Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психофизиологические корреляты успешности обучения студентов в вузах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функциональная подвижность нервной системы определяет способность к быстрой смене возбуждения торможением или наоборот. Этот показатель имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности, определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что является одним из основных факторов… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Факторы, определяющие успешность обучения студентов в вузах
    • 1. 2. Структура мотивационной сферы личности как основа формирования системы выполнения деятельности
    • 1. 3. Особенности адаптации студентов к обучению в современном вузе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация, структура и объем исследования
    • 2. 2. Методики исследования
      • 2. 2. 1. Методики оценки познавательных психических процессов
      • 2. 2. 2. Методики оценки состояния центральной нервной системы
      • 2. 2. 3. Методики оценки индивидуальных психических особенностей
      • 2. 2. 4. Невербальные методики психодиагностики
      • 2. 2. 5. Методики оценки физиологического уровня функционального состояния организма
      • 2. 2. 6. Экспертная оценка уровня профессиональной подготовленности
      • 2. 2. 7. Методы статистической обработки результатов
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Оценка влияния когнитивной подвижности на успешность обучения
      • 3. 1. 1. Структура теста «Когнитивная подвижность»
      • 3. 1. 2. Разработка критериев оценки показателей теста
      • 3. 1. 3. Оценка надежности и валидности теста
      • 3. 1. 4. Резюме
    • 3. 2. Оценка успешности обучения в зависимости от мотивационных характеристик личности и эмоционально-оценочного отношения к обучению
      • 3. 2. 1. Оценка успешности обучения в зависимости от мотивационных характеристик личности
        • 3. 2. 1. 1. Общая характеристика методики «Семантический дифференциал»
        • 3. 2. 1. 2. Методика проведения исследования
        • 3. 2. 1. 3. Результаты исследования
      • 3. 2. 2. Успешность обучения в зависимости от эмоционально-оценочного отношения к обучению
        • 3. 2. 2. 1. Определение эмоционально-оценочного отношения
        • 3. 2. 2. 2. Резюме
    • 3. 3. Динамика показателей функционального состояния организма студентов в годовом цикле обучения
      • 3. 2. 1. Динамика энергетических компонентов функционального состояния
      • 3. 2. 2. Динамика информационных, активационных и эффекторных компонентов функционального состояния организма
      • 3. 2. 3. Динамика эмоционально-аффективных компонентов функционального состояния организма
      • 3. 2. 4. Динамика показателей температурно-болевой чувствительности
      • 3. 2. 5. Резюме

Психофизиологические корреляты успешности обучения студентов в вузах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Результаты демографических, социологических и психофизиологических исследований последних лет убедительно свидетельствуют о существенном нарастании негативных тенденций в социальных и индивидуально-психологических характеристиках, а также ухудшениисостояния здоровья молодого поколения нашей страны. Так, на «младших» курсах обучения до 30% студентов ВУЗовиспытывают серьезные затруднения в процессе адаптации к учебной деятельности в высшей школе, приводящие к снижению успеваемости, различным функциональным расстройствам и заболеваниям и, в конечном итоге, к отчислению. Значительный вклад в изменение функционального состояния обучаемых вносят постоянно увеличивающиеся информационные нагрузки и необходимость работы в свободное от учебы время (и не только) для обеспечения своего более приемлемого материального положения.

Учебный процесс в любом высшем образовательном учреждении ставит перед его организаторами две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, важно, чтобы обучающиеся на высоком уровне освоили весь материал, предусмотренный учебными планами и программами, стали успешными высококлассными специалистамис другой стороны, необходимо, в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности максимально сохранить и приумножить здоровье обучающихся, продлить их профессиональное долголетие (Боченков A.A., Чермянин C.B., Булыко В. И., 1994; Сысоев В. Н., 1999, 2003).

В процессе обучения в высшем образовательном учреждении на студентов действует комплекс различных факторов учебного процесса -«внешние детерминанты» адаптации. Для осуществления успешной учебной деятельности студент должен приспособиться к воздействию этого сложного комплекса условий и факторов, используя имеющиеся у него физиологические, психологические и социальные резервы — «внутренние детерминанты» адаптации (Медведев В.И., 2003).

7 -.

