Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Успешное владение иностранным языком как фактор личностного развития студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Накопленный массив знания, раскрыв психологические основания построения практики обучения иностранному языку, позволил проводимым в данной сфере исследованиям подняться на новую ступень и перейти от рассмотрения вопросов повышения успешности обучения иностранному языку через совершенствование учебного процесса к изучению вопросов влияния личностного развития на «повышение успешности овладения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования успешности владения иностранным языком
    • 1. 1. Владение иностранным языком как проблема психологического исследования
    • 1. 2. Феномен успешности в психологических исследованиях
    • 1. 3. Проблема успешности во владении иностранным языком
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование успешности владения иностранным языком в контексте личностного развития студентов
    • 2. 1. Организация и дизайн исследования успешности владения иностранным языком как фактора личностного развития студента
    • 2. 2. Проекция успешности владения иностранным языком в развитии личности студента языкового вуза
    • 2. 3. Влияние успешности студента во владении иностранным языком на развитие его личностных качеств
  • Выводы по второй главе

Успешное владение иностранным языком как фактор личностного развития студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях расширяющихся культурных контактов, усиления социальной мобильности населения, интенсификации информационных обменов между разными частями мира владение иностранным языком рассматривается в качестве априорной необходимости для каждого человека вне зависимости' от его специальности или сферы интересов. Владение одним или несколькими иностранными языками постепенно становится практически необходимой предпосылкой того, что человек сможет найти себе применение в сфере трудовой занятости и обеспечить необходимый уровень материального благосостояния (Е.Г. Денисенко, В. Г. Тылец и др.).

Понимание значимости той роли, которую начинает выполнять владение иностранным языком членами общества, в настоящее время находит отражение на общегосударственном уровне, в средствах массовой информации, в системе образования. Формируемый социальный заказ стимулирует соответствующие научные разработки.

Необходимо отметить, что достаточно длительный период социальный заказ на повышение уровня владения населением иностранным языком воспринимался только сферой педагогики. Именно в рамках педагогической науки, например, рассматривались общие проблемы методики обучения иностранному языку (М.З. Биболетова, Т. П. Блудова, И. В. Вронская, О. А. Денисенко, Е. А. Ленская, С. В. Логунова, Н. А. Малкина, З. Н. Никитенко, Е.И. Не-гневицкая, Н. Т. Оганесян, О. М. Осиянова, А. П. Пониматко, Н. В. Рыбакова, Н. Н. Трубанева, Н. А. Яценко и др.), а также более частные вопросы, например, совершенствования понимания устной иноязычной речи в рамках школьного (Н.В. Елухина, В. Ф. Сатинова, Б. П. Следников, Л. П. Павлова, М. Л. Вайсбурд и др.) и вузовского (И.Ф. Огородникова, Э. Я. Агоева, А. С. Зверева, О. Л. Федорова, Н. С. Харламова, Г. А. Жустеева, Е. П. Москалев, Л. И. Апатова, Н. Я. Миронова и др.) обучения, формирования коммуникативных умений (Е.В. Векшин, Л. И. Девина, Р. Г. Зайцева, Е. Г. Кашина, О. А. Колесникова, Л. Б. Котлярова, М. Г. Кочнева, Н. Г. Кравченко, М. М. Лебедева, А. Л. Мирзоян, С .Я. Ромашина, Г. П. Савченко, В. М. Селезнева, Л. Н. Смирнова, А. Г. Сонгаль, R.D. Duke, М. Finocchiaro, I.W. Gentry, С. Greenblat, М. Knight, W. Littlewood) и т. д.

Наряду с ведущей ролью педагогики, постепенное развитие получили разработки по проблеме владения иностранным языком, выполненные в рамках психологической науки. Благодаря проведенной в этом направлении работе, к настоящему времени накоплен определенный материал, раскрывающий психологические механизмы, обеспечивающие эффективное освоение иностранного языка (Б.В. Беляев, В. А. Артемов, Б. А. Бенедиктов, А.А. Алха-зишвили), психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке (И.А. Зимняя), психологические особенности обучения чтению на иностранном языке (З.И. Клычникова), использование психотехнических игр при научении навыкам лексико-грамматического оформления речевых высказываний (П.К. Бабинская, С.И. Петрова), психологические основания методов интенсивного обучения иностранному языку и т. д.

Достаточно интенсивно разрабатывается проблематика психологических аспектов повышения успешности обучения иностранному языку (Г.С. Артынюк, Т. А. Барановская, М. А. Довгалевская, А. Р. Мансурова, Б.А. Тава-сиева и др.). Так, Г. С. Артынюк изучена успешность обучения иностранных студентов деловому общению на русском языке с учетом социально-психологических факторов. В исследовании Т. Н. Бандурки обозначены особенности активизации полимодальности восприятия как фактора успешности обучения иностранному языку. А. Р. Мансуровой раскрыто влияние «мотива-ционного фактора» на успешность обучения аудированию.

Накопленный массив знания, раскрыв психологические основания построения практики обучения иностранному языку, позволил проводимым в данной сфере исследованиям подняться на новую ступень и перейти от рассмотрения вопросов повышения успешности обучения иностранному языку через совершенствование учебного процесса к изучению вопросов влияния личностного развития на «повышение успешности овладения иностранным языком. В частности, раскрыты индивидуальные предпосылки успешности овладения иностранным языком (Е.Н. Добрынина, М. К. Кабардов, Т. Н. Мазурик, А.К. Серков). Т. К. Решетниковой вскрыта зависимость успешности овладения иностранным языком от особенностей речемыслительной деятельности субъекта обучения. Е. А. Гайдуковой обоснована роль личностной значимости и доступности, Е. Д. Кокоревой — общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком. И. Ю. Брусловой изучены возможности формирования коммуникативных качеств студента как фактора успешности овладения иностранным языком. Полученные экспериментальные данные подтверждают влияние на успешность деятельности психологического возраста личности (И.Ю. Антипина), ее компетентности (В.Б. Бондарева, А.И. Кипиани), смысложизненные ориентации (Ю.Ю. Бузакина), самопонимание (А.Б. Карпачева), самоопределение (В.Н. Петриевский), личностные ценности (П.Ш. Магомедов), временная перспектива (И.В. Рябики-на) и др.

