Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регулирование взаимоотношений региональных институтов власти и средств массовой информации в России и Германии: сравнительный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурные признаки регионального медийного поля России и Германии отличаются друг от друга по ряду параметров. В Германии существует так называемая «трёхуровневая система», в которой доминируют три типа СМИ — общественно-правовые, коммерческие и СМИ открытого доступа. Основная цель существующей системы — представление интересов всех социальных групп общества, максимальное вовлечение аудитории… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАСТИ И СМИ
    • 1. Л. Коммуникативные аспекты понятия «власть»
      • 1. 2. СМИ как инструмент легитимации институтов власти
      • 1. 3. Институты власти и СМИ: аспекты взаимоотношений
  • ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И СМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
    • 1. 1. Региональные СМИ в России и Германии: сравнительный анализ
    • 1. 2. Органы власти в медийном пространстве России и Германии: федеральный и региональный уровни
    • 1. 3. Формы взаимодействия региональных институтов власти и СМИ в России и
  • Германии

Регулирование взаимоотношений региональных институтов власти и средств массовой информации в России и Германии: сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном медиатизированном обществе характер взаимоотношений власти и средств массовой информации оказывает влияние на направленность и глубину социальных процессов, определяет качество социальных связей. Социальная реальность в современном мире, по мнению ряда социологов (Н.Луман, Э. Гидденс, Ю. Хабермас), конституируется коммуникациями, а общество трактуется как самовоспроизводящаяся структура, приобретающая целостный характер, благодаря коммуникативному взаимодействию его членов. Роль власти в конституировании социальной реальности заключается в том, что именно она определяет и формирует культурные смыслы, передающиеся в процессе массовой коммуникации. Агенты медийного поля выполняют функцию посредника в процессе передачи культурных смыслов, доведения смысловых посланий до аудитории.

Выступая в качестве канала передачи информации, масс-медиа не ограничиваются ролью посредника. Имея возможность конструировать социальную реальность с помощью символов, СМИ обладают способностью влиять на массовое сознание, то есть символической властью — властью конструирования мира. В приобретении и удержании этой власти заинтересованы акторы политического поля. Именно поэтому институты власти стремятся к установлению контроля над медийным полем, используя для этого свои регулятивные возможности.

Существуют две модели построения регулятивных взаимоотношений институтов власти и СМИ. Первая из них предусматривает жёсткое регулирование деятельности медийного поля, когда акторы власти имеют широкие возможности влияния на организационные и содержательные аспекты функционирования СМИ. Вторая предполагает «мягкое», по выражению П. Штомпки, поле взаимоотношений относительно равноправных акторов, имеющих возможности принимать участие в конструировании стратегий деятельности медийного поля. Первая модель характерна для России, где контролирующими функциями обладают институты власти, осуществляющие регулирование медийного поля с помощью финансовых и административных ресурсов, находящихся в их распоряжении.

По результатам исследований, в настоящее время ситуация на медийном поле России характеризуется экономической и политической зависимостью средств массовой информации от институтов власти, которую президент РФ Д. Медведев назвал «порабощением СМИ административным аппаратом» [15]. Акторы поля власти используют способность масс-медиа конструировать социальную реальность для поддержания собственной легитимности. Подконтрольные СМИ позитивно освещают деятельность субъектов власти, формируют их имидж и репутацию. Существующая ситуация привела к тому, что аудитория как агент социального пространства имеет ограниченные возможности принимать участие в формировании информационного поля и, следовательно, формулировать своё видение социальной реальности. Акторы общества, не располагая достаточными ресурсами, не могут повлиять на действия властных структур и не имеют возможности их контролировать. В таких условиях взаимодействие в системе «власть-общество», опосредованное масс-медиа, сводится к простому информированию граждан, побуждению их к определённым действиям, выгодным институтам власти. При этом средства массовой информации, занимаясь созданием и накоплением символического капитала для институтов власти, не заинтересованы во всестороннем освещении действительности, в предоставлении качественных информационных услуг гражданам.

Следствием этих процессов является, с одной стороны, усиление давления государства на средства массовой информации, а с другой стороны, утрата доверия к масс-медиа со стороны общества. В таких условиях эффективная коммуникация в обществе является труднодостижимой, при этом СМИ утрачивают роль посредника в данном процессе.

Представляется очевидной необходимость корректировки существующей модели взаимоотношений институтов власти и масс-медиа в России, характеризующейся доминированием государства на медийном поле страны. В этих условиях интерес представляет вторая стратегия регулятивных отношений институтов власти и СМИ, сложившаяся во второй половине двадцатого века в европейских странах. По утверждению исследователей, наиболее эффективная модель сформирована в Германии, где взаимодействие субъектов власти и средств массовой информации носит двусторонний симметричный характер, все агенты социального пространства имеют относительно равный доступ к ресурсам и соответственно возможности оказывать влияние на агентов других полей. Основным субъектом регулятивного воздействия на медийное поле в Германии является общество, права государства в этой сфере серьёзно ограничены. Международный институт печати в Лондоне характеризует Федеративную Республику Германии как «одну из немногих стран, где государство уважает сильную позицию свободной прессы» [105, с. 61].

В связи с этим в данном диссертационном исследовании основное внимание уделяется сравнительному анализу региональных медиасистем России и Германии. Исследование закономерностей функционирования региональных СМИ определяется значимостью регионального фактора в современных условиях. В конце XX века наблюдается чётко выраженная тенденция к превращению регионализма в общемировую тенденцию, в контексте которой регионы начинают играть всё более возрастающую роль в жизни различных стран и народов. Это относится и к медийной сфере, где в последнее время отмечается повышение внимания населения к региональным СМИ как основному источнику информации о местных событиях.

Выбор зарубежной страны в качестве объекта сравнительного анализа обусловлен следующими причинами:

1) высокой степенью влияния ФРГ в европейском и мировом сообществе;

2) схожестью типов государственного устройства, в основу которого положен принцип федерализма;

3) эффективностью сложившейся в Германии модели взаимоотношений основных субъектов медийного поля — институтов власти, средств массовой информации и общественных структур;

4) высокой степенью доверия граждан к акторам государства и медийного поля;

5) активным развитием российско-германского сотрудничества.

На выбор земли Северный Рейн-Вестфалия в качестве анализируемого субъекта федерации повлияли следующие факторы:

1) Медийное поле земли Северный Рейн-Вестфалия является типичной медиасистемой Германии, в которой представлены все виды региональных средств массовой информации, существующие в ФРГ. Географическое положение земли (в центре Германии) не предполагает влияния других стран на основные аспекты её жизни, что делает типичными условия её существования.

2) Анализ медийного поля данной земли представляет интерес, поскольку на территории этого субъекта федерации находятся самые известные и успешные региональные медиапредприятия Германии.

Исследование характера и механизмов взаимоотношений власти и СМИ являлось предметом рассмотрения многих учёных, начиная со второй половины XX века. Эта проблема и в настоящее время продолжает интересовать исследователей. Однако анализ многочисленной отечественной литературы и зарубежных исследований последних лет показывает, что до сих пор не выработаны системные представления, отсутствуют монографические труды, посвященные комплексному исследованию регулятивных взаимоотношений институтов власти и средств массовой информации. Кроме того, в исследованиях, посвящённых данной проблематике, внимание уделяется, как правило, процессу взаимодействия власти и масс-медиа на федеральном уровне. Социологический анализ функционирования региональных средств массовой информации и их взаимоотношений с региональными органами власти пока не нашёл своего места в научном поиске. Существенный вклад в теоретическую разработку данной проблемы может внести анализ опыта зарубежных стран, в которых сформирована эффективная модель взаимоотношений власти и масс-медиа. Однако до сих пор не было предпринято попыток сравнительного анализа российской и иностранной систем регулирования медийного поля. Этими обстоятельствами обусловлена актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Интерес к изучению процесса взаимодействия институтов власти и средств массовой информации активизировался во второй половине XX века, когда пришло понимание необходимости выстраивать отношения между этими акторами социального пространства на основе двухстороннего, относительно равноправного взаимодействия. В этот период появились исследования, посвященные анализу коммуникативных основ власти.

