Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций
Несмотря на существующие исследования проблем развития инновационной деятельности в организациях и повышения конкурентоспособности на основе управления знаниями до настоящего времени не разработан комплексный подход к формированию модели корпоративной памяти, обеспечивающий совершенствование процессов управления знаниями. В результате анализа существующих работ, посвященных проблематике… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности компаний Ю
- 1. 1. Корпоративная память: понятие, сущность, источники и 10 структура
- 1. 2. Роль корпоративной памяти в инновационной 23 деятельности организации
- 1. 3. Особенности моделирования корпоративной памяти 35 в системе управления знаниями
- Глава 2. Анализ функционирования моделей корпоративной памяти в инновационных организациях
- 2. 1. Анализ построения моделей в зарубежных компаниях
- 2. 2. Опыт российских организаций в разработке моделей корпоративной памяти
- 2. 3. Проблемы функционирования моделей корпоративной памяти в инновационных организациях
- Глава 3. Организация функционирования модели корпоративной памяти
- 3. 1. Организация и методы проектирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями
- 3. 2. Разработка и поддержка функционально-структурной модели корпоративной памяти
- 3. 3. Оценка функционирования модели корпоративной памяти в инновационных организациях
Формирование модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В условиях инновационной экономики знания становятся одним из ключевых факторов конкурентоспособности и источником экономического роста. Для обеспечения инновационной деятельности, создания новых знаний и реализации их в товарах и услугах необходимость управления знаниями в организации возрастает. В связи с высоким ускорением потока и непрерывным увеличением объёма информации, усложнятся проблема поиска и достоверности информации и её обработки. Высокая динамика внешней среды и меняющиеся требования к организационным компетенциям усиливают значимость для создания конкурентных преимуществ способности организации к сбору, хранению, использованию, поддержанию актуальности, возможности применения и распространения знаний.
Такой способностью, основанной на опыте, традициях и культуре организации является корпоративная память, источники которой — это неформализованные (явные и неявные знания сотрудников) и формализованные (хранящиеся на бумажных и электронных носителях) организационные знания, законодательные акты и нормативные материалы, необходимые для формирования, поддержания и развития компетенций, выбранные по критериям актуальности, возможности их применения и использования в деятельности организации.
Проблемы накопления знаний, с одной стороны, и определения критериев ценности для их сохранения в связи с «амортизацией» знаний — с другой, инициируют исследование процессов управления организационными знаниями как источников корпоративной памяти. Формирование модели корпоративной памяти с ориентиром на цели и бизнес-задачи и процессы преобразования неявных знаний в явные, их формализации и использования становятся особенно важными для развития инновационной деятельности компаний. 3.
Степень разработанности проблемы. В последние два десятилетия резко возросли и расширились исследования в области управления знаниями. Термин «корпоративная память» был предложен немецкими учеными Отто Кёном и Андреасом Абекером в 1995 году для поддержки деятельности корпораций (Юнилевер, Суисэйр и др.) по управлению знаниями и определен как «система, которая охватывает накопленное умение компании и другие активы знания и делает их доступными для повышения эффективности процессов работы со знаниями».
При рассмотрении теоретических вопросов, охватывающих проблематику управления знаниями, автор опирался на труды зарубежных и отечественных ученых: Э. Брукинг, У. Букович, Р. Уилльямс, Т. Давенпорт, П. Сенге, П. Дукер, И. Нонака, Х. Такеучи, Б. З. Мильнер, А.А.Г апоненко, З. П. Румянцева, А. Г. Чесноков, В. Г. Смирнова, Т. М. Орловав области проблем управления инновациями: Н. И. Лапина, Г. А. Морозовой,.
A.А.Дынкина, А. И. Пригожина, Л. В. Соколовой, и др.
Вопросы стратегического управления орг анизацией и формирования конкурентных преимуществ развивали в своих работах зарубежные исследователи Г. Канак, Р. Каплан, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, В. Макелвил, М. Мелоун, Д. Нортон, Т. Стюарт, Л. Фаэй и российские авторы Г. Л. Азоев,.
B.Г.Антонов, И. Б. Гурков, В. С. Катькало, А. Г. Поршнев и /другие. Проблемы корпоративной памяти рассматривались О. Кеном,.
A.Абекером, Д. Валшем, Дж. Юнгсоном, Т. А. Гавриловой и.
B.П.Малиновским.
Несмотря на существующие исследования проблем развития инновационной деятельности в организациях и повышения конкурентоспособности на основе управления знаниями до настоящего времени не разработан комплексный подход к формированию модели корпоративной памяти, обеспечивающий совершенствование процессов управления знаниями. В результате анализа существующих работ, посвященных проблематике накопления, сохранения и использования 4 знаний была выявлена ориентация на развитие и внедрение информационных технологий и коммуникаций в организации. Вопросы обеспечения процессов управления неявными знаниями, в частности: сохранения, накопления, обмена, преобразования в явные, их формализации и применения требуют особого изучения, как одного из важных аспектов менеджмента организации в условиях инновационной экономики.
