Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Распространенным вариантом непосредственной активности ребенка в ситуации фрустрации потребности является манипуляция. Этот вид реакции встречается у детей из обеих выделенных нами групп родительского отношения. И потакающие, и требовательные родители не различают большую часть детских манипуляций, что говорит о действенности детской манипуляции в детско-родительском взаимодействии. Наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия
    • 1. 1. Социальная ситуация развития дошкольника
    • 1. 2. Стили семейного воспитания- требования и запреты
    • 1. 3. Поведение дошкольника в ситуациях требований и запретов
  • Глава II. Особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных российских семьях
  • Глава III. Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета

Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена изучению отношения детей старшего дошкольного возраста и их родителями к ситуациям родительских требований и запретов. Специфика работы состоит в том, что исследовалась взаимосвязь между особенностями родительского отношения и реакциями ребенка старшего дошкольного возраста на родительские требования и запреты. В рамках указанной проблемы исследовались манипулятивные тенденции в детско-родительском взаимодействии.

Актуальность исследования.

Одной из тревожных тенденций в современном обществе является возрастающее отчуждение родителей и детей. В отсутствие положительного взаимодействия с родителями дети не воспринимают образцы поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Негативный опыт общения с родителями чреват формированием у детей пренебрежительного отношения к старшему поколению, уходом от принятых в обществе культурных форм поведения, отказом от общественных традиций, а также трудностями социальной адаптации ребенка.

Во многом причины названных тенденций связаны с изменением ритма жизни, в которой у родителей практически не остается времени для совместного проведения досуга с детьми: семейных обедов, вечерних бесед, общих игр, чтения детских книг, просмотра детских развлекательных и обучающих телепередач и др. Во взаимодействии взрослого с ребенком теряется важная и традиционная линия передачи общественно выработанных социальных норм. В связи с этим исследования, посвященные проблемам взаимодействия родителей и детей, сохраняют свою актуальность.

В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:

— выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на психическое развитие ребенка (Болдуин А., 2000; Боумринд Д., 1991; Варга АЛ., 1988; Столин В. В., 1988; Эйдемиллер Э. Г, 1999 и др.);

— изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют удовлетворению их потребностей (Адлер А., 1964; Бандура А., 2000; Левин К., 2001).

Несмотря на то, что результаты исследований первого направления убедительно свидетельствуют о зависимости психического развития ребенка от отношения к нему родителей, данные об особенностях детской активности в ситуациях требований и запретов со стороны родителей с различными стилями воспитания отсутствуют, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Дошкольный возраст характеризуется как возраст, в котором происходит «утеря непосредственности», возраст интенсивного освоения детьми культурных норм, различных культурно-опосредствованных способов деятельности и поведения (Выготский JI.C., 1984; Леонтьев А. Н., 1983; Эль-конин Д.Б., 2004), которые становятся своеобразной системой мер, эталонов, ценностей (Запорожец А.В., 1986). Вместе с тем регуляция деятельности и поведения культурно-выработанными нормами, правилами и требованиями зависит не только от того, знает ли их ребенок, но и от того, как ребенок к ним относится (Запорожец А.В., 1986; Леонтьев А. Н., 1983; Смирнова Е. О., 1998; Субботский Е. В., 1983 и др.).

Мы полагаем, что регуляция поведения ребенка культурными требованиями зависит не только от того, какой личностный смысл они приобретают для него, но и от того, относится ли он к ним как к правилу, которому необходимо следовать в различных ситуациях, или как к единичному требованию родителей, следование которому не обязательно, и зависит от особенностей их межличностных отношений. Поэтому в зависимости от отношения детей к родительским требованиям и запретам, они могут либо следовать им, либо игнорировать их, либо пытаться манипулировать родителями с тем, чтобы избежать следования установленным правилам.

Вышеприведенные обстоятельства предопределили актуальность, цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — выявление связи между родительскими представлениями об отношении детей дошкольного возраста к требованиям и запретам и формами поведения детей в ситуации фрустрации их потребности.

