Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров подросткового возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены волевые качества проявляемые совместно с целеустремленностью. Такими волевыми качествами являются терпеливость, настойчивость и упорство. Терпение обусловливает длительность поддержания волевого усилия, проявление «силы против себя», специальную выдержку. Оно связано с выносливостью к нагрузкам. Терпеливость тяжелоатлета отражает специфическое проявление волевых усилий, направленных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПАУЭРЛИФТЁРОВ
    • 1. 1. Психологический анализ деятельности пауэрлифтёров
    • 1. 2. Целеустремленность, как компонент структуры волевых качеств личности спортсмена-тяжелоатлета
    • 1. 3. Психофизиологические механизмы целеустремленности юных спортсменов подросткового возраста
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТРЕНИНГОВАЯ МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПАУЭРЛИФТЁРОВ
    • 2. 1. Анализ методических подходов к воспитанию целеустремленности юных пауэрлифтёров в спортивной деятельности
    • 2. 2. Методика личностно ориентированных тренинговых занятий воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров подросткового возраста
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТРЕНИНГОВОЙ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПАУЭРЛИФТЁ РОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Результаты констатирующего исследования
    • 3. 2. Результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по третьей главе

Личностно ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Успешное решение задач спортивной деятельности обусловлено не только совершенством специальных знаний, умений и навыков, но и способностью в полной мере реализовать их при возникновении экстремальных ситуаций, связанных с высокой ответственностью, наличием реальной или условной опасности, острого дефицита времени. Передовая спортивная практика показывает удивительные примеры того, как можно в труднейших условиях выступления на соревнованиях регулировать свое психическое состояние, мобилизовать дополнительную волевую активность и добиваться победы. Поэтому, одним из существенных разделов спортивной деятельности является волевая подготовка спортсменов. При этом, волевая подготовка рассматривается как один из самых сложных разделов психологической подготовки спортсменов (В.И. Енин, H.A. Худадов, Е.П. Щербаков).

Воспитание волевых качеств спортсменов или их волевых проявлений направлено на повышение эффективности спортивной деятельности (А.Н. Мартыненко, A.C. Соснин, М.М. Чекиров). Однако волевая подготовка юных спортсменов несомненно имеет и более широкое значение для воспитания личности подрастающего поколения (A.A. Бабаян, К. П. Бакешин, С .Я. Са-мулкин, Б.Н. Смирнов).

Сегодня проблема морально-волевой подготовки высококвалифицированных спортсменов остается злободневной и требует дальнейшей ее разработки. Без творческого пересмотра форм и методов нравственного воспитания трудно выйти на уровень высоких требований, предъявляемых к ведущим спортсменам. Однако нельзя считать, отмечал А. Ц. Пуни, что методика волевой подготовки в спорте в достаточной степени разработана. Есть еще ряд не до конца выясненных, прежде всего теоретических, вопросов, решение которых имеет непосредственное отношение к совершенствованию практики волевой подготовки спортсменов. К сожалению, анализ специальной литературы последних десятилетий показал, что в научных и методических работах психолого-педагогического характера значительно снизился интерес к проблематике воли, воспитания волевых качеств и волевой подготовки спортсменов.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена выявленным противоречием между высокими требованиями, предъявляемыми спортивной деятельностью пауэрлифтёров к уровню развития волевых качеств и недостаточной разработанностью педагогических технологий воспитания целеустремленности юных спортсменов. В поисках средств преодоления возникших противоречий в системе подготовки спортивных резервов, и недостаточной разработанностью теоретических и экспериментальных вопросов воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров мы сформулировали проблему исследования: как обеспечить эффективность педагогического процесса воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров. Это обусловило и выбор темы нашего исследования: «Личност-но ориентированная тренинговая методика воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров».

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать лич-ностно ориентированную тренинговую методику воспитания целеустремленности квалифицированных юных пауэрлифтёров подросткового возраста.

Объект исследования — процесс спортивной подготовки юных пауэрлифтёров.

Предмет исследования — методика воспитания целеустремленности квалифицированных юных пауэрлифтёров подросткового возраста.

Анализ специальной литературы, существующей практики работы с высококвалифицированными спортсменами, а также результаты собственной научной разработки отдельных вопросов проблемы позволили сформулировать гипотезу исследования: эффективность воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров подросткового возраста можно повысить, если будут выполнены следующие условия: а) особенности проявления целеустремленности юных спортсменов определены на основе психологического анализа спортивной деятельности пауэрлифтёров и выделены препятствия, возникающие на пути к достижению цели (ситуативные детерминанты) — б) воспитание целеустремленности юных пауэрлифтёров опирается на их субъективный спортивный опыт и информацию об индивидуальных особенностях личности (личностные детерминанты) — в) воспитание целеустремленности юных квалифицированных пауэрлифтёров будет проводиться в форме личностно ориентированного тренинга с использованием разработанных педагогических условий.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить педагогические и психологические предпосылки воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров.

2. Разработать модель личностно ориентированного тренинга воспитание целеустремленности юных пауэрлифтёров, обосновать программу и педагогические условия его эффективности.

3. Экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров.

4. Разработать методические рекомендации для тренеров и студентов вузов физкультурного профиля по методике воспитания целеустремленности юных спортсменов.

Методологической основой предпринятого исследования является психологическая теория деятельности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) — теория воли и волевой регуляции (М.Я. Басов, Л. И. Божович, В. К. Калин, К. Н. Корнилов,.

В.А. Крутецкий, Г. Д. Луков, B.C. Мерлин, В. И. Селиванов, П.В. Симонов) — теория волевой подготовки в спортивной деятельности (Е.П. Ильин, А. Ц. Пуни, С .Я. Самулкин, Б. И. Смирнов, Е.П. Щербаков) — концепции индивидуализации образования (К.Д. Ушинский) и спортивной подготовки в тяжелой атлетике (O.A. Сиротин, В.А. Таймазов), а также методология и теория педагогических исследований, обоснованная в работах В.И. Загвязин-ского, Ф. А. Кузина, А. Я. Найна и др.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапы и методы изыскания. Исследование проводилось с 1999 по 2005 гг. в три основных этапа.

