Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эргономические и психологические факторы повышения интеллектуальной работоспособности студентов: на материале исследования средних специальных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась при организации учебно-воспитательного процесса Тверского кооперативного техникума. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и нашли положительный отклик на Всероссийском образовательном форуме «Образование-2005», Всероссийских научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические проблемы повышения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эргономические и психологические особенности умственного труда студента ссуза
    • 1. 1. Социально-психологические факторы и условия повышения эффективности процесса обучения
    • 1. 2. Психофизиологические особенности юношеского возраста
    • 1. 3. Значение психогигиенических факторов в организации профессиональной подготовки студента
    • 1. 4. Санитарно-эргономические факторы организации учебно-воспитательной работы ссуза
  • Выводы
  • Глава 2. Анализ влияния психологических и эргономических условий на повышение интеллектуальной работоспособности студента ссуза
    • 2. 1. Методы, процедура и этапы исследования
    • 2. 2. Пути повышения интеллектуальной работоспособности студента ссуза
  • Выводы

Эргономические и психологические факторы повышения интеллектуальной работоспособности студентов: на материале исследования средних специальных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы:

Реформирование системы образования в Российской Федерации, переход учебных заведений на новые условия экономических отношений — расширение спектра, предоставляемых образовательных услуг, развитие информационных технологий, систем непрерывного многоуровневого образования — все это требует совершенствования, как материально-технической базы, так и учебно-воспитательного процесса среднего специального учебного заведения (ссуза). В связи с этим совершенствование системы среднего профессионального образования в области подготовки практикоориентированных специалистов является важнейшим условием успешности проведения реформ.

Необходимость дополнительных разработок и внедрения в учебную работу техникумов психологических, эргономических, психофизиологических и социально-психологических программ научной организации умственного труда (НОУТ) студентов диктуется рядом особенностей, обусловленных, с одной стороны, спецификой объекта учебно-воспитательной деятельности, которым является студент среднего специального учебного заведенияс другой стороны, спецификой предмета этой деятельности — процесса обучения и воспитания в ссузе.

На наш взгляд к особым условиям обучения и воспитания в ссузе, которые не получили до сих пор должного исследования, относятся: сочетание получения полного среднего образования с профессиональной подготовкойнедостаточный уровень государственного финансирования системы средних специальных учебных заведенийпсихологические и физиологические особенностей развития личности студента ссуза и ряд других.

В настоящее время имеются работы ряда авторов — руководителей и преподавателей ссузов, посвященных процессам: адаптации студентов и психологии профессиональной деятельности педагогов, воспитателей, кураторов. Однако работ по НОУТ студента учебных заведений профессиональной подготовки практически нет.

Мы не отрицаем возможности использования в деятельности по НОУТ студента ссуза многочисленных разработок по НОУТ ученика средней или студента высшей школы. Но применение их без учета специфики системы средних специальных учебных заведений будет неправомерно в виду наличия вышеперечисленных особых условий, определяющих организацию учебно-воспитательного процесса ссуза.

Таким образом, исследование развития научных знаний об эргономических, психологических и писхофизиологических факторах повышения интеллектуальной работоспособности студентов ссузов, а также потребность практики в рекомендациях по оптимизации деятельности и сохранении их здоровья в современных условиях определяют актуальность и выбор темы данной диссертации.

Целью данной работы является исследование и научное обоснование факторов, обеспечивающих повышение результативности интеллектуального труда студента ссузаразработка условий, принципов и механизмов их примененияформулировка рекомендаций по психологическим, психофизиологическим, эргономическим и социально-психологическим аспектам НОУТ студентов, профилактике утомления, привитию навыков здорового образа жизни.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать уровень разработанности проблемы психологических, социально-психологических, психогигиенических, психофизиологических факторов, влияющих на повышение интеллектуальной работоспособности студента в работах отечественных и зарубежных ученых. Определить возможность их применения в условиях ссуза.

2. Выявить психологические условия и пути НОУТ, способствующие успешному овладению знаниями и укреплению здоровья студентов.

3. Изучить и интерпретировать зависимость внедрения гностического компонента валеологического образования студента и его интеллектуальной работоспособности.

