Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержательные теоретические и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г. А. Краюхина, Т. Д. Масловой, A.M. Немчина, В. П. Попкова и др. авторов. В своих исследованиях они раскрыли основы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Развитие и регулирование конкурентной среды на микро- и макроуровнях управления предприятием
    • 1. 2. Анализ проблем оценки уровня конкуренции и конкурентоспособности предприятий
    • 1. 3. Элементы концепции управления конкурентоспособностью предприятия
  • Глава 2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА И ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Анализ уровня конкуренции
    • 2. 2. Анализ динамики конкурентной среды
    • 2. 3. Оценка конкурентоспособности продукции
    • 2. 4. Методы формирования товарной, ценовой и коммуникационной политики предприятия
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
    • 3. 1. Разработка стратегий развития предприятия на основе прогнозирования повышения конкурентоспособности
    • 3. 2. Формирование продуктового портфеля и сбытовой политики предприятия
    • 3. 3. Элементы оценки и регулирования рисков в деятельности предприятия

Методы повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Переход к рыночной экономике поставил новые проблемы перед хозяйствующими субъектами. Превратившись в юридически самостоятельных товаропроизводителей, они стали испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения товаров к потреблению, в анализе и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом и предложением, ресурсным обеспечением. Сравнительно высокая степень нерешенности этих вопросов ведет к снижению динамики развития сельскохозяйственного производства и его эффективности. В настоящее время развитие реформ и стабилизация российской экономики направлены, прежде всего, на изменение отношений собственности, которые предусматривают устранение государственной монополии и формирование конкурентной среды в АПК.

Конкуренция создает условия для развития более эффективных форм хозяйствования, стимулирует производство тех видов продукции, которые нужны потребителю. В результате действия конкурентной борьбы устанавливаются более высокие параметры эффективности экономической системы, определяются виды и способы производства, уровень издержек и потребительские цены, выполняются научные и технологические разработки.

Содержательные теоретические и методические основы рыночной экономики, маркетинга, конкуренции исследованы в трудах целого ряда многих зарубежных и отечественных ученых: А. Смита, Д. Рикардо, Д. Робинсона, Ф. Хайека, П. Самуэльсона, М. Портера, В. Леонтьева, С. Шаталина, Багиева, Г. А. Краюхина, Т. Д. Масловой, A.M. Немчина, В. П. Попкова и др. авторов. В своих исследованиях они раскрыли основы и содержание конкуренции и её роли в рыночной экономике. Однако вопросы формирования конкурентной среды в агропромышленном комплексе остаются мало изученными. Практика требует определения подходов и системы показателей оценки конкуренции в аграрной сфере, ее характеристик в новых условиях хозяйствования. В серьезной проработке нуждаются вопросы управления уровнем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целях обеспечения экономической безопасности продовольственных рынков регионов и страны в целом.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается в развитии и совершенствовании методов управления конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса для обеспечения их устойчивого и эффективного функционирования на рынке. В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:

•выявлены и обобщены теоретические предпосылки формирования конкурентной среды в аграрной сфере экономики;

•исследованы состояние, тенденции и проблематика управления конкурентоспособностью предприятий в условиях нестабильности аграрной сферы экономики;

•проанализированы динамика изменений и рыночное поведение предприятий АПК на региональном продовольственном рынке и определено влияние на нее основных факторов;

•проведен комплексный анализ функционирования механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК;

•предложены направления и методы реализации конкурентной политики, стратегии и тактики предприятий с учетом особенностей развития регионального продовольственного рынка.

Предметом исследования в работе являются процессы повышения конкурентоспособности предприятий на региональном продовольственном рынке.

Объектом исследования выступают сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия региона.

Методологическая и информационная база исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблематике.

Информационную основу исследования составили правовые и нормативные документы, материалы и отчеты государственных органов и научных учреждений, специальная литература, а также результаты монографических и социологических исследований, проведенных как самим автором, так и в сотрудничестве с другими исследователями.

