхолдеров о новшествах и инновациях
    • 5. 3. Форсайт как инструмент определения приоритетов инновационной политики
    • 5. 4. Оценка коммерческого потенциала технологических новшеств
  • Выводы по 5 главе
  • Глава 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 6. 1. Проблемы оценки эффективности национальной инновационной системы
    • 6. 2. Индексы и методики межстрановых сопоставлений как инструмент оценки эффективности НИС
    • 6. 3. Метод оценки эффективности НИС
  • Выводы по 6 главе

Методология и методы развития национальной инновационной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. В современных условиях основой перехода российской экономики к инновационному типу развития является построение эффективной национальной инновационной системы. На устойчивое и независимое положение страны влияют не столько богатства природных ресурсов или большие объемы производства, сколько высокий уровень инновационной эффективности. Инновации являются источником экономической конкурентоспособности, роста и всё большей диверсификацией экономики. Наука, образование, технологии, новые знания стали двигателем экономического роста всех развитых стран. Как подчеркивал И. Шумпетер, прибыль имеет место лишь тогда, когда экономика находится в постоянном движении, в процессе динамического развития, который в свою очередь, связан с инновационной деятельностью. С усилением осознания роли инноваций как важнейшего инструмента экономического развития, усиливается системный подход к инновациям.

Несмотря на интерес и многочисленные исследования теоретических и практических проблем становления национальной инновационной системы (НИС), отдельных ее элементов, в отечественной экономической науке не сложился целостный подход к определению сущности инновационной системы, ее структуры, направленности формирования и развития этой системы с позиций ее влияния на устойчивость экономического роста, повышение конкурентоспособности страны. В современных условиях, несмотря на формальное наличие национальной инновационной системы, Россия сталкивается с серьезными проблемами в решении этой задачи. До сих пор создаваемые государством условия не позволяют органически объединить все составные части инновационной деятельности: науку, образование, отечественный бизнес, систему финансирования НИОКР, систему коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности. В.

России формально существуют многие элементы инновационной системы, но единая организационная структура пока отсутствует. Отсутствие каркаса инновационной экономики — взаимосвязанной совокупности институтов, организаций, инструментов, образующих национальную инновационную систему является одним из основных барьеров формирования в России экономики инновационного типа. Складывающиеся тенденции основных показателей инновационной деятельности страны свидетельствуют о том, что существующая национальная инновационная система не способствует в полной мере эффективному инновационному развитию страны. В свете изложенного, тема диссертации, направленная на поиск, обоснование и формирование методологических основ к развитию национальной инновационной системы, является актуальной в теоретическом и прикладном аспектах.

Переход России к инновационной экономике будет конструктивен лишь в том случае, если решение этой проблемы осуществится на системной основе, с четкой структуризацией всех функциональных элементов и их взаимосвязи.

Степень разработанности проблемы. Исследованиям проблематики инноваций и инновационной деятельности посвящены труды В. А. Балуковой, J1.C. Барютина, А. П. Бунича, C.B. Валдайцева, А. Е. Варшавского, С. Ю. Глазьева, В. В. Ивантера, В. Л. Иноземцева, А. К. Казанцева, Н. Д. Кондратьева, Г. Б. Клейнера, Г. А. Краюхина, В. И. Малюка, И. С. Минко, А. Д. Некипелова, В. М Полтеровича, К. Ф. Пузыни, Б. А. Райзберга, Д. А. Рубвальтера, И. А. Садчикова, И. И. Сидорова,.

A.A. Трифиловой, P.A. Фатхутдинова, В. Б. Фраймовича, В. А. Федоровича,.

B.Н. Фридлянова, И. Э. Фролова, А. Н. Шичкова, В. В. Яновского и других авторов. Проблемами формирования и становления национальной инновационной системы активно занимаются И. В. Бойко, С. Д. Валентей,.

А.Ф. Габитов, A. J1. Гапоненко, О. Г. Голиченко, JIM. Гохберг, М. А. Гусаков,.

И.Г. Дежина, A.A. Дынкин, В. В. Иванов, Н. И. Иванова, Е. Б. Ленчук, В.Л.

Макаров, Б. З. Мильнер, Л. Э. Миндели, Е. А. Монастырный, Б. Г. Салтыков, 5.

А.Н. Фоломьев, А. Н. Цветков, Ю. В. Яковец и другие авторы. В числе зарубежных специалистов, рассматривающих 1 различные аспекты инновационного развития можно выделить работы Р. Акоффа, И. Ансоффа, Д. Диксона, П. Друкера, С. Кузнеца, К. Кристенсена, Д. Лундвалла, С. Меткалфа, Г. Минцберга, Р. Нельсона, Д. Норта, М. Портера, Н. Розенберга, Б. Санто, Р. Солоу, Ш. Тацуно, А. Тоффлера, К. Фримена, Г. Чезборо, Й. Шумпетера, С. Янга и других авторов. Отдельные вопросы разработки результативности НИС России, определение в данном процессе роли государства, других субъектов исследуются в трудах А. Н. Асаула, М. А. Бендикова, О. Г. Голиченко, Л. М. Гохберга, Н. И. Ивановой, Б. Н. Кузыка, И. Э. Фролова, и др. ученых.

Тем не менее, степень разработанности методологии формирования НИС на основе структуризации всех ее элементов и оценки ее результативности представляется недостаточной.

Цель исследования состоит в разработке методологии и методов формирования и развития национальной инновационной системы России, обеспечивающих повышение эффективности инновационной деятельности в национальной экономике.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• исследовать генезис национальных инновационных систем в промышленно развитых и развивающихся странах, провести анализ результатов отечественных и зарубежных исследователей по методологии формирования и развития национальных инновационных систем;

• выявить проблемные области формирования национальных инновационных систем как ориентиры инновационного развития России;

• усовершенствовать понятийный аппарат в части определения национальной инновационной системы и ее структуры;

• сформировать универсальную структурную модель национальной инновационной системы, объединяющую все возможности национальной экономики по созданию, восприятию и практической реализации технологических новшеств;

• на основе структурной модели построить позиционную модель национальной инновационной системы, отражающую взаимосвязи и взаимодействия между ее структурными элементами;

• на основе сочетания структурной и позиционной моделей предложить методологию построения и развития национальной инновационной системы;

• исследовать функционирование национальной инновационной системы на различных уровнях национальной экономики (страна, регион, комплекс, предприятие);

• разработать модель комплексной системы информационного обеспечения национальной инновационной системы;

• с целью повышения заинтересованности и формирования спроса на инновации исследовать проблему оценки коммерческого потенциала технологических новшеств;

• исследовать проблематику и предложить метод оценки эффективности функционирования национальной инновационной системы.

Объектом исследования выступает национальная инновационная система, как благоприятная среда для инновационной деятельности в национальной экономике.

Предметом исследования являются процессы развития национальной инновационной системы, инструментарий ее формирования и оценки эффективности.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых по фундаментальным основам экономической науки и ее методологии, теории развития социально-экономических систем, проблемам инновационного развития экономики, теории инновационного менеджмента, концепции национальных инновационных систем. При реализации поставленных целей и задач использовались методы и инструментарий системного и статистического анализа, комплексного подхода, наблюдения и сравнения, экспертных оценок, концептуальное моделирование, табличная и графическая интерпретация статистической информации. Использование функционально-эвристического потенциала указанных методов, объединенных общей методологией и алгоритмом исследования, обеспечило научную обоснованность и достоверность результатов и выводов работы.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в том числе аналитические материалы органов государственного управленияофициальные документы.

Правительства РФконцепции, стратегии и основные направления инновационной политики Министерства экономического развития РФ,.

