Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическое обеспечение качества профессионального становления социальных педагогов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психодиагностическая программа исследования, предложенная и адаптированная автором диссертационной работы, адекватна цели и задачам исследования, так как направлена на выявление динамики развития профессионально значимых качеств в результате психологического сопровождения профессионального становления будущего социального педагогйезультаты и выводы диссертационного исследования могут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Качество профессионального становления специалистов как составная часть концепции качества жизни
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования профессиональной подготовки специалистов как компонента качества жизни
    • 1. 2. Социальный заказ и квалификационные требования к профессии «социальный педагог»
    • 1. 3. Критерии и показатели качества профессионального становления социальных педагогов
  • Глава 2. Исследование особенностей и возможностей системы психологического обеспечения профессионального становления социальных педагогов
    • 2. 1. Психологическое обеспечение процесса профессионального становления социальных педагогов как средство повышения его качества
    • 2. 2. Реализация программы психологического сопровождения профессионального становления социальных педагогов
    • 2. 3. Динамика личностных характеристик социальных педагогов как следствие реализации программы психологического сопровождения

Психологическое обеспечение качества профессионального становления социальных педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, острой потребностью государства в социальных работниках — специалистах, способных снять социальную напряженность в локальной среде, помогающих человеку выжить в изменившемся мире социальных и духовных ценностей. Во-вторых, необходимостью такой профессиональной подготовки социальных педагогов, в результате которой специалист не только владеет профессиональными знаниями и умениями, но и имеет высокий уровень психологической готовности к предстоящей деятельности.

Наличие потребности общества в специалистах такого рода предполагает гарантию качества их профессиональной подготовки, превращение обучающегося в субъект, заинтересованный в самоизменении и способный к нему, а затем становление его как профессионала.

Проблемы качества образования и его оценки становятся приоритетными из-за обновления требований к выпускникам учебных заведений, внедрением новых технологий обучения, которые приобретают особую важность в связи с предоставлением учебным заведениям широких прав в формировании содержания образования, в создании гибких образовательных систем.

Анализ научной литературы (В.Г. Бочарова, В. В. Козлов, В. А. Сластенин и др.), посвященной вопросам профессиональной подготовки социальных педагогов, позволил выявить ряд противоречий:

— между потребностью в социальном педагоге и сложившейся системой подготовки специалиста, знающего, как нужно работать, но не умеющего действовать практически;

— между академизмом образовательных программ, преобладанием в них теоретической подготовки и ежедневной практической деятельностью, требующей прикладных социальных знаний, то есть реализации теории на практике. тике.

Необходимость преобразования профессиональной подготовки социальных педагогов в направлении повышения их способности на практике реали-зовывать свой профессиональный и творческий потенциал, очевидна. Особую роль мы придаем психологическому обеспечению процесса профессионального становления будущего специалиста, которое должно быть системным и пролонгированным.

Проблеме подготовки профессионала, с точки зрения ее психологического обеспечения, посвящены исследования отечественных ученых таких, как А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Г. П. Щедровицкий (о структуре деятельности) — В. Д. Шадриков, К.А. Альбуханова-Славская, A.B. Брушлинский, В. А. Петровский (о человеке как субъекте деятельностиO.A. Конопкин (об осознанной саморегуляции). Благодаря их исследованиям, в настоящее время достаточно разработаны содержательные ориентиры профессиональной подготовки специалистов, однако практически оставлен не разработанным ее процессуальный аспект.

Анализ процесса и результатов внедрения психологических знаний в образование показал, что традиционный путь — непосредственное использование психологических рекомендаций в практике работы педагогов — часто оказывается неэффективным, так как требует от них достаточно высокого уровня профессиональной психологической подготовки. Поэтому очевидна роль практической психологии в системе профессионального образования, которая призвана обеспечить становление специалиста в личностном аспекте.

В научной литературе обобщен опыт работы психологических служб в системе образования, обозначены основные виды деятельности психологов (И.В. Дубровина, Е. И. Рогов и др.), также имеются публикации об организации психологического сопровождения профессионального самоопределения (Л.М. Митина и др.), оказания психологической помощи и поддержки специалистам для интенсификации их творческих способностей (A.A. Деркач, В. М. Львов и др.).

