Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Начальная подготовка детей 6-9 лет в спортивной аэробике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На начальном этапе занятий с юными спортсменами, занимающимися аэробикой, необходимо постепенно смещать акценты с «общей физической подготовки» на «специальную физическую подготовку», с «общей технической подготовки» на «специальную техническую подготовку». В этот период большое внимание следует уделять развитию у гимнастов относительной силы, скоростных и скоростно-силовых способностей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Состояние вопроса начальной подготовки гимнастов в спортивной аэробике
    • 1. 1. Особенности аэробики как вида спорта
      • 1. 1. 1. Характеристика этапов подготовки в спортивной аэробике
      • 1. 1. 2. Классификации упражнений в спортивной аэробике
      • 1. 1. 3. Структура и содержание базовой подготовки в спортивной аэробике
      • 1. 1. 4. Структура и содержание композиций в спортивной аэробике
    • 1. 2. Особенности физического и нервно-психического развития детей младшего школьного возраста
      • 1. 2. 1. Физическое развитие детей 6−9 лет
      • 1. 2. 2. Нервно-психическое развитие детей 6−9 лет

Начальная подготовка детей 6-9 лет в спортивной аэробике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001 [177]- Горбунов В. А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.

Особенно важным в карьере гимнаста, специализирующегося в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент s спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена. Первые попытки описания, структуры и содержания начального этапа подготовки в аэробике уже делались (Скачкова Е.Ю., 2002; Безматерных Н. Г., 2006 и*др.). Однако пока ещё остаются открытыми вопросы организации и управления начальной подготовкой гимнастов в спортивной аэробике, оценки физических и технических возможностей детей 6−9 лет (в частности, первого года обучения), достижения тактической «умелости» и психической устойчивости, содержания их «артистической» подготовки, а также меры использования общегимнастических средств.

Часто в аэробику приходят младшие школьники разного возраста, а, согласно правилам соревнований, для детей 6−9 лет предусмотрены две категории «6−8 лет» и «9−11 лет» (эти возрастные периоды соответствуют этапам «начальной подготовки» и «начальной специализации»). Поэтому возникает необходимость адаптировать каждого ребёнка-новичка к требованиям, касающимся выступлений в соревнованиях в соответствующей возрастной группе. В систематизированном виде информации о научно-методических основах проведения начальной подготовки детей 6−9 лет первого года обучения обнаружить не удалось.

В 6−9 лет в организме ребёнка происходят бурные морфофункциональные изменения, накладывающие отпечаток на его психическое и, в целом, личностное развитие. Большинство позитивных достижений этого возраста создают базис (мотивационный, операциональный, поведенческий и др.) для овладения многими видами деятельности (в том числе и спортивной) (Дубравина И.В. и др., 2001; Безруких М. М. и др., 2002 и др.). Несмотря на позитивные изменения, происходящие в организме и психике детей, всё же их физическое развитие дисгармонирует с психическим (Аверин В.А., 1994).

Таким образом, возникает противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики начальной подготовки детей 6−9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, и сегодняшним уровнем научных знаний о сущности данного вопроса. Следовательно, проблема исследования заключается в необходимости разработки и научном обосновании методики комплексной подготовки юных гимнастов на начальном этапе занятий аэробикой, в частности, основанной на управлении процессом физической, технической и артистической подготовки.

Работа выполнена в соответствии с тематическим планом НИОКР Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта на 2006;2010 г. г., направление 04, тема 04.11.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Предполагалось, что показатели исполнительского мастерства детей 6−9 лет (первого года обучения) на начальном этапе занятий аэробикой можно улучшить за счёт: во-первых, эффективного овладения классификационными упражнениями и «функционально-техническими комбинациями», выполняемыми с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузкиво-вторых, применения общегимнастических средств и спортивно-тренажёрного комплекса с учётом половых, возрастных и индивидуальных возможностей гимнастов.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — экспериментально обосновать методику начальной подготовки гимнастов 6−9 лет первого года обучения в спортивной аэробике.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Определить взаимосвязь показателей физической, технической и «артистической» подготовленности с антропометрическими данными и психологическими особенностями детей 6−9-летнего возраста на начальном этапе занятий спортивной аэробикой.

2. Исследовать структуру и содержание процесса подготовки гимнастов 6−9 лет в спортивной аэробике.

3. Разработать и проверить эффективность методики комплексной подготовки спортсменов 6−9 лет на начальном этапе занятий аэробикой.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс подготовки детей 6−9 лет на начальном этапе в спортивной аэробике.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — методика комплексной подготовки гимнастов 6−9 лет первого года обучения на начальном этапе занятий аэробикой.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили:

— концепции спортивной (в том числе базовой) подготовки в сложнокоор-динационных видах спорта (Болобан В.Н., Коркин В. П., Курысь В. Н., Скакун В. А., Гавердонекий Ю. К., Смолевский В. М., Карпенко Л. А., Лисицкая Т.С.);

— технологические концепции формирования профессиональных педагогических умений (Селевко Г. К., Солодянников В.А.) — 1.

— концепции онтокинезиологии человека (Бальсевич В.К., Энока P.M.);

— идеи Брагиной Н. Н., Доброхотовой Т. А., Ильина Е. П., Леутина В. П., Николаевой Е. И., Любомирского Л. Е., Руденко С. А., Стрельца В. Г., Таймазова В. А. (о развитии функциональной асимметрии) — Ляха В. И., Никитюка Б. А., Об-реимовой Н.И., Петрухина А. С., Сапина М. Р., Брыксиной З. Г., Безруких М. М., ! Сонькина В. Д., Фарбер Д. А., Фомина Н. А., Вавилова Ю. Н. (о физическом развитии младших школьников) — Аверина В. А., Дандаровой Ж. К., Ильина Е. П., Петановой Е. И., Прокофьевой В. А., Мухиной B.C. (о психологических особенностях детей младшего школьного возраста).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании использовались следующие методы: обобщение и анализ данных специальной и научно-методической литературыпедагогическое наблюдениеанкетированиепедагогический экспериментэкспертная оценкапедагогические испытания (тесты, контрольные упражнения и измерения). Результаты исследования обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием персонального компьютера.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих процесс начальной подготовки гимнастов 6−9 лет, занимающихся аэробикой:

1. Выявлена взаимосвязь показателей физической, технической и артистической подготовленности гимнастов 6−9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, с данными антропометрических измерений и психологического тестирования.

