Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование методов экономического регулирования деятельности региональных газосбытовых организаций: На примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем на основе анализа денежных потоков на примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве позволило определить, что при существующей системе договорных отношений, когда оплата газа производится в месяце следующем за отчетным, приток денежных средств покрывает только 89% оттока. С учетом осуществленных корректировок… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Характеристика современного состояния газовой промышленности России. ^
    • 1. 1. Перспективы развития, текущие проблемы отрасли
    • 1. 2. Общая характеристика регионального рынка газопотребления в г. Москве
  • Глава II. Методы экономического регулирования деятельности газовых компаний
    • 2. 1. Теория тарификации газа и особенности действующих методик
    • 2. 2. Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем при реализации газа в регионе на основе анализа движения денежных потоков

    Глава III. Совершенствование методического обеспечения по тарификации газа для самостоятельных газосбытовых организаций системы ООО «Межрегионгаз» с целью снижения влияния внешних факторов на получение прибыли при реализации газа в регионе.

    3.1. Анализ факторов, влияющих на формирование размера внутрикорпоративного тарифа для самостоятельных региональных газосбытовым организаций, и основные направления совершенствования внутрикорпоративной методики ООО «Межрегионгаз» по определению стоимости снабженческо-сбытовых услуг.

    3.2. Расчет двухставочного тарифа на услуги по реализации газа в условиях создания Московской региональной газосбытовой организации ООО «Мосгоррегионгаз» на базе филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве и определение границ его применения.

Совершенствование методов экономического регулирования деятельности региональных газосбытовых организаций: На примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации в 2001;2003 гг., разработанными Минэкономики РФ, темпы экономического роста будут существенным образом определяться рядом мероприятий, проводимых в топливно-энергетическом комплексе страны.

За последние годы в ТЭК накопилось много проблем. Являясь несущей конструкцией российской экономики и обеспечивая основные валютные поступления, ТЭК работает с большим напряжением в режиме истощения своего производственного потенциала, отставания объемов прироста разведанных запасов от объемов добычи, недостаточностью темпов формирования современной инфраструктуры в сфере транспортировки и первичной переработки сырья, критического состояния производственного аппарата, связанного с высоким моральным и физическим износом основных средств.

Одной из причин углубления возникшего кризиса в отрасли является дефицит инвестиций в ТЭК. Периодическое повышение цен на газ не позволяют, как показывает практика, решить все проблемы, возникшие в газовой промышленности.

В условиях российского рынка газа взаимодействие хозяйствующих субъектов и государства осуществляется через механизм ценообразования, налогообложения, государственное регулирование и антимонопольную политику. Это обусловлено условиями историческо-экономического развития России, когда ведущее место в энергетическом балансе страны занимает природный газ, а ОАО «Газпром» является по сути монополистом в этой отрасли.

В связи с происходящей в настоящее время либерализацией естественных монополий, проблема поиска дополнительных источников формирования выручки предприятий системы ОАО «Газпром» стало наиболее актуальным в связи с возросшим спросом на природный газ и истощением основных крупных эксплуатируемых месторождений. Поиск источников формирования достаточной денежной массы скорректированной во времени с осуществляемыми производственными затратами при непрерывном процессе добычи — транспортировкиреализации газа создал предпосылки для анализа методов экономического регулирования деятельности предприятий газовой промышленности. В представленной работе исследуется функционирование региональных газосбытовых организаций в условиях существующей системы договорных отношений между участниками газового рынка и тарифной политики, соответствующей общим установленным методическим положениям Федеральной Энергетической Комиссии (ФЭК РФ) и ОАО «Газпром» .

Движение денежных средств при реализации газа представляет собой важный для экономического анализа процесс. В газовой промышленности данный вопрос является одним из основных в связи с непрерывным характером производственного цикла и особенностью учета отгрузки и оплаты продукции. Обеспечение адекватного притока денежных средств, его равномерности в течение периода хозяйствования лежит в основе принятия любого управленческого решения.

Совершенствование формирования тарифов, как важнейшей части в общей структуре цены на газ, является сегодня одной из самых актуальных в российской экономике. Для эффективного функционирования отрасли, схема определения тарифов должна адекватно отвечать требованиям рыночных механизмов, ориентировать предприятие на принятие оптимальных решений и выработку необходимой стратегии развития собственного энергетического хозяйства [6,43].

