Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-экономические проблемы труда ИТР на этапе развитого социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ существующей системы подготовки ИТР позволил выдвинуть ряд практических предложений: а) для улучшения подготовки инженерно-технических кадров усилить, с одной стороны, связь высшей школы с академической наукой, путем открытия в академических научно-исследовательских учреждениях кафедр соответствующих технических вузов, а с другой стороны, продолжать создание на крупных промышленных… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и е
  • Глава I. Научно-техническая революция и изменение содержания и характера инженерно-технического труда
    • I. Особенности инженерно-технического труда в условиях научно-технической революции на этапе развитого социализма
    • 2. Изменение содержания и характера инженерно-технического -труда под влиянием научно"техническо| революции
  • Глава II. Социально-экономические'проблемы повышения эффективности труда инженернотехнических работников
  • ' I. Вопросы совершенствования разделения и кооперации инженерно-технического труда
    • 2. Вопросы совершенствования стимулирования инженерно-технического труда
    • 5. 3. 0 подготовке инженерно-технических кадров

Социально-экономические проблемы труда ИТР на этапе развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях развитого социализма, когда достигнутый уровень развития производительных сил требует перевода экономики на преимущественно интенсивный путь развития, важное значение приобретает решение социально-экономических проблем инженерно-технического труда. Поскольку от трудовой деятельности инженерно-технических работников во многом зависит повышение эффективности общественного производства и всего общественного труда. На ХХУ1 съезде КПСС подчеркивалось, что от деятельности кадров во многом зависит успешность интенсификации производства, повышение его эффективности^.

Среди социально-экономических проблем труда ИТР особо актуальными в условиях научно-технической революции являются проблемы, связанные с улучшением организации труда, с повышением эффективности стимулирования труда, совершенствованием подготовки данного контингента работников. Без четкой организации труда невозможно повысить роль инженерно-технических работников в ускорении научно-технического прогресса, повышения эффективности и качества работы производственных коллективов. Усложнение техники и технологии производства повышение уровня общей культуры производства, усиливающаяся поток управленческой информации предъявляют новые требования к инженерно-техническим кадрам, их профессиональной и общетеоретической подготовленности, трудовой активности. Другими словами, дальнейшее развитие производительных сил требует комплексного подхода к решению социально-экономических задач по повышению эффективности инженерно-технического труда. А потенциальные возможности лучшего и более плодотвор

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., Политиздат, 1981, с. 127. ного использования этого вида труда пока еще велики. Поэтому одной из важных задач экономической теории и практики является разработка таких экономических мер, которые резко бы повысили трудовую активность инженерно-технических кадров и эффективность их труда. 'Необходимо создать такие условия — экономические и организационные, — говорилось на ноябрьском 1982 года Пленуме ЦК КПСС, — которые стимулировали бы качественный производительным труд, инициативу и предприимчивость. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны самым непосредственным образом сказываться и на материальном вознаграждении, и на служебном положении, и на моральном авторитете работников*. Для решения задачи повышения трудовой активности ИТР необходима разработка теоретических и методологических проблем, таких как место инженерно-технических работников в составе совокупного работника и совокупного рабочего социалистического общества, исследование тенденций развития, содержания и характера инженерно-технического труда в условиях развитого социализма и т. п. На ХХУ съезде КПСС отмечалось, что вопросы содержания и характера труда относятся к важнейшим проблемам, отражающим тенденции разр вития нашего общества. В еще большей степени это относится к инженерно-техническому труду, в связи с его объективно возрастающей ролью в условиях перевода экономики на преимущественно интенсивный путь развития и решения задач по ускорению внедрения достижений научно-технической революции в действующее производство.

В последние десятилетия вышел целый ряд работ, посвященных.

1 См. Материалы. Пленума ЦК КПСС 20 ноября 1982 г. М., Политиздат, .1982, с. 9.

2 Материалы ХХУ съезда КПСС, М., 1976, с. 72. проблемах развития общественного труда, в которых освещаются те или иные аспекты инженерно-технического труда*. Вышли также работы посвященные непосредственно труду инженерно-технических о работников*" .

Однако, несмотря на повысившийся интерес к данной проблеме, ряд вопросов еще не полностью решен, некоторые из них только затронуты, и в основном носят постановочный характер, по другим развернулась широкая дискуссия, поскольку нет единой точки зрения.

1 Карпухин Д. Н., Обломская Й. Я. Изменения в характере, содержании и условиях труда на этапе развитого социализма. М., «Наука», 1978 г., Иванова P.K. НТР и развитие общественного труда в СССР/ М., «Наука», 1976 г., Маневич Е. Л. Вопросы труда в СССР М., «Наука», 1980 г., Врублевский В. К. Труд на пороге третьего тысячелетия: Труд и НТР. Политэкономический аспект, Киев, «Политиздат Украины», 1980 г., Развитие общественного труда в условиях зрелого социализма:. М., «Экономика», 1980 г.,' Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма. М., Ленинградский университет, 1982 г., Мирошников В. Г. — НТР: Социальные последствия развития характера и содержания социалистического труда. Краснодар, 1981 г.

