Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное на основе анализа теоретико-методологического наследия философской, психолого-педагогической, социально-педагогической, этнографической литературы по проблемам этнокультурного воспитания исследование возможного использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения позволяет констатировать актуальность данной проблемы в настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 1. 1. Характеристика особенностей народной педагогики как традиционной основы системы воспитания личности
    • 1. 2. Особенности традиции народной педагогики
    • 1. 3. Традиции народной педагогики как основа содержания воспитательной системы образовательного учреждения
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Модель воспитательной системы .с использованием традиций народной педагогики
    • 2. 2. Опыт воспитательной системы с использованием традиций. дародной педагогики
    • 2. 3. Анализ эффективности воспитательной системы образовательного учреждения с использованием традиций народной педагогики

Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации» особое звучание придано проблеме исторической преемственности поколений, распространению и развитию национальной культуры, возрождению духовного и нравственного начал в образовании. Сегодня наблюдается настоящий «национально-этнический ренессанс», выражающийся в возрождении национального самосознания, в связи с этим целесообразность этнопедагогических исследований приобретает важнейший характер. Подготовка человека к жизни, в полиэтническом социуме вызывает необходимость учета культурных особенностей этносов в процессе воспитания. Педагогическое этнокультурное наследие, содержащее веками апробированные средства гармоничного существования человека в обществе, становится средством интеграции личности в современное универсальное культурное пространство. Актуальная проблема формировании я личности с чувством национального и человеческого достоинства, толерантного и гуманного, требует обращения к опыту воспитания прошлых поколение.

Анализ историко-педагогической литературы по проблеме использования опыта воспитания, созданного народом, изучение работ известных отечественных педагогов П. П. Блонского, К. В. Ельницкого, П. Ф. Каптерева, Д. С. Лихачева, С. А. Рачинского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, К. В. Юркевича, современных ученых Н. С. Александровой, Г. Н. Волкова, В. Т. Кабуша, Т. А. Пигиловой, И. А. Панкеева, И. Ю. Трушковой, З. Б. Цаллаговой, а также обращение к трудам философов Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева, И. А. Ильина и др. свидетельствует, что обращение к многовековому опыту воспитания является важнейшим направлением педагогической науки.

Проблемы сохранения традиций воспитания, восстановления межпоколенческих связей, единства общечеловеческого и этнического воспитания рассматриваются в работах С. М. Арутюняна, Э. А. Баграмова, П. П. Блонского, Ф. И. Буслаева, Г. С. Виноградова, В. В. Головина, Н. Д. Джандильдина, П. Ф. Каптерева, А. Ф. Некрыловой, В. Х. Нерадовского, Э. В. Нерадовской, П. М. Рогачева, М. А. Свердлина, Б. А. Рыбакова, М. А. Рыбниковой, П. Н. Федосеева и др.

Народная педагогика исходит из исторически сложившегося опыта, включает в себя общечеловеческий опыт. Выработанные веками традиции человеческого общежития у всех народов имеют единую идейно-нравственную основу, суть которой — социальное сплочение людей ради выживания и прогресса. Сегодня представляется актуальным обращение к опыту нравственного воспитания подрастающего поколения, созданного народами, использования этого опыта в воспитательном процессе современного образовательного учреждения. В свете обозначенной проблемы представляют интерес научные труды А. А. Байчоровой, М. И. Байшевой, Г. И. Батуриной, М. И. Богомоловой, И. М. Гилемшина, Н. И. Еговцевой, А. А. Жеруковой, И. В. Крупиной, Т.Ф.Кузиноц^ А. М. Магомедова, О. Д. Мукаевой, М. Ю. Новицкой и др.

Однако, анализ диссертационных исследований, историко-педагогической, этнопсихологической литературы, а также анализ педагогической практики учреждений образования позволили установить, что при построении воспитательного процесса на традициях народной педагогики не используется системный подход. Особенности системного подхода в построении процесса воспитания рассматривают А. С. Гаврилин, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Л. А. Пикова, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов и др.

В условиях усиления интереса к культурно-национальным особенностям в воспитании и обучении, адаптации их к условиям современного социума, исследование проблемы использования традиций народной педагогики является востребованным и практико-ориентированным.В теоретическом плане актуальность исследования определяется осмыслением теоретических подходов к использованию традиций народной педагогоки в процессе моделирования и построения воспитательной ситемы образовательного учреждения. В практическом плане актуальность заключается в разработанном механизме системного применения традиций народной педагогики в процессе воспитания учащихся. Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость исследования возможности системного использования традиций народной педагогики в педагогической практике современного образовательного учреждения.

Обобщение теоретического и практического материала способствовало выявлению основных противоречий:

— между наличием практического опыта воспитания на традициях народной педагогики и недостаточной разработанностью научного подхода к этой проблеме;

— между разработанностью отдельных аспектов использования традиций народной педагогики и недостаточным вниманием к применению системного подхода к построению воспитательного процесса на основе традиций народной педагогики;

— между необходимостью формирования ценностных ориентаций у детей и недостаточным использованием традиционного опыта их формирования средствами народной педагогики.

С учетом обозначенных противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: какими возможностями обладают традиции народной педагогики в воспитании личности в условиях воспитательной системы образовательного учреждения.

Указанная проблема определила выбор темы исследования «Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить механизм использования традиций народной. педагогики в процессе моделирования и построения воспитательной системы образовательного учреждения.

Объект исследования — воспитательная система образовательного учреждения.

Предмет исследования — механизм использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения.

Гипотеза исследования основана на том, что эффективность использования традиций народной педагогики в процессе воспитания повышается, если:

— выявлены традиции народной педагогики, способствующие формированию ценностных ориентаций воспитанников- .

— теоретически обоснован механизм использования традиций народной педагогики;

— традиции народной педагогики адаптированы к современным условиям, и их содержание становится основой компонентов воспитательной системы образовательного учреждения.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения.

2. Разработать модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики.

3. Выявить механизм реализации модельных представлений о воспитательной системе образовательного учреждения с использованием традиций народной педагогики.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку предлагаемой модели.

