Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе
![Диссертация: Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе](https://gugn.ru/work/4227906/cover.png)
Кроме этого, были отмечены следующие положительные эффекты формирующего эксперимента: повышение самооценки за счет эмоциональной поддержки и обратной связиизменение отношения личности к психо-травмирующим ситуациямкоррекция межличностных отношенийснятие психоэмоциональной напряженностивыработка позитивных черт личностиснятие астениивосстановление социального статусаповышение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические основы формирования личностно-профессиональной самоидентичности
- 1. 1. Личностно-профессиональная самоидентичность как психологическая проблема
- 1. 2. Особенности формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов во время обучения в вузе
- 1. 3. Психолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов во время обучения в вузе
- ГЛАВА II. Эмпирические исследования по формированию личностно-профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе
- 2. 1. Модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов
- 2. 2. Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов
- 2. 3. Анализ результатов формирующего эксперимента
Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Современный период развития общества характеризуется наличием сложных противоречий, среди которых противоречия, касающиеся развития личности, занимают особую позицию. Эти противоречия призваны вскрыть психологи.
В российском обществе имеется повышенная потребность в специалистах в области психологии и решении острых психологических проблем, появившихся в последнее десятилетие. В связи с этим возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров психологов в вузе. Быстро меняющиеся социально-экономические и политические условия развития общества актуализируют проблему формирования личностнопрофессиональной самоидентичности студентов-психологов.
Особенность профессионального развития психолога, по сравнению с представителями других профессий, заключается в том, что предметом его познавательной и преобразующей деятельности является реальность жизни человека в повседневных и экстремальных ситуациях, его переживания, его выборы, поступки и т. п. Сам психолог, принадлежа к множеству людей, оказывается одним из тех, на кого направлено его собственное профессиональное воздействие.
Профессия психолога в настоящее время становится массовой, поэтому перед психологической наукой встает задача социальной значимости: в соответствии с требованием времени продолжить исследования актуальных проблем совершенствования процесса формирования личностно-профессиональной самоидентичности. В связи с этим нельзя не отметить ответственность вузов в подготовке квалифицированных специалистов в области психологии. Развитие новых технологий требует от выпускника-специалиста устойчивой мотивации саморазвития и самосовершенствования в творческом труде.
В последние годы произошли значительные изменения в системе высшего образования. В «Концепции участия РФ в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования» (2004) отмечены общие негативные тенденции профессионального высшего образования. К их числу относятся: количественный рост объемов подготовки, сопровождающийся снижением ее качестваизолированность учреждений высшего образования от научных организаций, затрудняющая включение студентов в проектную и исследовательскую деятельностьстарение научных и преподавательских кадровнизкий уровень трудоустройства выпускниковнедостаточные темпы развития системы профессиональной переподготовки и др.
В последние годы по мере постепенного утверждения в обществе социально-психологической атмосферы индивидуализма, поисков собственной выгоды, погони за наживой происходят существенные сдвиги в ценностных ориентирах и в нравственном сознании молодого поколения.
Социально-экономические преобразования в России и либерализация многих сфер общественной жизни выявили целый ряд проблем развития личности, требующих психологического изучения [3,10,12,18,45 и др.].
Прежние традиции воспитания личности в условиях коллектива с подчинением коллективным нормам и уподоблению членов коллектива друг другу сменились ярко выраженной тенденцией индивидуализации личностного развития в традициях гуманистической психологии [21,30,40,151 и др.].
Индивидуальные пути самореализации личности вступили в противоречие не только с традициями коллективного воспитания и коллективным самосознанием, но и с привычной идентификацией личности с коллективом. В результате, возникли условия для кризиса личностной самоидентичности, когда ведущей тенденцией становится познание себя и собственных возможностей [30,32,49,66,67 и др.].
Проблема осложнялась также тем, что процессы самоидентичности нередко подменялись индивидуализацией личности, противопоставленной как общественным требованиям, так и подлинным интересам самой личности.
Проблема самоидентичности личности особенно обострилась в условиях профессионального развития личности, когда поиск «собственного лица» в профессии стал не только важным направлением личностного развития, но и существенным условием успешной подготовки специалиста.
Большое внимание ученых привлекали проблемы развития личности в коллективе и возможности индивидуализации этого процесса. Несмотря на противоречие, якобы заложенное в процессе развития личности и коллектива, были обнаружены значительные резервы коллективного воспитания, оказывающие положительное влияние на развитие индивидуальных особенностей личности и реализацию индивидуального потенциала [4, 37, 38, 80 и др.].
Реализация индивидуального личностного потенциала неразрывно связана с активизацией личностной позиции и поиском путей собственного самовыражения [78, 146, 147, 152 и др.]. Это направление было особенно глубоко разработано в исследованиях, посвященных развитию субъектной активности личности как психологического условия активации личностных резервов в целом [2, 35 и др.]. Это, в свою очередь, обусловило исследование способов личностного самовыражения и социальной значимости активности субъекта.
Важной областью исследования самоидентичности личности стало изучение процессов формирования индивидуальной «Я-концепции» через самопознание собственных ресурсов [18, 50, 66, 67 и др.]. Исследования подтвердили, что формирование концепции собственного «Я» может носить ярко выраженный индивидуальный характер, однако для этого существуют особые психологические условия, при которых становится возможным подлинное самопознание личности.
