Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственное регулирование нового качества экономического роста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационная концепция экономической стратегии развития Саратовской области может быть основана на использовании уникального сочетания трех компонентов: сложившегося научно-технического потенциала, наличия развитого образовательного комплекса и высококвалифицированных работников и относительно «дешевой» рабочей силы. Вместе с тем, необходима активная политика финансирования НИОКР, направленная… Читать ещё >

Содержание

  • Щ
  • Глава 1. Теоретическое обоснование нового качества экономического роста
    • 1. 1. Концептуальные основы нового качества экономического роста. 10 ф
    • 1. 2. Факторы и показатели нового качества экономического роста. 27 1.3. Необходимость перехода к нового качеству роста российской экономики
  • Глава 2. Важнейшие направления государственного регулирования нового качества экономического роста
    • 2. 1. Инвестиционно-инновационная составляющая нового ф качества экономического роста
    • 2. 2. Научно-техническая политика и новое качество экономического роста
    • 2. 3. Региональные стратегии реализации нового качества экономического роста (на примере Саратовской области)

Государственное регулирование нового качества экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обеспечение нового качества экономического роста является одной из центральных задач макроэкономической политики любого государства. Длительный трансформационный кризис, охвативший российскую экономику в 90-е годы, неустойчивость темпов роста после дефолта 1998 года, делает решение этой проблемы не просто актуальной, но и жизненно необходимой.

Актуальность анализа государственного регулирования нового качества экономического роста обусловлена: преимущественно экстенсивным развитием российской экономики в реформенный периодтехно-технологическим отставанием России от экономически развитых странобострением проблемы охраны окружающей средынизкой конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынкенизкой эффективностью экономической политики российского государства, проявляющейся в неустойчивости темпов роста, ухудшении качественных показателей экономического развития, обострении социальных проблем, «утяжелении» отраслевой структуры экономики, увеличении удельного веса топливно-энергетического комплекса и отраслей металлургии.

Таким образом, в современных условиях экономика России переживает в определенной степени переломный момент, который предполагает стратегический выбор траектории ее дальнейшего развития. Для значительного ускорения в России в ближайшем будущем темпов роста, необходимо решить вопрос о качестве экономического роста и степени его устойчивости в долгосрочной перспективе.

Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы экономического роста и его регулирования разрабатываются такими известными зарубежными социологами и экономистами как Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрейт, Е. Домар, Дж. Кейнс, С. Кузнец, Г. Я. Корнай, С. Кузнец, Д. Норт, В. Ойкен, У. Ростоу, П. Самуэльсон, Р. Солоу, П. А. Сорокин, Дж. Стиглиц, Р. Тибольд, Я. Тинберген, А. Тойнби, А. Тоффлер, О. Уильямсон, Ф. Хайек, Р. Харрод, Й. Шумпетер, JL Эрхард и др. В работах этих экономистов обосновываются источники, факторы, механизмы экономического роставопросы устойчивого роста в условия деградации окружающей среды, государственного регулирования экономической динамики, ускоренного развития отраслей «новой экономики».

Проблемам долгосрочной стратегии экономического роста в условиях интенсификации, переходной и постиндустриальной экономики посвящены исследования известных российских ученых JI. Абалкина, Е. Гайдара, С. Глазьева, А. Гранберга, Р. Евстигнеева, В. Ивантера, В. Иноземцева, А. Колганова, В. Кузнецова, Д. Львова, В. May, Р. Нуреева, В. Радаева, Ю. Яковца, Е. Г. Ясина, Ю. Яременко и др.

Значительные достижения в исследовании рассматриваемой проблемы, тем не менее, не снижают ее актуальности. Несмотря на то, что процесс социально-экономических трансформации начался давно, вопрос о долгосрочных ориентирах развития, по сей день остается открытым. Проблема перехода к новому качеству экономического роста в условиях трансформации приобретает ряд особенностей, которые на сегодняшний день еще недостаточно изучены. В научной разработке и обосновании нуждаются проблемы приоритетов экономического роста на федеральном и региональном уровнях и др.

Все это и предопределило выбор темы и направления настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ анализа нового качества экономического роста с обоснованием системы мер государственного воздействия на «точки» экономического роста в реформируемой экономике. Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач: раскрытие экономического содержания нового качества экономического ростарассмотрение факторов и показателей нового качества экономического ростаобоснование необходимости перехода к новому качеству росту российской экономикиразработку принципов и методов инвестиционно-инновационной политики нового качества экономического ростараскрытие направлений и механизмов научно-технической политики государства, обеспечивающей новое качество экономического ростаразработку региональной стратегии нового качества экономического роста.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, выражающие общие черты и особенности нового качества экономического роста.

Объектом исследования выступают процессы и институты, обеспечивающие новое качество экономического роста.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы послужили теоретические разработки и концепции ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономического роста, государственного регулирования экономики, постиндустриального общества, охраны окружающей среды и рационального природопользования.

При разработке концептуальных положений исследования в рамках диалектического и системного подходов использовались такие методы общенаучного познания, как историко-логический, абстрагирование, анализ, синтез, единство объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов. Широкое применение нашли экономико-статистический, факторный, структурно-функциональный, сравнительный методы анализа.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Правительства РФ, данные Госкомстата РФ, аналитические данные, опубликованные в научной литературе, собственные исследования и расчеты автора.

Научная новизна исследования состоит в разработке концептуальных основ регулирования нового качества экономического роста российской экономики. В рамках этой концепции были получены следующие результаты.

Проведено методологическое обоснование нового качества экономического роста, отсутствующее в нашей литературе и состоящее из следующих, органически связанных между собой, элементов: свойств, структурных элементов, факторов и показателей, причин и условий, а также направлений и механизмов его государственного регулирования.