Методологической основой исследования являются: философская концепция единства категорий единичное — особенноевсеобщее (индивидуальное — национальное — общечеловеческое) С. М. Арутюнян, Э. А. Баграмов, Н. А. Бердяев, Г. Гегель, Н. Д. Джандильдин, П. Ф. Каптерев, Д. СЛихачев, П. М. Рогачев, М. А. Свердлин, П. Н. Федосеев и др.

— идеи о народности воспитания К. Д. Ушинского, о национальной обусловленности процесса формирования личности. (Н.А.Бердяев, Г. Н. Волков, Л. Н. Гумилев, И. А. Ильин, В. Т. Кабуш, Т. А. Пигилова, В.А.Сухомлинский), о народно-этнографическом аспекте педагогической культуры (Ф.И.Буслаев, Г. С. Виноградов, В. В. Головин, А. Ф. Некрылова, В. Х. Нерадовский, Э. В. Нерадовская И.А.Панкеев, Б. А. Рыбаков, М. А. Рыбникова, И. Ю. Трушкова, З. Б. Цаллагова и др.).

— исследования по проблеме этнопедагогизации образовательного процесса в современных условиях (А.А.Байчоров, М. И. Байшева, Г. И. Батурина, М. И. Богомолова, И. М. Гилемшин, Н. И. Еговцева, А. А. Жерукова, И. В. Крупина, Т. Ф. Кузина, А. М. Магомедов, О. Д. Мукаева, М. Ю. Новицкая и др.);

— исследования особенностей религиозной педагогики, ее принципов и содержания (В.Г.Александрова, Б. Р. Гильмутдинов, Н. П. Едыгова, К. В. Ельницкий, К. А. Наднеева, С. А. Рачинский, Л. А. Харисова, Э. А. Чурсина, А. И, Шемшурина, П.Д.Юркевич).

— принципы и методы системного подхода к процессу построения воспитания (Л.И.Новикова, Л. В. Байбородова, В. А. Караковский, С. Д. Поляков, Е. Н. Степанов и др.).

Для решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов.

Теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы, анализ и синтез эмпирических данных.

Эмпирические: ретроспективный анализ собственной деятельности по моделированию и построению воспитательной системы образовательного учреждения на основе этнопедагогического подходаопытная работа, в процессе которой проводился локальный экспериментизучение и обобщение педагогического опыта, а так же частные методы: наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, беседы с учителями, учениками, родителями, выпускниками школы.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Кстинино Кирово-Чепецкого района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Белое Фалёнского района, Муниципальном образовательном учреждении основная общеобразовательная школа с. Верховонданка Даровского района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Мари-Ошаево Пижанского района, Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района, в детском саду № 57 города Кирова, детском саду с. Кстинино Кировской области. В процессе исследования изучался опыт работы школ Кировской, Псковской, Архангельской, Белгородской областей.

Этапы исследования:

Первый этап (1 996−1999 гг.) — подготовка теоретической базы исследования: теоретическое осмысление — проблемы исследования, анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературыизучение и обобщение опыта педагогов в воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогикипостроение гипотезы исследования.

Второй этап (1999;2001 гг.) — проведение констатирующего эксперимента с целью проверки гипотезы исследованияизучение целостно-педагогичеркого опыта.

Третий этап (2001;2004 гг.) — проведение формирующего педагогического эксперимента, в ходе которого уточнялись исходные положения исследования.

Четвертый этап (2004;2005 гг.) — систематизация, обобщение и изложение результатов исследования.

Научная новизна:

Выявлены и охарактеризованы традиции народной педагогики, которые могут стать основой воспитательной системы современного образовательного учреждения. разработана сущностная характеристика воспитательной системы образовательного учреждения на основе традиций народной педагогики.

Теоретическая значимость: теоретически обосновано создание модели воспитательной системы на основе традиций народной педагогики, которая представляет собою интеграцию современных представлений о системном подходе в воспитательном процессе и опыта воспитания прошлых поколенийопределена специфика системообразующего вида деятельности воспитательной системы на традициях народной педагогики: познавательная деятельность этнокультурной направленностивыявлено содержание познавательной деятельности этнокультурной направленностивыявлены критерии и показатели эффективности воспитательной системы на основе традиций народной педагогики.

Практическаязначимость: содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в педагогической практикеразработанная модель может стать основой создания воспитательной системы на традициях народной педагогикиразработан механизм создания воспитательной системы с использованием традиций народной педагогикиматериалы исследования могут применяться в системе повышения квалификации педагогических кадровпрактические разработки представляют интерес не только для руководителей и педагогов, но и для родителей, других представителей социального окружения образовательного учреждения.

Достоверность научного исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, выбранных в соответствии с задачами исследования и обобщением результатов многолетней опытной работы, проводившейся в образовательных учреждениях Кировской области.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Важнейшей характеристикой народной педагогики является её традиционность. Традиция имеет двойственную сущность: стабильность, позволяющая сохранять содержательный «знаниевый» блок традиций, и динамичность, благодаря которой опыт, представленный в традиции обогащается в процессе преобразующей деятельности человека, обеспечивая преемственную связь между поколениями. Традиции народной педагогики как устоявшаяся система ценностей, адаптированная к современным условиям, могут выступать как духовно-нравственные каноны поведения, оказывать существенное влияние на процесс формирования личности, способствовать воспитанию ценностного отношения к семье, человеку, Отечеству, природе.

2. Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики включает в себя следующие структурные элементы: ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, индивидно-групповой, отношенческо-коммуникативный, диагностико-результативный. Детерминирующим и итнтегрирующим фактором функционирования и развития воспитательной системы является ценностно-ориентационный компонент, при моделировании содержания которого необходимо учитывать традиционную систему ценностей, адаптированную благодаря изменчивости традиции к современным условиям. Роль системообразующего фактора выполняет функционально-деятельностный компонент, основой которого является совместная познавательная деятельность детей и взрослых, ориентированная на нравственное содержание традиций народной педагогики, что позволяет формировать ценностные отношения в сообществе детей и взрослых.

