Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управленческий учет затрат, калькулирование себестоимости и бюджетирование бизнес-процессов на предприятиях автосервиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе материалов нормативно-правового характера: законодательных актов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и программных документов Правительства РФ, а также данных официальной статистики России, аналитико-статистических обзоров, справочных материалов, материалов периодической печати, Интернета, монографических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты управленческого учета затрат, 11 калькулирования себестоимости автосервисных услуг для целей бюджетирования
    • 1. 1. Особенности автосервисного производства как основы адаптации 11 управленческого учета и бюджетирования
    • 1. 2. Место и роль управленческого учета в информационной системе 25 управления предприятием автосервиса
    • 1. 3. Бюджетно-аналитический подход к формированию системы 39 управленческого учета себестоимости услуг на предприятиях автосервиса
  • Глава 2. Адаптация системы управленческого учета затрат и 51 калькулирования себестоимости услуг на предприятиях автосервиса
    • 2. 1. Система классификаторов затрат на оказание автосервисных услуг в 51 управленческом учете
    • 2. 2. Формирование управленческой отчетности центров ответственности в 68 автосервисе
    • 2. 3. Учетные аспекты калькулирования себестоимости автоуслуг в рамках 84 попроцессного метода
  • Глава 3. Научно-методические рекомендации по развитию системы 100 бюджетирования на предприятиях автосервисных услуг
    • 3. 1. Организация системы бюджетирования на предприятиях 100 автосервисного производства
    • 3. 2. Бюджетирование бизнес-процессов оказания автоуслуги для учета ее 118 производственной себестоимости
    • 3. 3. Методика применения мультибазисного подхода к распределению 135 накладных расходов на себестоимость автосервисных услуг

Управленческий учет затрат, калькулирование себестоимости и бюджетирование бизнес-процессов на предприятиях автосервиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная рыночная система хозяйствования существенно меняет принципиальные основы формирования информации о себестоимости оказываемых услуг и требует разработки новых подходов к построению системы управленческого учета на предприятиях сервиса. Возникает необходимость интеграции различных методов фиксации информации о затратах и результатах деятельности хозяйствующих субъектов сферы услуг в целях решения оперативных и среднесрочных задач. Очевидной становится потребность в совершенствовании методик управленческого учета себестоимости, в разработке новых критериев состава и классификации затрат, отвечающих требованиям различных пользователейв пересмотре содержания всей системы потоков учетной информации для системы бюджетирования на предприятии.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки научно-практических положений по организации управленческого учета затрат, калькулирования себестоимости и бюджетирования бизнес-процессов на предприятиях автосервиса, и обосновывается наличием отраслевых и учетно-аналитических особенностей оказания автосервисных услуг, их нематериальным характеромпроблемой существующих систем учета затрат, не в полной мере ориентированных на предоставление информации, способствующей гибкому реагированию на изменения внутренней и внешней среды.

Степень разработанности проблемы. Исследованию вопросов управленческого учета и бюджетирования посвящен ряд работ зарубежных и отечественных авторов. Значительный вклад в формирование концепций управленческого учета внесли Алборов P.A., Бримсон Дж.А., Бахрушина М. А., Вейцман PJL, Врублевский Н. Д., Гаррисон Ч., Друри К., Ермакова H.A., Ивашкевич В. Б., Маккей Т., Мидлтон Д., Мизиковский Е. А., Мизиковский И. Е., Норрин Е., Попова JI.B., Рис Дж., Сильва Д., Соколов Я. В., Стэбас Г., Ткач В. И., Трусов А. Д.,.

Фостер Дж., Хорнгрен Ч., Шим К., Энтони Р.

Проблеме адаптации основных элементов управленческого учета к российским условиям хозяйствования посвящены труды следующих отечественных ученых и практиков Аксененко А. Ф., Бурцева В. В., Бахрушиной М. А., Гиляровской JI.T., Ивашкевича В. Б., Карповой Т. П., Керимова В. Э., Николаевой O.E., Островского О. М., Палия В. Ф., Поповой Л. В., Ткача В. И., Чумаченко Н. Г., Шеремета А. Д. и др.