2 Социально-психологический портрет Йнженера'. М., «Мысль» ,.

1977 г., Дмитрук Л. А. Роль социальных факторов в повышении эффективности инженерного труда'- Минск, Бел НИИНТИ, 1976 г., 'Инженерный труд в социалистическом обществе. М., «Мысль» ,.

1978 г., Квартов-кин В.К. — Организационные и социально-психологические аспекты деятельности молодого инженера-руководителя. Челябинск, 1980 г., Мангутов И. С. Инженер, социально-экономический очерк. М., «Советская Россия», 1980 г., Усов.

Г. А. Управление трудом ИТР и служащих в подразделениях предприятий, учреждений и научных организаций. Обзор, Рига, Лат. НИИНТИ, 1980 г., Головачев A.C., Скаржинский М. И. — Эффективность инженерного труда. М., «Экономика», 1983 г., Внук С. К. Подготовка и повышение квалификации инженерно-технических кадров в промышленности развитых капиталистических странах. Минск, 1982 г.

Остаются дискуссиоными, например, вопросы связанные с установлением места инженерно-технического труда в системе общественного труда, вопрос о производительном характере инженерно-технического труда о тенденциях изменения его границ. Недостаточно изучено влияние научно-технической революции на инженерно-технический труд со стороны его содержания и характера, особенно в связи с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу общества, тенденции в разделении и кооперации труда данного контингентов работников.

Требуется комплексный подход к исследованию проблемы повышения эффективности стимулирования инженерно-технического труда. Особого внимания заслуживает вопрос о совершенствовании стимулирования труда ИТР посредством Государственных и Ленинских премий.

В экономической литературе только упоминается, что для стимулирования инженерно-технического труда используется присуждение им Ленинских и Государственных премий. Однако до сих пор нет конкретного анализа этих важных форм стимулирования в отношении ИТР. В экономической литературе, в основном, проводится количественный анализ подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров, что же касается качественного анализа, то он во многих случаях отсутствует. Последнее существенно обедняет исследование проблем подготовки инженерно-технических кадров, поскольку в современных условиях развития экономики все большее значение приобретают именно вопросы качества подготовки инженерно-технических кадров. Поэтому для решения этой проблемы необходим системный подход, позволяющий рассматривать подготовку кадров в единстве и в неразрывной связи количественного и качественного аспектов этого сложного и важного процесса.

Далее, в экономической литературе, по сути дела до сих пор, отсутствуют исследования посвященные анализу нового отряда инженерно-технических работников — научно-технических работников. Между тем, без социально-экономического анализа этого вида инженерно-технического труда нельзя понять все изменения, происходящие как внутри всего общественного труда, так и в инженерно-техническом труде, как его составной части. Это связано с тем, что центр тяжести инженерно-технической деятельности все в большей мере переходит на научно подготовительную стадию. От уровня квалификации работников, занятых в НИОКР, их трудовой активности зависит качественное совершенствование производства. Поэтому тенденции в развитии разделения и кооперации труда данного кон-тингентов работников с другими контингентами ИТР требуют своего анализа.

Целью диссертации является исследование социально-экономических проблем развития инженерно-технического труда в условиях развертывания научно-технической революции, когда все более актуальной становится задача органического соединения достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства.

Поставленная цель требует решения ряда задач теоретического, методологического и практического характера:

— раскрыть экономические особенности инженерно-технического труда и его место в системе общественного труда на современном этапе;

— исследовать тенденции изменения содержания и характера инженерно-технического труда в условиях современной научно-технической революции;

— исследовать объективные тенденции развития организации инженерно-технического труда в условиях НТР, трудности и противоречия этого процесса;

— исследовать систему стимулирования труда НТР с точки зрения ее адекватности объективно возрастающей роли ИТР в развитии общественного производства в условиях НТР;

— исследовать систему подготовки и переподготовки инженерно-технических и научно-технических кадров, ее адекватность задачам повышения эффективности труда данного контингента работников для ускорения научно-технического прогресса в действующем производстве.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды классиков марксизма-ленинизма, решения партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, повышению эффективности производства, переводу экономики на преимущественно интенсивный путь развития.

При исследовании автор опирался на научные результаты, полученные в работах экономистов, философов, посвященных проблемам труда.

В процессе исследования использовались статистические материалы ЦСУ СССР, материал Государственного комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий СССР в области науки и техники, отчетные данные ряда промышленных министерств и отдельных промышленных предприятий.

