Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка использования экономического потенциала предприятия: На примере предприятий отрасли печати

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа отклонений фактического значения коэффициента потенциальных возможностей от его теоретического значения были выявлены предприятия, обладающие наибольшим положительным и наибольшим отрицательным отклонением. Проведен анализ различий в структурных моделях выбранных предприятия для определения оптимальной структуры хозяйственной деятельности. Рассчитаны среднеотраслевые значения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы оценки экономического потенциала
    • 1. 1. Сущность экономического потенциала. Цели и задачи его оценки
    • 1. 2. Показатели оценки экономического потенциала предприятия
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методические основы оценки использования экономического потенциала
    • 2. 1. Система показателей оценки использования элементов экономического потенциала
    • 2. 2. Система показателей и методы оценки использования экономического потенциала
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Применение методики оценки использования экономического потенциала на предприятиях отрасли печати
    • 3. 1. Исследование рыночных условий применения методики оценки использования экономического потенциала
    • 3. 2. Пути улучшения использования экономического потенциала предприятий отрасли печати
  • Выводы по главе 3

Оценка использования экономического потенциала предприятия: На примере предприятий отрасли печати (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход российской экономики от системы планово-директивного хозяйствования к многоукладности вывел в число наиболее актуальных экономических проблем, возникших перед руководителями предприятий, проблему максимально полного использования потенциальных возможностей предприятия. В отечественной практике выработаны определенные подходы к решению этой проблемы, в частности, путем определения потенциальных возможностей предприятия и оценки их использования. Одной из важнейших составляющих такого подхода является разработка методики оценки использования экономического потенциала предприятия.

Отрасль печати, переживая наравне с другими отраслями снижение конкурентоспособности в сопоставлении с зарубежными фирмами, работающими на российский рынок, тем не менее, демонстрирует свою жизнестойкость. Вместе с тем, повышение качества проводимой на отечественных предприятиях планово-экономической работы могло бы значительно усилить их позиции в конкурентной борьбе. Работникам плановых и экономических служб предприятий отрасли печати было бы полезно регулярно проводить комплексную оценку потенциальных возможностей своих предприятий. В результате такой оценки были бы получены данные о степени фактического использования этих возможностей. Вместе с тем такая информация, наряду с базовой маркетинговой информацией, может стать объективной основой планирования хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий.

Такое положение дел предопределяет актуальность разработки методики оценки использования экономического потенциала предприятий отрасли печати и практических рекомендаций по оптимизации использования предприятиями своего экономического потенциала.

В России создан определенный теоретический фундамент оценки экономического потенциала (ЭП) и уровня его использования. Так, исследованию понятия ЭП посвящены работы отечественных экономистов А. И. Анчишкина, Т.А. Ашим-баева, Р. А. Белоусова, А. А. Ветрова, М. И. Гельвановского, Э. П. Горбунова, В. И. Громеки, П. И. Игнатовского, М. Я. Крупника, А. И. Ноткина, P.M. Петухова, М. У. Слижиса.

Применительно к предприятиям отрасли печати проблематику трудового, ресурсного, производственного и финансового потенциала исследовали Н. М. Гущина, Е. М. Мерзликина, Э. В. Никольская, Р. А. Чванов и другие. Вместе с тем, исследование экономического потенциала как единого комплекса возможностей предприятия не проводилось.

Преодоление страной экономических трудностей, необходимость максимального использования всех видов ресурсов в условиях дефицита кредитных средств для большинства предприятий, в том числе и в отрасли печати, вызывает объективную потребность в методическом обосновании направлений и способов оценки использования экономического потенциала. К этому добавляются различные отраслевые особенности, сопутствующие оценке ЭП. Поэтому поле исследований представляется весьма широким. В настоящей работе исследуются вопросы применения методики оценки использования экономического потенциала, ориентированной на выявление резервов и рациональное использование их на основе структурных моделей хозяйственных систем предприятий отрасли печати.

Целью исследования является разработка практических рекомендаций по повышению эффективности использования экономического потенциала предприятий отрасли печати на основе определения понятия экономического потенциала и разработки методики оценки его использования.

В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи: исследовать сущность понятия «экономический потенциал» и разработать его определение для предприятия в рыночных условияхопределить систему показателей оценки экономического потенциаларассмотреть методы и приемы исследования использования экономического потенциаларазработать методику оценки использования экономического потенциалапровести апробацию методики оценки использования экономического потенциала на базе предприятий отрасли печатиразработать рекомендации по улучшению использования экономического потенциала на предприятиях на основе анализа структурных моделей производственной и хозяйственной деятельностиисследовать применение методики для оценки внутрихозяйственных потерь на предприятиях отрасли печати.

