Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и эффективность функционирования информационно-консультационных центров в системе регионального АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но, к сожалению, до сих пор в Российской Федерации не сформирована единая система сельскохозяйственного консультирования. Информационно-консультационные центры, отделы и службы в регионах функционируют без должного методического и кадрового обеспечения, четко поставленных концептуальных задач и приоритетов. До конца не определен статус агроконсультанта, не разработан механизм развития платных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и функционирования системы сельскохозяйственного консультирования
    • 1. 1. Сущность и специфика сельскохозяйственного консультирования
    • 1. 2. Классификация консультационных услуг
    • 1. 3. Социально-экономические предпосылки и принципы формирования системы сельскохозяйственного консультирования
    • 1. 4. Зарубежный опыт сельскохозяйственного консультирования и возможности его применения в отечественной практике
  • Глава 2. Особенности становления и развития общероссийской и региональных систем информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 2. 1. Организация системы консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства Российской Федерации
    • 2. 2. Формирование и развитие региональных информационноконсультационных центров в АПК
    • 2. 3. Методика оценки эффективности функционирования ИКЦ и распределения средств областного бюджета, направляемых на поддержку региональной системы агроконсультирования
  • Глава 3. Концепция формирования региональной системы сельскохозяйственного консультирования
    • 3. 1. Принципы формирования, логика построения и структура концепции
    • 3. 2. Основные концептуальные положения повышения качества и расширения объема агроконсультационных услуг
    • 3. 3. Механизм создания регионального и районных информационно-консультационных центров

Формирование и эффективность функционирования информационно-консультационных центров в системе регионального АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Неопределенность вызовов внешней среды, глобализация мировой экономики, специфика аграрного сектора, отставание отечественного сельскохозяйственного производства от ведущих стран мира обуславливает повышение спроса на консультационные услуги. Возрастающее давление конкуренции требует принятия решений, содержащих определенные факторы риска в сфере аграрной политики, производства, рыночных отношений, инвестиций и, как правило, не предоставляет достаточного времени на поиск адекватных решений. Поэтому возникает необходимость привлечения опытных консультантов.

Следует отметить, что если в развитых странах мира к деятельности и эффективности сельскохозяйственного консультирования проявляется большой как научный, так и практический интерес, то в Российской Федерации пока только формируются различные модели систем информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства.

Эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов со службами сельскохозяйственного консультирования — это самый быстрый и оптимальный путь по доведению" до сельхозтоваропроизводителей новых знаний, умений и навыков современного, рентабельного и конкурентного хозяйствования.

Но, к сожалению, до сих пор в Российской Федерации не сформирована единая система сельскохозяйственного консультирования. Информационно-консультационные центры, отделы и службы в регионах функционируют без должного методического и кадрового обеспечения, четко поставленных концептуальных задач и приоритетов. До конца не определен статус агроконсультанта, не разработан механизм развития платных услуг, отсутствуют прейскуранты на информационно-консультационные услуги для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения, не выработан организационно-экономический механизм взаимодействия служб и центров сельскохозяйственного консультирования с органами государственного управления АПК, отсутствуют комплексные методики оценки эффективности 3 функционирования информационно-консультационной службы, требуют своего разрешения и проблемы бюджетного финансирования агроконсультационной деятельности.

Все вышеизложенное предопределяет актуальность исследования проблемы формирования и эффективности функционирования информационно-консультационных центров в системе регионального АПК.

Степень научной разработанности проблемы. Основоположником научных подходов к развитию системы сельскохозяйственного консультирования и оказанию справочно-информационных услуг сельскому населению по праву считается выдающийся русский экономист-аграрник A.B. Чаянов, который четко определил: «Общественная агрономия {консультирование) должны сыграть в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу».

В условиях современных аграрных реформ и зарождения рыночных отношений практически во всех сферах жизни Российского государства по проблемам эффективного управления в сельскохозяйственных организациях на основе научных подходов, использования достоверной информации и передового опыта, опубликовали свои научные труды Г. В. Беспахотный, В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, В. А. Добрынин, A.M. Емельянов, Э. Н. Крылатых, А. И. Костяев, В. В. Милосердов, Б. И. Пошкус, В. Я. Узун и др.

Изучению проблем формирования информационно-консультационной службы, повышения эффективности ее функционирования посвятили свои исследования Д. С. Алексанов, В. М. Баутин, Р. В. Балдин, М. Я. Веселовский, Г. М. Демишкевич, H.JI. Карданская, В. В. Козлов, JI.C. Колотов, В. В. Лазовский, Б. Г. Литвак, В. В. Маковецкий, И. М. Михайленко.

Результаты конкретных исследований деятельности региональной и районных ИКС опубликовали в своих трудах A.B. Петриков, В. М. Кошелев, В. И. Меденников, С. О. Сиптиц, С. Г. Сальников, И. А. Романенко, Л. Г. Муратова.

Значительный вклад в разработку теории услуг внесли западные экономисты М. Альберт, И. Ансофф, Г. Беквит, А. О Салливан, М. Портер, Ф. Котлер, Дж. Стиглиц, М. Паркинсон, К. Шуссманн и др.

Различные аспекты информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей рассмотрены в работах Ф. И. Васькина, А .Я. Бажова, Р. Г. Кравченко, С. Б. Огнивцева, Л. М. Полковского, И. А. Романенко и ДР.

По подготовке кадров консультантов, и методике консультирования, в том числе и в области экономических проблем опубликовали свои труды Д. С. Алексанов, Н. В. Акканина, Л. С. Ипп, А. Ф. Корольков, Б. А. Рунов и др.

Тем не менее, проблема развития сельскохозяйственного консультирования и формирования агроконсультационных структур в аграрном секторе экономики изучена недостаточно.

Цель и основные задачи исследования. Основная цель настоящего диссертационного исследования состоит в разработке научных положений и направлений формирования региональной системы сельскохозяйственного консультирования, методики оценки эффективности функционирования ее информационно-консультационных центров и научно-практических рекомендаций по совершенствованию агроконсультационной деятельности.

Достижение этой цели потребовало решения следующих основных задач: исследовать экономическую сущность и специфику сельскохозяйственного консультирования, уточнить отдельные категории и понятия («агроконсультант», «агроконсультационная услуга», «региональная система сельскохозяйственного консультирования»);

— выявить специфичные свойства информационно-консультационных услуг и дополнить классификацию консультационных услуг в аграрном секторе экономики;

— осуществить оценку современного состояния, провести анализ основных тенденций развития системы сельскохозяйственного консультирования и выявить основные недостатки информационного обеспечения и консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителейразработать модель двухуровневой региональной системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей;

— разработать и апробировать методику оценки эффективности функционирования информационно-консультационного центра регионального уровняметодику распределения бюджетных средств, выделяемых на поддержку системы агроконсультирования;

— разработать основные направления повышения качества и расширения объема агроконсультационных услуг в региональном АПК.