Доказано, что новое качество экономического роста — синтетическое понятие, включающее: совокупность специфических свойств, отличающих его от других видов экономического роста (прогрессивного, регрессивного, рецессионного, «линейного», «нелинейного», догоняющего, устойчивого, интенсивного, экстенсивного, «роста без развития») — системообразующий элемент, выражающий основной вектор и движущую силу экономического развитияобобщающий критерий, отражающий целевую направленность нового качества экономического роста.

Выявлены и обоснованы конституирующие свойства нового качества экономического роста: равновесная троектория экономического развитияустойчивость эколого-экономического развития страныфинансовая и институциональная стабильность экономикиинвестиционно-инновационный тип экономического развитияопережающее развитие экономики, основанной на знанияхпостоянный рост доходов на душу населения.

Доказано, что инвестиционно-инновационный тип экономического развития — главное системообразующее свойство нового качества экономического роста, характеризующегося преимущественной направленностью инвестиций на инновационные виды деятельности и обеспечивающего эффективную реализацию всех других свойств нового качества экономического роста.

Доказано, что обобщающим критерием нового качества экономического роста выступает опережающее развитие человеческого капитала (образования, здравоохранения, охрана окружающей среды), оказывающее комплексное влияние на эффективность всех факторов экономического роста и создающее положительные внешние эффекты (экстерналии) для индивида, фирм, общества.

Доказано, что для активизации инновационной деятельности, усиления связей между добывающими и обрабатывающими секторами народного хозяйства, последовательного приращения выпуска наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости необходима разработка и реализация стратегии, ориентированной на создание вертикально интегрированной корпоративной основы российской экономики.

Разработаны и предложены конкретные меры и направления государственной поддержки науки и новейших технологий: создание эффективного государственного механизма распространения и внедрения инноваций и механизма защиты прав интеллектуальной собственности на научно-технические достиженияосуществление прогрессивных структурных преобразований наукоемких отраслей с целью создания высокотехнологичного и высокоорганизованного ядра экономики на базе крупных межотраслевых корпорацийопределение и поддержка приоритетных сфер научно-технической деятельностиусиление коммерциализации научно-производственной деятельностистимулирование производства наукоемких продуктов и инициирование расширения экспорта товаров.

Осуществлено научное обоснование региональной стратегии инновационного развития, включающей:

— технологическое перевооружение отраслей на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий;

— поддержку центров инновационного развития, науки и высоких технологий;

— концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития в форме реализации целевых региональных программ и проектов, направленных на развитие инновационного потенциала;

— реструктуризацию отраслевых и проектных институтов в организации с развитыми финансовыми, маркетинговыми и коммерческими структурами;

— развитие многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационного предпринимательства;

— расширение экспортного потенциала региона.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы могут быть использованы в экономической теории при разработке вопросов нового качества экономического роста, для комплексных разработок в области формирование стратегии экономической политики государства.

Выдвинутые в результате проведенного исследования положения и выводы имеют практическое значение для определения направлений и путей повышения эффективности функционирования и развития российской экономики. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в преподавании курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Теория переходной экономики», «Институциональная экономика», «Государственное регулирование экономики».

Апробация работы.

Основные положения работы докладывались на Международных и региональных научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы, общим объемом 6,7 п.л.

Структура диссертации.

Структура работы обусловлена поставленными задачами, целью и логикой исследования, Диссертация изложена на 154 страницах основного текста, она включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение. Библиография включает более 150 источников, в том числе литературу на английском языке. Диссертационная работа содержит таблицы, рисунки.

Заключение

.

В работе доказано, что новое качество экономического ростасинтетическое понятие включающее: равновесную траекторию экономического развитияустойчивость эколого-экономического развития страныфинансовую и институциональную стабилизацию экономикиинвестиционно-инновационный тип экономического развитияопережающее развитие человеческого капитала и экономики, основанной на знанияхпостоянный рост доходов на душу населения.

В современной макроэкономической теории выделяются два основных типа равновесных траекторий экономической системы: устойчивые и неустойчивые. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. К устойчивым относятся такие равновесные траектории, отклонение от которых, вызванное тем или иным экзогенным фактором, экономика способна преодолеть на основе имманентно присущего ей механизма саморегулирования. Это означает, что нарушенное равновесие автоматически восстанавливается после истечения некоторого периода.

Основным отличительным свойством неустойчивых равновесных траекторий являются отсутствие внутренних механизмов приспособления, обеспечивающих восстановление равновесия после его нарушения. В этом случае, единственным социальным институтом, способным вывести экономику на путь устойчивого развития является государство.

Отрицательные экологические и социальные последствия безграничного роста производства и потребления заставили ученых сместить акценты в сторону качества роста. Новое качество экономического роста отражает.

139 необходимость сознательного перехода к развитию, согласованному с пределами устойчивости окружающей среды. Вместе с тем, понятие «новое качество экономического роста», по мнению автора, включает не только момент экологической устойчивости, но и динамизм экономического развития, сохранение и увеличение во времени агрегированного производственного потенциала страны. Это особенно важно для «экономики развития», т. е. тех стран, которые отстали в своем развитии от экономически развитых стран.

Органическим свойством нового качества экономического роста является финансовая и институциональная стабилизация экономики. Дифференцированный и стабильно функционирующий финансовый сектор влияет на экономический рост — увеличивая часть инвестируемых сбережений, улучшая общественную эффективность использования капитала, перераспределяя ресурсы в новые отрасли и технологии.

