Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические вопросы обеспечения экономической безопасности в условиях переходной экономики: на примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Там же стр. 29. развитие энергетической безопасности обеспечивает достаточность и бесперебойность поставок энергоносителей, их рациональный ассортимент, приемлемое качество и экономическую доступность во всех регионах страны и для всех групп потребителей. В настоящий момент она является жизненно-важным фактором, развивающим экономику страны, которую необходимо разрабатывать отдельным направлением… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности экономической безопасности в экономике переходного периода
    • 1. 1. Экономическая безопасность как объект научного исследования в теории переходной экономики
    • 1. 2. Интересы экономических субъектов и структура экономической безопасности
    • 1. 3. Факторы, критерии и структурно-целевая направленность экономической безопасности
  • Глава 2. Секторальная структура обеспечения экономической безопасности
    • 2. 1. Аналитические основы оценки уровня экономической безопасности в переходной экономике
    • 2. 2. Особенности и пути обеспечения продовольственной безопасности
    • 2. 3. Внешнеэкономическая безопасность как важнейшая составляющая экономической безопасности
  • Глава 3. Основные направления обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан
    • 3. 1. Инвестиционный вектор обеспечения экономической безопасности
    • 3. 2. Совершенствование экономических рычагов укрепления экономической безопасности

Теоретические вопросы обеспечения экономической безопасности в условиях переходной экономики: на примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Экономическая безопасность, как категория экономической науки, выражает систему общественно-экономических отношений между—внутренними субъектами рынка страны и внешнего мира в условиях расширенного воспроизводства, конкретной реализации их интересов и способности достигать такого уровня развития экономики, при котором общество, его отдельные члены, семьи и социальные слои полностью удовлетворяют свои потребности.

После обретения Республикой Таджикистан суверенитета и перехода экономики к рыночным отношениям, в стране наблюдался значительный спад во всех сферах народного хозяйства, практически бездействовал агропромышленный комплекс страны, ухудшилось благосостояние населения и ослабли его моральные устои, а также возросла зависимость экономики страны от внешнего рынка. Страна столкнулась с внешними и внутренними угрозами безопасности, вследствие чего, возникла необходимость в радикальном изменении государственной политики и усилении ее внешнеэкономической направленности.

Первоначально, для поднятия экономики на более высокий уровень, предпочтительней было держаться позиции открытой экономики. «Двери Таджикистана, — отмечает президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, — открыты для всех, кто идет к нам с миром, со своим универсальным опытом, новыми технологиями и знаниями, ориентированными в новое тысячелетие"1. В связи с этим, целью реализации государственной политики, направленной на всестороннее обеспечение экономической безопасности, должно было стать, как решение ряда внутренних задач развития экономики страны, так и задач, возникших под влиянием глобализации и требований экономики переходного периода,.

1 Саидов З. Ш. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе, 2001, с. 57.

Состояние переходности, характерное для бывших республик СССР, требует осторожного и взвешенного подхода к пониманию системного принципа обеспечения экономической безопасности. Дело в том, что внутренний конфликт интересов экономических субъектов в переходной экономике может способствовать макроэкономической нестабильности в национальной экономической системе, и стать причиной нарастающего значения внутренних и внешних угроз экономической безопасности.

Исходя из этого, актуальность настоящего исследования, соотнесенного с процессами, происходящими не только в Таджикистане, но и во всём мире, вполне обоснованна и значима.

Степень научной разработанности проблемы.

В теории переходной экономики до сих пор нет консенсуса в отношении политико-экономического определения экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности, это теоретическая и практическая проблема, над решением которой работали и работают многие ученые, являющиеся специалистами в различных областях определяющих экономическую безопасность. Среди них выделяются работы, как зарубежных, так и отечественных ученых. В них выявлены сущность и структура экономической безопасности, отражены ее проблемы и определено ее место в системе национальной безопасности Республики Таджикистан. В экономической литературе в определенной степени уже сформирована система показателей, определяющая степень обеспечения экономической безопасности на различных уровнях функционирования экономической системы, а также сформулированы концептуальные подходы.

Таким образом, на сегодняшний день в определении безопасности на первый план выдвигаются не только такие традиционные политические и институциональные аспекты, как защита от возможной внешней военной угрозы, защита форм власти и существующего строя, но и устойчивость развития национального производства и его макроэкономическая стабилизация, поддержка научного и кадрового потенциала, демографическая защита и ликвидация последствий природных катаклизм, а также адаптация национальной экономической системы к требованиям внешнего рынка и глобализации.

По нашему мнению, экономическая безопасность, как объект научного исследования, — это защита национальной экономики от воздействия «стихийной игры рыночных сил», как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В условиях переходной экономики наиболее опасными считаются те угрозы, которые негативно влияют на экономический рост. С этой точки зрения, они могут угрожать существованию экономической и политической систем, наращивая недовольство населения ухудшающимися условиями жизни, что, в конечном счете, может привести к социальным потрясениям.

В отечественной научной литературе до сих пор не существует единого понимания экономической безопасности в условиях переходного периода и, соответственно, можно даже сказать, что отечественные ученые-экономисты, социологи, юристы и другие, только начинают разрабатывать проблему экономической безопасности Таджикистана.

В российской экономической литературе, экономическую безопасность связывают, прежде всего, с безопасностью международной экономической системы и включают в нее такие проблемы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания рынка и иные аспекты общей дестабилизации цен мировой экономики (Л.Абалкин, А. Асалиев, И. Богданов, В. Борисов, С. Бороздин). Часть ученых утверждают, что для наиболее эффективного развития национальной экономики необходимы благоприятные условия для получения свободного доступа к зарубежным источникам сырья и энергии, стабилизация внешних инвестиций и гарантия свободного обмена товарами и услугами. (Л.Брагин, А. Васильев, Н. Вашекин).