2. Разработана и применена на практике методика начальной подготовки детей 6−9 лет, основанная: во-первых, на овладении классификационными упражнениями через использование «функционально-технических комбинаций» (термин введён впервые), выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузкиво-вторых, на формировании «артистичности» через овладение доступными приёмами двигательной и эмоциональной выразительности и умений перевоплощаться в требуемый образв-третьих, на выработке тактической «умелости» и психологической устойчивости.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что внесён вклад в теоретико-методические основы спортивной тренировки и дополнен новыми данными о возможностях управления процессом на- ! чальной подготовки гимнастов 6−9 лет, специализирующихся в аэробике. Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе начальной подготовки детей 6−9 лет в спортивной аэробике, что позволяет повысить степень объединения всех компонентов их исполнительского мастерства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в возможности применения полученных данных в процессе объединения всех компонентов исполнительского мастерства и управления начальной подготовкой детей 69 лет в спортивной аэробике посредством включения «функционально-технических комбинаций» (миникомпозиций), выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки, а также применения общегимнастических средств и спортивно-тренажёрного комплекса.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Научно обоснованная «Методика начальной подготовки гимнастов 6−9 лет первого года обучения, занимающихся спортивной аэробикой» в виде рекомендаций была внедрена в учебно-тренировочный процесс детей, находящихся на этапе начальной подготовки, Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЮСШ № 2 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Городского детско-юношеского центра физической культуры и спорта (г. Санкт-Петербург), а также художественных гимнасток клуба «Гармония» при СПб ГКПУ «Дом культуры «Суздальский». Кроме того, совместно с С.А. Ру-денко было изобретено и запатентовано устройство, служащее для оценки и тренировки подвижности в суставах по тесту «Шпагат» (Руденко С.А., Руденко Л. К., 2004).

Основной теоретический и экспериментальный материал диссертации опубликован в 8 статьях (из них 2 по перечню ВАК РФ). По проблемам организации и проведения базовой (в том числе и начальной) подготовки гимнастов было сделано сообщение на Всероссийском тренерском семинаре (2007), проведённом под эгидой Санкт-Петербургской федерации спортивной аэробики и фитнеса.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Комплексное формирование «артистичности» у юных гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике, основано на овладении приёмами двигательной и эмоциональной выразительности и умений перевоплощаться в требуемый образ.

2. Объединение компонентов исполнительского мастерства спортсменов 6−9 лет первого года обучения, занимающихся аэробикой, осуществляется через использование «функционально-технических комбинаций», выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки.

3. Достижение физической и технической «избыточности», хореографической и тактической «умелости», психологической устойчивости детьми 6−9 лет на начальной этапе занятий аэробикой происходит в условиях разносторонней базовой подготовки и использования общегимнастических средств, спортивно-тренажёрного комплекса и соблюдения принципов гармоничности, всесторонности и оздоровительной направленности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ включала в себя три этапа: предварительный, основной и заключительный.

На предварительном этапе исследования (период с 2001 по 2004 г. г.) изучались данные специальной литературы, апробировались и адаптировались к возрастным и половым возможностям детей 6−9 лет экспериментальные методики, устанавливались контакты с руководством и тренерским составом клубных формирований (секций), на базе которых проводилось тестирование, составлялся план организации и проведения педагогического эксперимента.

Главной задачей основного этапа исследования (с октября 2004 г. по апрель 2005 г.) являлось проведение формирующего и констатирующего педагогических экспериментов. В первом было использовано 33 контрольных испытания по определению показателей физической, технической и артистической подготовленности гимнастов 6−9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, а во втором определялись 14 показателей физического и психического развития.

Работа на заключительном этапе исследования (с 2005 по 2008 г. г.) сводилась к обобщению полученных данных с помощью их математической обработки, формулированию’общих и частных выводов, редактированию текста и оформлению иллюстративного материала диссертации, а также к внедрению результатов исследования в практику проведения учебно-тренировочного процесса спортсменов^ занимающихсязаэробикойгорода Санкт-Петербурга:

Эксперимент проводился в городе Санкт-Петербурге на базе: учебно-тренировочных групп клубных формирований «Спортивно-оздоровительная акробатика и аэробика» при Доме культуры «Суздальский», «Бригантина» при средней общеобразовательной школе № 111, Государственного образовательного учреждения дополнительного образования-детей ДЮСШ № 2 Красногвардейского района, Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Городского детско-юношеского центра физической культуры и спорта. .•.

В’исследованиишриняло^участие 120 г человек (60'мальчиковш 60'девочек 6−9-летнего возраста). Из испытуемых по возрастному и половому признакам были? сформированы- 6 экспериментальных и- 6"контрольных групп, по-10 человек в каждой" (т.е: в, каждой-возрастно№категории — «6−7 лет», «7−8^лет» и «8−9^ лет» — было по две группы мальчиков и девочек). Эксперимент содержал- «начальное» и «заключительное» тестирование и длился в течение 7 месяцев. с октября 2004 г. по апрель 20.05 г. В. анкетировании участвовали 15 специалистов по спортивной аэробике.

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введениячетырёх глав, выводов, практических рекомендацищ. спискаиспользуемой литературы, приложения, изложенных на 201 странице компьютерноготекста. Указатель литературы содержит 216 источников, из них 6 — на иностранных языках. В диссертацию включено 9 таблиц, 23 рисунка, Ю приложений, в которых представленырезультаты исследования, организационно-методический материал, а также 3 акта внедрения и описание запатентованного: устройства, предназначенного дляJ оценки и тренировки подвижности! в: суставах по тесту «Шпагат».

ВЫВОДЫ.

1. Методом корреляционного анализа установлено, что между показателями физической, технической и артистической подготовленности к заключительному тестированию детей 6−7 лет число достоверных связей возрастает с 38,55% (г=0,52) до 47,71% (г=0,58) — у спортсменов 7−8 лет этот показатель является самым высоким по сравнению с остальными возрастными группами испытуемых, хотя он снижается с 58,02 (г=0,52) до 51,53% (г=0,58) — у гимнастов 8−9 лет число статистически значимых связей вновь растёт с 33,78% (г=0,5) до 46,18% (г=0,54). Наибольшее количество «высоких» и «средних» связей обнаружено между силой мышц сгибателей и разгибателей рук, результатами прыжков в длину и высоту, выполнения «моста» и «наклона», заданий, связанных с фиксацией статического равновесия, показателями подвижности в тазобедренных суставах и* демонстрации «координированности» движений и «танцевальности». Достоверная взаимосвязь между результатами физической, технической и артистической подготовленности с данными антропометрических измерений и психологического тестирования выявлена у детей 6−7 лет лишь в 9,73% случаев (г=0,46), у 7−8-летних — в 17,45% случаев (г=0,41), у 8−9-летнихв 14,64% случаев (г=0,40).