Исследования в области совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости автосервисных услуг отражены в работах следующих авторов: Бычкова В. П., Виноградовой М. В., Волгина В. В., Грибова В. Д., Григоряна М. Г., Колосковой А. И., Леонова AJL, Наихоненко Н. В., Наихоненко A.A., Миротина Л. Б., Пациной З. И., Сербиновского Б. Ю. и др.

Несмотря на многочисленные научные труды, посвященные развитию теории и методики управленческого учета, калькулированию себестоимости автосервисных услуг, вопросам организации и функционирования управленческого учета, формированию отчетности и бюджетированию в данной отрасли, построенным на принципах комплексности, аналитичности и непрерывности, уделено недостаточно внимания.

Недостаток теоретических и практических разработок по управленческому учету затрат, калькулированию себестоимости и бюджетированию бизнес-процессов автосервисных услуг обусловило выбор темы диссертации, определили ее основные направления, цель и задачи.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических положений формирования системы управленческого учета затрат и себестоимости услуг, а также разработка инструментария бюджетирования бизнес-процессов на предприятиях автосервиса.

Цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

— выделить особенности деятельности предприятий автосервиса, влияющие на организацию управленческого учета затрат оказываемых ими услуг;

— выявить роль и особенности управленческого учета в информационной системе управления предприятием автосервисапредложить методический подход к формированию системы, управленческого учета затрат на предприятиях автосервисавыполнить группировку затрат в рамках создания системы управленческого учета затрат предприятия автосервисаразработать методический инструментарий выделения центров ответственности и формирования системы управленческой отчетности на предприятиях автосервиса;

— предложить методику калькулирования себестоимости услуг в рамках формирования бюджетов бизнес-процессов автосервисного предприятиядать методические рекомендации по организации системы бюджетирования на предприятиях автосервиса;

— разработать методику распределения накладных расходов автосервисной организации в контексте формирования бюджетов бизнес-процессов оказываемых услуг.

Предметом исследования является комплекс теоретических и организационно-методических проблем формирования управленческого учета затрат, калькулирования себестоимости услуг и бюджетирования бизнес-процессов предприятия.

Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий автосервиса Ставропольского края.

Области исследования. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика и соответствует п. 1.8. «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-правовых форм, всех сфер и отраслей» и п. 1.9. Проблемы учета затрат и калькулирования себестоимости, методы се статистического анализа паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных авторов по теории и практике организации управленческого учета и бюджетирования на предприятиях различных организационно-правовых форм, а также законодательные, нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет в Российской Федерацииметодические рекомендации по управленческому учету и планированию в сфере оказания услуг.

В процессе исследования применялся научный аппарат теории бухгалтерского учета, финансового и управленческого учета, планирования и внутреннего контроля, а также различные методы научного познания: диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность, выборочное наблюдение, метод сравнения, графический метод, документирование, оценка, калькуляция, счета, двойная запись и балансовое обобщение.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе материалов нормативно-правового характера: законодательных актов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений и программных документов Правительства РФ, а также данных официальной статистики России, аналитико-статистических обзоров, справочных материалов, материалов периодической печати, Интернета, монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, данных научно-практических конференций. В ходе исследования использовались данные бухгалтерского и управленческого учета и отчетности предприятий автосервиса Ставропольского края, а также собственные расчеты автора.

Научная новизна исследования заключается в разработке комплекса теоретических и организационно-методических положений по адаптации системы управленческого учета затрат, калькулирования себестоимости на предприятиях I автосервиса на базе внедрения процессно-ориентированного бюджетирования в | разрезе отдельных функций оказания автосервисных услуг.

Основные результаты, характеризующие научную новизну исследования, заключаются в следующем:

— выделены отраслевые и специфические учетно-аналитические особенности автосервисного производства, позволяющие адаптировать организационно-методические положения управленческого учета затрат, калькулирования себестоимости услуг и бюджетирования бизнес-процессов к практике функционирования предприятий автосервиса;

— определены место и роль управленческого учета в информационной системе управления предприятием автосервиса, заключающиеся в обеспечении управленческих решений релевантной информацией на базе постоянного мониторинга фактической себестоимости услуг предприятия и широкого применения бюджетирования бизнес-процессов;