Однако системы деятельности психологов-практиков, направленной на осуществление индивидуальных алгоритмов развития профессионально важ.

• ных качеств в процессе становления социальных педагогов, не существует.

Особая актуальность проблемы профессионального становления социального педагога состоит в том, что именно он является тем специалистом, деятельность которого осуществляется в интересах развития полноценной, физически, психически и нравственно здоровой личности, тем самым, обеспечивая комфортность жизни других людей.

В диссертации разработан один из вариантов профессионального становления социальных педагогов, который представлен системой психологи-^ ческого обеспечения данного процесса.

Проблема исследования — сущность и роль психологического обеспечения как условия профессионального становления социальных педагогов.

Цель данной работы — определение содержания системы психологического обеспечения профессионального становления социальных педагогов как условие качества их будущей трудовой деятельности.

Объект исследования — профессиональное становление социальных педагогов.

Предмет исследования — психологическое обеспечение процесса про-^ фессионального становления социальных педагогов как необходимое условие повышения его качества.

Основная гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование системы психологического обеспечения служит условием повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов на основе реализации программы психологического сопровождения, то есть развития их профессионально важных качеств, навыков оказания психологической помощи и поддержки населению и самопомощи. Достижение цели ис.

• следования предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «качество профессионального становления», выделить критерии и показатели его оценки применительно к профессии социального педагога и определить взаимосвязь этого понятия с качеством жизни.

2. Провести анализ существующих моделей деятельности социальных педагогов и выявить профессионально важные качества, обеспечивающие эффективность их трудовой деятельности.

3. Определить содержание системы психологического обеспечения профессионального становления социальных педагогов.

4. Разработать программу психологического сопровождения как средства психолого-педагогического воздействия на процесс профессионального становления социальных педагогов.

5. Разработать психодиагностическую программу исследования становления профессионально значимых качеств социальных педагогов и обосновать адекватность ее применения.

6. Выявить динамику развития личностных особенностей социальных педагогов, определяющих качество их профессионального становления в результате реализации программы психологического сопровождения.

7. Разработать научно-практические рекомендации по психологическому обеспечению качества профессиональной подготовки социальных педагогов, способствующие оптимизации данного процесса.

Методологической основой диссертационного исследования являются:

— общепсихологическая теория деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн, Л.С. Выготский);

— теоретические и практические исследования, посвященные проблеме качества образования как составляющей качества жизни (Г.М. Зараковский, Н. В. Кузьмина, А.И. Субетто);

— концепции профессионального и личностного развития (Е.А. Климов,.

Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.);

— концептуальные положения эргономики об оптимизации средств и условий труда (В.П. Зинченко, A.A. Криулина, Л.Д. Чайнова);

— концептуальное положение В. А. Бодрова о психологических аспектах профессиональной пригодности человека;

• - концепции о психологических основах проектирования образования.

В.И. Слободчиков) и об индивидуальной «образовательной траектории» (Ю.Г. Фокин).

Методы исследования. Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающий:

— теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

— способы психолого-педагогического воздействия, в основе которых были положены метод формирующего эксперимента, психологическое консультирование, психотерапия немедицинского типа, психокоррекция и развитие;

— опросные методы: анкета мотивации выбора профессии, разработанная автором, «16-ти факторный опросник» Р. Кэттелла, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест мотивации аффилиации (ТМА) А. Мехрабиана, тест мотивации достижения А. Мехрабиана, методика выявления стилей саморегуляции поведения (ССП-98) В. И. Моросановой.

Для обработки и анализа полученных в исследовании эмпирических данных использовались математико-статистические методы.

Надежность и достоверность результатов достигалась обоснованностью методологической базы исследованияиспользованием комплекса методов и методик, соответствующих предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборки испытуемых, применением методов математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов. Обобщены условия и требования к качеству профессиональной подготовки как составляющей качества жизни человека, отраженные в социальном заказе и функциональных обязанностях социального педагога.