Предметом исследования являются процессы формирования, развития и функционирования системы сельскохозяйственного консультирования товаропроизводителей АПК.

Объектом исследования стали различные структуры по оказанию информационно-консультационных услуг субъектам агропромышленного комплекса и их потребители — сельскохозяйственные товаропроизводители.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в российской и зарубежной экономике, труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности развития потребительского рынка. В работе используются положения, содержащиеся в Российских законах, Указах Президента России, других правительственных и нормативных документах.

Эмпирической базой исследования послужили материалы зарубежной (американской, немецкой и английской), всероссийской и местной статистики, опубликованные в печати.

В процессе исследования применялись различные методы и приемы экономического анализа, в том числе системный и уровневый подходы, 6 восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического, статистические группировки, экономико-статистические расчеты, сравнения и сопоставления, экономико-математическое моделирование. На разных этапах работы, в зависимости от характера решаемых задач применялись программно-целевой, социологический и экспертный методы.

Исходными материалами для анализа явились данные Госкомстата РФ, статданные областной и городской статистики субъектов Российской Федерации, статистические и отчетные показатели сельских районов, сельхозорганизаций, предприятий сферы услуг.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дополнен и уточнен понятийный аппарат применительно к развивающейся сфере информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей. Даны авторские понятия: «агроконсультант», «агроконсультационная услуга», «региональная система сельскохозяйственного консультирования" — «региональный информационно-консультационный центр» (РИКЦ);

— разработана классификационная схема агроконсультационных услуг с учетом выявленных двенадцати критериальных признаков (по степени контакта с потребителямипо обязательности и уровню квалификации реализаторов услугпо способу и методу консультирования — экспертное, процессное, обучающее консультированиепо характеру распространяемых услугпо трудоемкости оказываемых услуг и др.);

— проведена оценка финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей на предмет их готовности оплачивать информационно-, консультационные услуги. Разработана дифференцированная шкала оплаты консультационных услуг по четырем группам финансового состояния хозяйствующих субъектов и методика создания прейскурантов на услуги информационно-консультационного центравыявлена связь между информационно-консультационным обслуживанием сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровнем 7 эффективности производства основных видов сельхозпродукции и внутриобластной конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов (находящиеся на комплексном обслуживании в ИКЦэпизодически обращающиеся, в ИКЦне пользующиеся, у слугами ИКЦ) — разработана и апробирована методика комплексной оценки функционирования информационно-консультационного центра, учитывающая как внутреннюю, так и внешнюю его эффективность, а так же рациональное распределение бюджетных средств, направляемых на агроконсультационную деятельность в районные ИКЦ;

— разработана региональная организационно-управленческая' модель функционирования двухуровневой системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, интегрирующая в многоблочный механизм государственного регулирования и государственной поддержки АПК.

Практическая значимость работы. Результаты исследования имеют практическое значение и могут быть использованы приформировании, модернизации и совершенствовании многоуровневой системы сельскохозяйственного консультирования.

Результаты исследований могут служить конкретной методической базой при формировании районных информационно-консультационных центров, входящих в областную систему консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Разработанные научно-практические рекомендации' повышения качества и расширения объема агроконсультационных услуг могут быть использованы, органами государственного управления АПК при разработке целевых отраслевых программ сельскохозяйственного консультирования, а также отдельных разделов стратегических планов развития АПК на долгосрочную перспективу.

Предложенная серия методик: оценки эффективности функционирования РИКЦрационального распределения бюджетных средствсоставления 8 прейскурантов на консультационные услуги уже нашла практическое применение при создании Свердловского областного информационно-консультационного центра «Агроконсультант», отделов агроконсультирования и внедрения научно-технических достижений в Уральском НИИ сельского хозяйства, Уральской государственной сельскохозяйственной академии и ряде районных управлений сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области.

Основные методические положения и результаты исследования используются в качестве учебного материала при разработке курсов и спецкурсов лекций для аграрных вузов и институтов системы дополнительного профессионального образования.

Апробация результатов работы. Результаты исследования по теме диссертации докладывались на Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Урала» (г. Екатеринбург, 2001 г.- на Межрегиональной научно-практической конференции «Новый взгляд на проблемы АПК» (г. Тюмень, 2002 г.) — на Всероссийской научно-практической конференции «Аграрное предпринимательство: экономические и юридические аспекты» (г. Екатеринбург, 2004 г.) — на Региональной научно-практической конференции «Сельские территории: проблемы и перспективы развития» (г. Екатеринбург, 2006 г.) — на Международной научно-теоретической конференции «Научное наследие A.B. Чаянова и современная аграрная экономика» (г. Москва, 2008 г.) — на Межрегиональной Урало-Сибирской научно-практической конференции «Использование достижений сельскохозяйственной науки для реализации национального проекта «Развитие АПК» (г. Екатеринбург, 2008 г.).

Результаты исследования были использованы в ходе подготовки лекций и учебных пособий по курсам «Профессиональные услуги», «Информационно-консультационная служба в АПК», «Основы предпринимательской деятельности» в аграрных вузах Уральского федерального округа.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 8,2 п.л. (авт. — 6,5 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, четырех приложений. Работа изложена на 188 страницах компьютерного текста, содержит 47 таблиц и 12 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполненное диссертационное исследование подтвердило существование в мировой экономике (на региональном уровне) тенденции роста потребителей в информационно-консультационных услугах в связи с ростом неопределенности и сложности среды бизнеса. Главной чертой такой тенденции является увеличение спроса на консультационные услуги в связи со стремлением предпринимателей повысить конкурентоспособность своей продукции (и услуг).

Проведенное исследование показывает, что многие обращения клиентов (сельхозтоваропроизводителей) в информационно-консультационные службы региона как раз и направлены на повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования АПК.

2. Реализация продукта информационно-консультационной службы в условиях продолжающегося кризиса аграрного сектора экономики — самый и быстрый и эффективный путь по доведению до потребителя (сельхозтоваропроизводителя) новых знаний, умений и навыков современного рационального, конкурентного и, следовательно, рентабельного хозяйствования. Востребованность услуг информационно-консультационной службы в АПК обусловлена также общим низким уровнем образованности сельского населения, отсутствием надлежащего количества квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно осваивать современные технологии и различного рода инновации, а также крайне ограниченным доступом к информационным ресурсам в глубинных сельских районах.

