Совершенствование методов экономического регулирования деятельности региональных газосбытовых организаций: На примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве
Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем на основе анализа денежных потоков на примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве позволило определить, что при существующей системе договорных отношений, когда оплата газа производится в месяце следующем за отчетным, приток денежных средств покрывает только 89% оттока. С учетом осуществленных корректировок… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Характеристика современного состояния газовой промышленности России. ^
- 1. 1. Перспективы развития, текущие проблемы отрасли
- 1. 2. Общая характеристика регионального рынка газопотребления в г. Москве
- Глава II. Методы экономического регулирования деятельности газовых компаний
- 2. 1. Теория тарификации газа и особенности действующих методик
- 2. 2. Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем при реализации газа в регионе на основе анализа движения денежных потоков
Глава III. Совершенствование методического обеспечения по тарификации газа для самостоятельных газосбытовых организаций системы ООО «Межрегионгаз» с целью снижения влияния внешних факторов на получение прибыли при реализации газа в регионе.
3.1. Анализ факторов, влияющих на формирование размера внутрикорпоративного тарифа для самостоятельных региональных газосбытовым организаций, и основные направления совершенствования внутрикорпоративной методики ООО «Межрегионгаз» по определению стоимости снабженческо-сбытовых услуг.
3.2. Расчет двухставочного тарифа на услуги по реализации газа в условиях создания Московской региональной газосбытовой организации ООО «Мосгоррегионгаз» на базе филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве и определение границ его применения.
Совершенствование методов экономического регулирования деятельности региональных газосбытовых организаций: На примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации в 2001;2003 гг., разработанными Минэкономики РФ, темпы экономического роста будут существенным образом определяться рядом мероприятий, проводимых в топливно-энергетическом комплексе страны.
За последние годы в ТЭК накопилось много проблем. Являясь несущей конструкцией российской экономики и обеспечивая основные валютные поступления, ТЭК работает с большим напряжением в режиме истощения своего производственного потенциала, отставания объемов прироста разведанных запасов от объемов добычи, недостаточностью темпов формирования современной инфраструктуры в сфере транспортировки и первичной переработки сырья, критического состояния производственного аппарата, связанного с высоким моральным и физическим износом основных средств.
Одной из причин углубления возникшего кризиса в отрасли является дефицит инвестиций в ТЭК. Периодическое повышение цен на газ не позволяют, как показывает практика, решить все проблемы, возникшие в газовой промышленности.
В условиях российского рынка газа взаимодействие хозяйствующих субъектов и государства осуществляется через механизм ценообразования, налогообложения, государственное регулирование и антимонопольную политику. Это обусловлено условиями историческо-экономического развития России, когда ведущее место в энергетическом балансе страны занимает природный газ, а ОАО «Газпром» является по сути монополистом в этой отрасли.
В связи с происходящей в настоящее время либерализацией естественных монополий, проблема поиска дополнительных источников формирования выручки предприятий системы ОАО «Газпром» стало наиболее актуальным в связи с возросшим спросом на природный газ и истощением основных крупных эксплуатируемых месторождений. Поиск источников формирования достаточной денежной массы скорректированной во времени с осуществляемыми производственными затратами при непрерывном процессе добычи — транспортировкиреализации газа создал предпосылки для анализа методов экономического регулирования деятельности предприятий газовой промышленности. В представленной работе исследуется функционирование региональных газосбытовых организаций в условиях существующей системы договорных отношений между участниками газового рынка и тарифной политики, соответствующей общим установленным методическим положениям Федеральной Энергетической Комиссии (ФЭК РФ) и ОАО «Газпром» .
Движение денежных средств при реализации газа представляет собой важный для экономического анализа процесс. В газовой промышленности данный вопрос является одним из основных в связи с непрерывным характером производственного цикла и особенностью учета отгрузки и оплаты продукции. Обеспечение адекватного притока денежных средств, его равномерности в течение периода хозяйствования лежит в основе принятия любого управленческого решения.
Совершенствование формирования тарифов, как важнейшей части в общей структуре цены на газ, является сегодня одной из самых актуальных в российской экономике. Для эффективного функционирования отрасли, схема определения тарифов должна адекватно отвечать требованиям рыночных механизмов, ориентировать предприятие на принятие оптимальных решений и выработку необходимой стратегии развития собственного энергетического хозяйства [6,43].
