Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время сложилась достаточно раздробленная и автономная структура органов управления комплексом коммунальных предприятий, которая не соответствует основным целям и функциям системы. Это привело к утрате внутриотраслевой кооперации, ликвидации оптовой системы материально-технического снабжения. Отрасль оказывается невосприимчива к нововведениям. Предложенная в работе схема построения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения
    • 1. 1. Сущность, содержание и формы системы регулирования сферы коммунального обслуживания и особенности проявления в условиях реформы коммунального хозяйства
    • 1. 2. Особенности системы регулирования деятельностью предприятий коммунального обслуживания в России
    • 1. 3. Принципы организации системы регулирования коммунального обслуживания в странах дальнего и ближнего ^ зарубежья
  • Глава 2. Методологические основы формирования системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы ^ коммунального обслуживания населения
    • 2. 1. Закономерности и принципы формирования системы регулирования деятельностью предприятий коммунального ^ обслуживания
    • 2. 2. Применение методов децентрализации в управлении коммунальными предприятиями ^
    • 2. 3. Методы и механизмы моделирования управления объектами коммунального обслуживания
  • Глава 3. Современное состояния и особенности формирования системы государственных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения
    • 3. 1. Анализ сложившейся системы регулирования в сфере коммунального обслуживания населения ^^
    • 3. 2. Особенности формирования системы государственного регулирования сферы коммунального обслуживания на основе аппарата системного анализа
    • 3. 3. Построение и использование математической модели для оценки качества функционирования коммунального ^^ обслуживания населения
    • 3. 4. Оценка эффективности системы регулирования сферой коммунального обслуживания населения
  • Глава 4. Формирование ресурсного потенциала в сфере коммунального обслуживания
    • 4. 1. Выявление ресурсных возможностей предприятий коммунального обслуживания на основе резервно-потенциального метода
    • 4. 2. Принципы формирования резервов на коммунальных предприятиях и их реализация
    • 4. 3. Оценка эффективного использования потенциалов ресурсосберегающей системы
  • Глава 5. Концепция применения рыночных регуляторов для развития сферы коммунального обслуживания населения
    • 5. 1. Концепция тарифного регулирования в системе коммунального обслуживания населения
    • 5. 2. Совершенствование конкурентных отношений на предприятиях коммунального обслуживания
    • 5. 3. Совершенствование институциональных аспектов реформирования предприятий коммунального обслуживания

Формирование системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационной работы. Переход экономики России к рыночным отношениям, осуществляемый с начала 1990;х годов, коренным образом изменил экономическое положение жилищно-коммунального хозяйства, которое выполняло и продолжает выполнять особую роль, главным образом, в связи с географическими и климатическими факторами, оказывая все большее влияние на качество жизни населения. В период активных рыночных преобразований не был создан адекватный современным хозяйственным условиям механизм взаимодействия государственных и рыночных регуляторов, способствующий привлечению инвестиционных средств, необходимых для развития сферы коммунального обслуживания. С помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства приобрел актуальность в начале 90-х г. г. В 1994 года, впервые за многие десятилетия, была изменена система расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги, в том числе повышены ставки по платежам. В качестве критерия стали использоваться нормативно-установленная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете и социальная норма площади, установленная для каждого региона, так называемый федеральный стандарт. Однако, несмотря на то, что тарифы продолжают расти, они по-прежнему остаются самыми низкими в сравнении с тарифами, принятыми в европейских странах с аналогичными климатическими условиями. Можно утверждать, что сложилось значительные противоречия между потребностями общества в осуществлении экономически эффективной и социально-направленной деятельности предприятий отрасли и реальным состоянием, содержанием, темпами развития предприятий. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунального хозяйства не завершено в силу системных причин: дотационности этого сектора экономики, недостаточно развитой системы договорных отношений, неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги. Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунального хозяйства носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в жилищно-коммунального хозяйства. Должно быть выдержано стратегическое направление на обеспечение устойчивой, рентабельной работы отрасли, предотвращение кризисных явлений, в особенности в отношении состояния ее материально-производственной базы и ориентация на региональные проблемы и проблемы эффективного функционирования первичного звена — предприятия. Отсутствие достаточных бюджетных ассигнований на развитие и ремонт коммунальной инфраструктуры, интенсивный износ основных фондов создали реальную опасность развала этого важнейшего сектора экономики с неизбежными социальными потрясениями особенно остро в слабо финансируемых бюджетом нестоличных и периферийных регионов.

В сферу исследования попадает система коммунальное обслуживание — комплекс предприятий по оказанию услуг по тепло-, водоснабжению и водоотведению, которые обеспечивают надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания и объединяют под названиемкоммунальное хозяйство. Возникает необходимость формирования такой системы регулирования сферы коммунального обслуживания на основе сочетания государственных и рыночных регуляторов, которая обусловлена требованием необходимости их круглосуточной и круглогодичной предоставления коммунальных услуг с помощью сетевых сооружений. Роль коммунального обслуживания определяется производством благ, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания, рыночной трансформацией, связанной с изменением государственной политики в социальной сфере, коммерциализацией ее субъектов, развитием инфраструктуры рынка потребительских товаров и услуг.

Несмотря на общую адаптацию коммунального хозяйства к рыночным условиям, состояние системы коммунального обслуживания в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным. В системе коммунального обслуживания регионов имеется ряд сложных организационно-экономических проблем. Коммунальные услуги создают комфортность проживания и способствуют осуществлению жизнеобеспечения не только населения, но и всех хозяйствующих субъектов РФ. Поставщик не может отказаться от предоставления услуг потребителю из-за его неплатежеспособности, так как насущный и незаменимый характер коммунальных услуг делает их общественным благом.

Формирующийся механизм управления взаимодействием государственных и рыночных регуляторов в развитии сферы коммунального обслуживания в настоящее время характеризуется отсутствием системности и учета причинно-следственных связей между различными субъектами, обеспечивающими предоставление комплекса коммунальных услуг населению. Актуальность решения поставленных в работе проблем формирование государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания возрастает в современных условиях. Коммунальные предприятия нуждаются в создании рационального механизма взаимодействия государственных и рыночных регуляторов в процессе их функционирования посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных и иных воздействий как со стороны органов федерального и регионального управления, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития организационно-экономического механизма управления в ЖКХ рассматривались в работах А. Н. Асаула, С. И. Абрамова, A.B. Болотина, В. В. Бузырева, Х. М. Гумба, Г. С. Грабова, O.A., А. В. Талонова, В.3.Черняка, JI.H. Чернышова.

Некоторые проблемы организации, управления и финансирования ЖКХ как элемента государственной системы управления в структуре городского хозяйства рассматривались в работах С. И. Абрамова, П. Г. Грабового, A.B. Карасева, Н. Ф. Костецкого, Р. И. Орловой, В. Ф. Пивоварова, Ю. П. Панибратова. В работах зарубежных экономистов, таких, как Д. Артур, Э. Иднал, М. Тордош, Д. Холлинс и других основное внимание уделяется отдельным программам развития жилищно-коммунальной отрасли экономики и эффективности деятельности, в меньшей степени — проблемам функционирования в сфере хозяйствования с неустойчивым характером деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Незавершенность формирования комплексной концепции системы регулирования сферой коммунального обслуживания выступает сдерживающим фактором для субъектов этой сферы при выборе направлений развития обслуживания потребителей услуг, повышения его качества, роста конкурентоспособности субъектов. Значительная региональная дифференциация доходов населения обусловливает необходимость разработки методики оценки с учетом этих факторов, формирования экономически обоснованных тарифов на оплату предоставляемых коммунальных услуг в соответствии с теми расходами, которые формируются на коммунальных предприятиях. Необходимость дальнейшей разработки проблемы определила цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования' заключается в разработке теоретико-методологических положений и практических рекомендации по формированию системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания, концепции сбалансированного тарифного регулирования, как основы повышения качества коммунального обслуживания населения.