Многоплановость работы привела к необходимости применения различных методов и приемов исследования: сравнения, экономического анализа, статистических группировок, выборочных обследований, корреляционного анализа, анкетных и экспертных опросов и др.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе получены следующие теоретические и практические результаты, определяющие научную новизну и являющиеся предметом защиты:

•уточнена сущность и определены особенности условий и методов повышения конкурентоспособности предприятий в процессе развития рыночных отношений, развиты отдельные элементы понятийного аппарата;

•развиты теоретические подходы к формированию эффективных методов повышения конкурентоспособности предприятий аграрной сферы экономики;

•обоснован и исследован комплекс характеристик современного состояния управления конкурентоспособностью предприятий регионального АПК;

•выявлена и систематизирована основная совокупность организационно-экономических факторов, определяющих динамику развития конкуренции в аграрной сфере экономики;

•предложена концепция h разработан механизм становления и развития конкурентной среды в аграрной сфере в условиях сохраняющейся её нестабильности;

• предложена методика управления уровнем конкурентоспособности предприятий на региональном продовольственном рынке.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в диссертации положения и полученные результаты создают теоретическую и практическую основу организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий в агропромышленном комплексе региона в условиях его реформирования.

Полученные выводы и рекомендации могут применяться в различных регионах страны для создания эффективных систем управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов, функционирующих на развивающихся продовольственных рынках.

Апробация работы. Основные результаты выполненного диссертационного исследования изложены и получили одобрение на научно-практических конференциях различного уровня. Кроме того, результаты исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом 1,84 печатных листа.

Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Результаты исследования показывают, что темпы роста сырьевого рынка резко отстают от темпов потребления готовой продукции. Фактически на протяжении ряда лет наблюдается рост дефицита сырья для молочного производства, это связано с конкурентной борьбой за поставщиков и непредсказуемый рос цен на сырье. Все это не дает возможности планировать рост выпускаемой предприятием продукции. В связи основными тенденциями на сырьевом рынке и рынке готовой продукции хозяйствующим субъектам можно сформулировать основную маркетинговую задачу: сохранение и увеличение достигнутых рубежей в объемах выпускаемой продукции при повышении объема в денежном выражении за счет сокращения выпуска низкоприбыльной продукции и увеличения выпуска высококачественной продукции.

С 2001 года наблюдается положительная тенденция роста производства основных видов продовольствия. Тем не менее, в течение последующей пятилетки вряд ли удастся достигнуть уровня производства молока 1990 года. Согласно оценкам компании Tetra Рак, объем рынка молочной продукции в 2006 году в целом составит 10,62 млрд. литров, из которых 50% (5,31 млрд. литров) приходится на долю упакованного молока. Различные категории молочной продукции развиваются различными темпами. Следует отметить, что рынок молока не отличается большой динамичностью, но все же структурно меняется. Наблюдается постепенное сокращение, доли разливного молока, рост же рынка происходит в основном за счет упакованного.

По данным Госкомстата России, увеличение реальных доходов населения в 2005 году по сравнению с 2003 годом составил 13,3%. Таким образом, наращивание объемов производства большинства видов молочной продукции в ближайшей перспективе, вызвано в значительной степени сохранением тенденции роста реальных доходов населения и повышением, в связи с этим, его покупательной способности, а также повышением уровня конкурентоспособности и предприятий — «сырьевиков» и перерабатывающих предприятий.

Наши исследования позволяют утверждать, что конкурентоспособность предприятия определяется, прежде всего, его потенциалом, который должен позволять удерживать или расширять занимаемую рыночную долю в условиях рыночной состязательности. Производственный потенциал предприятия это комплекс его ресурсов и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество на рынке.

Изучение ситуации показывает, что все сельскохозяйственные предприятия Ленинградской области по их конкурентным позициям можно подразделить на три группы: ведущие, устойчивые, слабые. По такому важнейшему показателю молочной подотрасли как удой, в число слабых нами были отнесены хозяйства имеющие надой до 3000 кг (табл. 6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время развитие реформ и стабилизация российской экономики направлены, прежде всего, на изменение имущественных отношений, которые предусматривают устранение государственной монополии и формирование конкурентной среды, в том числе и в АПК. Переход к рыночной экономике поставил новые проблемы перед хозяйствующими субъектами, которые стали испытывать затруднения в финансировании, кредитовании, организации продвижения товаров к потребителю, в анализе и учете рыночной конъюнктуры, изучении спроса и предложения, планировании производства в соответствии со спросом и предложением. Сравнительно высокая степень нерешенности этих вопросов ведет к снижению динамики развития сельскохозяйственного производства и его эффективности. В серьезной проработке нуждаются вопросы управления уровнем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в целях развития и обеспечения экономической безопасности продовольственных рынков и регионов и страны в целом.