Методы тарификации должны обеспечивать отрасли доходы, позволяющие возмещать затраты прошлых периодов, а также текущие затраты, создавая при этом необходимые ресурсы самофинансирования для будущего развития.

Процесс реорганизации структуры ООО «Межрегионгаз» в самостоятельные региональные газосбытовые организации способствовал созданию методических разработок для определения размера финансирования текущей деятельности данных предприятий. В пересчете на планируемый объем поставки газа данный показатель является утвержденным внутрикорпоративным тарифом за оказание снабженческо-сбытовых услуг в регионе.

Поскольку деятельность любого коммерческого предприятия ориентирована на получение максимально возможной прибыли при минимизации своих издержек, проблема определения оптимального размера тарифа за выполненную работу является сегодня главной для созданных организаций.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению эффективности методов экономического регулирования деятельности газосбытовых предприятий при реализации газа в регионе путем усовершенствования существующей системы расчетов за газ и разработке научно-методических положений по изменению методики формирования тарифных ставок по оказанию снабженческо-сбытовых услуг самостоятельными региональными организациями в ходе реструктуризации ООО «Межрегионгаз». Достижение поставленной цели потребовало решить следующие задачи:

— охарактеризовать современное состояние отечественной газовой промышленности России, проанализировать региональный рынок газопотребления в г. Москве, выявить существующие проблемы деятельности функционирования газосбытовых организаций системы ООО «Межрегионгаз» ;

— рассмотреть теоретические аспекты формирования тарифной политики отрасли в России и за рубежом, осуществить анализ действующих методических разработок по формированию тарифов на услуги предприятий в сфере газоснабжения, оценить их эффективность, выявить критические факторы, оказывающие влияние на формирование тарифов на примере деятельности ООО «Межрегионгаз» ;

— исследовать условия существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем при реализации газа в регионе на основе анализа движения денежных потоков, сформировать необходимые условия предпочтения для выбора финансовых инструментов в расчетах за газ при различных отклонениях фактической поставки от планируемой;

— разработать практические рекомендации по усовершенствованию применения существующих методических положений в рамках производственной деятельности ООО «Межрегионгаз» в условиях происходящей реструктуризации компании;

— рассчитать размер внутрикорпоративного тарифа на оказание снабженческо-сбытовых услуг филиалом ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в рамках исследуемой модели на основе полученных разработок по усовершенствованию действующих методик, определить границы его использования.

Предмет и объект исследования. Объектом исследования является текущая деятельность филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в рамках заданных условий хозяйствования. Предметом исследования существующая система договорных отношений в части расчетов за поставленный газ, а также методические разработки ООО «Межрегионгаз» по определению размера внутрикорпоративного тарифа для региональных организаций.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных экономистов в области финансового анализа, основ экономической теории и производственного менеджмента. В ходе исследования применялись общенаучные методы познания, системный подход, статистические и экономико-математические методы, методы исторической аналогии и пр.

Границы исследований. В работе определены следующие границы исследования:

— временные — горизонт исследований на период до 2005 г.;

— географические — исследования выполнены применительно к реализации природного газа промышленным предприятиям г. Москвы;

— физические — рассматривается политика тарификации на природный газ внутри компании ООО «Межрегионгаз» .

Научная новизна заключается в разработке научных положений по комплексному изменению существующей системы расчетов при реализации газа в регионе, а также практических рекомендаций по применению финансовых инструментов в расчетах за поставленный газ, их оптимального соотношения, по усовершенствованию методических положений ООО «Межрегионгаз» по определению тарифа за оказание снабженческо-сбытовых услуг региональными предприятиями.

Выводы и предложения, сделанные на основе проведенного исследования имеют важную практическую значимость и могут быть применены при составлении бизнес — плана в рамках реорганизации филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве в самостоятельную региональную газосбытовую организацию в 2003;2004 гт.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и библиографического списка использованной литературы.

Заключение

.

В условиях реорганизации газовой промышленности России разработка методов стратегического управления требует тщательной проработки на основе знания закономерностей рыночных механизмов и адаптации их к специфическим условиям переходного периода.