Следует отметить, что наиболее распространенное понимание экономической безопасности связано с защитой национальных интересов. Однако, в том или ином понимании национального интереса правильных критериев восприятия не существует. Поэтому, концепция экономической безопасности нуждается в постоянном уточнении и корректировке, поскольку и сами интересы модифицируются вместе с изменением внешних условий и внутренних факторов развития экономики1.

Одним из первых эту задачу поставил академик Л. И. Абалкин, который считает, что «экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию"2.

Часть исследователей стоят на точке зрения, что принятие в качестве основного критерия безопасности «лишь достижение устойчивого, динамичного и эффективного развития экономики с первоочередным решением задач повышения качества жизни"3 не отвечает реалиям переходного периода. Так, как ориентация на такой критерий не позволяет дать оценку тому ущербу и затратам ресурсов, которые возникают в кризисном этапе экономического развития и в качестве такого критерия они предлагают «минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку».4 Речь идет о пороговых значениях параметров социально-экономической системы, за пределами которых «возникает угроза или фактически происходит разрушение или деградация этой системы"5 (Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко).

Немалый интерес, в рамках проблемы экономической безопасности представляют результаты исследования, проводимые отечественными учеными: А. Ахроровой, Ш. Асроровым, Ф. Абдувасиевым, У. Алимардоновым, Г. Абдусамадовым, А. Вохидовым, Р. Джабаровым, С. Исломовым, А. Катаевым, Н. Каюмовым, М. Кошоновой, Ф. Насриддиновым, X. Одинаевым, М. Пириевым, А. Разыковым, Р. Рахимовым, А. Рахмоновым, Л.

1 См.: Поздняков Э. А. Понятие национального интереса // Национальные интересы: теория и практика. — М., 1991. С. 15.

2 Л. И. Абалкин. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы Экономики.-1994.-№ 12. — С. 4−13.

3 Е. Бухвальд, Кредитование малого предпринимательства. Вопросы Экономики. -2001. -№ 5. — С. 92−99.

4 Там же с. 54−55.

6 Там же с. 78−81.

Саидмуродовым, А. Солиевым, X. Умаровым, Т. Усмановой, А. Хакимовым, Н. Хоналиевым, Б. Юнусовым, и др. В их работах экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства и индивйда, и обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую защиту от различного рода угроз и потерь.

Так, например, академик Р. К. Рахимов считает, что обеспечение экономической безопасности Таджикистана — это сведение к минимуму воздействия неблагоприятных факторов на его экономику в условиях ее интеграции в мировое хозяйство и в региональные интеграционные системы, сохранение социально-экономической стабильности, эффективное функционирование всех секторов народного хозяйства, целостность внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни населения республики.

По мнению академика Н. Каюмова благосостояние любого государства, и большого и малого, определяется различиями в уровнях международной, региональной и национальной безопасности, а также всеми её составляющими: политической, военной, экономической, социальной, энергетической, продовольственной, демографической, экологической, духовно-нравственной и др. На современном этапе развития общества главной из этих составляющих является экономическая безопасность, которая в переходный период приобретает еще большую актуальность. В связи с новыми вызовами и угрозами, а также усиливающимися процессами глобализации мирового хозяйства, другие аспекты национальной безопасности оттесняются на второй план, уступая место именно экономической безопасности1.

Одной из секторальных основ экономической безопасности, которой является продовольственная безопасность, посвящены труды X. Гафурова, М.

1. 1 Н. Каюмов. К вопросу об угрозах экономической безопасности Таджикистана. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — 2006. — № 1. 7.

Пириева, В. Вохидова, А. Эшбоева, Ф.Абдувосиева. Под продовольственной безопасностью они понимают систему мер по обеспечению населения продуктами питания, предусматривающую предотвращение факторов угроз пищевому хозяйству военно-политического, социально — экономического и экологического характеров с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Поэтому, считают они, продовольственная безопасность требует использования системы резервов, встроенных во всю цепь пищевого хозяйства.

Наиболее важным в системе экономической безопасности, является финансово-кредитная и валютная безопасность, что означает совокупность внутренних условий, благоприятствующих эффективному и динамичному росту национальной экономики, её способность удовлетворять потребности общества, государства, индивида и обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках и т. д. (У. Алимардонов)1.

Вполне приемлемой, по нашему мнению, является точка зрения М. Кошоновой, которая главную роль в обеспечении экономической безопасности отводит социальной безопасности, которая представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав и свобод2.

В свою очередь, экономическую безопасность Республики Таджикистан необходимо исследовать и со стороны открытости экономики и влияния прямых иностранных инвестиций, где, в этом случае, под экономической безопасностью понимается баланс экономических интересов субъектов инвестиционных отношений, формирующийся под воздействием внутренних и внешних, субъективных и объективных факторов потенциала и угроз о экономической безопасности (А. Рахмонов) .

Особенностью Республики Таджикистан выступает проблема энергетической безопасности, так как эффективное функционирование и.

1 У. Алимардонов. Материалы научно-практической конференции «Угрозы экономической безопасности». Душанбе 2007 г. Стр. 51.

2 Там же стр. 43.

3 Там же стр. 29. развитие энергетической безопасности обеспечивает достаточность и бесперебойность поставок энергоносителей, их рациональный ассортимент, приемлемое качество и экономическую доступность во всех регионах страны и для всех групп потребителей. В настоящий момент она является жизненно-важным фактором, развивающим экономику страны, которую необходимо разрабатывать отдельным направлением научного исследования. Дело в том, в литературе сложилось мнение, что энергетическая безопасность — это основной элемент экономической безопасности, которая, в свою очередь, является важнейшей составной частью общенациональной безопасности Республики Таджикистан. Поэтому в отечественной экономической литературе существует точка зрения, что обеспечение энергетической безопасности является важнейшим и самым главным условием поддержания требуемого уровня не только экономической, но и национальной безопасности государства в целом (Б. Юнусов)1.

