Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на философские основания, психолого-педагогические позиции, историческим подходом, критическим анализом подготовки сельскохозяйственных рабочих, фермеров в сельских профессиональных лицеяхмноголетней организационной и научной деятельностью соискателя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Развитие методики производственного обучения в профессиональной школе России
    • 1. 2. Реформирование системы профессионального образования в современных условиях
    • 1. 3. Проблема исследования методики производственного обучения в сельском профессиональном лицеев в современных условиях
    • 1. 4. Развитие теории функций управления и методики их реализации в системе сельских технических лицеев начального профессионального образования по реализации производственного обучения
    • 1. 5. Научно-методические исследования проблем теории и методики управления в современных лицеях начальной профессиональной подготовки и их возможная трансформация в методику производственного обучения
    • 1. 6. Проблема профессиональной компетентности руководителей в управлении инженерно-педагогическими коллективами и пути ее решения в научных исследованиях
  • Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
    • 2. 1. Научные обоснования проектирования методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее
    • 2. 2. Концепция формирования модели содержания производственного обучения в подготовке высококвалифицированных рабочих и фермеров
    • 2. 3. Роль и место учебного курса «Производственное обучение» в системе межпредметных связей при рабочих сельскохозяйственных специальностей в сельском профессиональном лицее
    • 2. 4. Основное содержание производственного обучения в сельских лицеях
    • 2. 5. Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее
    • 2. 6. Контроль качества производственного обучения и профессиональной подготовки в системе сельского профессионального лицея

Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в России формируются новые типы учебных заведений: лицеи, гимназии, профессиональные лицеи и колледжи. Их становление и первоначальное развитое идет, во многом, эмпирически, основываясь на небольшом временном опыте функционирования этих образовательных учреждений. ' Актуальность нашего исследования определена реформированием российской системы общего и профессионального образования, в том числе и сельских профессиональных лицеев. В условиях нестабильности социально-экономических отношений в стране и перехода ее экономики к рыночному типу система народного образования переживает кризисную ситуацию. Реализация требований современной жизни поставила перед начальной профессиональной школой, в том числе и сельской, принципиально новую общепедагогическую задачу — целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному овладению профессиональными рабочими специальностями, включая сюда и сельскохозяйственные.

Развитие сельского профессионального лицейского образования, с одной стороны, обусловлено социально-экономическими изменениями в обществе, нарастанием кризисных ситуаций среди молодого поколения России. В то же время неспособность значительного числа выпускников массовых общеобразовательных школ адаптироваться к новым условиях жизни и труда в нестабильном обществе стала одной из наиболее острых социальных проблем современности. Существующая опасность потери молодого поколения российским государством, снижения уровня его образованности, усиление его оттока в криминогенную среду вызывает необходимость приоритетного решения проблем среднего профессионального образования, отказа от традиционных стереотипов обучения и градации образовательных учреждений. Для работы в сельском хозяйстве нужны сегодня грамотные, профессионально подготовленные рабочие, фермеры, которые реально способны возродить погибающее село.

Значимость настоящего исследования определяется также и тем, что с одной стороны, в соответствии с новой социокультурной ситуацией, сложившейся в нашей стране, повышаются требования к профессиональной подготовке рабочих сельскохозяйственных специальностей с общим средним образованием, а с другой стороны, в связи с падением престижа работы на селе, в сельском хозяйстве, связанной с трагическими для судеб нашей страны событиями, унизительным материальным положением крестьян, популярность работников сельского хозяйства заметно поубавилась в глазах подрастающего поколения.

В настоящее время исследователями в области профессионального образования и, в частности, учеными Федеральной академии профессионального образования, сотрудниками института развития профессионального образования МОПО РФ кардинально пересматривается традиционно сложившаяся парадигма в системе профессиональной подготовки сельских учащихся лицеев и училищ, готовящих рабочих сельскохозяйственного профиля, которая не может быть реально разрешена вне контекста экономических, социальных и психолого-педагогических проблем, с которыми очень жестко сталкивает жизнь подрастающее поколение, практически не готовое к решению столь трудных и неординарных задач.

Практика показывает целесообразность создания интегрированных по структуре и функциям типов образовательных учреждений, соединяющих общее и начальное профессиональное (или допрофессиональное) образование, обеспечивающих социализацию и вхождение в самостоятельную трудовую деятельность растущего человека под гарантированной защитой государственного образовательного учреждения, в том числе в сельской местности. Более того, профессиональные училища и лицеи для выпускников сельских школ оказываются зачастую единственными образовательными учреждениями, где юноши и девушки получают общее образование и соответствующую профессию.

