Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторический опыт становления системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике в 1991-2007 гг. (на примере г. Москвы)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность Москвы, как субъекты РФ заключается в том, что уровень социальной защиты москвичей существенно выше, чем в целом по Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено не только экономическими возможностями российской столицы, но и отношением московских городских властей к вопросам социальной поддержки населения. С самого начала функционирования Москвы как столицы РФ, именно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Эволюция нормативно-правовых оснований разработки и реализации концепций деятельности органов государственной власти РФ и Москвы в сфере социальной защиты населения в 1991гг
  • Раздел 2. Становление и развитие институтов социальной защиты населения г. Москвы
  • Раздел 3. Основные этапы деятельности Правительства Москвы в социальной сфере

Исторический опыт становления системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике в 1991-2007 гг. (на примере г. Москвы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С начала 1990;х годов прошлого столетия Россия вступила на путь рыночных реформ и трансформации политической системы. Смена исторических ориентиров, основ экономического и общественно-политического развития обострила системный кризис в государстве. Разрушение экономики повлекло за собой снижение уровня благосостояния значительной части населения, обнажило острейшие проблемы жизни общества. Вследствие изменений, имевших место в социальной сфере, усиления имущественного расслоения и утраты ценностных ориентаций, наблюдался устойчивый рост численности нуждающихся в социальной защите. Такие категории граждан, как пенсионеры, инвалиды, неполные семьи, безнадзорные детинесовершеннолетние правонарушители, а также малообеспеченные, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные оказались на грани выживания. Однако возможности государства позволяли в начале 90-х гг. оказывать лишь адресную социальную помощь, причём в минимальных размерах. Более того, что активная адресная социальная помощь зачастую оказывалась востребованной и со стороны трудоспособных граждан, занятых, прежде всего, в бюджетной сфере. Все это происходило на фоне сокращения государственных расходов на здравоохранение, образование, сворачивания сферы бытового обслуживания.

Провозглашенная в рассматриваемый период политика была направлена на построение социального государства, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, государственную поддержку различных категорий нуждающихся, что требовало развития новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы. Ориентация на практические нужды этих групп населения потребовала изменения приоритетов в области социальной защиты, направлениях работы отрасли, ее организационных структур, форм и методов помощи людям.

Таким образом, исторический опыт формирования отечественной модели социальной деятельности в условиях происходящих на современном этапе изменений имеет чрезвычайно важное значение. Научное познание социальных проблем постсоветского российского общества требует углубленной системно-исторической интерпретации в рамках социальной истории и исторической практики.

Актуальность рассматриваемой темы обусловливается рядом факторов:

Во-первых, сложными и противоречивыми процессами становления и развития социальной защиты населения в условиях нового этапа становления государственности 1991;2007 гг.

Во-вторых, новыми требованиями к качеству предоставляемых услуг в сфере социальной защиты, появлением новых направлений социальной защиты, призванных удовлетворить потребности всех нуждающихся слоёв населения.

В-третьих, необходимостью всестороннего и объективного изучения и систематизации исторического опыта формирования системы социальной защиты населения, как института, государства, прежде всего для решения таких важнейших вопросов, как определение целей, задач для дальнейшего развития института социальной защиты.

В-четвёртых, недостаточной разработанностью данной проблемы в исторической и социальных науках, а также проблемами в нормативно-правовой базе, регламентирующей социальную деятельность органов государственного управления регионов России.

Степень изученности темы. Анализ процессов, происходивших в рамках системы социальной защиты последнего десятилетия прошлого века, позволил выявить тенденции, проблемы и возможности ее организации, проследить исторические факторы и динамику изменений в ее структуре и деятельности, выявить тенденции и определить возможности дальнейшего развития этого института, проанализировать его влияние на эволюцию российского социума в целом.

Современные сложные и противоречивые процессы привлекали внимание многих отечественных исследователей, которые в своих трудах осуществляли попытки интерпретации социально-экономической модернизации российского общества, ее духовных и социокультурных последствий,.

К исследованию проблем становления и развития социальной защиты населения г. Москвы обращались историки, правоведы, политологи, социологи, ученые и специалисты других отраслей знаний. Анализ научных работ, посвященных периоду оформления и становления отечественной модели социальной работы в 1991;2007;е гг. позволяет выделить несколько направлений в ее исследовании: ревизионистские, модернистские и критико-аналитические Общая идея в рамках этих подходов заключалась в том, что структурное и содержательное оформление системы социальной защиты было обусловлено в основном экономическими трансформациями, реформированием прежних форм поддержки населения в условиях изменений общественных отношений.

Анализ сложившихся в России институтов социальной помощи в 1990;е годы позволил показать исторические процессы, влияющие на оформление и становление новой системы социальной защиты и поддержки. Однако попытки осмысления исторических тенденций, проявляющихся как на уровне социума в целом, так и на уровне Российского государства в исследуемый кризисный период в частности, могли быть связаны с изучением процесса изменения методов работы институтов социальной помощи, обстоятельств воздействующих на данный процесс.

В отечественной историографии исследуемой темы можно выделить три периода: 1991;1996 гг., 1997;2000 гг., 2001 — 2007 гг.

Проблемы истории социальной защиты обозначены отечественными историками в контексте Российской государственности XX — начала XXI вв.

Ученые (историки, экономисты, социологи, политологи) едины во мнении в том, что социальная политика Российской Федерации на этапе реформ была недостаточно эффективной. Не отрицая того, что со стороны законодательной и исполнительной властей предпринимались меры к стабилизации социально-экономического положения, ученые убедительно показывают отсутствие четкой стратегической линии в социальной сфере. Социальная политика 1990;х годов, по образному выражению политиков, представляла собой «лоскутное одеяло», перетягиваемое с одной социальной группы населения на другое для «залатывания прорех». Это относится и к оплате за труд и к пособиям на детей и т. д.

После принятия в 1993 г. Конституции Российской Федерации, в которой государство объявлялось социальным, появились труды, исследующие общую концепцию и условия становления социального государства. Ученые вели поиск более полного определения «социального государства» и пришли к выводу, что смысл его в социальной защищенности каждого гражданина, всех социальных групп и прежде всего семьи. Такое государство призвано защищать социальные интересы граждан, обеспечивать соблюдение основных экономических, социальных и культурных прав личности1 (А.А. Данилов, Уткин А. И, В. И. Жуков, А.В. Пыжиков).

Данилов А. А. Политические реформы в России на рубеже XX — XXI вв. в свете исторического опыта страны // История и историки, 2005: Историогр. вести. -М., 2006. Реформирование России: от мифов к реальности/ Под ред. академика Г. В. Осипова. — М., т. 1−2, 2004; Уткин А. И. Россия в мировом сообществе.

Ч. 2. Региональные проблемы // Мир России. -2001; Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. Изд. 2-е, допол. — М., 1995; Он же. Россия. XX век. — М., 1996; Он же. Реформирование России: мифы и реальность / Институт социально-политических исследований РАН. — М., 2002; Пыжиков А. В. Административно-территориальное устройство России: история и современность. -M.: Олма-Пресс, 2003. Серебряков В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — M., 1996 и др.

Проблема организации и формирования социальной защиты населения в системном её освещении на всех этапах становления российской государственности с учётом имевшихся трудностей и противоречий социально-экономического развития общества нашла своё отражение в трудах 2 (В.И. Жукова, И. Г. Зайнышева, А. И. Ляшенко и других авторов.) Вопросы становления и эволюции организации социальной защиты в РФ стали предметом внимания (В.И. Жукова, Е. И. Холостовой, Т. Н. Болотиной и др.3) В целом ряде издания исследовались проблемы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов для системы социальной защиты населения в РФ. Особо отметим труды по истории развития учреждений социальной защиты населения (Т.Н. Болотина, О. И. Субаева, Е. А. Шуляренко и др.4).