— разработан бюджетно-аналитический подход к формированию системы управленческого учета затрат автосервисных услуг, применение которого позволит использовать на практике процессно-ориентированное бюджетирование на базе данных управленческого учета и отражать расходы в разрезе отдельных функций и бизнес-процессов оказания услуг, что обеспечит минимизацию возможных потерь и рост эффективности потребляемых ресурсов;

— разработана система классификаторов затрат на оказание автосервисных услуг в управленческом учете, позволяющих обобщать и представлять информацию об уровне затрат и себестоимости производства автосервисных услуг по центрам затрат и центрам ответственности, а также анализировать и сравнивать эффективность отдельных видов деятельности предприятия;

— разработана методика выделения центров ответственности и предложены принципы и инструментарий формирования системы управленческой отчетности по центрам затрат на предприятиях автосервиса, внедрение которых позволит на практике локализовать фактические данные о затратах по направлениям их возникновения, местам осуществления и видам, что повысит аналитичность и достоверность информации о бизнес-процессах;

— обоснована методика калькулирования себестоимости услуги автосервиса с использованием попроцессного метода учета затрат, что позволит формировать бюджеты бизнес-процессов предприятия автосервиса, а также определить эффективность осуществляемых действий и их влияние на общую стоимость услуги;

— построена модель организации системы бюджетирования на предприятиях автосервиса, которая направлена на формирование бюджетов* отдельных бизнес-процессов оказания услуг как составных ее частей, что обеспечит возможность проведения анализа и контроля эффективности деятельности хозяйствующего субъекта в разрезе его центров ответственности;

— обоснован и предложен методический инструментарий распределения накладных расходов на единицу автосервисных услуг по центрам затрат с применением мультибазисного подхода, обеспечивающего адаптивность бюджета бизнес-процессов для целей калькулирования себестоимости услуг в условиях изменяющегося объема их производства.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы позволяют решить ряд проблем, связанных с калькулированием себестоимости оказываемых автосервисных услуг.

Самостоятельное практическое значение имеют: система классификаторов управленческого учета, позволяющая формировать отчеты в различных информационных срезахметодика выделения центров ответственности, адекватных условиям хозяйствования предприятий автосервисаметодика калькулирования себестоимости на основе применения процессного метода, выраженного в исчислении расходов по отдельным составляющим услуги.

Предложенная модель организации системы бюджетирования предприятия, включающая бюджеты бизнес-процессов оказания услуг автосервиса, усовершенствованную схему учета себестоимости данных услуг, обеспечит хозяйствующий субъект и его структурные подразделения релевантной информацией и позволит контролировать свою деятельность для адаптации к реальным условиям хозяйствования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации по организации управленческого учета и бюджетирования приняты к практическому использованию в ООО «ЮгАвтоСервис» (акт внедрения от 11.11.2010 г.).

Основные результаты исследования используются в учебном процессе Ставропольского филиала Южно-Российского гуманитарного института (акт внедрения от 16.12.2010 г.) при изучении дисциплин: «Бухгалтерский-финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы».

Основные положения диссертационного исследования были доложены и получили одобрение на всероссийских, межрегиональных научно-практических конференциях в Казани, Пензе, Ставрополе, Волгограде, Новосибирске по вопросам совершенствования управленческого учета и бюджетирования на предприятиях в 2010;2011 гг.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ общим объемом 7,4 п.л., в том числе, 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 121 наименование. Работа изложена на 167 страницах, содержит 17 таблиц, 13 рисунков, 4 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать его основные положения, нашедшие отражение в работе.

1. Переход России на международные стандарты бухгалтерского учета, а также новые экономические условия, связанные с неопределенностью и риском потерь активов, неудовлетворения обязательств и банкротства привели к необходимости разработки и внедрения в практику работы российских предприятий сферы автосервиса совершено новой и необходимой системы учета — управленческого, с применением основных его элементов. Некоторыми вопросами, являющимися элементами такого учета, занимаются сегодня отдельные подразделения предприятия. Однако подавляющее большинство организаций управленческий учет не ведут вообще.

По нашему мнению, внедрение в практику работы предприятий сферы автосервиса системы управленческого учета и бюджетирования бизнес-процессов, позволит в условиях экономической неопределенности обеспечить их устойчивое и динамичное развитие.