3. Реализация модельных представлений о воспитательной системе образовательного учреждения основывается на деятельности субъектов воспитательного процесса, направленной на формирование ценностных ориентации школьников средствами народной педагогики. Организация познавательной деятельности этнокультурной направленности позволяет использовать традиции народной педагогики в качестве механизма передачи опыта воспитания. Познавательная деятельность осуществляется через традиционные воспитательные мероприятия, учебную деятельность, систему, дополнительного образования. Она направлена на усвоение духовнонравственной сущности традиций, что позволяет интериоризировать ценности, свойственные системе народного воспитания. Эта система ценностей становится основой проявляющихся устойчивых отношений внутри всех компонентов воспитательной системы.

4. Использование традиций народной педагогики в воспитательном процессе образовательного учреждения является средством повышения эффективности воспитательной системы. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы позволяют определить уровень сформированности внутренней системы ценностей как результата воспитания и сделать вывод о личностном развитии воспитанников в воспитательной системе с использованием традиций народной педагогики. Опытно-экспериментальная проверка предложенной модели воспитательной системы доказывает возможность использования её в педагогической практике.

Апробация результатов исследования: Основные идеи и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международной конференции «Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества» в г. Кирове (2003) — всероссийской конференции «Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования"в г. Кирове (2005) — международной конференции «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития» в г. Москве и г. Казани (2005) — межрегиональной конференции «Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы"в г. Кирове (2005)-в творческих лабораториях учителей на базе Кировского областного ИУУ (2000;2005) — в процессе курсовой подготовки педагогов-воспитателей на базе Кировского областного ИУУ и 15-ти районных методических кабинетов (2000;2005).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования опытнойэкспериментальной работы подтверждают в целом выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. В ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические аспекты возможности использования традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения. Изучение сущности и значения традиций народной педагогики позволяют утверждать, что роль традиций в воспитании направлена на передачу опыта формирования духовно-нравственной основы личности, что является целевой установкой воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.

2. Модель воспитательной системы с использованием традиций народной педагогики включает ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, коммуникативно-отношенческий, индивидно-групповой и диагностико-результативный компоненты. Смысловым ядром системы является ценностно-ориентационный компонент, основанный на системе ценностей, присущей народной педагогике, который определяет системообразующий вид деятельности. Ведущее этнокультурное направление познавательной деятельности определяет содержание всех компонентов системы.

3. Механизмом реализации модельных представлений о воспитательной системе школы выступает процесс совместной деятельности участников образовательного процесса по достижению ценностно-целевых установок, роль которых выполняет система ценностей народной педагогики, адаптированных к современным условиям. Содержание традиций народной педагогики при этом становится основой компонентов воспитательной системы.

4. Диагностико-результативный компонент предложенной и внедренной в практику модели воспитательной системы позволил проанализировать эффективность использования традиций народной педагогики в воспитательном процессе современного образовательного учреждения. Исследовательская работа показала, что использование традиций позволило повысить эффективность воспитательной системы, результативность воспитания, важнейшим показателем которой является положительная тенденция в личностном развитии воспитанников, способствовало созданию благоприятного психологического коллектива, обеспечило понимание всеми участниками педагогического процесса значимости традиций в воспитании подрастающего поколения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное на основе анализа теоретико-методологического наследия философской, психолого-педагогической, социально-педагогической, этнографической литературы по проблемам этнокультурного воспитания исследование возможного использования традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения позволяет констатировать актуальность данной проблемы в настоящее время и сделать вывод о необходимости учета потребностей и национальных особенностей каждого народа в воспитании подрастающего поколения. В то же время общечеловеческие и национальные ценности нужно рассматривать как органически взаимосвязанные и в равной степени представленные в педагогической теории и в практике воспитания. Анализируя понятие народная педагогика, мы трактуем это понятие как систему обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанную с воспитательной практикой людейвыработанную тем или иным народом на протяжении своей многовековой историисостоящую из взаимосвязанных элементов, а именно: осознания необходимости воспитания для развития личности и общества, цели, задач, содержания, принципов, методов и средств воспитанияполучившую отражение в народном творчествеимеющую неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой она проявляет свою целостность.

Исходя из такого определения народной педагогики, мы рассматриваем народное воспитание как целостную систему.

Важнейшей особенностью системы народного воспитания является её традиционность, устойчивость заключенного в традициях воздействия опыта человеческих отношений на духовно-нравственное становление личности человека.

Традиции — это унаследованные и закрепившиеся в силу своей привлекательности и полезности формы деятельности, твердо устоявшиеся порядки, правила и нормы поведения. В существующих определениях понятия «традиция» зачастую повторяется слово «ценность», поэтому традиция трактуется и как система ценностей. Традиции имеют двойственную сущность: устойчивость и изменчивость, стабильность и динамику. Благодаря изменчивости традиция обогащается новым содержанием, сохраняя при этом смысловое и содержательное ядро. В содержании традиции сконцентрирован отобранный, выверенный временем опыт, обращение к которому позволяет выделить два содержательных блока: «знаниевый» и практический. «Знаниевый» блок, благодаря устойчивости традиции, позволяет передавать систему ценностей от поколения к поколению., а изменчивость практического блока адаптирует эту систему ценностей к современным условиям.

Система ценностей народного воспитания актуальна в воспитательном процессе современного образовательного учреждения. С целью адаптации этой системы ценностей к современным условиям выявлены и охарактеризованы те традиции народной педагогики, которые могут быть использованы в воспитательной системы образовательного учреждения. Это такие традиции, которые способствуют формированию ценностных отношений воспитанников к человеку, природе, обществу, семье.

В число традиций, формирующих систему характерных для народного воспитания ценностей, относятся традиции воспитания на образах-идеалах, воспитание ценностного отношения к Человеку (отношение к родителям, старшим, живущим рядом людям, к семье и т. д.), к природе, к обществу (важность общественного мнения, любовь к Отечеству и т. д.). Теоретическое обоснование выбора этих традиций, применение системного подхода к их использованию в воспитательном процессе позволило создать модель воспитательной системы на традициях народной педагогики.

Созданная модель была экспериментально проверена в образовательных учреждения Кировской области. В исследовании описан опыт воспитательной системы на традициях народной педагогики Кстининской средней школы Кирово-Чепецкого района, так как в этой школе прошел практически полный цикл обучения детей -10 лет в экспериментальном режиме. Это позволяет достаточно объективно оценить динамику личностных изменений воспитанников.

