Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на существующие исследования проблем развития инновационной деятельности в организациях и повышения конкурентоспособности на основе управления знаниями до настоящего времени не разработан комплексный подход к формированию модели корпоративной памяти, обеспечивающий совершенствование процессов управления знаниями. В результате анализа существующих работ, посвященных проблематике… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности компаний Ю
    • 1. 1. Корпоративная память: понятие, сущность, источники и 10 структура
    • 1. 2. Роль корпоративной памяти в инновационной 23 деятельности организации
    • 1. 3. Особенности моделирования корпоративной памяти 35 в системе управления знаниями
  • Глава 2. Анализ функционирования моделей корпоративной памяти в инновационных организациях
    • 2. 1. Анализ построения моделей в зарубежных компаниях
    • 2. 2. Опыт российских организаций в разработке моделей корпоративной памяти
    • 2. 3. Проблемы функционирования моделей корпоративной памяти в инновационных организациях
  • Глава 3. Организация функционирования модели корпоративной памяти
    • 3. 1. Организация и методы проектирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями
    • 3. 2. Разработка и поддержка функционально-структурной модели корпоративной памяти
    • 3. 3. Оценка функционирования модели корпоративной памяти в инновационных организациях

Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях инновационной экономики знания становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности и источником экономического роста. Для обеспечения инновационной деятельности, создания новых знаний и реализации их в товарах и услугах необходимость управления знаниями в организации возрастает. В связи с высоким ускорением потока и непрерывным увеличением объёма информации, усложнятся проблема поиска и достоверности информации и её обработки. Высокая динамика внешней среды и меняющиеся требования к организационным компетенциям усиливают значимость для создания конкурентных преимуществ способности организации к сбору, хранению, использованию, поддержанию актуальности, возможности применения и распространения знаний.

Такой способностью, основанной на опыте, традициях и культуре организации является корпоративная память, источники которой — это неформализованные (явные и неявные знания сотрудников) и формализованные (хранящиеся на бумажных и электронных носителях) организационные знания, законодательные акты и нормативные материалы, необходимые для формирования, поддержания и развития компетенций, выбранные по критериям актуальности, возможности их применения и использования в деятельности организации.

Проблемы накопления знаний, с одной стороны, и определения критериев ценности для их сохранения в связи с «амортизацией» знаний — с другой, инициируют исследование процессов управления организационными знаниями как источников корпоративной памяти. Формирование модели корпоративной памяти с ориентиром на цели и бизнес-задачи и процессы преобразования неявных знаний в явные, их формализации и использования становятся особенно важными для развития инновационной деятельности компаний. 3.

Степень разработанности проблемы. В последние два десятилетия резко возросли и расширились исследования в области управления знаниями. Термин «корпоративная память» был предложен немецкими учеными Отто Кёном и Андреасом Абекером в 1995 году для поддержки деятельности корпораций (Юнилевер, Суисэйр и др.) по управлению знаниями и определен как «система, которая охватывает накопленное умение компании и другие активы знания и делает их доступными для повышения эффективности процессов работы со знаниями».

При рассмотрении теоретических вопросов, охватывающих проблематику управления знаниями, автор опирался на труды зарубежных и отечественных ученых: Э. Брукинг, У. Букович, Р. Уилльямс, Т. Давенпорт, П. Сенге, П. Дукер, И. Нонака, Х. Такеучи, Б. З. Мильнер, А.А.Г апоненко, З. П. Румянцева, А. Г. Чесноков, В. Г. Смирнова, Т. М. Орловав области проблем управления инновациями: Н. И. Лапина, Г. А. Морозовой,.

A.А.Дынкина, А. И. Пригожина, Л. В. Соколовой, и др.

Вопросы стратегического управления орг анизацией и формирования конкурентных преимуществ развивали в своих работах зарубежные исследователи Г. Канак, Р. Каплан, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, В. Макелвил, М. Мелоун, Д. Нортон, Т. Стюарт, Л. Фаэй и российские авторы Г. Л. Азоев,.

B.Г.Антонов, И. Б. Гурков, В. С. Катькало, А. Г. Поршнев и /другие. Проблемы корпоративной памяти рассматривались О. Кеном,.

A.Абекером, Д. Валшем, Дж. Юнгсоном, Т. А. Гавриловой и.

B.П.Малиновским.

Несмотря на существующие исследования проблем развития инновационной деятельности в организациях и повышения конкурентоспособности на основе управления знаниями до настоящего времени не разработан комплексный подход к формированию модели корпоративной памяти, обеспечивающий совершенствование процессов управления знаниями. В результате анализа существующих работ, посвященных проблематике накопления, сохранения и использования 4 знаний была выявлена ориентация на развитие и внедрение информационных технологий и коммуникаций в организации. Вопросы обеспечения процессов управления неявными знаниями, в частности: сохранения, накопления, обмена, преобразования в явные, их формализации и применения требуют особого изучения, как одного из важных аспектов менеджмента организации в условиях инновационной экономики.