Целенаправленное усиление внешнеэкономической деятельности и обеспечение, в связи с этим, экономической безопасности в условиях открытой экономики, посвящены работы Л. Х. Саидмуродова, который рассматривает внешнеэкономическую деятельность в рамках национальных интересов и считает, что национальные интересы Республики Таджикистан во внешнеэкономической деятельности — это совокупность сбалансированных интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и государства в международной сфере. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

В настоящее время, отечественными учеными экономическая безопасность исследуется в следующих различных направлениях:

— угрозы продовольственной, энергетической, финансово-кредитной и валютной безопасности, промышленная и социальная политика в стратегии.

1 Б. Юнусов. Материалы научно-практической конференции «Угрозы экономической безопасности». Душанбе 2007 г. Стр. 111. экономической безопасности Республики Таджикистан (А. Ахророва, Ф. Абдувасиев, У. Алимардонов, X. Гафуров, В. Вохидов, М. Пириев, А. Катаев, М. Кошонова, В. Разыков);

— экономическая безопасность инвестиций, трудовая миграция, как одна из внутренних угроз экономической безопасности Республики Таджикистан, а также криминализация экономики и безопасность личности и государства (А. Рахмонов, X. Умаров, Т. Усманова, Г. Абудсамадов);

— экономическая безопасность, как объект научного исследования и вопросы определения инструментов защиты национальных интересов Таджикистана и предотвращения деиндустриализации страны. (Р. Рахимов, Н. Каюмов, Л. Саидмурадов, Н. Хоналиев).

Необходимо отметить, что несмотря на множество работ посвященных экономической безопасности, эта проблема с точки зрения переходной экономики до сих пор еще до конца не исследована и, что ее только предстоит подвергнуть дальнейшему, тщательному и полномасштабному исследованию со стороны отечественных ученых.

На основе перечисленных направлений настоящего исследования экономической безопасности можно сказать, что отмеченные нами аргументы в полной мере явились причиной выбора темы и определили цели и задачи нашего исследования.

В связи с этим, целью диссертационного исследования является выявление сущности современного состояния и важнейших задач обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан, а также разработка на этой основе концептуальных подходов и механизмов по совершенствованию государственной системы обеспечения экономической безопасности. Исходя, из цели исследования в диссертации были поставлены и решены следующие задачи: оценка внутренних и внешних угроз национальной безопасности в экономике переходного периодавыявление недостатков в государственном обеспечении и регулировании экономической безопасностисравнение проблем экономической безопасности экономики Республики Таджикистан и экономики развитых странопределение пороговых значений, на основе социально-экономических показателей экономической безопасности страныопределение основных направлений обеспечивающих экономическую безопасность в переходный период.

Объектом диссертационного исследования выступает переходная экономическая система Республики Таджикистан, а также организационно-экономические условия обеспечивающие защиту интересов субъектов экономики, как основное направление обеспечения экономической безопасности страны.

Предметом диссертационного исследования является структурная перестройка национальной экономики в переходный период, факторы и критерии экономической безопасности, способствующие развитию секторальной структуры экономической безопасности Республики Таджикистан.

Теоретико-методологическая основа исследования состоит из научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных различным проблемам обеспечения экономической безопасности государства в переходный период. В процессе исследования учитывались указы Президента Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, постановления и распоряжения Правительства Республики Таджикистан по исследуемой проблеме.

Особое внимание в работе уделяется пороговым значениям экономической безопасности, так как именно с их выявлением, появилась возможность определения состояния национальной безопасности в переходной экономике Республики Таджикистан.

Информационную базу исследования составили: Указы Президента Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, постановления и распоряжения Правительства, аналитические обзоры и материалы Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан и данные Госкомстата Республики Таджикистан, а также материалы, собранные и обобщенные автором в ходе аналитической работы в других министерствах и ведомствах страны в процессе проведенного исследования. Для решения задач исследования использовались методы: экономического анализа и синтезаэкономико-статистического и сравнительного анализа, группировок, экспериментальных расчетов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в решении теоретико-прикладной проблемы разработки экономической и институциональной стратегии Республики Таджикистан, направленной на обеспечение экономической безопасности.

Получены следующие наиболее значимые результаты, определяющие научную новизну исследования:

1. Экономическая безопасность рассмотрена как объект научного исследования в теории переходной экономики. Выявлено, что в условиях перехода к рыночным отношениям, обеспечение экономической безопасности, связано с формированием интересов субъектов экономики, реализация которых принимает на каждом определенном этапе переходного процесса все более значимую рыночную ориентацию.

2. Предложено авторское понимание экономической безопасности, которое основано на выявлении различий понятия «экономическая безопасность» в развитом рыночном хозяйстве и переходном состоянии к рынку. Показано, что в переходной экономике проблема обеспечения экономической безопасности связана, прежде всего, с такими вопросами как, влияние внешних угроз в начальные периоды преобразований, необходимостью адекватной государственной политикой в области энергетической и продовольственной безопасности и экономической стабилизацией в финансовой и инвестиционной сферах.

3. Доказано, что в условиях переходной системы главная роль в обеспечении экономической безопасности возлагается на государство, реализующего превентивную макроэкономическую политику, направленную на недопущение возникновения критических параметров угроз экономической безопасности. В диссертационной работе, система показателей экономической безопасности Республики Таджикистан рассмотрена с точки зрения семи основных параметров, определяющих безопасность экономической системы в переходный период: устойчивый экономический рост, потенциал устойчивости финансовой системы, технологический потенциал, уровень бедности и качество жизни, демографические тенденции, уровень правонарушений и экологическое состояние.