Объект исследования — психологические особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Предмет исследования — влияние особенностей детско-родительского взаимодействия на отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

1. Отношение детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам зависит от представлений родителей о том, как эти нормы необходимо задавать детям.

2. В семьях, где родители требуют строгого следования правилам и нормам поведения, в ситуациях фрустрации потребности дети чаще подчиняются установленным правилам, чем дошкольники из семей, где нормы и правила поведения не носят характера обязательных.

3. Отношение детей к требованиям и запретам родителей как к не имеющим общепринятый обязательный характер усиливает манипуля-тивные тенденции в поведении дошкольников.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ реакций ребенка на родительские требования и запреты.

3. Проанализировать специфику манипулятивных способов детского поведения в ситуациях родительского требования и запрета.

4. Провести сопоставление детских реакций с предположениями родителей о способах поведения их детей.

Методологические основы исследования.

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция психического развития JI.C. Выготского.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

В работе охарактеризованы типичные способы реагирования детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов. Выявлены и теоретически обоснованы варианты поведения детей с «культурной» и «непосредственной» активностью, их связи с особенностями родительского отношения. Дана психологическая характеристика «потакающего» и «требовательного» родительского отношения при предъявлении детям требований и запретов. В исследовании впервые «использование внутрисемейных разногласий» ребенком рассматривается в качестве отдельного типа детской манипуляции.

Полученные данные дополняют представления об особенностях детско-родительского взаимодействия, акцентируя внимание на специфике взаимоотношений мать — ребенок. Проведенное исследование расширяет представления о роли семейного контекста в содержательных особенностях мо-тивационной сферы, характеристиках манипулятивных тенденций в дет-ско-родительском взаимодействии.

Практическое значение работы.

Разработан диагностический инструментарий, позволяющий выявлять родительские представления о поведении детей в ситуации родительского требования и запрета, типичные способы поведения детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительского требования и запрета, а также способность родителей распознавать манипулятивные способы детского поведения.

Результаты психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей старшего дошкольного возраста. Использованный набор методических средств можно рекомендовать психологам-консультантам для выявления проблем, связанных с условиями воспитания дошкольников. Целесообразно применение результатов данного исследования в работе психологов детских дошкольных учреждений для решения задач первичного психологического обследованиярезультаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, усовершенствовании и повышении квалификации работников учреждений образования.

Экспериментальная база исследования.

В качестве экспериментальной группы выступили 122 человека: 61 ребенок старшего дошкольного возраста (31 девочка и 30 мальчиков), посещающих детские дошкольные образовательные учреждения Департамента образования г. Москвы №№ 623, 1927, 1768 и 61 родитель (мамы). Средний возраст испытуемых-детей составил 5,8 ± 0,5 лет, взрослых — 32,2 ± 4 года.

В качестве методов исследования применялись: метод теоретического анализа, опросники (тест-опросник, А .Я. Варги и В. В. Столина «ОРО», авторские анкета и опросник для родителей), проективные методики (модификация методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга — детский вариант) и методы статистического анализа.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась большой представительностью выборки испытуемых, обширностью эмпирического материала, тщательностью его качественного и количественного анализа с использованием методов математической статистики.

Апробация работы и внедрение результатов.

Работа прошла апробацию на конференции кафедры дошкольной психологии и педагогики Московского городского психолого-педагогического университета в 2006 г.

Результаты проведенного исследования используются в лекционных курсах: «Вопросы семейного воспитания», «Введение в дошкольную практическую психологию» на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета. Результаты диссертационного исследования отражены в пяти печатных работах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных семьях проявляется в чрезмерной опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители заботятся об успешной социализации ребенка, уделяют больше внимания внешнему благополучию в ущерб совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий.

2. Поведение детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов зависит от представлений родителей о необходимости и обязательности соблюдения норм и правил поведения.

3. Манипулятивные тенденции в детском поведении зависят от занимаемой родителями позиции. В семьях с «потакающим» родительским отношением дети старшего дошкольного возраста чаще используют манипуляции, чем дети «требовательных родителей».

