Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XIX в. в музыкальной эстетике сформировались две группы исследователей, стоявших на принципиально различных позициях. Одна, получившая название контекстной, утверждала, что музыка связана с содержанием, которое выражается словесным языком. Другая группаавтономистов — отстаивала идею «чистой музыки», выражающей только себя. Позицию исследователей, считавших музыку искусством специфичным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыка как искусство
    • 1. 1. Феномен музыки в античной философии
    • 1. 2. Назначение и восприятие музыки
  • Глава 11. Классическая музыка как профессиональное искусство и часть европейской культуры
    • 2. 1. Становление музыкального профессионализма
    • 2. 2. Художественные тенденции в музыкальном искусстве ХУ11-Х1Хвв
    • 2. 3. Классическая музыка в европейской культуре. Популярная музыкальная классика
  • Глава 111. Эстетика российской музыкальной среды (60 -90 гг. последнее десятилетие)
    • 3. 1. Классическая музыка в советской культуре 72 и в современной жизни
    • 3. 2. Концертная жизнь музыкальной классики
    • 3. 3. Эстетика звука на радио и телевидении

Проблемы музыкальной классики в современной российской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одна из наиболее острых проблем современной российской культурыдуховный кризис, который сопровождается изменением в обществе ценностных ориентиров, потерей человеком чувства прекрасного, способности сопереживать. Следствием кризиса является утверждение в обществе культа потребления, распространение продукции массовой культуры, часто потакающей низменным инстинктам и не требующей особой эстетизации. В этой ситуации классическое искусство представляется чем-то архаичным и чуждым современному человеку.

Тенденция к «производству массовой продукции» проявляется во многих искусствах: массовая литература теснит художественную, массовое кино — серьезный кинематограф. Популярная музыка, в отличие от классической, оказалась более приспособленной к существованию в новых условиях. Она доминирует в аудиозаписях, в программах телевизионных и радиопередач, в концертах по случаю государственных праздников. Классические мелодии вытеснены «популярными» даже со звонков мобильных телефонов.

Причины духовного кризиса кроются, в частности, в проблемах «переходного» времени и отсутствии на уровне государственной политики приоритетных культурных задач. Создание научной базы для разработки такой политики, необходимость определения путей сохранения классической музыки в современной культуре определяют актуальность темы исследования. В работе проводится анализ причин изменения отношения к серьезной музыке, предлагаются методы популяризации классики, как примера профессионализма и художественности творчества, способного влиять на характер всей современной культуры.

Элитарность классической музыки — в ее направленности на индивидуальное восприятие, в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности. Длительное время музыкальная классика являлась эстетической доминантой в отечественной культуре. Уважение интересов личности сегодня является не только этической проблемой, но и может служить гарантией того, что в «обществе будут сохранены условия для ее всестороннего развития.

Проблемы, связанные с музыкальной культурой, подобные современным российским, в XIX веке переживала Западная Европа, где с утверждением капиталистических отношений профессиональные музыканты утратили работу, покровительство меценатов, подготовленного слушателяаристократа, для которого серьезное искусство было составляющей образа жизни. Известно, что великие музыканты XIX века — П. И. Чайковский, Ф. Лист, Р. Вагнер, Ф. Мендельсон — вели активную просветительскую деятельность, направленную на сохранение интереса к классической музыке и музыкальных традиций.

Степень разработанности проблемы. Музыка как искусство и важная составляющая культуры, рассматривалась с античных времен. Но только в XVI11 в. появляются труды, которые являются преимущественно эстетическими. К ним относятся сочинения Шарля Батте «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746), статья Ж. Ж. Руссо «Музыка» (1767), в которых описываются выразительность музыки, ее способность отражать окружающий мир и область человеческих чувств.

В эстетике французских энциклопедистов утверждался примат поэзии над музыкой, главенство эмоций поэтического текста. В немецкой эстетике.

ХУШв. наиболее значителен труд Христиана Шубарта «Идеи к эстетике музыкального искусства», в котором основой и сущностью музыки называется 0 не подражание, а выражение, способность выразить невыразимое в словах.