4. Сделана попытка обосновать необходимость и содержание страновой концепции экономической безопасности, в частности Республики Таджикистан, предполагающей системность, секторальный уровень которой включает в себя количественные параметры ресурсной, продовольственной и внешнеэкономической безопасности.

5. Показаны институциональные изменения и обоснованы основные направления обеспечения экономической безопасности в переходной и открытой экономике Республики Таджикистан на основе эффективного управления государственной собственностью и создания бюджета развития, рационального распределения бюджетных и внебюджетных фондов, направляемых на развитие научно-технических программ и НИОКР и активизации международного сотрудничества в целях снижения и устранения основных неэкономических угроз.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические аспекты диссертационного исследования, сущность и содержание вопроса экономической безопасности, выявленный комплекс факторов и критериев экономической безопасности, целей, задач и приоритетных направлений ее обеспечения, ориентированны на широкое практическое использование. Результаты исследования могут быть применены в работе государственных и международных учреждений и ведомств, занимающихся практической реализацией задач по обеспечению экономической безопасности Республики Таджикистан.

Материалы исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин «Экономическая теория», «Экономическая безопасность», «Таможенно-тарифное регулирование», «Институциональная экономика», а также спецкурсов по проблемам теории и практики социально-экономической политики.

Апробация работы. Результаты исследования представлялись и получили положительную оценку на ряде внутривузовских и республиканских научно-практических конференций в Республике Таджикистан, а также на заседаниях круглого стола молодых ученых республики.

Публикации. Основные положения и результаты диссертационной работы изложены в 12 работах общим объемом 8,7 п.л., в том числе в двух рецензируемых журналах и изданиях утвержденных ВАК РФ — в объеме 7.1 п.л.

Структура работы. Структура диссертации отражает цель и задачи исследования и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Несмотря на целый ряд позитивных процессов, проходящих в национальной экономике Республики Таджикистан, наше государство продолжает оставаться под большим влиянием внешних и внутренних угроз экономической безопасности.

Анализ экономической ситуации показал, что переход экономики Республики Таджикистан к динамическому состоянию роста невозможен без эффективного вмешательства государства, основанного на программе экономического реформирования и стабилизации экономического роста национальной экономики. На основе анализа современного состояния процесса обеспечения экономической безопасности в Таджикистане, проведенного в диссертационном исследовании, были получены определенные научные результаты.

Теоретические проблемы экономической безопасности переходной экономики предполагают учет в стратегии безопасности таких вопросов, которые связаны, во-первых, с защитой интересов экономических субъектов, которые определяют структуру экономической безопасности в переходный период, во-вторых, выявлением факторов, критериев и структурно-целевой направленности экономической безопасности, в третьих, с определением наиболее важной секторальной структуры обеспечения экономической безопасности национальной экономики Республики Таджикистан, в-четвертых, с совершенствованием экономических рычагов укрепления экономической безопасности страны.

Укрепление экономической безопасности является главной задачей жизнеобеспечения Таджикистана, создания условий его социального развития. В связи с этим параметры экономической безопасности неизбежно должны использоваться как ориентиры социально-экономического развития при разработке и реализации государственной экономической политики. Основные выводы и рекомендации автора по рассматриваемой проблеме можно свести к следующим выводам и рекомендациям:

1. Для достижения экономической безопасности страны необходимо последовательное движение к сформулированным государством ее критериям в каждом временном периоде. При этом политика либерализации должна увязываться с параметрами экономической безопасности. В случае повышения угроз следует корректировать экономическую политику в направлениях, обеспечивающих укрепление экономической безопасности. Экономическая безопасность как объект научного исследования в теории переходной экономики имеет свои особенности, которые связаны с тем, что в условиях формирующихся рыночных отношений обеспечение экономической безопасности связано с формированием интересов субъектов экономики, реализация которых принимает на каждом определенном периоде переходного процесса все более значимую рыночную ориентацию.

Основу параметров экономической безопасности и социально-экономической политики государства формируют показатели уровня социального развития, позволяющие определить социальную направленность экономики, повышение уровня жизни населения как главных результатов эффективного функционирования государства. При этом следует исходить из того, что уровень социального развития требует адекватного общего экономического роста производства и непроизводственной сферы.

Теоретические подходы к понятию экономической безопасности в развитом и формирующемся рыночных хозяйствах имеют свом различия. В переходной экономике проблема обеспечения экономической безопасности связана, прежде всего, с такими вопросами как, снижение уровня внешних угроз в начальные периоды преобразований, адекватной государственной политикой в области энергетической и продовольственной безопасности и упорядочение макроэкономических основ в финансовой и инвестиционной сферах.

2. В условиях переходной системы главная роль в обеспечении экономической безопасности возлагается на государство, проводящего превентивную макроэкономическую политику, направленную на недопущение критических параметров угроз экономической безопасности связанных с способностью экономики к устойчивому росту, обеспечения потенциала устойчивости финансовой системы и технологического уровня страны, уровня бедности и качества жизни, снижения уровня правонарушений и обеспечнности экологического состояния. В то же время, в переходной экономике, наиболее важные проблемы по обеспечению экономической безопасности страны концентрируются вокруг таких вопросов, как: внешнеэкономическая безопасность, являющаяся неотъемлемой частью национальной безопасности, эффективная государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности, повышение уровня энергетической безопасности страны и усиление финансово-кредитных основ макроэкономики.

Для обеспечения экономической безопасности страны важно создание соответствующего механизма, который будет выступать, как система организационных и правовых мер по предотвращению именно экономических угроз. Такой механизм посредством учета соответствующих индикаторов должен своевременно определять будущие угрозы макроэкономической стабилизации страны и определять все необходимые программно-целевые меры, в целях недопущения критических параметров угроз, с возникновением которых в переходной экономике развиваются разрушительные процессы.

