Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое регулирование системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из существенных тенденций экономических преобразований российской экономики — появление в топливно-энергетическом комплексе крупных интегрированных корпоративных структур. В связи с этим с одной стороны, возникла необходимость правового регулирования организационно-экономических параметров данных структур, процессов их создания (учреждения), реорганизации и ликвидации, установления прав… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственное воздействие на систему управления экономикой нефтедобывающих предприятий
    • 1. 1. Понятие системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий как социального явления
    • 1. 2. Государственно-правовое регулирование изменений в системе управления экономикой нефтедобывающих предприятий
    • 1. 3. Понятие и сущность вертикально-интегрированных структур как субъектов управления экономикой нефтедобывающих предприятий
    • 1. 4. Роль государственных органов в эффективности деятельности нефтяных вертикально-интегрированных структур
  • Глава 2. Правовое регулирование организации управления внутри вертикально-интегрированных структур нефтяной отрасли
    • 2. 1. Законодательство Российской Федерации об органах управления в нефтяных вертикально-интегрированных структурах
    • 2. 2. Компетенция органов управления основной материнской") компании
    • 2. 3. Правовые основы взаимоотношений основной («материнской») и дочерней компании нефтяной отрасли
    • 2. 4. Особенности организационной структуры управления в нефтедобывающих предприятиях

Правовое регулирование системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Политические и социально-экономические преобразования, происходящие в России, требуют объемных, комплексных исследований, в том числе правовых. Одно из направлений научного познания — углубленное изучение общественных отношений в области управления экономикой нефтедобывающих предприятий.

Известное всем утверждение, что экономика Российской Федерации держится на добыче и экспорте нефти, совсем не далеко от истины. Действительно, нефтяная отрасль, являясь важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса, производит почти 13% промышленной продукции страны и обеспечивает около 22% налоговых платежей в федеральный бюджет. Доля ее продукции в общем объеме экспорта составляет более 45%.

Интерес к данной отрасли экономики России обусловлен еще и тем, что:

• ее предприятия немногочисленны, являются стратегически важными и в значительной мере определяют промышленный и военный потенциал страны;

• энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергосбережения были и остаются вопросами политическими;

• для энергоотраслей характерна высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.

Одними из основополагающих предприятий топливно-энергетического комплекса являются предприятия по добыче нефти, которые на сегодняшний день находятся в критической ситуации. Об этом свидетельствует снижение добычи энергоресурсов, существенно влияющее на экономическое положение потребителей топлива и энергии, и, прежде всего, внутренних. Так, в 1998 году объемы эксплуатационного бурения уменьшились на 38,6%, ввод новых скважин на 20,6%, эксплуатационный фонд нефтяных скважин — на 5,3%. Наиболее существенное сокращение эксплуатационного фонда произошло в компаниях «ЛУКойл», «Башнефть», «Роснефть» 1.

На сегодняшний день Россия полностью обеспечивает себя топливно-энергетическими ресурсами, а также почти все нефтедобывающие предприятия имеют большое районообразующее значение. Поэтому если в ближайшее время ситуацию не стабилизировать от этого пострадает вся экономика в целом.

О причинах нефтяного кризиса довольно много говорят в средствах массовой информации. К ним, в частности, относят падение мировых цен на нефть: впервые за последние десятилетия цена на нефть на мировых биржах была ниже 13 долларов за баррель. В результате, нефтяные компании России теряли примерно по 400 тыс. долларов в месяц, или в годовом исчислении чуть менее 5 миллионов долларов2.

Но это не единственная причина финансового кризиса, сложившегося в нефтедобывающих предприятиях. Дело в том, что государственные органы в значительной мере утратили возможность эффективного руководства и координации действий по развитию отраслей топливно-энергетического комплекса в целом, и в том числе, нефтедобывающей.

В результате производимых экономических реформ была сломана существовавшая ранее система централизованного планирования и как следствие этого разрыв существовавших ранее хозяйственных связей между предприятиями. Рыночная система с новыми хозяйственными связями еще не набрала свою силу. Для выхода из тяжелого положения нефтедобывающие предприятия вынуждены резко сокращать затратную часть бизнес-плана, для чего:

• снижают или замораживают заработную плату;

• отказываются от практики выплаты премий;

1 Былое и думы // Нефтегазовая вертикаль, 1999, № 4, с. 6.

2 Там же. С. 7.

• идут на частичное сокращение занятых на производстве работников, сохраняя ядро, костяк компании;

• снижают цену услуг партнеров и подрядчиков и т. д.

Одна из существенных тенденций экономических преобразований российской экономики — появление в топливно-энергетическом комплексе крупных интегрированных корпоративных структур. В связи с этим с одной стороны, возникла необходимость правового регулирования организационно-экономических параметров данных структур, процессов их создания (учреждения), реорганизации и ликвидации, установления прав и ответственности корпоративных структур и ее участников, определения правоотношений внутри структуры (правовые нормы в области управления, изменения состава участников и т. д.), с другой стороны, — появилась необходимость совершенствования единой системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий, так как именно они составляют первоначальную основу нефтяной отрасли, и от них в первую очередь зависит эффективность ее производства.

Кризисная ситуация, сложившаяся вокруг нефтедобывающих предприятий, и значительное увеличение исков о банкротстве субъектов топливно-энергетического комплекса дают основания говорить о том, что проблема создания эффективной системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий актуальна и по сей день. В современных условиях она особенно обострилась, что предопределяется прежде всего тем значением, которое придается вопросам приватизации нефтедобывающих предприятий и созданию в нефтяной промышленности частного сектораформированию нефтяных вертикально-интегрированных структур и их влиянию на финансовую стабильность и эффективность деятельности нефтедобывающих предприятийнеобходимости усиления государственного управления и контроля за деятельностью нефтяных вертикально-интегрированных структур и объединению нефтяных компаний России в акционерное общество со смешанным капиталом, контролируемое государством.