Первый этап (1999 — 2002) — поисковый. Изучались и анализировались философские, психофизиологические, психолого-педагогические отечественные и зарубежные источники, диссертационные работы по проблеме исследованиясовременные научно-педагогические технологииопределялись методологические и теоретические основания исследования, противоречия между потребностями практики и уровнем теоретической, экспериментальной и методической разработанности проблемы. Определялись цель, объект и предмет изыскания.

Основными методами исследования на этом этапе были: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический), обобщение передового опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, анализ учебно-методической документации).

Второй этап (2002 — 2004) — экспериментально-аналитический. Основное внимание на данном этапе уделялось обоснованию методики и разработке программы тренинга по развитию волевых качеств юных пауэрлифтё-ров. Был проведен констатирующий эксперимент. Выявлялись количественные и качественные параметры проявлений целеустремленности высококвалифицированных пауэрлифтёров в разных ситуациях спортивной деятельности. По результатам этой работы осуществлялся подбор экспериментальной и контрольной групппроводилась методическая работа с тренерами, участвующими в проведении опытной работы, путем организации семинаров, тренингов, консультаций, использования методических рекомендаций. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях базы исследования — на учебно-тренировочных сборах по подготовке к соревнованиям и на ответственных турнирах.

Основными методами исследования на втором этапе были: психологическое и педагогическое тестирование, беседа, наблюдение, моделирование, математико-статистический анализ экспериментальных данных.

Третий этап (2004 — 2005) — контрольно-обобщающий. Выявлялись особенности проявления целеустремленности и волевых качеств, порояв-ляющихся совместно с ней у юных пауэрлифтёров контрольной и экспериментальной групп. Продолжалось изучение личного спортивного опыта спортсменов и экспериментальная проверка эффективности личностно ориентированной тренинга по воспитанию целеустремленности юных пауэрлифтёров. Обобщались материалы изыскания, формулировались выводы, выполнялось оформление диссертационного исследования.

Основными методами исследования на данном этапе были: беседа, наблюдения, анкетирование, педагогический эксперимент, психологическое, психофизиологическое и педагогическое тестирование, логический и статистический анализ.

Научная новизна исследования.

1. На основе методологии психологического анализа описаны разные ситуации спортивной деятельности пауэрлифтёров, выделены и сформулированы препятствия, возникающие на пути к достижению цели (ситуативные детерминанты).

2. Разработана модель и содержание личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров с учетом особенностей психофизиологических задатков (свойств темперамента) спортсменов (личностные детерминанты) и характеристики пауэрлифтёров.

3. Апробированы в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективности личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что они дополняют и расширяют возможности использования личностно ориентированного подхода к спортсменам в условиях тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёроввносят вклад в решение вопросов мотивации самовоспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров подросткового возраста, готовности к соревновательной деятельности, их профессиональными намерениямисодействуют выявлению педагогических условий воспитания целеустремленности спортсменов подросткового возраста.

Практическая значимость исследования. Совокупность положений и выводов, полученных в диссертации использована в работе, направленной на воспитание целеустремленности юных спортсменов. Результаты изыскания включены в спецкурсы для студентов вузов и колледжей физической культуры, слушателей факультетов повышения квалификации. Разработанные педагогические условия воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров носят неспецифический характер и могут использоваться в работе со спортсменами разного возраста и различных видов спорта. Изданные методические рекомендации используются студентами ИФК и тренерами.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования определяются: логикой исходных методологических предпосылок, основанных на положениях системного подхода, разнообразным использованием психолого-педагогической информации, сравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых методик педагогического, психологического и психофизиологического исследования, адекватных его предметуанализом спортивно-педагогической практики и положительного опытаподтверждением концептуального соответствия использованных методик задачам и специфике этапов исследовательской работы, подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных статистически значимых изменений уровня целеустремленности юных пауэрлифтёров экспериментальной группы по сравнению с контрольной, количественным и качественным анализом результатов экспериментального исследования.

Личное участие автора в получении результатов определяется а) разработкой ведущих положений исследования, общего замысла, методики проведения экспериментальной работы по проблеме исследованияб) руководством и непосредственным участием в экспериментальной работев) получением эмпирических данных, теоретическом обобщении и интерпретации результатов изыскания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждались на методологических семинарах кафедры теории и методики физического воспитания УралГАФК с 1999 по 2005 гг.- результаты работы публиковались и рассматривались на конференциях городского, областного и регионального масштаба, в том числе: на городской научной конференции студентов в 1999 г.- на научно-методической конференции УралГАФК по проблеме «Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе в 2005 г.- на научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава УралГАФК «Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры» в 2005 г. Изданы методические рекомендации для студентов ИФК и тренеров.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику подготовки сильнейших спортсменов Челябинской области по пауэрлифтингу, в учебно-тренировочный процесс МУДОД ДЮСШ «Атлет» г. Челябинска, спортивный клуб «Русские витязи» (г. Магнитогорск), МУ «Спортивный клуб Карабашского городского округа» в педагогический процесс кафедры теории и методики спортивной борьбы Уральского государственного университета физической культуры. По материалам исследования имеются акты внедрения.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Ведущим волевым качеством квалифицированных юных пауэрлифтё-ров является: целеустремленность. Она формируется и развивается в спортивной деятельности под влиянием педагогических воздействий, социального окружения и в процессе самовоспитания юных спортсменов.

2. Реализация разработанной программы воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров в спортивной деятельности осуществляется на основе разработанной модели личностно ориентированного тренинга.

3. Эффективность программы воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров в спортивной деятельности может быть повышена, при соблюдении следующих педагогических условий: а) особенности проявления целеустремленности юных спортсменов определены на основе психологического анализа спортивной деятельности пауэрлифтёров и выделенных препятствий, возникающих на пути к достижению цели (ситуативные детерминантыб) развитие целеустремленности юных пауэрлифтёров опирается на их личный спортивный опыт и информацию об индивидуальных особенностях личности спортсменов (личностные детерминанты) — в) развитие волевых качеств юных пауэрлифтёров осуществляется на занятиях и в условиях спортивной деятельности на основе формирования мотивации подростков к самовоспитанию целеустремленности.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заканчивающихся выводами, заключения, списка использованной и цитируемой литературы, включающего 200 наименований (4 на иностранных языках) и приложений. Текст диссертации иллюстрирован рисунками, схемами и 9 таблицами.