В контексте исследований, посвященных формированию индивидуальной «Я-концепции», все большее внимание исследователей привлекали проблемы личностной самоидентичности, понимаемой как выявление индивидом своих характерных особенностей, позволяющих отнести себя к определенному психологическому типу [3, 4, 24, 39, 47 и др.]. Исследовались проблемы этнической, тендерной, возрастной, культурной, профессиональной самоидентичности и др. [9, 10,31,45, 56,128,131 и др.].
В плане нашего исследования, особое значение имели работы, посвященные изучению самоидентичности личности в процессе профессиональной подготовки [55, 94, 99,104, 112,146 и др.]. Исследования показали, что личностная самоидентичность в профессиональном обучении в ряде случаев осуществляется стихийно, имеет не всегда предсказуемые последствия и может приводить к непредвиденным отрицательным результатам, вплоть до неадекватной самоидентичности будущего специалиста в профессиональном обучении.
Проблемы формирования профессиональной самоидентичности в полной мере актуальны при подготовке будущих психологов. Исследования обнаруживают недостаточно эффективный процесс самоидентификации будущих психологов, выражаемый в том, что будущие специалисты не всегда в полной мере познают собственные личностные ресурсы [37, 80 и др.], недостаточно идентифицируют себя с профессиональным идеалом [30 и др.], не полностью осознают свою принадлежность к психологической профессии и затрудняются определить, в чем заключается их личностно-профессиональная индивидуальность [84,133, 152 и др.].
Психологические исследования выявляют ряд нерешенных противоречий в исследовании проблемы формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов:
— между актуальностью психологического исследования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов и степенью изученности этого процесса;
— между имеющимися теоретическими разработками в области личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов и психологическими методиками, позволяющими целенаправленно влиять на данный процесс;
— между существующими методиками психологического консультирования, тренингами и практикумами и их недостаточной теоретико-экспериментальной обоснованностью.
Выявленные противоречия показывают, что проблема формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов является не полностью решенной. Это выражается в том, что личностно-профессиональная самоидентичность будущих психологов остается малоуправ-ляемым процессом, в результате чего студенты не полностью осознают свои индивидуальные возможности профессионального роста. Они остаются не до конца реализованными в ходе профессионального обучения и, даже, формируют у себя не всегда адекватную «Я-концепцию» как специалиста, что может приводить к кризису профессионального становления психолога. Этим обусловлена актуальность темы нашего диссертационного исследования.
Объект исследования — личностно-профессиональная самоидентичность студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Предмет исследования — формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов психологов в процессе обучения в вузе.
Цель исследования — разработать модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов в процессе обучения в вузе и апробировать ее в ходе изучения спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов».
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему личностно-профессиональной самоидентичности в научной литературе.
2. Изучить процесс формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов как психологическую проблему.
3. Раскрыть психолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов в учебном процессе.
4. Разработать модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов в учебном процессе.
5. Проверить эффективность модели формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих специалистов в ходе изучения спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов».
Гипотеза заключается в предположении о том, что формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов как тождественность «Я-концепции» реальному «Я» в ходе обучения в вузе будет осуществляться успешно, если реализовать модель, в соответствии с которой данный процесс становится целью учебно-воспитательной работыосуществляется психологическая поддержка студентовв учебно-воспитательном процессе учитываются такие его компоненты развивающей сущности, как когнитивный, аффективный и поведенческийсам учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность специалиста, наполнен аксиологическим содержанием и осуществляется поэтапно, реализуя креативное, исполнительное и технологическое содержание, с учетом психолого-педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения философских, социологических, психологических, педагогических теорий и концепций, а именно: идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. И. Лещинский, В. В. Сериков и др.) — основы аксиологического подхода к организации педагогического воздействия (И.Б. Ко-това, Е. Н. Шиянов и др.) — самореализация личности (К.А. Абдульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.) — ценностно-смысловой аспект в становлении идентичности (B.C. Агеев, П. Бергер, В. А. Ядов и др.) — раскрытие психологических механизмов идентичности (Н.В. Антонова, М. В. Заковоротная, Н. Л. Иванова, И. С. Кон, Д. Марсиа, Л. Б. Шнейдер и др.) — теории профессионального развития личности, представления о сущности профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, JI.M. Митина, Д. Сьюпер и др.) — описание видов и кризиса идентичности современного человека (Г.М. Андреева, Т. М. Буякас, Ю. М. Орлов, Д. Маттесон и др.) — исследования, посвященные профессиональной деятельности и личности психолога (Г.В. Аксенова, Г. М. Белокрылова, В. Е. Гаврилова, А. Г. Лидере, Е. С. Романова, А. О. Шарапов и др.) — теория самопознания и «Я-концепции» (Е.И. Исаев, В. Г. Маралов, В. И. Слободчиков и др.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ литературных источниковэмпирические методы исследования: анкетирование, интервьюирование, тест двадцати утверждений самоотношения «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартлэнд) — методика «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви) — методика диагностики уровня эмпатии (В.В. Бойко) — методика диагностики личностного эгоцентризма (Н.П. Фетискин) — методика диагностики самооценки личности «Интегральная самооценка личности (Н.П. Фетискин) — методика диагностики ценностных ориентаций (М. Рокич) — «Шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин) — методика «Отношение к профессии» (В.А. Ядов) — методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана).
Применялись математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования: непараметрический критерий знаков, параметрический критерий Стьюдента.
Научная новизна исследования.