Цель исследования — разработка теоретических положений и методических рекомендаций по формированию модели корпоративной памяти в системе управления знаниями как условия для обеспечения инновационной деятельности организации.
Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие задачи:
— систематизировать существующие подходы к определению понятия «корпоративная память», определить его содержание, состав элементов из интеллектуальных ресурсов, источники и свойства;
— раскрыть понятие «модель корпоративной памяти», определить основные её компоненты в системе управления знаниями для повышения конкурентоспособности организации;
— установить и проанализировать взаимосвязь модели корпоративной памяти и модели управления знаниями инновационных организаций;
— выявить факторы, влияющие на процесс формирования модели корпоративной памяти и определить условия её функционирования;
— предложить подход к организации функционирования модели корпоративной памяти и оценить её влияние на инновационную деятельность компании.
Объектом исследования являются организации, формирующие и использующие модели корпоративной памяти для создания инноваций.
Предметом исследования являются процессы формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями. 5.
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории организации, управления инновациями, информационного менеджмента, управления знаниями и психологии.
Методология исследования основывается на применении комплексного подхода. В процессе исследования применялись методы логического анализа, аналогии, экспертных оценок, наблюдения, сравнения, системный анализ и др.
Информационно-эмпирической базой исследования являются материалы обследований инновационной деятельности 29-ти российских организаций в том числе, ООО «АТОН», ОАО «Акционерная финансовая корпорация «Система», ЗАО «Глобус-Телеком», ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». На вопросы ответили 59 респондентов — сотрудники исследуемых организаций. В компании ОАО «РБК Информационные системы» автором было проведено отдельное исследование, целью которого являлся анализ функционирования модели корпоративной памяти. В диссертации также были использованы материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, данных консалтинговых компаний, публикации в периодической печати, материалов научно-практических конференций, материалов специализированных сайтов Internet. Нормативной правовой основой диссертационного исследования послужили законодательные, нормативно-методические издания, стандарты российских правительственных учреждений и организаций.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании корпоративной памяти как условия для обеспечения инновационной деятельности компании и разработке подхода к 6 организации функционирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных компаний для повышения их конкурентоспособности.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем:
— Систематизированы подходы к определению понятия «корпоративная память» по областям его применения (психология, информационный менеджмент, управление организацией) — выявлены общие свойства и предложено определение корпоративной памяти как способности организации сохранять, накапливать и воспроизводить неформализованные и формализованные организационные знания, составляющие её опыт и традиции, которые необходимы для формирования компетенций организации.
— Определены источники для корпоративной памяти из интеллектуальных ресурсов организации (рыночных, человеческих, инфраструктурных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности), выбранные по критериям актуальности знаний для повышения её конкурентоспособности, и возможности их хранения и использования в инновационной деятельности организации.
— Предложено определение модели корпоративной памяти как элемента модели управления знаниями, реализующего в системе управления знаниями процессы создания, определения, сбора, выбора, хранения, распределения и применения знаний. Основными компонентами для формирования модели корпоративной памяти являются: цели и бизнес-задачи организации, носители неформализованных и формализованных знаний, процессы и технологии преобразования неявных и явных знаний (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация), создающие условия для разработки инноваций.
— Установлены задачи для моделирования корпоративной памяти, на основании чего разработана методика моделирования, состоящая из 7 этапов: 1. определение состава интеллектуальных ресурсов и их носителей для решения бизнес-задач- 2. диагностика существующих в организации интеллектуальных ресурсов и инноваций- 3. оценка доступности, сложности поиска, актуальности и возможности использования существующих знаний- 4. определение источников и способов приобретения новых знаний, необходимых для решения поставленных задач, и оценка степени сложности их поиска и приобретения- 5. определение процессов управления знаниями, носителей знаний и технологий (информационных и гуманитарных), обеспечивающих выбранные процессы.
— Разработана и предложена универсальная функционально-структурная модель корпоративной памяти и организационный план её реализации в системе управления знаниями, включающий этапы, процессы, способы оценки и поддержки её функционирования в системе управления знаниями инновационных компаний для обеспечения их конкурентоспособности.
Обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, представительным информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.
Значение полученных результатов для теории и практики. Положения и выводы, разработанные автором, ориентированы на их использование организациями в процессе совершенствования инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций. Выводы и рекомендации могут служить в дальнейшем основой для прикладных научно-методических разработок в данной области.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2007, 2008, 2010), на 23 всероссийской конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Современные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» (Нижний Новгород, НГТУ, 2009), на 2 всероссийской научно-практической конференции «Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики» (Нижний Новгород, НГИЭИ, 2010), на 2 региональной научно-практической конференции «Проблемы менеджмента в сфере услуг» (Н.Новгород, НКИ, 2011), на 26 всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ, 201 1).