Как и любая деятельность, деятельность по овладению иностранным языком оказывает определенное влияние на развитие личности человека, выполняющего эту деятельность. Имеются данные, подтверждающие влияние фактора овладения иностранным языком на способности (М.М. Гохлернер, Г. В. Ейгер, М. Г. Каспарова, О.П. Кричевер) и когнитивное развитие (Н.И. Конакова) личности, ее творческое саморазвитие (В.Н. Ивченко) и коммуникативные свойства (И.В. Лабутова), на познавательную активность (С.В. Русанова, JI.H. Токарева) и самооценку (О.Б. Уланова). Отрывочность исследовательских материалов о данном психологическом аспекте овладения иностранным языком свидетельствуют о недостаточном внимании современной науки к важнейшей стороне жизнедеятельности человека. Вместе с тем, овладение им иностранным языком, играющее значительную роль в повышении конкурентоспособности человека в современных условиях динамически изменяющегося мира, может быть использовано для более широкой стимуляции его личностного развития. Повышая успешность студентов во владении иностранным языком можно одновременно способствовать развитию ряда его личностных особенностей. Для этого необходимо получение научно обоснованных данных о влиянии успешности студента во владении иностранным языком на личностное развитие.

Практическая востребованность и наличие пробела в исследовательской работе обусловили постановку следующей проблемы нашего исследования: каковы особенности влияния успешности во владении иностранным языком на развитие личности студента?

Цель исследования: выявить психологические особенности влияния успешности студента во владении иностранным языком на развитие его личности.

Основная гипотеза исследования: успешность во владении иностранным языком является фактором развития личности студента, влияющим на формирование его наиболее значимых личностных качеств.

Дополнительные гипотезы:

— успешность во владении иностранным языком включает в себя внешнюю и внутреннюю составляющие, оказывающие дифференцирующее влияние на развитие личности студента;

— нарушение внешней и внутренней успешности во владении иностранным языком оказывает наиболее негативное воздействие на развитие личности студента;

— развитие личности студентов происходит наиболее эффективно при оказании содействия в формировании его успешности во владении иностранным языком в единстве ее внешней и внутренней составляющей.

Объект исследования: развитие личности студента высшего учебного заведения.

Предмет исследования: влияние успешности во владении иностранным языком на развитие личности студента.

Задачи исследования:

1) Изучить основные подходы к психологическому исследованию проблемы владения иностранным языком.

2) Выявить ключевые характеристики успешности как психологического феномена.

3) Обозначить общее содержание успешности в контексте владения иностранным языком.

4) Экспериментально определить свойства личности студентов, связанные с успешностью во владении иностранным языком.

5) Изучить особенности влияния успешности во владении иностранным языком на развитие личности студента.

6) Разработать рекомендации по организации личностного развития студентов в рамках овладения ими иностранным языком.

Основные методы исследования:

1) Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблемам овладения иностранным языком и успешности личности.

2) Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, психодиагностические методы (личностный тест Р. Кеттелла (13 PF), тест мотивации достижений А. Меграбян, шкала оценки личностной тревожности Ч.Д. Спил-бергера, методика исследования адекватности уровня самооценки личности Е. М. Никиреева, методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко, методика личной и социальной идентичности личности А.А. Ур-банович, методика КОС, методика СПА), тесты-упражнения для изучения мыслительных способностей, метод личностного семантического дифференциала, метод самооценки, метод экспертной оценки.

3) Методы обработки данных: качественный и количественный анализв рамках количественного анализа использовалось нахождение процентного выражения количественных данных, средних оценок, привлекались t-критерий Стьюдента, критерий Колмогорова-Смирнова, методы факторного и кластерного анализа.

4) Интерпретационные структурные методы.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

1. Подготовительно-теоретический этап (2005;2006 гг.), на котором: V.

— определен общий исследовательский замысел, сформулирована проблема, основная цель, объект и предмет исследования;

— продумана и сформулирована гипотетическая часть исследования, поставлены наиболее общие исследовательские задачи;

— осуществлен поиск и качественный анализ научных источников по исследуемой проблеме;

— определена и научно обоснована методологическая основа психосемантического исследования успешности овладения иностранным языком;

— выявлены и проанализированы психологические аспекты проблемы овладения иностранным языком;

— определены психологические характеристики успешности личности;

— конкретизированы основные ориентиры рассмотрения успешности овладения иностранным языком.

2. Начальный этап эксперимента (2006;2007 гг.):

— разработан общий план экспериментального изучения проблемы;

— подобраны и апробированы методы и методики изучения особенностей развития личности и ее успешности во владении иностранным языком;

— разработан алгоритм подбора испытуемых для эксперимента.

— произведена дифференциация испытуемых на успешных и неуспешных по объективной и субъективной составляющим успешности во владении иностранным языком;

— выявлены и охарактеризованы психологические особенности связи успешности во владении иностранным языком с развитием личности студентов;

— изучено содержание представлений студентов об успешности во владении иностранным языком;

— разработана программа формирующего эксперимента.

3. Основной экспериментальный этап (2006;2008 гг.) проведение формирующего эксперимента.

По завершению формирующего эксперимента были изучены и проанализированы изменения студентов по параметрам:

— успешности во владении иностранным языком;

— субъективного содержания успешности во владении иностранным языком;

— свойств личностного развития.

Экспериментальной базой исследования выступил Пятигорский государственный лингвистический университет (факультеты английского, немецкого, французского и испанского языков). Общая численность студентов, охваченных экспериментальным исследованием, составила 200 человек в возрасте от 19−21 года.

