Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С ростом субъектности взаимовлияние субъектности и отношений усиливается, тогда как с возрастом оно существенно ослабевает. Вероятно, по мере взросления отношения перестают выступать необходимым основанием для развития субъектности, в то же время влияние субъектности на отношения по мере ее роста повышается. Обращает на себя внимание специфика взаимосвязи субъектности с отношением к себе… Читать ещё >

Содержание

  • глава 1. субъектность, отношения и защитно-совладающее поведение как объекты научного анализа
    • 1. 1. Категория «субъект»: характеристики и теоретическая модель субъектности. специфика субъектности подростков
    • 1. 2. Отношения как составляющие личности. Особенности отношений в подростковом возрасте
    • 1. 3. Защитно-совладающее поведение в связи с субъектностью у подростков
  • глава 2. организация и методы исследования
    • 2. 1. Общая организация и эмпирическая база исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Математические методы обработки эмпирических данных
  • глава 3. особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности
    • 3. 1. уровневые и структурные характеристики субъектности в общей группе, половых и микровозрастных подгруппах
    • 3. 2. Взаимосвязи показателей субъектности и отношений в общей группе, половых и микровозрастных подгруппах
    • 3. 3. Структурная организация показателей субъектности и защитносовладающего поведения в общей группе, половых и микровозрастных подгруппах
    • 3. 4. Особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разным уровнем субъектности. Типы субъектности в подростковом возрасте
  • ВЫВОДЫ

Особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе умение человека самостоятельно строить свою жизнь, не только адаптироваться к социальным условиям, но и преодолевать их, быть ответственным за то, что происходит с ним лично и с окружающим* его миром, является крайне востребованным. В связи с этим в современной психологии активно осваивается категория субъекта, включающая* рассмотрение человека как активного, деятельного существа, творчески преобразующего мир и. себя, исследуется субъектность как особое качество человека. Несмотря на то, что в последние десятилетия появилось значительное количество работ, посвященных изучению субъектности, в возрастном плане она исследована недостаточно.

В центре нашего внимания — специфика субъектности в подростковом возрасте. По мнению ряда исследователей (Д.И. Фельдштейн, 1994; Г. А. Цукерман, 1995; М. А. Щукина, 2004; Д. А. Леонтьев, 2006 и др.), в этот период наблюдается наиболее интенсивное формирование субъектных качеств. Большинство работ, посвященных субъектности подростков, касается особенностей ее формирования в условиях особо организованной образовательной среды (H.A. Нестеренко, 2000; Ф. Г. Ивлева, 2000; Т. В. Прокофьева, 2001; С. А. Ольшанская, 2004; A.A. Горбунов, 2005; Т. Г. Ивошина, 2006 и др.). При этом практически отсутствуют исследования, освещающие структурные особенности субъектности в подростковом возрасте, специфику ее проявлений в случае разного уровня выраженности субъектных качеств, половые и микровозрастные аспекты субъектности. Необходимость прояснения данных вопросов во многом определила направление нашей работы.

Под субъектностью мы понимаем интегративную характеристику личности, связанную с ее активно-преобразующими свойствами и способностями. Интерес представляют особенности взаимосвязи характеристик субъектности с внутренним содержанием личности отношениями, и с ее внешним проявлением — защитно-совладающим поведением.

Отношения мы рассматриваем в рамках нашей работы, прежде всего, в эмоционально-оценочном аспекте. В фокусе нашего внимания наиболее значимые в подростковый период категории отношений* - отношение к другим, к себе и к будущему (Д1И. Фельдштейн, 1973; И. В. Дубровина, 1975; И. С. Кон, 1982; A.A. Реан, 2003 и др.).

Поскольку поведение человека определяется одновременно сознательными и бессознательными процессами, в настоящее время среди исследователей (И.М. Никольская, P.M. Грановская, 2006; В. М. Ялтонский, Н. А. Сирота, 2008; Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонова, 2010 и др.) получает признание идея о том, что в любой поведенческой реакции одновременно сосуществуют многочисленные и неповторимые комбинации копинг-стратегий и механизмов психологической защиты. В связи с этим прослеживается тенденция рассматривать указанные феномены вместе — как единый адаптационный процесс, как разные уровни единого механизма. Учитывая это, мы в нашей работе исследуем и копинг, и психологическую защиту, обозначая их одним термином «защитно-совладающее поведение».

Изучение особенностей отношений и защитно-совладающего поведения в связи с субъектностью не являлось до этого предметом специального изучения. Наблюдается недостаток эмпирических данных по вопросу соотношения механизмов психологической защиты и субъектности. В доступной нам литературе не удалось найти исследований специфики отношений и защитно-совладающего поведения в связи с субъектностью в случае разного уровня выраженности ее характеристик. Исходя из недостаточной разработанности указанных вопросов, можно констатировать актуальность проблемы исследования.