Министерство образования и науки РФданные Федеральной службы государственной статистики России, Федеральной таможенной службы и иных федеральных ведомств России. В процессе исследования использовались данные отечественной и зарубежной периодики, публикации российских и международных научных и научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», Интернет-ресурсы.

Научная новизна результатов исследования состоит в формировании методологических основ и методов построения и развития национальной инновационной системы.

Наиболее важные научные результаты проведенного исследования определяются следующими положениями:

1. Предложена новая трактовка категории «инновация», позволяющая в отличие от существующих рассматривать инновацию как в статике, так и в динамике. В статике инновация представляется как результат внедрения 8 созданных новшеств. В динамике инновация рассматривается как процесс, в ходе которого, научная идея или изобретение входит в повседневную жизнь и дает коммерческий эффект.

2. Предложено авторское определение понятия национальной инновационной системы, согласно которому она определяется как система экологического типа (среда), представляющая собой институциональную модель получения и практического использования результатов творческой деятельности в области современных технологий.

3. Развита концепция национальных инновационных систем в части формирования организационной структуры как комплекса организаций, их взаимосвязей и методов взаимодействия по поводу создания и широкого распространения технологических новшеств, усилению интеграционных процессов инновационной направленности.

4. Предложены принципы формирования национальных инновационных систем, что позволило разработать модели и методы, обеспечивающие ее эффективное функционирование как благоприятной среды для развития и воспроизводства инновационной деятельности.

5. Разработана структурная модель национальной инновационной системы, включающая в качестве структурных элементов наряду с инновационной инфраструктурой инновационные ультраструктуру и интраструктуру, что обеспечивает полноту и завершенность национальной инновационной системы как институциональной среды.

6. Разработана позиционная модель национальной инновационной системы и предложена матрица взаимодействия входящих в нее организаций ультра-, интраи инфраструктуры, позволяющая эффективным образом выстроить взаимоотношения между ними и определить направления совершенствования и развития национальной инновационной системы.

7. Разработан метод структурной идентификации, основанный на анализе усилий органов управления социальной системы (страны, региона, комплекса, организации) по развитию инновационной деятельности и 9 позволяющий определить направления совершенствования национальной инновационной системы.

8. Выполнено структурирование инновационных систем для регионального уровня и уровня отдельного предприятия, что позволяет системно использовать инновационный потенциал регионов и предприятий для повышения эффективности региональной экономики и экономических показателей предприятий.

9. Разработана модель информационно-интегрирующего центра, обеспечивающего адекватной информацией элементы национальной инновационной системы, что позволяет повысить эффективность их информационного взаимодействия.

10. Предложен метод оценки коммерческого потенциала технологических новшеств, позволяющий обеспечить их коммерциализацию и повысить заинтересованность бизнеса во внедрении технологий отечественного авторства.

11. Разработан метод оценки эффективности национальной инновационной системы с формированием оценочных критериев на основе разработанной структурной модели и использованием двух взаимодополняющих показателей: индекса динамики и бенчмарк-индекса.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором методические положения и выработанные на их основе концептуальные решения дают возможность более глубокого понимания процессов формирования и развития национальной инновационной системы России.

Результаты диссертации могут быть использованы: в процессе совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности на федеральном и субфедеральном уровняхпри разработке форм и условий перехода к инновационной экономике, стратегии государственной инновационной политикипри выработке комплексных программ инновационного развития субъектов Российской Федерациидля.

10 обоснования целевых инновационных программ и проектов, а также инновационных систем предприятий.

Представленные в диссертации выводы и разработанные предложения позволят: усовершенствовать инновационную политику в Россииувеличить эффективность инновационной деятельностиболее рационально использовать выделяемые на инновации государственные ресурсыповысить системность и результативность государственной поддержки инновационной деятельностиподнять уровень инновационной активности отечественного бизнеса.

Материалы исследования могут найти применение в учебном процессе в высшей школе по дисциплинам: «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Финансирование инновационной деятельности» и др., а также в системе дополнительного профессионального образования (в рамках повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, программ MB А).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования по специальности 08.00.05. «Экономика и управление народным хозяйством» и соответствует п. 2 «Управление инновациями» (п. 2.5. «Особенности создания и исследования национальных инновационных систем: принципы построения и развития, структуры и функции, оценка эффективности», п. 2.13. «Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельности. Оценка эффективности инновационной деятельности»).

Апробация работы. Основные результаты, выводы и предложения, полученные автором при выполнении диссертационной работы, были апробированы в научно-исследовательских работах и внедрены в практической деятельности на предприятиях Санкт-Петербурга.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс при подготовке бакалавров, специалистов, магистров, на факультете повышения.

11 квалификации ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета" — в Институте делового администрирования ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета по программе «Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ» (Президентская программа) и используются в курсах «Инновационный менеджмент», «Стратегический и инновационный менеджмент», «Финансирование инновационной деятельности».

Основные концептуальные положения и полученные результаты были доложены, обсуждены и прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Современный менеджмент: проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, СПбГИЭУ, 2006;2011 гг.), «Актуальные проблемы экономики менеджмента и коммуникации» (Санкт-Петербург, БГТУ, 2006 г.), «Планирование инновационного развития экономических систем» (Санкт-Петербург, государственный политехнический университет, 2007 г.), «Модели экономических процессов. Методы анализа и синтеза экономических механизмов» (Самара, ИПУ РАН, СГАУ, 2009 г.), «Совершенствование стратегического управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика перехода к новой инновационной экономике» (Пермь, 2010 г.), «Вузовская наука — региону» (Вологда: ВоГТУ, 2010 г.), «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (Египет, РАЕ, 2010 г.), «Альянс наук: ученый ученому» (Украина, НАЛ Украины, 2011 г.), «Современные вопросы науки — XXI век» (Министерство образования и науки РФ, Тамбов, 2011 г.), «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты» (Украина, Днепропетровск, Академия муниципального управления, 2011 г.), «Современные наукоемкие технологии» (Испания, 2011 г.).

Важнейшие положения диссертации использовались при выполнении 4 госбюджетных научно-исследовательских работ.

Публикации. Автором опубликовано 95 печатных работ общим объемом 117 п.л., в том числе подготовленных лично — 101,9 п.л. По проблематике диссертации (лично и в соавторстве) опубликовано 40 печатных работ, в том числе 14 научных статей в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Общий объем опубликованных работ по теме диссертации составляет 96,8 п.л., в том числе подготовленных лично автором — 52,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, включающих 24 параграфа, заключения, списка из 344 использованных источников, приложений.

Выводы по 6 главе.

Определение эффективности функционирования НИС России представляет важную и сложную задачу. Система показателей национальной инновационной системы представляет собой совокупность количественных и качественных метрик, характеризующие отдельные аспекты инновационной деятельности и демонстрирующее комплексное представление о развитии инновационной системы в целом. В существующих методиках оценки эффективности инновационной деятельности в России не в полной мере учитываются особенности инноваций, связанных как с высоким уровнем неопределенности, так и с многокритериальной природой инноваций. Для достижения наилучших конечных результатов от внедрения инновации и получения синергетического эффекта необходимо учитывать набор показателей с учетом специфики страны. Применение количественных показателей, используемых большинством международных организаций, необходимое, но недостаточное условие для полного и всеобъемлющего анализа такой динамической системы, как национальная инновационная система.

Проведенный анализ индикаторов позволил констатировать, что институциональный режим присутствует в структурах многих международных индексов и является, безусловно необходимым, именно при формировании НИС России, однако в представленном Российском инновационном индексе он не нашел отражение. В виду того, что основная проблема формирования эффективной национальной инновационной системы связана, в первую очередь, с отсутствием развитой инновационной среды, включение индикатора для оценки качества регулятивных мер, по нашему мнению, позволит более эффективно проводить оценку состояния национальной инновационной системы.

