Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общение, по мнению многих исследователей, является ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте (М.И.Лисина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) — Эффективность общения во многом зависит от коммуникативных знаний, умений и навыков, приобретение и усвоение которых в значительной мере связано с развитием коммуникативных способностей. Изучение коммуникативных способностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КОМУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 1. 1. Роль семьи в развитии коммуникативных способностей
    • 1. 2. Развитие коммуникативных способностей в онтогенезе
    • 1. 3. Коммуникативные способности как объект психологического исследования
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕМЬИ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Методы и организация исследования
    • 2. 2. Структурные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей
    • 2. 3. Функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей
    • 2. 4. Выводы.,

Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общение, по мнению многих исследователей, является ведущим видом деятельности в старшем школьном возрасте (М.И.Лисина, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) — Эффективность общения во многом зависит от коммуникативных знаний, умений и навыков, приобретение и усвоение которых в значительной мере связано с развитием коммуникативных способностей. Изучение коммуникативных способностей старшеклассников, выявление закономерностей и факторов, влияющих на их развитие, создает реальную основу для выбора научно-обоснованного подхода к развитию коммуникативных способностей в переходный период от подросткового возраста к юношескому.

Необходимость изучения проблемы коммуникативных способностей определяется логикой развития психологических исследований общения. В то время как феномен общения активно изучается зарубежными и отечественными исследованиями, проблема условий формирования и развития коммуникативных способностей, проблема диагностики коммуникативных способностей, а также факторов, влияющих на их развитие, не является предметом глубокой научной разработки, хотя эта проблематика является важной и объемной. Перед психологией стоит ряд проблем, связанных с поиском причин и факторов, влияющих на развитие коммуникативных способностей, ускоряющих или тормозящих это развитие. Одним из таких факторов являются структурно-функциональные характеристики семьи, так как опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений с родителями.

Актуальность исследования проблемы структурно-функциональных характеристик семьи как фактора развития коммуникативных способностей старшеклассников обусловлена, как минимум несколькими обстоятельствами.

Во-первых — это особенности социально-экономической ситуации, которые предъявляют более высокие требования к развитию коммуникативных способностей личности.

Во-вторых, в современном обществе снижаются ценности семьи, падает рождаемость, растет число неполных, деформированных, дисгармоничных семей.

В отечественной и зарубежной психологии традиционно признается ведущая роль взрослого, роль семьи в психическом развитии ребенка. Представляя собой систему человеческих взаимоотношений, реализующихся в семейном взаимодействии и общении, семья оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Однако до настоящего времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами, индивидуального развития детей, формирования их личностных свойств и коммуникативных способностей в данной среде.

Таким образом, изучение структурно-функциональных характеристик семьи какфактора развития коммуникативных способностей старшеклассников представляется актуальным в теоретическом и практическом планах.

Исходя из актуальности проблемы, ее недостаточной теоретической и методологической разработанности, потребности в оптимизации процесса развития коммуникативных способностей определена цель настоящего исследования* изучение влияния структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников.

Объект исследования: семья как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников.

Предмет исследования: структурно-функциональные характеристики семьи и их влияние на развитие коммуникативных способностей старшеклассников.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения, что развитие коммуникативных способностей старшеклассников обусловлено структурными (типом семьи, сиблинговой позицией ребенка, количеством детей в семье) и функциональными (стилями родительского отношения, особенностями семейного взаимодействия и общения) характеристиками семьи. Особенности влияния таких структурных характеристик семьи, как тип семьи (полная, неполная) и количество детей в семье зависят от особенностей семейных взаимоотношений и общения.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Дать теоретический анализ научной литературы по проблеме влияния семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников.

2. Исследовать влияние структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников.

3. Выявить структуру коммуникативных способностей старшеклассников и разработать диагностический аппарат для их исследования.

Методологической основой исследования являются теоретико-методологические положения представителей психодинамического подхода к развитию личности (К. Хорни, А. Адлер, В. Шутц), согласно которым опыт отношений, полученных в раннем возрасте определяет развитие личности и зависит от характера взаимоотношений между ребенком и родителями. Базисом анализа коммуникативных способностей в диссертации послужили фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению проблемы способностей, разработанные в трудах А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других отечественных психологов. Мы также опирались на некоторые теоретические положения о развитии коммуникативных способностей в онтогенезе, сформулированные в трудах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, М. И. Лисиной, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. Э. Пахальян.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовался широкий набор методов: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, интервью, экспертная оценка, выкопировка данных из личных дел, а так же тестовые опросники: 16 факторный опросник Р. Кеттелла (модификация теста «17 ЛФ»), методика «Личностный дифференциал» (Е.Ф.Бажина, А.М.Эткинда), «Методика оценки коммуникативных способностей старшеклассников» (авторская), тест-опросник родительского отношения АЛ. Варга, В. В. Столина, проективный тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускуса.

При обработке полученных данных использовались статистические методы обработки результатов исследования (метод сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента, изучение коэффициентов корреляции методом рангов Спирмена, факторный анализ, кластерный анализ).

Надежность и достоверность данных, полученных в работе обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, использованием методов математической статистики, содержательным анализом полученных данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке испытуемых.

Общую выборку в эмпирическом исследовании составили 253 испытуемых — старшеклассники средней школы № 3 г. Анжеро-Судженска.

Научная новизна работы заключается в том, что получены новые данные относительно влияния структурно-функциональных характеристик семьи на разS витие коммуникативных способностей старшеклассников. В частности установлено, что структурные характеристики семьи (тип семьи, порядковый номер рождения детей, количество детей в семье) и функциональные характеристики семьи (особенности родительского отношения, особенности внутрисемейных взаимоотношений и общения) определяют характер развития коммуникативных способностей старшеклассников. В результате эмпирического исследования получены и обоснованы данные, уточняющие теоретические представления о структурных компонентах коммуникативных способностей старшеклассников, разработана диагностическая модель для оценки коммуникативных способностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные уточняют общие теоретические представления о механизмах влияния семьи на развитие коммуникативных способностей.

Практическая значимость диссертационного исследованияопределяется тем, что результаты диссертационной работы внедрены в практику работы психологической службы средней школы № 3 г. Анжеро-Судженска. На основании полученных данных разработана программа тренинга совершенствования коммуникативных способностей старшеклассников, которая практически используется в работе психологов. Результаты исследования и разработанные на их основе рекомендации могут быть так же использованы в практике семейного консультирования.

Исследование проводилось в 1997;2004 годах. Процесс исследования проходил в три этапа, один — подготовительный и два экспериментальных.