Одним из ключевых вопросов, имеющих огромную практическую значимость для любого предприятия, является применение экономических регуляторов и финансовых инструментов для создания и обеспечения необходимых условий функционирования, покрытия произведенных затрат и получения прибыли. Анализ деятельности газовых компаний создал предпосылки для исследования существующих методов экономического регулирования их деятельности. При этом новая фискальная ориентация газовых компаний — максимизация прибылиразличаются с целями, преследуемыми государством. Сфера деятельности государства более широкая и ему трудно гарантировать для компаний сохранение обязательств, обеспечивающих наилучшие финансовые условия и полную определенность в отношении проводимой энергетической политики. Главная задача здесь — определение и соблюдение разумного баланса между запросами государства и возможностями отрасли. Первым шагом на пути реорганизации установившихся отношений может стать проводимая политика в области ценообразования и тарификации газа, а также изменение действующей договорной системы в части условий расчетов за газ. Сегодня реформирование прав и функций газовых компаний — признак начинающихся изменений в данной сфере [37].

Реорганизация ООО «Межрегионгаз» продолжается уже два года. Она предусматривает естественное поэтапное реформирование действующей системы хозяйственных отношений между филиалами и центром с целью повышения хозяйственной самостоятельности филиалов. Цель — создание такого режима регулирования деятельности создаваемых Регионгазов, который бы обеспечил баланс интересов потребителей, инвесторов и работников газовой промышленности в настоящих и будущих условиях.

На базе уже подготовленных филиалов создаются Регионгазы, как полностью самостоятельные торговые дома, задача которых состоит в совершенствовании работы по реализации газа. Это явление — начало возникновения и расширения конкуренции между участниками оптового и розничного рынка газа в регионах.

Одной из наиболее острых проблем, возникших перед Регионгазами, стало решение вопроса определения размера выручки, остающейся в распоряжении организации на покрытие производственных затрат и получение прибыли.

Предприятия, для которых основной деятельностью является реализация газа, имеют ограниченное число источников формирования прибыли. Это, прежде всего, получение денежных средств как оплаты потребленного газа и поступление средств как оплаты снабженческо-сбытовых услуг.

Исследование существующей системы расчетов между поставщиком и потребителем на основе анализа денежных потоков на примере филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве позволило определить, что при существующей системе договорных отношений, когда оплата газа производится в месяце следующем за отчетным, приток денежных средств покрывает только 89% оттока. С учетом осуществленных корректировок по соответствию показателей поставки и оплаты, исследование различных вариантов соотношения притока и оттока средств позволило получить следующие результаты: при превышении плановой поставки над фактической оптимальным считается вариант оплаты при авансировании текущей поставки в размере 90%. В данном случае чистый денежный поток равномерен, отсутствует такие явления, как «зоны» дефицита и «зоны» избытка денежных средств.

В период, когда фактическая поставка превышает плановую, потребитель подвергается штрафу за несакционированный отбор газа в размерах предусмотренных «Правилами поставки газа», и в этом случае необходима 100% предоплата выделенных лимитов.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости изменения существующей системы договорных отношений с учетом объемов и дисциплины потребления газа покупателями, а также корректировки плановых заданий для предприятий системы ООО «Межрегионгаз» с учетом действующих условий расчетов между сторонами.

В соответствии с утвержденными методическими положениями ООО «Межрегионгаз» вопрос определения стоимости оказанных услуг для региональных организаций является наиболее актуальным. И если в условиях повальных неплатежей и общей нестабильности основной была работа с недобросовестными потребителями газа, то сегодня, когда удалось существенно улучшить ситуацию с платежной дисциплиной, обоснованная ценовая внутрикорпоративная политика — один из главных рычагов финансового оздоровления компании. Тарификацию услуг газовых организаций и использование для этих целей существующих методов целесообразно применять при тщательном анализе и ранжировании факторов, оказывающих влияние на конечный результат.

Предметом для анализа данного вопроса стало создание ООО «Межрегионгаз» собственной Методики для определения размера тарифной ставки по оказанию снабженческо-сбытовых Регионгазам на базе существующей ценовой и тарифной политики в газовой отрасли. Тариф согласно утвержденной методике рассчитывается как сума всех необходимых регламентированных затрат и фиксированного размера прибыли в расчете на запланированный годовой объем потребления газа в регионе на будущий период согласно принятым в газовой отрасли нормативам.