Выводы по третьей главе.

1. Экспериментально подтверждена ведущая роль целеустремленности в структуре волевых качеств личности спортсменов пауэрлифтёров. По критерию выраженности и генерализованное&tradeволевых качеств в спортивной деятельности квалифицированных пауэрлифтёров ведущим оказалась целеустремленность. Целеустремленность объединяет, цементирует структуру волевых качеств тяжелоатлетов. Волевые качества терпеливость, настойчивость и упорство проявляются в деятельности юных пауэрлифтёров совместно сце-леустремленностью. Мы обозначаем их как подкрепляющие, поддерживающие волевое качество целеустремленности.

2. Выявлены индивидуальных психофизиологических особенностей темперамента юных пауэрлифтёров, являющихся гипотетическими задатками целеустремленности личности. Это предметная и социальная эргичностьпредметная и социальная пластичностьтемп или скорость и социальный темппредметная и социальная эмоциональность. Лишь по показателю эмоциональности среднее арифметическое значение оценивалось как низкое. Остальные групповые показатели имели среднюю оценку. Индивидуальные данных психофизиологических особенностей темперамента юных пауэрлифтёров использовались для индивидуализации процесса воспитания целеустремленности. Индивидуальные значения психофизиологических свойств в целом соответствовали закону нормального распределения, По большинству показателей юные спортсмены распределялись в зонах высоких, среднихи низких оценок. В работе приводится подробное рассмотрение указанных особенностей юных пауэрлифтёров в экспериментальной группе.

3. Результаты сравнения средних арифметических подтверждают отсутствие достоверных различий между группами по всем показателям волевой организации личности юных пауэрлифтёров, что указывает на относительную однородность контрольной и экспериментальной групп. Волевое качество целеустремленности и качества проявляемые совместно с ней, у спортсменов обеих групп также находились примерно на среднем уровне развития со слабо выраженной тенденцией к некоторому преобладанию средних арифметических показателей самообладания и выдержки. По всем показателям лишь около 20% испытуемых получили высокие оценки экспериментальной групп. Анализ индивидуальных данных исследования физиологического критерия волевого компонента юных пауэрлифтёров в пробе с задержкой дыхания показал следующее. Высоких значений терпеливости среди наших испытуемых не оказалось. Ниже границы зоны средних оценок оказались результаты 50% испытуемых экспериментальной группы. Таким образом, физиологическая проба не позволила ни одному спортсмену получить высокие оценки, а средние и низкие оценки распределились поровну между спортсменами экспериментальной группы.

4. Тестовый показатель целеустремленности вырос наиболее существенно по сравнению с волевыми качествами, проявляемыми совместно с целеустремленностью и содействующими ее воспитанию и проявлению в спортивной деятельности юных пауэрлифтёров подросткового возраста. В процессе спортивной подготовки это проявлялось в повышении способности подчинить все свои действия, мысли и чувства активной, сознательной и упорной работе для осуществления поставленной цели. Обоснованные и разработанные нами модель, программа личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтёров и педагогические условия его реализации содействовали существенному статистически достоверному повышению тестовых показателей целеустремленности и волевых качеств, проявляющихся с ней у юных пауэрлифтёров экспериментальной группы по сравнению с контрольной после проведения педагогического эксперимента. Экспертная оценка результативности соревновательной деятельности юных пауэрлифтёров подросткового возраста подтвердила результаты педагогического эксперимента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ спортивной деятельности пауэрлифтёров, выполненный на основе деятельностного подхода позволил выявить мотивы спортивной деятельности, описать основные цели соревновательной деятельности и выделить действия направленные на достижение целей, а также операции, составляющие действия в зависимости от конкретных условий их реализации в соревнованиях спортсменов. Классифицированы основные препятствия, возникающие на пути к достижению цели в спортивной деятельности пауэрлифтёров. Установлено, что важной особенностью спортивной деятельности является то, что препятствия имеют тенденцию к максимизации уровня трудности объективного и субъективного характера.

Преодоление препятствий разного характера и степени трудности осуществляется спортсменом при помощи проявлений личности, обозначаемых как волевые качества. Ведущим волевые качества, проявляемые в спортивной деятельности высококвалифицированных пауэрлифтёров оказалась целеустремленность. Обоснована структура целеустремленности, включающая в себя психофизиологическое основание (особенности процессов возбуждения и торможения во второй сигнальной системе, образующие стойкую инерционную доминанту) — содержание целеустремленности (ясность цели, планомерность действий, сосредоточенность сознания и непреклонность намерений) и волевые качества, проявляемые совместно с целеустремленностью (терпеливость, настойчивость и упорство в достижении цели). Это качества личности, имеющие различную психофизиологическую основу, обеспечивают разные по направлению волевые действия.

Психофизиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая может управлять всем жизненным укладом человека, тормозя другие влечения и интересы. В качестве психофизиологических задатков оказывающих существенное влияние на эффективность процесса воспитания волевых качеств обоснованы свойства темперамента, определяемые как формально-динамические свойства индивидуальности, делит волевые качества на две труппы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов со стороны нервной системы (коры головного мозга). Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Целеустремленность связана с проявлением двух видов волевых усилий. С одной стороны, это усилия, направленные на подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели.

Определены волевые качества проявляемые совместно с целеустремленностью. Такими волевыми качествами являются терпеливость, настойчивость и упорство. Терпение обусловливает длительность поддержания волевого усилия, проявление «силы против себя», специальную выдержку. Оно связано с выносливостью к нагрузкам. Терпеливость тяжелоатлета отражает специфическое проявление волевых усилий, направленных на преодоление состояний, препятствующих продолжению физической работы. Это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам (в основномфизиологическим состояниям), вызывающим утомление, гипоксию или чувство голода, жажды, боль. Упорство понимается как стремление одномоментно достичь желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам, за счет одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели. Настойчивость пауэрлифтёра характеризуется как волевое качество, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. В поведении спортсмена проявляется эмоциональная привязанность к цели деятельности. Мобилизация ресурсов происходит с широким использованием механизма эмоций.