4. Разработать и обосновать комплекс сформулированных в исследовании научных и учебно-методических мероприятий по внедрению в учебно-воспитательный процесс ссуза.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты предположения:

— перенос общих закономерностей НОУТ студента на столь специфические условия обучения, каковыми являются условия обучения в ссузе, возможен при условии их модификации с учетом особенностей контингента и будет способствовать повышению интеллектуальной работоспособности студентов;

— усиление гностического компонента в направлении валеологизации процесса обучения обеспечит успешное формирование «компетентности здоровьесберегающих технологий», навыков культуры умственного труда, эффективное овладение знаниями, укрепление здоровья студентов.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в средних специальных заведениях. В исследовании участвовали 430 студентов: кооперативного техникума, индустриально-экономического колледжа им. Коняева, педагогического колледжа города Твери.

Предмет исследования — психологические и эргономические факторы повышения результативности труда студента ссуза.

Методологической основой работы являются представления отечественных и зарубежных психологов в области:

• общеметодологических принципов познания (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.);

• комплексного изучения человека как субъекта трудовой деятельности (Л.С. Выготский, Б. Ф. Ломов, Е. А. Милерян, Н. Ф. Талызина, Ю. М. Забродин, А. Д. Глоточкин, А. Ф. Шикун и др.);

• закономерностей высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов, В.Д. Небылицын);

• применения психологических и социально-психологических факторов в оптимизации умственной деятельности и профилактики утомления (Ю.П. Фролов, Н. Е. Бачериков, А. Ф. Шикун, И. В. Ребельский, О. Г. Тимофеева и др.).

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование, сбор анамнеза, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебной деятельности студентов ссузов, экспертная оценка. Также использованы специфические методы эргономики: замеры чистоты и состава воздуха, температуры, освещенности, цветового фона интерьера, размеров мебели в аудиториях и комнатах общежитий техникумов города Твери.

Достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обеспечивается их опорой на диалектическое применение фундаментальных теоретико-методологических положений, использованием комплекса методов, всесторонним анализом результатов, в том числе с применением математических методов обработки данных.

Научная новизна исследования:

— выявлена возможность применения общих закономерностей НОУТ студента вуза в системе средних специальных учебных заведений, которая обязательно должна опираться на специфику ссузов;

— использован комплексный подход к рассмотрению научных и учебно-методических рекомендаций по психологическим, социально-психологическим и психофизиологическим аспектам оптимизации умственного труда студентов и профилактики утомления;

— разработана, экспериментально обоснована и рекомендована Программа формирования валеологического мировоззрения студента, влияющая на его интеллектуальную работоспособность.

Теоретическая значимость заключается:

— в обогащении психологии труда данными о возможности применения принципов НОУТ, разработанные Н. Е. Введенским, Ю.ГТ. Фроловым и др., в обучении студентов ссузов;

— в обобщении и систематизации факторов, влияющих на продуктивность учебной деятельности и сохранение здоровья студентов ссузов;

— в освещении роли гностического компонента образовательного процесса для формирования у студенческой молодежи установки на здоровый образ жизни.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и реализована система повышения интеллектуальной работоспособности студента ссуза. В соответствии с программой исследования разработаны рекомендации и выводы, представляющие собой методический материал по внедрению системы НОУТ студента в деятельность ссузов. Через систему Совета директоров ссузов области они доведены до сведения администрации, преподавателей, кураторов техникумов и колледжей Тверского региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. В работе доказана принципиальная возможность и обоснованы конкретные направления переноса общих закономерностей НОУТ на столь специфические условия обучения, каковыми являются условия обучения в ссузе.

2. Впервые дана психолого-эргономическая интерпретация влияния специфических условий процесса обучения в ссузе на основные параметры работоспособности студентов.

3. Результаты работы являются достаточным основанием для создания программы целенаправленного формирования валеологического мировоззрения.

4. В качестве условий повышения интеллектуальной работоспособности студента ссуза следует рассматривать следующие группы факторов: социально-психологические, психофизиологические, психогигиенические, санитарно-эргономические.

5. На основе полученных результатов доказано, что решающим условием повышения интеллектуальной работоспособности студента ссуза является внедрение системы НОУТ.

Апробация результатов исследования осуществлялась при организации учебно-воспитательного процесса Тверского кооперативного техникума. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и нашли положительный отклик на Всероссийском образовательном форуме «Образование-2005», Всероссийских научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи» (Тверь, июнь 2004 г.), «Преподаватель ссуза: профессионально-личностные проблемы в условиях модернизации образования» (С.-Пебербург, июнь 2004 г.), «Психологические, педагогические и социальные аспекты сопровождения талантливой молодежи: методология, теория, практика».