— выявлены психологические компоненты развивающей сущности учебно-воспитательного процесса, влияющие на личностно-профессиональную самоидентичности будущих психологов, а именно: когнитивный, аффективный и поведенческий;
— определены психолого-педагогические условия формирования личност-но-профессиональной самоидентичности будущих психологов, включающие в себя совершенствование форм и методов обучениястимулирование самопознания и саморазвития студентовсовершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентамиформирование позитивной микросреды в учебных группахорганизация внеучебной деятельности студентов;
— раскрыты особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью формирования профессионально-направленной самоидентичности студентов, для которой характерны психологическая поддержка, личностно-ориентированное обучение, аксиологическая ориентация и развивающая сущность в подготовке специалиста.
Теоретическая значимость:
— доказано положение о том, что формирование личностно-профессиональной самоидентичности у студентов-психологов в процессе обучения в вузе зависит от реализации модели, в соответствии с которой учебно-воспитательный процесс имеет личностную ориентацию, включающую в себя профессиональную направленность личности, индивидуальные особенности познавательной деятельности, адаптивные свойства личности, стили общения и реализацию ценностно-смыслового содержания деятельности на основе «Я-концепции»;
— уточнено определение личностно-профессиональной самоидентичности, как результат осознания будущими специалистами своих личностно-профессиональных характеристик, включая идеал специалиста, избранное направление деятельностиуровень профессиональной подготовкистиль отношений с участниками учебно-воспитательного процесса вузапрофессиональные предпочтения и результативность деятельности, составляющие личностно-профессиональную «Я-концепцию» будущего специалиста;
— разработана модель личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов, включающая следующие блоки: цель обучения, психологическая поддержка, личностная ориентация учебно-воспитательного процесса, аксиологическое содержание, развивающая сущность, этапы формирования личностно-профессиональной самоидентичности, деятельностное содержание и психолого-педагогические условия.
Практическая значимость:
— разработана методика спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов»;
— предложена программа формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов;
— материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по общей, педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности, в работе психологической службы высшего учебного заведения.
Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены опорой на достижения современной психологии и педагогикиприменением надежных и валидных методов, адекватных предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемыхтщательным и корректным проведением качественного анализа и статистической обработкой исходных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета, кафедре психологии Воронежского экономико-правового институтанашли отражение в научных статьях, тезисах и выступлениях на конференциях: региональных межвузовских научно-практических конференциях Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2004;2007 г. г.) — научно-практической конференции (г. Губкин, Белгородская область, 2005 г.) — Юбилейной конференции «Психология конца XIX-начала XXI века» (г. Москва, 2005 г.) — Всероссийской научно-практической конференции (г. Набережные Челны, 2005 г.) — в ходе опытно-экспериментальной работы со студентами-психологами Воронежского экономико-правового института, Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института.
Основные положения работы использовались в лекционно-практических курсах по психологии личности, психологии общения и факультативных курсах Воронежского экономико-правового института.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностно-профессиональная самоидентичность как тождественность «Я-концепции» реальному «Я» студентов-психологов представляет собой результат осознания ими собственных личностно-профессиональных характеристик, включая идеал специалиста, избранное направление деятельностиуровень профессиональной подготовкистиль отношений с участниками учебно-воспитательного процесса вузапрофессиональные предпочтения и результативность деятельности.
2. На формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов влияют психологическая поддержка, личностно-ориентированное обучение, развивающая сущность, аксиологическая ориентация учебно-воспитательного процесса.
3. Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов зависит от таких психолого-педагогических условий, как: совершенствование форм и методов обучения студентов-психологов с целью эффективного формирования их личностно-профессиональной самоидентичностистимулирование самопознания и саморазвития студентовсовершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентамиформирование позитивной микросреды в учебных группахорганизация внеучебной деятельности студентов, направленной на формирование личностно-профессиональной самоидентичности.
4. Психологическая модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности у студентов-психологов включает в себя следующие блоки: цель профессиональной подготовкипсихологическая поддержка в учебно-воспитательном процесселичностная ориентация учебно-воспитательного процессааксиологическое содержание учебно-воспитательного процессаразвивающая сущность учебно-воспитательного процессаэтапы формирования личностнопрофессиональной самоидентичностидеятельностное содержание учебно-воспитательного процессапсихолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов.
5. Формирование личностно-профессиональной самоидентичности у будущих психологов возможно в условиях спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности у студентов-психологов», состоящего из диагностического, констатирующего, деятельностного и регистрационного этапов.
Организация исследования. В исследовании приняли участие студенты Воронежского экономико-правового института, Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института. В диагностическом исследовании приняли участие 500 студентов-психологов 1−5 курсов. В констатирующем и формирующем эксперименте приняли участие 300 студентов-психологов (150 студентов — экспериментальная группа, 150 студентов — контрольная группа).
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2007 гг. и состояло из следующих этапов:
— подготовительный этап (2001;2002 гг.) включал в себя определение концептуального замысла исследования, определение цели, формулирование задач и гипотезы, изучение научной литературы по проблеме;
— констатирующий этап (2002;2003 гг.) связан с выбором методов и методик научного исследования, а также проведением первичной диагностики;
— формирующий этап (2003;2005 гг.) включал в себя организацию и осуществление опытно-экспериментальной работы;
— контрольно-диагностический этап (2005;2007 гг.) включал в себя обработку и анализ экспериментальных данных и оценку эффективности разработанного спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов», оформление рукописи диссертации.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 180 на.
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.