Внедрение результатов исследования. Практические рекомендации по формированию модели корпоративной памяти разработаны по результатам проведенного автором исследования в российских компаниях и государственных корпорациях. Результаты исследования нашли применение в Международном инновационном агентстве Приволжского федерального округа и Нижегородском филиале банка ЗАО АПБ «Солидарность».
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 12 работ общим объемом 2,97 пл., в т. ч. авторских — 2,81 пл., из них — 4 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 1,7 пл.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 137 страницах текста, содержит 14 рисунков, 12 таблиц, 5.
Выводы и рекомендации.
В диссертации установлено, корпоративная память — это способность организации к сбору, хранению, использованию, поддержанию актуальности, возможности применения и распространения знании, основанной на опыте, традициях и культуре, источники которой — это неформализованные (явные и неявные знания сотрудников) и формализованные (хранящиеся на бумажных н электронных носителях) организационные знания, законодательные акты и нормативные материалы, необходимые для формирования, поддержания и развития компетенций, выбранные по критериям актуальности, возможности их применения и использования в деятельности организации.
В диссертационной работе проведен развернутый анализ и исследование формирования модели корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных компаний.
Основными выводами и рекомендациями в данном исследовании, можно считать следующие.
Корпоративная память включает в себя объекты — явные и неявные знания сотрудников, являющиеся неформализованнымиа также формализованные знания на элекФонных и бумажных носителях, принадлежащих организации.
Автором установлено, организационные знания должны обязательно использоваться в деятельности организации, чтобы стать объектом корпоративной памяти и быть актуальным для решения проблем.
Автором выделены элементы организационных знаний в качестве объектов корпоративной памяти — из элементов рыночных ресурсов входят процессы формирования бренда н торгового знака, покупательской приверженности и репутации, заключения франшизных и лицензионных соглашенийиз элементов человеческих ресурсов — процессы формирования мотивации к выполнению процессов для &bdquo-спользования.
135 опыта в деятельности, применения в работе знаний и профессиональной квалификации и развития умений и навыков, элементы объектов интеллектуальной собственности не являются объектами корпоративной памяти, из элементов инфраструктурных ресурсов — процессы использования аппаратного обеспечения, информационных технологий, сетевых систем связей, систем отношений и коммуникаций и организационных стандартов, развития корпоративной культуры и совершенствования управленческих процессов.
Моделирование корпоративной памяти — это процесс создания образа корпоративной памяти с определением задач, структуры, состава элементов и функций, включенных в общую систему управления знаниями, исходя из целей организации (стратегических целей, бизнес-задачи и целей в области управления знаниями).
Автором проанализирована практика построения моделей корпоративной памяти в зарубежных компаниях, в результате, которого определены виды целей и бизнес-задач организаций, решаемых за счет функционирования моделей корпоративной памяти. Отдельно автором отмечен опыт формирования моделей компаний Microsoft, Ernst & Young и IBM. В компании Microsoft репозитарий знаний как компонент модели корпоративной памяти зарегистрирован под отдельной торговой маркой «Microsoft Repository», в компании Ernst & Young модель корпоративной памяти функционирует в системе управления знаний, которая позволяет организации осуществлять свою деятельность в различных бизнесцентрах. В компании IBM для регулярного обмена интуитивно-практическими знаниями между работниками компания неформальные беседы, в ходе которых сотрудники рассказывают об опыте использования знаний.
Автором проанализирован опыт российских компаний в разработке моделей корпоративной памяти в системе управления знаниями для определения уровня осведомленности и заинтересованности.
136 современными технологиями управления знаниями и информационными технологиями, а также их применения для решения актуальных проблем в коммерческих организациях и государственных корпорациях, на основе разработке моделей корпоративной памяти.
Проведенный анализ системы управления знаниями в российских инновационных организациях, выявил ряд проблем управления знаниями на современном этапе, определяющий необходимость разработки моделей корпоративной памяти и ее функционирования в системе управления знаниями организации, кроме того автором выделены барьеры, которые препятствуют функционирования моделей корпоративной памяти в системе управления знаниями инновационных организаций.
Автором сформированы основные этапы, принципы, процессы и методы проектирования модели корпоративной памяти как условия ее формирования в системе управления знаниями инновационных организаций.
Разработанная автором универсальная функционально-структурная модель, состоящая из взаимосвязанных блоков (целеполагательный, структурный, функциональный, результативный) обеспечивает возможность более четкого представления целенаправленного процесса формирования модели корпоративной памяти. Блоки представлены в модели в иерархическом порядке и разделены на уровни, также в каждом их них автором выделены функциональные подсистемы, обеспечивающие функционирование модели корпоративной памяти в системе управления знаний инновационных организаций.
Предложенные рекомендации по поддержке функционирования модели корпоративной памяти, состоящие из выполнения последовательных этапов и определения исполнителей, в системе управления знаниями необходимы в процессе совершенствования инновационной деятельности организаций.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М.: Издательский Дом «ИНФРА — М», 2002. — 128 с.
- Об электронной цифровой подписи: федеральный закон от 10 января 2002 г, № 1-ФЗ // Рос. Газета. -2002. 11 января.