Методика основана на принципах «затраты плюс». Размер экономически обоснованной прибыли устанавливается в абсолютных величинах (рубли) на основе заявленных необходимых расходов, осуществляемых за счет прибыли. В их состав входят также сумма капитальных вложений, имеющих характер необходимых «доинвестиций» .

Проведенный в работе анализ показал, что основными недостатками данной Методики является отсутствие учета влияния сезонных колебаний объемов потребления на размер плановой выручки Регионгаза, незаинтересованность предприятия в «минимизации» своих издержек, зависимость деятельности предприятия от установленной ООО «Межрегионгаз» тарифной ставки, отсутствие полной юридической самостоятельности.

Результатом пересмотра и доработки Методики на основе существующих в мировой практике методов тарификации газа стал вывод формулы двухступенчатого тарифа за оказание услуг по реализации газа газосбытовых организаций в регионе. Формула основана на определении условно-постоянных и условно-переменных расходов предприятия, которые и представляют собой различные ставки в соответствии с выполненными работами. Расчет первой ставки основан на данных запланированных постоянных расходов на будущий период с учетом выделенных плановых лимитов потребления. Вторая ставка рассчитывается на основе запланированного размера прибыли предприятия и фактически поставленного объема газа.

Основные цели, преследуемые с помощью данных изменений в Методики определения стоимости работ Регионгаза:

— занять собственное место в структуре цены на природный газ, поставляемый конечным потребителям, что повысит самостоятельность работы предприятия на рынке газа в регионе;

— обеспечить полное покрытие собственных затрат;

— снизить риск влияния сезонных колебаний объемов поставляемого газа в рамках заключенных договоров на получаемую выручку от продажи газа;

— сделать прозрачной производственную и финансовую деятельность Регионгаза и, следовательно, привлекательной для инвесторов;

— повысить эффективность работы над совершенствованием собственной структуры затрат;

— повысить точность работ по планированию объемов потребления газа на следующий период как Регионгазу, так и потребителям.

Проведенные автором исследования основаны на построенной модели функционирования филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве как самостоятельной Региональной газосбытовой организации «Мосгоррегионгаз», а также на фактических данных, полученных по результатам работы филиала в 2001 г. Модель была рассмотрена в двух вариантах: в первом — Регионгаз функционировал на условиях утвержденной ООО «Межрегионгаз» «Методики определения тарифной ставки за оказанные Региональной компанией снабженческо-сбытовые услуги», во втором — на условиях оплаты произведенных работ по реализации газа по рассчитанному двухступенчатому тарифу.

Результатами проведенных исследований стали:

1. Расчет тарифной ставки за услуги, оказанные Регионгазом при реализации газа в регионе на основе утвержденных ООО «Межрегионгаз» Методических положений с учетом утвержденной ФЭК оптовой цены продажи газа промышленным предприятиям г. Москвы и всех необходимых плановых расходов организации, налоговых выплат и сборов;

2. Вывод формулы для расчета двухступенчатого тарифа за оказание услуг по реализации газа ООО «Мосгоррегионгаз» в г. Москве с учетом всех необходимых плановых расходов, налоговых выплат и сборов;

3. Расчет тарифной ставки на основе имеющихся данных о расходах предприятия, выделенных плановых лимитов и фактически произведенной отгрузки;

4. Сравнительный анализ финансовых показателей деятельности Регионгаза в первом и втором варианте на основе притока и оттока денежных средств, а также на основе определения чистого денежного потока.

5. Согласно анализу применение двухступенчатого тарифа по сравнению с тарифной ставкой по утвержденной ООО «Межрегионгаз» методике позволило:

— увеличить размер фактически полученной прибыли с 9,30 до 17,08 млн руб.;

— обеспечить возмещение постоянных затрат на 100%;

— ликвидировать влияние, оказываемое сезонными колебаниями поставки на постоянные затраты организации;

— повысить точность планирования финансовых показателей за счет выравнивания чистого денежного потока в течение рассматриваемого периода;

— обеспечить положительную величину чистого денежного потока в течение всего производственного цикла, ликвидировать «зоны дефицита» денежных средств;

— повысить рентабельность продаж.

При анализе границ применимости двухставочного тарифа было выявлено, что отклонение фактической поставки от запланированной в сторону уменьшения может достигать 57%, при этом рентабельность продаж предприятия удержится в принятых границах (max 33,9-min 14,5%).