На формирование себестоимости влияет организация производственных затрат по отдельным видам процесса. Соответственно необходимо, чтобы система управленческого учета и бюджетирования отражала процесс оказания услуг на предприятии по ее видам.

При этом во всех автосервисных предприятиях существует единый порядок организации услуг, предусматривающий поэтапное выполнение всех работ.

2. Правильно организованный и функционирующий управленческий учет позволяет получать информацию, составляющую основу для планирования, нормирования ресурсов, анализа и контроля деятельности предприятия. Иначе говоря, информация, полученная из данных управленческого учета, является основным инструментом, позволяющим менеджерам предприятия эффективно управлять и координировать те ее бизнес-процессы, за работу которых они несут ответственность. Эффективное управление предприятием подразумевает достижение основной цели, ради которой предприятие создано и функционирует — в большинстве случаев это повышение его стоимости для собственников и расширение сферы деятельности.

С учетом выявленных особенностей ведения производственной деятельности на предприятиях автосервисных услуг и теоретических исследований по организации управленческого учета нами предлагается вариант постановки системы управленческого учета в рамках существующей организационной структуры.

По результатам изучения существующей системы учета и планирования на предприятиях нами предлагается использовать бюджетно-аналитической подход к формированию системы управленческого учета себестоимости автосервисных услуг с целью повышения степени удовлетворения ангажированных пользователей учетно-плановой информацией по производственной деятельности автосервисных организаций.

По нашему мнению, бюджетно-аналитический подход отражает упорядоченный и подчиненный внутреннему регламенту комплекс процедур по определению, сбору, измерению, регистрации и обработке информации о хозяйственных операциях предприятия, затратах и результатах оказания услуг, а также передачи этой информации менеджерам для осуществления контроля за деятельностью предприятия и его центров ответственности, и принятия соответствующих решений на основе анализа бюджетных показателей с целью I составления управленческой отчетности.

3. При ведении управленческого учета все хозяйственные операции должны отражаться в регистрах учета по четко определенной и сформулированной методике учета и калькуляции, что позволит отражать всю разнообразную, * хаотичную входящую информацию методически однотипно. Для этого необходимо определить все всевозможные объекты учета: направления деятельности, центры ответственности, структурные подразделения, бизнес-процессы, ресурсы и т. д., сгруппировав их по однородным признакам с определением связи между ними. Иначе говоря, наличие системы учета предполагает обязательное наличие идентификации, классификации и систематизации объектов учета.

Использование информации по группировке затрат в операциях по отражению отдельных видов расходов позволит построить управленческий отчет в любых срезах, что важно для организации управленческого контроля и анализа бюджетных отклонений по центрам ответственности и в целом по предприятию для более эффективного управления процессом формирования полной себестоимости оказываемых услуг автосервиса.

Считаем что формирование информации о производственных затратах в управленческом учете основано на разработке соответствующей классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения.

4. Приведен вариант формирования центров ответственности и их кодировки на базе организационной структуры предприятия автосервиса с учетом исследованных типичных организационных структур в данной отрасли. По результатам проведенного исследования на предприятиях автосервисных услуг нами предлагаются основные положения методики составления управленческой отчетности.

Наиболее целесообразной формой организации системы управленческой отчетности можно считать модель ее построения по центрам ответственности. Поэтому разработка форм управленческой отчетности организации должна начинаться, прежде всего, с выделения ее по центрам ответственности.

5. По результатам проведенного исследования в области особенностей и структуры оказания автосервисных услуг на предприятиях Ставропольского края нами выделены следующие бизнес-процессы, калькулирование которых в общей сумме затрат на производство позволит определять эффективность осуществляемых действий и их влияние на стоимость услуги:

9. Прием заявки на оказание услуг.

Ю.Проведение диагностики и оформление наряд-заказа.

11 .Выполнение производственных работ.

12.Выдача автомобиля.

Для определения затрат были выделены четыре основных бизнес-процессов по оказанию автосервисных услуг. Независимо от вида услуг данные бизнес-процессы должны быть выполнены в строго определенном порядке с целью осуществления качественных и своевременных работ.

При попроцессном методе учета затрат себестоимость услуги можно исчислять путем суммирования доли общих технологических затрат, приходящихся на данный вид услуги по расчету, а также с частью накладных расходов по управлению.

