Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В условиях непрерывно меняющейся жизни и интенсивных вариативных воздействий окружающего мира повышается вероятность влияния различных фрустрирующих факторов, которые иниI циируют неверие в свои силы, депрессию. Влияние многомерного мира может порождать различные личностные трансформации, стереотипизацию ценностных установок ирегрессию жизненных ориентации. Одна, из… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ- ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА, В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
    • 1. 1. Исторические этапы изучения внутреннего конфликта как психологической категории
    • 1. 2. Современные интерпретации внугриличностного конфликта в контексте.разлйчныхшсихологическихгтеориш. 1.------ 3 В
  • 1-.3- Исследование внутреннего- конфликта в теории? смысла" ш смыслообразования.'.-. 42'

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ТАЛВНО-ИСИХОЛОГИЧЕСКОГ© ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ-- ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОШ — ФЛИКТА У ДЕВУШЕК НА НАНАЛБНОМ4 ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ!. 59'

2.1. Описание этапов- процедур- и выбора у частіш ков исследования переживания' ценностно-смыслового) конфликта у девушек" на начальном этапе профессионального) самоопределениям. 212]: ©-писание диашостическихшетодик исследования:. 70'

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВА-.. НИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОНФЛИКТА У ДЕВУШЕК НА НАЧАЛЬНОМ- ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ:.

3.1. Стандартизация? и психометрическая? апробация*, анкеты-опросника. «Выявление: наличия ценностно-смыслового конфликта, язанного' первичным профессиональным: моопределением: у девушек» и, анализ полученных результатов:. 92″

3:2 Сравнительный анализ данных, полученных с использованием ^ психометрических методов -в-разных экспериментальных группах.

Психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях непрерывно меняющейся жизни и интенсивных вариативных воздействий окружающего мира повышается вероятность влияния различных фрустрирующих факторов, которые иниI циируют неверие в свои силы, депрессию. Влияние многомерного мира может порождать различные личностные трансформации, стереотипизацию ценностных установок ирегрессию жизненных ориентации [Асмолов АЛ'., 2000— Брату сь? Ь.С., 1997— Васшпок Ф. Е., 2001; Галажинский Э. В., 2001; ЗйнченкоВ-.1Т., 1998; Клочко В. Н., 1995; Коростылева Л .А., 1997; Леонтьев Д. А., 2000; Слобод-чиков В.И., 2000; Столиц В. В, 1983; ФельдштейшДЖ, 1988]. Одна, из> формв которой индикатируется противоречие между ценностямиреальной' жизни и возможностями воспринимать их на уровне личностной ценности — внутрилич-ностный конфликт и в частности такой его вид, как ценностно-смысловою конфликт [Абакумова И.В., 2003; Бакунин А. А., 2005; Рудакова И. А., 2006]. Данный психологический конструкт можноинтерпретировать не только как переживание противоречий1 между ценностями, позиционируемыми" обществом" как позитивные, но не воспринимаемые человеком как личностная ценность, а также как противоречия между разнонаправленными ценностно-смысловыми установками самой личности.

Степень разработанности проблемы. В психологической науке внутри-личностный конфликт трактуется и оценивается неоднозначно. В ряде отечественных и зарубежных работ особо подчеркивается роль внутриличностного конфликта как источника, движущего механизма, который позволяет человеку изменить-прежние взгляды,.привычки". жизненные-позиции и приобретать новые: [Абульханова-Славская К.А.,. 1991; Асмолов А. Г., 2002; Левин К., 2000; Мерлин ВС., 1990; Мэй Р., 2001; Франкл В., 1990], анализируется его значимость, в качестве особого условия развития личности [Асеев В.Г., 1989; Братусь Б. С., Зейгарник Б. В-, 1980]. Другие авторы акцентируют внимание на том, что внутриличностный конфликт может стать существеннымпрепятствием в реализации личностного потенциала [Анцыферова Л: И., 1981; Зеер Е. Ф., 2000; Костюк Г. С., 1969; Кузьменкова О. В., 1997; Кузнецова Л. Б., 2005; Митина Л. М., 1995; Петровский А. В., 1982].

Особый раздел психологических исследований, посвященный изучению проблемы внутриличностных конфликтов, связан с возрастными и тендерными особенностями личности [Братусь Б.С., 1997; Выготский Л. С., 2004; Зейгарник Б. В., 1980; Леонтьев Д. А., 2008; СтолинВ. В'., 1983; Шпунтова В. В., 2002].

Ценностно-смысловой конфликт личности как специфический вид внут-риличностного конфликта в современной психологической науке рассматривается как смысловое противоречие в контексте личностных ценностей, выражающееся в форме отрицательного переживания [Карпова Н.Л., 2001; Шпунтова В. В., 2003].

Ценностно-смысловой конфликт — внутриличностное противоречие между стремлением реализовать определённую-личностную ценность и дефицитом у человека реальных возможностей сделать это.

Чаще всего этот вид конфликта возникает в период, когда человеку необходимо переоценить уже сложившуюся систему мировосприятия, выйти на уровень порождения новых, ранее неведомых смыслов И' ценностей (начало профессиональной деятельности, создание семьи, рождение детей, выход на пенсию и т. д.). Значимый период — профессиональное самоопределение. Именно на этом жизненном этапе личность определяет приоритеты в1 своей жизненной^ стратегии, выделяет вектор, который направляет по определенному жизненному маршруту. Что самое важное: семья или карьера? Что главное в моей жизни? Чего я хочу достичь? На что я могу претендовать в этой жизни? Эти вопросы как раз и инициируют новый (уровень смыслообразованияа в случае, если личностный смысл при этом не рефлексируется, то, как раз и порождают ценностно-смысловые конфликты.