Цель исследования — разработка теоретических положений и методических рекомендаций по формированию модели корпоративной памяти в системе управления знаниями как условия для обеспечения инновационной деятельности организации.

Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие задачи:

— систематизировать существующие подходы к определению понятия «корпоративная память», определить его содержание, состав элементов из интеллектуальных ресурсов, источники и свойства;

— раскрыть понятие «модель корпоративной памяти», определить основные её компоненты в системе управления знаниями для повышения конкурентоспособности организации;

— установить и проанализировать взаимосвязь модели корпоративной памяти и модели управления знаниями инновационных организаций;

— выявить факторы, влияющие на процесс формирования модели корпоративной памяти и определить условия её функционирования;

— предложить подход к организации функционирования модели корпоративной памяти и оценить её влияние на инновационную деятельность компании.

Объектом исследования являются организации, формирующие и использующие модели корпоративной памяти для создания инноваций.

Предметом исследования являются процессы формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями. 5.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории организации, управления инновациями, информационного менеджмента, управления знаниями и психологии.

Методология исследования основывается на применении комплексного подхода. В процессе исследования применялись методы логического анализа, аналогии, экспертных оценок, наблюдения, сравнения, системный анализ и др.

Информационно-эмпирической базой исследования являются материалы обследований инновационной деятельности 29-ти российских организаций в том числе, ООО «АТОН», ОАО «Акционерная финансовая корпорация «Система», ЗАО «Глобус-Телеком», ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». На вопросы ответили 59 респондентов — сотрудники исследуемых организаций. В компании ОАО «РБК Информационные системы» автором было проведено отдельное исследование, целью которого являлся анализ функционирования модели корпоративной памяти. В диссертации также были использованы материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, данных консалтинговых компаний, публикации в периодической печати, материалов научно-практических конференций, материалов специализированных сайтов Internet. Нормативной правовой основой диссертационного исследования послужили законодательные, нормативно-методические издания, стандарты российских правительственных учреждений и организаций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании корпоративной памяти как условия для обеспечения инновационной деятельности компании и разработке подхода к 6 организации функционирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных компаний для повышения их конкурентоспособности.

Наиболее существенные результаты, полученные автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем:

— Систематизированы подходы к определению понятия «корпоративная память» по областям его применения (психология, информационный менеджмент, управление организацией) — выявлены общие свойства и предложено определение корпоративной памяти как способности организации сохранять, накапливать и воспроизводить неформализованные и формализованные организационные знания, составляющие её опыт и традиции, которые необходимы для формирования компетенций организации.

— Определены источники для корпоративной памяти из интеллектуальных ресурсов организации (рыночных, человеческих, инфраструктурных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности), выбранные по критериям актуальности знаний для повышения её конкурентоспособности, и возможности их хранения и использования в инновационной деятельности организации.

— Предложено определение модели корпоративной памяти как элемента модели управления знаниями, реализующего в системе управления знаниями процессы создания, определения, сбора, выбора, хранения, распределения и применения знаний. Основными компонентами для формирования модели корпоративной памяти являются: цели и бизнес-задачи организации, носители неформализованных и формализованных знаний, процессы и технологии преобразования неявных и явных знаний (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация), создающие условия для разработки инноваций.

— Установлены задачи для моделирования корпоративной памяти, на основании чего разработана методика моделирования, состоящая из 7 этапов: 1. определение состава интеллектуальных ресурсов и их носителей для решения бизнес-задач- 2. диагностика существующих в организации интеллектуальных ресурсов и инноваций- 3. оценка доступности, сложности поиска, актуальности и возможности использования существующих знаний- 4. определение источников и способов приобретения новых знаний, необходимых для решения поставленных задач, и оценка степени сложности их поиска и приобретения- 5. определение процессов управления знаниями, носителей знаний и технологий (информационных и гуманитарных), обеспечивающих выбранные процессы.

— Разработана и предложена универсальная функционально-структурная модель корпоративной памяти и организационный план её реализации в системе управления знаниями, включающий этапы, процессы, способы оценки и поддержки её функционирования в системе управления знаниями инновационных компаний для обеспечения их конкурентоспособности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, представительным информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.

Значение полученных результатов для теории и практики. Положения и выводы, разработанные автором, ориентированы на их использование организациями в процессе совершенствования инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций. Выводы и рекомендации могут служить в дальнейшем основой для прикладных научно-методических разработок в данной области.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2007, 2008, 2010), на 23 всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Современные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» (Нижний Новгород, НГТУ, 2009), на 2 всероссийской научно-практической конференции «Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики» (Нижний Новгород, НГИЭИ, 2010), на 2 региональной научно-практической конференции «Проблемы менеджмента в сфере услуг» (Н.Новгород, НКИ, 2011), на 26 всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 201 1).