Научная новизна и значимость работы. Впервые применен комплексный подход к исследованию состава инженерно-технических работников, включая работников, функционально занятых выполнением инженерно-технических работ непосредственно в производстве, и и научных, а также инженерно-технических работников, занятых в НИОКР.

Исследовано влияние научно-технической революции на содержание и характер инженерно-технического труда, раскрыт ряд новых аспектов: выявлены новые функции, связанные с процессом превращения науки в непосредственную производительную силуновые требования, выдвигаемые НТР к подготовке данного контингента работниковприводится ряд новых аргументов в пользу положения о том, что инженерно-технический и научно-технический труд, занятый в НИОКР, входит в состав труда совокупного рабочего социалистического общества и как часть данного труда является производительным трудом;

— на основе исследования тенденций разделения и кооперации инженерно-технического труда под влиянием НТР показана роль, значение и характер труда занятых в НИОКР, сделаны конкретные предложения по совершенствованию кооперации инженерно-технического и научного труда с целью повышения эффективности, усиления роли в ускорении научно-технического прогресса;

— сделан ряд новых рекомендаций по совершенствованию механизма стимулирования труда инженерно-технических работников с ориентацией на конечные результаты производствавпервые в экономической литературе проведен анализ данных о Ленинских и Государственных премиях, присужденных научно-техническим работникам, выдвинут ряд практических предложений;

— выявлено противоречие между объективно возрастающими требованиями со стороны производства к качеству инженерно-технических кадров и недостаточно эффективной системой их подготовки на современном этапе. Выдвинут ряд предложений по совершенствованию подготовки инженерно-технических кадров и повышению их квалификации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование в диссертации социально-экономических проблем инженерно-технического труда позволило сделать, в основном, следующие теоретические, методологические и практические выводы, предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности инженерно-технического труда.

— Исследование показало, что в последнее время под воздействием современной научно-технической революции и усиления связи науки с производством, образовалась новая группа инженерно-технических работников, чей труд направлен на научно-техническое обслуживание производства.

— К основным особенностям инженерно-технического труда, которые раскрывают экономическую природу инженерно-технического труда, относятся творческий характер этого вида труда, идеальный характер результата труда и элементы неопределенности труда, особенно у контингентов работников, занятых в НИОКР. Причем проявление всех этих качеств инженерно-технического труда усиливается у научно-технических работников.

— Политико-экономическая определенность инженерно-технического труда выражается в содержании и характере этого вида общественного труда. Содержание инженерно-технического труда проявляется прежде всего в затратах интеллектуального, умственного труда и изменении под воздействием научно-технической революции их функций. Характер этого труда проявляется в том, что инженерно-технические работники входят в состав совокупного рабочего и их труд является производительным трудом. Последнее связано с тем, что инженерно-технические работники участвуют в производстве материальных благ, в процессе создания совокупного общественного продукта, направленного на удовлетворение материальных и духовных потребностей членов социалистического общества.

— Современная научно-техническая революция-это единство качественно новых революционных изменений в науке, технике (технологии) и производстве в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности, которые приводят к скачкообразному развитию производительных сил (в том числе и в науке) и совершенствованию производственных отношений социализма. Отличительной чертой научно-технической революции является превращение науки в непосредственную производительную силу общества. В этих условиях инженерно-технические работники и особенно научно-технические работники становятся главными носителями научных знаний как производительной силы в материальном производстве. Другими словами, они являются основными проводниками превращения науки в непосредственную производительную силу общества.

— В условиях современного производства труд инженерно-технических работников сближается с научной деятельностью. Это проявляется в двустороннем процессе: с одной стороны, все больше научных работников переходят в материальное производствос другой — инженерно-технические работники все в большей мере выполняют научную работу непосредственно на производстве.

— Р1сторико-логический подход, примененный к изучению проблемы разделения и кооперации инженерно-технического труда, позволил установить, что дальнейшее разделение инженерно-технического труда привело к возникновению и развитию научно-технического труда, которое является новым крупным общественным разделением труда, происходящим на стыке двух сфер деятельностиматериальной и духовной.

— Анализ функционального разделения инженерно-технического труда позволил выделить три функциональные группы инженерно-технических работников: I) руководящие инженерно-технические работники- 2) инженерно-технические работники, занятые исполнительским трудом- 3) научно-технические работники. Последняя функция инженерно-технического труда — результат современной на-учно-техниче ской революции.

— Предлагаемый в диссертации путь функциональной кооперации инженерно-технического труда позволяет существенно повысить эффективность этого вида труда, поскольку позволяет с максимальной отдачей использовать производительную силу совместного труда данного контингента работников.