3. В процессе исследования особое внимание оказано генезису и экономической природе услуг. Изучение различного рода монографий, отечественной и зарубежной специализированной литературы позволило нам сделать вывод о том, что в первоисточниках приводится значительное количество разнообразных определений и толкований понятия «услуга».

Считаем, что изыскания, направленные на поиски определения услуги, в большей степени представляют интерес теоретический, нежели практический.

В нашем исследовании мы в большей степени сосредоточились не на услугах вообще, а. на специфике консультационных услуг. Наши исследования показывают, что по ряду специфических свойств наши позиции расходятся с традиционными, имеют дискуссионный характер. Так, традиционным специфическим свойством консультационной услуги является невозможность видеть ее, изучать и оценить до покупки. Мы стоим на позиции, что уровень решения консультанта вполне можно и нужно оцениватьи еще одно свойство: общепринято^ что консультационная услуга неотделима от источника — человека. Наша позиция: консультационная услуга отделима от человека, так как существует электронный консультант («Консультант Плюс», «Гарант»).

Общепринято (в учебниках по управленческому консультированию), что «консультационная услуга не заготавливается в полном: объеме и не может подвергаться хранению». Мы к такому умозаключению относимся с осторожностью, т.к. в развитых информационно-консультационных структурах существует специальная база отчетоврешений^ методик, знаний, которая хранится на корпоративном сервере.

По мнению большинства исследователей, В: консультационных услугах проявляется свойство непостоянства качества. С такой точкой зрения: также можно поспорить. В наиболее известных информационно-консультационных службах применяются различного рода, меры «страховки», направленные на создание и поддержание определенного качества консультационных услуг. Среди них: бригадная: работа, где один страхует другогоознакомление «старших партнеров» с решениями перед сдачей заказчикукорпоративная база знаний и др. Критериями качества консультационных услуг выступают следующие: доступность (так, сельхозтоваропроизводитель должен иметь возможность получить услугу в удобном месте, в удобное время и в сжатые сроки) — коммуникабельность (описание консультационной услуги должно быть выполнено на языке клиента и являться точным) — обходительность;

181 доверительностьнадеэюностьотзывчивостьбезопасностьосязаемость (когда осязаемые компоненты консультационной услуги верно отражают ее качество) — понимание (знание клиента).

4. Научный поиск позволил дополнить отдельные черты, характеризующие невещественную природу консультационных услуг. К традиционным характеристикам (таким, как нематериальность услуги как товара, неосязаемость, невозможность ее хранения, неотделимость от источника — субъекта) считаем необходимым прибавить такие, как уникальность (единичность, «штучность»), локальность (по месту, времени, сложности ситуации). Среди черт, связанных с определением эффективности, необходимо выделять большой временной разрыв между процессом приобретения предлагаемых консультационных услуг и получением потребителем ожидаемого экономического или социального эффектазависимость наступающего эффекта от компетентности непосредственных пользователей, что особенно характерно для отрасли сельского хозяйства.

5. Еще одна из специфических особенностей российского агроконсультирования заключается в разделении спроса на услуги консультантов на фактические (или потенциальные) и платежеспособные. Рынок агроконсультирования изначально иррационален и выход к рационализму, к сближению фактического и платежеспособного спроса еще только намечается. Пока государство предпринимает попытки бюджетного финансирования такой деятельности в сфере агропромышленного производства.

6. Учитывая тот факт, что система агроконсультирования в России только еще формируется, нами было уделено особое внимание зарубежному опыту организации сельскохозяйственного консультирования. Анализ и оценка этого опыта проводились на предмет возможного его применения в российской практике.

Сравнительный анализ по ведущим странам мира был проведен с учетом выявленных нами пяти основных признаков, характеризующих особенности организации сельскохозяйственного консультирования в той или иной стране.

Среди признаков мы выделяем:

— структура службы и ее уровни;

— основные функции;

— программы и направления работы;

— финансирование;

— тенденции дальнейшего развития.

Выявлены достоинства и недостатки той или иной модели агроконсультирования. Наиболее детальный и углубленный анализ проведен по Германии и США. Так, к достоинству модели США можно отнести следующее:

— чрезвычайно высокийуровень, организации и ее всеобъемлющий характер;

— достаточный уровень государственной (федеральной) и муниципальной финансовой поддержки;

— возможность систематического привлечения к работе наиболее квалифицированных экспертов и ученых;

— тесная связь консультантов с университетами.

Основной недостаток — система «экстеншн» не участвует в оперативном консультировании фермеров. Аналогичное положение наблюдается и в России.

В американской модели преобладают групповые методы работы над индивидуальными. Наблюдается постепенное отдаление от конкретных проблем конкретного клиента. По оценкам ряда экспертов, выстроенная система постепенно начала сдавать свои позиции на рынке консультационных услуг под давлением коммерческих и частных консалтинговых фирм.

Не в пользу России и сравнение моделей в части финансирования системы информационно-консультационного обслуживания. Так, в США даже на районном уровне финансирование осуществляется из трех источников.

183 федеральный, штатов и местный). Расход средств на службу «экстеншн» достигает в США до 1,5 млрд долларовв год, тогда как в Российской Федерации — менее 900 млн рублей в год, и то эта сумма лишь запланированавпервые в 2008 году. .

1. С учетом зарубежного опыта, в РФ потребуется' законодательное закрепление государственной"' системы, информационно-консультационного обеспечениям субъектов АПК и сельского населения (принятие Федерального и региональных (областных) законов) — осуществление финансовой поддержки агроконсультационных структур, функционирующих в различных организационно-правовыхформах и выполняющихобщественно-значимые задачи в области совершенствования? агропроизводства> и развития сельских территорий, г, а также устранениясоциально-экономических проблем сельского населения-, разработка мер, направленных, на привлечение к информационно-консультационнойдеятельности научно-исследовательских? и образовательных организацийимеющих научный, потенциал для повышения квалификации консультантовпроведенияотраслевых (специфических) — консультаций1 сельхозорганизаций, а также их комплексного информационно-консультационного? обслуживания. Потребуется и разработка финансово-экономического механизмапредусматривающего субсидирование пользователей платных консультационных услуг— создание базы данных — консультанты. системыинформационно-консультационного обеспечения АПК.