В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие основные задачи:

— дополнен и усовершенствован теоретико-методологический аппарат исследования формирования системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения;

— дана оценка сложившейся системе регулирования коммунальным обслуживанием населения в динамике осуществляемой реформы жилищно-коммунального хозяйства;

— определены отличительные признаки системы регулирования коммунального обслуживания за рубежом в современных условиях и установлена возможность применения зарубежного опыта на современном этапе реформ;

— дополнена методология формирования системы государственных и рыночных регуляторов сферы коммунального обслуживания, развиты методологические положения экономического регулирования коммунального обслуживания с учетом критерия качества жизни населения;

— предложен алгоритм поддержки принятия решений по повышению уровня и качества коммунального обслуживания населения, оптимизации расходов в системе управления с использованием сценарного подхода;

— создана прикладная экономико-математическая модель для определения баланса между расходами предприятий и стоимостью произведенных коммунальных услуг в условиях индикативного воздействия, для определения сумм прямого финансирования из бюджетаразработана концепция формирования ресурсосберегающей системы с учетом ресурсного потенциала коммунальных предприятий;

— сформулированы рекомендаций по применению рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания на основе совершенствования механизмов финансирования, движения денежных потоков и проведения сбалансированной тарифной политики.

Предметом исследования является совокупность управленческих и связанных с ними социально-экономических и организационных отношений, возникающих в процессе формирования системы государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания потребителей в условиях реформирования отрасли.

Объект исследования является система коммунального обслуживания.

Область исследования. Тема диссертации и ее содержание соответствуют областям исследования Паспорта специальностей ВАК (экономические науки): 15.104. — ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использованияп. 15.114. — соотношения рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность жилищно-коммунального хозяйства. В процессе работы использовались такие методы исследования, как аналитический, монографический, экономико-статистический, экономическо-математическое моделирование, системный подход.

Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики России, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятий и организаций ЖКХ, периодических изданиях, а таюке собственные расчеты автора.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнена экономическая сущность коммунального обслуживания (уникальный насущный характер потребностинепрерывный характер производстванеценовой характер колебания спроса), как сложной по содержанию и форме, многомерной системой категории. Дополнено определение «система государственных и рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания населения», под которой понимаются существующие варианты выбора подхода, который делается в зависимости от обстоятельств, имеющихся ресурсов и характера преобладающей регулятивной культуры. В научный оборот введено понятие «условия квазистационарности внешней среды для коммунальных предприятий», под которое понимаются «условия функционирования экономики, при которых можно абстрагироваться от факторов внешней среды, оказывающих влияние на систему коммунального обслуживания на определенном интервале времени: уровень инфляции, законодательные измененияданные факторы ограничены во временном пространстве, и при резких изменениях внешних сред данная система прекращает свое существование в том виде, в котором она находится и переходит в другой вид».

— выявлены и сформулированы проблемы регулирования деятельности коммунальных предприятий и механизмы изменения системы обслуживания в динамике осуществляемой реформы жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее трансформацию экономических и производственно-технологических отношений в рамках ее регулирования: а) изменение социально-экономической среды системы, в которой происходит коммунальная деятельностьб) изменение системы и структуры управленияв) изменение нормативно-правовой средыг) сочетание экономических и административных методов управления в обеспечении устойчивого регионального развития.

— определены основные принципиальные различия западной и российской системы регулирования сферой коммунального обслуживания (западные предприятия планируют свою деятельность по объему сбыта своих услугпредприятия в нашей стране и странах новых независимых государств (ННГ) — пообъему производства услугв западных системах управления коммунальным хозяйством регулирование естественных монополий осуществляется в виде «ядра кристаллизации» — метод ценообразования на коммунальные услуги) и предложеномодельное представление реализации задач ценообразования в коммунальном хозяйстве, в основе которого лежит концепция управления, рассмотренная на базе комплексного анализа системных причин незавершенности формирования рыночных отношений. Для того чтобы коммунальное обслуживание стало эффективным, нужно изменение системы регулирования развитием сферы коммунального обслуживания, а именно системы ценообразования, которое должно начаться, прежде всего, с разделения тарифов на производство услуг и потребление.

— обобщена и дополнена методология формирования системы государственных и рыночных регуляторов развития коммунального обслуживания, системно-параметрическим подходом, заключающимся в использовании системного анализа при параметризации индикаторов качества коммунального обслуживания, позволяющая учитывать многомерный характер сложности изучаемого феноменавыявлена иерархия целостной системы коммунального, обслуживания населения. Научно обосновано два иерархически взаимосвязанных уровняуправления: управляющая система — внешняя (система взаимоотношений потребителя и государствакультура платежейдецентрализация государственной системы управления) и управляемая систем — внутренняя (обеспечение соответствия коммунальных услуг спросу потребителей по цене и качествусоответствие деятельности коммунальных предприятий требованиям самоокупаемости, самофинансирования и самостоятельности в предоставлении коммунальных услуг потребителямценовая доступность услуг населению).

— предложен алгоритм государственного регулирования развития коммунального обслуживания с учетом индикативного воздействия (для определения уровня государственной поддержки) с оценкой влияния различных методов воздействия на систему.

— создана экономико-математическая модель, которая позволяет определить баланс между тарифами на коммунальные услуги, уровнем расходов на производство коммунальных услуг и необходимым объемом финансирования коммунальных предприятий из бюджета района (области в целом, региона) при заданном уровне макрои микропараметров. Модель строится на основе функции потребления и производственной функции, учитывающая как экзогенные — внешние, так и эндогенные — внутренние переменные для коммунальных предприятий и дает возможность: а) разработать общую ' концепцию управления предприятиями коммунального хозяйстваб) оптимизировать расходы коммунальных предприятийв) определять значения сумм государственной поддержки по предоставленным услугам за ограниченный период времени, исходя из возможностей органов управления. предложен резервно-потенциальный метод формирования ресурсосберегающей системы для материально-технической подсистемы в рамках коммунального обслуживания, цель которого — формирования ресурсосберегающей системы, обеспечение эффективности производства коммунальных услуг — оптимизация использования ресурсов в коммунальной системе в целом при обеспечении каждого потребителя производства услуг, по объему и качеству соответствующих государственному стандарту. Эффективность производства коммунальных услуг определяется возможностью получения максимальной экономии с помощью ресурсосберегающих новшеств при правильном обосновании места и условий их внедрения. сформулирована и обоснована система мер обеспечения экономической устойчивости коммунальных предприятий на основе применения рыночных регуляторов развития сферы коммунального обслуживания за счет совершенствования механизмов финансирования, движения денежных потоков и проведения сбалансированной тарифной политики на коммунальные услуги. Выявлены факторы негативного отношения предпринимателей к ведению бизнеса на муниципальном уровне (большое количество малоимущих потребителей коммунальных услугконфликт прав и интересов субъектов рынка коммунального хозяйствабольшие затраты на модернизацию объектов коммунального хозяйстватарифы не обеспечивают реальных затрат предпринимателей). Определены направления решения данной проблемы: целесообразность создания института уполномоченных управляющих компаний различных организационно-правовых формсовершенствование механизмов финансирования и движения денежных потоков, включая проведения сбалансированной тарифной политики, учитывающей наряду с изменением действующих тарифов параметры социальной напряженности.

Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и развитии теоретического и методологического аппарата формирования системы регулирования сферой коммунального обслуживания населения, на основе сочетания государственных и рыночных регуляторов.

Практическая значимость исследования заключаются в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы коммунальными предприятиями для оптимизации расходов по производству услуг региональными и муниципальными органами в процессе формирования экономически обоснованного тарифа на коммунальные услуги для разрешения противоречий между доступностью коммунальных услуг, их качеством и платежеспособностью потребителя.