Важное значение для кооперации инженерно-технического труда — создание и развитие научно-производственных бригад. Научно-производственные бригады позволяют комплексно организовать труд всех категорий работников предприятий по ускорению научно-технического прогресса, по выпуску и внедрению научных и технических новшеств, поскольку в их состав входят научно-технические работники, руководящие инженерно-технические работники различных уровней, инженеры, конструкторы, технологи, техники, служащие сбытовых и контролирующих подразделений и рабочие. Подобного рода научно-производственные бригады могут создаваться временно, на определенный срок, для выполнения определенного задания по производству и внедрению новых прикладных научных знаний. Исследование показало, что создание научно-производственных бригад позволяет устранить существующие противоречия, которые встречаются в процессе кооперации труда научно-технических работников и других категорий работников предприятий и позволяет ускорить процесс внедрения новшеств в производство.

— Исследование проблем материального стимулирования инженерно-технического труда позволило сделать вывод, что механизм стимулирования ИТР в настоящее время имеет ряд серьезных недостатков, устранение которых будет способствовать повышению эффективности инженерно-технического труда. В политэкономическом плане при материальном стимулированииинженерно'-технического труда важен учет действия объективных экономических законов социализма — основного экономического закона, экономического закона распределения по труду, закона возмещения затрат рабочей силы и др.

Прежде всего необходимо резко увеличить уровень заработной платы инженерно-технических работников, поскольку существующая в настоящее время тенденция сокращения разницы между среднемесячной заработной платой этой категории работников и рабочими, в ближайшем будущем может привести к тому, что среднемесячная заработная плата рабочих может оказаться выше, чем соответствующая заработная плата инженерно-технических работников. Последнее ведет к уменьшению стимулирующей роли заработной платы в деле повышения эффективности инженерно-технического труда. Далее, необходимо расширить диапазон между минимальной и максимальной размерами заработной платы инженерно-технических работников, что позволит более полно и точно отразить в заработной плате результаты труда инженерно-технических работников, т. е. более реально оценить их трудовой вклад, а также позволит повысить заработную плату инженерно-технических работников в пределах занимаемой должности.

Для упорядочения заработной платы инженерно-технических работников важное значение будет иметь сокращение существующих категорий предприятий, вносящих дифференциацию в заработную плату руководящих инженерно-технических работников, а также уменьшение разницы в оплате инженерно-технических работников, занятых на предприятиях различной категории предприятий.

В настоящее втемн дифференциация заработной платы инженерно-технических работников во многом зависит от народнохозяйственной значимости отрасли, что в общем-то не зависит от трудового вклада. Поэтому в диссертации ставится вопрос о том, чтобы не просто давать повышенную заработную плату в соответствии со значением отрасли, а увязать ее с трудовыми достижениями данного коллектива. Например, можно повысить заработную плату инженерно-технических работников от 20−30 $ только на тех предприятиях тяжелой промышленности, которые добились выдающихся достижении в области научно-технического прогресса. Инженерно-техническим работникам других предприятий повысить заработную плату только в размере 10−20 $.

В условиях современной научно-технической революции, когда происходят серьезные сдвиги в отраслевой структуре промышленности, следует более часто пересматривать перечень отраслей, входящих в ведущее звено народного хозяйства и предпочтительно сталирующихся.

— В отношении стимулирования научно-технического труда более правильным и эффективным является приравнивание должностных окладов данной категории работников к должностным окладам научных работников с учеными степенями научно-исследовательских организаций. При этой системе повышается объективность в оплате научно-технического труда, поскольку данный процесс регулируется в централизованном порядке. Целесообразно при этом I категорию предприятий по оплате труда научно-технических работников приравнивать к оплате труда научных работников научно-исследовательских институтов I категории, а не П категории, как это имеет место в настоящее время.

Целесообразно также не механически увеличивать оклады научно-технических работников при достижении определенной стаже-вой группы, а связывать это с реальными достижениями в области научно-технического прогресса, повышать оплату лишь тем лицам, которые своим трудом на самом деле подтверждают, что в результате повышения стажа работы повысилась и их квалификация.

— Целесообразно стал— научно-педагогической работы научно-технических работников, занятых на производстве, считать не с момента присуждения им ученой степени, а с момента начала научной деятельности непосредственно на производстве.

— Для повышения стимулирующей роли системы надбавок (доплат) к заработной плате ИТР целесообразно установить сроки, в течение которых могут выдаваться надбавки, с периодическим пересмотром вопроса о праве на их получение.

— За особые заслуги в области ускорения научно-технического прогресса целесообразно установить 50% надбавку от размера должностного оклада как научно-техническим работникам без ученой степени, так и научно-техническим работникам с ученой степенью.

Предлагается, чтобы средства на премирование за создание и внедрение новой техники исключались из фонда материального поощрения, для этого необходимо создать специальный фонд премирования за новую технику. Необходимо также регламентировать круг работников, подлежащих поощрению из фонда премирования за новую технику, с тем чтобы’поощрялись именно те, кто непосредственно участвует в этой работе. Источником материального поощрения за разработку и внедрение новой техники должен служить экономический эффект, полученный в результате внедрения этой новой техники в производство.