Благодаря структуризации НИС создан метод оценки эффективности НИС системы с формированием оценочных критериев на основе параметрической модели, включающей параметры эффективности каждой из ее составляющих: инновационных ультра-, интраи инфраструктур и использования двух взаимодополняющих показателей: индекса динамики и бенчмарк-индекса. Значимость показателей определена методом парных сравнений.

Представленная статистика по предлагаемым показателям позволяет констатировать, что имеется реальная возможность оценки эффективности НИС. Если статистические данные по некоторым показателям отсутствуют, то их необходимо формировать, иначе возникают проблемы их адекватной оценки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние годы на форсированный переход к инновационной экономике настроились многие страны мира. И опыт развитых стран подтверждает, что в современных условиях на мировом рынке выигрывает тот, кто имеет развитую инновационную систему, способствующую созданию и реализации новшеств, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности.

В нашей стране в ходе проводимых экономических и социальных реформ решаются актуальные проблемы социально-экономического развития России. Большой оптимизм внушает интерес к инновациям и их поддержка со стороны государства: в 2005 году были приняты Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году — Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 года, в 2008 году — Концепция долгосрочного развития РФ на период до 2020 года, в 2011 году — Стратегия инновационного развития на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020».

Однако, в целом, до сих пор не удалость переломить ряд негативных для инновационного развития тенденций. Наблюдаемые в последние годы в России тенденции снижения уровня исследований, старения научных кадров, слабое взаимодействие науки и бизнеса, низкий уровень коммерциализации научных разработок, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций, отсутствие ориентации на потребности экономики, тормозят переход на инновационный путь развития.

Наука, образование, технологии, новые знания стали двигателем экономического роста всех развитых стран. Имея достаточно высокий уровень образования и квалификации населения и оставшуюся с советских времен, научную и производственную инфраструктуру, особенно в оборонных отраслях, дополненные активной государственной политикой, дальнейшее формирование и развитие национальной инновационной системы, способствующей многостороннему взаимодействию между.

360 органами государственной власти, отечественным бизнесом, научными и образовательными организациями является реальной и актуальной задачей.

Наиболее важные научные результаты проведенного исследования могут быть определены следующими положениями.

Правильное понимание сущности инноваций является одним из первостепенных методологических вопросов исследуемой темы. Анализ позиций различных авторов позволяет сделать вывод о неоднозначности понимания и трактовки базисных понятий, отсутствии универсального категориального аппарата, а также единого понимания «новшества» и «инновации». На основании проведенных исследований автор пришел к выводу, что инновацию следует рассматривать как в статике, так и в динамике. В статике инновация представляется как результат внедрения созданных новшеств. В динамике же инновация рассматривается как процесс, в ходе которого, научная идея или техническое изобретение трансформируются в инновационные продукты и начинают давать коммерческий эффект.

Доказана выдвинутая гипотеза о том, что инновации следует рассматривать как закономерный процесс, инновационное развитие является императивом современности, способствует стабильному и непрерывному развитию национальной экономики. При переходе к инновационному развитию страны, российское общество сталкивается с серьезными проблемами в решении этой задачи. Ориентация отечественного предпринимательства на достижение сиюминутных интересов и выгод над стратегическим и долгосрочным видениемнесовершенство существующего законодательства, не способного обеспечить надежную защиту интеллектуальной собственноститехнологическое отставание промышленности и перекоса в сторону сырьевой экономики являются основными проблемами на пути построения эффективно функционирующей инновационной системы страны. Большое количество отрицательных факторов, тормозящих инновационную деятельность, дает основание о.

361 необходимости преодоления механизма сопротивления инновациям на основе системного подхода, направленного, прежде всего, на создание определенной атмосферы в обществе, в которой конструктивное отношение к новой идее, инновации было бы одной из наиболее значимых ценностей.

Раскрыт сущностный аспект системного подхода, направленный на выявление элементов, составляющих данную систему и выяснение внутренних связей и зависимостей между элементами системы, их взаимной увязки между собойвыявление ресурсов, необходимых для функционирования объектаопределение свойств объекта, обеспечивающих его целостность и особенностьвыявление внешних связей данного объекта.

Анализ эффективности действий российских органов власти по формированию национальной инновационной систем показал, что несмотря на проводимую в течение двух десятилетий российскими органами власти определенную законотворческую деятельность в области инновационной политики, до сих пор отсутствует прочная нормативно-правовая база инновационной деятельности.

Подчеркивается роль государства, как катализатора инновационных процессов, которая заключается не только в стимулировании научных разработок, инноваций или инновационных сфер, но и формировании организационных, экономических и правовых условий в создании благоприятной налоговой среды, упрощении процедур регистрации и лицензирования, информационного обеспечения предпринимателей, совершенствования системы их обучения, обеспечения общественного признания заслуг предпринимателей.

Исследование генезиса национальных инновационных систем позволило выявить отсутствие единого определения национальной инновационной системы, уточнить и дополнить понятийный аппарат национальных инновационных систем. Предложен авторский подход, рассматривающий национальную инновационную системы как сложную систему экологического типа, состоящую из разнородных элементов и.

362 представляющую собой современную институциональную модель получения и практического использования (при максимально возможном распространении) научных результатов и результатов творческой деятельности, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Выявлены проблемные области формирования национальных инновационных систем, связанных с функционированием отдельных элементов этой системы и отсутствием организационной структуры как комплекса взаимосвязей элементов системы. Проведенный автором анализ многочисленных публикаций, посвященных вопросам формирования национальной инновационной системы позволил сделать вывод, что многие ее элементы созданы, однако носят фрагментарный и несистемный характер, имеет место отсутствие комплексного эффективного взаимодействия между ними. Они не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения новшеств. Для построения эффективной национальной инновационной системы, в первую очередь, необходимо преодоление фрагментарности инновационной системы. В связи с этим имеет место потребность именно в формировании НИС, способствующей развитию интеграционных процессов инновационной направленностипревращению интеллектуальной собственности в один из наиболее значимых элементов экономических активовформированию рынка научно-технической продукциипревращению инноваций в основной катализатор инвестицийусилению инновационной конкуренции. При этом, важное значение приобретает системный подход к формированию и осуществлению построения национальной инновационной системы, одновременно на различных уровнях: на уровне страны, региона и отдельного предприятия.

Предложены принципы формирования национальной инновационной системы (обязательного государственного участиякомплексности на основе структурной идентификацииуровневого построения национальной.

363 инновационной системымониторинга эффективности функционирования НИС), которые положены основу соответствующих моделей и методов, обеспечивающие построение инновационной экономики страны.

Обоснована необходимость четкой структуризации НИС на основе включения в структуру наряду с инновационной инфраструктурой и двух необходимых составляющих рассматриваемой системы, а именноинновационной ультраструктуры и инновационной инфраструктуры и разработана структурная модель НИС с выделением этих подсистем.

Разработана позиционная модель НИС, предложена матрица взаимодействия структурных элементов НИС, позволяющая анализировать взаимодействие и взаимопроникновение всех структурных элементов системы и являющейся основой для структурной идентификации существующих и вновь создаваемых инновационных систем.

Предложен метод структурной идентификации, способствующий выявлению причин, тормозящих развитие инновационной системы России. В основе метода лежит анализ усилий органов управления социальной системы (страны, региона, комплекса организаций), направленных на развитие инновационной деятельности. Определение направлений аналитических усилий в контексте развития национальной инновационной системы будет способствовать продвижению вперед в инновационном развитии различных элементов НИС с точки зрения структурной необходимости и достаточности.

Доказано о целесообразности с иерархических позиций формирования инновационных систем не только национального и регионального уровня, но и инновационных систем предприятий как источников конкурентоспособной инновационной продукции. Крупные высокотехнологичные предприятия являются одним из важнейших структурных элементов российской экономики. Формирование в этих компаниях инновационной системы позволит активизировать реализацию инновационной политики, сформировать значимые прогрессивные технологические изменения в национальной экономике.