Эффективное воздействие на динамичное и рациональное развитие экономики оказывает стабильная, законодательно оформленная система «правил игры», спецификация и защита прав собственности, упорядоченные взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Частые изменения в законодательстве оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику, повышают уровень неопределенности и риска, вынуждают хозяйствующие субъекты к первоочередному удовлетворению текущих интересов и потребностей.

В современных условиях выделяются отрасли и производства, образующие доминирующий технологический уклад и служащие носителями нового качества экономического роста, расширение этих отраслей и производств играет ведущую роль в формировании новой экономики. В настоящее время речь идет о пятом технологическом укладе, основу которого составляют: электронная промышленность, автоматизация производства, информационные услуги и телекоммуникации, изготовление конструкционных материалов с заранее заданными свойствами и др.

Переход к новому качеству экономического роста предполагает повышение инновационной активности и освоение базисных нововведений в рамках новейшего технологического уклада. Хозяйственная система России оказалась невосприимчивой к нововведениям. Поэтому актуально формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы: перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств в производственно-технологические системы нового технологического укладаконцентрацию ресурсов в точках его ростамодернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых информационных технологий.

Обобщающим свойством и критерием нового качества экономического роста выступает развитие человеческого (социального) капитала и постоянный рост доходов на душу населения.

Значительное внимание в работе уделено анализу факторов и показателей нового качества экономического роста. В работе выделены и проанализированы основные факторы повышения эффективности экономического роста: инвестиции и величина фонда накопления, экологические параметры экономического роста, макроэкономическая пропорциональность, механизм рыночного саморегулирования, опережающее развитие отраслей «новой экономики».

Активизация инвестиционной деятельности улучшает не только количественные макроэкономические показатели, но и качественные. Качественное обновление активной части производственных фондов, внедрение новейших технологий повышает производительность труда, фондоотдачу, качество выпускаемой продукции, конкурентоспособность национальной экономики. Таким образом, инвестиции — это основа и необходимое условие научно-технического прогресса, формирования и распространения технических открытий, новшеств, а, значит и нового качества экономического роста.

Экологический фактор становится одним из определяющих при формировании международной конкурентоспособности страны. В традиционных макроэкономических показателях (ВВП, ВНП, доход на душу населения и пр.) не учитывается экологическая составляющая. Рост этих показателей в России базируется на техногенном, природоёмком развитии. Тем самым создается основа для резкого ухудшения социально-экономических показателей в будущем. Следовательно, учет экологического фактора в традиционных экономических показателях (экологически скорректированными) может привести к их значительному снижению вплоть до отрицательных величин.

Одним из важнейших факторов роста экономики является формирование эффективной отраслевой структуры общественного производства. В развитых странах по всем показателям структурных изменений лидерство в современных условиях принадлежит наукоемким отраслям. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс, связанные с ее производством и обработкой информация, стали определять характер развития производства и экономики в целом. В связи с этим доминирование национальной экономики в области технологий, сопряженных с производством информационных продуктов, а также в сфере других научно-технических инноваций стало гарантом экономического процветания.

Важнейшим фактором эффективного экономического роста являются рыночные саморегулирующиеся механизмы и стимулы, обеспечивающие: 1. количественную и качественную сбалансированность между совокупным спросом и совокупным предложением- 2. установление естественной (равновесной) цены на товары и услуги, их эквивалентный обмен с учетом не только общественных издержек производства, но и качества продукции, соотношения спроса и предложения- 3) стимулирование повышения эффективности производства- 4) оптимизацию, в соответствии с рыночными критериями, отраслевой и воспроизводственной структуры экономики, рациональное распределение ресурсов в масштабе всего народного хозяйства- 5) дифференциацию товаропроизводителей в соответствии с величиной их издержек производства, полученной прибыли, нормой рентабельности производства и др.- 6) рационализацию потребления, сопровождающуюся относительным сокращением издержек обращения (затрат времени и труда на приобретение товаров).

В условиях новой глобальной экономики, постиндустриальной стадии развития общества среди факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, на передний план выходят: образование и охрана здоровья населенияразвитие наукидоступность и наполнение информационной средыналичие условий для раскрытия созидательных творческих возможностей каждой личностивысокое качество жизниразвитие ключевых производственно-технических систем нового технологического уклада. В данную группу факторов можно отнести также уровень технологических мощностей, который включает научную базу производственных и управленческих процессов, потенциал НИОКР, человеческие ресурсы, необходимые для создания технологических инноваций, адекватное использование новых технологий и степень их распространения внутри всей системы экономического взаимодействия.

Комплексно оценить эффективность роста можно только на основе сочетания количественных и качественных показателей его развития. Важнейшими количественными показателями эффективности рассматриваемого процесса являются: объем и темпы роста ВВП в народном хозяйстве и по отраслямобъем и динамика поступления инвестиций (в том числе иностранных) в экономику в целомтемпы роста (снижения) доходов населения и др.

К качественным показателям новой парадигмы экономического роста в работе отнесены показатели, выражающие интенсификацию экономического развития, экологическую устойчивость экономики, рост конкурентоспособности национальной экономики, повышение ее научно-технического уровня, освоение инноваций, прогрессивность отраслевой и экспортной структуры, улучшение ситуации на рынке труда (уровень квалификации работников, занятости, безработицы), удовлетворение основных социальных потребностей (доходы населения, здравоохранение, образование, сфера услуг).

Необходимость перехода к новому качеству экономического роста обусловлена тем, что по многим макроэкономическим показателям Россия приблизилась и даже превысила предельно допустимые величины — это свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности страны.

За годы экономического реформирования не была преобразована доставшаяся в наследство от СССР неэффективная структура экономики, где существенную роль играли сырьевой сектор, отрасли тяжелой промышленности и нерыночных услуг.