8- В развитии системы информационно-консультационного обеспечения сельхозпроизводства России. мы выделяем пять основных этапов.- первый этап, как и все исследователимы относим к периоду после отменыКрепостного права в России в 1861 году, когда появились первые консультационные службы, называемые общественной агрономией;

— второйэтап связываемс- коллективизацией, когда системасельхозконсультирования была заменена насистему научно-технической информациитретий этап рассматриваем как возрождение службы сельхозконсультирования, и он берет свое начало с 1993 года, когда по инициативе Минсельхоза России были созданы первые региональные и районные консультационные центры в нескольких субъектах Российской Федерации;

— четвертый этап (1995;2000 гг.) связываем с реализацией проекта поддержания аграрной реформы России «АРИС» (за счет кредита Мирового банка реконструкции и развития). По данному проекту консультационные центры были созданы в 36 субъектах Российской Федерации.

К сожалению, эффективность работы этих служб в настоящее время значительно снизилось, оборудование устарело и требует замены, многие талантливые консультантыпрофессионалы перешли на работу в коммерческие фирмы из-за низкого уровня оплаты.

Пятый этап стартовал с 2003 года, когда по специальному приказу Минсельхоза России был создан Российский центр сельскохозяйственного консультирования, предпринимаются попытки создания целостной системы агроконсультирования.

9. Изучение спроса на агроконсультационные услуги свидетельствуют о том, что за последние десять лет структура тематики запросов мало в чем изменилась. Сельхозтоваропроизводители по-прежнему нуждаются в консультациях в области экономики (13,85 от общего объема консультаций по России), по проблемам растениеводства (13,6%), по развитию животноводства (13,8%), ведению бухгалтерского учета (12,8%), правовым вопросам (9,6%), по механизации производственных процессов (7,6%). Анализ по типам клиентов свидетельствует о том, что основными пользователями являются крупные хозяйства всех форм собственности, или 45% от общего числа пользователей консультационных услугвторое ранговое место среди пользователей занимают крестьянские (фермерские) хозяйства — 14,0%- ЛПХ — 13,5%, органы управления АПК — 12,2%, малые предприятия — 7,3%, другие пользователи -8,1 процента.

Основная часть консультантов в АПК России работает на районном уровне. Среди них экономистов — 56,5%, бухгалтеров — 65,6%, юристов — 62,7%, агрономов — 56,1%, зоотехников — 57,5%, инженеров — 56−1%. Высоким остается привлечение кадров, консультантов со стороны. По всем специальностям их доля составляет 39,0%, но больше всего привлекаются специалисты по зоотехнии и ветеринарии — 59,8%, юриспруденции — 54,2%, агрономии — 52,1%.

10. Несколькоиная картина выявлена в региональном аспекте. Так, в Свердловской области, где 31% от общего числа коллективных хозяйств занимают несостоятельные и неплатежеспособные сельхозтоваропроизводители, а 20% - временно неплатежеспособные сельхозтоваропроизводители, структура консультационных услуг иная: 42% от общего объема консультационных услуг приходится на экономику, бухгалтерский учет, финансы и кредит. С выбором и реализацией стратегии инновационно-интеграционного развития АПК Свердловской области, с переходом на ресурсои энергосберегающие технологии значительный^ объем консультационных услуг занимают животноводство (22%), механизация (14%), растениеводство (9%).

Пользователями, получающими консультационные услуги' от структур формирующейсярегиональной информационно-консультационной службы стали крупные сельхозорганизации всех форм собственности (40%), крестьянские (фермерские) хозяйства^ (36%), личные подсобные хозяйства граждан, садоводы и огородники (20%), органы управления АПК (4%).

Наибольшее количество консультационных услуг (по результатам 2008 г.) оказывают областной ИКЦ (40%),.районные управления сельского хозяйства и продовольствия (21%), Минсельхозпрод Свердловской области (19%), агровуз (8%), отраслевые союзы и их ассоциация (7%), аграрные колледжи (2%), НИИ РАСХН (2%), консультанты-контрактники (1%).

Анкетные опросы потребителей консультационных услуг дают высокую оценку потребности в следующих видах информационного обслуживания:

— бюллетени (вестники, сборники и т. п.);

— рыночные отчеты по молоку и молокопродуктам;

— рыночные отчеты по мясу и мясопродуктам;

— информационные материалы о ценах на материально-технические ресурсы (85% от числа опрошенных);

— информационная помощь в реализации продукции (79%):

— консультации по ценам (72%).

В связи с этим можно сделать вывод о необходимости создателям подобной информации активнее и оперативнее готовить эти источники.

Наши исследования показывают, что региональные структуры, занимающиеся консультационной деятельностью, испытывают аналогичные проблемы, что и структуры федерального уровня, а именно: несовершенное нормативно-правовое обеспечение деятельности информационно-консультационных структур (до сих пор не определен четкий статус как региональной системы, так и районного ИКЦ) — недостаточное финансирование службы (многие консультанты не имеют доступа в интернет и другие электронные информационные ресурсы) — не оснащены портативными полевыми приборами и лабораторным оборудованиемне созданы специальные удобные рабочие места, консультанты не имеют собственных рабочих помещений, отсутствует автотранспорт и т. п.- слабая материально-техническая база (заметно устарела компьютерная техника, часто выходит из строя оргтехника, отсутствует должное программное обеспечение — информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс») — недостаток квалифицированных кадров (в отдельных регионах еще значительная часть консультантов работает на правах совместительства, а штатные сотрудники составляют 30−35%) — недостаточно организована профессиональная подготовка консультантов для ИКЦ и др.

Все эти проблемы решаемы при научно обоснованной государственной поддержке развития информационно-консультационной системы обслуживания сельхозтоваропроизводителей и сельского населения через совершенствование.

187 законодательной нормативно-правовой базы, разработку и реализацию региональных и федеральных программ, на продвижение которых следует направить усилия и подключить к этому процессу всех заинтересованных лиц, включая профсоюз работников АПК и отраслевые союзы.