Особую специфику данная проблема приобретает в тендерной интерпретации. Очевидно, что при выборе будущей профессии и определении жизненных приоритетов юноши и девушки будут руководствоваться достаточно разными сценариями, которые не только инициированы уровнем сформированно-сти и особенностями смысловой сферы, но и тем тендерным стереотипом, который культивируется в обществе. Девушка, даже на начальном этапе профессионального самоопределения, должна выбрать смысложизненную стратегию, которая даст возможность самореализации в двух дихотомических реальностях: реализация себя как хранительницы домашнего очага и как личности, достигающей социального признания. Именно на этом" этапе девушки очень часто^ оказываются в ситуации кризиса, который" деструктивно, влияет на их после- -дующую жизнь. Ценностно-смысловые составляющие такого конфликта (специфика переживания, его содержание, динамические особенности) описаны в современной психологической науке лишь фрагментарно. Проблема выявления специфики переживания ценностно-смысловых конфликтов у девушек остается недостаточно разработанной, многие авторы подходят к ней косвенно в рамках решения других исследовательских задач [Леонтьев Д.А., 2000; СтолинЛЗ.В., 1983]. Эта ситуация в осмыслении проблемы и определилащель-данного исследования.

Целью исследованияявляется! выявление4 психологических особенностей переживания ценностно-смыслового конфликта в период начального профессионального самоопределения у девушек.

Предмет исследования — психологические особенности переживания" ценностно-смыслового конфликта у девушек.

Объектом диссертационного исследования явились девушки с разной профессиональной направленностью.

Гипотезы исследования:

1. Переживание ценностно-смыслового конфликта у девушек с разной профессиональной направленностью на начальном этапе профессионального самоопределения может проявляться в виде устойчивых поведенческих стратегий и ценностных установок.

2. Устойчивые поведенческие стратегии и ценностные установки могут зависеть от особенностей ценностного принятия будущей профессии и от рефлексии конструктов, отражающих принадлежность к профессии.

3. Ценностно-смысловые конфликты, связанные с профессиональным самоопределением у девушек, могут стать ценностными барьерами, препятствующими раскрытию личностных смыслов, рефлексии' смысловых установок, формированию смыслообразующей профессиональной мотивации.

4. Разные стратегии переживания ценностно-смыслового конфликта-предполагают наличие разных способов, его разрешения или нивелирования. Стратегии преодоления ценностно-смысловых конфликтов личности* могут реализовываться во внутреннем и внешнем плане деятельности и* обусловливаются* особенностями ТО№ личностной" ценностис которой связан конфликт как дисбаланс ценности и доступности.

Задачи" исследования:

1. Провести-исторический обзор по проблеме развития категорий внутреннего конфликта в контексте различных психологических теорий.

2 Провести теоретический анализ современных интерпретаций категорий внутреннего конфликта в контексте различных психологических теорий.

3'. Провести теоретический анализ исследования внутреннего конфликта в теории смысла и смыслообразования.

4. Рассмотреть психологические особенности переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на начальном этапе профессионального самоопределения.

5. Подобрать и апробировать, методики-исследования ценностно-смысловой сферы.

6. Разработать анкету-опросник, направленную на исследование психологических особенностей переживания ценностно-смыслового конфликта.

7. Выявить и проанализировать особенности ценностно-смысловых конфликтов и ценностно-смысловой сферы девушек-студенток разных средних специальных учебных заведений.

8. Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение психологических особенностей переживания ценностно-смыслового конфликта у девушек на этапе начального профессионального самоопределения.

В диссертации изучены психологические особенности ценностного переживания ценностно-смыслового конфликта у студенток, раскрыты особенности внутренних противоречий в период начального профессионального самоопределения, выявлены стратегии, ценностного переживания ценностно-смыслового конфликта в период первичного профессионального самоопределения студенток.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются: современные теории внутреннего конфликта (Е.В. Буртовая, A.B. Грешнев, Н. В. Гришина, А. Н. Кармин, О.В. КузменковаН.Р.* Салихова) — теории' развития, личности (JI.C. Выготский, Л. И. Божович, B.C. Мерлин) — исследования внутреннего конфликта в теориях смысла и смыслообразования (A.F. Ас-молов, Б. С. Братусь, В. К. Вилюнас, В. П. Зинченко, 1 В. И. Иванников, А.Р.4 Лурия, С. Л. Рубинштейн, В. И1. Слободчиков, Е. В. Субботский, Л.И. Фельдштейн) — психологические теории, определившие становление исследований динамики смыслового развития и ценностно-смыслового выбора на этапе юности (А.Г. Асмо-лов, Б. С. Братусь, Ф: Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Л.С. ВыготскийВ.П. Зин-ченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Л.И. Фельдштейн) — современные исследования смысла (И.В. Абакумова, В. И. Бакулин, П. Н. Ермаков, С. Ю. Головин, Д. А. Леонтьев, Н. Р: Сали-хова, А. Н. Сухова, Е. Б. Фанталова, Р. Х. Шакуров, Е.Ф. Ященко) — тории исследования процесса профессионального самоопределения (И.Д. Егорычев, H.H. Захаров, С.Н. Чистяков) — теории, исследующие профессиональное самоопределение с точки зрения ценностно-смысловой сферы (Р. Берне, М. Р. Гинзбург, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Для практического выполнения поставленных целей и задач нами были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический’анализ научных источников, позволяющих изучить особенности проблемы данного диссертационного исследования- 2. Эмпирические методы (метод анкетирования и тестирования, эксперимента, разработки и апробации рекомендаций для средних специальных образовательных учреждений и психологов-практиков) — 3. Статистические методы (статистическая обработка данных исследования с помощью сравнительного и корреляционного анализа):

В исследовании^ были* использованы методики, направленные на выявление: ценностнотсмыслового конфликта: методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦД)Е.Б. Фанта-ловой, особенностей самоактуализации" (Опросник «CAMOAJ1» Н. Ф: Калина и A.B. Лазукин), а также методики направленные на. выявление коммуникативных И' организаторских склонностей^ (КОС-2), смысложизненных ориентаций t тест СЖО 'Д.А. Леонтьева), коммуникативных установок (методика коммуникативной установки в общении В'.В. Бойко) и предельных смыслов (методика МПС Д. А Леонтьева).