Для исчисления себестоимости услуг следует рассматривать каждый бизнес-процесс в отдельности, а также соответствующие объекты калькуляции для определения характера распределения затрат. При выполнении отдельного бизнес-процесса будут задействованы различные центры ответственности, виды и элементы затрат, информация по которым может найти отражение в управленческой отчетности по подразделениям.

6. На предприятиях автосервисных услуг для целей бюджетного управления бизнес-процессы должны быть формализованы, т. е. описание любого из них должно включать однозначное определение.

В рамках развития бюджетно-аналитической концепции на предприятиях автосервиса с целью формирования бюджетов бизнес-процессов оказания услуг для формирования их целевой себестоимости и учета затрат, входящих в ее состав нами агрегированы субпроцессы, с целью характеристики их содержания.

Используя постатейный бюджет производительных накладных расходов, суммы которых необходимо распределять на оказанные услуги автосервиса и предложенный нами попроцессный метод учета затрат и калькулирование себестоимости автоуслуги при выделении бизнес-процессов ее оказания можно расчитать мультивариантную ставку распределения ПНР и окончательно определить себестоимость бизнес-процессов автосервисной услуги.

Предлагается использовать на предприятиях Бюджет бизнес-процессов оказания автосервисной услуги по видам расходов, формируемый на предстоящий период на основании рассчитанного объема продаж по различным видам услуг.

Бюджетирование себестоимости автосервисной услуги по бизнес-процессам ее оказания помогает выявить наиболее весомые элементы затрат по каждому этапу и бизнес-процессу, что позволяет планировать возникновение затрат в будущем, а также обеспечивает ответственных лиц необходимой информацией для принятия решений. Такая информация позволит принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные, а также рассчитать эффективность бизнеса в целом, эффективность каждого центра ответственности и деятельности каждого сотрудника.

7. Учет накладных расходов организуют в соответствии с двумя основными целями управления: бюджетированием (контролем исполнения) и калькулированием.

В необходимости бюджетирования непроизводительных накладных расходов нет сомненья, так как они занимают достаточную долю в выручке по оказанию услуг, поэтому их планирование и контроль, а также выяснение причин возникновения отклонений также относится к стратегической цели предприятияполучения максимально возможного уровня прибыли.

С этой целью нами разработана форма бюджета непроизводительных накладных расходов по центрам ответственности «Управление» и «Обслуживание» в разрезе центров затрат и статей бюджета.

По результатам проведенного исследования на предприятиях автосервиса и изучения технологических норм трудоемкости устранения неисправностей автомобилей, нами предлагается использовать в качестве базы распределения нормативную трудоемкость, представив ее как мультивариантную ставку распределения производительных накладных расходов на единицу услуги, что подразумевает под собой повышение устойчивости оценки себестоимости при ее использовании, к влиянию «неудачных» баз распределения, дающих очень завышенные (если использовать в качестве базы распределение норматив запасных частей и материалов на единицу услуги) или очень заниженные значения себестоимости (если использовать в условиях оказания нематериальных услуг затраты по эксплуатации оборудования и инвентаря).

Для того, чтобы рассчитать мультивариантную ставку распределения ПНР необходимо использовать в качестве информационной базы бюджет продаж, составленный в рамках предлагаемой концепции бюджетного управления.