2. Исследование показало, что в аэробике ведётся постоянный поиск оптимальных путей совершенствования тренировочной и соревновательной деятельности гимнастов. Респонденты едины во мнении, что первостепенными задачами начальной подготовки гимнастов, специализирующихся в аэробике, являются: всестороннее развитие физических качеств, обучение базовым шагам и техническим элементам, воспитание целеустремлённости, дисциплинированности, внимательности, преданности виду спорта, содействие формированию способности к контролю и самоконтролю, мотивации к спортивным занятиям (особенно у мальчиков).

3. Структура процесса подготовки детей 6−9-летнего возраста на начальном этапе занятий спортивной аэробикой, помимо традиционного разделения на виды подготовки (физическую, техническую, тактическую и психологическую), предполагает ориентацию на критерии судейства — «сложность», «исполнение» и «артистичность», способствующие объединению компонентов исполнительского мастерства. В содержании начального этапа подготовки достижение физической и технической «избыточности», хореографической (артистической) и тактической «умелости», психологической устойчивости у гимнастов, занимающихся аэробикой, возможно при условии проведения разносторонней базовой подготовки, широкого использования спортивно-тренажёрного комплекса и соблюдения принципов физического воспитания — гармоничности, всесторонности и оздоровительной направленности.

4. Установлено, что в большинстве случаев (90,9%) физическая, техническая и артистическая подготовленность детей 6−9 лет улучшается к заключительному тестированию. Существенный рост (р<0,05) выявлен в показателях статической и динамической силы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей рук, прыгучести, функции равновесия, подвижности в тазобедренных суставах, «перекрёстной» координации движений.

5. Выявлено, что количество «гармоничных» мальчиков и девочек 6−9 лет в среднем составляет, соответственно, 80% и 83,3%. У детей, имеющих «средний», «выше среднего», «высокий» и «очень высокий» уровни, отмечается по показателю «обхват грудной клетки» (83,3% мальчиков и 93,3% девочек), по показателям «массы тела» (66,7% мальчиков и 76,7% девочек) и «длины тела» (73,3% мальчиков и 60% девочек). Под влиянием как естественных факторов роста и развития организма, так и специфических тренировочных нагрузок с возрастом у детей 6−9 лет значительно (р<0,05) повышаются показатели «ЖЕЛ» и «экскурсии грудной клетки».

6. Доказано, что у детей 6−9 лет снижается уровень мотивации к занятиям как в общеобразовательной школе, так и аэробикой. В большинстве случаев (69,17%о) гимнасты обладают «средне-слабым» типом нервной системы и «средним» уровнем психического развития (60,83%). Анализ рисунков, «цветовых» предпочтений и знания сказок показал, что юные гимнасты, специализирующиеся в аэробике, отличаются высокой активностью, общительностью, оп-тимистичностью, неагрессивностью, «средним» уровнем уверенности и самоконтроляу мальчиков (особенно в 8−9 лет) проявляются высокая активность, настойчивость, стремление к изменениям, некоторая критичность и прямолинейность. У девочек — меньшая агрессивность, высокая впечатлительность, жизнерадостность, потребность в любви.

7. С позиции полового диморфизма, в возрасте 6−9 лет мальчики превосходят девочек по некоторым силовым показателям мышц рук, пояса верхних конечностей и результатам тестирования скоростно-силовых качеств мышц ногдевочки же в большинстве случаев лучше мальчиков выполняют упражнения на гибкость и равновесие, а также имеют более высокие оценки в контрольных заданиях на проявление двигательной памяти, «танцевальности», «ритмодвигательной музыкальности» и «артистичности» (по критерию «перевоплощение»).

8. Анализ экспериментальных данных по результатам контрольных упражнений на равновесие, демонстрацию подвижности в тазобедренных суставах и прыжка вверх с максимальным поворотом вокруг продольной оси тела, показал, что в промежутке от 6 до 9 лет растёт число детей с правосторонней функциональной асимметрией.

9. Суть экспериментальной методики комплексной подготовки детей 6−9 лет в спортивной аэробике на начальном этапе сводится к объединению компонентов исполнительского мастерства через использование «функционально-технических комбинаций», выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки, на основе применения общегимнастических средств и спортивно-тренажерного комплекса. Для управления начальной подготовкой юных гимнастов, занимающихся аэробикой, целесообразно делать акцент не только на критерии судейства, но и на выделение трёх блоков — «Физическая и техническая подготовка», «Тактичеекая и психологическая подготовка» и «Артистическая подготовка».

10. Выявлено, что если в период начального тестирования результаты спортсменов из экспериментальных и контрольных групп статистически не различались, то во время заключительного — первые по большинству показателей физической, технической и артистической подготовленности превосходили вторых. Это доказывает эффективность (р<0,05) предложенной экспериментальной методики комплексной подготовки детей 6−9 лет на начальном этапе занятий спортивной аэробикой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. С целью управления начальной подготовкой детей 6−9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, целесообразно выделить в её структуре три блока, условно названных «Физическая и техническая подготовка», «Тактическая и психологическая подготовка» и «Артистическая подготовка». Объединению компонентов исполнительского мастерства гимнастов будет способствовать, помимо традиционного разделения на виды подготовки, и ориентация на критерии судейства — «сложность», «исполнение» и «артистичность».

2. На начальном этапе занятий с юными спортсменами, занимающимися аэробикой, необходимо постепенно смещать акценты с «общей физической подготовки» на «специальную физическую подготовку», с «общей технической подготовки» на «специальную техническую подготовку». В этот период большое внимание следует уделять развитию у гимнастов относительной силы, скоростных и скоростно-силовых способностей (в частности, «прыгучести»), координации движений, подвижности в суставах (особенно в тазобедренных) и аэробно-анаэробной выносливости. Специальная техническая подготовка детей 6−9 лет должна сводиться к формированию «школы движений» (включая выработку гимнастического и «аэробно-танцевального» стилей исполнения), совершенствованию базовых умений и навыков через освоение классификационных и профилирующих элементов, объединённых в «функционально-технические комбинации».

3. Освоение учебного материала в аспекте «специальной технической подготовки» детьми 6−9-летнего возраста, специализирующимися в спортивной аэробике, должно проходить по тематическим блокам (программам), например, условно названным «Падения и отжимания», «Круги и перемахи», «Упоры углом», «Прыжки и махи руками и ногами», «Пируэты», «Равновесие и баланс» «Шпагаты» и другие. Для улучшения обучаемости гимнастов и гармонизации физических нагрузок в тренировочные занятия в рамках общей технической подготовки необходимо включать средства «Акробатики», «Снарядовой гимнастики», «Основной гимнастики», а также «Прикладные упражнения».