Цель исследования: изучить субъектность подростков, ее взаимосвязи с отношениями и защитно-совладающим поведением.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

Г. На основе анализа литературных источников: выделить базовые характеристики субъектности и ее жизненные показатели в подростковом возрасте.

2. Раскрыть структуру субъектности в подростковом возрасте:

3. Определить половую и микровозрастную специфику субъектности-,.

4. Выявить взаимосвязи интегральных характеристик субъектности с отношениями и показателями: защитно-совладающего поведения у подростков.

5. Проанализировать половые и микровозрастные различия во взаимосвязях субъектных характеристик с отношениями и показателями защитно-совладающего поведения.

6. Изучить специфику проявлений субъектности в связи с отношениями и защитно-совладающимповедением в зависимости от уровня ее выраженности.

Объект исследования: характеристики субъектности, отношения и защитно-сов л адающее поведение.

Предмет исследования: особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков сразными характеристиками субъектности, а также половая и микровозрастная специфика субъектности в связи с отношениями и защитно-совладающим поведением. Гипотезы исследования:

1. Субъектность представляет собой интегральное личностное образование, которое проявляется в определенных свойствах, представляющих единый симптомокомплекс и образующих целостную, связную структуру. Структура субъектности подростков может быть представлена тремя уровнями: уровнем базовых характеристик, интегральных и жизненных показателей. Уровень интегральных показателей отражает особенности данного возрастного периода.

2. Более высокому уровню субъектности сопутствует положительное отношение к другим, себе, будущему, преобладание в репертуаре защитно-совладающего поведения зрелых защит и конструктивных стратегий. При этом повышение уровня субъектности сопровождается нарастанием гетерохронности и противоречивости ее структуры, что проявляется в качественно различных симптомокомплексах, образуемых ее показателями с отношениями и защитно-совладающим поведением. Методологическими и теоретическими основаниями исследования являются: идеи субъектного подхода, в частности представления о содержании и развитии субъектности человека (C.JI. Рубинштейн, 1969; A.B. Брушлинский, 1991; В. А. Петровский, 1996; К. А. Абульханова, 1997; Е. Н. Волкова, 1998; Л. И. Анцыферова, 2000; Е. Ю. Коржова, 2001; O.A. Конопкин, А. К. Осницкий, 2003; В. В. Знаков, 2005; З. И. Рябикина, 2005; Е. А. Сергиенко, 2005; И. Б. Дерманова, 2008 и др.) — положения концепции отношений А. Ф. Лазурского (1921) и В. Н. Мясищева (1966) — положения отечественных и зарубежных психологов о психологической защите (Ф.В. Бассин, 1969; Ф. Е. Василюк, 1984; Л. И. Анцыферова, 1994; И. М. Никольская, P.M. Грановская, 2001; Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 2005; Л. Ю. Субботина, 2006; Е. Т. Соколова, 2007; S. Freud, 1923; A. Freud, 1937; N. Haan, 1977; G. Vaillant, 1977; R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte, 1979 и др.) и о копинге (H.A. Сирота, 1994; В. М. Ялтонский, 1995; С.К. Нартова-Бочавер, 1997; Н. Ф. Михайлова, 1998; Л. И. Вассерман, 2003; Т. Л. Крюкова, 2004; A.B. Либина, 2008; R. Lazarus, 1966, 1970; R. Lazarus & S. Folkman, 1984; R.M. Perrez, M. Reicherts, 1992; С .J. Holahan, R.H. Moos, J.A. Schaefer, 1996 и др.). Научная новизна состоит в следующем:

— изучена и уточнена структура субъектности в подростковом возрасте, которая, как установлено, включает в себя в качестве элементов более высокого уровня обобщения показатели «внутренне детерминированная активность», а также «самоосознание и признание субъектности другого»;

— раскрыты половые и микровозрастные особенности субъектности, в частности, показано, что факторы пола и возраста не оказывают существенного влияния на развитие субъектности в данном возрастном диапазоне;

— установлена общая тенденцияразвития субъектности в подростковом возрасте: по мере роста уровня субъектности. наблюдается нарастающая гетерохронность в становлении ее интегральных показателей;

— впервые выявлена структура взаимосвязей субъектностис отношениями и показателями защитно-совладающего поведения в зависимости от степени выраженности характеристик субъектности, а также от пола и возраста. Обнаружено, что сфера влияния субъектности по мере ее роста усиливается: характеристики субъектности все больше отражаются на отношениях и защитно-совладающем поведении;

— выделены типы субъектности у подростков со средним и высоким ее уровнем — «Активный» и «Рефлексивный», отличающиеся характеристиками отношений и профилем защитно-совладающего поведения.