Методы тарификации должны обеспечивать отрасли доходы, позволяющие возмещать затраты прошлых периодов, а также текущие затраты, создавая при этом необходимые ресурсы самофинансирования для будущего развития.
Процесс реорганизации структуры ООО «Межрегионгаз» в самостоятельные региональные газосбытовые организации способствовал созданию методических разработок для определения размера финансирования текущей деятельности данных предприятий. В пересчете на планируемый объем поставки газа данный показатель является утвержденным внутрикорпоративным тарифом за оказание снабженческо-сбытовых услуг в регионе.
Поскольку деятельность любого коммерческого предприятия ориентирована на получение максимально возможной прибыли при минимизации своих издержек, проблема определения оптимального размера тарифа за выполненную работу является сегодня главной для созданных организаций.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности методов экономического регулирования деятельности газосбытовых предприятий при реализации газа в регионе путем усовершенствования существующей системы расчетов за газ и разработке научно-методических положений по изменению методики формирования тарифных ставок по оказанию снабженческо-сбытовых услуг самостоятельными региональными организациями в ходе реструктуризации ООО «Межрегионгаз». Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:
— охарактеризовать современное состояние отечественной газовой промышленности России, проанализировать региональный рынок газопотребления в г. Москве, выявить существующие проблемы деятельности функционирования газосбытовых организаций системы ООО «Межрегионгаз» ;
— рассмотреть теоретические аспекты формирования тарифной политики отрасли в России и за рубежом, осуществить анализ действующих методических разработок по формированию тарифов на услуги предприятий в сфере газоснабжения, оценить их эффективность, выявить критические факторы, оказывающие влияние на формирование тарифов на примере деятельности ООО «Межрегионгаз» ;
— исследовать условия существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем при реализации газа в регионе на основе анализа движения денежных потоков, сформировать необходимые условия предпочтения для выбора финансовых инструментов в расчетах за газ при различных отклонениях фактической поставки от планируемой;
— разработать практические рекомендации по усовершенствованию применения существующих методических положений в рамках производственной деятельности ООО «Межрегионгаз» в условиях происходящей реструктуризации компании;
— рассчитать размер внутрикорпоративного тарифа на оказание снабженческо-сбытовых услуг филиалом ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в рамках исследуемой модели на основе полученных разработок по усовершенствованию действующих методик, определить границы его использования.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является текущая деятельность филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в рамках заданных условий хозяйствования. Предметом исследования существующая система договорных отношений в части расчетов за поставленный газ, а также методические разработки ООО «Межрегионгаз» по определению размера внутрикорпоративного тарифа для региональных организаций.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных экономистов в области финансового анализа, основ экономической теории и производственного менеджмента. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, системный подход, статистические и экономико-математические методы, методы исторической аналогии и пр.
Границы исследований. В работе определены следующие границы исследования:
— временные — горизонт исследований на период до 2005 г.;
— географические — исследования выполнены применительно к реализации природного газа промышленным предприятиям г. Москвы;
— физические — рассматривается политика тарификации на природный газ внутри компании ООО «Межрегионгаз» .
Научная новизна заключается в разработке научных положений по комплексному изменению существующей системы расчетов при реализации газа в регионе, а также практических рекомендаций по применению финансовых инструментов в расчетах за поставленный газ, их оптимального соотношения, по усовершенствованию методических положений ООО «Межрегионгаз» по определению тарифа за оказание снабженческо-сбытовых услуг региональными предприятиями.
Выводы и предложения, сделанные на основе проведенного исследования имеют важную практическую значимость и могут быть применены при составлении бизнес — плана в рамках реорганизации филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в самостоятельную региональную газосбытовую организацию в 2003;2004 гт.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографического списка использованной литературы.
Заключение
.
В условиях реорганизации газовой промышленности России разработка методов стратегического управления требует тщательной проработки на основе знания закономерностей рыночных механизмов и адаптации их к специфическим условиям переходного периода.
