Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-методологические основания исторических исследований и современная научная парадигма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важной характеристикой истории является единство материального и идеального, образующие континуум, гармоничное целое. Их противопоставление, дуальность, сведение одной к другой на сегодняшний день преодолено. Материальное и идеальное являются предельными сторонами, проекциями единой сущностив любом историческом объекте их соотношение различно, но всегда имеется и то, и другое. Из данного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. С
  • Глава 1. Теоретические и методологические основы анализа исторического развития. С
  • Параграф 1. Методология и теория истории в ретроспективе. С. 14. Параграф 2. Историческое познание и современная научная парадигма
  • С
  • Глава 2. Исторический процесс как единство обусловленности прошлым, настоящим и будущим. С
  • Параграф 1. Прошлое, настоящее: и будущее как существенные отношения исторической реальности. С
  • Параграф 2. Проблема единства объективного и субъективного в историческом исследовании. С

Теоретико-методологические основания исторических исследований и современная научная парадигма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное общество переживает сложный, переломный этап в своем развитии, возникает потребность обращения более пристального внимания к урокам, преподносящимся историей. Глобальные проблемы современности, во многом порожденные господством рационализма, могут быть решены при обращении к гуманистическим историческим ценностям. Убеждение в том, что «история ничему не учит», в реальности оказывается неактуальным. История способна повлиять на существующий порядок вещей, направляя его в позитивное русло. Ее исследование на сегодняшний день является важным для поднятия уровня гуманитарного знания в целом. Внимание к ней обусловлено необходимостью поиска новых оснований для изучения данной области познания. При изучении комплекса проблем методологии истории возникают трудности, связанные с определением и интерпретацией таких понятий, как: объект, субъект, предмет истории. Их частое сближение и терминологическая путаница требуют выработки особого подхода, способного под знаком философского знания осуществить комплексное изучение исторических сущностей. Более пристального внимания и решения требует проблема выявления и определения исторических закономерностей, а также факторов, детерминирующих исследование истории.

Разработка единого понятийного аппарата сопряжена с определенными трудностями. Среди множества проблем, возникающих на стыке истории и философии, проблема комплексного изучения истории занимает особое место. Многогранность исторической действительности и составляющих историю отношений вызывают необходимость целостного изучения истории, учитывающего ряд детерминирующих историю-процесс и историю-исследование факторов.

Практические проблемы, возникающие в развивающихся исторических системах и острая потребность в их комплексном решении, вызывают необходимость диалектического видения действительности во всем многообразии связей и отношений, в движении и развитии.

Современная научная парадигма, основанная на достижениях естественных наук, все в большей степени проникает в область гуманитарных исследований, в том числе в историческую науку. Чертами новой парадигмы являются идеи целостности мира, его единство, неразделимости процессов всемирного характера, переплетении и взаимодействии процессов материальной, духовной, этической, религиозной жизни общества и индивида. В парадигме важное место отведено случайным факторам, которые зачастую играют доминирующую роль в становлении и осуществлении исторических процессов и исторического изучения. Особое место в ней принадлежит изучению человека, его поведению в переломные моменты истории. Человек способен активно участвовать в мировом историческом процессе, создавая его, выбирая из альтернативных возможностей. Именно присутствие человека делает исторический процесс сложным и нелинейным. Движение истории в значительной степени определяется множеством отношений, ее образующих, а также позицией индивида в этой системе.

Таким образом, назрела необходимость пересмотра теоретических и методологических оснований исторических исследований. Развитие исторического знания определяется внутренними и внешними факторами изменения.

Научная разработанность темы. Интерес к истории, исторической эпистемологии не подвергается сомнению. Однако сейчас многими исследователями констатируется кризис исторического познания, во многом обусловленный излишней догматизацией истории. Возникает потребность поиска новой методологической базы в этой науке (A.A. Искандеров, Б. Г. Могильницкий, В. И. Овсянников, Н. С. Розов, П.Н. Федосеев). Истоки кризисного состояния истории связаны также с тем, что традиционно существовал разрыв между историей и философией, исследующей общие гносеологические проблемы. Хотя именно теоретическая история позволяет поднять на более высокий уровень процесс познания человеческой истории (И.Д. Ковальченко, Н. Г. Козин, А. И. Ракитов, В.Б. Устьянцев).

Еще в XIX веке в рамках неокантианской философии истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт,) и «философии жизни» (В. Дильтей) обосновывается положение о своеобразии истории как специфической формы научного познания, не сводимой к естественнонаучному (как считали позитивисты). Была поставлена проблема взаимоотношений между познающим субъектом (историком) и познаваемым объектом (изучаемой исторической действительностью) как одна из центральных методологических проблем. Аналогичные вопросы, но преимущественно на конкретном историческом материале, примерно в это же время активно обсуждали некоторые русские историки (Н.И. Кареев, Д. М. Петрушевский, Р. Ю. Виппер, A.C. Лаппо-Данилевский).