Низкими в России остается показатели производительности, материалоотдачи и фондоотдачи национального производства. По расчетам специалистов, в большинстве отраслей российской промышленности в середине 90-х годов удельные (на единицу продукции) издержки производства были выше, чем в Японии, в 2.8 раза, США — 2.7, Франции, Германии и Италии -2.3, Великобритании — в 2 раза. В такой ситуации трудно рассчитывать на конкурентоспособность промышленной продукции на внешнем рынке.

По уровню доходов на душу населения Россия отстает от ведущих стран Запада в 10−15 раз, а во многих важных сферах (наука, образование, медицина) — в 20−30 раз и более.

Начавшиеся реформы усугубили деградацию научно-технического потенциала. В последние годы в России прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку (они снизились почти в 5 раз). Научно-техническая сфера страны недостаточно развита и заметно уступает по масштабам и интенсивности внедрения инноваций развитым странам.

Одной из сложнейших проблем современного этапа развития является ухудшение инновационного климата в российской экономике. По данным ИЭ РАН затраты на НИОКР за последнее десятилетие сократились в 15−18 раз, в итоге потеряно около 300 высоких конкурентоспособных технологий.

В реформенный период государство не смогло создать благоприятный инвестиционный климат. Капиталовложения в реальный сектор экономики сократилось с 1991 года более чем в пять раз, а в непроизводственную сферу более чем в два раза. Значительно снизилась норма накопления. В целом в обрабатывающей промышленности очень мало проектов, которые выходили бы по длительности проектирования, строительства и окупаемости за пределы двух— трех лет.

Формирование не эффективного типа развития России во многом связано с макроэкономической политикой государства, которая приводит к широкомасштабной деградации окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Это связано с антиэкологической реструктуризацией экономики в 1990;е годы в пользу сырьевых и загрязняющих секторов, происходившей на фоне деградации ресурсосберегающих и высокотехнологичных производств.

Современные тенденции эколого-экономического развития России формируют и закрепляют на будущее неустойчивый тип развития экономики страны. Можно отметить три аспекта этих тенденций: отрицательные динамика и величины макроэкономических показателей, в которых учитывается экологический факторрост показателей природоемкости по сравнению с предыдущим периодом, что отражает увеличение затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного результатаструктурные сдвиги в экономике, которые повышают удельный вес природоэксплуатирующих и загрязняющих отраслей.

Есть все основания полагать, что в дальнейшем эти тенденции будут усиливаться.

Все указанные причины и негативные проявления обусловили необходимость перехода к новому качеству экономического роста. По мнению автора, важнейшую роль в этом призвано играть российское государство.

Государственное регулирование рынка инвестиционных ресурсов играет важнейшую роль в становлении нового качества экономического роста. В странах, где отсутствует развитая рыночная инфраструктура, основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной рыночной экономике большая их часть представлена финансовыми инвестициями. Вместе с тем, эти две формы инвестирования являются взаимодополняющими. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций и экономики в целом.

В диссертации предложена следующая система мер по повышению эффективности регулирования инвестиционной деятельности: а) создание благоприятной социально-экономической среды, инвестиционного климатаб) разработка и реализация механизмов активизации составных частей конечного спросав) стимулирование инновационной направленности инвестиционной деятельности.

Комплекс мер общеэкономического характера направлен, прежде всего, на создание самых благоприятных условий для действия рыночных сил и механизмов. Это означает, что необходимо углублять реформы собственности, всемерно содействовать развертыванию конкуренции во всех сферах народного хозяйства. Должны совершенствоваться законы, стимулирующие конкуренцию, развитие альтернативных форм предпринимательства, ограничивающие монопольную практику. Повышению инвестиционной активности частного бизнеса способствует развитие законодательной и нормативной базы в области страхования фондового рынка, залогового права, особенно в части повышения гарантий возвращения вложенных средств. Важно также обеспечить надежную работу судебной системы, всемерно бороться с коррупцией и бюрократизмом в органах государственной власти.

В аспекте стимулирования совокупного спроса необходимо активизировать усилия государства по регулированию доходов населения. Применительно к спросу со стороны домашних хозяйств значительный эффект может дать законодательное повышение минимальной заработной платы. Эти меры позволят защитить низкооплачиваемые слои общества и воздействовать на постепенный рост средней заработной платы в народном хозяйстве, что и предопределит, в конечном счете, положительную динамику потребительского спроса домашних хозяйств. Превращение части доходов в инвестиции во многом будут связаны с успешной деятельностью государства по возвращению доверия населения к финансовым институтам. Для активизации привлечения сбережений населения на инвестиционные цели необходимо совершенствовать систему государственных гарантий, создать систему стимулов привлечения средств населения за счет расширения привлекательных источников их спроса и формирования благоприятного налогового климата, создания государственных федеральных и региональных структур привлечения доходов населения.

Положительное решение рассматриваемой проблемы позволит расширить конечный спрос и поддержать наметившиеся тенденции оживления отечественного производства.

Формирование нового качества экономического роста, сопровождается закономерными сдвигами в пропорциях накопления капитала. В структуре общего фонда развития, стремительно увеличивается доля инвестиций в невещественный капитал (расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР).

Государство обязано увеличивать инвестиции в человеческий капитал, потому, что они влияют не только на повышение производительности труда, но и создают т.н. положительные внешние эффекты (экстерналии). Такие социально-экономические эффекты проявляются в разнообразных формах и на разных уровнях экономики.

Потенциальные выгоды от образования для индивида выражаются: в росте заработной платы, пенсий, сбережений, улучшение перспектив трудоустройства и условий профессиональной мобильности, перспектив карьерного ростаповышении качества жизни, улучшение условий труда, в более полной реализации творческого потенциала личности.