При использовании исследуемой «Методики внутрикорпоративной тарификации услуг» ООО «Межрегионгаз» такое отклонение равно 14,5%.

Применение двухставочного тарифа увеличивает интервал возможных колебаний поставки, что существенно снижает риск появления убытков из-за влияния, оказываемого изменением фактической отгрузки на себестоимость работ.

Использование такого метода определения стоимости снабженческо-сбытовых работ для региональных компаний является перспективным и на будущее. Данная система тарификации позволяет Регионгазу определить и занять свое место в структуре цены газа, поставляемого конечным потребителям. Это позволит в перспективе решать вопрос о корректировке тарифа в РЭК и ФЭК, сделает прозрачным расходную часть организации, что в последствие создаст предпосылки для развития конкурентной среды в регионе.

В будущем применение этого вида тарифов на снабженческо-сбытовые услуги Регионгаза должно будет отражаться в системе расчетов между Регионгазом и потребителем, что заставит последнего повысить эффективность планирования собственного потребления.

Децентрализация ООО «Межрегионгаз» и делегирование своих полномочий требует повышения самостоятельности работы Региональных компаний, улучшение финансовых показателей, совершенствование системы взаимоотношений «Центр» — «Регион». Применение двухступенчатого тарифа в системе внутрикорпоративного ценообразования является первым шагом к финансовой независимости созданных компаний.

Некоторые положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Губанова Н. В. Кредитный канал воздействия денежной политики на реальной сектор промышленности.// Нефть, газ и бизнес, 2001. № 5.

2. Губанова Н. В. Некоторые способы реструктуризации задолженности за газ предприятий теплоэнергетики.// Нефть, газ и бизнес, 2001. № 4.

3. Губанова Н. В., Илларионова С. В. Ценообразование и тарификация газа на рынках мира.// Нефть, газ и бизнес, 2002. № 4.