О власти как о коммуникативном процессе пишут многие зарубежные социологи. X. Арендт [Приводится по: 130, с. 36] и Т. Парсонс [Приводится по: 36, с. 150] полагают, что коммуникативный характер власти является средством поддержания целостности социальной системы. Немецкий социолог Н. Луман [69] рассматривает всю сферу властных отношений как систему коммуникаций. Основную цель власти учёный видит в регулировании процесса взаимодействия между акторами социального пространства. Ю. Хабермас [107], основатель теории коммуникативного действия, главным элементом своей теории считает коммуникацию, которую он рассматривает как истинное средство на пути к согласию в обществе. По мнению Э. Гидденса [39], властьэто возможность выбора действия из множества альтернатив.

Рассмотрение власти как коммуникативного процесса повлекло за собой изменение статуса участников управленческого взаимодействия. Анализ коммуницирующих акторов в процессе властного взаимодействия предпринимался в работах Б. А. Грушина, П. Бурдье, Э. Гидденса, И. А. Климова [76- 27- 39- 149].

Исследование власти как коммуникативного процесса, представляющего собой взаимодействие управляющих и управляемых, предполагает изучение его основных элементов, к числу которых принадлежит сообщение. Ряд авторов рассматривает этот компонент коммуникативного процесса как средство воздействия на сознание и поведение реципиента. [76- 92]. Исследователи роли сообщения в коммуникативном процессе обычно понимают под ним закодированную информацию, которую получатель должен расшифровать. В данном диссертационном исследовании рассматриваются подходы к понятию «код» таких учёных как К. Шеннон [112], У. Уивер [Приводится по: 85, с. 131], У. Эко [Приводится по: 71, с. 53], П. Якобсон [Приводится по: 63], Ю. М. Лотман [68, с. 161]. Н. Луман исследует код как механизм управления процессом коммуникации [69]. С. Холл, анализируя стадии процесса декодирования медиасообщения, делает вывод, что декодированный смысл не всегда совпадает с закодированным [74].

Понимание коммуникации как процесса взаимодействия относительно равноправных акторов актуализировало интерес к обратной связи, исследованием которой занимались Н. Винер, К. Дойч, Э. Гидденс, Б. Уэстли, М. Маклин [34- 35- 46- 39- 71]. Французский учёный Г. Дебор [43] обращает внимание на проблему отсутствия обратной связи в процессе социальной коммуникации, подчёркивая, что в современном обществе она приобрела односторонний характер.

Во второй половине XX и в начале XXI века в социологии актуализировался интерес к исследованию средств массовой информации как основного посредника в процессе взаимодействия власти и общества. При этом дискуссии вызывает содержательная наполненность и терминологическая неопределенность понятия «СМИ» и его синонимов «СМК» и «масс-медиа». В современной литературе существует ряд попыток найти наиболее точный термин, характеризующий суть описываемого явления. В этом направлении работали такие исследователи, как М. М. Назаров, К. X. Каландаров, М. В. Шкондин, Г. В. Лысенко, С. В. Коновченко [80- 61- 176- 71- 64]. Факторы и особенности функционирования отечественных, в том числе региональных СМИ в современном обществе анализировали А. А. Грабелышков, И. И. Засурский, М. М. Назаров [40- 54- 80]. Системные характеристики СМИ как полифункционального социального института освещены в работах Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда, Р. Мертона, А. А. Чичановского, П. В. Бандакова,.

Т. В. Науменко [Приводится по: 80- 173- 178- 154], которые исследовали функциональное назначение средств массовой информации.

Роль СМИ в процессе легитимации субъектов поля власти вызывает интерес разных научных школ и направлений. Среди социологических теорий особое значение для диссертационного исследования имели концепции Т. Парсонса, представителей феноменологического направления в социологии П. Бергера и Т. Лукмана, французского социолога П. Шампаня, немецкого учёного Ю. Хабермаса [Приводится по: 36- 17- 109- 171], которые определили факторы, влияющие на условия возникновения и функционирования процесса легитимации власти в обществе. Авторы констатировали основное условие легитимности власти — её признание со стороны общества, а не принуждение. К такому же выводу пришли учёные русской социологической школы, исследовавшие механизмы взаимодействия власти и общества [83, с. 21−22].

В исследовании влияния масс-медиа pia массовое сознание можно выделить два направления. Представители первого — М. Маклюэн, А. И. Соловьёв, У. Липпман, С. Холл и др. [75- 161- 48- 74], отмечая способность СМИ конструировать реальность, наделяют СМИ собственной субъектностью, видя в них не просто посредника в процессе передачи информации, а самостоятельного актора поля власти. При этом ряд исследователей — Г. Дебор, Т. Адорно, Д. Крото [43- 80- 165] обращает внимание на негативные последствия перехода общества от объективной реальности к искусственно сконструированной. Сторонники другого подхода — И. М. Дзялошинский, О. В. Гаман-Голутвина, И. А. Лукьянова, А. И. Юрьев, Ч. Миллс [45- 160- 128- 177- 78] не склонны видеть в масс-медиа субъекта социальных отношений, а рассматривают их как инструмент управления обществом в руках более могущественных акторов социального пространства.

Исследуя характер взаимоотношений власти и СМИ, трудно обойти вниманием основные модели взаимодействия этих акторов социального пространства. В данном диссертационном исследовании рассматриваются наиболее известные теории взаимоотношений власти и СМИ, сложившиеся в мировой практике — Ф. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона, Р. Уильямса [93- Приводится по: 54]. Разновидностью взаимодействия власти и масс-медиа являются регулятивные взаимоотношения. Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен анализу понятия «регулирование» и его соотношению с термином «управление» [52- 191- 28- 181]. Немалый интерес также вызывает исследование основных методов регулятивного воздействия на медийное поле — нормативно-правовых, экономических и административных. Изучение нормативно-правового поля, его роли в социальном пространстве привлекает внимание Э. Дюркгейма, П. Штомпки, Т. Бернса и Е. Флэм [49- 113- 189]. Е. Л. Вартанова, Р. Пикар обращаются к анализу средств экономической медиаполитики [31]. Е. П. Прохоров, М. Скэммелл исследуют административные методы регулирования деятельности СМИ, в т. ч. цензуру [89- 94].

Поскольку целью настоящей диссертационной работы является сравнительный анализ российской и немецкой моделей регулятивных взаимоотношений власти и СМИ, то особый интерес в процессе исследования представляли работы, предметом рассмотрения которых, была немецкая медиасистема. Закономерности её функционирования и взаимодействия с институтами власти освещались в работах российских и немецких исследователей: X. Майна, Ю. Вильке, У. Сарчинелли, О. Альтендорфера, X. Хеллака, Д. Крише, Г. Лутча, У. Лудвига, М. Розенбаха, В. Д’Инка, Е. Л. Вартановой, Г. Ф. Вороненковой, А. Б. Венгерова, В. К. Вершининой, Е. С. Устинович, В. Д. Фатыминой [197- 205- 201- 187- 195- 190- 193- 31- 37- 116- 138- 33- 136- 104- 105- 169].

Следует отметить, что основное внимание в представленном диссертационном исследовании уделяется региональным СМИ, что предполагает анализ основных подходов к понятию «регион» в России и Германии. Для данной работы интерес представляют концепции И. М. Бусыгиной, О. М. БарбаковаР. Ф. Туровского [29- 129- 167].

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют принципы и положения системного, структурно-функционального, конструктивистского, институционального и постмодернистского подходов. При рассмотрении систем регулирования взаимодействия власти и СМИ в России и Германии используется метод сравнительного анализа.

За основу принимаются работы отечественных и зарубежных учёных в таких отраслях научного знания, как социология управления, социология средств массовой коммуникации, политология, социальная психология.