Начальный этап спортивной подготовки пауэрлифтёров осуществляется в подростковом возрасте, который считается наиболее даже опасным в педагогическом плане из всех возрастных периодов жизни. Нейтрализация большинства «негативных проявлений» в подростковом возрасте осуществляется путем индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку. Основные сферы (направления) развития в подростковом возрасте включают в себя половое, познавательное и социальное развитие. Именно в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. В этом возрасте возникает и активизируется стремление и способность детей к самовоспитанию. Наиболее существенный вклад интеллекта в процесс развития самосознания, связан с развитием у подростков такой общей способности психики, как рефлексивность.

Методики воспитания и самовоспитания целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней (терпеливость, настойчивость и упорство) основаны на функционировании познавательных процессов, особенно таких, как внимание и самоконтроль, воображение и саморегуляция. Приемы саморегуляции психического состояния проявляются главным образом в следующих психофизиологических закономерностях: а) тесной функциональной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов волевого усилия б) способности спортсмена к концентрации и переключению вниманияв) важнейшими детерминантами психического состояния спортсмена являются его мысли, отношения, ценностные ориентации, т. е. личностные свойства.

Основным методическим приемом воспитания целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней является преодоление препятствий различной степени трудности в процессе спортивной деятельности, в учебе и быту. Препятствия, возникающие в спортивной деятельности пауэрлифтёров можно классифицировать на объективные и субъективные, на тренировочные и соревновательные, постоянные и неожиданные. Разработана модель воспитания целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней, включающая в себя три блока: развивающую психодиагностику (свойств личности, наличного уровня целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней (терпеливость, настойчивость и упорство), субъективного образа ресурсных состоянийразвитие базовых психических функций (внимания, самоконтроля, воображения, и саморегуляции) и субъективного образа ресурсных состоянийразвитие базовых психических функций (внимания, самоконтроля, воображения, и саморегуляции) и воспитания целеустремленности.

На основе модели разработаны педагогические условия воспитания целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней (терпеливость, настойчивость и упорство): 1) характеристики волевых качеств пау-эрлифтёров определены на основе психологического анализа спортивной деятельности- 2) развитие волевых качеств юных пауэрлифтёров опирается на их личный спортивный опыт и информацию об индивидуальных особенностях личности спортсменов (личностные детерминанты) — 3) воспитание волевых качеств юных пауэрлифтёров осуществляется в теоретико-методических занятиях (личностно ориентированный тренинг) и в условиях спортивной деятельности на основе: а) формирования мотивации юных пауэрлифтёров к самовоспитанию волевых качествб) воспитания активного отношения спортсменов к препятствиям и трудностям спортивной деятельностив) варьирования субъективной трудностью препятствий в спортивной деятельности.

Личностно ориентированный подход к юным пауэрлифтерам основан на активизации внутреннего, духовного мира спортсменов, на наполнении процесса спортивного совершенствования личностным смыслом, ценностями, отношением, зафиксированными в субъектном опыте.

При определении параметров оптимального ресурсного состояния пау-эрлифтёра целесообразно прежде всего опираться на его субъективный спортивный (соревновательный) опыт спортсмена и находить в нем субъективный образ ресурсных состояний мобилизации на преодоление препятствий различного характераэтот образ надо прочувствовать во всех модальностях, интенсифицировать, закрепить и выработать условный раздражитель для быстрой актуализации (вызывания) ресурсного состояния. Эту задачу надо решать совместно спортсмену и тренеру, который помогает формированию соответствующего образа, его уточнению и закреплению, а также подбору и закреплению адекватного условного раздражителя (якоря), с помощью которого актуализируется ресурсное состояние в различных ситуациях спортивной деятельности. В практических тренировочных занятиях проявление изучавшихся целеустремленности и волевых качеств, проявляемых совместно с ней (терпеливость, настойчивость и упорство) юных пауэрлифтёров осуществлялось стимулированием преодоления препятствий спортивной деятельности, субъективная трудность которых варьировалась по качественным и количественным признакам психической напряженности.

Экспериментально подтверждена ведущая роль целеустремленности в структуре волевых качеств личности спортсменов пауэрлифтёров. По критерию выраженности и генерализованное&tradeволевых качеств в спортивной деятельности квалифицированных пауэрлифтёров ведущим оказалась целеустремленность. Целеустремленность объединяет, цементирует структуру волевых качеств тяжелоатлетов. Волевые качества терпеливость, настойчивость и упорство проявляются в деятельности юных пауэрлифтёров совместно с целеустремленностью. Мы обозначаем их как подкрепляющие, поддерживающие волевое качество целеустремленности.

Выявлены индивидуальных психофизиологических особенностей темперамента юных пауэрлифтёров, являющихся гипотетическими задатками целеустремленности личности. Это предметная и социальная эргичностьпредметная и социальная пластичностьтемп или скорость и социальный темппредметная и социальная эмоциональность. Лишь по показателю эмоциональности среднее арифметическое значение оценивалось как низкое. Остальные групповые показатели имели среднюю оценку. Индивидуальные данных психофизиологических особенностей темперамента юных пауэрлиф-тёров использовались для индивидуализации процесса воспитания целеустремленности. Индивидуальные значения психофизиологических свойств в целом соответствовали закону нормального распределения, По большинству показателей юные спортсмены распределялись в зонах высоких, среднихи низких оценок. В работе приводится подробное рассмотрение указанных особенностей юных пауэрлифтёров в экспериментальной группе.

Результаты сравнения средних арифметических подтверждают отсутствие достоверных различий между группами по всем показателям волевой организации личности юных пауэрлифтёров, что указывает на относительную однородность контрольной и экспериментальной групп. Волевое качество целеустремленности и качества, проявляемые совместно с ней, у спортсменов обеих групп также находились примерно на среднем уровне развития со слабо выраженной тенденцией к некоторому преобладанию средних арифметических показателей самообладания и выдержки. По всем показателям лишь около 20% испытуемых получили высокие оценки экспериментальной групп. Анализ индивидуальных данных исследования физиологического критерия волевого компонента юных пауэрлифтёров в пробе с задержкой дыхания показал следующее. Высоких значений терпеливости среди наших испытуемых не оказалось. Ниже границы зоны средних оценок оказались результаты 50% испытуемых экспериментальной группы. Таким образом, физиологическая проба не позволила ни одному спортсмену получить высокие оценки, а средние и низкие оценки распределились поровну между спортсменами экспериментальной группы.