4. К приёмам совершенствования физической и технической подготовленности юных гимнастов, занимающихся аэробикой, следует отнести: переходы от упражнений статического характера к динамическим, от «высоких» положений к «низким» и наоборотэлементы на «перекрёстную» координациювыполнение базовых аэробных шагов под музыкальное сопровождение с постепенно увеличивающимся темпом (индивидуально, в «парах», «тройках» и «группах») — исполнение композиций на разной по условиям и характеру опореприменение оптимальных для этого возраста отягощений на руках и ногах, игровых и соревновательных форм (эстафет, подвижных игр) с демонстрацией технических элементов или упражнений, совершенствующих физическую подготовленность.

5. Перед разучиванием упражнений у детей необходимо определить профиль (тип) функциональной асимметрии. В дальнейшем это позволит устранить различные проявления «навязывания» типа функциональной асимметрии, а значит и двигательный конфликт, который может возникнуть в процессе формирования системы умений и навыков выполнения таких элементов.

6. На начальном этапе занятий с детьми 6−9 лет, занимающимися аэробикой, целесообразно объединять содержание тактической и психологической подготовки. Первостепенное значение, с точки зрения психологической подготовки, должно придаваться формированию у ребёнка психической устойчивости к действию сбивающих факторов. Средствами психологической подготовки могут служить идеомоторные упражнения, эффект от которых усиливается с использованием метода «проговаривания». Аутогенная тренировка применительно к детям 6−9 лет должна носить упрощённый характер (т.е. характер игры и не быть длительной). К арсеналу тактической подготовки юных гимнастов, занимающихся аэробикой, нужно отнести следующие приёмы: варьирование технических элементов, исполняемых в композицииотработка композиции в условиях сбивающих факторовпроведение совместных тренировок с будущими предполагаемыми" соперникамиисполнение композиции без музыкального сопровождения (либо периодически включая и выключая его) и другое.

7. В реализации задач по разделу «Артистическая подготовка» для спортсменов 6−9-летнего возраста, специализирующихся в аэробике, в учебно-тренировочном процессе целесообразно выделять три основных направления работы, условно названных «Движения», «Эмоции» и «Интеллект» и два дополнительных — «Музыка» и «Костюм». Целью тренировки по направлению «Движения» является формирование у юных гимнастов «танцевальности» и «ритмодвигательной музыкальности». По аспекту «Эмоции» предполагается научить детей естественно демонстрировать всевозможные оттенки эмоций и чувств. Работа по аспекту «Интеллект» сводится не только к формированию у юных гимнастов системы знаний по аспектам артистической подготовки, но и развитию у них способности «держать в голове» сюжет композиции, придавая всем действиям смысл. Сюжетность композиции должна усиливаться через музыкальное произведение (аспект «Музыка») и использование соответствующего образу костюма (аспект «Костюм»).