Современная отечественная школа методологии истории представлена достаточно широко. Комплексный анализ ее проблем содержится в монографиях Е. М. Жукова, Г. А. Антипова, A.B. Гулыги, М. А. Барга. Это свидетельствует о возросшем интересе к методологическим вопросам истории, как со стороны философов, так и историков1, что нашло отражение в расширении диапазона исследований, которые в настоящее время включают разработку не только традиционных для исторической науки методологических проблем, но и ряда других, возникших в связи с тенденцией к теоретизации исторического знания. В ряде названных работ представлен синтез исторических и философских категорий для выработки общеметодологических принципов исторического исследования. Посредством этого синтеза может.

1 См.: Поляков Ю. А. Наше непредсказуемое прошлое. М., 1995; Гуревич, А .Я. «Путь прямой как Невский проспект», или исповедь историка. — Одиссей. Человек в истории. М., 1994. быть преодолен кризис в истории последних лет. Названные авторы, однако, не рассматривают проблем отношений объекта и субъекта истории, соотношения материальных и идеальных факторов, не исследуют многообразия обусловливающих исторический процесс факторов, что является немаловажным при построении исторических концепций.

Целям теоретизации исторического знания соответствует ее построение на базе общефилософских принципов, которые в целом разрабатывались В. И. Снесаром, В. Н. Гасилиным, Я. Ф. Аскиным. Важным является принцип целостности мира, согласно которому все связано со всем и все от всего зависит (А.Н. Аверьянов, К.Х. Момджян). Артикулирование целостности мира, характерное для современных представлений о Вселенной, обусловлено историческими и философскими традициями (образ «башни» в древнеиндийской философии, «монады» Лейбница). Особая роль в построении исторического целого принадлежит факторам случайности (В.А. Марков, A.C. Панарин, Ю.В. Сачков), изменчивости и процессуальности (JI. Карсавин). Современная теоретическая история предполагает использование принципа нелинейности (Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян). В отечественной философской литературе прослеживается тенденция сближения категорий материального и идеального (Л.А. Абрамян, Д. И. Дубровский, Л. Лившиц) — преодолеваются как монистические концепции, выделяющие одну из двух субстанций в качестве первичной и определяющей, так и дуалистические представления, исходящие из независимых субстанций — духа и материи. Подобные представления характерны не только для современной парадигмы1, но и имеют глубокие исторические корни в рамках учений о едином, в которых снимается противоречие между материальном и идеальным2. Отсюда следует.

1 См.: Bohm D. Onfolding Meaning. A Weekend of Dialogue with David Bohm. London — New York., 1987. P. 19,87.

2 См.: Платон. Соч.: в 3 т. М&bdquo- 1979. Т.2. С.401−477. Плотин. Избр. трактаты: в 2 т. М., 1994. Т.1. С. 9, 27, 50. Шеллинг. Соч. М., 1987. Т.1. С. 577−578. особое понимание взаимодействия объективного и субъективного (А. Тойнби, A.C. Лаппо-Данилевский, Ю. М. Лотман, А.Я. Гуревич).

Данные принципы и подходы составляют основное содержание современной научной парадигмы (работы С. Грофа, Д. Бома, И. Пригожина, И. Стенгерс). Следует отметить, что она сформировалась в основном на базе естественных наук. В то же время ряд исследователей подчеркивают усиливающуюся тенденцию сближения естественных и гуманитарных наук (Ю.М. Лотман, В. И. Снесар, К. В. Хвостова, В.К. Финн), что ведет к оформлению общей парадигмы научного мышления. Исходя из данных предпосылок, нового подхода требует решение методологических проблем исторической науки. В первую очередь, это касается особого понимания ее предмета, за счет включения в содержание предмета исторического исследования всего спектра временной конкретности (М. Блок, Р. Арон, Б. Г. Могильницкий, Ю.А. Поляков).

Проблеме исторического времени посвящены работы неокантианцев (Г. Риккерт Г. Кассирер), позитивистов (О. Конт), представителей «философии жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей). Важно выяснить, является ли прошлое пассивным по отношению к настоящему, или оно должно рассматриваться как нереализованное настоящее. Данная проблема связана с соотношением бытия и небытия, ведь небытие, несовершенное в прошлом является потенциальной возможностью в настоящем и будущем. Анализ научной литературы последнего времени позволяет судить об изменении научного мышления. И одним из его следствий является то, что историк начинает интересоваться событиями не самими по себе, а на фоне нереализованных возможностей. Неосуществленное, но потенциально возможное может быть той же реальностью, что и произошедшее. Необходимо заметить, что попытки модифицировать историческую науку, с целью «поднять» ее до уровня точных наук (а именно на них основывал свои заключения И. Пригожин), зачастую сводятся к простым заимствованиям концептуальных схем из этих дисциплин, без должного учета специфики исторического познания.