Теоретическая значимость состоит в углублении и расширении представлений об особенностях субъектности в подростковом возрасте, о специфике ее взаимосвязей с отношениями и защитно-совладающим поведением в зависимости от уровня выраженности субъектных качеств, а также от пола и возраста. Полученные в работе результаты раскрывают особенности отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разным уровнем субъектности и вносят заметный вклад в психологию развития и в решение проблемы становления субъектности подростков.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты указывают на возможность прогнозирования особенностей отношений и защитно-совладающего поведения подростка через анализ степени выраженности у него субъектных качеств. Материалы, полученные в ходе исследования, могут выступить основой для разработки программ эффективной психологической помощи подросткам, направленных на повышение уровня их субъектности, могут найти широкое применение в работе практического психолога, организующего консультации подростков.

Данные исследования могут расширить представления о подростковом возрасте в рамках программы курсов «Психология развития», «Психология подростка», «Дифференциальная психология» и др.

Достоверность полученных результатов обеспечивается адекватностью методологических и теоретических положенийрепрезентативностью обследованной выборки, применением комплекса надежных и валидных методик, адекватных задачам исследования, использованием методов статистического анализа. Положения, выносимые на защиту:

1. Факторы пола и возраста не оказывают существенного влияния на развитие субъектности в данном возрастном диапазоне. Половые и микровозрастные влияния на уровневые и структурные показатели субъектности незначительны.

2. В структуре субъектности подростков могут быть выделены интегральные показатели — «внутренне детерминированная активность», а также «самоосознание и признание субъектности другого», отражающие особенности данного возрастного периода.

3. Подростков с более высоким уровнем субъектности отличает положительное отношение к другим, себе, будущему, преобладание в репертуаре защитно-совладающего поведения конструктивных способов реагирования.

4. Интегральные показатели субъектности образуют качественно различные симптомокомплексы: «самоосознание и признание субъектности другого» связано с принятием других и более конструктивными способами реагирования- «внутренне детерминированная активность» — главным образом, с принятием себя, отношением к будущему и менее конструктивными способами реагирования. Это дает основание выделить два типа субъектности у подростков — «Рефлексивный» и «Активный».

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2007, 2009 г.), «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2008 г.), на заседаниях кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. По тематике работы проводились лекции в старших классах ГОУ Лицея № 214 Центрального района г. Санкт-Петербурга. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ.

ВЫВОДЫ.

1. Субъектность в подростковом возрасте может быть представлена в виде иерархического образования, включающего в себя, по крайней мере, три уровня: базовые характеристики, интегральные и жизненные показатели.

2. На основании анализа литературных источников в качестве базовых характеристик субъектности выделяются: активность, автономность, целостность, опосредствованность, креативность, самоценностность, независимость от других людей и внутренний локус контроля, в качестве жизненных показателей — уровень социально-психологической адаптированности, учебная успеваемость, отраженная позиция в межличностных отношениях. В структуре субъектности обнаружено два интегральных показателя, расщепляющих субъектность как целостное свойство на два фактора: «внутренне детерминированная активность» и «самоосознание и признание субъектности другого».

3. Полученные половые и микровозрастные различия в уровневых и структурных характеристиках субъектности незначительны, на основании чего можно заключить, что фактор пола и фактор возраста в данный период развития не являются ведущими факторами развития субъектности.

4. Для подросткового возраста в целом характерна тесная связь интегральных показателей субъектности со всеми категориями отношений (к себе, другим, будущему) и с защитно-совладающим поведением:

А) Ведущий вклад в отношения у мальчиков вносит «внутренне детерминированная активность», у девочек этот показатель субъектности имеет то же значение для формирования отношений, что и показатель «самоосознание и признание субъектности другого». Б) Защитно-совладающее поведение у девочек в большей степени детерминировано характеристиками субъектности, чем у мальчиков. В) По мере взросления характеристики субъектности становятся менее связанными с отношениями, но начинают в тенденции оказывать более сильное влияние на защитно-совладающее поведение.

5. Высокая выраженность интегральных показателей субъектности сопровождается поведенческими паттернами, связанными с эффективностью процесса адаптациинизкая — с неэффективностью. Обнаружено, что с ростом субъектности увеличивается уровень социально-психологической адаптированности и успеваемость. Вместе с тем наиболее принимаемы в кругу сверстников подростки со средним уровнем субъектности. Подростков с высоким уровнем субъектности отвергают лишь некоторые из класса, подростков с низким уровнембольшинство.

6. С ростом уровня субъектности обнаруживается нарастание противоречивости во взаимосвязях ее интегральных показателей, что может являться проявлением гетерохронности развития субъектности.

7. Выявлено, что субъектность по мере ее роста все больше интегрируется как с показателями отношений (к другим, будущему), так и с показателями защитно-совладающего поведения.