Во время подготовительного этапа (1997;1999 гг.) был сформирован комплекс методик сбора эмпирических данных, отвечающих сформулированной заранее гипотезе, уточнялось содержание и схема проведения экспериментального исследования.

В ходе первого экспериментального этапа (1999;2000 гг.) проводилось пилотажное исследование, в котором приняли участие 103 старшеклассника, в возрасте 14−16 лет. На данном этапе выявлялись структурные компоненты коммуникативных способностей старшеклассников, разрабатывалась диагностическая модель их для оценки, уточнялась схема проведения второго этапа экспериментального исследования.

На втором экспериментальном этапе (2000;2004 гг.) в исследовании приняли участие 150 школьников. Возраст испытуемых 14−16 лет. В ходе второго экспериментального этапа исследования изучалось влияние структурно^ функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей старшеклассников, разрабатывались рекомендации по проведению тренинга совершенствования коммуникативных способностей старшеклассников.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения.

1. Развитие коммуникативных способностей старшеклассников обусловлено структурными характеристиками семьи, а именно типом семьи, порядковым номером рождения и количеством детей в семье. Среди структурных характеристик семьи, благоприятно влияющих на развитие коммуникативных способностей можно выделить третью сиблинговую позицию. Особенности влияния таких структурных характеристик семьи, как тип семьи (полная, неполная) и количество детей в семье зависят от особенностей семейных взаимоотношений и общения.

2. Развитие коммуникативных способностей старшеклассников обусловлено функциональными характеристиками семьи, а именно особенностями родительского отношения, особенностями внутрисемейных взаимоотношений и общения. Среди функциональных характеристик семьи, оказывающих благоприятное влияние на развитие коммуникативных способностей можно выделить следующие:

— особенности родительского отношения: стили материнского отношение «симбиоз», отцовского отношения — «авторитарная гиперсоциализация», материнское эмоциональное принятие детей, непротиворечивость воспитания;

— особенности семейных взаимоотношений: благоприятный психологический климат семьи, эмоциональная «включенность» ребенка в семью, дружеские взаимоотношения в семье, дружеские взаимоотношения между семьей и другими родственниками, высокий семейный статус брата или сестры, восприятие старшеклассниками своего статуса в семье как среднего, проявление межличностной аттракции к брату или сестре;

— особенности семейного общения: проведение выходных дней (отпуска) вместе с родителями, проведение свободного времени за совместным прочтением книг, позитивное отношение к общению с родителями (как к получению жизненного опыта и интересному общению).

3. Структурными компонентами коммуникативных способностей старшеклассников являются: продуктивность и вариативность общения, проявление положительных эмоций и доверия к людям, наблюдательность, особенности речи и голоса, интеллектуальные качества, самообладание, эмпатическое отношение, толерантность и точность восприятия, способность получать удовольствие от общения, коммуникативный этикет.

Апробация работы. Полученные в диссертационном исследовании результаты докладывались на: Международной Зимней психологической школе «Интегральная индивидуальность: теория и практика» (Кемерово, 2000 г.) — Международной конференции «Социокультурная герменевтика: — теоретико-методологическое обоснование в контексте развития толерантности» (Кемерово, 2002 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано семь научных статей и тезисов докладов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, включающего в себя таблицы и рисунок. Основное содержание работы изложено на 159 страницах. В тексте диссертации имеются 6 таблиц и 11 рисунков. Библиографический список насчитывает 309 источников.

2.4. Выводы.

Таким образом, проведенный анализ результатов экспериментального исследования влияния структурно-функциональных характеристик семьи на развитие КС старшеклассников, позволяет утверждать:

1. В структуре коммуникативных способностей старшеклассников можно выделить следующие компоненты: продуктивность и вариативность общения, проявление положительных эмоций и доверия к людям, наблюдательность, особенности речи и голоса, интеллектуальные качества, самообладание, эмпатическое отношение, толерантность и точность восприятия, способность получать удовольствие от общения, коммуникативный этикет.

2. Среди структурных характеристик семьи, благоприятно влияющих на развитие коммуникативных способностей выделяется третья сиблинговая позиция. Особенности влияния таких структурных характеристик как тип семьи и количество детей в семье обсуловлено влиянием функциональных характеристик семьи (благоприятным психологическим климатом, дружескими отношениями между родителями, редким характером семейных конфликтов, преимущественным проведением свободного времени с родителями и другими сиблингами).

3. Функциональные характеристики семьи, а именно, особенности родительского отношения, особенности внутрисемейных взаимоотношений и общения определяют характер развития коммуникативных способностей старшеклассников. Среди функциональных характеристик семьи, оказывающих благоприятное влияние на развитие КС можно выделить следующие:

— особенности родительского отношения: стили материнского отношения «симбиоз», отцовского отношения — «авторитарная гиперсоциализация», материнское эмоциональное принятие детей, непротиворечивость воспитания детей;

— особенности семейных взаимоотношений: благоприятный психологический климат семьи, эмоциональная «включенность» в семью, дружеские взаимоотношения в семье, дружеские взаимоотношения между семьей и другими родственниками, высокий семейный статус брата или сестры, восприятие старшеклассниками своего статуса в семье как среднего, проявление межличностной аттракции к брату или сестре;

— особенности семейного общения: проведение выходных дней (отпуска) вместе с родителями, проведение свободного времени за совместным прочтением книг, отношение к общению с родителями как к получению жизненного опыта и интересному общению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Категория способностей относится к основным категориям психологии. Во всех отраслях современной психологии ведется обширная и глубокая работа в области исследования проблемы способностей. Однако, вопросы понимания коммуникативных способностей, факторов, влияющих на их развитие, являются однимииз наиболее спорных в психологической теории способностей. В теоретических разработках проблемы коммуникативных способностей отсутствует строгая терминологическая дифференциация относительно понятия, структуры, функций коммуникативных способностей.

В данной работе мы не ставили задачу изложить все многочисленные исследования по проблеме способностей, однако стремились использовать все наиболее важные итоги этих работ, что позволило нам в некоторой степени обобщить то, что накоплено по проблеме развития коммуникативных способностей. Акцент делался на уточнении понятия коммуникативных способностей, их структуре, особенностях формирования и развития.

Проведенный теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований позволяет нам утверждать, что коммуникативные способности — это комплексное, многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивных и операционально-технических знаний, умений и навыков, обеспечивающих регуляцию и протекание деятельности общения. Структуру коммуникативных способностей можно представить в виде иерархии блоков, исходя из регулирующей роли, которую они выполняют в деятельности общения: личностный блок, социально-перцептивный блок, операционально-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве, комплексе, обеспечивая регуляцию деятельности общения.