Потенциальные выгоды от образования для фирмы выражаются: в максимизации прибыли, росте производительности труда, конкурентоспособности продукции, повышении качества менеджмента, маркетинга, повышении квалификации персонала, формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Потенциальные выгоды от образования для государства выражаются: в повышении конкурентоспособности национальной экономики, росте научно-технического потенциала, расширении экспортных возможностей, сокращении трансфертных платежей, росте налоговых поступлений в бюджет, укреплении основ гражданского общества, формировании среднего класса, снижении уровня криминализации общества, развитие демократических ценностей, установок и культурных норм, ускоренном освоении новых инноваций и технологий.

Другой важной задачей государства является стимулирование инновационной направленности инвестиционной деятельности. Стратегическое значение инноваций для развития российской экономики выражается в следующих моментах:

Эффективные инновации обеспечивают национальную безопасность и независимость. Очевидно, что обороноспособность любой страны в современных условиях обеспечивается использованием новейших видов вооружения, что определяется уровнем инновационной деятельности. Технологическая, информационная, продовольственная независимость, также зависит от инновационной деятельности в рамках национальной экономики;

Эффективные инновации способствуют позитивному решению экологических, социально-экономических проблем. Очевидно, что подобные проблемы крайне сложно решить без осуществления необходимых инновационных изменений;

Инновации являются важнейшим фактором, обеспечивающим повышение рентабельности производства, рост поступлений финансовых средств в госбюджет, которые могут быть использованы для решения текущих и перспективных задач.

По мнению автора, основным препятствием активизации инновационной деятельности в Росси выступает слишком низкий уровень концентрации и централизации производства и капитала, а также отсутствие органической связи между добывающими и обрабатывающими секторами народного хозяйства. Поэтому необходима разработка и реализация стратегии, ориентированной на создание мощной корпоративной основы экономики. Корпоративные отраслевые и межотраслевые диверсифицированные объединения должны стать главными проводниками российской промышленной политики и способствовать достижению стратегических целей экономики.

Предпочтение следует отдавать вертикально интегрированным корпорациям. При вертикальной интеграции всех воспроизводственных переделов происходит нелинейное возрастание добавленной стоимости по отношению к выпуску сырьевого переделав случае же их дезинтеграции, как сейчас в России, процесс нарушается и развивается не эффективно.

В России должна проводится общегосударственная политика программно-целевого регулирования процесса организационной, структурной и технологической модернизации индустриального производства с целью последовательного приращения выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости на базе крупных, вертикально интегрированных корпораций.

Таким образом, научно-технические достижения и инновационная деятельность, качество человеческого капитала, состояние образования, уровень практического использования знаний, степень инновационной активности становятся главными источниками нового качества экономического роста.

В работе доказано, что общая концепция развития научно-промышленной базы России сохранения и укрепления ее потенциала как движущей силы научно-технического прогресса и передовой технологической базы экономического роста должна предусматривать принятие всеобъемлющего комплекса мер государственной поддержки по следующим направлениям.

1. Создание эффективного государственного механизма распространения внедрения инноваций и механизма охраны и защиты прав интеллектуальной собственности на научно-технические достижения. Необходимо законодательно поддержать комплексными экономическими мерами (налоговыми, кредитными, инвестиционными, таможенными, тарифными, страховыми и др.) предприятия, обладающие критическими технологиями и продвигающими их на рынке. В частности, налоговое законодательство должно быть гибким, дифференцированным, осуществляя активную инвестиционную поддержку неприбыльных сфер деятельности: фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. п.

2. Осуществление прогрессивных структурных преобразований. Необходимо осуществить неординарные структурные преобразования наукоемких отраслей с целью создания высокотехнологичного и высокоорганизованного ядра экономики на базе крупных межотраслевых корпораций.

3. Определение государством приоритетных сфер научно-технической деятельности. Сегодня одним из важнейших направлений государственной политики является концентрация научного потенциала на определенных приоритетах. Критерием отбора является их вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны, способность обеспечить отечественную промышленность передовыми конкурентоспособными технологиями.

4. Усиление коммерциализации научно-производственной деятельности. В создавшемся финансовом положении наукоемкая промышленность должна вести активный поиск и во все более возрастающей мере использовать дополнительные источники своего развития, альтернативные государственным. Некоторые результаты в этой области уже достигнуты. Например, за годы преобразований ракетно-космическая промышленность третью часть объема своих работ выполняет по коммерческим проектам, в основном с привлечением иностранных инвесторов.

5. Государству необходимо обеспечить стимулирование производства наукоемких продуктов, т. е. инициировать предложение экспортных товаров. Этого можно добиться за счет инвестиций в НИОКР, человеческий капитал, инфраструктуру и информационный комплекс. Особое значение имеет государственная поддержка защиты интеллектуальной собственности российских товаропроизводителей как внутри страны, так и за рубежом, за счет субсидирования их затрат.

6. Государству необходимо активно действовать и в направлении совершенствования структуры спроса. К числу важнейших рычагов данной политики относятся конкурсная система госзаказа на создание наукоемкой продукции, поддержка производств отвечающих уровню мировых стандартов качества, осуществление контроля над сертификацией продукции, проведение активной патентной политики, предоставление налоговых льгот фирмам, осуществляющим инвестиции в новые технологии.

Наряду с макроэкономическими, в диссертации проанализированы региональные стратегии реализации нового качества экономического роста (на примере Саратовской области).