В рамках детерминации прошлым, настоящим и будущим исследователи выделяют различные виды детерминации — причину, условие, повод, «инспирацию», корреляцию, цель (Я.Ф. Аскин, В. П. Огородников, А. П. Туркин, М.А. Парнюк), которые в своей совокупности могут быть применены при изучении истории. Изучая этапы, структуру исторического познания, авторы не уделяют должного внимания проблеме выявления целостности исторических детерминант, тогда как объяснить историческое событие можно лишь с учетом единства причины, повода, условий, целей. Отмечая расширение диапазона исследований методологических вопросов исторической науки, нельзя не подчеркнуть отсутствие в них четкого определения факторов детерминации исторических процессов, компонентов их развития.

Многообразие связей исторической реальности ведет к выяснению соотношения динамических, статистических и стохастических обусловленностей. Исходя из синергетического подхода, исследователи сходятся в идее равноправия динамических и статистических закономерностей (E.H. Князева, С.П. Курдюмов). Нерешенной остается проблема теоретического статуса стохастических закономерностей в истории.

Объект и предмет исследования. Объектом данной работы является исторический процесс и историческое исследование. В качестве предмета выделяется единство отношений прошлого, настоящего и будущего в истории.

Цель, задачи и основа исследования. Целью работы является поиск новых теоретических и методологических оснований исторического исследования, в рамках складывающейся в настоящее время парадигмы мышления, которые обусловлены как внутренними, так и внешними тенденциями развития истории.

Реализации намеченной цели способствовало решение следующих эвристических задач: обобщить ряд существующих методологических подходов в исследовании истории, и выявить существенные инвариантные черты изменений, происходящих в исторической наукеуточнить содержание предмета исторической наукипроанализировать процесс воздействия современной научной парадигмы на историческую науку, с учетом положительной и отрицательной корреляциивыявить многообразие общих факторов, детерминирующих исторический процесс, установить, имеют ли они системный характерпроанализировать место и роль случайности в историческом процессе в свете современных синергетических представлений о развитии.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие этапы исследования. Первый — обобщить ряд выводов, представленных различными подходами к исследованию исторического процесса и выделить среди них наиболее спорные проблемы. Второй — используя выводы современного научного сообщества, обосновать значение поиска новой методологической базы при исследовании истории. Третий — выявить необходимость нового содержания понятия «предмет истории». Далее показать роль материальных и идеальных, субъективных и объективных сторон истории, показать их континуальность в истории. Выявить значение случайных факторов, их роль в историческом развитии.

Методологическую и теоретическую основу проводимого диссертационного исследования образуют современные концепции развития и детерминизма, преодолевающие односторонность жесткого лапласовского детерминизма и ортодоксального материализма, синергетический и системный подходы.

Научная новизна проведенного исследования характеризуется оригинальностью поставленных выше задач, а также положениями, обоснованными в диссертации и выносимыми на защиту:

1) В диссертации показано, что в настоящее время происходит изменение исторической парадигмы, детерминированное внутренними тенденциями развития исторической науки, что влечет за собой необходимость выработки ее новых теоретических и методологических оснований. Выявлены и исследованы такие общие, инвариантные характеристики исторического процесса, как: единство, целостность исторического процессанелинейность историиконструктивная роль случайностиединство материального и идеального, объективного и субъективного, являющихся его сущностными характеристиками. Сделан вывод о том, что данные факторы составляют теоретические и методологические основания исторической науки. Раскрыта их взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодополнение.

2) Предложено новое понимание предмета исторической науки, отличающееся от традиционных представлений, где он сводился к рассмотрению прошлого. В работе обосновывается вывод о том, что предмет истории представляет собой континуум, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Показано, что настоящее и будущее для историка столь же актуальны, как и реализованное прошлое. Ведь нереализованные возможности могут воспроизвестись в будущем, в отличие от произошедших, которые не воспроизведутся, в силу существования «стрелы» развития.

3) Выявлена положительная корреляция основных черт, современной научной парадигмы, сформулированной в основном на базе естественных наук (неделимость, целостность мира, взаимозависимость и взаимообусловленность его элементов, конструктивная роль случайности, континуум материального и идеального), с выделенными существенными характеристиками исторического процесса. Показано, что историческая парадигма вписывается в контекст общенаучной парадигмы, являясь ее составной частью, подсистемой.