Для разрешения обозначенных проблем в диссертационной работе и была поставлена и решена задача по подготовке концепции формирования региональной системы информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населенияразработке методики оценки эффективности ее функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Основные концепции сельскохозяйственного консультирования. М.: МСХА, 2004. — 84 с.
  2. Д.С. Анализ инвестиционных проектов в информационно-консультационной службе: обучение и исследования // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.35−38.
  3. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам (учебно-методическое пособие, 1-ый том). -М.: МСХА, 2005. 128 с.
  4. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам (учебно-методическое пособие- 2а-ой том). -М.: МСХА, 2005. 128 с.
  5. Д.С. и др. Консультирование сельских товаропроизводителей по специальным вопросам. — М.: МСХА, 2005. 143 с.
  6. Д.С. О роли ИКС в распространении инновационных технологий // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 8.-С.31−34.
  7. Д.С. Планирование и оценка деятельности ИКС АПК. — М.: МСХА, 2004.-148 с.
  8. Н.В., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей-консультантов средних специальных учебных заведений (выпуск 3). Сергиев Посад, 1998.-76 с.
  9. Н.П. Новое направление информационно-консультационной деятельности — управление рисками // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 11.-С.46−50.
  10. Н.П. Служба полевых консультантов // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 3−4. -С. 65−69.
  11. И. Андреева Н. П., Карпентер В., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей консультантов средних специальных учебных заведений. Выпуск 1. — Сергиев Посад: ВАКЗО, ЦГИ, ВОКА, 1997. — 104 с.189
  12. Н.П., Козлов B.B. Информационно-консультационная деятельность фермерской ассоциации Ростовской области: состояние и перспективы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001 .-№ 1 -2.-С.42−44.
  13. Н.П., Скрибунова Н. Ю. Рекомендации для преподавателей — консультантов средних специальных учебных заведений. Выпуск 3. Сергиев Посад: ВАКЗО, ЦГИ, ВОКА, 1998. — 76 с.
  14. С.И., Козлов В. В. Опытно-демонстрационная деятельность Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 1−2. -С. 37−39.
  15. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. — М.: ИНФРА -М, 2001. С. 409.
  16. Е.И., Горбачев A.A., Лазовский В. В. Роль информационно-консультационной службы в реализации региональных антикризисных программ АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.43−45.
  17. Базы данных, распространяемых головным информационно-консультационным центром Минсельхозпрода России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.38.
  18. М.А. Проблемы и пути введения платы за консультационные услуги в АПК Нижегородской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 7−8.-С.45−47.
  19. В.М. и др. Базы данных для информационно-консультационной службы АПК. -М.: Информагротех, 1999. 44 с.
  20. В.М. и др. Договорные отношения в информационно-консультационном обеспечении АПК (комментарии, разъяснения, примерные договоры) М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 186 с.
  21. В.М. и др. Ресурсы Интернета по инженерно-технической системе АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 88 с. 22., Баутин В. М. ИКС в сельском хозяйстве. М.: Информагротех, 1995. -72 с. -
  22. В.М. Концептуальные основы развития информационно-консультационной службы АПК на 2002−2010гг. // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 12.-С.44−50.
  23. В.М., Веселовский М. Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 4.-С.35−39.
  24. В.М., Козлов В .В., Козлова Е. Ю. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. 132 с.
  25. В.М., Лазовский В. В. ИКС АПК России. М.: Колос, 1996. -448 с.
  26. В.М., Лазовский В. В. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 84 с.
  27. В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в 20 веке: от общественной агрономии до ИКС АПК. М.: Колос, 1999. — 140 с.
  28. В.М., Лазовский В. В., Чайка В. П. Саморазвитие сельских территорий важная составляющая продовольственной безопасности страны. (Методология построения системы). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. -468 с.
  29. Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 272с.
  30. Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 224с.
  31. Болтовский- В. М. Государственная поддержка развития сельской консультационной: службы и методы стимулирования развития платных услуг // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004>№ 1.-С.41−42.
  32. Г. А., Деева Е. М. Управленческое консультирование (учебное- пособие): — Mi,"ЮНИТИ-Дана", 20 041−255 с.
  33. М.Л., Смирнов Г. Е. Консультационное предложение по организации- работы информационно-консультационной службы, в Российской Федерации // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций:-2008.-№ 1.-С.4−5.
  34. М.Я. ИКС АПК России: вопросы теории и практики. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. 228 с.
  35. М.Я. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года. М., 2003. — 26 с.
  36. М.Я. Методические основы оценки деятельности ИКС (учебно-методическое пособие). М.: ФГОУ «Российская академия кадрового обеспечения АПК», 2003. — 22 с.
  37. Веселовский- М.Я. Организационно-правовые формы ИКС.- М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003.-29 с.
  38. М.Я. Организация сельскохозяйственного консультирования в Финляндии // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2001.- № 8. — С.43−47.
  39. Веселовский-М.Я. Основы формирования ИКС.- М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003.-24 с.
  40. М.Я. Эффективность различных организационно-правовых форм центров информационно-консультационной' службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№б.-С.39−40.*
  41. Д.Л. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС. Учебно-методическое пособие. Часть 3. -М.: МСХА, 2005. -114 с.
  42. И.А., Вострухин К. А., Романова Н. С. Анализ эффективности системы информации о рынке в АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 1−2. -С. 43−47.
  43. В.В. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 528 с.
  44. A.M. Развитие платных услуг в информационно-консультационной службе АПК // Информационный- бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 6.-С.46−48.
  45. В.В. Организация инфраструктуры информационного обеспечения АПК Орловской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 1−2.-С.З 8−41.
  46. ИЛ. Опыт оказания информационных услуг при страховании урожая сельскохозяйственных культур в Брянской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004.-№ 12.-С.34.
  47. А.И. и др. Рекомендации по организации консультационной службы при учреждениях дополнительного профессионального образования
  48. АПК России. М.: Российский НИИ по социальным и кадровым проблемам АПК, 1995. — 60 с.
  49. П.В. Отраслевое консультирование как форма продвижения инноваций в производство // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2008.- № 1.-С.25−29.
  50. Г. М. и др. Положение о районном информационно-консультационном центре (Р-Н. ИКЦ). — М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. 12 с.
  51. Г. М. и др. Положение о региональном информационно-консультационном центре (РИКЦ). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса- 1998. — 10 с.
  52. Г. М. О развитии и результатах деятельности системы сельскохозяйственного консультирования АПК России в 2007 году // Ваш сельский консультант. 2008. -№ 1. — С. 7−8.
  53. Г. М. Опыт организации Латвийской сельскохозяйственной консультационной службы // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004, — № 4.-С. 15−20.
  54. Г. М. Опыт сельскохозяйственного консультирования в Германии и возможности его применения в России // Аграрный вестник Урала. -2008.-№ 5.-С. 102−104.