В региональной инновационной системе по уровню инновационной активности выделены три типа регионов: инновационно-синергические, активно участвующие проведении инновационной политикиинновационно-синкретические, характеризующиеся умеренной инновационной деятельностьюинновационно-энтропийные регионы, требующие особого внимания со стороны государства.

Предложена модель информационно-интегрирующего центра НИС, объединяющий имеющиеся информационные ресурсы в комплексную систему информационного обеспечения инновационной деятельности, в рамках которого, имеется возможность обмена информацией о перспективных инновационных разработках, передачи их от одного института развития к другому. Это дает возможность эффективной «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, безотлагательного внедрения новшеств в практическую деятельность. Кроме того, этот центр позволит не только увязать все составляющие НИС, обеспечивая решение проблем репутации и финансовых гарантий, но и проводить мониторинг и прогнозирование инновационных процессов.

Коммерческая реализация новшеств остается одной из серьезных трудноразрешимых проблем, связанных с тем, что отсутствует взаимопонимание стейкхолдеров инновационной деятельности и их адекватная оценка новшества с единых позиций. Предложенный метод оценки коммерческого потенциала технологических новшеств направлен для увязки и взаимопонимания между потенциальными покупателями новшества и его авторами. Данный метод основан на выделении критериев и формирование показателей оценки коммерческого потенциала технологического новшества. Сформированная система показателей позволяет оценить коммерческий потенциал конкретного технологического новшества и повысить заинтересованность бизнеса во внедрении технологий отечественного авторства, что является результатом эффективно действующей национальной инновационной системы.

На основе анализа сравнительных инструментов оценки инновационной деятельности выявлены проблемы оценки эффективности национальной инновационной системы.

Разработан метод оценки эффективности национальной инновационной системы, который, в отличие от действующих подходов, основан на выделении критериальных показателей по каждой подсистеме структуры национальной инновационной системы (инновационных ультра-, интраи инфраструктур) на основе определения степени адекватности индикаторов применительно к российским условиям. Предложены два взаимодополняющих показателей: индекса динамики и бенчмарк-индекса. Значимость показателей определена методом парных сравнений.

Предложенные методы и модели способствуют дальнейшему развитию эффективной национальной инновационной системы, что, в свою очередь, позволит сформировать инновационную экономику в стране и, в дальнейшем, на основе технологического прорыва, занять лидирующие позиции в мире.

Дальнейшими направлениями развития научного исследования могут быть: исследование процессов, связанных с формированием инновационной среды предприятия как важнейшего условия осуществления эффективной инновационной деятельности;

• исследование влияния института интеллектуальной собственности на развитие и эффективное функционирование НИС;

• исследование процессов формирования инновационной культуры и культуры коммерциализации новшеств;