В соответствии с положениями теории воспитательных систем (О.С.Газман, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов и др.) в модели выделены пять взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, индивидно-групповой, отношенческо-коммуникативный. В соответствии с пониманием сущности процесса воспитания, основных компонентов, входящих в структуру воспитательной системы, в исследовании представлена оценка условий (ресурсов), созданных в образовательном учреждении, для определения наличия воспитательной системы в школе.

Цель воспитательной системы, представленной в модели, соответствует ценностным ориентирам системы народного воспитания — воспитание человека — семьянина, патриота, берегущего природу, любящего Родину — формирование ценностных ориентаций воспитанников средствами народной педагогики. Методологическим основанием реализации данной цели является триада «индивидуальное — национальное — общечеловеческое», которая экстраполируется на все компоненты воспитательной системы.

Формирование данных ценностных ориентаций возможно через:

— формирование целостного представления о национальной культуре;

— формирование эмоционально-ценностного отношения к национальной культуре;

— формирование нравственных качеств;

— воспитание толерантности;

— развитие творческих способностей.

Основными принципами были принципы системы народного воспитания:

— целенаправленность системы воспитания, что предполагает наличие идеала-образа, выражающего конечную цель. В данном случае это образ выпускника: труженик, семьянин, любящий свою Родину.

— культуросообразность воспитания, что означает формирование у детей знаний, навыков и умений тендерной, бытовой, социальной, национальной культур;

— природосообразность воспитания, означающий учет пола, возраста и природных задатков ребенка;

Системообразующим компонентом воспитательной системы является функционально-деятельностный, специфика содержания деятельности определяляется в соответствии с поставленными целями. В ней четко просматривается триада: индивидуальное — национальное — всеобщее (единичное — особенное — всеобщее). В содержании познавательной деятельности эта триада представлена компонентами: этнокультурным, федеральным, поликультурным. Системообразующим видом деятельности является познавательная. Она реализуется в организации и содержании внеурочной воспитательной деятельности и дидактической подсистеме. Особенность системообразующего вида деятельности определяется системой ценностей, характерных как для народной педагогики, так и для современной системы воспитания. Ритмичность праздников, их обрядов и ритуалов позволяют формировать и совершенствовать умения. и навыки, предусмотренные содержанием познавательной деятельности. В проведения праздников используется методика коллективных творческих дел. Основными традиционными делами года являются: Осенины, Каляды, Масленица, Праздник чести школы.

Дидактический блок функционально-деятельностного компонента представлен базисным учебным планом. В содержании базисного учебного плана учитываются этнокультурный, федеральный и поликультурный компоненты.

Этнокультурный компонент представлен учебными предметами: народная культура (1−7 классы), краеведение. (1−8 классы), экология (9−11 классы). Курс «Этическая культура современного человека» введен с 1 по 11 классы. Содержание этнокультурного компонента формирует человека этнической культуры.

Содержание предметов гуманитарного, естественно-математического, художественно-эстетического циклов, составляющих федеральный компонент, формируют человека российской культуры. В их содержание включено рассмотрение таких вопросов: светочи России, святыни России, вопросы этнографического характера, народное прикладное искусство и т. д.

Содержание предметов поликультурного компонента направлено на формирование человека планетарной культуры. Это предметы: мировая художественная культура, экология.

Специальные и факультативные курсы дополняют и углубляют содержание основных дисциплин.

На основе культурологического подхода создана система дополнительного образования. В школе организованы и работают кружки: «Проблемы современной семьи», изостудия, «Затейник», «Этика и народоведение», хоровой, «Русское слово», «Школьное ателье», «Чудеса в решете», туристический, краеведческий и другие.

Большое значение имеют индивидно-групповой и отношенческо-коммуникативный компоненты. В их основу заложены характерные для народной педагогики нравственные отношения к миру: к человеку, природе, семье, Отечеству. В ходе организуемой деятельности происходит взаимодействие субъектов педагогического процесса. В основе выстроенной воспитательной системы заложены традиции народной педагогики. В рамках нашего исследования мы рассматриваем традиции, во-первых, как механизм передачи системы воспитания, во-вторых, как основу содержания деятельности субъектов воспитательного процесса. Традиции регулируют ритмичность традиционного народного календаря и в то же время обеспечивают процесс формирования нравственных отношений между его участниками. Традиционными для народной педагогики является формирование коммуникативных навыков, заключающихся в умении выстраивать добрососедские отношения, умения сохранять в любой жизненной ситуации родственные связи, жить в согласии с законами общества. Традиции гостеприимства, добрососедства, уважительного отношения к старшим, любви к детям позволяют формировать необходимые для этого качества. Для формирования данных качеств используются традиционные методы, ведущим среди которых является проживание, участие в соблюдении традиций, — в результате чего ребенок получает опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимания, терпимости и уважения.

Важнейшим компонентом является диагностико-результативный. Он представлен разработанной для данной модели системой критериальных оценок, позволяющей определить эффективность воспитательной системы. Выделено две группы критериев: критерий факта и критерий качества. Первая группа критериев позволяет определить уровень сформированности воспитательной системы, вторая дает представление о её эффективности. Каждому критерию определены показатели, подобран психолого-педагогический инструментарий.

Важнейшим показателем критерия факта является удовлетворенность педагогического сообщества жизнедеятельностью школы. Для определения уровня удовлетворенности проводилась педагогическая диагностика на начальном, констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Анализ диагностических данных позволяет сделать вывод о растущем удовлетворении жизнедеятельностью образовательного учреждения всех участников педагогического сообщества.

Показатель вариативности содержания образования прослеживается в предлагаемых курсах вариативного блока базисного учебного плана. Учащиеся имеют возможность заниматься по выбору в 17 факультативах, 10 профильных группах, 21 кружке. Количественный анализ занятости в дополнительном образовании позволяет сделать вывод об увеличении количества детей в сфере дополнительного образования.

В соответствии с концепцией школы, основной идеей которой является использование возможностей традиций народной педагогики в воспитании детей, разработана программа реализации концепции школы. Шесть классных руководителей из 11, работающих в школе, имеет воспитательные программы, реализуемые в условиях классного коллектива.