Внедрение результатов исследования. Практические рекомендации по формированию модели корпоративной памяти разработаны по результатам проведенного автором исследования в российских компаниях и государственных корпорациях. Результаты исследования нашли применение в Международном инновационном агентстве Приволжского федерального округа и Нижегородском филиале банка ЗАО АПБ «Солидарность».

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 12 работ общим объемом 2,97 пл., в т. ч. авторских — 2,81 пл., из них — 4 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 1,7 пл.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 137 страницах текста, содержит 14 рисунков, 12 таблиц, 5.

Выводы и рекомендации.

В диссертации установлено, корпоративная память — это способность организации к сбору, хранению, использованию, поддержанию актуальности, возможности применения и распространения знании, основанной на опыте, традициях и культуре, источники которой — это неформализованные (явные и неявные знания сотрудников) и формализованные (хранящиеся на бумажных н электронных носителях) организационные знания, законодательные акты и нормативные материалы, необходимые для формирования, поддержания и развития компетенций, выбранные по критериям актуальности, возможности их применения и использования в деятельности организации.

В диссертационной работе проведен развернутый анализ и исследование формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных компаний.

Основными выводами и рекомендациями в данном исследовании, можно считать следующие.

Корпоративная память включает в себя объекты — явные и неявные знания сотрудников, являющиеся неформализованнымиа также формализованные знания на элекФонных и бумажных носителях, принадлежащих организации.

Автором установлено, организационные знания должны обязательно использоваться в деятельности организации, чтобы стать объектом корпоративной памяти и быть актуальным для решения проблем.

Автором выделены элементы организационных знаний в качестве объектов корпоративной памяти — из элементов рыночных ресурсов входят процессы формирования бренда н торгового знака, покупательской приверженности и репутации, заключения франшизных и лицензионных соглашенийиз элементов человеческих ресурсов — процессы формирования мотивации к выполнению процессов для &bdquo-спользования.

135 опыта в деятельности, применения в работе знаний и профессиональной квалификации и развития умений и навыков, элементы объектов интеллектуальной собственности не являются объектами корпоративной памяти, из элементов инфраструктурных ресурсов — процессы использования аппаратного обеспечения, информационных технологий, сетевых систем связей, систем отношений и коммуникаций и организационных стандартов, развития корпоративной культуры и совершенствования управленческих процессов.

Моделирование корпоративной памяти — это процесс создания образа корпоративной памяти с определением задач, структуры, состава элементов и функций, включенных в общую систему управления знаниями, исходя из целей организации (стратегических целей, бизнес-задачи и целей в области управления знаниями).

Автором проанализирована практика построения моделей корпоративной памяти в зарубежных компаниях, в результате, которого определены виды целей и бизнес-задач организаций, решаемых за счет функционирования моделей корпоративной памяти. Отдельно автором отмечен опыт формирования моделей компаний Microsoft, Ernst & Young и IBM. В компании Microsoft репозитарий знаний как компонент модели корпоративной памяти зарегистрирован под отдельной торговой маркой «Microsoft Repository», в компании Ernst & Young модель корпоративной памяти функционирует в системе управления знаний, которая позволяет организации осуществлять свою деятельность в различных бизнесцентрах. В компании IBM для регулярного обмена интуитивно-практическими знаниями между работниками компания неформальные беседы, в ходе которых сотрудники рассказывают об опыте использования знаний.

Автором проанализирован опыт российских компаний в разработке моделей корпоративной памяти в системе управления знаниями для определения уровня осведомленности и заинтересованности.

136 современными технологиями управления знаниями и информационными технологиями, а также их применения для решения актуальных проблем в коммерческих организациях и государственных корпорациях, на основе разработке моделей корпоративной памяти.

Проведенный анализ системы управления знаниями в российских инновационных организациях, выявил ряд проблем управления знаниями на современном этапе, определяющий необходимость разработки моделей корпоративной памяти и ее функционирования в системе управления знаниями организации, кроме того автором выделены барьеры, которые препятствуют функционирования моделей корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций.

Автором сформированы основные этапы, принципы, процессы и методы проектирования модели корпоративной памяти как условия ее формирования в системе управления знаниями инновационных организаций.

Разработанная автором универсальная функционально-структурная модель, состоящая из взаимосвязанных блоков (целеполагательный, структурный, функциональный, результативный) обеспечивает возможность более четкого представления целенаправленного процесса формирования модели корпоративной памяти. Блоки представлены в модели в иерархическом порядке и разделены на уровни, также в каждом их них автором выделены функциональные подсистемы, обеспечивающие функционирование модели корпоративной памяти в системе управления знаний инновационных организаций.