Апробация работы: Основные положения диссертационной работы многократно докладывались на международных и российских научно-практических конференциях в Смоленске, Туле, Санкт-Петербург, Пензе, Рязани. Международной научно-практической конференции г. Рязань, 2005 г.- Международной научно-практической конференции ученых, МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 2006 г.- III Международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах», Пенза, 2005 г.- II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики и статистики в общегосударственном и региональном масштабе», Пенза, 2005 г.

Результаты исследования реализуются в практике управления районами Смоленской области при формировании бюджетов, а также рекомендации по формированию организационно-экономической системы коммунального обслуживания приняты к практическому использованию предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, что подтверждается актами о внедрении.

Публикации: по теме диссертации опубликованы 47 научных трудов, в том числе 3 монографии и 10 научных статей в журналах, включенных в перечень, рекомендуемых ВАК.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов и предложений, библиографического списка. Диссертация изложена на 308 страницах машинописного текста, включает 30 рисунков, 32 таблицы, библиографический список из 223 наименований.

Выводы по пятой главе.

1. Основным критерием эффективного тарифного регулирования должна стать реализация следующих принципов:

— тарифы должны обеспечивать доход предприятия, необходимый для поддержания и развития инженерной инфраструктуры;

— тарифы должны обеспечить доступность указанных услуг для всех потребителей;

— тарифное регулирование должно экономически заинтересовывать предприятия в повышении эффективности своей деятельности, снижении потерь и непроизводительных затрат.

2. Инженерные коммуникации, как основа инфраструктуры, должны находиться исключительно в государственной собственности. Принцип эффективного управления — необходимость демонополизации, отделения социальной деятельности от экономической, отраслевой специализации субъектов. Использование концессионных механизмов позволяет стимулировать развитие конкурентных отношений в сфере деятельности локальных естественных монополий. Конкуренция среди управляющих компаний (конкуренция за рынок) приводит к повышению качества оказываемых услуг, внедрению новых ресурсосберегающих технологий, а также решает проблему привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство.

3. Основной задачей перестройки системы управления должна стать идея оптимизации затрат в качестве общеотраслевой возможности только на основе создания стимулов экономии у предприятий коммунального хозяйства, то есть через саморегулирование. Основным инструментом регулирования внутриотраслевых экономических отношений в коммунальной деятельности являются «расчетные цены», по которым формируются доходы предприятий в зависимости от объема поставленных услуг, инвестиционных и налоговых задач.

4. Являясь ключевой отраслью российской экономики, коммунальное хозяйство нуждается в государственной поддержке, такие как:

• дотации из бюджетов и налоговые льготы по платежам в федеральный бюджет, предоставляемые на покрытие убытков, на предоставления услуг по тарифам, сниженным по социальным соображениям;

• прямые субсидии из федерального бюджета на обновление основных фондов.

Основной задачей перестройки системы управления должна стать идея оптимизации затрат в качестве общеотраслевой возможности только на основе создания стимулов экономии у предприятий коммунального хозяйства, то есть через саморегулирование. До тех пор, пока коммунальные предприятий финансируются по затратному принципу, а работники не имеют мотивов снижения затрат на осуществляемую или управляемую ими деятельность, они объективно заинтересованы «выбивать» себе как можно более высокие плановые расходы. Только тогда, когда основой финансирования коммунальных предприятий будет ими самими заработанный доход, а экономия может быть использована для развития и материального стимулирования, идея сокращения затрат перестанет быть навязываемой сверху и реализуемой лишь административными методами.

Для эффективного, целенаправленного управления затратами необходимо в полной мере задействовать механизм мотивации. Он создает элементы самонастройки как руководителей, так и исполнителей при принятии и осуществлении ресурсосберегающих решений при безусловном обеспечении безопасности, надлежащем выполнении заданий по качеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы современного российского коммунального хозяйства разнообразны и многогранны. Стремительно меняющиеся экономические и правовые условия функционирования и развития коммунального хозяйства становятся причиной неработоспособности прежних экономических, социальных и организационных механизмов в этой сфере.

Осуществляемая в Российской Федерации реформа государственного и муниципального управления, разграничение полномочий федерального, регионального и местного уровней власти при неадекватном ресурсном обеспечении полномочий в коммунальном хозяйстве, определенных муниципалитетам, отсутствие действенных организационных и правовых механизмов реализации этих полномочий — главные проблемы на пути решения государственных задач. От того, как справятся с этими проблемами крупные города, являющиеся экономическими, социальными, политическими, идеологическими центрами в регионах, зависит в целом эффективность проводимых реформ.

Проведенные исследования позволили выявить все плюсы и минусы функционирования коммунального хозяйства в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. На основе проведенного анализа в коммунальном хозяйстве в нашей стране необходимо развитие новых тенденций в коммунальной сферы:

6. Поиск путей финансового оздоровления муниципальных предприятий на основе корпоративного управления.

7. Изменение системы управления предприятиями коммунального хозяйства, так, чтобы могли работать как частные, так и государственные фирмы при активном участии государственных органов.

8. Реструктуризация прав хозяйственного ведения и оперативного правления на муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры.

9. Развитие конкуренции в управлении и обслуживание предприятий коммунального хозяйства.

10. Планирования своей деятельности по объему сбыта своих услуг.

Так как годы экономических реформ и реконструкции системы государственной власти в Российской Федерации характеризовались изменениями, носящими глобальный характер, как в экономических отношениях, так и во взаимоотношениях между различными уровнями власти и хозяйствующими субъектами. Наряду с положительными изменениями, такими как внедрение рыночных отношений, обретение самостоятельности хозяйствующими субъектами, разделение уровней управления и изменения системы их взаимоотношений, проявились негативные последствия и, в первую очередь, общий экономический кризис. Отказ от государственного регулирования экономическими процессами усугубил ситуацию в регионах, которые не имели развитой экономической и социальной инфраструктуры.

Западные предприятия планируют свою деятельность по объему сбыта своих услуг (он четко известен благодаря счетчикам). Предприятия в нашей стране и странах ННГ — в сущности, по объему производства услуг (сколько бы ни произвел, все можно предъявить к оплате). Таким образом, действует неявный контракт, в соответствии с которым производятся расчеты, в отличие от формального договора, по которому потребитель должен платить только за реально поставленную услугу. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Следует подчеркнуть, что тарифное регулирование для достижения целей получения прибыли в отрасли имеет ключевое значение. Целостная коммунальная политика должна быть направлена на поиск экономически целесообразного сочетания (федеральных) и децентрализованных (региональных и частных) инвестиционных ресурсов при обязательном сохранении государственного регулирования их использования в монопольных секторах экономики. Целью всех проводимых в отрасли преобразований является повышение эффективности взаимодействия коммунального хозяйства с пользователями его услуг, с государством, регионами, отраслями и на этой основе — повышение эффективности функционирования экономики страны.

Глобальная цель структурной реформы в коммунальной сфере — обеспечение экономического роста на макрои микро уровне, создание условий для осуществления инвестиций в отрасль. Задачей государственного регулирования коммунальных услуг, направленного на повышение его эффективности, является освобождение коммунальных тарифов от дополнительной социальной нагрузки. Сегодня в системе жилищно-коммунального хозяйства существует несколько видов социальной помощи населению, основные — льготы и субсидии. Система жилищных субсидий является одним из важных элементов жилищно-коммунальной реформы. Среди ее самых важных функций:

• социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

• снижение уровня просроченности задолженности;

• снижение роста социальной напряженности, сохранение доверия к власти.