Выбор региональных стратегий определяется, во-первых, потенциалом региона, ресурсами и сравнительными конкурентными преимуществами, во-вторых, местом, которое занимает регион в системе разделения труда, его «рыночной нишей», в-третьих, долгосрочными приоритетами развития, которые реализуются в экономической и социальной политике, проводимой на уровне региона.

В аспекте темы диссертации наиболее перспективной моделью регионального развития, выступает, по мнению автора, «стратегия инновационного развития», базирующаяся на решающей роли нововведений в развитии экономики региона на выделении динамичных, ключевых отраслей, которые оказывают влияние на региональное развитие.

Инновационная концепция экономической стратегии развития Саратовской области может быть основана на использовании уникального сочетания трех компонентов: сложившегося научно-технического потенциала, наличия развитого образовательного комплекса и высококвалифицированных работников и относительно «дешевой» рабочей силы. Вместе с тем, необходима активная политика финансирования НИОКР, направленная на усиление связи науки, техники, образования, бизнеса, власти, повышение степени приложения фундаментальных научных знаний, инвестирование быстро окупаемых прикладных исследований и разработок, способных создать новые производства и усовершенствовать существующие. Необходимо создание завершенных технологических схем, начиная с научных исследований и заканчивая производством наукоемкой продукции, ее сбытом и сервисным обслуживанием.

Стратегия развития отраслей промышленности с учетом инновационной направленности включает:

— технологическое перевооружение отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий с целью развития высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики области;

— поддержку центров инновационного развития, науки и высоких технологий, расположенных на территории области, как важной составляющей региональной инновационной системы, призванных обеспечить развитие высокотехнологичных производств и отраслей промышленности области;

— концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития области в форме реализации целевых региональных программ и проектов, направленных на развитие инновационного потенциала области;

— реструктуризацию отраслевых и проектных институтов в организации с развитыми финансовыми, маркетинговыми и коммерческими структурами;

— развитие многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационного предпринимательства, а также профессиональных кадров для перехода к высоким технологиям и инновационной модели развития отраслей и комплексов, формирование системы непрерывного профессионального образования.