Понятно, что рассматриваемая проблема имеет в первую очередь экономический, социальный, технологический, в определенной мере и политические аспекты. Так, постоянно отмечается тот факт, что в числе наиболее вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность органов государственной власти, является деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как сокращение добычи нефти и поиска новых месторождений, существенный износ оборудования, ослабление инфраструктуры, неэффективность системы управления, в частности, ослабление государственного управления и контроля.

Изменения, которые стали происходить в системе управления экономикой нефтедобывающих предприятий связаны с происходящими общими процессами приватизации в стране. Они привели к ослаблению монопольного управленческого воздействия министерств. На смену системе главков пришли акционерные общества и их организационно-структурные подразделения, но их функционирование на практике выявило массу недостатков федерального законодательства, устранение которых позволило бы повысить эффективность деятельности топливно-энергетического комплекса в целом и, в частности, нефтедобывающих предприятий.

На 1999 год в нефтяной отрасли создано 13 вертикально-интегрированных нефтяных компаний, основные предприятия («материнские компании») которых имеют возможность через принадлежащие им пакеты акций руководить деятельностью дочерних нефтедобывающих предприятий.

Холдинговые1 компании создаются в форме акционерных обществ. Однако в Законе РФ «Об акционерных обществах» 2 (далее — Закон об акционерных обществах) и в других актах акционерного законодательства правовое положение холдинговых компаний в общей форме не определено.3.

Порядок их организации и деятельности в нашей стране установлен лишь применительно к холдинговым компаниям, созданным в процессе приватизации.

1 Именно они и построены по вертикально-интегрированному принципу.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 1.

3 Лаптев В. В. Акционерное право. — М., 1999, с. 127.

Правовое положение таких компаний регулируется «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», которое было утверждено Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» .1.

В этом Указе отмечалась необходимость создания интегрированных производственно-технологических комплексов в ходе приватизации крупных государственных предприятий, составляющих основу промышленного потенциала страны.

Далее, Указ Президента Российской Федерации от 31.08.95 г. № 889 «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собст-.1 2 венности, практически ликвидировал установленный режим государственного регулирования нефтяного комплекса, закрепив за Мингосимуществом России право согласовывать некоторые вопросы, связанные, в основном, с внесением изменений в учредительные документы предприятий, со структурными преобразованиями и с утверждением их годовых отчетовучастие Минтопэнерго России в этом процессе практически было исключено. Что касается контрольных пакетов акций основных акционерных обществ топливно-энергетического комплекса, которые должны были оставаться в федеральной собственности, то они уменьшены, полностью проданы или подлежат продаже в соответствии с Указом Президента РФ от 19.05.97 № 505 «О продаже ранее закрепленных в федеральной собственности акций отдельных акционерных обществ топливно-энергетического комплекса России» .3.

В результате, поспешность в проведении залоговых аукционов и продаж акций нефтяных компаний без предварительной предпродажной подготовки, а также отсутствие законодательного акта о проведении таких аукционов привело к недооценке акций и не принесло государству ожидаемых доходов.

Анализ результатов работы большинства компаний, закрепленные в фе.

1 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, № 47, ст. 2722. Далее — Временное положение о холдинговых компаниях.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст. 4001.

3 Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1997, № 4, ст. 248. деральной собственности пакеты акций которых были проданы, свидетельствует, что производственно-хозяйственная деятельность обществ по целому ряду количественных и качественных показателей по сравнению с периодом начала их приватизации ухудшилась, проданные пакеты акций не обеспечили существенного притока инвестиций в отрасль, а государство потеряло возможность эффективного управления посредством участия в органах управления акционерных обществ.

Ведущая роль в локализации и решении обозначенных проблем несомненно принадлежит праву. Возникла необходимость детальной правовой регламентации порядка создания вертикально-интегрированных структур и их функционирования. Современное состояние правового обеспечения системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий характеризуется тем, что нормы рассматриваемых правоотношений разрозненны, часто не согласованы и не обеспечивают должного регулирования.

Юридической наукой проводились исследования в области управления деятельностью нефтедобывающих предприятий, и то в прошлом — в СССР. Специальных работ по исследованию современного правового регулирования системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий до настоящего времени не встречалось.

Учитывая изложенное, можно сказать, что проблемы управления экономикой нефтедобывающих предприятий, и, в частности, проблема усиления государственного контроля за нефтяной промышленностью в целом, наряду с другими проблемами нефтегазового комплекса, относятся к числу актуальных, недостаточно исследованных, требующих комплексного правового регулирования.

Объект исследования.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере управления экономикой нефтедобывающих предприятий.

Предмет исследования.

Предметом настоящего исследования стали теоретико-методологические предпосылки совершенствования системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий, нормативно-правовая база, правовой статус субъектов и объектов управления в данной сфере.

Цель исследования.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе действующего законодательства, современных достижений юридической науки и критического анализа складывающейся в Российской Федерации практики управления экономикой нефтедобывающих предприятий разработать концептуальные подходы к системе управления обозначенными субъектами хозяйственной деятельности и выдвинуть практические предложения по совершенствованию регулирующих процессов ее функционирования.

Цель достигается, в основном, при помощи анализа правовых норм, оценки действия этих норм в сфере управления деятельностью нефтедобывающих предприятий, прежде всего, на территории Тюменской области, обобщения законодательства и практики его применения.

Задачи исследования.

В соответствии с целью настоящего исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

• раскрыть сущность системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий России на современном этапе;

• раскрыть сущность вертикально-интегрированных структур, образовавшихся в топливно-энергетическом комплексе страны;

• исследовать нормативную базу, определившую создание нефтяных вертикально-интегрированных структур;

• раскрыть роль государственных органов в системе управления экономикой нефтедобывающих предприятий;

• исследовать правовые основы взаимоотношений основной («материнской») и дочерних компаний в нефтяных вертикально-интегрированных структурах;

• выявить недостатки в законодательстве, регулирующем функционирование системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий;

• внести предложения по решению некоторых правовых проблем функционирования системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий с целью повышения ее эффективности.