В настоящее время в психологии активно изучается проблема социально-психологических факторов, влияющих на развитие способностей. Проведено ряд исследований, в которых рассматривалось влияние различных факторов и условий на развитие способностей личности к общению. К таким факторам исследователи относят:

— функциональные характеристики семьи: особенности семейного взаи*-модействия и общения, особенности родительского отношения;

— структурные характеристики семьи: структурный состав и конфигурация семьи, порядок рождения детей, тип семьи;

— социальные факторы: средовые условия, интеллектуальный уровень и образование родителей, материальный достаток;

— наследственность;

— личностные и тендерные особенности.

Находясь на позиции психодинамического подхода к развитию личности, согласно которому семья и характер детско-родительских связей играют веду щую роль в развитии личности, мы изучили влияние структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей.

Материалы проведенного исследования позволяют сделать основные выводы и наметить перспективы дальнейшей разработки проблемы структурнофункциональных характеристик семьи как фактора развития коммуникативных способностей.

1. Структурные характеристики семьи, а именно тип семьи порядковый номер рождения, количество детей в семье определяют особенности развития коммуникативных способностей старшеклассников. Среди структурных характеристик семьи, благоприятно влияющих на развитие коммуникативных способностей, выделяется третья сиблинговая позиция.

2. Функциональные характеристики семьи, а именно, особенностями родительского отношения, особенностями внутрисемейных взаимоотношений и общения определяют характер развития коммуникативных способностей старшеклассников. Благоприятно влияют на коммуникативные способности следующие функциональные характеристики семьи:

— особенности родительского отношения: стили материнского отношения «симбиоз» и отцовского «авторитарная гиперсоциализация», эмоциональное принятие ребенка, непротиворечивость родительского отношения;

— особенности взаимоотношений в семье: благоприятный психологический климат семьи, дружеские взаимоотношения в семье, высокий статус в семье брата или сестры, восприятие старшеклассником своего статуса в семье как среднего, проявление межличностной аттракции к брату или сестре.

— особенности семейного общения: совместное проведение с родителями отпуска и выходных дней, проведение свободного времени с родителями за прочтением книг, отношение к общению с родителями как к получению жизненного опыта и интересному общению.

3. Существует взаимовлияние структурных и функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей. Влияние на коммуникативные способности некоторых структурных характеристик семьи (тип семьи, количество детей в семье) обусловлено влиянием функциональных характеристик семьи.

4. Коммуникативные способности — это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивных и операционально-технических знаний, умений и навыков. Структуру коммуникативных способностей можно представить в виде иерархии блоков, исходя из той регулирующей роли, которую они выполняют в деятельности общения: личностный блок, социально-перцептивный блок, операционально-технический блок. В структуре КС можно выделить следующие компоненты: продуктивность и вариативность общения, проявление положительных эмоций и доверия к людям, наблюдательность, особенности речи и голоса, интеллектуальные качества, самообладание, эмпатическое отношение, толерантность и точность восприятия, способность получать удовольствие от общения, коммуникативный этикет.

С целью более эффективного развития коммуникативных способностей старшеклассников следует обеспечить внедрение знаний об условиях, факторов, механизмах продуктивного общения через курсы семинарских занятий для педагогов и родителей, лекционные курсы по психологии и психогигиене общения для старшеклассников, психодиагностические и психоконсультационные процедуры.

Важную роль в развитиикоммуникативных способностей старшеклассников может играть активное социально-психологическое обучение практическим умениям и навыкам общения под руководством психолога средствами ролевой игры, групповых дискуссий, тренинга коммуникативной компетентности. Внедрение в работу школьного психолога программы тренинга совершенствования коммуникативных способностей может способствовать развитию коммуникативных способностей (приложение 8).

В целом можно констатировать, что цель и задачи, поставленные в диссертационном исследовании выполнены, гипотеза и положения, выносимые на защиту доказаны.

Перспективным направлением дальнейших исследований данной проблемы является изучение влияния других факторов и условий на развитие коммуникативных способностей: социально-экономических факторов, наследственности, тендерных и личностных особенностей, а также изучение взаимосвязи влияния перечисленных факторов и структурно-функциональных характеристик семьи на развитие коммуникативных способностей.

Кроме того, представляется интересным исследование влияния на структурные компоненты коммуникативных способностей возрастных и профессиональных особенностей, а также требований, которые предъявляются личности в разных группах.