С другой стороны, в современных условиях к 17−18 годам социальные установки у юношей и девушек формируются так, что многие из них трудно воспринимают обязательные для реальной жизни требования и ограничения. Этому способствует практическое отсутствие в общеобразовательных школах нормально функционирующего производственного обучения и, в его составе, общекулыурной подготовки и воспитания. Насыщение средств массовой информации легкими развлекательными передачами в ущерб материалам патриотической направленности не воспитывает стимулов к труду, извращает общекультурные принципы воспитания. У многих нет осознания личной ответственности за судьбу Отечества, и, естественно, родных сел и всей системы сельского хозяйства.

В этих условиях прием в сельские профессиональные лицеи и профессиональные училища после 9 класса в возрасте до 15−16 лет представляется целесообразным, отвечающим длительному опыту непрерывного профессионального образования сельской молодежи. Особенно это становится актуальным в современный период, когда требуется не просто развитие, а, по сути, возрождение села на принципах нового хозяйствования. Именно здесь требуются высокообразованные, профессионально и культурно подготовленные рабочие сельскохозяйственных профессий, в том числе фермеры.

Анализ достижений педагогической науки, результатов фундаментальных и прикладных исследований ученых позволили выявить различные подходы к решению общих проблем начального профессионального образования. Разработке теоретических основ профессионального образования посвятили свои работы Н. И. Атутов, С. Я. Батышев, В. А. Бернацкий, Л. Г. Бескровный, П. О. Бобровский, В. Н. Бондаренко, В. С. Олейников, А. М. Пырский, В. Я. Слепов, Ю. И. Тарский, В. И. Хальзов, Я. Я. Юрченко. * Проблемы стадийного непрерывного обучения в профессиональных учебных заведениях получили теоретическое обоснование в работах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, А. В. Головачева, И. Д. Клочкова, В. С. Леднева, В. А. Максимова, А. Е. Шильниковой, В. И. Щеголя. jf) Стержневым в решении вышеозначенных проблем в настоящее время является усиление профессиональной направленности обучения, необходимости организации преемственности в системе непрерывного образования, которая в последние годы разрабатывается довольно интенсивно:

— преемственность в системе непрерывного образования (Ю.А.Кустов, А. В. Красильников, М.В.Потоцкий);

— преемственность в содержании общего и профессионального образования молодежи (И.В.Берулава, В. С. Леднев, Н. К. Чапаев и др.);

— политехнических аспект и преемственность профессиональной ориентации учащихся в средней школе и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В.Ахметжанова, Г. А. Журавлева, И. В. Загорец, С.П.Чистякова).

Одной из сторон этой проблемы является взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (Н.Д.Александров, Е. П. Белозерцев, В. Гаймен,.

B.А.Сластенин) — содержание и технологам преподавания различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (С.Ф.Ариох, В. С. Безрукова, Т. И. Шамова и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально-педагогического образования (С.Я.Батышев,.

C.Каримбеков, Р. А. Низамов, Н. А. Пановникова, Н.К.Чапаев). Достаточно интенсивно эти проблемы разрабатываются представителями зарубежной науки (Р.Дейв — Франция, Ж. Генри — Бельгия, Д. Бок — США и др.).

Вместе с тем исследования в области профессионального образования учащихся сельских профессиональных лицеев в новых социально-экономических условиях до настоящего времени не проводились, в частности, ввиду их малого временного срока функционирования.

Следовательно, выбор темы настоящего исследования — «Методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее» — обусловлен объективными потребностями общества и всего сельскохозяйственного комплекса в подготовке специалистов высокой квалификации.

В новых социально-экономических условиях нарождающихся рыночных отношений основной целью производственного обучения молодежи является формирование у будущего рабочего, специалиста профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умения динамично реагировать на быстро меняющуюся социокультурную ситуацию и быть психологически готовым к многократной смене своей будущей специальности. К основной цели производственного обучения мы относим и общекультурную подготовку сельскохозяйственного рабочего, неразрывно связанную с его будущей производственной деятельностью.

Реализация на практике этих сложных требований связана с учетом имеющихся недостатков в системе профессиональной подготовки в сельских профессиональных училищ и лицеях:

— недостаточный объем предметов гуманитарного цикла, консерватизм учебных программ и методик, дефицит квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база;

— неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий;

— нереализованные возможности принципа многообразия в содержании, формах, организации, программах и методиках профессионально образовательной системы;

— воспитательного процесса, в разработке и внедрении образовательной модели воспитывающего обучения на основе традиционных ценностей русского искусства и культуры.

Вышеперечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий, среди которых определяющими являются следующие:

— необходимость разработки новой образовательной парадигмы профессиональной подготовки сельской молодежи и слабой методической обеспеченностью этого процесса;

— повышение требований к уровню подготовки лицеистов в сельских профессиональных лицеях и несоответствие содержания обучения запросам современных учреждений и организаций сельского хозяйства;

— в потребности построения модели системы профессионального образования лицеистов и сложностью реализации различных ее компонентов;

— в обязательности создания необходимых условий эффективного функционирования и развития системы профессионального образования лицеистов и трудностями социально-экономического и организационного плана при их реализации.

С учетом вышеизложенных недостатков и противоречий нами сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции, а также социально-экономические и психолого-педагогаческие условия эффективной профессиональной подготовки сельской молодежи в системе производственного обучения в сельском профессиональном лицее.

Цель исследования — определить теоретико-методические аспекты как основы моделирования комплексного подхода к разработке интегрированного курса основ производственного обучения, реализации и проверки разработанных педагогических технологий совершенствования и развития профессиональной подготовки лицеистов в сельском профессиональном лицее.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в сельском профессиональном лицее как комплексе, реализующий современное производственное обучение в профессиональной подготовке сельской молодежи.

Предметом исследования является теория и методика производственного обучения лицеистов в сельском профессиональном лицее.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность системы профессиональной подготовки лицеистов в производственном обучении будет существенно повышена, если процесс ее проектирования и реализации:

— осуществляется в логике непрерывного образовательного процесса в системе профессиональной направленности подготовки сельских специалистов;

— ориентирован на адаптацию и корректировку государственного стандарта образовательных дисциплин в условиях учреждения среднего (полного) общего образования и сельского профессионального лицея с максимальной реализацией производственного обучения;

— включает интегрированный курс основ производственного обучения, который учитывает как можно полнее межпредметные связи с профессиональным подготовительным сельским образованием и общеобразовательной подготовкой лицеистов;

— адекватен государственным образовательным стандартам соответствующей квалификации преподавателей и достигнутому базовому уровню знаний лицеистов, обеспечивается единством общеобразовательной предметно-специальной и культурологической составляющих содержания профессионального образования на основе интеграции знаний в куре производственного обучения;

— учитывает специфику и психолого-педагогические особенности обучения лицеистов в сельских профессиональных учебных заведениях, в частности, сельском профессиональном лицее.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике в системе начального профессионального образования и определить сущностные и специфические характеристики подготовки лицеистов сельского профессионального лицея.

2. Выявить социокультурные, экономические предпосылки и практический аспект необходимости развития сельского профессионального образования в России, а также структурно-функциональные компоненты содержания производственного обучения как основы начального профессионального образования, основ сельскохозяйственного производства и общеобразовательной подготовки лицеистов.

3. Разработать методические и концептуальные основы научного исследования, скорректировать модель системы профессиональной подготовки сельских лицеистов и разработать содержание интегрированного курса производственного обучения с учетом специфики сельского хозяйства.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной системы профессиональной подготовки лицеистов при изучении интегрированного курса производственного обучения.

Основанием разработки концепции усиления профессиональной направленности в содержании профессионального обучения лицеистов послужили наиболее актуальные следующие общепедагогические и общепсихологические теории, раскрывающие: роль и место учреждения среднего (полного) общего образования в системе профессиональной ориентации сельской молодежитеоретические основы построения системы трудового обучения учащейся молодеживоспитательные возможности различных видов трудовой деятельности, в процессе которых формируются отдельные нравственные и волевые черты характера, связанные с преодолением трудностейпрофориевггационные проблемы в аспекте их влияния на формирование жизненных планов молодежидеятельностно-личностный подход в образовательном процессе, требующий целостного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и практическую сферы в жизнедеятельности индивида и коллектива в учении, труде и общениисистемный подход к педагогическим явлениям.

Методологическую основу исследования составляют: общефилософский системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явленийконцепция личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к процессу обучениядиалектический метод познания процессов действительностифеномен преемственностиучение о развитии, определяющим движение от старого качественного состояния к новомутеория формирования содержания общего и профессионального образования, в том числе сельскохозяйственногоисторический подход к изучению педагогических явлений и процессовположение материалистической философии о природе и обществе как системном образованииположение о ведущей роли деятельности в формировании специалистао единстве теории и практики, соединение обучения с производительным трудом.