Одним из ключевых вопросов, имеющих огромную практическую значимость для любого предприятия, является применение экономических регуляторов и финансовых инструментов для создания и обеспечения необходимых условий функционирования, покрытия произведенных затрат и получения прибыли. Анализ деятельности газовых компаний создал предпосылки для исследования существующих методов экономического регулирования их деятельности. При этом новая фискальная ориентация газовых компаний — максимизация прибылиразличаются с целями, преследуемыми государством. Сфера деятельности государства более широкая и ему трудно гарантировать для компаний сохранение обязательств, обеспечивающих наилучшие финансовые условия и полную определенность в отношении проводимой энергетической политики. Главная задача здесь — определение и соблюдение разумного баланса между запросами государства и возможностями отрасли. Первым шагом на пути реорганизации установившихся отношений может стать проводимая политика в области ценообразования и тарификации газа, а также изменение действующей договорной системы в части условий расчетов за газ. Сегодня реформирование прав и функций газовых компаний — признак начинающихся изменений в данной сфере [37].
Реорганизация ООО «Межрегионгаз» продолжается уже два года. Она предусматривает естественное поэтапное реформирование действующей системы хозяйственных отношений между филиалами и центром с целью повышения хозяйственной самостоятельности филиалов. Цель — создание такого режима регулирования деятельности создаваемых Регионгазов, который бы обеспечил баланс интересов потребителей, инвесторов и работников газовой промышленности в настоящих и будущих условиях.
На базе уже подготовленных филиалов создаются Регионгазы, как полностью самостоятельные торговые дома, задача которых состоит в совершенствовании работы по реализации газа. Это явление — начало возникновения и расширения конкуренции между участниками оптового и розничного рынка газа в регионах.
Одной из наиболее острых проблем, возникших перед Регионгазами, стало решение вопроса определения размера выручки, остающейся в распоряжении организации на покрытие производственных затрат и получение прибыли.
Предприятия, для которых основной деятельностью является реализация газа, имеют ограниченное число источников формирования прибыли. Это, прежде всего, получение денежных средств как оплаты потребленного газа и поступление средств как оплаты снабженческо-сбытовых услуг.
Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем на основе анализа денежных потоков на примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве позволило определить, что при существующей системе договорных отношений, когда оплата газа производится в месяце следующем за отчетным, приток денежных средств покрывает только 89% оттока. С учетом осуществленных корректировок по соответствию показателей поставки и оплаты, исследование различных вариантов соотношения притока и оттока средств позволило получить следующие результаты: при превышении плановой поставки над фактической оптимальным считается вариант оплаты при авансировании текущей поставки в размере 90%. В данном случае чистый денежный поток равномерен, отсутствует такие явления, как «зоны» дефицита и «зоны» избытка денежных средств.
В период, когда фактическая поставка превышает плановую, потребитель подвергается штрафу за несакционированный отбор газа в размерах предусмотренных «Правилами поставки газа», и в этом случае необходима 100% предоплата выделенных лимитов.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости изменения существующей системы договорных отношений с учетом объемов и дисциплины потребления газа покупателями, а также корректировки плановых заданий для предприятий системы ООО «Межрегионгаз» с учетом действующих условий расчетов между сторонами.
В соответствии с утвержденными методическими положениями ООО «Межрегионгаз» вопрос определения стоимости оказанных услуг для региональных организаций является наиболее актуальным. И если в условиях повальных неплатежей и общей нестабильности основной была работа с недобросовестными потребителями газа, то сегодня, когда удалось существенно улучшить ситуацию с платежной дисциплиной, обоснованная ценовая внутрикорпоративная политика — один из главных рычагов финансового оздоровления компании. Тарификацию услуг газовых организаций и использование для этих целей существующих методов целесообразно применять при тщательном анализе и ранжировании факторов, оказывающих влияние на конечный результат.
Предметом для анализа данного вопроса стало создание ООО «Межрегионгаз» собственной Методики для определения размера тарифной ставки по оказанию снабженческо-сбытовых Регионгазам на базе существующей ценовой и тарифной политики в газовой отрасли. Тариф согласно утвержденной методике рассчитывается как сума всех необходимых регламентированных затрат и фиксированного размера прибыли в расчете на запланированный годовой объем потребления газа в регионе на будущий период согласно принятым в газовой отрасли нормативам.