Особое внимание в исследованиях ученых уделялось и уделяется изучению практики социальной защиты населения. Эти вопросы, будучи частью социальной политики государства, на современном этапе общественного развития выделились в самостоятельную отрасль научного знания. Ученые исследовали действенность новой системы социальной защиты, проанализировали выполнение федерального законодательства о социальном обслуживании населения. В 1990;х годах, как известно, получила развитие система социальных служб, которая оказывала.

Жуков, В.И. Социально-экономическая ситуация и социальная политика / В. И. Жуков. -М., 1994.-С. 89. Зайнышев, Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. -М., 1994. -487 сЛяшенко, А. И. Профессиональное становление социального работника (акмсологическое системное исследование) /.

A.И. Ляшенко. — Автореф. дис.канд. филос. наук. -М., 1993. -24с. Болотина, Т. Н. Организация, состояние и перспективы развития социальных служб в России на современном этапе. Лекция. / Т. Н. Болотина. — М, 1997. — 24 с., Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России / Е. И. Холостова. — М., 1995. — 88 с.

2 Жуков, В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985;2001 гг. / В. И. Жуков. — М, 2002. — 672 с. Болотина, Т. Н. Организация, состояние и перспективы развития социальных служб в России на современном этапе. Лекция. / Т. Н. Болотина. — М, 1997. — 24 с., Холостова Е. И. Генезис социальной работы в России / Е. И. Холостова. — М., 1995. — 88 с.- Болотина, Т. Н. Социальные службы в России и их деятельность: история и современность / Т. Н. Болотина, Р. В. Павлов. — М., 2001. — 108 с.

3Субаева, O.H. Становление системы социальной защиты населения Российской Федерации в 19 911 995 гг.: социально-исторические тенденции: Автореф. дисс. канд. ист. наук / O.H. Субаева. — М&bdquo- 1999. — 23с Шуляренко Е. А. Организация и становление социальной службы московского мегаполиса в 90-х годах XX века: автореферат дис. канд. ист. наук: 07.00.02 / Е.А. ШуляренкоМоск. гос. социал. ун-тнауч. рук.

B.И. Жуков.-N 1,2003.-20 с. социальные услуги выборочно, т. е. конкретным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, престарелым, нуждающимся семьям и др. На основании статистических данных по «физическому» состоянию населения РФ ученые делают вывод о необходимости существенного расширения сети социальных служб. Анализируется сложившаяся в России практика деятельности социальных учреждений, оказываемых ими услуг.'.

Проблемы истории социальной защиты обозначены отечественными историками в контексте современной российской государственности.

Изучению проблем социальной защиты населения непосредственно на примере г. Москвы, было уделено значительно меньше внимания. Отметим работы руководителей г. Москвы и, в частности: Ю. М. Лужкова, Л. И. Швецовой, И. К. Сырникова, В. Б. Зотова, А. В. Семененко, А. В. Порхунова и др. э В них затрагивались отдельные актуальные вопросы социальной защиты населения в г. Москве, социальной деятельности органов государственного и муниципального управления.

Изучение научных трудов, посвященных постановке социальной работы в РФ и Москве в рассматриваемый период, позволило нам сделать вывод о том, что предлагаемые в рамках данных исследований подходы, при всей своей значимости, не в полной мере учитывали особенности становления и эволюции системы социальной защиты г. Москвы в 1991;2007 гг. Комплексного исследования данной проблемы в современной историографии так и не было проведено.

Объект исследования составляет становление и эволюция системы социальной защиты населения РФ в 1991 по 2007 гт.

5 Лужков Ю. М. Эффективное управлениеоснова социально-экономического развития столицы // Москва. Управление развитием столичного мегаполиса.- М.: Голден-Би, 234 -С.8−11 Швецова Л. И. Себе и потомкам на память // Год Москвы.2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры,-М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003. С.79−90 Сырников И. К. Социальная защита населения как основная цель городской власти // Год Москвы.2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры.- М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003 — С.220−229. Зотов В. Б. Анализ реформы социальной сферы //Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития: материалы научно-практической конференции (26 октября 2005 года). Часть первая — М.: Моск.городск.ун-т управления Правительства Москвы, 2006;С.24−30. Семененко А. В. Развитие системы управления социальной защиты населения города Москвы и соотечественников за рубежом: На примере Фонда развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым»: Дисс. канд. экон. наук.-М, 2002 г.- 199с. Порхунов А. В. Современная сфера социальных услуг: структура, принципы и механизм функционирования //Труды МГУУ Правительства Москвы. Вып.7,2006;С.21−30.

Предметом исследования является становление и развитие системы социальной защиты населения г. Москвы в период с 1991 по 2007 гг., т. е. в условиях формирования рыночной экономики.

Цель диссертационного исследования заключается в анализе и оценке опыта деятельности органов власти Москвы по формированию совершенствованию системы социальной защиты населения в 1991 — 2007 гг.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— выявление основных этапов формирования социальной защиты населения г. Москвы;

— анализ и оценка нормативно-правовой базы систем социальной защиты населения РФ и г. Москвы на различных этапах её эволюции;

— исследование процесса становления и развития органов социальной защиты населения г. Москвы;

— анализ основных направлений социальной защиты населения г. Москвы в 1991;2007 гг.;

— обоснование рекомендаций по перспективному развитию системы социальной защиты, и определение возможных перспектив дальнейшего преобразования системы;

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность положений и идей, определяющих диалектико-материалистическое понимание истории, методологические принципы историзма и объективности, логического анализа общественно-политических явлений и процессов. Работа выполнена на базе комплексного использования системного, логического, проблемно-хронологического, историко-сравнительнош и ретроспективного методов.

Социальная политика государства и все составляющие социальной сферы общества рассматриваются в определенных хронологических рамках, во взаимообусловленности с другими явлениями и событиями, на общеисторическом современном фоне. Принцип историзма позволил проследить в развитии становление системы социальной защиты населения в г. Москве, выявить историческую последовательность происходящих в этой связи изменений, адекватность последних состоянию государства и общества, представить многоаспектность социальных вопросов и проблем на современном историческом этапе развития России. Становление и эволюция системы социальной защиты населения рассматривается с учетом конкретно-исторических условий функционирующей системы общества.

В исследовании проблем социальной защиты населения автор использовал логические методы исследования, сформировал свою методологию изучения социальной политики с учетом содержания теоретических концепций ученых, общественных деятелей, политических сил различной направленности. В диссертационной работе был проведен анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме.

Работа выполнена на основе комплекса изученных исторических источников, которые условно можно разделить на несколько групп: архивные материалы, официальные опубликованные документы, изданные отчеты, обзоры, статистические материалы, посвященные проблемам социальной защиты населения, а также материалы периодической печати.

Первую группу составляют архивные материалы. Особенность исследования заключается в том, что фонды основных архивов по рассматриваемым проблемам пока сформированы не в полной мере, поэтому основным источником информации стали текущие архивыв первую очередь, архив Департамента социальной защиты населения г. Москвы и его предшественника — Комитета социальной защиты населения г. Москвы.

Вторая группа источников представлена опубликованными официальными документамизаконодательными актами" органов государственной власти Российской Федерации и Правительства г. Москвы, органов местного самоуправления, законами, указами, постановлениями, решениями, распоряжениями законодательной власти, приказами, положениями, разъяснениями, информационными отчетами и комментариями исполнительных органов государственного и муниципального управления, иными документами.

Третья группа — монографии, научные труды. публикации выступлений ведущих специалистов в данной области.

Четвёртая группа — библиографические справочники, информационные материалы, в том числе отчеты государственных учреждений и частных, благотворительных обществ, официальные статистические данные.

Научная новизна исследования заключается в том, что;

— впервые на основе имеющихся источников и литературы дается комплексный анализ возникновения и исторического развития системы социальной защиты населения в г. Москве в 1991;2007 гг.;

— выделены этапы эволюции системы социальной защиты населения, прослежена динамика формирования государственных и негосударственных институтов социальной поддержки населения;

— впервые на диссертационном уровне предпринятапопытка системного анализа организации деятельности учреждений социальной сферы г. Москвы,.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней приведена обобщающая характеристика социальной инфраструктуры как России, так и Москвы в исследуемый период, прослежена история становления и развития социальной защиты населения. Результаты и научные выводы проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности служб социальной защиты населения в целях разработки комплексных методик и подходов к организации и осуществлению этой деятельности.