4. Родители имеют неточные представления о способах поведения их детей в ситуациях требования и запрета: «требовательные родители» недооценивают, а «потакающие родители» — переоценивают ориентированность своих детей на соблюдение норм и правил поведения.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа изложена на 116 страницах текста и состоит из введения, 3 глав («Социальная ситуация развития дошкольника и модели семейного взаимодействия», «Особенности родительского отношения к дошкольникам в современных российских семьях», «Экспериментальное изучение особенностей отношения детей старшего дошкольного возраста к ситуациям родительского требования и запрета»), заключения, выводов, списка использованной литературы (всего 182 наименования, в том числе 49 иностранных), 4 приложений. Работа проиллюстрирована 25 рисунками, содержит 11 таблиц.

выводы.

1. Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных московских семьях проявляются в чрезмерной опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители дошкольников склонны занижать их потенциальные возможности и авторитарно ограничивать самостоятельность своих детей. В совместной деятельности родители берут инициативу в свои руки, воспринимают своих детей младше, чем они есть, не прогнозируют больших учебных и жизненных достижений дошкольников.

Родители, придерживающиеся социально-желательного способа взаимодействия с детьми, чаще жестко задают нормы поведения, заботятся об успешной социализации ребенка, уделяют больше внимания внешнему благополучию в ущерб совместной деятельности с ребенком и совместному эмоциональному проживанию событий.

2. Поведение детей старшего дошкольного возраста в ситуациях родительских требований и запретов зависит от представлений родителей о необходимости и обязательности соблюдения норм и правил поведения.

В подавляющем числе ситуаций препятствия удовлетворению потребности, дети родителей, лояльных в обучении дошкольников культурным правилам поведения, ориентированы на игнорирование культурных норм в пользу исполнения своего непосредственного желания. В таких семьях родители непоследовательно и непостоянно предъявляют требования, не контролируют следование детей заданным нормам и правилам поведения, переоценивают ориентированность своих детей на культурные нормы. Дошкольников этой группы отличает стремление к компромиссному решению конфликтов со взрослыми. Однако, для преодоления родительского запрета, дети часто используют манипулятивные приемы.

При фрустрации потребности, дети последовательных, нормативных и контролирующих поведение дошкольников родителей в подавляющем большинстве случаев ориентированы на соблюдение культурных норм и установленных родителями правил. В таких семьях взрослым свойственно в общении с детьми руководствоваться преимущественно представлениями о должном поведении ребенка, ориентироваться на социальную адаптивность дошкольника в будущем. Тем не менее, они недооценивают ориентированность своих детей на культурные нормы. Взрослые этой группы с большим успехом предсказывают поступки своих детей, лучше представляют себе детское поведение в случаях фрустрации детской потребности. Для поведения дошкольников из этих семей в конфликтной ситуации со взрослым характерны агрессивные протестные реакции.

3. У старшего дошкольника уже есть возможности для контроля и соотнесения собственных желаний с культурными нормами, но (на примере анализа детских высказываний и их распределения по группам с разными родительским отношением) становится очевидно, что степень развитости навыков самостоятельного контроля над своим поведением находится во взаимосвязи с особенностями предъявления культурных требований родителями.

Родители видят своих детей психологически более зрелыми, чем в действительности. В глазах родителей старший дошкольник — уже довольно взрослый ребенок, поэтому им представляется, что дети хорошо ориентируются в общекультурных нормах и ведут себя сообразно установленным правилам. Однако, дошкольникам, в меньшей степени, чем это кажется родителям, свойственно соотносить свое поведение с общекультурными нормами и организовывать его на этом основании. Требовательные родители недооценивают ориентированность своих детей на культурные нормы. Взрослые этой группы с большим успехом предсказывают поступки своих детей, лучше представляют себе детское поведение в случаях фрустрации детской потребности. Потакающие родители переоценивают ориентированность своих детей на культурные нормы.