Тверь, 31−1 ноября 2006 г.), областных научно-практических конференциях преподавателей Тверской области (Тверь 2003, 2004, 2005 г. г.), заседаниях кафедры психологии и педагогики образования взрослых Тверского госуниверситета, научно-практических конференциях психологов Твери (2003, 2004, 2005 гг.), заседаниях Совета директоров Тверской области, педагогических советов и цикловых предметных комиссий Тверского кооперативного техникума.

Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (121 источник, из них 15 — зарубежных) и приложения. Текст снабжен таблицами (28), двумя диаграммами и одним рисунком-схемой. Общий объем диссертации 160 страниц.

Результаты исследования полностью подтвердили выдвинутые гипотезы. В заключение диссертации представлены аргументы, подтверждающие положения, выносимые на защиту, а также сформулированы выводы:

1. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые гипотезы о том, что: возможен перенос общих закономерностей НОУТ студента на столь специфические условия обучения, каковыми являются условия обучения в ссузе при условии их модификации с учетом особенностей контингента и способствует повышению интеллектуальной работоспособности студентовусиление гностического компонента в направлении валеологизации процесса обучения обеспечивает успешное формирование «компетентности здоровьесберегающих технологий», навыков культуры умственного труда, эффективное овладение знаниями, укрепление здоровья студентов.

2. Охарактеризован уровень проработки проблемы социально-психологических, психогигиенических, психофизиологических и эргономических факторов, влияющих на повышение интеллектуальной работоспособности студента за счет НОУТ в работах отечественных и зарубежных ученых.

3. Систематизированы условия и пути внедрения системы НОУТ в учебно-воспитательный процесс среднего профессионального учебного заведения.

4. Сделан анализ сложившихся взглядов на социально-психологические, психофизиологические, психогигиенические и санитарно-эргономические факторы и выявлена необходимость их пересмотра с учетом социально-экономических изменений в положении студенческой молодежи.

5. Обоснована необходимость исследования основных подходов, принципов и методов организации и планирования учебно-воспитательного процесса ссуза, обусловленная потребностью изучения индивидуальнопсихологических особенностей студента, микросреды, в которой он находится, с целью уменьшения морально-психологических нагрузок на личность обучаемого, укрепления его здоровья.

6. Теоретически обоснована и практически апробирована «Программа формирования валеологического мировоззрения студента», показана роль гностического компонента образовательного процесса в формировании у студенческой молодежи установки на успешность обучения и здоровый образ жизни.

7. Научная организация умственного труда в ссузе — это деятельность преподавателей и студентов, опирающаяся на новейшие исследования в области психологии, психофизиологии, социальной психологи, педагогики и гигиены, современные информационные технологии и направленная на максимальную оптимизацию процесса обучения и воспитания при наименьших затратах сил и средств и сохранности здоровья обучаемых и обучающих.

8. Внедрение разработанного комплекса мероприятий по НОУТ в ссузе с учетом психологии, психофизиологии, эргономики и социально-психологических факторов способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, решению актуальных задач, стоящих перед средними профессиональными учебными заведениями.

9. Принципиальное значение имеет дальнейшие изыскания в области НОУТ по психологическим, психофизиологическим, эргономическим и социально-психологическим факторам с созданием условий для практической проверки и совершенствования новых подходов и механизмов повышения эффективности учебы и улучшения быта студенческой молодежи ссузов. Реализация этих направлений означает создание в ссузах благоприятного социально-психологического климата для познавательной деятельности студентов. На решение этих задач должны быть направлены новейшие открытия в области психологической и эргономической наук.

На основе этих и других выводов можно сформулировать практические рекомендации:

1. Поскольку в комплексе мероприятий по внедрению в учебно-воспитательный процесс ссуза научных и учебно-методических предложений по НОУТ особое значение отводится задаче сохранения здоровья студенческой молодежи, видится целесообразным введение в систему среднего профессионального образования «Программы формирования валеологического мировоззрения студента».

2. Наши исследования показали, что работу по созданию условий НОУТ в ссузах следует начинать с системы повышения квалификации работников образования. В связи с этим полученные результаты через управление средних специальных учебных заведений Департамента образования Тверской области доведены до сведения руководства техникумов и колледжей области и рекомендованы к применению.