• совершенствование учета инновационных характеристик национальной экономики с целью повышения степени адекватности оценки эффективности НИС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М.: Наука, 2003.
  2. С. М., Зинов В. Г. Службы коммерциализации результатов исследований в научных организациях.// Инновации № 4, 2003 г.
  3. М.Ю. Методология статистического исследования инновационно-технологической деятельности в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. э. н., М., 2007 г.
  4. А. Инновации на дороге не валяются // Голос Армении, № 1, 2010.
  5. В.Р., Жиц Г.А. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.
  6. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М., 2009.
  7. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  8. В.В., Масленников В. В. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности. М.:2006.
  9. В.А., Садчиков И. А., Сомов В. Е. Управление инновационными процессами в нефтегазохимическом комплексе: Учебник. -СПб.: СПбГИЭУ, 2009. 250 с.
  10. Барютин J1.C. Управление техническими нововведениями в промышленности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 12 с.
  11. А. Технологическая революция. Государство поддержит интеллектуалов. Ведомости Financial Times от 15.06.06. с. А03.
  12. Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. М.: Academia, 1999
  13. Д. Социальные рамки информационного общества: сокр. пер. с англ. / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе: сб. ст.: переводы / под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986
  14. М.А., Фролов И. Э. Высокотехнологичный сектор промышленности России: состояние, тенденции, механизмы инновационного развития. М.: Наука, 2007.
  15. А. Нефтедобыча в России: государственная политика и инновационные перспективы.- М., Московский центр Карнеги. Рабочие материалы. № 1, 2009, 32с.
  16. Дж. Наука в истории общества. М.: ИЛ 1956.
  17. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. — М.: Наука, 1969. С. 30−54.
  18. Г. А. Роль технопарков в инновационной политике государства: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.msnauka.com/TIP/All/Economica.
  19. Л.С. Инновационная система как социальный институт постиндустриальной информационной экономики // Проблемы современной экономики, №¾ (15/16), 2005.
  20. Борьба с вредной привычкой// Российская газета № 4762, 1.10.2008.
  21. А. Оценка коммерциализуемости технологий. В сб. Коммерциализация технологий. Мировой опыт российским регионам. Дубна. — 1995, с.7−47.
  22. A.B., Шумаев В. А. Организация стратегического развития экономики на основе форсайта./ Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2009.
  23. Э. России нельзя идти вперёд, оплёвывая прошлое. // «Правда» 13 марта 2010.
  24. А. П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе. М. 2004.-412 С.
  25. Д. Президент свою комиссию выполнил // Коммерсантъ № 86(4141) от 16.05.2009.
  26. В России появились классические «подрывные» инновации в нефтехимической отрасли Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.i-day.ru/liveblog/blog/techs/18.html.
  27. В Томске объявлено о подготовке федерального закона об инновационной деятельности Электронный ресурс.: Режим доступа: http://innovus.biz/ru/innonews/tomsk/516-tomsk-09−24−11 -2009/.
  28. С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. —М.: Проспект, 2005.
  29. C.B. Управление инновационным бизнесом— М.: ЮНИТИ, 2001.-С.343
  30. Валентей С. Д. Формирование национальной инновационной системы в России: проблемы и условия. // Человек и труд, 2006. № 2.
  31. . Конкурентоспособность: общий подход. М.: РЕЦЭР, 2005.- 52 с.
  32. А.Е. Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития. Препринт. М., 1988.
  33. В., Миндели JI. Роль механизмов интеллектуальной собственности в формировании и функционировании национальной инновационной системы // Инновации. 2003. № 2−3. С. 17- 23.
  34. Т. Теория праздного класса. М., Прогресс, 1984. С. 202.
  35. Т. Наливные яблочки // «Эксперт Северо-Запад» № 25 (471), 2010.
  36. В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. // Инновации, 2005, № 4, с. 6−22.
  37. М.П., Шимко П. Д. Моделирование экономических процессов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 409 С.
  38. М.П., Шимко П. Д. Статистика. Учебное пособия Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 448 С.
  39. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009−2010 Электронный ресурс.: Режим доступа: http://gtmarket.rU/news/state/2009/09/08/2166
  40. Вступительное слово на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2009/05/15/1701type63378-type82634216352.shtml.
  41. Второе прочтение НПО // Эксперт № 10, 11.03.08.
  42. В. В. Путина при представлении ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 года // Российская газета. № 133. — 11.07.2000.
  43. А.Ф. Теоретические основы управления инновационными системами. СПб.: Изд-во «ИИЦВМА», 2006.
  44. Н.Ф. Социально-экологическая ответственность предпринимательства в сфере энергетики // Известия Международной академии наук высшей школы, № 2 (48) 2007. С.97−101.
  45. Гамидов Г. С, Колосов В. Г., Османов И. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника. 2000.
  46. A.B. Инновационное развитие экономики: теория и методология. / Материалы Междунар. научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения Питирима Сорокина. Под ред. Ю. В. Яковца. М: Московский общественный научный фонд- МФК. 2000.
  47. С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. Научный доклад.- М.: Гос. Ун-т управления, 2008.
  48. С.Ю. Нужна ли российскому Правительству наука? // Наука и жизнь. -№ 4, 2007.
  49. С.Ю. О стратегии экономического развития // Инновации № 5, 2007.
  50. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М: ВлаДар, 1993.- 24 с.
  51. Глоссарий: Служба тематических толковых словарей / «EDI-Press» & «Web Mission» Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru/]
  52. О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.
  53. K.P. Инновационное поведение сверхкрупных компаний: ленивые монополии или агенты модернизации?: М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009. — 48 с.
  54. Госдума приняла закон о признании дипломов зарубежных вузов. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1 468 490.html.
  55. Гришин В. В Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: Уч.пособ. М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К», 2010.
  56. В.И. США: научно-технический потенциал. М., Прогресс, 1977.
  57. С. Лечение хронической коррупции. Ведомости-Financial Times 27.01.05,-с.А04.
  58. JI.K. Национальная инновационная система России: модели и инфраструктура // Бюллетень Владикавказского института управления. № 9. Владикавказ, 2003.
  59. М. А. Модернизация научно-инновационного процесса // Экономика и управление -2009г., № 10, с.36−41.
  60. И. Г. Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России: М., 2007
  61. Е.В. Информационная составляющая инновационного потенциала //Проблемыуправления.-2007. № 1 (22), с. 77
  62. А.Н. Идентификация объектов управления. / Учебное пособие. Самара, Самарский гос. техн. ун-т. 2009, 136 с.
  63. Г. Управление проектами. В 2 т. СПб.: Бизнес-пресса, 2004. — Т.1. — 400с.- Т.2. — 288с.
  64. .С. Автоматизированные информационные системы управления инновационным наукоемким предприятием. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006. — 156 с.
  65. A.A. Перспективы Форсайта в России // Инновации, 2003, № 5.
  66. Е., Бекетов Н. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. М.: Academia, 2002. С. 13.
  67. Ежегодный отчет Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга от 31 марта 2010 года/ Электронный ресурс.: Режим доступа: http://gov.spb.ru.
  68. C.B. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей.// Менеджмент в России и за рубежом, № 3/2002.
  69. М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики новые возможности для России /^Вопросы экономики, № 12, 2008, с. 17.
  70. C.B., Балта Е. Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник. 2010. N 6. С.72−80 372
  71. A.B., Попов M.B. Философия производительного труда: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006. 160 с.
  72. Зоны назначены // Эксперт, № 46 (492) /5 декабря 2005 г.
  73. В. Методологические аспекты формирования национальных (государственных) инновационных систем // Экономические стратегии. 2002. № 6. С. 99.
  74. Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002.
  75. Н.И. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 61.
  76. Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО РАН. 2001.
  77. Идентификация и диагностика систем: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ A.A. Алексеев, Ю. А. Кораблев, М. Ю. Шестопалов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 352 с.
  78. СВ., Ильдеменов A.C., Воробьев В. П. Инновационный менеджмент. М.: Инфра, 2002. — 8 с
  79. И. Презервативы и термоядерный огнемет. Эксперт № 3/ 2008 с. 51.
  80. И., Костина Г., Медовников Д., Механик А. Мозги России. Эксперт № 11/2007.С.55−64
  81. И., Медовников Д. Монстры меняют кожу. Эксперт № 2/2008. С.73−75.
  82. Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Стат.сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
  83. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Стат. сборник. М.: ГУ- ВШЭ, 2009.
  84. Индикаторы инновационной деятельности: 2011. Стат. сборник. М.: ГУ- ВШЭ, 2011.