Исследования тенденции развития аграрной сферы в период 1990;2005 г. г. показывает, что предприятия стремятся сделать сырьевые и продовольственные рынки менее конкурентными. Для этого требуется изменить условия, которые позволят сформировать более благоприятную рыночную среду. Среди возможных способов — рост размеров предприятий, консолидация маркетинга, меры по совместному контролю и регулированию производства и потока продукции на рынках, формирование эффективного механизма управления конкурентоспособностью. В этой области достигнуты некоторые успехи, но большинство предприятий, особенно производителей сырья, все еще крайне неумело регулируют свое рыночное поведение.

Комплексное изучение проблемы позволяет определить ключевые этапы и технологию управления конкурентоспособностью предприятий, которая должна включать:

•постановку цели и задач по конкурентной позиции предприятия;

• анализ конъюнктуры рынка и конкурентной среды;

• оценку уровня конкурентоспособности предприятия и его продукции;

•управление конкурентоспособностью предприятия (разработка конкурентной политики).

Сложные конкурентные условия в аграрной сфере ведут к тому, что цены на продукцию держатся близко к издержкам производства (низкий уровень рентабельности). Данная проблема имеет два аспекта. С одной стороны, снижающиеся цены на сельскохозяйственную продукцию будут не столь опасными для производителей, если они сумеют приспособить производство к этим изменениям. Но увеличившаяся зависимость сельскохозяйственных производителей от поставщиков средств производства и переработчиков оставляет им слишком малый запас времени на адаптацию к падающим ценам. С другой стороны, увеличивающиеся цены на конечную продовольственную продукцию могут повышать доходность хозяйств и стимулировать подъём цен на факторы производства, особенно на пахотные земли.

Исследования показывают, что характер и интенсивность конкуренции во многом определяются конъюнктурной динамикой на продовольственном рынке и, прежде всего на региональном.

Основная тенденция рынка молочных продуктов в целом — постепенный рост объемов потребляемых молочных продуктов в связи с растущими доходами населения. Рынок начинает отдавать предпочтение высококачественным и относительно дорогим продуктам. Сегмент дешевых молочных продуктов так же растет, но темпы этого роста значительно уступают темпам роста сегмента ориентированного на потребителей со средними и выше среднего доходами.

В настоящее время, несмотря на то, что идет устойчивое насыщение рынка молочной продукцией, состояние неопределенности развития все же сохраняется. Любые резкие колебания (вероятность которых все еще остается) отразятся и на рынке молочных продуктов. Наши исследования показали, что не все рыночные изменения зависят только от производителей и продавцов. Повлиять на изменения конъюнктуры могут и внешние факторы:

•изменения в доходах потребителей;

•возможное снижение цен на товары — субституты (заменители);

• изменение налоговой системы и прочие меры государственного регулирования.

К сожалению, темпы роста сырьевого рынка (в частности молочного) резко отстают от темпов потребления готового продукта. Фактически, на протяжении ряда лет наблюдается рост дефицита сырья для молочной промышленности, усиление конкурентной борьбы за поставщиков и непредсказуемый рост цен на сырье.

Для производителей сырья к числу важнейших факторов, определяющих их конкурентное преимущество, относится состояние производственного потенциала, которое измеряется количественно-качественными показателями производственной деятельности. Они характеризуют рыночные возможности предприятия, с точки зрения рыночной доли, повышения качества выпускаемой продукции, маневрирования в ценообразовании, т. е. определяет потенциал конкурентоспособности. Последний затем должен быть реализован через соответствующие маркетинговые стратегии.

Анализ ситуации показывает большой разброс численности сельскохозяйственных предприятий по конкурентным позициям и необходимость их систематизации и группировки для более эффективного управления этим процессом.

Расчеты дают основания утверждать, что в период 2000;2005 г. г. конкурентная ситуация несколько меняется. В 5 из 17 районов Ленинградской области сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством молока индекс относительной конкурентоспособности снизился на 0,02−0,18. В хозяйствах 5 районов на 0,01−0,04 понизился коэффициент позиционной конкурентоспособности. Остальные предприятия остались на прежних позициях или даже несколько их укрепили. По отношению к периоду 1997;2000 гг удельный вес слабых хозяйств сократился на 13,7% (с 27,8 до 14,1%), заметно возросла доля предприятий входящих в лидирующую группу — с 19,0 до 31,9%).