В XIX в. в музыкальной эстетике сформировались две группы исследователей, стоявших на принципиально различных позициях. Одна, получившая название контекстной, утверждала, что музыка связана с содержанием, которое выражается словесным языком. Другая группаавтономистов — отстаивала идею «чистой музыки», выражающей только себя. Позицию исследователей, считавших музыку искусством специфичным, выражающим музыку и больше ничего, сформулировал Эдуард Ганслик в полемической работе «О музыкально-прекрасном» (1854). Современная музыкальная эстетика, как отечественная, так и зарубежная, находит зерна истины в обеих эстетических концепциях.

В XX в. попытки решить вопрос, о чем же говорит музыка, предпринимались в музыкальной герменевтике, формирование которой связано 0. с именами Германа Кречмера и Арнольда Шеринга, обозначившей новую область приобщения к музыке — через ее толкование. Музыкальное искусство также рассматривалось с позиций музыкальной семантики, исследующей смысловой слой в музыке. В рамках этого направления находятся исследования, связанные с подходом к музыке, как художественному проявлению действительности в системе музыкальных жанров. Жанровая палитра музыкального искусства рассматривается в работах В. В. Медушевского, 1 Д. Б. Кабалевского, Арановского М. 2 Музыкальная эстетика решала также вопрос взаимосвязи содержания и формы в музыке.

В исследовании анализируются философско — эстетические концепции Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Новалиса, в которых рассматривается феномен музыки, роль и место музыкального искусства в 1 Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки. Восприятие музыки: Сборник статей. — М., 1980. системе художественной культурыработы О. Шпенглера, X. Ортега — и Гассета, П. А. Сорокина, А. Швейцера, Д. С. Лихачева, затрагивающие проблему Щ традиции и новаторства в культуре.

Автор опирается на исследования проблемного характера отечественных ученых, в которых осуществляется исторический подход к оценке художественных процессов. Это труды А. Ф. Лосева, Б. Асафьева, В. В. Стасова, Б. Яворского, И. Соллертинского, а также работы Р. Грубера, Э. Бюкена, посвященные истории музыкального искусства. В характеристиках музыкального искусства, касающихся вопросов его теории, основными ориентирами явились труды М. Арановского, М. Друскина, Л. Мазеля, В. Медушевского, С. Скребкова, Е.Назайкинского.

Автор полагает, что комплексный подход, который прослеживается в современных исследованиях — работах В. Д. Конен, Т. В. Чередниченко, Д. К. Кирнарской, В. Н. Холоповой — является одним из наиболее перспективных в изучении поставленной проблемы. Подход, имеющий не 01 только музыковедческую, но и общекультурную направленность, свойственен ряду современных монографических изданий и учебных пособий — к примеру, монографиям «Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики» (Лобанова М., М., 1994), «Менестрели: Очерки музыкальной культуры западного средневековья» (Салонов М.А. М., 1996), «Что такое музыкальное искусство?» (Клюев А.С., СПб, 1997), учебным пособиям «Введение в музыкознание» (М.Ш.Бонфельд, М.2001), «Музыка как вид искусства» (В.Н.Холопова, М., 2000), «Западно-европейская музыка в лицах и звуках» (Е.Л.Гуревич, М.1994).

Имеющиеся научные исследования затрагивают лишь некоторые аспекты избранной автором темы. В частности, не изучен вопрос взаимосвязи общественных и художественных процессов, происходящих в период.

2 Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке. Музыкальный современник. — Вып.6. — М., 1987 становления массовой культуры. Несмотря на существующий интерес к проблеме, ее научная разработка затруднена тем, что требует толерантного Ц' отношения и комплексного культурологического подхода.

Цель и задачи исследования

.

Целью исследования является целостное, концептуальное рассмотрение взаимосвязи процессов, происходящих в обществе и музыкальном искусстве в период становления массовой культуры.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

— Определение взаимосвязи между социальной атмосферой и порождаемым ею искусством.

— рассмотрение проблемы зависимости музыкального творчества от общекультурных черт эпохи.

— Исследование взаимодействия музыкального искусства и художественных тенденций времени.

Щ — Выявление причин изменения статуса классической музыки в современной российской культуре.

— Разработка возможных схем сохранения музыкальной классики, способствующих развитию интереса к ней.

Объект исследования: классическая музыка в российской культуре периода 60−90гг. XX в. — последнего десятилетия.