8. Основным средством объединения компонентов исполнительского мастерства гимнастов 6−9 лет, занимающихся аэробикой, должно являться использование «функционально-технических комбинаций», выполняемых с постепенным увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки при условии целенаправленного формирования гимнастического стиля исполнения. «Функционально-технические комбинации» представляют собой последовательное выполнение определённых технических и хореографических элементов в заданных пространственно-временных рамках. На начальном этапе подготовки они должны состоять в среднем из 4−8 элементов и могут быть «прыжковыми», «маховыми», «пируэтными», «силовыми», «на гибкость», «комбинированными» и другими. По мере повышения уровня подготовленности гимнаста «функционально-технические комбинации» перерастают в миникомпозицию, а далее — в соревновательную программу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Психология детей и подростков : монография / В. А. Аверин — С.-Петерб. педиатрии, мед. ин-т — Центр Обществ. Здоровья. — СПб.: б.и., 1994.-178 с.
  2. , С.А. Прикладная статистика и прикладная эконометрика : учебник для вузов / С. А. Айвазян, B.C. Мхитарян. М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022 с.-ISBN 5−238−13−8.
  3. , II.А. Состояние здоровья детей и подростков / Н. А. Ананьева // Гигиена детей и подростков: учебник / под ред. Т.Н. Сердюков-ской.-М., 1989. Гл. 3- - С: 36−68.
  4. , Д.А. Развитие в дошкольном возрасте : смысл и значение / Д.А. Андреева//Готовность к школе: руководство практ. психолога / под ред. И. В. Дубравиной. М&bdquo- 1995. — Ч. 1, § 1. — С. 11 -19. — ISBN 5−88 451−016−0i
  5. , Е.А. Акробатика : з^чеб. программа для ДЮСШ и СДЮ-ШОР (методическая часть) / Е.А. Анцупов- F.C. Филимонова — Госкомспорт СССР. -М.: Советский спорт, 1991.- 115 с.
  6. Аркаев, Л. Я: Как готовить чемпионов / ЛШ* Аркаев- Н. Г. Сучилин. — М.: Физкультура и спорт, 2004- — 328 е.: ил. -ISBN 5−278- 739−7.
  7. , Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами : автореф. дис.. канд. пед. наук / Архипова Ю. А. — С.-Петерб.гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 1998. — 24 с.
  8. Атлас для экспериментального исследования отклонений, в психической деятельности человека / Л. А. Булахова, А. Е. Видренко, Т. М. Городкова и др. — под ред. И. А>. Полищука, А. Е. Видренко. — 2-е изд. доп. и перераб. — Киев: Здоров’я, 1980. 156 с.
  9. , Б.А. Теория-и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. — М:: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  10. , В.К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.: ил. ISBN 5−93 512 006−2.
  11. , В.Г. Средства и элементы выразительности’в художественной^ гимнастике / В. Г. Батаев, Э. П. Аверкович — Отдел гимнастики. Ком. по физ. культуре и спорту при Совете Министров СССР. — М.: б.и., 1975. — 13 с.
  12. , И.И. Исследование и оценка физическогоразвития детей и подростков / И. И. Бахрах, И. М. Воронцов, Р. Н. Дорохов и др:. // Детская спортивная медицина: руководство для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С.В.1
  13. Хрущёва. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1991. — Гл. 24. — С. 230−257.
  14. , П.И. Биомеханика : учебник для вузов / П. И Бегун, Ю. А. Шукейло. СПб.: Политехника, 2000. — 463 с.: ил. — ISBN 5 — 7325 — 0309 — 5.
  15. , М.М. Возрастная физиология : (физиология развития ребёнка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, / М. М. Безруких, В.'Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 416 с. — ISBN 5−7695−0581−8.
  16. , Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. — 2-е изд. —
  17. М.: Изд-во Московского психолого-социального института — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 688 с. — (Серия «Психологи России»). — ISBN 5−89 502 506−4 (МПСИ) — 5−89 395−546−3 (НПО «МОДЭК»).
  18. , Н.А. О ловкости и её развитии / Н. А. Бернштейн. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  19. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие / Н.Б. Кичай-кина, И. М. Козлов, Я. К. Коблев, А. В. Самсонова — под ред. д-ра биол. наук, проф. И. М. Козлова. — Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2000. — 113 с.: ил. ISBN 5−85 108−071 -X.
  20. , В.Н. Обучение в спортивной акробатике / В. Н. Болобан. — Киев: Здоров я, 1986. 128 с.
  21. , В.Н. Спортивная акробатика / В. Н. Болобан. — Киев: Вы-ща школа, Головное изд-во, 1988. — 168 с.: ил. — ISBN 5−11−216−9.
  22. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1 (А — О) 7 Ребер Артур (Penduin) — пер. с англ. Е. Ю. Чеботарева. — М.: Вече, ACT, 2000. — 592 с.
  23. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт». — 1536 с. — ISBN 5−7711−0015−3.
  24. , В.Е. Сравнительная физиологическая характеристика в спортивной аэробике / В. Е. Борилкевич, Н. Н. Кузьмин, А. А. Сомкин // Теория и практика физ. культуры. 1998. — № 3. — С. 44−45.
  25. , С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : дис.. канд. пед. наук / Борисенко С. И. — Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2000. — 215 с.
  26. , С.И. К вопросу об исполнительском мастерстве гимнастов / С. И. Борисенко, В. Н. Гавриченков, О. Донди // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры. Вып. 6. — СПб., 1998. — С. 177−183.
  27. , А.Ф. Биомеханика : учеб. пособие / А. Ф1 Бочаров, Г. П. Иванова, В. П. Муравьёв — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1999. — 75 с.: ил.
  28. , Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н. Н. Братина, Т. А. Доброхотова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. — 239 с.
  29. , С.В. Основы * возрастной и конституциональной антропологии / C. Bf Васильев. -М.: Изд-во РОУ, 1996.-216 с. ISBN 5−204−63−1.
  30. , А.А. Психическое развитие шестилетних школьников / А.А.
  31. , М.В. Зверева // Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста вшколе / под ред. И. Д: Зверева, A.M. Пышкало — Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т содержаниям методов обучения. — М., 1987. С. 14−34.
  32. , A.JI. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006: — 159 с.: ил. — (Психология для, всех). — ISBN 5−305−58−0.
  33. Возрастная морфология: учеб. пособие / Т. И. Вихрук, Ф.В. Судзи-ловский, В. М. Пинчук, В. А. Попов, З. П. Рязанова — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 1999. — 49 с.
  34. , Б.А. Темперамент и способности к спортивной деятельности / Б. А. Вяткин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов-/ сост. и общ. ред. И. П. Волкова. СПб., 2002. — Раз. 4. — С. 115−128. -ISBN 5−318−591−8.
  35. , Ю.К. Не только по программе (о специализированной технической подготовке в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика: ежегодник. М., 1978. — Вып. 2. — С. 18−29.
  36. , Ю.К. Техника гимнастических упражнений : попул. учеб. пособие / Ю. К. Гавердовский. — М.: Терра-Спорт, 2002. 512 с. — ISBN 593 127−158−9.
  37. , Ю.А. Духовный акмеизм биомеханики / Ю. А. Гагин, С. В. Дмитриев — Балт. Пед. акад. СПб.: б.и., 2000. — 308 с. — ISBN 5−89 357−020−0.
  38. , Р.Г. Акробатические музыкальные композиции / Р. Г. Гальпер // Гимнастика: сборник / сост. В. М. Смолевский. — М., 1987. — С. 84−87.