Предложенные рекомендации по поддержке функционирования модели корпоративной памяти, состоящие из выполнения последовательных этапов и определения исполнителей, в системе управления знаниями необходимы в процессе совершенствования инновационной деятельности организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательский Дом «ИНФРА — М», 2002. — 128 с.
  2. Об электронной цифровой подписи: федеральный закон от 10 января 2002 г, № 1-ФЗ // Рос. Газета. -2002. 11 января.
  3. Об архивном деле: федеральный закон: от 22 октября 2004 г.- М.: Ось-89, 2005, — 16 с.
  4. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. Газета. 2006. — 29 июля.
  5. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р // Рос. Газета. 2004. — 28 сентября.
  6. О внесении изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ федеральной службы по финансовым рынкам от 14 декабря 2006 г. № 06−148/пз-н // Рос. Газета. -2007. 14 февраля.
  7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № Пр-212
  8. ГОСТ Р. 51 141−98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: -М.: Изд-во стандартов, 1998. 10 с.
  9. ГОСТ Р. 6.30−2003. Унифицированные системы документации.138
  10. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: М.: Изд-во стандартов, 2003. — 18 с.
  11. ГОСТ 7.1−2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления: М.: Изд-во стандартов, 2004. — 20 с.
  12. ГОСТ 7.11−2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и сочетаний на иностранных европейских языках: М.: Изд-во стандартов, 2004. — 22 с.
  13. ГОСТ Р 7.0.4−2006 Издания. Выходные сведения: Общие требования и правила оформления: -М.: Стандартинформ, 2006. 16 с.
  14. Кодекс корпоративного поведения
  15. Адизес, И Искусство меняться / И. Адизес // Harvard Business Review. -2006.-№ 9.
  16. , В. Управление знаниями: учебное пособие / В. Баранчеев. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. — 144 с.
  17. , А. Системы принятия решений и Хранилища Данных / А. Бирюков // Открытые системы. 1998. — № 4.
  18. Бичевина, Н Нормативное обеспечение электронного согласования договоров и совершения сделок в электронном виде / Н. Бичевина // Аудит Груп. 2006. -№ 11.
  19. , М.А. Создание системы управления в бизнес -организациях: Диссертация кандидата экономических наук. М., ГУУ, 2011.
  20. , Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. СПб.: Питер, 2001.-288с.
  21. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. — 205с.
  22. , A.B. Психология субъекта: индивида и группы / A.B. Брушлинский//Психологический журнал. том 23, № 1.- 2002, с.71−80
  23. , У., Уильяме, Р. Управление знаниями: руководство к действию. / У. Букович, Р. Уильяме. М.: ИНФРА-М, 2002. — 504с.
  24. , И.Г., Билянский, К).Г., Одинцов, A.A. Экспертные системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
  25. , О.Ю. Дисскурсный анализ организационной памяти / О. Ю. Василевский. (www.psychology.ru/lomonosov/tesises/eo.htm)
  26. , Л. Л., Леонтьев, Д.В. СУБД ADABAS основа универсального сервера баз данных / Л. Л. Винокуров, Д. В. Леонтьев // СУБД. — 1997. — № 2. — С. 36−40.
  27. , Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем : учебник для вузов / Т. А. Гаврилова СПб.: Питер, 2000.
  28. , Т.А., Хорошевский, В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. СПб.: Питер, 2001. -384с.
  29. , Т. А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем / Т. А. Гаврилова // Новости искусственного интеллекта. 2003. — № 2.
  30. Гаврилова, Спецификация знаний через структурирование: введение в CASE-технологию / Т. А. Гаврилова // Сборник трудов III конференции по искусственному интеллекту. Тверь, — 1992. — т. 2. -С. 113−116.
  31. , Т.А. Визуализация онтологий как инструмент приобретения знаний / Т. А. Гаврилова // Труды 4-го международного семинара по прикладной семиотике, семиотическому и интеллектуальному управлению ASC/IC99. М, 1999. — С. 34−41.
  32. , Т.А. Онтологический инжиниринг (Tutorial) / Т. А. Гаврилова // XI-th International Conference «Knowledge. Dialog. Solution». Varna, Bulgaria, 2005.
  33. , T.A., Кудрявцев, Д.В. Формирование корпоративной памяти на основе фасетной классификации / Т. А. Гаврилова, 1. Д.в.
  34. Кудрявцев. (httn://www.big.spb).
  35. , Т.А., Григорьев, Л.К). Разработка корпоративных систем управления знаниями /Т.А. Гаврилова, Л. Ю. Григорьев. -(httn://www.big.spb).
  36. , Т. Как создать КИС без аналитиков: скупой платит дважды / Т. А. Гаврилова. (httn://www.big.spb).
  37. , Т. Управление знаниями как корпоративная стратегия автоматизации /Т.А. Гаврилова. http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/uzcoфstrategautom.sht ml)