Методика основана на принципах «затраты плюс». Размер экономически обоснованной прибыли устанавливается в абсолютных величинах (рубли) на основе заявленных необходимых расходов, осуществляемых за счет прибыли. В их состав входят также сумма капитальных вложений, имеющих характер необходимых «доинвестиций» .
Проведенный в работе анализ показал, что основными недостатками данной Методики является отсутствие учета влияния сезонных колебаний объемов потребления на размер плановой выручки Регионгаза, незаинтересованность предприятия в «минимизации» своих издержек, зависимость деятельности предприятия от установленной ООО «Межрегионгаз» тарифной ставки, отсутствие полной юридической самостоятельности.
Результатом пересмотра и доработки Методики на основе существующих в мировой практике методов тарификации газа стал вывод формулы двухступенчатого тарифа за оказание услуг по реализации газа газосбытовых организаций в регионе. Формула основана на определении условно-постоянных и условно-переменных расходов предприятия, которые и представляют собой различные ставки в соответствии с выполненными работами. Расчет первой ставки основан на данных запланированных постоянных расходов на будущий период с учетом выделенных плановых лимитов потребления. Вторая ставка рассчитывается на основе запланированного размера прибыли предприятия и фактически поставленного объема газа.
Основные цели, преследуемые с помощью данных изменений в Методики определения стоимости работ Регионгаза:
— занять собственное место в структуре цены на природный газ, поставляемый конечным потребителям, что повысит самостоятельность работы предприятия на рынке газа в регионе;
— обеспечить полное покрытие собственных затрат;
— снизить риск влияния сезонных колебаний объемов поставляемого газа в рамках заключенных договоров на получаемую выручку от продажи газа;
— сделать прозрачной производственную и финансовую деятельность Регионгаза и, следовательно, привлекательной для инвесторов;
— повысить эффективность работы над совершенствованием собственной структуры затрат;
— повысить точность работ по планированию объемов потребления газа на следующий период как Регионгазу, так и потребителям.
Проведенные автором исследования основаны на построенной модели функционирования филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве как самостоятельной Региональной газосбытовой организации «Мосгоррегионгаз», а также на фактических данных, полученных по результатам работы филиала в 2001 г. Модель была рассмотрена в двух вариантах: в первом — Регионгаз функционировал на условиях утвержденной ООО «Межрегионгаз» «Методики определения тарифной ставки за оказанные Региональной компанией снабженческо-сбытовые услуги», во втором — на условиях оплаты произведенных работ по реализации газа по рассчитанному двухступенчатому тарифу.
Результатами проведенных исследований стали:
1. Расчет тарифной ставки за услуги, оказанные Регионгазом при реализации газа в регионе на основе утвержденных ООО «Межрегионгаз» Методических положений с учетом утвержденной ФЭК оптовой цены продажи газа промышленным предприятиям г. Москвы и всех необходимых плановых расходов организации, налоговых выплат и сборов;
2. Вывод формулы для расчета двухступенчатого тарифа за оказание услуг по реализации газа ООО «Мосгоррегионгаз» в г. Москве с учетом всех необходимых плановых расходов, налоговых выплат и сборов;
3. Расчет тарифной ставки на основе имеющихся данных о расходах предприятия, выделенных плановых лимитов и фактически произведенной отгрузки;
4. Сравнительный анализ финансовых показателей деятельности Регионгаза в первом и втором варианте на основе притока и оттока денежных средств, а также на основе определения чистого денежного потока.
5. Согласно анализу применение двухступенчатого тарифа по сравнению с тарифной ставкой по утвержденной ООО «Межрегионгаз» методике позволило:
— увеличить размер фактически полученной прибыли с 9,30 до 17,08 млн руб.;
— обеспечить возмещение постоянных затрат на 100%;
— ликвидировать влияние, оказываемое сезонными колебаниями поставки на постоянные затраты организации;
— повысить точность планирования финансовых показателей за счет выравнивания чистого денежного потока в течение рассматриваемого периода;
— обеспечить положительную величину чистого денежного потока в течение всего производственного цикла, ликвидировать «зоны дефицита» денежных средств;
— повысить рентабельность продаж.
При анализе границ применимости двухставочного тарифа было выявлено, что отклонение фактической поставки от запланированной в сторону уменьшения может достигать 57%, при этом рентабельность продаж предприятия удержится в принятых границах (max 33,9-min 14,5%).