Методологической основой настоящего исследования выступили:

— личностный подход, раскрытый в трудах Б. Ф. Ломова, Г. М. Зараков-ского, Е. А. Милеряна, К. М. Гуревича, В. А. Бодрова, Л. Г. Дикой, М. А. Котика, В. А. Пономаренко и др.;

— принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн);

— принципы системно-деятельностного подхода к изучению психических явлений в разработке Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Шадрикова;

— принцип личностной активности в процессе разных форм жизнедеятельности: развитии, учебе, работе (Б.Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л.С. Выготский);

— принцип знакового опосредования психики, обоснованный Л. С. Выготским;

— принцип единства теории — эксперимента — практики (Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: идеи и концепции гуманистического развития личности (М.Н. Берулава, Г. А. Берулава, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, И. Б. Котова, А. Маслоу, Д. И. Фельдштейн, Э. Фромм, И. Н. Семенов и др.) — психологические и педагогические исследования по проблеме обучения иностранному языку (А.А. Алхазишвили, А. Т. Алыбина, В. А. Артемов, Б. В. Беляев, Б. А. Бенедиктов, Ж. Л. Витлин, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, З. И. Клычникова, А. А. Леонтьев, В. Г. Тылец и др.), в области проблем успешности личности (Н.А. Алюшина, Н. А. Батурин, Г. Вайзер, Е. П. Ильин, М. Л. Кубышкина, В. И. Курбатова, В. П. Позднякова, Ю. А. Репецкий, С. К. Рощин, И. Н. Семенов, А. Е. Чирикова и др.), по экспериментальной психосемантике (И.В. Кряж, О. В. Митина, В. Ф. Петренко, А.Г. Шмелев).

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обусловлены четкостью методологических позицийполнотой и системностью раскрытия предмета исследованияобеспечиваются использованием комплекса надежных и апробированных методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема эмпирических выборокиспользованием при анализе полученных результатов математических методов из пакета прикладных статистических программ «STATISTICA» и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие личности студента во владении иностранным языком представляет собой сложный психологический феномен, находящийся в зависимости от его успешности в данном виде деятельности. Оно проявляется в изменении уровня адаптивности, гибкости мышления, личностной тревожности, мотива стремления к успеху, напряженности, самооценки, самопринятия, самостоятельности, эмоциональной комфортности и устойчивости студента.

2. Успешность студентов во владении иностранным языком включает в себя объективную и субъективную составляющие, оказывающие дифференцирующее влияние на свойства их личности. Объективная составляющая успешности во владении иностранным языком отражает собой реальное владение студентом иностранным языком, субъективная — его представление о собственной успешности владения им, основанное на представлении об общей успешности человека, его успешности во владении иностранным языком и личностной успешности студента.

3. Наряду с регулированием эмоциональных свойств личности (эмоциональной комфортности, устойчивости, напряженности), уровень объективной успешности во владении иностранным языком оказывает наибольшее влияние на развитие гибкости мышления, самостоятельности, социальной адаптивности личностисубъективной успешности — на особенности самовосприятия личности (самооценки, самопринятия) и уровень ее мотивации стремления к успеху.

4. Развитие личности студента происходит эффективно в условиях повышения его успешности во владении иностранным языком, реализуемой в единстве ее субъективной и объективной составляющих.

Научная новизна исследования состоит в том, что развитие личности студента в нем изучено в контексте ее успешности во владении иностранным языком. Новой является конкретизация комплекса личностных качеств студента, связанных с развитием его личности. Новым также является рассмотрение успешности студента во владении иностранным языком в единстве двух ее составляющей — объективной и субъективной. В исследовании детализировано содержание субъективной составляющей успешности студента во владении иностранным языком. Выявлены содержательные различия влияния объективной и субъективной составляющих успешности личности во владении иностранным языком на разные аспекты развития личности студента.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в его результате:

— освещен новый контекст развития личности — в связи с успешностью ее владением иностранным языком;

— обобщены, систематизированы и интегрированы научные данные по проблеме успешности человека, в целом, и в связи со владением иностранным языком, в частности;

— установлено, что развитие личности зависит как от объективного, так и от субъективного компонента ее успешности во владении иностранным языком;

— полученные эмпирические данные по особенностям личностного развития в контексте успешности во владении иностранным языком создают базу для дальнейшего расширения возможностей осмысления психологических резервов развития личности.

Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем получен богатый эмпирический материал, раскрывающий новую ситуацию личностного развития студента — в связи с овладением иностранным языком.

Результаты исследования могут быть использованы в практике прогнозирования, управления, коррекции индивидуального развития личности в процессе овладения иностранным языком. Знание особенностей связи личностного развития и успешности во владении иностранным языком позволяет определить новые подходы к организации психокоррекционной и развивающей работы со студентами.

Полученные данные могут быть использованы и используются в настоящее время при подготовке лекций по проблемам психологии успешности и психологии обучения иностранному языку для студентов педагогических и психологических специальностей.

Предложенные рекомендации по оказанию психологического содействия студентам, испытывающим трудности личностного развития и в овладении иностранным языком, могут быть использованы в практике деятельности вузовских центров психологической помощи студентам.

Результаты исследования были апробированы на заседаниях кафедры психологии развития и управления Пятигорского государственного лингвистического университетанаучных методологических советах психологической службы вуза.

— в рамках конференций: международного значения:

V Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Пятигорск, 2007; регионального и внутривузовского значения: региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука — 2006, 2007, 2008», ПятигорскНаучно-методические чтения «Университетские чтения-2007, 2008», Пятигорск.

По результатам исследования опубликовано 11 работ, из них 2 -в изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования результатов исследований на соискание кандидатских научных степеней- 1 монография.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. В текст диссертации включены 10 таблица и 10 рисунков.

Список литературы

включает 281 наименование научных источников. Общий объем диссертации составляет 214 страниц.

Выводы по второй главе.

Проведенный эксперимент состоял из трех частей: констатирующей, формирующей и контрольной.