Помимо' этого для данного исследованиянами была разработана анкета-опросник, направленная на выявление психологических особенностей переживания ценностно-смыслового конфликта.

Для" обработки полученных данных использовалась компьютерная программа: «Microsoft Excel 7.0».

Научная новизна исследования: Выявлены и проанализированы особенности внутриличностных конфликтов — и ценностно-смысловой/ сферы, девушек-студенток разных средних специальных заведений, обучающихся по' специальностям: «Парикмахерское искусство», «Английский язык — учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы», «Косметика и визажное искусство», «Лечебное дело».

Анализ полученных данных показал, что исследованные группы отличаются друг от друга по степени значимости и доступности жизненных ценностей.

Студентки первой экспериментальной группы отличаются от респонден-ток других групп, тем, что, во-первых, значительно больше ценят уверенность в себе, во-вторых, выше других оценивают степень доступности им счастливой семейной жизни.

Студентки второй экспериментальной группы, обучающиеся по специальности «Иностранный-язык — учитель английского языка начальной и» основной общеобразовательной школы", отличаются от девушек других групп тем, что выше остальных оценивают степень доступности для себя активной, деятельной жизни, красоты, природы, искусства, но ниже всех остальных оценивают доступность, для себя1 материально-обеспеченной жизни. Будущие преподаватели также имеют наиболее низкий уровень индекса децентрации по сравнению со студентками других экспериментальных групп.

Для девушек третьей экспериментально" группы более значимой, по сравнению с остальными, является красота природы и искусства. Отличаются они от респенденток других групп и тем, что выше остальных девушек оценивают степень доступности для себя здоровья. Однако, по сравнению с участницами других групп, они очень низко оценивают свои возможности иметь хороших и верных друзей:

Представительницы специальности «Лечебное дело» отличаются от студенток других экспериментальных групп высоким уровнем индекса децентрации * (рассмотрение своей, жизни в контексте жизни других людей и во взаимосвязи сними).^.

— Выявлены взаимосвязи между значимостью общечеловеческих ценностей, а также их доступностью, рассогласование которых вызывает ценностно-смысловой конфликт, и особенностями его переживания, жизненными смыслами, коммуникативными установками в общении с окружающими.

Выделены два типа стратегий переживания ценностно-смыслового конфликта: стратегия переоценки разрушительности переживаний, связанных с ценностно-смысловым конфликтом, и стратегия недооценки степени' влияния ценностно-смыслового конфликта на развитие личности. Было обнаружено, что девушки, обучающиеся на разных специальностях, используют отличные стратегии переживания ценностно-смыслового конфликта.

Выявленные стратегии переживания ценностно-смыслового конфликта связаны с коммуникативными установками. Так, в первой-экспериментальной группе у студенток, демонстрирующих стратегию «переоценки"-преодоления ценностно-смыслового конфликта выражено брюзжание, но отсутствует тенденция^ открытой жестокости по отношению к окружающим и негативный личный* опыт В общении С НИМИ! Во-второй группе стратегия „недооценки“ ценностно-смыслового конфликта также связана» с отсутствием негативного^ личного-опыт в общении.

Проанализированы, различные стороны переживания ценностно-смыслового конфликта (степень его осознанности, сила переживаний, с ним связанных, знания о понятии ценностно-смысловой конфликт) как дисбаланс ценности и доступности личностных ценностей.

Выявлены взаимосвязи между разными внутренними конфликтами и особенностями смысловой системы студенток.

В первой экспериментальной группе высокая ценность уверенности в себе положительно связана с индексом децентрации. В третьей^ экспериментальной группе были выявлены, отрицательные корреляционные взаимосвязи низкой доступности хороших, верных друзей с уровнем, индекса рефлексивности: В, четвертой экспериментальной группе была выявлена’прямая корреляция' между ценностью здоровья и локусом контроля-жизнь (управляемость жизнью).

Выявлены взаимосвязи между разными ценностно-смысловыми конфликтами и особенностями коммуникативных установок студенток.

В первой экспериментальной группе высокая ценность уверенности в себе положительно связана с уровнем брюзжания. Во второй экспериментальной группе малая доступность материально-обеспеченной жизни связана с низким уровнем обоснованного негативизма в отношении к людям и негативного лич-ногоюпыта в общении?, с окружающими.

— Проанализированы теоретические и эмпирические исследования психо-логичсских особенностей переживания ценностно-смыслового конфликта.

• — Впервые на основаниипроведённого исследованияустановлено, какие/ личностные особенности девушек-студенток связаны со склонностью к той или иной" стратегии' переживания? ценностно-смыслового конфликта в? период начального профессионального самоопределенияСтратегия- «переоценки» при переживании-ценностно-смыслового конфликта студенток-парикмахеровкоторая^ проявляется" в высокой значимости освобождения от внутренних противоречийпри осознании его недоступности, связана с особенностямимировоззрения студенток основанном на поиске истоков смыслов преимущественно в своих интересах и потребностях, а также с наличием негативной установка по отношению к окружающим и социуму в целом. Им также не свойственны^ ярко выраженные защитные формы, поведения, проявляющиеся в ограничении всякой активности, кроме действийобусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний, и наличие целей в-будущем, которые придают жизни? студенток осмысленность, направленность и временную перспективу.