8. Выделено два симптомокомплекса способов реагирования: более конструктивный и менее конструктивный. Первый связан с показателем «самоосознание и признания субъектности другого», второй — с показателем «внутренне детерминированная активность».

9. Интегральные показатели субъектности отражают противоположные варианты ее развития, что дает основание выделить два типа субъектности у подростков — «Активный» и «Рефлексивный». Подростки с первым типом стремятся к самоутверждению, проявляя враждебность и агрессию по отношению к другим. Подростки со вторым типом, напротив, социально ориентированы, принимают во внимание других при выстраивании собственной линии поведения.

заключение

.

В проведенном диссертационном исследовании, посвященном исследованию особенностей отношений и защитно-совладающего поведения у подростков с разными характеристиками субъектности, а также в связи с половыми и микровозрастными различиями, удалось решить ряд важных задач теоретического плана.

После детального анализа литературных источников по вопросу субъектности удалось описать ее структуру, включающую в себя базовые характеристики субъектности и ее жизненные показатели. Факторный анализ позволил выделить в структуре субъектности подростков интегральные показатели: один связан с активностью и независимостью, другой — с самоосознанием и отношением к другому как к субъекту.

Анализ половых и микровозрастных особенностей субъектности показал, что влияния фактора пола и фактора возраста на уровневые и структурные показатели субъектности незначительны в данный период развития.

Выделение кластерных подгрупп, различающихся уровневыми показателями базовых характеристик субъектности, дало возможность проанализировать специфику субъектности у подростков с разным уровнем ее выраженности. Была выявлена общая тенденция развития субъектности в подростковом возрасте: по мере роста уровня субъектности наблюдается нарастающая гетерохронность в становлении ее интегральных показателей. По-видимому, субъектность в подростковом возрасте развивается либо за счет фактора «внутренне детерминированная активность», либо за счет фактора «самоосознание и признание субъектности другого».

На основе сопоставления полученных различий в структуре субъектных характеристик и их связей с отношениями и показателями защитно-совладающего поведения в кластерных, половых и микровозрастных подгруппах можно констатировать следующее.

С ростом субъектности взаимовлияние субъектности и отношений усиливается, тогда как с возрастом оно существенно ослабевает. Вероятно, по мере взросления отношения перестают выступать необходимым основанием для развития субъектности, в то же время влияние субъектности на отношения по мере ее роста повышается. Обращает на себя внимание специфика взаимосвязи субъектности с отношением к себе: с возрастом только принятие себя сохраняет связь с субъектностью, видимо, выступая важным условием для ее развития. Как только субъектность достигает высокого уровня, она теряет связь с отношением к себе — высокая субъектность не предполагает однозначного принятия себя, но начинает оказывать влияние на другие категории отношений.

По мере взросления и с ростом субъектности ее влияние на защитно-совладающее поведение возрастает — в данном случае вектора развития направлены в одну сторону. У девочек защитно-совладающее поведение в большей степени, чем у мальчиков, детерминировано характеристиками субъектности. К тому же у них, как у подростков с более высоким уровнем субъектности, эффективность деятельности и поведения более тесно связаны с процессами самосознания (показателем «самоосознание и признание субъектности другого»). Указанная половая специфика может косвенно свидетельствовать о большей личностной зрелости девочек.