Предмет исследования: Причины и следствия изменения статуса классической музыки в условиях формирования массового общества.

Методологической базой исследования выступает идея системного анализа взаимосвязи общественных и художественных процессов. На ее основе рассматриваются причины изменения эстетических приоритетов и статуса классической музыки. В исследовании также используются приемы у аналитического метода и общенаучного системного подхода, в частности, проблемы сохранения классического искусства в контексте отношения к культуре в обществе.

Научную новизну исследования составляют:

— Подход к сохранению классической музыки в контексте проблем современной культуры и отношения к культуре в обществе.

— Обоснование концепции, согласно которой классическая музыка может служить художественной доминантой времени.

— Вывод о том, что развитие интереса к классической музыке является фактором утверждения высоких стандартов искусства в культуре.

— Положение о статусе классической музыки в обществе, который зависит от ее индивидуальной природы, направленности на личностное восприятие.

Положения, выносимые на защиту:

1. Классическая музыка гармонизирует мироощущение человека, тем самым формируя его художественные приоритеты.

2. Статус классической музыки в массовом обществе изменяется в силу ее индивидуальной природы, направленности на личностное восприятие.

3. Являясь наиболее популярным искусством, музыка способна формировать эстетические предпочтения своего времени.

4. В связи с тем, что классическая музыка являет собой пример высокого профессионализма, она может служить фактором поддержания на должном уровне современной художественной культуры.

5. Сохранение классической музыки в культуре способствует духовному оздоровлению общества, и, следовательно, должно быть заботой государства.

Теоретическая значимость исследования.

Исследование восполняет определенный пробел в изучении р возможностей классического искусства в решении проблем современной культуры. В исследовании формируется научная база для разработки приоритетных задач в области художественной политики применительно к музыкальной культуре.

Практическое значение исследования.

Материалы диссертации явились основой для разработки элективного курса «Музыка в истории культуры», читаемого в рамках дисциплины «Культурология» в Российском государственном университете нефти и газа им. И. М. Губкина. Материалы и выводы данного исследования могут использоваться в учебных курсах по культурологии, истории искусств, при разработке спецкурсов, лекций и семинаров для студентов гуманитарных и технических вузов. Г.

Апробация работы.

Основные положения диссертации изложены в опубликованных методических разработках по курсу «Музыка в истории культуры», статьях методических пособий, а также в тезисах, представленных к научнопрактическим конференциям. Материалы исследования используются в курсе лекций в рамках дисциплины «Культурология» на кафедре истории мировой культуры РГУ нефти и газа им. Губкина. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Московского Государственного университета сервиса и рекомендована к защите.

Структура работы.

Диссертация состоит из ведения, трех глав и заключения. Содержание ш, изложено на 140 стр. Библиография насчитывает 142 наименования.

Заключение

.

Природа и назначение музыкального искусства являлись объектом внимания многих мыслителей, начиная с античных времен. Идеи пифагорейцев, Платона, Аристотеля стали фундаментом науки о музыке, во многом предопределив ее развитие. В русле европейской философской эстетики музыка рассматривалась как нечто целостное, обладающее выразительным и обобщенным языком. В движении философскоэстетической мысли, выстраиваемом по работам Ф. Шеллинга, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, О. Шпенглера отразились представления о классической музыке.

Без музыки невозможно освоение человеком огромного мира художественной культуры, развития его эстетических чувств. Этим и обусловлено определение музыки не только как искусства, но и деятельности, результата творчества, средства воспитания и просвещения человека. Музыка является эстетическим феноменом в мире художественной культуры.

Познавательная природа музыкального искусства проявляется в его способности передавать характерное — в эпохе, культуре, искусстве. Отражение идей в музыкальной культуре всегда составляет строгую закономерность, имеет причинно — следственную связь. Способность создавать коммуникативное поле, а также эмоциональная природа музыки соотносятся с миром человеческих чувств.

Колыбелью современной музыкальной классики является европейская профессиональная музыка. С начала XVI 1 В. профессиональная музыка заняла достойное место в системе европейских искусств. В ней нашли отражение художественные стили и направления всех последующих культурных эпох. В классической музыке в полной мере реализованы возможности музыкального искусства.