Целевые установки внеурочной, внеклассной и внешкольной работы сориентированы на ведущую цель деятельности школы. Важнейшим критерием эффективности воспитательной системы является критерий личностного развития воспитанника. Анализ диагностических данных позволяет сделать вывод о росте уровня воспитанности. учащихся школы. Показатель уровня воспитанности учащихся отслеживался с 1996 года, последние исследования проводились в 2005 году, то есть, удалось проследить данный показатель от начальной школы до выпускного класса.

Мониторинг критериев личностного развития предполагает отслеживание отношения воспитанников к окружающему миру. В систему ценностей, по которым определяются отношения, включены следующие: Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания, Человек (Другой и Иной Человек), физическое «Я», духовное «Я». Оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, особое значение для воспитания имеет позитивная динамика развития личности и устойчивость ценностных отношений. Данные проведенных диагностик позволяют сделать вывод о положительной динамике данных критериальных оценок. О качественном изменении отношений внутри педагогического сообщества говорит тенденция увеличения количества детей, участвующих в самоуправлении.

Таким образом, представленный анализ некоторых критериальных оценок эффективности воспитательной системы, созданной на основе идей народной педагогики, позволяет сделать следующие вывод: апробация модели в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердила её эффективность, о чем свидетельствует положительная динамика исследуемых критериальных оценок.