Констатирующий эксперимент позволил:

— показать, что успешность во владении иностранным языком включает в себя объективную и субъективную успешность личности студента в данной сфере;

— выявить уровни объективной и субъективной успешности студентов во владении иностранным языком и сформировать на их базе четыре выборки студентов, различающихся по уровню данных составляющих успешности;

— установить, что с успешностью во владении иностранным языком связаны следующие свойства личности: эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость;

— определить, что успешность во владении иностранным языком у студентов воспринимается по трем линиям: общая успешность человека, успешность во владении иностранным языком и личностная успешность;

— сочетанная не успешность во владении иностранным языком (и субъективная, и объективная) оказывает наиболее выраженное негативное влияние на развитие личности студента;

По итогам констатирующего эксперимента был сделан основной вывод, согласно которому изучение влияния успешности студентов во владении иностранным языком на развитие их личности должно проводиться в единстве объективного и субъективного компонентов данной успешности.

Формирующий этап эксперимента предусматривал деятельность по по-. вышению уровня объективной и субъективной успешности студентов во владении иностранным языком.

Контрольный этап эксперимента позволил подтвердить, что успешность во владении иностранным языком оказывает влияние на развитие личности студента. Произошедший рост объективной и субъективной успешности во владении иностранным языком сопровождался личностными изменениями:

— изменениями в личностном восприятии успешности человека во владении иностранным языком;

— изменениями в свойствах личности, выделенных по их связи с успешностью во владении иностранным языком (эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость).

Таким образом, проведенная экспериментальная работа позволила подтвердить выдвинутые гипотезы и достичь изначально поставленную исследовательскую цель.

Заключение

.

Нами было реализовано теоретико-экспериментальное исследование влияния успешности во владении иностранным языком на личностное развитие студентов.

Как показал начальный теоретический этап исследования, проблема успешности овладения иностранным языком является достаточно актуальной для современной науки и практики. Являясь комплексной, она находится на стыке двух основных проблем — психологии обучения иностранному языку и психологии успешности личности.

Анализ теоретических наработок по проблеме психологии обучения иностранному языку позволил обосновать правомерность рассмотрения вопросов успешности во владении иностранным языком как одной из наиболее востребованных современной практикой частей обширной проблематики. Обращение к вопросам влияния успешности во владении иностранным языком на личность студента позволяет усилить психологическую составляющую данной проблемы, сосредоточиться на единстве объективного и субъективного ракурсов изучения иностранного языка.

Кроме того, нами было констатировано, что одной из выраженных линий разработки психологических аспектов владения иностранным языком выступает установление особенностей, факторов и механизмов достижения успешности в данном виде познавательной деятельности. Данный вывод послужил предпосылкой для более пристального изучения феноменологии успешности личности.

Дальнейшее изучение научных первоисточников позволило выявить основные характеристики успешности как психологического феномена. В частности, важными для нашей проблематики оказались теоретико-экспериментальные свидетельства того, что успешность личности, определяясь комплексом внешних и внутренних факторов, в значительной мере связана с ее внутренними образованиями. Проанализировав имеющиеся материалы по факторам успешности, мы смогли прийти к выводу, что она может выявляться на основе изучения ряда индивидуально-психологических характеристик личности, а также: на основе внешней, например — экспертной, оценки. Данное умозаключение было использовано при разработке методики проведения нашего эксперимента.

По результатам теоретического этапа работы нами было признано перспективным для изучения успешности выяснение особенностей образа успешности, который, во-первых, отражает, место человека в системе окружающего его мира, во-вторых, содержит прогноз его собственной активности в соответствующей сфере. Таким образом, установление нарушений данного образа и его своевременная коррекция позволяет значительно повысить успешность человека в соответствующей сфере жизнедеятельности и благотворно подействовать на развитие его личности.

Успешность студентов: во владении иностранным языкомнами изучалась на основе выделения четырехподгрупп испытуемых: 1 подгруппа — студенты, обладающие высоким объективным и субъективным уровнем владенияиностранным языком- 2 подгруппа — студенты, обладающие высоким объективным и низким субъективным уровнем владения: иностранным языком- 3 подгруппа — студенты, обладающие низким объективным и высоким субъективным уровнем владения иностранным языком- 4 подгруппа — студенты, обладающие низким объективным и субъективным уровнем владения иностранным языком.

Успешность студентов во владении иностранным языком выявлялась на основе методов экспертной оценки и самооценки. Личностные особенности студентов в связи с проблемой их успешности во владении иностранным языком1 изучалась на базе ряда тестов-опросников и тестов-заданий.

Проведенный эксперимент позволил подтвердить: все выдвинутые гипотезы. Нами было установлено, что успешность во владении иностранным языком оказывает влияние на развитие личности студентов.

По результатам исследования сделаны следующие основные выводы:

1. Успешность владения иностранным языком в настоящее время представляет собой востребованную наукой и практикой проблему, находящуюся на стыке психологии обучения иностранному языку и психологии успешности личности.

2. Успешность овладения иностранным языком представляет собой сложное психологическое образование, интегрирующее в себе объективную и субъективную составляющие. На развитие личности студентов оказывает влияние и объективная, и субъективная составляющие успешности во владении иностранным языком.

3. С успешностью во владении иностранным языком связаны следующие свойства личности: эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость.

4. Объективная успешность во владении иностранным языком в наибольшей мере связана с такими свойствами личности как адаптивность, гибкость мышления, личностная тревожность, эмоциональная комфортность и устойчивость, самостоятельность. Низкая объективная успешность во владении иностранным языком сочетается со снижением эмоциональной комфортности, гибкости мышления, адаптивности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности студентов, а также с ростом их личностной тревожности.