Материалы диссертации могут быть использованы: в учебном процессе образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов для системы социальной защиты населенияпри. подготовке научных исследований в обозначенной сферепри разработке учебных пособий по современной социальной истории г. Москвы, в процессе практической деятельности специалистами социальных служб.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и фактический материал исследования апробировались на научно-практических конференциях и семинарах: V-Научно-практической конференции студенческого научного общества Московского городского университета управления Правительства Москвы, на тему «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» (май 2007 г.).- Конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета (28 ноября 2007 г.) и др.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Социальная защита населения является важным фактором и условием национальной безопасности государства, и, требует к себе первоочередного внимания со стороны институтов государственной власти.

2. 1990;е годы стали важным периодом развития России на пути становления ее как социального государства. Это связано с формированием современной системы социального обслуживания, в том числе с возникновением и становлением института социальной работы, развитием государственных служб и учреждений социальной поддержки населения и негосударственной системы социальной защиты граждан.

3. В рамках освоения истории социальной работы по рассматриваемой проблеме диссертантом предлагается следующая периодизация:

Первый этап — 1991;1996 гг. — связанс распространением модели переходного периода, в рамках которого осуществлялось переструктурирование социальных, политических и экономических связей и отношений. Особенностью концепции государственной социальной поддержки этого времени является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии определили такие основные задачи, какусиление адресности социальной поддержки слабозащищенных групп населенияобеспечение основных социальных гарантийсдерживание массовой безработицыадаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов. На этом этапе основные направления социальной работы ограничивались оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, небольшим ростом числа учреждений социальной защиты населения;

Второй этап — 1997 — 2000 гг. — отмечен отходом от принципа выборочного, гарантированного государством уровня социальной защиты определённых категорий населения. Сложившаяся в это время комплексная система социального обеспечения начинает включать по сравнению с предыдущим этапом более широкий набор социальных мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь и поддержку оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Третий этап — 2001 — 2007 г. — характеризуется тем, что органы системы социальной защиты населения г. Москвы, наряду с ранее используемыми, овладевают новыми формами работы с инвалидами, пожилыми людьми, неблагополучными семьями, безнадзорными и беспризорными детьми. Работа, в целом, приобретает системный комплексный характер.

Структура работы подчинена достижению цели и решению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.

Выводы по 3 разделу:

1. В 1991;2007 гг. деятельность по социальной защите населения г. Москвы в своём развитии прошла ряд этапов: от становления до современного состояния, характеризуемого формированием стройной, разветвленной системы направлений, форм и методов работы с социально незащищёнными слоями населения, основанной на прочной правовой базе и накопленном предшествующем опыте.

2. Анализ показал, что основными приоритетами социальной защиты москвичей в исследуемый период были определены: а) социальная поддержка нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов, а также семьи, детства и отрочества. Для их реализации органами власти г. Москвы на плановой основе разрабатывались и осуществлялись комплексные мероприятия, позволившие, в целом, адаптировать социально незащищённые слои населения к условиям перехода к рыночной экономике.

3. Анализ и оценка мероприятий, осуществлявшихся Мэром и Правительством города Москвы, структурами социальной защиты населения, другими институтами в исследуемый период убедительно показали, что социальная деятельность органов власти и других институтов российской столицы основывалась на принципах финансовой обеспеченности плановых мероприятий, их адресной направленности, что позволило, в целом, обеспечить относительно приемлемый уровень жизнипенсионеров,-инвалидов, детей и других категорий населения, нуждающихся в поддержке государства.

В начальный период российской государственности совершенно оправданно акцент был сделан на преимущественную поддержку наиболее пострадавших слоёв населения: неработающих пенсионеров и инвалидов.

Впоследствии — к концу 1990;х. началу 2000;х гг. социально-экономические условия позволили осуществлять поддержку социально незащищённых слоев населения всех категорий в полном объёме.

Заключение

.

В процессе исследования проблемы становления и развития системы социальной защиты населения г. Москвы в 1991;2007 гг. получен ряд важных научных результатов. В частности, систематизированы и обобщены источники и историография проблемы, выявлены основные направления её исследования. Это позволило сделать вывод о целесообразности условного разделения процесса решения проблемы на три основных этапа: 1991;1996 гг., 1997;2000 гг., 2001 — 2007 гг. Каждый из указанных периодов имел свою качественную специфику в содержательном и организационно — методическом плане, что и стало, в конечном счёте, критерием периодизации.

В первой половине 1990;х годов был разработан системный подход к изучению проблем социальной защиты населения, являющихся составной частью социальной политики государства.

Историография по вопросам государственной социальной политики представлена обобщающими трудами и публикациями целого ряда исследователей. В них анализируется сущность, содержание, государственно-правовые основы современной социальной политики, ее взаимосвязь с экономикой периода реформирования России. В отдельных статьях монографиях рассматриваются вопросы формирования и реализации социальной политики в исследуемый период. Ценность этих работ заключается, — прежде всего в том, что в них вопросы социальной^ защиты освещаются комплексно, во взаимосвязи друг с другом.

Первый, этап социальной защиты населения г. Москвы, как столицы РФ, -1991;1995 гг. — характеризуется формированием модели социальной деятельности переходного периода. В рамках этого этапа осуществлялось переструктурирование социальных, политических и экономических связей и отношений. Особенностью концепции государственной социальной поддержки на данном этапе стала направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социальнополитические реалии определили такие основные задачи, как усиление адресности социальной поддержки слабозащищённых групп населенияобеспечение основных социальных гарантийсдерживание массовой безработицыадаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов. На этом этапе основные направления социальной работы ограничивались оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, значительным ростом числа учреждений социальной защиты населения;

Второй этап — 1996 — 2000 гг. — характеризовался отходом от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. Сложившаяся в это время комплексная система социального обеспечения начинает включать по сравнению с предыдущим этапом более широкий набор социальных мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь и поддержку категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальная защита начинает приобретать системный характер.

Третий этап (2001;2007 гт.) характеризуется эффективной и разветвлённой законодательной регламентацией социальной защиты всех слоёв населения г. Москвы. Одновременно была продолжена линия на квалифицированную эффективную поддержку наиболее социально ущемлённых категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи. На данном этапе Правительство Москвы реализовало целый ряд специальных Программ, сориентированных на поддержку детства и молодёжи, инвалидов и других слоёв населения.

Формирование и эволюция институтов, социальной защиты населения! г. Москвы характеризуется стремлением Правительства создать такую систему, которая бы, с одной' стороны охватывала все категории населения российской столицы, позволяла эффективно решать задачи, с другой была бы малозатратной. Данная задача была в целом, успешно реализована. В настоящее время система социальной помощи и поддержки в Москве функционирует и доказывает свою профпригодность.

В 1990;е — начале 2000 гг. формируются и развиваются приоритеты социальной защиты населения Москвы, совершенствуются её формы и методы. Уже со второй половины 1990;х годов постепенно происходит расширение спектра основных направлений социальной деятельности. Наблюдаются выраженные качественные скачки в развитии института социальной защиты населения, обусловленные как государственными инициативами в области социальной политики органов власти, так и переносом уже накопленного социального опыта на уровень разработки новых технологий. Одновременно пересматриваются правила и нормативы I социальной деятельности, в целом, и социальной защиты нуждающихся категорий населения, в частности. Впервые предпринимаются попытки научного осмысления социальной практики, формируются научные концепции её осуществления.

Актуальность проблемы социальной защиты помимо всего прочего, обусловлена общей тенденцией сокращения населения России ввиду снижения рождаемости. В меньшей степени эта тенденция затрагивает Москву, однако данная проблема имеет важное значение и для российской столицы.