  38. , В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия / В. Галактионов // Директор ИС. 2002. — № 5. -(httn://www.big.spb.ru/ln/? www.osp.ru/cio/2002/05/006l .htm)
  39. , Д. Под гнетом информации / Д. Граммер // DM Review. -2000. № 3.
  40. , Т. От «регулярного менеджмента» к «бизнес-инжинирингу» Управление знаниями, второй раунд / Т. Давенпорт // Директор ИС. 2000. — № 4.
  41. Дейв, С. Oracle проектирование баз данных / С. Дейв. M.: BHV, 2000. — 560 с.
  42. , М.Г., Братимов О. В. и др. Практика глобализации игры и правила новой эпохи / М. Г. Делятин, О. В. Братимов. М.: Инфра — М, 2000.
  43. Дубова, H. SAN и NAS на пути к сближению / Н. Дубова // Открытые системы. -2002. -№ 4.
  44. , В.В., Ерохин, Д.В., Зайцева, Я. В. Интеллектуальный потенциал промышленного предприятия и способ его измерения / В. В. Евенко, Д. В. Ерохин, Я. В. Зайцева // Открытые системы. 2005. — № 1.
  45. , Н.Е. Введение в СУБД / Н. Е. Емельянов. М.: Наука, 1998.
  46. , А.П., Малиновский, В.П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов / А. П. Еремеев, В. П. Малиновский // 9-ая национальная конференция по искусственному интеллекту. т.2. — М, 2004.
  47. , Г. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования / Г. Калянов // Автоматизация в промышленности. -2004. № 7.
  48. , Д. Управление знаниями. Руководство по внедрению корпоративной системы управления знаниями / Д. Карен. М.: Добрая книга, 2005.
  49. , С.М. Интеллектуальные ресурсы общества / С. М. Климов. -СПб.: ИВЭСЭГ1, Знание, 2002. 199 с.
  50. , С. Технологии управления, основанные на знаниях / С. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. -С.85−89.
  51. , В.В. Управление знаниями: технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний. Учебное пособие / В. В. Лабоцкий. М.: Высшая школа, 2006. — 375 с.
  52. , О.И., Маломуж, С.С., Стернин, М. Ю. Интеллектуальные обучающие системы для пользователей лазерных технологических комплексов / О. И. Ларичев, С. С. Маломуж, М. Ю. Стернин // Новости искусственного интеллекта. 2003. -№ 4.
  53. , В. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных / В. Львов // Системы управления базами данных. -1997.-№ 3.-С. 30−40.
  54. В.П. Применение информационных технологий для повышения эффективности использования корпоративного опыта сотрудниками предприятия / В. П. Малиновский // Современный кадровый менеджмент. М.: ИПКгосслужбы, 2005.
  55. , В.П. Модель цикла обращения знаний в системе корпоративной памяти / В. П. Малиновский. (Ьип://?уу.1^.8рЬ).
  56. , А. Знания против информации или особенности работы менеджера в интеллектуальной организации / А. Маслов. -(http://www.polit.nnov.rU/2006/l l/24/knowledgeinfo/)
  57. , А. Управление знаниями в информационную эпоху (роль специалиста экономического профиля в организации информационных систем)
  58. А. Маслов. -(http://www.polit.nnov.ru/2006/12/07/knowledgesmart/)
  59. , О.В. Формирование компетентности организации в системе управления знаниями: Диссертация кандидата экономических наук. М., ГУУ, 2010.
  60. , Б.З., Румянцева, З.П., Смирнова, В.Г., Блинникова, А. В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: Дело, 2006. — 304 с.
  61. , А., Разумов, А. Информационные технологии управления знаниями стратегический ресурс. — (httn://www.big.spb).
  62. , Е. Подводные камни электронных потоков / Е. Некрасова //Аудит Труп. 2007. — № 1.
  63. , Н.В., Новиков, В.Г., и др. Основы социальной организации / Н. В. Новичков, В. Г. Новиков и др. Учеб. пособие для студентов вузов.-М.: 2009- 196 с.
  64. Ной, Н., МакГиннесс, Д. Разработка 101 онтологий: руководство по созданию вашей первой онтологии / Н. Ной, Д. МакГинесс // К.: Стэнфордский Университет. -2001httn://www.big.spb.ru/ln/?//ifets.ieee.org/Russian/depository/ontology 101)
  65. О’Лири, П. Управление корпоративными знаниями / П. О’Лири // Открытые системы. 1998. — № 4−5. — С. 31−39.
  66. , Э.В. Корпоративные системы управления знаниями / Э. В. Попов // Новости искусственного интеллекта. 2001. — № 1.
  67. , Э.В. Экспертные системы реального времени / Э. В. Попов // Новости искусственного интеллекта. 2005. — № 12.
  68. , И.Е. Технологии управления корпоративными знаниями / И. Е. Простаков. М.: Дело, 2005.
  69. , Н. Данные, Данные и только данные / Н. Раден // СотрШ-ег?еек М. — 1996. — № 8. — С. 28.
  70. , А.А. Концепции построения и реализации информационных систем, ориентированных на анализ данных / А. А. Сахаров // СУБД. 1996,-№ 4.-С. 55−70.
  71. , У., Леонард, Д., Шилдз, М., Абраме, Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value / У. Своп, Д. Шилдз и др. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 132 с.