Предметом специального изучения может стать исследование уровня развития коммуникативных способностей в другие возрастные периоды, исследование особенностей развития коммуникативных способностей конкретной личности в дошкольном, школьном возрасте, в период взрослости, а также создание психолого-педагогических программ оптимизации и развития коммуникативных способностей в различные возрастные периоды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. -М: Знание, 1990. -54с.
  2. В.И. Психология характера школьников подросткового возраста: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -Киев: Киевский педагогический институт, 1987. -155с.
  3. Н.Н., Мещерякова С. Ю. Этапы развития общения со взрослыми на первом году жизни ребенка.//Общение и развитие психики. -М.:Педагогика, 1988. -С.72−83.
  4. Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи.//Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. -М.:Просвещение, 1979. -С.28−31.
  5. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.-113с.
  6. Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988. -22с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980 -Т. 2. -380с.
  8. .Г. Психология и проблемы современного человекознания. -Воронеж: НПО Модек, 1996. -384с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1968. — 338с.
  11. .Г. Педагогическое применение современной психологии. -М.: Советская педагогика, 1964. -№ 8. С.55−64.
  12. Н.А. Особенности представлений студентов педвуза о качествах, определяющих направление коммуникативного поведения: Автореф.. дисс. канд. психол. наук. М., 2000. -21с.
  13. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982 -Т. 1. — 318с.
  14. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996- 376с.
  15. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. -М.: МГУ, 1978. -271с.
  16. Г. Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1994.
  17. В.Г. Возрастная психология. -Иркутск, 1989. -195с.
  18. В.В. Особенности самосознания подростка и их влияние на некоторые стороны его общения. // Социально — психологические вопросы педагогического воздействия. -Талин, 1976. -С.32−40.
  19. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка школьного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990. -19с.
  20. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. -183с.
  21. Ф.К. Вопрос о речевых запасах и навыках детей —школьников и под-ростков-внешкольников.//Родной язык в школе. М.: Педагогика, 1927. -С.284−300.
  22. Баз JI.JI. Особенности развития общения со взрослыми у детей первых двух лет жизни в семьях с наличием или отсутствием коммуникационных девиаций у супругов. М.: Педагогика, 1996. -157с.
  23. И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания.//Новые исследования в психологии. — М., 1982№ 2.-С.38−42.
  24. А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. — Талин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. 108с.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -245с.
  26. З.В. Типичные ошибки семейного воспитания подрост-ков.//Проблемы быта, брака и семьи. -Вильнюс: Минтае, 1970. -С. 135−142.
  27. З.В. Опыт социально-психологического изучения семьи подростка-правонарушителя./Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М.: Педагогика, 1968. -С.20−49.
  28. А.С. Отклонения в поведении школьников. -Свердловск: Свердловскийпедагогический институт, 1973. 138с.
  29. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1994.
  30. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-СПб:Питер, 1992−315с.
  31. Р. Развитие я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986. -422с.
  32. С.Н., Годлиник О. Б. Соотношение самооценки и ожидания оценок как индикатор личностного общения. -В кн.: Проблемы общения и воспитания. -Тарту, 1974. -255с.-С. 157−167.
  33. A.M. Обучение правильной речи в детском саду. -Киев: Ред.шк., 1990. -216с.
  34. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982. -200с.
  35. А.А. Личность и общение. -М.: Педагогика, 1983. -271с.
  36. А.А. Психология общения. -Воронеж: НПО «Модек», 1996. -256с.
  37. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспита-ния//Психологическая наука в СССР. Т. 2. — М., 1960. -С. 190−227.
  38. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. -351с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-424с.
  40. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в он-тогенезе//Вопросы психологии. 1976. -№ 6. -С. 45−57.
  41. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии.-1979.-№ 4. -С. 23−28.
  42. И.В. Особенности самосознания личности детей 10−15 лет из полных и неполных семей. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1996. -206с.
  43. А.А. О проблеме коммуникации. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Педагогика, 1975. -238с.
  44. Дж. Психология познания / Пер. с англ. М.: Наука, 1977. 416 с.
  45. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Педагогика, 1988. -150с.
  46. В.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей учителя иностранного языка. Дисс. канд. психол. наук. -Калуга, 1991. -158с.
  47. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. -М.: Просвещение, 1988. -207с.
  48. А. Психическое развитие ребенка/Пер с франц. М.: Педагогика, 1967. -121с.
  49. Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов. Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1977. -178с.
  50. А.Я. Структура и типы родительского отношения. — Дисс.. канд. психол. наук. М., 1986. -206с.
  51. Внешняя среда и психическое развитие ребенка./Под ред.Р.В.Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1984. -208с.
  52. Возрастная психология. Курс лекций. /Под ред. Н. Ф. Добрынина. -М.: «Просвещение», 1965. -295с.
  53. Возрастные особенности психического развития детей. Сборник научных трудов./ Отв. ред. И. В. Дубровина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. -164с.
  54. М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1996.
  55. А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1989. — 22с.
  56. Т.В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения. Диссканд. психол. наук. -Новосибирск, 1996. -158с.
  57. Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: Кубанский Государственный Университет, 1985. -192с.
  58. Вопросы психологии способностейУОтв. ред. В. А. Крутецкий. -М.: МГУ, 1973. -214с.
  59. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. -368с.
  60. Выгодский J1.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1967. -318с.
  61. JT.C. Проблема возраста. Собр. соч. в 6-ти т. -Т. 4. М.: Педагогика, 1984. -С. 5−242.
  62. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и подростков. // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. -223с.
  63. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -J1. Медицина, 1977. -272с.
  64. В.Я. Психопатии и патохарактерологическое развитие. Клиническая динамика неврозов и психопатий. М.: Наука, 1961. -С. 152−183.
  65. С.Н. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. -Ленинград: Наука, 1984. -135с.
  66. М.М. Взаимосвязь общих и специальных способностей в педагогической управленческой деятельности. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -Иркутск, 1996. -25с.
  67. И.А. Влияние семьи на формирование деликвентности у подрост-ков.//Психологический журнал, 1994. -№ 2. -С.57−65.
  68. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками. Дисс— канд. психол. наук. — М., 1989. -247с.
  69. О.А. Убеждающая коммуникация. М.: Российское психологическое общество, 1999. -79с.