В настоящее время сложилась достаточно раздробленная и автономная структура органов управления комплексом коммунальных предприятий, которая не соответствует основным целям и функциям системы. Это привело к утрате внутриотраслевой кооперации, ликвидации оптовой системы материально-технического снабжения. Отрасль оказывается невосприимчива к нововведениям. Предложенная в работе схема построения управления должна разрешить принципиальные структурные противоречия. Так как в обществе растет недовольство качеством коммунальных услуг, низким уровнем сервисного обслуживания и на этом фоне постоянным ростом оплаты коммунальных услуг. В отечественной практике длительное время доминировал подход к управлению организацией, основанный на чрезмерной типизации и регламентации организационных структур. Между тем практика рыночной деятельности показывает, что организационные структуры управления формируются как своего рода ответ на изменяющиеся условия. Именно поэтому, с одной стороны, должно осуществляться перераспределение функций управления, а с другой, установление соответствия их объема содержанию решаемых проблем.

Выявленные автором проблемы в практике оценки функционирования коммунального хозяйства привело к обоснованию необходимости использования нового подхода решения проблем предприятий коммунальной сферы на базе системного анализа, который позволяет осуществить последовательную структуризацию выявленных проблем. Это приведет к формированию базы данных, использованию количественных методов моделирования и в конечном итоге, к разработке типовой системы расчетов как средству осуществления выявленных проблем. Разрабатываемый аналитический комплекс является составной частью обобщенной модели городской системы. С позиции системного анализа определяются логические взаимосвязи коммунального сектора с другими подсистемам, такими как финансовый блок, производственная инфраструктура, население.

Применение системного анализа в рамках формирования системы регулирования развитием коммунального обслуживания требует более глубокого анализа и систематизации используемой информации. Это обусловлено, с одной стороны, комплексным рассмотрением процесса обоснования и принятия решений о развитии коммунального хозяйства и взаимного обмена информацией при этом, с другой стороны, проведением многовариантных расчетов с использованием математических моделей, что требует упорядочения больших массивов данных и постоянного обращения с ними. Особое значение имеет также исследование свойств и степени неопределенности исходных показателей в конкретных задачах для правильного учета неопределенности при решении соответствующих задач. Чем больше масштаб и сложность проблем, тем больше будут сказываться существующие ограничения системной методологии решения проблем. Поскольку структура системной методологии достаточно сложна и имеет тенденцию становиться еще более сложной, ее адекватность реальности может быть установлена, как и всегда в подобных случаях, корректным использованием более или менее сильных формализации. Системный анализ как методология решения проблем претендует на то, чтобы выполнить роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы.

С точки зрения системного анализа коммунальный сектор нельзя рассматривать в отрыве от других подсистемам городской системы. Его развитие невозможно без финансирования со стороны государства, бюджетов различных уровней, населения, предприятий и организацией. Поэтому финансовые отношения необходимо обязательно учитывать при разработке модельного комплекса.

Необходимо отметить, что прогнозирование развития коммунального сектора должно опираться на анализ демографической ситуации на территории, процессов рождаемости и смертности, миграции населения, анализ структуры населения, поскольку основная цель — это удовлетворение потребностей населения. Коммунальный сектор является неотъемлемой частью городской системы и проблемы его развития необходимо рассматривать комплексно, в неразрывной связи с другими подсистемами городской системы. Тем не менее, вывод можно сделать следующий: комплексная модель отражает динамику функционирования хозяйства на базе целостной интегрированной системы взаимосвязанных макроэкономических показателей. С позиции системного анализа определяются логические взаимосвязи коммунального сектора с другими подсистемам, такими как финансовый блок, производственная инфраструктура, население.

Предложенный алгоритм регулирования сферы коммунального обслуживания с учетом индикативного воздействия, позволяет ранжировать проводимые мероприятия по повышению эффективности управления коммунальной сферой при формировании статей затрат бюджета муниципального образования на погашения субсидий по коммунальным услугам для населения. При построении системы регулирования для коммунального хозяйства рационально применение индикативного планирования, которое является наиболее распространенным средством регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики. Оно представляет собой механизм координации интересов и деятельности государства, предприятий и домохозяйств в условиях рынка. Индикативное планирование — это механизм координации интересов и деятельности государства и самостоятельно хозяйствующих субъектов, сочетающих государственное регулирование с рыночным саморегулированием, механизм, который основан на разработке системы. индикаторов социально-экономического развития и включает определение его приоритетов, целепологание, прогнозирование, бюджетирование и другие процедуры согласования решений на макрои микроуровне. Включение в рыночные процессы государственного управления придает системе высокую степень живучести и адаптивности. Государственное управление рынком эффективно, если он не поражен коррупцией, в противном случае оно будет не только не стабилизировать рынок, а наоборот, будет его разрушать.

Автором предложено 4 метода оценки деятельности предприятий коммунального хозяйства на основе разработанной системы управления коммунальным хозяйством с учетом индикативного воздействия на систему для определения уровня государственной поддержки предприятий:

1 — стационарный режим функционирования системы;

2 — политика обновления основных фондов;

3 — политика ресурсосбережения;

4 — синтез 2-х политик;

Данные методы позволяют делать прогнозы с целью развития любой отрасли народного хозяйства на основе построения математической модели.

Переменные моделей определяются в макро и микро показателях, взаимосвязи устанавливаются в виде тождеств и функциональных структурных уравнений. Предварительно определяют вид уравнений, отражающих причинно-следственные связи между переменными, а затем с помощью эконометрических методов оцениваются параметры. Получаемая таким образом эконометрическая модель описывает количественное изменение переменных, вызванное изменениями в других переменных. Модели включают экзогенные — внешние и эндогенные — внутренние переменные для предприятий коммунального хозяйства.

Проведенные расчеты по модели предложенной автором показали, что изменение основных параметров коммунальной сферы дает возможность прогнозировать затраты бюджета на покрытие дотаций и льгот, а так же определять результат воздействия на систему при изменении одного из параметров подсистемы коммунальной сферы.

Разработанная экономическая модель может быть использована для экономической оценки применения дифференцированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги ущербов на основе различных математических методов, позволяющих с разной степенью точности оценивать возможности населения и бюджета муниципального образования обеспечить достаточный уровень проживания на данной территории и дать им экономическую оценку. Тем самым, разработанная система расчетов может рассматриваться как средство решения отдельных экономических проблем и как совершенствование методологии экономической оценки эффективности управления коммунальным сектором экономики.

В условиях переходного периода для развития отрасли коммунального хозяйства наиболее эффективно использовать среднесрочное прогнозирование. Прогнозирование на основе математической модели может использоваться для оценки движения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, уровня субсидированности района (области в целом), формирование расходов муниципального образования при формировании бюджета при заданном уровне прожиточного минимума, среднедушевого располагаемого дохода.

На сегодняшний день предприятия коммунального хозяйства не получают полную оплату за поставляемые коммунальные услуги от населения по ряду объективных причин (нехватка денежных средств, бюрократические препоны при оформлении субсидий). Построенная модель позволяет рассчитать, в каком объеме необходимо осуществлять дополнительное датирование отрасли при адресном субсидировании, которое на сегодняшний момент не столь эффективно как хотелось бы и позволяет оценить эффективность индикативного воздействия на систему, а так же привязать к процессу формирования бюджета. Предлагаемая модель была опробована для расчета необходимых сумм для субсидирования предприятий коммунального хозяйства Смоленской области и дала хорошие результаты для определения недостающих сумм для эффективного функционирования системы и формирования расходной части бюджетов района.

Расходная часть бюджета должна реально отражать состояние муниципального образования и не иметь дефицита, обеспечивая тот минимум услуг объективно необходимый человеку. Услуги, которые потребляются людьми сверх объективно необходимых обеспечивают не существование, а комфорт. Использование инфраструктуры общества для сверхнормативного потребления должно осуществляться на экономической основе. Точно так же коммунальная инфраструктура должна на возмездной основе использоваться для нужд любой деятельности.