  85. Индикаторы науки: 2007. Стат. сборник. М.: ГУ- ВШЭ, 2007.373
  86. Индикаторы науки: 2009. Стат. сборник. М.: ГУ- ВШЭ, 2009.
  87. Инновации в России: наука и общество // В мире науки. № 11, 2008.
  88. Инновационная деятельность высокотехнологических предприятий/ Шатраков А. Ю., Алдошин В. М., Колганов С. К., Юрченко Е. В. М.:ЗАО «Экономика», 2008.
  89. Инновационная Россия 2020. Стратегия развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России.- М. 2010.
  90. Инновационное развитие основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008. — 168 с.
  91. Инновационное развитие России: роль регионов. Стенограмма с заседания «Меркурий-клуба» 2009. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.parlament-club.ru/articles, БреааЦ, 418. htm
  92. Инновационный менеджмент / Под ред. Л. Н. Оголевой М.: Инфра-М, 2004. 238 с.
  93. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. Л. Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЦИСН, 1998.
  94. Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет// США-ЭПИД995, № 6.
  95. К бизнесу возвращается былой оптимизм // РГ Бизнес № 756, 29.06. 2010.
  96. Как Голландия // Ведомости, 5 августа 2008Кан Г., Браун У., Мартин Л. Следующие 200 лет // США ЭПИ, 1995, № 6.
  97. , А. Г. Неизвестный Илизаров: штрихи к портрету: записки очевидца / А. Г. Каплунов. — Волгоград: Издатель, 2008. — 240 с.
  98. Как запустить инновационные механизмы? // Наука и технологии России 04.12.2009.
  99. М. Обама ставит задачи науке. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.yugo-vostok.org.
  100. H.H. Структурная идентификация систем: Анализ информационных структур. М.: Либроком, 2009. — 176 с.
  101. Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М.:1998.
  102. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М: ГУ ВШЭ, 2000.
  103. М., Квашнин А. Как продвигать проекты коммерциализации технологий. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
  104. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. -Новосибирск: Наука. 1989.
  105. Комиссия Европейского Сообщества. Инвестируя в исследования: План действий для Европы. Брюссель: CEC, Апрель, 2003.
  106. Компания «РУСАЛ» сокращает расходы на науку. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://strf.ru/science.aspx.
  107. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года 25.11.2008 http://www.economy.gov.ru/.
  108. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
  109. Д. В. Оценка инновационного развития национальной экономики // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I — М.: РИОР, 2011. — С. 29−33.
  110. Г. А. Организационно-экономический механизм инновационного развития предприятия: Монография/СПбГИЭУ- Г. А. Краюхин, Р. В. Смирнов, А. А. Соколова.- СПб.: СПбГИЭУ, 2008.- 198 с.
  111. Г. А. Эффективное управление организационными изменениями на промышленных предприятиях: Учебник / СПбГИЭУ-
  112. Г. А.Краюхин, Н. В. Казакова, Ю.М.Солдак- Под ред. Г. А. Краюхина.-СПб.:СПбГИЭУ, 2009.-309 с.
  113. К. Дилемма инноватора. Как из-за новых погибают сильные компании. М.: Альпина Бизнес Букс. 2004. 237с.
  114. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС. Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115 381/C/SV/RU) Москва, февраль 2006 г.
  115. О. Технологическое развитие. Ведомости Financial Times от 09.01.08. с. А03.
  116. О. Милов г. Стабильно неспособна // Ведомости, № 90 (2608)./21.05.10/.
  117. Н. Мифология-2020. // Дело 2008, № 534, 1 декабря 2008.
  118. С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция / С. Кузнец // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России / под ред. Ю. В. Яковца — СПб.: Гуманистика, 2003.
  119. Б. Н. Яковец Ю.В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. — Экономика, 2005. — 624с.
  120. Г., Павленко Ю. Показатели отраслевой наукоемкости. Вопросы экономики. 1984, № 2.
  121. С. Миллионер на слоне. // Известия, 09.04.2009, № 60. -http://www.izvestia.ru/leskov/article3127246/.
  122. Д. Рогачев М. Как не потерять на инновациях//Эксперт № 38 (722) 2010.
  123. Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов.// Инновации, № 2 (124), 2009.
  124. Л. Идентификация систем. Теория для пользователя. М.: Наука, 1991 г.
  125. И. Убийцы вирусов. Эксперт Северо-Запад, № 8/2007. С.32−35.
  126. В.И. Проектирование структур производственного предприятия. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса». 2005.
  127. Е.М. По мотивам Ральфа Шлозера //Новости полиграфии № 9, ноябрь 2010.
  128. К. и. Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 191.
  129. Материалы Всемирного экономического форума. Давос, Швейцария, январь 2010 года. М.: НИИ СП, 2010 г.- 87с.
  130. Е. А. Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России Электронный ресурс. Режим доступа: // Корпоративный менеджмент.. URL: http://www.cfi n.ru/bandurin/article/sbrn08/l 3.shtml.
  131. П. H. Инновации: многоуровневый институциональный подход. М.: Машиностроение-1, 2004.
  132. Д. Выступление на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики. 15 мая 2009 года.
  133. Д.А. «Россия, вперед!» 10.09.2009. Электронный ресурс.: Режим доступа: [email protected].
  134. Д., Механик А., Неумолимый рок инноваций/ Медовников Д. //Эксперт.-2008, — № 28.- С. 13−14.
  135. Между нефтью и хай-теком // Нефть России. 10 июня 2008.
  136. Международная ассоциация научных парков: научные и технологические парки в мире: статистика, факты и цифры (июль 2003): Электронный ресурс.: Режим доступа: technopark.al.ru/tpark/iasp/09physical.htm.
  137. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахнозаров А. Г. М.: ОАО «НПО „Издательство „Экономика“, 2000.- 421с.377
  138. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности финансирования проектов, имеющих своей целью коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. М.: Инновационное Агентство, 2005.
  139. И. С. Инновационность производства и развитие кластеров // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2007. Вып. 3 (16). С.63−67.
  140. A.M. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие. -М.: ИФРА-М, 2008. 176 с.
  141. Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИИТИ-ДАНА, 2000. — 446 с.
  142. Т.В. Разработка комплексной системы управления информационным взаимодействием инновационно-ориентированных экономических субъектов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к. э. н., Ростов-на-Дону, 2008 г.
  143. Э. „МЭР предлагает меры стимулирования инновационной активности предприятий“//Статья на сайте Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования, 10.02.2010.
  144. H.H. В Университете 55 преподавателей на 500 студентов http://www.nashaagasha.org/education/v-nazarbaev-universitete
  145. Т. Ниша для риска. Ведомости Financial Times от 12.03.08. с. А04.
  146. Наука России в цифрах: 2007: Стат. сб.- М.: ЦИСН, 2007.
  147. Наука России в цифрах: 2008. Стат.сб. М.: ЦИСН, 2008.
  148. Наука Росси в цифрах: 2010. Стат.сб. М.:ЦИСН, 2010.
  149. Национальные инновационные системы в России и ЕС. / Под ред. В. В. Иванова, Н. И. Ивановой и др. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 280 с.
  150. ., Милов В. Путин. Итоги. 10 лет. Независимый экспертный доклад. М., 2010.
  151. Непроницаемое государство Эксперт № 48, 22 декабря 2003
  152. Нефтяные викинги // Энергия промышленного роста № 12 37. -2009.
  153. Ю. Проданное новшество. Интервью с бывшим министром науки и технической политики РФ Б. Г. Салтыковым. // Эксперт Северо-Запад, № 4/2002. С. 25−26.
  154. А. Венчурная индустрия в России: история, реалии, перспективы. / Интеллектуальная собственность. М., 2004, № 7.
  155. О.В. Проблемы перевода экономики России на инновационный путь развития //Вестник РГАЗУ № 3, 2010.
  156. Т.П. Высокотехнологичный комплекс и его роль в инновационном процессе// Инновации № 9, 2005.
  157. А. Наука олигархам. Ведомости Financial Times от 22.04.05. с.АОЗ.
  158. В.В. Инновационное развитие Дальнего Востока России: теория и практика: монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.
  159. С.С. Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. — М.: Высшая Школа, 1983. —127 с.
  160. Д. Институты и экономический рост: историческое BBefleHHe//THESIS. Вып.2. 1993. М.: Начала-Пресс, 1993. С.69−90.
  161. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги „Начала“, 1997.
  162. О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2009 году. Аналитический доклад / под ред. Лопатина В. Н. М.: Издание Совета Федерации, 2009. — 378 с.
  163. В. В. Нематериальные активы: потенциал развития и механизм модернизации промышленных предприятий. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н., М., 2010.
  164. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Электронный ресурс.:Режим доступа: http://www.sci-innov.m/law/base/586/.
  165. От инновационной IT-идеи к бизнесу. Школа лидеров 2009. Новосибирск, 2009. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://leadership2009.ru/blog/?pageid=6].
  166. Ю. Наука и научный потенциал как источник знаний: организация и управление НИОКР// Проблемы теории и практики управления, 2008, № 11.
  167. А. Оценка наукоемкой продукции // Военно-промышленный курьер, № 32 (198) 22 августа 2007 г.
  168. Э., Яшин В. Технопарки как инструмент поддержки инновационной деятельности // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3.