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в сравнительном анализе моделей регулятивных взаимоотношений региональных институтов власти и средств массовой информации в России и Германии для выработки рекомендаций по совершенствованию существующей в РФ модели взаимодействия власти и СМИ.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. проанализировать теоретические и методологические подходы к изучению коммуникативных аспектов понятия «власть»;

2. исследовать роль средств массовой информации в процессе легитимации институтов власти;

3. выявить основные закономерности коммуникативного взаимодействия акторов поля власти и медийного поля;

4. сравнить структуру и особенности функционирования региональных СМИ Волгоградской области и земли Северный Рейн-Вестфалия;

5. исследовать основные аспекты регулятивного воздействия органов власти на медийное поле России и Германии;

6. проанализировать основные формы взаимодействия институтов власти и СМИ в России и Германии на региональном уровне;

Объект исследования: модели регулятивных взаимоотношений региональных институтов власти и СМИ в России и Германии.

В качестве эмпирического объекта исследования выступают российские и немецкие эксперты: чиновники подразделений администрации Волгоградской области, ответственных за работу масс-медиа (21 человек) и журналисты региональных СМИ (27 человек), а также следующие категории немецких экспертов — чиновники исполнительных органов власти (22 человека), журналисты (23 человека) и представители общественности земли Северный Рейн-Вестфалия (32 человека). Сложность структуры объекта исследования в Германии можно объяснить следующим образом. В системе регулирования деятельности масс-медиа в Германии роль государства сведена к минимуму, контроль осуществляют общественные структуры. Поэтому помимо чиновников и журналистов немецких СМИ диссертантом были также опрошены представители немецкой общественности, занимающиеся проблемами масс-медиа.

Предметом диссертационного исследования являются факторы и критерии, определяющие модели регулятивных взаимоотношений региональных институтов власти и средств массовой информации в России и Германии.

Гипотеза исследования. Средства массовой информации выполняют в обществе роль посредника, обеспечивающего коммуникативные связи между всеми социальными институтами. На качество и устойчивость данных связей оказывают влияние отношения, которые складываются между институтами власти и СМИ. Существуют различные модели взаимоотношений власти и масс-медиа. В некоторых странах, например в Германии, эти отношения устанавливаются и регулируются как органами власти, так и общественными структурами, что обеспечивает высокую степень доверия населения к средствам массовой информации, которое способствует повышению легитимности институтов власти и формирует таким образом устойчивую систему коммуникативных связей в обществе. В России, институты власти, сознавая возможности влияния СМИ на массовое сознание, стремятся к установлению контроля над медийным полем, используя для этого финансовые и административные капиталы. В результате аудитория, которая является активным субъектом социального пространства в Германии, в нашей стране остаётся за рамками коммуникативного взаимодействия власти и СМИ. Это снижает качество социальных связей в обществе, препятствует эффективной коммуникации между акторами социального пространства.

Эмпирическая база исследования представлена данными экспертного опроса, проведённого автором в мае-июне и ноябре-декабре 2007 года. Экспертный опрос чиновников и журналистов Волгоградской области, а также чиновников, журналистов и представителей общественности земли Северный Рейн-Вестфалия помог обосновать выводы о характере и формах взаимоотношений институтов власти и СМИ России и Германии, о степени государственного вмешательства в деятельность региональных медийных полей этих стран. Использование результатов опроса способствовало получению эмпирической информации по проблеме диссертационного исследования, что позволило обосновать сделанные выводы.

В процессе работы над диссертацией был использован комплекс нормативно-правовых актов Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: Конституции РФ и ФРГ, федеральные законы РФ «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», Концепция государственной информационной политики РФ, законы Волгоградской области, «О финансовом обеспечении официальных публикаций», «О грантах», Концепция информатизации Волгоградской области", законы земли Северный Рейн-Вестфалия «О прессе» и «Об электронных СМИ», правила аккредитации журналистов при органах власти Волгоградской области. Данные нормативно-правовые акты представляют государственную информационную политику в России и Германии, помогают сделать вывод о её приоритетах в каждой из анализируемых стран.

Кроме того, в диссертационном исследовании использовались материалы периодической печати и луеЬ-страниц Интернета, опубликованные данные статистики, социологических и экспертных опросов, характеризующие сложившиеся взаимоотношения власти и СМИ России и Германии.

Научная новизна представленной диссертационной работы заключается в том, что впервые проведён сравнительный анализ моделей регулятивных взаимоотношений институтов власти и региональных СМИ в России и Германии.

В ходе работы над диссертационным исследованием:

1) уточнено соотношение понятий, обозначающих основных участников коммуникативного процесса — «актор», «агент», «субъект» с опорой на основные положения деятельностного подхода;

2) акцентировано внимание на двойственную роль СМИ, с одной стороны, обладающих собственной субъектностью, благодаря способности конструировать реальность, с другой стороны, выполняющих для институтов власти роль средства воздействия на общество;

3) в ходе сравнительного социологического исследования выявлены основные характеристики медийных полей Волгоградской области и земли Северный Рейн-Вестфалия;

4) разработана таблица, представляющая организационную структуру управленческих взаимоотношений институтов власти и СМИ в России и Германии на федеральном и региональном уровне;

5) на основе компаративного анализа нормативно-правовых актов России и Германии, а также результатов эмпирического исследования дана оценка информационной политике исследуемых стран;

6) выявлены различия в структуре методов регулирования медийных полей России и Германиив частности, установлено, что медиасистема земли Северный Рейн-Вестфалия регулируется исключительно нормами права и законами рыночной экономики, в то время как в структуре регулирования методов регулирования деятельности СМИ Волгоградской области зафиксировано преобладание административной составляющей;

7) в результате сравнительного анализа форм взаимодействия институтов власти и средств массовой информации Волгоградской области и земли Северный Рейн-Вестфалия выявлена асимметричность характера взаимоотношений между этими акторами социального пространства в России и сбалансированность коммуникации власти и СМИ в Германии. Положения, выносимые на защиту:

1) Власть носит асимметричный однонаправленный характер, поскольку представляет собой управленческое воздействие на объект с помощью сконструированных сообщений, при этом не всегда уделяется внимание обратной связи. Исследование коммуникативных аспектов власти помогает понять её не как жёсткое принуждение, а как взаимообмен смысловыми посланиями.

2) Коммуникативный характер управленческого воздействия позволяет трактовать его участников как относительно равноправных акторов (агентов) социального пространства, каждый из которых имеет возможность конституировать реальность с учётом своих возможностей, имеющихся ресурсов, а также исторического прошлого, влияющего на социокультурные характеристики данного объекта.

3) Масс-медиа как основной посредник в процессе коммуникации власть-общество выполняют двойственную роль в процессе социальной коммуникации. С одной стороны, имея возможность формировать культурные смыслы, СМИ выступают в качестве активного субъекта коммуникативного процесса. Но, с другой стороны, способность масс-медиа конструировать реальность используют другие акторы социального пространства, в первую очередь, властные структуры, которые стремятся оказать влияние на общество для поддержания собственной легитимности и используют для этого СМИ.

4) На региональном медийном поле России существуют два типа СМИ — государственные и коммерческие, что порождает проблему экономической и организационной зависимости масс-медиа от их учредителей — институтов власти или финансовых групп. Основные черты медиасистемы Германии — независимость от государства, представление интересов всех социальных групп общества, максимальное вовлечение аудитории в процесс формирования информационного потока региона, поэтому в Германии преобладают коммерческие, общественно-правовые масс-медиа и СМИ открытого доступа.

5) Основными регулирующими функциями в медийной сфере Российской Федерации обладают органы исполнительной власти федерального и регионального уровняв Германии регулирование деятельности СМИ, формирование информационной политики государства относится к компетенции общественных структур и осуществляются в пределах правового поля. Институты власти Российской Федерации, регулирующие деятельность СМИ, активно используют финансовый и административный ресурсы для влияния на содержательную политику региональных СМИ, выходя при этом за рамки нормативно-правового поля.

6) В России порядок взаимодействия власти и СМИ устанавливают институты власти. В результате характер взаимоотношений носит асимметричный характер, значительно усложняющий процесс создания и функционирования масс-медиа, а также доступ журналистов к информации. В Германии, напротив, основная цель взаимодействия власти и медийного поляоказание содействия масс-медиа в предоставлении информации, при этом никакого разрешения на доступ к информации или создание нового СМИ от органов власти не требуется.