В результате проведенных исследований психологических особенностей студентов, было выявлено, что" наиболее успевающими являютсялица с преобладанием демонстративных черт, что объясняется доминированием! у них социальной мотивации^ к обучению-, стремлением? завоевать авторитет среди товарищейТак студенты, отнесенные к «слабому» и истероидному типам: показывают, снижение успеваемости по основным предметамк концу учебного1 года, что свидетельствует об. их большей утомляемости в процессе осуществленияучебнойдеятельности в. отличие от «сильного» типа Иейсахов Н^М1., 1977; Терещенко-А.Г., 1986; ЯницкийМ: С. 1997, 1998). В работах посвященных оценке влияния^ акцентуаций характера на процесс адаптации было определено, что акцентуированные личности не обнаруживают нарушений, психической адаптации, т.к. личностные черты, определяющие* их поведение, способствуют психической адаптации и практически не влияют на успешность обучения^ так как они' отвечают требованиям среды (Березин Ф.Б., 1988, 1994).

В ходе ряда исследований, посвященных изучению влияния внутренних психофизиологических факторов, было установленочто индивидуальные: особенности уровня-развития: познавательных психических процессов студентов в значительной степени определяют их адаптивность к обучению в ВУЗе, являясь одновременно и-фоном, И" фактором успешности этого процесса (Рабинович П. Д., Нуждина М. П. 1987; Березин Ф. Б., 1988,1994; Леонтьев В. Г, 1992).

Недостаточно изученным вопросом остается зависимость между успешностью обучения и оперативной надежностью человека, т. е. способностью устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры в течение заданных промежутков времени и при различных сложных условиях обстановки. (Небылицын В.Д., 1976) — Такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы и в первую очередь — от силы процесса возбужденияи функциональной подвижности нервных процессов.

Функциональная подвижность нервной системы определяет способность к быстрой смене возбуждения торможением или наоборот. Этот показатель имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности, определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной обработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения, что является одним из основных факторов успешности практически любой" деятельности. Функциональная подвижность нервной системы может быть тесно связана6 с когнитивной ригидностью, то есть способностью быстро или медленно реагировать на изменение условий, заданий и ситуаций. Для измерения этого свойства (гибкость/ригидность когнитивного контроля) в 1935 году Струп разработал тест интерференции'(переключаемости) (Weiss Е., 1989; Фрумкин A.A., 2004). Показатели теста указывают на степень выраженности нарушений умственной работы из-за влияния посторонних раздражителей, степени когнитивной стрессоустойчивости. Поэтому весьма актуальным представляется разработка показателя, характеризующего как функциональную подвижность нервной системы, так и когнитивную переключаемость личности. Такой показатель может явиться одной? из основных психофизиологических детерминант, определяющих успешность обучения в высшем учебном заведении.

Однако, даже при наличии хороших объективных предпосылок для успешного обучения в ВУЗе, достижение хороших результатов невозможно без субъективного стремления к этому. В связи с этим, абсолютно необходимым является учет структуры мотивационной сферы личности и, в частности, выраженности мотива на достижение успеха в профессиональной деятельности (Сысоев В.Н., 1999, 2002). Именно мотивация, определяемая как «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для ее выполнения» (Симонов П.В., 1986) определяет — достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или отказаться от нее. Обусловленность мотивации биологическими потребностями подчеркивает связь этого психического явления с морфо-физиологическим уровнем функционального состояния. Поэтому, с нашей точки зрения, в основу прогноза успешности обучения следует положить исследование мотивационной', сферы личности, в частности мотива на достижение успеха в профессиональной подготовке как основного фактора, определяющего возможность формирования системы реализации деятельности.

Цель: совершенствование научно-методического обеспечения психофизиологического сопровождения учебного процесса в высших учебных заведениях на основе прогнозирования успешности обучения по показателям когнитивной подвижности и характеристик мотивационной сферы личности студентов.

Задачи исследования:

1. Разработать методику оценки когнитивной подвижности и оценить взаимосвязь этого показателя с сенсомоторными и нейродинамическими параметрами психофизиологического уровня функционального состояния организма, а так же с величиной когнитивной интерференции личности.

2. Оценить влияние когнитивной подвижности, студентов на их успеваемость, определить возможность прогноза успешности обучения по этому показателю.