Выделен обобщенный критерий качества профессионального становления социальных педагогов, которым является функциональная надежность в системе деятельности, предполагающая развитие следующих качеств социального педагога: профессиональная направленность, целеустремленность, гуманизм, самосовершенствование, социальная зрелость, эмоциональная устойчивость, толерантность, самообладание, самоконтроль, открытость, доброжелательность, тактичность, общительность, организованность, активность, стремление к сотрудничеству,.

Определено содержание системы психологического обеспечения качества профессионального становления социальных педагогов, основанная на разработанной функциональной модели социального педагога, реализации учебной программы, социально-психологической поддержке студентов, осуществляемой через программу психологического сопровождения профессионального становления будущего специалиста.

Разработана и внедрена программа психологического сопровождения профессионального становления социального педагога, которая определяет структуру деятельности психологов по созданию условий для гармоничного личностного развития будущих специалистов посредством оказания им психологической помощи и освоения ими средств самопомощи.

Практическая значимость. Результаты работы позволяют на качественно новом уровне осуществлять профессиональную подготовку будущих социальных педагогов и ее психологическое обеспечение: разработан и апробирован методический блок для изучения личностных характеристик социальных педагогов, который можно использовать в практике педагогической и психокоррекционной работыразработана программа психологического сопровождения становления социального педагога, которая может быть применена в профессиональной подготовке специалистов, работающих в сфере «человек-человек».

Апробация исследования. Теоретические положения и эмпирические результаты исследования обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (Сочи, 1999; Воронеж, 1999, 2000, 2001, 2002; Курск, 1999; Москва, 2002; Ярославль, 2002), исполь.

• зовались в профессиональной подготовке социальных педагогов в Воронежском институте повышения квалификации работников образования и в Воронежском государственном университета, а также в Воронежском государственном промышленно-гуманитарном колледже. Содержание диссертации отражено в 15 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система психологического обеспечения качества профессионального становления социальных педагогов представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых психологами и педагогами учебного заведения, в основе которой лежат функциональная модель социального педагога, учебная программа, социально-психологическая поддержка студентов, осуществляемая через реализацию программы психологического сопровождения профессионального становления будущего социального педагога.

2. Существующие модели профессиональной деятельности социальных педагогов и их вариативность позволили выявить профессионально важные качества специалиста необходимые для обеспечения эффективности их профессиональной деятельности.

3. Обобщенным критерием качества профессионального становления социальных педагогов является их функциональная надежность в системе деятельности, которая предполагает развитие следующих качеств социального педагога: профессиональную направленность, целеустремленность, гуманизм, самосовершенствование, социальную зрелость, эмоциональную устойчивость, толерантность, самообладание, самоконтроль, открытость, доброжелательность, тактичность, общительность, организованность, активность, стремление к сотрудничеству.

4. Важнейшей структурной частью психологического обеспечения профессионального становления является реализация программы психологического сопровождения становления социальных педагогов, которая определяет позицию психологов и педагогов по отношению к самим студентам и к процессу их профессиональной подготовки.

5. Содержание программы психологического сопровождения профессионального становления социального педагога основано на создании условий для гармоничного психологического развития будущих специалистов посредством: оказания им психологической помощи с использованием психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования и психотерапии немедицинского типасоздания условий для освоения средств психологической самопомощи, которыми являются самопознание, самооценка, саморегуляция, самосовершенствование.

6. Система психологического обеспечения качества профессионального становления социальных педагогов создает условия для динамики следующих сфер личности: а) ценностно-мотивационной (наличие устойчивой профессиональной мотивации, повышение уровня мотивации достижения, изменение системы ценностных ориентаций в сторону ценности собственной личности, здоровья, трудоспособности, а также общественно полезных ценностей — развития, продуктивности жизни, счастья других) — б) эмоционально-волевой (самостоятельность как повышение уровней регуляторной автономности, внутреннего контроля над эмоциями и поведением, эмоциональной уравновешенности) — в) коммуникативно-организаторской (повышение уровня интеллекта в плане вербальной культуры и эрудиции, появление независимости как черты личности, более эмоциональное и динамичное общение, повышение уровня мотивации аффилиации).

Эмпирическая база исследования. Студенты отделения «Социальная педагогика» Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа, возраст 17−20 лет, количество 108 человек (экспериментальная и контрольная группы по 54 человека, соответственно).