В ходе исследования были выявлены направления, по которым предприятиям могут наращивать конкурентные преимущества за счет:

•точечной социальной и производственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей расположенных в особо неблагоприятных условиях Ленинградской области (северо — восток);

•минимально необходимой поддержки производственного функционирования предприятий в период проведения посевных и уборочных работ;

• обеспечения развития производств или отраслей, особо значимых для повышения рентабельности большинства хозяйств области;

•обеспечения необходимых финансовых условий для перехода к рентабельному производству значительного количества предприятий, а в перспективе — их основной массы (в том числе с помощью поддержки кредитования, страхования урожаев);

• содействия ускоренному развитию наиболее конкурентоспособных видов продукции региона путем поддержки внедрения новых технологий;

•повышения уровня доходности предприятий путем субсидирования части затрат на производство основных видов сельскохозяйственной продукции.

Изучение проблемы подтверждает вывод о том, что для Санкт-Петербурга и региона особо важным условием является начало новой стадии наступления зарубежных конкурентов. Регион стоит перед перспективой резкого обострения борьбы за сырьевые ресурсы и ценовой войны на сбытовом рынке. Все это не дает возможности планировать рост выпускаемой на 2006;2008 годы более чем на 3−4% в год.

В целом исследования показали, что факторов, способных повлиять на изменение конъюнктуры, много, и предугадать, какой из них станет ключевым крайне трудно. Тем не менее, спрос на молочную продукцию увеличивается, что в основном связано с ростом доходов потребителей. Прогресс очевиден, и, по всей видимости, эта тенденция сохранится.

Для ОАО «Петмол», который являлся базовым объектом исследования, важнейшей проблемой остается нестабильность спроса. Наиболее ощутимые колебания имеют сезонный характер (зимой спрос выше, летом ниже).

Выявленная нами тенденция спада спроса на продукцию вызывает необходимость его прогноза и оценки в будущем, т. е. повышает ценность обоснованного предвидения ожидаемой рыночной ситуации в зависимости от множества конъюнктурообразующих факторов. Для этих целей могут быть использованы различные оценочные методы.

Прогнозные расчеты, сделанные на основе балльной оценки факторов, влияющих на объемы продаж молока ОАО «Петмол» в настоящее время и в перспективе показывают, что его доля может увеличиться почти на 20% и составить 63,4% в 2006 г.

Оценка ситуации дает основания констатировать, что рост доли ОАО «Петмол» на рынке, кроме независящих от него факторов, будет обеспечивать собственным воздействием на основе маркетинговых мероприятий.

Комплексное исследование проблемы на сырьевом рынке и рынке готовой продукции позволяет сформулировать основную стратегическую маркетинговую цель предприятий на ближайшую перспективу: сохранение достигнутых рубежей в объемах выпускаемой продукции при повышении объема в денежном выражении за счет сокращения выпуска низкоприбыльной продукции и увеличения выпуска высококачественной и высокоприбыльной продукции. Использование конкурентных преимуществ выпускаемой предприятием продукции для расширения представленности в сегментах, где конкуренция ниже. Стабилизация положения в сегментах, на которые направлены основные усилия конкурентов. Развитие и совершенствование работы с каналами дистрибуции.

В системе управления конкурентоспособностью ОАО «Петмол» основные усилия в области совершенствования ассортимента выпускаемой продукции необходимо сконцентрировать на:

• продвижении и расширении существующих брэндов ОАО «Петмол», таких ТМ как: «Петмол», «Доктор Петмол», «Простоквашино», «Тема», «Сочок», «Чизано».

• создании и развитии новых ТМ высококачественных и относительно дорогих молочных продуктов с использованием новых видов упаковки (тетра-пак и бутылка в том числе).

• повышении рентабельности производства традиционных видов продукции за счет внедрения новых видов упаковки (облегченный стакан).

• развитии наиболее рентабельных «семей» продуктов (в том числе создание единого и динамичного брэнда плавленых сыров).

• разработке и внедрении принципиально новых продуктов, отсутствующих у конкурентов (в т.ч. адаптация и выпуск обогащенных молочных продуктов).

Наряду с этим следует поддерживать и укреплять имидж предприятия ОАО «Петмол» — лидера отечественной молочной отрасли Северо-Западного региона России.