4. Губанова Н. В. Что снижает эффективность функционирования газовой промышленности?// Нефть, газ и бизнес, 2002. № 1. V.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования.// Вопросы экономики, 1995. № 11.
  2. Временные методические положения по регулированию оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа в Российской Федерации.// Материалы Минэкономики РФ.- М., 1997.
  3. Временное положение о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ.// Материалы ФЭК.-М., 1998.
  4. Р.И. РАО «Газпром» и экономика России.// Газовая промышленность, 1996. № 1,2.5. «Газпром»: Сценарии развития до 2010 г.// Газовая промышленность, 1996. Спец. выпуск № 3.
  5. И.П. Цены и ценообразование.- М.: Экспертное бюро, 1997.
  6. О.В., Миловидов К. Н., Чугунов JI.C., Ремизов В. В. Стратегия развития нефтегазовых компаний./ Под общей ред. Р. И. Вяхирева. М.: Наука, 1998.
  7. А.Г. По тарифам и инвестиции.// Вестник ФЭК России, 2001. № 4−6.
  8. Концепция (основные положения и методология) государственного регулирования цен и тарифов в газоснабжении на территории
  9. Российской Федерации.// Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, 1999. № 7.11 .Концепция развития рынка газа в Российской Федерации.// Материалы Всероссийской конференции по вопросам реформирования ТЭК.- М., 2000 г.
  10. Коробов M. J1. Кому от ФЭКа прок?// Фактор, 2000. № 12.
  11. Т.Б. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия.- М.: Финансы и статистика, 1995.
  12. В.А. Реформирование газовой промышленности России -основные направления и экономические инструменты.// Энергетическая политика, 1997. Выпуск № 4.
  13. Г. П. Инвестиционные возможности России. Вопросы регулирования ТЭК.// Регионы и Федерация, 2001. № 2.
  14. А. «Паблик рилейшнз» газопроводных компаний США.// Газовая промышленность, 1996. № 4.
  15. Материалы Отчета Федерального Бюро Экономического анализа «О повышении инвестиционной привлекательности газовых компаний» — М., 2002.
  16. Материалы по финансовой отчетности структурных подразделений филиала ООО «Межрегионгаз» в г. Москве.- М., 2000−2001.
  17. Материалы сайта ОАО «Газпром» в Интернете.// http://www.gazprom.ru
  18. Методика определения цены продажи газа Региональным газовым организациям.// Материалы Планово-экономического Управления ООО «Межрегионгаз».- М., 2000.
  19. Налоги./ Под ред. Д. Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 1998.
  20. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая (новая редакция).- М.: 000"ЭТНС", 2001.
  21. Некоторые итоги деятельности ФЭК в 2000 г.// Газ России, 2001. № 1.
  22. В.И. О проблемах в газовой отрасли.// Материалы
  23. Всероссийского совещания руководителей министерств и ведомствvfгазовой отрасли, администраций субъектов РФ, Смоленск, 29−30 марта 2001.
  24. Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика.- М.: Экономика, 1992.
  25. Письмо Государственной налоговой службы РФ от 27.10.95 г. № НП—6−01/566.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
  26. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 753 о заключении государственных контрактов на поставку газа организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
  27. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 80/3 об оптовых ф ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации.//
  28. Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
  29. Проблемы обеспечения природным газом электростанция г. Москвы.// Материалы, подготовленные ОАО «Мосэнерго» к совещанию у Мэра г. Москвы по подготовке ОАО «Мосэнерго» к осенне-зимнему максимуму нагрузок 2000 2001 гг.- М., 2000.
  30. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ИП «Экоперспектива», 1999.
  31. Стратегия развития газовой промышленности России./ Под общей ред. Р. И. Вяхирева, А. А. Макарова. М.: Энергоатомиздат, 1997.
  32. В.Б. Государство и естественные монополии.// МэиМО, 1995. № 9. С. 86−97.
  33. Е.А., Кудряшов А. А. Тарифы на транспорт углеводородов по магистральным трубопроводам (практическое пособие).- М.: РГУ Нефти и газа им. Губкина, 1999.
  34. Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28.04.1997 г. № 426 .// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
  35. Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации № 69-ФЗ от 31.03.99 г.//Материалы ФЭК, 1999.
  36. Федеральный закон «О Естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17.08.97 г.// Материалы прог. об. КонсультантПлюс, 2001.
  37. Финансовый менеджмент. Теория и практика./ Под ред. Е.С.
  38. Стояновой.- М.: Перспектива, 1998.
  39. А. Цены на газ в условиях конкуренции.// Газовая промышленность, 1996. № 1,2.
  40. Ценообразование./ Под ред. И. К. Салижманова.- М.: Финстатинформ, 1996.
  41. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- М.: Дело, 1995.
  42. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа.- М.: ИНФРА-М, 1995.
  43. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков (пер. с англ.).- М.: ИНФРА-М, 1997. С. 6.49.1Иим Дж.К., Сигел Дж.Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат.- М.: Филинъ, 1996.
  44. Экономический анализ./ Под ред. JI.T. Гиляровской.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  45. Е. В. Сущность ценообразования в ТЭК. Государственный механизм регулирования. Факторы, влияющие на установление цен и тарифов.// Материалы учебного центра ОАО «Газпром» (Рабочая тетрадь от 19−23 июня 2000 г.).- М., 2000.
  46. Е.В. Ценовая и тарифная политика в газовой отрасли.// Материалы Межрегиональной конференции по вопросам ценообразования и формирования тарифов на энергетические ресурсы и проблемам топливообеспечения электростанций природным газом.- М., 2000.
  47. Е.В. Ценовая и тарифная политика в газовой отрасли.// Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, 2000. № 2.
  48. Е. В. Ценообразование в ТЭК.// Материалы учебного центра ОАО «Газпром» (Рабочая тетрадь от 7−11 июня 1999 г.).- М., 1999.
  49. Н.В. Совершенствование методов экономического регулирования.
  50. Austvik O.G. Pricing of Europen gas: Effects of liberalisation and petrolium exise taxes.// 19th IAEE conf. Budapest, 1996.
  51. Bourcier A. Economy of supply and demand of natural gas.// Energy Economics, 1999.
  52. Breton T.R., Blaney J.C. Low gas prices make natural gas an attractive fuel.// Proc. of 14 North American IAEE. New Orleans, 1992.
  53. De Anne J., Mashayekhi A. The economics of natural gas, pricing, planning and policy. Oxford. 1990.59Jensen G.T. Gas supplies for the world market energy economics.// World Oil Market. 1994.
  54. V., Мое A. The new Russian corporation? A case study of Gasprom. L.: The Roy. Inst, of Intern, 1996.
Заполнить форму текущей работой