Тестовый показатель целеустремленности вырос наиболее существенно по сравнению с волевыми качествами, проявляемыми совместно с целеустремленностью и содействующими ее воспитанию и проявлению в спортивной деятельности юных пауэрлифтеров подросткового возраста. В процессе спортивной подготовки это проявлялось в повышении способности подчинить все свои действия, мысли и чувства активной, сознательной и упорной работе для осуществления поставленной цели. Обоснованные и разработанные нами модель, программа личностно ориентированного тренинга воспитания целеустремленности юных пауэрлифтеров и педагогические условия его реализации содействовали существенному статистически достоверному повышению тестовых показателей целеустремленности и волевых качеств, проявляющихся с ней у юных пауэрлифтеров экспериментальной группы по сравнению с контрольной после проведения педагогического эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психологической деятельности / К. А. Абульханова. М.: Наука, 1973.-288 с.
  2. А.Н. Система : философская категория и реальность / А. Н. Аверьянов. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: изд-во БГУ, 1990. — 558 с.
  4. П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П. К. Анохин. Вопросы психологии. — 1974. — № 4. — С.21−29.
  5. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1980. 197 с.
  6. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах / Аристотель. М.: Мысль, 1976. —439 с.
  7. А.Г. Психология индивидуальности : методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1986.-276 с.
  8. A.A. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (на примере тяжелой атлетики): автореф. дис.. канд. пс. Наук / A.A. Бабаян — НИИ ОПП АПН СССР. М, 1984 — 18 с.
  9. М.Я. Избранные психологические произведения / М. Я. Басов. -М.: Педагогика, 1975.-432 с.
  10. A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / A.B. Батаршев. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  11. H.A. Влияние успеха и неудачи различной интенсивности на функциональное состояние спортсмена / H.A. Батурин, O.A. Сиротин // Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов: сб. науч. трудов — ЛНИИФК. Л., 1989. — С. 128−134.
  12. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография / В. А. Беликов — Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: Факел, 1995. — 142 с.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Про-гесс, 1986.-228 с.
  14. П.П. Развитие мышления школьника / П. П. Блонский: избр. пед. и психол. соч.: В 2 т.: т. 2. М.: Просвещение, 1979 394 с.
  15. В.В. Воля и волевые свойства личности. Общая психология: учеб. пособие для студентов пединститутов. / В. В. Богословский: Изд. З.-М.: Просвещение, 1981. С.515−552.
  16. В.В. Общая психология : учеб. пособие / В. В. Богословски. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 234 с.
  18. Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н. М. Борытко — Волгоград, гос. ун-т. Волгоград, 2001. — 182 с.
  19. Р. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. — Пер. с англ. — Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1992. — 248 с.
  20. М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма / М. Н. Валуева. М.: Педагогика, 1967. — 118 с.
  21. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 264 с.
  22. В. Тренеру о подростке / В. Волков М.: Физкультура и спорт, 1973.- 139 с.
  23. И.П. Приобщение школьников к творчеству : из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 150 с.
  24. А.Н. Принцип индивидуализации фикция или закономерность в современном тренировочном процессе / А. Н. Воробьев // Теория и практика физической культуры. — 1986. -№ 6. — С. 29−31.
  25. Л.С. История развития высших психических функций. -Собрание сочинений / Л. С. Выготский. М.: Педагогика. — 1983. — Т.З. — 328 с.
  26. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников / А. И. Высоцкий // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: сб. материалов / под ред. В.И. Селиванова- РГПИ. Рязань, 1984.-С. 19−22.
  27. А.И. К развитию настойчивости у подростков / А. И. Высоцкий // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: сб. материалов / под ред. В.И. Селиванова- РГПИ. Рязань, 1984. — С. 23−27.
  28. В.Д. Проявление выносливости и ее компонентов у юношей, занимающихся спортивным ориентированием / В. Д. Гаврилов // Психофизиология: сб. науч. работ / под ред. Е. П. Ильина — ЛГПИ. Л., 1979. — С. 58−67.
  29. Г. М. Содержание и методы волевой подготовки спортсменов / Г. М. Гагаева // Проблем психологии спорта: сб. работ институтов физической культуры / под ред. П. А. Рудика — Физкультура и спорт. М., 1962. — С. 20−31.
  30. Ю.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте : автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. А. Гагин — СПбГАФК. СПб, 1996. — 46 с.
  31. Ф. Некоторые вопросы психологической подготовки штангистов / Ф. Генов // Психологическая подготовка спортсмена: сб. работ институтов физической культуры / под ред. П. А. Рудика. М.: Физкультура и спорт, 1965.-С. 76−86.
  32. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсменов штангистов / Ф. Генов. М.: Физкультура и спорт, 1971.— 245 с.
  33. Э. Волевая подготовка как одна из сторон психологической подготовки спортсменов к соревнованию / Э. Герон // Проблемы психологии спорта: ученые записки ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта / под ред. А. Ц. Пуни — ГДОИФК: вып. 13. Л., 1970. — С. 23−26.
  34. Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Гласс, Д. Стенли. М.: Наука, 1976. — 470 с.
  35. Ф.Н. Психология : учеб. пособие / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1973. — 262 с.
  36. Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 164 с.
  37. Г. Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития / Г. Б. Горская // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 3.- С. 53−56.
  38. А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно ориентированной системы : автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Гостев — Барнаул, гос. пед. ун-т. Барнаул, 1997. — 46 с.
  39. С.М. Методика тренировки спортсменов 13−14 лет в силовом троеборье на этапе предварительной подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. М. Гузь — СПбГПУ. СПб., 2003. — 21 с.
  40. K.M. Развитие волевых действий у детей младшего школьного возраста : автореф. дис.. канд. психол. наук / K.M. Гуревич — МГУ -М., 1940.-24 с.
  41. В.В. Современная общая психология и психология спорта /