— расширение экспортного потенциала региона по следующим направлениям: во-первых, стимулирование роста производительности труда в широком круге отраслей промышленности, образующих кластеры регионального развитияво-вторых, сокращение технологического отставания и различий в технологическом уровне кластерообразующих и сопряженных отраслейв-третьих, расширение использования высококвалифицированного и высокооплачиваемого труда, вчетвертых, повышение технологической составляющей экспорта в рамках международного (совместного) производства, в-пятых, экспортная ориентация внешнеторговой политики и поддержка экспорта кластерообразующих отраслей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.М., 1993.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1,2 М., Изд-во «Кодекс», 2000
  3. Закон РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. Собрание законодательства РФ.1997. № 43.
  4. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Ст. 1.
  5. Российский статистический ежегодник 2000. Стат. сб. /Росстат.- М., 2001.
  6. Российский статистический ежегодник 2005. Стат. сб. /Росстат.- М., 2006. Российский статистический ежегодник 2005. Стат. сб. /Росстат.- М., 2006. Россия в цифрах. М., 2000. Статистическое обозрение. № 3 (54), 2005.
  7. Статистический бюллетень. 2004. № 1 (100). Февраль.
  8. Монографии, сборники статей
  9. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: «Экономическая школа», 1998.
  10. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.
  11. Ю.Аукуционек С. П. Переход к рынку и методология экономической науки./ К вопросу теории и практики экономики переходного периода. Материалы заседания Ученого совета ИМЭМО РАН 3−5 июня 1996.
  12. П.Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. М., Издание Государственной Думы, 2001.
  13. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., Academia, 1999.
  14. С. Н. Философия хозяйства / Булгаков С. Н. Соч. В двух томах. Т. 1.М., Наука, 1993.
  15. М.Бурман Э. И. Роль государственного регулирования экологизации экономики /Экологическое оздоровление экономики /Под ред. В. Я. Возняка, Н. Г. Фейтельмана, А. А. Арбатова. М., Наука, 1994.
  16. С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив. М., ИЭ РАН, 1995.
  17. В.А. Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития: Аналитический обзор. Новосибирск, 1995.
  18. Н.П., Мунтян М. А., Урсул А. Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М., Изд-во Моск. гос. ун-т коммерции, 1999 357с.
  19. Е.Н. «Экономика знаний» и развитие образовательных ресурсов.-Саратов, 2002.
  20. Э.В., Бобылев С. Н., Новоселов А. Д., Чепурных Н. В. Экология и экономика природопользования. М., ЮНИТИ, 2000.
  21. Государственное регулирование экономики // Под ред. проф. А. Н Петрова 4: Учебное пособие СПб.: Знание, 1999 г.
  22. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. М., Прогресс-Традиция, 2000.
  23. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации/Россия на пути к устойчивому развитию. — М., 1996.
  24. А. Соколова А. Российский бизнес прорыв к модернизации страны/ Высшая школа бизнеса МГУ, ИМЭМО РАН, ИКСИ, М., 2001.
  25. С.А. Основы концепции устойчивого развития. /Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1998.
  26. Инновации и экономический рост/Отв.ред.чл-кор. РАН К. Микульский. М., Наука.2002.
  27. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск, Петроком, 1993.
  28. А., Шнайдер Р. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба.- М., Прогресс, 1991.
  29. .И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М., Высшая школа. 1991.
  30. Е.Н. От открытия к инновации: синергетический взгляд на судьбы научных открытий /Эволюция, культура, познание. М., 1996.
  31. В.А., Матросов В. М., Левашов В. К., Демянко Ю. Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток, Дальнаука, 1997.
  32. Я. Дефицит. М., Наука, 1990.
  33. М.М. Человеческий капитал. Л.: изд-во ЛГУ, 1991.
  34. С.Л., Кузнецов П. Г., Большаков Б. Е. Система природа — обществочеловек. Устойчивое развитие. Москва — Дубна: Издательский дом «Ноосфера», 2000.
  35. Курс переходной экономики: Учебник для вузов. / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. М., 1997. С. 299.
  36. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М., Экономика, 1999.
  37. Д. Экономика развития / Д.С. Львов- М., «Экзамен», 2002.
  38. Д., Гребеников В., Дементьев В. Путь российских реформ. РАН ЦЭМИ. М., 1996.
  39. Д.С. Экономический манифест будущее российской экономики. М., Изд-во Экономика, 2000.
  40. А. Теория экономического роста. Лондон, 1995.
  41. К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика:. В 2-х т.: Т. 2. М., 1992,.
  42. К. Капитал. М.: Политиздат, 1978. — Т. 1.
  43. К. Капитал.Т. 1., 3. Маркс К., Энгельс Ф.Собр. соч., Т.23,25
  44. Мау В., Борескова Е., Новиков В., Кочеткова О. Проблема устойчивости экономического законодательства. М., ИЭПП, 1999.
  45. Мау В.А., Жаворонков С. Г., Фомичев О. В., Шадрин А. Е., Янковский К. Э. Дерегулирование российской экономики: механизм воспроизводства избыточного регулирования и институциональная поддержка конкуренции на товарных рынках. М., ИЭПП, 2002.
  46. Д., Медоуз Д. Л. Пределы роста /Пер. с англ. М., Изд-во МГУ, 1991.
  47. В.П. Неравновесные социально-экономические системы: синергетика и самоорганизация. -М., Эдиториал УРСС, 2001.
  48. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., Прогресс. 1989.
  49. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. -М., Дело, 2002.
  50. Новая парадигма развития России (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Москва — Иркутск: РИЦ ГП «Облинформпечать». 2000.
  51. А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.
  52. В.А. Теория и политика инновационного роста. Самара: изд-во «Самарский университет», 2001.
  53. А. Экономическая теория благосостояния. М., Наука 1985.
  54. А.В. Устойчивое развитие и новая парадигма развития цивилизации // Пробл. ноосферы и устойч. развития. СПб.: 1996.
  55. А.А. Вектор экономического развития.-М., ТЕИС. 2002.
  56. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ рук. авт. коллектива Д. С. Львов /М., Экономика, 1999.
  57. .М. Природопользование в рыночной экономике (вопросы теории и методологии) /Экологическое оздоровление экономики. /Под ред. В. Я. Возняка, Н. Г. Фейтельман, А. А. Арбатова. М., Наука, 1994.
  58. У. Стадии экономического роста. М., Мысль, 1960.
  59. В.А. Экономические теория технологического развития стран с рыночной экономикой. Саратов, Изд. центр СГЭА, 1997.
  60. Рыночное и государственное регулирование переходной экономики. Отв. ред. Русановский В. А. Саратов, Изд. центр СГСЭУД999
  61. Рыночное саморегулирование экономики Отв. ред. Колядин Н. П. Саратов, Изд. центр. СГСЭУ, 1998.
  62. П. Экономика. М., 1992.
  63. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэгиз, 1962.
  64. А. Экономический рост как стратегия рыночных преобразований в России.М., Экономика. 2000.
  65. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: ИНФРА-М., 1997.
  66. М.П. Экономическое развитие: Учебник/Перевод с англ.- М., Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
  67. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ)/ Под ред. P.M. Нуреева М., Московский общественный научный фонд, 2000.
  68. А.Д. Россия на пути к устойчивому развитию (ноосферная стратегия). -М.-Гомель, 1996.
  69. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. -М., Дело, 1992.
  70. Шумпетер Й Теория экономического развития. М., 1982. 76. Эволюционный подход к переходной экономике /Под ред. Л. И. Абалкина.
  71. В. Регрессирующее хозяйство: размышление об экономике сегодняшней России. М.: Тамбов, 1996.