Причины, определяющие необходимость внедрения ресурсосберегающих новшеств, разнообразны. Среди них особую роль играют технико-технологические факторы. Основными их формами являются конкретные виды оборудования, материалов, аппаратуры, устройств, приборов и т. д. Каждый из них имеет различные модификации в виде марки, типа, сорта и т. д., поэтому для реализации каждой позиции текущего плана требуется выбрать ту разновидность, которая по своим технико-экономическим параметрам в максимальной степени соответствует требованиям своевременной реализации данного резерва. Однако своевременное приобретение нужного вида техники с соответствующими параметрами не всегда представляется возможным. Поэтому данная позиция годового плана может быть реализована не в текущем году, а более поздние сроки. Производители этих видов технических средств в будущем могут выпускать улучшенные модификации.

Общим для разработки как текущего, так и перспективного плана формирования ресурсосберегающей системы управления коммунальным хозяйством является необходимость поиска, выявления, систематизации и экономической оценки резервов. Без этого нельзя выяснить причины их образования. Без всестороннего анализа указанных причин не представляется возможным выбор и использование ресурсосберегающих средств, обеспечивающих наибольший эффект. Необходимость внедрения ресурсосберегающих новшеств связана с использованием их как средств устранения причин образования резервов или появления потерь. Анализ показывает, что все причины образования резервов можно отнести к одной из следующих групп: технические, технологические, социально-экономические организационно-управленческие.

Основной целью формирования ресурсосберегающей системы управления является обеспечение эффективности производства коммунальных услуг. Абсолютной величиной эффективности является превышение экономии над теми затратами, с помощью которых она была получена.

Основной задачей перестройки системы управления должна стать идея оптимизации затрат в качестве общеотраслевой возможности только на основе создания стимулов экономии у предприятий коммунального хозяйства, то есть через саморегулирование. До тех пор, пока коммунальные предприятий финансируются по затратному принципу, а работники не имеют мотивов снижения затрат на осуществляемую или управляемую ими деятельность, они объективно заинтересованы «выбивать» себе как можно более высокие плановые расходы. Только тогда, когда основой финансирования коммунальных предприятий будет ими самими заработанный доход, а экономия может быть использована для развития и материального стимулирования, идея сокращения затрат перестанет быть навязываемой сверху и реализуемой лишь административными методами.

Для эффективного, целенаправленного управления затратами необходимо в полной мере задействовать механизм мотивации. Он создает элементы самонастройки как руководителей, так и исполнителей при принятии и осуществлении ресурсосберегающих решений при безусловном обеспечении безопасности, надлежащем выполнении заданий по качеству.

1. Основным критерием эффективного тарифного регулирования должна стать реализация следующих принципов:

— тарифы должны обеспечивать доход предприятия, необходимый для поддержания и развития инженерной инфраструктуры;

— тарифы должны обеспечить доступность указанных услуг для всех потребителей;

— тарифное регулирование должно экономически заинтересовывать предприятия в повышении эффективности своей деятельности, снижении потерь и непроизводительных затрат.

2. Инженерные коммуникации, как основа инфраструктуры, должны находиться исключительно в государственной собственности. Принцип эффективного управления — необходимость демонополизации, отделения социальной деятельности от экономической, отраслевой специализации субъектов. Использование концессионных механизмов позволяет стимулировать развитие конкурентных отношений в сфере деятельности локальных естественных монополий. Конкуренция среди управляющих компаний (конкуренция за рынок) приводит к повышению качества оказываемых услуг, внедрению новых ресурсосберегающих технологий, а также решает проблему привлечения частных инвестиций в коммунальное хозяйство.

3. Основной задачей совершенствования системы регулирования должна стать идея оптимизации затрат в качестве общеотраслевой возможности только на основе создания стимулов экономии у предприятий коммунального хозяйства, то есть через саморегулирование. Основным инструментом регулирования внутриотраслевых экономических отношений в коммунальной деятельности являются «расчетные цены», по которым формируются доходы предприятий в зависимости от объема поставленных услуг, инвестиционных и налоговых задач.

4. Являясь ключевой отраслью российской экономики, коммунальное хозяйство нуждается в государственной поддержке, такие как:

• дотации из бюджетов и налоговые льготы по платежам в федеральный бюджет, предоставляемые на покрытие убытков, на предоставления услуг по тарифам, сниженным по социальным соображениям;

• прямые субсидии из федерального бюджета на обновление основных фондов.