В целом можно заключить, что сфера влияния субъектности по мере ее роста усиливается: характеристики субъектности все больше отражаются на внутреннем содержании личности — отношениях, и на ее внешнем проявлении — защитно-совладающем поведении. При этом влияние двух интегральных характеристик субъектности в случае среднего и высокого ее уровня различно. На этом основании было выделено два типа субъектности в подростковом возрасте — «Активный» и «Рефлексивный», изучение которых может стать предметом дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004. — 166 с.
  2. И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совпадающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2007. 21 с.
  3. К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Институт психологии РАН, 1997. С. 56−74.
  4. К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С.34−50.
  5. К.А. Идеальность и реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В. И. Моросановой. М. Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С. 31−45
  6. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  7. К.А. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001 — 194 с.
  8. Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления II Вестник Тюменского государственного университета. 2003. — № 4. — С. 216−228.
  9. Е.В. Личностные детерминанты неконструктивности совладающего поведения у подростков // Психология совладающего поведения: Материалы международ, научно-практической конф., 16−18 мая, 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 130−132.
  10. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  11. E.H. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2003. 23 с.
  12. E.H. Самоотношение подростков // Психология современного подростка / Под ред. JI.A. Регуш. СПб.: Речь, 2005. С. 27−36.
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. — С. 3−18.
  14. Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. -М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
  15. O.E. Отношение к будущему // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 86−92.
  16. O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с.
  17. Ф.В. О силе «Я» и психологических защитах // Вопросы философии. 1969. — № 2. — С.23−35.
  18. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. — № 3. — С. 78−86.
  19. С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. -21 с.
  20. Т.В. Принципы развивающего обучения и условия становления субъектности в старшем школьном возрасте: Монография М.: Илекса- Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. — 140 с.
  21. T.B. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.-431 с.
  22. Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2003. С. 333−392.
  23. Р. Я-концепция в юности // Подросток и семья: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. — С. 93−140.
  24. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 1995.
  25. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: история и современное состояние // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005. — С. 58−84.
  26. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004 19 с.
  27. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
  28. A.B. Содержание коммуникативной потребности подростка в разных условиях общения со взрослыми // Вопросы психологии. 2006. № 4. — С. 63−69
  29. Ю.М. Влияние осознанной саморегуляции и локуса контроля на формирование копинг-стратегий // Психология совпадающего поведения: Материалы международ, научно-практической конф., 16−18 мая, 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С.80−81.
  30. .С. К проблеме нравственного сознания в: культуре уходящего века // Вопросы.психологии. 1993. № 1. — С. 6−13.33: Брушлинский- A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал: 1991'.г № 6: — С. 3−20-
  31. A.B. Проблема субъекта в психологической- науке // Психологический журнал. 1992. — № 6. — С. 3−12.
  32. A.B. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. М.: Магистр, 1999- С.30−41.
  33. A.B. Психология субъекта / Под ред. В. В. Знакова. М.: Институт психологии РАН- СПб.: Алетейя, 2003. 270 с. .
  34. Ф.Е. Процесс переживания // Самосознание и- защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ-М, 2003. С. 309−336.
  35. Вассерман Л. И, Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Проф. Л И. Ваесермана- СПб.: Речь, 2010. 192 с.
  36. И.И. Изучение, копинг-поведения:в зарубежной и отечественной психологии // Психологические исследования: Вып. 2 / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Ссргиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007а.-С. 30−45.
  37. E.H. Субъектность как интегративное свойство личности педагога : Дис.. канд. психол. наук.-М, 1992. 205 с. • - ¦
  38. E.H. Субъектность педагога: теория и практика. Дис.. д-рапсихол. наук. М., 1998. — 308 с.
  39. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  40. JI.C. Педагогическая психология. М., 1996
  41. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределния // Вопросы психологии. 1994, № 3 — С. 43−52.
  42. JI.C. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации. Дис. д-ра психол. н. — Екатеринбург, 2001. — 313 с.
  43. C.B. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних: Дис.. канд. психол. наук. СПб, 2000.
  44. C.B., Лысков Б. Д. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения // Вестник СПбГУ. 1992, вып.1 (№ 6). — С. 70−77.
  45. A.A. Формирование субъектности подростков в личностно ориентированном образовании: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Воронеж, 2005 22 с.
  46. P.M. Элементы практической психологии. 4-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 2000. — 647 с.
  47. P.M. Система психологической защиты и копинг-стратегии. // Психология совладающего поведения: Материалы международ, научно-практической конф., 16−18 мая, 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С.26−28.
  48. А.Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2003. — 24 с.
  49. А.Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 62−73.
  50. H.B. Ситуационный подход в исследовании субъектности // Материалы международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2009: современная психология: методология, парадигмы, теории». СПб., 2009. — С. 36−39.
  51. A.A. Социально-психологическое исследование становления социальной зрелости. Дис. канд. психол. н. — Самара, 1998. — 197 с.
  52. Н.В., Носов С. С. Возрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит // Вестник СПбГУ. 2007, вып.4 (сер.6). — С. 261−266.