  55. Г. М. Повышение качества оказания консультационных услуг сельскому населению // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 10. — С.20−22.
  56. Г. М. Подготовка аграрных консультантов в системе дополнительного профессионального образования. М.: РАКО АПК, 2005.-45 с.
  57. Г. М. Формирование и развитие системы информационно-консультационного обеспечения АПК// Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 6.-С.6−12.
  58. Г. М. Формы и методы работы аграрных консультантов. -М.: РАКО АПК, 2006. 64 с.
  59. Г. М., Карпова И. М. Организация работы информационно-консультационной службы АПК по развитию сельского туризма (методические рекомендации). М.: ФГУ РЦСК, 2007. — 64 с.
  60. Г. М., Смирнов Г. Е. Проблемы развития информационного менеджмента в сельских муниципальных образованиях. — М.: РАКО АПК, 2007. 224 с.
  61. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения / Пер. с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2004.- 352с.
  62. Должностные обязанности сотрудников региональных информационно-консультационных центров (РИКЦ). — М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. — 24 с.
  63. В.А. Управление изменениями: технологии эффективного менеджмента // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2004. — № 12. — С. 18−22.
  64. Е.Л. Аграрная информационно-консультационная служба Ярославской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 7−8. — С.42−44.
  65. Е.Л. Информационно-консультационная служба Ярославской области //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 1−2. — С.42−45.
  66. А.П. Концепция повышения качества и расширения объема агроконсультационных услуг в региональном АПК. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2007.-44 с.
  67. А.П. Методика интегральной оценки эффективности функционирования информационно-консультационной службы (ИКС). -Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. 48 с.
  68. Заседание совета информационно-консультационной службы АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002. № 10. — С.58−60.
  69. Зональные семинары как механизм повышения эффективности работы информационно-консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2001. — № 1−2. — С.45−48.
  70. Ю.И. и др. Организация взаимодействия информационной службы с крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами. М: ФГУП ЦНИИ «Агроинформсистема», 2003. — 68 с.
  71. Информация о работе службы сельскохозяйственного консультирования в РФ за 2003 г.- М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. — 14 с.
  72. Информация о работе службы сельскохозяйственного консультирования в Российской Федерации за 2003 год // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 6.-С. 17−29.
  73. Ипп Л.С. Организационно-методическая деятельность ГИКЦ по созданию ИКС // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 9−10.-С.44−47.
  74. Н.В., Цыганов А. Р. и др. Рекомендации по созданию информационно консультационной службы в системе АПК. — Минск: Минсельхозпрод республики Беларусь, 2000. — 20с.
  75. Н.Д., Кашубо М. С. Трансакционные издержки в сельском хозяйстве // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.2004.- № 2.-С.31−36.
  76. О.В. Информационно-консультационные службы АПК регионов России: особенности создания и опыт работы. — М.: МСХА, 2004. 93 с.196
  77. Ю. И., Шайтан Б. И. Информационно-консультационная служба АПК (учебное пособие). М.: РАКО АПК, 1999. — 90 с.
  78. Ю.И., Шайтан Б. И. Информационно-консультационная служба АПК.- М.: ФГОУ РАКО АПК, 2003. -152 с.
  79. Е., Морган А. Управление и организационная адаптация российских университетов в условиях ресурсного дефицита // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1.- С. 17−29.
  80. Козари Иожеф, Семьянинов. А. Особенности информационно-консультативной службы Венгрии // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.59−60.
  81. В.В. Влияние информационно-консультационной службы АПК региона на изменение роли его органов власти и управления // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 5−6,-С.41−47.
  82. В.В. Итоги и перспективы деятельности Нижегородской консультационной службы АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства,-1998.-№ 7−8.-С.40−42.
  83. В.В. Методологические основы формирования структуры сельскохозяйственной консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001 .-№ 10.-С.28−33.
  84. В.В. Проблемы и решения по возрождению сельскохозяйственного консультирования в России. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 228 с.
  85. В.В. Создание и организация деятельности региональной ИКС АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000.-158 с.
  86. В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. -384 с.
  87. В.В., Горяйнов Д. Н. Исследование проблем обеспечения деятельности ИКС в системе АПК региона // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 7.-С.43−48.
  88. В.В., Маковецкий В. В. Проблемы кадрового обеспечения информационно-консультационных служб России и пути их решения // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 7,-С.40−42.
  89. П. Обучение и консультационная работа. — Брюссель: ТАСИС, 2000.-38 с.
  90. JI.C. Методика по организации делопроизводства в системе службы сельскохозяйственного консультирования. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 136 с.
  91. JI.C. Платные консультационные услуги в АПК: опыт и проблемы- М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. 20 с.
  92. JI.C. Служба сельскохозяйственного консультирования. — М.: ФГОУ ДПОС РАКО АПК, 2004. 110 с.
  93. JI.C., Крупский И. В. Обзор межрегиональной конференции «Опыт создания и работы информационно-консультационной службы АПК в современной России» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.42−45.
  94. JI.C., Петров Е. Б. О реализации нового российско-германского проекта «Совершенствование процесса подготовки консультантов в Российской Федерации» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2003 .-№ 1 -2.-С.68.
  95. JI.C., Ямщиков A.B. Должностные обязанности сотрудников районных информационно-консультационных центров. М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 13 с.
  96. Концепция развития ИКС АПК России на период до 2010 года. М., 2003.-13 с.
  97. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года. М.: ФГУ РЦСК, 2003. — 27 с.
  98. Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ (4-ая международная, конференция г. Владимир). М.:ФГОУ РосАко АПК, 2004. — 12 с.
  99. А.Ф. Типы, виды и принципы информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве. — М.: МСХА, 2004. -28с.
  100. В.В. Консультационная служба села: германский опыт и российская специфика. Монография. — Киров: ООО «Лобанх», 2005. 178 с.
  101. Коротич А. И, Опыт и проблемы кадрового обеспечения ИКС Волгоградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.41−42.
  102. В.А. Динамика мирового рынка средств информатизации. Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 1998. 136 с.
  103. Ф. Основы маркетинга-. Краткий курс / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. 656 с.
  104. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-С. 405.
  105. B.C. Технологический прогресс и реструктуризация сельскохозяйственной науки //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.57−60.
  106. В.М. Опыт подготовки кадров для информационно-консультационной службы АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001.-№ 3.-С.35−38.
  107. ПЗ.Кошелев В. М. Формы и модели информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 7−8.-С.39−45.
  108. В.М., Алексанов Д. С., Корольков А. Ф. О проекте создания комплексной системы передачи знаний сельским товаропроизводителям //
  109. Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. — 1998. № 34. -С. 52−55.
  110. Краткий словарь экономических терминов / Под. ред. Р. Г. Маниловского. -М.: Финансы и статистика, 1994. — С. 128.