Сложившийся на сегодня в Российской Федерации уровень рождаемости, составляющий около 123 рождений в среднем на 100 женщин, является одним из самых низких в Европе и почти вдвое ниже необходимого для простого численного замещения поколений родителей их детьми. 188.

Согласно демографическому прогнозу, за период 1998 по 2015 годы численность населения РФ может снизиться на 8,6 млн. человек, или на 6%, а темпы ее снижения будут практически постоянными. в течение всего периода и составят около 0,3% в среднем за год. Принтом снижение численности населения может затронуть в 68 субъекта в Российской федерации и 5 автономных образований. Из — за отрицательного естественного прироста и миграционного оттока в ss См.: Россия в цифрах: Краткий стагистический сборник. — М.: Госкомстат РФ. 1998, — С. 127.

Таймырском, Чукотском и Ненецком автономных округах снижение численности за прогнозный период может составить от 34 до 40%.

В Российской Федерации сложился резко «суженный» характер воспроизводства населения, имеющий характер устойчивой тенденции: когда каждое поколение родившихся количественно меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыль населения. Например, в 1996 году коэффициент воспроизводства населения снизился до 0,603, а городского населения — до 0.544, что свидетельствует о катастрофической по своим демографическим последствиям ситуации.

О разрушении человеческого потенциала в Российской Федерации свидетельствуют также данные о резкой алкоголизации общества, росте социально обусловленных болезней: наркомании, психических расстройствах и самоубийствах.

По имеющимся оценкам, потребление абсолютного алкоголя составляет-около 15 литров на человека в год, что почти вдвое превышает установленный Всемирной организацией здравоохранения критический^ уровень, достижение которого означает необратимое изменение генофонда нации. Сегодня алкоголизмом страдают около 20 млн. человек. 6 млн. человек поражены наркоманией. Подавляющая часть — это молодые люди в возрасте до 25 лет, не приступившие к какой — либо созидательной деятельности.

Сегодня в Российской Федерации молодежь, практически лишенная социальных гарантий и жизненных ориентиров, находится в наиболее сложном положении. Более половины школьников имеют ослабленное здоровье по причине низкого уровня материальной обеспеченности родителей. До 30% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья, а лишь 15% выпускников школ являются.

189 См. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. — М. Госкомстат РФ. 1998, — С. 129. полностью здоровыми.190 Подобная картина отнюдь не означает, что государство самоустранилось от выполнения своих социальных функций. Она лишь подчёркивает их актуальность.

В столь сложной ситуации нужен лидер в решении задач социальной защиты населения, и таким лидером по праву стала Москва. В российской столице в последние годы конце 1990;х-2000;х гг. проделана большая работа по социально-экономической, и правовой поддержке инвалидов, пожилых людей, семей, детства, и отрочества, других слоёв населения.

В исследуемый период, как на федеральном, так и на региональном (московском) уровнях была проведена объёмная работа по формированию нормативно-правовой базы социальной защиты населения. Федеральные законы и иные нормативные документы стали основой для создания столичного законодательства. Особую роль сыграло принятие в 1993 году Конституции РФ, закрепившей принципы социальной политики в общегосударственном масштабе. На основе нормативных документов принимались и реализовывались Программы и Планы социальной поддержки наиболее незащищённых слоёв населения. Так, например, во исполнения Постановления Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» был принят План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995;1997 годы, содержавший продуманные и финансово обеспеченные рекомендации и положения по улучшению по улучшению обеспечения прав ребёнка в нашей стране, выживанию и развитию детей.

190 См.: Тарасов П. С. Социальная защита населения: Теория, опыт, практика, направления развития: Дисс. на соиск. уч. докт. экон. наук. — Саратов., 1999 С. 14.

2 См.: Указ Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» // «Собрание законодательства РФ», 18.09.1995, ст. 3669, N 38.

3 См.: «Семейный Кодекс Российской Федерации» от 29.12. 1995 г. // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.

С 1996 г. также началась реализация Семейного кодекса191 Российской Федерации, принятого 29 декабря 1995 года.

Введение

Кодекса в значительной мере способствовало улучшению защиты прав детей. Были приняты и другие регламентационные документы и программы. В целом, наш анализ даёт основание выделить следующие направления формирования и реализации государственной социальной политики по защите детей в исследуемый период:

— создание эффективной нормативно — правовой базы обеспечения прав и законных интересов детей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, в частности, Москва.

— разработка комплексных и целевых программ по поддержке семьи и детей (помимо федеральной программы «Дети России»);

— рост числа специализированных учреждений, оказывающих социальные, реабилитационные, психологические услуги нуждающимся детям;

— расширение сети фондов и организаций, оказывающих адресную материальную помощь семьям с несовершеннолетними детьми;

— увеличение вклада средств массовой информации в объективное освещение нужд детства, привлечения внимания к ним.

Только за период — 1995;1996 гг. было принято свыше 50 нормативных актов, которые касались социального обеспечения, охраны здоровья, образования и культуры детей, деятельности детских и молодежных общественных объединений, охраны прав и интересов детей, их социального обеспечения, воспитания и образования.

Несмотря на принимавшиеся меры, в России сохраняется значительное число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из года в год растет число детей, состоящих на учёте в инспекции по делам.

1 См.: «Семейный Кодекс Российской Федерации» от 29.12. 1995 г. // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16. несовершеннолетних и доставленных в органы внутренних дел за совершение правонарушений.

Выше представленный подход был характерен для организации социальной поддержки и других социально-незащищённых слоёв населения: инвалидов, пенсионеров и т. д. Сочетание правовых мер социальной защиты с практическими мерами деятельности — таков базовый принцип социальной политики государства в данной сфере. В диссертации он нашёл подробное освещение.

В 1991;1997 гг., как уже отмечалось, была сформирована нормативно-правовая база социальной поддержки жителей Москвы, ставшая основой практической деятельности Московского Правительства. Она изначально отличалась продуманностью, выверенностью регламентационных позиций, материально-финансовой и кадровой обеспеченностью. Эволюция «московской» правовой базы социальной поддержки характеризовалась движением от частного к общему, т. е. от законов других нормативных актов по поддержке отдельных наиболее нуждающихся категорий москвичей к системной защите всех социально незащищённых граждан.

За исследуемый период была сформирована стройная и разветвленная система социальной защиты, способная эффективно решать сложные социальные задачи. Она охватывает весь «городской организм»: от Правительства до муниципальных образований. В диссертации содержатся анализ и оценка всех звеньев*данной, системы.

Формирование институтов социальной защиты населения г. Москвы, наряду с чётким и понятным законодательством и стало залогом успешной деятельности, охватившей в равной степени все социально незащищенные категории граждан.

Особенность Москвы, как субъекты РФ заключается в том, что уровень социальной защиты москвичей существенно выше, чем в целом по Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено не только экономическими возможностями российской столицы, но и отношением московских городских властей к вопросам социальной поддержки населения. С самого начала функционирования Москвы как столицы РФ, именно социальная сфера была объявлена в качестве основного приоритета и этой линии московские власти придерживались на протяжении всего исследуемого периода. В 1991;1997 гг. был накоплен весьма ценный опыт социальной защиты граждан, отработаны её приоритеты и формы, получившее анализ и оценку в настоящей диссертации. С нашей точки зрения, наибольшего внимания заслуживает 2-х летние комплексные программы социальной поддержки, как отдельных категорий граждан, так и в целом, всех нуждающихся москвичей. Они достаточно конкретны, адресны и хорошо обеспечены. Их реализация помогла москвичам в целом успешно пережить сложный переходный период и адаптироваться к новым реалиям экономической жизни.

Вместе с тем, наш анализ позволил определить резервы в социальной политике Правительства г. Москвы по поддержке и социальной защите жителей города.

На наш взгляд, сегодня целесообразно:

• ускоренное развитие системы адресного, целевого социального обслуживания и помощи на дому одиноким гражданам и семьям с детьми-инвалидами;

• развитие новых видов специализированных учреждений (стационаров дневного пребывания, хоспесов и др.);

• расширение строительства специализированного жилья для инвалидов (социальные дома).