4) В контексте нового понимания предмета исторической науки показана необходимость рассмотрения системы факторов детерминации прошлым, настоящим и будущим, обусловливающих исторический процесс: причина, условие, повод, «инспирация», системная детерминация, корреляция, цель. В отличие от имеющихся в литературе подходов к историческому процессу, рассматривающих лишь отдельные детерминанты, показано, что все они образуют систему, в которой нельзя элиминировать ни один из типов и видов обусловленности. При выпадении даже одного из них разрушается целостная историческая картина.

5) Обоснована идея континуальности материального и идеального в истории, несводимости данных категорий друг к другу, рассмотрения их в качестве проекций Единого. Данная позиция, имеющая (как показано в диссертации) глубокие философские корни, отличается от традиционных представлений, сводящих материальное и идеальное друг к другу, предполагающих их каузальную зависимость друг от друга, установление первичности и вторичности или разделяющее их. Из данного онтологического континуума следует гносеологический континуум объективного и субъективного. Показана невозможность существования объективного без субъективного и субъективного без объективногодоказано существование их в континууменеразрывном единстве, как различных проекций единого, и несводимость друг к другу.

6) В отличие от представленных в философской и исторической литературе позиций о равноправной связи необходимости и случайности (или подчиненности одной другой), артикулирована роль случайного, как существенного условия развития исторического процесса, а также познания истории. В соответствии с синергетическими представлениями, экстраполированными в диссертации на исторический процесс, без случайности не происходит исторического развитияслучайность является неустранимым компонентом исторического процесса, поскольку сама «стрела» исторического времени задается случайностью. Поэтому роль случайности в истории конструктивна, в ряде случаев существует приоритет случайности над необходимостью. Выявлена важная роль стохастических обусловленностей, связанных с активностью субъекта исторического процесса и исторического исследования, которые наряду со статистическими закономерностями детерминируют направленность исторического процесса.

Теоретическое значение выносимых на защиту результатов проведенного исследования состоит в том, что они характеризуют новое концептуальное понимание методологических оснований исследования истории, способствуют выявлению новых акцентов при изучении прошлого человечества. Эти результаты актуальны и для философии, и для комплексного изучения истории. Обращенность к историческому материалу является необходимой на сегодняшний день задачей. Тематика исследования предполагает уточнение и корректировку таких важных в методологическом плане понятий, как предмет истории, исторические закономерности.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов в философии, методологии истории, разработке спецкурсов, преподавании истории и философии.

Апробация итогов диссертации. Вынесенные в работе положения докладывались на следующих философских форумах: Региональной Поволжской научной конференции «Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века» (Саратов, февраль 1995 г.), Научной конференции ГУНЦа СГТУ «Человек в социокультурном мире» (октябрь 1995 г.), Научно-практической конференции ГУНЦа СГТУ «Человек. Общество. Мир» (ноябрь 1996 г.), Всероссийской научной конференции «Человек в социокультурном мире» (Саратов, ноябрь 1997 г.), Всероссийской научной конференции «Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI века» (Саратов, январь 1998 г.).

Основные идеи диссертации представлены в шести публикациях: «Многообразие связей в историческом исследовании». — Человек в социокультурном мире. Саратов, 1995; «О единстве объективного и субъективного в историческом исследовании». — Человек. Общество. Мир. Саратов, 1996; «Роль категории „отношение“ в системном историческом исследовании». — Человек в социокультурном мире. Саратов, 1997. Ч. 1. «Исторический факт как отношение». — Человек в социокультурном мире. Саратов, 1997. Ч. 3. «Статус научной парадигмы в современной культуре» -Пространство цивилизаций и культур на рубеже 21 века. Саратов, 1998. Ч. 2. «Категория „отношение“: общая характеристика» — Человек в социокультурном мире. Саратов, 1998. Ч. 5.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы, включающего 1SD наименований. Объем диссертации — 119 с.

заключение

.

Результаты проведенного диссертационного исследования приводят к следующим выводам.

1. Современное положение исторической науки свидетельствует о ее внутренних изменениях, связанных с кризисным состоянием науки. Назрела необходимость оформления новых подходов к осмыслению исторического процесса. Исходя из синергетических представлений, исторический процесс в переломных моментах совершается спонтанным, случайным образом, выбор непредсказуем. Асимметричность, направленность изменений, определяющие историческое развитие, зависят от исторической случайности. Из этого следует, что построение исторической картины возможно на принципах нелинейности, в ряде моментов — приоритета случайности, целостности мира, единства объективного и субъективного, континуума материального и идеального.

2. Изменение принципов построения исторического целого затрагивает и методологию истории, в рамках которой особое значение принадлежит определению предмета науки. Диалогичность истории ведет к необходимости включения в предмет ее исследования всего спектра временной конкретности — единства прошлого, настоящего и будущего. Ретроспективность изучения истории не означает направленности в прошлое самих исторических событий. Совершаются они согласно определяемым ее субъектами целям, идущим в будущее, определяющим ход развития. Однако нереализованные цели могут состояться в будущем, поэтому их исследование также актуально, как и совершившиеся.