Степень научной разработанности темы.

Правовые проблемы государственного управления экономикой поднимались в работах ученых-правоведов: С. С. Алексеева, А. П. Алехина, В. К. Андреева, A.M. Абрамовича, Д. Н. Бахраха, Р. А. Белоусова, С. Ф. Бабаева, В.Ф. Воло-вича, В. Г. Вердина, В. В. Долинской, З. М. Заменгоф, А. А. Кармолицкого, Ю. М. Козлова, Т. В. Кашаниной, М. И. Клеандрова, А. Ю. Кабалкина, В. В. Лаптева, B.C. Мартемьянова, J1.JT. Попова, JI.M. Рутмана, В. Е. Севрюгина, Е. А. Суханова, Е. Торкановского, В. А. Тархова, Ю. А. Тихомирова, В. В. Толстошеева, Ю. К. Толстова, П. Ф. Шершеневича, В. А. Юсупова и др.

Экономические основы управления исследовались в трудах: А.Г. Аганбе-гяна, Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, О. С. Виханского, М. И. Круглова, Н. Ю. Кругловой, В. И. Кошкина, П. Н. Лебедева, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, Г. Х. Попова, Б. А. Райзберга, С. И. Резника, Ю. Я. Якутина.

Однако многие правовые и организационные аспекты управлением экономикой предприятий в условиях становления рыночной экономики до сих пор детально не исследованы. Законодательство о интегрированных структурах в нефтедобывающей отрасли очень молодо, посвященные ему отдельные работы и статьи носят преимущественно обобщенный и описательный характер.

Теоретическая, методологическая, нормативно-правовая и научная база исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: диалектико-материалистический метод познания государства, права, экономики, позволяющий рассмотреть анализируемые явления в их развитии и взаимосвязи друг с другомобщенаучные методы — сравнения, анализа и синтеза, системного и структурного подходов, восхождения от абстрактного к конкретному, подведения менее общего понятия под более общее и т. д.- специальные методы — статистический, математический, социологический и другиечастно-научные методы — формально-юридический, метод выработки правовых решений и метод толкования норм права и т. д.

Исследование поднимаемых проблем потребовало изучения литературы по философии, социологии, экономике, менеджменту, научному управлению обществом и кибернетики.

Нормативную базу исследования составили федеральные законодательные и подзаконные акты, нормативные акты министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации, а также локальные нормативные акты отдельных предприятий.

Источником познания практики явилось участие в разработке проектов локальных нормативных актов нефтедобывающих предприятий города Нижневартовска.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих основных выводах и положениях, которые выносятся на защиту:

• комплексное определение понятия управления экономикой нефтедобывающих предприятий: целенаправленное воздействие федеральных, региональных и муниципальных органов власти, производственно-коммерческих структур, а также собственной организационной структуры управления на производственно-хозяйственные и социальные нефтедобывающие системы для поддержания их в заданном состоянии и (или) перевод их в новое (более желательное, планируемое) состояние;

• определение системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняемых друг друга элементов: а) субъектно-объектный элемент, т. е. «кто» управляет «кем» — б) функциональный элемент, т. е. методы и способы осуществления управления и механизм их влияния на объект управления. Он характеризует различные функции управленияв) инструментарный элемент, т. е. инструменты и механизмы, используемые субъектом управления для осуществления своего воздействия на объекты управления;

• определение уровней в субъектном составе управленческого воздействия на нефтедобывающие предприятия. В результате проводимых реформ произошла замена в субъектном составе системы управления, на сегодняшний день она имеет три уровня: а) высший или верхний уровень управленческого воздействия — федеральные, региональные и муниципальные органы, осуществляющие косвенное регулированиеб) средний уровень — управление со стороны высшей производственной структуры — нефтяные вертикально-интегрированные компаниив) низший уровень — это управление внутри нефтедобывающего предприятия, т. е. непосредственно его органами управления;

• комплексное определение понятия нефтяной вертикально-интегрированной структуры: акционерное общество, владеющее контрольными пакетами акций юридически самостоятельных лиц, осуществляющих деятельность по добыче нефти, ремонту скважин, переработке нефти и нефтепродуктов, их транспортировке и реализации, осуществляющее руководство последними на правах исполнительного органа в соответствии с заключенными между ними соглашениями о передаче функций исполнительного органа управляющей организации с целью координации финансовой деятельности, сосредоточения средств для инвестиций в выгодные сферы приложения капитала и несущее гражданско-правовую ответственность перед дочерними обществами в случаях, установленных законом;

• выделение на основе системного анализа правовой базы этапов становления вертикально-интегрированных структур нефтяной промышленности: первый этап — принятие решения федеральными государственными органами о преобразовании предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса в холдинговые компаниивторой этап — приватизация предприятий и объединений топливно-энергетического комплекса и их преобразование в открытые акционерные общества- - третий этап — продажа акций нефтяных открытых акционерных обществ, находившихся в федеральной собственности, через инвестиционные конкурсы, т. е. формирование частных вертикально-интегрированных нефтяных структурчетвертый этап — переход сформировавшихся вертикально-интегрированных структур под контроль неформальных промыш-ленно-финансовых групп холдингового типа, возникших вокруг крупнейших банковобоснование выводов о необходимости принятия специального закона «Об интегрированных структурах», предметом регулирования которого должны быть отношения по порядку организации и деятельности в нашей стране вертикально-интегрированных, горизонтально-интегрированных и диверсификационных структурвносится предложение по совершенствованию законодательства, в частности, Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «Об акционерных обществах» — уточняются понятия: «контрольный пакет акций», применительно к дочернему предприятию холдинга- «контроль», осуществляемый основной («материнской») компанией над дочерней- «интеграция», «интегрированная корпоративная структура» — «холдинговая компания с вертикально-интегрированной структурой управления» — «горизонтально-интегрированная структура» — «диверсификация» — вносятся предложения: о закреплении прав дочерних обществ иметь посторонние источники финансирования и формирования производственных программо необходимости законодательно ограничить возможность образования финансовой задолженности основного («материнского») общества перед дочерними обществамио необходимости ограничить институт внешнего управления основным («материнским») обществом, оставив за ним возможность определять общую стратегию дочерних обществ;