  111. Н.И. Современное состояние системы информационно-консультационного обеспечения АПК Рязанской области //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2005.-№ 6.- С.25−26.
  112. Н.И. Управление сельскохозяйственной организацией на основе совершенствования информационного обеспечения: Автореф. дис.. канд. экон. наук. Москва, 2006. — 29 с.
  113. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М. Г. Назарова. -М.: Финстатинформ, 2002. С. 661−667.
  114. В.И. Сельскохозяйственное консультирование новое° качество управления в АПК Воронежской области // Ваш сельский консультант. — 2008. — № 1. — С. 10−11.
  115. B.C. Опыт создания информационных систем в агропромышленном комплексе республики Беларусь для маркетинговой, консультационной и других видов деятельности // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 3−4. -С. 54−56.
  116. А.Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. -М.: Изд-во «Экономика», 1975. 127 с.
  117. И.Г. Опыт и проблемы функционирования ИКС АПК России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 1−2.-С.36−37.
  118. В.В. и др. Делопроизводство в ИКС. М.: МСХА, 2005. -160 с.
  119. В.В. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС (учебно-методическое пособие, 1-ая часть). М.: МСХА, 2004. — 136 с.
  120. В.В. и др. Коммуникационные процессы и методы деятельности ИКС (учебно-методическое пособие, 2-ая часть). М.: МСХА, 2004. — 13 с.
  121. В.В. Сельскохозяйственное консультационные службы в Англии и Уэльсе //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.51−54.
  122. В.В., Ромадонова И. Н. Обучение в деятельности ИКС АПК (учебно-методическое пособие). -М.: МСХА, 2004. 112 с.
  123. Л.Г. Некоторые проблемы определения «услуги» как объекта гражданского правоотношения в образовательной деятельности // Юрист.- 2000.- № 9. С. 41−43.
  124. И.Р. Опыт работы информационно-консультационной службы республики Бурятия по организации учета и отчетности // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 8.-С.34−39.
  125. A.C., Колотов Л. С. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров для АПК // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1999. — № 11−12. -С. 55−59.
  126. В.Д. Маркетинг услуг.- М.: Финансы и статистика, 1996.-С.24.
  127. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.26. — 4.1. — С.413.
  128. Р. Московская модель Юрия Лужкова . М.: Время, 2005. -512 с.
  129. Менеджмент профессиональных услуг: стратегия и тактика: Учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004, — 176 с.
  130. Методические рекомендации о функционировании районных ИКС. -М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. 11 с.
  131. Методические рекомендации о функционировании региональных ИКС. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 11 с.
  132. Методические рекомендации по организации учебно-выставочных центров региональных ИКС. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. -50 с.
  133. НО.Минуллина Н. З. Концепция и методические походы в организации информационно-консультационного обеспечения сельскихтоваропроизводителей республики Татарстан // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.42−44.
  134. Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4. — С.108−119.
  135. И.М. Вопросы инновационного обеспечения АПК Ленинградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2001 .-№ 9.-С.34−3 7.
  136. И.М. Информационно-консультационная служба и современная аграрная политика // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 11−12.-С.38−41.
  137. И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК (практикум по организации и управлению). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 220 с.
  138. И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК: Практикум по организации и управлению. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 220 с.
  139. И.М. Опыт работы ИКС Ленинградской области // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1999. — № 11 -12.-С.45−49.
  140. И.М. Развитие системы экстеншн в России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 12. -С. 35−38.
  141. И.М. Система аграрного консультирования в Польше // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. — 1998. № 34. -С. 55−60.
  142. Е.Е. Влияние интернет-технологий на инновационное развитие России // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 12.-С.24−26.
  143. Е.Е. К вопросу об оценке эффективности управления в сельскохозяйственном производстве // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2007.- № 11.-С. 10−17.
  144. В.И. Информация, информатика и консультационная служба в сельском хозяйстве. М.: АМБ — arpo- ТОО «ДиАРТ», 1998. — 119 с.
  145. В.В. Опыт работы межрайонного информационно-консультационного центра «Регион» в Гулькевичском районе Краснодарского края // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 2.-С.49−51.
  146. Обучение и консультационная работа (предназначена для кооперативов и консультантов по кооперации). Брюссель: ТАСИС, 2000. — 38 с.
  147. С.А. Развивать инвестиционно-инновационную деятельность в сельском хозяйстве союзного государства // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.7−10.
  148. С.И. Словарь русского1 языка: Ок. 57 000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1987. — С. 729.
  149. Опыт и проблемы функционирования информационно консультационной службы АПК России (сборник статей). М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. — 240 с.
  150. Организация деятельности информационно-консультационной службы АПК (сборник материалов для системы дополнительного профессионального образования). М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 2001. -148с.
  151. Организация консультационной службы в АПК (учебное пособие) / под ред. Кошелева В. М. M.: МСХА, 2004. — 498 с.
  152. Основы организации и функционирования ИКС в АПК (учебное пособие) / Под ред. Кошелева В. М. М.: Издательство МСХА, 1999. — 272 с.
  153. Особенности торговли услугами. Что такое «услуга»? // Информационный бюллетень «Россия на пути в ВТО». 2001. — № 1, сент. — www.wto.ru.
  154. И. Информационно-консультационное обслуживание институциональных преобразований АПК региона: опыт и проблемы. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — 268 с.
  155. Палаткин И. В. Федеральные и региональные проблемы развития информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики204
  156. России // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. -1997. № 9 -10. — С.43−44.
  157. И.В., Бурлаков А.В, Юняева P.P., Разуваев С. А. Современные критерии оценки эффективности сельскохозяйственных предприятий // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. 1999. — № 9 -10. — С.32−36.
  158. В.М., Калинин A.A., Дербенский В. И., Кузнецова А. Н. Место и роль российской национальной семеноводческой ассоциации в семеноводстве России // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 3−4.-С.46−47.
  159. В.Н., Колотов JI.C. Опыт работы учебно-консультационного центра крестьянских (фермерских) хозяйств Новосибирской области // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства. 1998. — № 3−4. -С. 50−52.
  160. Е.В. Маркетинг услуг / Под. ред. Г. Л. Багиева. СПб. и др.: Питер, 2000.- 157 с.
  161. C.B. Инициатива помогает развивать службу сельскохозяйственного консультирования в Чувашии // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 2.-С.17−18.
  162. C.B. Роль общественных институтов в развитии .служб сельскохозяйственного консультирования // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2005.- № 6.-С. 15−17.
  163. Л., Соколова Ж. Реферативная база данных ЦНСХБ по опыту работы информационно-консультативных служб (ИКС) в АПКзарубежных стран: // Информационный бюллетень министерства: сельского-хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.55−56.