3. В рамках современной научной парадигмы, сложившейся на основе естественных наук, выделяются черты, присутствующие и в исторической науке — целостность, единство материального и идеального, континуум объективного и субъективного, стохастичность, изменчивость и процессуальность, нелинейность. Это дает право сделать вывод о наличии общенаучной парадигмы мышления в рамках естественных и гуманитарных наук.

4. Исторический процесс представлен в качестве единства типов обусловленности — прошлого, настоящего и будущего, а также единства видов детерминации. Только использование системы детерминирующих факторов — причины, условия, повода, корреляции, системной детерминации цели — позволяет построить целостную историческую картину. Каждый элемент системы предполагает существование другого, они действуют на основе взаимодополнения и взаимопереплетения. Эта взаимосвязь проявляется в конкретных процессахне существует систем, где имеется лишь один тип детерминации, или одна ее форма. Применение разнообразных способов и видов детерминации к изучению истории делает ее понимание адекватным реальной исторической ситуации.

5. Важной характеристикой истории является единство материального и идеального, образующие континуум, гармоничное целое. Их противопоставление, дуальность, сведение одной к другой на сегодняшний день преодолено. Материальное и идеальное являются предельными сторонами, проекциями единой сущностив любом историческом объекте их соотношение различно, но всегда имеется и то, и другое. Из данного онтологического континуума следует гносеологический континуум объективного и субъективного, предполагающий несводимость одной к другой, невозможность их самостоятельного существования. В соответствии с подчеркнутой ролью случайности в истории, выявляется существенная позиция стохастических обусловленностей, связанных с активностью субъекта исторического процесса и исторического исследования.