Стратегия «недооценки» ценностно-смыслового конфликта связана с доступностью* то. есть реализациейдеятельности и активности жизникоторая связана с отсутствием-смысловпобуждающих формирование защитных форм поведения, проявляющихся в ограничении: всякой активностикроме действий, обусловленных необходимостью уйти от каких-то других действий или переживаний.

А, следовательно, данная мировоззренческая установка побуждает к активной деятельности и, возможно, проявляется в низкой степенинегативизма по отношению к окружающим.

— Разработана программа предупреждения и коррекции отрицательных факторов влияния: переживаний ценностно-смыслового конфликта на личностное развитие студенток СУЗов.

Теоретическая значимость работы? состоит в возможности посмотреть на проблему изучения! переживаний ценностно-смыслового <конфликта на этапе первичного профессионального самоопределения с учетом гендерных особенностей и типов выбранной профессии в контексте стратегий переживания ценностно-смыслового конфликта: Это позволяет: интерпретировать, ценностно-смысловой конфликт, в том: числе: т каксовокупность ценностно-смысловых трансформаций? личностипроходящих при переходе от школьника: к статусу студента, и как дисбаланс ценности и доступности: личностных ценностей.

Практическая: значимость работы: разработана? программа тренинганаправленного на коррекцию эмоциональной сферыстуденток с: целью оптимизации' позитивного влияния? переживаемогоими. ценностно-смыслового конфликта на личностное развитие и взаимодействие с окружающимитренинговая программа, основана на анализеданных методик, использованных в данном! диссертационномисследовании, позволяет осознать свои ценностно-смысловые конфликты, выявить сферы, вкоторых: существует внутренняя неудовлетворенность, а также проанализировать смысло-жизненные ориентациижизненные-смыслы, установки вютношенииюкружающих и т. д.-.

— с помощью-анализа позитивных и негативных аспектов смысловой системы и установок в общении нами — разработаны способы и средства актуализации ценностей и жизненных смыслов,. способствующих преодолению смысловых барьеров, связанных с выявленными стратегиями переживания’ценностно-смыслового конфликта, негативными установками в: общении сокружающими за счет исследования смысловой системы и оценки ее позитивных и негативных сторон;

— разработанная программа развития может быть использована в< целях диагностики ценностно-смысловой сферы, актуализации личностного роста студенток, испытывающих ценностно-смысловой конфликт.

Экспериментальная база исследования: Новороссийский техникум парикмахерского искусства, эстетики— и права- (специальности: «Парикмахерское-, искусство» и «Косметикаи визажное: искусство»), 1 Новороссийскийсоциально-недагогический колледж, (специальность — «Иностранный язык учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы»), Новороссийский медицинский колледж (специальность — «Лечебное дело»):

Достоверность и обоснованность полученных результатов? исследования обеспечиваются: общей! логикой построенияисследованияи целостным подходом' к решению проблемыметодологической обоснованностью теоретических положений исследованияподбором психодиагностических методик, соответствующих цели, и. задачамисследованияиспользованием проверенных. стандартизированных методик и корректной^организациейюпытно-эксперимен-тальной работыстатистическими. методами обработки экспериментальных данных-результатами: экспериментальной" работы и практическим подтверждением основных положенишисследования;

Этапы исследования:

На п ер воль этапе (2008;2009 ггф — научно-теоретическом$ — были сформулированы основные методологические положенияна которых строилось, эмпирическое изучениепроблемы^ психологических. особенностей пере-г живания ценностно-смыслового конфликта у девушек на? этапе начального профессионального самоопределения- ' '.

В процессе реализации данного этапа нас особоинтересовала история развития категорий ценностно-смыслового = конфликта* в контексте: различных психологических теорий, современная интерпретация понятия, ценностно-смыеловой конфликт в контексте различных психологических теорий, а также исследования ценностно-смыслового конфликта в теории смысла и< смыслообра-зования.

На втором этапе (2008;2009 гг.) — организационном — осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, задачигипотезы, а также сформирована выборка, разработан методический инструментарий, по сбору эмпирических данных, разработана и апробирована^ анкета-опросник, направленная’на выявлениепсихологических особенностей переживания ценностно-смыслового ^ конфликта, и проведены пилотажные исследования.

На третьем этапе (2009;2010 гг.) — психодиагностическом- - было проведено психологическое изучение четырех групп? испытуемых по выделенным нами личностным параметрам:

На четвертом, этапе (2011 г.) — констатирующем >- были обобщены полученные результаты, выявлены^ психологические особенности" ценностного1 переживания ценностно-смыслового конфликта в период первичного профессионального самоопределениям у девушек. Также на этом этапе работы были1 сделанысоответственные выводы, основанные на результатах эмпирического исследования, сформулированы положениявыносимые на-защиту и разработана коррекционная программа.

Всего* в, эксперименте по' желанию приняли участие 246 -девушек, следующих специальностей: «Парикмахерское искусство», «Косметика'и визажное искусство», «Иностранный язык — учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы», «Лечебное дело».

Апробация м внедрение результатов исследования. Материалы диссертации, докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития (Ростов-на-Дону, 2010;2011) — на международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (Ростов-на-Дону, 2010) — на VIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2011) — на Второй Международной научно-практической конференции «Когнитивные исследования на современном этапе. КИСЭ — 2011» (Ростов-на-Дону, 2011).

Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Новороссийского медицинского колледжа, СОШ'№ 29 (Новороссийск).

Основные положения, выносимые назащиту:

1. На начальном этапе профессионального самоопределения возникающие ценностно-смысловые конфликты проявляются как трансформации исполнительных механизмов^ деятельности, и отражаются в сложностях рефлексивных интенций, связанных с профессиональными ожиданиями.