5. Субъективная успешность личности во владении иностранным языком базируется на сложной интеграции внешних и внутренних факторов, которые, преломляясь через внутреннюю систему личностного опыта, самооценку, ценностную систему и пр., репрезентируется на уровне личностных смыслов субъекта. На субъективном уровне данная успешность проявляется в форме сложно организованного образа, успешность овладения иностранным языком структурируется в соответствии с тремя смысловыми линиями: отношения субъекта к успешному человеку, в целомотношения к себе как успешному человекуотношения к человеку, успешному в овладении иностранным языком.

6. Субъективная успешность во владении иностранным языком в наибольшей мере связана с такими свойствами личности как личностная тревожность, мотив стремления к успеху, напряженность личности, самопринятие, самооценка и эмоциональная комфортность. Низкая субъективная успешность во владении иностранным языком сочетается со снижением эмоциональной комфортности, самопринятия, самооценки и мотива стремления к успеху, а также с ростом личностной тревожности и напряженности личности.

7. Специально разработанная программа совместного развития объективной и субъективной составляющей успешности во владении иностранным языком способствует развитию следующих качеств личности: эмоциональная комфортность, личностная тревожность, самооценка, самопринятие, гибкость мышления, мотив стремления к успеху, самостоятельность, напряженность, адаптивность, эмоциональная устойчивость.

По итогам проведенного исследования нами предлагаются несколько рекомендаций по организации деятельности психологической службы языкового вуза:

1) необходимо проведение периодических массовых обследований студентов на выявление уровня успешности овладения ими иностранным языком;

2) важно проведение просветительской работы в отношении психологических особенностей успешности овладения иностранным языком среди студентов и преподавателей;

3) работа по повышению успешностью овладения иностранным языком должна вестись с учетом единства трех направлений: изменение отношения к успешности в целом, к людям, успешно владеющим иностранным языком, и к себе как к успешному человеку;

4) развитие личности студентов, не успешных во владении иностранным языком, должно включать работу как над объективной, так и над субъективной составляющей их успешности во владении иностранным языком.

В нашем исследовании был рассмотрен один из не изученных ракурсов проблемы успешности овладения иностранным языком. Внимание было сосредоточено на особенностях совместного влияния внешней и внутренней успешности студентов во владении иностранным языком на развитие их личности.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении предполагают более глубокую проработку и апробацию инструментария изучения успешности овладения иностранным языком. Очевидно, изучение особенностей развития личности в связи с успешностью овладения иностранным языком может быть продолжено с использованием других исследовательских схем и на другом эмпирическом материале. В частности, предметом дальнейшего исследования может стать изучение влияния разных видов структуры и типов успешности овладения иностранным языком на развитие личности студентов.