В исследовании также принимали участие социальные педагоги, работающие в школах Воронежа (51 человек), обучавшиеся в других учебных заведениях. Общий объем выборки составляет 159 человек.

Этапы исследования. На первом этапе (1997 — 1998 гг.) выявлялись составляющие функциональной модели социального педагога у первокурсни-• ков и работающих социальных педагогов школ Воронежаопределялись пути и средства, обеспечивающие становление профессионально важных качеств социальных педагогов. Определялось содержание системы психологического обеспечения их профессионального становления.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) осуществлялась разработка и апробация авторской программы психологического сопровождения как части системы обеспечения качества профессионального становления социальных педагогов, проходящих обучение в колледже, а также разработка, контроль и ® коррекция процесса реализации индивидуальных алгоритмов их профессионального становления.

На третьем этапе (1999 — 2002 гг.) осуществлялся сравнительный анализ динамики личностных качеств социальных педагогов в контрольной и экспериментальной группах, определялась эффективность реализации программы психологического сопровождения, влияющего на качество их профессионального становления.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (142 наименования). Работа содержит 160 страниц машинописного текста, 9 таблиц, 9 рисунков, 5 приложений.

Основные выводы исследования по 2 главе:

1) Для обеспечения качества профессионального становления социальных педагогов необходимо осуществлять психолого-педагогическое воздействие, которое включает методы и средства, способствующие развитию профессионально важных качеств специалиста.

2) Процесс психологического сопровождения профессионального становления социальных педагогов организован в двух направлениях: прохождение индивидуальных алгоритмов психологического сопровождения профессионального становлениявыработка основ индивидуального стиля деятельности социального педагога.

3) Развитие личностных качеств социального педагога — профессиональной направленности, целеустремленности, гуманизма, самосовершенствования, социальной зрелости, эмоциональной устойчивости, толерантности, самообладания, самоконтроля, открытости, доброжелательности, тактичности, общительности, организованности, активности, стремления к сотрудничеству — это один из путей оптимизации процесса его профессионального становления.

4) Психодиагностическая программа исследования, предложенная и апробированная автором диссертационной работы адекватна цели, задачам исследования, так как направлена на определение уровней развития профессионально значимых качеств социальных педагогов.

5) Система психологического обеспечения профессионального становления социальных педагогов призвана не только сформировать у студентов профессионально важные качества и создать условия для гармоничного развития будущих специалистов, но и оснастить их продуктивными умениями самостоятельно применять и вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование по своей структуре и содержанию является психолого-эргономическим. Его основу составили: теоретическое и эмпирическое исследование системы психологического обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов посредством программы психологического сопровождения профессионального становления социального педагога. Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Повышение качества профессионального становления социальных педагогов осуществляется посредством системы психологического обеспечения данного процесса, включающей в себя совокупность мероприятий, в основе которых лежат функциональная модель специалиста, а также учебная программа, социально-психологическая поддержка студентов, осуществляемая через реализацию программы психологического сопровождения профессионального становления будущего социального педагога.

Система психологического обеспечения — это целенаправленная деятельность психологов и педагогов по созданию психологических предпосылок их эффективного профессионального функционирования, которое способствует повышению качества жизни обучающихся, соответственно, качества жизни населения.

2. Конкретным функциям деятельности социальных педагогов соответствуют выделенные группы ПВК, которые получают развитие в процессе психологического обеспечения их профессионального становления.

3. Обобщенным критерием качества профессионального становления социальных педагогов является их функциональная надежность в системе деятельности, которая предполагает развитие следующих профессионально важных качеств: профессиональную направленность, целеустремленность, гуманизм, самосовершенствование, социальную зрелость, эмоциональную устойчивость, толерантность, самообладание, самоконтроль, открытость, доброжелательность, тактичность, общительность, организованность, активность, стремление к сотрудничеству, владение навыками саморегуляции и самопомощи.

4. Важнейшей структурной частью психологического обеспечения профессионального становления является его психологическое сопровождение, которое определяет цели и задачи психологов и педагогов по отношению к самим студентам и к процессу в целом.