1. Рассмотрев сущность психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в вузе, нами была разработана модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
2. Основными блоками модели формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов являются: цель профессиональной подготовкипсихологическая поддержка в учебно-воспитательном процесселичностная ориентация учебно-воспитательного процессааксиологическое содержание учебно-воспитательного процессаразвивающая сущность учебно-воспитательного процессаэтапы формирования личностно-профессиональной самоидентичностидеятельностное содержание учебно-воспитательного процессапсихолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов.
Целевой блок предполагает формирование личностно-профессиональной самоидентичности у студентов-психологов.
Блок психологической поддержки включает психологическое консультирование, диагностико-консультационную работу и организацию спецкурса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов».
Блок личностной ориентации учебно-воспитательного процесса предполагает учет профессиональной направленности личности, индивидуальных особенностей, познавательной деятельности, адаптивных свойств личности, стилей общения.
Блок аксиологического содержания учебно-воспитательного процесса включает профессиональные, индивидуально-личностные и духовнонравственные ценности в студенческой среде, существенные для формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов.
Блок развивающей сущности учебно-воспитательного процесса включает в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты личностно-профессиональной самоидентичности.
Блок этапов формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов состоит из следующих этапов: диагностического, констатирующего, деятельностного и регистрационного.
Блок деятельностного содержания предполагает креативность, исполнительность и технологичность учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов.
И, наконец, блок психолого-педагогических условий содержит следующие условия:
— совершенствование форм и методов обучения студентов-психологов с целью эффективного формирования их личностно-профессиональной самоидентичности;
— стимулирование самопознания и саморазвития студентов;
— совершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентами;
— формирование позитивной микросреды в учебных группах;
— организация внеучебной деятельности студентов, направленной на формирование личностно-профессиональной самоидентичности.
3. Основным результатом реализации модели формирования личностно-профессиональной самоидентичности является овладение студентами профессионально-значимыми знаниями, умениями, навыками, которые смогли бы гарантировать успешность профессиональной деятельности и личностный рост.
4. Спецкурс «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов», включающий в себя диагностический, констатирующий, деятельностный и регистрационный этапы, позволяет успешно формировать личностно-профессиональную самоидентичность будущих специалистов.
5. После прохождения студентами специализированного курса «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе» были отмечены следующие положительные изменения: рост значений показателей перспективной идентичностиразвитие эмпатиикоррекция эгоцентризма, самооценкиизменение мо-тивационно-ценностных ориентацийформирование «полезной» тревожно стиповышение степени удовлетворенности профессией.
6. Результаты проведенного исследования диктуют настоятельную необходимость создания в вузе психологической службы, главными задачами которой могли бы стать помощь студентам в скорейшей адаптации к новым условиям жизни и учебы, формирование личностно-профессиональной самоидентичности, помощь в преодолении личностных и психосоматических проблеминдивидуальные профессиональные консультации и оптимизация условий профессионального выборапомощь в формировании комфортных межличностных отношений в студенческих группах и общении с преподавателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Интерес к проблеме формирования личностно-профессиональной самоидентичности в процессе личностно-профессионального развития в психологии возрос, особенно в последние годы, в связи со становлением гуманистических тенденций, с разработкой и внедрением концепций личностно-деятельностного и системного подходов, с усилением внимания в области развития личности, ее жизненного и профессионального пути, генезиса мо-тивационно-потребностной сферы, способностей и т. д.
Проведенный анализ проблемы личностно-профессиональной самоидентичности показал ее сложность, неоднозначность трактовок вследствие множества теоретических подходов к этому понятию. Можно констатировать отсутствие единого определения личностно-профессиональной самоидентичности.
Предлагаем следующее определение личностно-профессиональной самоидентичности.
Личностно-профессиональная самоидентичность студентов-психологов есть результат осознания будущими специалистами своих личностно-профессиональных характеристик, которые определяют идеал специалиста, влияют на выбор направления деятельностиотражают уровень профессиональной подготовки, результат стиля отношений с субъектами образовательного процессавыявляют профессиональные предпочтения, а также обусловливают результативность деятельности, составляя в целом «Я-концепцию» будущего специалиста.
Нами были уточнены определения самоидентичности и самоидентификации.
Самоидентичность — это совокупность и единство целей, мотивов, установок индивида, осознающего себя уникальной, самостоятельной личностью, отличной от других субъектов.
Самоидентичность — это тождественность, совпадение «Я-концепции» реальному «Я».
Самоидентификация — процесс отождествления индивидом себя со значимым лицом или группой с целью позитивного самопринятия, формирования «Я-концепции».
Психологическая поддержка, личностно-ориентированное обучение, аксиологическая ориентация учебно-воспитательного процесса и развивающая сущность профессионального обучения влияют на формирование личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов.
Время обучения студентов-психологов в вузе является сенситивным периодом развития самоидентичности, поэтому необходимо в процессе обучения создать оптимальные условия для формирования личностно-профессиональной самоидентичности.
Нами выявлены психологические компоненты развивающей сущности личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов, а именно: когнитивный, аффективный и поведенческий.
Определены психолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности будущих психологов, включающие в себя совершенствование форм и методов обучениястимулирование самопознания и саморазвития студентовсовершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентамиформирование позитивной микросреды в учебных группахорганизация внеучебной деятельности студентов.
Раскрыты особенности организации учебно-воспитательного процесса с целью формирования профессионально-направленной самоидентичности студентов.