  39. , М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. всех специальностей пед. вузов / М. В. Гамезо, Е.А., Петрова, JI.M. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с. — ISBN 5−93 134 195−1.
  40. , Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. Mi: Изд. центр «Академия», 2000. — 280 с. — ISBN 5−7695−0500−1.
  41. , В.А. Гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в спортивной аэробике : метод, пособие / В. А. Горбунов — Иркутский техникум физ. культуры. Иркутск: б.и., 2001. — 78 с.: ил.
  42. , Г. Д. Психопедагогика спорта Текст. / Г. Д. Горбунов. — 3-е изд. испр. М.: Сов. спорт, 2007. — 296 с.: ил. — ISBN 978−5-9718−0248−8.
  43. Гороховский, JI.3. Биомеханические основы техники создания вращений и управление ими в сложнокоординационных видах спорта / JI.3. Гороховский. -М1.: Прометей, 1992. 122 с.
  44. , В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 120 с. — (Наука — спорту). — ISBN 58 134−0026−5.
  45. , В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта : учеб. пособие для высш. учеб. заведений физ. культуры / В. П. Губа. — М.: Тер-ра-Спорт, 2003.-208 с. ISBN 5−93 127−241−0.
  46. , B.C. Регуляция позы человека / B.C. Гурфинкель, Я. М. Коц, M.JI. Шик — Акад. наук СССР — Ин-т биол. физики. М.: Наука, 1965. — 256 с.
  47. , Ж.К. Мотивационная сфера / Ж. К. Дандарова // Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб. — М., 2001. Ч. 4, гл. 3. — С. 267−278. — ISBN 5−93 878−029−2.
  48. , Д.Д. Биомеханическое обоснование техники акробатических упражнений / Д. Д. Донской, К. Е. Шойхет // Спортивная акробатика: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. П. Коркина. М., 1981. — Ч. 2, гл. 5. — С. 55−67.
  49. , К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка / К. П. Дорожнова. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  50. , Р.Н. Спортивная морфология : учеб. пособие для высш. и сред. спец. заведений физ. культуры / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. М.: СпортА-кадемПресс, 2002. — 236 с. — ISBN 8−8134−0103−2.
  51. , И.В. Психология : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубравина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан — под ред. И.В. Дубра-виной. — 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 464 с. -ISBN 5−7695−0735−7.
  52. , В.И. Биомеханика : учеб. для сред, и высш. учеб. заведений / В. И. Дубровский, В. Н. Фёдорова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 672 с. ISBN 5−305−101−3.
  53. , М.И. Краткий психологический словарь : личность образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. — Минск: Хэлтон, 1998. 399 с. — ISBN 985−6193−20−6.
  54. , П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга / П. Н. Ермаков. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. — 128 с.
  55. , В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациор-ский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
  56. , Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.И., Ильин. — СПб.: Питер, 2001. 464 с. — (Серия «Учебник нового века»). — ISBN 5−27 200 237−7.
  57. , Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. И. Ильин. СПб.': Питер, 2006. — 544 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5−318−459−8.
  58. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии). — ISBN 5−272−28−5.
  59. , Е.П. Психология физического воспитания : учеб. для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с. — ISBN 5−8064−0181−2.
  60. , Е.П. Психомоторная организация человека : учеб. для вузов / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. — 384 с.: ил. — (Серия „Учебник нового века“). — ISBN 5−94 723−491−2.
  61. Карпенко, JliА. Многолетняя подготовка гимнасток разного возраста и её этапы / J1.A. Карпенко // Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. проф. J1.A. Карпенко. М., 2003.-Ч. 2, гл. 9. — С. 201−213.
  62. , В.П. Акробатика для всех : учеб.-метод, пособие / В. П. Коркин. Минск: ИПП Госэкономплана Респ. Беларусь, 1993. — 159 е.
  63. Коркин, В. П- От известного к неизвестному / В. П. Коркин // Гимнастика: сб. ст. Вып. 2 / сост. В. М. Смолевский. М., 1982. — С. 60−63.
  64. , В.П. Парные и групповые акробатические упражнения для женщин / В. П. Коркин. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 152 с.
  65. , Б. Дж. Психология в современном, спорте / Брайент Дж. Кретти — пер. с англ. ЮЛ. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.: ил., ' .
  66. , Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер — пер. с 7−8 испр. и расшир. немецкого изд. Г. Я- Тартаковского. М.: НО Научный Фонд „Первая Исследовательская Лаборатория имени академика В.А. Мельникова“, 2000.- 208 с.: ил. ISBN 5−901 471−02−0.
  67. , Е.С. От удовольствия к мастерству и авторитету / Е. С. Крючек // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. — 1999. — № 1. — С. 11−12.
  68. , Е.С. Специализированная подготовка к обучению упражнениям спортивной аэробики : учеб.-метод. пособие / Е. С. Крючек — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.: б.и., 2002. — 37 с. — ISBN 5−7065−403−2.
  69. , Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности / Ю: Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: учебник/ под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина.-М, 2003.-Гл. 5.-С. 58−82.
  70. , В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. СПб.: Речь, 2005. — 368 с. — ISBN 59 268−0375−6.
  71. , Т.С. Вольные упражнения / Т. С. Лисицкая, В. Е. Заглада // Гимнастическое многоборье: женские виды / под ред. Ю. К. Гавердовского. — Изд. 2-е, перераб. М., 1986. — С. 256−334.
  72. , Т.С. Вольные упражнения женщин / Т. С. Лисицкая, В. Е. Заглада. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 112 с.: ил.
  73. , Т.С. Методика составления вольных упражнений в женской спортивной гимнастике / Т. С. Лисицкая // Гимнастика: сб. ст. Вып. 1 / сост. В. М. Смолевский. М., 1976. — С. 15−19.
  74. , Т.С. О стиле в вольных упражнениях / Т. С. Лисицкая // Гимнастика: сб. ст. Вып. 2 / сост. В. М. Смолевский. — М., 1976. — С. 9−12.
  75. , Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский — Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. — М.: Просвещение, 1979. 96 с.
  76. , М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер — пер. с англ. А. Ни-коновой. СПб.: Сова — М.: Изд-во „Эксмо“, 2003-. — 192 с. — (Серия „Психологический практикум: тесты“), — ISBN 5−04−9 715−8.
  77. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И: Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с. — ISBN 593 127−074−4'.t
  78. , Г. А. Спортивная медицина : учебник / Г. А. Макарова. — М.: Советский спорт, 2003. 480 с.: ил. — ISBN 5−85 009−765−1.
  79. , И. Если ваш ребёнок левша / И. Макарьев — оформл. С. Григорьева. — СПб.: Лань, 1995. — 128 с. — ISBN 5−86 617−022−1.
  80. , А.Г. Когнитивные особенности / А. Г. Маклаков // Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК — М.: Олма-Пресс, 2001. — Ч. 4, гл. 1. — С. 242−256.