В области совершенствования системы услуг и льгот малоимущим слоям населения, семьям с детьми, в том числе и в г. Москве, целесообразно было бы:

• предоставить малоимущим слоям населения денежные компенсации в виде целевых пособий на социальное обслуживания и лечение или целевых платежных средств для получения услуг в государственных и негосударственных учреждениях;

• шире использовать дифференцированный подход к различным группам граждан, нуждающихся в бесплатном питании, через такие формы, как обеспечение продуктовыми наборамисезонное обеспечение овощами по льготным ценамотпуск обедов на дом.

В целом, реформирование системы социального обслуживания в г. Москве должно идти по пути повышения эффективности и улучшения качества обслуживания нетрудоспособных граждан и семей с детьми, усиления адресности социальной помощи. Для этого в столице должны получить развитие учреждения социального обслуживания нового типа с комплексом разнообразных стационарных и амбулаторных форм помощи нетрудоспособным пожилым гражданам, детям, лицам без определённого места жительства, другим категориям социально незащищённых граждан.

Социальная-политика государства постоянно эволюционирует, она должна быть адекватна состоянию государства и общества, находиться в прямой связи и зависимости от политической системы, ее социальных целей и задач. В силу этого социальная практика нуждается в постоянном анализе, обобщении опыта, оценке достигнутого в историческом сопоставлении характера и существа политики государства.