3. Из двадцати одного параметра, которые были выбраны для оценки экономической безопасности Таджикистана, десять находятся за пределами пороговых значений, что говорит о наличии сдерживающих условий устойчивого роста. С точки зрения оценки устойчивости роста экономики три параметра из пяти имеют минусовое отклонение: индекс промышленного производства, где отклонение составило -1, что свидетельствует о недостаточном темпе роста для обеспечения экономической безопасности, инвестиции в основной капитал в % к ВВП где, соответственно, отклонение -1,7%, сумма амортизации основных производственных фондов, где отклонение составило -1958,2 млн. сомони. С точки зрения оценки научного потенциала переходной системы, отклонение составило -0,03%. Также оценка уровня безработицы показало увеличение количества безработных минусовое отклонение (2,5 тыс. чел). Это свидетельствует об увеличении расходов со стороны государства на данную сферу.

3. В Республике Таджикистан концепция экономической безопасности должна быть направлена на снижение действия внешних и внутренних угроз, которые можно систематизировать как следующие:

1. Внутренние.

• отсутствие достаточного уровня физической и экономической доступности населения страны к продовольственным товарам;

• снижение кооэфициента качественной и количественной характеристики употребляемых населением товаров;

• практически полная зависимость крупнейшей области Таджикистана (Согдийской) от импорта энергоносителей.

• усиление сырьевой направленности экономики;

• завоевание иностранными компаниями рыночной «власти» на олигополистическом рынке Таджикистана в сфере услуг и потребительных товаров;

• криминализация общества и хозяйственной деятельности.

Внешние.

• слабая политика протекционизма в области промышленности и сельского хозяйства и неконкурентоспособность отечественной продукции в стране и за ее пределами;

• возрастание импорта продуктов питания низкого качества и, тем самым, игнорирование стимуляции производства отечественной продукции;

• критическая зависимость страны от импорта отдельных видов электроэнергии (газа и нефтепродуктов) и угрозы срыва договорных поставок. На настоящий момент эта угроза является одной из самых серьезных для энергетической безопасности Таджикистана;

• рост внешнего долга Таджикистана и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение;

4. В работе были определены секторальные индикаторы экономической безопасности на переходный период, которые предполагают следующие условия:

— доля продовольствия в импорте страны должна сохраняться на уровне 10−12%, при этом потребление хлебопродуктов (в пересчете на зерно) должно увеличиться до 15 кг. в месяц;

— за счет увеличения собственного производства зерновых необходимо обеспечить снижение инфляции на продовольственные товары на уровне 1012%;

— расширить доступ домохозяйств, к продовольствию через производство для собственного потребления и рыночных закупок;

— степень открытости национальной экономики не должна превышать 68,4%;

— реальные (основанные на ценовом факторе) условия внешней торговли не должны снижаться уровня показателя 07- чистый экспорт в национальной экономике должен быть положительным.

5. В работе предложены пути совершенствования системы экономической безопасности Республики Таджикистан. В первую очередь, необходимо создание индивидуальной для Республики Таджикистан программы, дополняющей Национальную стратегию развития, построенной, с учетом политической ситуации в стране, географическим месторасположением, достаточным количеством важнейших природных ресурсов и с особенностью национального менталитета и переходного состояния общества, определяющей пути выхода из существующего экономического кризиса и поддержания необходимых темпов экономического роста. Реализация такой программы должна строиться на выявлении реальных интересов субъектов экономики в системе обеспечения экономической безопасности Республики Таджикистан.