3. Содержащиеся в исследовании научные результаты, рекомендации и выводы являются предпосылкой для дальнейшего исследования взаимосвязи и взаимного влияния факторов НОУТ студента ссуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие. МГУ, 1990
  3. Н.М. Раздумья о здоровье. М., Молодая гвардия, 1979
  4. A.A., Громова ДА., Психогеометрия для менеджеров. JL, 1991
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1998
  6. .Г. Человек как предмет познания. JT., 1968
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. М., 1981
  8. Л.И. Личность в динамке: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. М., 1992, № 5
  9. И.А. Биологические и медицинские аспекты адаптации и стресса в свете физиологии онтогенеза // Актуальные процессы современной физиологии. М: Наука, 1976
  10. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993
  11. В.А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: Учеб. пособие. М.: Альфа-М, 2003
  12. E.H. и др. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи. Киев, Здоровье, 1988
  13. Дж. Мышцы, молекулы и движение. М.: Мир, 1979
  14. М.Р. Социальная психология. М., 1994
  15. A.A. Личность и общение. М., 1995
  16. A.B. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997
  17. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979
  18. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996
  19. И.А., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980
  20. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997
  21. П.Я. Введение в психологию. М., 1976
  22. А.К. Как надо работать. Экономика, 1972
  23. Ю.Б. Введение в общую психологию. МГУ, 1988
  24. О.Н. Конфликтология. М., 1998
  25. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979
  26. А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984
  27. .А. Индустриально-педагогическая психология. М.: Просвещение, 1981
  28. Т.А. Роль саморегуляции в успешной адаптации студентов. // Проблема психологического здоровья личности: сборник научных трудов. Псков, 2003
  29. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М.: Наука, 1985
  30. К. Эмоции человека. М., 1980
  31. A.B. Психология групповых решений / Институт психологии РАН, 2000
  32. A.B. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003
  33. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
  34. A.M. о факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов. // Формирование основного профессионального мастерства в высшей школе. JL, 1973
  35. М.Г. Биоритмологические исследования механизмов адаптации. // Адаптация и проблемы общей патологии. Т 2. -Новосибирск, 1974
  36. Н.В. Содержание существенных различий между умственным и физическим трудом. М., 1989
  37. JI.H. Сближение умственного и физического труда как важнейшее условие активизации человеческого фактора. Иркутск, 1987
  38. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. МГУ, 1991
  39. А.И. Психологические проявления и структура темперамента. -М., 1992
  40. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. -М., 1985
  41. В.И. Психология и управление. М.: ВО Агропромиздат, 1990
  42. А.Б., Кузнецов А. С. Психопрофилактика стрессов -М., «Московский университет», 1993
  43. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997
  44. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982
  45. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997
  46. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Наука, 1991
  47. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
  48. И.А. Деловое общение: Учеб. пособие. М.: Академический проект- Трикста, 2004
  49. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998
  50. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988.
  51. Ф.Г. Сознание и самосознание. М., 1991
  52. A.B. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб: Изд-во Союз, 2000
  53. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. СПб.: Питер, 2003
  54. В.М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001
  55. Е.М. Психологические исследования в образовательных учреждениях как методологическая и научно-методическая проблема (Монография). Тверь, 1998
  56. P.C. Психология кн. 1. М., 1997
  57. Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002
  58. H.H. Психология человека. От тела к душе. СПб.: «Облик», 2001
  59. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000
  60. A.B. Режим в жизни человека. ФиС, 1977
  61. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Плитиздат, 1982
  62. Э. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997
  63. Ю.П. Психология коллективной деятельности. ЛГУ, 1990
  64. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990
  65. Практическая психология: Учебник / Под редакцией М. К. Тутушкиной -2-е изд., перераб., доп. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998.
  66. Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997
  67. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности патриотического воспитания школьников и студенческой молодежи: коллективная монография, т.1. Тверь, ТФ МГЭИ, 2004
  68. Психологические тесты / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  69. Психология подготовки специалистов для современного производства / Под ред. А. И. Подольского. — М., 1991
  70. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.
  71. A.В.Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
  72. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред.
  73. B.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997
  74. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2003
  75. Психология: Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  76. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985
  77. М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988
  78. A.A., Ходырев A.A. Управление персоналом: Психология77.
Заполнить форму текущей работой