• обосновывается необходимость определения количественного состава представителей государства и порядка их избрания в советы директоров акционерных обществнеобходимость принятия закона об особенностях проведения залоговых аукционов по продаже акций нефтяных предприятий, закрепленных в федеральной собственности;

• определяются основные принципы организационной структуры управления капиталом и производственно-хозяйственной деятельностью нефтедобывающих предприятий, которые должны учитываться при принятии ими локальных нормативных актов, в частности, принцип органической целостности объекта и субъекта управления, принцип специализации и универсализации процессов управления, принцип мобильности процесса управления, принцип преемственности видов управленческой деятельности, принцип направленности организационных преобразований, принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов, принцип комплектности организационных нововведений, принцип участия персонала в процессе организационных преобразований.

Практическая значимость исследования.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования федерального законодательства о вертикально-интегрированных структурах и при принятии нефтяными компаниями локальных нормативных актов. Сделанное автором критическое обобщение основных недостатков правового регулирования создания и функционирования нефтяных вертикально-интегрированных структур носит концептуальный характер и может быть положено в основу разработки органами государственной власти комплексных рекомендаций по устранению этих недостатков.

Результаты исследования могут быть использованы в управленческой деятельности, а также для преподавания курсов хозяйственного и административного права в высших учебных заведениях, написания учебных и методических пособий.

Апробация результатов исследования.

На основе результатов исследования автором подготовлен и опубликован ряд научных публикаций. Основные научные положения излагались на научных конференциях, проводимых в Тюменском государственном университете и его филиалах. Автор участвовал в разработке проекта договора о передаче полномочий исполнительного органа управляющей организации нефтедобывающего предприятия открытого акционерного общества «Черногорнефть» и в разработке его локальных нормативных актов. Теоретические положения диссертации также используются в процессе учебных занятий в Тюменского государственного университета.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, а также из пяти приложений.

Заключение

.

В настоящей работе предприняты попытки рассмотреть систему управления экономикой нефтедобывающих предприятий в условиях переходной экономики, как сложное многогранное явление, требующее предельно продуманного качественного правового регулирования.

В целом вопросы управления нефтяным хозяйством занимают важное место в экономике государства, развитии системы общественных и воспроизводственных отношений. Изменение жизненных условий, организации нефтяного производства требует корректировки имущественной политики, критической оценки принятых в процессе реформирования его экономики решений.

Разрыв хозяйственных связей, геополитические потери, поспешность в реформировании привели к значительному ухудшению экономического положения исследуемой отрасли. Серьезным просчетом была форсированная, бессмысленная распродажа государственной собственности с минимальными поступлениями доходов от ее продажи в государственный бюджет.

Законодательные недостатки в этой сфере ощущаются предельно остро, ибо, как верно заметил В. Ф. Кириллов, государство «спокойно допустило создание такой системы управления нефтегазовым комплексом, при которой управленческие структуры открытых акционерных обществ находятся в центральных городах России, на местах непосредственной добычи углеводородного сырья остаются дочерние предприятия, которые не только не имеют самостоятельности в распределении полученных средств от реализации произведенной продукции, но и потеряли материальную и социальную связь с органами власти субъектов федерации, на территории которых они расположены» 1.

Система управления экономикой нефтедобывающим комплексом Российской Федерации нуждается в глубоком теоретическом осмыслении, ответах на сложнейшие вопросы. В основе концептуального подхода, высказанного автором, лежит мысль о том, что в рыночном хозяйствовании теоретически доказанным является факт необходимости трехуровневой системы управления эко.

1 Кириллов В. Ф. Экономическая и социальная политика в нефтегазодобывающих регионах страны. — Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Вып. 1, с. 7. номикой: государственный и уровень предприятий, который, в свою очередь, делится на управление высшей производственной структурой и непосредственно управление конкретным предприятием через его органы управления.

Мировой опыт организации управления предприятиями и отраслями топливно-энергетического комплекса свидетельствует о необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности в период переходной экономики. Поэтому основная задача государственного уровня является разработка системы законов, формирующих правила и нормы поведения указанных субъектов хозяйствования.

Юридическое обеспечение экономических проблем нефтегазового комплекса это, в сущности, совершенствование системы управления, создание надежных правовых предпосылок эффективного функционирования конкретной промышленной отрасли и ее взаимодействия с другими структурными частями общества. Законы развития общества, эколого-экономического прогресса, высшие достижения технической мысли, таким образом, должны быть облечены в систему совершенных юридических правил, надлежащую правоприменительную практику, охраняемую принудительной силой государства.1.

В этой связи напрашивается ряд важнейших выводов по совершенствованию федерального законодательства, касающегося предприятий нефтяного комплекса и непосредственно практики управления их экономикой.

1. Как уже было замечено, необходима система жесткого государственного контроля за внутрихолдинговыми отношениями между основным обществом и дочерними обществами. Именно бесконтрольность нередко является причиной творимых злоупотреблений в управлении дочерними предприятиями со стороны «материнских» компаний.

2. Более не терпит отлагательства принятие федерального Закона об интегрированных структурах, который закрепил бы на законодательном уровне сущность явлений, получивших распространение на практике, в частности, «интеграция», «вертикально-интегрированная структура», «горизонтально.

1 Альков С. Г. Юридическое обеспечение экономических проблем нефтегазового комплекса. -Правовые проблемы нефтегазового комплекса (сборник научных трудов). Вып. 1, с. 13. интегрированная структура", «диверсификация» .