В целом совокупность полученных результатов позволяет обеспечить решение важной народнохозяйственной проблемы — повышения эффективности управления коммунальным хозяйством в системе рыночной экономики с государственным регулированием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Экономическая модель ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. — 2002 г. — № 10, с. 9.
  2. В.В. Экономические правоотношения в ЖКХ: Проблемы, опыт, перспективы / Чернышов Л. Н., Яганов В. Н. — М.: Книжный мир, 1996 г.-320с
  3. А.Ф. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. — М.: «Мон-парель», 1994 г.-225с.
  4. А.Г. Новые подходы к формированию отрасли // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2003 г. — № 4, с. 12−16.
  5. Е., Андрианов В., Щегол ев, А «Мировой опыт регулирования естественных монополий» // ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, 2001 г. — № 7 с.102−112
  6. В.В. Принципы тарифного регулирования коммунальных предприятий. М.: Фонд «Институт экономики города», 2000 г. -137с.
  7. В.В. «Мировой опыт государственной поддержки инвестиций в объекты инфраструктуры» // ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, 2001- № 7, 102−112с.
  8. В.Н. Абсурд в формировании тарифов на водоснабжении // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2002. — № 12, с.28−30.
  9. В.Н., Татевосова Л. И. Формирование конкурентной среды в ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2003. № 10, с.2−6.
  10. П.Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении: Учеб. Пособие. — М.:. Финансы и статистика, 2005 г. — 368с.
  11. Е.В., Жданькова А. Ю., Иванова Н. М. Специфика коммерческой деятельности и рыночных отношений // Жилищное и коммунальное хозяйство № 10, 2008 г. — с. 9−17.
  12. К.А. Имитационные системы принятия экономических решений. -М.: Наука, 1989 г.- 250с.
  13. К.А., Егорова Н. Е. Имитационные системы в планировании экономических объектов. -М.: Наука, 1980 г. -167с.
  14. А.И. «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления» — СПб. Русь, 1999 г. —380с.
  15. М.И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа» — М.: Финансы и статистика, 2001 г. 280с.
  16. О.Г. Особенности планирования расходов местного бюджета на поддержку ЖКХ // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002 г. — № 12 с. 7−13.
  17. Е. В. Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2002 г.- 107с.
  18. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука, -Экономика, Книга 1,2, -М., 1989 г. 248с.
  19. B.C., Стеняев В. М. «Управление городским хозяйством» — М., 1989 г.— 150с.
  20. Н.Е. Экономия теплоты в жилищных зданиях. М.: Строй-издат, 1990 г. — 57с.
  21. Е.М. Экономика, организация и планирование жилищного хозяйства: Справочное пособие. -М.: Стройиздат, 1984 г.- 260с.
  22. Е.М. Резервы повышения экономической эффективности эксплуатации жилищного фонда. М.: ЦМИПКС., 1984 г. — 170с.
  23. A.A. Законы есть — нет законности // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2002. № 4 с.2−5.
  24. Т.Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. -М.: КНОРУС 2008 г. — 260с.
  25. JI.A. Основы городского хозяйства. М.: Наука, 1996 г. -150с.
  26. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002 г. — 303с.
  27. Ю.Ю. Реформирование системы регулирования ЖКХ города в условиях рынка. Томск: Красное знамя, 1998 г. — 250с.
  28. И.И. Распределенная информационная система для органов управления городским районом (малым городом): Автореф. дис.— Новосибирск, 1991 г. 16с.
  29. Ю.В. Система жилищно-коммунального хозяйства: принципы функционирования и проблемы управления, Монография. — Смоленск: ООО «Смоленское областное книжное издательство „Смядынь“, 2005 г. 161с.
  30. Ю.В. Управление финансовыми ресурсами организаций жилищно-коммунального хозяйства, Под ред. Королькова Д. А., Монография. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, — 2007 г. — 239с.
  31. Ю.В. Креативный класс главная производительная сила постиндустриального общества // „Экономика и управление“, -2008г. № 1, 107−1 Юс.
  32. Ю.В. Принципы ценообразования в строительных предприятиях при формировании муниципального заказа // „Известия высших учебных заведений. Строительство“, 2006 г.-№ 1, 48−52с.
  33. Ю.В., Незовитина О. М. Разработка управленческих решений на основе применения резервно-потенциального метода длямуниципальных предприятий и образований // Международный сельскохозяйственный журнал, 2007 г. — № 1, 105−106с.
  34. Ю.В. Использование математического аппарата при индикативном воздействии на систему // Математическая морфология, электронный математический и медико-биологический журнал, том 5, выпуск 4, 2006 г.
  35. Ю.В. Принципы принятия управленческих решений на основе внедрения маркетинговой информационно-аналитической системы в жилищно-коммунальном хозяйстве // „Маркетинг“ -2006г. № 5, с. 28−34
  36. Ю.В. Реализация политики ресурсосбережения на предприятиях жилищно-коммунальной сферы // „Энергосбережение и водоподготовка“ 2005 г. — № 11, 58−63с.
  37. Ю. В. Рыночные механизмы в жилищном хозяйстве в России и за рубежом // „Жилищное строительство“ 2005 г. — № 6, 6−9с.
  38. Ю.В. Проблемы тарифного регулирования предоставляемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства // „Вестник Белгородского университета потребительской кооперации“, 2005 г. — № 2 (11)., 218−222с.
  39. Ю.В. Перспективы развития взаимоотношений между предприятиями жилищно-коммунальной сферы и населением // „Известия Тульского государственного университета“, -2005г. № 7, 158−167с.
  40. Ю.В. Разработка принципов проектирования и методики внедрения маркетинговой информационно-аналитической системы в жилищно-коммунальном хозяйстве // „Вестник Тюменского государственного университета“, -2005 г.- № 4, 29−36с.
  41. Ю. В. Проведение маркетинговых исследований в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Материалы третий регион, межвузовский научно-технический семинара „Актуальные вопросы современной теории управления“, Смоленск, 2001 г. — 106−107с.
  42. Ю. В. Халдеев В.Т. Распределение бюджетных средств между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ТУ), ЛГАУ, СИБП. 2−4 октября 2001 г., 138−139с.
  43. Ю. В. Халдеев В.Т. Влияние потребителей на работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства» // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ТУ), ЛГАУ, СИБП. 2−4 октября 2001 г., 137−138с.
  44. Ю. В. Синергетический эффект в дорожно-строительных предприятиях жилищно-коммунального хозяйства // Научные труды международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ. 26−27 марта 2002 г., Москва. Т. 2, 107−110с.
  45. Ю. В Специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе маркетинга // Журнал РЦБ: Управление компанией 2001 г.- № 1, 2002 г. 35−37с.
  46. Ю. В. Соловьев В.И. Определение уровня дотации региона по предоставленным ЖКУ на основе системного подхода // Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: Сб. научных трудов. — М.: МИКХиС, 2004 г., 74−77с.
  47. Ю. В. Анализ ориентации предприятий жилищно-коммунального хозяйства на потребителей // Международная научно-практическая конференция «Стратегия управления в информационном обществе» г. Рязань, 12−15 сентября, 2005 г., 81−84с.
  48. Ю. В. Построение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Международная научно- практическаяконференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, июнь, 2005 г., т.2., ЗО-ЗЗс.
  49. Ю. В. Повышение эффективности работы городского пассажирского транспорта // Международная научно-практическая конференции ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ, июнь, 2005 г., т.1,143−147с.
  50. Ю. В. Влияние потребителей на качество жилищно-коммунальных услуг // Международная научно-практическая конференция ученых, МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ, 18−19 января 2006 г., 14−17с.
  51. Ю. В. Построение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве // Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов посвященной 60-летию Великой Победы, Смоленск, СФ ОУ ВПО ЦС РФ «РУК», 2005 г., 48−49с.
  52. Ю. В. Принципы организации ценообразования на предприятиях коммунальной сферы // Фундаментальные и прикладные исследования, № 3−4, 2005 г. 126−13 0с.
  53. Ю.В., Денисов В.Н, Курилин С. П, Математическое моделирование вариантов развития потребительской кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования, № 2, Москва, 2008 г., 129−132с.
  54. O.P. «ТЖС — оптимальная форма управления жильем» — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, 2001 г. — № 1, с.33−40
  55. Т.М. «Жилищное дело в терминах и понятиях в России и на Западе» — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, -2001г. № 2, с.90−94
  56. А.П. Концептуальные и методологические основы реформирования ЖКХ. Саранск: Красный октябрь, 2001 г. — 156с.
  57. А.П. Формирование новой нормативно-методической базы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. -Саранск: Красный октябрь, 2001 г. 150с.
  58. А.Г. Основы региональной экономики. М.: Высшая школа, 2000 г. — 250с.
  59. Гуд Г. X., Макол Р. Э. «Системотехника». Изд-во «Советское радио», 1962,-248с.