2. Девушки, обучающиеся на разных специальностях, используют различные стратегии" переживания ценностно-смыслового конфликта, при этом можно выявить полярные стратегии: стратегия, переоценки разрушительности переживаний, связанных с переоценкой ценностно-смысловых противоречий, и стратегия недооценки степени влияния ценностно-смыслового конфликта на понимание дальнейших перспектив-профессионального самоопределения;

3. Ценностно-смысловые барьеры, возникающие у девушек на" начальном этапе профессионального самоопределения в связи с переживанием ценностно-смыслового" конфликта, имеют своиособенности, связанные с уровнем сформированное&tradeих ценностно-смысловой сферы.

4. Разные стратегии переживания ценностно-смыслового конфликта предполагают наличие разных способов его разрешения или нивелирования, реализующихся I посредством диспозиционных сценариев как индивидуальных программ дальнейшей самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим авторским объемом 3,5 усл.п.л., в том числе 2 статьи — в журналах, рекомендованных.

ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введениятрех главзаключения, включающего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемысписка литературы, состоящей из* 134 источников, в том числе 6 — на английском языке, 1 Приложения. Работа иллюстрирована 21 Рисунком и 38 Таблицами. Основной текст диссертации составляет 151 страницу.

Выводы к главе III.

— Основываясь на данных корреляционного анализа (ранговый коэффициент корреляции Спирмена), можно признать, что пункты анкеты с номерами 1,2,5,8,10,11 обладают высокой степенью прогностической валидности (р<0,001)., Полученные данные позволяют говорить о том, что о взаимосвязи степени осознанности переживаний ценностно-смыслового конфликта, а также оценки степени разрушительности для личности переживаний ценностно-смыслового конфликта с разными ценностями рассогласованными в своей значимости и доступности.

— Данные сравнительного анализа указывают на то, что студентки разных специальностей имеют различные уровни значимости и доступности различных жизненных ценностей, связанных со: степенью осознанности переживаний ценностно-смыслового конфликта и оценкой степени' разрушительности для, личности переживаний ценностно-смыслового конфликтаразличными жизненными смысламикоммуникативными установками — брюзжание, открытая жестокость в отношениях к людям, негативный личный опыт в общении с окружающимисмысложизненными ориентациями — цель в жизни и процесс жизни.

— Были выделены две крайних стратегии переживания ценностно-смыслового «конфликта как смыслового барьера, который связан с дисбалансом ценности и доступности общепризнанных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического анализа и эмпирической диагностики были сделаны выводы, подтвердившие ранее сформулированные гипотезы:

— в процессе ценностного переживания ценностно-смыслового конфликта нами были обнаружены две стратегии переживания ценностно-смыслового конфликта как смыслового барьера, который связан с дисбалансом ценности и доступности общепризнанных ценностей у студенток разных специальностей. Первая стратегия* присуща девушкам-студенткам, обучающимся по специальности «Парикмахерское искусство» и условно она была названа стратегией «переоценки» разрушительности ценностно-смыслового конфликта: По нашему мнению, основана она на чрезмерном восприятии ситуации ценностно-смыслового конфликта как деструктивной и проявляется в" высокой значимости освобождения от ценностно-смысловых противоречий при осознании недоступности ее разрешения. Подобная ^стратегс^ проявляется в убеждении испытуемых данной группы. в том, что ценностно-смысловой конфликт неразрывно связан с переживанием разрушительных для, личности эмоций, что* он неизбежно ведет к ее краху. В таком представлении не берутся во внимание позитивные стороны конфликта, стимулирующее влияние ценностно-смысловых противоречий на развитие личности человека, систему его ценностей и жизненных смыслов. А это, скорее всего, говорит о наличии негативного* отноше-нияданной группы студенток к процессам, подрывающем согласованность их ценностно-смысловой системы. Что и повышает ценность для, них уверенности в себе как свободы от внутренних сомнений и противоречий.

— Вторая стратегия переживания ценностно-смыслового конфликта была выявлена у девушек, обучающихся по специальности «Иностранный язык — учитель английского языка начальной и основной общеобразовательной школы» и состоит в отрицании самого наличия ценностно-смыслового конфликта. Условно данная стратегия была обозначена как стратегия «недооценки» важности ценностно-смыслового конфликта для развития личности. Основывается данная стратегия на отрицании переживания ценностно-смыслового конфликта. Подобное отрицание по нашим данным повышает доступность для данной группы испытуемых активной, деятельной жизни. Таким образом, данные студентки благодаря отрицанию ценностно-смысловых противоречий получают возможность вести<�разнообразную, активную, деятельную жизнь.

— Корреляционный анализ взаимосвязи между ценностью и доступностью общечеловеческих ценностей (методика УСЦД Е.Б. Фанталовой) и выраженностью индексов смысловых категорий, которые согласно теориипредельных смыслов Д. А. Леонтьева, составляют разные аспекты мировоззрения личности показал, что ценность уверенности в себе в первой-группе испытуемых, девушек-студенток, обучающихся по* специальности «Парикмахерское искусство» отрицательно связана с индексом децентрации, как тенденция соотносить свои помыслы и действияс интересами* других людей. В свою очередь, во второй группе студенток, получающих специальность «Иностранный, язык — учитель английского языка1 начальной и основной общеобразовательной школы» была обнаружена обратная? корреляция между доступностью активной, деятельной жизни и индексом негативности, отражающим тенденцию использовать защитные формы поведения, проявляющиеся в ограничении всякой активности, кроме действий, обусловленных необходимостью1 уйти от каких-то других действий или переживаний.