В заключении отражены общие выводы, обозначены перспективы дальнейшей работы по использованию традиций народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Д. Истоки духовных ценностей в Дагестане Текст. /М.Д. Адухов// Педагогика. — 2004. — № 9. — С. 80−83.
  2. , Л.В. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Текст. /Л.В. Алиева и др. под ред. В. А. Караковского и др. — М., Пед. общество России, 1999. 264 с.
  3. Амур-Санан, А. Мудрёшкин сын Текст.- // А. Амур-Санан М.: 1966.-196 с.
  4. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе Текст. /Н.П.Аникеева. М., Просвещение, 1989. — 224 с.
  5. , У.Ш. Постулаты назидания народной педагогики Текст. / У.Ш. Атангулов//Педагогика. 2001. -№ 7. -С. 40−42.
  6. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента Текст. /С.И.Архангельский, В. И. Михеев и др.- М., Знание, 1994. -48 с.
  7. Афанасьев, В.Г. О системном подходе в воспитании Текст. / В. Г. Афанасьев //Сов. Педагогика. 1991. — № 2. — С. 77−80.
  8. , М.И. Этнопедагогические воззрения народов Саха (на материале олонхо) Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /М.И. Баишева. -Якутск, 2004.-176 с.
  9. , Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей Текст. /Л.В. Байбородова. Ярославль, ЯГПИ, 1992. — 39 с.
  10. , Л.В. Воспитательный процесс в современной школе Текст.: Учебное пособие. /Л.В. Байбородова, М. И. Рожков. -Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998.- 356 с.
  11. , А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков Текст.: дисс.. канд.пед. наук: 13.00.01 /А.А. Байченко. -М., 1999. 251 с.
  12. , А.А. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /А.А. Байчорова. -Карачаевск. 2000 193 с.
  13. , Н.А. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Текст. /Н.А. Баранова и др. под ред. H.JI. Селивановой. — М., Пед. общество России, 1998. 336 с.
  14. , Е.П. Этническая социализация подростка Текст. /Е.П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. М., 2000. — 178 с.
  15. , Б. Лад.Очерки о народной эстетике Текст. Избр.произв.: В 3 т./Б. Белов. -М., 1989. -т.1.-219с.
  16. , Н. Судьба России Текст. /Н.Бердяев. М,. Сов. писатель, 1990. — 207с.
  17. , Н.А. Душа России Текст. /Н.А. Бердяев. М., 1992.179 с.
  18. , И.З. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике Текст.: дисс. канд.пед.наук.: 13.00.01 /И.З. Бирагова. Владикавказ, 2001. — 256 с.
  19. Битинас, Б. А. Структура процесса воспитания Текст.: Методический аспект /Б.А.Битинас.- Каунас. 1984. 98 с.
  20. , П.П., Избранные педагогические и психологтические сочинения Текст. /П.П. Блонский. М., «Педагогика», 1979. — т.1.- 303с.
  21. , М.И. Генезис прогрессивных концепций воспитания детей Текст.: дисс. .д-ра.пед.наук: 13.00.01 /М.И.Богомолова. -Набережные Челны, 2003.-498с.
  22. , А.А. Об особенностях формирования межличностных отношений в детской среде // Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации Текст. /А.А. Бодалев. М., 1992. — 78 с.
  23. , В. С. О понятиях и терминах этнопедагогики Текст. /B.C. Болбас //Педагогика. 2001№ 1 — С. 41 -45.
  24. , Н.А. Технология этнокультурного воспитания Текст. /Н.А. Бондарева //Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — № 2-С. 9−13.
  25. , Ф.Й. Мои досуги Текст. /Ф.И. Буслаев. М., 1986. — т.2 — 492 с.
  26. , Н.А. Квалиметрические основы рейтинговой оценки знаний студентов Текст. АН.А. Васильева. М., 2000.
  27. , Г. С. Народная педагогика Текст. /Г.С. Виноградов. -Иркутск, 1926.-89 с.
  28. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. /Т.Н. Волков. М., Academia, 2000. — 176 с.
  29. , Г. Н. Действующая модель межэтнической гармонии Текст. /Т.Н. Волков //Педагогика. 2004. — № 7 — С. 94−98.
  30. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. /Т.Н. Волков. Чебоксары, 1974.- 185с.
  31. , В.В. Технология воспитания Текст. /В.В.Воронов. -М., «Школьная пресса», 2000. — 96 с.
  32. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации Текст. /Под ред. Е. Н. Степанова.- М., ТЦ «Сфера», 2000. 128 с.
  33. , Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора Текст. /Р.К. Габитова //Педагогика. 2002. — № 1. — С. 48−52.
  34. , Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Ф.Г. Газизова. Казань, 2004. — 186с.
  35. Газман, О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Текст./ О. С. Газман. — М,. Изд. дом «Новый учебник», 2003. 320 с.
  36. , Е.О. Духовное развитие личности. Текст. /Е.О.Галицких. Киров, 1997. — 123 с.
  37. Гегель. Работы разных лет Текст. /Гегель, т М,. 1971 с. 118.
  38. , И.М. Этнопедагогические традиции воспитания учащихся (на материале Республики Башкортостан) Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /И.М.Гилемшин. -Карачаевск, 2000.- 175 с.
  39. , В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие Текст. /В.А.Гольдберг. — М., «Новая школа», 2001.-176 с.
  40. , В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности Текст. /В.Г. Горб // Педагогика, 2003. № 5.- С. 10−14.
  41. , Г. Н. Общее и регионально особенное в трудовом воспитании старших школьников Текст.: дисс. д-ра.пед.наук: 13.00.01 /Т.Н. Григорьев. Чебоксары, 2002. — 386 с.
  42. , JI.H. От Руси к России: Очерки этнической истории Текст. / Л. Н. Гумилев. М., 1992. — С. 11.
  43. , В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. /В.Даль.- М., 1955.-С. 420.
  44. Детские подвижные игры народов СССР Текст. /Составитель А. В. Кенеман., под редакцией Т. И. Осокиной. М., «Просвящение», 1988. -238 с.
  45. Домострой Текст. /Составитель В. В. Колесов. М., Советская Россия, 1990. — 304 с.
  46. Дробижева, J1.M. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации Текст. /Л.М. Дробижева и др. М,. 1996. — 296 с.
  47. , Г. Полный церковно-славянский словарь Текст. /Г.Дьяченко. М., 1900. — 260 с.
  48. , Н.И. Народная игра как средство формирования культуры общения у м ладших подростковТекст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Н.И. Еговцева. Курган, 2000. — 148 с.
  49. , Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Н.П. Едыгова. Майкоп, 2002. — 195 с.
  50. , К.В. о воспитании: золотой фонд педагогики Текст. /Сост.-редактор А. П. Фурсов. М., Школьная пресса, 2004. — 192 с.
  51. , А. А. Педагогические ценности семейного воспитания в традиционных культурах русского и адыгейского народов Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 /А.А. Жерукова. — Карачаевск, 2004. 18 с.
  52. , Р. Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы Текст.: дисс. .канд.пед.наук:-13.00.01 /Р. Жумабаев. Хунджанд, 2002. — 163 с.
  53. , Н.И. Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (на материале чувашских школ республики Башкортостан) Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Н.И. Иванова. -Стерлитамак, 2004. 167 с.
  54. Изборник. Повести Древней Руси Текст. М., 1986. — 312 с.
  55. , И.А. Путь к очевидности Текст. /И.А. Ильин. М., 1993.- 452 с.
  56. Использование народных игр на уроках физической культуры при трёхчасовой учебной нагрузке Текст. / Под редакцией О. И. Артеменко. -М., 2003.- 126 с.
  57. , В.Т. Гуманистическое воспитание школьниковТекст. /В.Т. Кабуш. Минск, 2001.- 199 с.