3. Оценить влияние направленности на достижение успеха в учебе и концентрации этого фактора в субъективном семантическом пространстве на успеваемость студентов и возможность прогноза успешности обучения по этим мотивационным феноменам.

4. Определить взаимосвязь между успеваемостью студентов и невербально выявляемым эмоционально-оценочным отношением к обучению.

5. В зависимости от величин показателя когнитивной подвижности и выявленных различий в мотивационной сфере выделить две полярные группы студентов и провести сравнительную характеристику успеваемости и динамики показателей функционального состояния организма студентов, выделенных групп в годовом цикле обучения.

Научная новизна исследования. Доказано, что показатели разработанного теста- «Когнитивна» подвижность" характеризуют как сенсомоторные и нейродинамические показателифизиологического, уровня функционального состоянияорганизма, так и величину когнитивной интерференции личности. Выявлено, что: высокая когнитивная подвижность, указывая на хорошую способность выполнят когнитивные операции, несмотря на влияние посторонних раздражителей^, способствует, более успешному обучению студентов в вузе.

Показано, что существует устойчивая, зависимость успешности обучения студентов в вузе от характеристик мотивационной сферы личности, при этом, чем более выражена направленность на достижение успеха в профессиональной подготовке и показателя сконцентрированности этого фактора в субъективном семантическом пространстве, тем выше успешность обучения.

Определено, что успешность обученияв вузе существенно зависит от невербально" выявляемого эмоционально-оценочного отношения к нему, более выраженная эмоциональная 'значимостьцелидеятельности способствует формированию более адекватного системного ответа организма.

Практическая значимость работы. Разработана и апробирована методика оценки когнитивной подвижности. Для проведения психофизиологической экспертизы в начале процесса обучения предложена регрессионная модель прогноза успешности обучения с использованием показателей когнитивной подвижности и общего интеллектуального развития. Предложенный в исследовании вариант использования методики «Семантический дифференциал» позволяет количественно оценивать профессиональную направленность личности и может использоваться, для прогнозирования успешности обучения студентов в ВУЗе.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Когнитивная подвижность характеризует сенсомоторные и нейродинамические показатели физиологического уровня функционального состояния организма, а так же величину когнитивной интерференции личности как характеристики его психологического уровня.

2. Высокий уровень когнитивной подвижности является одним из факторов, обусловливающим успешность обучения в вузе.

3. Успешность обучения зависит от направленности на достижение успеха в профессиональной подготовке и концентрации этого фактора в субъективном семантическом пространстве и связна с невербально выявляемым эмоционально-оценочным отношением к учебе.

Апробация работы. Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на: Всероссийской научной конференции «Психофизиология профессионального здоровья человека», посвященной 10-летию образования кафедры военной психофизиологии ВМедА (ноябрь 2007 г.), заседании Санкт-Петербургского общества физиологов, биохимиков и фармакологов им. И. М. Сеченова (февраль 2010 г.) — IX Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы клиники, диагностики и лечения больных в многопрофильном лечебном учреждении (апрель 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология: итоги, проблемы, перспективы» (май 2010 г.).

120 ВЫВОДЫ.

1. Показатели разработанного теста «Когнитивная подвижность» наиболее тесно коррелируют с сенсомоторными и нейродинамическими параметрами психофизиологического уровня функционального состояния организма, а так же с величиной когнитивной переключаемости личности, характеризующей степень нарушений когнитивной деятельности из-за смешивания новых и старых, ранее приобретенных ассоциативных связей.

2. Показатели теста «Когнитивная подвижность» могут быть использованы для прогнозирования успешности обучения, указывать на степень выраженности нарушений умственной работы из-за влияния посторонних раздражителей, свидетельствовать о степени когнитивной стрессоустойчивости. Высокая когнитивная подвижность указывает на хорошую способность выполнять когнитивные операции, несмотря на влияние посторонних раздражителей, что подтверждается значительно лучшей успеваемостью студентов с высоким уровнем этого показателя.

3. Существует устойчивая зависимость успешности обучения студентов в ВУЗе от характеристик мотивационной сферы личности. Чем более выражена направленность на достижение успеха в профессиональной подготовке и показателя сконцентрированности этого фактора в субъективном семантическом пространстве, тем выше успешность обучения.