— Различие в ценностно-смысловой установке, которая имеет важное значение при переживании ценностно-смыслового конфликта, связано с тем, что в первой экспериментальной группе у студенток, демонстрирующих стратегию «переоценки» преодоления ценностного конфликта, присутствует негативная коммуникативная установка, проявляющаяся в склонности делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, но не выражена открытая жестокость и желании вербализовать свою агрессию. Девушки первой группы воздерживаются от открытых высказываний своих негативных оценок и переживаний по поводу большинства окружающих.

— Смысловые установки можно рассматривать как структуру, обладающую возможностью переходить в более стабильные структуры, фиксируясь в более устойчивых образованиях, какими представляются смысловые диспозиции, и в этом аспекте являться, звеном, инициирующим, смысловую динамику профессионального становления.

— Смысловая диспозиция конкретизируется в рамках профессии и приобретает форму профессиональной5 диспозиции, обладающей: рядомхарактеристиксмысловой диспозиций^ Профессиональные диспозиции не: имеют непосредственного выхода в деятельность, они реализуются через порождение смысловых установок, оказывающих регулирующее влияние на деятельность,.отвечают за избирательное гь знания, предпочтения тех или иных профессиональных особенностей. в будущей деятельности.

— В качестве стратегий преодоления ценностно-смысловых барьеров у девушек, в период первичного профессионального самоопределения возникающих в связи с переживаниемценностно-смыслового? конфликта могут быть, использованы-следующие стратегии:.

— стратегия содержательно ориентированная на разделение «Я» и «Мое», через актуализацию «Я» (выбор самоотношения);

— стратегиянаправленная на организациюодновременной представленности сознанию двух или больших отношений (ценностно-смысловой выбор).

— стратегия, направленная? наосознание: факта пересечения жизненных отношений (смысложизненный выбор);

— стратегия, направленная на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными: отношениями (стратегия отношений с окружающим миром).

Практические рекомендации. Данные диссертационного исследования могут быть использованы причтении лекций по психологии, а также при проведении семинарских занятий, посвященных проблеме ценностно-смысловых конфликтов в средних и высших учебных заведениях.

В качестве важных перспектив исследования выступает:

— исследование особенностей переживания ценностно-смысловых конфликтов на разных этапах профессионального самоопределения;