  58. , Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешенным национальным составом Текст.: дисс.. канд.пед.наук: 13.00.01 /Р.И. Кадиева. -Махачкала, 1999. 148 с.
  59. , П. Ф., Избранные педагогические сочинения Текст. /П.Ф. Каптерев. М., 1982, — 386 с.
  60. , П.Ф. История русской педагогики Текст. /П.Ф. Каптерев // Педагогика. 1996. — № 2. — С.70.
  61. Капустина, Н. М. Базовая культура личности Текст. /Н.М.Капустина, А. А, Хорунжев. Киров, Изд-во ВятГТу, 2002. — 23 с.
  62. Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процессаТекст. /В.А.Караковский. М., Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
  63. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем Текст. /В.А.Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. — М., Новая школа, 1996. -160 с.
  64. , М.Э. Физическое воспитание детей в семье в адыгейской народной педагогике Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01/М.Э. Карамурзина. Карачаевск, 2004. — 182 с.
  65. , А.С. Основы культурологии: морфология культурыТекст. /А.С. Кармин. СПб., 1977. — 325 с.
  66. , JI.B. Становление духовно — нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры Текст.- дисс. канд.пед.наук: 13.00.01 /J1.B. Каршинова. М., 2000. — 168 с.
  67. , Е.Ю. Психология и педагогика толерантности Текст. /Е.Ю. Кпепцова. М., Академический Проект, 2004. — 174 с.
  68. , А.С., Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе Текст.: дисс.. канд.пед.наук: 13.00.01 /АС. Койчуева. Карачаевск, 2000.-245 с.
  69. , Г. А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке. / Изучение преемственности этнокультурных явлений Текст. /Г.А. Комарова. М., 1980. — 130 с.
  70. Конаржевский, Ю. А. Система.Урок.АнализТекст./Ю.А.Конаржев ский. Псков, ПОИПКРО, 1996. — 440 с.
  71. , О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /О.В.Коротких. М., 2002. — 167 с.
  72. , Н.В. Духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения: история и современность Текст. /Н.В. Котряхов. — Киров, 2003. 35 с.
  73. , И. В. Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания Текст. /И.В. Крупина // Школа. — 2000. — № 6. — С. 9.
  74. , И.В. Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания Текст. /И.В. Крупина // Школа, 2001. — № 1. — С. 11.
  75. , В.Г. Этническая психология Текст. /В.Г. Крысько. -М., 2004. -312 с.
  76. , Т. Ф. Занимательная педагогика народов России Текст. /Т.Ф. Кузина, Г. И. Батурина. М., «Школа — Пресс». 1998. — 143 с.
  77. , Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию Текст. /Н.М. Лебедева. М., 1999.
  78. , О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности средствами народной педагогики Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /О.В. Леонова. -Ставрополь, 1996. 165 с.
  79. , Д.С. Заметки о русском. Текст. /Д.С. Лихачев // Новый мир, 1980.- № 3.-С.54.
  80. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания Текст. / Ред. Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. М., — Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. — 336 с.
  81. , Ф. Уроки раздумья. Педагогика нравственного развития Текст. / Ф. Лобстейн. М., 2000. — 202 с.
  82. , Н.О. Характер русского народа Текст. /Н.О Лосский. -М., 1956.-282 с.
  83. , А. М. Кодекс чести в традициях кавказских горцев Текст. /А.М.Магамедов // Педагогика. 199. — № 1 — С.57−59.
  84. , О. Дорога в один дун Текст. /О.Маджиев. Элиста, 1988. — 219 с.
  85. , В.М. Заметки православного педагога Текст. /В.М. Мальцева // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 57.
  86. , Г. Ф. Традиционная народная культура: нравственные основы Текст. /Г.Ф.Массова. Минск, 2005. — 93 с.
  87. , М.А. Идеи трудового воспитания в адыгейской народной педагогике Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /М.А. Махушева. Майкоп, 2000. — 171 с.
  88. , Н.Н. Педагогика поддержки учебно-метод. Пособие Текст. /Н, Н, Михайлова, С. М. Юсфин. М., МИРОС, 2002. — 208 с.
  89. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М., Педагогика, 1984. -112 с.
  90. , О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыковТекст. /О.Д. Мукаева // Педагогика. 1996. — № 4. С. 50
  91. , К. А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы Текст. /К.А. Наднеева. Элиста, 1994. — 138 с.
  92. Некрылова, А. Ф Уроки воспитания сквозь призму истории (традиционные формы воспитания у русских крестьян в 19 — начале 20 века.) Текст. /А.Ф. Некрылова, В. В. Головин. СПб., 1992. — 138 с.
  93. В.Х. К вопросу о природосообразном обучении детей Севера. Текст. /В.Х. Нерадовский., Э. В. Нерадовская //Педагогика. -2000. № 7.- С. 33.
  94. , А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях Текст.: дисс.. .канд.пед.наук: 13.00.01 /А.В.Нестеренко. -М., 2001. 178 с.
  95. , А.А., Традиционный этикет народов России XIX -XX вТекст. /А.А. Никишенков. М., 1999.
  96. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст./С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1992. — 956 с.
  97. , Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях Текст. /Г.В. Палаткина //Педагогика. 2002. — № 5. — С. 44.
  98. , И.А. Обычаи и традиции русского народа Текст. /И.А. Панкеев. М., 1998. — 412 с.
  99. , О.Г. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики) Текст. /О.Г. Панченко, И. А. Бирич. М., АПК и ПРО, 2003.-154 с.
  100. Педагогика. Учебное пособие Текст. /Под редакцией П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 638 с.
  101. , Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации Текст. /Т.Н.Петрова. М., 2000. — 161 с.
  102. , Т. А., Предмет народная культура. Русский дом Текст. /Т.А. Пигилова. М., 1993. — 123 с.
  103. , Г. В. О религии и церкви. Избранные произведения Текст. /Г.В. Плеханов.- М., 1957. -326 с.
  104. , С.Д. Реалистическое воспитание Текст. /С.Д. Поляков. — М., Центр «Педагогический поиск», 2004. — 176 с.
  105. Психологическое здоровье участников образовательного процесса как критерий оценки качества образования: Психологическое сопровождение управления качеством образования: Опыт решения проблемы Текст. Киров, Изд-во ИИУ, 2003. — 183 с.
  106. Психология Текст. /под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского -М., Политиздат, 1990.-491 с.
  107. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления Текст. /Под ред. Н. Л. Селивановой. М., Пед. общество России, 2001. — 284 с.
  108. С.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики Текст. /Авт.-сост. Л. Ю. Стрелкова. — М., Школьная пресса, 2004. 190 с.
  109. , М.И. Теория и методика воспитания Текст. уч. пособие для студентов высш. учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова .— М., изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
  110. , Б.А. Язычество древних славян Текст./ Б. А. Рыбаков.-М., 2002.- 592 с.
  111. , М. А. Избранные труды Текст. /М.А.Рыбникова. -М., 1958.-С. 123.
  112. , А.П. Этнология Текст./А.П.Садохин. М., 2001.- 282 с.
  113. , Т. Г. Традиции народов творят человека Текст. /Т.Г. Саидов. Махачкала, 1994. -187 с.
  114. , Э.А., Введение в этнопсихологию Текст. /Э.А. Саракуев, В. Г. Крысько. М., 1999. — 318 с.
  115. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. /Г.К.Селевко. М., «Народное образование», 1998. — 256 с.