Возрастание роли и значения социального фактора в жизни российского общества, определение перспектив его развития требуют научно-теоретического осмысления содержания и результатов социальной политики государства как составной части его внутренней политики. Тем более, что противоречия, обострившиеся в обществе в исследуемый период, как считают многие эксперты, связаны, в том числе с некоторыми новыми подходами к решению социальных проблем. Уход от практики государственного патернализма в пользу либеральной идеологии индивидуализма повлек за собой минимизацию социальных функций государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты, документы государственных организаций
  2. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004.2. Бюллетень Минтруда. 1999.3. Бюллетень Минтруда. 2000.4. Бюллетень Минтруда. 2001.
  3. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992.
  4. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993.
  5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.
  6. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992.
  7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993.
  8. Ведомости Московской Думы. 1995.11 .Вестник Мэрии Москвы. М. 1992−2001 гг.
  9. Вестник Мэра и Правительства Москвы. М. -2002−2007 гг.
  10. Закон Российской Федерации 04.04.1991 г. № 2660−1 «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 23.04.1992, № 17, ст. 896.
  11. М.Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 2. Женева, 1991.
  12. Конституция Российской Федерации. М. 1993.
  13. Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации: Одобрена решением коллегии Минсоцзащиты РФ от 4 августа 1993 г. // Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов. 1993−1994 гг. — М., 1994.
  14. Концепция семейной политики: Проект. НИИ социального развития и труда/Отв.ред. И. Алан, Прага, 1989.
  15. Организация социального обслуживания населения. Сборник нормативных актов. 1993 1994 годы. -М., 1994.
  16. Основные направления государственной семейной политики. Национальный план действий в отношении семьи на среднесрочный период. Научный проект. М., 1996.
  17. Основные направления социальной политики Правительства РФ на 1994 г. Утверждены постановлением Правительства от 6 мая 1994 г.// «Собрание законодательства РФ», 30.05.1994, N 5, ст. 490.
  18. Проект городского бюджета г. Москвы на 2006 г. // «Российская газета» Федеральный выпуск от 25 августа 2005 г., № 3856.
  19. Проект федерального бюджета на 2007 г. //"Российская Бизнес-газета" от 26 сентября 2006 г., № 573.
  20. Положение о Республиканском (Федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения. Утверждено постановлением Правительства РФ, 19 февраля 1992 г.// Социальная политика в России. Сборник документов. М., 1992.
  21. Положение о Комитете социальной, защиты населения г. Москвы 12 мая 1992 г. // Информационный материал КСЗН, 1996 г.
  22. Положение о Департаменте социальной защиты"населения г. Москвы от 24 декабря 2002 № 1057 г.// Информационный материал ДСЗН г. Москвы, 2003 г.
  23. Положение об управе района города Москвы утверждено постановлением правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП. // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 1, 25.12.2002.
  24. Положение о префектуре административного округа города Москвы утверждено постановлением правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПЛ.// «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 1, 25.12.2002.
  25. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» // «Собрание законодательства РФ», 22.04.2002, N 16, ст. 1571.
  26. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию России от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) //Российская газета, 1997, 7 марта
  27. Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию от 3 апреля 2001, М., 2001.
  28. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) М., 1999 г.
  29. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Российская газета -Федеральный выпуск № 4353 от 27 апреля 2005 г.
  30. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // «Российская газета», № 90, 27.04.2007.
  31. Постановление Верховного Совета РСФСР от 26 декабря 1991 г., № 3008-У/Социальная политика в России. М., 1992.
  32. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону» // «Бюллетень Минтруда РФ», № 11, 2000.
  33. Постановление Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом интернат для умственно отсталых детей»» // «Бюллетень Минтруда РФ», № 8, 2002.
  34. Постановление правительства Москвы от 16 июня 1992 г. № 385 «О дополнительных мерах по социальной защите ветеранов-москвичей». // «Вестник Мэрии Москвы», № 15, август 1992.
  35. Постановление правительства Москвы от 16 июня 1992 г. N 385 «О дополнительных мерах по социальной защите ветеранов-москвичей». // «Вестник Мэрии Москвы», № 15, август 1992.
  36. Постановление Правительства г. Москвы «О Комплексной целевой программе реабилитации инвалидов на 1998−2000 годы № 556-РП от 26.06.2001 г.» // «Вестник Мэрии Москвы», N 26, июль 2001.
  37. Постановление Правительства г. Москвы от 19.07.2005 № 520-ПП «О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 20 062 008 гг.» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 46, 17.08.2005.
  38. Постановление Правительства Москвы от 16 июня 1992 г. N 385 «О дополнительных мерах по социальной защите ветеранов-москвичей» // «Вестник Мэрии Москвы», N 15, август 1992.
  39. Распоряжение Мэра г. Москвы «О предоставлении льгот участникам обороны Москвы в период Великой Отечественной войны от 02.11.1994 г. № 545-РМ «//"Вестник Мэрии Москвы», № 15, август 1992.
  40. Распоряжения Мэра Москвы от 16.07.96 № 87/1-РМ «О структуре Мэрии города Москвы» // «Вестник Мэрии Москвы», N 10, май 1997.
  41. Распоряжения Премьера Правительства г. Москвы от 01.12.1997 г. № 1306: «О Координационном совете по делам инвалидов при Правительстве Москвы» // «Вестник Мэрии Москвы», N 2, январь 1998.
  42. Рекомендации правительствам и парламентам стран содружества независимых государств по вопросам политики в области социального обеспечения. Доклад 2. Стратегия- реформы' социального- обеспечения в Pocchh//TACIS 1/905, 1994.
  43. Руководящие принципы по вопросам семьи / Комитет по вопросам семьи ООН. Вена, 1994.
  44. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 9. -М., 1995.
  45. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 18.-М., 1995.
  46. Сборник нормативных актов организации социального обслуживания населения (1993−1994).-М, 1995.-143с.
  47. Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 1994.
  48. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993.
  49. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
  50. Указ Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации», 2 марта 1992 г. II Социальная политика в России: Сборник документов. М., 1992.
  51. Указ Президента Российской Федерации «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление», 15 ноября 1991 г. // Социальная политика в России. М., 1992.
  52. Указ Президента РСФСР «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», 26 декабря 1991 г.// Социальная политика в России. -М., 1992.
  53. Устав города Москвы от 28 июня1995 года // Ведомости Московской Думы. 1995. № 4. Ст. 4.
  54. Указ Президента РФ от 26.12.1991 г. № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 02.01.1992, N 1, ст. 51.
  55. Федеральный закон Российской Федерации № 195 от 10 декабря 1995 г. — ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета, 1995, 19 декабря.
  56. Федеральный закон Российской Федерации № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета, 1995 г, 4 августа.
  57. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона РФ «О статусе военнослужащих», 27 января 1995 г.// Новые законы и нормативные акты. — М., 1997.
  58. Федеральный закон «О повышении минимального размера оплаты труда». Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 июля 1994 г. // Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Вып. 1. -М, 1995.
  59. Федеральный закон от 30.06. 1994 г. № 8-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.1994, N 10, ст. 1107.
  60. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ст. 6 // Российская газета. 1996. 20 января.
  61. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ», 16 июня 1995 г. // Российская газета. 1995. 19 декабря.
  62. Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. № 36-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, 1996, 6 октября.
  63. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, 1998, 5 августа.
  64. Федеральный закон 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, 2001, 18 декабря.
  65. Федеральный закон 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета, 1995, 17 декабря.
  66. Федеральный закон Российской Федерации № 5487−1 от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан» //Ведомости съезда народных депутатов Российской, № 33, ст. 1318.
  67. Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. № 36-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета, 1 996, 6 октября.
  68. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» II «Собрание законодательства РФ», 1995, № 3, ст. 168.
  69. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // «Собрание законодательства РФ», 1995, № 21, ст. 1929.
  70. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 1995, № 48, ст. 1532.
  71. Федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // «Собрание законодательства РФ», 1999 г., № 29, ст. 3686.
  72. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ», № 29, ст. 3699.
  73. Федеральный закон Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, № 147, 1998, 5 августа.
  74. Федеральный закон Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов кинформации и объектам социальной инфраструктуры» // «Собрание законодательства РФ», № 51, 1996, ст. 5806.
  75. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета, 1998, 5 августа.
  76. Федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999 г., № 29, ст. 3686.
  77. Федеральный закон Российской Федерации от 02 января 2000 года № 40- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» // «Парламентская газета», № 3, 06.01.2000 г.
  78. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская газета, 1995, 19 мая.
  79. Федеральный закон Российской Федерации № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, 2001, 18 декабря.
  80. Федеральный закон Российской Федерации № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета, 2001, 17 декабря.
  81. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 годы)»: эффективность и перспективы/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. — № (251).