— проблема использования различных стратегий преодоления ценностно-смысловых барьеров связанных с профессиональным самоопределением в профессиональном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) Текст. / И. В. Абакумова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
  2. И.В., Ермаков П. Н., Рудакова И. А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов Текст. / И. В. Абакумова,
  3. П.Н. Ермаков, И. А. Рудакова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 256 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-нова-Славская. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с.
  5. А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. Наука жить Текст. / А. Адлер. Киев, 1997. 420 с.
  6. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология Текст. / А .Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 1999. 520 с.
  7. Анцыферова Л. И: К психологии личности. как развивающейся системы Текст. / Л. И. Анцыферова / Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во «Педагогика», 1981. 24 с.
  8. В.Г. Возрастная психология Текст. / В. Г. Асеев. Иркутск: Изд-во «Наука», 1989. 210 с.
  9. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», ИЦ «Академия» 2002. 416с.
  10. А.Г. Движущие силы и условия развития личности Текст. / А. Г. Асмолов / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 480 с.
  11. Ю.Барвенко'ОіГ. Психологические барьеры в. обучении иностранному языку взрослых Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / О. Г. Барвенко. Ростов-на-Дону, 2004. 161 с.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М., 1986. 169 с.
  13. Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божо-вич. M.: Изд-во «Апрель Пресс», 1995. 370 с.
  14. В.П. Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодежи Текст. /В.П. Бондарев. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 197 с.
  15. .С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. M.: Изд-во «Мысль», 1988. 301 с.
  16. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 9−17.
  17. .С. К Проблеме человекам психологии Текст. / Б.С. Братусь// Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3−19.
  18. F.M., Тульчинский Г. Л. Проблемы сознания и психической целостности личности в трансперсональной психологии Текст. / Г. М. Бревде, Г. Л. Тульчинский // Вестник балтийской педагогической академии. 2001. Вып. 39. С. 5−16.
  19. Букина- A.A. Динамика внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения, в вузе Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / A.A. Букина. Ставрополь, 2005. 158 с.
  20. Е.В. Конфликтология Текст.: учебное пособие / Е. В. Буртовая. М., 2002. 192 с.
  21. А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной, самоактуализации Электронный ресурс. http://www.festu.khv.ru/component/option, comdocman/task./Itemid, 243.
  22. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4. С. 8−15.
  23. В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. / В.К. Ви-люнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 288 с.
  24. В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 190 с.
  25. Внутриличностные конфликты как фактор дестабилизации семейных отношений Электронный ресурс. http://www. uchus. info/catalog/Психология/. .конфл иктыкак. ./view.
  26. Возникновение и преодоление одиночества/Медицина:оп-1те справочник Электронный ресурс. http://wwwhippocrate.narod.ru/v/voznik2iovenie.htm
  27. A.A. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / A.A. Волков. Ростов-на-Дону, 2010. 159 с.
  28. JI.C. Психология развития ребенка Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2004. 512 с.
  29. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. № З.С. 42−46.
  30. С.Ю. Словарь практического психолога Текст. / С. Ю. Головин. 1998. 507 с.
  31. Е.С. К вопросу об интеграции подходов к категории возрастного кризиса развития Текст. / Е. С. Гольдшмидт / Сибирская психологии сегодня: сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С 101 110.
  32. Д.В. Психологические особенности внутриличностного конфликта Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Д. В. Грешнев. Тамбов, 2002. 154с.
  33. Н.В. Психология конфликта Текст. / Н. В. Гришина. СПб: Изд-во «Питер», 2008. 456 с.
  34. C.B. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях Текст.: учебное пособие / C.B. Духновский. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 124 с.
  35. И.Д. Психологические особенности отношения подростков к общественно полевой деятельности Текст. / И. Д. Егорычева / Материалы научно-практической конференции. Нижний Тагил, 1990. С. 51−5.3
  36. О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 336 с.
  37. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков Текст.>/ А. И. Захаров. JL: Изд-во «Медицина», 1982. 448'с.
  38. Э.Ф. Психология профессионального образования Текст.: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 244 с.
  39. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности" Текст.- / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: Изд-во МГУ, 1980. 169 с.
  40. .В. Теории личности в зарубежной психологии Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 345 с.
  41. О.В. Введение в общую теорию конфликта Электронный* ресурс. / О. В. Зеленков. http://www. zelenkov.ucoz.ru/SK75.doc.
  42. В.П. Психологическая педагогика Текст.: материалы к курсу лекций /В.П. Зинченко. Ч. Г. Живое знание. Самара: Изд-во СГПИ, 1998. 216 с.
  43. А.Б. Хрестоматия по конфликтологии Текст. / А.Б. Зин-чина. Харьков: Изд-во XHAFX. 2008. 166 с.
  44. Н.В. Деятельностный подход к феномену психологической защиты Текст. / Н. В. Зоткин // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. Вып.: Актуальные проблемы психологии. № 4. 245 с.
  45. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. /В.А. Иванников. М., 1991. 48 с.
  46. И.В. Экзистенциальный вакуум и внутренняя невесомость как составные части кризисного состояния человека Текст. / И. В. Калинин // Мир психологии. 2003. № 4. С. 168−182.
  47. В.Н. Психология: введение в профессию Текст. / В. Н. Карандашев. М: Изд-во «Смысл», 2000. 228 с.
  48. A.C. Конфликтология Текст. / A.C. Кармин / Под, ред. A.C. Кармина. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. С. 140−141.
  49. В.Е. Предмет современной психологии: человеко-образование и-психологическое обеспечение смысловоЙ! педагогики Текст. / В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие ребенка: 1995. № 3L4'. С. 23−28.
  50. Г. Ковалева’Е.М: Методологические проблемы психологии, Электронный ресурс. / Е.М. Ковалева-. http://www. bibliofond. ra/view.aspx?id=101 702. i
  51. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке Текст. / Л. А. Коростылева / Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова, Л! А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПб-ун-та-, 1997. 48 с.
  52. Г. С. Принцип развития в психологии Текст. / Г. С. Костюк / Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Изд-во «Наука», 1969. 152 с.
  53. И.А. Социально-психологические механизмы внутренних конфликтов личности Текст. / И. А. Красильников // Психология. Педагогика. 2009. № 2 (6). 32 с.
  54. Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Л. Ю. Крутелева. Ростов-на-Дону, 2005. 23 с.
  55. Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления* студентов вуза Текст.: Дисс. канд. психол. наук / Л. Б. Кузнецова. Белгород, 2005. 185 с.
  56. О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/О.В. Кузьменкова. М., 1997. 21 с.
  57. A.B. в адаптации Калина Н.Ф. Диагностика самоактуалиа-ции (С AMO АЛ) Электронный ресурс., http ://www.testoteka.narod: ru/lichn/1 /3 3 .html