6. Важнейшей задачей обеспечения экономической безопасности в условиях переходной экономики является организация мероприятий по реформированию, укреплению и повышению устойчивости национальной финансовой и инвестиционной системы государства включающую, в первую очередь, создание фондовых рынков и совершенствование валютной и инвестиционной политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, изд-во «Ирфон», 1999.
  2. Налоговый кодекс РТ (принят в 2004 г.).
  3. Таможенный кодекс РТ (принят в 2004 г.).
  4. Водный кодекс РТ (принят в 2000 г.).
  5. Земельный кодекс РТ (принят в 1996 г.).
  6. Закон РТ «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» (№ 194, 28 июля 2006 г.).
  7. Закон РТ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2004г.).
  8. Закон РТ «Об оценочной деятельности» (№ 196, 28 июля 2006 г.).
  9. Закон РТ «Об иных обязательных платежах в бюджет» (№ 197, 28 июля 2006 г.).
  10. Закон РТ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (№ 198, 28 июля 2006 г.).
  11. Закон РТ «О зерне» (№ 200, 28 июля 2006 г.).
  12. Закон РТ «О государственных закупках товаров, продукции, работ и услуг (№ 168, 3 марта 2006 г.).
  13. Закон РТ «Об аудиторской деятельности» (№ 170, 3 марта 2006 г.).
  14. Закон РТ «О дехканском (фермерском) хозяйстве» (10 мая 2002 г.).
  15. Закон РТ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (10 мая 2002 г.).
  16. Постановление Правительства РТ «О Государственной программе развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года» (2006г.).
  17. Постановление Правительства РТ «О временных правилах оценочной деятельности в РТ и стандартах оценок» (2006г.).
  18. Fallows S.L., Whelock L.W. Self-sufficiency and United Kingdom Food Policy. //Agricultural Administration. -1982. -T. 11. № 2. — P. 107−125.
  19. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. 1994. — № 12. — С. 4−13.
  20. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. 1994. -№ 12. — С. 88−101.
  21. Д., Вестник Финансовой Академии при Правительстве РФ. Москва. 2002г
  22. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 207 с.
  23. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. -№ 3. -С. 47−58.
  24. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / Гос. ун-т упр. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 142 с.
  25. В.Н. Воспроизводственные процессы в экономике России//Имущественные отношения в Российской Федерации.-2001,-№ 2−3.
  26. В.Н. Еще одна концепция развития экономики России. М.: Права человека, 1996. — 119 с.
  27. В.Н. Макромаркетинг в экономике России. М.: Изд-воР АТС.-2002.-167с.
  28. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 157 с.
  29. В.Н. Экономика России: возрождение или катастрофа? / Правительство Москвы. Ком. муницип. займов и развития фондового рынка г. Москвы, Гос. унитар. предприятие «Науч.-исслед. ин-т экономики упр.». -М., 1999.- 107 с.
  30. A.M. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения / Асалиев A.M., Бороздин СВ., Бра-гин Л.А. М.: Экономика и финансы, 1997. — 96 с. табл.
  31. Ахророва А.Д.: Интенсификация энергетики Таджикистана. Душанбе «Ирфон» 1998 г.
  32. Ахророва А.Д.: Проблемы эффективности энергетического комплекса Таджикской ССР. Душанбе: Дониш. 1988 г.
  33. А.Д., Аминджанов P.M., К.А. Доронкин, Энергетика Таджикистана: современные тенденции и перспективы устойчивого развития // Душанбе, ООО РИА «Статус» 20 025 г.
  34. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Основополагающие государственные документы / Сост. H.A. Васецкий и др. Ч. 1 — М.: Знание, 1998. — 509 с.
  35. H.H. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. 1996. — № 4. — С. 66−85.
  36. И.Я. Экономическая безопасность: сущность и структура / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит, исслед. М.: ИСПИ, 2000. — 35 с.
  37. И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты, 19 921 998/
  38. И.Я., Калинин AJL, Родионов Ю.Н.- РАН. Ин-т социал.-полит, исслед. Центр социологии экономики. М., 1999.- 289с.
  39. Бухвальд Е, Кредитование малого предпринимательства. Вопр. Экономики. 2001. — № 5. — С. 92−99., 54−55., 78−81.
  40. А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России: Учеб. пособие / Юрид. ин-т МВД России. Ин-т экономики и упр.-М., 1998.-62с. *
  41. В. Разрушая балтийские монополии//Эксперт.-2001.-№ 21 (4 июня).-С. 55−77.
  42. А.И. Национальная и техногенная безопасность России (проблемы взаимосвязи). М.: Манускрипт, 1998. — 263 с.
  43. Н.П. Экономическая безопасность: институциональный подход: Моногр. / Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д.: Моск. гос. ун-т коммерции и др. М.: МГУК, 2000. — 319 с.
  44. E.H. Экономическая безопасность Российской Федерации. М., 1997. -С. 75−93.
  45. А. Венчурный капитал и малое предпринимательство // ОБО и экономика. 1999. -№ 12. — С. 93−99.
  46. Внешний вектор энергетической безопасности России / Е. А. Телегина, М. А. Румянцева, СВ. Покровский и др.- Под ред. Е. А. Телегиной. М.: Энергоатомиздат, 2000. — 335 с.
  47. Выступление Президента РТ Э. Рахмонова на расширенном заседании Правительства РТ по итогам 2005 г. «Народная газета», № 6/2006г.
  48. О. Валютная кампания // Ведомости. 2001. — 13 июля. — С. 2331.
  49. М. Приоритеты государственных интересов Российской Федерации // Междунар. жизнь. 1993. -№ 5−6. — С. 135−141.
  50. М., Жуковская В. Конкурентоспособность в глобальной системе координат//Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. -№ 7.-С. 146−152.
  51. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях//Рос. экон. журн. 1998. -№ 3. -С, 67−77.
  52. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997. — С. 164−165.
  53. И.М. К оценке экономической безопасности региона (на примере Пермской области). // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. С Петербург, 2003 № ¾ (7/8) стр. 156.
  54. Государственные приоритеты НТП и механизм их реализации / РАГС Каф. теории и практики гос. регулирования рыноч. экономики- Кушлин В., Лебедев В., Фоломьев А., Спицын А. М., 1995. — 160 с.
  55. А. Экономическое пространство России // О-во и экономика. -1999. № 3−4. — С. 225−244- № 5. — С. 49−65.
  56. С. Индустриальный феодализм // Эксперт. 2001. — № 14 -С. 45−51
  57. Т., Ивантер И. Да здравствует кризис! // Эксперт. 2002. — № 1−2(14янв.).-С. 14−20.
  58. Н.С. Экономическая безопасность регионов России / Гуськов Н. С, Зенякин В. Е., Крюков B.B. М.: Алгоритм, 2000. — 287с.
  59. Г. В. Экономическая безопасность региона: Теория и практика / Гутман Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. М.: Наука, 1996. — 116с.
  60. А.Р. Развитие высокотехнологичного сектора американской промышленности // США-Канада. Экономика, политика, культура. -2001.-№ 2.-С. 108−119.
