Развитие продуктивного воображения младших школьников: Сравнительное исследование при традиционном и экспериментальном режимах учебной работы
Несмотря на активное обсуждение данной проблемы в психолого-педагогической литературе, большинство исследователей указывают на отсутствие до настоящего времени целостной концепции развития образного мышления и воображения дошкольников и школьников, а также научно обоснованных технологий направленного его формирования, что значительно обедняет развитие духовно-психической сферы личности ребенка… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования. Воображение в детском возрасте: генетико — психологический и педагогический анализ
- 1. 1. Воображение в психологической литературе
- 1. 2. Онтогенез воображения и закономерности его проявления
- 1. 3. Рисунок как проекция и средство анализа характеристик воображения
- 1. 4. Психофизиологические механизмы становления воображения
- 1. 5. Психолого — педагогические механизмы становления воображения
- Глава2. Динамика количественных и качественных показателей воссоздающего и продуктивного воображения и их соотношения при традиционном и экспериментальном режимах обучения
- 2. 1. Особенности методических подходов и объект исследования
- 2. 2. Результаты экспериментального исследования
- 2. 2. 1. Динамика продуктивности и оригинальности воображения- выделение доминирующего типа в каждой из дидактических систем
- 2. 2. 2. Соотношение уровней вербального и невербального воображения в изучаемых системах
- 2. 2. 3. Развитие параметров вербального воображения в условиях разных режимов обучения
- 2. 3. Выводы
- Глава 3. Развитие художественного воображения в традиционном и экспериментальном режимах обучения
- 3. 1. Методики и объект исследования
- 3. 2. Результаты экспериментального исследования
- 3. 2. 1. Двухлетняя динамика показателей «образной емкости» в художественном отображении сказки
- 3. 2. 2. Характеристика проявления символического мышления
- 3. 2. 3. Динамика показателей обобщенности отражения
- 3. 2. 4. Отличительные особенности экспрессии, чувства меры пространства и времени в процессе иллюстрирования сказки
- 3. 2. 5. Сравнительный анализ показателей чувства меры пространства в экспериментальных и контрольных группах
- 3. 2. 6. Проявление эмоционально — личностных характеристик
- 3. 2. 7. Состояние психофизиологических характеристик развития при разных режимах
- 3. 2. 8. Сравнительный анализ индивидуальной динамики показателей в условиях исследуемых режимов
- 3. 2. 9. Выводы к главе 3
Развитие продуктивного воображения младших школьников: Сравнительное исследование при традиционном и экспериментальном режимах учебной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития психолого-педагогической теории и практики определяется поиском путей перехода от традиционного, информационно-технического понимания проблем детства к гуманистическому, характеризующемуся ориентацией на ценности саморазвития, самоопределения и самопроектирования личности. Одним из фундаментальных условий всестороннего развития ребенка является направленность воспитательно — образовательных технологий на формирование синтетических — психических и физических способностей ребенка. Однако, пути достижения этой цели не сводятся к узко педагогическим или узко психологическим средствам. Речь идет о проектировании и реализации основ жизнедеятельности ребенка, организации предметной и социальной среды, режима, различных видов деятельности, в том числе и учебной, адекватных его психологическим и физиологическим потребностям и возрастным особенностям развития. В свете данного положения особое место занимает проблема формирования отражательных способностей ребенка, на которых базируется стратегия образного мышления и воображения.
Образная сфера личности, во многом вытесненная в науке в 19 501 977гг. на задний план, долгое время трактовалась как «второсортная», низкая форма обобщения по сравнению со словесно-логической. Однако, за последние годы опубликовано значительное количество работ, подтверждающих, что образные формы отражения мира не являются упрощенной непосредственно чувственной картиной" (А.Н.Леонтьев). Имея в своей основе единение перцептивных образов с мыслительными, образное отражение мира не только не «примитивнее» понятийного, но и является первичным, фундаментальным по отношению к нему.
Практика и научные исследования в области педагогической психологии и возрастной физиологии свидетельствуют о том, что недостаточное использование образной сферы препятствует раскрытию творческих сил личности, ее духовного и психофизиологического потенциала, что в конечном итоге негативно сказывается на психическом и физическом самочувствии ребенка (В.С.Ротенберг, М. К. Кабардов, М. А. Матова, В.И.Гарбузов).
Несмотря на активное обсуждение данной проблемы в психолого-педагогической литературе, большинство исследователей указывают на отсутствие до настоящего времени целостной концепции развития образного мышления и воображения дошкольников и школьников, а также научно обоснованных технологий направленного его формирования, что значительно обедняет развитие духовно-психической сферы личности ребенка (КС.Якиманская, В. С. Столетов, М.К.Кабардов). Разносторонняя, но неоднозначная теоретическая освещенность вопросов диагностики и развития образной сферы личности, по мнению многих исследователей, связана как со специфичностью и сложностью исследуемых явлений (по сравнению с другими психическими феноменами), так и с отсутствием достаточно надежных методических приемов ее анализа.
Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования продуктивного воображения младшего школьника средствами ситуационно-образного моделирования.
Объект исследования — продуктивное воображение и его развитие при разных режимах обучения.
Предмет исследования — динамика изменения параметров воображения дошкольников и младших школьников в условиях традиционного и экспериментального режимов обучения.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что построение учебно-познавательного процесса младших школьников средствами ситуационно-образного моделирования повышает эффективность формирования характеристик продуктивного воображения, гармонизирует развитие личности в целом.
Эффективность процесса формирования воображения возможна при реализации следующих условий:
— организация учебно-познавательного процесса на основе доминирования эвристических форм моделирования, в том числе ситуационно-образного моделирования, осуществляемого посредством использования широкоформатного экологического панно сенсорной дидактики, предложенного д.м.н. В. Ф. Базарнымпереориентация традиционных форм организации учебно-познавательного процесса на моторно-поисковые, чувственно воспринимаемые, эмоционально — значимые, соответствующие физиологической природе ребенка.
Анализ проблемы, поставленной перед нами, цель и выдвинутая гипотеза потребовали от нас решения следующих задан:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблемам детского воображения и детерминант его развития.
2. Провести психолого-педагогический анализ ситуационно-образного моделирования как способа организации учебно-познавательной деятельности.
3. Изучить качественные отличия динамики развития детского воображения в условиях доминирования вербальных принципов обучения и ситуационно-образного моделирования.
5. Оценить динамику показателей психофизиологического развития детей, находящихся в вышеуказанных режимах.
6. Разработать комплекс методик, позволяющих оценить качественные особенности онтогенетической динамики продуктивного воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методами настоящего исследования являлись: анализ философской, психологической и педагогической литературыиндивидуальный и фронтальный эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) — наблюдение за детьми и беседаанализ продуктов изобразительной деятельностиколичественная и качественная обработка экспериментальных данныхсравнительный и корреляционный анализ.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
В исследовании впервые теоретически и экспериментально обосновано положительное влияние дидактической системы ситуационно-образного моделирования как средства познавательной деятельности на развитие продуктивного воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Описаны качественные и количественные отличия проявлений параметров продуктивного воображения в условиях традиционного и экспериментального режимов обучения. Дана психологическая интерпретация средств ситуационно-образного моделирования. Обоснована адекватность данной системы обучения психофизиологическим закономерностям развития детей указанного возраста. Показано ее влияние на некоторые психофизиологические характеристики развития, эмоционально-личностный статус.
В работе сделана попытка расширения некоторых концептуальных представителей о механизме, детерминантах и развитии продуктивного воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Положения, выносимые на защиту 1. Традиционные принципы организации учебно-познавательного процесса, основанные на доминировании объяснительно-иллюстративных методов обучения, оказывают негативное влияние на развитие характеристик творческого воображения младшего школьника — «психологического ядра личности» (В.В.Давыдов). Подавление потенциалов продуктивного воображения детей данного возраста блокирует формирование ряда других психических познавательных процессов, в частности, мышления.
2. Дидактическая система ситуационно-образного моделирования оказывает положительное влияние прежде всего на развитие продуктивного воображения. Основные различия динамики развития детей экспериментальных групп по сравнению с контрольными заключаются: а) в различающемся соотношении типов воображения (если при традиционном режиме обучения преобладает воссоздающее (репродуктивное), то при экспериментальном доминирует продуктивноеб) в более высоком уровне развития вербального воображения и целостности как соотношения между вербальным и невербальным компонентамив) в качественном отличии динамики характеристик художественного творчества (как наиболее информативного показателя продуктивного воображения детей рассматриваемого возраста): обобщенности, символизма, образной емкости, экспрессии, композиционном способе создания образа, оригинальности по всем данным параметрам.
3. Дети, занимающиеся по системе ситуационно-образного моделирования, имеют более гармоничный психический и физиологический статус.
Они характеризуются высокими стрессоустойчивостъю, работоспособностью, а также концентрацией внимания.
Достоверность полученных результатов обеспечивается применением комплекса психодиагностических методик, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, корректным применением методов математической статистики с использованием соответствующих программ.
Практическая значимость исследованияописанные принципы ситуационно-образного моделирования доступны для массового тиражирования и могут быть использованы при формировании образовательной политики дошкольных и школьных учреждений. Предложенная автором оригинальная комплексная программа исследования количественных и качественных характеристик воображения может быть рекомендована к использованию в области психодиагностики развития продуктивного воображения детей 6−10 летнего возраста. Используемые методики положены в основу развивающих заданий для детей указанного возраста.