4. Распространенным вариантом непосредственной активности ребенка в ситуации фрустрации потребности является манипуляция. Этот вид реакции встречается у детей из обеих выделенных нами групп родительского отношения. И потакающие, и требовательные родители не различают большую часть детских манипуляций, что говорит о действенности детской манипуляции в детско-родительском взаимодействии. Наиболее эффективными способами управления поведением родителей являются манипуляции по типу «Слабость» и «Использование внутрисемейных разногласий». Манипулятивные тенденции в детском поведении зависят от занимаемой родителями позиции. В семьях с потакающим родительским отношением дети старшего дошкольного возраста в два раза чаще используют манипуляции, чем дети требовательных родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Использование специально разработанной анкеты для родителей, с одной стороны, и ряда модифицированных методических приемов для детей старшего дошкольного возраста, с другой, дало возможность проследить взаимосвязь между особенностями родительского отношения и пониманием дошкольниками родительских требований и запретов. Такой подход позволил охарактеризовать наиболее часто используемые способы воздействия родителей на детей и детей — на родителей. Удалось экспериментально подтвердить теоретические представления А. Адлера и Э. Шострома о том, что детские манипуляции являются результатом определенных родительских воздействий. Манипулятивные тенденции в детском поведении значительно чаще возникают при потакающем родительском отношении, характеризующемся непоследовательностью и избыточной эмоциональностью. Выявлено несколько вариантов понимания детьми старшего дошкольного возраста родительских требований и запретов: Одним из вариантов служат высказывания детей, названные нами «непосредственной активностью», направленные на удовлетворение желания ребенка вопреки установленным правилам поведения. Вторым вариантом служат высказывания, названные нами «культурной активностью», свидетельствующие об усвоении правил поведения.

Специфика родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста в современных московских семьях проявляется в чрезмерной опеке, симбиотическом отношении и инфантилизации детей. Родители дошкольников склонны занижать их потенциальные возможности и авторитарно ограничивать самостоятельность своих детей. В совместной деятельности родители берут инициативу в свои руки, воспринимают своих детей младше, чем они есть, не прогнозируют больших учебных и жизненных достижений дошкольников.