Кроме того, в силу имеющихся на данный момент многоаспектных наработок по данной проблеме, как нам представляется, уже актуальна исследовательская работа, направленная на более высокий уровень теоретического и экспериментального обобщения особенностей, факторов, механизмов, стратегий и прочих аспектов использования успешности овладения иностранным языком для развития личности студента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 224 с.
  2. К.А., Воловикова М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психологический журнал. 1991. № 4. С. 27−40.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4. -С. 39−55.
  4. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95 — 101.
  5. А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  6. А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., 1988.
  7. А.Т. Особенности мнемической деятельности • и обучаемости иностранному языку: Дис.. канд. психол. наук. М., 1976. -196с.
  8. А.Т. Роль памяти в изучении иностранных языков // Теоретические и экспериментальные исследования в области психологии и методики обучения иностранным языкам: Сб. науч. тр. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. Вып. 97. С. 2−11.
  9. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  10. Ю.Антви-Дансо С. Депрессия и успеваемость школьников // Актуальные проблемы клинической психологии. Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 71. 2006. С. 124−132.
  11. П.Антипина И. Ю. Психологический возраст как фактор профессиональной успешности преподавателя вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 22 с.
  12. В. А. Основные проблемы современной психологии обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1967. № 1. -С.26−34.
  13. В.А. Психологические предпосылки активизации научения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1971. № 1. С. 66−73.
  14. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. 279 с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  16. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. -367 с.
  17. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  18. P.JI. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов / Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назаренко, Н. Ю. Спомиора. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  19. К.А. Психологические особенности успешности профессиональной деятельности руководителя системы жилищно-коммунального хозяйства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.-28 с.
  20. Е.Ф., Эткинд A.M. Личностный дифференциал. Методическая рекомендация. Л., 1983.
  21. Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал. 1987. Т.8, № 3. С. 87−96.
  22. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  23. И.Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Военный ун-т, 2006. 23 с.
  24. В.А. Зависимость восприятия образа успешности от индивидуально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000.-17 с.
  25. C.JI. Система личностных конструктов и успешность деятельности учителя // Системное исследование индивидуальности. Тезисы докладов Всесоюзной конференции 19−22 июня, Пермь, 1991. С. 151−152.
  26. C.JI. Структура личности и успешность учителя // Профессионализм педагога. Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ижевск, Санкт-Петербург, 1992. С.9−11.
  27. .В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., 1969. С. 143−155.
  28. .В. Основные вопросы психологии обучения иностранным языкам // Вопросы психологии. 1960. № 6. С. 49−57.
  29. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.-228 с.
  30. .А. Психология овладения вторым языком // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 55−68.
  31. .А. Психология овладения иностранным языком. Минск: Вышейш. школа, 1974. 335с.
  32. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993.
  33. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2003. 64с.
  34. Г. А. Образ мира как мифологический смысл: Учеб. пос. для вузов. М.: Педагогической общество России, 2001. 46 с.
  35. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
  36. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
  37. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  38. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33−44.
  39. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-352 с.
  40. В.Б. Аутопсихологическая компетентность как психологическая детерминанта карьерной успешности государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007.
  41. Н.Г., Солнышкина С. В. Учебная мотивация как условие развития обучаемости. Программа психологического развивающего тренинга в системе среднего профессионального образования. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 188 с.
  42. М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку //шт. 2000. т.-с. 23−28.
  43. Ю.Ю. Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов н/Д: РГУ, 2005. 19 с.
  44. А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. № 6. С. 50 — 57.
  45. В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.458с.
  46. .Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку. Л., 1976.
  47. .Л. Обучение взрослых иностранному языку (Вопросы теории и практики). М., 1978. 168 с.
  48. .Л. Проблемы обучения учащихся активному и пассивному владению языком // ИЯШ. 2003. № 3. С. 7−12.
  49. В.А. Немецкий язык за 12 занятий: Пособие для самостоятельного обучения чтению методом «Слайдинг». М., 1997.
  50. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  51. П.Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языкам в школе. М., 1967. С. 60 — 63.
  52. Г. Г. Психологические детерминанты профессиональной успешности официантов как субъектов сферы услуг // Известия ТРТУ. Серия «Педагогика и психология». 2006. № 14. С. 184−189.
  53. Е.В. Особенности мышления неуспевающих младших школьников (Нейропсихологический анализ) // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 8. С. 92−96.
  54. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. 1983. № З.-С. 16−28.
  55. Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
  56. М.М., Ейгер Г. В. О выявлении и развитии лингвистических способностей при обучении иностранному языку // Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. М., 1971. С. 150−170.
  57. М.М., Ейгер Г. В. Психологические механизмы чувстваязыка// Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 137−142.
  58. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990. 64 с.
  59. Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.: ГУ ВШЭ, 2005.-45 с.
  60. Е.Г. Владение иностранным языком как фактор карьерной успешности // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: Субъектный подход» / Под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2004. 4.2. С. 204−206.
  61. Е.Г. Проблемы овладения иностранным языком // Информационно-методический журнал «Педагогический вестник Кубани». Краснодар, 2004, № 3 (29). С. 59−60.
  62. Е.Г. Традиционные и инновационные подходы к обучению иностранному языку. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ИПК и ПРО, 2005. 65 с.
  63. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
  64. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  65. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  66. И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 1997. № 3. С. 13−25.
  67. И. Технологии успеха. М., 1996.
  68. Е.Н. Индивидуально-типологические предпосылки успешности овладения иностранным языком // Вузовская наука: из настоящего в будущее: Матер. V регион. Межвуз. науч.-практ. конференции. Кисловодск: СевКавГТУ, 2004. С. 20−24.
  69. Е.Н. Индивидуально-психотипологические особенности личности при обучении иностранным языкам в ВУЗе // Актуальные проблемы социогуманитарных знаний: Межвуз. сб. научн. ст. Ставрополь —
  70. Пятигорск: ПГЛУ, 2004. Вып. 4. С. 132−141.
  71. М.А. Исследование методом факторного анализа успешное обучение иностранному языку // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Ленингр. ун-т, 1976. Вып. 3. -С. 73−75.
  72. В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 320 с.
  73. И.В., Морозова И. О. Субъективная успешность профессиональной деятельности командира курсантского подразделения и ее детерминанты // Мир образования образование в мире. Приложение. 2007. № 4. — 12 с.
  74. И.В. и др. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. М.: Педагогика, 1988. 190 с.
  75. И.В. Руководство практического психолога. М.: «Академия», 1995.
  76. Дж. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  77. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хэлтон, 1998.-399 с.
  78. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.-Воронеж, 2001.-432 с.
  79. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. М., 1985. -160 с.
  80. ИберлаК. Факторный анализ. М., 1980.
  81. А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя. Монография. Краснодар: Кубань-книга, 2006.
  82. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
  83. А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004.
  84. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 34−49.
  85. И.А. Методика комплексного изучения психологической готовности к профессиональной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов, 2007. Вып. 9 (53). С. 73−75.
  86. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. С. 10−39.
  87. З.И. Проблемы индивидуальных различий в обучаемости школьников // Советская педагогика. 1968. № 5.