Требуется также проведение последовательной ценовой политики ОАО «Петмол», предполагающей учет следующих основных ценообразующих факторов:

•рыночная среда;

•потребители продукции (сегментация рынка и, политика продвижения брэндов);

•сезонность продаж;

•субъекты товародвижения (учет интересов дистрибьюторов). Ценовая политика предприятия должна направляться на решение следующих задач:

•увеличение доли рынка (в денежном выражении) — • обеспечение необходимой нормы прибыли.

Для определения сбытового потенциала и построения маркетинговой политики ОАО «Петмол» предлагается использовать маржинальный анализ продаж, в основе которого лежит маржинальный доход. Он позволяет достаточно точно определять взаимосвязанные объемы продаж, их структуру и цены на продукцию с учетом конкуренции, емкости рынка и возможностей производственного процесса.

Нам представляется, что реализация выработанных рекомендаций и предложений может стать одним из факторов, способствующих более динамичному и результативному регулированию рыночной деятельности аграрных предприятий региона, и посредством этого положительно влиять на стабилизацию ситуации в АПК в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика: — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  2. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // МЭМО.- 2000.-№ 3.
  3. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. М., Изд-во «Прогресс-Академия», 1994. с. 12.
  4. Т., Серегина С. Концепция рациональных ожиданий и эффективность макроэкономической политики. / Российский экономический журнал, 1996, № 10.
  5. А. Предпринимательство в России. Власть, 1995,1.
  6. В.Д. Россия экономический и инвестиционный потенциал. М.: ОАО «Издательство «Экономика», Нац. Фонд подготовки кадров, 1999. с. 21.
  7. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия). / Вопросы экономики, 1996, № 9.
  8. А.И. Наука-Техника-Экономика. М., Экономика, 1989. с. 167.
  9. Н.И., Половинкин П. Д., Сахаров Ю. В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. СПб., изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  10. А.Н., Головач Л. Г., Глущенко В. Ф., Краюхин Г. А. Экономика предприятия, СПб: ГИЭА, 2000.
  11. Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., 1999.
  12. Г., Сёмин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров. / Маркетинг, 1998, № 4.
  13. Н.В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства. СПб., изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  14. Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Л. 1990.
  15. Г. Л., Богданова Е. Л. Маркетинг-статистика. СПб., 1999.
  16. Г. Л. Маркетинг. Словарь. СПб., изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  17. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн А. Маркетинг. Учебник. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  18. Е. Точки Лаффера и их количественная оценка. М., МэиМО, 1997, № 12.
  19. Д.И., Валдайцев С. В. Практический маркетинг: как создаются коммерчески успешные товары и услуги. Л., 1991.
  20. С. А. История экономических учений в вопросах и ответах. М., Юристь, 1998.
  21. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Т.П.М., 1994. с. 500.
  22. B.C., Югов Ю. Г. Основы маркетинга в сельском хозяйстве. Пермь, 1995.
  23. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. СПб, «Экономистъ», 2005.
  24. С.Г., Маслова Т. Д. Маркетинговая деятельность. Субъекты. Функции. Виды. Организация. СПб., 1997
  25. М. и др. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Русский экономический журнал. 1998. -№ 3.
  26. И.Н. Маркетинг и международное дело.-М.: Внешторгиздат, 1990.
  27. А.П., Глухов В. В., Григорьев Ю. П. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие (под ред. Градова А.П.) Изд. 4-е, перераб. М: СпецЛит, 2003 г.
  28. Дж. К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. М.:Экономика, 1991.
  29. Е.А. Конкурентоспособность промышленной продукции СПб. — СПУЭИФ.- 1991.- с. 65.
  30. Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М., 1993.
  31. А.В. Стратегический маркетинг. М., 1998.
  32. Г. В., Оленичева С. А. Некоторые вопросы организации маркетинговой деятельности в сельском хозяйстве. Н. Новгород, 1996.
  33. Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?/ Российский экономический журнал, 1997, № 9.
  34. Р. Сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция в пореформенной России. / Российский экономический журнал, 1998, № 4.
  35. В. Толковый словарь живого великого русского языка. М- 1995, т.2, с. 151.
  36. Н. Совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. — № 4.