  53. JI.B. Субъективная оценка профессиональных стрессоров и совладающего поведения в период взрослости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 27 с.
  54. И.А. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1997. 20 с.
  55. И.Б., Лебедева Н. В. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения и уровни развития нравственного сознания // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.6 / Под ред. Л. А. Коростылевой. -СПб., 2002. С. 48−63.
  56. Л.Г., Махнач A.B. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. Т.17. № 3. С. 137−148.
  57. Ф. Концепции отрочества // Подросток и семья: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. — С. 175−231.
  58. Н.И. Психологическая структура субъектности как личностного свойства студента будущего социального педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Сочи, 2006. — 28 с.
  59. И.В., Тхостов А. Ш. Субъектность как граница: топологическая и генетические модели // Психологический журнал. 2003. Т.24. № 3. С. 5−12.
  60. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З'.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. — С. 14−22.
  61. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 128 с.
  62. В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Р1нститут психологии РАН, 2005. — С. 9−45.
  63. В.В. Экзистенциальный опыт субъекта как проблема психологии человеческого бытия // Субъектный подход в психологии / Под ред. A.JI. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 211−225.
  64. Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002. — 22 с.
  65. Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельной образовательной среды: Дис. канд. психол. н. Казань, 2000. — 197 с.
  66. Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006 20 с.
  67. Е.П. Пол и тендер. СПб.: Питер, 2010. — 688 с.
  68. Т.А., Моросанова В. И. Исследование регуляторных основ принятия решений субъектом // Субъектный подход в психологии / Под ред.
  69. A.Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — С. 450−465
  70. .В., Карпова Э. Б. Психология отношений. Концепция
  71. B.Н.Мясищева и медицинская психология. СПб.: Сенсор, 1999. — 76 с.
  72. Е.Р., Вассерман Л. И. Адаптация и самореализация // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. СПб: СПбГУ, 2004. С. 206−215.
  73. М.В. Показатели и структура субъектности (на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008. 28 с.
  74. Е.Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. — С. 49−55.
  75. В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-Пресс, 1999. 148 с.
  76. В.Г., Зверева С. В., Мельникова И. Е. Психологические характеристики старшеклассников в школах и гимназиях // Вопросы психологии. 2005. № 3. — С. 38−51.
  77. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985.
  78. А.Б. Механизмы психологической защиты и стратегии преодоления в переходный период от подросткового к юношескому возрасту: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2006. 25 с.
  79. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.:Смысл- СПб.: Питер, 2005. 176 с.
  80. В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. с. 179−185
  81. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
  82. O.A. Осознанная саморегуляция как. критерий субъектности Вопросы психологии, № 3, 2008 с. 22 34
  83. Корабли на Е. П. Психологическая помощь с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода и женского и мужского способов существования // Психологические проблемы- самореализации личности: СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1999. — Вып: 3- - С. 169−177.
  84. Е.Ю. Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.5. / Под ред. Г. С. Никифорова- Л-А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 2001.- С. 91−101″
  85. Коржова Е Ю: Психология личности: Типология? теоретических моделей: СПб.: Институт Практической психологии. 2004. — 542 с. •
  86. A.A., Головаха Е. П. Психологическое-время личности. Киев: Наукова думка, 1984.
  87. Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. Кострома: Авантитул, 2004.
  88. Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. № 21 — С. 5−15.
  89. Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008а. № 2. — С.88−95.
  90. В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах
  91. B.Н. Мясшцева // Психологический журнал. 1992. № 3. — С. 140−147.
  92. А.Ф. О составе личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. И общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 17−22.
  93. О.С. Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2007 24 с.
  94. Е.В. История и теория психологии отношений / Отв. ред. А. А. Крылов. СПб.: Алетейя, 2003. — 312 с.
  95. А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологически анализ. М.: Смысл, 1998. С. 190−204.
  96. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. 532 с.
  97. A.B. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
  98. Ю.Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. -24 с.
  99. C.B. Образ отца как фактор самоактуализации личности: Автореф.дис.. канд. психол.наук. СПб., 2006 21 с.
  100. М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  101. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979.
  102. H.A. Психо биографический метод исследования и* коррекции личности: Учебное пособие. Алматы: Казак. университет, 2001. — 172 с.
  103. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 350 с.
  104. Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом-возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2002. 18 с.
  105. Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психол. журнал: 2008, № 4. — С. 54−66.
  106. A.B., Лактионова А. И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН, 2007. — С. 290 — 312.
  107. Л.Б. Развитие субъектности подростков в условиях социальной изоляции методом дистантной психологической помощи (на примере воспитательной колонии для несовершеннолетних): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 20 с.
  108. В.И. Субъект и индивидуальная саморегуляция // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 5. — С. 485−486.
  109. В.К. Психогигиена и психопрофилактика. Л.: Медицина, 1983. -248 с.
  110. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — С. 34−39.
  111. Мясищев «В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 400 с.
  112. A.A. Психологические защитные механизмы. JL: Медицина, 1983. — 248 с.