  82. Федеральная целевая программа «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (2000−2005 годы)» // Российская газета -Федеральный выпуск № 3891, 2005 г, 5 октября.
  83. Федеральный закон № 131-Ф3 от 24.09.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета, 2003, 6 октября.
  84. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
  85. Федеральный закон N 122-ФЗ от 2 августа 1995 г. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов // Российская газета, 1995 г, 4 августа.
  86. Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ» // «Собрание законодательства РФ», № 48, ст. 1532.
  87. Сорок шестая сессия МОТ. Женева, 6−28 июня 1962 г. Конвенция № 17. Конвенция об основных целях и нормах социальной политики // Конвенции и рекомендации МОТ. Т. 2. Женева, 1991.
  88. Архивные документы и материалы
  89. Текущие архивы Комитета социальной защиты населения г. Москвы. -1991−2001 гт.
  90. Текущие архивы Департамента социальной защиты населения г. Москвы. 2002−2007 гт.3. Монографии, статьи
  91. Г. М. Социальная. Психология. М.: «Наука», 1994.- 376с.
  92. А.И. Семейная политика как объект исследования.// Вестник РАН.1992, № 3. С.31−44. — Библиогр.: с. 44.
  93. А.И., Медков В. М. Социология семьи. Учебное пособие. М., 1996. — 304 с.
  94. Р.А. Государство и общество в концепции российского либерала// Россия в XX веке: люди, идеи, власть. М., 2002. -(Социальная история России XX века). — С. 6−20.
  95. JI.B. Женщины: актуальные направления социальной политики: (концептуальный подход к разработке Федеральной программы) // Социологические исследования. М, — 1997, №-1. -С.51−59.
  96. С.П. Социальная политика: понятие, сущность, значение. //
  97. Социально политические и духовные процессы в современной России. — Кемерово.-2002, -Вып. I, — С.66−74.
  98. И. В. Кферииа Т.В., Юдаков Г. Я. Социальная защитапожилых граждан в современной России: Стратегия реформирования // Саранск: Красный Октябрь. — 2001.- 192 с.
  99. С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. -1992.-№ 7/8, — С.23−27.
  100. С.М. Социальная политика в сфере труда. М., 1995.
  101. Бестужев-Лада И. В. Социальный прогноз и социальное нововведение // Социс. 1990. № 8. С.86−92.
  102. В.Г. Личность — семья — община становится центром системы социальных служб// Социальная работа. -1992. № 1. — С.37−43.
  103. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. — 208 е.
  104. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. -М., 1996.-269 с.
  105. Бизнес- путеводитель по Москве: Экономика, инвестиции, бизнес, право. Информационно-аналитический альманах. — Мосвнешинформ, М. 2008 г.- 288 с.
  106. Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). СПб., «Петрополис», 1999.- 320 с.
  107. С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997, — 188 с.
  108. Н.Н. Социальное государство: социально-экономический аспект // Российская Федерация — социальное государство. -М., 1996.- 137 с.
  109. Гуманизм на практике: из опыта создания базовой экспериментальной модели социального обслуживания населения / Под ред. Сафроновой В. М. -М., 1995.- 249 с.
  110. ГУП Моссоцгарантия. Гарантия значит забота // Информационный материал ДСЗН г. Москвы 2008. — 47 с.
  111. ГУП Моссоцгарантия. Социальные жилые дома. Марьино, Митино. Уют и спокойствие Вашего Дома // Информационный материал ДСЗН г. Москвы 2008 г. 32 е.
  112. А.А. Историческая наука и образование на рубеже веков. -М.: Собрание, 2004.-535 с.
  113. А.А. Интеллигенция провинции в истории и культуре России/ А. А. Данилов, B.C. Меметов- Иван. гос. ун-т. -Иваново, 1997.-174 с.
  114. А.А. Политические реформы в России на рубеже XX -XXI вв. в свете исторического опыта страны/ А. А. Данилов // История и историки, 2005: Историогр. вестн. -М., 2006. С. 203−211.
  115. С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. 1995. № 3−4. С.5−24.
  116. В. Социальные аспекты развития // Свободная мысль. 1998. № 5. С.9−17.
  117. Т.Е. Методика и технологии социальной работы с семьей. —М., 1996.-114 е.
  118. Т.Е. Социальная работа: теория и практика. М., 2002. — 457 е.
  119. С.В. Влияние переживаний критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. Казань, 2002.- 187 с.
  120. В.В. Семейная политика в СССР и России, Семья в России, 1995, № 1−2. С.94−108.
  121. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М. Финансы и статистика, 1998.- 656 с.
  122. В. Д. Алексеева JI.C., Плоткин М. М. Основные концептуальные подходы к созданию территориальных центров социальной работы с населением // Семья в России, 1994. № 1.- С.146−163.
  123. Г. С. Твои права, человек. М: Союз, 1994. 47 с.
  124. В.И. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. — М., 1996.- 393 с.
  125. В.И. Новая Россия. М., 1994. — 378 с.
  126. В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. — М., 1996, — 139 с.
  127. В.И. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., 1996.- 120 е.
  128. В.И. Реформирование России: мифы и реальность / Институт социально-политических исследований РАН. — М., 1994.- 179 с.
  129. В.И. Реформы в России. 1985−1995. М., 1997. 247 с.
  130. В.И. Россия. XX век. М., 1996. — 469 с.
  131. В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. Изд. 2-е, допол. М., 1995.- 301 с.
  132. В.И. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. — М., 1995.- 198 с.
  133. В.И., Еськов Г. С. Социальная защита человека — приоритетная цель международного сообщества. Ученые записки МСГУ.1997. № 1.-237 с.
  134. , В.И. Социальная история России / В. И. Жуков, Г. С. Еськов, B.C. Павлов.-М.:Изд-во «Союз», 1999. —411 с.
  135. Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. -М., 1996.
  136. С.В., Иванова Е. Н. Рождаемость и брачность в России. // Социальные исследования. -1997. № 7. С.47−53
  137. . В.Б. Анализ реформы социальной сферы.// Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. 4.1. М.: МГУУ., 2006. — С.20−32.
  138. Из истории Отечества (социальные проблемы) / Ред. кол. Еськов Г. С. Жуков В.И., Павлов B.C. Вып. 1−5. — М.: Изд-во МГСУ, 1994−2000.- 802 с.
  139. .И. Социальная политика: парадигмы, приоритеты. -М., 2000.- 270 с.
  140. И.М. Государственная социальная политика РФ: опыт и проблемы трансформации (80−90-е годы XX в.). М., 1999. — 546 с.
  141. П.Н., Панова JI.B., Русинова Н.Л, Социальная политика в условиях кризиса // Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Серия 1: научные доклады и сообщения. Санкт-Петербург, 1996.- 289 с.
  142. В.К. Социальное государство — процесс, идущий через века // Российская Федерация социальное государство. — М., 1996.- 123 с.
  143. И.А. Социальное государство и права человека. М., 1994.
  144. С.В. Исторический путь России в XX в.: попытки концептуального осмысления // Историческая наука и образование на рубеже веков. -М., 2004. С. 132−152.
  145. Личность семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. -М&bdquo- 1994.- 48 с.
  146. Ю.М. Ответы на вопросы из регионов. М., 1999.
  147. А.И. Состояние и перспективы становления государственной службы социальной помощи семье в России (начало 90-х годов) // Социальная работа. Вып. 2.-М., 1992.
  148. В.П. Из опыта организации комплексной работы социальной направленности в муниципальном районе «Раменки». М., 1991.- 178 с.
  149. В.И. Актуальные вопросы социальной политики России.// Вестник РАН. 1992, № 3
  150. В.И. Актуальные вопросы социальной политики России.//Международная жизнь, № 4, 1999
  151. М.С. Российская семья в изменяющемся мире// Семья в России. 1995. № 3−4.-С.25−35.
  152. Е.Е. Что такое прожиточный минимум? // Профсоюзы и экономика. 1992. № 6.
  153. О. Новые подходы к формированию социальной политики // Плановое хозяйство. 1991. № 5.
  154. Механизм защиты социальной сферы. М., 1992.- 345 с.
  155. К. Экономическая реформа и социальная политика // Вопросы экономики. 1993. № 12.- С.4−12.
  156. О. Обязательства России перед Советом Европы и защита социально-экономических прав граждан. Екатеринбург, 25−28 сентября 2002.
  157. О. Человек: свобода выбора. М., 2000.- 98 с.
  158. Молодежь и планирование семьи. Материалы Международной научно-практической конференции. — Хабаровск, 1995.- 201 с.
  159. Р. Рост качества жизни населения главная цель нашей политики // Федеральная газета. 1997. № 9.
  160. Р. Рост качества жизни населения главная цель нашей политики //Федеральная газета. 1997. Июнь. № 9.
  161. С.Ю. Социальная политика СССР и России: теория, методология, исторический опыт. — М., 1996.178. Национальный доклад к Всемирной встрече на высшем уровне винтересах социального развития. Российская Федерация. Копенгаген, 1995, (фотопринт).
  162. О положении детей в Российской Федерации. 1997 год. Государственный доклад. -М., 1997.- 99 с.
  163. О положении детей в РФ. Государственный доклад. 1995 год. — М., 1996.-87 с.
  164. О положении семей в Российской Федерации. 1994−1996 годы. — М., 1998.- 184 с.
  165. О положении семей в Российской Федерации. Государственный доклад. М., 1994. — 144 с.
  166. Р. Атака на социальную справедливость // Правда. 1996. 6 июля.7
  167. Организация социального обеспечения. Пенсионное обеспечение / Министерство социальной защиты населения РФ, -М., 1993.-237 с.
  168. Организация социальной помощи семье и детям в учреждениях социальной защиты населения, М., 2001.-21 с.
  169. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения (опыт, проблемы и перспективы). Электросталь, 1993. -237 с.
  170. Г. И. Семья безработных и семейная политика. Социологические исследования. 1997, № 1. — С.79−82.
  171. Основы социально-психологической теории. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  172. Основы социальной работы / Отв. ред. П, Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 1997. -210 с.
  173. Основные направления реформирования социальнойзащиты населения на долгосрочною перспективу. — М., 2001 14 с.
  174. Основы экономики столичного мегаполиса / Российская академия естественных наук. Российская муниципальная академия, Институт региональных экономических исследований. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
  175. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа) / Под ред. Ф. А, Мустаевой. -— М.: Академический Проект, 2003. -159 с.
  176. От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в России // Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий / Под ред. П. Я Циткилова. — Новочеркасск, 1996.-С, 10−26.
  177. Т.С. Социальная работа: ожидания и экономическая реальность // Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. М&bdquo- 1997.
  178. A.M. Социальная работа в России: состояние и перспективы / A.M. Панов//Социальная работа. Вып. 6. -М, 1992. -С. 15−23.
  179. Панов» А. М, Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы / A.M. Панов // Ученые записки: научи, теор, сборник. М., 1996.-№ 3.-С. 29−43.