  116. , В. С. .Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Текст. /B.C. Селиванов, под редакцией В. А. Сластенина. М., 2004. — 334 с.
  117. , К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье Текст. /К.Б. Семенов. Пятигорск, 1998. — 176 с.
  118. Серякова, С. Б Формирование этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 /С.Б. Серякова. Новосибирск, 2002. — 166 с.
  119. , В.А. Психология и педагогика.Текст. учебн. пособие для студентов учебных заведений. /В.А.Сластенин, В. П. Каширин, М., изд. ценр «Академия», 2001. — 480 с.
  120. , В.А. Общая педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. Е. Ш. Шиянов. М., 2003. — ч. 2. — 253 с.
  121. Сластенин, В. А Воспитательный процесс как система. Текст. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / В. А. Сластенин и др. под редакцией И. А. Зимней. М., Агенство «Издательский сервис», 2004. — 478 с.
  122. , Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи Текст. /Э.И.Сокольникова. М., 1997. — 117 с.
  123. , B.C. Сочинения в 2-х т Текст. /B.C. Соловьев. М., 1990. -Т.1.-С. 378.
  124. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного обществаТекст. / Под ред. Т. В. Машаровой, М. И. Рожкова. — Киров, Изд-во ВятГГУ, 2003. 155с.
  125. , Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика Текст. /Е.Н. Степанов. Псков, 1998. — 263 с.
  126. , П.С. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе Текст. /П.С.Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. — М., 2003. -81с.
  127. , Г. Спасительный путь нравственности Текст. / Г. Суворова //Сельская школа. 2000. — № 4−5. — С. 120−131.
  128. , В. А. Воспитание и самовоспитание Текст. /В.А. Сухомлинский // Сов педагогика. 1965. — № 12. — С. 30−39.
  129. , В.А. Сердце отдаю детям Текст. /В.А. Сухомлинский. Киев, 1974.- 287 с.
  130. Сценарии классных часов Текст. /Авторы-составители: Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина и др. М., Центр «Педагогический поиск», 2002.-160 с.
  131. , В. Описание детских игрушек и игр в селе Мазунине, Сарапульского уезда, Вятской губ Текст. /В. Тихонов // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при МГУ, t. lxi, кн. ix, вып.1. м., 1889. -С. 1−9.
  132. , И. Ю. Традиционная культура русского населения Вятского региона в 19-начале 20 века. Система жизнеобеспечения Текст. /И.Ю. Трушкова. Киров, 2003. — 722 с.
  133. , А.Н. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизниТекст. /А.Н, Тубельский, В. Б. Державин и др. М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003. — 128 с.
  134. , К. Д. Педагогические сочинения. В 5 т. Текст. /К.Д. Ушинский. М.- Л., 1948, т. 5 — 640 с.
  135. , К.Д. Педагогические сочинения. В 5 т Текст. /К.Д. Ушинский. М. — Л., 1948, т. 2. — 647 с.
  136. , К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. соч. в 6 т Текст. /К.Д. Ушинский. М., 1988, т.1. -446 с.
  137. , Г. З. Квалиметрическое оценивание инновационных педагогических проектов как способ повышения их качестваТекст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Г.З. Файзуллина. Ижевск, 1999. — 168 с.
  138. Философский словарь. М., 1975.-238 с.
  139. , А.Н. Развитие этнокультурных традиций воспитания детей коренных малочисленных народов крайнего северо-востока России. (Социально-педагогический аспект) Текст.: дисс.. канд.пед.наук: 13.00.01 /А.Н. Фролова. Тамбов, 2004.- 182 с.
  140. , Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся (Этносоциологический аспект) Текст. /Р.З Хайруллин. М., 2002. — 64 с.
  141. , М.А., Возвращение к истокам: народная педагогика крымских татар Текст. /М.А. Хайруддинов // Педагогика. 2004, -№ 7.-С. 104.
  142. , Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса Текст.: дисс. .д-ра.пед.наук: 13.00.01 /Ф.Ф. Харисов. Казань, 1999, — 396 с.
  143. , JI.A. Религиозная культура в содержании общего образования Текст.: дисс. .д-ра .пед.наук: 13.00.01 /JI.A. Харисова. -Казань, 2002, 483 с.
  144. , JI.A. Ислам: воспитание и образование Текст. /Л.А.Харисова //Педагогика. 2001. — № 8. — С. 57−61.
  145. , Г. А. Природосообразность как теоретическая основа воспитания Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Г.А. Харьковская. — Пятигорск, 2003. — 186 с.
  146. , З.Б. Этнопедагогические предписания здорового образа жизни Текст. /З.Б. Цаллагова // Народное образование. 2001. — № 4. -С. 207−211.
  147. , З.Б. Афоризм как этнопедагогический феномен Текст. / З. Б. Цаллагова // Педагогика. 1998.- № 3.-С. 65.
  148. , З.Б. Педагогическая культура в пословицах и поговорках Текст. /З.Б. Цаллагова //Педагогика. 2000. — № 10. — С.48−49.
  149. , И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учрежденияхТекст. /И.Д.Чечель, Т. Г. Новикова. М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003. — 160 с.
  150. , К. В., Народные традиции и фольклор Текст. /К.В. Чистов. Л., 1986, — 138 с. I
  151. , М.Н. Сохранение и развитие этнокультурных традиций карачаевцев в условиях семейного воспитания Текст.: дисс.канд.пед.наук: 13.00.01 /М.Н.Чомаева. Карачаевск, 2004, — 178 с.
  152. , С. В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия Текст. /С.В. Чугров. М., 1993.
  153. , Э.А. Православное воспитание как духовная традиция отечественной педагогики Текст.: дисс. .канд.пед.наук: 13.00.01 /Э.А. Чурсина. Елец, 2001. — 150 с.
  154. , С.В. Этнопедагогические основы физического воспитания алтайцев Текст.: дисс.канд.пед.наук: 13.00.01 /С.В.Чухонцева. Новосибирск, 2000. — 176 с.
  155. , М. Ф. В.Я. Струминский: к 100-летию со дня рождения Текст. /М.Ф. Шабаева // Сов. Педагогика. 1970. — № 1.
  156. , А. И. Азбука вечных истин Текст. /А.И. Шемшурина. М., 2000, — 120 с.
  157. , И. А. Идеи нравственного воспитания в адыгейском устном народном творчестве Текст. /И.А. Шоров. Ростов-на-Дону, 1977. — 164 с.
  158. , В.А. Современные проблемы методологии научного познания Текст. / В. А. Штофф. Л., Знание, 1975. — 40 с.
  159. , Н.Е. Прикладная педагогика воспитания Текст. Учебное пособие /Н.Е. Щуркова. — СПб., «Питер», 2005. 366 с.
  160. , Н.Е. Программа воспитания школьника Текст. /Н.Е. Щуркова//Классный руководитель. — М., 1997.-№ 1. — С.3−20.
  161. Этнопсихологический словарь Текст. / под ред. Крысько В. Г. -М., 1999.
  162. , Н.Е. Собранье пестрых дел Текст. Методический материал для работы с детьми /Н.Е.Щуркова. — М., Новая школа, 1994. 96 с.
  163. , Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты Текст. /Н.П. Юдина // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 35−38.
  164. П.Д. о воспитании: золотой фонд педагогики Текст. /Сост.-редактор А. П. Фурсов.- М., Школьная пресса, 2004, 188 с.
  165. Якубов, З. Я Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанской семье Текст. /З.Я. Якубов // Педагогика. 1996. — № 5. — С 32.
  166. , Ф.Г. Национально региональный компонент образования: этнометодологический подход Текст. /Ф.Г. Ялалов //Нач. школа. — 2001.-№ 2.-С. 93−94.
  167. , Ф.Г. Этнодидактика. Монография Текст. /Ф.Г. Ялалов. -М., ГИЦ ВЛАДОС, 2002. 327 с.
  168. , Е.А. Управление развитием адаптивной школы Текст. /Е.А. Ямбург. М., 2004. — 366 с.
  169. , М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности Текст. /М.Г. Яновская //Классный руководитель М., 2003. — № 4. -С. 24−43.158
Заполнить форму текущей работой