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составили положения экономической науки, работы отечественных ученых по проблемам оценки ЭП. В работе использовался аналитический метод при изучении литературных источников, работ отечественных ученых по проблемам методики оценки ЭП, материалов научных конференций, публикаций в периодической печати.

Разработка системы показателей оценки экономического потенциала потребовала использования метода сравнительного анализа для определения возможности применения существующих разработок по оценке использования ЭП в современных экономических условиях.

При разработке методики оценки использования экономического потенциала был использован метод относительных коэффициентов: расчет структурных коэффициентов деятельности предприятия на основе данных отчетности и определения взаимосвязи между ними.

На этапе анализа финансовой отчетности предприятий отрасли печати использовался дедуктивный метод. При анализе была построена историческая и ло-Щ гическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направление и сила влияния их на результаты деятельности полиграфических предприятий.

На этапе обработки статистических данных были использованы соответствующие статистические методы: исследование рядов динамики, расчет индексов экономических величин, сравнение показателей по нескольким предприятиям, корреляционно-регрессионный анализ.

На этапе разработки рекомендаций по улучшению использования экономического потенциала был применен индуктивный метод, позволяющий на основе анализа частных экономических показателей давать рекомендации относительно всей деятельности предприятия.

На этапе исследования оптимальной величины структурных коэффициентов были использованы статистические методы экономического анализа: расчет средних величин структурных коэффициентов деятельности и метод рейтинговой оценки.

На этапе исследования применения методики для оценки внутрихозяйственных потерь был использован метод факторного анализа для определения влияния, А отдельных факторов на результирующую величину потерь.

Объектом исследования в настоящей работе является экономический потенциал предприятий отрасли печати.

В качестве предмета исследования выступает методика оценки использования экономического потенциала предприятий отрасли печати, в частности комплекс показателей оценки ЭП, процедуры выполнения оценки и интерпретации полученных результатов, информационное обеспечение определения и оценки использования ЭП, как инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых решений по развитию предприятия.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно исследовано понятие экономического потенциала и проблема оценки его использования на предприятиях отрасли печати в условиях рыночных отношений.

К наиболее существенным элементам новизны научных исследований в данной работе относятся следующие:

1. Разработана классификация видов экономического потенциала. Сформулировано определение экономического потенциала предприятия в условиях рыночной экономики.

2. Создана многоуровневая модель формирования экономического потенциала предприятия, на основе которой определена материальная основа экономического потенциала предприятия и результат его функционирования.

3. Разработана структура ресурсов экономического потенциала и система показателей их оценки.

4. Предложена методика оценки использования экономического потенциала на предприятиях отрасли печати на основе применения структурной модели хозяйственной деятельности.

5. Получены результаты апробации разработанной методики на предприятиях с различным типом выпускаемой продукции (газетные, книжно-журнальные, акцидентно-бланочные), степенью интеграции (типографии, ИПК, издательства), организационно-правовой формой (ГУП, ООО) и формой собственности (государственная, частная).

6. Даны рекомендации по повышению эффективности использования экономического потенциала на предприятиях отрасли печати.

7. Проведено исследование с целью определения оптимальной структуры хозяйственной деятельности предприятий, вошедших в базу исследования. ф В качестве базы исследования были использованы данные бухгалтерской и статистической отчетности 60 предприятий непосредственного подчинения Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и типографии ООО «Пронто-принт» за 1997;1999 годы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретическое рассмотрение поставленных задач доведено до практических рекомендаций и разработанная методика оценки использования экономического потенциала предприятий отрасли печати может быть использована в качестве практического руководства для планово-экономических служб полиграфических предприятий при анализе их деятельности, а также в качестве основного инструмента оперативного и стратегического планирования.

Кроме того, практическое значение имеет и то, что внедрение методики на предприятиях не связано со сколько-нибудь значительными затратами на обучение и подготовку персонала вследствие простоты и наглядности предложенных методов.

По теме диссертации опубликовано 4 работы, в том числе тезисы доклада на 4f научной конференции, 1 депонированная статья.

Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка из 90 наименований и 6 приложений. Основное содержание изложено на 206 страницах машинописного текста, работа включает 20 рисунков и 26 таблиц.

Основные результаты диссертационного исследования состоят в следующем: Проведен обзор научных работ по проблеме оценки и использования экономического потенциала. На основе результатов обзора разработана классификация основных теоретических подходов к исследованию экономического потенциала предприятия. Предложено разделять все концепции экономического потенциала на ресурсные и результатные.