- Об архивном деле: федеральный закон: от 22 октября 2004 г.- М.: Ось-89, 2005, — 16 с.
- Об информации, информационных технологиях и защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. Газета. 2006. — 29 июля.
- Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. № 1244-р // Рос. Газета. 2004. — 28 сентября.
- О внесении изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: Приказ федеральной службы по финансовым рынкам от 14 декабря 2006 г. № 06−148/пз-н // Рос. Газета. -2007. 14 февраля.
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. № Пр-212
- ГОСТ Р. 51 141−98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: -М.: Изд-во стандартов, 1998. 10 с.
- ГОСТ Р. 6.30−2003. Унифицированные системы документации.138
- Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: М.: Изд-во стандартов, 2003. — 18 с.
- ГОСТ 7.1−2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления: М.: Изд-во стандартов, 2004. — 20 с.
- ГОСТ 7.11−2004 Библиографическая запись. Сокращение слов и сочетаний на иностранных европейских языках: М.: Изд-во стандартов, 2004. — 22 с.
- ГОСТ Р 7.0.4−2006 Издания. Выходные сведения: Общие требования и правила оформления: -М.: Стандартинформ, 2006. 16 с.
- Кодекс корпоративного поведения
- Адизес, И Искусство меняться / И. Адизес // Harvard Business Review. -2006.-№ 9.
- Баранчеев, В. Управление знаниями: учебное пособие / В. Баранчеев. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2005. — 144 с.
- Бирюков, А. Системы принятия решений и Хранилища Данных / А. Бирюков // Открытые системы. 1998. — № 4.
- Бичевина, Н Нормативное обеспечение электронного согласования договоров и совершения сделок в электронном виде / Н. Бичевина // Аудит Груп. 2006. -№ 11.
- Бочарова, М.А. Создание системы управления в бизнес -организациях: Диссертация кандидата экономических наук. М., ГУУ, 2011.
- Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. СПб.: Питер, 2001.-288с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. — 205с.
- Брушлинский, A.B. Психология субъекта: индивида и группы / A.B. Брушлинский//Психологический журнал. том 23, № 1.- 2002, с.71−80
- Букович, У., Уильяме, Р. Управление знаниями: руководство к действию. / У. Букович, Р. Уильяме. М.: ИНФРА-М, 2002. — 504с.
- Бурыкин, И.Г., Билянский, К).Г., Одинцов, A.A. Экспертные системы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
- Василевский, О.Ю. Дисскурсный анализ организационной памяти / О. Ю. Василевский. (www.psychology.ru/lomonosov/tesises/eo.htm)
- Винокуров, Л. Л., Леонтьев, Д.В. СУБД ADABAS основа универсального сервера баз данных / Л. Л. Винокуров, Д. В. Леонтьев // СУБД. — 1997. — № 2. — С. 36−40.
- Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем : учебник для вузов / Т. А. Гаврилова СПб.: Питер, 2000.
- Гаврилова, Т.А., Хорошевский, В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем / Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский. СПб.: Питер, 2001. -384с.
- Гаврилова, Т. А. Онтологический подход к управлению знаниями при разработке корпоративных информационных систем / Т. А. Гаврилова // Новости искусственного интеллекта. 2003. — № 2.
- Гаврилова, Спецификация знаний через структурирование: введение в CASE-технологию / Т. А. Гаврилова // Сборник трудов III конференции по искусственному интеллекту. Тверь, — 1992. — т. 2. -С. 113−116.
- Гаврилова, Т.А. Визуализация онтологий как инструмент приобретения знаний / Т. А. Гаврилова // Труды 4-го международного семинара по прикладной семиотике, семиотическому и интеллектуальному управлению ASC/IC99. М, 1999. — С. 34−41.
- Гаврилова, Т.А. Онтологический инжиниринг (Tutorial) / Т. А. Гаврилова // XI-th International Conference «Knowledge. Dialog. Solution». Varna, Bulgaria, 2005.
- Гаврилова, T.A., Кудрявцев, Д.В. Формирование корпоративной памяти на основе фасетной классификации / Т. А. Гаврилова, 1. Д.в.
- Кудрявцев. (httn://www.big.spb).
- Гаврилова, Т.А., Григорьев, Л.К). Разработка корпоративных систем управления знаниями /Т.А. Гаврилова, Л. Ю. Григорьев. -(httn://www.big.spb).
- Гаврилова, Т. Как создать КИС без аналитиков: скупой платит дважды / Т. А. Гаврилова. (httn://www.big.spb).
- Гаврилова, Т. Управление знаниями как корпоративная стратегия автоматизации /Т.А. Гаврилова. http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/km/uzcoфstrategautom.sht ml)
- Галактионов, В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия / В. Галактионов // Директор ИС. 2002. — № 5. -(httn://www.big.spb.ru/ln/? www.osp.ru/cio/2002/05/006l .htm)
- Граммер, Д. Под гнетом информации / Д. Граммер // DM Review. -2000. № 3.