  70. В.А. Социально-психиатрический анализ трудного детства.//Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. -М.:Педагогика, 1968. -140с.
  71. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1983. -163с.
  72. А.Б. Общение: наука и искусство. -М.: Знание, 1978. -144с.
  73. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка.//Советская педагогика. 1965. -№ 6. -С. 63−72.
  74. В.Н. Психология семьи. -М.: Психология, 1992−192с.
  75. В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер Ком., 1999. -368с.
  76. И.В., Лисина МИ. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи.// Возрастные особенности психического развития детей. М.:Педагогика, 1982. -С.3−18.
  77. Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника. Автореферат дисс канд.психол. наук. — Иркутск, 1995. 20с.
  78. Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование инди-видуальности.//Вопросы психологии, 1991 № 1. -С. 135−142.
  79. Т.А. Факторы формирования личности ребенка в многодетной семье. Дисс. канд. психол. наук. М., 1992. — 157с.
  80. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Ленинград: ЛГУ, 1985.-168с.
  81. Н.П. Психология общения. Пособие для студентов психологов. — Ярославль: ЯГУ, 1979. -96с.
  82. Л.В. Исследование динамических характеристик общительности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. -18с.
  83. Н.И. Механизмы речи. М.: МГУ, 1958. — 370с.
  84. Н.И. Язык речь — творчество (Избранные труды). -М.: «Лабиринт», 1998.-368с.
  85. Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.: МГУ, 1987 -310 с.
  86. Ю.М., Петровская Л. А. Проблема диагностики социально-перцептивной компетентности. // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. -М.: МГУ, 1983. -98с.
  87. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М: МГУ, 1990.-155с.
  88. Журавлев A. JL Коммуникативные качества личности руководителя и эффективность руководства коллективом.//Психологический журнал. — 1983. -№ 1. -С. 5767.
  89. Р.А., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. -М: МГУ, 1960. -40с.
  90. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -Л.: Медицина, 1982. -206с.
  91. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. -СПб.:Союз, 1998. -336с.
  92. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1993. -192с.
  93. ЗемскаМ. Семья и личность. -М.: Педагогика, 1986. -135с.
  94. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности//Вопросы психологии. 1991. -№ 5. -С. 162−166.
  95. Е.П. Дифференциальная психология физического воспитания. Л.: Медицина, 1979.-310с.
  96. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее реше-нию./Психологический журнал, 1987 т.8. -№ 2. -С37−47.
  97. А.И. Общительность и темперамент у школьников. -Пермь: Пермское книжное изд. -во, 1961. -210с.
  98. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Психология коммуникативного развития человека как личности. -Томск: 11 У, 1992. -256с.
  99. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. -М.: Роспедагентство, 1995. -108 с.
  100. Т.В. О креативности в области общения. Измерения в исследовании проблем воспитания. -Тарту, 1973. -С. 32−49.
  101. И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы их реше-ния.//Семья в России. 1995. -№ 1−2. -С. 166−182.
  102. Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей. — Дисс.. канд. психол. наук. -Киев, 1991. -153с.
  103. В.И. Формирование и развитие коммуникативной компетентностиучителя. Автореферат дисс. канд. психол. наук. -Москва, 1996. -154с.
  104. Ф.И. Семья и развитие личности ребенка./Семья в России, 1997. -№ 2. -С.78−89.
  105. П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми.//Вопросы психологии, 1990. -№ 1. -С.158−164.
  106. М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка: -Дисс. канд. психол. наук. — М., 1981.-197с.
  107. А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Дисс.. канд. психол. наук. — Ленинград, 1981. — 253с.
  108. А.Г. О психологическом содержании социально-перцептивных способностей в контексте возможностей их оптимизации. // Психолого-педагогические проблемы общения. М.: МГУ, 1979. -С. 35 — 42.
  109. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. — Л.:ЛГУ., 1960.-Т.2.-304с.
  110. Ф.А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка.//Вопросы психологии, 1989. -№ 4. -С.110−118.
  111. Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Диссканд. психол. наук. М., 1998. -172с.
  112. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 1976. -350с.
  113. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. -3-е издание. М.: Политиз,-дат, 1989. -350с.
  114. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. — М.: Знание, 1966−381с.
  115. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  116. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255с.
  117. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 174с.
  118. С.В. Общение и формирование личности.//Общение и формирование личности. -Гродно, 1984. -С.3−11.
  119. А.П. О подростках: содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М.: Педагогика, 1970. -272с.
  120. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. -Ленинград: Психология, 1990.-208с.
  121. В.А. Психология. -М.:МГУ, 1986. -352с.
  122. В.А. Опыт психологического анализа математических способно-стей.//Проблемы способностей. -М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. -С.106−114.
  123. В.А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшего школьника. М.: Учпедгиз, 1963.-157с.
  124. Е.С. Коллектив. Личность. Общение. Л: ЛГУ, 1973. -143 с.
  125. Е.С. Основы социальной психологии. Л: ЛГУ, 1978. -176с.
  126. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Ленинград, 1967. -135с.
  127. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. диссдоктора пед. наук. Ленинград, 1965. -39с.
  128. Е.А. Мотивация развития коммуникативных способностей личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2002. -22с.
  129. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ленинград, 1968. -16с.
  130. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дисс.. доктора психол. наук. — Ленинград,. -35с.
  131. О.В. Сравнительное исследование познавательных способностей детей и родителей. Диссканд. психол. наук. — М., 1978. -с. 167
  132. Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие для биологов спец.вузов. -4-е изд. — М.:Высш.шк., 1990. -352с.
  133. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага: Авиценум. Мед. изд-во, 1984. -334с.
  134. Н.Д. Психология старшего школьника. -М.:МГУ, 1995. 176с.
  135. Н.Д. Проблемы экспериментального изучения способностей.//Проблемы способностей. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962. -С.32−42.
  136. А.А. Основы психолингвистики. -М.: МГУ, 1999. -287с.
  137. А.А. Педагогическое общение. -М.: Педагогика, 1979. -48с.
  138. А.А. Психология общения. 3-е изд. — М.: Смысл, 1999 -365с.
  139. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1972. -572с.
  140. А.Н. О формировании способностей./Вопросы психологии, 1960. -№ 1. -С.7−13.
  141. Н.И. Онтогенез речевой коммуникации. Дисс.. доктора филологических наук. — М., 1989.-300с.
  142. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. -532с.
  143. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  144. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.:МГУ, 1983. -202с.
  145. А.Е. Подростковая психиатрия. Л: ЛГУ, 1979. -204с.
  146. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологические исследования. -М.:Просвещение, 1987. -464с.