Практическая значимость предлагаемого диссертационного исследования заключается в том, что его основные результаты и выводы могут быть использованы в качестве основы для подготовки рекомендаций по совершенствованию существующей в России системы регулятивных взаимоотношений институтов власти и СМИ. Данные, полученные в ходе теоретического и эмпирического анализа, могут быть включены в разработку таких учебных дисциплин, как «Социология управления», «Политическая социология», «Социология массовой коммуникации», «Управление общественными отношениями», а также в преподавании спецкурсов по соответствующей проблематике для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные тезисы работы легли в основу ряда публикаций автора, опубликованных в сборниках научных трудов. Ключевые теоретические положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на заседании кафедры социологии управления, в ходе научно-практических конференций. Ряд положений и выводов данного исследования использовались в деятельности Комитета по печати и информации администрации Волгоградской области.

Публикации. По теме данной работы было опубликовано 9 работ общим объёмом 2 п.л.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Коммуникативный подход к власти, который актуализировался во второй половине XX века, позволяет трактовать её не как одностороннее властное воздействие субъекта на пассивный объект, а как взаимообмен смысловыми посланиями, подразумевающий обязательное использование обратной связи. Новый характер взаимоотношений между коммуницирующими субъектами повлиял на понятийный объём терминов, обозначающих участников коммуникации. Вместо понятий «субъект» и «объект», подразумевающих неравные исходные позиции коммуникантов, получили распространение термины «актор», «агент», к характеристикам которых относится способность действовать самостоятельно и конструировать реальность с учётом своих возможностей и имеющихся ресурсов. От объёма ресурсов зависит позиция актора в социальном пространстве, что обуславливает постоянную конкуренцию агентов социальных полей за различные виды ресурсов.

Наиболее весомым ресурсом считается символический капитал, обладатель которого получает возможность формировать и передавать культурные смыслы. На сегодняшний день наиболее значительным объёмом символического капитала обладают субъекты власти, которые, доминируя над акторами других полей и используя имеющиеся у них ресурсы, стремятся добиться поставленных целей, навязывая свою волю акторам других полей. При этом эффективность управления значительно повышается, если власть использует не принуждение, а методы влияния на аудиторию посредством системы кодов.

Особым образом сконструированное, закодированное сообщение, передаваемое институтами власти обществу, является для власти инструментом воздействия на него. При этом основная проблема заключается в трудности установления симметричных отношений между акторами, принимающими участие в информационном обмене. Взаимодействие власти и общества приобретает асимметричный характер, когда субъекты власти просто доводят свои решения до сведения аудитории, не предусматривая ответных действий со стороны реципиентов. Общество в процессе взаимодействия с институтами власти утрачивает возможность принять участие в процессе коммуникации как равноправный актор.

В процессе коммуникации власти и общества большое значение отводится её каналу, роль которого выполняют средства массовой информации. Существует несколько терминов, обозначающих данное понятие — СМИ, СМК, масс-медиа, которые используются как синонимичные. В отечественных нормативно-правовых актах и прессе чаще можно встретить термин «СМИ», для российских и зарубежных научных исследований более характерно употребление понятия «масс-медиа».

Среди явных и латентных функций, которые выполняют СМИ, одной из важнейших считается идеологическая (или социально ориентирующая), формирующая мировоззренческие основы и ценностные ориентации индивидов и влияющая на мотивацию определённых поведенческих актов аудитории. Эту способность масс-медиа влиять на массовое сознание и поведение аудитории используют институты власти для формирования собственной легитимности, то есть для приращения символического капитала.

Необходимо отметить, что средства массовой информации выполняют двойственную роль в процессе социальной коммуникации. С одной стороны, они, используя свой собственный язык, язык символов, конструируют реальность, наполняя её при этом своим содержанием. Сконструированная реальность иногда оказывает влияние на истинную, меняя при этом событийный ход. Всё это делает масс-медиа активным участником процесса социальной коммуникации. Но, с другой стороны, способность СМИ конструировать реальность с помощью символов, придавать событиям нужный смысл, используют акторы других социальных полей — в первую очередь, властные структуры, которые заинтересованы в возможности оказания влияния на общество для поддержания собственной легитимности. В этом случае масс-медиа конструируют ту реальность, которая выгодна институтам власти, выполняя роль инструмента их легитимации.

Одним из видов влияния акторов поля власти является регулирующее воздействие на медийное поле. Существуют две модели построения регулятивных взаимоотношений власти и СМИ:

1) Акторы поля власти, используя все виды ресурсов, которыми они располагают, активно влияют на организационные и содержательные аспекты деятельности масс-медиа. При этом можно говорить об экономической и политической зависимости медийного поля от институтов власти.

2) Регулирование деятельности СМИ направлено на создание благоприятных условий для их функционирования, включает в себя формирование нормативно-правового поля и контроль за его исполнением. При этом органы власти не имеют права и возможностей вмешиваться в деятельность СМИ. Субъектами регулирования медийного поля являются акторы не только государства, но и общества.

Первая модель существует сейчас в Российской Федерации, вторая характерна для большинства европейских государств, в том числе для Германии.

Сравнительный анализ регулятивных взаимоотношений власти и СМИ в России и Германии на региональном уровне позволяет сделать следующие выводы:

1) Структурные признаки регионального медийного поля России и Германии отличаются друг от друга по ряду параметров. В Германии существует так называемая «трёхуровневая система», в которой доминируют три типа СМИ — общественно-правовые, коммерческие и СМИ открытого доступа. Основная цель существующей системы — представление интересов всех социальных групп общества, максимальное вовлечение аудитории в процесс формирования информационного потока региона. В Российской Федерации отсутствуют общественные масс-медиа и СМИ открытого доступа. Различные типы средств массовой информации, доминирующие на медийном поле двух стран свидетельствуют о различных системах организации массовых коммуникаций в обществе. Региональное медийное поле России характеризуется сосуществованием государственных и коммерческих СМИ, основная проблема которых финансовая и организационная зависимость от учредителей — институтов власти и финансовых групп. Таким образом, роль региональных средств массовой информации России заключается не в защите интересов граждан, а в обслуживании потребностей владельцев, формировании выгодной им символической реальности. Функция общества состоит в пассивном восприятии навязанного им видения социального мира.

2) Сравнивая организационную структуру управленческого воздействия на медийное поле в России и Германии, необходимо отметить, что в нашей стране регулирующими функциями обладают институты власти, в Германии — представители общественных структур как на федеральном, так и на региональном уровне.

Анализ материалов периодической печати и результаты экспертного опроса показывают, что в Волгоградской области институты власти, осуществляя свои регулятивные функции, применяют не только нормативно-правовые, но и экономические, организационные, административные методы регулирования деятельности подконтрольных им СМИ. Это свидетельствует о стремлении региональных органов власти контролировать все аспекты деятельности масс-медиа и, следовательно, влиять на их содержание. В Германии на территории земли Северный Рейн-Вестфалия (как и любой другой земли) институты власти обладают ограниченными возможностями контролировать медийное поле и, соответственно, вмешиваться в деятельность СМИ. Контрольными функциями обладают в основном представители общественных структур, которые действуют строго в рамках нормативно-правового поля.

3) Анализируя степень регулирующего правового воздействия на медийное поле Российской Федерации, следует отметить его вертикальный характер, что выражается в полном подчинении региональных нормативно-правовых актов федеральному закону «О СМИ». В Германии подобного единого закона не существует, законодательное регулирование деятельности масс-медиа является функцией земель. Помимо этого законодательство России и Германии отличается с содержательной точки зрения. В Российской Федерации нормативно-правовые акты, регулирующие медийное поле субъекта федерации, представляют собой более детальную регламентацию разных аспектов деятельности СМИ (это видно на примере Волгоградской области) — в Германии законы такого уровня устанавливают только общие рамочные предписания, а также определяют права и обязанности сторон, не позволяя себе при этом вмешиваться в деятельность средств массовой информации.