С музыкальной классикой, как правило, ассоциируется профессиональная музыка европейской традиции XVII — нач. XX вв. При детальном анализе музыкального произведения его характеристики соотносятся с критериями определения «классика», выработанными в эстетике и искусствознании. Это, прежде всего, идея прекрасного, единство этического и эстетического, художественная ценность, оригинальность замысла, целостность художественного образа и формы. В данной работе они дополнены такими характеристиками, как востребованность и актуальность.

Искусством, созданным под знаком возвышенного, является музыка эпохи барокко. Ей в полной мере присущи единство этического и эстетического, художественная значимость, эстетическая ценность. Музыкальный классицизм абсолютно «классичен» с точки зрения совершенства форм, содержания, художественной выразительности. В музыкальной классике, представленной романтизмом, «классичны» выразительность и художественное совершенство.

Наиболее популярной музыкальной классикой являются музыкальные произведения, наиболее часто издаваемые в нотах, записанные на дисках, исполняемые в концертах, на радио и телевидении. Популярная музыкальная классика в России — это сочинения венских и русских композиторовклассиков, европейских романтиков Х1Хв., музыка барокко и старинная музыка, представляющие собой музыкальные шедевры.

В советское, доперестроечное время музыка рассматривалась как • идеологическое средство и способ просвещения и воспитания человека. Профессиональное творчество — классическая музыка, массовая песня, театральная музыка и музыка кино играли в культуре ведущую роль. Большее внимание со стороны государства уделялось музыкальному образованию детей в музыкальных и общеобразовательных школах.

Монополию на внимание потенциальных слушателей сегодня имеют средства массовой информации. Коммерческая направленностьих деятельности привела к исчезновению серьезных программ, в том числе и о классической музыке. Классическая музыка, представленная в радио и телеэфире, составляет упрощенный и ограниченный репертуар. В музыкальной среде радио и телевидения сегодня отсутствуют профессионализм и художественность. Смешение звучания рекламных роликов и музыкальных анонсов телепередач, дополненное «катастрофическим» стилем вещания создает у слушателя ощущение хаоса и не гармонизирует музыкальную среду.

Широкой аудиторией современных слушателей наиболее востребована популярная классика. Ее современный репертуар представлен большим выбором аудиозаписей. Но количество продаваемых кассет и компактдисков с записями классических произведений при существующей практике их тиражирования не всегда гарантирует качество.

Концертная жизнь музыкальной классики менее доступна большинству слушателей, особенно жителям небольших городов. Москва и Санкт Петербург сегодня полнее реализуют возможности в организации этой деятельности. Так, в Московском Международном Доме Музыки современность и удобство концертных залов соединяются с великолепным техническим оснащением, профессиональное руководство художественной деятельностьюс грамотным менеджментом и современной рекламой.

Москва обладает большим потенциалом для развития оркестровой культуры, влияющей на эстетику музыкальной среды. Творческая судьба любого оркестра зависит от личности руководителя и дирижера, определяющего его художественную политику. Однако симфонические и камерные оркестры сегодня имеют множество организационных проблем.

Как положительные явление последнего десятилетия следует отметить реакцию рынка на спрос аудиозаписей классических произведений и появления большого количества продаваемых кассет и компакт — дисков. Результатом рождения отечественного менеджмента в сфере классической музыки стали московские фестивали «Черешневый лес» и «Парад победителей» в СанктПетербурге. Активная деятельность на родине российских музыкантов по созданию новых симфонических коллективов (В.Спиваков, Ю. Башмет), музыкальных фондов и образовательных центров (В.Спиваков, М. Ростропович, Г. Вишневская), оказание спонсорской помощи телевидению (М.Ростропович, телеканал «Культура») также явления последнего десятилетия.

Динамично развивается телеканал «Культура», безусловный лидер в художественности вещания. Канал «Культура» предлагает российскому зрителю разнообразные циклы музыкальных передач. Отсутствие внимания центральных каналов к художественно — значимым музыкальным событиям оборачивается потерей их возможностей посредством воздействия классической музыки улучшать нравственный климат в обществе.