3. Необходима детальная регламентация содержания договора о передаче прав исполнительного органа управляющей организации, заключаемого между основным и дочерними обществами, в частности, ограничение права основного общества распоряжаться прибылью «дочек» в полном объеме, поставив его в зависимость от получаемых дивидендов.

4. Оправданным представляется закреплениеправ дочерних обществ как самостоятельных субъектов иметь посторонние источники финансирования и формирование производственных программ.

5. Следует принять меры по ограничению возможности образования финансовой задолженности основного общества перед дочерними, так как это во многих случаях приводит к затруднительному финансовому положению последних, и даже, к банкротству.

6. По возможности ограничить институт внешнего управления основным обществом дочерними, оставив за ним право определять общую стратегию «дочек» и право ставить перед ними определенные задачи (например, утверждение бизнес-плана), но ни в коем случае не определять их текущую деятельность.

В целом совершенствование федерального законодательства по созданию эффективной системы управления экономикой нефтедобывающих предприятий должно происходить не спонтанно, от случая к случаю, а постоянно, системно, учитывая непрерывно меняющиеся условия, в которых происходят экономические процессы в Российской Федерации.

Безусловно, исследованные в работе проблемы не являются исчерпывающими, а высказанные предложения не подразумевают мгновенного разрешения этих проблем. Совершенствование законодательства должно происходить комплексно и непрерывно с учетом предложений науки и экономической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, № 32, ст. 3302.
  3. Закон РФ от 24.11.1995 г. «Об акционерных обществах» (в ред. Федерального закона от 13.06.1996 г. № 65-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 7, ст. 1.
  4. Закон РФ от 30.11.1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4697.
  5. Закон СССР от 04.07.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 26, ст. 733.
  6. Закон РФ от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1966.
  7. Закон РФ от 30.12.1995 г. № 226-ФЗ «О соглашении о разделе продукции» //Собрание федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск № 1(19), 1996, ст. 71.
  8. Закон РФ от 14.02.1996 г. «Об акцизах» //Собрание федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск № 4(22), 1996, ст. 83.
  9. Закон РФ от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 15, ст. 157.
  10. Закон РФ от 03.31 995 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» //Собрание законодательства
  11. Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823.
  12. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Утверждены Верховным Советом СССР 31.05.1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, 1991, № 26, ст. 733.
  13. Указ Президента РФ от 16.11.1992 г. № 1392 (ред. от 16.04.1998 г.) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» //Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1998, № 4, ст. 3878.
  14. Указ Президента РФ от 01.04.1995 г. № 327 (ред. от 03.03.1998 г.) «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» //Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15, ст. 1284.
  15. Указ Президента РФ от 08.07.1997 г. № 693 «О мерах по снижению задолженности предприятий нефтяного комплекса по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды» //Российская газета, 1997, 15 июля.
  16. Указ Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» //Собрание постановлений Правительства РФ, 1993, № 44, ст. 4192.
  17. Указ Президента РФ от 31.07.1995 г. № 784 «О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 3107.
  18. Указ Президента РФ ОТ 31.08.1995 г. № 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 32, ст. 4001.
  19. Указ Президента РФ от 02.11.1995 г. № 1067 «О сроках реализации акций, находящихся в федеральной собственности и переданных в залог в 1995 году» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 37, ст. 5569.
  20. Указ Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 700.
  21. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 688 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1996, № 3, ст. 246.
  22. Постановление Правительства РФ от 11.08.1998 г. № 929 «Об осуществлении полномочий Российской Федерации в отношении открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» //Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ, 1998, № 9, ст. 592.
  23. Постановление Правительства РФ от 04.03.1998 г. № 263 //Информации об официальном опубликовании нет.
  24. Постановление Правительства РФ от 04.05.1998 г. № 417 «О дополнительных мерах по обеспечению полноты уплаты налогов нефтедобывающими организациями» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 18, ст. 2052.
  25. Постановление Правительства РФ от 12.12.1995 г. № 1212 «О продаже акций фонда акционирования работников открытого акционерного общества «Нефтяная компания «ЛУКойл» //Российская газета, 1995, 30 декабря.
  26. Постановление Правительства РФ от 01.09.1995 г. № 866 «О совершенствовании структуры акционерного общества «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» //Российская газета, 1995, 1 октября.
  27. Постановление Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 211 «О дальнейшем совершенствовании структуры акционерного общества «Восточная нефтяная компания» //Российская газета, 1996, 1 марта.
  28. Постановление Правительства РФ от 17.02.1992 г. № 93 «О неотложных мерах по нормализации положения в нефтяной и газовой промышленности республики» //Российская газета, 1992, 25 февраля, № 45.
  29. Постановление Правительства РФ от 11.08.1998 г. № 929 «Об осуществлении полномочия Российской Федерации в отношении открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» //Российская газета, 1998, 18 августа.
  30. Постановление Правительства РФ от 22.03.1995 г. № 269 «О мерах государственной поддержки акционерного общества открытого типа «Нефтяная компания «ЛУКойл» и его дочерних предприятий» //Нефть, газ и право, 1995, № 2−3.