Доказано положение о том, что формирование личностно-профессиональной самоидентичности у студентов-психологов в процессе обучения в вузе зависит от реализации модели, в соответствии с которой учебно-воспитательный процесс имеет личностную ориентацию, включающую в себя профессиональную направленность личности, индивидуальные особенности познавательной деятельности, адаптивные свойства личности, стили общения и реализацию ценностно-смыслового содержания деятельности на основе «Я-концепции»;
К психолого-педагогическим условиям формирования личностно-профессиональной самоидентичности относятся: совершенствование форм и методов обучениястимулирование самопознания и саморазвития студентовсовершенствование взаимоотношений между преподавателями и студентамиформирование позитивной микросреды в учебных группахорганизация внеучебной деятельности студентов.
Рассмотрев сущность психолого-педагогического обеспечения, нами была разработана модель формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе.
Основными блоками модели формирования личностно-профессиональной самоидентичности являются: цель профессиональной подготовкипсихологическая поддержка в учебно-воспитательном процесселичностная ориентация учебно-воспитательного процессааксиологическое содержание учебно-воспитательного процессаразвивающая сущность учебно-воспитательного процессаэтапы формирования личностно-профессиональной самоидентичностидеятельностное содержание учебно-воспитательного процессапсихолого-педагогические условия формирования личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов.
Спецкурс «Формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов», включающий в себя диагностический, констатирующий, деятельностный и регистрационный этапы, позволяет успешно формировать личностно-профессиональную самоидентичность будущих специалистов.
Наблюдения за поведением и учебной деятельностью студентов экспериментальной группы показал, что они приобрели знания, овладели профессиональные умениями и навыками, отмечается рост объема представлений о профессии. Студенты стали более уверенными, научились осознанно планировать, контролировать и анализировать свое поведение и профессиональную деятельность.
Кроме этого, были отмечены следующие положительные эффекты формирующего эксперимента: повышение самооценки за счет эмоциональной поддержки и обратной связиизменение отношения личности к психо-травмирующим ситуациямкоррекция межличностных отношенийснятие психоэмоциональной напряженностивыработка позитивных черт личностиснятие астениивосстановление социального статусаповышение коммуникабельностиуверенности в себемобильности и гибкости мышленияуменьшение уровня реактивной и личностной тревожностиулучшение внутрисемейных и межличностных отношенийповышение чувства ответственностиосознание роли психологических механизмов в формировании симптомовизменения в установках и отношенияхулучшение социального функционированияповышение социальной активностиповышение работоспособностиповышение адаптации к непрерывно меняющимся условиям средыбыстрое восстановление эмоционального равновесия, принятие людей и ситуаций такими, какими они естьповышение активности личностисимптоматические улучшения: улучшение сна, исчезновение страхов, нормализация артериального давления, исчезновение различных болевых симптомов, обучение навыкам «борьбы со стрессом» и т. д.
Подтвердилась гипотеза о том, что формирование личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов как тождественность «Я-концепции» реальному «Я» в ходе обучения в вузе будет осуществляться успешно, если реализовать модель, в соответствии с которой данный процесс становится целью учебно-воспитательной работыосуществляется психологическая поддержка студентовв учебно-воспитательном процессе учитываются такие его компоненты развивающей сущности, как когнитивный, аффективный и поведенческийсам учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность специалиста, наполнен аксиологическим содержанием и осуществляется поэтапно, реализуя креативное, исполнительное и технологическое содержание, с учетом психолого-педагогических условий.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по общей, педагогической, возрастной, социальной психологии и психологии личности, в работе психологической службы высшего учебного заведения.
Таким образом, положительные результаты проведенной нами работы по формированию личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов в процессе обучения в вузе диктуют настоятельную необходимость продолжения начатой деятельности по совершенствованию психолого-педагогических условий педагогического процесса в вузе, а главная задача вуза — обеспечение всех необходимых условий для личностно-профессионального развития студентов во время обучения.
Список литературы
- Абдуллаева, М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева. // Психол. журнал. 2004. — Т. 25, № 2. — С. 86−95.
- Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К.А. Абульханова-Славская // Психол. журнал. -1994. Т. 15.-№ 4.-С. 39−55.
- Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применения к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии и познания людьми друг друга.- Краснодар, 1975.-С. 6−9.
- Агеев, B.C. Социальная идентичность личности // Социальная психология: Хрестоматия. / B.C. Агеев М.: Аспект-Пресс, 1999. — С.349−356.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000.- С. 180−250.
- Андриенко, Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя / Е. В. Андриенко. М.- Новосибирск: Изд-воНГПУ, 2002.-266 с.
- Аксенова, Н.М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе: дис.канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. М. Аксенова. Кемерово, 2004. — 137 с.
- Антонова, Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова//Вопр. психол. 1996. — N1. — С. 131−143.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М., 1984. — 104 с.
- Баразгова, Е. С. Американская социология традиции и современность / Е. С. Баразгова. Екатеринбург, 1997. — 76 с.
- Бархаев, Б.П. Введение в профессию психолога: Курс лекций / Б. П. Бархаев. М.: МГЭИ, 1999. — 100 с.
- Белинская, Е.П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая М.: Аспект-Пресс, 2001. — С. 238−260.
- Бергер, В.А. Социальное конструирование реальности / В. А. Бергер, Н. В. Лукман. М., 1997. — С. 67−78.
- Бехтенова, Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. Новосибирск, 2006. -24 с.
- Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта- Наука, 1998. — 168 с.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг. / В. Ю. Большаков -М., Служба доверия, 1994. 316 с.
- Большой психологический словарь.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-С.15.
- Бондаренко, А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. 1993. — N1. — С. 63−76.
- Боровикова, С.А. Профессиональное самоопределение / С. А. Боровикова // Психологическое рспечение профессиональной деятельности. СПб., 1991.-С. 45−4!'.