4. Успешность обучения в ВУЗе существенно зависит от невербально выявляемого эмоционально-оценочного отношения к нему. Лица с положительным эмоциональным отношением к обучению характеризуются большей концентричностью, более сбалансированы по личностным свойствам, при этом они отличаются более выраженным влиянием парасимпатического отдела нервной системы и меньшей величиной ситуационной тревоги. Это указывает на то, что более выраженная эмоциональная значимость цели деятельности способствует формированию более адекватного системного ответа организма.

5. Характер динамики энергетических, информационных, активационных и эффекторных компонентов функционального состояния организма, показателей эмоционально-аффективной сферы личности студентов позволяет определить у большинства обследуемых начало развития' состояния психоэмоциональной напряженности к 8−10 месяцу в годовом цикле обучения.

6. У студентов с низкими показателями когнитивной подвижности, направленности на достижение успеха в профессиональной подготовке и показателя сконцентрированности этого фактора в субъективном семантическом пространстве выявлено более выраженное напряжение регуляторных механизмов, что может свидетельствовать о более высокой психофизиологической цене обучения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Разработанная регрессионная модель прогноза успешности обучения с использованием показателей теста «Когнитивная подвижность» и общего интеллектуального развития может быть рекомендована для проведения мероприятий психофизиологической экспертизы в самом начале процесса обучения. Модель имеет следующий вид:

ПРусп. = 4,14 + 0,08 БШир — 0,02 8Шкп2 — 0,02 8ШкпЗ.

2. Предложенный вариант использования методики «Семантический дифференциал» позволяет количественно оценивать профессиональную направленность личности и может использоваться для прогнозирования успешности обучения студентов в ВУЗе. Для этого целесообразно использование следующей математической модели:

Усп = 4,33нду- 0,042 кнду -0,43.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Физиологические механизмы работоспособности/ В. С. Аверьянов, К. Г. Капустин, О. В. Виноградова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 62 — 83.
  2. , С.А. Прикладная статистика : Классификация и снижение размерности/ С. А. Айвазян, В. М. Буштабер, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 1989. — 607 с.
  3. , Б.Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-339 с.
  4. , A.A. Гигиеническое обоснование экспресс-метода электропунктурной диагностики функционального состояния юных спортсменов/ А.А.Андреев// Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.б.н. М.- 1989.-21с.
  5. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы/ П. К. Анохин // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. — С. 5−61.
  6. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности/ П. К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1979. — 454 с.
  7. , Г. А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов/ Г. А. Аминев, А.Р. Кудашов// Вопр. психол. 1990.-N.6.- С.145−146.
  8. , Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А.Андреева// Человек и общество.- М .- 1973 .-Вып. XI-II.- С. 25−27.
  9. , В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации/ В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности -Иркутск, 1986.-С.3−17.
  10. Ю.Афифи, А. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ: Пер. с англ. / А. Афифи, С.Эйзен. М.: Мир, 1982. — 488 с.
  11. П.Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии/ P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  12. , A.M. Боль как биологический индикатор экологических нарушений/ А. М. Бакман.-В кн.: Биологическая индикация и антропоэкология. Л.: Наука, 1984, — С.163−166.
  13. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф. Б. Березин. Л.:Наука, 1988. — 270 с.
  14. Н.Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая интеграция/ Ф. Б. Березин // Бессознательное Новочеркасск, 1994. — Т.1. — С. 187−200.
  15. , Г. Ф. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов/ Г. Ф.Беренштейн// Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 11−12. — С. 29−30.
  16. , Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека/ Н. П. Бехтерева. Л.: Наука, 1971. — 199 с.
  17. , A.A. Актуальные проблемы современной психологии/ А. А. Бодалев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 245 с.
  18. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека : Характеристики и условия достижения/ А. А. Бодалев. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  19. , A.A. Личность и общение / Междунар. пед. акад. 2-е изд., перераб// А. А. Бодалев. — М. — 1995. — 326 с.
  20. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. , A.A. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военныхспециалистов/ А. А. Боченков, С. В. Чермянин, В. И. Булыко // Воен.-мед. жури. 1994. — № 11. — С. 41−46.
  22. Брагин, Е.О.: Нейрохимические механизмы регуляции болевой чувствительности/ Е. О. Брагин. М.: Изд. Унив. дружбы народов, 1991.-248с.j
  23. Василенко, A.M.: Пороги болевой чувствительности как показатели адаптации здорового человека/ А.М.Василенко// Мат. IV Всес. Съезда патофизиологов, т.1, С. 75, Кишинев-Москва, 1989, С 58−59.
  24. Василенко, A.M.: Боль и иммунитет: взаимосвязь ноцицептивного иIиммунного ответов/ А. М. Василенко // Мат. 1-ой конф. Российской Ассоциации по изучению боли. «Патофизиология боли».- 1993.- М.-102.
  25. , В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций /Психология эмоций// В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 3 -28.
  26. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека/
  27. В.К.Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с. г
  28. Данилова, Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний/ Н. Н. Данилова.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 192с.
  29. Генкин, А. А. Прогнозирование психофизиологических состояний/ А. АГенкин, В. И. Медведев Л.: Наука, 1973. — 143 с.
  30. , Ж. Что такое психология.: Пер. с франц./ Ж. Годфруа.-М., 1992.- Т. 1,2 376 с.
  31. Дегтярев, В .П. Зависимость результативности этапной целенаправленной деятельности человека от характера межмотивационных взаимодействий/ В. П. Дегтярев // Психофизиологические аспекты целенапраленной деятельности человека. Мат. конф. М. 1992.- С.45−49.
  32. , Н. Прикладной регрессионный анализ : Пер. с англ. 2-е изд., перераб. и доп./ Н. Драйпер, Г. Смит — М.: Финансы и статистика, 1987. -357 с.