Использование данной теоретической модели, по мнению автора, решает проблему построения исторического целого. Рассмотрение истории на базе предложенных принципов, позволяет расширить ее контекст до включения в общенаучную парадигму.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.A. Идеально ли идеальное? Вопросы философии. М., 1987 № 10. С. 64−93.
  2. Августин Аврелий. Исповедь. Перевод с латинского. М.: Республика, 1992. — 335 с. (Человек в исповедальном жанре). Кн. 7.
  3. А.Н. Система: философские категории и реальность. М.: Мысль, 1976. 188 с.
  4. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск.: Наука, 1987. — 243 с.
  5. Аграрная история Северо Западной Руси. Вторая половина 15 — начало 16 вв. Л.: Наука, 1971.-375 с.
  6. В.Л. Цель исканий человеческого духа. Общественные науки и современность (ОНС). М., 1991. — № 4. — С. 181 -191.
  7. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987. — 243 с.
  8. Антология мировой философии. В 4-х томах. М.: Мысль, 1972. Т. 4.708 с.
  9. АскинЯ.Ф. Философский детерминизм. СГУ, 1974. 68 с.
  10. Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. М.: Мысль, 1977. 188 с. (Философия и естествознание).
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.15. 386 с.
  12. М.А. Категории и методы исторической науки. /Институт всеобщей истории АН СССР/. М.: Наука, 1984. 342 с.
  13. М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. — 348с.
  14. М.А. О роли человеческой субъективности в истории. История СССР. М., 1989 № 3. С. 98−119.
  15. В.Г. Избранные философские сочинения. В 2-х томах. К 100-летию со дня смерти. Под общ. ред М. Т. Иовчука и З. В. Смирновой. Т. 2. М.: Наука, 1948. 595 с.
  16. H.A. Смысл истории М.: Мысль, 1990. 173 с.
  17. Л. Общая теория систем: критический обзор. В кн.: Исследования по общей теории систем. Сборник переводов с англ. и польск. Общ. ред. и вступит, статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.-520 с.
  18. Ю.Л. Как же писать историю? Методологические веяния во французской историографии 1994 1997 гг. // Новая и новейшая история. 1998 № 4. М.: Наука, 1998. С. 29 — 42.
  19. В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.24. 421 с.
  20. М. Апология истории или ремесло историка. /Пер. Е. М. Лысенко. 2-е изд. М.: Наука, 1986. 254 с.
  21. A.C. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов: Издат-во СГУ, 1990. 149 с.
  22. A.C. Метафилософия континуум предметов, отношений, состояний. // Декада науки. Саратов: Издат-во СГТУ, 1995. С. 3 — 5.
  23. A.C. Проблема соотношения материального и идеального. -Проблемы философии, истории, культуры. Саратов: издат-во СГТУ, 1996. С. 3−8.
  24. A.C. Фундаментальность отношений обособленности. Человек. Общество. Мир. Саратов: Издат-во СГТУ, 1996. С. 3 — 4.
  25. A.C. Отношения в универсуме. Человек в социокультурном мире. Саратов: Издат-во СГТУ, 1997. — С. 3 — 5.
  26. М. Интуиция в науке. М.: Наука, 1967. 239 с.
  27. Буржуазная философия XX века М.: Политиздат, 1974. 335 с.
  28. O.JI. Очерки развития буржуазной философии и методологии истории в XIX XX веках. Под ред. В. И. Рутенбурга. JL: Наука, 1979. — 270 с.
  29. М.А. Вопросы логики исторического исследования и исторический источник. // Вопросы истории. М., 1969, № 10. С. 81−102.
  30. М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. /Социол. мысль Запада/. 804 с.
  31. Византийские очерки. Труды советских ученых к VIII международному конгрессу византистов (8 -15 августа 1991 г.). М: Наука, 1991. 240 с.
  32. Вольтер. Философские сочинения. /Пер. с. фр. С.Я. Шейнман-Топштейн. М.: Наука, 1988. 750 с.
  33. Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 томах. Т.1. М. JI. Гослитиздат, 1929. -367 с.
  34. Г. Сочинения Т. 9. JL: Партиздат, 1932. 313 с.
  35. Г. Наука логики. В трех томах. Т. 2. М.: Мысль, 1971. Т. 2.41. 248 с.
  36. Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1974. 452 с. Т. З.М., 1977 -471 с.
  37. Геродот. История. В девяти книгах. Пер. и примеч. Г. А. Стратановского. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1972. 600 с.
  38. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Соцэкгиз, 1936. 503 с.
  39. И.А. Современная французская буржуазная философия истории. (Критический анализ). М.: Наука, 1978. 197 с.
  40. С. За пределами мозга. М.: Издательство трансперсонального института, 1993. 504 с.
  41. A.B. История как наука. Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. — 319 с.
  42. A.B. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. 128 с.
  43. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. ЛГУ. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1989.-495 с.
  44. Л.Н., Панченко A.M. Чтобы свеча не погасла. Диалог. Л.: Советский писатель, 1990. 123 с.
  45. А.Я. Что такое исторический факт? Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М.: Мысль, 1969. — 511 с.
  46. А.Я. М. Блок и «Апология истории». Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1986. -254 с.
  47. А.Я. «Путь прямой как Невский проспект», или Исповедь историка.- Одиссей. М.: Круг, 1994. С. 14 -33.
  48. А.Я. Социальная история и историческая наука. Вопросы философии. М., 1990 № 4. С. 42−65.
  49. Л.А. Введение в изучение истории. М.: Высшая школа, 1981. 184 с.
  50. В. Описательная психология. (Пер. с нем. Е. Зайцевой.) 2-е изд. -СПб: Алетейя, 1996. 155с.
  51. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. В кн.: Новые идеи в философии. Сб. 1. СПб, 1912. С. 52 -121.