  72. , П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Г1. Сенге // Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2003.-408 с.
  73. , О. Что такое база знаний и зачем она нужна / О. Смирнов.2004. -http://www.big.spb.ru/publications/other/km/basekmneed.shtml
  74. Степанова, Е Защита персональных данных в работе отдела кадров / Е. Степанова // Управление персоналом. 2000. — № 7.
  75. , Э. Логика развития информационно-поисковых языков / Э. Сукиасян // Научные и технические библиотеки 2004. — № 4.
  76. , В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика / В. Б. Тарасов. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. -352 с.
  77. , Ю.Ф. Создание обучающейся организации на основе интеллектуальных технологий / Ю. Ф. Тельнов // Девятая
  78. Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2004: Труды конференции. В 3-х т. -М.: Физматлит, 2004. С. 1068−1073.
  79. , Дж. Каждому пользователю свое представление данных / Дж. Тьяо // Computer Week-Москва. — 1996. — № 38. — С. 32−33.
  80. , X., Исудзука, М. Представление и использование знаний / X. Уэно, М. Исудзука. М.: Мир, 1998.
  81. , А., Елманова Н. Введение в OLAP: часть 2. Хранилища данных / А. Федоров, Н. Елманова // Копмьютер пресс. 2001. — № 38.
  82. , Е. Документация компании. Ненужные бумаги или корпоративная память? / Е. Ходак // Коммерческий директор. 2006. — № 5.http://www.big.spb.rU/ln/7http://kalyanov.by.ru/publications/57.pdf)
  83. , Д. Как удержаться на гребне технологических волн, нами же созданных / Д. Цикритзис // Jetlnfo .- 1997. № 16.
  84. Черняк, J1. Управление знаниями и информационные технологии / Л. Черняк // Открытые системы. 2001. — № 3.
  85. Черняк, JI. IP для сетей хранения / JI. Черняк // Открытые системы. -2002. № 1.
  86. , Н. Факторы управления знаниями / Н. Шпак /. Менеджмент сегодня. -2004. № 1,2.
  87. , М., Моргунов, Е. Управление знаниями: второй этап развития / М. Ярушина, Е. Моргунов // Управление персоналом. -2003.-№ 5.-С. 32−35.
  88. Знания жила. Золотая. // Карьера. — 2009. — № 8. Новые программы корпоративного обучения в среде управления знаниями: опыт зарубежных компаний //Генеральный директор. -2005. -№ 2.
  89. Инновационная активность компании. // Эксперт-инновации. 2011. -№ 6.
  90. Помнить все. // Управление компанией. 2007. — № 3.146
  91. Управление знаниями. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  92. Управление знаниями в компании: подходы, технологии, практика. // Управление компанией. 2007. — № 3.
  93. Управление знаниями в компании. или как найти необходимую информацию за пять секунд // Connect. Мир связи. 2007. — № 5.
  94. Формируем информационную культуру // IT-TIME: информационные технологии в ТЕК. 2010. — № 1(11).
  95. Е Rwin на службе у банков. Проектирование информационных хранилищ. (http://www.interface.ru/).
  96. Abecker, A., Bernardi, A., Hinkelmann, К., Kuhn, О., Sintek М. Toward Technology for Organizational Memories IEEE / A. Abecker, A. Bernardi, K.-New -York, 1995.
  97. Adeli Knowledge Engineering / Adeli. New-York: McGraw -HillPublishing Company, 1994.
  98. Borghoff, U. Information Technology for Knowledge Management / U. Borghoff. -Bln.: Springer-Verlag, 1998.
  99. Borghoff, U., Pareschi, R. Information Technology for Knowledge Management / U. Borghoff, R. Pareschi. Bln.: Springer-Verlag, 1998.
  100. Drucker, P. The Age of Social Transformation / P. Drucker // The Atlantic Monthly. 1998. — № 5., P. 53−80.
  101. Feldman, S. The high cost of not finding information / S. Feldman // KM World. Camden, ME: Knowledge Asset Media, 2004. P.8
  102. Fischer, M.M. Innovation, knowledge creation and systems of innovation / M.M. Fischer // The Annals of Regional Science. 2001. -№ 2.
  103. Hackathorn, D. Reinventing Enterprise Systems Via Data Warehousing /D Hackathorn. Washington, 1995.
  104. Harmon, P. The Size of the Commercial AI Market in the US / P. Harmon // Intelligent Software Strategies. 1994. — № 10. — P. 1−6.
  105. Hayes-Roth, N. The State of Enowledge-Based Systems. / N. Hayes-Roth // Communications of the ACM. 1994. — № 3. — P.27−39.
  106. Hinkelmann, O. Kuhn, M. / O. Hinkelmann, M. Kuhn // Intelligent Systems. -1998. № 3. — P. 40−48.
  107. Hurwitz, J. The Evolution of Metadata / J. Hurwitz // DBMS. 1997. -№ 8.- P. 12−15.
  108. Huynh, M., Poplcin, L. Constructing a corporate memory infrastructure from Internet Discovery Technologies / M. Huynh, L. Popkin-(http://www.ncsa.uiuc.edu/SDG/IT94/Proceedings/CorInfSys/huynh/cmi.ht ml)
  109. Inmon, W.H. Building The Data Warehouse. Second Edition. / W.H. Inmon. New-York: John Wiley. — 1993.