  37. Д. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.
  38. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1995.
  39. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика. СПб, Литера-плюс, 1997. с. 146−151.
  40. М.Г. Маркетинг в МСИСО серии РООО//Стандарт и качество.-1989-№ 6.-с.21−26- Основы внешнеэкономических знаний/ Под редакцией Флинского.-М.: Международные отношения, 1990.- с. 560.
  41. Н. Маркетинг в сфере производственно-технического обслуживания в сельском хозяйстве. // Экономика сельского хозяйства России. 1994., № 10.
  42. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: СП «БукЧембер Интернешнл», 1992. с. 41.
  43. И.И. Подходы к оценке конкурентоспособности товарной продукции на региональных продовольственных ранках // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 1999.-№ 12.
  44. Л., Москалев М. Концепция занятости сельского населения // АПК: экономика и управление. 1998.- № 3.
  45. В.И. Валютный курс и паритет покупательной способности как факторы конкурентоспособности // Вопросы статистики -2000,-№ 5.
  46. В.М. Пути развития пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях экономической реформы.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. -№ 8.
  47. Жих Е. М. Маркетинг: как завоевать рынок. Л., 1991.
  48. П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 1995. — № 12.
  49. П.С. Конкуренция неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг.- 1997.- № 5.
  50. П.С. Формула успеха: маркетинг. СПб., 1996.
  51. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300−1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)
  52. Е.В., Гонгавов С. В. Агромаркетинг. Воронеж. 1999.
  53. В., Семенов И. О сущности стратегического маркетинга. /РЭЖ. 1997. № 3.
  54. А. Г. АПК механизм рыночной экономики.- М.- ВО Агропроиздат, — 1992.
  55. С. Государственное регулирование // Вопросы экономики- 2000.- № 8.
  56. Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал 1995.- № 11.
  57. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика. -М.: Прогресс, 1982. с. 264.
  58. И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001 с. 539.
  59. Г., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал — 1998.- № 3.
  60. Г., Михайлов Д. Антимонопольное законодательство жесткое регулирование процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал — 1998. — № 12.
  61. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М, 1998.
  62. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. Кн. 2. М.: АОЗТ, 1996.-с. 101.
  63. В. М. Конкуренция ее сущность, виды и роль в механизме функционирования классического рынка // Основы современной экономики М.- 1998.- с. 126
  64. Конкурентная политика в РФ: конкуренция и антимонопольное регулирование М.- 1999.- с. 109.
  65. В. Коровкин, С. Талдыкин Сотрудничество Франции и России в сфере АПК.// Международный сельскохозяйственный журнал.-1999.-№ 4.
  66. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ., Бизнес-книга, М., 1995.
  67. Ф. Управление маркетингом. Экономика., М., 1980.
  68. Ф., Келлер K.J1. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ., Спб, Питер, 2006.
  69. Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз- Пер. с англ. Б. Пинскера- Науч. ред. Р. Капелюшников. М.: Дело, 1993.
  70. Т., Янг Т Сельскохозяйственная экономика рынок и цена. — М.-ВО Агропромиздат.- 1992.
  71. Л.И. Анализ финансового состояния предприятия. М., 1994.
  72. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание.- СПб: ГИЭА, 2003.
  73. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. М., 1999.
  74. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу. М., 1995.
  75. В.В., Минаев Д. В., Немчин A.M. и др. Маркетинг. Учебное пособие, под. ред. A.M. Немчина, Д. В. Минаева. СПб, «Бизнес-пресса» 2001.
  76. Г. Факторы народнохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. 1998,-№ 1.
  77. С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М., 1989.
  78. В.Г., Краюхин Г. А., ред. Управление затратами на предприятии: Учеб. пособие для вузов. Изд. 3 перераб. и доп. Издательство: СПб.: Бизнес-пресса, 2006.
  79. И. и др. Конкурентная стратегия фирмы // Вопросы экономики. 1998.- № 9.- с. 87.
  80. В. Г. Интересы участников продовольственного рынка и отраслевые союзы // Аграрная наука 2000, — № 3.
  81. В.Г. Квотирование как метод регулирования аграрного рынка //Общество и экономика 1998. — № 4−5.
  82. Ю.А. Устойчивость развития продовольственного комплекса: экономические и организационные основы, государственное регулирование. Автореферат дис. на соискание уч. степени канд. эконом, наук. М., 1998.