Методы исследования предполагали комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературыобобщение педагогического опытамоделированиеанализ и синтезабстрагированиепрогнозирование, методы индукции и дедукциианализ структур учебных планов, содержания программ, учебниковвключенное наблюдение за педагогическим процессом и явлениямиизучение продуктов деятельностиэкспертная оценка и самооценкаобобщение независимых характеристиканкетирование и интервьюированиепедагогический эксперимент, математические методы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился сельский профессиональный лицей № 61 г. Похвистнево Самарской области (сельскохозяйственные специальности), Сызранский высший профессиональный лицей, сельские профессиональные лицеи Самарской, Пензенской, Челябинской областей.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие около 400 учащихся, преподавателей и родителей, более 30 сельских специалистов.

Этапы исследования.

Исследование осуществлялось в течение шести лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1992;1994гг.) — пилотажно-поисковый: включение в научно-исследовательскую деятельность по разработке системы профессионального образования сельской молодежи, изучалась социально-экономическая, историческая, философская и психолого-педагогическая литература, что позволило наметить параметры исследованияизучалось состояние проблемы в существующей теории и практике, формировался категориальный аппарат исследования, проводилось анкетирование учащихся, их родителей и преподавателей в других учебных заведениях сельского типанакапливался эмпирический материал для использования его на следующем этапе научно-исследовательской работы.

Второй этап (1994;1997гг.) — теоретико-методологический: на основе накопленного эмпирического материала была построена условная прогностическая модель методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее, разрабатывались концепции усиления профессиональной направленности системы производственного обучениятеоретические основы интегративного подхода к содержанию профессиональной подготовки сельских лицеистовучебные программы, которые адаптировались и корригировались в сельском профессиональном лицееснимались запланированные элементы контрольного эксперимента, результаты которого находили свое отражение в соответствующих публикациях.

Третий 4 этап (1997;1998гг.) — экспериментально-результирующий, который характеризовался реализацией модели системы производственного обучения в сельском профессиональном лицеешла многоаспектная проверка выдвинутой гипотезы, в процессе которой апробировались пути и средства повышения эффективности разрабатываемой системы, а также решались задачи, поставленные перед научным исследованиемотрабатывался соответствующий понятийный аппаратобработка опытно-экспериментальных материалов и создание условий (социально-экономических, психолого-педагогических, методических, организационных и др.), обеспечивающих функционирование, развитие путей и средств, способствующих повышению эффективности подготовки сельского специалиста, внедрение положительных результатов в практическую деятельность педагогов, литературное оформление текста диссертации и проведение предварительной экспертизы.

Научная новизна исследования.

Результаты, полученные в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы представляют объективный итог совокупности реализованных идей на этапе построения модели системы производственного обучения в сельском профессиональном лицее, так и в различных моментах отработки педагогических технологий, реализации различных ее компонентов, обеспечивающих не только целостное профессиональное формирование нравственных, физических, морально-волевых, профессионально-личностных качеств будущего сельского специалиста, но и его высокопродуктивную практическую деятельность в будущей самостоятельной жизни на селе.

Теоретическая значимость исследования: сформулированы дидактические и воспитательные принципы, послужившие фундаментом в построении и реализации системы подготовки будущего сельского специалиста со средним сельскохозяйственным профессиональным образованиемпоставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема разработки содержания подготовки сельских лицеистов по производственному обучению в системе начального профессионального образования, впервые ставшая предметом специального педагогического исследованиятеоретически смоделирована и в ходе экспериментальной работы апробирована модель системы подготовки сельских лицеистов, интегрирующая предметное содержание основ производственного обучения, профессионального образования и общеобразовательных дисциплин, обеспечивающая высокий уровень начального профессионального образования в сельском профессиональном лицеевыявлены психолого-педагогические условия реализации экспериментальной системы содержания подготовки сельских лицеистов в рамках интегрированного курса основ производственного обучения в сельском профессиональном лицее.

Развиваемая в исследовании концепция вносит реальный вклад в разработку методологии, теории и технологии непрерывного начального профессионального образования.

Практическая значимость исследования.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы вооружают средствами научного обеспечения профессиональной подготовки будущего сельского специалиста по производственному обучению, а прошедшие опытно-экспериментальную проверку учебные и рабочие программы, опубликованные материалы, методические рекомендации могут быть использованы в массовой практике производственного обучения в рамках профессиональной подготовки сельской молодежи в сельских профессиональных лицеях.

Разработанная и апробированная педагогическая система интегрального курса основ производственного обучения внедрена в практику работы сельского профессионального лицея № 61 г. Похвистнево Самарской области, что служит повышению качества подготовки сельских лицеистов в сельском профессиональном лицее.