Полученные в исследовании данные мы связываем с особенностями воспитания дошкольника в современном российском мегаполисе (г. Москве), с высоким уровнем преступности и слабо организованной детской инфраструктурой — родителям представляется опасным отпускать ребенка от себя, дошкольник в глазах родителей еще слишком мал для самостоятельной активности. Большинство обследованных семей являются нуклеарными, и для каждой из них в определенной степени характерен детоцентризм.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Дону: Феникс, 1998. — 448 с.
  2. А. О нервическом характере. М.: ACT, 1997. — 385 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995.-286 с.
  4. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 2004. — 208 с.
  5. Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.
  6. М. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи. // Отец в современной семье. -Вильнюс: ИФСиП АНЛитССР, 1988. С. 26−33.
  7. Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии. 2002. № 5. — С. 144−153.
  8. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б.Красовского. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -512 с.
  9. К., Варга А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2005. — 496 с.
  10. Э. Что вы говорите после того, как сказали «привет» или психология человеческой судьбы. М.: Рипол Классик, 2004. — 416 с.
  11. М.Р. Социальная психология. М.:Дело, 1999. — с. 170.
  12. Бодалев А. А, Столин В. В. Семья в психологической консультации. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  13. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии" — НПО МОДЭК, 1995.-352 с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1963. 464 с.
  15. Большой психологический словарь / Сост. И общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  16. Большой толковый психологический словарь. В 2 Т. Пер. с англ. / Ребер Артур. М.: Издательство ACT- Издательство «Вече», 2003. — 1052 с.
  17. Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
  18. Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии СПб.: Питер, 2001. 352 с.
  19. Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  20. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: МГУ, 1990. 136 с.
  21. И.Е. Концептуальные основы взаимодействия взрослого и ребенка // Проблема взаимодействия в исследованиях философов, психологов, педагогов. Брест: БрГУ. — 1997. — С. 79−83.
  22. А.Я. Типы и структура родительского отношения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1987. — 24 с.
  23. А.Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
  24. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология-1985.-№ 4.-С. 32−38.
  25. А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1986. № 4.-С. 22−31.
  26. А.Я., Столин В. В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988. — 128 с.
  27. A.JI. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. — 184 с.
  28. A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии 2001. № 3. — с. 17−26.
  29. JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. -336 с.
  30. К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Класс, 1998.-208 с.
  31. К., Бамберри В. Танцы с семьей. М.: Класс, 1997. 172 с.
  32. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс. — 2000. — 1006 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  34. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001. -240 е.: с ил.
  35. P.P. Техника и практика психоанализа. М.: Когито-Центр, 2003. — 478 с.
  36. .Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи. М.: Коги-то-Центр, 2004. — 416 с.
  37. Р., Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М.: Класс, 1997. — 288 с.
  38. М. Брак и любовь. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. -192 с.
  39. Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 672 с.
  40. E.JI. Механизмы психологической защиты от манипуля-тивного воздействия. М.: Mill У, 1994. — 357 с.
  41. И.В., Фадеева З. Г., Губарева Т. Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998, № 2. — с. 111−122.
  42. М.С., Зырянова Н. М., Немзер JI.A., Пьянкова С. Д., Сахарова Е. А., Чертков Ю. Д. Из жизни людей дошкольного возраста. -М.: Алетейя, 2001.-240 с.
  43. А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  44. А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.- 176 с.
  45. А.И. Неврозы у детей и подростков. JL: Медицина, 1988. -248 с.
  46. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-216 с.
  47. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 460 с.
  48. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2006. — 320 с.
  49. О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 2002.
  50. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Издательство Московского университета, 1096. — 142 с.
  51. Г., Тибо Дж. Межличностные отношения: Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. -М.: МГУ, 1984.-с. 127−137.
  52. С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  53. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003−336 с
  54. Е.Н. Детские капризы. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 176 с.
  55. К. Основы психического развития // Гештальт-психология. -М.: ACT, 1998.-с. 279−657.
  56. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002 — 992 с.
  57. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 430 с.
  58. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
  59. А.П. О сущности и причинах детского упрямства: Канд. дис. -М., 1953.- 180 с.
  60. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М.: Педагогика, 1990.-272 с.
  61. К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл, 2001.-572 с.
  62. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. -Т.2. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1983. — с. 94−232.
  63. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. унта, 1971.-572 с.
  64. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. Тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — С. 4253.