При использовании исследуемой «Методики внутрикорпоративной тарификации услуг» ООО «Межрегионгаз» такое отклонение равно 14,5%.
Применение двухставочного тарифа увеличивает интервал возможных колебаний поставки, что существенно снижает риск появления убытков из-за влияния, оказываемого изменением фактической отгрузки на себестоимость работ.
Использование такого метода определения стоимости снабженческо-сбытовых работ для региональных компаний является перспективным и на будущее. Данная система тарификации позволяет Регионгазу определить и занять свое место в структуре цены газа, поставляемого конечным потребителям. Это позволит в перспективе решать вопрос о корректировке тарифа в РЭК и ФЭК, сделает прозрачным расходную часть организации, что в последствие создаст предпосылки для развития конкурентной среды в регионе.
В будущем применение этого вида тарифов на снабженческо-сбытовые услуги Регионгаза должно будет отражаться в системе расчетов между Регионгазом и потребителем, что заставит последнего повысить эффективность планирования собственного потребления.
Децентрализация ООО «Межрегионгаз» и делегирование своих полномочий требует повышения самостоятельности работы Региональных компаний, улучшение финансовых показателей, совершенствование системы взаимоотношений «Центр» — «Регион». Применение двухступенчатого тарифа в системе внутрикорпоративного ценообразования является первым шагом к финансовой независимости созданных компаний.
Некоторые положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Губанова Н. В. Кредитный канал воздействия денежной политики на реальной сектор промышленности.// Нефть, газ и бизнес, 2001. № 5.
2. Губанова Н. В. Некоторые способы реструктуризации задолженности за газ предприятий теплоэнергетики.// Нефть, газ и бизнес, 2001. № 4.
3. Губанова Н. В., Илларионова С. В. Ценообразование и тарификация газа на рынках мира.// Нефть, газ и бизнес, 2002. № 4.
4. Губанова Н. В. Что снижает эффективность функционирования газовой промышленности?// Нефть, газ и бизнес, 2002. № 1. V.
Список литературы
- Вильсон Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 1995. № 11.
- Временные методические положения по регулированию оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа в Российской Федерации.// Материалы Минэкономики РФ.- М., 1997.
- Временное положение о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ.// Материалы ФЭК.-М., 1998.
- Вяхирев Р.И. РАО «Газпром» и экономика России.// Газовая промышленность, 1996. № 1,2.5. «Газпром»: Сценарии развития до 2010 г.// Газовая промышленность, 1996. Спец. выпуск № 3.
- Денисова И.П. Цены и ценообразование.- М.: Экспертное бюро, 1997.
- Ермолов О.В., Миловидов К. Н., Чугунов JI.C., Ремизов В. В. Стратегия развития нефтегазовых компаний./ Под общей ред. Р. И. Вяхирева. М.: Наука, 1998.
- Карпюк А.Г. По тарифам и инвестиции.// Вестник ФЭК России, 2001. № 4−6.
- Концепция (основные положения и методология) государственного регулирования цен и тарифов в газоснабжении на территории
- Российской Федерации.// Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, 1999. № 7.11 .Концепция развития рынка газа в Российской Федерации.// Материалы Всероссийской конференции по вопросам реформирования ТЭК.- М., 2000 г.
- Коробов M. J1. Кому от ФЭКа прок?// Фактор, 2000. № 12.
- Крылова Т.Б. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия.- М.: Финансы и статистика, 1995.
- Крюков В.А. Реформирование газовой промышленности России -основные направления и экономические инструменты.// Энергетическая политика, 1997. Выпуск № 4.
- Кутовой Г. П. Инвестиционные возможности России. Вопросы регулирования ТЭК.// Регионы и Федерация, 2001. № 2.
- Матвейчук А. «Паблик рилейшнз» газопроводных компаний США.// Газовая промышленность, 1996. № 4.
- Материалы Отчета Федерального Бюро Экономического анализа «О повышении инвестиционной привлекательности газовых компаний» — М., 2002.
- Материалы по финансовой отчетности структурных подразделений филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве.- М., 2000−2001.