Программа психологического сопровождения как средство психолого-педагогического воздействия на процесс профессионального становления социальных педагогов определяет методы и средства профессиональной деятельности психологов по созданию условий для гармоничного психического развития будущего специалиста в контексте его отношений и взаимоотношений в образовательном процессе.

5. Реализация программы психологического сопровождения профессионального становления предполагает оказание психологической помощи будущему специалисту посредством психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии немедицинского типа, а также создание условий для воспитания средств психологической самопомощи, осуществляемых через самопознание, самооценку, саморегуляцию, самосовершенствование.

Программа психологического сопровождения позволяет будущим социальным педагогам пройти индивидуальную «образовательную траекторию», выработав свой индивидуальный стиль деятельности.

6. Психодиагностическая программа исследования, предложенная и адаптированная автором диссертационной работы, адекватна цели и задачам исследования, так как направлена на выявление динамики развития профессионально значимых качеств в результате психологического сопровождения профессионального становления будущего социального педагогйезультаты и выводы диссертационного исследования могут использоваться в ходе организации деятельности психологических служб в системе профессионального образования в целях эффективного психологического сопровождения обучаемых, а также в теоретической и практической подготовке специалистов, в частности, в таких курсах, как «Введение в профессию», «Психология», «Основы социальной психологии», «Теория и практика делового общения», которые могут базироваться на полученных нами материалах для более углубленной подготовки социальных педагогов.

Психодиагностические методики, используемые в диссертационном исследовании, могут служить при профотборе студентов на социально-педагогические и педагогические факультеты и отделения социальных педагогов в образовательных учреждениях и организациях системы социальной защиты.

7. Реализованная нами программа психологического сопровождения профессионального становления социальных педагогов может использоваться как основа для разработки системы психологического обеспечения качества профессионального становления специалистов других профессий.