— Анализ материального стимулирования инженерно-технических работников в форме Ленинских и Государственных премий показал, что с 1970 года Ленинские премии не присуждались инженерно-техническим работникам. В диссертации аргументируется целесообразность возобновления присуждения инженерно-техническим работникам Ленинских премий, поскольку их стимулирующее воздействие намного сильнее, чем Государственных премий, при разработке и внедрении наиболее крупных и важных изобретений в области науки и техники. Обосновывается также необходимость усиления стимулирования Государственной премией прежде всего тех инженерно-технических работников, от труда которых во многом зависит ускорение научно-технического прогресса.

— Анализ существующей системы подготовки ИТР позволил выдвинуть ряд практических предложений: а) для улучшения подготовки инженерно-технических кадров усилить, с одной стороны, связь высшей школы с академической наукой, путем открытия в академических научно-исследовательских учреждениях кафедр соответствующих технических вузов, а с другой стороны, продолжать создание на крупных промышленных предприятиях технических вузов или их факультетовб) подготовку инженеров и техников целесообразно ориентировать на будущее производство, т. е. подготовка должна вестись по заранее разработанному плану с учетом перспективного плана производственно-технического развития данного предприятияв) в диссертации предлагается усилить роль в переподготовке инженерно-технических работников институтов и других учреждений повышения квалификации, в которых решаются вопросы повышения квалификации инженерно-технических работников, дальнейшее обогащение их специальных знаний на основе новейших достижений научно-технической революции.