- Брагина, В.Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи / В. Д. Брагина. М., 1976.-241с.
- Буякас, Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т. М. Буякас // Вестник МГУ. Сер. 14. — 2000. — № 1. —С. 56−63.
- Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / В. И. Вачков, И. Б. Гриншпун, ЬЦ1. Пряжников- Под ред. И. Б. Гриншпуна. М.: Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2003. -464 с.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга / И. В. Вачков. М: Изд-во Ось-89,1999. — 276 с.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. / Е.С. Вент-цель М.: Высш. шк., 1999. — 221 с.
- Выготский, Л.С. Педология подростка. Собр. соч. / Л. С. Выготский Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 229−231.
- Ганин, Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей/ Е. А. Ганин. 2003.: http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0−1673.html
- Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
- Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
- Дериси, О.Н. Человеческая подлинность / Это человек: Антология / О. Н. Дериси. М., 1995. — 256 с.
- Джемс, У. Личность // Психология личности. Тексты / У. Джемс / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 6170.
- Дмитриева, М.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала / М. А. Дмитриева, С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: Альманах Сибирского отделения РАО. -Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. -Вып.4. С. 18−30.
- Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов будущих психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. -1999.-№ 2.- С. 42−50.
- Дружилов, С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формированиям / С. А. Дружилов // «Сибирь. Философия. Образование». Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001 (выпуск 5). — С. 46−56.
- Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития /С.А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, 2002. — 242 с.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2001. С. 326−327.
- Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал, 2001, том22,№ 4.-С. 51−59.
- Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности / Е. П. Ермолаева // Психологическое обозрение. — 1998. — № 2. — С. 35—40.
- Забродин, Ю.М. Профессиональное становление: от профобразования — к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. -Омск, 1993.-С.37.
- Загайнов, Р. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога / Р. Загайнов. М., Смысл, 2001. — 571 с.
- Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. Ростов-на-Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. — 175 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. -2-е изд., переб., доп. / Э. Ф. Зеер. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб, пособие для пед. вузов / И. А. Зимняя. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Иванова, H.JI. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности: монография. / H.JI. Иванова, Е. В. Конева. Ярославль, 2003. — 132 с.
- Исмагилова, Ф. С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда / Ф. С. Исмагилова. Екатеринбург, 1999. — 54 с.
- Казанская, А.В. Поговорим о себе / А. В. Казанская // Московский психотерапевтический журнал. 1998. — № 2. — 94 с.
- Калинина, В.Н. Математическая статистика / В. Н. Калинина, В. Ф. Панкин -М.: Высш. шк., 1998. 178 с.
- Карвасарский, Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 е.: (Серия «Мастера психологии»),
- Келасьев, В.Н. Проблема самореализации человека в современных условиях / В. Н. Келасьев. // Социология и социальная антропология. СПб, 1997. С. 76−77.
- Киселев, И.Ю. Формирование идентичности российской провинции / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнов. М, 2001. — 165 с.
- Кирт, H.JI. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов в процессе профессионального самоопределения: Дис. канд. пси-хол. наук. / H.JI. Кирт. -М., 2000. 158 с.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.:1. Изд-воМГУ, 1988.- 199 с.
- Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995.- С. 224.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М.: 1998. -С.418−425.
- Козлова, Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» / Т. З. Козлова // Социальная идентификация личности. Т. 2: Книга 1 / Ред. коллегия: В. А. Ядов (отв. ред.). — М.: Ин-т социол. РАН, 1994. -С. 137−138.
- Кокорев, В.Н. Педагогические условия реализации конвенции ООН о правах ребенка в современной школе автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Кокорев. — Омск, 2007. — 24 с.
- Колесникова, Л.Д. Становление личностно-профессиональной самоидентичности студентов-психологов / Л. Д. Колесникова // Устойчивое развитие и безопасность России: Политические и социально-экономические аспекты.
- Сб. научн. тр. Воронеж: Воронеж, гос. техн. ун-т, 2004. — С. 283−286.
- Колесникова, Л.Д. Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов при помощи активных методов обучения / Л. Д. Колесникова // Вестник Тамбовского ун-та. 2006. — № 3 (43). — С. 217−221.
- Кон, И. С. Открытие Я/И.С. Кон. -М.: 1978.- 189 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М: Просвещение, 1980.-214 с.
- Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. № 5. — 1989. — С. 24−28.
- Крылов, К.К. Идентичность / К. К. Крылов (http: // www. traditio. ru/krylov/id.htm)
- Кудрявцев, T.B. Психолого-педагогические проблемы высшейшколы / Т. В. Кудрявцев // Вопр. психологии. 1981. — № 2. — С. 20−25.
- Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. М., 1984.-С. 180—187.
- Куров, И.Е. Концепция многоуровневой системы образования в Нижегородском педагогическом университете / И. Е. Куров, Т.В. Таль-никова // Непрерывное педагогическое образование. — СПб., 1994. — Вып. 5. -С. 24−32.
- Лебедева, Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве от поисков самоуважения к поискам смысла / Н. М. Лебедева // Психол. журн.- 1999.-Т.20.- № 3.-С.48−58.
- Лебедева, Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности / Н. М. Лебедева // Психол. журн. 1996. — Т. 17. — № 4. — С. 32−42.
- Леонова, А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. / А. Б. Леонова, О. Н Чернышева. М.: Родикс, 1995. — 448 с.
- Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопр. психологии.- 2001.- № 1.- С. 57−65.