Результаты исследования выявляют необходимость связи между структурными элементами содержательного компонента модели курса основ производственного обучения, профессиональными сельскохозяйственными знаниями и общеобразовательной подготовкой сельских лицеистов, форм и методов их реализации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных методологических позиций исследования, опорой на философские основания, психолого-педагогические позиции, историческим подходом, критическим анализом подготовки сельскохозяйственных рабочих, фермеров в сельских профессиональных лицеяхмноголетней организационной и научной деятельностью соискателя в качестве директора сельского профессионального лицея № 61 г. Похвистнево Самарской области организатора опытно-экспериментальной работывнесением соответствующей коррекции как в формулировку рабочей гипотезы, так и в различные аспекты опытно-экспериментальной работырепрезентативностью 10% выборочной совокупности количественного состава учащейся молодежи, их родителей и преподавателей, участвующих в проведении опытно-экспериментальной работыреализацией поставленных в исследовании задачпродолжением исследовательской работы в настоящее времявозможностью экстраполяции полученных в опытно-экспериментальной работе результатов в I другие профессиональные учебные заведения подобного профилясопоставления полученных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся положения: методическое, концептуальное, психолого-педагогическое обеспечение системы производственного обучения в сельских профессиональных лицеях, что потребовало глубокого проникновения в сущность образовательного процессатеоретическая модель системы производственного обучения сельской молодежи, требующая изучения соответствующих социально-экономических и психолого-педагогических условий и многообразных факторов, влияющих на их протекание, разработку и уточнения научного аппаратаконцепция усиления профессиональной направленности системы производственного обучения в сельских профессиональных лицеяхтрудовое воспитание молодежи, как одной из подсистем целостного педагогического процесса и объекта профессионально-педагогической деятельности, представляющей собой систему объект — субъектного преобразования личности на основе приобщения ее к ценностям культуры труда и традициям русского сельского хозяйства. Апробация и внедрение результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-методических конференциях Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университетана межвузовских конференциях Самарского государственного педагогического университетана учебно-методических конференциях образования Администрации Самарской области, на международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность (г.Самара, 1997 г.) — на международной научной конференции по проблемам довузовского образования и подготовки абитуриентов «Довузовское образование — проблемы и перспективы развития» (г.Москва, 1997 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Повышение эффективности начального профессионального образования в условиях социально-экономического развития Уральского репиона» (Челябинск, 1998 г.).

Результаты проведенного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики, профессиональной педагогики и методики трудового обучения Тольяттинского филиала Самарского педагогического университета, на заседании кафедры педагогики и психологии Тольяттинского политехнического института, где получили положительную оценку.

Структура диссертации.

Выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание диссертационного исследования отражено в 12 публикациях автора.

Общие выводы по итогам диагностирования.

Предложения преподавателям с указанием их Ф.И.О.

Подпись автора справки. Дата ее написания.

Заключение

.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что в диссертации подтверждены основные положения гипотезы. Это позволяет сформулировать следующие выводы:

1. На основании исследования состояния проблемы разработки методики производственного обучения в сельских профессиональных лицеях доказано, что изучаемая проблема является актуальной в различные периоды развития сельского начального профессионального образования. В новых социально-экономических условиях при создании сельских профессиональных лицеев методика производственного обучения претерпела существенные изменения. В диссертации доказано, что в современных условиях изменялось содержание целей, классификация задач, управленческих функций руководства сельскими профессиональными лицеями, поэтому существенно меняется методика производственного обучения в этих учебных заведениях нового типа.

2. Выдвинута, разработана и экспериментально подтверждена теоретическая концепция формирования методики производственного обучения сельского профессионального лицея. Она реализует более полно, чем раньше, использование таких фундаментальных принципов, составляющих научную основу педагогической деятельности как целеполагание, системность, интеграция и дифференциация, индивидуализация, модульность, проблемность, коммуникативность, интенсивность.

3. При организации процесса формирования методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее определены три уровня успешной деятельности лицеистов по формированию начальных профессиональных умений и навыков: репродуктивный, эвристический, творческий, что обусловило интеграционно-дифференцированный подход к системе производственного обучения в сельских профессиональных лицеях и формированию методики управления этим процессом.

4. Решение трех вышеназванных задач позволило в диссертации решить задачу формирования системы условий, обеспечивающих эффективную деятельность инженерно-педагогического и ученического коллективов лицея по осуществлению стратегических замыслов и выделения их в форме самостоятельной структуры методики производственного обучения в сельском начальном профессиональном лицее. В диссертации доказано, что такими стратегическими замыслами являются: умение решать исследовательские, стратегические, менеджерские управленческие задачи, осуществлять стратегический контроль, педагогическое руководство по реализации методики производственного обучения в сельских профессиональных лицеях.