  42. B.В. Давыдов // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 2.1. C.9−13.
  43. Дворкин J1.C. Силовые единоборства: атлетизм, культуризм, пауэр-лифтинг, гиревой спорт / JI.C. Дворкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -384 с.
  44. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Демин — ВНИИФК. М., 1974.-21 с.
  45. Т.Т. Воспитание волевых качеств решительности и смелости у советских воинов средствами физической подготовки : автореф. дис.. канд. пс. наук / Т. Т. Джамгаров — ЛГУ. — Л., 1954. — 24 с.
  46. Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  47. В. Психологические проблемы развития психических качеств спортсмена / В. Дойль // Психология и современный спорт: сб. науч. работ психологов спорта соц. стран / под ред. А. П. Рудика. М.: Физкультура и спорт, 1973.-С. 121−143.
  48. В.А. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии / В. А. Доскин, H.A. Лаврентьева, М. П. Мирошников. 1973. — № 6. — С.141- 145.
  49. Т.В. Подросток / Т. В. Драгунова. М.: Просвещение, 1976.-232 с.
  50. A.C. Об адаптации спортсменов к гипоксии при повторных задержках дыхания / A.C. Егоров. Вопросы психологии. — 1960. — № 1- С. 128−134.
  51. Л.Ф. Реактивность нервной системы как фактор волевой активности и физической работоспособности / Л. Ф. Егупов // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 3. — С. 23−26.
  52. В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом (на материале спортивной гимнастики и борьбы дзю-до): автореф. дис. канд. пс. наук / В. И. Енин — ЛГУ. Л. — 1986. — 15 с.
  53. К.П. Волевая подготовка спортсмена / К. П. Жаров. М.: Воениздат, 1976. — 151 с.
  54. C.B. Особенности Я-концепции личности спортсменов (На материале детско-юношеского спорта): автореф. дис.. канд. психол. наук / C.B. Жилин — СПБ ГАФК. СПб. — 2003. — 16 с.
  55. В.И. Методология и методика дидактических исследований / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  56. С.С. Психология мотивации / С. С. Занюк. Киев: Эльга-Н- Ника-Центр, 2001. — 352 с.
  57. A.B. Восприятие и действие / Л. А. Венгер, A.B. Запорожец, В. П. Зинченко. -М.: Просвещение, 1967.- 364 с.
  58. В.М. Кибернетика, математика, спорт (применение математических и кибернетических методов в науке о спорте и спортивной практике) / В. М. Зациорский. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 200 с.
  59. В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В. П. Зинченко // Эргономика. М.: Труды ВНИИТЭ. -1974. -№ 8. — С. 11−19.
  60. В.А. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе / В. А. Иванников, Е. В. Эйдман // Вопр. психологии.-1986.- № 5.-С. 132−141.
  61. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников: изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 144 с.
  62. П.И. Общая психология / П. И. Иванов. Ташкент: Инкус, 1967.-224 с.
  63. Иванов-Смоленский А. Г. Попытка экспериментального подчинения вегетативных реакций произвольному импульсу / А.Г. Иванов-Смоленский // Физиологический журнал СССР. 1936. — т. 21, вып. 5−6. — С. 132−140.
  64. E.H. Путь к ученику / E.H. Ильин. М.: Педагогика, 1988. -222 с.
  65. Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб: Питер, 2000. — 288 с.
  66. Е.П. Психофизиология физического воспитания (Факторы, влияющие на эффективности спортивной деятельности): учеб. пособие для пед. институтов / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  67. М.Н. Способность к проявлению терпения при мышечном утомлении как отражение общего волевого фактора / М. Н. Ильина // Психомоторика. -Л.: ЛГПИ, 1976. С. 187−202.
  68. Л.Г. Конструктивная методика профессионально-прикладной физической подготовки средствами пауэрлифтинга студентов технического университета : автореф.. дис. канд. пед. наук / Л. Г. Калетникова — СГИФК. Смоленск, 1990. — 19 с.
  69. В.К. Классификация волевых качеств / В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь: КрГУ, 1983. — С. 175−181.
  70. .В. Особенности воспитательной работы в юношеских командах по тяжелой атлетике : автореф.. дис. канд. пед. наук / Б. В. Кимейша — МОГИФК-Малаховка, 1980. -20 с.
  71. Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  72. Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта / Ю.Я. Киселев- М.: СпортАкадемПресс, 2002. 328 с.
  73. К.Н. Воля и ее воспитание / К. Н. Корнилов. М.: Педагогика, 1957.-С. 14−19.
  74. К.Н. К вопросу о воспитании воли / К. Н. Корнилов // Сов. педагогика. 1942. — № 5−6. — С. 56−61.
  75. .Б. Вопросы психодиагностики в спорте / Б. Б. Коссов // Вопросы диагностики психического развития: тез. докл. всес. симпозиума / под ред. В. И. Лубовского — НИИ педагогики Эстонской ССР. Таллинн, 1974. -С. 86−88.
  76. Г. Психология развития. / Г. Крайг. СПб: Питер, 2001. — 992 с.
  77. Краткий психологический словарь / ред.-составитель Л.А. Карпенко- под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 512 с.
  78. .Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  79. Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер / Пер. с нем. М.: Эксмо, 2003.-416 с.
  80. В.А. Воспитание воли / В. А. Крутецкий М.: Педагогика, 1957.-126 с.
  81. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практич. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. 2-е изд. — М.: «Ось-89», 1997. — 208 с.
  82. Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов. М.: Физкультура, образование, наука, 1995.-395 с.
  83. Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н. Д. Левитов. -М.: Просвещение, 1958. 268 с.
  84. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат. 1975. — 304 с.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  86. Г. Д. Воспитание воли у советских воинов / Г. Д. Луков. М.: Военное изд-во МО СССР, 1952. — 110 с.
  87. А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. М.: Наука. -374 с.
  88. Ю.П. О характерных признаках некоторых волевых качеств на различных этапах волевого действия / Ю. П. Мальцев // Психологические вопросы спортивной тренировки: сб. работ ин-тов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 76−81.
  89. O.A. Соревновательный метод формирования мастерства юных спортсменов : автореф. дис. д-ра пед. наук / O.A. Маркиянов — ВНИ-ИФК.-М., 1997.-40 с.
  90. A.C. Сочинение / A.C. Макаренко: в 7 т. М.: АПН, 1952.
  91. А.Н. Развитие решительности у борцов самбистов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Мартыненко — СибГАФК. — Омск, 2002. — 24 с.