  147. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: МГУ, 1976.
  148. А.С. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 6. — М.: Педагогика, 1952.-447с.
  149. Р.А. Коммуникативный потенциал личности человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -Ленинград, 1981. -18с.
  150. И.М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми. Автореф. диссканд. психол. наук. -СПб, 1996. 24с.
  151. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1988.-19с.
  152. Медведева И А., Шишова Т. А. Заклятье против зеленоглазой ведьмы// Семья и школа, 1996. -№ 1. -С.5−8.
  153. Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1992. -178с.
  154. Методологические проблемы социальной психологии. — М.:МГУ, 1975. 310с.
  155. С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка. // Возрастные особенности психологического развития детей. -М.: Педагогика, 1982. -С. 141−148.
  156. Г. А. О применении видео тренинга в целях совершенствования коммуникативной деятельности будущих учителей. Активные методы обучения педагогического общения и его оптимизации.- М: Педагогика, 1983.- 231 с.
  157. А.В. О подготовке школьников к общению. Таллин:!! У, 1979. -153с.
  158. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.-109с.
  159. А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников. Дисс. канд. педагогических наук. — М., 1970. -248с.
  160. А.В. Воспитательные функции общения школьников.// Общение и развитие психики. -М.:Педагогика, 1988. -С.123−132.
  161. В.Н. Личность и неврозы. Ленинград: ЛГУ, 1969. — 180с.
  162. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ближайшие задачи ее разработки. Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов. -Выпуск 9.-М.:МГУ, 1959.-130с.
  163. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Дисс. канд. психол. наук. — Ленинград, 1980. -165с.
  164. А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1979. -19с.
  165. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.: МГУ, 1987. -302с.
  166. Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. -149с
  167. Общение как фактор воспитания школьников. -М.:Педагогика, 1987. — 149с.
  168. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. -М.:Педагогическое общество России. 199−442с.
  169. Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического ВУЗа (на материалах спецкурса «Психология общения»). Дисс. канд. психол. наук. -Томск, 2000. -178с.
  170. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет /под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. -М.: Педагогика, 1988. 192с.
  171. Л.П. Психологические особенности самоутверждения подростков в условиях семейного воспитания и воспитания в школах — интернатах для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -Киев, 1990. 20с.
  172. Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: Автореф. диссдоктора психол. наук. М., 2000. -57с.
  173. В.Н. Классификация функций- человека, как субъекта обще-ния//Психологический журнал. —1987. -№ 8. -С. 51−60.
  174. Р.А. Формирование коммуникативности у старшеклассников: Автореф. диссканд. психол. наук. -Красноярск, 1991. -16с.
  175. В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1981. -.19с.
  176. Пахальян В. Э. Общение со взрослыми в ранней юности //Психология формирования личности и проблемы обучения. -М.:Педагогика, 1980. -С.111−116.
  177. Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации старших подростков: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1989. -26с.
  178. Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216с.
  179. Л.А. Обучение общению как форма социально-психологического воздействия на межличностное воспитание. //Психология познания людьми друг друга. -Кн.2. — Краснодар: КГИ, 1978. -С. 22−29.
  180. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. Изд-во московского университета, 1982−167с.
  181. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -195с.
  182. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть лично-стью.//Вопросы философии, 1982. -№ 3. -С.44−53.
  183. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. -В кн.: Коллектив и личность. М.:Политиздат, 1975. -202с.
  184. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312с.
  185. М.М., Ширинский В. И. Семейное неблагополучие как фактор деви-антного поведения детей.//Семья в России. 1997. -№ 2. -С. 90−103.
  186. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М, 1987. -16с.
  187. М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений. Диссканд. психол. наук. -М, 1998. -155с.
  188. И.В. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей. // Прикладные проблемы социальной психологии. — М.:МГУ, 1983. -С. 52−68.
  189. Н.М., Яковлева Н. В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. Ленинград: ЛГУ, 1989. -430с.
  190. A.M. О некоторых особенностях развития самосознания в подростковом возрасте в зависимости от условий воспитания. М.:МГУ, 1979. -С. 69−74.
  191. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. -80с.
  192. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. / ПодIред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1996. -49с.
  193. Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — 344с.
  194. Психология воспитания. /Под ред. В. А. Петровского. — М.:Педагогика, 1995. -151с.
  195. Равич-Щербо И. В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ре-бенка.//Социальная работа. М.:МГУ, 1992 Т.5. -С.121−138.
  196. Развитие общения дошкольников со сверстниками. /Под ред.А. Г. Рузской. -М.:Педагогика, 1989.-227с.
  197. Развитие личности ребенка. М.: «Прогресс», 1987. -269с.
  198. И., Поппер П. Секреты личности. /Пер. с венгер. -М.:Педагогика, 1983.-163с.
  199. М. Помощь трудным детям. М.:Педагогика, 1999. — 431с.
  200. А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи у дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1982. -21с.
  201. Н.В. Младший школьник в системе межличностных отношений детского дома и школьного класса: Автореф. дисс— канд. пед. наук. М., 1990. -21с.
  202. Р.У. Силы семейных уз. /Пер. с англ. -М.Политиздат, 1990−589с.
  203. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1994. -480с.
  204. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.:МГУ, 1994.-528с.
  205. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред.И.В.Равич-Щербо. -М.: Педагогика, 1988. -336с.
  206. C.JI. Основы общей психологии. В 2 Т.- М.: Педагогика, 1989.-Т.2. -322с.
  207. C.JI. Человек и мир//Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973. -С330−420.
  208. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.:Педагогика, 1959. -319с.
  209. C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. -М.: Изд. АН СССР, 1957. -328с
  210. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.-М.:Прогресс, 1993. -368с.
  211. А.Г., Финашина Т. А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях.//Лишенные родительского попечительства. Хресто-матия./Под ред. В. С. Мухиной. -М.:Просвещение, 1991. -223с. -С.63−66.
  212. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Н. В. Дубровиной. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. -128с.
  213. Л.И. Психологические особенности познания других людей детьми, воспитывающихся в семье и детском доме: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1990. -158с.
  214. Л.И. Проблема генезиса индивидуального стиля «видения» невербального поведения других, людей.//Психологические проблемы индивидуальности. М.:МГУ, 1984.Вып.11. -С.89−91.