  113. Нартова-Бочавер С.К. „Coping behaviour“ в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. № 5. — С. 20−29.
  114. H.A. Влияние статусной структуры взаимодействия индивида и общности на формирование субъектности личности старшеклассников (в условиях вариативного образования): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Курск, 2000. 19 с.
  115. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  116. И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека. // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 2008. — С. 113−137.
  117. . Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2004. 608 с.
  118. H.H. Психология Человека. От тела к душе.- СПб.: Облик, 2001. -408 с.
  119. С.А. Развитие психологических предпосылок субъектности у спортсменов старшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2004. 22 с.
  120. A.K. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — с. 5−19.
  121. С.Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2003. — С. 208−242.
  122. Петровский BLA. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: изд-во „Феникс“, 1996. 512 с.
  123. А.Ю. Структура активности субъекта жизни и ее функции в интегральной индивидуальности (на примере студентов вуза): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 2010. 26 с.
  124. Ю.А. Субъектная индетерминированность социальной направленности личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2005. -19 с.
  125. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2000.
  126. Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности. Дис.. канд. психол. наук. Волгоград, 2001. 164 с.
  127. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. A.A. Реана. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.
  128. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией A.A. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 504 с.
  129. Л. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни / Отв.ред. Е. В. Шорохова. -М., 1987-С. 153−158
  130. Т.Н., Заика Л. Л. Особенности совладания старшеклассников // Психология совпадающего поведения: Материалы между народ, научно-практической конф., 16−18 мая, 2007 г. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 148−150.
  131. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  132. JI.A., Лихтарникова А. Л. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга) // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. — С. 7−26.
  133. X. Психология взросления // Подросток и семья: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. — С. 232−356.
  134. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  135. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. И предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа „Прогресс“, „Универс“, 1994. — 480 с.
  136. Е.Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 23 с.
  137. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.-201 с.
  138. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. М.: АН СССР, 1957. 328 с.
  139. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  140. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. — 713 с.
  141. Г. Н. Возрастно-половые особенности мотива достижения учащихся в связи со значимыми видами деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2006
  142. З.И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психологический журнал. 2008. № 2. С. 78−87.
  143. Н.И. (28) Самоотношение личности- // Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ-М“, 2003. — С.174−207.
  144. В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М-И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ. 2002. 368 с,
  145. Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред.
  146. А.Л.Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 20 086. — С. 67−83.
  147. Е.А. Континуально-генетический принцип становления субъекта // Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 2009. — С. 50−66
  148. И. А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 140 с.
  149. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дис.. докт. мед. наук. СПб., 1994. 285 с.
  150. H.A., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Видерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.-216 с.
  151. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  152. Е.О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношеюы в онтогенезе ребенка // Вопр. психол. 2007. № 2 — С. 57 — 68.
  153. Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007. № 4. — С. 66−79.
  154. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284с.
  155. Л.Ю., Юркова М. В. Психология защиты личности: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2004. 104 с.
  156. Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2006а. 46 с.
  157. Л.Ю. Психология защитного поведения: монография. Ярославль: ЯрГУ, 20 066. 220 с.
  158. В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1996. 22 с.
  159. В.А. Психология в субъектном измерении. Киев: Просвгга, 1996.
  160. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. -341 с.
  161. O.A. Субъектность личности как условие преодоления одиночества в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 21 с.
  162. H.H. Формирование личности как становление субъекта развития. // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 134−140.
  163. В.В. Защитно-совладающий стиль поведения у социально-успешных людей и лиц, идущих на правонарушение // Ананьевские чтении-2004: Материалы научно-практической конференции, 26−28 октября 2004 г. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 273−278.
  164. А.Ш. Топология субъекта (Опыт феноменологического исследования). Вестник Московского Университета. Сер. 14, Психология. 1994. — № 3. — С. 3−12.
  165. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000. 88с.
  166. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды 2-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.
  167. Флейк-Хобсон К., Б. Робинсон, П. Скин Подростки и их отношения со взрослыми // Подросток и семья: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2002. — С. 55−64.
  168. Формирование личности в переходный период: от подросткового кюношескому возрасту / Под ред. PI.B. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  169. Э. Душа человека М.: ACT-ЛТД, 1998. 664 с.
  170. С.А. Совпадающее поведение одаренных старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Кострома, 2002. 26 с.
  171. Н.Е. Субъект и парадоксы его развития // Субъектный подход в психологии / Под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во „Институт психологии РАН“, 2009. — С. 255−266