  33. , В.Т. Нервные механизмы болевой чувствительности Российский/ В. Т. Ивашкин, Ю. О. Шульпекова //Журнал гастроэнтерологии, гепатологии.- 2002.- № 4.- Т. 12.- С.16−20.
  34. , Е.П. Мотивы человека : Теория и методы изучения/ Е. П. Ильин. Киев: Наукова думка, 1998.- 138 с.
  35. , В.П., Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения/ В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева Л.: Медицина, 1980. — 207 с.
  36. , В.Л. Тестирование в спортивной медицине/ В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И: А.Гудков. М.: Физкультура и спорт, 1988. -206 с.
  37. , Н.Д. Профилактика дезадаптации и суицидального поведения у обучающейся молодежи/ Н. Д. Кибрик, В. В. Кушнарев. М.: Изд. МГУ, 1988.-21 с.
  38. Ким, Д. О. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Д. О. Ким, Ч. У. Мюллер, У. Р. Клекка и др М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.
  39. , В.И. К проблеме мотивов / Психологический журнал//В.И.Ковалев. 1981. — Т.2, № 1. — С. 29 — 44.
  40. , В.И. Мотивы поведения и деятельности/ Ковалев В. И. М.: Наука, 1988.-201 с.
  41. , В.И. Методики военного профессионального психологического отбора. Методическое пособие/ В. И. Лазуткин, В. А. Жильцов, Н. П. Зараковский и др.- М.:Военное издательство, 2005.528 с.
  42. , Г. Ф. Биометрия. 4-е изд., перераб. и доп./ Г. Ф. Лакин. — М.: Высш. шк., 1990. — 352 с.
  43. Леонова, А. Б. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности/ А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1981.- 109 с.
  44. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека/ А. Б. Леонова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  45. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 303 с.
  46. , В.Г. Психологические механизмы мотивации/ В. Г. Леонтьев. -Новосибирск: Наука, 1992. 216 с.
  47. , А.Н. Математические методы планирования многофакторных медико-биологических экспериментов/
  48. A.Н.Лисенков. М.: Медицина, 1979. — 343 с.
  49. В.Л., Блудов Ю. Н., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 189 с.
  50. , В.И. Теоретические проблемы физиологии труда/
  51. B.И.Медведев // Физиология человека. 1975. — Т.1<, № 1. — С. 27 — 35.
  52. , В.И. Психолого-физиологическое содержание деятельности оператора/ В. И. Медведев // Инженерная психология. М.: Наука, 1977. -С. 101−108.
  53. , В.И. Эмоциональные состояния/ Физиология трудовой деятельности// В. И. Медведев. СПб.: Наука, 1993. — С. 161 — 208.
  54. Медведев, В. И Функциональные состояния человека/ В. И. Медведев // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 25 — 61.
  55. , В.И. Адаптация человека / В. И. Медведев.- Спб.: Изд. Инст. мозгачеловека, 2003.- 584с.
  56. , В.Г. Теория и практика термопунктурной канальной диагностики и лечения / В. Г. Мужиков. СПб., 2000. — 272 с.
  57. , В.Н. Психология отношений/ В. Н. Мясищев. М.: Ин-т практ. психологии, 1998. — 363 с.
  58. , Н.И. Психическая напряженность/ Н. И. Наенко. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.
  59. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека/ В. Д. Небылицын. -М.: Просвещение, 1966. 382 с.
  60. , В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий/ В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  61. , B.C. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов/ В. С. Новиков, А. А. Боченков, А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. -СПб.: Изд. ВМедА, 1997. 255 с.
  62. , B.C. Теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих/ B.C. Новиков, A.A. Боченков. СПб.: ВМедА, 1997. — 187 с.
  63. , Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977.- 261 с.
  64. , K.K. Вопросы психологии труда/ К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 264 с.
  65. , К.К. Психология/ К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высш. шк., 1977. — 256 с.
  66. , H.A. Математические методы в биологии/ Н. А. Плохинский. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 265 с.
  67. По дольский, А. И. Исследование учебной деятельности студентов/А.И.Подольский//Вопр.психол. 1990.- N 5.- С. 176−177.
  68. , В.А. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности/ В. А. Пономаренко, А. Н. Разумов. М., Б. и., 1997. — 150 с.
  69. Рабинович, П. Д. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей/ П. Д. Рабинович, М. П. Нуждина // Вопр.психол., 1987. N6.- С. 112−115.
  70. , А.Н., Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины)/ А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. В. Пискунов. М.: Медицина, 1996. — 414 с.