  215. Н.П. Приемы выявления качеств, входящих в образ своего «я» у подростков (на материале мальчиков, обучающихся в школе-интернате).//Самосознание, речь, мышление. Алма-Ата, 1980. -120с. — С.59−67.
  216. В. Как строить себя и свою семью./ Пер. с англ. М.: «Педагогика-Пресс», 1992.-192с.
  217. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском воз-расте.//Вопросы психологии, 1982. -№ 1. -С.69−75.
  218. Семья как объект философского и социологического исследования. — Л.:Наука, 1974.-150с.
  219. Р.Л. Модификация поведения ребенка.//Помощь родителям в воспитании детей. -М.:Педагогика, 1992. -С.119−145.
  220. А.Б. Проблемы неполных семей в современной России//Семья в процессе развития. -М.:Педагогика, 1993. С. 134−135.
  221. О.Н. Влияние эмоционального отношения к родителям на развитие общих способностей ребенка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996. -178с.
  222. Т.П. Психологические особенности доверия к людям в юношеском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1984. -189с.
  223. А.А. Психология ребенка и подростка. — М.: «Работник просвещения», 1926.-98с.
  224. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме//Вопросы психологии. 1991. -№ 6. -С. 30−37.
  225. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент.//Вопросы психологии, 1995.-№ 1.-С.З 9−50.
  226. Т.В., Платон К. Н. Возрастные и индивидуальные особенности воеприятия школьниками сверстников и взрослых//Психологические особенности формирования личности школьника. — М.:Педагогика, 1983. -221с. -С. 116−124.
  227. Э.В. Смысл и культура общения. Фрунзе: ФГУ, 1973−115с.
  228. Н.Я. Брак и семья сегодня. Вилылос: ВГУ, 1977. -254с.
  229. В.А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. — М.:Издательский центр «Академия», институт психологии РАН, 1996.-220с.
  230. А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций//Семья и формирование личности. -М.:НИИ ОНИ АПН СССР, 1981. -218с. -С.38−48.
  231. . Разговор с матерью. Книга о воспитании./Пер.с англ. -М.:Политиздат, 1990.-589с.
  232. Способности и склонности: комплексные исследования./ Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989−197с.
  233. И.Э. Понимание дружбы школьниками-подростками в соотношении с некоторыми особенностями их поведения. -Саратов:111И, 1957. -110с.
  234. И.В. Проблемы психологии дружбы школьников. -Саратов:СПИ, 1957.-190с.
  235. В.В. Психологические основы семейной терапии./ Вопросы психологии. -№ 4.-1982. -С.105−115.
  236. Г. Е., Юсевич Л. С. Изменение поведения и неправильное формирование характера ребенка под влиянием неблагоприятных условий воспитания. Многотомное руководство по педиатрии. -Т.8. — М.'Педагогика, 1965. -343с.,
  237. В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961.-175с.
  238. Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. -190с.
  239. В.А. Анализ процесса социализации личности. Киев: КГУ, 1976. -18с.
  240. .М. Избранные труды. Т. 2. -М.: Педагогика, 1985. -358с.
  241. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Из-во Академии пед. наук, 1961.-536с.
  242. .М. Проблемы индивидуальных различий. Способности и одаренность. Основные понятияУ/Хрестоматия по психологии. -М.:Просвещение, 1977. -527с. -С.333−338.
  243. .М., Небылицин В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.//Хрестоматия по психологии. -М.:Просвещение, 1977. -527с. -С.320−326
  244. В .Я. Семья и формирование личности. М.-.МГУ, 1987. -352с.
  245. Е.И. Развитие речи детей. -М: Просвещение, 1981. -228с.
  246. Т.Н. Особенности речевого развития у детей из многодетных семей: Диссканд. психол. наук. М, 1998. — 158 с.
  247. О.А. Психологические различия в проявлении общительности у юношей и девушек. Диссканд. психол. наук. -М, 1996. -139с.
  248. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1993. -191с.
  249. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. -208с.
  250. Д.И. Трудный подросток. -Душанбе, 1972. -184с.
  251. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168с.
  252. Д. Ваш умный ребенок.//Семья и школа, 1996 -№ 3. -С. 10−12.
  253. А.У. Личность в общении. // Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.:Педагогика, 1987. -230с.
  254. А.Г. Социология воспитания. М.:Политиздат, 1990. -222с.
  255. А.Г. Брак и семья в СССР. -М.:Мысль, 1979. -367с.
  256. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Диссканд. психол. наук. -М, 1984.182с.
  257. Г. Т. Семья глазами ребенка. -М.:Педагогика, 1989. -158с.
  258. К. Конфликты материнстваУПеревод с англ. -СПб:Питер, 1993. -223с.
  259. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998. -606с.
  260. Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перепективы. /Перевод с финского. -М.:Просвещение, 1993. -112с.
  261. JI.A. Коммуникативная компетентность врачей педиатров: Дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 1994 — 167с.
  262. И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1987. -171с.
  263. В.Д. Способности человека. -Москва — Воронеж, 1997. -286с.
  264. В.Д. О структуре познавательных способностей.//Психологический журнал, 1985. -№ 3. -С.38−46.
  265. В.Д. Деятельность и способности. -М.:Логос, 1994. -315с.
  266. А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старших школьников: Авторефканд. психол. наук. —1. М., 1986. -24с.
  267. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. -М.:Апрель-пресс, Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000. -512.
  268. Д., Шульц С. История современной психологии./Перев.с англ. СПб., 1998. -528с.
  269. Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.:Питер, 1999. -652с.
  270. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. -Ростов-на Дону: РГУ, 1990.-176с.
  271. Э. Детство и общество./Пер. с англ. СПб: Речь, 2000 -415с.
  272. Юнг К. Т. Конфликты детской души./Пер. с немец. М., 1995. -336с.
  273. В.В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношения родителей к детям. /Материалы 1-ой межреспубликанской конференции по проблемам обучения. -Вильнюс:ВГУ, 1977С.159−165.
  274. Е.К., Зачепицкий Р. А. К вопросу о неврозах у подростков.// Вопросы детской психоневрологии. Ленинград: ЛГУ, 1971. -420с. -С. 319−326.
  275. Adler A. The individual psichology. Basik books. -N.Y., 1956. -356p.
  276. Argyle M. The natural of social skill.//Social skills and health. -N.Y., 1981. -p.56−75.
  277. Bee H.L. Social issues in developmental psychology. N.Y., 1974. -438p.
  278. Bennis W., Shepard A. A theory of group development.// Human Relations, 1956. -№ 9. -p.415−437.
  279. Bernieri F.J., Reznick J.S., Rosenthal R. Synchrony, psuedosynchrony and dissyn-chrony: Measuring the entraining process in mother -infant inter actions.//Journal of Personality and Social Psychology 1988. -V54. -p. 243−253.
  280. Bowlby J. Soinse maternels et santemental. Geneve, O.M.S., 1951. -54p.
  281. Bowlby J. Attachment and loss.-Vol.1 Attachment-N.Y., 1969.-112p.
  282. Brinton P.M. Some potential effects of adoption on self-object relations. //Psychoanalytic study of the child. 1980. -V. 32. -p.107−133.
  283. Bruzelton T.B., Koslowski B. Main M. Origins of reciprocity: The early mother-infant interaction.// In M. Lewis L.Rosenblum. The effect of the infant on its caregirer. -N.Y., 1974. -p. 49−76
  284. Cattel R.B., Eber H.W. Tabsuoka M.M. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) Champaign. Illinois, 1970. -388p.
  285. Eagle R.S. The separation experience of children in long-term cane: Theory, Research and implications for practice.// American of Orthopsychiatry, 1994. -V. 64. -p. 421 434.