5. В ходе исследования доказано, что методика производственного обучения формируется в зависимости от целей, управленческих задач, содействующих и препятствующих внешних и внутренних факторов. Внешние (ситуация в обществе, ситуация в отрасли, ситуация в профессиональном образовании) и внутренние (стратегический управленческий потенциал, самоменеджмент, профессионально-педагогическая подготовка) факторы оказывают существенную стимуляцию и обуславливают процессуальную результативность педагогического процесса производственного обучения.

6. В диссертации показано, что методика производственного обучения в сельском профессиональном лицее является ядром профессиональной деятельности инженерно-педагогического коллектива. Как объект исследования и как объективная реальность она представляет собой сложную, многоаспектную, — динамичную, социально-ориентированную, самореализующуюся систему, где системообразующим фактором является продуктивность, определяемая как измеряемое мастерство лицеистов по получению нужных для современного сельского хозяйства профессий, в том числе и фермерских.

7. Проведенный педагогический эксперимент доказал высокую эффективность предложенной нами педагогической концепции. Выбранные подходы в формировании методики производственного обучения в сельском профессиональном лицее подтверждают статистические данные педагогического эксперимента. Математическая обработка результатов подтвердила выводы об эффективности предложенной концепции.

8. Разработано содержание профессионального образования лицеистов сельских профессиональных лицеев, что позволило повысить эффективность работы всего коллектива. Программа производственного обучения может быть рекомендована для всех сельских профессиональных лицеев страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 436с.
  2. Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ: методические рекомендации. М.: Прометей, 1993. — 137с.
  3. Р.Г. Опыт внедрения результатов педагогических исследований в практику. Советская педагогика, 1976, № 9, С.57- 62.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: 1968. — 238 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: 1980. — Т.1- 2.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1969. — С.98.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. — 567с. gp 9. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности ввоспитательном процессе. М.: 1981. — 223 с.
  8. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников //Автореф. диссерт. на соиск. ученой степени доктора пед.наук. М.: 1970. — 14−15с.
  9. В.Г. Социальные аспекты управления. М.: 1981. — 231 с.
  10. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.:
  11. Политиздат, 1981. 368с. ^ 13. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельностьдеятельность: теория, методология, проблемы). М.: Политиздат, 1990. -19с.
  12. О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы // Дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. СПб.: 1995.228с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  14. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. -48с.
  15. Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва. -Перспективы, 1983, № 2, С.5- 21.
  16. Ю.К. О совершенствовании методов научно-педагогических исследований. Советская педагогика, 1975, № 11. — С.46- 53.
  17. Ю.К. Роль научного образования в формировании социалистической личности. Берлин, 1974. — 189с.
  18. Ю.К. О совершенствовании системы повышения квалификации учителей. М.: Педагогика, 1985. — 263с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  20. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. — 546с.
  21. С.А. Производственная педагогика. М.: Педагогика, 1991. -687с.
  22. С.Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. -М.: АПО, 1995. 208с.
  23. И. С. Организация педагогического процесса в современной школе. СПб.: 1994. — 71с.
  24. А.П. Проблемы перестройки профессиональной школы. М.: 1990.- 165с.
  25. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб: 1995. — 228с.
  26. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально- технического образования. М.: Высшая школа, 1987. -199с.
  27. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  29. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1990. 144с.
  30. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961. — 302с.
  31. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации // Дисс. на соиск. ученой степени канд.педаг.наук. М.: МГУ, 1987.
  32. В.А. Педагогические кадры России // Учительсккая газета, 12 декабря 1994.
  33. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. Киев: Род.шк., 1987. — 156с.
  34. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. — 139с.
  35. М.М., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136с.
  36. П.Я. Теоретичесике основы инноваций в педагогике. М.:1991. 326с.
  37. А.К. Как надо работать. М., 1972. — 68с.
  38. Д.М. Организация управления. М.: Наука, 1982. — 321с.
  39. Г. Основные физические управления. М.: Наука, 1978. -144с.
  40. Г. Физическая картина мира. М.: Наука, 1983. — С. 112.
  41. .М. Введение в теорию эффективности труда.- СПб.: ГИЭА, 1992. 43с.
  42. Г. Г. Психология. М.: Наука, 1986. — 18с.
  43. А.В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Советская педагогика, 1987, № 9. С.42- 47.