  60. К. Достижения и недостатки британской системы регулирования в сфере коммунальных услуг // Участие государства в коммерческой деятельности М.: Юрист, 2001. — с. 109−117.
  61. Г. В. Совершенствование системы управления ЖКХ в условиях рыночных реформ. — Владимир: Владимирский государственный университет, 2001 г. — 340с.
  62. Т., Пчелкин В., Арцишевский JI. Реформа ЖКХ // Экономист. 2002 г., — № 8 с.59−66.
  63. H.H. Жилищно-коммунальный комплекс: концепция реформирования // Экономист. 1998 г. — № 5, с. 71−75.
  64. Е.Б. Проблемы реформирования ЖКХ // ЖКХ: журнал главного бухгалтера и руководителя. 2002. — № 10, с4−8.
  65. В. А, Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 г. -256с.
  66. Т.В., Реформа жилищно-коммунального комплекса //
  67. Экономист. 2004 — № 8 с.60−67.
  68. A.A. Перспективы развития реформы жилищнокоммунального хозяйства // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 1999 г. -№ 12, с.6−18.
  69. A.A. «О состоянии ЖКХ России и перспективах его реформирования» // ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, -2001г. № 7,с.34−44.
  70. Ю.Н., Дудин Ю. Ю. Кого же бьет по карману реформа? // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2002 г. — № 4, с. 6−11.
  71. Н.Е. Вопросы согласования плановых решений с использованием имитационных моделей. М.: Наука, 1987 г. — 150с.
  72. И.И. Региональные информационно-аналитические системы. Дис. канд. экон. наук — Ульяновск, 1996 г. -157с.
  73. С.М. Метод Монте-Карло и смежные вопросы. М: Наука, 1971 г.- 135с.
  74. В.А. Источники инвестирования модернизации ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2003 г. № 9 — с. 10−14.
  75. Т.Е. Экономико-математические методы в планировании потребительской кооперации. —М: «Экономика», 1975 г. — 199с.
  76. Жилищная экономика / Под ред. Г. В. Поляковского, пер. с англ. — М.: Дело, 2000.-357с.
  77. Жилищно-коммунальное сфера Германии и России на рубеже веков / Под ред. JI.H. Чернышова. — Чебоксары: Чуваши, 2000 г. — 270с.
  78. Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения. -М.: Госстрой России, 2000 г.-310с.
  79. В.Б. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления городом. —М., 1996 г. -230с.
  80. В.Б. Совершенствование территориального управления жилищно-коммунальным комплексом (ЖКК) в крупном городе. М.: ТНО Интерфейс, 1995 г. — 340с.
  81. В.Б. Территориальное управление (Методология, теория, практика). Монография. — М.: «ИМ-ИНФОРМ», 1998 г. 300с.99.3убцова Я., Абраменко И. Мысли с комфортабельной оболочкой // АиФ, 26, июнь, 1996, — с. 16.
  82. Использование современных методов менеджмента в практике управляющих компаний (дирекцией единого заказчика)/ Под ред. В.Ф. Пивоварова-М.: 4-й филиал Воениздата, 2003 г.-368с.
  83. Йеннекенс Жан «Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика» —Минск, «ЭНИС», 1992 г.—167с.
  84. А.К., Подлессных В. И., Серова JI.C. Практический менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 1998 г., —365 с.
  85. A.B. Реформирование жилищно-коммунальной сферы города. -СПб.: СПбГУЭФ, 2000 г. -16с.
  86. П.А. Управление муниципальным хозяйством среднего города. Дис. канд. экон. наук — М. 1998 г. 158с.
  87. Р., Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление . / перевод с англ. М.: Сов. Радио, 1984 г. -279с.
  88. Юб.Киселев В. В. Реформирование ЖКХ требует инициативы и творчества // Жилищное и коммунальное хозяйства. 2002 г. — № 8 с.9−16.
  89. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. — М.: Финансы и сатистика, 2002 г. 584с.
  90. Г. Б. Производственная функция. -М.: Финансы и 1986 г. -285с.
  91. А.Д. О структуре управления в ЖКХ. // Журнал руководителя и главного бухгалтера. ЖКХ, — декабрь, — 1998 г. 23−27с.
  92. Ю.Козлов В. А. Энергоресурсосбережение — это конкретная работа // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2002 г. № 6, с. 6−11.
  93. Ш. Козлюк А. Г. Экономический механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рынка (по материалам Белгородской области). Дис.. канд. экон. наук — Москва, 1996 г. -157с.
  94. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ. Указ Президента РФ № 425 от 28.04.97 г. // Российская газета. -30.04.1997г.
  95. ПЗ.Косарева Н. В. Улюкаев А.Р. Реформа ЖКХ: эволюция и революция? // Вопросы экономики. — 1997 г. № 9, с 55−68.
  96. H.H., Федотов В. А. Условия модернизации илищного фонда // Экономист. 2003 г.- № 1, с.68−75.
  97. Н.Ю. Экономическая эффективность деятельности промышленных предприятий, ее оценка и прогнозирование в современных условиях хозяйствования. Дис. канд. экон. наук — Орел, 1998 г. 160с.
  98. А. Д. Организационно-экономический механизм формирования ресурсосберегающей системы управления жилищно-коммунального хозяйства. Дис. канд. экон. наук — Москва, 2000 г. — 160с.
  99. Н.И. О мерах по реализации экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса РФ // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2003 г. — № 3, с .3−5.
  100. В.А., Мокроносов А. Г., Руткауснас А. К. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг. — Екатеринбург: Издательство «Екатеренбург», 2000 г. — 241с.
  101. Г. Ф. Экономика городского хозяйства. — СПб.: СПбГИЭА, 1997 г. -59с.
  102. Т.Б. Социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002 г. — № 5 с. 40−44.
  103. . М. «Повышение эффективности управления железнодорожным транспортом на основе системного подхода», автореферат диссер. докт экно. наук: 05.13.10 —М, 2000 г. 34с.
  104. A.A., Мальцев В. Н. Системы поддержки управленческих и проектных решений. — Л.: Машиностроение, 1990 г. — 167с.
  105. В.И. Финансово-экономический механизм реформирования ЖКХ // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2002 г. — № 10 с. 43−45.
  106. Д.С. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990 г.-240с.
  107. М.А. Совершенствование управления предприятием жилищно-коммунального хозяйства в условиях адаптации к рынку. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 — СПб. 1998 г. 170с.
  108. Люкге Лукас Вернер Стимулирование развития коммунального хозяйства: Германский опыт и российская специфика. Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 — М. 1999 г. 158с.
  109. Е.Р. Стратегия комплексного социально-экономического развития региона областного ранга в период становления рыночных отношений. — Рыбинск: РГАТА, 2001 -45с.
  110. ЕР., Андреев ШО. Рост экономики области главная задача региональной экономической науки. //Берега- 30.04.2003 г. — № 46−47 с.З.
  111. Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы важный резерв сокращения бюджетных расходов // Финансы. — 2000 г. — № 1, с.3−6.
  112. Е.В. Использование системного анализа в экономике. М.: Экономика, 1974. — 151с.
  113. И.Н. Проблемы реструктуризации современных предприятий // Предприятия России в транзитной экономике: Материалы международной научно-практической конференции В Зт., т.1. Ярославль: Концерн «Подати», 2002 г., с 65−67.
  114. A.C. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период/ Артюхов В. В., Виноградов В. Г. и др. ПАИМС,-1994г. -160с.
  115. Местное самоуправление в зарубежных странах (Информационный обзор) Под общ. ред. Н. П. Медведева и др. — М. 2004 г.-230с.
  116. Методические указания по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги. — М.: Министерство ЖКХ РФ, 1997 г. -156с.
  117. H.H. Социальные основы Жилищно-коммунальной реформы. Тула: ИНФРА, 2001 г.- 211с.
  118. Митрофонова1 И. Н. Оценка эффективности деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса с использованием экономико-математического моделирования // Вопросы экономических наук.- 2004 г.- № 2. 34−36с.
  119. И.Н. Экономико-математическое моделирование как инструмент решения проблем жилищно-коммунального комплекса // Вопросы экономических наук 2004 г. — № 3 — 23−27с.
  120. И.Г. «Финансирование муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание» — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, 2000 г. — № 8, с.49−60.
  121. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений. Пер. с нем. — М.: Мир, 1990 г. — 206с.
  122. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1998 г.—336с
  123. Муниципальный менеджмент. Под ред. Т. Г. Морозовой. М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2003 г. — 230с.
  124. М.И. Делать как лучше, а не как всегда // Жилищное и коммунальное хозяйство 2002 г. № 6 с. 2−5.
  125. М.И., ' Блохин A.A. Реформа ЖКХ: реалии и перспективы // Жилищное и коммунальное хозяйство 2002 г. № 3 с. 3−8.
  126. М.И. Нужна ли приватизация коммунальных предприятий? // Жилищное и коммунальное хозяйство 2004 г. — № 3 с. 5−8145. Налоговый кодекс РФ.
  127. .Н. Реформа ЖКХ. Новосибирск: Наука, 2001 — 155с.
  128. Нормативно-методические материалы по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ (в помощь разработчикам региональных программ) // Городское управление — 1998 г.-№ 1 с. 68−73.
  129. Оплата жилья и коммунальных услуг предприятий ЖКХ: Нормативы. Комментарии / Сост. А. М. Богомолов. -М.: Стройиздат, 1985 г. -271с.
  130. Опыт Дании в области энергосбережения // Энергосбережение, -1999г.-№ 4, с19−21.
  131. В.Н. Муниципальное управление / Парахина В. Н., Галлеев E.H., Ганшина Л. Н., М.: КНОРУС — 2008 г. — 250с.