  65. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996. — 430 с.
  66. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Издательство «Штиинца», 1983. — 112 с.
  67. Е.А. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. — 120 с.
  68. И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося по-лоролевого поведения ребенка. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-Л., 1987.
  69. И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002.- 150 с.
  70. Матейчек 3. Родители и дети. М. Просвещение, 1992. — 320 с.
  71. Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис.-М., 1945.- 150 с.
  72. Мир детства. Дошкольник. // Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1979. — 416 с.
  73. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  74. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -456 с.
  75. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. — 426 с.
  76. И.М. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Институт практической психологии, 1995. 365 с.
  77. Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 224 с.
  78. Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. Киев: Издательство «Лыбидь» при Киевском университете, 1990. — 192 с.
  79. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ГУ, 1979. — 151 с.
  80. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
  81. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -М.: Институт Психотерапии, 2003. 319 с.
  82. Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  83. Основы психодиагностики / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М.: МГУ, 1987.-304 с.
  84. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С. 15−26.
  85. . Избранные психологические труды. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  86. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  87. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.- Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  88. Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. / Под ред Я. З. Неверович М., 1956
  89. Психология семьи: Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Рай-городский. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2002. -752 с.
  90. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. -269 с.
  91. Ребенок и семья / Ред-сост.: Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом Бахрам-М, 2002. — 735 с.
  92. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер. -2002. -512 с.
  93. Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 67−81.
  94. В. Вы и Ваша семья. Руководство к личностному росту / Пер. с англ. М.: Апрель-пресс, изд-во ЭКСМО, 2002. — 320 с.
  95. В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. — 288 с.
  96. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  97. Е. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.-350 с.
  98. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э. Г. Эйдемиллера. -СПб.: Питер, 2002. 368 с.
  99. Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть / Пер. с англ. -М.: Класс, 1995.-272 с.
  100. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопросы психологии. 1991. № 2. — с. 37−49.
  101. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачу к Л.Ф., Морозов С.М.- Отв. Ред. Крымский С. Б. Киев: Наук, думка, 1989.-200 с.
  102. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
  103. Е.О. Детская психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-368 с.
  104. Е.О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1997. -342 с.
  105. Е.О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения. // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 3−14
  106. А.С. Как быть родителем. М.: Педагогика, 1986. -160 с.
  107. Ю8.Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 34−46.
  108. В.В. Некоторые принципы психологического консультирования. // Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Гродно. М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, 1981. — С. 58−65.
  109. Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1978. — № 3. — С. 13−25.
  110. Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.29−38
  111. Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.116 -129.
  112. Р., Тайсон Ф., Психоаналитические теории развития: Пер. с англ. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  113. А. И. Тест С. Розенцвейга. Методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. — 36с.
  114. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.-352 с.
  115. Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
  116. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Азбука-классика, 2006. — 256 с.
  117. Фрейд 3. О психоанализе. Лекции. М.: Харвест, 2003. — 456 с.
  118. К.С., Линдсдей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. -720 с.
  119. А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал.-2002.-№ 1.-С. 93−119.
  120. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  121. В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 448 с.
  122. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999. — 270с.
  123. А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2001. — 208 с.
  124. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. -М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 512 с.
  125. Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Апрель-Пресс, 2004. — 192 с.
  126. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Издательство «Питер». 1999- 656 с.
  127. М. Привязанности: порог младенчества // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ, совр. зап. ученых. Пер. с англ. / Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 1994. -266 с.
  128. Д.Б. Детская психология. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
  129. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  130. Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина М., 1965. — С. 293
  131. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад. — 2000. — 416 с.