  81. , В.И. Базовые упражнения — основа технической подготовки гимнастов / В. И. Мамзин // Вопросы обучения гимнастическим упражнениям: сб. науч. тр. Волгоград, 1982: — С. 20−27.
  82. , В.И. Оптимизация обучения в спортивной гимнастике на основе применения базовых упражнений : автореф. дис.. канд. пед. наук /
  83. В.И. М., 1977. — 20 с.
  84. , Т.П. Методика составления произвольных упражнений / Т. П. Маркова // Художественная гимнастика: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л. П. Орлова. М., 1973. — С. 58−63.
  85. , А.П. Воспитание физических качеств / А. П. Матвеев // Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990. — Гл. 3. — С. 118−157.
  86. , В.А. Статистика в медицине и биологии : руководство: в 2 т. Т. 1: Теоретическая статистика / В. А. Медик, М. С. Токмачев, Б. Б. Фишман — под ред. Ю. М. Комарова. М.: Медицина, 2000. — 412 с. — ISBN 5−225−4 630−4.
  87. , Ю.В. Начало гимнастики / Ю. В. Менхин, А. В. Волков. — Киев: Здоров' я, 1980. 272 с.
  88. , Н.К. Основы спортивной тренировки юных гимнастов / Н. К. Меньшиков // Гимнастика и методика её преподавания: учеб. для фак. физ. культуры / под ред. проф. Н. К. Меньшикова. СПб., 1998. — Гл. 17. — С. 415−429.
  89. , Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  90. , С.Н. Развитие координации движений у детей 6−7 лет как основа повышения их физической подготовленности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Михайлова С. Н. Л., 1988. — 237 с.
  91. , А.К. Генетические и средовые факторы развития и изменчивости двигательных качеств / А. К. Москатова // Физиология человека :151 'учеб. для вузов физ. культуры и фак. физ. воспитания, пед. вузов / под рбщ. ред.
  92. B.И- Тхоревского. -М., 2001 Гл. 18.-С. 368−382.
  93. , Н.М. Об исследовании общедвигательной координации у человека / Ы. М. Моторин // Теория и практика физ. культуры. — 1965. — № 12. —1. C. 41−42.
  94. , B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочеством учеб. для студ. вузов / В. С Мухина: 7-е изд., стереотип. -М:: Изд. центр „Академия“, 2002: — 456 с. — ISBN 5−7695−0408−0.
  95. , В.Т. Движения спортсмена / В. Т. Назаров.— Минск,: Полымя, 1984: 176 с.
  96. , С.Н. Ловкость история- проблемы, перспективы : монография/ СЖ Никитин — С. гПетерб: гос. унт-т физ. культуры- им: П. Ф. Лесгафта. — СПб:: б»:и., 2005. — 160 с. —ISBN 5−7065−0392−3.
  97. , Ю.К. Упражнения на батуте / Ю. К. Николаев // Акробатика: учеб. для ингтов физ. культуры / под общей ред. Е. Г. Соколова. — М., 1965. — Гл. 8. — С. 112−118.
  98. , Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г.
  99. . М. : ООО «Изд-во Астрель» — ООО «Издательство ACT», 2002. — 864 с.: ил. — (Профессия — тренер) — ISBN 5−17−12 478−3 (ООО «Издательство ACT») — 5−271−2 939−5 (ООО «Издательство Астрель»).
  100. , Т.В. Антропологический мониторинг дошкольников : учеб. пособие / Т. В. Панасюк, С. И. Изаак, Н. Е. Комисарова — под общ. ред. С. И. Изаак. М.: Физическая культура, 2005. — 110 с. — ISBN 5−9746−0008−8.
  101. , Е.И. Развитие Я-концепции / Е. И. Петанова // Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. СПб. — М., 2001. — Ч. 4, гл. 4 — С. 279−295.
  102. Петров- Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления: (основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б. Н. Петров. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. 325 с. — ISBN 5−8134−0075−3.
  103. , A.JI. Спортивная психология : учеб. пособие для спортивных вузов / A.JI. Попов — Московский психолого-социальный институт. — М.: Флинта, 1998. 152 с. — ISBN 5−89 502−029−1 (Московский психолого-социальный институт) — 5−89 349−063−0 (Флинта).
  104. , Ю.А. Прыжки на батуте как средство обучения гимнастическим упражнениям : метод, разработка / Ю. А. Попов, А. В. Менхин — Гос. центр, ин-т физ. культуры.-М.: б.и., 1991.-28-с.
  105. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 288 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5−94 723−107−7.
  106. , В.А. Аффективная сфера / В. А. Прокофьева // Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., М., 2001. Ч. 4, гл. 2. — С. 257−266.
  107. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков — под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с. — ISBN 5222−239-Х.
  108. , А.Ц. Волевая подготовка в спорте : метод, указания / А. Ц. Пуни — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л.: б.и., 1971. — 27 с.
  109. , А.Ц. Проблема личности в психологии спорта : лекция для слушателей фак. повышения квалификации / А. Ц. Пуни — Гос. Центр, ордена Ленина ин-т физ. культуры. — М.: б.и., 1980. 29 с.
  110. , А.Ц. Психологические основы-волевой подготовки в спорте : учеб. пособие / А. Ц. Пуни — Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. Л.: б.и., 1977.-48 с.
  111. , Е.А. Прыжки в воду : учеб. для вузов физ. культуры / Е. А. Распопова. М.: Изд-во «Физкультура, образование и наука" — 2000. — 304 с. — ISBN 5−890 022−093−4.
  112. , А.А. Детская агрессия / А. А. Реан // Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана.- СПб., М., 2001. Ч. 4, гл. 6 -С. 305−312.
  113. , Е.Ю. Особенности работы с юными гимнастами и гимнастками / Е. Ю. Розин // Спортивная гимнастика: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. Ю. К. Гавердовского, В. М. Смолевского. М., 1979. — Гл. 24. — С. 269 288.
  114. , С.И. Поведенческие особенности / С. М. Розум // Психологиячеловека от рождения до смерти / под общ. ред. А. А. Реана. — СПб., М., 2001. -Ч. 4, гл. 5 С. 296−304.
  115. Рост и развитие ребёнка / В. В. Юрьев, А. С. Симаходский, Н.Н. Во-ронович, М. М. Хомич. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007 — 272 с. — (Серия «Краткий справочник»). — ISBN 978−5-91 180−329−2, 5−9 И 80−329−1.
  116. , С.А. Развитие способности к равновесию у детей 6−7 лет : дис.. канд. пед. наук / С. А. Руденко — Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. — 247 с.
  117. , Л.А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений : автореф. дис.. канд. пед. наук / Савельева Л. А. — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1997. — 22 с.
  118. , М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 456 с.: ил. — ISBN 5−7695−0905−8.
  119. , Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с. — ISBN 87 953−127−9.
  120. , В.Н. Определение одарённостей и поиск талантов в спорте / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 112 с.— ISBN 5−8134−0023−0.
  121. , Т.В. Учебная деятельность дошкольников // Детская психология: учеб. пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. — под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А: Панько. Минск, 1988. — Гл. 9. — С. 150−166.
  122. , Л.П. Основы спортивной генетики : учеб. пособие / Л. П. Сергиенко. Киев: Вища школа, 2004. — 631 с.: ил. — ISBN 966−642−229−8.
  123. , Б.В. Общая и статическая выносливость / Б. В. Сермеев, В. А. Шекуров // Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б. В. Сермеева. -М., 1973.-Гл. 1, §-2.-С. 16−25.
  124. , Б.В. Суточный ритм подвижности в суставах у лиц различного возраста, пола и подготовленности / Б. В. Сермеев // Мышечная деятельность в норме и патологии: пробл. сб. / Горьковский гос. пед. ин-т. Горький, 1976.-С. 80−82.