В последнее десятилетие в российской культуре наметилось резкое изменение соотношения между классическим и массовым искусством. В процессе становления массового общества происходит вытеснение элитарных искусств. Будучи одним из наиболее выразительных, музыкальное искусство обладает свойством доминировать в культуре, присутствуя во множестве различных искусств. В силу этого, художественный потенциал, которым обладает классическая музыка, может влиять на саму культуру.

Механизмы сохранения музыкальной классики могут быть реализованы в российском обществе. Так, вопрос возвращения музыкального воспитания в школу достоин внимания на государственном уровне. Имеющие огромное влияние в обществе телевидение и радио могут корректировать программную политику в интересах всего населения страны. Развитие звукозаписывающей индустрии в стране может легализовать производство аудиозаписей.

Открытие новых академических залов ведет к демократизации классических концертов, делая их более привлекательными для слушателей. Проведение фестивалей классической музыки также укрепляет ее позиции. Помощь известным симфоническим коллективам могут оказывать не только спонсоры, но и государственная и городская власть. Деятельность творческой музыкальной элиты должна находить всестороннюю поддержку не только общества, но и государства.

Данное исследование позволяет предположить, что классическая музыка, как пример художественности, способна оказывать большее влияние на эстетику музыкальной среды общества и всей российской культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АбертГ. В. А. Моцарт. /Пер. с нем. Ч.1.М.: Музыка, 1978- 637с.
  2. .В. Философия новой музыки. /Пер. с нем. Б.Скуратова. М.: Логос: XXIв., 2001.- 343с.
  3. Э. Беседы о музыке /Пер. с фр. Е. Ф. Бронфин, А. Н. Александровой. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1985 — 104с.
  4. М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. М.: Музыка, 1991. -317с.
  5. М.Г. Мышление, язык, семантика и проблемы музыкального мышления. Сборник статей. М.: Муззыка, 1974. 214с.
  6. М.Г. Симфонические искания. Л.: Музыка, 1979. 238с.
  7. Аристотель. Поэтика. Риторика./Пер. с греч. В. Аппельрота, Н.Платоновой.-СПб.: Азбука, 2000 346с.
  8. Аристотель. Политика. /Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. М.:АСТ- 2002.-393с.
  9. Аристотель Этика. /Пер. Н. В. Брагинской, Г. А. Миллер. М.:АСТ, 2002.-492с.
  10. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1и2. София, Музыка, 1984.-379с.
  11. .В. О музыке XX века. Пояснения к программам симфонических и камерных концертов. Л.: Музыка, 1982. — 199с.
  12. И.А. История музыки (сжатый очерк) 2-е изд. — М.: Музыка, 1935. -350с.
  13. И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха. М.: Классика -XXI, 2001.-88с.
  14. Н.П. О мозге человека = On the human brain : размышления о главном. СПб.: Нотабене, 1994. — 244с.
  15. М.Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001. — 219 с.
  16. Бузони Феруччо. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. /Репринт издания 1912 г.-Казань.: 1996.-55с.
  17. Э. Музыка эпохи рококо и классицизма /Под ред. Иванова-Борецкого. М.: Музыка, 1934. — 238с.
  18. И.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыки. Очерки. М.: Музыка, 1985.-255с.
  19. И.Ф. Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1988.-254с.
  20. И.Ф. Фридерик Шопен, 1810−1849.-М.: Музыка, 1981.- 137с.
  21. Выготский J1.C. Мышление и речь. Психика, сознание, безсознательное. — М.: Лабиринт, 2001. -366с.
  22. Р. Сборник статей. /Ред. сост. Полякова Л. В. — М.: Музыка, 1987. -228с.
  23. В.Б. Музыкальный тематизм мышление — культура. /Монография. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. — 163с.
  24. Васина Гроссман. В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. -М. Современник, 1998. — 285с.
  25. Вельфлин Генрих. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. /Пер. с нем. А. А. Константиновой и В. М. Невежиной. СПб.: Алетейя, 1999.-317с.