  172. М.А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника „юношеская копинг-шкала“) // Вопросы психологии. 2007, № 4. — С. 143−156
  173. К. Женская психология. СПб., 1993.
  174. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
  175. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Итерпракс, 1995. 288 с.
  176. И.С. Отсутствие отца и тендерная социализация ребенка: теоретический аспект II Ананьевские чтения-2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 364−366.
  177. О.Б. Роль детско-родительских отношений в развитии ответственности подростков: Психология XXI века: Тезисы Международноймежвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб., 2000. С. 193−195.
  178. JI.M. Психология» детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.-276 с.
  179. М.А. Особенности развития^ субъектности личности- в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2004. 167 с.
  180. В. Глубокая простота. Основы социальной философрга / Пер. с англ. СПб.: РОЗА МИРА, 1993. — 218 с.
  181. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1998. 498 е.
  182. Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2005. — 384 с.
  183. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дис.. докт. мед. наук. СПб., 1995.
  184. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. — № 6.- С. 54- 58.
  185. Amirkhan J.H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indicator//J. Personal. Soc. Psychol. 1990. Vol. 59. — P. 1066−1074.
  186. Carden R., Bryant C., Moos R. Locus of control, test anxiety, academic procrastination, and achievement among college students // Psychological Reports/ 2004. № 95 (2). P. 581−582.
  187. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretical based approach // J. of Personality and Social Psychology, 1989. Vol.56. № 2. P. 267−283.
  188. M.L., Wood P.K., Orcutt H.K. & Albino A.W. Personality and the predisposition to engage in risky or problem behaviors during adolescence // Journal of Personality and Social Psychology. 2003, № 84. — P. 390−410.
  189. Cramer Ph. The development of defensive mechanisms. N.Y., 1990. P. 654.
  190. E.L., & Ryan R.M. The 'what' and 'why' of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. -P. 227−268.
  191. E.L., & Ryan R.M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life’s domains // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. — P. 1423.
  192. Demo D.H. Self-esteem of Children and Adolescents // Extending self-esteem theory and research: sociological and psychological currents / Edited by Owens T.J., Stryker S., Goodman N. Cambridge et al: Cambridge University Press, 2001.-P. 135−156.
  193. Compass B.E., Phares V., Ledoux N. Stress and coping preventive interventions for children and adolescents / L.A. Bond and B.E. Compass (eds.). Primary prevention and promotion in the schools, Newbury Park: Sage, 1989. P. 319−340.
  194. Endler N.S., Parker J.D. Multidimensional Assessment of coping: a critical evaluation//J. Personal. Soc. Psychol. 1990. Vol. 58. — P. 844−854.
  195. Freud S. The ego and the id. New York: Norton, 1923.
  196. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. London: Hogarth Press, 1937.
  197. Haan N. Coping and defending. Process of self-environment organization. N.Y.: Academic Press, 1977.
  198. Holahan C.J., Moos R.H., Schaefer J.A. Coping, stress-resistance and growth: Conceptualizing adaptive functioning // M. Zeidner, N. Endler (Eds.). Handbook of coping. Theory, research, applications. N.Y.: J. Wiley & Sons, Inc., 1996. P. 2443.
  199. Kobasa S. Stressful life events, personality and health: An inquiry into hardiness //J. of Personality and Social Psychology, 1979. Vol. 37. P. 1−11.
  200. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) / The handbook of behavioral medicine. N.Y.: Guilford, 1984. P. 282−325.
  201. Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // L.A. Pervin, M. Lewis. (Eds.). Perspectives in interactional psychology. N.Y.: Plenum Press, 1978. P. 287−327.
  202. Maccoby E.E., Jacklin C.N. Psychology of sex differences. V. 1−2. Stanford, Calif., Stanford University Press, 1974.
  203. McGrath J., Kelly J. Time and human interaction: Towards a social psychology of time. N.Y.: Guildford Press, 1986
  204. Offer D., Ostrov E., Howard K., Atkinson R. The teenage world: Adolescents self-image in ten countries. N.-Y.: Plenum Medical, 1988.
  205. Perrez M., Reicherts M. Stress, Coping and Health. A Situation-Behavior Approach. Theory, Methods, Applications. Seattle: Hogrefe and Huber Publishers, 1992.
  206. R.M., & Deci E.L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determiniation, and will? // Journal of Personality. 2006. Vol. 74. — P. 1557−1586.
  207. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions // In: C.E. Izard (Eds.) Emotions in personality and psychopathology. N.Y.: Plenum, 1979.
  208. Rohner R. Father love and child development: History and current evidence // Current directions in Psychol. Sci. 1998. Vol. 7. — P. 157−161.
  209. Snyder C.R. Dr. Seuss, the Coping Machine, and «Oh, the Places You’ll Go» // Coping with stress: effective people and processes / Edited by C.R. Snyder. Oxford et al: Oxford University Press, 2001. P. 3−29.
  210. Stanton A.L., Danoff-Burg S., Camerun C.L., Ellis A.P. Coping through emotional approach: problems of conceptualization and confounding // J. of Personality and Social Psychology, 1994. Vol.66. № 2. P.350−362.
  211. Turban D.B., Tan H.H., Brown K.G., & Sheldon K.M. Antecedents and outcomes of perceived locus of causality: An application of self-determination theory // Journal of Applied Social Psychology. 2007. Vol. 37. — P. 2376−2404.
  212. Vaillant G.E. Adaptation to life. Boston: Little, Brown, 1977.
  213. Williamson G.M., Dooley W.K. Aging and Coping: The Activity Solution // Coping with stress: effective people and processes / Edited by C.R. Snyder. Oxford et al: Oxford University Press, 2001. P. 240−258.
  214. Williams P.G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health // J. of Behavioral Medicine. 1992. Vol. 15. № 3.- P. 237−255.
  215. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol.77. № 6. P. 1271−1288.
  216. Условные сокращения и обозначения
  217. Защитно-совладающее поведениеинтеллект-ия интеллекту ализ. напряжен-ть защит принятие ответствен. интеллектуализация общая напряженность защит принятие ответственности
Заполнить форму текущей работой