  71. , A.C. Применение импульсного инфракрасного излучения у больных с синдромом слабости синусового узла / A.C. Реуков // Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб, 2003 — 24 с.
  72. , C.JI. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 423 с.
  73. , П.Е. Из жизни первокурсника/ П.Е.Рыженков// Самоорганизация студентов первого курса: Новосибирск, 1990. С. 5
  74. , П.В. Высшая нервная деятельность: Мотивационно-эмоциональные аспекты/П.В.Симонов. -М.: Наука, 1975. 176 с.
  75. , И.З., Акупунктурная энциклопедия // И. З. Самосюк, В. П. Лысенюк. М., 1997. — 464 с.
  76. , П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии/ П. В. Симонов. М.: Наука, 1987. — 269 с.
  77. , К.В. Общая физиология функциональных систем организма/ К. В. Судаков // Основы физиологии функциональных систем. М.: Б.и., 1983.-С. 6−30.
  78. , Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии / Д. М. Табеева. -М., Медицина, 1980.- С. 231.
  79. , А.Г. Изменения особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности/ А. Г. Терещенко // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности.-Иркутск, 1986. С. 89−103.
  80. , Д.Н. Психологические исследования/ Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-451 с.
  81. , В.Ю. Статистический анализ в биологических и медицинских исследованиях./ В. Ю. Урбах. М.: Медицина, 1975. — 295 с.
  82. Физиологическая оценка функционального напряжения организма на производстве. М.: Б.и., 1990. — 12 с.
  83. , M.B. Состояние и его основные переменные/ М. В. Фролов // Методика и техника психофизиологических исследований операторской деятельности. М.: Наука, 1984. — С. 53−58.
  84. , A.A. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности/ А. А. Фрумкин. СПб.: Изд-во «Речь», 2004.-348с.
  85. , X. Мотивация и деятельность : Пер. с нем./Х.Хекхаузен -М.: Педагогика, 1986. Т.1.- 407 с.
  86. , В.Н. Рефлексотерапия в клинической анестезиологии / В. Н. Цыбулек. М., Медицина, 1985. — С. 139.
  87. , В.Д. Деятельность и способности/ В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994.-317 с.
  88. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/В.Д.Шадриков. -М.: Наука, 1982. 184 с.
  89. А.И. Инженерно-психологическое исследование работы человека с тестом : Дисс. канд. психол. наук. Л. — 1982. — 208 л.
  90. , В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции / Социологические исследования//В.А.Дцов. -1983.-№ 3.-С. 50−62.
  91. , Г. М., Функциональные методы исследования в военных лечебных учреждениях/ Г. М. Яковлев, А. О. Нестеренко, О. В. Виноградский. М.: Воениздат, 1992. — 272 с.
  92. , М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе/ М. С. Яницкий // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. С. 60−68.
  93. , М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе/ М. С. Яницкий // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58−67.
  94. Adler, A. Understanding human nature/ A. Adler. N. Y.: Greenberg, 1927. — 286 p.
  95. Adler, W.F.: Pain Perception Threshold in Major Depression/W.F. Adler // Biol Psychiatry 1993. — № 34, — P. 687−689.
  96. Aitken, R.C. Measurement of feelings using visual analogue scales./ Proc. Roy. Soc. Med.// R.C. Aitken. 1969. — № 62. — P. 989 — 993.
  97. Arnold, M.B. The human person./ M.B.Arnold, J.AJassov. N.Y., 1954.-368 p.
  98. Atkinson J.W., Birch D. An introduction to motivation/ J.W.Atkinson, D.Birch. N.Y., 1978. — 423 p.
  99. Barton, K. Changers in psychological state measures and time of day/ Psychol. Rep// K. Barton, R.B. Cattell. 1974. — № 35. — P. 219 — 222.
  100. Biersdorff, K.K.: Incidence of significantly altered pain experience among individuals with developmental disabilities/ K.K. Biersdorff // Am. -J. Ment — Retard — 1994. — Vol. 98(5). — P. 619−631.
  101. Bond, A.J. The use of analog scales in rating subjective feelings / Br. J. Med. Psychol.// A.J.Bond, M.H.Lader.- 1974. № 47. — P. 211 — 218.
  102. Bush, L.E. Individual differences in multidimentional scaling of adjectives denotinq feelings/ J. Pers. Soc. Psychol.// L.E. Bush 1973. -№ 25.-P. 50−57.
  103. Bush, L.E. Motivation and the neural and neurohumoral factors in regulation of behaviou./ L.E. Bush. Budapest: Akad. Kiado, 1982. — 332 p.
  104. Bucher, G.C. The principles of Motivation and how to apply them / Res. Manag.// G.C.Bucher, R.C.Gray.- Vol.14, № 3. 1971. — P. 12 — 32.
  105. Casey, K.L., Afferent modulation of warmth sensation and heat pain in then human hand / K.L.Casey, M. Zumberg, H. Hesler, T.J. Morrow r // Somatosens-Mot-Res. 1993.- 10(3).- 327−337.