- Давенпорт, Т. От «регулярного менеджмента» к «бизнес-инжинирингу» Управление знаниями, второй раунд / Т. Давенпорт // Директор ИС. 2000. — № 4.
- Дейв, С. Oracle проектирование баз данных / С. Дейв. M.: BHV, 2000. — 560 с.
- Делятин, М.Г., Братимов О. В. и др. Практика глобализации игры и правила новой эпохи / М. Г. Делятин, О. В. Братимов. М.: Инфра — М, 2000.
- Дубова, H. SAN и NAS на пути к сближению / Н. Дубова // Открытые системы. -2002. -№ 4.
- Евенко, В.В., Ерохин, Д.В., Зайцева, Я. В. Интеллектуальный потенциал промышленного предприятия и способ его измерения / В. В. Евенко, Д. В. Ерохин, Я. В. Зайцева // Открытые системы. 2005. — № 1.
- Емельянов, Н.Е. Введение в СУБД / Н. Е. Емельянов. М.: Наука, 1998.
- Еремеев, А.П., Малиновский, В.П. Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе для подготовки менеджеров проектов / А. П. Еремеев, В. П. Малиновский // 9-ая национальная конференция по искусственному интеллекту. т.2. — М, 2004.
- Калянов, Г. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования / Г. Калянов // Автоматизация в промышленности. -2004. № 7.
- Карен, Д. Управление знаниями. Руководство по внедрению корпоративной системы управления знаниями / Д. Карен. М.: Добрая книга, 2005.
- Климов, С.М. Интеллектуальные ресурсы общества / С. М. Климов. -СПб.: ИВЭСЭГ1, Знание, 2002. 199 с.
- Кузнецов, С. Технологии управления, основанные на знаниях / С. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. -С.85−89.
- Лабоцкий, В.В. Управление знаниями: технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний. Учебное пособие / В. В. Лабоцкий. М.: Высшая школа, 2006. — 375 с.
- Ларичев, О.И., Маломуж, С.С., Стернин, М. Ю. Интеллектуальные обучающие системы для пользователей лазерных технологических комплексов / О. И. Ларичев, С. С. Маломуж, М. Ю. Стернин // Новости искусственного интеллекта. 2003. -№ 4.
- Львов, В. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных / В. Львов // Системы управления базами данных. -1997.-№ 3.-С. 30−40.
- Малиновский В.П. Применение информационных технологий для повышения эффективности использования корпоративного опыта сотрудниками предприятия / В. П. Малиновский // Современный кадровый менеджмент. М.: ИПКгосслужбы, 2005.
- Малиновский, В.П. Модель цикла обращения знаний в системе корпоративной памяти / В. П. Малиновский. (Ьип://?уу.1^.8рЬ).
- Маслов, А. Знания против информации или особенности работы менеджера в интеллектуальной организации / А. Маслов. -(http://www.polit.nnov.rU/2006/l l/24/knowledgeinfo/)
- Маслов, А. Управление знаниями в информационную эпоху (роль специалиста экономического профиля в организации информационных систем)
- А. Маслов. -(http://www.polit.nnov.ru/2006/12/07/knowledgesmart/)
- Малыгина, О.В. Формирование компетентности организации в системе управления знаниями: Диссертация кандидата экономических наук. М., ГУУ, 2010.
- Мильнер, Б.З., Румянцева, З.П., Смирнова, В.Г., Блинникова, А. В. Управление знаниями в корпорациях: Учебное пособие / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: Дело, 2006. — 304 с.
- Нечипоренко, А., Разумов, А. Информационные технологии управления знаниями стратегический ресурс. — (httn://www.big.spb).
- Некрасова, Е. Подводные камни электронных потоков / Е. Некрасова //Аудит Труп. 2007. — № 1.
- Новичков, Н.В., Новиков, В.Г., и др. Основы социальной организации / Н. В. Новичков, В. Г. Новиков и др. Учеб. пособие для студентов вузов.-М.: 2009- 196 с.
- Ной, Н., МакГиннесс, Д. Разработка 101 онтологий: руководство по созданию вашей первой онтологии / Н. Ной, Д. МакГинесс // К.: Стэнфордский Университет. -2001httn://www.big.spb.ru/ln/?//ifets.ieee.org/Russian/depository/ontology 101)
- О’Лири, П. Управление корпоративными знаниями / П. О’Лири // Открытые системы. 1998. — № 4−5. — С. 31−39.
- Попов, Э.В. Корпоративные системы управления знаниями / Э. В. Попов // Новости искусственного интеллекта. 2001. — № 1.
- Попов, Э.В. Экспертные системы реального времени / Э. В. Попов // Новости искусственного интеллекта. 2005. — № 12.
- Простаков, И.Е. Технологии управления корпоративными знаниями / И. Е. Простаков. М.: Дело, 2005.