  31. Постановление Совета Министров РСФСР от 25.12.1995 г. № 60 «Об утверждении Положения об акционерных обществах» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 1.
  32. Постановление Правительства РФ от 09.08.1995 г. № 802. //Информации об официальном опубликовании нет.
  33. Постановление Правительства РФ от 06.11.1996 г. № 1321 «О проведении экономического эксперимента по стабилизации финансового состояния акционерного общества «Оренбургнефть» //Российская газета, 1996, 15 ноября.
  34. Постановление ФКЦБФР при Правительстве РФ от 14.05.1996 г. № 10 «О порядке опубликования сведений о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества» //"Вестник ФКЦБФР», 1996, № 3.
  35. Распоряжение Правительства РСФСР от 23.12.1991 г. № 82 «О преобразовании объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса в холдинговые компании» //Информации об официальном опубликовании нет.
  36. Распоряжение Правительства РФ от 01.03.1997 г. № 272-р //Информации об официальном опубликовании нет.
  37. Письмо Минфина РФ от 30.04.1998 г. № 5−3-04 //Информации об официальном опубликовании нет.
  38. Приказ Минтопэнерго РФ от 01.08.1996 г. № 192 //Информации об официальном опубликовании нет.
  39. Письмо Госкомимущества РФ от 17.10.1994 г. № ПМ-35/8814 «О некоторых нормах, регулирующих создание финансово-промышленных групп и холдинговых компаний» // «Панорама приватизации», 1995, № 2.
  40. Распоряжение Госкомимущества РФ от 24.02.1993 г. № 350-р «О приватизации и преобразовании в акционерные общества государственных предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности» // «Реформа», 1993, № 12.
  41. Распоряжение Госкомимущества РФ от 04.09.1995 г. № 1230-р //Информации об официальном опубликовании нет.
  42. Распоряжение Госкомимущества РФ от 06.01.1997 г. № 2-р № 06 условиях проведения коммерческого конкурса по продаже пакета акций акционерного общества «Сиданко» //Информации об официальном опубликовании нет.
  43. Распоряжение Госкомимущества РФ от 06.04.1995 г. № 489-р «О форме сведений о купле-продаже холдинговых компаний» // «Панорама приватизации», 1995, № 13.
  44. Распоряжение Госкомимущества РФ от 30.12.1996 г. № 1385-р «О продлении срока закрепления в федеральной собственности акций акционерных обществ (компаний) топливной промышленности и энергетики» //Информации об официальном опубликовании нет.
  45. Методические указания по организации и осуществлению лицензионной деятельности в нефтяной и газовой промышленности (утв. Постановлением Гостехнадзора РФ от 15.03.1994 г. № 20, № РД-08−56−94 //Информации об официальном опубликовании нет.
  46. Устав открытого акционерного общества «Нижневартовскнефтегаз».
  47. Устав общества с ограниченной ответственностью совместного предприятия «Ваньеганнефть».
  48. Устав акционерной компании «Корпорация Югранефть».
  49. Устав открытого акционерного общества «Черногорнефть» //Зарегистрирован постановлением главы администрации Нижневартовского района № 186 от 05.06.1996 г.
  50. Устав открытого акционерного общества «Нижневартовскнефть».
  51. Устав открытого акционерного общества «Тюменская нефтяная компания».
  52. Устав открытого акционерного общества «Юкос».
  53. Устав открытого акционерного общества «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания».
  54. Устав открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз».
  55. Положение об общем собрании открытого акционерного общества «Нижневартовскнефтегаз». Утверждено общим собранием акционеров ОАО «Нижневартовскнефтегаз» от 23.04.1996 г. 1. Книги:
  56. Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987, — 189 с.
  57. Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. М., 1973. — 279 с.
  58. А.Г. Управление и эффективность. М., 1999. — 150 с.
  59. Э.А., Ерзнкян Б. А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Книга I. М., 1992. — 306 с.
  60. Акционерное право: Учебник. Под ред. профессора, д.ю.н. А.Ю. Кабал-кина. М., 1997. — 352 с.
  61. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от, А до Я. Составитель Захарин В. Р. М., 1998. — 400 с.
  62. Акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью: Сборник зарубежного законодательства. Составитель В. А. Туманов. М., 1994.-289 с.
  63. Акционерные общества: Опыт и практические рекомендации. М., 1997. — 175 с.
  64. Акционерные общества: Сборник типовых организационно-распорядительных документов. М., 1994. — 250 с.
  65. Акционерные общества: Сборник типовых организационных распорядительных документов. М., 1994. — 199 с.
  66. С.С. Общая теория права. -М, 1981, Т. 1.-458 с.
  67. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997. — 671 с.
  68. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1.-1994,-250 с.
  69. В.К., Степанюк Л. И., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М., 1996. — 352 с.
  70. И. Стратегическое управление. М., 1989. — 356 с.
  71. Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления.-М., 1990.-351 с.
  72. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. — 249 с.
  73. С.Ф. Механизм совершенствования государственного управления.-Рига, 1986.-230 с.
  74. Л.А. Модели и методы реализации и проектирования организационных структур управления. Л., 1991. — 140 с.
  75. К.Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. Тюмень, 1991.- 144 с.
  76. Д.Н. Административное право. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М., 1993. — 307 с.
  77. Д.Н. Основные понятия теории социального управления. П., 1978.- 101 с.
  78. Н.И., Ковалев А. П. Акционерное общество: капитал, правовая база, управление: Практическое пособие. М., 1995. — 157 с.
  79. А.А. Всеобщая организационная наука. В 2-х томах. М., 1989.-348 с.
  80. Д., Воротина Л., Федерман Р. Менеджмент: предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург, 1992. — 910 с.
  81. A.M. Власть в городе. М., 1995. — 224 с.
  82. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.- М., 1997. 608 с.
  83. Вайншток С. М, Системное управление нефтяной промышленностью: Россия и мировой опыт. Тюмень, 1997. — 80 с.
  84. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М., 1995. — 543 с.
  85. К.С. Философия власти. М., 1993. — 271 с.