  132. В.Н. Системный анализ в менеджменте / Попов В. Н., Касьянов B.C., Савченко И. П. М.: КОРУС — 2008 г. — 340с.
  133. Постановление Администрации Смоленской области от 03.03.2000 г. № 118 «Об утверждении областной программы демонополизации и развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесенных к естественным монополиям».
  134. Постановление главы администрации города от 09.06. 2001 г. № 1396 «О конкурсах о размещении муниципального заказа в 2001 г.»
  135. P.A. Региональный менеджмент, — Краснодар: «Советская Кубань», 2000 г. -384с.
  136. А.Ф. Ресурсосбережение — основа реформирования ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство 2003 г. № 4 с. 10−12
  137. И.В. Особенности управления предсказуемым и устойчивым развитием страны. // Приборы и системы управления. -1996, № 12.-12−16с.
  138. О.С. Стратегия реформы и вопросы финансирования городского развития // Жилищное и коммунальное хозяйство.- 1999 г. № 6 с. 15−20.
  139. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000 г. — 480с.
  140. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. -М.: ИНФРА-М, 2002 г.- 686с.
  141. Регионы России. Социально-экономические показатели. 20 032 005 г.: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2005 г. -895с.
  142. А. «Фундамент корпоративного менеджмента»// Открытые системы, 2000 г., — № 1−2 23−25с.
  143. Реформа ЖКХ в Москве — проблемы и пути решения. / Под ред. П. Н. Аксенова и В. Ф. Пивоварова. М.: 4-й филиал Воениздата, 2004 г.- 616с.
  144. Д.Г. Экономико-организационные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05— СПб. 1999 г. 174с.
  145. , Д. Г. «Экономико-организационные основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства» — Калуга : Облиздат, 2000 г. 203 с.
  146. B.C., Добромыслов, А .Я., Исаев В. Н., Самое слабое звено ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство.- 2002 № 1 с. 2−5
  147. Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство.- 2003 г. № 2, с. 22−24.
  148. А.Н. Проблемы антикризисного управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях —М.: Институт повышения квалификации госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 2001 г.-163с.
  149. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Затратная цена и «уравниловка» в оплате услуг ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2002 г. -№ 12 с. 10−12.
  150. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальная реформа: в плену старых идей // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2002 г. — № 5 с. 5−8.
  151. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Старые идеи в новой упаковке // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2002 г. — № 10с. 12−16.
  152. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Конкуренция в сфере инженерных услуг // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2005. — № 8 с. 4−8.
  153. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. По существу о банкротстве предприятий ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2005 г. № 9 с.4−6.
  154. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Конкуренция в ЖКХ это блеф, в который поверили почти все // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2005 г. — № 7 с. 12−18.
  155. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Коммунальные услуги -общественное благо // Жилищное и коммунальное хозяйство. -2004г.-№ 12 с. 3−5
  156. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства в начале XXI века // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2008 г. — № 12 с. 10−16.
  157. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Новые источники финансирования ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2008 г. — № 2 с. 5−10.
  158. А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Совершенствование системы финансирования ЖКХ // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2007 г. № 6 с. 22−30.
  159. A.C. Управление эффективностью производства жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночной экономики. Монография. — М.: ГАУ, 1996 г. 168с.
  160. С.Б. Основные проблемы совершенствования системы управления ЖКХ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера — 2002 г. № 5 с. 24−29.
  161. С.Б., Андрианов В. В., Хомченко Д. Ю. Принципы эффективного тарифного регулирования предприятий // ЖКХ: Журнал руководителя и главного бухгалтера — 2002 г. № 6 с .3−37.
  162. Соблюдение федеральных стандартов оплаты ЖКУ регионами РФ, — официальный раздел ЖКХ, № 4, 2003 г. с. 3−9
  163. A.M., Шебаршина E.H., Филиппова Т. В. «Социальная жилищная политика в г. Брюсселя» — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, № 7, 2001 г., с. 113−131
  164. Р., Косарева Н. Б. Реформа жилищного сектора России, 1991−1994. — М.: Фонд «Институт экономики города», Агентства развития, 1994 г. -183с.
  165. Н.М. «Экономический механизм перестройки жилищно-коммунального хозяйства» — М. Эра-м, 1990 г. —450с
  166. JI.JI. и др. Экономико-математические методы и модели в планировании управлением. — Киев: Вища школа, 1984 г. —231с.
  167. УКАЗ Президента РФ от 28.04.1997 N 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" — Источник публикации „Собрание законодательства РФ“, 05.05.1997, N 18, ст. 2131, „Российская газета“, N 88, 07.05.1997.
  168. Управление качеством функционирования ЖКХ в условиях реформирования отрасли. / Под ред. В. Ф. Пивоварова, О. М. Шефель. М.: „Юго-Восток-Сервисч“, 2005 г. -460с.
  169. А.Н. Управление организационным развитием муниципальных предприятий ЖКХ. СПб.: СПбГУЭФ, 2000 г.- 18с.
  170. А.Г. Разработка методологии повышения эффективности системы управления природоохранной деятельностью на основе использования новых информационных и телекоммуникационных технологий. Дис. канд. экон. наук —Москва, 2000 г. — 160с.
  171. А.Д., Сайфулин P.C. „Методика финансового анализа“ — М. Инфра-М, 2003 г.- 450с.
  172. И.И. ЖКУ: вовремя, качественно, дешево//ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, -1999г., — № 2 с.27−32.
  173. C.B. Почему буксует реформа?/ Жилищное и коммунальное хозяйство 2000 г. — № 8 с. 3−5
  174. С.А. Организация витка эволюционной спирали, // Философские исследования 1996 г,-№ 1, с.132−191.
  175. JI.H. Жилищно-коммунальная реформа в России. — М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999 г. -272с.
  176. JI.H. „Задачи государственного (регионального) управления ЖКХ. — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, № 8, 2001 г., с. 38−44.
  177. JI.H. Формирование рыночных отношений в ЖКХ: Проблемы. Перспективы.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996 г. -253с
  178. JI.H. Ценовая и тарифная политика в ЖКХ. М.: Книжный мир, 1998 г. 247с.
  179. В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. М.: КНОРУС — 2008 г. — 340с.
  180. M.JI. Экономика России: от кризиса к стабильности и устойчивому росту. Монография. -М.: Глобус, 1999 г. -216с.
  181. С.В. Основные направления государственной стратегии жилищной политики// ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, -2000г. № 8, с. 45−48.
  182. JI.B. Организационно-экономический механизм реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе. Дис. канд. экон. наук 08.00.05 — Екатеринбург, 2000 г. — 170с.
  183. Н.И. “ Жилищное предприятие в Германии» — ЖКХ: журнал руководителя и гл. бухгалтера, № 9, 2000 г., с. 112−115
  184. Young S. Organization as a Total System. Calif. Manag. Review, v. X, № 3, 1998, p. 21—32.
  185. Jantsch E. Technological Forecasting in Perspective OECD, 1.1997.
  186. McKcan R. N. Efficiency in government through systems analysis. N. Y., Wiley, Inc., 1998.
  187. The Technical, Economic and Social Consequences of the Introduction into Commercial Service of Supersonic Aircraft. Document 8087—C/925, ICAO, Monreal, Canada.212. 'Young S. Management: a Systems Analysis. Glcnvic’w, Illinois, 1966.
  188. Hanica F. P. Management education and management scieiiiv. Oper. Res. Qurt, 19, 1968, Spec. Conf. Issue.214. «Information Systems Acronyms». Navv Management Reviw, v. X, № 9, Sept., 2005, p. 13—15.
  189. Hadnet E. The Art of Problem Solving, N. Y., Harper, 1955. 2 B o u 1 d i n g K. E. General Systems Theory — the Skeleton of Science. Manag. Sei, 1996, v. 2, IV, № 3, p. 197—208.
  190. Sengupta S. S., Ackoff R. L. Theory of Systems and Operations Research. Trans IEEE on SSC, v. '1, № 1, 1995
  191. Wohlstetter A. J. Systems Analysis versus System Design. Publications of the RAND corp., p 153, 1998.
  192. K. J., Decision Theory and Operations Research. Oper. Res., 1957, v. 5, XII, № 6, p. 765.
  193. Weinwn-rT E. H. Limitations of the Scientific Method in Management Science. Manag. Sei., 1957, v. 3, IV, № 3, p. 225—233.
  194. Optner S. L, Systems Analysis for Business Management Englewood cliffs, N. Y., Prentice Hall, Inc., 1999, p. 165.
  195. McMillan C., Conzalez R. F. System analysis. Home-wood, III., Irwin, 1965. p. 365.
  196. Mesarovic M. D. General Systems Theory. Notes from Cl. isslectures, deliverp-'l at Case Institute, p. 160.
  197. Kleinmuntz B., ed. Problem Soling: Research, Method and Theory. N. Y., Wiley, 1996.
Заполнить форму текущей работой