- Раден, Н. Данные, Данные и только данные / Н. Раден // СотрШ-ег?еек М. — 1996. — № 8. — С. 28.
- Сахаров, А.А. Концепции построения и реализации информационных систем, ориентированных на анализ данных / А. А. Сахаров // СУБД. 1996,-№ 4.-С. 55−70.
- Своп, У., Леонард, Д., Шилдз, М., Абраме, Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value / У. Своп, Д. Шилдз и др. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 — 132 с.
- Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Г1. Сенге // Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2003.-408 с.
- Смирнов, О. Что такое база знаний и зачем она нужна / О. Смирнов.2004. -http://www.big.spb.ru/publications/other/km/basekmneed.shtml
- Степанова, Е Защита персональных данных в работе отдела кадров / Е. Степанова // Управление персоналом. 2000. — № 7.
- Сукиасяц, Э. Логика развития информационно-поисковых языков / Э. Сукиасян // Научные и технические библиотеки 2004. — № 4.
- Тарасов, В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика / В. Б. Тарасов. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. -352 с.
- Тельнов, Ю.Ф. Создание обучающейся организации на основе интеллектуальных технологий / Ю. Ф. Тельнов // Девятая
- Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2004: Труды конференции. В 3-х т. -М.: Физматлит, 2004. С. 1068−1073.
- Тьяо, Дж. Каждому пользователю свое представление данных / Дж. Тьяо // Computer Week-Москва. — 1996. — № 38. — С. 32−33.
- Уэно, X., Исудзука, М. Представление и использование знаний / X. Уэно, М. Исудзука. М.: Мир, 1998.
- Федоров, А., Елманова Н. Введение в OLAP: часть 2. Хранилища данных / А. Федоров, Н. Елманова // Копмьютер пресс. 2001. — № 38.
- Ходак, Е. Документация компании. Ненужные бумаги или корпоративная память? / Е. Ходак // Коммерческий директор. 2006. — № 5.http://www.big.spb.rU/ln/7http://kalyanov.by.ru/publications/57.pdf)
- Цикритзис, Д. Как удержаться на гребне технологических волн, нами же созданных / Д. Цикритзис // Jetlnfo .- 1997. № 16.
- Черняк, J1. Управление знаниями и информационные технологии / Л. Черняк // Открытые системы. 2001. — № 3.
- Черняк, JI. IP для сетей хранения / JI. Черняк // Открытые системы. -2002. № 1.
- Шпак, Н. Факторы управления знаниями / Н. Шпак /. Менеджмент сегодня. -2004. № 1,2.
- Ярушина, М., Моргунов, Е. Управление знаниями: второй этап развития / М. Ярушина, Е. Моргунов // Управление персоналом. -2003.-№ 5.-С. 32−35.
- Знания жила. Золотая. // Карьера. — 2009. — № 8. Новые программы корпоративного обучения в среде управления знаниями: опыт зарубежных компаний //Генеральный директор. -2005. -№ 2.
- Инновационная активность компании. // Эксперт-инновации. 2011. -№ 6.
- Помнить все. // Управление компанией. 2007. — № 3.146
- Управление знаниями. Серия Классика Harvard Business Review. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Управление знаниями в компании: подходы, технологии, практика. // Управление компанией. 2007. — № 3.
- Управление знаниями в компании. или как найти необходимую информацию за пять секунд // Connect. Мир связи. 2007. — № 5.
- Формируем информационную культуру // IT-TIME: информационные технологии в ТЕК. 2010. — № 1(11).
- Е Rwin на службе у банков. Проектирование информационных хранилищ. (http://www.interface.ru/).
- Abecker, A., Bernardi, A., Hinkelmann, К., Kuhn, О., Sintek М. Toward Technology for Organizational Memories IEEE / A. Abecker, A. Bernardi, K.-New -York, 1995.
- Adeli Knowledge Engineering / Adeli. New-York: McGraw -HillPublishing Company, 1994.
- Borghoff, U. Information Technology for Knowledge Management / U. Borghoff. -Bln.: Springer-Verlag, 1998.
- Borghoff, U., Pareschi, R. Information Technology for Knowledge Management / U. Borghoff, R. Pareschi. Bln.: Springer-Verlag, 1998.
- Drucker, P. The Age of Social Transformation / P. Drucker // The Atlantic Monthly. 1998. — № 5., P. 53−80.
- Feldman, S. The high cost of not finding information / S. Feldman // KM World. Camden, ME: Knowledge Asset Media, 2004. P.8
- Fischer, M.M. Innovation, knowledge creation and systems of innovation / M.M. Fischer // The Annals of Regional Science. 2001. -№ 2.
- Hackathorn, D. Reinventing Enterprise Systems Via Data Warehousing /D Hackathorn. Washington, 1995.
- Harmon, P. The Size of the Commercial AI Market in the US / P. Harmon // Intelligent Software Strategies. 1994. — № 10. — P. 1−6.
- Hayes-Roth, N. The State of Enowledge-Based Systems. / N. Hayes-Roth // Communications of the ACM. 1994. — № 3. — P.27−39.