  86. А. А. Органы управления акционерным обществом: компетенция, порядок формирования. М., 1997. — 125 с.
  87. Государственное регулирование экономики в современных условиях. Сборник статей. В 2-х томах. М., 1997 — 258 с.
  88. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Под ред. Е. А. Васильева. М., 1993. — 360 с.
  89. Гражданское право. Часть 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. -М., 1997. 600 с.
  90. И.В. Предпринимательское право: Учебное пособие. М., 1998. — 368 с.
  91. В.В. Акционерное право. Учебник для вузов. М., 1997. -352 с.
  92. Л.И. Организационная структура управления производственными корпорациями США. М., 1983. — 256 с.
  93. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. М., 1998. — 672 с.
  94. Как управлять нефтяной и газовой промышленностью: Справочное пособие. Под ред. А. С. Тищенко. М., 1989. — 461 с.
  95. Кашанина Т. В, Предпринимательство: Правовые основы. М., 1999. — с. 438.
  96. Т.В. Корпоративное право. М., 1999. — 815 с.
  97. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995−605 с.
  98. Н.М. Власть и авторитет. М., 1993, 345 с.
  99. Комментарии к Закону об акционерных обществах. Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. — 392 с.
  100. В.И., Петкович Ф. П. Особенности организационной структуры и стратегии управления в рыночных условиях хозяйствования: Теория, опыт, практика. Тюмень, 1995. — 128 с.
  101. Краткий словарь по социологии. Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1988. -479 с.
  102. Н.Ю. Хозяйственное право. М., 1998. — 608 с.
  103. В.В. Акционерное право. М., 1999. — 254 с.
  104. В.В. Введение в предпринимательство. М., 1994. — 30 с.
  105. B.C. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994. — с. 356.
  106. Д.И. Русское гражданское право. Репринтное воспроизведенное издание 1902 г. — М., 1997. — 454 с.
  107. .З. Теория организации. М., 1998. — 336 с.
  108. .З., Евенко Л. И., Рапопорт Е. С. Системный подход к организации управления. М., 1983. — 387 с.
  109. Н.И. Торговое и вексельное право. М., 1984. — 252 с.
  110. Нефть и газ: Сборник статей московского института нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина. М., 1976. — 300 с.
  111. Основы предпринимательского дела. М., 1996. — 476 с.
  112. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. д.э.н., профессора В. М. Власова. М., 1997. — с. 489.
  113. Т., Уотермен Р. В. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний США. М., 1986. — 189 с.
  114. Г. Х. Как управлять экономикой. М., 1989. — 190 с.
  115. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ: Учебное пособие. Под ред. к.ю.н. Е. П, Губина. М., 1997. — 256 с.
  116. Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сборник научных трудов (вып. 1). Под ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца Тюмень, 1999. — 160 с.
  117. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебное пособие. В 3 кн. Под ред. В. Е. Севрюгина. Тюмень, 1997. — 422 с.
  118. Проблемы совершенствования гражданско-правового регулирования. Сборник статей. Томск, 1987. 331 с.
  119. .А. Азбука предпринимательства. М., 1991. — 61 с.
  120. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 1997. — 496 с.
  121. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. Под ред. профессора Морозовой Т. Г. М., 1995. — 304 с.
  122. Л.М. Правовое регулирование деятельности нефтедобывающих предприятий. М., 1987. — 156 с.
  123. В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. -Тюмень, 1994−206 с. 270. «Сиданко». Годовой отчет. 1996.
  124. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. — 569 с.
  125. Социальные ориентиры обновления: общество и человек. Под ред. Т. И. Заславской. М., 1990. — 448 с.
  126. Справочник директора предприятия. Под ред. М. Г. Лапусты. М., 1996. — 704 с.
  127. Е.А. Гражданское право. Учебник для вузов. В 2-х томах. М., 1994,384 с.- 432 с.
  128. В.А. Курс гражданского права. Саратов, 1987, 159 с.
  129. Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. -784 с.
  130. Управление государственной собственностью: Учебник. Под ред. д.э.н., профессора В. И. Кошкина, к.э.н. В. М. Шупыро. М., 1997. — 496 с.
  131. Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство. М., 1996. — с. 245.
  132. Холдинг: Нормативные акты, комментарии, схемы. Составитель А. В. Епишин. М., 1994. — с. 15.
  133. P.P. Интегрированные нефтяные компании. М., 1996. — 160 с.
  134. П.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. — 300 с.
  135. Экономическая школа. Научно-популярный журнал. 1995, № 3. — 350 с.
  136. Е.Г. Хозяйственная система и радикальная реформа. М., 1989. -130 с. 1.I. Статьи:
  137. B.C., Анашин Ю. А., Павлов И. А., Малинин B.J1. О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 1, с. 25−30.
  138. Аналитический обзор законодательства иностранных государств об акционерных товариществах (обществах) //Законодательство и экономика, 1994, № 19−20, с. 14−135.
  139. М., Кузнецов П., Фомин А. Корпоративное управление глазами директора //Вопросы экономики, 1997, № 5, с. 84−102.
  140. У.Э. Основные черты российского открытого акционерного общества и американской корпорации //Государство и право, 1998, № 7, с. 79−86.
  141. Беркович J1.A. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //ЭКО, 1992, № 9, с. 36−42.
  142. А.П. О характере создания в России общественного строя //СОЦИС, 1994, № Ю, с. 98−100.
  143. К. Будущее России: возможное и невозможное //Вопросы экономики, 1994, № 4, с. 16−17.
  144. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России //Российский экономический журнал, 1998, № 11−12, с. 27−40.
  145. О. Собственность и управление //Вопросы экономики, 1989, № 6, с. 92−99.
  146. И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 4, с. 115−125.
  147. Государственное регулирование экономики в современных условиях. Сборник статей. В 2-х томах. М., 1997 — 258 с.
  148. Г. Ответственность за эффективность управления //Журнал дляакционеров, 1999, № 1, с. 3−6.
  149. В. Финансово-промышленные группы в российской экономике (спецкурс) //Российский экономический журнал, 1998, № 5, с. 8294.