  110. Kuhn Corporate Memories for Knowledge Management in Industrial Practice: Prospects and Challenges / Kuhn. New-York, 1998.
  111. Kuhn Integrated Knowledge Utilization and Evolution for the Conservation of Corporate Know-How / Kuhn // ISMICK'94: Int. Symposium on the Management of Industrial and Corporate Knowledge. New-York, 1994
  112. Leibowitz, J. Knowledge management handbook / J. Leibowitz. CRC Press, 1999.
  113. Macintosh Knowledge asset management / Macintosh // Airing. 1997. -№ 20
  114. Nonaka The Knowledge-Creating Company / Nonaka. New York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
  115. Nonaka, I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company / I. Nonaka, I. Takeuchi. -New -York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
  116. Olivera, F. Memory systems in organizations: an empirical investigation of mechanism for knowledge collection, storage and access / F. Olivera// Journal of Management Studies. 2000. — № 9. — P.810−832.
  117. Senge, P.M. The Fifth Discipline / P.M. Senge. New York: Doubleday, 1990.
  118. Stewart, Thomas A. Intellectual Capital / Thomas A. Stewart. London.: Nicholas Brealey Publishing, 1998.
  119. Wiig Knowledge management is no illusion! / Wiig // Proc. of the First International Conference on Practical Aspects of Knowledge Management.- Zurich, Switzerland: Swiss Informaticians Society, 1996.
  120. Licklider, J.C.R. Man-Computer Symbiosis / J.C.R. Licklider. -(http://memex.org/licklider.html).
  121. Licklider, J.C.R., Robert W. The Computer as a Communication Device / J.C.R. Licklider, W. Robert. (http://memex.org/licklider.html).
  122. Sacks, D. Demystifying storage networking / D. Sacks. -(http://www.storage.ibm.com/ snetwork/ nas/ stonet. html).
  123. Skyrme, David J. Knowledge Management Solutions The IT Contribution / David J. Skyrme. — (www.skreme.com).
  124. Stein, E., V. Zwass Actualizing Organizational Memory with Information Technology / E. Stein, V. Zwass // Information Systems Research. 1995.- № 6.-P. 85−117.
  125. Walsh, J., Ungson, G. Organizational memory / J. Walsh, G. Ungson // Academy of Management Review. 1991. -№ 16. — P. 57−91.
  126. Organizing Corporate Memories (http://www.cmsi.com/business/info).
  127. Storage management for the information age // Hurwitz report. 2001. -№ 7
  128. Исследованные коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на федеральном (общероссийском) уровне
  129. Наименование организации Ф.И.О. руководителя Характеристика деятельности
  130. ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Липатов Сергей Владимирович -президент Строительство волоконно-оптических сетей связи в полосе отвода железных дорог
  131. ОАО «РБК Ровенский Юрий Александрович -ген. директор Информационные системы» Оказание информационных и консультационных услуг, предоставление полного спектра интернет-услуг.
  132. ОАО «Зарубежстрой» Посохов Сергей Владимирович -ген. директор Крупная строительная компания широкого профиля.
  133. ЗАО «Строительное управление № 155» Мещеряков Александр Сергеевич -ген. директор Осуществление крупных строительно-инвестиционных проектов, транспортные услуги, и т. д.
  134. ОАО «Центр Международной Торговли» Серов Валерий Михайлович -ген. директор Крупнейший гостинично-выставочный комплекс.
  135. ЗАО «Глобус-Телеком» Семенов Сергей Валерьевич президент Предоставление услуг местной, междугородной и международной телефонной связи.
  136. АКОТ «РОСАВТОТРАНС» Иванова Наталия Васильевна -- президент Грузовые, пассажирские перевозки- транспортная экспедиция- издательская деятельность.
  137. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» Солодкин Владимир Михайлович — ген. директор Лапин Сергей Александрович -директор по финансам и экономике Предоставление услуг почтовой связи (экспресс-почта).
  138. ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» Иконникова Ирина Валерьевна -президент Брокерская деятельность- дилерская деятельность- деятельность по управлению ценными бумагами- депозитарная деятельность.
  139. ОАО «Сибирский банк развития бизнеса» Рыбалко Марина Анатольевна -председатель правления Кравченко Эдуард Анатольевич -заместитель председателя правления Банковская деятельность.
  140. Государственные корпорации в Российской Федерации по состоянию на 2010 год, включенные в исследование
  141. Анкета исследования управления знаниями коммерческих организацийи государственных корпораций
  142. Что из перечисленного, Вы, относите к знаниям? а) убеждения и моральные ценности-б) идеи и изобретения-в) суждения-г) навыки и профессиональные познания-д)теории-е) компетенции-ж) отношения-з) мнения-и) понятия-к) прошлый опыт.