  26. Вельфлин Генрих. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве /Пер. с нем. А. А. Франковского М.: Шевчук, 2002. — 289с.
  27. Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. — 413 с.
  28. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции 5-е изд. — М.: Лабиринт, 1998. — 413 с.
  29. .Р. Введение в историю изучения искусства /ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР. М.: Изобразительное искусство, 1985. -283с.
  30. Г. Г. Актуальность прекрасного. История эстетики в памятниках и документах. М.: Искусство, 1991. — 366 с.
  31. Е.В. Синопсис музыки или Памятник агонии. — М.: Композитор, 2000.-354 с.
  32. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. -334с.
  33. Е.В. Античное музыкальное мышление: Исследование. — JL: Музыка, 1986. 223 с.
  34. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. JL: Музыка, 1988. — 254 с.
  35. ЕЛ. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. XVII- первая пол. XX в.: Пособие. М. :Пассим, 1994. — 310 с.
  36. П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.- 128с.
  37. П.С. Философия культуры. М.:АО «Аспект-пресс», 1994. — 314 с.
  38. А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. -327 с.
  39. А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. — М.: Искусство, 1984. — 350 с.
  40. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. — М. :Искусство, 1990. — 395 с.
  41. АЛ. Музыкальная психология /Международная академия педагогических наук. Московский гуманитарный лицей. М.:1993. — 190 с.
  42. Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. Композитор, 1986 — 205 с.
  43. ДильтейВ. Воззрения на мир и исследования человека со времен Возрождения и Реформации./Пер. с нем. М. И. Левина. М.: Иерусалим, Унив. кн., 2000.-263 с.
  44. В. Описательная психология. /Пер. с нем., 2-е изд. СПб.: Алетейя, Кренов, 1996. — 153 с.
  45. М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. — 382 с.
  46. М.С. М.С.Брамс: Монография 4-е изд. — Л.: Музыка, 1988 — 95 с.
  47. М.С. Зарубежная музыкальная историография: Учебное пособие. -М., Музыка, 1994. 162 с.
  48. М.С. Избранное: Монографические статьи. М.: Сов. Композитор, 1981.-336 с.
  49. Ю.К., Симакова Н. К. Музыка эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1982.- 253 с.
  50. О.И. Риторика и западноевропейская музыка первой половины ХУ111 века: принципы, приемы. М.: Музыка, 1983. — 77с.
  51. Э. Индивид и космос. М., СПб.: Унив. Кн., 2000. — 653 с.
  52. Э. Избранное. Опыт о человеке. /Сост. С. Я. Левит, Л.В.Скворцов- Пер.: Б. Виппер и др. М., Гардарика, 1998. — 779 с.
  53. Кассирер Эрнст. Философия символических форм. /Пер. с нем. С. А. Ромашко.- М.: Унив. кн.- СПб, 2002. 297 с.
  54. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 365 с.
  55. И. Критика чистого разума /Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Мысль, 1994.-591 с.
  56. С. Или- или. Москва.: Арктогея, 1992. — 376 с.
  57. С. Наслаждение и долг. Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 418 с.
  58. С. Дневник обольстителя. /Пер. П.Ганзена. М.: Лимбус Пресс, 2000. — 218 с.
  59. В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки /Гос. Ин-т искусствоведения М-ва культуры РФ.-М.: Музыка, 1997.-639 с.
  60. Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. — М.: Музыка, 1994.- 157 с.
  61. Л.М. Итальянская опера первой половины XX в. /Гос. Институт искусствознания. М., 1996. — 230 с.
  62. А.С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире: Монография. СПб.-Ut, 1997. — 157 с.
  63. Т.Н. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. Композитор, 1982. — 175с.
  64. Т.Н. Музыкальная классика ХУ111 века (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн). М.: Музыка, 1997. — 322 с.
  65. Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом /Сост. Ю. К. Евдокимова. -М.: Музыка, 1981.-238 с.
  66. Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. (в 2-х кн.) /ВНИИ искусствознания М-ва культуры РФ. Кн.1: От античности к ХУ111 В. -М.: Музыка, 1986, 461с. Кн.".: От Баха к Моцарту. М.: Музыка, 1987. — 467 с.