  61. В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. -М., 2000. 222 с.
  62. Р.Т. О некоторых вопросах экономической политики Таджикистана. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2003. -№ 2.
  63. Доклад Президента РТ Э. Рахмонова на торжественном собрании в честь 15-летия независимости Таджикистана «Народная газета», № 38/2006г.
  64. К.И., Георгадзе Е. И. Вопросы оценки экономической безопасности региона//Вопросы статистики. 2002. — № 2.
  65. A.B. Концепция национальной безопасности. М., 1994.69.3агашвили B.C. Экономическая безопасность России.-М.: Юрист 1997.-239 с.
  66. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Закона РФ от 22.12.92 № 4235−1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288).
  67. , З.М. Продовольственная безопасность: теория, методология, практика- Минск: Ин-т экономики НАЛ Беларуси, 2007. с. 8. с. 122.
  68. И.Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и методы монополист, практики). М.: Мысль, 1980. — 254 с.
  69. Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела: Учеб. пособие / Ярослав, гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 1996. — 87 с.
  70. А. Критерии экономической безопасности // Вопр. экономики. -1998.-№ 10.-С. 35−58.
  71. Д.О. Глобализация и регионализация: методология исследования. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — 2006. № 3.
  72. А.Ю. Бегство капитала из России. М.: Издательство «Анкил», 2002.
  73. Н.К. Таджикистан и ВТО: реалии и перспектива. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. — № 4.
  74. Н.К. К вопросу об угрозах экономической безопасности Таджикистана. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2006. -№ 1.
  75. A.B. Экономическая безопасность: Учеб. пособие/Гос. ун-т упр. Ин-тзаочн. обуч. -М.: Финстатинформ, 1999.
  76. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300).
  77. Конкурентоспособность России в 90-е годы: Межстрановой макроэкон. Анализ. Гельвановский М. И., Бушмарин И. В., Жуковская В. М. и др.- Рос. акад. Наук. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М, 2ООО.
  78. Н. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России. Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3.
  79. Концепция продовольственной безопасности РФ. М.: ВНИЭСХ, 1997.
  80. М.А., Фигурнов Э. Б. Статистика и экономический анализ в управлении народным хозяйством. М., 1985.
  81. Т.Х. Проблемы научно-технического прогресса в условиях перехода к рынку //Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1998. N 2. С. 59.
  82. В. Уроки кризиса и задачи экономической политики. Российский экономический журнал. 1998. — № 9−10.
  83. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. Вопросы экономики. 2001. — № 6.
  84. Лейферт, Уильям М. Продовольственная безопасность России вне опасности // Круглый стол по вопросам продовольственной и аграрной политики. -1996.-№ 1.-С. 47−52.
  85. Лышкин С, Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности. Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  86. И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности РФ//Проблемы глобальной безопасности. М., 1995 г.
  87. C.B. Бегство капитала из России как негативный фактор формирования инвестиционного потенциала страны. Бухгалтер и закон. -2002. -№ 3(39).
  88. СВ., Иванов В. М. Влияние бегства капиталов на инвестиционную ситуацию в национальной экономике//Финансы и кредит. 2003. — № 21(135).
  89. Д. Будущее российской экономики/ТВ опросы экономики. 2000. -№ 12.
  90. A.A. О системе мониторинга экономической безопасности РФ//Информатика и вычислительная техника. 1997. — № 1.
  91. Материалы фирмы WEFA/ICF Global Industry Service. Eddystone. PA: Spring, 1999.
  92. В. Проблемы экономической безопасности России. Вопросы экономики. -1997. -№ 3.
  93. Мировая экономика: Учебник/Под ред. A.C. Булатова. М.: Юрист, 1999.
  94. Мировая экономика: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. И. П. Николаевой. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 г.
  95. С. Международная экономическая безопасность. Польская точка зрения. М.: ИНИОН, 1990.
  96. А. О стратегии государственного регулирования экономики//Экономист. -1998. № 10.
  97. В.Д. Методология систем. М., 1999.
  98. А. Валютные аспекты экономической безопасности России//Российский экономический журнал. -1996. № 9.
  99. Национальные доктрины России. (Проблемы и приоритеты). М., 1995.
  100. Национальная экономика: Учебник/Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Щульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  101. Национальная безопасность: в поисках приоритетов: Материалы совещаний аналитической группы при Совете Обороны РФ / Московский общественный научный фонд. — М., 1998. — 489 с. — (Научные доклады / Московский общественный научный фонд- № 62).
  102. Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы научно-практической конференции, 4 декабря 1997 г. — М.: Изд-во Рос. ун-та, дружбы народов, 1998.
  103. Р. Технологическая безопасность государства. Мировая экономика и международные отношения. -1997. № 10.
  104. A.JI. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учебное пособие, М. ИЦ «Академия», 2006 г.
  105. Оперативные данные Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Душанбе 2007 г.
  106. Оперативные данные Платежного Баланса Республики Таджикистан за 2004 год.
  107. Н.В. Глобализация рынка труда и открытая экономика. На материалах Республика Саха (Якутия). М., !999, С. 61.
  108. В.П. Глобализация мировой экономики и Россия. Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.
  109. А. Борис Грызлов обнаружил утечку. Ведомости. 23 октября 2003.-№ 194(994).
  110. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М., 1994.
  111. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. М., 1994.
  112. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность). Учебно-практическое пособие/Под ред. Е. А. Олейникова. -М., 1997.
  113. И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. -М: «МаркетДС», 2002. с. 15−21.
  114. A.B. Военно-экономическая безопасность России на современном этапе. Военная мысль. 1995. — № 2.
  115. Э.А. Понятие национального интереса // Национальные интересы: теория и практика. М., 1991. С. 15.
  116. А. А. Экономическая безопасность предприятия. М., 1998.
  117. Послание Президента РТ Э. Рахмонова Маджлиси Оли РТ «Народная газета», № 17/2006г.
  118. Пермская область. Статистический ежегодник: Статистический сборник /Пермский областной комитет государственной статистики. Пермь, 2002.