  125. , Н.В. Лечение светом. Мода и гармония / Н. В. Серов. СПб.: ЛИСС, 1993. — 48 с. — ISBN 5−87 050−013−3.
  126. , Л.К. Специфика психологии спорта : учеб.-метод. пособие / Л. К. Серова — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.: б.и., 2003. — 49 с.
  127. , Э.М. Основы неврологического контроля в спорте / Э. М. Синельникова. — СПб.: Нордмед-издат, 1997. — 92 с.
  128. , В.В. Маленькие дети в большом спорте / В. В. Синичкин // Виноград: православный пед. журн. 2007. — № 3 (19). — С. 28−32.
  129. , В.А. Акробатические прыжки / В. А. Скакун. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1990. 222 с. — ISBN 5−7644−0545−9.
  130. , Е.Ю. Особенности преподавания спортивной аэробики в учреждениях дополнительного образования детей : автореф. дис.. канд. пед. наук / Скачкова Е.Ю.- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002. — 22 с.
  131. , В.В. Методика обучения акробатическим прыжкам на основе их кинематических характеристик : автореф. дис.. канд. пед. наук / Сластников В. В. — Московский ордена Трудового Красного Знамени областной пед. ин-т. М., 1988. — 25 с.
  132. , Ю.И. Спортивная метрология : учеб. для студ. пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 232 с. — ISBN 5−7695−0570−2.
  133. Современные тенденции развития упражнений в художественной гимнастике / В. Я. Клименко, Э. П. Аверкович, Н. И. Царькова и др. // Гимнастика: сб. ст. Вып. 1 / сост. В. М. Смолевский — редкол. Ю. К. Гавердовский [и др.]. -М., 1982.-С. 63−67.
  134. , Г .Я. Музыкальные композиции — какими им быть / Г. Я. Соколов // Гимнастика: сб. ст. Вып. 2 / сост. В. М. Смолевский — редкол. Ю. К. Гавердовский и др.—М., 1981. —С. 53−55.
  135. , Е.Б. Спортивная генетика : учеб. пособие / Е. Б. Сологуб, В: А. Таймазов. -М.: Терра-Спорт, 2000. 127 с.: ил. — ISBN 5−93 127−096−5.
  136. , А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.: ил.-ISBN 5−93 127−113−9.
  137. , А.А. Техническое оснащение специализированного зала для занятий спортивной аэробикой : учеб. пособие / А. А. Сомкин. — СПб.: б.и., 2001. 39 с. — ISBN 5−86 708−249−0.
  138. Спортивная аэробика: программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Н. А. Рукабер, Ю. П. Серков, Л. К. Матвеева, Е. В. Баюнова. М.: б.и., 2000. -27 с.
  139. , Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н. Б. Стамбулова. СПб.: Изд-во «Центр карьеры», 1999. — 368 с. — ISBN 5 901 126−01−7.
  140. , С. Язык внешности / С. Степанов. — М.: Изд-во^Эксмо, 2006. — 416 с. — (Серия «Психологический бестселлер»). — ISBN 5−699−10 752−5.
  141. , И. А. Техническая^ подготовка и основы обучения упражнениям художественной гимнастики / И.*А. Степнова, Л. А. Карпенко // Художественная гимнастика: учебник / под общей ред. проф. Л. А. Карпенко: — М., 2003. Ч. 1, гл. 4. — С. 102−164.
  142. , Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 672 с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»), — ISBN 5−222−1 548−3.
  143. , В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора человека : дис.. д-ра биол. наук: в 3 т. Т. 1 / Стрелец В. Г. Л., 1969. -324 с. — Т. 2. — 432 с. — Т. 3. — 154 с.
  144. , Л.М. Режим дня детей и подростков / Л. М. Сухарева, В. В. Стан // Гигиена детей и подростков: учебник / под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1989. Гл. 4. — С. 69−103.
  145. , М.У. Сложные акробатические прыжковые соединения /
  146. М.У Таджиев, Р. З. Исянов — Узбекский гос. ин-т физ. культуры. — Ташкент: «Медицина» Узбекской ССР, 1989. 160 с.
  147. , К. Психологические тесты и упражнения для детей / К Тейлор — пер. с англ. Е. Рыбиной. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. — 224 с. — (Серия «Психологический практикум: Тесты»). — ISBN 5−699−1 928−6.
  148. , МТ. Спортивная*морфология : учеб. пособие / М. Г. Ткачук — С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: б.и., 2003. — 74 с. — ISBN 5−7065−0485−7.
  149. Томилов, В. Нг Принцип формирования рациональных двигательных действий в спорте / В.Н.' Томилов — С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., Самара: ООО «Офорт», 2007. — 115 с.: ил. — ISBN 9785−473−277−5.
  150. , Л.И. От элементов техники к элементам творчества / Л. И. Турищева // Гимнастика: сб. ст. Вып. 2 / сост. В. М. Смолевский — редкол. Ю. К. Гавердовский и др. -М, 1983. С. 65−68.
  151. , B.C. Физиология спорта : очерки / B.C. Фарфель. — М.: Физкультура и спорт, 1960. 384 с.
  152. , И.В. Тройное сальто XX века / И. В. Федюнин, И. А. Иванова. СПб.: Изд-во «АЙЮ», 2001.-100 с.
  153. , Ж.Е. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: учеб.-метод. пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Сайкина Е. Г. СПб.: Детство-пресс, 2001. — 352 с.: ил.-ISBN 5−89 814−068−9.
  154. , Н.А. Физиология человека : учеб. пособие для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Н. А. Фомин. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1992.-352 с. — ISBN 5−09−4 107−5.
  155. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с. — ISBN 5−278−338−3.
  156. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов.- М.: Изд. центр «Академия», 2000: 480 с. — ISBN 5−7695−0567−2.
  157. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : пособие для студ. пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  158. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. -437 с. — ISBN 5−238−350−1.
  159. , А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А. В. Чоговадзе, М. М. Круглый. М.: Медицина, 1977. — 175 с.
  160. , В.Н. Физическое воспитание дошкольников : практикум для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина.- 3-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с. — ISBN 5−76 950 400−5.
  161. , Н.В. Высшая школа : технология обучения / Н. В. Шестак. — М.: Вузовская книга, 2000. 80 с. — ISBN 5- 89 522−087−8.
  162. , P.M. Основы кинезиологии / P.M. Энока — пер. с англ. Г.
  163. , Т.П. Асимметрия в развитии силовых качеств у бегунов на короткие дистанции / Т. П. Юшкевич // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 3. — С. 27−29.
  164. , Б.И. Музыкально-акробатические композиции / Б. И. Якубчик, В. И. Аракчеев // Спортивная акробатика: учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. П. Коркина. -М., 1981. Гл. 13. — С. 208−214.
  165. Atkinson, J. Sports Aerobics Commission: Report / J. Atkinson // Bulletin FIG. 1995. — December. -№ 175. — P. 96−98.
  166. Bueche, N. Official News / N. Bueche // Bulletin FIG. 1995. — December.-№ 165.-P. 86−87.
  167. Crumley, K. Trampoline Drills Building Air Sense for Dismounts and Landing / K. Crumley // Technique. 1998. — Vol. 18. — № 7. — P. 12−16.
  168. Pedrotti, P. Analisi metodologica di alcuni elementi fondanentali / P. Pedrotti // Gymnica. 1985. — № 2. — P. 43−56.
  169. Schneider, K. Koordination und Lernen von Bewegungen: Eine experi-mentelle Bestatigung von Bernsteins Koordinationssnypotnese // Beitragt zur Sport-wissenschaft. Bd. 12. Frankfurt, M.: Thin-Verlag Harri, 1990. — 76 s.
  170. Tytov, Y. Editorial / Y. Tytov // World of the Gymnastics. 1995. -February. — № 14. — P. 5.
Заполнить форму текущей работой