Апробация и внедрение:
Теоретические положения и результаты экспериментального исследования излагаются на теоретических и практических семинарах для воспитателей, учителей, методистов, а также консультациях для родителей. По системе ситуационно-образного моделирования только в Московской области работают 37 детских садов и школ (в г. Сергиевом Посаде, Воскресенске, Подольске, Зарайске, Ступино). Предложенные психодиагностические методики апробированы в детских дошкольных учреждениях и школах Сергиева Посада. Теоретические и экспериментальные положения диссертации нашли отражения в выступлениях:
— на шестом международном научно-практическом семинаре «Культура в системе образования» (Москва, 1995);
— на международной конференции «Общение. Язык. Бизнес. «(Москва, 1996);
— на научно-практической конференции «Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования» (Москва, 1996).
По теме исследования опубликовано семь работ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
ВЫВОДЫ.
1. Динамика развития воображения в условиях технологии ситуационно-образного моделирования качественно отличается по сравнению с традиционной системой обучения. Одно из основных различий касается соотношения типов воображения: если при экспериментальном режиме обучения доминирующим выступает продуктивное, то в контрольных группах им является воссоздающее.
2. В результате трехлетнего обучения по технологии ситуационно образного моделирования у детей сформирован высокий уровень таких качеств воображения, как оригинальность продуктивного воображения, целостность как соотношение между его вербальной и невербальной формами, синтетический, творчески — композиционный способ создания образа, а также характеристик художественного творчества: целостности (обобщенности), символизма, экспрессии, продуктивности, оригинальности, пространственно — временных параметров.
3. Дети, занимающиеся по технологии ситуационно — образного моделирования, имеют более гармоничный психический и физиологический статус, высокий уровень дивергентного мышления.
4. Одним из средств активизации продуктивного воображения дошкольников и младших школьников является использование технологии ситуационно-образного моделирования как эвристического моделирования, основанного на особым способом организованном зрительном восприятии, образных и предметно-практических проблематизациях.
5. Описанные характеристики продуктивного воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста представляют одно из оснований разработки личностно-ориентированной модели образования.
Список литературы
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.
- Багдасарян К.М. Вопросы активизации художественного изображения объектов действительности в рисунках младших школьников.
- Базарный В.Ф. Зрение детей: проблемы развития. Новосибирск: Наука, 1991.
- Базарный В. Ф. Синдром «низко склоненной головы» в генезисе специфического конституционного «профиля» учащихся, механизм его развития, подходя к профилактике. // Бюллетень сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР, 1986, № 4, с. 94−100.
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Часть 2, Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В. Ф. Динамика психосенсорного функционального и физического развития учащихся. Часть 2, Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физиологического развития учащихся в структурах учебного процесса. Часть 3, Сергиев Посад, 1995.
- Базарный В.Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я. Гуров В.А. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз». «Новые исследования по возрастной физиологии», 1988, № 2, с. 69−73.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М., 1992.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении.
- Ъ.Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией." М., Медицина, 1974.
- Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982.
- Букин В.Р. Исследование способности шимпанзе к воспроизведению графического движения человека.// Вопросы психологии, 1961, № 6, с. 107.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. / Пер. с нем, М.: Педагогика, 1991.-144с.
- Вачнадзе Э.А. Рисунки детей, больных шизофренией и эпилепсией. -Меуниереба, 1975.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
- Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. // Вопросы психологии, 1992, гл. 1−2, с. 124−129.
- Вологиинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.
- Вулъф М.В. Фантазия и реальность в психике ребенка. -М., 1968.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Гордиенко В.М. Соотношение натурных и знаково-симолических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Киев, 1984.
- Гостев А.А. Образная сфера личности.// Психолог, журнал, т. 8, 1987, № 3, с. 33−43.
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988.
- Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии, 1992, 1−2, с. 22−33.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- S3.Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // Вопросы психологии, № 1, 1977, с. 3−19.
- ЗА Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. -JL: Наука, 1974.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 52−60.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М. 1996.
- Дьяченко О.М. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М., Новая школа, 1996.38Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.
- Зенков Л.Р. Некоторые аспекты семиотической структуры и функциональной организации «правополушарного мышления». В кн. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т. 11.
- Зшченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека.// Вопросы психологии. М., 1988, № 6, с. 15−30.41 .Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -JL: ЛГПИ, 1961.
- Ильенков Э.В. О специфике искусства. // Вопросы эстетики. М., 1960.
- Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Вопросы эстетики, М., 1964, с. 48−56.