  180. В. Б. Три времени России: общество и государство в прошлом -настоящем будущем. — М. 1994. — 347 с.
  181. В.И. Воспроизводство населения и семья. «Социологические исследования». 1982, № 2. — С. 110−120.
  182. Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
  183. Проблемы социальной работы в России. Материалы I национальной конференции. — М., 1995.- 57 с.
  184. Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. М., 1990.- 124 с.
  185. Профсоюзы и рынок в социальном государстве. — М., 1995.
  186. М.М. Реформы в провинции/ М.: Вече, 1999.-159 с.
  187. А.В. Административно-территориальное устройство России: история и современность. М.: Олма-Пресс, 2003.- 317 с.
  188. Н.М. «Русский крест» // Советская Россия. 2000. 15 июня.- С.27−32.
  189. С.В. Социальное государство. Инф. бюллетень ИСИ МГСУ. М., 2002, — 76 с.
  190. Российская энциклопедия социальной работы /Институт социальной работы, Ассоциация работников социальных служб. В 2-х т. М., 1997.- 479 с.
  191. Россия сегодня: реальный шанс. — М., 1994.- 37 с.
  192. Россия: социальная доктрина переходного периода и концепция программы действий. Под руководством Н. М. Римашевской. ИМЭПИ РАН, М., 1996.- 171 с.
  193. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения. М., 1996.249 с.
  194. О. Наш путь к социальной демократии // Народный депутат. 1991. № 2, — С.67−75.
  195. В.М. Социальная работа: теория, практика, прогнозы. -М., 1995.- 121 с.
  196. А.Б. Кто заинтересован в повышении рождаемости — государство или семья // Семья в России. 1995. № 3−4. 72 с.
  197. Система социальной защиты в переходный период и ее перспективное развитие. В 2-х т. М., 1994. 648 с.
  198. В.А. Социальный работник: личность и профессия // Социальная работа. М., 1992. Вып. 6.- С.48−52.
  199. Социальные гарантии государства в области здравоохранения. Москвичам, имеющим право на льготы. М.: Издательство «Здоровье и Общество», 2005. — 38 с.
  200. А. Социальная политика переходного периода от государственных гарантий к адресной поддержке. М., 1995, — 160 с.
  201. А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. — М., 1994.- 93 с.
  202. Социальная защита: пути развития: (Заметки с совещания-семинара) // Социальное обеспечение. 1994. № 8.
  203. Социальная политика в современной России. М., 1993.- 387 с.
  204. Социальная политика государства (по материалам Всероссийской конференции «Проблемы регулирования социальной политики государства: состояние и перспективы». М., «Луч», 1997.
  205. Социальная политика России на современном этапе. М., 1997.
  206. Социальная политика/ Институт социальной работы Российской ассоциации социальной работы. М., 1997.
  207. Социальная работа / Институт социальной работы. М., 1997.654 с.
  208. Социальная работа. Вопросы и ответы / Социально-технологический институт, Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб. М., 1997.- 239 с.
  209. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под. Ред. В. И. Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз». 1997.- 359 с.
  210. Социальная служба организационная форма социальной работы. — М., 1993.- 178 с.
  211. Социальная справедливость и проблемы перехода к рыночной экономике. — М&bdquo- 1992.-208 с.
  212. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества / Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, Академия проблем социальной работы Международной академии информации. М., 1997. — 301 с.
  213. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. — М., 1997.-92 с.
  214. Социальное развитие: традиции, проблемы и перспективы. Научные чтения в Московском государственном социальном университете. 12 апреля 1995 года. М., 1996. — 172 с.
  215. Социально-экономическое положение России. Январь 1997 года. -М., 1997.-57 с.
  216. Социальные ориентиры изменяющегося общества. — М., 1993.
  217. Социальные реформы в России: теория и практика. — М., 1995.
  218. Социальные службы для молодежи. — М., 1996.
  219. Социальный прогресс в современном мире. М., 1988.
  220. Н.В. Современное состояние и проблемы развития социальной сферы города Москвы.// Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. — М.: МГУУ., 2007. С.220−225.
  221. Е.Г. Европейский Союз // Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. Т.1.
  222. И.К. Социальная защита населения как основная цель городской власти. // Год Москвы.2002. Реформы управления современным городом: принципы и кадры. М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003.- С.220−245.
  223. Т.С. Социальная работа — конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996. — 171 с.
  224. М.М. К вопросу о системно-уровневом характере социальной деятельности // Социальное развитие. М., 1996. -С.156−172.
  225. Н.Н., Лясников Е.С: занятость и безработица маргинальных слоев (иммигранты, инвалиды, лица пожилого возраста, подростки, матери-одиночки и др.) // Человек и труд. 2000. № 10. — С.41−43.
  226. И.Н. Социология пола и семьи // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001.- С. 89−95.
  227. Теория и методология социальной работы. М., 1994.
  228. Теория социальной работы / Под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2003,-480 с.
  229. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 1998.331 с.
  230. Теория и методология социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х т. М. Тула, 1993, — 458 с.
  231. Теория и практика социальной работы / Институт социальной работы.-М. 1997.
  232. Теория и практика социальной работы: методические материалы / Институт социальной работы. М., 1997.- 219 с.
  233. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. -М&bdquo- 1992.-457 с.
  234. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М., 1995.- 287 с.
  235. Территориальные учреждения социальной помоши семье и детям: док. и материалы / Министерство соцзащиты населения РФ. Дерпартамент проблем семьи, женщин и детей- Ред. сост. И. И. Бондарецко. — М., 1993. — 105 с.
  236. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П. Д. Павленка. М: Издательско-торговая корпорация «Дошков и 1С», 2004.-236 с.
  237. Топчий, J1.B. Кадры социальных служб России / J1.B. Топчий. М.2000.220 с.
  238. Л.В. Новые подходы к социальному обслуживанию в России: проблемы стандартизации социальных услуг / Л. В. Топчий // Российский журнал социальной работы. 1995. -№ 2. — С. 31−35.
  239. Л.В. Проблемы социального обслуживания в России -достижения и «черные дыры //Ученые записки: научно-теор. сборник. М., 1996. — № 3. — С.65−81.
  240. Труд и социальное развитие: Словарь / Жуков В. И. и др, М.: ИНФРА-М, 2001.-266 с.
  241. А.И. Россия в мировом сообществе. Ч. 2. Региональные проблемы // Мир России. -2001. -Том 10. -№ 2. С. 3−24.
  242. М.В. Антология социальной работы. М., 1994.
  243. М.В. Методологические основы социальной работы. М., 1993.
  244. М.В. Социальная работа: теория, история, общественная практика. М., 2001.
  245. Е.А., Пятин Б. Ф., Щербич Л. И. К проблеме моделирования социальной службы малого города // Социальная работа. 1993. № 8.
  246. Е.И. Генезис социальной работы в России. — М., 1995.
  247. А.Ф. Социальная политика в переходном обществе: Россия и мировой опыт. — М., 1995.
  248. Л.П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.- 345 с.
  249. Человек и общество: В 3-х кн. М., 1992.
  250. Г. А. Социальная защита населения//Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. Т.2.
  251. Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества // Социс. 1994. № 3.
  252. Л.И. Рост социальных гарантий основная задача управлений // Москва. Управление развитием столичного мегаполиса.- М., «Голден-БИ», 2003. — С.230−2434. Диссертации, авторефераты
  253. Т.Н. Организация социальных служб в России: Историко-социальный аспект: Автореф. дисс. канд. ист. н. М., 1996.
  254. Т.Д. Деятельность местных органов власти по оптимизации социальной защиты населения (1991−1997 гг.): Автореф. дисс. канд. ист. наук. -М., 1997.
  255. С.Г. Формирование социально ориентированной экономики в Российской Федерации (макроэкономические факторы): Дис. д-ра экономии, наук. -М., 2004.
  256. Н.А. Социальная защита как институт социального государства: сущ -ностные и конституционно- правовые аспекты: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2003.
  257. А.Я. Этнос как субъект социально-политического и культурного развития (современный аспект): Дис.. д-ра филос. наук. Уфа, 2004.
  258. , Б.М. Государственная социальная политика и особенности ее реализации в субъектах РФ в условиях трансформации общества (80−90е гг.) / Б. М. Зумакулов.-Автореф. дис. докт, ист. н.-М., 1998.-56 с.
  259. Ю.М. Федеральное управление социальным развитием российских регионов : Дис.. д-ра политич. наук, Тюмень, 2004.
  260. Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: Дисс. канд. ист.н.-М., 1997.
  261. Е.С. Социальная защита населения: Системный подход к анализу и управлению. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. — М., 2006.
  262. В.Г. Опыт становления и развития центров социального обслуживания — новой формы социальной защиты населения. 1987−1997 гг. Автореф. Дисс. канд. ист. наук. -М., 1998.
  263. Г. Г. Библиографическое обеспечение социально-экономического комплекса : Дис. .д-ра пед. наук. -М., 2004.
  264. А.В. Развитие системы управления социальной защиты населения города Москвы и соотечественников за рубежом.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2002.
  265. Е.Н. История организации и деятельности служб и учреждений социальной защиты РФ в 1991—2000 гг.: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук. М., 2006 .
  266. М.М. Системно-функциональный подход к моделированию социальной деятельности в России: историко-управленческий аспект: Дисс. канд. ист. н. -М., 1996.
  267. П.С. Социальная защита населения: Теория, опыт, практика, направления развития: Дисс. на соиск. уч. докт. экон. наук. — Саратов., 1999.
  268. , JT.H. Становление отечественной модели социальной защиты населения /JI.11. Успенская. Автореф лис. капд ист. наук. — М., 1998. — 26 с. 4. Журналы
  269. Бюллетень Департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной зашиты населения РФ. 1992−2007 гг.
  270. Вестник социальной работы. Специальный выпуск. 1996−2005 гг.
  271. Ученые записки МГСУ. 1995−2007 гг.
  272. Россия молодая. 1997−2006.
  273. Вестник РАН. 1992−2007 гг.
  274. Российский статистический ежегодник/ Госкомстат России, 2000.
  275. Международная жизнь. 1999−2007 гг.5. Еженедельники, газеты
  276. Федеральная газета. 1997−2007 гг.295. Правда. 1996−2007 гг.296. Советская Россия. 2000.
  277. Российская газета. 1991−2007 гг.
  278. Российская газета Федеральный выпуск. 1991−2007 гг.
  279. Социальная защита 1995−2007 гг.
  280. Социальная политика и социальное партнёрство. 2002−2007 гг.
Заполнить форму текущей работой