  286. Encyclopedia of psychology /Edited by Eysenk HJ. Arnold W.I., Meili R. -Vol 1, 2. London, 1973. -1186 p.
  287. Freud A., Burlingham P.T. Infants without Families. N.Y., 1994. -89p.
  288. Gewirtz J.L., Baer D.M. Deprivation and satiation of social reinforces as drive conditions// Journal Abnormal Social Psychology. 1958. -V.56 p. 165−172.
  289. Goldfard W. Effects of early institutional care on adolescent personality// Journal Experimental Education. 1943.-V. 12 p. 106−129.
  290. Hauerwas S. The moral meaning of the family. Commonweal, 1980. -310 p.
  291. Jones C.P., Adamson L. B. Language use in mather-child and mather-child sibling interaction //Child development, 1987. -vol.58. -№ 2. -p.356−366.
  292. Kastelova P. Social environment and vocabulary of the child. //Psycologia a Pa-topsychologia Dietata- 1976. vol 11. -№ 1. -p. 11−25.
  293. Klaus M.N., Kennell J.H. Maternal-infant bounding. Saint Louis, C.V. Mosby 1976. -98p.
  294. Kozak S. Sieroctwo Spoteczne: Psychologiczna analiza zaburzen w zachowaniu sie wychowankow domow dziecka. -Warszawa, PWN, 1986. -337s.
  295. B. Lenneer-Axelson Song Of Praise To Siblings.// Семья в России, Москва, 1995 № 1−2, С. 153−154.
  296. Miller G.R., Knapp M.l. Handbook of Interpersonal Communication / Ed. M.L. Knapp, G.R. Miller. -L. New Delhi, Beverly Hills: SQCE, 1985. -786p.
  297. Nue F. Child Adjustment in broken and unhappy Unbroken Homes //Marriage and Family Living- 1975 Vol.19, p. 356−361.
  298. Parsons T. Structure and process in Modern societies. N.Y., 1965. -345p.
  299. Provence S., Lipton R.C. Attachment in Institutions. N.Y., 1954. -540 p.
  300. M.Quail. Communication. London-N.Y., 1978. -155p.
  301. Rozenberg M. Society and the Adolescent Self -made -N.Y., 1965. -106p.
  302. Rogers C.A. Theory of Therapy Personality and interpersonal Relationships, als Developed in the clientcentered. Framework //Ed.Lindzley, C. Hall N.Y.: John Wiley and sons, 1965. -p.469−471.
  303. Rutter M. Maternal Deprivation, 1972−1978: New findings, new concepts, new approaches// Child Development. 1979. -V.50 p. 283−305.
  304. Shaefer E.S., Bell R.Q. Development of a parental research instrument. //Child development, 1958. -v.29. -№ 3. -p.338−361.
  305. Tucker I. Adjustment Models and Machanisms. -N.Y. Acad Press, 1970. -489 p.
  306. Visher E., Visher J. Step-Families N. Y 1979. — 280 p.
  307. Wallerstein J., Kelly J. Surviving the break up: How children and parents cope with divorce. -L. 1980. -240p.
  308. Wilson E.O. Sociobiology. //The New Synthesis. Cambridge (Mass). -L, 1976 p. 176−187.1. АНКЕТА1. Ф.И.О.2. Возраст
  309. Подчеркните кто в Вашей семье живет: мать, отец, отчим, брат (братья), сестра (сестры), бабушка, дедушка, или укажите свой вариант
  310. Укажите место работы, образование всех членов семьи1. Мать1. Отец
  311. Укажите возраст всех членов семьи Мать1. Отец1. Другие
  312. Если мать или отец не проживают с Вами совместно подчеркните по какой причине (развод, смерть, укажите свой вариант).
  313. Подчеркните какой Вы по счету ребенок в семье (первый, второй, третий, четвертый, единственный или укажите свой вариант).
  314. Подчеркните среднемесячный доход Вашей семьи (одна тысяча рублей, две тысячи рублей, три тысячи рублей, четыре тысячи рублей, пять тысяч рублей, шесть тысяч и более, укажите свой вариант).
  315. Подчеркните, каковы Ваши жилищные условия (хорошие, нормальные, плохие или укажите свой вариант).
  316. Подчеркните, если в состав Вашей семьи входят лица, имеющие следующие признаки психические расстройства, алкоголизм, наркоманию, жестокое обращение с членами семьи).
  317. Оцените взаимоотношения в семье (подчеркните нужный вариант):
  318. A) между родителями (дружеские, конфликтные, ровные)
  319. Б) между родителями и детьми (дружеские, конфликтные, ровные)
  320. B) между членами семьи и другими родственниками (дружеские, конфликтные, ровные)
  321. Оцените характер конфликтов в семье (подчеркните нужный вариант)
  322. А) между родителями (постоянные или редкие, длительные илибыстроразрешаемые)
  323. Б) между Вами и родителями (постоянные или редкие, длительные илибыстроразрешаемые)
  324. Расставьте процентное соотношение проведения свободного времени:1. С родителями % времени1. В одиночестве % времени1. С друзьями % времени
  325. Во время отпуска и выходных дней родителей Вы чаще всего бываете (подчеркните нужный вариант): с ними, у друзей, у бабушек и дедушек, у других родственников, одни).
  326. Подчеркните формы проведения совместного отдыха с родителями (походы, совместные занятия спортом, посещение знакомых и родственников, совместное прочтение книг, посещение театров, кинотеатров, музеев, укажите другие варианты).
  327. В Вашем понимании совместное проведение свободного времени с родителями это: повинность, необходимая обязанность всех детей, интересное общение, получение жизненного опыта, укажите свой вариант)
  328. Методика оценки коммуникативных способностей старшеклассников
  329. Характеристи ка Вербального и невербального Поведения старшеклассника Уровнин и. 3 к и й н с и р ж е е д н е г о с Р е д н и й в с ы р ш е е д и е г о в ы с О к и й в ы с ш и й
  330. Потребность в общении (общение является важной ценностью, высока потребность в общении, отношение к общению как к диалогу, а не монологу, ориентация на отдачу, а не на получение в процессе общения). 1 2 3 4 5 6
  331. Общительность (активность в установлении контактов, большая широта контактов, контакты устойчивы). 1 2 3 4 5 6
  332. Доверие к людям 1 2 3 4 5 6
  333. Доброжелательность 1 2 3 4 5 6
  334. Самообладание (умение вести себя адекватно в различных коммуникативных ситуациях, в том числе конфликтных) 1 2 3 4 5 6
  335. Интеллектуальные качества (сообразительность и информированность, умение анализировать принятие решений) 1 2 3 4 5 6
  336. Эмоциональность (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций) 1 2 3 4 5 6
  337. Способность получать удовольствие от общения (получение удовольствия от общения). 1 2 3 4 5 6
  338. Умение точно воспринимать себя, партнера, ситуацию общения в целом 1 2 3 4 5 6
  339. Эмпатия (стремление к пониманию других, стремление эмоционально откликнуться на проблемы других) 1 2 3 4 5 6
  340. Умение слушать других 1 2 3 4 5 6
  341. Наблюдательность (реагирование на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии людей) 1 2 3 4 5 6
  342. Речь (грамотная, убедительная, содержательная, спонтанная, свободная, выразительная) 1 2 3 4 5 6
  343. Голос (с помощью голосовых интонаций проявляется искренность, доверие к людям, в любых ситуациях отсутствуют менторные и повышенные тона) 1 2 3 4 5 6
  344. Выразительные движения (используется широкий спектр жестов, поз, мимики для проявления доброжелательного отношения к людям, отсутствует напряженность, скованность, зажатость) 1 2 3 4 5 6
  345. Способность к воздействию и оптимизации межличностных отношений в группе (поведение и общение способствует улучшению взаимоотношений между людьми, способность достигать собственных целей общения) 1 2 3 4 5 6
  346. Умение организовать пространство и время общения (умение поддерживать контакт, не утомляя собеседника, выдерживая необходимую дистанцию) 1 2 3 4 5 6
  347. Творчество в общении (гибкость общения, умение импровизировать, умение трансформировать известные знания, умения, навыки в условиях новой ситуации, умения находить новые решения из знаний, умений, навыков, новые способы и приемы) 1 2 3 4 5 6
  348. Коммуникативный этикет (вежливость, соблюдение ритуалов и социального этикета). 1 2 3 4 5 6
Заполнить форму текущей работой