4) Основная задача информационной политики любой страны — использование информационных ресурсов в целях содействия привлечению общественности к процессу социального управления. Анализируя данные печати и результаты экспертного опроса, можно прийти к выводу, что реальная эффективная информационная политика в России отсутствует, несмотря на большое количество официальных документов, декларирующих её. Этот вывод подтверждается результатами опроса. Лишь 38,1% опрошенных чиновников считают, что в Волгоградской области существует эффективная информационная политика. 28,6% респондентов полагают, что информационная политика в регионе отсутствует, Среди опрошенных журналистов, отвечающих на данный вопрос, 70,4% респондентов затруднились с ответом, 22,2% опрошенных полагают, что в Волгоградской области не ведётся эффективная информационная политика, и лишь 7,4% респондентов ответили на вопрос утвердительно. В Германии информационная политика органов власти направлена на представление и защиту интересов широкой общественности. Реализация информационной политики возложена на специальные структуры в составе федеральных и региональных органов власти, функцией которых является исключительно информирование граждан, оказание им консультативных услуг, налаживание диалога между данными органами власти и населением. По результатам опроса, 95% немецких экспертов одобряют действующую в регионе информационную политику.

5) В России порядок взаимодействия институтов власти и СМИ устанавливают властные структуры. В результате характер взаимоотношений (включающий в себя правила учреждения СМИ, разрешение на доступ к информации и т. д.) носит асимметричный характер. Средства массовой информации ущемлены в правах, поскольку органы власти устанавливают правила, усложняющие процесс создания и функционирования региональных СМИ. В Германии, напротив, основная цель взаимодействия власти и медийного поля — оказание содействия масс-медиа в предоставлении информации, при этом никакого разрешения на доступ к информации или создание нового СМИ от органов власти не требуется. В результате проведённого автором экспертного опроса было установлено, что 85,2% респондентов-журналистов Волгоградской области и лишь 10% опрошенных журналистов земли Северный Рейн-Вестфалия сталкивались со случаями отказа предоставить необходимую информацию. При этом все немецкие эксперты получили его от коммерческих предприятий, тогда как большинство отечественных журналистов — от органов власти.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале диссертационного исследования, полностью подтвердилась в ходе работы.

Проведённое исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации. В целях совершенствования взаимоотношений власти и СМИ как равноправных акторов социального пространства, а также установления общественного контроля над властью необходимо:

1) Преобразование жёсткого контроля над средствами массовой информации в систему равноправных взаимоотношений всех акторов медийного поля, что подразумевает:

• уменьшение числа контролирующих инстанций с дублирующими функциями на федеральном уровне;

• уменьшение числа контролирующих функций у региональных органов власти в отношении СМИ;

• перевод регулирования взаимоотношений власти и СМИ в правовое полесовершенствование федеральной и региональной нормативно-правовой базыболее чёткое формулирование механизмов реализации законов;

• упрощение порядка доступа к информации для журналистов региональных СМИсовершенствование и упрощение правил аккредитации журналистов при региональных органах власти;

• уменьшение роли властных структур в процессе регистрации печатных и лицензирования электронных СМИ, передача их функций общественным структурамзамена разрешительного порядка регистрации на уведомительный.

2) Усиление роли общества в информационном пространстве, превращение его из объекта управленческого воздействия, не включённого в процесс формирования информационных потоков, в полноправного участника процесса коммуникации, опосредованного масс-медиа, что должно включать в себя:

• создание общественного совета по делам СМИ из числа журналистов, представителей всех категорий общественности с целью контроля над деятельностью средств массовой информации, рассмотрения жалоб на конкретные СМИ, решения информационных споров, выработки рекомендаций по правовому регулированию медийного поля;

• повышение степени участия общества в процессе формирования основных документов, формулирующих информационную политику и регулирующих медийное поле страны, в том числе нормативно-правовых актов;