- Ливехуд, Б. Кризисы жизни шансы жизни / Б. Ливехуд. — Калуга: Духовное познание, 1994. — 224 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма/А.К. Маркова. М.:1. Знание, 1996. 308 с.
- Макушин, В.Г. Лекции по курсу «Основы физиологии и психологии труда» / В. Г. Макушин. — М., 1971. 187 с.
- Маслоу, А. Дальние достижения человеческой природы / А. Мас-лоу. М., Прайм-знак, 2002. — 254 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / А. Маслоу / Под ред. Ю. Б, Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -С. 108−117.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопр. психологии. —1997.—№ 4. — С. 28—38.
- Михайлов, И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопр. психологии. 1975. — № 5. — с 16−21.
- Мошкин, В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности / В. Н. Мошкин.: http://www.oim.ru/reader.asp
- Мухина, B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М., 2000. -323 с.
- Мухина, B.C. Феноменология развития и бытия личности / B.C. Мухина. М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — С. 178−186.
- Новейший философский словарь, 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с.
- Оборина, Д.В. Взаимопонимание и взаимодействие психолога и учителя / Д.В. Оборина// Детский практический психолог, январь, 1994. С. 34−39.
- Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. 304 с.
- Овсянникова, В.В. Динамика «образа своей профессии» в зависимости от степени приобщения к ней / В. В. Овсянникова // Вопр. психологии. 1981.-№ 5. — С. 23−29.
- Овчинникова, Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности / Ю. Г. Овчинникова // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2000. — № 2. — С. 87.
- Осипов, П.Н. Особенности профессионального развития студентов традиционных и инновационных учебных заведений / П. Н. Осипов // Специалист. 2000. — № 5. — С.32−34.
- Павленко, В.И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. И. Павленко // Во-пр. психологии. 2000. — № 1. — С. 54−68.
- Павленко, В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе / В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психол. журн. 1998.-Т. 19.-№ 1.-С. 83−95.
- Павлова, О.Н. 2001: Идентичность: история формирования взглядов * и ее структурные особенности / О. Н. Павлова. М. http://pavolga.narod.ru/identity.html)
- Петровская, JI.A. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / JI.A. Петровская. М., 1982. — 256 с.
- Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
- Прутченков, А.С. Свет мой, зеркальце, скажи.: Методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /Н.С. Пряжников. М., Воронеж, 1996. — 245 с.
- Пряжников, Н.С., Вачков И. В., Гриншпун И. Б. Введение в профессию «психолог» / Н. С. Пряжников, И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 464 с.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова М.: Академия, 2001. — 480 с.
- Пряжникова, Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную дея-} тельность психолога / Е. Ю. Пряжников. М.: Образовательная академия Континент, 2001. — 313 с.
- Пряжникова, Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности / Е. Ю. Пряжникова // Журн. практ. психолога. № 4. — 1999. — С. 28−35.
- Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ под ред. Барнес-са Э. Мура и Бернарда Д. Файна/ Перев. С англ. A.M. Боковикова, И.Б. Гришпу-на, А.Фильца. М.: Независимая фирма Класс, 2000. — 678 с.
- Психологический словарь (http //azps ru/handbook/p/prof510 html)
- Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М., 1992. — 245 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. JI.M. Митиной. М., 1998. — С. 6−8.
- Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. JI.B. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева / под ред. канд. философ, наук С. М. Черкасова. / Ч. Райкрофт. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 678 с.
- Ракитов, А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок / А.И. Ра-китов //Вопр. философии 1992. № 5. — С. 3−6.
- Реан, А.А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
- Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. Т. 1 / А.Ребер. -М.: Вече, 2000, — 592с.
- Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — 156 с.
- Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. -М, 1990. 183 с.
- Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности: автореф. дис.. д-ра, психол. наук / Е. С. Романова. М., 1992. -46с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ общ. ред. и вступ. ст. Л. А. Петровской. / К. Рудестам М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Рунион, Р. Справочник по непараметрической статистике / Р. Ру-нион. — М.: Финансы и статистика, 1982. — 198 с.11 120. Секун, В. И. Психология активности /В.И. Секун. Минск, 1996.-С. 23−45.
- Сенин, И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. / И. Г. Сенин. Ярославль: Содействие, 1991. -19 с.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240с.
- Сидоренко, Е. В. Тренинг в практической подготовке психологов / Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева // Акт. пробл. психол. теории и практики. — СПб., 1995.-245 с.
- Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности). // Пробл. теорет. социол. СПб., 1994. — С. 169−184.
- Скибо, Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа. Автореф. диссерт. на со-иск. уч. степени канд. пед. наук / Т. Ю. Скибо Воронеж, 2004. — 32 с.
- Смит, М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. / М. Смит. — СПб., 1998. 145 с.
- Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т.
- Соколова. М., 1980. — 231 с.
- Солдатова, Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация / Г. У. Солдатова // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / под ред. Л. М. Дробижевой и др. М.: Мысль, 1996. — С. 296−367.
- Социальная идентификация личности: В 2 кн. / отв. ред. Б. А. Ядов. — М., 1994.
- Справочник по прикладной статистике. М.: Финансы и статистика, 1990.-301 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности / Т. Г. Стефаненко // Этническая психология и общество. М.: Старый Сад, 1997.-С. 97−104.
- Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации / Н. Ю. Волова, А. Н. Карпушина и др.- отв. ред. Л.Б. Четырова- Самарск. гос. ун-т, Самар. фил. совр. гуманит. ин-та Самара -179 с.