Бюджет производительных накладных расходов (БПНР) предлагается составлять по каждому центру ответственности для подсчета общих затрат и соответственно с выделением вида расходов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон 30.11.1994 № 51-ФЗ- часть II: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ- часть II: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/2008: утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н.
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н.
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн.
  7. Автосервисные услуги. Диалектика спроса и предложений // Автосервис. — 2007.— № 7.
  8. P.A. Бухгалтерский управленческий учет (теория и практика) / P.A. Алборов. М.: Издательство «Дело и сервис», 2005. — 224 с.
  9. P.A. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. — М.: Дело и Сервис, 2002. 288 с.
  10. Ю.Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. — М.: Экспертное бюро, 1997.-351 с.
  11. П.Апчёрч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика. — 2002.
  12. Т.Н. О проблемах в налоговом порядке расчета незавершенного производства / Т. Н. Бабченко // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». 2003. — № 21.
  13. Т. Н. Управленческий учет как элемент бухгалтерского учета / Т. Н. Бабченко // Финансовая газета. 1997. — № 44.
  14. И.А. Методы учета и калькуляция себестоимости продукции // Бухгалтерский учет. — 1968. — № 2.
  15. П. С. Учет и калькулирование себестоимости продукции. — М.: Финансы, 1974.
  16. К.Н. Учет и калькуляция себестоимости продукции в условиях межхозяйственного кооперирования. — М.: Урожай, 1978.
  17. Болыпая советская энциклопедия. Т. 19. — М., 1983.
  18. В.В. Об учете основных средств / В. В. Бражаускас // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1988. -№ 12.
  19. А.Г., Будрина Е. В., Григорян М. Г. и др. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Кононовой. — М.: Академия, 2005.
  20. Бухгалтерский учет: Учебник / П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н. П. Кондраков и др.- Под ред. П. С. Безруких. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1996. — 576 с.
  21. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / И. Н. Богатая, Н. Н. Хахонова. -Ростов н/Д. «Феникс», 2002. 599 с.
  22. И. А. Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции. —М.: Финансы, 1974.
  23. В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2004.
  24. В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  25. Н.В. Современные тенденции управленческого учета / Н.В. I Валебникова, И. П. Василевич // Бухгалтерский учет. 2000. — № 18.
  26. Ф.П. К вопросу о классификации затрат на производство // Бухгалтерский учет. — 1995. — № 4.
  27. Ф.П. Управленческий учет: Учебное пособие. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1997.
  28. М.В., Пацина З. И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса. — М.: Дашков и К°, 2007.
  29. В.В. Автосервис: Создание и сертификация: практическое пособие. — М.: Дашков и К", 2004.
  30. Н.Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика: научное издание / Н. Д. Врублевский. М.: Финансы и статистика, 2002. — 360 с.
  31. А.Ф. Теория бухгалтерского учета / А. Ф. Галкин, Н. Ф. Огийчук, Г. И. Войчук. — М.: Статистика, 1976.
  32. В.Д., Леонов А. Л. Экономика предприятия сервиса: Учеб. пособие. М: КНОРИК, 2006.
  33. К. Введение в управленческий и производственный учет: учебное1пособие. / К. Друри. М.: ЮНИТИ, 1998. — 557 с.
  34. К. Управленческий и производственный учет: учебный комплекс для студентов вузов. 6-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  35. К. Управленческий и производственный учет / К. Друри — пер. с 1,1 • англ. М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. — 1071 с.
  36. Н.Е., Мудуков A.C. Применение моделей и методов прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. — М.: ЦЭМИ РАН, 2000.
  37. Н. А. Учет затрат по центрам ответственности / Н. А. Ермакова ' // Бухгалтерский учет. 2003. — № 16.
  38. Л.И., Башмачников E.B. Основы организации обслуживания на предприятиях сферы сервиса: Учеб. пособие. — Тольятти: Изд-во ПТИС МТУС, 2001.
  39. А. А. Различие понятий «расходы» и «затраты» в бухгалтерском учете / А. А. Ефремова // Бухгалтерский учет. 2003. — № 16.44.3омбарт В. Современный капитализм / В. Зомбарт. М.- Л.-, 1930.
  40. В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов / В. Б. Ивашкевич. М.: Экономистъ, 2003. — 618 с.