  67. Д.С. Классическое наследие и современность. М.: Современник, 1987.-299 с.
  68. Д.С. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.:Сов. Россия, 1988. 142 с.
  69. Д.И. Избранное. СПб.: Логос, 1997. — 557 с.
  70. Д.С. Декларация прав культуры (проект). 3-е изд. — СПб.: изд-во С.Петерб. гуманит. ун-та, 2001. — 18 с.
  71. М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. -М.: Музыка, 1994. 103 с.
  72. А.Ф. Античная философия истории. СПб.: Алетейя, 2000. — 258 с.
  73. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. — М.: Мысль, 1989.-204 с.
  74. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2кн. М.: Искусство, 1992. Кн. 1 — 1992. — 656 с. Кн. 2. — 1994. — 603 с.
  75. А.Ф. История античной эстетики (в 8 т.). М.:АСТ, 2000. Т. 1. Ранняя классика — 2000. — 621 с.
  76. Т 2. Софисты. Сократ. Платон. 2000. 946 с. Т. 3. Высокая классика. — 2000. — 623 с.
  77. Т.4 Аристотель и поздняя классика. 2000. — 878 с.
  78. А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. — 719 с.
  79. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / науч. ред. А.А.Тахо-Годе. 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 319 с.
  80. А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. — 831 с.
  81. А.Ф. Музыка как предмет логики. София, 1996. — 266с.
  82. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. — М.: Яз. рус. культуры., 1999. — 447 с.
  83. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, изд. Группа «Проргресс», 1992. — 270 с.
  84. Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. — 702 с.
  85. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. — 542 с.
  86. И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ /Российская академия музыки им. Гнесиных. М., 1999. — 91 с.
  87. Л.А. О природе и средствах музыкального искусства и его эволюции. 2-е изд. — И.: Музыка, 1991. — 79 с.
  88. Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. Композитор, 1982.-328 с.
  89. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Издат. образов. «Композитор», 1993. — 265 с. Музыка: Что о ней должен знать современный человек /Ред.-составитель С. А. Хворостухина. — М.:РИПОЛ Классик, 2002. — 605с.
  90. М.К. Муза и мода (Защита основ музыкального искусства) /Paris Umsa press, 1978. 154 с.
  91. Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. /Сб. трудов Гос. муз.-пед. инс-та им. Гнесиных. — М., 1986. — 159с.
  92. Музыка XX в. в контексте культуры. Учебное пособие /Санкт -Петерб. госуд. акад. культуры. СПб.: СПб ГАК, 1995. — 93 с.
  93. Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике /Гос. муз-пед. ин-т им. Гнесиных. / Отв. ред. А. В. Малиновская. М., 1981. — 167 с.
  94. Музыкальная классика и современность. Вопросы истории и эстетики. Сборник научных трудов. /Ленинградский ин-т театра, музыки и кинематографии. /Отв. ред. и сост. А. Л. Порфирьева. Л., 1983. — 159 с.
  95. Музыкальная культурология: на пересечении парадигм: Сборник трудов молодых ученых /М-во культуры РФ. /Отв. ред. Л. А. Кузин. Петрозаводск, Петрозаводская гос. консерватория, 2002. — 119 с.
  96. Музыкально -эстетическое образование в социокультурном развитии личности. /Материалы Всероссийской межвузовской конференции. — Екатеринбург, 2000 г. -215 с.
  97. Музыкальная эстетика Западной Европы XV11-XV111 вв. -М., Музыка, 1977. 342 с.
  98. Музыкальная эстетика Австрии и Германии XIX в. В 2-х т. М.: Музыка, 1981−1982.- 540 с.
  99. Музыкальная эстетика Франции XIX в. М.: Музыка, 1974. — 286 с.
  100. Музыка барокко и классицизма. Вопросы анализа. /Сб. трудов /Гос. муз. -пед. инс-т им. Гнесиных М., 1986. — 159с.
  101. Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. /Отв. ред. и сост. канд. Искусствов. В. Г. Карцовник. Л.: Музыка, 1988. — 167 с.
  102. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-250с.
  103. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
  104. Е.В. Звуковой ми музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  105. Е.В. Традиционное и новаторское в современной музыке. -М.: Музыка, 1987.-251 с.