  52. B.C. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. Под общ. Ред. М. М. Розенталя. М.: Мысль, 1968. -318 с.
  53. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  54. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. 228 с.
  55. Г. М. Возникновение нового: философский очерк. М.: Мысль, 1983.- 188 с.
  56. A.M. Многомерность истории. Философская и социологическая мысль. М., 1991 № 12. С. 21−39.
  57. Е.М. Очерки методологии истории. М.: Наука, 1987. 255 с.
  58. К.А. О некоторых проблемах методологии истории. Новая и новейшая история. М., 1996 № 6. С. 59−71.
  59. В.Г. Причинность и детерминизм. Д., 1974. 178 с.
  60. Г. М., Коршунов A.M., Петров Ю. В. Методологические проблемы исторического познания. М., 1981. 254 с.
  61. О.И. Принципы комплексного подхода в социально-экономических исследованиях: некоторые вопросы теории и организации. Л.: Наука., 1981. -158 с.
  62. Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979. 205 с.
  63. A.A. Историческая наука на пороге XXI века. Вопросы истории. 1996. № 4. С. 5 -12.
  64. История диалектики. XIV XVIII вв. Ред.: 3. Каменский и др. М.: Мысль, 1974.-356 с.
  65. Исторический материализм как социально-философская теория. М.: Высшая школа, 1982. 364 с.
  66. Источниковедение: теоретические и методологические проблемы. Сборник статей. М., 1969. 511 с.
  67. И. Критика чистого разума. Соч. В 6 т. М., 1964. Т. 3. 591 с.
  68. И. Сочинения: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1964. 799 с.
  69. Ф. Уроки мудрости. Разговоры с замечательными людьми. Пер. с англ. В. И. Аршинова, М. П. Папуша, В. В. Самойлова. М.: Изд-во Трансперсонального Инст-та, 1996. — 318 с.
  70. P.C., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 352 с. — (Прогр. «Обновление гуманитарного образования в России).
  71. В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1980. 175 с.
  72. Л.П. Введение в историю. Вопросы философии. М., 1996. № 8. С. 105−118.
  73. Л.П. Философия истории. Серия «Памятники религиозно-философской мысли Нового времени». СПб, 1993. 351 с.
  74. Э. Познание и действительность. СПб, 1912. 290 с.
  75. Э. Теория относительности Эйнштейна. Петроград: Наука и школа, 1922. 134 с.
  76. .М. О детерминизме. Философские науки.М., 1968 № 1. С. 67−84.
  77. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. — 288 с.
  78. В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука, 1968. 525с.
  79. E.H. Проблема динамического и статистического: к философскому рассмотрению результатов синергетики. Философские науки. М., 1988 № 6. С. 19−29.
  80. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным. Вопросы философии. М., 1992 № 12. С. 74−92.
  81. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. -438 с.
  82. И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах. Новая и новейшая история. М., 1995 № 1. С. 94−119.
  83. Н.Г. Познание и историческая наука. (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). Издательство Саратовского университета. Саратов, 1980. 150 с.
  84. Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 485с.
  85. О. Курс положительной философии. В: 6-ти томах. Спб: Посредник, 1900. Т.1.-302 с.
  86. JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Издат-во МГУ, 1979. 145 с.
  87. A.M., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 192 с.
  88. В.И. О некоторых принципиальных положениях методологии истории. Новая и новейшая история. М., 1996 № 3. С. 62−75.
  89. Лаппо-Данилевский A.C. Методология истории. Теория исторического познания. Вып. 2. СПб, 1913. 799 с.
  90. П. Опыт философии теории вероятностей. Популярное изложение основ теории вероятностей и ее приложений. М., 1908.- 206 с.
  91. Г. Д. Категория «отношение». (Критический анализ концепций). -Москва, 1987.- 162 с. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР № 29 677.
  92. Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. 208 с.юо.Лейбниц Г. Избранные философские сочинения. М., 1982. Т.1. 442 с.
  93. Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. Л.: Соцэкгиз, 1936.-484 с.
  94. Н. Философско-методологический анализ случайностных представлений. Известия АН Латвийской ССР. — Latv. PSR zinatnu akad. -Рига: Зинатне, 1988. № 9. С. 138 — 139.
  95. М. Об идеальном и реальном. Вопросы философии. М, 1984. № 10. С. 121−139.
  96. Ю4.Лооне Э. Современная философия истории. Таллин: Ээсти раамат, 1980. -293 с.
  97. А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 207 с.
  98. А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высшая школа, 1963. 583 с.
  99. Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Статьи по семиотике итипологии культуры. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. 479 с. кж. Малинецкий Г. Г. Нелинейная динамика и «историческая механика».
  100. Общественные науки и современность (ОНС). М., 1997 № 2. С. 97−119. Ю9. Марков В. А. Феномен случайности. Методологический анализ. Рига:
  101. Зинатне, 1988. 232 с. по. Марков Ю. Г. Функциональный подход в современном научном познании.
  102. П7.Могильницкий Б. Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  103. ПБ.Мокин Б. И. Диалектика устойчивости и изменчивости в развитии. Под ред.
  104. С.Г. Борщова. Саратов: Издат-во Саратовского ун-та, 1987. 119.128 с.ш.Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. 239 с. ш. Налетов И. З. Причинность и теория познания. М.: Мысль, 1975. -204 с.