  41. В.Б. Калькулирование полной стоимости продукции в международной практике учета /В.Б. Ивашкевич, H.A. Ермакова // Бухгалтерский учет. 2002. — № 18.
  42. В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / В. Б. Ивашкевич // Бухгалтерский учет. 2000. — № 5.
  43. О.Д. Организация бюджетирования на предприятии / О. Д. Каверина // Бухгалтерский учет. 2003. -№ 11.
  44. О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О. Д. Каверина. М.: Финансы и статистика, 2004. — 352 с.
  45. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. — М: ЮНИТИ, 2000.
  46. А.Н. О группировках затрат в производственном учете // Бухгалтерский учет. — 1994. — № 9.
  47. В.Э. Об организации управленческого учета / В. Э. Керимов // Бухгалтерский учет. 2003. — № 14.
  48. В.Э. Управленческий учет: учебник / В. Э. Керимов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 267 с.
  49. .Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник. —М.: Дашков и Ко, 2001.
  50. З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1995. 192 с.
  51. О.В., Хахонова H.H. Новый План счетов: комментарии и рекомендации к применению с учетом последних изменений / О. В. Ковалева, H.H. Хахонова. Изд. 5-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 224 с.
  52. Ю.С. Нормативный метод планирования, учета и контроля затрат в животноводстве / Ю. С. Коваленко, В. Г. Линник. — М.: Агропромиздат, 1990.
  53. Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко, E.H. Галанина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 800 с.
  54. С.Н. Организация учета через центры ответственности / С. Н. Колесников // Экономика и жизнь. 1997. — № 49.
  55. И.П. Об учете расходов организации по экономическим элементам / И. П. Комиссарова // Бухгалтерский учет. 2003. — № 2.
  56. Н.П. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2003. — 368 с.
  57. Н.П. Бухгалтерский учет: учеб, пособие / Н. П. Кондраков. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. — 640 с.
  58. И.Т. Основы управленческого учета / И. Т. Кондратова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 144 с.
  59. Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии / Л. М. Корчагина // Бухгалтерский учет. 1996. — № 7.
  60. Р.Ю. Совершенствование калькулирования и планирования себестоимости продукции / Р. Ю. Куватов, К. Г. Чуланов. — Алма-Ата: Кайнар, 1976.
  61. М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник / М. И. Кутер. М.: Финансы и статистика, 2002. — 640 с.
  62. М.В. Развитие понятия «документ» //Делопроизводство. — 2000.1.
  63. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности / В. Е. Ластовецкий. М.: Финансы и статистика, 1988. — 165 с.
  64. В.Г. Управление затратами на предприятии: учебник / В. Г. Лебедев, ТюГю Дроздова, В. П. Кустарев (и др.) — подобщ. ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 277 с.
  65. Н.М. Чековая форма контроля в системе хозрасчетных отношений / Н. М. Мартынов, М. И. Сигарев, В. В. Радостовец. — Алма-Ата: Кайнар, 1989.
  66. А.К. Основы бухгалтерского учета: Учебник / А. К. Марченко, И. М. Барабанов. —М.: Финансы, 1980.
  67. М.Ю. Общая теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерные методы / М. Ю. Медведев. М.: Изд-во Дело и Сервис. 2001. — 752 с.
  68. Методика преподавания теории бухгалтерского учета «Счета и двойная запись» (учебное пособие). М.: ТСХА, 1983. — 62 с.
  69. Е.А. Управленческий учет: необходимость и действительность // Бухгалтерский учет. — 1995. — № 8.
  70. А.И. Методика определения комплексных затрат предприятий. — М.: Экономика, 1971.
  71. Михалкевич А. И Бухгалтерский учет на предприятиях зарубежных стран: учеб- пособие / А. П. Михалкевич. Мн.: Мисанта, 1998. — 109 с.
  72. П.А. Нормирование и контроль производственных затрат при внутрихозяйственном расчете. — М.: Статистика, 1973.
  73. Р. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / Р. Мюллендорф, М. Карренбауэр- • ' Пер. с нем. М. И. Корсакова. — М.: ФБК ПРЕСС, 1996. 160 с.
  74. В. Управленческий учет как основа для принятия эффективныхIрешений / В. Нестеров, А. Важнов // Экономика и жизнь. 1997. -№ 31. 1
  75. . Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Б. Нидлз, Д.. Колдуэлл, X. Андерсон- Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  76. O.E. Управленческий учет / O.E. Николаева, Т. В. Шишкова. -М. :УРСС, 1997.-340 с.