- Hinkelmann, O. Kuhn, M. / O. Hinkelmann, M. Kuhn // Intelligent Systems. -1998. № 3. — P. 40−48.
- Hurwitz, J. The Evolution of Metadata / J. Hurwitz // DBMS. 1997. -№ 8.- P. 12−15.
- Huynh, M., Poplcin, L. Constructing a corporate memory infrastructure from Internet Discovery Technologies / M. Huynh, L. Popkin-(http://www.ncsa.uiuc.edu/SDG/IT94/Proceedings/CorInfSys/huynh/cmi.ht ml)
- Inmon, W.H. Building The Data Warehouse. Second Edition. / W.H. Inmon. New-York: John Wiley. — 1993.
- Kuhn Corporate Memories for Knowledge Management in Industrial Practice: Prospects and Challenges / Kuhn. New-York, 1998.
- Kuhn Integrated Knowledge Utilization and Evolution for the Conservation of Corporate Know-How / Kuhn // ISMICK'94: Int. Symposium on the Management of Industrial and Corporate Knowledge. New-York, 1994
- Leibowitz, J. Knowledge management handbook / J. Leibowitz. CRC Press, 1999.
- Macintosh Knowledge asset management / Macintosh // Airing. 1997. -№ 20
- Nonaka The Knowledge-Creating Company / Nonaka. New York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
- Nonaka, I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company / I. Nonaka, I. Takeuchi. -New -York, Oxford: Oxford University Press, 1995.
- Olivera, F. Memory systems in organizations: an empirical investigation of mechanism for knowledge collection, storage and access / F. Olivera// Journal of Management Studies. 2000. — № 9. — P.810−832.
- Senge, P.M. The Fifth Discipline / P.M. Senge. New York: Doubleday, 1990.
- Stewart, Thomas A. Intellectual Capital / Thomas A. Stewart. London.: Nicholas Brealey Publishing, 1998.
- Wiig Knowledge management is no illusion! / Wiig // Proc. of the First International Conference on Practical Aspects of Knowledge Management.- Zurich, Switzerland: Swiss Informaticians Society, 1996.
- Licklider, J.C.R. Man-Computer Symbiosis / J.C.R. Licklider. -(http://memex.org/licklider.html).
- Licklider, J.C.R., Robert W. The Computer as a Communication Device / J.C.R. Licklider, W. Robert. (http://memex.org/licklider.html).
- Sacks, D. Demystifying storage networking / D. Sacks. -(http://www.storage.ibm.com/ snetwork/ nas/ stonet. html).
- Skyrme, David J. Knowledge Management Solutions The IT Contribution / David J. Skyrme. — (www.skreme.com).
- Stein, E., V. Zwass Actualizing Organizational Memory with Information Technology / E. Stein, V. Zwass // Information Systems Research. 1995.- № 6.-P. 85−117.
- Walsh, J., Ungson, G. Organizational memory / J. Walsh, G. Ungson // Academy of Management Review. 1991. -№ 16. — P. 57−91.
- Organizing Corporate Memories (http://www.cmsi.com/business/info).
- Storage management for the information age // Hurwitz report. 2001. -№ 7
- Исследованные коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на федеральном (общероссийском) уровне
- Наименование организации Ф.И.О. руководителя Характеристика деятельности
- ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Липатов Сергей Владимирович -президент Строительство волоконно-оптических сетей связи в полосе отвода железных дорог
- ОАО «РБК Ровенский Юрий Александрович -ген. директор Информационные системы» Оказание информационных и консультационных услуг, предоставление полного спектра интернет-услуг.
- ОАО «Зарубежстрой» Посохов Сергей Владимирович -ген. директор Крупная строительная компания широкого профиля.
- ЗАО «Строительное управление № 155» Мещеряков Александр Сергеевич -ген. директор Осуществление крупных строительно-инвестиционных проектов, транспортные услуги, и т. д.
- ОАО «Центр Международной Торговли» Серов Валерий Михайлович -ген. директор Крупнейший гостинично-выставочный комплекс.
- ЗАО «Глобус-Телеком» Семенов Сергей Валерьевич президент Предоставление услуг местной, междугородной и международной телефонной связи.
- АКОТ «РОСАВТОТРАНС» Иванова Наталия Васильевна -- президент Грузовые, пассажирские перевозки- транспортная экспедиция- издательская деятельность.
- ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» Солодкин Владимир Михайлович — ген. директор Лапин Сергей Александрович -директор по финансам и экономике Предоставление услуг почтовой связи (экспресс-почта).
- ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог» Иконникова Ирина Валерьевна -президент Брокерская деятельность- дилерская деятельность- деятельность по управлению ценными бумагами- депозитарная деятельность.
- ОАО «Сибирский банк развития бизнеса» Рыбалко Марина Анатольевна -председатель правления Кравченко Эдуард Анатольевич -заместитель председателя правления Банковская деятельность.