- Материалы сайта ОАО «Газпром» в Интернете.// http://www.gazprom.ru
- Методика определения цены продажи газа Региональным газовым организациям.// Материалы Планово-экономического Управления ООО «Межрегионгаз».- М., 2000.
- Налоги./ Под ред. Д. Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 1998.
- Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая (новая редакция).- М.: 000"ЭТНС", 2001.
- Некоторые итоги деятельности ФЭК в 2000 г.// Газ России, 2001. № 1.
- Никишин В.И. О проблемах в газовой отрасли.// Материалы
- Всероссийского совещания руководителей министерств и ведомствvfгазовой отрасли, администраций субъектов РФ, Смоленск, 29−30 марта 2001.
- Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика.- М.: Экономика, 1992.
- Письмо Государственной налоговой службы РФ от 27.10.95 г. № НП—6−01/566.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 753 о заключении государственных контрактов на поставку газа организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 80/3 об оптовых ф ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации.//
- Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
- Проблемы обеспечения природным газом электростанция г. Москвы.// Материалы, подготовленные ОАО «Мосэнерго» к совещанию у Мэра г. Москвы по подготовке ОАО «Мосэнерго» к осенне-зимнему максимуму нагрузок 2000 2001 гг.- М., 2000.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ИП «Экоперспектива», 1999.
- Стратегия развития газовой промышленности России./ Под общей ред. Р. И. Вяхирева, А. А. Макарова. М.: Энергоатомиздат, 1997.
- Студенцов В.Б. Государство и естественные монополии.// МэиМО, 1995. № 9. С. 86−97.
- Телегина Е.А., Кудряшов А. А. Тарифы на транспорт углеводородов по магистральным трубопроводам (практическое пособие).- М.: РГУ Нефти и газа им. Губкина, 1999.
- Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28.04.1997 г. № 426 .// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
- Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации № 69-ФЗ от 31.03.99 г.//Материалы ФЭК, 1999.
- Федеральный закон «О Естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.97 г.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
- Финансовый менеджмент. Теория и практика./ Под ред. Е.С.
- Стояновой.- М.: Перспектива, 1998.
- Хеберлин А. Цены на газ в условиях конкуренции.// Газовая промышленность, 1996. № 1,2.
- Ценообразование./ Под ред. И. К. Салижманова.- М.: Финстатинформ, 1996.
- Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- М.: Дело, 1995.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 1995.
- Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков (пер. с англ.).- М.: ИНФРА-М, 1997. С. 6.49.1Иим Дж.К., Сигел Дж.Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат.- М.: Филинъ, 1996.
- Экономический анализ./ Под ред. JI.T. Гиляровской.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Яркин Е. В. Сущность ценообразования в ТЭК. Государственный механизм регулирования. Факторы, влияющие на установление цен и тарифов.// Материалы учебного центра ОАО «Газпром» (Рабочая тетрадь от 19−23 июня 2000 г.).- М., 2000.
- Яркин Е.В. Ценовая и тарифная политика в газовой отрасли.// Материалы Межрегиональной конференции по вопросам ценообразования и формирования тарифов на энергетические ресурсы и проблемам топливообеспечения электростанций природным газом.- М., 2000.
- Яркин Е.В. Ценовая и тарифная политика в газовой отрасли.// Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, 2000. № 2.
- Яркин Е. В. Ценообразование в ТЭК.// Материалы учебного центра ОАО «Газпром» (Рабочая тетрадь от 7−11 июня 1999 г.).- М., 1999.
- Губанова Н.В. Совершенствование методов экономического регулирования.
- Austvik O.G. Pricing of Europen gas: Effects of liberalisation and petrolium exise taxes.// 19th IAEE conf. Budapest, 1996.
- Bourcier A. Economy of supply and demand of natural gas.// Energy Economics, 1999.
- Breton T.R., Blaney J.C. Low gas prices make natural gas an attractive fuel.// Proc. of 14 North American IAEE. New Orleans, 1992.
- De Anne J., Mashayekhi A. The economics of natural gas, pricing, planning and policy. Oxford. 1990.59Jensen G.T. Gas supplies for the world market energy economics.// World Oil Market. 1994.
- Kryukov V., Мое A. The new Russian corporation? A case study of Gasprom. L.: The Roy. Inst, of Intern, 1996.