  44. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Просвещение, 1972. -356с.
  45. М.А. Разработка методических проблем педагогики. М.: Педагогика, 1971. -216с.
  46. Дик Ю.И., Пинский А. А. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика, 1987, № 9. — С.42- 47.
  47. И.К. Дидактические основания для формирования содержания учебных предметов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. — 38с.
  48. Р.Ф. Как научиться учиться. СПб, 1994. — 64с.
  49. М.А. Методы производственного обучения. М.: Просвещение, 1991.-321с.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: 1992.
  51. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 160с.
  52. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров г.Москвы. М.: Просвещение, 1976. — 192с.
  53. В.Г. Политехническое образование в современных условиях // Советская педагогика, 1975, № 3.
  54. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 240с.
  55. В.В., Лернер И .Я. Теориетические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 352с.
  56. В.В. Повышение квалификации специалистов профессионального образования как исследовательская проблема. В сб. «Актуальные проблемы профессионального образования». СПб.: ЦИПКРО, 1995. — 15с.
  57. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику. М.: Педагогика, 1984.- 128с.
  58. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328с.
  59. Л. Проблемы теории обучения (перев.с нем.) — М.: 1984. 256с.
  60. Г. П. Система повышения профессиональной квалификации учителей физики // Дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: НИИС и МО АПН СССР, 1988. — 363с.
  61. К.А. Вариант модели внутришкольной системы управленияjпрофессиональным образованием учителей // Сб. «Содержание, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в аспекте его демократизации». Тольятти: ТфСГПУ, 1990. — С.21−26.
  62. А.Г. Коллектив и социально- коллективные проблемы руководства. М.: Политиздат, 1978. — 279с.
  63. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.
  64. Консттпуция Российской Федерации. М.: 1994.
  65. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск, ЧГПИ, 1986. — 133с.
  66. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96с.
  67. Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. — 94с.
  68. И.П. Роль института в решении проблемы информатизации системы повышения квалификации работников профессионального образования. В сб. «Актуальные проблемы профессионального образования». СПб.: 1995. — С. 11.
  69. И.П. Принцип системности в теории и методологии повышения квалификации.- М.: 1996.- 266с.
  70. И.П. Принципы системности в педагогической теории. М.: Педагогика, 1986. — 398с.
  71. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности //Автореф.диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л.: 1965. — 354с.
  72. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1982.-116с.
  73. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГомГУ, 1976. — 58с.
  74. Кузьмина Н. В. Очерки о психологии труда учителя. Л.: 1967. — 183с.
  75. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 116с.
  76. Н.В. Основы вузовской педагогики: Учебное пособие.- Л.: ЛГУ, 1972.
  77. Н.В. Методика Методика системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1982. — 172с.
  78. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ГГУ, 1992. — 197с.
  79. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. М.: 1994. 187с.
  80. Н.В. Методика аттестации учителей как средство активизации педагогического творчества. Гомель, 1978.
  81. В. С. Психология стратегических решений. М.: 1994. — 186с.
  82. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980. — 96с.
  83. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1978. -48с.
  84. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186с.
  85. B.C. Содержание общего среднего образования. М.: Педагогика, 1980. 264с.
  86. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М.: 1989. — 569с.
  87. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: 1972.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Педагогика, 1975. -72с.
  89. Г. А. Профессионально-техническое образование в СССР. М.: Просвещение, 1970. — 364с.
  90. Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1982. — 96с.
  91. .Т. Воспитательные аспекты обучения.- М.: Просвещение, 1982. 192с.
  92. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 445с.
  93. Н.А. Функции учебников в формировании учебных умений и навыков // Советская педагогика, 1981, № 3. С.24- 27.
  94. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1980. -184с.
  95. М.А. О природе материй.- М.: Наука, 1976. 98с.
  96. А.Е., Глинский И. П. Проблемы повышения квалификации учителей естественно- математических дисциплин. В сб. научных трудов. Л.: НИИОВАПН СССР, 1980. — С.63- 65.
  97. В.Н. Педагогические основы повышения квалификации. В сб. «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования». М.: 1990. — С. 14- 30.
  98. Математика в социологии. Моделирование и обработка информации. М.: Мир, 1977. — 364с.
  99. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, i985. — 184с.
  100. Юб.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  101. Методологические основы научного познания, под ред.П. В. Попова. М.: Высшая школа, 1986. — С. 74−105.