  72. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., Наука, 1999.
  73. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М., Экономика, 1989.
  74. Статьи в журналах, периодических изданиях
  75. JI. Современный кризис и перспективы развития советской экономики//Вопросы экономики. 1991. № 10.
  76. Л.И. Экономическая политика и ее ответственность за развитие науки (методологические размышления) //Экономист. 2004.№ 5
  77. Н.Т., Исляев Р. А. Основные положения проекта концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1995. № 1 2.
  78. Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1.
  79. Е.В., Потапова А. Отраслевые закономерности рыночной трансформации российской экономики. //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6.
  80. С. Россия на пути антиустойчивого развития?// Вопросы экономики.2004 № 2.
  81. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экологизация экономики и конечные результаты.//Вестник МГУ. Сер. 6, Экономика. 2001. № 4.
  82. Ю. Итоги и уроки народнохозяйственной динамики на рубеже двух столетий//Российский экономический журнал.2003. № 2.
  83. Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России// Вопросы экономики.2003.№ 5.
  84. А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве// Вопросы экономики. 2002. № 9.
  85. С. Сырьевой рост против технологического развития (макроэкономические итоги 2003 г)//Экономист.2004.№ 5.
  86. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи (доклад Минразвития Р.Ф.) //Вопросы экономики.2003. № 1.
  87. М. Актуальные направления экономической политики// Вопросы экономики.2003. № 12.
  88. М. О финансовых механизмах экономического роста//Вопросы экономики. 2002. № 12.
  89. B.JI. Парадоксы постиндустриальной экономики: инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы. //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  90. А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы// Вопросы экономики.2002. № 8.
  91. Д. Результаты преобразований экономики России. //Проблемы теории и практики управления. 1996. № 3.
  92. Н. А. Балдина Н.П. Инвестиции и экономический рост. // ЭКО. 1998. № 4.
  93. Э. Экономический рост и реформы в России// Вопросы экономики. 2002. № 6.
  94. Е. Механизмы запуска инновационного роста в России// Вопросы экономики.2003. № 3.
  95. Е., Кузнецов С. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование // Экономист.2002. № 4.
  96. В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста// Вопросы экономики.2002. № 11.
  97. В., Серегина С. Еще раз о характере и уроках постдефолтной макроэкономической динамики // Российский экономический журнал.2004. № 1.
  98. В. Инновационный фактор экономического успеха//Экономист. 2004.№ 4.
  99. В. Причины кризиса Советской экономики: воспроизводственный аспект//Вопросы экономики. 1992. № 4−6.
  100. Д. Будущее российской экономики//Экономист. 2000. № 12.
  101. Д. Какая экономика нужна России?//Российский экономический журнал. 2002. № 11−12.
  102. May В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики// Вопросы экономики.2004.№ 4.
  103. А. Снова о выборе экономического курса России. /Российский экономический журнал. 2000. № 5−6. С. 6−7.
  104. Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах экономического роста. // Вопросы экономики. 2003. № 3.
  105. Р. М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики// Вопросы экономики.2002. № 6.
  106. Обзор основных тенденций российской экономики (из экономического обзора ОЭСР)// Вопросы экономики.2002. № 5.
  107. . Факторы послекризисного восстановления экономики. //Экономист. 2002. № 4.
  108. А. Феномен «новой экономики» и функции государства (материалы к лекции и семинарам)// Российский экономический журнал. 2002. № 9.
  109. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе. //Вопросы экономики. 2001. № 5.
  110. Финансовые известия. 1998.25 февраля.
  111. ФА. Конкуренция как процедура открытия //Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  112. Н.В., Новоселов А. Л., Аракелова Г. А., Цуканова И. И. Анализ проблем устойчивого развития России: стратегия и механизм реализации // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 1995. № 1−2.
  113. Л. Необходимые условия роста ВВП.//Экономист .2004. № 3.
  114. Экономический рост в Российской федерации: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы национального экономического совета к обсуждению на 8 российском экономическом форуме// Российский экономический журнал. 2003. № 3
  115. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста// Вопросы экономики.2002. № 5.
  116. Е. Структурный маневр и экономический рост //Вопросы экономики. 2003. № 8.1. Материалы Интернет
  117. Государственная политика стимулирования экономического роста. Научный доклад, /http://www.nasledie.ru/politvnt/1914/index.
  118. М. Место России в условиях глобализации. //http://www.nasledie.rU/global/l 72/ globall 2.html.
  119. Доклады Римскому клубу.//http://rels.obninsk.com/Club/bCRUG/rome.htm.
  120. B.JI. Глобализация: экономические аспекты и интересы России (тезисы доклада), /http://www.nasled.ru/pressa/isdaniya/globall/pril6.htm
  121. П.В. Переход к устойчивому развитию: экологические, информационные, социальные и экономические предпосылки. /http://www.ieie.nsc.ru/~forsis/publ/asisus/cas.html.
  122. Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе, http://www.iph.ras.ru/~mifs/rus/kn3.htm.
  123. Д. Я. Информационное общество и устойчивое развитие. /http://www.rfbr.ru/default.asp?articleid=5589&docid=521 l#id5589
  124. Д. Структура и изменения в экономической истории. /http://institutional.boom.ru/North/Structureofchanges.htm
  125. P.M. Социальные субъекты постсоветской России: история и современность, /http://www.socio.ru/wr/3−01/Nureev.htm
  126. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Проект. /http:/www.akm.ru, 2000.
  127. А.В. Стратегия российских реформ, http://www.lpur.tsu.ru/ Publik/Strategy/index.html
  128. Bencivenga, V. and В. Smith, Some consequences of credit rationing in an endogenous growth model // Journal Econ. Dynam. Control 17 (½), Jan.-Mar., 1993. Pp. 97−122.
  129. Devereux, M. and G. Smith, International Risk Sharing and Economic Growth // International Economic Review, 35 (2) — Aug., 1994.
  130. Dollar D., Collier P. Clobalization, Growth, and Poverty: Building an Inclusive Word Economy
  131. Implementing the Presidents Management Agenda for E-Goyernment. 2002. Februaru 27.
  132. Kiplinger K. World Boom Ahead. Why Business and Consumers Will Prosper. Wash., 1998, p.45).
  133. Levine, R., Financial development and economic growth: views and agenda // Journal of Economic Literature, 35- June, 1997.
  134. Madrick J. The End of Affluence. The Causes and Consequences of America’s Economic Dilemma. N.Y., 1995, p.81.
  135. Obstfeld, M., Risk-Taking, Global Diversification, and Growth // American Economic Review, 84 (5), Dec., 1994.
  136. JI Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodologies. Backgroud Paper No 3. UN Commission on Sustainable Development. New York, 2001-
  137. Integrated Environmental and Economic Accounting- an Operational Manual / Studies in Methods. Handbook of National Accounting. New York, UN, 2000-
  138. Hamilton K. Genuine Savings as a Sustainable Indicator. The World Bank, Washington DC, 2000-
  139. Expanding the Measure of Wealth: Indicators of Environmentally Sustainable Development. The World Bank, Washington DC, 1997-
  140. Green Accounting in Europe — Four Case Studies. Ed. by A. Markandya and M. Pavan. London, 1999.
Заполнить форму текущей работой