— Для увеличения численности научно-технических кадров с учеными степенями на производстве и улучшения системы подготовки научно-технических кадров предлагается разработать на предприятиях планы подготовки научно-технических кадров высокой квалификациицелесообразно, чтобы основной формой подготовки научно-технических работников высокой квалификации на производстве стала аспирантура, особенно без отрьюа от производства и ее целевая форма, для чего целесообразно создать отделения аспирантуры отраслевых научно-исследовательских организаций непосредственно на предприятиях, привлекая для научного руководства аспирантами крупных ученых-консультантов, ведущих ученых-специалистов данного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-оеизд., т.23. 907 с.
  2. К. Капитал, т.Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-оеизд., т.25, ч.1. 546 с.'
  3. К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К.,
  4. Ф. Соч. 2-ое изд., т.26, ч.1. 476 с.
  5. К. Критика политической экономии. Маркс К.,
  6. Ф. Соч. 2-ое изд., т.46, ч.1, с.51−508, т.46, ч. П, с.5−392.
  7. К. К критике политической экономии. Маркс К.,
  8. Ф. Соч. 2-ое изд., т. 13, с.1−167.
  9. Ф. Анти- Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-оеизд., т.20, с.16−338.
  10. Ф. Международному конгрессу стундентов-слециалистов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд., т.22. — 432 с.
  11. Архив Маркса и Энгельса. М. гПартийное издательство, 1933 г., Т.П. 368 с.
  12. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр.соч., т.36, с.165−208.
  13. В.И. Проект программы РКП(ó-). Поли.собр.соч., т.38, с.81−124.
  14. В.И. Наказ от СТО (Совета труда и обороны) местнымсоветским учреждениям. Поли.собр.соч., т.43, с.266−291.
  15. В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. Полн.собр.соч., т.44, с.144−152.
  16. В.И. Письмо М.М.Эссен.26 октября 1905 г. Поли.собр.соч., т.47, с.99−101.
  17. В.И. Замечание на проект «Положение об управлениинационализированным^ предприятиями. -. Полн. собр.соч., т.36. 392 с.
  18. Официально-документальные материалы
  19. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. 8-ое издание, т.8. М.: Политиздат, 1972.-566с.
  20. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976 г. — 265 с.
  21. Материалы ХХУТ съезда КПСС. ГЛ.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  22. Материалы внеочередного февральского (1984 г.) Пленума ЦК
  23. КПСС. 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. -32 с. 2.6- Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  24. Народное хозяйство СССР в 1980 г. М.: ©-шансы и статистика, 1981. 584 с.
  25. Народное хозяйство СССР в 1982 г. М.: Финансы и статистика, 1983. 609 с.
  26. Народное хозяйство СССР в 1983 г. М.: Финансы и статистика, 1984. 607 с.
  27. Народное хозяйство СССРЛ922−1982 гг. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
  28. Сборник типовых положений по применению бригадных форм организации и оплаты труда в организациях отрасли. -М.: Минсельхозмаш, 1983.-43с.
  29. Совершенствование хозяйственного механизма. Сборник документов. М.: Правда, 1980. — 319 с.
  30. СССР в цифрах в 1983 г. М.: Финансы и статистика, 1984.- 237 с. 3. К н и г и
  31. Н.И. Диалектика труда. — М.: Политиздат, 1979.151 с.
  32. P.A., Гоберман A.M. Совершенствование оплаты труда в машиностроении. М.: Машиностроение, 1981.- 176 с.
  33. В.Н. Повышение экономической и социальной эффективности труда. (Методологический аспект). М. :¦ Экономика, 1980. — 216 с.
  34. З.С. Совершенствование организации труда:эффективность и стимулы. М.: Экономика, 1978.- 178 с.
  35. М. 0 труде умственном и физическом в СССР. М.:
  36. Госполитиздат. 1954. 89 с.
  37. П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма.- М.: Наука, 1980. 351 с.
  38. В.А. и Новик И.В. Прометей в XX веке. Заметки иразмышления о научно-технической революции. М.: Знание, 1971. — 172 с. i
  39. C.K. Подготовка и повышение квалификации инженернотехнических кадров в промышленно развитых капиталистических странах. Минск: БелНИШТИ, 1982. -46 с.
  40. Вопросы сочетания материального и морального стимулирования в развитом социалистическом обществе. Ставрополь, Ставропольск.гос.пед.ин-т, 1980. — 79 с.
  41. А.И. Эффективность общественного труда. М.:
  42. Изд-во Московского университета, 1978. 156 с.
  43. В.К. Труд на пороге третьего тысячелетия.
  44. Труд и НТР: Политэкономический аспект. Киев. Политиздат Украины, 1980. — 450 с.
  45. H.H. НТР: проблемы стимулирования труда. М.:1. Мысль, 1980. 160 с.
  46. A.C., Скаржинский M.II. Эффективность инженерного труда. ГЛ.: Экономика, 1983. — 208 с.
  47. Гомберг Яков Израилович. Квалифицированный труд и методыего измерения. М.: Экономика, 1972. — 231 с.
  48. Л.А. Роль социальных факторов в повышении эффективности инженерного труда. Минск: БелШШТИ, 1976. — 36 с.
  49. Е.И. Качество общественного труда. Вопросы теории. Брянск: 11риок, кн.изд., 1975. — 253 с.
  50. В.Я. Основы экономики науки. Л.: Наука, 1977.- 144 с.
  51. ti.A., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. М.: Экономика, 1968. — 231 с.