  102. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя // Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120с.
  103. Ю.В. Прогностическое обоснование содержания обучения рабочих в профессиональных лицеях // Автореф.диссерт.на соискание ученой степени канд.педаг.наук.- М.: ИРПРО, 1994.
  104. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития // Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 247с.
  105. А.П., Разумов А. Е. Научно-техническая революция и особенности, современного научного познания.- М.: Знание, 1987.
  106. Проблемы логики научного познания. М.: Наука, 1984. — 196с.
  107. Проблемы повышения квалификации учителей естественно-математических дисциплин. Под ред. Марона А.Е.и Глинского И.П.- Л.: НИИОВ АПНСССР, 1980. 116с.
  108. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы -современное состояние. М.: Педагогика, 1975.- 224с.
  109. Ф.Г. Школа и общественный прогресс. Актуальные вопросы работы общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1983. — 245с.
  110. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения. Материалы международной научно-методической конференции. СПб.: ЦИПКРиСПО, 1996. — 212с.
  111. Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608с.
  112. Педагогика школы, под ред.Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1987. — 512с.
  113. И.Г. Избранные педагогические произведения.- М.: Педагогика, 1981.
  114. А.Н. Психология деятельности. М.: 1991. — 326с.
  115. А.А., Голин Г. М. Логика науки и логика учебного процесса // Советская педагогика, 1983, № 12.
  116. К.К., Голубев Г. Г. Психология.- М.: Педагогика, 1983.- 354с.
  117. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 254с.
  118. М.М. Управление современной школой. М.: 1992. — 201с.
  119. Е.И. Статистические методы анализа и обработки педагогических наблюдений и педэксперимента. М.: 1968.
  120. В.Г., Усанов В. В. Некоторые вопросы перехода на новое содержание учебного процесса // Физика в школе, 1976, № 1. С. З- 8.
  121. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — 208с.
  122. C.JI. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -T.I- 485с.- Т.2. — 322с.
  123. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -285с.
  124. М.П. Организация методической работы в учебных заведениях профессионального образования. СПб.: 1994.
  125. .Е. Оптимизация планирования учебного процесса с применением персональных ЭВМ //Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.: 1996. — 22с.
  126. В.П. Директору школы об управлении учебно- воспитательным процессом. -М.: 1987.
  127. М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1981. 124с.
  128. В.А. Какой нам нужен учитель физики. В сб. «Материалы семинара по повышению квалификации преподавателей методики физики педагогических институтов РСФСР». Орел: ОГПИ, 1973. — С.6- 23.
  129. А.Г. Работа руководителя с педагогическими кадрами. М.: 1985. — 112с.
  130. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред.В. В. Краевского, ИЛ.Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 318с.
  131. Теоретические основы содержания среднего образования // Под ред. В. В. Краевского, ИЛ.Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 334с.
  132. В.Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. -М.: Знание,' 1975. 64с.
  133. В.Н. Социально-педагогические проблемы учителей труда. М.: Знание, 1975. 64с.
  134. В.Н. Научно-техническая революция в образовании. М.: Политиздат, 1973- 96с.
  135. К.Д. Сочинения // Т.З. М. Педагогика, 1978. — 284с.
  136. У шине кий К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974.-212с.
  137. В.А. Исследование практической значимости обучения для слушателей институтов повышения квалификации //Автореф.диссерт.на соиск. ученой степени канд.педат.наук. Л.: НИИ ОВ АПН СССР, 1980.
  138. А.А. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении // Диссерт. на соиск. ученой степени канд.педаг.наук. М.: МГУ, 1989.
  139. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1987. — 184с.
  140. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1987. 184с.
  141. И.М. Система форм организации обучения в системе профтехобразования. М.: Педагогика, 1987. — 152с.
  142. Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1953. — С. 26.
  143. Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров //Автореф.диссерт.на соиск. ученой степени канд.педаг.наук. СПб: НИИ ОВ АПН СССР, 1991.
  144. А.П. К оценке качества профессионально-педагогической подготовки студентов.-М.: Просвещение, 1991. 123с.
  145. А.П. К оценке качества профессионально-педагогической подготовки студентов-физиков // В сб. «Материалы семинара повышения квалификации преподавателей методики физики педагогических институтов РСФСР».- Орел: ОГПИ, 1973. С.81- 993.
  146. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. .-М.: 1988.- 182с.
  147. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208с.
  148. С.А. Обучение и научное познание.- М.: Педагогика, 1981. -208с.
  149. Ф.Е. Работа отдела народного образования по управлению школами. М.: Педагогика, 1981. — 244с.
  150. П.М. Современная технология обучения.М.: 1993. 248с.
  151. Ю.А. О некоторых вопросах диагностики качества производственного обучения. Научные труды НПО. М.: 1994.
Заполнить форму текущей работой