  58. A.B. Влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов Текст. / A.B. Лебеденко. М., 2002. 672 с.
  59. К. Разрешение социальных конфликтов Текст. / К. Левин / Пер. с англ. И. Ю. Авидон. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 408 с.
  60. Леонтьев" А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. С. 221.
  61. А.Н. Философия психологии: из научного наследия Текст./ А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.
  62. А.Н. проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 2000. 675 с.
  63. Д.А. Психология смысла Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1999. 40 с.
  64. Д.А. Третье дополненное издание Психология смысла.
  65. Природа, структура и динамика смысловой реальности Текст. / ДіА. Леонтьев. М.: Изд-во «Смысл», 1999. 487с.
  66. Леонтьев Д-А. Тест смысложизненных ориентаций- Электронный ре-СУР°.-http://www. .р8у1аЬ:іпґо/Тест^смьісложизненньіХ?ориентациЙ5
  67. F.F. Конфликтология Текст.: учебный курс: (учебно-методический комплекс) / 1 '.Г. Лигинчук. М., 2005. 178 с.
  68. ЛуриятА.Р: Мозг человека и психические процессы Текст. / А.Р. Лу-рия. М.: Институт философии АН СССР, 19 621 88 с.75: Маслоу А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. 3-е изд. М.: Изд-во «Питер», 2008. 352 с.
  69. Мерлин- B.C. Личность и общество Текст. / B.C. Мерлин. Пермь, 1990. 110 с.
  70. B.C. Развитие личности в психологическом конфликте Текст. / В. С1 Мерлин / Мерлин B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. 367 с.
  71. Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст.: Автореф. дисс. д-ра психол. наук / Л. М. Митина. М., 1995. 178 с.
  72. И.С., Будич Н. Ю. Личностное самоопределение в период взрослости Электронный ресурс. http://www. hpsy.ru/public/x2466.htm
  73. Мэй Р. Смысл тревоги Текст. / Р. Мэй / Перевод М. И. Завалова и А. Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
  74. В.Н. Личность и неврозы Текст. / В. Н: Мясищев. М., 1960.423 с.
  75. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учебное пособие / А. Д. Наследов. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 558 с.
  76. . A.B. Личность. Деятельность. Коллектив Текст.: / A.B. Петровский. М: Изд-во «Просвещение"^!9821 284 с.
  77. И.С. Сущность конфликта и конфликтности как нравственного качества личности Электронный ресурс. / И: С. Почскаева // Электронный? научный журнал' «Исследовано? в России». 2007. http://zhurnal.ape.relarn.rU/articles/2007/l 55 .pdf.
  78. Рамзина ЮЖ,. ЛяшевагЖ. М! Внутриличностные конфликты как фактор дестабилизации семейных отношений Текст.: / Ю. В. Рамзина, Ж. М. Ляшева. Тамбов: Типография Института социологии и культурологи- 2005. 35с.
  79. С.Л. 11роблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М-: Изд-во «Педагогика», 1973. 424 с.
  80. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л. Рубинштейн- СПб: Изд-во «Питер», 2000. 712 с.
  81. Н.Р. Профессиональный выбор и. реализуемость личностных ценностей в юности Текст. /Н.Р. Салихова. Новосибирск, 2005. 95 с.
  82. Н.Р. Барьерностьтреализуемость смысла, личностных ценностей как преодоления неопределенности в построении образа мира Текст. /
  83. H.Р. Салихова / Человек в условиях неопределенности. Материалы всероссийской конференции. Новосибирск, 2006. С. 180−184.
  84. Салихова I I.P. Соотношение барьерности-реализуемости личностных ценностей и защитных механизмов личности Текст.-/ Н. Р: Салихова-// Известиям Тульского1 государственного: университета: 2006:. Сериям «Психология». Вып. 7. С. 163−182:
  85. Салихова Н-Р: Реализуемостьличностныхценностейвусловиях жизненного кризиса Текст. / Н. Р. Салихова // Психологический-журнал. 2009: № 1. т. озо. с. 44−51.
  86. Е.М. Особенности проявления внутриличностного противоречия в супружеской паре Текст. / Е. М: Соломатина- // Журнал прикладной психологии- 2006. № 6. С. 57−66.
  87. В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Издво МГУ, 1983.
  88. JI.Д. Основы психологии Текст.: практикум / Л.Д. Сто-ляренко. 7е издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006. 704 с.
  89. Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка) Текст. / Е. В. Субботский. М., 1978.259 с.
  90. А.Н., Бодалев A.A. Основы социально-психологической теории Текст. / А. Н. Сухов, A.A. Бодалев / Иод ред. A.A. Бодалева, А. Н. Сухова. Mi, 19 951 315 с.
  91. Трутников ДТО. Конфликтология Текст.: учебник / Д. Ю: Трутников. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. 31 с.
  92. Фельдштейн-Д.И: Психологические особенности* развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 46−54.
  93. В.Н. Проблема внутриличностных конфликтов в, современном обществе Текст. / В. Н. Филипович. Пятигорск: Типография ПГЛУ, 2009. 104 с.
  94. В. Человек в поисках смысла Текст.: сборник / Пер. с англ. инем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М.: Изд-во «Прогресс», 1990. 368 с.
  95. Фрейд 3. Я и Оно Текст. / 3. Фрейд. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс" — «Фолио», 1999. 1040с.
  96. Э. Душа человека Текст. / Э. Фромм. М.: Изд-во «Республика», 1992. С. 206−209.
  97. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ Текст. / К. Хорни. М: Изд-во «Прогресс», 1993. 480 с.
  98. ШакуровР.Х. Психология, преодоления: контуры новой научной теории Текст. / Р. Х. Шакуров // Извести Российской академии (образования. 1999. № 1.С. 77−88.
  99. ШланинаВ.И. Вся «Гамма»: конфликты, кризисы, переоценка ценностей) Текст. ?/ В. И. Шланина // Соционика, ментология и психология личности. 2004. № 4. С. 37−45.
  100. Л.А. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога Текст. / Л. А. Шнейдер // Школьный, психолог. 2009. № 18. С. 16.
  101. В.В. Проблема внутриличностного ценностного конфликта в современной психологии Текст. /В.В. Шпунтова / Научные чтения в Самарском филиале Университета РАО: сборник научных трудов. Вып. 2−3. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2002. 359 с.
  102. В.В. Тенденции изменения структуры личности в условиях ценностной неопределенности Текст. / В. В. Шпунтова / Научные чтения в Самарском филиале Университета РАО: сборник научных трудов: в 3-х чч. 4.1. Вып. 5. М.: Изд-во УРАО, 2003.131 с.
  103. Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000. 416 с.
  104. Юнг К. Психологические типы Текст. / К. Юнг / Под ред. В. Зеленского. СПб.: Азбука, 2001.538 с.
  105. Ф.И. Деятельностно-компетентностный'подход к практико-ориентированному образованию^Текст. / Ф. И. Ялалов // Высшее образование в России: 2008. №"1. С. 87−93.
  106. М.Г. Психология Текст.: словарь / М. Г. Ярошевский / Под общ. ред. А. В: Петровского, MX. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990: 512 с.
  107. М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Текст. / М. Г. Ярошевский. М., 1996. 416 с.
  108. Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации Текст. / Е. Ф. Ященко. М.: Изд-во «Фолиум», 2006: 454 с.
  109. Amason A. Distinctive effects of nmctional and dysfimctional conflicts on strategie decisions Текст. / A. Amason // Paradox for top management. Commands the Decision of Academy of management Journal. 1996. 39. P. 123-Г48.
  110. Bauer T., Berrin E. Orqanizational Behavior Текст. / T. Bauer, E. Berrin// Fiat World Knowledge. 2009. P. 515.
  111. Dale S. Internet the second nature Текст. / S. Dale // Fast Company. 2001. P. 48. P. 129.
  112. Hilton В. Organizationalclimate Текст. / В. Hilton // Wordpress. 2010.1. P.28 133 .Introduction to Organizational Behavior Электронный ресурс. http://www.icmrindia.org/courseware/Organizational%20Behavior/OB-DS13.htm
  113. McNamara С. The Field management to leadership and supervision in business Текст. / С. McNamara // Authenticity Consulting. LLC. 2010. P. 262.
Заполнить форму текущей работой