  164. Положение о1 лицензировании видов информационной деятельности в сфере — агропромышленного производства. — М-: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 2000. — 14 с.
  165. Положение о совете информационно-консультационною службы, АПК России. М.: РАКО АПК, 2002. — 4 с.176- Положение о совете информационно-консультационной службы АПК. — М: Российская"академия менеджмента и агробизнеса, 1998. — 6с.
  166. Положение о федеральном инновационно-консультационном центре Минсельхозпрода России (ФИКЦ): — М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса- 1999- 11 с.
  167. М.Д., Балаева О. Н. Организация сферы услуг: экономика и управление: Курс лекций. -М.: Высшая школа экономики. -2002. -79 с.
  168. Проведение собраний (практическое руководство) / Библиотечка «В помощь консультанту». — М., 2007. 18 с.
  169. Программа международной конференции «Роль службы сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии сельских территорий 29−30.06.2004 г.». — Владимир, 2004. — 12 с.
  170. Разумовская A. JL, Янченко В. М. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. -М.: Вершина, 2006. — 496 с.
  171. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. — 496 с.
  172. Рекомендации о порядке образования и использования имущества ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 4 с.
  173. Рекомендации по содержанию региональных программ создания и развития ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2003. — 7 с.
  174. Рекомендации по содержанию региональных программ создания и развития ИКС АПК. М.: ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования», 2004. — 7 с.
  175. Рид Эндрю. Информационно-консультационная служба АПК в постсоветской России // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 3−4. — С. 32−35.
  176. Роль консультационных служб в развитии сельских районов // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. -2005. -№ 2. -С.14−15.
  177. .А. Информационно-консультационная служба в АПК (тезисы лекций). -М.: МГАУ, 1999. 67 с.
  178. . А., Нерсесян Н. В. Работа районных информационно-консультационных служб II Информационный бюллетень министерства, сельского хозяйства. — 1999. -№ 7−8. С.48−50.
  179. В.Г. Организация системы консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства — новый этап развития консультационной службы //Ваш сельский консультант. — 2008.- № 1. — С. 6−7.
  180. В.Г. Переход на новые технологии производства сельскохозяйственной продукции — основная задача информационно-консультационных служб? //. Информационный, бюллетень министерства сельского хозяйства.-2002.-№ 9.-С.43−45.
  181. В.Г. Роль консультационной- службы- в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК (теория, методология, практика).-М: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.— 316 с.
  182. В.Г. Формирование системы инновационного обеспечения сельскохозяйственного производства // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2005.-№ 12.-С.59−60.
  183. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности ИКС АПК / Под ред. Веселовского М. Я. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 86 с.
  184. Сборник нормативно-методических материалов по развитию и деятельности информационно-консультационной службы АПК. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. — 87 с.
  185. Сборник нормативных документов по развитию науки в РФ и в системе АПК / Сост. Баутин В. М. и др. -М.: Информагротех, 1999. -356с.208
  186. Сельскохозяйственное консультирование в России. — М.: АМБ-агро, 2001.- 16 с.
  187. А.Н. Агроменеджмент: методические разработки и научно-практические рекомендации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. — 380 с.
  188. А.Н. Концепция: принципы формирования и алгоритм разработки. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2008. — 252 с.
  189. А.Н., Контеев В. В. Сфера-услуг муниципального образования: вопросы теории и практики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2005. — 348с.
  190. А.Н. Агроконсультирование. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2009. — 258 с.
  191. М. Татарстан российский лидер по внедрению ресурсосберегающих технологий // Ваш сельский консультант. — 2008. — № 1. — С. 12−13.
  192. Н.Ю. Результаты проекта центра гражданских инициатив США «Поддержка устойчивого развития сельского предпринимательства» // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2000. — № 34. -С. 63−65.
  193. .В. Системный подход к проблемам стабилизации и развития АПК Нижегородской области //Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1998.-№ 5−6.-С.46−51.
  194. Т.Г. О работе научно-производственного центра «ГЕЯ» (г. Рязань) // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-1999.-№ 1−2.-С.37−38.
  195. Н.Б. Опыт организации службы сельскохозяйственного консультирования в Латвийской республике // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства.-2004.-№ 6.-С.21−23.
  196. Справочник адресов и телефонов информационно-консультационных служб АПК (по состоянию на 1 марта 2008 г.). М.: ФГУ РЦСК, 2008. 16 с.
  197. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: учебное пособие. -М.: Экспертное бюро, 2001. С. 59.209
  198. М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. № 4. — С. 117−126.
  199. Терминологический справочник определения понятий информационных ресурсов АПК. — М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса, 1998. 14 с.
  200. Н.О. Основы управленческого консультирования: Учебно-практическое' пособие. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 68 с.
  201. В.Ф. К вопросу об основных аспектах организации эффективной системы становления службы «Ех1езюп» в сельском хозяйстве России на региональном уровне // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.54−56.
  202. М.Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -2002. -№ 1. С. 16−24.
  203. А.И. Применение методики расчетов валового дохода // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. — 1998. № 12. — С. 41−42.
  204. Хаусман Иан, Береснева Е. Формирование информационно-консультационной службы АПК: основные принципы обратной связи с сельскими товаропроизводителями // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1997. — № 9 -10. — С.48−54.
  205. Хаусман Иан. Разработка и реализация информационно — консультационных кампаний // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 1998. — № 3−4. -С. 35−40.
  206. В.Г. Информационно-консультационное обеспечение АПК Ставропольского края // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 1.-С. 17−20.
  207. Д., Ван де Бан, Алексанов Д.С. и др. Информационно-консультационная служба в АПК (Учебное пособие. Сборник учебных материалов). — М.: Агроконсалт, 2001. —348 с.
  208. А. Основы классификации услуг как маркетингового продукта // Маркетинг. 1998. — № 3.- С. 117−122.
  209. Четвертая международная конференция «Роль служб сельскохозяйственного консультирования в устойчивом развитии» сельских территорий" // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.22−23.
  210. .И. Основные направления работы служб сельскохозяйственного консультирования по устойчивому развитию сельских территорий // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций.- 2004.- № 7.-С.24−26.
  211. Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925−1989: Сборник статей.-М., 2001. С. 355.
  212. О.М. О соотношении обязательств по оказанию услуг и обязательств по выполнению работ // Правоведение. — 2002. № 2. — С. 207.
  213. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва. «Экономика». Ин-т экономики РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.-С.877.
  214. Н.А. Об опыте работы Волгоградской информационно-консультационной службы // Информационный бюллетень министерства сельского хозяйства. 2002. — № 9. — С.40−42.
  215. Schein Е.Н. Process consultation, action research and clinical inquiry. Are they the same? // Journal of Managerial Psychology. 1995. № 10(6). P. 14−16.211
Заполнить форму текущей работой