В связи с этим, были выработаны некоторые психологические рекомендации: в начале профессиональной подготовки будущих специалистов, кроме профессиональной пригодности, необходимо выявить у них наличие и уровень развития профессионально важных качестввыбор оптимальных форм и видов психологического воздействия на обучаемых, а также разработка программы должны осуществляться с учетом предварительного изучения индивидуальных особенностейпсихологическая работа может быть направлена, в частности, на формирование и развитие ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативно-организаторской сфердля оценки качества профессиональной подготовки в плане личностной составляющей рекомендуется применять многократно апробированный нами в исследовании комплекс психологических методик: анкета мотивации выбора профессии, «16-ти факторный опросник» Р. Кэттелла, методика «Ценностных ориентации» М. Рокича, тест мотивации аффилиации (ТМА) А. Мехрабиана, тест мотивация достижения А. Мех-рабиана, методика выявления стилей саморегуляции поведения (ССП-98) В. И. Моросановой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: Академический проспект, 2001. — 704 с. Изд.2-е., исп. и доп.
  2. Г. С. Практическая психология. М.:Изд. Центр «Академия», 1997.-368 с.
  3. Г. С. Психология только для студентов. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 271 с.
  4. Абульханова-Славская К. Ф Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  5. Р., Эмери Н. О. О целеустремленных системах. М., 1974. 184 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 288 с.
  7. А. Психологическое тестирование: В 2 т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2.-336 с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 376 с.
  9. О.С., Деркач A.A. Основы общей и уравленческой акмеоло-гии. М: Изд-во «С.Е.Т.», 1995. — 272 с.
  10. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  12. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. -314с.
  13. Р. Я концепция и воспитание. М., 1986. — 307 с.
  14. A.A. Психология общения. М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. — 256 с.
  15. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511с.
  16. .В., Крянев Ю. В., Кузнецов М. А. Философия качества, статья 4. Качество жизни // Стандарты и качество, 1997, №№ 8,9.
  17. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб.: Светоч, 1994. 316 с.
  18. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). — М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.-368 с.
  19. В.Г. Социальная педагогика. М., 1993. — 453 с.
  20. СЛ. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб., 1999. — 51 с.
  21. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 200 с.
  22. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Петровской, О. В. Соловьевой. -М.: Смысл, 1996 373 с.
  23. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.3.-368 с.
  24. P.M. Элементы практической психологии. — 2-е изд. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1988. — 580 с.
  25. Л.П. Общение с собой. Начало психологической активности.
  26. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
  27. М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  29. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Пер-1 спективы: вопросы образования. 1991. — № 1. — С. 7−17.
  30. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. — 23 с.
  31. В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 1999.-249 с.
  32. М.И., Кандыбович JI.A. Краткий психологичкий словарь: личность, образование, самообразование, профессия. Мн.,"Хэлтон", 1998.-399 с.
  33. О.П. Консруктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. Н. Панферова. — Псков, 1994. — 280 с.
  34. Ю.Н. Групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопр. Психологии. 1985. — № 6. — С.88−95.
  35. Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной груп-пе//Психологический журнал. 1987. Т.8. № 2. С. 81−87.
  36. Н.В. О практике психологической помощи: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 176 с.
  37. Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. Для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  38. Г. М. Методология эргономического проектирования сложных автоматизированных систем И Методологические проблемы проектной деятельности в эргономике. М., 1989. — С.79−88. (труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 37).
  39. Г. М. Потребности населения и критерии качества жизни // Проблемы психологии и эргономики. 2001. — № 3. — С.54−58.
  40. Г. М., Медведев В. И. Психолого-физиологическое содержание деятельности оператора. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977.
  41. JI.H., Сергеюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя //Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1994. — С. 178−202.
  42. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.-215 с.
  43. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 344 с.
  44. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  45. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 284 с.
  46. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  47. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. / Под ред. Л. А. Кузмичева, М. В. Федорова, Е. Е. Задесенца.- М.: 2000. 122 с.
  48. П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. И. А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 240 с. (Библиотека психологии и психотерапии).
  49. Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. Пособие для вузов по спец. «психология». М.: Мысль. 1989. — С.3−24.
  50. Е.А. Психология профессионала. — М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 400 с.
  51. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 56 с.
  52. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. Пособие. -М: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  53. B.B. Проблемы развития социальной работы в России.// Проблемы психологии и эргономики. 2001. — № 6. — С.10−12.
  54. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  55. O.A., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопросы психологии. 1985. № 5. с. 18−26.
  56. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 431 с.
  57. Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина, Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. -479.
  58. A.A. Психология общения: Учебное пособие по социальной психологии. Курск: Курскинформпечать, 1992 — 128 с.
  59. A.A. Спасти образование. Как? (Размышления психолога) -Курск: Изд-во Курского гос. пед. Ун-та, 2001 г. 184 с.
  60. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа. — 1990. -142 с.
  61. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 144 с.
  62. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  63. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. — Л.: Знание, 1985.-32 с.
  64. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ./ Сост., общ.ред. М.И. Бобневой- Вступит. Статья Г. М. Андреевой М.: Прогресс, 1980. — 392 с.