• развитие общественного вещания, способствующего представлению интересов всех социальных группорганизация форм некоммерческого вещания на региональном уровне, представляющего возможность гражданам оказывать влияние на формирование информационного пространства региона по примеру СМИ открытого доступа, существующих в Германии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституции. Конституция Российской Федерации Текст.: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. М.: ACT: Астрель, 2007. — 63 с.
  2. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности Текст.: Закон Российской Федерации от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ.-2001.-№ 33.-Ст. 3430.
  3. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации Текст.: Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ / Российская Федерация. Законы. // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 31 (4.1).- Ст. 3448.
  4. Российская Федерация. Министерство финансов. Письмо Минфина РФ от 2.02.1998 г. № 12−6-5 Электронный ресурс. // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Конституции зарубежных государств: сб. офиц. текстов: учебное пособие Текст. изд. 2-е, испр. и доп. — М.: БЕК, 1997. — 586 с.
  6. Концепция государственной информационной политики Текст. / Рабочая группа Д. С. Черешкин [и др.]. М., 1999. — 48 с.
  7. Волгоградская область. Законы. О грантах Волгоградской области средствам массовой информации Текст.: Закон Волгоградской области от 11.01.2006 г. № 1185-ОД / Волгоградская область. Законы // Волгоградская правда 20.01.2006. № 9 — С. 11.
  8. Волгоградская область. Законы. О финансовом обеспечении официальных публикаций в Волгоградской области Текст.: Закон
  9. Волгоградской области от 21.04.2006 г. № 1216-ОД / Волгоградская область. Законы // Волгоградская правда. 03.05.2006. — № 77. — С. 7.
  10. Положение об аккредитации представителей средств массовой информации при Волгоградской городской Думе Электронный ресурс.: утв. постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 14.09. 2005 г. № 21/402 // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Волгоград. Администрация. Об аккредитации журналистов администрации Волгограда Электронный ресурс.: Постановление Администрации г. Волгограда от 22.12.2003 г. № 1410 / Волгоград. Администрация // СПС «КонсультантПлюс».1. Выступления, доклады
  12. Выступление Президента России Д. А. Медведева на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии Электронный ресурс. // Сайт посольства Российской
  13. Федерации в Латвийской республике // Режим доступа: http://wwvv.latvia.mid.ru/news/ru/8 015.html, свободный. -Загл. с экрана.
  14. , П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995. -323 с.
  15. , С. Введение в паблик рилейшнз Текст. / С. Блэк. Ростов-н/Д: Феникс, 1998.-317 с.
  16. , С. Паблик рилейшнз. Что это такое? Текст. / С. Блэк. М.: Новости, 1990.-239 с.
  17. , В. Ю. Культура и массовая коммуникация Текст. / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. -М.: Наука, 1986.-300 с.
  18. , С. В. Социология коммуникации: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / С. Бориснев. М.: ЮНИТИ, 2003. — 270 с.
  19. , П. Начала. Choses dites Текст. / П. Бурдье / пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1994.-288 с.
  20. , П. О телевидении и журналистике Текст. / П. Бурдье / пер. с фр. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 159 с.
  21. , П. Практический смысл Текст. / П. Бурдье / пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001.-562 с.
  22. , П. Социология политики Текст. / П. Бурдье / пер. с фр. — М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  23. , П. Структура, габитус, практика Электронный ресурс. / П. Бурдье // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 16−31.
  24. , В. И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы Текст. / В. И. Буренко. — М.: Нац. Ин-т бизнеса, 2001.- 195 с.
  25. , И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом Текст. / И. А. Бутенко. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
  26. , Е. JI. Медиаэкоиомика зарубежных стран: учебное пособие Текст. / E.JI. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.
  27. , А. Ф. Связи с общественностью для бизнеса Текст. / А. Ф. Векслер. Н. Новгород: ИЦ Агентства «PR-Эксперт», 2001. — 194 с.
  28. , А. Б. Опыт обеспечения свободы массовой информации и регулирования деятельности прессы в ФРГ Электронный ресурс. / А. Б. Венгеров // Режим доступа: http://www.mediasprut.ru, свободный. Загл. с экрана.
  29. , Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине Текст. / Н. Винер. -М.: Наука, 1983. 343 с.
  30. , Н. Человек управляющий Текст. / Н. Винер. СПб.: Питер, 2001.- 288 с.
  31. Власть: очерки современной политической философии Запада Текст. / отв. ред. В. В. Мшвениерадзе. -М.: Наука, 1989. -328 с.
  32. , Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ
  33. Германии) Текст. / Г. Ф. Вороненкова. М.: Языки русской культуры, 1999.-272 с.
  34. , Э. Девять тезисов о будущем социологии Текст. / Э. Гидденс // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т. 1. — Вып. 1. — М.: НАЧАЛА-ПРЕСС, 1993. — С. 57 — 82.
  35. , Э. Элементы теории структурации Текст. / Э. Гидденс // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. — С. 40 71.
  36. , А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы: монография: монография Текст. / А. А. Грабельников. М,: Изд-во РИП-Холдинг, 2001. — 336 с.
  37. , М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: монография Текст. / М. Н. Грачёв. М.: Прометей, 2004. — 328 с.
  38. , Б. А. Массовое сознание: Опыт определения проблемы исследования Текст. / Б. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. — 368 с.
  39. , Г. Общество спектакля Электронный ресурс. / Г. Дебор / пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. М.: Логос, 1999. — 224 с. // Режим доступа: http://www.avtonom.org/lib/theory/debord, свободный. — Загл. с экрана.
  40. , И. М. Журналист и информация Текст. / И. М. Дзялошинский. М.: МГУ, 1998. — 248 с.
  41. , И. М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе Текст. / И. М. Дзялошинский. М.: Пульс, 2002. — 44 с.
  42. , К. Нервы управления. Модель политической коммуникации. Текст. / К. Дойч. — М.: Политиздат, 1963. 317 с.
  43. , Е. Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов Текст. / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. Екатеринбург: УрО РАН, 1999. — 130 с.
  44. , Э. Метод социологии Текст. / Э. Дюркгейм // Западноевропейская социология XIX начала XX веков: тексты. — М.: Изд-во МУБиУ, 1996. — С. 256 — 309.
  45. , В. В. На пути к информационному обществу Текст. / В. В. Егоров. М.: Изд-во ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006.- 189 с.
  46. , В. В. Телевидение и власть Текст. / В. В. Егоров. — М.: Изд-во ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. 209 с.
  47. , Н. И. Философские основы кибернетики Текст. / Н. И. Жуков. -Минск: Издательство БГУ, 1976. 222 с.
  48. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнит, анализ). Европа, Америка, Австралия Текст. / Фонд защиты гласности. -2-е изд., испр. и доп. — М.: Галерия, 2000. — 235 с.
  49. , И. И. Масс-медиа второй республики Текст. / И. И. Засурский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 272 с.
  50. , Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 19 902 004 Текст. /Я. Н. Засурский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.-464 с.
  51. , Л. М. Современная американская комуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы Текст. / Л. М. Землянова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. — 271 с.
  52. , Г. Как возможно общество? Текст. / Г. Зиммель // Избранное: В 2 т. / Г. Зиммель, сост. С. Левит, Л. В. Скворцов- отв. ред. Л. Т. Мильская. М.: Юристь, 1996. -. Т. 2 — Созерцание жизни. — С. 509 — 526.
  53. , С. Э. Понятие информационной политики Электронный ресурс. / С. Э. Зуев // Сайт С. Э. Зуева. 15.08.2003 // Режим доступа: http://www.sergeyzuev.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  54. Информационная политика: учебник Текст. / под общ. ред. В. Д. Попова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 463 с.
  55. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность: учебное пособие для вузов Текст. / под ред. М. А. Вуса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. — 212 с.
  56. , К. X. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов Текст. / К. X. Каландаров. М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. — 80 с.
  57. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  58. , В. Б. Введение в теорию коммуникации : учебное пособие Электронный ресурс. / В. Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. -175 с. // Режим доступа: http://kachkine.narod.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  59. , С. В. Информационная политика в России: монография Текст. / С. В. Коновченко, А. Г. Киселев. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 524 с.
  60. , П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и социальное действие Текст. / П. Лазарсфельд, Р. Мертон // Массовая коммуникация и общество / М. М. Назаров. М.: АВАНТИПЛЮС, 2004. — С. 243 — 256.
  61. , Г. Структура и функции коммуникации в обществе Текст. / Г. Лассвелл // Массовая коммуникация и общество / М. М. Назаров. М.: АВАНТИПЛЮС, 2004. — С. 233 — 242.
  62. , В. Г. Власть: концептуальный анализ Текст. / В. Г. Ледяев. -М. :РОССПЭН, 2001. -384 с.