- Субботина, Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки: Учеб. пособие / Л. Ю. Субботина / Ин-т «Открытое общество», Рос. психол. общество. Яросл. регион, отд-ние. Ярославль, 2003. — 102 с.
- Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса/ А. Г. Тулегенова.: http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019. html).
- Укке, Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии у японских школьников / Ю. В. Укке // Вопр. психологии. 1990. № 5. — С. 150−157.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов М., Изд-во Ин-та Психотерапии. 2002. — 490 с.
- Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «Оно». Труды разных лет / 3. Фрейд. Тбилиси, 1991. — С. 102.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука. 1989. — 456 с. — (Серия «Классики науки»).
- Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1999.330 с.
- Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. Мн.: Коллегиум, 1992.253 с.
- Харламенкова, Н.Е. Соотношение разнонаправленных механизмов саморегуляции личности: стремление к самовыражению и защите «Я» / Н. Е. Харламенкова, Т. А. Никулина // Психологическое обозрение. № 2. -1997. — С. 34−38.
- Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /
- В. Хесле // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
- Хорни, К. Культура и невроз / Психология личности: Тексты / К. Хорни / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. -288 с.
- Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н. Ю. Хрящева. -СПб, 1999. 256 с.
- Шеффер, Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. / Д. Шеффер — СПб.: Питер, 2003. — 321 с.
- Шнейдер, Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л. Б. Шнейдер. М.: 000 Принт, 2001. — 128 с.
- Шнейдер Л. Б. Тренинг профессиональной идентичности / Л.Б. t Шнейдер. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 193 с.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. / Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО МО ДЕК, 2004. — 600 с.
- Щербаков, М.А. Модель уровней самоидентификации личности (http://www.ipd.ru/articles/identarticle.shtml.)
- Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Толстых А. В. / Э. Г. Эриксон М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344 с.
- Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного: Пер. с нем. / К. Г. Юнг М., 1994. — 642с.
- Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 1995. № 3−4.-С. 56−67.
- Ясперс, К. Общая психопатология: Пер. с нем. / К. Ясперс. М., 1993.-244 с.
- Adamek, R.L. Social Structure, Identification and Change in Treatment-Oriented Institution / R.L.Adamek, E.Z.Dager// Socialization. Chicago, 1971.-P. 162−188.
- Bandura, A. Social-learning Theory of Identificatory Processes / A. Bandura//Handbook of Socialization Theory and Reseach. Chicago, 1969. -P. 213−262.
- Baumeister, R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. / R. Baumeister. N. Y., Oxford, 1986. — P. 18−19.
- Brubaker, R. and Cooper, F. 2000: Beyond «Identity», Theory and Society, Vol. 29. / R. Brubaker P. 56−59.
- Curie, A. Mystics and militants. A study of awareness, identity and social action / A. Curie. London: Tavistock publication, 1972. — IX, 121 p.
- Deschamps J.-C., Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 1−12.
- Ely 1997 Ely, J. D. 1997: «Community and the Politics of Identity: Toward the Genealogy of a Nation-State Concept», Stanford Humanities Review, Vol. 5 (2). (http://www.stanford.edu/group/SHR/).
- Fogelson, R.D. Person, self and identity / R.D. Fogelson // Chicago, III. N.Y.- L.: Plenium Press, 1982. 87 p.
- Garfinkel, H. Studies in Ethnomethodology / H. Garfinkel. Cambridge, 1984.-211 p.
- Gewirtz, J. Mechanisms of Social Learning: Some Roles of Stimulaition and Behavior in Early Human Development / J. Gewirtz // Handbook of Socialization Theory and Reseach. Chicago, 1969. — P.55−212.
- Giddens, A. Leben in einer posttraditionalen Gesellschaft // Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernisierung: Eine Kontroverse. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1996. S. 213 — 233.
- Giles, P.G. The validity of role construct repertory test as a measure of sexual identification / P.G. Giles, J.F. Rychlak // J. Project. Tech. 1965. V. 29. P. 7— 11.
- Goffman, E. The Presentation of Self in Everyday Life / E. Goffman. -N. Y. 1959.- 169 p.
- Habermas, J. Geschichtsbewusstsein und posttraditionelle Identitaet: Die Westorientirung der Bundesrepublik, in: ders. Eine art Schadenabwicklung. Kleine politische Schriften VI. Fr / Habermas J. / M: Suhr. 1987, S. l59−178.
- Jenkins, R. Social identity / R. Jenkins. L.: Routledge, 1996. — 178 p.
- Krappman, L. Sociologische Dimensionen der Identitat / L. Krappman. -Stuttgart, 1969. -S. 67−89.
- Marsia, J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. P. 213—231.
- Mead G. Mind, self and Society: from the standpoint of a social behav-iorist. / G. Mead. Chicago, London. 1967 (1st ed. — 1934), esp. P. 173 ff, 175.
- Morgan, C. A method for investigating fantasies: The thematic apperception test / C. Morgan, H. Murray // Arch, neurol. psychiatr. 1935. Vol. 34.
- Murray, H. Thematic apperception test. Manual. / H. Murray. Cambridge, 1943.-156 p.
- Perry J. Chr. The qualification and the quantification of defence mechanisms, M.P.D., M.D., N.Y., 1990. 178 p.
- Tajfel, H. Social identity and intergroup behavior / H. Tajfel // Soc. Science Inform. 1974. N 13 (2). P. 65−93.
- Turner, J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour / J. Turner // Advances in Group Processes/Ed. E. Lawer. 1985. V. 2. P. 77—121.
- Waterman, A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research / A.S. Waterman // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N3. P. 341−358.180