  83. К., Брю С. Экономика: принципы, проблемы и политика. М., 1992.
  84. Макконел Кемпбелл Р., Брю Л. Стенли. Экономикс. Т. 1. -Таллинн, 1992. — с. 52.
  85. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. М., 1996.
  86. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М. Новосибирск, ИНФРА-М — Сибирское соглашение, 1999. с. 3947.
  87. К., Энгельс Ф., соч., т. 46, ч. 1, — с. 391.
  88. К., Энгельс Ф., соч., соч., т. 4, — с. 161.
  89. А. Принципы политической экономии, 1890. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с.227−256.
  90. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг.- СПб, Изд-во: Питер, 2006 год93.
  91. Л. Человеческое действие. 1949. Цит. по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 320−342.
  92. Д. Экономическая политика при возврате к мобилизационной модели развития. / Российский экономический журнал, 1998, № 4.
  93. В. О роли маркетинга в деятельности предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом. 1997 № 7.
  94. Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке. М., 1994.
  95. С.Б. Финансово-кредитная инфраструктура продовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий 2000.- № 3
  96. С.Б., Осканов А. Б. Государственное управление АПК и регулирование продовольственных рынков // Аграрная наука 1999. — № 1.
  97. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учебное пособие. СПб., 1997. — с. 259.
  98. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий за 1999−2003г.М.: Минсельхоз РФ, 2004, с. 402.
  99. Основные показатели агропромышленного комплекса Ленинградской области в 2005 году. СПб., Комитет по АПК, 2006-, с. 26.
  100. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий за 1999−2003гг. Стат. сборник./МинсельхозРФ-М. :-2004.
  101. К. Рыночные отношения принципы, методы, перспективы //Общество и экономика 1999. -№ 12.
  102. В. Учебник политической экономии. 1906 г. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 264.
  103. Т., Кубалова Э. Региональный подход к сегментированию рынка сложной электронной техники. / Маркетинг, 1999, № 3.
  104. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирм. М., 1998.
  105. Н.А. Управление агропромышленным производством. М., 1998.
  106. Политика конкуренции в сфере внешнеэкономической деятельности // конкуренция и антимонопольное регулирование М.- 1999.-с. 276.
  107. П.Д. Экономические и организационные основы предпринимательства в рыночном хозяйстве России. В кн.: «Экономика предпринимательства. Курс лекций. Учебное пособие». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  108. П.Д., Зозулюк А. В. Хозяйственный риск в предпринимательской деятельности. В кн.: «Экономика предпринимательства. Курс лекций. Учебное пособие». М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. с.144−161.
  109. В.П.- Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. Учеб. пособие для студентов вузов. СПб. Изд-во Питер, 2001.
  110. М. Международная конкуренция. М.- Международные отношения.-1993.- с. 52−53, 296.
  111. Под ред. Грязновой А. Г. Антикризисный менеджмент. М., Изд-во ЭКМОС, 1999. с.106−158.
  112. Т.Г. Место конкурентоспособности товаров и стратегия маркетинга. / Проблемы региональной экономики, 1997, № 5.
  113. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М., 1993.
  114. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Рук. авт. колл. Д. С. Львов. Отдел экономики РАН- науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика». М., ОАО «Издательство «Экономика», 1999. с. 56−59, 70−73.
  115. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. -М.-Прогресс.- 1986.- с. 332
  116. Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Авт. Д.Рикардо. Москва: Политиздат, 1955.
  117. Г. А. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период // Аграрная наука 1999. — № 7.
  118. JT. Как разработать товарную стратегию фирмы. / Вести московского университета. 1995. № 3.
  119. Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров // ЭКО 2000.- № 4.
  120. Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Минск, 1998.
  121. П. Экономика. М, — НПО «Альгон ВНИИСИ». -1992-с. 334.
  122. . Инновация как средство экономического развития. М.-Прогресс.- 1990.
  123. В.Т. Рынок в системе маркетинга. // Бух. Учет. 1992 № 9,12.
  124. Сей Ж.-Б. Трактат о политической экономии, 1803. Цит по: «25 ключевых книг по экономике». Изд-во «Урал LTD», 1999. с. 92.
  125. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. -№ 7. — с.45−66.
  126. В. Конкуренция и конкурентоспособность: Основные понятия // Стандарты и качество. 2000. — № 4. — с.54−59. — Библиогр.: с. 59.