  63. , Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Текст. / Ю. М. Лотман. -Таллинн: Александра, 1993. Т. 1 — 480 е., Т. 2 — 480 е., Т. 3 — 496 с.
  64. , Н. Власть Текст. / Н. Луман. М.: Праксис, 2001. — 265 с.
  65. , Н. Невероятность коммуникации Электронный ресурс. / Н. Луман. / пер. с нем. А. М. Ложеницина, под ред. Н. А. Головина //
  66. Проблемы теоретической социологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -Вып. 3. — С. 43 — 54 // Режим доступа: http://www.soc.pu.ru/publication, свободный. — Загл. с экрана.
  67. , Г. В. Средства массовой коммуникации Текст. / Г. В. Лысенко. Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАТС», 2005. — 268с.
  68. , Г. В. Структурные и процессуальные аспекты социального пространства Текст. / Г. В. Лысенко. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2007. — 168 с.
  69. , Г. В. Управление общественными отношениями: Учеб. пособие / Г. В. Лысенко- ВАГС- Рец.: Н. Н. Демидов (ВА МВД РФ). Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. — 119 с.
  70. Мак-Куэйл, Д. Модель кодирования/декодирования С. Холла Электронный ресурс. / Д. Мак-Куэйл, С. Виндал // Режим доступа: // http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/hall.htm, свободный. Загл. с экрана.
  71. , М. Понимание медиа: внешние расширения человека Текст. / М. Маклюэн. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
  72. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования Текст. / под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова, — М.: Политиздат, 1980.-446 с.
  73. , Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты Текст. / Г. С. Мельников. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 159 с.
  74. , Ч. Инертное общество Текст. / Ч. Миллс // Властвующая элита. -М.: Иностр. лит., 1959. 543 с.
  75. , П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы Текст. / П. Монсон. СПб.: Нотабене, 1992. -445 с.
  76. , M. М. Массовая коммуникация и общество Текст. / M. М. Назаров. М.: АВАНТИПЛЮС, 2004. — 428 с.
  77. , Л. Б. «Public relations» кому это нужно Текст. / Л. Б. Невзлин. — М.: Экономика, 1993. — 222 с.
  78. Общественная экспертиза: анатомия свободы слова Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.freepress.ru/arh/book2000/042.shtml, свободный. Загл. с экрана.
  79. Общество и власть: проблемы взаимодействия Текст. / отв. ред. В. Д. Виноградов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 250 с.
  80. Основы регионоведения. Опыт разработки лекционного курса: учебное пособие для студентов, изучающих социальные и гуманитарные дисциплины Текст. / под ред. Г. В. Дальнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. — 2003.-388 с.
  81. Основы теории коммуникации: учебник Текст. / М. А. Василик [и др.]- под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2006. — 615 с.
  82. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.2: Н-Я / Нац. обществ.-науч. фонд- Рук. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. — 702 с.
  83. Политическое управление: Сб. науч. тр. / РАГС. Каф. политол. и полит, упр. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 368 с.
  84. , Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами) Текст. / Г. Г. Почепцов. — М.: Центр, 1998.-348 с.
  85. , Е. П. Введение в теорию журналистики Текст. / Е. П. Прохоров М.: изд-во РИП-холдинг, 2002. — 322 с.
  86. , Дж. Современные социологические теории Текст. / Дж. Ритцер. Спб.: Питер, 2002. — 686 с.
  87. Связи с общественностью в политике и государственном управлении Текст. / под общ. ред. В. С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2001. -520 с.
  88. , Ф. Четыре теории прессы Текст. / Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: Вагриус, 1998. — 244с.
  89. , М. Цензура и её история. Личный взгляд на проблему Электронный ресурс. / М. Скэммелл // Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b4/Chapter5.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  90. Современная западная теоретическая социология Текст.: Реферат, сб. Вып.1: Юрген Хабермас / ИНИОН РАН- Отв. ред. Н. Л. Полякова. М.: Изд-во ИНИОН, 1992. — 134 с.
  91. , А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие Текст. / А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. -460 с.
  92. , П. Социальная стратификация и мобильность Текст. / П. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество: социологический энциклопедический словарь / ред. координатор Г. В. Осипов. — М.: Политиздат, 1992. — С. 302 — 373.
  93. Социологический энциклопедический словарь Текст. / ред. Г. В. Осипов. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 480 с.
  94. Стратегическое управление: регион, город, предприятие: монография Текст. / ООО РАН, НИМБ- под ред. Д. С. Львова и др. М.: Экономика, 2005.-605 с.
  95. Технология власти: философско-политический анализ Текст. / отв. ред. Р. И. Соколова. М.: ИФ РАН, 1995.- 163 с.
  96. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер / пер. с англ. М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. — 669 с.
  97. , Д. Сообщения и значения PR-связь с общественностью. (Модель кодирования — декодирования Холла) Электронный ресурс. / Д. Уоллакот // Режим доступа: http: www. i-u.ru/biblio/archive/nazarov, свободный, Загл. с экрана.
  98. , А. Д. Информация и общество Текст. / А. Д. Урсул. -М., 1990. 278 с.
  99. , Е. С. Связи с общественностью в государственном управлении Германии Текст. / Е. С. Устинович / под ред. Т. П. Сухомлиновой, В. В. Воробьёва. Киев, 2003. — 112 с.
  100. , Е. С. У истоков информационной политики в ФРГ Текст. / Е. С. Устинович // Средства массовой информации: состояние и тенденции развития / отв. ред. Т. П. Сухомлинова. М.: Изд-во РАГС, 2001.-С. 60−72.
  101. , JI. Н. Социология массовой коммуникации Текст. / JI. Федотова. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  102. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст. / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. ~ 379 с.
  103. , П. Делать мнение: новая политическая игра Текст. / П. Шампань. M.: Socio-Logos, 1997. — 335 с.
  104. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология в 3-х частях Текст. / Р.-Ж. Шварценберг. М., 1992. — 4.1 — 180 е., ч.2 — 282 е., ч. З — 157 с.
  105. , П. Социология социальных изменений Текст. / П. Штомпка. М.: Аспект Пресс, 1996. — 415 с.
  106. , В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы Текст. / В. А. Ядов. Самара, 1995. — 331 с.
  107. , В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В. А. Ядов. — М.: Добросвет, 2000. 595 с.
  108. Материалы научно-практических конференций, семинаров, сборников
  109. , Г. Ф. СМИ Германии на рубеже столетий Текст. / Г. Ф. Вороненкова // Зарубежная журналистика накануне XXI века: сб. статей / под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, факультет журналистики, 2003. -Ч. 2.-С. 38 — 57.
  110. , О. Н. Взаимоотношения органов власти и СМИ в России Текст. / О. Н. Демушина // Тезисы доклада на 11 региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области 9 ноября 2006 г. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «ВАТС», 2007. — С. 15 — 17.
  111. , О. Н. Власть как управляемая кодом коммуникация Текст. / О. Н. Демушина // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2006. -Вып.Ю.-С. 68 — 75.
  112. , О. Н. СМИ как инструмент политической коммуникации Текст. / О. Н. Демушина // Коммуникативный менеджмент: теория и практика: материалы науч.-практ. конф. Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2007. — С. 38 — 42.
  113. , И. А. Так всё-таки манипуляция или сотрудничество? Текст. / И. А. Лукьянова // Материалы семинара национального института прессы. Самара, 2000.1. Периодические издания
  114. , О. М. Регион как объект управления Текст. / О. М. Барбаков // Социологические исследования. 2002. — № 7. — С. 96 — 100.
  115. , Т. Власть Текст. / Т. Болл // Политические исследования. -1993.- № 5.-С. 36−42.
  116. , П. Социальное пространство и генезис «классов» Текст. / П. Бурдье / пер. с фр. // Вопросы социологии. — 1992. № 1. — Т. 1. — С. 17 -33.
  117. , П. Формы капитала Текст. / П. Бурдье // Экономическая социология. 2002. — № 5. — Т. 3. — С. 60 — 75.
  118. , И. М. Судьба географических знаний в политической науке и образовании Текст. / И. М. Бусыгина // Политические исследования. -2003. -№ 1.-С. 110−120.
  119. , Ю. И. Российские власти против общественного телерадиовещания? Текст. / Ю. И. Вдовин // Журналист. — 2000. № 6. -С. 19−22.
  120. , М. Основные понятия стратификации Текст. / М. Вебер // Социологические исследования. — 1994. № 5. — С. 147 — 156.
  121. , В. К. «Deutsche Welle» Текст. / В. К. Вершинина // Журналист. 2005. — № 5. — С. 56 — 58.
  122. , А. Н. Правовые проблемы аккредитации журналистов Электронный ресурс. // А. Н. Володина // ЭЖ-Юрист. 2006. — № 2 // Режим доступа: http://law-news.ru/up/u9/page40.html, свободный. — Загл. с экрана.
  123. , Г. Ф. О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии Текст. / Г. Ф. Вороненкова // Вестник Московского Университета. Сер. 10.- Журналистика.- 1992. — № 6. — С. 70 — 75.
  124. , М. Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле Текст. / М. Н. Грачёв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2000. — № 2. — С. 80−87.
  125. , А. Нас накрыла волна свободы Электронный ресурс. / А. Дедюхина, М. Малыхин // Эксперт. 2002. — № 44 (351) // Режим доступа: http://www.expert.ru ги, свободный. — Загл. с экрана.