  52. B.C. Социальная психология и хозяйственный руководитель. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  53. A.A. Социальные проблемы инженерно-техническоготруда. М.: Ун-т науч.-тех.прогресса на ВДНХ СССР /Лекции/, 1968. -.20 с.
  54. Г. И., Попов А. Н. Социалистический труд и качество работы. М.: Мысль, 1980. — 188 с.
  55. Р.К. Характер труда в условиях развитого социализма. М.: Экономика, 1975. — 62 с.
  56. Р.К. НТР и развитие общественного труда в СССР.- М.: Наука, 1976. 189 с.
  57. Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1982. — 160 с.
  58. Инженерный труд в социалистическом обществе (Учебное пособие для ИТР). М.: Мысль, 1978. — 318 с.
  59. П.И. Эффективность деятельности НИИ и КБ. М.:1. Экономика, 1983. 56 с.
  60. С.А. и Никандров М. Молодые инженеры. Социальныепроблемы инженерной деятельности. М.: Мысль, 1971. 206 с.
  61. Л.Э. Социально-экономические проблемы заработной платы. М.: Экономика, 1972. — 240 с.
  62. Л.Э. Заработная плата и стимулирование трудасоциально-экономический аспект). М.: Экономика, 1981. — 248 с.
  63. К.И. Проблемы измерения качества труда. М.:1. Экономика, 1977 143 с.
  64. Г. А. Экономика научного учреждения. М.: Экономика, 1979. 207 с.
  65. М.П., Рысина Т. В., Хейфец. Л-.С,. Оценка -ж оплата инженерного труда на предприятии. М.: Экономика, 1977. — 86 с.
  66. П.П. Социальное развитие коллектива и изменение содержания труда. М.: Экономика, 1978. — 63 с.
  67. В.Д. Современная научно-техническая революция.1. М.: Мысль, 1972. 261 с.
  68. E.I. Производительные силы: структура, функции, отношения (вопросы методологии и теории). Минск: Наука и техника, 1976. — 191 с.
  69. Д.Н., Обломская И. Я. Изменение в характере, со- •держании и условиях труда на этапе развитого социализма. М.: Наука, 1978. — 12 с.
  70. В.К. Организационные и социально-психологические аспекты деятельности молодого инженера-руководителя. Челябинск, Челябинский полит. ин-т им. Ленин"комсомола, 1980. — 20 с.
  71. В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. М.: Экономика, 1972. 120 с.
  72. Е.К. НТР и развитие общественного труда в условиях зрелого социализма. JL: Изд-во Ленинградский унверситет, 1983. — 144 с.
  73. В.Т. Коммунистическая форма труда. М.: Мысль, 1978. 117 с.
  74. И.С. Инженер: ооциалыго-экономиче с кий очерк.
  75. М.: Советская Россия, 1980. 221 с.
  76. ЕЛ. Вопросы труда в СССР. ГЛ.: Наука, 1980.216 с.
  77. ЕЛ. Труд умственный и труд физический в периодразвернутого строительства коммунизма. М.: Знание, 1961. — 48 с.
  78. В.И. Оплата труда в системе управления экономикойразвитого социализма. М.: Экономика, 1980. -224 с.
  79. В.И. Социалистический труд и его будущее. Некоторыепроблемы развития труда в условиях НТР. М.: Политиздат, 1976.- 143 с.
  80. Методологическая программа исследования по теме: закономерности перерастания социалистического труда в коммунистический. М.: НИИТруда, 1975. — 23 с.
  81. А.И. Механизм роста эффективности труда. М.:1. Экономика, 1977 -112 с.
  82. В.Г. НТР: социальные последствия развития характера и содержания социалистического труда. -¦М.: Экономика, 1981. 335 с.
  83. Методические рекомендации по изучению курса „Социализм итруд“. М.: ЩИИТЭИлегпром, 1978. — 33 с.
  84. Научный коллектив: опыт социологического исследования, 1. М.: Наука, 1980. 120 с.
  85. Н.С. Изменение содержания и характера труда вусловиях развитого социализма. М.: Знание, 1978. — 62 с.
  86. JI.B. Социальный образ инженера. Пермь: кн. изд-во, 1971. 144 с.
  87. А.Ф. Законодательство о труде научных работников.
  88. М.'.Политиздат, 1979. 182 с.
  89. Повышение творческой активности ИТР. М.: НИИ по машиностроению, 1974. 25 с.
  90. Проблемы труда и развитие социальной структуры советскогообщества. М.: Мысль, 1973. — 84 с.
  91. Д.И. Непроизводственная сфера, эффективность истимулирование. М.: Мысль, 1972. — 301 с.
  92. В.А. Влияние научно-технического прогрессана положение инженерно-технических работников в общественном производстве. Об экономических проблемах научно-технического прогресса. М.: Экономика, 1975.
  93. Я.В. Руководитель в системе управления производством. Формальное и неформальное в деятельности руководителя. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  94. Развитие общественного труда в условиях зрелого социализма. М.: Экономика, 1980. — 248 с.
  95. А.Ф. Экономические проблемы становления трудакак потребности. М.: Мысль, 1977. — 126 с.
  96. В.Д. Совершенствование организации премирования впромышленности. М.: Экономика, 1983. — 192 с.
  97. A.A. Социально-экономические аспекты развития новой техники. М.: Мысль, 1982. — 263 с.
  98. В.А. и Витензон P.A. Социалистический труд, егохарактер и особенности. Донецк: Ин-т экономики пром-сти АН УССР, 1969. — 116 с.
  99. Социально-психологический портрет инженера. М.: Мысль, 1977. 159 с.
  100. А. Труд в социалистическом обществе (методологические рекомендации). Хмельниц. :обл.организация о-ва „Знание“, 1976. — 38 с.
  101. С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Госполитиздат, 1957. 735 с.
  102. В. Мастер-организатор и воспитатель. М.: Профиздат, 1978. 48 с.
  103. В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Ленинград: Наука, 1976. 245 с.