  150. М., Тимохов Ю. Закон «Об акционерных обществах»: опасность противоречий //Хозяйство и право, 1996, № 11, с. 81−87.
  151. Ю., Симачев Ю. Собственник и управляющий //Журнал для акционеров, 1998, № 11, с. 20−22.
  152. X., Теммен Р. Основы учения об экономике. Пер. с нем. М., 1994.-504 с.
  153. В. Деятельность органов управления в акционерном обществе //Право и экономика, 1998, № 4, с. 105−106.
  154. В. Пределы полномочий дочернего общества, филиалы, представительства //Журнал для акционеров, 1999, № 2, с. 5−7.
  155. С., Казачанский С., Зинченко О. Акционерное законодательство: испытание практикой //Хозяйство и право, 1998, № 10, с. 52−56- № 11, с. 37−40.
  156. В., Федорова Н. Принципы построения организационных структур управления //Консультант директора, 1999, № 1, с. 5−12.
  157. И. Юридическая служба акционерного общества. Комментарии и толкования //Закон, 1997, № 5, с. 54−58.
  158. М.И. Нефтегазовое законодательство в системе отраслей российского законодательства //Нефть и газ, 1998, № 3, с. 46−53.
  159. М.И. О правовом поле действия норм нефтегазового законодательства. Правовые проблемы нефтегазового законодательства (сборник научных трудов). Выпуск 1. Под ред. М. И. Клеандрова, О. И. Клоца — Тюмень, 1999. — 160 с.
  160. Н. О некоторых особенностях практического применения Федерального закона «Об акционерных обществах» //Хозяйство и право, 1998, № 10, с. 88−93- № 9, с. 94−100.
  161. А. Концепция создания благоприятного инвестиционногоклимата в нефтяном комплексе России //Вопросы экономики, 1996, № 11.
  162. Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприятиями //Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3, с. 84−113.
  163. В. Совершенствование государственного управления собственностью //Экономист, 1999, № 3, с. 41−48.
  164. С. К анализу глобализации развития управленческих оргструктур российской нефтекомпании //Российский экономический журнал, 1998, № 11−12, с. 27−37.
  165. В., Николаев А. Значение государственных корпораций для российской экономики //Вопросы экономики, 1993, № 4, с. 116−125.
  166. В.В. Регулируемый рынок и хозяйственное законодательство //Правоведение, 1990, № 5, с. 59−73.
  167. В.В. Хозяйственное право право предпринимательской деятельности //Государство и право, 1993, № 1, с. 33−43.
  168. Ленд Маргарет. Привлекать ли рабочих к управлению? //Экономика и жизнь, 1991, № 49, с. 37−43.
  169. Г. К. Экономическая реформа и кодификация гражданского законодательства (к истории многолетней дискуссии) //Государство и право, 1992, № 5, с. 50−57.
  170. Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения //Хозяйство и право, 1998, № 2, с. 28−32- № 1, с. 35−45.
  171. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики //Вопросы экономики, 1998, № 9, с. 66−77.
  172. . Управление: пути преодоления кризиса //Вопросы экономики, 1997, № 6, с. 36−48.
  173. А., Савулькин Л. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий //Вопросы экономики, 1998, № 7, с. 110−120.
  174. А. Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании: проблемы управления //Вопросы экономики, 1998, № 7, с. 148−159.
  175. Н. Правовое регулирование деятельности акционерных общества: некоторые проблемы нормотворчества //Хозяйство и право, 1997, № 5, с. 64−72- № 6, с. 80−88.
  176. Н. Холдинг антипод министерства //Экономика и жизнь, 1991, № 50, с. 45−51.
  177. А., Гучни К., Мальчинов П. Постприватизационная структура акционерного капитала и корпоративный контроль: «контрреволюция управляющих» //Вопросы экономики, 1995, № 10, с. 47−70.
  178. В.А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской Федерации //Государство и право, 1996, № 4, с. 117 127.
  179. В.Д. Правовое положение финансово-промышленных групп: возможности и ограничения //Государство и право, 1998, № 2, с. 35−42.
  180. Р. Налоговая система и проблемы налогообложения в нефтяной промышленности России //Налоги, 1999, № 3−4, с. 18−23.
  181. Ю. Создание корпоративных структур //Журнал для акционеров, 1998, № 5, с. 32−36.
  182. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права: материалы конференции //Государство и право, 1996, № 4, с. 59−77.
  183. М. Как организовать систему корпоративного планирования //Консультант директора, 1998, № 16, с. 2−5.
  184. Е. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве //Хозяйство и право, 1997, № 1, с. 90 100.
  185. Ю.А. Умело управлять //Экономика и жизнь, 1992, № 29, с. 7−15.
  186. Е. Акционеры и управление фирмой //Вопросы экономики, 1997, № 9, с. 36−44.
  187. Е. Управление акционерным обществом. //Хозяйство иправо, 1997, № 6, с. 27−39- № 7, с. 31−41- № 8, с. 31−42.
  188. Е. Финансово-промышленные группы: перспективы и проблемы //Хозяйство и право, 1996, № 4, с. 48−58- № 5, с. 28−38.
  189. В. Холдинг: эволюция, сущность, понятие //Хозяйство и право, 1996, № 10, с. 56−62- № 11, с. 63−70.
  190. М. Холдинговые компании в Польше //Вопросы экономики, 1995, № 8, с. 16−19.
  191. В.В. Торговое право: современные тенденции //Государство и право, 1993, № 2, с. 57−64.
  192. Ю.П. Портрет отечественного холдинга //ЭКО, 1992, № 9, с. 43−56.
  193. А. Государственная политика в помощь реформ //Журнал для акционеров, 1998, № 5, с. 30−31.
  194. И. Защита прав акционеров в локальных нормативных актах акционерного общества //Хозяйство и право, 1997, № 10, с. 96−113.
  195. И. Локальное нормотворчество: проблема формирования фондов акционерных капиталов //Хозяйство и право, 1997, № 5, с. 112−141.
  196. И. Локальное правовое регулирование деятельности акционерного общества //Хозяйство и право, 1997, № 5, с. 97−100.
  197. И. Соотношение интересов различных групп акционеров и менеджеров в управлении акционерным обществом //Хозяйство и право, 1998, № 11, с. 84−99- № 12 с. 80−88.
  198. Ю. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций //Российский экономический журнал, 1998, № 9−10, с. 3342.
  199. Ю. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции //Российский экономический журнал, 1998, № 5, с. 71−90.
  200. Ю. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности //Российский экономический журнал, 1998, № 4, с. 29−34.
Заполнить форму текущей работой