  106. И.В. Век нынешний и век минувший. Статьи о музыке. М.: Сов. композитор, 1986.-382 с.
  107. Ф. Сочинения: в 2-х т. / Пер. с нем. Л.Бермана. М.: Мысль, 1990. -Т. 1 — 831с. Т.2. — /Пер. с нем. Ю. М. Антокольского и др. — 1990. — 832 с.
  108. А. О музыкальном искусстве /Пер. с фр. В. Л. Александровой и Е. С. Гвоздевой. 2-е изд.—Л., Музыка, 1985. — 215 с.
  109. Ортега и — Гассет X. Избранные труды: /Пер. с исп. Сост. A.M. Руткевич. — М.: Весь мир, 1997. — 700 с.
  110. Ортега и — Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. — М.: Искусство, 1991.-586 с.
  111. М.А. Искусство импровизации. Импровизационные виды искусства в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка. 1982. — 77 с.
  112. М.А. Очерки музыкальной культуры Западноевропейского Средневековья. /Коллегия старинной музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского. М.: Преет, 1996. — 358 с.
  113. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1982.-268 с.
  114. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.
  115. П.А. Социальная и культурная динамика: (главы из книги) /Научный редактор Ю. В. Яковец. М.:МФК, 1999. — 77 с.
  116. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Инс-т социологии РАН, 1993.-195 с.
  117. А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сборник статей. — Л.: Сов. композитор, 1980. 1ч. — 295 е.- 2 ч. -1983. — 304 с.
  118. В.В. Статьи о музыке /Сост. и коммент. Вл. Протопопова — М.: Музыка, 1980.-271 с.
  119. В.В. Статьи о музыке. В 5-ти вып. Вып. 5-А. /Сост. Н.Симакова. -М. .-Музыка, 1980. 420 с.
  120. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий /Под ред. М. Г. Ярошевского. М., Воронеж, 1998. — 538 с.
  121. Р.А. Введение в феноменологию музыки /Владим. гос. пед. инт, АН СССР ин-т философии. -М., 1991. 214 с.
  122. Р.А. музыкальная деятельность и музыкально эстетическая культура. -/Владим. гос. пед. ин-т. — Владимир, 1990. — 252 с.
  123. Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. Сборник научных трудов. /Сост. и отв. ред. В. Г. Карцовник. Л.: Музыка, 1989.- 184 с.
  124. Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Сб. научных трудов /Ленингр. Ин-т театра, музыки и кинематографии. /Ред- сост. А. Л. Порфирьева. Л., 1981. — 156 с.
  125. М. Бытие и время /Пер. с нем. В. В. Бибихина. 2-е изд. — СПб, Наука, 2002. — 450 с.
  126. В.Н. Музыкальный ритм: Очерк. М.: Музыка, 1980. — 71 с.
  127. В.Н. Музыкальный тематизм. Научно методический очерк. -М.: Музыка, 1983.-88 с.
  128. В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие /Моск. гос. Коне. Им. П. И. Чайковского. 2-е изд. — СПб, Лань, 2001. — 489 с.
  129. В.Н. Музыка как вид искусства. СПб, 2000. — 319 с.
  130. Т.В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный «авангард» и поп- музыка в системе буржуазной идеологии. М.: Музыка, 1987. -187 с.
  131. Т.В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. — Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. — вып.1. — 215 с. Вып.2.-173с.
  132. Т.В. Тенденции современной западной эстетики: к анализу методологических парадоксов науки о музыке. М.: Музыка, 1989. — 221 с.
  133. Ф.В. Философия откровения. /Пер. с нем. A.JI. Рестова. СПб.: Наука, 2000. — 699 с.
  134. А. Иоганн Себастьян Бах /Пер. с нем. Я. С. Друскин, Х. А. Стрекаловская.-М.: Классика XXI, 2001.- 801 с.
  135. А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М.: Прометей, 1993.-511 с.
  136. Ф. Философия искусства /Пер. П. С. Попова, под ред. М. Ф. Овсянникова. СПб.: Алетейя", 1996. — 495 с.
  137. В.П. Мифология XX в.: Критика теории и практики буржуазной «массовой» культуры. М.: Искусство, 1988. — 222с.
  138. В.П. Искусство и мир в «мире искусства». М.: Славянский диалог, 1998.- 150 с.
  139. Эстетический опыт и эстетическая культура. Сборник /Российская АН, инс-т философии. Отв. ред. К. М. Долгов. М., 1992. — 154 с.
  140. Эстетические ценности в системе культуры: Сб. научных статей /АН СССР Инс-т философии.-М., 1986. 151 с.
Заполнить форму текущей работой