  126. , Н. В. Регистрация СМИ: быть или не быть? Электронный ресурс. / Н. В. Деева // Законодательство и практика масс-медиа. 2006. -№ 10 // Режим доступа: http://www.law.edu.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  127. , И. М. Российская журналистика в поисках модели развития Электронный ресурс. / И. М. Дзялошинский // Время новостей: электронная газета. 22. 11. 2001 // Режим доступа: http://www. СМИ. ги, свободный. — Загл. с экрана.
  128. , Т. М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью Текст. / Т. М. Дризе // Социологические исследования. 1998. -№ 10.-С. 44−50.
  129. , Я. Н. Массовая коммуникация в современном мире Текст. / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 1999. — № 3. — С. 174 — 179.
  130. , Я. Н. Российские медиа в XXI веке: «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Текст. / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия, Журналистика. 2001. — № 3. — С. 5 — 15.
  131. Кин, Д. Демократия и средства массовой информации Текст. / Д. Кин // Новый взгляд на демократию. 1991. — № 2. — С. 107 — 129.
  132. , И. А. В поисках субъекта действия Электронный ресурс. / И. А. Климов // Социальная реальность. 2006. — № 12. — С. 92 — 97 // Режим доступа: http://socreal.fom.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  133. Коммуникативные стратегии на пороге XXI века: материалы Международной конф. // Вестник Московского университета. Серия 18, Социология и политология. 1999. — № 3. — С. 172−215.
  134. , Н. Реальность масс-медиа Электронный ресурс. / Н. Луман // Отечественные записки. 2003. — № 4 // Режим доступа: //http://magazines.russ.ru/oz/2003/4, свободный. — Загл. с экрана.
  135. , Г. Г. Нужны ли государственные СМИ? Текст. / Г. Г. Мерзосов // Четвёртая власть. 2001. — № 1 — 2.
  136. , Т. В. Социология массовой коммуникации в структуре социологического знания Текст. / Т. В. Науменко // Социологические исследования. 2003. — № 10. — С. 39 — 46.
  137. , Т. В. Функция журналистики и функции СМИ Электронный ресурс. / Т. В. Науменко // Credo. 2000. — № 2 // Режим доступа: //http ://www.orenburg.ru/culture/credo/20/naumenko .html, свободный. — Загл. с экрана.
  138. Ни один суд не может закрыть прессу Текст. // Журналист. — 1996. -№ 3. С. 10−12.
  139. , С. А. Власть человек — телевидение Текст. / С. А. Протодьяконов // Власть. — 2002. — № 7. — С. 30 — 34.
  140. , В. П. Средства массовой информации в современном политическом процессе Текст. / В. П. Пугачёв // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 1995. — № 5. — С. 3 — 16.
  141. , Н. А. Консультации по теории государства и права. Тема: «Правовое регулирование и его механизм» Текст. / Н. А. Пьянов // Сибирский Юридический Вестник. 2003. — № 1. — С. 3 — 7.
  142. , Н. А. Региональные СМИ: возможности и проблемы Текст. / Н. А. Романович // Социологические исследования. 2006. — № 4.-С. 77−84.
  143. Современные тенденции развития символического пространства политики и концепт идеологии: материалы дискуссии Текст. // Политические исследования. 2004. — № 4. — С. 28 — 51.
  144. , А. И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи Текст. / А. И. Соловьёв // Политические исследования. 2004. — № 2. — С. 124 — 132.
  145. , А. И. Политические коммуникации: к проблеме теоретической идентификации Текст. / А. И. Соловьёв // Политические исследования. 2002. — № 3. — С. 5 — 18.
  146. Телевизионный ландшафт Германии: больше каналов, меньше владельцев Электронный ресурс. // Прессинг: электронный журнал о СМИ. 30.08.2006. — 13:38. // Режим доступа http://www.pressing.spb.rU/l/8603/, свободный, — Загл. с экрана.
  147. , В. П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации Текст. / В. П. Терин // Социологические исследования. — 1997.-№ 11.-С. 25−31.
  148. , А. Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая Текст. / А. Р. Тузиков // Политические исследования. — 2002. № 5. — С. 123 — 133.
  149. , Р. Ф. Бремя пространства как политическая проблема России Электронный ресурс. / Р. Ф. Туровский // Логос. 2005. — № 1. — С. 124 — 171 // Режим доступа: http://regionalistica.ru / library / articles / rftfrip, свободный. — Загл. с экрана.
  150. , В. В. Власть и СМИ в России: как изменились их отношения Электронный ресурс. / В. В. Усачёва // Pro et Contra. Осень 2000. — Т. 5.
  151. С. 109−128. // Режим доступа: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/55 946.htm, свободный, — Загл. с экрана.
  152. , В. Д. Экономические проблемы в ежедневной прессе ФРГ Электронный ресурс. / В. Д. Фатымина // Акценты. 2005. — № 3−4. — С. 73 — 85 // Режим доступа: http://www.relga.rsu.ru/n66/jur66l.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  153. , К. А. Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии Текст. / К. А. Феофанов // Социологические исследования. 1997. — № 3. — С. 48 — 59.
  154. , Ю. Теория коммуникативного действия Текст. / Ю. Хабермас // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. -1993.-№ 4.-С. 43 -63.
  155. , А. Прозаседавшиеся Электронный ресурс. / А. Чаблин // Открытая газета. 11−18.04.2007. — № 14 (251) // Режим доступа: http://www.opengaz.rn/issues/14−251/palata.html, свободный. — Загл. с экрана.
  156. , А. А. Средства массовой информации и власть Текст. / А. А. Чичановский // Диалог. 1995. — № 5 — 6. — С. 124 — 139.
  157. , А. В. Политические и медиасистемы: сосуществование или вечный конфликт Текст. / А. В. Швидунова // Власть. 2003. — № 2. -С. 24 — 29.
  158. , М. В. СМК и СМИ как понятия журналистики Текст. / М. В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. 2002. — № 2. — С. 33 — 38.
  159. , А. И. Выборы глазами политического психолога Текст. / А. И. Юрьев // Власть. 1996. — № 4. — С. 15−24.1. Диссертации
  160. , П. В. Особенности политической массовой коммуникации в постсоветских региональных СМИ: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. Текст. / П. В. Бандаков. Н. Новгород, 2004. — 157 с.
  161. , Е. Г. Власть и массовая коммуникация : дисс.. д-ра полит, наук: 23.00.01. Текст. / Е. Г. Дьякова. Екатеринбург, 2005. — 301 с.
  162. , Е. А. Региональные печатные СМИ как канал политических коммуникаций: дис.. канд. социол. наук: 22.00.08. Текст. / Е. А. Иванова. Волгоград, 2004. -217 с.
  163. В. В. Власть и властные отношения: дис.. д-ра полит, наук: 23.00.01 Текст. / В. В. Меньшиков. Краснодар, 2006. — 318 с.
  164. , Т. В. Взаимодействие средств массовой информации и власти в современных условиях: дис.. канд. социол. наук: 22.00.08. Текст. / Т. В. Тришина. Белгород, 2003. — 201 с. 1. Авторефераты
  165. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. Text. Stand November 1995. Bundeszentrale fur politische Bildung, Bonn.
  166. Landesmediengesetz Nordrhein-Westfalen vom 5.06.2007 Text. // Gesetz-und Verordnungsblatt fur das Land Nordrhein-Westfalen Nr. 13 vom 29.6.2007 (GV. NRW 2007 S. 192)
  167. Pressegesetz fur das Land Nordrhein-Westfalen vom 01.07.1966 Elektronische Ressource. // Zugang: http://www.nrw.de, kostenlos. -Bildschirmtitel.
  168. Altendorfer, O. Mediensystem der BRD Text. / O. Altendorfer. -Wiesbaden, 1999.
  169. Angriff auf die Pressefreiheit Text. // Spiegel. № 6. — 2.2.1998.
  170. Burns, Т. The Shaping of Social Organization Text. / T. Burns, H. Flam. -Beverly Hills: Sage, 1987.
  171. Cziesche, D. Zwangsjacke fur die Presse Text. / D. Cziesche, G. Latsch, U. Ludwig, M. Rosenbach // Spiegel. № 35. — 23.08.04. — S. 140 — 143.
  172. Ekeland, R. A history of economic theory and method Text. / R. Ekeland, Jr. Hebert-N.Y., 1997
  173. Elias, N. What is sociology? Text. / N. Elias London: Hutchinson, 1978.
  174. D’lnka, W. Journalism between public mission and market orientation // Shaping Tomorrow’s Media Systems Text. / W. D’lnka. Moscow: Moscow State University, 2004. — P. 60 — 62.
  175. Giddens A. The construction of society: outline of the theory of structuration Text. / A. Giddens, 1995.
  176. Hellak, H. Presse, Rundfunk und Fernsehen in der Bundesrepublik Deutschland Text. / H. Hellak. Inter Nationes, 1992−2004.
  177. Im Blickpunkt: Medienland NRW Elektronische Ressource. // Zugang: http://www.media.nrw.de, kostenlos. Bildschirmtitel.
  178. Meyn, H. Massenmedien in der Bundesrepublik Deutschland Text. / H. Meyn. Berlin. — Colloquium Verlag. — 1990. — 223 s.
  179. Jukarainen, P. Norden is dead Long Live the Eastwards Faced Euro-North Text. / P. Jukarainen // «Cooperation and Conflict». — Vol. 34. — № 4. -December. — 1999.
  180. Picard P. The press and the decline of democracy. Text. / P. Pigard. -Westport, CT: Greenwood Press, 1985.
  181. Sarcinelli, U. Alte Medien neue Medien Text. / U. Sarcinelli // Die politische Meinung. — Bonn, 1999. — 44 Jg., № 351.
  182. Tilly, С. Big Structures, Large Processes, Huge Comparisons Text. / C. Tilly. New York: Russel Sage Foundation. -1984.
  183. Treu und Glauben. Was die Deutschen von Presse, Funk und Fernsehen halten Text. // Spiegel Special «Die Journalisten». 1995. — № 1.
  184. Wagner, Ch. Die Landesmedienanstalten. Organisation und Verfahren der Kontrolle privater Rundfunkveranstalter in der Bundesrepublik Deutschland Text. / Ch. Wagner. Baden-Baden. — 1990.
  185. Wilke, J. Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland Text. / J. Wilke. Bonn. — 1999.
  186. Williams, R. Communications Text. / R. Williams. New York: Bames and Noble, — 1967.1. Сайты
  187. Сайт Волгоградской областной Думы. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.volgoduma.ru/informationmanagement/
  188. Сайт института правовой охраны Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.law-business.ru/article5.html
  189. Сайт информационного агентства «REGNUN» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/577 214.html
Заполнить форму текущей работой