  105. И.С. Очерки по истории позитивизма. МГУ, 1960. 200 с.
  106. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мысль, 1990. 315с.ш.Няпинен Л. Я. О предпосылках прогресса общества в свете принципов синергетики. Известия АН Эстонии. Общественные науки, 1990, 39, № 3. С. 245 -256.
  107. В.П. Взаимосвязь и взаимоопосредствование категорий «детерминация», «необходимость», «случайность» в научном познании. -Методология конкретных сфер познания. Иркутск: ИГУ, 1978. 133 с.
  108. В.П. Играет ли бог в кости? (Идея универсальной обусловленности как основа мировоззрения). СПб, 1991. 31 с.
  109. В.П. Познание необходимости. М.: Мысль, 1985. 206 с. 128.0диссей. Человек в истории. М.: Круг, 1994. 224 с.
  110. Платон. Собрание сочинений в 4 тт. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 830 с.
  111. Плотин. Избр. трактаты: в 2 т. М., 1994. Т.1. 379с.
  112. Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое. Полемические заметки. М.: АИРО-ХХ, 1995.-216 с.
  113. М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. М., 1933. 544с.
  114. .Ф. Мыслима ли история одной страны? Историческая наука и некоторые проблемы современности. М., 1969. — с. 302 — 321.
  115. К. Нищета историцизма. Вопросы философии, М, 1992. № 8, 9,10.
  116. И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. 327 с.
  117. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Перевод с англ. М.: Прогресс, 1986. 432 с.ш.Проблемы методологии дедуктивной теории. Вопросы философии. М, 1964 № 3. С. 84−99.
  118. A.C. Поли. собр. соч.: в 16 тт. М., 1949. Т. 11. 588 с.
  119. С. Индийская философия. М., 1993. Т. 1. 621с.
  120. А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. 303 с.
  121. . История западной философии: В 2 т. Т. 1. / Подгот. текста В. В. Целищева. Новосибирск: Издат-во Новосиб. ун-та, 1994. — 464 с.
  122. . Проблемы философии. СПб, 1914. 278 с.
  123. Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Спб: Образование, 1908. -221 с.
  124. Г. Науки о природе и науки о культуре. Под ред. С. Гессена. СПб.: Образование, 1911. -196 с.
  125. Г. О системе ценностей. Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Русское издание. М., 1914. Т. 1. Вып. 1. 276 с.
  126. Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера. Вопросы философии, М., 1995 № 12. — С. 54 — 65.
  127. H.A. Русская историография. М., 1941.ш.Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития. -Философские науки, М, 1989 № 5.
  128. В.К. Становление диалектической концепции «вещь свойство -отношение». Харьков: Основа, 1991. — 95 с.
  129. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М., 1974.-279 с.
  130. В.И. Историзм и современная буржуазная историография. М.: Мысль, 1977.-253 с.
  131. Ю.В. Конструктивная роль случая. Вопросы философии, М., 1988. № 5. — С 82 — 95.
  132. Г. А. Причинность и связь состояний в физике. М.: Наука, 1971. -304 с.
  133. В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. М.: Мысль, 1965.-288 с.
  134. Современный детерминизм и наука. Сборник статей: В 2-х томах. Новосибирск, 1975. Т. 1. Общие проблемы детерминизма. 320 с.
  135. А. Дж. Постижение истории. Сборник. Перевод с англ. Сост. А. П. Огурцов. М.: Прогресс, 1991. 736 с.
  136. В.П. О категориях предмета, свойства и отношения. Вестник ЛГУ. Вып. 3. 1956, № 17. — С. 76 — 91.
  137. B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. М.: Наука, 1972. 256 с.
  138. А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. 183 с.
  139. В.Б. Проблема становления социального. Под ред. Я. Ф. Аскина. -Издат-во Саратовского ун-та, 1982. 173 с.
  140. Г. Крах психоанализа. От Фрейда Фромму. Пер. с англ. Общ. ред. и послесловие A.B. Снежневского. М.: Прогресс, 1968. — 287 с.по.Февр Л. Бои за историю. Сборник статей. Памятники исторической мысли. М.: Наука, 1991.-629 с.
  141. Философская энциклопедия. Глав. ред. Ф. В. Константинов. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962. 575 с.
  142. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
  143. Н.П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования). М.: Мысль, 1972. 303 с.
  144. К.В. Об особенностях современного исторического познания. -Новая и новейшая история, М., 1996 № 4. С. 82 90.
  145. К.В., Финн В. К. Гносеологические и логические проблемы исторической науки. /Учебное пособие для ВУЗов. М.: Наука, 1995. — 176с.
  146. А.К. Причинность в истории. М.: Мысль, 1983. 204 с.
  147. В.Г. Общественное пространство. Социально-философский анализ. Воронеж, 1984. 165 с.ш.Шеллинг. Сочинения М., 1987. Т.1. 623с.
  148. Я.Г. Смена парадигм в современном российском культурно-историческом контексте. (Размышление о «Постижении истории» А. Тойнби). Общественные науки и современность (ОНС), М., 1993 № 2. С.106−121.
  149. Юм Д. Сочинения. В 2-х томах. / Пер. с англ. Под общ. ред. И. С. Нарского. Т. 1. М.: Мысль, 1965. 847 с.
  150. Bohm D. Onfolding Meaning. A Weekend of Dialogue with David Bohm. London -New York, 1987. P. 19−87.
  151. Collingwood R. J. An Essay on Metaphysics. New York, 1940. 122 p.
  152. Croce B. Storiographia e odealita morale. Bari, 1959. P.45−63.
  153. Hempel C. Aspects of Scientific Explanation. New York, 1965. P. 37 — 70.
  154. Lipps Th. Einheiten und Relationen. Leipzig, 1907. 78 p.
  155. Popper K. The open universe: An arguments for indeterminism. Totowa (New York), 1982. P. 56 — 79.
Заполнить форму текущей работой