  169. А.И. Развитие сетевых форм организации экономики в современных хозяйственных системах. М.: МАКС Пресс, 2006.
  170. М.Н., Малявина A.B., Попов С.А.Венчурные механизмы финансирования инновационных проектов //Менеджмент в России и за рубежом № 3, 2009.
  171. В. РВК начинает жатву // РБК daily, 04.06.2010 Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru
  172. Г., Тарасова О., Яновский А. Как проводить технологический аудит / Практическое руководство № 4 М.: Проект EuropeAid „Наука и коммерциализация технологий“, 2006. — 96 с.
  173. Письмо Инновационного Совета N 448 от 19.04.1991 г. „Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности“ Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/
  174. И.П., Акулов А. О. Трансформация инновационной модели менеджмента в условиях высокой структурно-технологической неоднородности экономики // Менеджмент в России и за рубежом.- 2009.-№ 2.
  175. В. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления, № 11,2008 г.
  176. В., Попов В., Тонис А. Экономическая политика, качество институтов и механизмы „ресурсного проклятия“. Электронный ресурс.: Режим доступа: new.hse.ru/sites/mbd/programsdoc/А/Полтерович.ёос
  177. Е.В. О концепции федерального закона „О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской федерации.// Инновации № 2 (136), 2010.
  178. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации //"Российская газета“ Неделя, № 4787 от 6 ноября 2008 г.
  179. Постановление ГКНТ СССР № 60 президиума АН СССР № 52 от 03.03.1988 об утверждении методических рекомендаций по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса.
  180. А. Инновации, что с вами? Ведомости Financial Times от 17.05.06. с. А07.
  181. Е. Стимул к переменам. О некоторых проблемах инновационного развития // Российская газета, N73, 08.04.2010.
  182. Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. М.: Минэкономразвития России. -2008. — С. 100.
  183. К.Ф. Планирование в научно-технических организациях машиностроения. Л.: Машиностроение, 1979. -312 с
  184. Путин критикует бизнес за невосприимчивость к инновациям Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/2010/05/18/737 651.
  185. A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент. Воронеж.: 1993.
  186. Раздел Министерства: соломоново решение? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.strf.ru/innovation.aspx?CatalogId=223&d no=26 091.
  187. Н.С. Что такое идентификация? М.: Наука, 1970. — 118 с.
  188. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат.— М., 2007.
  189. С.М. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. 22.01.2010.
  190. С.М. Невостребованность науки угроза безопасности страны //Независимая газета 08.02.2010 г.
  191. С.М. Россия должна стать научной сверхдержавой. Невостребованность науки угроза национальной безопасности России Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.youngscience.ru/files/prezentacial6−03−2010.
  192. Российская аспирантура в поисках новых возможностей развития. Зубова Л. Г. и др. Информационно-аналитический бюллетень № 3, М.: ЦИСН. 2011.-90с.
  193. Российские инновации уже не миф, но еще не реальность // Наука и Жизнь Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.inauka.ru /news/article95904.html.
  194. Российский инновационный индекс / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: „Высшая школа экономики“, 2011. — 84 с.
  195. Российский статистический ежегодник. 2007. Стат. сб./ Росстат. М., 2007.
  196. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./ Росстат. М., 2008.
  197. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник /Росстат-М“ 2011.-581 с.
  198. Россия в цифрах: 2008: Крат. стат. сб./ М.: Росстат. 2008. — 510 с382
  199. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — М.: ГУ „Центр исследований и статистики науки“, 2006. 192 с.
  200. О. Взрывайте в правильном месте. Эксперт № 41/2007. С. 68−78.
  201. В. Политика технологической модернизации России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. М., 2005, № 8. — С. 2−11
  202. В.А. Мастер-класс: „Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения“, 9-е заседание Клуба мировой политической экономики. ГУ-ВШЭ, 2007 г. Электронный ресурс.: Режим доступа: Ьцр://ууу .wpec.ru/text/200 706 191 342.htm
  203. В. А. Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения. 9-е заседание Клуба мировой политической экономики, 12 апреля 2007 г., М., ГУ-ВШЭ.
  204. Д.А. Управление научно-техническим комплексом: Монография / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: РУДН, 2008. -517с.
  205. В. П. Информационные проблемы инновационной экономики. Электронный ресурс. — Режим доступа: www.VPRumyantsev.ru
  206. В.М. Высокоскоростной поезд нового поколения // Железнодорожный транспорт, 2000, № 5.
  207. В., Московская правда. 2004. 28 сент.
  208. И.Г. Инновационная ультраструктура как составляющая национальной экономики. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2010. Вып. 2 (37). С. 49−56.
  209. И.Г. Исследование особенностей формирования национальной инновационной системы Норвегии.// Современный менеджмент: проблемы и перспективы. V науч.-практ. конф. СПб.:СПбГИЭУ, 2010, с.100−104.
  210. И.Г. Роль высокотехнологичного производства в формировании национальной инновационной системы. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2010. Вып. 5 (40) С.96−102.383
  211. И.Г. Методики межстрановых сопоставлений как инструмент оценки эффективности национальной инновационной системы // Экономика и управление. 2011. № 10 (72). С.38−45.
  212. И.Г. Методологические аспекты построения национальной инновационной системы: монография / И. Г. Салимьянова. -СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 226 с.
  213. И.Г. Условия эффективной инновационной деятельности предприятий в рамках национальной инновационной системы. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2010. Вып. 3 (38) С.73−82.
  214. И.Г., Крупанин A.A. Методология развития инновационно-инвестицинной деятельности. / Монография. Изд-во „Астерион“, СПб, 2009. 5/ 2 п.л.
  215. И. Г. Медынская И.В. Инновационное развитие науки и высшего профессионального образования в условиях модернизации: монография / И. Г. Салимьянова, И. В. Медынская. Изд-во „Астерион“, СПб, 2011. — 11/5,5 п.л.
  216. .Г. Национальная инновационная система: проблемы и перспективы. 2001. Источник: Школа инновационных менеджеров Электронный ресурс.: Режим доступа: http:// novaman.ru.
  217. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1990, с. 296.
  218. В. Удар инновационной волны. Эксперт № 44/2007. С.72−82.
  219. А. Проблемы инновационной системы России // Вопросы экономики, № 11, 2005.
  220. Н.Ю. Инновационно-инвестиционное сотрудничество России и Китая в эпоху глобализации: стратегические предпосылки, возможности и механизмы. // „Мировое и национальное хозяйство“ № 2(5), 2008.
  221. М., Шапкин И. От сырьевой к инновационной экономике России // Власть, 2008. № 3.
  222. С. Американские ученые учатся бизнесу. Ведомости -Financial Times от 24.08.06. С. А05.
  223. P. X. Концепция мезоуровня применительно к региону.// Социологические исследования. 2010. № 5. Май С. 51−61
  224. Собрание законодательства РФ. 1996, № 35. 26 авг. Ст. 4137.
  225. Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. 12 апр. Ст. 1750.
  226. Собрание законодательства РФ. 2000. № 16. 17 апр.Ст. 1639.
  227. Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. 14 янв. Ст. 133.
  228. Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. 31 март. Ст. 1177.
  229. Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. 30 июл. Ст. 4006.
  230. A.B. Форсайт: взгляд в будущее IIФорсайт. 2007, № 1.
  231. Стратегический менеджмент: планирование, контролинг, учет рисков. / Под ред. Ф. Н. Петрова. СПБ.: Питер, 2008.
  232. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. М., 2006 г.
  233. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета „О развитии инновационной системы Российской Федерации“ 18.04.2008 г. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears2/2008/04/18/200 916.shtml.
  234. Х.Б. Вспоминая будущее: Взгляд на развитие предпринимательства, технологии и инновации в предстоящие 30 лет. М., 1990.
  235. в. Б. США на пути к „новой экономике“ //Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал) № 1, 2010.
  236. A.B., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: ИФРА-М, 2008.
  237. Ш. Стратегия Технополисы, // Перевод с английского. — М.: Прогресс, 1991.
  238. . Управление научно-техническими нововведениями: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989, с. 271.
  239. Теория управления / Под ред. А. П. Гапоненко. М.: РАГС, 2005.385
  240. Технопарки: организация и управление Москва. Под редакцией Шукшунова В. Е. Изд-во МЭИ, 1997, 88с.
  241. Титов А. Б, Организационные методы управления нововведениями, СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  242. А.Б. Оценка коммерческого потенциала новшеств. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  243. Товстых J1.E. Новая инновационная сфера в экономике третьего тысячелетия и новые задачи. Инновации № 6/2003.
  244. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991
  245. Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО „Издательство ACT“, 2002. —557с.
  246. С.А. Инновационное направление регионального развития // Инновации, № 7, 2005.
  247. В.П. Формирование Форсайта и развитие гражданского общества/ Наука. Инновации. Образование. Выпуск 2.- М.: Языки славянской культуры. 2007.