  88. А.Б. Эмпирическое исследование связи развития самопонимания и успешности обучения современных студентов// Вестник Университета Российской академии образования. № 3. М.: Изд-во НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», 2007.
  89. Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке. М.: Интеллект, 1993.
  90. М.М. Психология педагогического мышления / Монография. СПб.: Алетейя, 2000.-463 с.
  91. А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. 23 с.
  92. Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам и практика. М., 1992.
  93. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986. 175 с.
  94. Ю.Э. Социально-психологические критерии успешности карьеры предпринимателя. // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. № 5 (21) / 2006. С. 74−82.
  95. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
  96. Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -456с.
  97. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.222с.
  98. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя, 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1983.
  99. Юб.Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
  100. И.Ф. Обучение иноязычной речи. Минск, 1973.
  101. М.В. Развитие мотивации достижения у студентов вузов: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. 104с.
  102. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 232 с.
  103. Т.В., Булычкина В. Г., Корнилов А. П. Личностные предпосылки успешности деятельности брокера // Психологический журнал. 1993. № 1.-С. 56−63.
  104. Ш. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд. второе, доп. М.: Педагогическое общество России, 2001.160с.
  105. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. 144 с.
  106. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педуниверситета, 1997. 112 с.
  107. Т.К. Психологические основы методики обучения-иностранным языкам в англоязычных странах Электрон, ресурс., 2003−2004 // www.englishmax.ru.
  108. Р. Девять шагов к успеху. Минск, 1998. Пб. Крутецкий В. А. Исследование специальных способностей //
  109. Воспитание, обучение и психическое развитие. Тез. докладов к Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. 4.2. С. 92.
  110. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303с.
  111. И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 65−75.
  112. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: «Дело», 1993. 193 с.
  113. И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
  114. А. Как заманить ученика на урок иностранного // Народное образование. 2000. № 8. С. 127−133.
  115. А. Природосообразная модель обучения иностранному языку // Народное образование. 2001. № 5. С. 119−128.
  116. К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001.-572 с.
  117. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 464с.
  118. А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время? / Иностранные языки в школе. 1991. № 5. С. 22−23.
  119. А.А. Психолингвистика в овладении языком // Основы психолингвистики. М., 1999. С. 218−228.
  120. А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков // Alma mater. М. 1998. № 12. -С. 13−18.
  121. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  122. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
  123. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали. //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 19−30.
  124. Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 1998. № 2. С. 3−13.
  125. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  126. А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., перераб. М.: Смысл- Per Se, 2000. 549 с.
  127. Л.В., Шевченко Н. Г. Детерминанты успешной самореализации женщин зрелого возраста. Монография. Пятигорск — Минводы, 2007. 148 с.
  128. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
  129. Г. Суггестология. София, 1971.
  130. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  131. А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979.
  132. Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка // Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. С. 276−288.
  133. П.Ш. Иерархия личностных ценностей и успешность деятельности учителя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. 22 с.
  134. Т.Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешное усвоение иностранного языка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984. 24 с.
  135. Л.В. Об изучении и развитии у студентов некоторых индивидуальных особенностей, способствующих овладению иностранным языкам // А- В. 1996. № 37. С. 38−54.
  136. Н.В. Тренинг личностной успешности для старшеклассников: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: СевКавГТУ, 2005.-65 с.
  137. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. -192с.
  138. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  139. А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Вступ. ст. Н.Н.
  140. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. -478с.
  141. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1985. 319с.
  142. Л.П. Изучение иностранного языка как психологический фактор адаптации студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1990.- 18 с.
  143. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. 448 с.
  144. А.А. Представления студентов о качествах карьерно успешных управленцев // Материалы международной конференции „Развитие личностного ресурса субъектов образования в изменяющейся России“. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. С. 120−126.
  145. Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике (упрощенным предложениям) // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.-С. 15−21.
  146. М. Я это Я, или Как стать счастливым: Пер. с англ./ Предисл. В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. М.: Прогресс, 1991. — 192 с.
  147. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. — 192 с.
  148. В.В. Формирование профессиональной успешности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2007. № 3.
  149. В.В. Эмпирическое изучение акмеологическоймодели формирования профессиональной успешности преподавателя высшей школы. М.: МААН, 2006.
  150. В.Н. Психология отношений / Под ред. и вст. ст. А. А. Бодалева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2003. 400 с.
  151. А.П. Социальные стереотипы в информационно-смысловой системе личности / Материалы всесоюзного симпозиума „Актуальные проблемы социальной психологии“. 4.1. Кострома, 1986.
  152. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / Под ред. А. В. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000. 688 с.
  153. В. Об изучении компонентов иноязычных способностей // Материалы 4 всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 333.
  154. Я. Факторный анализ. М., „Статистика“, 1974. 198 с.
  155. Е.В. Система достижения успеха как проблема основных компонентов // Культура & общество: Интернет-журнал МГУКИ. 2006.-С. 1−15.
  156. Е.С. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М., 1991. 223 с.
  157. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К.
  158. , В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
  159. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.-400 с.
  160. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1982. №.5.
  161. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета). Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. -214 с.
  162. В.Ф., Митина О. В., Бердников К. В., Кравцова А. Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000. 73 с.
  163. В.Н. Психологические особенности личностного самоопределения успешного предпринимателя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. 24 с.
  164. А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 272 с.
  165. . Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
  166. В.П., Филинкова Е. Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. № 5. — С. 32−43.
  167. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. / Под, общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб: Издательство „Питер“, 2000.
  168. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988.
  169. Е.В., Джанерьян С. Т. Вопросы об аспектах изучения феномена представлений о себе как о профессионале// Психологический вестник. Ростов-на-Дону, 1996. Вып. 1. Ч. II. С. 259−271.
  170. И.А. Обученность иностранному языку // Ученые записки Тартутского университета. Вып. 380. Методика. № 5. Тарту, 1976, — С. 100−120.
  171. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  172. Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта: Автореф. дис.. докт. психол. наук. Сочи: НОЦРАО, 2003. -43 с.
  173. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995. 529с.
  174. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. Издание второе. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1998. 480 с.
  175. О.Н. О понятии успешности трудовой деятельности // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1996. № 3. С. 41−44.
  176. С.Л. Избранные философско-психологические труды. М., 1997.
  177. С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
  178. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101−108.
  179. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. -415 с.
  181. С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3 — 15.
  182. В.В. Развитие психомоторики как фактор успешного обучения // Педагогический вестник Кубани. Краснодар. 2006. № 1 (35).г