  92. Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для ин-тов физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.
  93. A.C. Психология победы / A.C. Медведев. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 184 с.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
  95. А.И. Система воспитательной работы со спортсменами : ав-тореф. дис. д-ра пед. наук / А. И. Михеев — ВНИИФК. М., 1996. — 48 с.
  96. P.A. Развитие способности к саморегуляции психического состояния юных борцов в условиях спортивной деятельности // дис. канд. пед. наук / P.A. Монгуш — УралГАФК. Челябинск, 2004. — 175 с.
  97. М.Е. Научно-методические особенности начальной подготовки тяжелоатлетов в 10−15-летнем возрасте : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Е. Морозов — КубГАФК. Краснодар, 2001. — 22 с.
  98. B.C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 456 с.
  99. Г. И. Чувство усталости как отражение объективных изменений физиологических функций при физическом утомлении / Г. И. Мызан // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена: сб. науч. работ- ЛГПИ. Л., 1976. — С. 123−127.
  100. Н.Е. Интеграция нейрофизиологических и поведенческих исследований / Н. Е. Мюллер // Высшая нервная деятельность: тр. конф., посвященной И. П. Павлову в США. М.: Наука, 1963. — С. 122−127.
  101. Н.И. Психическая напряженность / Н. И. Наенко. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 185 с.
  102. P.M. Психология соревнующегося спортсмена / P.M. Найдиффер: пер с англ. / Предисл. A.B. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1979.-224 с.
  103. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам / А. Я. Найн. Челябинск: УралГАФК, 2000. — 188 с.
  104. Р.Г. Установочное действие воображения в школьном возрасте / Р. Г. Натадзе // Вопросы психологии. 1978. — № 5. — С. 63−72.
  105. В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицын. М.: Просвещение, 1966. — 336 с.
  106. С.Д. Методы и средства изучения психологической структуры спортивной деятельности / С. Д. Неверкович, В. Е. Никифиров // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 7. — С. 9−12.
  107. О’Коннор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование / Дж. О’Коннор, Дж. Сеймор: пер. с англ. Челябинск: «Версия», 1997. -256 с.
  108. Ю.М. Восхождение к индивидуальности : кн. для учителя / Ю. М. Орлов.-М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  109. И.П. Полное собрание сочинений. М., JI.: Изд-во АН СССР, 1951. — т. III, кн. 1. — 375 с.
  110. Ю.Ю. Экспериментальное исследование уверенности в своих силах у спортсменов / Ю. Ю. Палайма // Психологические вопросы спортивной тренировки: сб. работ институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 14−24.
  111. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  112. A.K. Преобразование и обновление исходных мотивов в различных фазах волевого действия / А. К. Перов: матер, второй межвуз. научн. конф. по проблемам психологии воли — РГПИ. Рязань, 1964, с. 15−17.
  113. В.А. Психология о каждом и каждому о психологии / В. А. Петровский. М.: РОУ, 1996. — 328 с.
  114. P.A. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
  115. В.М. О волевой подготовке штангиста / В. М. Писаренко // Волевая подготовка спортсменов: тез. докл. всес. конференции — ГЦО-ЛИФК. М., 1960. — С. 30−33.
  116. К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.- 165 с.
  117. А.П. Роль мотивов в психологической подготовке лыжника-гонщика / А. П. Поварницын // Психологическая подготовка спортсмена: сб. работ институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1965.-С. 100−105.
  118. В.А. Влияние ритма психофизиологической готовности на соревновательную деятельность тяжелоатлетов : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Поляков — МОГИФК. Малаховка, 2000. — 22 с.
  119. С.Д. Психопедагогика воспитания : опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики / С. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  120. A.M. Особенности самосознания / A.M. Прихожан, Н. И. Гуткина // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Просвещение, 1987. — 210 с.
  121. A.C. Тренинг личностного роста : метод, разработки занятий социально-психологического тренинга / A.C. Прутченков. М.: Новая школа, 1993.-49 с.
  122. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков. СПб.: прайм-Еврознак, 2003. — 512 с.
  123. Психология и современный спорт: сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран / под ред. П. А. Рудика, В. В. Медведева, A.B. Родионова. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 328 с.
  124. А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А. Ц. Пуни. Л.: ГДОИФК, 1977. 48 с.
  125. А.Ц. О самовоспитании воли спортсмена / А. Ц. Пуни // Проблемы психологии спорта: сб. работ институтов физической культуры: вып. 2 (Волевая подготовка спортсмена). М.: Физкультура и спорт, 1962. — С. 122−129.
  126. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  127. A.B. Психодиагностика спортивных способностей / A.B. Родионов. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.
  128. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Изд. 2. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  129. В.М. Биологические основы индивидуальных психологических различий / В. М. Русалов. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  130. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): методическое пособие / В. М. Русалов. М.: ИП РАН РФ, 1997.-50 с.
  131. В.А. Учет социально-психологических факторов в воспитательной работе с тяжелоатлетами высокой квалификации : автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Самойлов — МГАФК. Малаховка, 1981. — 18 с.
  132. А.И. Проблема настойчивости в зарубежной психологии / А. И. Самошин // Проблемы формирования личности и волевой процесс: уч. зап. Рязанского гос. пед. ин-та: т. 59 Рязань, 1968. — С 185−192.
  133. С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта : автореф.. дис. канд. пс. наук / С.Я. Самулкин- ГОУ ВПО ПГПУ. Пермь, 2004. — 17 с.
  134. .И. Психологические особенности отношения подростков к спортивной деятельности / Б. И. Сарсенбаева // Вопросы психологии. 1981. -№ 4. — С. 124−126.
  135. В.И. Актуальные вопросы психологии воли / В. И. Селиванов // Вопросы психологии личности: сб. науч. трудов / под ред. В. И. Селиванова: Рязанский гос. ун-т. Рязань, 1975. — С. 4−26.
  136. В.И. Проблема воли в советской психологии / В. И. Селиванов // Вопросы психологии. 1964. — № 1, — С. 83−93.