  248. В.П. Форсайт в вопросах и ответах. /РИЭПП. М.:Языки славянской культуры, 2007.
  249. A.A. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
  250. A.A. Будущее страны: промышленность + инновации.// Петербург в зеркале, № 3(48), 2009.
  251. Управление инновационными преобразованиями: Учеб. пособие / Г. И. Гумерова. — М.: Издательство „Дело“ АНХ, 2010.
  252. Управление инновациями / Под ред. Шленова Ю. В. М.: ВШ, 2003.
  253. Фармацевтическая промышленность: Импортозамещение через инновации. Источник: http://www.remedium.ru.
  254. С. В. 1 Инновационное развитие Японии// Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики, № 1(27), 2010.386
  255. Д. Водород объединяет. Эксперт Северо-Запад № 48. 2007. С. 40−43.
  256. Д., Маклаков И.Сквозь мелкое сито. Эксперт Северо-Запад, № 21/2007. С.13−17.
  257. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность.: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  258. Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Перевод с англ. СПб.: РАВИ, 2008, с.167−168.
  259. Н.М. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999. — 296 с.
  260. В.Б. Модернизация экономического управления развитием организаций социальной сферы России.- СПб.: Астерион, 2011.
  261. В. Развитие промышленности как основы национальной инновационной системы // Инновации. 2003. № 2−3. С. 9.
  262. И. Э. Исследование и прогнозирование наукоёмкого, высокотехнологичного сектора промышленности РФ. Автореф. дис. док. экон. наук, М., 2005.
  263. И.Э., Лебедев К. К. Оценка влияния высокотехнологического экспорта на темпы роста и структуру российской экономики // Проблемы прогнозирования № 5, 2007.
  264. Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. М.: ООО „И.Д.Вильямс“, 2007, с.34−35.
  265. А. А., Майборода В.П.. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. Электронный ресурс.: Режим доступа: http ://nit. miem. edu .ru/2003/harinmyboroda. htm.
  266. M.A. Методы формирования организационно-экономического механизма инновационной инфраструктуры в промышленности : дис.. к. э. н. СПб., 2007, 154 с.
  267. Е. Великобритания: от подъема к кризису.// Мировая экономика и международные отношения, № 12, 2009, С. 50−63.
  268. Хиндсайт и его применение в коммерческой деятельности//"Теория и практика управления», 2004, № 10.
  269. Хиндсайт. Электронный ресурс.: Режим доступа: www.jurenergo.kiev.ua/statti/jhind.doc
  270. К. Как разработать бизнес-план проекта коммерциализации технологий / Практическое руководство № 9 М.: Проект Europe Aid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 56 с.
  271. О.М. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2005.
  272. О. Они не видят. Они не слышат. Они ничего не читают. Эксперт № 9/2008. С.64−69.
  273. Е.Ю., Макаренко Д. И. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: «Наука», 2008.
  274. В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. -СПб.: Питер, 2004. 464 с.
  275. А.Н. Государственный организационно-экономический механизм научно-технических нововведений. СПб.: СПбГИЭА, 1997, 142с.
  276. А.Н. Инновационный императив для современной России -СПб.: Питер, 2010.
  277. А.Н., Салимьянова И. Г. Инновационный императив для современной России // Инновации. Спец. Выпуск, 2009, с.63−70.
  278. К. А. Методы оценки коммерческого потенциала интеллектуального продукта: Дис. канд. экон. наук: СПб., 2005.- 142 с.
  279. В. С. Научно-технический прогресс // Европа: вчера, сегодня, завтра / Институт Европы РАН- ред. кол. РАН: Н. П. Шмелев (пред.) и др.- отв. ред. Н. П. Шмелев. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2002. -280 с.
  280. В. За картиной будущего. // Эксперт Северо-Запад, № 9, 2008. С. 20−21.
  281. В. Дело рук самих утопающих. «Эксперт Северо-Запад» № 4(306) / 29 января 2007.
  282. Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007.
  283. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: Среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / Под ред. Ф. Э. Шереги и A. J1. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010. — 320 с.
  284. А. Выступление на Комиссии по модернизации, 11.02.2010г. Электронный ресурс.: Режим доступа: http://a-chubais.livejournal.
  285. Ю. Инновации и повышение конкурентоспособности национальной экономики: современный подход/ Проблемы теории и практики управления, № 2, 2009.
  286. А.Н. Экономика и менеджмент инновационных процессов в регионе. М.: ИД «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ», 2008.
  287. Д. Технопарки в России: Взгляд экспертов Электронный ресурс.: Режим доступа: http://mskit.ru/news/nl01578
  288. Шохина Е Ведомости-Financial Times 07.07.06. Откаты процветают. Госзакупки не стали честными. А-3.
  289. Е., Казьмин Д. Дорогая наука. Бизнесу нужны открытия. Ведомости Financial Times от 23.05.06. с.АОЗ.
  290. И. Творческая активность, инновации эффект. — М.: 1989, — 549 с.
  291. Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. -864 с.
  292. П. Основы идентификации систем управления. М.: Мир, 1975. — 686 с.
  293. Экономика, основанная на знаниях: Уч.пособ./ Под общ.ред. А. Л. Гапоненко. М. РАГС, 2006. -.289 с.
  294. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. В.Я.389
  295. , Е.М. Купрякова. М: Банки и биржи, 1998.- 351 с.
  296. Экономика знаний в российском контексте.- Ваганов А. / /Независимая газета. 08.10.2003.
  297. Дж. П., Сиркин Гар.Л. Возврат на инновации: Практ. рук. по управлению инновациями в бизнесе. Минск: Гривцов Паблишер, 2008. — 624 с.
  298. Ю.В., Кузык Б. Н., Кушлин В. И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 г. с учетом мировых тенденций // Инновации, № 1, 2005.
  299. А. Как финансировать проекты по коммерциализации технологий / Практическое руководство № 8 М.: Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006. — 48 с.
  300. Е. Модернизация и общество.// Вопросы экономики, № 5, 2007.
  301. Amable В., Barre R. and Boyer R. Les systemes d’innovation a l’ere de la globalisation. 1997.
  302. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting / D. Bell. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
  303. Edquist С., ed., Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations, London: Pinter, 1997.
  304. European Innovation Scoreboard 2009. Comparative analysis of innovation performance. 2010. 75 p.
  305. Forbes. The Global 2000. Special Report. 21.04.08
  306. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. London, Pinter Publishers, 1987.
  307. Global Competitiveness Report 2010−2011. World Economic Forum, 2010.
  308. Global Innovation Index 2011. Accelerating Growth and Developmen.: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org.
  309. Global R&D Report 2008 Magazine, p. ll, 2009 Global R&D Funding Forecast.
  310. Government R&D- funding in the state budget 2010// Statistics Finland
  311. Hauschieldt J., Kirchman E. Teamwork for innovation the «troika» of promouters // R&D management. Oxford, 2001. Vol. 31, #1/2003, p.41−49.
  312. Holt K. Management of Product Innovations. Batterford. 1983.
  313. IMD World Competitiveness Yearbook 2010: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.imd.org/index.cfm7navl =true
  314. Innovation 25. Creating the Future: Электронный ресурс. // Cabinet Offi ce. URL: http://www.cao.go.ip/innovation/en/index.html.
  315. Innovation Union scoreboard 2010: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.eu/inno-metrics/page/innovation-union-scoreboard-2010.
  316. International Patent Filings Dip in 2009 amid Global Economic Downturn. Geneva, 2010 http://www.wipo.int/pressroom/en/articles/2010/article0003. html#a2
  317. Knowledge Assessment Methodology//The World Bank: Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.worldbank.org/kam
  318. Lundvall В. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992.
  319. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society IY Masuda. Wash.: World Future Soc., 1983. Bell D. The Social Framework of the Information Society / D. Bell. — Oxford, 1980
  320. Metcalf S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives/P. Stoneman ed. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Changes. Oxford (UK)/Cambridge (US): Вlackwell Publishers, 1995.
  321. W., Morris L. 4th Generation R&D. Managing Knowledge, Technology and Innovation. John Wiley & Sons, Inc., 1999.
  322. Nelson R. Winter S. An evolutionari theory of economic change. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982, c.130.
  323. OECD Science, Technology and Industry Outlook 2008.
  324. OECD, STAN Indicators Database, 2009 edition. Underlying series from STAN Bilateral Trade Database.
  325. OECD (2009), Main Science and Technology Indicators, № 2, Paris, 2009.
  326. Porter M. The Impact of Location on Global Innovation. The Global Competitiveness Report. 2002−2003. p. 227
  327. Rosenberg N. and Birdzell L. E. How the West Grew Rich: The Economic Transformation of the Industrial World. New York: BasicBooks, 1985.
  328. Science and Engineering Indicators 2010: Электронный ресурс. // National Science Foundation. URL: http://www.nsf.gov/statistics/seindlO.
  329. Science and Engineering Indicators, 2006. // National Science Foundation. URL.
  330. STI Outlook, 2008 Global dynamics in science, technology and innovation. Paris: OECD, 2008.
  331. The 2007 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, 2007.
Заполнить форму текущей работой