  77. С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике // Бухгалтерский учет. — 1996. —№ 1, 2, 3.
  78. O.E., Шишкова Т. В. Управленческий учет. М.: УРСС, 1997.
  79. В.Ф. Введение в теорию бухгалтерского учета / В. Ф. Палий, Я. В. Соколов. -М.: Финансы, 1979. 304 с.
  80. В.Ф. Организация управленческого учета / В. Ф. Палий. М.: Бератор-Пресс, 2003. — 224 с.
  81. В.Ф. Основы калькулирования / В. Ф. Палий. М.: Финансы и статистика. 1987. -288 с.
  82. В.Ф. Перевод советской системы бухгалтерского учета на международные стандарты (тезисы доклада) // Контроллинг.- 1991. — № 4.
  83. В.В. Счета управленческого учета / В. В. Палий, В. Ф. Палий // Бухгалтерский учет. 2001.- № 7.
  84. В.Ф. Управленческий учет система внутренней информации / В. Ф. Палий // Бухгалтерский учет. — 2003. — № 2.
  85. В.Ф. Управленческий учет: внутрифирменная отчетность / В. Ф. Палий // Бухгалтерский учет. 2003. — № 13.
  86. В.Ф. Финансовый учет: учебное пособие / В. Ф. Палий, В. В. Палий: В2ч. М.: ФБК-ПРЕС, 1998. — Ч. 1. — 304 с. // Бухгалтерский учет. — 2003. -№ 13.
  87. . Бухгалтерский учет: теория и практика: Пер. с фр. / Под. ред. Я. В. Соколова. —М.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
  88. В.Н. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (на примере АК «Тула-машзавод») / В.Н.
  89. , A.A. Калюкин, O.A. Тимофеева // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 2.
  90. С.С. Учет затрат на производство в промышленности США. М.: Финансы, 1980.
  91. .Ю., Наихоненко Н. В., Колоскова А. И., Наихонен-коА.А. Экономика автосервиса. — М.- Ростов н/Д: Март, 2006.
  92. Л.Б. Управленческий учет и его место в информационной системе / Л. Б. Сидельников // Бухгалтерский вестник. 1998. — № 6.
  93. Т. Управленческий учет / Т. Скоун- под ред. Н. Д Эрашвили — пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 179 с.
  94. В.В. Управленческий учет на современных предприятиях // Бухгалтерский учет. — 1991. —№ 6.
  95. Э.А. Разработка управленческих решений / Э. А. Смирнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с.
  96. Совершенствование методологии бухгалтерского учета и экономического анализа: Монография / Под ред. В. И. Петровой и Р. Бариц. — М.: Финансы и статистика, 1985.
  97. Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней. — М.: Аудит- ЮНИТИ, 1996. 638 с.
  98. Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2000. 495 с.
  99. С.А. И все-таки производственный, а не «управленческий» учет // Бухгалтерский учет. — 1997. — № 2.
  100. С.Л. Система производственного учета и контроля. М.: Финансы и статистика, 1988.
  101. Н.В. Отражение затрат в управленческом учете / Н. В. Сысоев // Бухгалтерский учет. 2002. — № 6.
  102. А. Реализация бюджетирования в системе автоматизации предприятия / А. Тимохов // Финансовая газета. 1999. — № 44.
  103. В.И. Международная система учета и отчетности / В. И. Ткач, М. В. Ткач. — М.: Финансы и статистика, 1991. 160 с.
  104. В.И. Управленческий учет: международный опыт / В. И. Ткач, М. В. Ткач. — М.: Финансы и статистика, 1994. 144 с.
  105. В. И. Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  106. Управление автосервисом: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миро-тина. — М.: Экзамен, 2004.
  107. Управленческий учет / Под ред. В. Палия, Р. Вандер Вила. — М.: ИНФРА, 1997.-480 с.
  108. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. — 2-е изд., испр. М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. — 512 с.
  109. Ч.Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер- Под ред. Я. В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.
  110. А. Англо-русский словарь бухгалтерских терминов / А. Чмель- под ред. Я. В. Соколова. -М. :Финансы и статистика, 1998. 175 с.
  111. П.Т. Учет и анализ затрат в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971.
  112. Шнейдман JI.3. Рекомендации по переходу на новый План счетов / JI.3. Шнейдман. — М.: Бухгалтерский учет, 2000. 96 с.
  113. С.А. Система счетов и бухгалтерский баланс предприятий / С. А. Щенков. М.: Финансы, 1973.-142 с.
  114. Р. Японские методы управления производством (девять простых уроков) / Р. Шонбергер- пер. с анг. под ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1998. — 255 с.
  115. Р. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Р. Энтони, Дж. Рис- Ред. и авт. предисл. A.M. Петрачкова. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 557 с.
Заполнить форму текущей работой