  104. К.И. Сущность и формы соединения науки с производством при социализме. М.: Высшая школа, 1974, с. 125.
  105. Теоретические и методологические основы управления трудомв развитом социалистическом обществе. М.: НИИ труда. 1978. — 28 с.
  106. Труд в условиях развитого социализма. Социально-экономические проблемы. /Под ред. Капустина E.H./. М.: Экономика, 1977. — 173 с.
  107. Труд в капиталистическом производстве: проблемы управления. /Под ред. Климова H.A./. М.: Наука, 1984. — 279 с.
  108. Г. А. Управление трудом ИТР и служащих в подразделениях предприятий, учреждений и научно-технических организаций. Обзор. Рига: Лат. НИИНТИ, 1980. -54 с.
  109. В.А. Человек, труд, машина в условиях развитого социализма. Минск: Высшая школа, 1977. — 215 с.
  110. Характер труда в развитом социалистическом обществе.
  111. Алма-Ата, Казахский Гос. ун-т им. С. М. Кирова, 1983. 124 с.
  112. Эффективность труда руководителя. М.: Мысль, 1982.237 с. 4. Статьи
  113. Н., Степанов А. Ленинградский опыт: первые итоги. Социалистический труд, 1984, № 4, с, 82−85.
  114. Н. Подготовка квалифицированных кадров в условиях крупных городов. Социалистический труд, 1981, № 8, с.96−100.
  115. И. 0 дальнейшем совершенствовании организациизаработной платы в машиностроении. Социалистический труд, 1981, № 8, C. III-II9.
  116. А. Оценка качества труда в промышленности. Вопросы экономики, 1978, JS 2, с.49−57.
  117. B.C. Изменение содержания труда как социально-экономический фактор его экономии* В кн.: Воздействие стоимостных рычагов на экономию рабочего времени в условиях развитого социализма. — М.: Экономика, 1982, с.145−154.
  118. В., Белкин Е.--Труд: квалификация, профессия, характер и содержание. Экономические науки, 1981, & 12, с.20−31.
  119. Л. Коллективная форма организации инженерноготруда. Социалистический труд, 1984, В II, с. 57−64.
  120. П. Хозрасчетные внедренческие формы все-таки нужны.- Соцхолистический труд, 1982, !& 10, с.96−112.
  121. В.Т. Проблемы совершенствования системы заработной платы. Известия АН СССР, серия экономическая, В 2, 1983, с.36−48.
  122. С. Взаимосвязь меры труда и меры его вознаграждения. Плановое хозяйство, 1982, 3, с.95−99.
  123. П. Как преодолеть консерватизм в оплате ИТР.
  124. Социалистический труд, 1983, $ 9, с.112−116.
  125. Н. Ленинградский эксперимент. Социалистическийтруд, 1983, .& 8, с.35−38.
  126. Инженер в бригаде. Социалистический труд, 1984, В 3, с.44−47.
  127. Е.И. Некоторые социально-экономические проблемытруда в 80-х годах. Социалистический труд, 1981, 1.5 4, с.64−75.
  128. Е.И. Активное использование заработной платы дляинтенсификации общественного производства и роста его эффективности. Социалистический труд, 1983, гё 4, с.5−17.
  129. Д., Обломская И. Социально-экономические проблемы труда на этапе развитого социализма. Плановое хозяйство, 1980, Лг 2, с. 91.
  130. Д. Хозяйственный механизм и труд. Вопросы экономики, 1981, 3.с.60−67
  131. Кокин 10. Методы оценки количества и качества труда при социализме. Экономические науки, 1975, гё 10, с. 126 188.
  132. Кокин 10., Ананьева 10. Количество и качество труда как факторы дифференциации заработной платы. Вопросы экономики, 1981, 10, с.24−33.
  133. Я. Некоторые направления: повышения-эффективности науки .-Социалистический труд, 1982, 1Ь 9, с.14−26.
  134. С.А. Квалификация и реальная деятельность инженера. Социологические исследования, 1983, JS I, 0.91−98.
  135. Л. Больше прав, выше ответственности. Социалистический труд, 1984, В 4, с.70−77.
  136. В. Качества, труда и его оплата. Экономические науки, 1982, В 5, с.50−59.
  137. А. Для оптимизации численности научно-техническогоперсонала. Социалистический труд, 1981, J5 9, с.99−101.
  138. A.C. К вопросу о критерии и показателях эффективности инженерного труда. В кн.: Управление эффективностью общественного производства. Горький, ГТУ, 1980, с.127−136.
  139. А. Современные менежеры в США. Вопросы экономики, 1981, J5 3. 4.27 Потон Б. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Общественные науки, 1982, J& 2, с.33−48.
  140. А. Результаты труда в основу оплаты специалистов и руководителей. Социалистический труд, 1983, В 5, с.42−45.
  141. Рационализация управленческого труда. Социалистическийтруд, 1983, В 5, с.35−41.
  142. В. Фонды поощрения в хозяйственном механизме.- Вопросы экономики, 1980, JS 8, с.40−48.
  143. А. Совокупный работник и коллектив предприятия.- Экономические науки, 1981, Г» 4, с. 48.
  144. Г. Политическая экономия труда. Вопросы экономики, 1981, J& 2, с .116−127. :.33* Степанов В. Оценки деятельности и инженерно-технического работника. Социалистический труд, 1984, Ja 2, с.72−74.
  145. Э., Шготте Г. О совершенствовании критериев трудового вклада работников. Социалистический труд, 1983, 8, с. 100−109.
  146. Л.С. Образование и стаж работы как факторы дишфереициации ИТР и служащих. Известия АН СССР,
  147. Сер.Экономика, № 5, с.74−79.
  148. Л. Рост заработной платы и стимулирование высокопроизводительного труда. Социалистический труд, 1981, I, с.24−31.
  149. С.И. О повышении стимулирующей роли тарифов и окладов в заработной плате. Плановое хозяйство, 1983, № 8, с.74−81.
Заполнить форму текущей работой