Определено, что существующие в настоящий момент концепции экономического потенциала не удовлетворяют современным условиям. Это связано как с методологическими недостатками самих концепций, так и с кардинальными отличиями социально-экономической ситуации, в рамках которой исследовалась сущность экономического потенциала, от современных условий деятельности предприятий.

Сформулировано определение экономического потенциала, соответствующее современной экономической ситуации и ориентированное на потребности управления предприятием. Под экономическим потенциалом предприятия следует понимать его способность обеспечивать свое долговременное функционирование и решение своих стратегических задач (достижение стратегических целей) на основе использования системы наличных ресурсов. Экономический потенциал имеет динамический характер, т. е. способность к трансформации своих количественных и структурных характеристик под влиянием изменения потребительских предпочтений или целей предприятия. Изучен состав и структура экономического потенциала. Выявлено, что экономический потенциал является многоуровневым и многоаспектным понятием. Различают экономический потенциал страны, отрасли, предприятия. Экономический потенциал разных уровней хозяйствования отличается друг от друга наличием и размерами обособления ресурсов, которые, в свою очередь, определяются спецификой производства и спросом на продукцию. Предложена многоуровневая структурная схема формирования экономического потенциала предприятия. Установлено, что величина экономического потенциала является высшей формой обобщения потенциальных возможностей предприятия и представляет собой потенциальную прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Материальной основой экономического потенциала являются ресурсы экономического потенциала, представляющие собой сумму активов предприятия, отраженную в бухгалтерском балансе. Нижним уровнем обобщения потенциальных возможностей предприятия является производственный потенциал, представляющий способность производственной системы предприятия производить материальные блага используя ресурсы производства (основные производственные фонды, промышлен-но-производственный персонал, энергетические ресурсы, технологию, информационно-управленческое обеспечение). Связующим звеном выступает хозяйственный потенциал, представляющий собой совокупную способность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности в условиях существующей маркетинговой среды удовлетворять потребности рынка в определенном объеме материальных благ и услуг. На основе схемы формирования экономического потенциала установлено, что потенциал любого уровня не является простой суммой величины потенциала более низкого уровня и дополнительный ресурсов, а возникает в результате их структурного взаимодействия.

В рамках исследования показана возможность комплексной оценки экономического потенциала предприятия отрасли печати и степени использования потенциальных возможностей строения его хозяйственной системы. Влияние изменения строения хозяйственной системы на эффективность деятельности предприятия отрасли печати полагается основным направлением изучения использования экономического потенциала.

Введены понятия структурного (отражающего потенциальные возможности, доступные предприятию при оптимизации структурных коэффициентов) и реинвестиционного (отражающего потенциальные возможности предприятия при неизменном строении хозяйственной деятельности и ее расширении за счет инвестиций) экономического потенциала.

Введено понятие интеллектуального потенциала, как основного элемента научно-технического потенциала уровня предприятия. Рассмотрено содержание и структура этого понятия, цели и методы оценки, применимые для предприятий отрасли печати.

Разработана структура ресурсов экономического потенциала.

11. Предложена система показателей оценки эффективности использования ресурсов экономического потенциала.

12. Рассмотрены методические основы формирования системы показателей оценки использования экономического потенциала предприятия. Описаны факторы, влияющие на величину экономического потенциала предприятия. К наиболее важным факторам отнесены: структура управления, совершенство производственного аппарата, финансовое положение предприятия, изменения в структуре хозяйственной деятельности.

13. Для оценки величины экономического потенциала и степени его использования на предприятии отрасли печати предложено использовать структурно-целевой анализ хозяйственной системы. Сформирован алгоритм применения структурно-целевого анализа для оценки величины и уровня использования экономического потенциала.

14. Разработан порядок оценки использования экономического потенциала предприятия отрасли печати на основе алгоритма применения структурно-целевого анализа и системы расчета структурных коэффициентов хозяйственной деятельности с использованием новых форм бухгалтерской отчетности. Предложено оценивать эффективность использования экономического потенциала методом сравнения фактически достигнутых значений показателей хозяйственной деятельности предприятия с их потенциальными значениями.

15. Предложено использовать количественные показатели маркетингового плана предприятия в качестве лимитирующей величины потенциальных возможностей предприятия. Разработана система элементов маркетингового плана предприятия отрасли печати.

16. Определены требования к информации, соответствие которым позволяет использовать данные для оценки использования экономического потенциала. Рассмотрены условия сопоставимости информации, используемой для сравнительного анализа деятельности предприятий отрасли печати.

17. Проведен анализ совокупности базовых предприятий отрасли печати для определения их сходства и различия и его влияния на результат применения системы оценки использования экономического потенциала. Доказано, что система, основанная на анализе структуры хозяйственной деятельности имеет универсальный характер и может быть использована на предприятиях с различным масштабом производства, различной номенклатурой и ассортиментом продукции, с различной организационно-правовой формой и формой собственности.