- Государственные корпорации в Российской Федерации по состоянию на 2010 год, включенные в исследование
- Анкета исследования управления знаниями коммерческих организацийи государственных корпораций
- Что из перечисленного, Вы, относите к знаниям? а) убеждения и моральные ценности-б) идеи и изобретения-в) суждения-г) навыки и профессиональные познания-д)теории-е) компетенции-ж) отношения-з) мнения-и) понятия-к) прошлый опыт.
- Управление знаниями (УЗ) в компании это? а) формирование, обновление и применение активов знаний-б) деятельность по обеспечению доступа к опыту, данным и знаниям.
- Основная задача УЗ в компании? а) эффективное использование имеющихся знаний для снижения затрат и увеличения производительности-б) выдвижение инноваций в знаниях, создание новых конкурентных продуктов для увеличения прибыли.
- Какова, Ваша, основная цель по созданию СУЗ в компании? а) выполнение приказа руководства-б) использование модной тенденции-в) доступность знаний и повторное их использование
- Какие технологии для применения СУЗ, Вы, используйте в компании? а) электронная почта-б) базы и хранилища данных-в) корпоративные сети и Интернет-г) экспертные системы и базы знаний.
- Выберите из перечисленных внешних и внутренних источников создания знаний, те, которые, Вы, используйте в деятельности компании?
- Публикации Творческие работники
- Внешние консультационные услуги
- Ведомственные и отраслевые материалы
- Коммерческие базы знаний Конференции (отраслевые, межотраслевые) Семинары
- Информация от агентов рынка, от потребителей и поставщиков Научные исследования (отраслевые, межотраслевые) Средства массовой информацииорганизации
- Политика, практика и методы работы1. Стратегия развития
- Корпоративное управление Организационная структура
- Стратегическое планирование Оперативное планирование1. Практический опыт работы
- Новые методы и принципы работы
- Материалы исследований в Интернете Корпоративные сети
- Какие из перечисленных технологий преобразования знаний, Вынаиболее, часто используйте в деятельности компании? а) личные встречи и обмен опытом-б) оп-Нпе-встречи-в) сетевые конференции и форумы-г) архивы-д) дистанционное обучение.
- Что, по Вашему мнению, представляет собой корпоративная память? а) база знаний-б) банки знаний-в) хранилище знаний-г) архив.
- Развитие и совершенствование, Вашего персонала, за счет? а) организации внутренних семинаров-б) изучения новых подходов и методологий-в) практической работы над поставленными задачами.12. Что такое память?
- Какие типы памяти, Вам, известны?14. Что такое запоминание?
- При извлечении знаний, какой из перечисленных аспектов, на Ваш взгляд, наиболее важен? а) психологический-б) лингвистический-в) гносеологический (познавательный)-г) методический.
- Перед, Вами, следующая ситуация: Вы ведущий эксперт в определенной области, приглашенный извне аналитик беседует с Вами, с целью извлечения знаний.
- Что, на первый взгляд, для Вас, наиболее важно в беседе? а) место-б) время-в) оборудование и мебель-г) пол и возраст аналитика.
- В ходе общения с аналитиком, Вы, обращаете внимание на его? а) доброжелательность-б) настойчивость-в) внимание-г) чувство юмора-д) собранность-е) наблюдательность.
- Какие, на Ваш взгляд, должен использовать аналитик профессиональные приемы? а) жесты-б) мимику-в) тепа и стиль речи.
- Какая из перечисленных методик извлечения знаний, наиболее, Вам, подходит? а) круглый стол-б) ролевые игры-в) анкетирование-г) интервью-д) экспертные игры-
- Какова, Ваша, основная мотивация для работы с аналитиком? а) возможное вознаграждение-б) интерес-в) принуждение-г) желание поделиться знаниями.
- Какие виды из перечисленных компьютерных систем, Вы, используйте в деятельности компании? а) интернет и интранет-б) база данных-в) экспертные и интеллектуальные системы-г) электронные библиотеки.
- Электронной форма корпоративной памяти это? а) электронная база данных-б) совокупность серверов компании-в) электронный архив-г) репозитарий знаний.
- При работе со знаниями на бумажных носителях (документами, текстами, статьями, схемами) для, Вас, наиболее важно? а) условия хранения (место, оборудование)-б) доступ к информации-в) постоянный учет и контроль-г) исполнение и передача.
- Анкета исследования использования модели корпоративной памяти в компании ОАО «РБК Информационные системы»
- Какое подразделение (отдел, специалист) отвечает за управление знаниями?
- Какие компьютерные информационные технологии и автоматизированные системы, Вы, применяете в своей деятельности? а) интернет и интранет-б) компьютерные офисные технологии-в) некомпьютерные офисные технологии-г) «электронный офис»
- Что, по Вашему мнению, представляет собой корпоративная память? а) база знаний-б) банки знаний-в) хранилище знаний-г) архив.
- Хранение электронных документов осуществляется в форме? а) электронного архива-б) репозитария знаний-в) базы электронных носителей.