  127. А. Исследования о природе и причинах богатства народов, пер. с англ. М., Ось-89, 1997.
  128. В.В. Региональные особенности рынков рыбной продукции. В сб.: «На рубеже тысячелетий: экономические проблемы реформирования России». / Под общ. ред. С. П. Кукуры. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  129. Дж.Дж. Теория олигополии. В кн.: «Теория фирмы». СПб., Экономическая школа, 1995. с.371−401.
  130. Дж.Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены. В кн.: «Теория фирмы». СПб., Экономическая школа, 1995, с.402−431.
  131. Дж.Дж. Экономическая теория информации. В кн. «Теория фирмы». СПб., Экономическая школа, 1995.
  132. Е.С. Финансы маркетинга. М., 1994.
  133. В.И. и др. Опыт борьбы с монополизмом на региональных рынках продовольствия.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 7.
  134. Т.К., Петровская В. А. Технология переработки, хранения и маркетинг продукции животноводства. Владикавказ, 1998.
  135. Толковый словарь рыночной экономики. Изд. 2-е доп. М.: Глория, 1993.
  136. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Перевод с английского. «Юнити», 1998 г.
  137. А. А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа. Издание 12-ое. Изд-во Вильяме, М, 2005 г.
  138. В.А. Управление системами предпринимательства, маркетинга и их информационное обеспечение. М., 1997.
  139. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Санкт-Петербург, — Экономическая школа. -1995.- с. 431.
  140. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб., 1992.
  141. В .Я. Аграрная реформа и судьба крестьянства//Аграр. наука.-1996. № 4.
  142. Управление качеством: Учебник для вузов / Семенова Е. И., Коротнев В. Д, М.: Колос, 2003 с. 183.
  143. И.Г. Рыночные отношения в агропромышленном производстве России // АПК: экономика и управление. 1997. — N 2. — с. 2632.
  144. И.Г. Аграрная реформа и проблемы развития кооперации в АПК России на современном этапе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996,-№ 10.
  145. И.Г., Решетняк В. и др. Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях // Под. ред. Ушачева И. Г. -М., 1983.
  146. И.Г. Развитие интеграционных процессов в АПК стран СНГ // Экономика сельского хозяйства России. -1997.-№ 8.
  147. И. АПК: политика стабилизации и экономического роста //Экономист,-2000.-№ 3.
  148. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Уч. пособие для вузов. М.: Инфро — М, 2000 — с. 311.
  149. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г.).
  150. Ю. Границы планового воздействия на хозяйственную деятельность // Экономист. 1993.- № 8.
  151. Э., Тойсфен JL, Бсекен Т., Энгельс М., Лешанн П. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства//Пробл. теории и практики упр. 1996. — № 4.
  152. . Ф. Конкуренция как процедура открытия.// Мировая экономика и международные отношения,-1989.-№ 12.
  153. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.- Финансы и статистика.- 1992.
  154. П. Экономический образ мышления Пер.с англ.-М.- Дело.1993.
  155. В. Аграрный кризис преодолен // Экономика сельского хозяйства России. -1997.-№ 7.
  156. Ю. Международная продовольственная безопасность и интересы России // АПК: экономика, управление. -1996.-№ 2.
  157. Ю.А. Эффективный агромаркетинг. М., 1994.
  158. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.- Прогресс.- 1959.- с. 128.
  159. С.Р., Сафонов Г. В. Продуктовый портфель мясоперерабатывающего предприятия: особенности принятия решений //. Маркетинг в России и за рубежом, 2002, — № 4.
  160. А.Н. Информационная система как фактор конкурентоспособности. Вологда, 1996.-е. 176
  161. В. Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. — № 4.
  162. А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции / Ин-т «Открытое общество». М.: ИЧП «Издательство магистр». 1997. — 55с.
  163. А.В. Экономика, управление качеством и конкурентоспособностью продукции АПК. СПб.- Пушкин: СПбГАУ, 2003. -с. 279.
  164. Эванс Дж, Р., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.
  165. Экономика Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Аналитическая информация.- СПб. Петербургкомстат.-2004.
  166. А. А., Кукура С. П. Предпринимательство в производственной сфере основное направление экономических преобразований в России. Электронная промышленность: экономика и коммерция. 1998, №№ 3−4.
  167. А. А. Взаимоотношение государства и предпринимательских структур. В сб.: «На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
  168. К. Дж. К теории ценового приспособления. В кн.: «Теория фирмы». Под ред. Гальперина В. М. С-Пб., Экономическая школа, 1995. с. 432−447.
Заполнить форму текущей работой