  143. Управление знаниями (УЗ) в компании это? а) формирование, обновление и применение активов знаний-б) деятельность по обеспечению доступа к опыту, данным и знаниям.
  144. Основная задача УЗ в компании? а) эффективное использование имеющихся знаний для снижения затрат и увеличения производительности-б) выдвижение инноваций в знаниях, создание новых конкурентных продуктов для увеличения прибыли.
  145. Какова, Ваша, основная цель по созданию СУЗ в компании? а) выполнение приказа руководства-б) использование модной тенденции-в) доступность знаний и повторное их использование
  146. Какие технологии для применения СУЗ, Вы, используйте в компании? а) электронная почта-б) базы и хранилища данных-в) корпоративные сети и Интернет-г) экспертные системы и базы знаний.
  147. Выберите из перечисленных внешних и внутренних источников создания знаний, те, которые, Вы, используйте в деятельности компании?
  148. Публикации Творческие работники
  149. Внешние консультационные услуги
  150. Ведомственные и отраслевые материалы
  151. Коммерческие базы знаний Конференции (отраслевые, межотраслевые) Семинары
  152. Информация от агентов рынка, от потребителей и поставщиков Научные исследования (отраслевые, межотраслевые) Средства массовой информацииорганизации
  153. Политика, практика и методы работы1. Стратегия развития
  154. Корпоративное управление Организационная структура
  155. Стратегическое планирование Оперативное планирование1. Практический опыт работы
  156. Новые методы и принципы работы
  157. Материалы исследований в Интернете Корпоративные сети
  158. Какие из перечисленных технологий преобразования знаний, Вынаиболее, часто используйте в деятельности компании? а) личные встречи и обмен опытом-б) оп-Нпе-встречи-в) сетевые конференции и форумы-г) архивы-д) дистанционное обучение.
  159. Что, по Вашему мнению, представляет собой корпоративная память? а) база знаний-б) банки знаний-в) хранилище знаний-г) архив.
  160. Развитие и совершенствование, Вашего персонала, за счет? а) организации внутренних семинаров-б) изучения новых подходов и методологий-в) практической работы над поставленными задачами.12. Что такое память?
  161. Какие типы памяти, Вам, известны?14. Что такое запоминание?
  162. При извлечении знаний, какой из перечисленных аспектов, на Ваш взгляд, наиболее важен? а) психологический-б) лингвистический-в) гносеологический (познавательный)-г) методический.
  163. Перед, Вами, следующая ситуация: Вы ведущий эксперт в определенной области, приглашенный извне аналитик беседует с Вами, с целью извлечения знаний.
  164. Что, на первый взгляд, для Вас, наиболее важно в беседе? а) место-б) время-в) оборудование и мебель-г) пол и возраст аналитика.
  165. В ходе общения с аналитиком, Вы, обращаете внимание на его? а) доброжелательность-б) настойчивость-в) внимание-г) чувство юмора-д) собранность-е) наблюдательность.
  166. Какие, на Ваш взгляд, должен использовать аналитик профессиональные приемы? а) жесты-б) мимику-в) тепа и стиль речи.
  167. Какая из перечисленных методик извлечения знаний, наиболее, Вам, подходит? а) круглый стол-б) ролевые игры-в) анкетирование-г) интервью-д) экспертные игры-
  168. Какова, Ваша, основная мотивация для работы с аналитиком? а) возможное вознаграждение-б) интерес-в) принуждение-г) желание поделиться знаниями.
  169. Какие виды из перечисленных компьютерных систем, Вы, используйте в деятельности компании? а) интернет и интранет-б) база данных-в) экспертные и интеллектуальные системы-г) электронные библиотеки.
  170. Электронной форма корпоративной памяти это? а) электронная база данных-б) совокупность серверов компании-в) электронный архив-г) репозитарий знаний.
  171. При работе со знаниями на бумажных носителях (документами, текстами, статьями, схемами) для, Вас, наиболее важно? а) условия хранения (место, оборудование)-б) доступ к информации-в) постоянный учет и контроль-г) исполнение и передача.
  172. Анкета исследования использования модели корпоративной памяти в компании ОАО «РБК Информационные системы»
  173. Какое подразделение (отдел, специалист) отвечает за управление знаниями?
  174. Какие компьютерные информационные технологии и автоматизированные системы, Вы, применяете в своей деятельности? а) интернет и интранет-б) компьютерные офисные технологии-в) некомпьютерные офисные технологии-г) «электронный офис»
  175. Что, по Вашему мнению, представляет собой корпоративная память? а) база знаний-б) банки знаний-в) хранилище знаний-г) архив.
  176. Хранение электронных документов осуществляется в форме? а) электронного архива-б) репозитария знаний-в) базы электронных носителей.
Заполнить форму текущей работой