  137. Н.И. Построение тренировочного процесса в группах начальной подготовки тяжелоатлетов : автореф.. дис. канд. пед. наук / Н. И. Семин — МОГИФК. Малаховка, 1990. — 24 с.
  138. В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  139. И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: изд. АН СССР, т. 1, 1952, С. 255−256.
  140. Е.В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2001.-234 с.
  141. П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем / П. В. Симонов // Вопросы психологии. 1965. — № 4. — С.75−84.
  142. O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : дис.. докт. пед. наук / O.A. Сиротин — ВНИИФК. Челябинск, 1996. — 315 с.
  143. O.A. Психофизиологические состояния как фактор успешности спортивной деятельности / O.A. Сиротин, Х. М. Юсупов // докл. V Европейского конгресса по психологии спорта: т. II. Варна (Болгария). — С. 135−137.
  144. .Н. Психологические механизмы эмоционально-волевойсаморегуляции в спорте / Б. Н. Смирнов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 12. — С. 28−32.
  145. A.C. Методы совершенствования психологической подготовленности и специальной работоспособности у борцов самбо и каратэ : ав-тореф. дис. канд. пед. наук / A.C. Соснин — КГИФК. Киев, 1980. — 23 с.
  146. О.И. Воспитание волевых качеств юных каратистов на основе личностно ориентированного подхода : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. И. Строгонов — УралГАФК. Челябинск, 2005. — 23 с.
  147. В.А. Человек неповторим : избранные произведения / В. А. Сухомлинский: т.5. Киев: Выща школа, 1960. — 385 с.
  148. Н.Г. О структуре междисциплинарных направлений в системе наук, изучающих спортивно-двигательную деятельность / Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 10. — С.15−17.
  149. В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис.. докт. пед. наук / В. А. Таймазов — СПбГАФК. СПб, 1997. — 50 с.
  150. .М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. М.: ГНИИ психологии, 1941. — Т.2. — 225 с.
  151. B.C. Отражение, системы, кибернетика : теория отражения в свете кибернетики и системного подхода / B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972.- 226 с.
  152. Д.Н. Основные положения установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1950. — 312 с.
  153. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966.-198 с.
  154. А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов.- М.: Мысль, 1978. 272 с.
  155. В.П. Проявление терпеливости в циклических видах спортивной деятельности / В. П. Умнов // Психофизиологические особенностиучебной и спортивной деятельности: сб. науч. работ / под ред. Е. П. Ильина — ЛГПИ. Л., 1984. — С. 227−230.
  156. К.Д. О целях воспитания / К. Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: т. 1. — М.: Учпедгиз, 1953. — 309 с.
  157. B.C. О методологии исследований спортивной деятельности / B.C. Фомин, В. Г. Петрухин, В. Д. Чепик // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 8. — С. 47−52.
  158. H.A. На пути к спортивному мастерству / H.A. Фомин, В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 159 с.
  159. А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд: пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  160. Ю.Л. Управление межличностной комуникацией как фактор оптимизации психических состояний спортсменов / Ю. Л. Ханин // Психический стресс в спорте: материалы всес. симпозиума / под ред. Б. А. Вяткина — Гос. пед. институт. Пермь, 1973. — С. 59−61.
  161. М.А. Развивающая диагностика как средство формирования «Образа Я» учащегося. «Школа труд — профессия» / М. А. Холодная // Программа ЮНЕСКО: тез. докл. междун. семинара — Эротехнет. — Ярославль, 1991.-С. 81−84
  162. Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьюелл, Д. Зиглер. СПб: Питер, 1999. — 608 с.
  163. Ф. Всестороннее руководство по развитию силы / Ф. Хэт-филд. Красноярск: Борекс, 1992. — 234 с.
  164. Н.В. Психотренинг : игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю.В. Па-хомов. М.: Физкультура и спорт, 1988 — 272 с.
  165. М.М. Особенности проявления воли у борцов классического стиля и индивидуализация их волевой подготовки : автореф. дис.. канд. пс. наук / М. М. Чекиров — НИИ ОПП АПН. М., 1984. — с. 26 с.
  166. O.A. Волевые действия в спорте / O.A. Черникова: материалы совещ. по психологии / под ред. A.A. Смирнова — АПН РСФСР. М., 1957. — С.585−589.
  167. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека / Н. И. Чуприкова. М.: Просвещение, 1967. — 307 с.
  168. В.Г. Деятельность и способности / В. Г. Шадриков. М.: Лотос, 1996.-320 с.
  169. Р.З. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодоления трудностей (на материалах спортивной деятельности): автореф. дисс.канд. пс. наук / Р. З. Шайхтдинов — Грузинский гос. ун-т. Тбилиси, 1979. —18с.
  170. Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р. З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 112 с.
  171. .И. Пауэрлифтинг : настольная книга пауэрлифтёра / Б. И. Шейко М.: Исследовательский отдел ЗАО ЕАМ Спорт Сервис, 2003.-544 с.
  172. Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена / Е. П. Щербаков. Омск: ОГИФК, 1986. — 88 с.
  173. К.М. Функциональное состояние отдельных систем организма у юных тяжелоатлетов : автореф. дис. канд. пед. наук / К. М. Шубин —: КубГИФК. Краснодар, 1990. — 22 с.
  174. Е.В. Волевая регуляция деятельности в условиях предельных физических напряжений : автореф. дис. канд. пс. наук / Е. В. Эйдман — МГУ.-М., 1986.-22 с.
  175. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды / Д. Б. Эльконин. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-414 с.
  176. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2.-С. 31−42.
  177. .П. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности / Б. П. Яковлев, С. В. Богданова // Теория и практика физической культуры. -1996.-№ 2.-С. 39−40.
  178. Bincowski John. Squat Routine / John Bincowski // Powerlifting USA, January 1998.-p. 8−15.
  179. Bostain L.C., Achievement motivation and the athlete / L.C. Bostain, I. Gardner // International journal of Sport Psychology. 1981. — № 3. — P. 13−21.
  180. Singer R.N. Motivation in sport / R.N. Singer // International Journal of Sport Psychology. 1977. — № 8. — P. 61−67.
  181. Mikesell Brent. Squat Routine / Brent Mikesell // Powerlifting USA, August 2000. p. 25−31.
  182. Simmons Louis. The Squat Workout / Louis Simmons // Powerlifting USA, Desember 1997. p. 29−35.
Заполнить форму текущей работой