18. Проведен корреляционно-регрессионный анализ структурных показателей деятельности исследуемых предприятий с целью выявления связи между показателем эффективности деятельности предприятия (рентабельностью продукции) и коэффициентом потенциальных возможностей предприятия, определяемым как отношение потенциальной прибыли к фактической. По результатам анализа установлена сильная положительная связи между указанными показателями, построено уравнение регрессии, описывающее эту связь.

19. На основе анализа отклонений фактического значения коэффициента потенциальных возможностей от его теоретического значения были выявлены предприятия, обладающие наибольшим положительным и наибольшим отрицательным отклонением. Проведен анализ различий в структурных моделях выбранных предприятия для определения оптимальной структуры хозяйственной деятельности. Рассчитаны среднеотраслевые значения структурных коэффициентов деятельности в целом и по группам предприятий и определены статистически обоснованные границы их вариации.

20. Проведен анализ использования экономического потенциала на предприятиях отрасли печати и выявлены факторы, оказавшие наиболее сильное воздействие на уровень использования потенциальных возможностей предприятий.

21. На основе структурно-целевого анализа предложена методика определения резервов и потерь при неполном использовании экономического потенциала.

22. Разработана система мероприятий по повышению эффективности использования экономического потенциала предприятия на базе оптимизации характеристик ресурсов потенциала и совершенствования структуры хозяйственной деятельности.

23. Описаны основные направления применения методики оценки использования экономического потенциала предприятия, в том числе при анализе, планировании и контроле хозяйственной деятельности предприятий отрасли печати.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. И. Диалектика социалистической экономики. — М.: Мысль, 1981.
  2. В. Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. — М.: Экономика, 1989. — 240 с.
  3. Р. Основы аудита: Пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  4. ., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. — 1994. — № 8.
  5. И.Х. Стратегическое управление: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.
  6. А. И. Прогнозирование роста социалистической экономики. — М.: Экономика, 1973. — 294 с.
  7. В. М. Проектирование производственного потенциала объединений (теоретические аспекты). — JL: Изд-во ЛГУ, 1984.
  8. Т. А. Экономический потенциал и эффективность его использования. — Алма-Ата: Наука, 1990. — 360 с.
  9. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  10. И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 1994.
  11. С. Производственный потенциал развитого социалистического общества // Экономические науки. — 1983. — № 1.
  12. Р. А. Рост экономического потенциала. — М.: Экономика, 1971. — 316с.
  13. JI.A. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  14. JI.C. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. — М.: Высшая школа, 1991. — 288 с.
  15. С.Н., Казанцев С. В., Финкель С. М. Инвестиционное обеспечение экономического развития: Капитальные вложения, строительный комплекс, проектирование. — Новосибирск: ВО «Наука». Сиб. изд. фирма, 1993. — 186 с.
  16. А. А. Структурно-целевой анализ экономического потенциала предприятия: теория и методология. — Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1989, —285 с.
  17. Влчек Радим. Функционально-стоимостной анализ в управлении. — М.: Экономика, 1986. — 175 с.
  18. ВНИИ системных исследований: Сб. тр. Вып. 5. М., 1983. — С. 10.
  19. Временные руководящие принципы составления балансов национального богатства по секторам и счетов переоценки в СНС. ООН. Нью-Йорк, 1983. — С. 12−13.
  20. М. И., Жуковская В. М., Сергеев С. М. Экономический потенциал: понятие, модель, индикаторы // Известия АН СССР, серия экономики.
  21. М., 1990. — № 5. — С. 111−129.
  22. А. И. Формирование производственного потенциала: анализ и прогнозирование. — М.: Наука, 1992. — 152 с.
  23. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1972. — 368 с.
  24. Э. П. Структура и эффективность общественного производства. — М.: Мысль, 1974. —С. 10−21.
  25. Э. Экономический потенциал развитого социалистического общества//Вопросы экономики.— 1981. — № 9. — С. 14−19.
  26. В.И. США: Научно-технический потенциал. — М.: Мысль, 1977. — 245 с.
  27. Ю.Ю. Эффективность использования производственного потенциала.
  28. Киев: Знание, 1978. — 16 с.
  29. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 416 с.
  30. В. Формирование и развитие научного потенциала региона // Плановое хозяйство. — 1985. — № 1. — С. 72.
  31. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, № 32. 12 августа 1993 г. — М., Издание Верховного Совета РФ. — с. 1242.
  32. Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». // Ведомости съезда народных депу31.34,35,36
Заполнить форму текущей работой