  119. В., Соколов В. Технологическая безопасность России и проблемы экспортного контроля. Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  120. Промышленность России. 2002: Стат. сб. Госкомстат России. М., 2002.
  121. Проблемы обеспечения экономической безопасности РФ: Материалы заседания «круглого стола» 27 мая 1998/Моск. юрид. ин-т. М., 1999.
  122. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995.
  123. Послание Президента РФ Федеральному Собранию по национальной безопасности. М., 1996.
  124. Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О введении в действие Закона Российской Федерации «О Безопасности»» от 5 марта 1992 года № 2646/1−1
  125. Проблемы национальной технологической безопасности России на пути к рыночной экономике. Научный доклад. М.: ИМЭПО РАН, 1995.
  126. A.A. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  127. А. А. Национальная безопасность России и основные проблемы ее обеспечения/Научные доклады. 1999. М.: РАГС, 1999.
  128. Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/Руководитель авторского коллектива Д. С. Львов. М.: Экономика, 1999.
  129. В.А., Ахророва А. Д. Нормирование энергетических ресурсов -основа их регионального использования. // Душанбе: Таджик НИИНТИ, 1982.
  130. Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации (Доклад ГКАП РФ) // Вопр. экономики. 1995. — № 11. — С. 4−48.
  131. Райзберг Б. А, Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: Инфра-М, 1996. — 494 с.
  132. Р.К. Экономическая безопасность как объект научного исследования. В кн. «Угрозы экономической безопасности». Душанбе 2007 г.
  133. A.M. Структурные изменения экономики Республики Таджикистан. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. — № 3.
  134. A.M. Открытая экономика: проблемы и перспективы. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2004. — № 2.
  135. В. Безопасность лозунги, теория и политическая практика// Свободная мысль. — 1991. — № 17. — С. 33.
  136. З.Ш. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе, 2001, с. 57.
  137. Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистана. Душанбе. 2005. А также: Мировая экономика и международные отношения. 1990,. N12. С. 86.
  138. Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистана. — Душанбе: Изд-во «Ирфон», 2005 г. с. 147−148.
  139. Л.Х. Экономическая теория открытого хозяйства и проблемы современного Таджикистан. Душанбе: Изд-во «Ирфон» 2005. С. 164−165.
  140. Л.Х. Саидмуродов. Основные инструменты защиты национальных интересов Таджикистана во внешнеэкономической деятельности./Угрозы экономической безопасности. Душанбе 2007 г.
  141. Г. Г. Роль государственных институтов в развитии рынка труда. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2006. — № 4.
  142. К. Элементы концепции экономической безопасности. Вопросы экономики. 1994. -№ 12.
  143. В.К. «Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки» М., 2001. С 54−61.
  144. В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики. 1995. -№ 1.
  145. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. Вопросы экономики. 2001. — № 8.
  146. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие М.: «Финстатинформ», 2002. с. 114−119.
  147. А. Региональная политика и экономическая безопасность России. Вопросы экономики. 1996. — № 6.
  148. Социальная и социально-политическая ситуация в России (анализ и прогноз). М, 1995.
  149. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. Статистический сборник Госкомстата РТ. Душанбе. 2005. С. 67 — 68.
  150. Справочник для иностранных инвесторов. Торгово-промышленная палата Республики Таджикистан. Душанбе. — 2005.
  151. Стратегия национальной безопасности США. Стратегия вовлеченности в международные дела и распространение демократии в мире. Независимая газета. 24 октября 1994.
  152. Таджикистан: 15 лет государственной независимости. Статистический сборник Госкомстата РТ. Душанбе. — 2006. с. 38−52.
  153. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. М., 1997. Фарамзян Р. А., Борисов В. В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности. — М.: ИМЭМО — ВИЦГУЛ, 1996.
  154. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «О государственной стратегии экономической безопасности (основные положения) // Российская газета. 1996. — 14 мая.
  155. Указы Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г.
  156. Указ Президента РФ № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», 1996.
  157. В.И. Выступление на Круглом столе Совета Федерации «Приоритеты и механизмы национальной программы вывода России из системного кризиса и перехода к устойчивому росту». М., 1998 г.
  158. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы. Ч. 1−2. М., 1997.
  159. Ю.С. Проблемы продовольственной безопасности России: международные и внутренние аспекты. М., 1995. — С. 104−107.
  160. JI.C. Экономические проблемы продовольственной безопасности России накануне XXI века. М., 1998.- Книга о вкусной и здоровой пище. — М., 1986. — С. 6.
  161. В. А. Безопасность корпорации. М., 1998.
  162. . Глобализация мирового хозяйства: проблемы интеграции Таджикистана в мировую экономическую систему. // Экономика Таджикисатана: стратегия развития. 2001. № 2.
  163. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2001. — № 2. -С. 56.
  164. Экономическая и национальная безопасность. М., 2004. — С. 128.
  165. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учебник/Под общ. ред. A.B. Колосова- РАГС при Президенте РФ. -М.: Изд-во РАГС, 2001.
  166. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки/Под ред. Сенчагова В.К.-М: «Финстатинформ», 1998.
  167. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М: «МаркетДС», 2002.
  168. Экономическая безопасность. Энциклопедия/Под ред. Шаваева А. Г. М.: Издательский дом «Правовое просвещение», 2002.
  169. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологические исследования и практика /А.И.Татаркин, А. А. Куклин, О. А. Романова, В. Н. Чуканов, В. И. Яковлев, А. А. Козицын. Екатеринбург: Урал, ун-т, 1997
  170. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки /А.И.Архипов, А. Р. Белоусов, В. А. Бобровников и др.- Под ред. В.К.Сенчагова-
  171. Рос. акад. наук, Ин-т экономики. Центр фин.-банк, исслед., Рос. акад. естеств. наук. Секция «Проблемы макроэкономики и соц. рыноч. хоз-ва». М.: Финстатинформ, 1998.
  172. Экономическая безопасность АПК: Учебное пособие / А. Г. Светлаков, М. М. Трясцин, И. М. Глотина и др. Пермь: Пермская сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова, 2003.
  173. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., 1995.
  174. В. И. Книга «Секьюритология наука о безопасности жизнедеятельности» Оригинал статьи: http://www.OXPAHA.ru/view.asp71484
Заполнить форму текущей работой