- Кабардов М.К., Матова М. А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. // Вопросы психологии, М., 1988, № 6, с. 106−115.
- Кант И. Сочинения, т. III. М., 1963.
- А6.Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. / Пер. с нем. М.: Московский центр Вальдорфской педагогики, 1992.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
- А%.Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
- Ковалев А.М., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. JL, 1960.
- Крупник Е.П. Экпериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности.// Психолог, журнал 1991, т. 12, № 1, с. 108−118.
- Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе : опыт логико- психологического анализа проблемы.// Психол. журнал, 1997, № 1, т.18, с. 16−31.
- Кучаенко A.M. Клиническое значение детского рисунка. Современная психоневрология, 1927, № 5.
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.5АЛеонтъев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольной возрасте. Под. ред. А. Н. Леонтьева. М., 1948.
- ЪЪЛибин А.В., Лмбин В. В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках. М.: Институт психологии, 1994.
- Ломсадзе У.Я. К вопросу о развитии «знакового сознания» в дошкольном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наука (по психологии). Тбилиси, 1996.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
- ЪЪМакарова Е. В начале было детство. М., 1990.
- Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания. //Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 15−24.
- Маманцева Р. Об изобразительной деятельности в раннем детстве. «Дошкольное воспитание», 1967.6.Михайлов М. И. Природа художественного творчества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
- Мухина B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка. Автореферат диссертации на соикание ученой степени доктора психологических наук.
- Мухина B.C. Развитие начальных форм изобразительной деятельности детей и ее связь с эмоционально-эстетическим отношением к действительности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук (по психологии).
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978.65 .Новохатъко А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания// Вопросы психологии, 1992, 1−2, с. 129−138.
- Неменский Б.А. О проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987.61 .Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества, М., 1972.
- Ншолаенко Н.Н., Егоров А. Ю. Рисунки душевнобольных: правый и левый мозг. // Независимый психиатрический журнал, 1997, № 1, с.37−41.
- Орбели А.А. Избранные труды. М., 1964.
- Петрущик В.Я. Исследования особенностей изобразительных действий на разных уровнях его построения.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии., М., 1970.1.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Поддьяков А.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. //Вопросы психологии, 1990, № 1.
- Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами.// Вопросы психологи, 1996, № 4, с. 14−24.1А.Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека. // Психолог, журнал, 1991, т. 12, № 1, с. 3−12.
- Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассина Ф. В. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.1.
- Пъянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1978.1%.Раушембах Б. В. Пространственное построение в живописи. М.: Наука, 1980.
- Рибо Т. Творческое воображение. Санкт-Петербург, 1901.
- Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей шести-семи лет. JL, 1969.
- РодариД. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1990, пер. с итал.
- Ростовцев М.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. -М., 1989.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. -М.: Просвещение, 1989.86., Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Ю.Савранский И. Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения.//Психолог. журнал, 1987, № 2, с. 136−145.
- Сакулина Н.Н. Рисование, лепка, аппликация.// кн.: Художественное воспитание в детском саду. М., 1954.
- Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения./ТВопросы психологии, 1990, № 6, с.45−53.
- ЯО.Сапогова Е. Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников.//Вопросы психологии, 1993, № 3, с.24−32.
- Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей горе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении.//Вопросы психологии, № 2, 1996. с5−14.
- Симонов П. В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978, т.11.
- Скоробогатов В.А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Сравнительно исторический анализ. — СПБ, 1992.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., Школа -Пресс, 1995.
- Смирнов А.А. Детские рисунки. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1980.
- Собкин B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание./УВопросы психологии, 1989, № 1, с. 24−32.
- Страунинг A.M. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону, 1991.
- Стреляпова Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук по психологии. М., 1984.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
- ФаусекЮ. Значение рисования в школе Монтессори: Пгр., 1923.101 .Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956.
- Флоренский Г. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. / Пер с нем. М., Наука, 1989.
- Фрейд А. Психология и механизмы защиты / Пер. с нем. М., 1991.
- Эфрусси П. С. Мир восприятий и мышления ребенка. Очерки по психологии ребенка школьного возраста. М., 1928.
- РотенбергB.C. Здоровье. Развитие. Личность. -М.: Медицина, 1990.
- O.Dale, Slan. Fantasies can set you free. NY, 1980.111 .Dialectics, communication and exercies for creativity I I Thomson Timothy № 11.
- Jowan I.C. The production of creativity the rough right hemisphere imagery.- F. creative behave. Buffalo. 11.9, 1979, № 1, c. 179−190.
- Zallandini Maria Anna. Symbolic prototypes in children’s drawings of schools. Creative Behave 1991.- 25, № 1.- c. 43−51.