  106. Cattell, R.B. Motivation and dynamic structure/ R.B.Cattell, D.Child. London: Holt, 1975. — 287 p.
  107. Ceci, SJ. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Stratetic time-monitoring, prospective memory and context/ S.J. Ceci., U. Bronfenbrenner. N. Y.: Child Development, 1985. — Vol. 56. — P. 175−190.
  108. Croze, S.: Chabges in burning pain threshold induced by acupuncture in man/ S. Croze, C. Antonietti, R. Duclaux // Brain Res. 1976. — № 104. -P. 335−340.
  109. Dubner R.: Hyperalgesia and expanded receptive fields // Pain. 1992. -Vol. 48.-P. 3−4.
  110. Ekblom, A.: Thermal sensitivity is not changed by acute pain of afferent stimulation/ A. Ekblom, P. Hansson// J. Neurol Neurosurg Psychiat. 1987. — Vol. 50. — P. 1216−1220.
  111. Eysenck, H.J. Personality genetics and behavior/ H.J. Eysenck. -N.Y.: Praeger, 1982. 340 p.
  112. Fleishman E.A. Some new frontiers in personnel research // J. Pers. Soc. Psychol. 1988. — Vol. 41, № 4. — P. 679−701.
  113. Gebhart, G.F.: Visceral nociception: consequences, modulation and the future / G.F. Gebhart // European Journal of Anesthesiology. 1995. -Vol. 12.- P. 24−27
  114. Gomersall, E.R. Current and future factores affecting the motivation of scientists, engineers and technicians / Research Management// E.R.Gomersall. 1971. — Vol.14, № 3. — P. 43 — 50.
  115. Horn, J.L.The dynamic calculus model for motivation and its use in understanding the individual case/ New approaches to personality classification/ J.L.Horn, A.B.Sweney. N. Y. — 1970. — P. 55 — 97.
  116. Janig, W.: The sympathetic nervous system in pain/ W. Janig // European Journal of Anesthesiology. 1995. — Vol. 12.- P. 53−60.
  117. Jassov, J.A. Motivation, emotion and personality/ J.A.Jassov J.A. -Amsterdam etc.: North-Holland, 1985. 357 p.
  118. Kelly, G.A. A theory of personality: The psychology of personal constructs/ G.A.Kelly. N.Y.: Norton, 1963.-190 p.
  119. Koch, W.R. Computerised adaptive measurement of attitudes / Meas. Eval. Counsel. Develop.// W.R.Koch, B.G.Dodd, S.J.Fitzpatriek. 1990. — Vol.23, № 1. — P. 20 — 30.
  120. Lader, M.H. Motivation, emotion and goal direction in neural networks/ M.H. Lader. Hills-dale etc.: Lawrence Ezlbaum, 1992. — 447 p.
  121. Lasaurus, R.S. Emotion as coping process / The nature of emotion// R.S. Lasaurus. Baltimore, 1968. — 321 p.
  122. Likert, R. The human organisation: Its management and value/ RLikert. N.Y. etc.: McGraw Hill, 1967. — 258 p.
  123. List, T. Reliability and validity of a pressure threshold meter in recordind tenderness in the masseter muscle and the anterior temporalis muscle/T. List, M. Helkimo, G. Falk // J. Craniomand. Pract. 1989. — Vol. 7. — № 3. — P. 223 229.
  124. Martin, I. Techniques in psychophysiology/I. Martin, P.H.Venables. -Chichester: Wiley, 1980. 699 p.
  125. Maslow, A.H. Toward a psychology of being/ A.H.Maslow. N.Y. etc.: Vorn Norstrand, 1968. — 240 p.
  126. Merskey, H. Classification of chronic Pain/ H. Merskey, N. Bogduk I I Second Edition. IASP Press Seattle. — 1994. — 222p.
  127. Hardy, J.D. Pricking pain threshold in different body areas/ J.D. Hardy, H.G. Wolff, Goodell // Proc Soc Exp Biob Med. 1952. — Vol. 80. — P. 425 427.
  128. Horn, J.L. Organisation of abilities and this development of intelligence/ J.L. Horn // Psychol. Rev. 1968. — Vol. 75. — P. 242−259.
  129. Ruckmick, C.A. The systematic position of emotion / Psychol. Rev.// C.A. Ruckmick. 1936. — № 43. — P. 417 — 426.
  130. Schachter, S Emotion, obesity and crime/ S.Schachter. N.Y. — 1971. — 356 P
  131. Snider J.I., Osgood C. Semantic differential technique/ J.I.Snider, C.Osgood. Chicago: Aldine, 1969. — 681 p.
  132. Treede, R.-D. Modern concepts of pain and hyperalgesia: beyond the polymodal C-nociceptors/ R.-D. Treede., W. Magerl // News Physiol. Sci.-1995.-Y. 10.-P.216−228.
  133. Weiss, E. Psychologische Leistungtests in der Neurologie und Psychiatrie/ E. Weiss // Beitrage zur klinische Neurologie und Psychiatrie. Bd.54. -Leipzig, 1989, S.201−219.
  134. Wellford, A.T. Stress and performance/ A.T.Welford // Ergonomics. -1973.-Vol. 16.-P. 567−571.
  135. Witkin, H.A. Psychological differentiation: Studies of development/ H.A. Witkin. N.Y.: Wiley, 1973. — 418 p.
  136. Young, P.T. Motivation and emotion/ P.T. Young. N.Y. — 1961. — 420 p.
  137. Zimmermann, M.: Neuro und Psychophysiologic des Schmerzes bei Kindern/ M. Zimmermann // Schmerz. 1989. — Vol. 3. — № 2. — P. 73−79.
Заполнить форму текущей работой