  183. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей „Тандем“, Издательство ЭКМОС, 1999.-352 с.
  184. Т.Ф. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1999.
  185. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000. 64 с.
  186. И.Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 3140.
  187. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.-С. 35−42.
  188. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. М., 1990.- 184 с.
  189. В.П. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-мотивационная теория высшей нервной деятельности. М.: Издательство „Институт психологии РАН“, 1998. 98 с.
  190. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1981.
  191. В.Л. Сферы устноязычного общения и обучение речи // Русский язык за рубежом. 1973. № 4.
  192. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.
  193. Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
  194. А.Б. Особенности формирования потребности в достижении успеха в учебной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск „Актуальные проблемы психологии“. 2006. № 2.-С. 169−174.
  195. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 59−74.
  196. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
  197. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 3.
  198. В.В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988. 142с.
  199. А.Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: МПСИ, 2004. 350 с.
  200. С.Н. Теоретические основы создания ситуаций успеха для младших школьников в учебно-воспитательном процессе как средство их социальной адаптации // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2006. № 4.
  201. Е.А. Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в контексте информатизации образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. 46 с.
  202. Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2004. 320 с.
  203. .А. Успешность освоения иностранного языка в условиях современного неязыкового вуза // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2007. № 4. С. 212−219.
  204. М. О некоторых парадоксах статистической оптимизации преподавания синтаксиса // Интенсификация и оптимизация преподавания иностранных языков вузе. Ученые записки Тартуского госуниверситета. Вып. 706. Тарту, 1985.-С. 116−119.
  205. В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 3. С. 23−34.
  206. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т. Г. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
  207. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 272 с.
  208. А.Р. Влияние представлений о социальной успешности на профессионально-личностное самоопределение // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова: Акмеология образования. 2006. Т. 12, № 4. — С.75−79.
  209. Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990.-С. 120−150.
  210. Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена у женщин-предпринимателей // Психологический журнал. 1998. -Т. 19, № 1. С. 37−46.
  211. В.Г. Психологическая оптимизация деятельности преподавателя иностранного языка высшей школы. Ессентуки, 2002. 136 с.
  212. В.Г. Психология освоения иноязычного лингвистического опыта: теоретические и прикладные аспекты. Ессентуки, 2002. 110 с.
  213. В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теория и история: Учебное пособие. Ставрополь: ЗАО „Пресса“, 2004». 220 с.
  214. В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления: Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 304 с.
  215. Е.В. Обыденное сознание структура и функции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. -209 с.
  216. А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. -560с.
  217. Франкл В: Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л: Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  218. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: «Прогресс», 1987. -236 с.
  219. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси: «Мерани», «Веста», 1991. В 2 т. Т.1. С. 351−393.
  220. Л.М. Психология в современной школе. Дляруководителей и работников образования. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 224 с.
  221. JI.M. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 208 с.
  222. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. 5-е изд. СПб.: Питер, 2003. 651 с.
  223. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  224. Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.
  225. С.В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития: Монография. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. 288 с.
  226. С.В. Профессионализм педагога как условие личностно-развивающего взаимодействия // Известия Таганрогского радиотехнического университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2006. № 1 (56). С. 90−94.
  227. З.М. О путях прогностического определения способностей и учета знаний при обучении иностранному языку // Материалы седьмого международного методического семинарапреподавателей русского языка стран социализма. М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 18−31.
  228. Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 640 с.
  229. Т.К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 68−81.
  230. B.C. Реальные ситуации общения на уроке // ИЯШ. 2000. № 3. С. 24−26.
  231. Е.П. Психология профессиональной успешности стоматолога. Материалы к курсу лекций «Психология труда стоматолога». Хабаровск: ДВИПиП, 2006. 125 с.
  232. С.Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность профессиональной карьеры учащихся // Учащаяся молодежь и рынок. М.: Зелена Гура, 1994. С. 25−32.
  233. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2001.- 136 с.
  234. В.К. Профессиональная карьера: Учебное пособие для студентов. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999. — 152 с.
  235. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. 240 с.
  236. Н.Г. Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами // Гуманизация образования. 2007. № 1.
  237. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983. 157 с.
  238. А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Дис.. докт. психол. наук. М., 1994.
  239. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М.: «Наука», 1961.-284 с.
  240. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
  241. .Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
  242. А.И. Основные компоненты иноязычных способностей // Прибалтийская межреспубликанская конференция психологов. Тез. докл. Вильнюс, 1960. С. 4−8.
  243. А.И. Особенности и динамика ассоциаций при усвоении второго языка (к вопросу о развитии мышления на неродном языке): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л, 1960. 20 с.
  244. Bhogle S., Murthy V. Fear of Success in Indian Context // J. of Personality and Clinical Studies. 1990. V. 6 (1).
  245. Breedlove C.G., Cicirely V.G. Women’s Fear of Success in Relation to Personal Characteristics and Type of Occupation // J. of Psychology. 1974. V. 86.
  246. Bremer Т.Н., Witting M.A. Fear of Success: A Personality Trait or a Response to Occupational Deviance and Role Overload // Sex Role. 1980. V. 6.
  247. Carrol J.B. Psychometric Approaches to the Study of Language Ability and Language Behaviour / Ed. by C.J. // more and others. New York, San-Francisco, London: Academic Press, 1979. P. 13−32.
  248. Carrol J.B. The Prediction of Success in Intensive Foreign Language Training // Training Research and Education / Ed. by R. Glaser. Pitts burgh: University of Pitts burgh Press, 1962. P. 87−136.
  249. Carrol L.B. A Factor Analysis of Two Foreign Language Aptitude Batteries // Journal of General Psychology. 1958. Vol. 59. № 1. P. 3−19. «
  250. Fleming J., Horner M. The Motiv to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992.
  251. Fleming J., Horner M. The Motiv to Avoid Success // Motivation and Personality: Handbook of Thematic Content Analysis. N.Y. 1992.
  252. Gardner R.C., Lambert W.E. Motivational variables in Second-language Acquisition // Canadian Journal of Psychology. 1959. Vol. 13. № 4. -P.266−272.
  253. Kaur R., Ward C. Cross-cultural Construct Validity of the Fear of Success/ A Singapurean case study. Amsterdam, 1992.
  254. Lado R. Language teaching: a Scientific Approach. New York -London: Mc GrawHill, 1964. 237 p.
  255. Maldonado J.A. Bilingual special education: Specific learning disabilities in language and reading // The Journal of Educational Issues of Language Minority Students, v. 14. Winter 1994. P. 127−148.
  256. Newfeld G.G. A Theoretical Perspective on the Nature of Linguistic Aptitude // IRAL. 1978. Vol. 16.№ 1. P. 15−26.
  257. Peal L., Lambert W.E.The relation of Bilingualism to Intelligence // Psychological Monographs: General and Applie, 1962.
  258. Pimsleur P., Mosberg L., Morrison A.L. Student Factors in Foreign Language Learning // Modern Language Journal. 1962. Vol. 46. № 4. P. 160 170.
  259. Prognosis Tests in the Modern Foreign Language Study and the Canadian Committee on Modern Languages / Ed. by V.A.C. Henmon. The Mac Millan Company, 1929. 182 p.
  260. Salomon E.A. Generation of Prognosis Testing // Modern Language Lournal. 1954. Vol. 38. № 6. P. 299−303.
  261. The Readers Digest Great Encyclopaedic Dictionary in three volumes.-Vol 1. London: The Readers Digest Association, 1964. 528 p.
  262. Villiers S. Sharing on: Understanding of the «Communicative Method» //ИЯШ. 2000. № 3. p. 21−23.1. C7S
Заполнить форму текущей работой