  132. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  133. Adler A. Superiority and social interest: A collection of later writings. H.L. & R.R. Ansvacher (Eds.). Evanston, IL: Northwestern University Press, 1964
  134. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H.L. & R.R. Ansbacher (Eds). New York: Basic Books, 1956
  135. Ainsworth M. D. S. Attachment beyond infancy // Amer. Psychol. 1989. N44. P. 709 — 716
  136. Ainsworth M. D. The development of infant-mother interaction among the Ganda. — In: В. M. Foss (Ed.) Determinants of infant behavior.— L: Methuen, N. Y.: Wiley, 1963, v. 11, p. 67—104.
  137. Albert Ellis «New Approaches to Psychotherapy», Journal of Clinical Psychology, Monograph Supplement, 1995, p. 152.
  138. Baldwin, J.M. Mental development in the child and the race: Methods and processes. New York: Macmillan, 1906
  139. Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1971
  140. Baumrind D. A developmental perspective on adolescent risktaking in contemporary America. New Directions for Child Development, 37, 93 125,1987
  141. Baumrind D. Early socialization and the discipline controversy. Morris-town, NJ: General Learning Press, 1975
  142. Baumrind D. New directions in socialization research. American Psychologist, 35, 639−650, 1980
  143. Baumrind D. The influence of parenting style in adolescent competence and substance use. Journal of early adolescence, 11(1), 56−95, 1991
  144. Beal C.R. Reparing the message: Children’s monitoring and revision skills. Child development, 58, 401−408,1987
  145. Becker W.C. Consequences of different kinds of parental discipline/ in M.L. Hoffman (Ed.), Review of child developmental research (Vol. 1). New York: Russel Sage Foundation, 1964
  146. Bell B.D. Life satisfaction and occupational retirement: Beyond the impact years. International journal of aging and human development, 9(1), 31−49, 1978
  147. Belsky J., Gilstrap В., Rovine M. Stability and change mother-infant and father-infant interaction in a family setting: l-to-3-to-9 months.— Child Devel., 1983, v. 54, p. 93—108
  148. Benjamin L.S. Structiral analysis of social behaviour // Psychological review, 1978, v. 81
  149. Betsky J. Mother-father-infant interaction. — Devel. Psychol., 1979, v. 15, p. 601—607
  150. Bowen, M. Family system in clinical practice. New York: Aronson, 1978
  151. Bowen, M. Family system theory and society. In I.P. Lorio & L. McClenathan (Eds.), Georgetown family symposia: Volume II (19 731 974)
  152. Bowlby J. Attachment and loss: Vol. 1. Attachment. New York: Basic books, 1982
  153. Bowlby J. Attachment and loss: Vol. 2. Separation. New York: Basic books, 1973
  154. Bowlby J. Attachment and loss: Vol. 3. Loss, sadness and depression. New York: Basic books, 1980
  155. Brody, S. The concepts of attachment and bonding. Amer. Psychoanal. Assn., 29: 815−829. 1981
  156. Brody, S., and Axelrad, S. Mothers, fathers, and children: Explorations in the formation of character in the first seven years. New York: Int. Univ. Press. 1978
  157. Brody E.M. Patent care as a normative family stress. Donald P. Kentth •
  158. Memorial Lecture, presented at the 37 annual scientific meeting of the Gerontological society of America, San Antonio, Texas, 1985
  159. Brody, E.M. Aging and family personality: A developmental view. Family Process, 1974, 13, 23−38
  160. A. D. В., Clarke A. M. Early advances in research of early deprivation. Child Psychol. Psichiat., 1960, v. 1, p. 26—36
  161. Daniel V. Papiro Bowen Family System Theory. Allyn and Bacon, 1990
  162. Dreikurs R. Fundamentals of Adlerian psychology. New York: Green-berg, 1950
  163. Dreikurs R. Psychodynamics, psychotherapy, and counseling, New York: Greenberg, 1973
  164. Freud A., Dann S. An experiment in group upbringing.— Psychoanal. Study Child, 1951, v. 6, p. 127—168
  165. Goulding, Robert, and Mary Goulding: «Injunctions, Decisions and Re-decisions», Transactional Analysis Journal, 6, 1, 1976, 41−8
  166. Harlow F. H. The maternal affection system. — In: В. M. Foss (ed.) Determinants of infant behavior. L.: Methuen, N. Y.: Wiley, 1963, v. 11, p. 3—29
  167. Hill R. Family development in the generations. Cambridge, MA: Schenkman. 1970
  168. Kohlberg L. Essays on moral development: Vol.1. The philosophy of moral development. New York: Harper & Row, 1981
  169. Kohlberg L. Essays on moral development: Vol.2. The psychology of moral development. New York: Harper & Row, 1984
  170. Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969
  171. Lewin K. Environmental forces in child behavior and development || Murchison C. (ed.) Handbook of child psychology. Worcester, Mass.: Clark University Press, 1931. 94−127 pp.
  172. Lytton H. Parent-child interaction: The socialization process observed in twin and singleton families. —N. Y.: Plenum Press, 1980. — 364 p
  173. E.E. & Martin J.A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction, In P.H. Mussen (ed.), Handbook of child psychology: Vol. 4. Socialization, personality, and social development. New York: Wiley, 1983
  174. Maccoby E.E. Parent-child interaction. Paper presented at the biennial meeting of the Society for Research in Child Development. 1979
  175. Maccoby E.E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. New York: Harcourt Brace Jovanovich. — 1980
  176. Maccoby E.E. Socialization and developmental change. Child Development, 55,317−328, 1984
  177. Pearls F. Ego, hunger and aggression, London: George Allen and Unwin, 1947, p. 108, 178
  178. Rosenzveig S., An outline of frustration theory, в кн.: Personality and the behavior disorders, v. 1, N. Y., 1946
  179. Rosenzveig S., Frustration and aggression. New Haven-L., 1949
  180. Rutter M. Parent-child separation: Psychological effects on the children. In: A. D. B. Clarke, A. M. Clarke (eds.) Early experience: Myth and evidence. L.: Open Books, 1976, p. 153—187
  181. Schaffer H. R., Emerson P. E. The development of social attachments in infancy. — Monogr. Soc Res. Child Dev., v. 29, p. 1—77
  182. Stierlin H. Psychoanalysis and family therapy. New York: Aronson, 1977
Заполнить форму текущей работой