  65. Лабунская В.А.и др. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 288 с.
  66. Ю.А. О модели профессиональной подготовки специалиста. Улучшение подготовки экономистов и экономической подготовки инженеров. Л., 1973. 57 с.
  67. В. Искусство быть собой. М.?Прогресс, 1986 г. 187 с.
  68. А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
  70. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  71. А. Психодиагностика невербального поведения. — СПб: Речь. 2001.-256 с.
  72. Л.М. Психологическое сопровождение профессионального выбора. Издательский центр «Академия», 2000. 125 с.
  73. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.
  74. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов. // Вопр. Психол., 1997. № 6, С. 32 -33.
  75. В.И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека. // Вопр. психол. 2000. № 2, С. 118−127.
  76. Ф.А. Основы социальной педагогики. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений 2-е изд., М.: 2001 -416 с.
  77. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
  78. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. — 144 с.
  79. Г. С. Психология профессиональной подготовки. СПб.: СпбУ. 1996.-356с.
  80. В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. — М., «Тривола», 1996. — 264 с.
  81. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
  82. X. Основы позитивной психотерапии. Архангельск. 1993. -116с.
  83. Л.А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ. 1989. -216с.
  84. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982 — 168с.
  85. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Пособие для учеб. зав. Профтехобразования. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Высш.шк., 1984.- 174 с.
  86. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-310с.
  87. Н.М. Основы социальной педагогики. М.: 2000. 432 с.
  88. Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализаци): Учеб. Пособие для студентов пед. ин-в. Курск: Изд-во КГПИ. 1991. — 132 с.
  89. Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. С. В. Кривцовой. — М.: Генезис, 1997.-288 с.
  90. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-184 с.
  91. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
  92. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Дер-кача — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1998. 688 с.
  93. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение: Воронеж. 1996. -287 с.
  94. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: „Речь“, 2000. — 256 с.
  95. Психологическая поддержка в вузе: („Круглый стол“) // Психологический журнал. 1994. -Т.15. — № 5. — С. 102 — 116.
  96. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во „Дидактика плюс“, 1999.-348 с.
  97. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — 234 с.
  98. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988.
  99. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  100. Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М.: Изд-во МПГУ, 1994. — 204 с.
  101. Психология. Словарь / Под общ. ред A.B. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  102. Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с анг./ Общ. ред. Ф. Е. Василюка. — 2-е изд. М.: Прогресс, 1993.-240 с.
  103. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Изд-во „Феникс“. Ростов-на-Дону, 1996 512 с.
  104. К. О групповой психотерапии. М.: Изд-во Гиль-Эстель, 1993.-224 с.
  105. К. Взгляд на психотерапию, Становление человека. М.: Изд-ая группа Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  106. К. Клиенто-центрированная терапия. М.: REFL-book, 1997. -200 с.
  107. В.М. От традиционной парадигмы образования к новой // Техническая эстетика. 1990. — № 6. — С. 10 -12.
  108. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т.2.-322 с.
  109. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  110. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. В. А. Ядова. Л. Наука. 1979.
  111. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144 с.
  112. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2001. — 79 с.
  113. И.И. Проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля. Научно-методические проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля. Л., 1974., С. 8.
  114. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350.
  115. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  116. В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МПГУ. Сер. Психолого-педагогические науки.-М. 1995.
  117. В.А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Magister. 1995. — № 3. — С. 52−58.
  118. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. -№ 5. — С.21−38.
  119. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М., 1995.
  120. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой, М.: Гуманнит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  121. Социальная психология: Учебн. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.- Под ред А. И. Сухова, A.A. Деркача. М.: Издат. Центр „Академия“, 2001. — 600 с.
  122. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга) СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. —498 с.
  123. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.
  124. A.B. Возрасты жизни. М.: Мол. гвардия, 1998. — 223с.
  125. В.А. К вопросу о „пределе“ профессионализма» // Проблемы психологии и эргономики. 1999. — № 3/1. — с. 25−27.
  126. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  127. Г. П. Личностно-ориентированные особенности социальных работников. // Работник социальной службы. 2001, № 1, с. 33−37.
  128. Философский словарь.-М., 1986, с. 442.
  129. Ю.Г. Новая парадигма образовательного пространства. // III Академические чтения «Образование и наука на рубеже XXI века: программы и перспективы развития». Минск, 1997. С. 121−124.
  130. X., Мотивация и деятельность. М., Педагогика. 2 Т., 1986, т. 1,408 с.
  131. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физк. и спорт, 1998. 268 с.
  132. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интер-прокс, 1995.-288 с.
  133. Л. Д. Батов В.И., Коровикова И. А. Проблема личностного фактора в эргономических исследованиях // Техническая эстетика. — 1984. -№ 4. С. 10 -12.
  134. Л.Д. Функциональный комфорт как обрбщенный критерий оптимизации трудовой деятельности // Техническая эстетика. 1985. — № 2. — С.16- 17.
  135. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
  136. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 184 с.
  137. Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. № 5, Т.З. С. 135−146.
  138. П.Я., Львов В. М. Интенсивная психология и эргономика. Общность и различия / Проблемы психологии и эргономики. Тверь Ярославль, 1999, № 2 — С. 23−26.
  139. П.Я., Львов В. М. Эргономика в России: прошлое, настоящее, будущее. // Проблемы психологии и эргономики. Тверь Ярославль, 1999, № 1-С. 14−17.
  140. Ergonomics Abstracts. 1987. -Vol. 19. — №№ 1−4.
Заполнить форму текущей работой